Анализ стихотворения полевые цветы бунина 3, 8 класс

Урок Конспект Дополнительные материалы

Установите соответствие между названием стихотворения и отрывком.

«Полевые цветы» — листья и стебли;
«Густой зелёный ельник у дороги» — олень;
«Детство» — сосновый бор.

Соберите мозаику-иллюстрацию к стихотворению И.А. Бунина «Полевые цветы».

Выберите из списка правильный ответ.

Родился Илья Иван (Бунин в богатой небогатой дворянской семье 10 октября 1870 года. Детство Бунина прошло в Орловской губернии неподалёку от города Елец среди природной красоты лесов полей .

Начальное образование в жизни Бунина получено в школе дома . В 1881 году молодой поэт поступил в Елецкую гимназию, но не окончил её. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет гимназию с отличием.

Вставьте пропущенные слова в стихотворение И.А. Бунина «Полевые цветы».

  • В огней, за зеркальными ,
  • Пышно цветут дорогие ,
  • Нежны и сладки их тонкие запахи,
  • Листья и стебли полны .

Вставьте пропущенные слова в стихотворение И.А. Бунина «Густой зелёный ельник дороги…».

  1. Густой зеленый

    у дороги,

  2. Глубокие пушистые снега.
  3. В них шёл олень, могучий, тонконогий,
  4. К спине откинув тяжкие

    .

  5. Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
  6. Здесь елку гнул и белым зубом скреб —
  7. И много хвойных крестиков, остинок
  8. Осыпалось с макушки на

    .

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова, имеющие отношение к теме урока.

1. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. 2. Образное, художественное определение. 3. Употребление слов в переносном значении.
4. Чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
5. Созвучие концов стихотворных строк.

Соотнесите термин и его определение.

Выделите цветом рифмы в стихотворении.

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

  • Кора груба, морщиниста, красна,
  • Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
  • И кажется, что пахнет не сосна,
  • А зной и сухость солнечного лета

Подпишите изображения названием стихотворения.

«Полевые цветы» — поле, «Детство» — сосновый бор, «Густой зелёный ельник у дороги» — еловый лес. Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс «Густой зелёный ельник у дороги…»

Расположите на ленте времени части стихотворения «Детство».

Разгадайте кроссворд, ответив на вопросы.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Источник: http://resh.in.edu.ru/subject/lesson/5141/train/

Бунин «Полевые цветы»

Творчество выдающегося писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина занимает особое место в русской литературе.

Благодаря своему непревзойденному таланту и литературному мастерству, он сумел вложить в свои произведения всю тонкость и гармонию окружающего мира. Поэтика Ивана Бунина заслуживает особого внимания читателя.

В его произведениях мы можем увить не только простые истории, но и глубокий философский смысл, который заставляет нас задуматься о вечных ценностях, которыми наполнена наша жизнь.

Стихотворение «Полевые цветы» принадлежит к категории, на первый взгляд, простых, но одновременно психологически глубоких произведений.

Стихотворение «Полевые цветы»

В начале произведения, И. А. Бунин описывает читателю красоту дорогих цветов, которые красуются в витринах дорогих цветочных магазинов. Эти цветы излучают красоту и изящество, очаровывая своим тонким изысканным ароматом прохожих.

Их заботливо растили в теплицах, поэтому магазинные цветы не знают, что такое ветер и мороз. Они привыкли к тому, что их постоянно лелеяла человеческая рука. Однако в середине стихотворения, автор описывает родственников привозных растений – обычных русских полевых цветов.

Полевые цветы росли в открытом поле – они знают, что такое неблагоприятные погодные условия, так как не раз противостояли им. Такие цветы не чувствовали заботы человека, только солнце ласкало их своими приветливыми лучами.

Автор показывает нам истинную красоту полевых цветов – ведь они впитали в себя всю красоту окружающей природы – вечернее небо, мерцание звезд, дыхание весеннего ветра.

Изящество полевых цветов подчеркивает их стыдливость – они не претендуют на признание людей, несмотря на то, что являются прекрасными.

Тема стихотворения «Полевые цветы»

 В своем стихе Иван Бунин поднимает одновременно две необычайно важные темы – это любовь к природе и истинная красота.

Несмотря на то, что на первый взгляд, полевые цветы могут показаться не такими красивыми, как те, которые были выращены в теплицах, автор помогает увидеть читателю их истинную привлекательность.

Ведь полевые цветы передают чарующую атмосферу природы, которая не доступна для тепличных цветков. В конце стихотворения автор делиться с читателем своей ностальгией за природой родного края.

Полевые цветы словно служат связующим звеном между природой и самим автором. 

Нужна помощь в учебе?

Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс Предыдущая тема: Бунин «Детство»: чему учит нас стихотворение
Следующая тема:   Былины о Добрыне Никитиче: характер и прототипы героя

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/bunin-i-a-polevye-cvety

Бунин И. "Полевые цветы"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Полевые цветы» и их характеристика

  1. Дорогие цветы. Красивые, нежные, заморские.
  2. Полевые цветы. Скромные, стыдливые, родные.

План пересказа стихотворения «Полевые цветы»

  1. Дорогие цветы
  2. Теплицы
  3. Скромные цветы
  4. Небосвод и созвездия
  5. Родные и близкие

Главная мысль стихотворения «Полевые цветы»
Нет ничего прекрасней простых полевых цветов нашей Родины.

  • Чему учит стихотворение «Полевые цветы»
  • Отзыв на стихотворение «Полевые цветы»
  • Анализ стихотворения «Полевые цветы»
  • Средства художественной выразительности в стихотворении «Полевые цветы»

Стихотворение учит любить свою родную землю, любить ее природу, ее цветы. Учит быть патриотом Родины и не менять свое, родное, на чужое, пусть и дорогое.

Мне очень нравится это стихотворение, в котором автор сумел выразить свою любовь к простым полевым цветам, как к символу Родины. Читая это стихотворение, ощущаешь гордость за свой родной край, за его скромную, но такую родную красоту.

Стихотворение было написано Иваном Буниным в 1887 году.
По жанру это пейзажная лирика.
В стихотворении автор затронул тему любви к Родине и патриотизма. От последних строк стихотворения веет ностальгией по прекрасным прошлым временам. Автор пытается показать в стихотворении, что для каждого человека не может быть ничего милее его Родины.
Стихотворный размер — дактиль, рифмовка перекрестная.

Эпитеты: дорогие цветы, нежны и сладки тонкие запахи, метели холодные, бурные грозы, скромные сестры, заморских цветов, весна благовонная, зелени майской, простор голубой, таинственный узор золотой, вечных созвездий, красотою стыдливою, позабытые светлые дни.
Метафоры: в блеске огней, пышно цветут, сладки тонкие запахи, небосклона простор, созвездий узор, веет красотою.
Олицетворения: возрастила весна, видят они, говорят.
Перифраз: сестры и братья.

Пословицы к стихотворению «Полевые цветы»

Родина наша солнца краше.
За морем теплее, а у нас светлее.
Родная сторона мать, а чужая — мачеха.
По родимой сторонке сердце поет.
Велика родная земля и везде солнышко. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Полевые цветы»
За зеркальными стеклами, в блеске огней цвели дорогие цветы. Они были нежными и красивыми, прекрасно пахли. Их вырастили в теплицах, привезли с далекого юга, и эти цветы не пугают морозы и метели.
А на полях Родины растут другие цветы, взращенные весной. Они видят над собой голубой небосклон и золотой узор созвездий. Их красота кажется стыдливой, но именно они оказываются родными сердцу и взору, и напоминают о прошлых днях.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Полевые цветы»

Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс

Читать стихотворение «Полевые цветы»

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей… Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов. Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой. Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

Источник: http://coolchtivo.blogspot.com/2019/12/blog-post30.html

Анализ стихотворения Бунина “Полевые цветы”

“Привольная степь”, “кудрявый темный лес”, искрящаяся “сталь речки” – родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее “дышит грудь”, и меньше одолевают муки “заветной печали”. Стихотворение “Полевые цветы”, созданное в 1887 г. и претерпевшее редакцию в 1900 г., соответствует заявленной авторской парадигме.

https://www.youtube.com/watch?v=-NHheLp9Kk4

Поэтический текст построен на развернутом противопоставлении двух образов – дорогих “заморских” и непритязательных луговых цветов.

Тепличные растения пышны

и изысканны, обладают тонким ароматом. Их красота умножается зеркальным блеском витрин. Дорогой товар окружен вниманием людей: его заботливо ограждают от холода и “свежести ночей”.

Полевые цветы ценны не меньше экзотических “гостей”: сравнение “сестры и братья”, поставленное в начало части о луговых растениях, выглядит уверенно и быстро уравнивает позиции “спорящих сторон”.

Скромные и неприхотливые травы милее лирическому герою, потому что “сердцу и взору родные”.

Ряд противопоставлений продолжается: вместо тщательных усилий садовников – тепло “весны благовонной”, вместо

теплиц и искусственного света – “голубой простор” небес и таинственный “золотой узор” звезд. Длинная антитеза завершается парой “роскошная и утонченная искусственная красота – естественная “красота стыдливая”, которая связана с воспоминаниями о родном крае и счастливыми переживаниями.

Начинающий автор удачно использует прием олицетворения: анафора “видят” и одиночное “говорят”, примененные в отношении к цветам, оживляют их, наделяют душой.

В раннем произведении отражаются важнейшие сквозные образы чистого неба и “вечных созвездий”, которые лягут в основу идеологии художественного пространства Бунина. Синий небосвод и сияние звезд символизируют загадочный и бесконечный универсум, в котором человек – не центр, а лишь часть вечного движения.

Образ полевых цветов, дорогой сердцу детали родного пейзажа, также можно отнести к категории знаковых, получивших в дальнейшем развитие и философское осмысление.

Лирическому герою “всего дороже” обыкновенный донник, наделенный эпитетом “золотой”. Цветущие “синие подснежники” становятся одним из слагаемых далекой и прекрасной молодости.

Луговые травы включены в исчерпывающую формулу щемящей любви к Родине, которая звучит в произведении “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…”

(1

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-bunina-polevye-cvety/

Урок 27. и.а. бунин «детство», «полевые цветы», «густой зеленый ельник у дороги…» — Литературное чтение — 3 класс — Российская электронная школа

Литературное чтение, 3 класс

Урок 27. И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»

Перечень основных вопросов:

  1. Средства художественной выразительности
  2. Определение значения в художественной речи средств выразительности.
  3. Биография и творчество И. А. Бунина

Цель:

  • познакомиться со средствами художественной выразительности.

Задачи:

  • находить средства художественной выразительности;
  • создавать словесную картину.
  • Тезаурус:
  • Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.
  • Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.
  • Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
  • Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
  • Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.
  • Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
  • Эпитет – образное, художественное определение.
  • Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
  • Метафора — употребление слова в переносном значении.
  • Звукопись — это художественный приём,
  • заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые

имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

  1. Антонимы – слова, противоположные по значению.
  2. Синонимы – слова, близкие по значению.
  3. Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М.: «Просвещение», 2013.

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001.

  • Мы узнаем о значении в художественной речи средств выразительности
  • Научимся находить средства художественной выразительности.
  • Сможем создавать словесные картины.
  • Основное содержание урока
  1. Лирическое произведение от прозаического отличатся прежде всего тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, синонимы и антонимы.
  2. Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Средства художественной выразительности классифицируют на фонетические, лексические и языковые.

Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Понаблюдаем, какие языковые средства использует И.А. Бунин.

  1. Первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе И. А. Бунин. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 октября 1870 года. Детство Бунина прошло в Орловской губернии неподалёку от города Елец среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина получено дома. В 1881 году молодой поэт поступил в Елецкую гимназию, но не окончил её. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орёл, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность.

Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытом небом» и «Листопад».

Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений». Писатель в 1909 году становится почётным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнёсся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

В иммиграции в Париже в своей квартире Иван Алексеевич активно продолжает заниматься литературной деятельностью.

Проанализируем творчество И.А. Бунина. Произведение «Детство» было написано поэтом в 1895 году. В стихотворных строках поэт попытался передать всю гамму чувств, который испытывал раннее, будучи ребёнком, проживая в родовом поместье Орловской области. Именно те живописные места, окружавшие юношу с младенчества, привили в нём любовь к прекрасному, и бесконечное восхищение к русской природе.

Текст стихотворения можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой описывает радость, которую он испытывает, оказавшись жарким летним днём в сосновом бору.

Для того, чтобы подчеркнуть красоту увиденного поэт использует метафору- солнечные палаты, создавая из леса образ сказочного дворца, сквозь крышу которого бьют яркие лучи солнца. Эпитет – сухим, смолистым ароматом передаёт читателю ощущения запахов леса.

Во второй части продолжается описание лесного дворца, подчёркивая его светлую наполненность. Автор использует сравнение – песок, как шёлк. В этой строфе лирический герой абсолютно беззаботен, он ребёнок, который ещё не сталкивался с жизненными трудностями, он мал и искренне радуется каждому дню.

В третьей части описывается дерево, которое противопоставляется маленькому ребёнку. Дерево огромное, морщинистое олицетворяет образ взрослого человека, проживающего долгую жизнь. Лирический герой вдыхает запах дерева, как бы вдыхая лето. Поэт использует метафору – пахнет зной и сухость лета. Также автор использует синонимы: блеск –свет.

  1. Тема стихотворения – описание лета глазами детей.
  2. Сосновый бор и любовь к природе отразил в своем произведении живописи «Утро в сосновом бору» Шишкин Иван Иванович.
  3. В стихотворении «Полевые цветы» Иван Алексеевич Бунин затрагивает две темы – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

В начале стихотворения предстают перед читателем во всём своём блеске дорогие цветы. Это те, которые были выращены в теплицах. О них заботились люди. Им не знакомы ни ветер, ни дождь, ни другие неприятности. Вместе с тем, не касались их солнечные лучи, не видели многих красот.

И. Бунин через тему природы автор высказывает свое отношение к истинной красоте. Он очень трогательно рассказывает о скромности полевых цветов. Они росли на лоне природы и им знакомы все неприятности природы. Вместе с тем пережили они чудесные мгновения. Их взрастила сама весна. Весна в стихотворении олицетворяет красоту и дыхание жизни. Поэт одушевляет цветы: они видят, говорят.

Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги» было написано в 1905 году. Центральной темой является природа, её описание и призыв защищать, беречь от уничтожения. Читатель словно наяву видит благородного оленя, который неспешно, царственно идёт по ельнику, ищет себе пропитание. Природа мирная, спокойная и олень – единственный, кто нарушает её неподвижность.

А в третьем четверостишии всё меняется. В гармонию леса и зверя вмешивается человек. Олень вынужден срываться с места и скрываться в лесу, чтобы спасти свою жизнь. Бунин описывает это с помощью метафоры: он красоту от смерти уносил.

В стихотворении прослеживается перемена настроения лирического героя. В начале стихотворения – спокойствие, во второй части – тревога, а в конце стихотворения – радость спасения оленя.

Следует заметить, что Бунин в стихотворении не обвиняет людей, человек отсутствует в произведении. Но благодаря своему таланту поэт вызывает сочувствие у читателя и заставляет задумываться о развлечениях, которые разрушают красоту природы. Данное стихотворение выражает восхищение писателя русской природой и предупреждает о необходимости её сохранения.

И. А. Бунин использует при описании природы следующие эпитеты: густой ельник, пушистые снега, могучий олень, тяжкие рога, размеренный след.

В живописи красоту елового леса описывает в своём произведении живописи «В еловом лесу» И. И. Шишкин.

Родная природа занимает в творчестве Бунина совершенно особое место. И в прозаических, и в стихотворных произведениях Иван Бунин обращается к красотам родной природы.

  • Поэт, музыкант, журналист Юрий Фёдорович Трифонов говорил: «Проза Бунина не столько проза поэта, сколько проза художника – в ней чересчур много живописи».
  • Разбор типового тренировочного задания
  • Текст вопроса: Расположите на ленте времени части стихотворения.
  • Лента времени.
  • Части стихотворения:
  • Кора груба, морщиниста, красна,
  • Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
  • И кажется, что пахнет не сосна,
  • А зной и сухость солнечного лета.
  • Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
  • Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
  • И чувствую: мне только десять лет,
  • А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
  • Чем жарче день, тем сладостней в бору
  • Дышать сухим смолистым ароматом,
  • И весело мне было поутру
  • Бродить по этим солнечным палатам!
  • Правильный ответ:
  • Части располагаются в последовательности:
  • Чем жарче день, тем сладостней в бору
  • Дышать сухим смолистым ароматом,
  • И весело мне было поутру
  • Бродить по этим солнечным палатам!
  • Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
  • Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
  • И чувствую: мне только десять лет,
  • А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
  • Кора груба, морщиниста, красна,
  • Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
  • И кажется, что пахнет не сосна,
  • А зной и сухость солнечного лета.
  • Разбор типового контрольного задания
  • 1 вариант
  • Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.
Сравнение это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
Синонимы Слова, близкие по значению
Метафора слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Ритм употребление слов в переносном значении.
Олицетворение перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые

2 вариант

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

Метафора перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
Антонимы слова, противоположные по значению
Эпитет употребление слов в переносном значении.
Олицетворение образное определение
Рифма созвучие концов стихотворных строк.

Ответ

1 вариант

Сравнение это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.
Синонимы Слова, близкие по значению
Метафора слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Ритм употребление слов в переносном значении.
Олицетворение перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые

2 вариант

Метафора перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.
Антонимы слова, противоположные по значению
Эпитет употребление слов в переносном значении.
Олицетворение образное определение
Рифма созвучие концов стихотворных строк.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5141/conspect/

И.А.Бунин "Детство", "Полевые цветы"

Тема: И.А. Бунин. « Детство» , « Полевые цветы»

Тип урока: урок « открытия» новых знаний

Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;

  • развивать навык выразительного чтения;
  • приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух;
  • воспитывать интерес и уважение к поэту, как художнику, волшебнику слова; бережное
  • отношение к природе.
  • Планируемые результаты:
  • Предметные:
  •   -формировать представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;
  • — учить детей само выражаться с помощью  поэтических находок, совершенствовать творческое
  • воображение ребёнка;
  • — развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности,
  • наблюдательность, образное мышление, индивидуальные     познавательные способности каждого
  • ученика;
  • — воспитывать внимательное отношение к слову.
  • Личностные:
  • — проявлять: интерес к чтению русской поэзии;
  • свои чувства при анализе произведения;
  • интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
  • Метапредметные:
  • — уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • — уметь слушать и понимать речь других.
  • — оформлять свою речь в устной и письменной форме.
  • — уметь работать в паре.
  • — уметь находить в тексте ответы на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний,
  • осуществлять анализ произведений
  • Ход урока.

1. Оргмомент.

  1. Прозвенел и смолк звонок.
  2. Начинается урок.
  3. Тихо девочки за парту сели,
  4. Тихо мальчики за парту сели,
  5. На меня все посмотрели.
  6. 2.Проверка домашнего задания
  7. Выразительное чтение стихотворения.

Каким нам автор показывает дедушку Мазая в стихотворении? ( Он любит свой край, животных этой местности. Он животных не убивает , а спасает в сложной для них ситуации)

  • — Какая главная мысль стихотворения?( Надо любить , беречь свой край)
  • 3.Подготовка к восприятию нового материала
  • Учитель читает стихотворение.
  •         Помню — долгий зимний вечер,
  •         Полумрак и тишина;
  •         Тускло льется свет лампады,
  •         Буря плачет у окна.
  •         «Дорогой мой, — шепчет мама,-
  •         Если хочешь задремать,
  •         Чтоб бодрым и веселым
  •         Завтра утром быть опять,-
  •         Позабудь, что воет вьюга,
  •         Позабудь, что ты со мной,
  •         Вспомни тихий шепот леса
  •         И полдневный летний зной;
  •         Вспомни, как шумят березы,
  •         А за лесом, у межи,
  •         Ходят медленно и плавно
  •         Золотые волны ржи!»
  • — Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.
  • 4. Сведения об авторе

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения  в области науки и литературы.

Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира.

Что же  помогло ему достигнуть таких высот?

И.А.Бунин  родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы.

Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка.

От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из — за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата.

Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов.

(Учитель читает отрывок из стихотворения “Мать”)

Но был огонь – не угасал,Светил в пристройке по ночам,И мать всю ночь ходила там,Глаз до рассвета не смыкая, Она мерцавшую свечуСтаринной книгой заслонилаИ, положив дитя к плечу, 

Всё напевала и ходила…

— Это трогательное , полное любви и нежности стихотворение И.А.Бунин посвятил своей матери — Людмиле Алексеевне Буниной, которой он был бесконечно благодарен за теплоту и заботу. За то, что в трудные для них времена, её не покинуло мужество и доброта по отношению к своим детям. Воспоминания И.А.Бунина о детстве были связаны с прекрасным образом его матери.

— Мама – это ( понятия детей) ( забота, ласка, красота, любовь, понимание, солнце, детство)

 – Мама- навсегда и на всю жизнь. Мама и детство – неразделимы. Но часто маленькими нам хочется убежать от строгих маминых глаз куда-то в лес, на луг, посидеть около сосны и помечтать о чём-то своём.

  1. — Что такое детство? ( радость, путешествие, красота, любовь, забота, мама, семья, понимание, любознательность, восторг, праздник, веселье, восхищение,)
  2. Чтение стихотворения « Детство»
  3. (Несколько учащихся выразительно читают стихотворение)

     — Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин. ( Репродукция картины)

На многих его картинах можно увидеть суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.     — Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес» , « Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие, огромные, красивые, стройные, высокие.)

— Какая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению? ( Все они пронизаны светом, теплом, радостью.

— От сосен падают тени.  А когда это бывает? ( В солнечный день.)

— Перед вами солнечные палаты.

— Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?( Их создает природа.)

— А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным? ( Сладко в бору, Дышится смолистым ароматом, повсюду блеск, яркий свет)

Найдите сравнение в тексте. ( песок – как шелк, ствол – гигант)

— Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина?( Автор вспоминает как и что он чувствовал и ощущал когда бродил в этом бору в детстве.

— Что он чувствовал и ощущал, когда бродил летним днем по « солнечным палатам»?( Тепло солнца, запах сосны, зной и сухость солнечного лета)

— Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости.

— Что напоминают сосны мальчику? ( Великанов из сказки, рядом с которыми  герой сам себе кажется очень маленьким.

— А вы знаете, ребята, что сосна может достигать  высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

— А человек может столько прожить?

— Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

— Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

  •  — Мы побывали в бору. А ещё лучше сходить в лес за грибами ранним утром под пение жаворонка:
  • И песню раннюю запелВ лазури жаворонок звонкийОн голосисто с вышины
  • Поёт на солнышке сверкая.
  •  — Пройти по бескрайнему полю, на котором можно увидеть красные, жёлтые, синие цвет
  • капельками росы на лепестках. Эти капли ещё не упали на землю, а переливаются на цветка разными
  • огоньками.
  • (Дети одеты в костюмы: одуванчика, ромашки, василька, колокольчика читают стихи)
  • Одуванчик:
  • Я — одуванчикКогда идёшь тропинкоюБелеют чудо-шарикиНа тонких стебелькахСквозные, серебристыеМы, как пух, легкоСтоим и чуть качаемся
  • От ветерка с реки.
  • Колокольчик:

Колокольчик! Колокольчик!На полях со всех сторонЛёгкий-лёгкий, тонкий-тонкийБудто видится мне сон,Колокольчик! Колокольчик!Неужели это я,Так звонко и так трепещу

  1. Там, где травы и луга.
  2. Ромашка:
  3. Знакомы мы с детства, родные ромашки,Нас рвут на полях и у тихой рекиКак белые звёзды, средь розовой кашки
  4. Мы развернули свои лепестки.

— Цветы на полях -это его украшение. Великий сказочник Г.Х. Андерсен сказал: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”

  • Чтение стихотворения учителем «Полевые цветы»
  • А какие полевые цветы вы знаете? (
  • Выразительное чтение стихотворения
  • Анализ стихотворного произведения.
  • О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях (о тепличных цветах).

— Что мы узнаем о них? (“Их привезли из-за синих морей”,“пышно цветут дорогие цветы”, “их пугают метели холодные”.)

  1. — Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?
  2. Пышно цветут дорогие цветы,
  3. Нежны, сладки их тонкие запахи,
  4. Листья и стебли полны красоты.
  5. Их возрастили в теплицах заботливо,
  6. Их привезли из- за синих морей…

— Что значит «их привезли из- за синих морей»?    (Издалека.)

— А как поэт показывает цветы полевые? ( Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.)

— Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная – ароматная, душистая.)

— А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте( Видят они те теплицы зеркальные…).

  • — Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?
  • — А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?
  • ( Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно позабытые светлые дни».)
  • — Чем они отличаются полевые цветы от тепличных (“Выросли они в зелени майких лесов и лугов”, “вечных созвездий узор золотой” ,

Тепличные- нежны и сладки их тонкие запахи. Листья и стебли полны красоты. Они пышно цветут, за ними ухаживают, заботятся.

— Чего им не хватает? ( Свободы, они закрыты за стеклянными стеклами).

— Какие из цветов милее сердцу и взору поэта? Почему?

— Это стихотворение И.А. Бунин писал в 17 лет. И в памяти ещё живы воспоминания о прекрасных светлых днях на хуторе в Орловской губернии. Может ещё в детстве, бегал по лугам и полям, он замечал и восхищался русской природой, “которую и воспевать — то не надо, а она сама по себе прекрасна”.

— Да, самое большое чудо природы- цветы, изумительное её творение. Цветы венчают корону царства растений. Мир цветов таинственен и чудесен.

— И мне хотелось бы нарвать большой букет этой красоты и украсить свою комнату!

— Можно ли это делать? (Этого делать нельзя. Цветов на земле станет меньше. )

— Мы лучше нарисуем их или будем любоваться цветами на картинках, картинах, открытках. А ещё лучше смотреть на них в саду, в лесу, на клумбах.

( Звучит запись песни в исп. Ю.Антонова “Не рвите цветы, не рвите”.)

  1. (Дети рисуют цветы и прикрепляем на доску)
  2. Рефлексия.
  3. (Ученик читает стихотворение)

Давайте пройдёмся медленно по лугуИ — “Здравствуй!”- скажем каждому цветку.Я должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лица

  • И доброе лицо им показать.
  • — Представьте , что вы поэты. Попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам:
  • Играет – замирает;
  • мотылёк– лепесток,
  • теплом- кругом
  • Сегодня целый день играет

В траве последний ….. ( мотылек)

  1. И, точно белый … (лепесток)
  2. На паутине …. ( замирает)
  3. Пригретый солнечным теплом;
  4. Сегодня так светло … ( кругом)
  5. Итог урока:
  6. — С творчеством какого автора мы познакомились сегодня на уроке?
  7. — Какое стихотворение вам больше понравилось?
  8. — Каким бал урок для вас? ( интересным, познавательным, творческим)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/iabunindietstvopolievyietsviety

Ссылка на основную публикацию