Анализ стихотворения высоцкий я не люблю

Владимир Высоцкий гениальный советский поэт, актер, певец. Имя этого человека стало символом целой эпохи. Его творчество перевернуло жизни миллионов и стало глотком свежего воздуха в условиях тяжелого периода застоя.

Нервность, которая присуща в стихотворениях Высоцкого, делает его настоящим бунтарем против жесткой системы, которой было сковано общество. Он подобно Владимиру Маяковскому смело говорит в глаза людям то, что меньше всего они хотят услышать: Высоцкий уличает их в трусости, невежестве, гнилости.

Несмотря на свою короткую жизнь, поэт успел сделать свой бесценный вклад в культуру и войти в сердца многих людей. Всенародная любовь к поэту будет жить еще долго. Ведь он писал о темах, которые останутся близкими и пришедшим поколениям. Высоцкий стал человеком легендой, настоящим борцом за свободу человеческого мировоззрения.

Однажды Владимир Семенович сказал, что мечтает прожить жизнь так, чтобы после его смерти, у людей было желание зажечь за него свечу. Этой мечте суждено было сбыться. 

Стих Высоцкого «Мой Гамлет»

Десять лет Владимир Высоцкий играл на сцене тетра роль Гамлета. Хотя «играл» не совсем уместное слово. Высоцкий был самим Гамлетом. Литературный герой находил свою физическую оболочку в актере.

В середине семидесятых годов, Высоцкий создает стихотворение «Мой Гамлет». В произведении автор наводит очевидные для всех параллели собственной жизни с жизнью Гамлета. В весьма характерной для себя небрежной форме он рассказывает о тех страданиях, которые наполняют его душу, о том вечном выборе, стоящем перед каждым человеком.

Стих наполнен современными выражениями этим автор подчеркивает, что прежде всего говорит о себе, а не о Датском принце. Постепенно, стихотворение приобретает трагический смысл, так как лирический герой в какой-то момент нравственно упал, предал свои принципы.

Знаменитый гамлетовский вопрос поднимается в произведении как возможность выбора главного героя: подняться, или идти дальше либо же влиться в то низкое общество, которое его окружает. Стих стал своеобразным личным пророчеством для своего автора: лирический герой находит успокоение души только в смерти. Самого Высоцкого постигла такая же участь. 

Анализ стихотворения «Я не люблю»

Произведение « Я не люблю» — настоящая ода государству и его верным гражданам. Однако не стоит заблуждаться, что речь идет о Советском союзе и его многомиллионном народе. В этом стихотворении автор преклоняется перед той родиной, которую создают свободомыслящие люди.

Высоцкий смело высказывает свою гражданскую позицию, несмотря на то, что она остро противоречит государственной идеологии. Автор учит людей не трусливо убегать от  общественных проблем, а смело и с вызовом им противостоять. В своем стихотворении, Высоцкий ведет отчаянную борьбу с той страшной пучиной советской идеологии, которая неминуемо ведет к гибели нации.

Она превращает народ в покорное стадо, слепо идущее за авторитарными вождями. Автор чувствует скорые перемены и постепенно готовит общество к ним. Стих «Я не люблю» вызвал бурный протест со стороны власти и стал первопричиной официального запрета творчества Высоцкого.

Нужна помощь в учебе?

Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю Предыдущая тема: Лирика Константина Бальмонта: особенности и мотивы
Следующая тема:   Пастернак «Гамлет», «Февраль, достать чернил и плакать!» и другие

Источник: https://nado5.ru/e-book/vysockii-gamlet-i-ya-ne-lublyu

B.C. ВЫСОЦКИЙ "Я не люблю". Анализ стихотворения

Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».

С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой? Все они в той или иной степени характеризуют его самого. Во-первых, это смерть, фатальный исход, сми­риться с которым трудно любому живому существу, жизнен­ные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества.

Герой также не верит в неестественность в проявлении че­ловеческих чувств (будь то цинизм или восторженность). Сильно ранит его чужое вмешательство в личную жизнь. Эту тему метафорично подчеркивают строки («Когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо»).

В четвертой главе упоминаются ненавистные герою сплет­ни в виде версий, а в пятой он восклицает: «Досадно мне, коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза».

Здесь есть намек на сталинскую эпоху, когда по ложным доносам шли на смерть, сажались в тюрьмы, ссылались в лагеря или на вечное поселение ни в чем не виноватые люди.

Эта тема под­черкивается и в следующей строфе, где лирический герой заяв­ляет, что не любит «насилья и бессилья». Идея подчеркивается образами «сломанных крыльев» и «распятого Христа».

Некоторые мысли на протяжении текста стихотворения в той или иной степени повторяются. Произведение, таким об­разом, насыщено критикой социальной дисгармонии.

Сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями (то есть судьбами) других людей. У B.C. Высоцкого же всегда было обостренное чувство общественной справедли­вости: он моментально замечал любое насилие и бессилие во­круг себя, ибо сам ощущал их, когда ему долго не давали раз­решение на концертную деятельность.

Творческое вдохновение окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты эти крылья ломали. Достаточно отметить тот факт, что поэт, оста­вивший столь обширное творческое наследие, при жизни не опубликовал ни одного поэтического сборника. О какой спра­ведливости по отношению к B.C.

Высоцкому можно после это­го говорить? Однако поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, тех невинных, которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни его стали попу­лярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на Таганке, чтобы познакомиться с B.C. Высоцким как с акте­ром. B.C.

Высоцкий понимал, какой притягательной силой об­ладает эта слава, и образ иглы почестей в четвертой строфе стихотворения об этом красноречиво свидетельствует.

В финальной строфе появляется еще один примечатель­ный образ — «манежи и арены». Он символизирует попытки всяческого лицедейства в обществе, когда «мильон меняют по рублю», то есть размениваются на малое во имя каких-то ложных ценностей.

Стихотворение «Я не люблю» можно назвать жизненной программой, следуя которой человек способен сохранить та­кие качества, как честность, порядочность, возможность ува­жать себя и сохранить уважение других людей.

Источник: https://referat5top.ru/analiz-proizvedeniya/7256-b-c-vysotskij-ya-ne-lyublyu-analiz-stikhotvoreniya

Анализ стихотворения В.С.Высоцкого "Я не люблю!"

Анализ стихотворения Владимира Семёновича Высоцкого

«Я не люблю»

История создания стихотворения «Я не люблю», на мой взгляд, весьма любопытна.

По свидетельству поэта Алексея Уклеина, находясь в Париже, Высоцкий как-то из открытого окна услышал песню Бориса Полоскина «Я люблю», которая по каким-то причинам считалась не его оригинальным произведением, а всего лишь переводом либо песни Шарля Азнавура, либо народной французской (оба варианта сосуществовали). Вероятно, потому, что в её основе – любовь к женщине, интимное чувство, посвящение которому стихов в шестидесятые годы хотя и не возбранялось, но всё же не очень приветствовалось. Вот воспевание чувств гражданских, патриотизма, прославление партии и народа – куда более важные темы. Это настолько твёрдо было вбито в сознание советского человека, что даже Высоцкий не согласился с Полоскиным – цитирую по заметке Уклеина:

– Ленин сказал как-то Горькому: «Часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей… А сегодня гладить по головке никого нельзя – руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно…

» Ох, Борис, ты неправ (оказывается, фраза прозвучала задолго до обращения Лигачёва к Ельцину. – Прим. моё), ой, не прав, – зарычал Владимир Семенович, – не время сейчас и не место!..

Чай, живёшь ты не в городе братской любви, а в Ленинграде – колыбели революции…

На 30-летнем Высоцком, это был 1968 год, как видим, тоже отразилась система школьного советского воспитания, согласно которой всё личное – это нечто второстепенное, не заслуживающее особого внимания. Своеобразным его ответом Полоскину и стало стихотворение-песня «Я не люблю».

Естественно, Высоцкий отошёл от интимной тематики и высказал своё жизненное кредо, свою позицию, по которой он что-то не принимает, с чем-то мириться не просто не хочет, а не может, так как против этого отрицаемого восстаёт его душа поэта. Прежде чем назвать это отрицаемое, замечу: стихотворение «Я не люблю» я бы отнесла к гражданско-философской лирике.

К первой, потому что автор открыто высказывает свою гражданскую позицию (или, как нас учили в школе, позицию лирического героя); ко второй, потому что многие положения этого стихотворения можно понимать как в прямом, так и в переносном, более широком значении.

Например, фраза «откажут тормоза» только у неискушённого читателя вызовет воспоминания о машине, о тормозах, которые могут оказаться неисправными.

Многие подумают о бесконечной гонке жизни, задумаются о том, что мчаться по жизненному пути крайне опасно, ведь отказ тормозов и здесь может привести к самым плачевным результатам, и о том, насколько велика ненависть лирического героя к «уверенности сытой», что для него мчаться по жизни без тормозов лучше.

Тема стихотворения заявлена в названии, а так как неприятие касается многих сфер жизни человека (многих микротем), то определить тему более конкретно, на мой взгляд, не представляется возможным.

И всё же я бы сказала, что в стихотворении явно просматривается тема неприятия мещанства с его двойной моралью – и абсолютно ничего революционного нет, хотя и своей реплике о несогласии с Борисом, Высоцкий и напоминает певцу любви, о том, что Ленинград – колыбель революции.

Идея стихотворения вытекает из темы – вызвать неприятия того, что не принимает лирический герой. Стихотворение бессюжетное, так что об элементах сюжетной композиции говорить не приходится.

Читайте также:  Краткое содержание сказки сивка бурка

Лирический герой, исходя из текста произведения, представляется человеком молодым, энергичным, порядочным, человеком, для которого честь – не пустое слово, для которого песня, возможность петь – главное в жизни, человеком, открыто выражающим свою жизненную позицию, имеющим обо всём своё собственное мнение, но в реальной жизни несколько закрытым, далеким от того, чтобы каждого пускать в душу. Стихотворение поражает динамизмом, неиссякаемой энергией, которая передаётся читателю (слушателю). И высокий эмоциональный накал произведения, и та энергия, с которой лирический герой знакомит нас с основными положениями своего жизненного кредо, вполне уместны, потому что без накала, без энергии разговор об отрицаемом, о непринимаемом был бы неубедительным.

На первый взгляд, стихотворение не богато на средства художественной выразительности, на самом деле их здесь вполне достаточно и для создания ёмких отрицаемых образов, и для яркости, динамичности изложения.

В первую очередь, наверное, каждый читатель обращается внимание на анафору «Я не люблю», которой открывается большинство строф, которая в одной строфе звучит дважды, а в одной ею начинается лишь третья строка – в четвёртой строфе начальное «Я не люблю» заменяется более сильным «Я ненавижу».

Такая несимметричность – одно из средств, которое придаёт стихотворению динамизм, так как меняет его интонирование: вместо уже привычного «Я не люблю» – вдруг «Я ненавижу», потом «Я не люблю» сменяется началом «Когда я вижу» и в последних трёх строфах четырёхкратная анафоры «Я не люблю», завершающаяся категоричным «Я это никогда не полюблю» – элементом, своеобразно завершающим стихотворение, придающим его композиции кольцевой вид.

Чтобы завершить разговор о поэтическом синтаксисе, раз уж он начат упоминанием анафоры, отмечу наличие немногочисленных инверсий – они в придаточной части сложноподчинённых предложений: «Когда веселых песен не пою», «Когда чужой мои читает письма», «когда невинных бьют», «когда в неё плюют». Инверсия всегда выразительна, так как выпячивает, вставляет на первый план те слова, которые нарушают прямой порядок слов: веселых песен, мои, невинных, в неё.

Антитеза – ещё один приём (наряду с анафорой), лежащий в основе построения некоторых строф, правда, замечу: у Высоцкого в данном стихотворении она строится на контекстуальных антонимах: «Я не люблю открытого цинизма, / В восторженность не верю…», «Я не люблю, когда стреляют в спину, / Я также против выстрелов в упор», «Я не люблю **насилье и бессилье, – / Вот только жаль распятого Христа», «Я не люблю, когда мне **лезут в душу, / Тем более – когда в неё плюют».

Особую выразительность стихотворению придают тропы, хотя их немного, в первую очередь – эпитеты, придающие выпуклость абстрактным и конкретным понятиям, делающие эти понятия яркими: весёлых песен, открытого цинизма, уверенности сытой, сломанные крылья.

Метафор практически нет, я бы отнесла к этому приёму словосочетания «почестей иглу», «сломанные крылья». Хотя не всё однозначно.

Первое – «почестей иглу» – напоминает нам лермонтовский «венец терновый, увитый лаврами» («Смерть поэта»), так что и аллюзией его назвать можно. Вместе с тем в этой метафоре Высоцкого я вижу и признаки оксюморона: почести в нашем представлении – признание заслуг, триумф, чествование с рукоплесканиями или без них, с наградами, коронами, лавровыми венками и без них.

Игла почестей – соединение несоединимого… но – вот парадокс! – так часто встречающегося в реальной жизни, ибо не перевелись ещё (да и вряд ли переведутся когда-либо) люди, для которых чужой успех как нож в сердце, и многие из этих людей будут стараться уколоть того, которому они на словах воздают почести, представить его в самом невыгодном свете при каждому удобном случае.

Словосочетание «сломанные крылья», метафорично, так как полностью построено на скрытом сравнении: сломанные крылья – это разрушенные иллюзии, крушение мечты, расставание с прежними идеалами.

«Уверенности сытой» – метонимия. Конечно, это не сама уверенность насытилась – речь о хорошо обеспеченных, а потому уверенных в собственной непогрешимости людях, насаждающих свою точку зрения на правах сильного. Кстати, и здесь я вижу аллюзию – вспоминается русская пословица: «Сытый голодного не разумеет».

Гипербола «мильон меняют по рублю» из последней строфы подчёркивает нелюбовь лирического героя ко всему неестественному, показному («Я не люблю манежи и арены»).

Характерной особенностью стихотворения «Я не люблю» является наличие эллипсисов.

Под термином эллипсис мы понимаем риторическую фигуру разговорного стиля, представляющую собой намеренный пропуск несущественных для смысла слов: Я не люблю, когда – наполовину; Или – когда всё время против шерсти, / Или – когда железом по стеклу.

Этот приём придаёт стихотворению некий демократизм, что усиливается, во-первых, использованием фразеологизмов разговорного характера лезть в душу, плевать в душу (Я не люблю, когда мне лезут в душу, / Тем более – когда в неё плюют, во-вторых, употреблением фразеологизма высокого стиля – червь сомнения – в неожиданном ракурсе, во множественном числе: червей сомнения, что снижает его высокость и низводит до стиля разговорного, и, в-третьих, включением в текст слов разговорных: неспроста, наветы, мильон.

Стихотворение Высоцкого «Я не люблю» состоит из 8 четверостиший с перекрёстной рифмой в каждой, причём в первых и третьих строках каждой строфы рифма женская, а во второй и четвёртой – мужская. Стихотворение написано пятистопным ямбом, который в строках с женской рифмой имеет лишний слог.

Так как в произведении немало многосложных слов (фатального, открытого, восторженность, наполовину и пр.

), а свойство русской лексики состоит в том, что каждое слово имеет одно ударение, то стихотворных строк без пиррихия (стоп, не имеющих ударного слога) в нём немного – три (Когда чужой мои читает письма; Досадно мне, что слово «честь» забыто; Обидно мне, когда невинных бьют). В остальных строках по одному пиррихию и по два пиррихия.

Стихотворение «Я не люблю», на мой взгляд, является программным произведением тогда, во время создания, ещё молодого поэта. Высоцкий уже в 30 лет знал, что он не сможет принять, полюбить ни при каких условиях, с чем намерен бороться и с помощью своих стихов-песен, и с помощью своих ролей в театре и кино. Знал и громогласно заявил об этом.

Источник: https://lit-salon.ru/proza/analiz-stihotvorenija-v-s-vysockogo-ja-ne-lyublyu-4043.html

Анализ стихотворения В.Высоцкого «Я не люблю»

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию
стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является
программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не
люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще
более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».

С чем же никогда не сможет смириться лирический герой
стихотворения? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой? Все они в
той или иной степени характеризуют его самого. Во-первых, это смерть, фатальный
исход, сми­риться с которым трудно любому живому существу, жизнен­ные невзгоды,
заставляющие отвлечься от творчества.

Герой также не верит в неестественность в проявлении че­ловеческих
чувств (будь то цинизм или восторженность). Сильно ранит его чужое
вмешательство в личную жизнь. Эту тему метафорично подчеркивают строки («Когда
чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо»).

В четвертой главе упоминаются ненавистные герою сплет­ни
в виде версий, а в пятой он восклицает: «Досадно мне, коль слово «честь» забыто
и коль в чести наветы за глаза».

Здесь есть намек на сталинскую эпоху, когда по
ложным доносам шли на смерть, сажались в тюрьмы, ссылались в лагеря или на
вечное поселение ни в чем не виноватые люди.

Эта тема под­черкивается и в
следующей строфе, где лирический герой заяв­ляет, что не любит «насилья и
бессилья». Идея подчеркивается образами «сломанных крыльев» и «распятого
Христа».

Некоторые мысли на протяжении текста стихотворения в той
или иной степени повторяются. Произведение, таким об­разом, насыщено критикой
социальной дисгармонии.

Сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями
(то есть судьбами) других людей. У B.C. Высоцкого же
всегда было обостренное чувство общественной справедли­вости: он моментально
замечал любое насилие и бессилие во­круг себя, ибо сам ощущал их, когда ему
долго не давали раз­решение на концертную деятельность.

Творческое вдохновение
окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты эти крылья ломали.
Достаточно отметить тот факт, что поэт, оста­вивший столь обширное творческое
наследие, при жизни не опубликовал ни одного поэтического сборника. О какой
спра­ведливости по отношению к B.C.

Высоцкому можно после это­го
говорить? Однако поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, тех невинных,
которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни
его стали попу­лярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на
Таганке, чтобы познакомиться с B.C. Высоцким как с акте­ром. B.C.

Читайте также:  Жизнь и творчество оскара уайльда

Высоцкий понимал, какой притягательной силой об­ладает эта
слава, и образ иглы почестей в четвертой строфе стихотворения об этом
красноречиво свидетельствует.

В финальной строфе появляется еще один примечатель­ный
образ — «манежи и арены». Он символизирует попытки всяческого лицедейства в
обществе, когда «мильон меняют по рублю», то есть размениваются на малое во имя
каких-то ложных ценностей.

Стихотворение «Я не люблю» можно назвать жизненной
программой, следуя которой человек способен сохранить та­кие качества, как
честность, порядочность, возможность ува­жать себя и сохранить уважение других
людей.

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/vysockij/analiz_stikhotvorenija_v_vysockogo_ja_ne_ljublju/44-1-0-2849

Анализ стихотворения Высоцкого В.С. «Я не люблю» Анализ стихотворения Высоцкого В.С. «Я не люблю» Высоцкий В.С

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B. C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».

С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой? Все они в той или иной степени характеризуют его самого. Во-первых, это смерть, фатальный исход, смириться с которым трудно любому живому существу, жизненные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества.

Герой также не верит в неестественность в проявлении человеческих чувств (будь то цинизм или восторженность). Сильно ранит его чужое вмешательство в личную жизнь. Эту тему метафорично подчеркивают строки («Когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо»).

В четвертой главе упоминаются ненавистные герою сплетни в виде версий, а в пятой он восклицает: «Досадно мне, коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза».

Здесь есть намек на сталинскую эпоху, когда по ложным доносам шли на смерть, сажались в тюрьмы, ссылались в лагеря или на вечное поселение ни в чем не виноватые люди.

Эта тема подчеркивается и в следующей строфе, где лирический герой заявляет, что не любит «насилья и бессилья». Идея подчеркивается образами «сломанных крыльев» и «распятого Христа».

Некоторые мысли на протяжении текста стихотворения в той или иной степени повторяются. Произведение, таким образом, насыщено критикой социальной дисгармонии.

Сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями (то есть судьбами) других людей. У B. C. Высоцкого же всегда было обостренное чувство общественной справедливости: он моментально замечал любое насилие и бессилие вокруг себя, ибо сам ощущал их, когда ему долго не давали разрешение на концертную деятельность.

Творческое вдохновение окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты эти крылья ломали. Достаточно отметить тот факт, что поэт, оставивший столь обширное творческое наследие, при жизни не опубликовал ни одного поэтического сборника. О какой справедливости по отношению к B. C.

Высоцкому можно после этого говорить? Однако поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, тех невинных, которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни его стали популярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на Таганке, чтобы познакомиться с B. C. Высоцким как с актером. B. C.

Высоцкий понимал, какой притягательной силой обладает эта слава, и образ иглы почестей в четвертой строфе стихотворения об этом красноречиво свидетельствует.

В финальной строфе появляется еще один примечательный образ — «манежи и арены». Он символизирует попытки всяческого лицедейства в обществе, когда «мильон меняют по рублю», то есть размениваются на малое во имя каких-то ложных ценностей.

Стихотворение «Я не люблю» можно назвать жизненной программой, следуя которой человек способен сохранить такие качества, как честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей.

Источник: https://studworks.org/post-5733-analiz-stihotvoreniya-vysockogo-v-s-ya-ne-lyublyu.html

Анализ стихотворения «Я не люблю» Высоцкий

Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна. А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд.

Мне хочется поговорить о его стихотворении «Я не люблю». Его можно назвать программным в творчестве Владимира Семеновича.

  • Я не люблю фальшивого исхода,
  • От жизни никогда не устаю.
  • Я не люблю любое время года,
  • В которое болею или пью.
  • Я не люблю холодного цинизма,
  • В восторженность не верю, и еще —
  • Когда чужой мои читает письма,
  • Заглядывая мне через плечо.

В этом стихотворении поэт высказывает свои заветные мысли, говорит о принципах без колебаний и ложной стыдливости. Его душа открыта читателям и слушателям.

  1. Я не люблю, когда наполовину,
  2. Или когда прервали разговор.
  3. Я не люблю, когда стреляют в спину,
  4. Я также против выстрела в упор.

И как у большого поэта, у Высоцкого от личного «я» идет переход к общественному. Он видит себя гражданином великой страны и высказывает свою позицию смело, даже если она идет вразрез с официальной.

  • Я ненавижу сплетни в виде версий,
  • Червей сомненья, почестей иглу,
  • Или — когда все время против шерсти,
  • Или — когда железом по стеклу.
  • Я не люблю уверенности сытой,
  • Уж лучше пусть откажут тормоза.
  • Досадно мне, коль слово «честь» забыто
  • И коль в чести наветы за глаза.

Поэт решил высказаться до конца, без недосказанности и трусливого умолчания. Его тон категоричен и, кажется, не терпит возражений.

Лейтмотивом стихотворения звучит фраза, вынесенная и в название: «Я не люблю…» Без излишней красивости, витиеватых эпитетов поэт высказывает, свою гражданскую позицию.

Он не хочет подстраиваться ни» к чьему мнению, голосу — пусть теперь послушают его собственный.

  1. Когда я вижу сломанные крылья —
  2. Нет жалости во мне, и неспроста.
  3. Я не люблю насилья и бессилья,
  4. Вот только жаль распятого Христа.

Заканчивается стихотворение (так и просится сказать манифест) четким выражением поэтом своей позиции, непоколебимой верой в свою правоту, которую хочется назвать истиной. Но это не самодовольство и вера в собственную непогрешимость, а выстраданная и понятая истина, к которой поэт шел долгим и мучительным путем.

  • Я не люблю себя, когда я трушу,
  • Я не терплю, когда невинных бьют.
  • Я не люблю, когда мне лезут в душу,
  • Тем более — когда в нее плюют.
  • Я не люблю манежи и арены —
  • На них милъон меняют по рублю.
  • Пусть впереди большие перемены,
  • Я это никогда не полюблю!
  • Предвидя перемены в обществе, поэт говорит об абсолютных истине и ценностях, которые не подвластны времени.

Источник: https://rlspace.com/analiz-stixotvoreniya-ya-ne-lyublyu-vysockij/

Анализ стихотворения Высоцкого «Он не вернулся из боя» | Инфошкола

Он не вернулся из боя
Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
— Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина,
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые.

Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Всё теперь одному. Только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.

Тема стихотворения В.С.Высоцкого «Он не вернулся из боя» — тема военной дружбы, которая не нова в русском искусстве. Мы встречаем её в литературе XIX века, в хх веке, она представлена в произведениях, разных по жанру. Достаточно вспомнить кинофильм Е. Карелова «Служили два товарища» или «Песню о двух друзьях» С. Германова и В. Гусева.

В основе стихотворения Высоцкого — образы двух разных по характеру бойцов, связанных крепкой дружбой. Почему для поэта важно развитие известной, в общем-то, темы? Что нового внёс он в её рассмотрение?

Обратим внимание на вопросы, которые кажутся наиболее важными в произведении: образная система, изображение мира, лейтмотив и его роль в стихотворении.

Образная система.

На первый взгляд в стихотворении Высоцкого та же привычная ситуация бесконечных споров, что и в произведениях предшественников, та же несхожесть взглядов и характеров героев. Суть споров у Высоцкого остается «за кадром». С болью и недоумением оставшийся в живых отмечает:

  • Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
    В наших спорах без сна и покоя …
  • Стихотворение — исповедь героя, в которой он не говорит о себе, но его оценка не вернувшегося из боя товарища позволяет представить характеры обоих друзей:
  • Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
    Он всегда говорил про другое,
    Он мне спать не давал, он с восходом вставал …
  • Здесь уместен вопрос:
Читайте также:  Тарас бульба - краткое содержание повести гоголя

— А какими вы видите героев произведения? Обоснуйте своё мнение, опираясь на текст.

Главный герой — цельная натура, именно он обращает внимание на при роду, размышляет о роли товарища в своей жизни, о гибели друга. Одиночество переходит не просто в пустоту, а в сиротство.

Его друг представлен романтическим, «не от мира сего» человеком: молчит и подпевает невпопад, встаёт с восходом. Оба знают истинную цену дружбе, которая не раз проверялась в боях.

Возможно, не такие уж они и разные, если герой-рассказчик «вдруг заметил», что их было двое. Незаметно, но прочно товарищ вошёл в его жизнь.

Помимо лирических героев в стихотворении В. Высоцкого созданы образы времени и пространства. Пространство в начале произведения охватывает едва ли не всю планету: небо голубое, лес, воздух, вода. Это мир, который необходимо беречь. А в конце пространство сжимается до размеров фронтовой землянки: «Нам и места в землянке хватало вполне … »

Образ времени также сложен. Оно словно раскололось на две неравные части. Водоразделом стал вчерашний бой. Настоящая жизнь осталась там, до боя, где «время текло для обоих», то есть всё происходящее касалось двоих. После боя и гибели друга жизнь
сосредоточилась на судьбе одного человека: «Всё теперь одному … «.

  1. В дальнейшем эта же мысль найдёт отражение в стихотворении-песне Р.Рождественского «За того пария»:
    И живу я на земле доброй
  2. За себя и за того парня …

Таким образом, время и пространство трансформируются из большого в малое, из общего в личное. Это подчёркивает причастность каждого человека к окружающему миру, событиям, происходящим в нём.

Изображение мира

Стихотворение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» относится к произведениям искусства, которые стали частью памяти нации, пережившей жестокие испытания «ради жизни на Земле». Но, как ни удивительно, мир, созданный поэтом, гармоничен:

  • … всё как всегда:
    То же небо, опять голубое,
  • Тот же лес, тот же воздух и та же вода …
  • Другие строки стихотворения близки есенинскому миропониманию:
  • Отражается небо в лесу, как в воде,
    И деревья стоят голубые.

Целостность мироздания заключается не только в единении неба и земли, она воплощена в неразрывной связи двух миров: мира мёртвых и мира живых. Герой чувствует присутствие погибшего товарища: «Друг, оставь покурить», — окликнул он по ошибке. Он уверен, что «наши мёртвые нас не оставят в беде, наши павшие — как часовые … ».

Откуда эта уверенность? Согласно и мировой мифологии, и христианскому учению существует тесная связь между мёртвыми и живыми, так как, умирая, человек переходит в другое измерение. Поэтому, ощущая присутствие погибшего друга, герою кажется, что он сам не вернулся из боя, а друг продолжает жить земной жизнью.

Лейтмотив произведения.

Каков лейтмотив произведения? Напомним, что лейтмотив — главная мысль, которая проходит через всё произведение.
Учащиеся без труда увидят повторяющиеся в произведении слова. У Высоцкого — «он вчера не вернулся из боя».

В стихотворении Высоцкого основная мысль передана в чувствах лирического героя. Гибель друга — трагедия для него. Со смертью товарища всё внезапно изменилось, герой ещё не в состоянии осознать глубину потери: «Почему всё не так?» В обычную жизнь (если можно назвать обычной жизнью фронтовые будни) вторглась беда — друг не вернулся из боя.

Его гибель вызвала размышления о смысле жизни, о месте человека в природе, обществе, о дружбе … Как откровение звучит неожиданный для самого героя вывод: «Вдруг заметил я: нас было двое … » Подобно многим писателям, повествующим о войне, Высоцкий подчеркнул её антигуманную сущность, связанную с гибелью людей.

В. Высоцкий написал произведение о Великой Отечественной войне, называемой в народе священной, рассказал о трагическом
событии — гибели друга, о духовной связи между близкими людьми, не прекращающейся и после смерти.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-vysockogo-on-ne-vernulsya-iz-boya/

Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю

В стихотворении «Я не люблю» В. Высоцкий рассказывает о своих принципах. Он высказывает смело свою позицию, даже если она не соответствует общепринятой. Поэт делает это с помощью личного «Я», которое звучит практически в каждой строчке. Владимир Семенович привык идти до конца и полностью высказаться, не оставлять все недосказанным.

Ему не знакомо чувство трусливости.

Высоцкий категоричен в своих высказываниях и не потерпит возражений. Великий поэт высказывает свою гражданскую позицию, при этом, не используя красивых фраз и милозвучных эпитетов. Высоцкий не привык подстраиваться под чье-то мнение, он всегда имел собственные мысли.

В стихотворении видна непоколебимая вера в собственную правоту и для него она является истиной.

С чем же никогда не сможет смириться поэт? В первую очередь, это фатальный исход — смерть и невзгоды, которые отвлекают от творчества. Во-вторых, он не может смириться с тем, когда лезут в личную жизнь, а также он не любит сплетни и когда обсуждают за глаза.

Все претензии Владимира Семеновича ясные и понятные. Он выбрал отстаивать свое мнение, а не прогибаться под изменчивый мир. Читая это стихотворение, мы понимаем чувства и внутренний настрой автора.

Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю

  1. Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю Михаил Лермонтов — человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека…
  2. «Люблю одно» анализ стихотворения Брюсова В начале двадцатого века в русской литературе появилось масштабное и оригинальное явление «символизм», пришедшее в Россию из Франции. Валерий Брюсов,…
  3. Анализ стихотворения Константина Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь…» Константин Ваншенкин не относится к числу тех поэтов, которые развиваются скачками, озаряя свой путь вспышками. Но он умеет пристально всматриваться…
  4. «Я люблю…» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение, опубликованное в третьем по счету сборнике Валерия Брюсова «Me eum esse» под заголовком «Я люблю…», датируется июнем…
  5. Анализ стихотворения Лермонтова Я не люблю тебя; страстей Лермонтов — автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с…
  6. Анализ стихотворения Н. Некрасова «Я не люблю иронии твоей» Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» Я лиру посвятил народу своему. Н. А. Некрасов Во многих…
  7. Высоцкий Владимир Семенович поэт, прозаик, бард Родился 25 января в Москве в семье военного связиста, прошедшего всю войну. В 1947-49 Высоцкий жил с родителями в Эберсвальде…
  8. Мой Высоцкий Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу,…
  9. Высоцкий «Так оставьте ненужные споры!» Владимира Семеновича Высоцкого любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в «магнитофонную эпоху». Его голос с…
  10. Владимир Высоцкий — биограф времени Но знаю я, что лживо, а что свято, — Я понял это все-таки давно. Мой путь один, всего один, ребята,…
  11. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium» При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к…
  12. Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая Россия Стихотворение Лермонтова было создано в 1841 году. Написано оно как раз перед, как и говорит поэт в своем стихотворении. Михаил…
  13. В. Высоцкий — поэт и бард Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу,…
  14. Мой любимый поэт — Владимир Высоцкий Владимира Высоцкого одни называют поэтом, другие — певцом, а третьи — бардом. Но как бы кто его ни характеризовал, он…
  15. «Кинжал» анализ стихотворения Валерия Брюсова Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Кинжал» — одно из самых обсуждаемых в литературной среде. Оно датировано 1903 годом и вошло в…
  16. Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова. Лермонтов…
  17. «Люблю, люблю» постоянный рефрен лермонтовской лирики Любовь — абсолютный закон бытия, отвергающий все небесное и противопоставленный ему, что отчетливо раскрывается вариантами первого стиха приведенного четверостишия. «Не…
  18. Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и…
  19. Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется поэзия С. А. Есенина. Его произведения красочнее, чистые, легкие, наивные. В…
  20. «Невыразимое» анализ стихотворения Жуковского В 1819 году, летом, Василий Жуковский жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что «с трудом возвращается…

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-vysockij-ya-ne-lyublyu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]