Образ кутузова и его характеристика в романе война и мир толстого сочинение

Произведение «Война и мир» является одним из величайших во всей русской литературе. В нем Л. Н. Толстой смог нарисовать широкую панораму жизни русского общества с 1805 по 1820 год.

И в центральной части этой панорамы находится разгром наполеоновских войск, которые до этого времени казались совершенно непобедимыми.

На страницах своего романа Толстой развивает идею о том, какова роль народа и личности в развитии исторических событий.

Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

Единение с народом

Образ Кутузова в романе «Война и мир» — один из самых благородных во всем произведении. Полководец был человеком, который ни одним своим действием или словом не изменил собственным убеждениям.

Он был примером настоящего самоотвержения, а также умения понимать будущее значение наступающих событий. Сложно представить себе такого человека, деятельность которого была направлена на достижение одной и той же цели на протяжении столь длительного времени.

И так же сложно представить себе более достойную задачу, чем была у Кутузова.

Кутузов был не только мудр, но и близок к народу, он ценил жизнь каждого солдата. И поэтому из остальных исторических личностей только Кутузов назван истинно великим человеком. Писатель поднимает образ полководца на самую высокую ступень чистоты духовных устремлений.

Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

Добродушный и внимательный полководец

Описывая образ Кутузова в романе «Война и мир», необходимо подчеркнуть: полководец наделен Толстым чертами харизматичного лидера – у него есть авторитет, который основывается на его личных качествах. Это мудрость и героизм, и даже в некоторой степени святость.

Во время встреч с солдатами полководец умеет находить с ними общий язык, иногда даже пускает в ход интересную и забавную шутку. Можно услышать от Кутузова и «стариковское добродушное ругательство». Например, можно вспомнить, как солдаты делились впечатлением о Кутузове после смотра под Браунау. Один солдат говорит о том, что Кутузов «кривой, об одном глазу».

Другой вторит ему – «Вовсе кривой». Но на это следует ответ, что Кутузов все сумел увидеть — и сапоги, и подвертки.

Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

Понимание духа войска

В 1812 году и полководец, и каждый простой солдат был наполнен патриотизмом. Описывая Бородинское сражение, Толстой подчеркивает: Кутузов понимал, что исход битвы решается не распоряжениями командующего войсками.

Давая описание образу Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может подчеркнуть: он понимал, что главную роль играет та неуловимая сила, которая носит название «дух войска». Полководец может лишь наблюдать за этой силой и руководить ею, но только в определенной степени.

К примеру, когда Кутузов получает новость о пленении Мюрата, он говорит, что еще пока рано радоваться. Однако вместе с тем он посылает адъютанта проехаться по войскам и рассказать всем это известие.

С этой же целью поддержания высокого духа в войске Кутузов в конце дня Бородинского сражения отдает распоряжение зачитать среди солдат приказ о завтрашнем наступлении. Когда простые солдаты услышали этот приказ, смысл которого проистекал из чувств главнокомандующего, они, хотя и измученные, ободрялись и утешались.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» глубоко патриотичен. Это качество можно проследить не только в словах самого Кутузова, но и в тех словах, которыми характеризуют его другие герои.

Например, князь Андрей обретает спокойствие после того, как встретился с Кутузовым. Болконский размышляет о полководце в таком ключе: Кутузов ничего не придумает, однако все сможет выслушать и расставить на свои места.

Полезному он не станет мешать, а вредного не позволит.

Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Толстого: цели полководца

Приказ оставить Москву Кутузов отдает только с одной целью – добиться победы и изгнания вражеских войск во что бы то ни стало. Полководец не случайно постоянно повторяет одни и те же слова: «Я заставлю их есть лошадиное мясо». Все действия Кутузова направлены на три главных цели:

  • напряжение всех сил для триумфа над врагом;
  • одержание победы;
  • изгнание врага из пределов страны и облегчение, насколько это может быть возможным, последствий для народа и солдат.

И только после того как эти задачи были решены, полководец оставляет деятельность главнокомандующего войск. Как мог он достичь этих целей, ни разу не отступив от своих благородных задач? Он был способен сделать это по той причине, что в его душе было истинно великое народное чувство, непобедимое начало.

Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

Фатализм или реализм в образе Кутузова?

Давая описание образа Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может указать: в какой-то мере Л. Н. Толстой делает полководца фаталистом: ведь он подчиняется ходу событий истории. Писатель не говорит о том, каким образом Кутузов готовил солдат к столкновениям после оставления Москвы и каким образом он осуществлял свой план.

Будучи писателем-реалистом, Толстой все же стремился преодолеть философию фатализма, и во многих своих чертах Кутузов показан верно с исторической точки зрения: ему свойственно высокое стратегическое мастерство, он целыми ночами напролет размышляет о предстоящей военной кампании, выступает в качестве активного деятеля.

За кажущимся спокойствием Кутузова скрывается волевое напряжение.

Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

Позиция полководца, которая привела к победе

Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» будут неполными без описания его морально-духовной позиции, источника мудрости этого военачальника.

Полководец всеми силами бережет своих солдат, ведет противостояние с царем, придворными генералами. Солдаты и офицеры его любят.

Кутузову известны законы войны, он вполне способен предусмотреть ход дальнейших событий, поскольку берет в расчет духовное состояние войска.

Основной источник его мудрости – это близость к народу. И наиболее ярко раскрывается образ полководца во время описания Бородинского сражения. Наполеон уже начинает нервничать, ведь к нему возвращаются толпы расстроенных и обессиленных солдат.

Кутузов же спокойно обдумывает, как может быть завершена битва. Об этом необходимо упомянуть в описании образа Кутузова в романе Л. Толстого «Война и мир». Ведь своим спокойствием он рождает уверенность и в солдатах.

Например, генералу Вольцогену, который полностью охвачен паникой, он говорит: «Победа!». Еще до окончания сражения Кутузов объявляет о том, что битва выиграна. Он понимает, что отдать Москву необходимо для того, чтобы сберечь страну.

Ведь французы в Москве начнут поддаваться моральному разложению, они станут мародерами, дисциплина их полностью иссякнет.

Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

Характеристика Кутузова в романе «Война и мир»: полководец и его возраст

Во время первой войны Кутузов еще представлен как бравый генерал. Однако во время Отечественной войны полководец уже стар. И над этим позволяют себе посмеиваться его враги. Однако со стороны его войска возраст Кутузова только вызывает уважительное отношение. Кутузов – старик с белой головой, располневший.

Он обычно надевает белый сюртук и фуражку с красным околышем без козырька. Во время заседаний военного совета он засыпает. Полководцу тяжело сесть на лошадь и точно так же трудно ему спуститься. Также писатель подчеркивает, что Кутузов «слаб на слезы». Он может плакать, не только думая о судьбе своей страны, но даже и при виде раненых солдат.

Однако это его качество не принижает образ полководца.

Образ Наполеона

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» в произведении противоположны друг другу. Они являются антиподами. Толстой говорит о неприятии французского полководца, его стратегии.

Все симпатии читателя, по задумке автора, должны быть на стороне Кутузова. Слава о Наполеоне распространилась по всему миру. Однако Толстой пишет о его армии, что она представляла собой «толпу мародеров».

Сам же Наполеон отличался жестокостью и вероломством.

Жизнь его армии была ему глубоко безразлична. Совершенно равнодушно наблюдает он за тем, как погибают его солдаты. Ведь они являются всего лишь орудием для достижения его сугубо личных целей.

Народное признание льстит французскому военачальнику. Однако благодарности Наполеон не испытывает. Ведь все были обязаны без каких-либо возражений подчиняться только его воле.

Толстой пишет о том, что миллионы людей были вынуждены убивать друг друга только по причине властолюбия Бонапарта.

Источник: https://www.syl.ru/article/365461/obraz-kutuzova-v-romane-voyna-i-mir-l-n-toltogo-opisanie-i-harakteristika

Образ Кутузова в романе Война и мир сочинение

В романе «Война и мир» гений Кутузова выделен особо. Кутузов – отец армии, он ближе всех высокопоставленных лиц к русскому народу. Он прост и хитёр одновременно, мудр и опытен в сражениях.

В первый раз мы отчётливо видим Кутузова на смотре под Браунау. Он вместе с австрийским генералом осматривает русскую пехоту, только что прибывшую на помощь союзнику. Кутузов хочет показать австрийцам, что русские не могут вступить в бой сейчас, что нужно отдохнуть, привести в порядок обмундирование. Особое внимание уделяется обуви: она сильнее всего пострадала при переходе.

Кутузов не просто так просил солдат предстать на смотре в самом худшем виде. Он понимает, что эта война не нужна России, что бои на чужой территории не воодушевляют войска. Опытный генерал старался отсрочить вступление русской армии в войну, чтобы сохранить жизнь солдат.

На этом смотре всё было просто: природа, пехота, сам Кутузов. Он по-отечески относился к солдатам, выделял знакомых офицеров, прошедших с ним не одну войну.

Сильнее всего талант Кутузова как полководца раскрывается на Бородинском поле. Почему после стольких немецких генералов, Вейротера, Пфуля, главнокомандующим назначают именно его? Потому что он единственный из них русский, знающий русских солдат. Так же, как и они, Кутузов защищает родную ему землю.

Особенную близость главнокомандующего к простым людям показывает момент, когда все молятся перед Бородинским сражением. Кутузов наравне с солдатами подходит к иконе, кланяется, крестится.

Л.Н. Толстой показывает большую разницу между Наполеоном и Кутузовым. Перед главным сражением Наполеон нервничает. Он принимает подарок, осуждает своего противника, пытается отвлечься. Кутузов же, напротив, очень спокоен. Он сидит на одном месте и ждёт.

Уже здесь мы видим превосходство русского генерала, которое возрастает по ходу битвы. Если Наполеон мечется, постоянно отдаёт распоряжения, которые не выполняются, то Кутузов понимает весь ход боя. Он не отдаёт никаких приказаний, а только соглашается или не соглашается с поступающими предложениями.

Главнокомандующий чувствует, что исход от него не зависит, что всё решается там, на месте битвы.

По окончании сражения Наполеон видит, что русские не наступают, его поздравляют с победой, но он чувствует, что проиграл. Кутузов принимает поздравления, он знает, что победил. Его походка уверенна, на лице улыбка. Он показал французу, что тот не всесилен, что русская армия способна дать отпор.

Решение об оставлении Москвы далось тяжело, многие в штабе были против Кутузова и всех его дальнейших действий. Никто не сумел понять того, что понял он. Кутузов предугадал, что уже не надо никаких боев, что дальше неприятель погибнет сам. Ему не нужны были награды, он заботился о своей армии.

Вторжение кончилось. Нет необходимости защищать Родину, нет необходимости и в Кутузове. Так и отошел на задний план отец армии, единственный полководец, понявший всю суть войны и способный развенчать миф о непобедимости Наполеона.

Образ и характеристика Кутузова в романе Война и мир очень кратко сочинение

Действие романа-эпопеи «Война и мир» начинается в довоенный период 19 века. Раскрывая перед нами героев, как вымышленных, так и реальных, Лев Николаевич Толстой рисует черты и образы людей светского общества 19 века.

Среди обилия персонажей романа, Лев Николаевич Толстой обращает внимание на выдающихся людей, сыгравших заметную роль в первой мировой войне. Речь, конечно же, идет о двух полководцах: Наполеоне Бонапарте и Михаиле Илларионовиче Кутузове.

Писатель не преследовал цель исторически правдивого и досконального описания полководцев. В образы героев Л. Н. Толстой вложил свое мироощущение и отношение к известным личностям.

Михаил Илларионович создает впечатления невидимого присутствия на страницах с боевыми баталиями. Кутузов – надежда для русской армии, от рядовых солдат до генералов русской армии. Полководец выступает в роли отца всей армии.

Лев Николаевич Толстой создает образ Кутузова через отношение главных героев к нему.

Читайте также:  Ванина ванини - краткое содержание повести стендаля

Любящая мать княгиня Друбецкая умоляет Василия Курагина пристроить ее сына непременно поближе к Кутузову. Дрожащая над благополучием и безопасностью своего сына, княгиня доверяет только Кутузову.

Полководец Михаил Илларионович выступает в качестве давнего друга князя Болконского. Болконский-отец в письме просит Кутузова взять Андрея к себе в адъютанты. Зная характер князя Болконского и его требования к самому себе и окружающим, читатели проникаются должным уважением к великому полководцу.

Лев Николаевич Толстой не уделяет внимание описанию внешности Кутузова, отношение читателей к герою формируется через его слова и отношение к нему других героев.

Михаил Кутузов испытывает отеческие чувства к своим офицерам и солдатам. Через описание героя читатель проникается симпатией к добродушному, внимательному и чуткому полководцу.

При смотре войска он не преминул сделать остановку и непременно сказать пару добрых слов офицерам или солдатам.

Сочинение рассуждение

Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение Образ Кутузова в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Cочинение Тарас Бульба — характер, рожденный временем 7 класс
    Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Он сильная, волевая натура. Уважаемый, в куренях Запорожской Сечи, казак. Он не любит сидеть дома. Вся его душа, без остатка, требует свободы и воли.
  • Сочинение Теплый хлеб Паустовсого 5 класс
    Мне очень понравился рассказ Паустовского с красивым названием «Теплый хлеб». Он похож и на сказку, и на притчу, и на историю из жизни. Рассказ очень поучительный. Все мы знаем, мол, хлеб всему голова. И еще понятно, что нельзя смеяться над бол
  • Сочинение по картине Левитана В лесу осенью 5, 7, 8 класс
    Осень – одна из наиболее распространенных и излюбленных тематик как русских, так и мировых художников и писателей. Не удивительно, ведь осень – само вдохновение. Оно везде вокруг нас: в осенней прохладе, в ярких осенних красках,
  • Сочинение Грозный — мой город
    Грозный – это столица Чеченской республики. Он сильно пострадал в результате двух последних гражданских войн. Но залечил нанесённые ему раны и стал ещё краше прежнего. Многие здания по высоте похожи на аналогичные где-нибудь в Дубае,
  • Сочинение на тему Поход в лес 3, 5 класс
    Однажды, я и мой лучший друг решили, что нам нужно совершить прогулку в весенний лес, так как за зимнее время мы уже успели соскучится по природе, а эта удивительная прогулка смогла бы нам помочь вспомнить все прелести нашей родной природы.
  • Сочинение на тему Комната моей мечты 6 класс
    Комната моей мечты – это уютное место, свой личный уголок, в котором можно на время спрятаться. Она не должна быть слишком большой, но при этом должна иметь определенное свободное пространство

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-kutuzova-v-romane-vojna-i-mir

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Михаил Илларионович Кутузов – историческая личность. В романе Льва Николаевича он фигурирует не очень часто. Однако, любое его появление вызывает теплоту и радость. Кутузов – человек, преданный своему делу. Любит свое Отечество больше всего на свете, заботится о солдатах, пытается спасти Россию от ошибок.

У Кутузова неприметная внешность, красотой герой не отличается. Он участвовал во многих сражениях, имеет ни одно боевое ранение. Однажды его ранили в висок, из которого вытек глаз. Внешне Кутузов похож на старика. Он очень медленно передвигается, хромает. Михаил Илларионович – мужчина плотного телосложения с опухшим и изуродованным лицом.

Кутузов отличается опытностью, мудростью и расчетливостью. Он привык, как в шахматах, продумывать комбинацию на несколько шагов вперед. Назначение героя на должность главнокомандующего вызвало бурную реакцию и активно обсуждение со стороны знати.

Героя никогда не увидишь на светских мероприятиях. Кутузов не любит бессмысленных и глупых разговоров. Он привык действовать, решать поставленные задачи на поле боя. Он все время находится в окружении военнослужащих.

Любит и ценит своих солдат, заботиться о них, как родной отец. Этому он научился у своего полководца Суворова. К солдатам он обращается просто, с ним всегда можно поговорить.

Перед сражением герой интересуется состоянием и настроем каждого солдата и офицера. Ему не безразличен исход битвы.

Полководец осознает всю свою ответственность и никогда не отправляет в бой, в котором будет много кровопролития. Он часто придерживается тактики выжидания и действует обдуманно. Кутузова никогда не видели злым, за исключением одного случая.

У Михаила Илларионовича не сложились отношения с императором. Они оба имеют разные видения и понимания о ведении войны. В момент, когда войско русских выжидало подходящего момента, появился Александр Первый.

Он дал приказ идти в бой раньше времени. Кутузов был против этого, потому что понимал каким будет финал. Много солдат погибло просто так, оказалось пушечным мясом.

В этом сражении Кутузов тоже получил ранение, но тогда он сказал, что у него болит душа за солдат, а не рана.

Кутузов своими правильными и продуманными действиями сохранили жизни многих солдат. Мы выжидали, пока французские войска измотаются. Ведь они не привыкли к нашим условиям жизни. Михаил Илларионович считал, что важно выиграть ни один бой, а всю компанию.

Сочинение 2

Кутузов — один из второстепенных героев в любовном произведении «Война и мир» Л.Н. Толстого. В повествовании он представляется русским руководителем всех вооруженных сил государства во время войны 1812 года.

В литературном шедевре о нем написано мало, но фигура Кутузова незаметно следует через весь роман: о нем все говорят, кто-то к нему относится с подозрением, которой-то от него в восторге, о нем постоянно говорят.

О внешнем виде Кутузова Лев Николаевич написал немного. Ясно, что у него полное лицо и шея, изображен он стариком. Ему было нелегко передвигаться. Еще у Кутузова было два повреждения на голове: одно — в области лица, а другое — на виске, вследствие которого он лишился глаза.

Ему нравились все военнослужащие, всех званий, он обращался с ними с мягкостью и почтением. Его беспокоила жизнь каждой отдельно взятой личности. Кутузов не начинал сражения, если думал, что будут огромные потери. Он был достаточно умной и религиозной личностью.

Выражался всегда хладнокровно о гибелях солдат, но народ понимал, что он был прав в этом. Кутузов мог зарыдать, когда что-то его поразило до глубины души. В его глазах ощущалось, что он знает абсолютно все, знает, во что народ верит и о чем переживает. Кутузов постоянно обращался с людьми уважительно.

Перед сражениями пытался побеседовать с любым военнослужащим, вне зависимости от звания.

Военнослужащие воспринимали его с теплотой и просто верили ему. Они звали его Кутузов-отец.

Болконский на первых порах относился к нему с подозрением, но затем осознал, что Кутузов великолепный муж своей страны.

В народе о нем говорили много плохого: говорили, что Кутузов изворотливый, постоянно прислуживает и угождает только государю. Когда его назначили главкомом, в народе его начали упрекать еще больше.

Сам государь Александр I не симпатизировал ему, но поручил быть руководителем всех вооруженных сил государства во время войны и после успеха преподнес ему медаль.

В любовном произведении Кутузова только однажды увидели гневным и раздраженным: когда на сражение под Аустерлицем прибыл государь. Они организовали план, который оказался по нраву Кутузову.

Он тут же сообщил, что сражение будет проиграно, но его ни один человек не захотел слушать. В конечном счете  Кутузов был прав.

Когда Кутузов видел, как его военнослужащие бегут драться, то он заметил, что его не ранение тревожит, а душа болит за солдат.

Кутузов был обыкновенным человеком, у которого были собственные плюсы и минусы: ему нравилось радоваться, нравились прекрасные дамы. Он со всеми общался и двигался медленно и невозмутимо, тем самым, поступки его, в любое время были правильными. Ушел в мир иной Кутузов после окончания войны.

Характеристика Кутузова в романе Война и мир

В «Войне и мире» Л.Н.

Толстого одна из самых больших систем персонажей: всего в романе-эпопее насчитывают 559 героев! О каждом из них можно долго или вовсе бесконечно говорить, но сейчас речь пойдёт о Михаиле Илларионовиче Кутузове – том самом великом полководце,  благодаря которому Россия победила в Отечественной войне. Пожалуй, он заслуживает особого внимания: в романе он выступает не только как историческая личность, но и как персонаж, художественно изображённый Толстым.

Конечно, нельзя не заметить, что Кутузов не похож на обычных военачальников ни внешностью, ни личностными качествами. Какая может быть статность с его «жирной шеей», «пухлыми руками» и «тяжёлым телом» ? К тому же, он простосердечен, эмоционален и, кажется, слаб душой.

На военном совете перед Аустерлицем он открыто спит и, более того, уверяет: «Перед сражением нет ничего важнее… как выспаться хорошенько». Во время самой битвы он не давал никаких указаний и лишь подтверждал или не принимал то, что ему предлагали.

Куда ему в главнокомандующие с этой безынициативностью, пассивностью, бездействием?

Но именно этим Кутузов и выигрывает. Он презирает «и знание, и ум» – то, чем обычно руководствуются командиры, избирая план действий. Он владеет другим, тем, что от знания и ума не зависит, — «духом войска», «народным чувством».

Мудрый Кутузов понимает, что главное оружие в войне – не знание и ум, а народ, что главнокомандующий лишь правит им и что генеральская власть не такая безграничная, как кажется на первый взгляд. Он единственный, кто близок к народу, кто знает и чувствует его, кто сливается с ним в единое целое.

Выделяется ли хоть как-то Кутузов в штабе? И называют ли солдаты «отцом» ещё кого-то, помимо него?..

А выделяет ли Кутузов кого-нибудь для себя? Он одинаково общается и с князем Болконским, и с Багратионом, и с попадьёй; пленные французы для него – обыкновенные люди со своей судьбой, семьёй и Родиной. Положение человека в обществе, его происхождение не имеет для него никакого значения.

Толстой не возвышает, не идеализирует Кутузова; он изображает его как обычного человека со своими достоинствами и недостатками, естественного и искреннего, способного к состраданию к падшим людям, к чувствам, которые все мы испытываем каждый день. Тем он и велик, и у него, милосердного, отзывчивого, великодушного человека, даже не менее великим полководцам стоит поучиться этот простоте, скромности, любви к народу и патриотизму – того, чего им очень-очень не хватает.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Дети войны — рассуждение
    Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.
  • Зоопарк — мое любимое место в городе сочинение
    Каждый раз жду, когда мы всей семьей пойдем на выходных в зоопарк. Часто мы идем туда утром, поэтому всегда завтракаем и берем с собой еду. Зоопарк в нашем городе очень просто огромный.
  • Образ и характеристика Бек-Агамалова в повести Поединок
    А. И. Куприн в своей повести «Поединок» показывает все особенности армейского быта русских офицеров и их окружения, не скрывая всю жестокость, невежество и грубость, что царят в этой среде

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/tolstoj/obraz-kutuzova-vojna-i-mir

Сочинение на тему: Образ Кутузова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой свято верил в то, что историю вершат не отдельные личности, пусть даже самые выдающиеся, а воля народа. И образ полководца, обеспечившего русской нации победу над французскими захватчиками в 1812 году, целиком подтверждает этот тезис.

Читайте также:  Доклад про ромашки (сообщение 2, 3 класс окружающий мир)

Кутузов у Толстого – не столько великий полководец и вершитель истории, сколько носитель воли и силы народной. Он завоевал любовь и уважение русских солдат своим талантом тактика, отеческим отношением к подчиненным и готовностью в любой ситуации отстаивать свое мнение.

Читатели знакомятся с Михаилом Илларионовичем на смотре у Браунау, где русский полководец составляет разительный контраст с австрийским коллегой, наряженным в сверкающий белизной мундир.

Простой, выглядящий немного рассеянным, с тяжелой походкой, Кутузов походит не на героя, а на самого обыкновенного человека.

Писатель несколько раз отмечает улыбку, которая сияет на обезображенном лице Кутузова, когда тот обращается к воинам.

Русский полководец является действующим лицом в нескольких важных для композиции романа сценах – и во всех из них он поражает естественностью поведения.

Он никогда не смущается, если начинает дремать во время военного совета или с большим трудом взбирается в седло. Лицо Кутузова частенько оживляют то ласковая улыбка, то добрая насмешка. Бывалый солдат может на виду у всех всплакнуть или показать утомление.

И всегда Михаил Илларионович выглядит мудрым и спокойным, не забывающим об ответственности за Россию и ее народ.

Одна из самых значимых деталей образа Михаила Кутузова – его мудрые высказывания. «Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами!» — подобные фразы очень емко дополняют образ и позволяют составить непредвзятое мнение о полководце как о человеке.

Особенно показательно поведение Кутузова во время военного совета перед Аустерлицкой битвой. Сначала он всем своим видом демонстрировал недовольство происходящим, а потом просто заснул. И это не показатель безразличия или безответственности – полководец просто знал, что битву не выиграть, какие бы планы ни строили остальные военачальники.

Не стал Кутузов спорить и с императором.

Когда Александр I посетил место, где после произошла битва, его уверенность в победе передалась всем вокруг, и только сердце Михаила Илларионовича сжималось от тяжести понимания того, что многие и многие русские солдаты отдадут здесь жизни совершенно бессмысленно. Но Кутузов приказывает наступать, потому что не может противиться воле самодержца. А последующий кошмар глубоко уязвляет даже готового к поражению бывалого воина.

В завершение хочется добавить, что образ Кутузова в романе Толстого – один из самых ярких и запоминающихся. Это образ человека настоящего, живого, образ величайшего полководца, который сумел одержать одну из грандиознейших побед в истории благодаря своему незаурядному уму и таланту, а также безусловной любви к Родине и вере в мужество русских солдат.

Название произведения: Толстой Л.Н. — Война и Мир manager Дата опубликования сочинения: 18.04.2016

Источник: https://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-obraz-kutuzova-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir.html

Сочинение: Образ Кутузова в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого | Литрекон

(486 слов) Создавая роман «Война и мир» и используя в качестве фона такую значимую для России и всего человечества эпоху, как Наполеоновские войны, Л.Н. Толстой не мог оставить без внимания реальных исторических личностей, живших в те времена.

Наполеон, Кутузов, Багратион, Сперанский, Александр II и великое множество других не менее ярких персоналий оставляют яркий след в повествовании.

Однако среди них именно великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов является самым значимым персонажем во всём романе.

Впервые мы встречаем этого легендарного военачальника во время австрийской компании русских войск. И образ, созданный Толстым, не может не отталкивать читателя. Старый, рыхлый, усталый, безразличный ко всему человек.

Он не раздаёт никаких важных решений, перекладывая это на своих подчинённых, его приказы до крайности общие и предсказуемые.

Апофеозом всего этого становится битва при Аустерлице, когда под нажимом со стороны императора Александра Кутузов, даже не пытаясь переубедить монарха, отдаёт самоубийственный для армии приказ наступать, который и приводит к позорному поражению русского оружия.

Казалось бы, Отечественная война двенадцатого года должна подкорректировать столь непритягательный образ, но этого не происходит. Такой же старый и толстый Кутузов безразлично руководит армией и спит на военных советах.

Практически осмеянием выглядит сцена во время Бородинского сражения, когда один из величайших русских полководцев, давясь курицей, кричит на адъютанта за то, что тот сообщил о бегстве русских войск. Можно подумать, что Толстой искренне ненавидит Кутузова, но это не так, и чтобы осознать глубокий смысл, который писатель вложил в его образ, требуется сначала понять отношение писателя к феноменам войны и народа.

Показывая нам русскую армию в Австрии, Толстой демонстрирует несознательность и низкий боевой дух русских, которые и становятся истинной причиной поражения. Он тонко чувствует настроение обычных солдат, и, будучи бесконечно преданным России, понимает неизбежность поражения в войне, которая не нужна простым людям.

Абсолютно другая ситуация складывается во время вторжения Наполеона на территорию Российской империи.

Кутузов понимает, что теперь, когда на карту поставлено само существование России как страны и русских как нации, пробуждается та народная сила, с которой не сравняться ни военный гений полководцев, ни государственная пропаганда, ни дворянские богатства.

Именно на эту народную силу и рассчитывает главнокомандующий, и, являясь настоящим патриотом, ни минуты не сомневается в победе России.

Поэтому он так возмущается из-за доклада адъютанта, который оказывается ошибочным, русский солдат не может поддаться панике, сражаясь за своё отечество. В таком контексте Бородинская битва воспринимается как неоспоримый триумф Кутузова над истеричным Наполеоном, который не понимает хода сражения и не может управлять им.

Характерно, что после победы русский народ снова бросают в бессмысленную мясорубку европейских походов. Кутузов, как символ народной войны, становится лишним и ненужным на празднике дипломатов, военачальников и правителей. Его смерть знаменует собой конец истинного единства русского народа и возвращение общества к тому пошлому образу жизни, который мы видели в начале романа.

Писатель, лишая своего героя пафосного ореола, созданного пропагандой, делает его обычным человеком. При этом идея, которую автор закладывает под этот образ, является одной из самых значимых во всём его творчестве. Кутузов у Толстого — не просто командующий армией, но само воплощение русского народа и его духа.

Характеристика Кутузова очень важна для понимания романа. Если она не подошла Вам, сообщите об этом Многомудрому Литрекону в х, и он поправит это краткое сочинение-рассуждение для Вас.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-kutuzova-v-romane-vojna-i-mir/

Сочинение на тему: ОБРАЗ КУТУЗОВА (Л. Н. Толстой. “Война и мир”)

Л. Толстой, анализируя позиции и оценки русских историков своего времени, писал, что для них Наполе­он, это ничтожнейшее орудие истории, никогда и ни­где, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, есть “предмет восхищения и восторга”.

Кутузов же, человек, который от начала до конца сво­ей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменил се­бе, пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, является для них чем-то “неопределенным и жалким”.

А

между тем трудно себе представить историчес­кое лицо, деятельность которого так неизменно и по­стоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель достойную и более совпа­дающую с волею народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило се­бе историческое лицо, была бы так совершенно достиг­нута, как цель, к достижению которой была направле­на вся деятельность Кутузова в 12-м году”.

Так писал великий русский писатель о великом русском полко­водце – Л. Толстой о М. Кутузове в последней части последнего тома романа “Война и мир”.

Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться чувством со­лидарности, единения с народом.

Поэтому из всех исто­рических лиц произведения автор лишь Кутузова назы­вает истинно великим человеком. Л. Толстой поднимает образ полководца на “высшую человеческую высоту”.

Он называет его “представителем народной войны” и “представителем русского народа”.

Эта характеристика основана на многих посылках. Л. Толстой, например, указывает, что “единомыслие и общее одобрение… со­путствовало народному, противному придворным сооб­ражениям, избранию Кутузова в главнокомандующие”. На этом посту русский полководец долго откладывал ре­шающее сражение.

И автор видит причину такого пове­дения Кутузова в том, что “требование народного сраже­ния еще недостаточно сильно высказалось”.

Образ Кутузова, созданный Л. Толстым, наделен ка­чествами харизматического лидера. Он обладает авто­ритетом, который основан на исключительных качест­вах личности русского полководца – мудрости, героиз­ме, “святости”. При встречах с солдатами Кутузов умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и “стариковское добродушное ру­гательство”.

Вспомним хотя бы сцену, когда после смот­ра войск под Браунау русские солдаты делятся впечат­лениями о нем. Один говорит: “Как же, сказывали, Ку­тузов кривой, об одном глазу?” Второй отвечает: “А то нет! Вовсе кривой”. На это следует ответ: “Не… брат, глазастей тебя, и сапоги и подвертки все оглядел…”

В 1812 году скрытая “теплота патриотизма”, чувст­во любви к родине, удесятеренное нависшей над ней опасностью, “лежало в душе каждого солдата”, как и в душе их главнокомандующего. Описывая Бородин­скую битву, Л.

Толстой говорит, что Кутузов “знал и старческим умом понимал, …что решают участь сра­женья не распоряжения главнокомандующего, …а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он сле­дил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”.

Например, получив известие о пленении маршала Мюрата, он говорит, что еще рано радовать­ся, но вместе с тем “послал адъютанта проехать по войскам с этим известием”.

С той же целью поддержания духа армии, который, по мысли Кутузова, составляет “главный нерв войны”, в конце дня Бородинской битвы он приказывает напи­сать и зачитать в войсках приказ о завтрашнем на­ступлении. Л.

Толстой замечает, что “далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи…; но смысл его слов сообщился повсюду, по­тому что то, что сказал Кутузов, вытекало… из чувст­ва, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как в душе каждого русского человека”.

И когда простые солдаты услышали то, что хотели услышать и “чему хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись”.

Присутствие чувства глубокого патриотизма в Ку­тузове подчеркивается не только в авторских словах, но и в словах главных героев.

Так, князь Андрей после встречи и разговора с Кутузовым перед Бородинской битвой обретает спокойствие и душевное равновесие.

Он размышляет о Кутузове: “Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запом­нит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит…

А главное, почему веришь ему, – это то, что он русский”.

Описывая состояние главнокомандующего перед на­чалом совета в Филях, Л. Толстой говорит, что Кутузов “был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избран главнокомандующим”.

Ис­ход Бородинской битвы показал Кутузову, что Москва должна быть оставлена ради спасения русской армии, ради выигрыша войны и ради спасения России. И после долгих и мучительных размышлений он взял на себя ответственность за то, что оставил Москву без боя.

И приказ об оставлении Москвы и другие свои дей­ствия Кутузов подчиняет одной цели – одержанию победы над врагом во что бы то ни стало! Не случайно он часто повторяет одну и ту же фразу: “Я заставлю их есть лошадиное мясо”.

Л. Толстой говорит о Кутузове, что “действия его, все, без малейшего отступления, все направлены к одной и той же цели, состоящей в трех делах: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска”.

Читайте также:  Приваловские миллионы - краткое содержание рассказа мамина-сибиряка

И лишь когда эти цели были достигнуты, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего. Отвечая на свой же вопрос: “Но каким образом тогда этот старый человек, один в про­тивность мнению всех, мог угадать так верно значение народного смысла события, что ни разу во всю свою дея­тельность не изменил ему?”, Л.

Толстой говорит: “Он смог это сделать, потому что в нем жило народное чувст­во, роднившее его со всеми истинными защитниками ро­дины”.

Во всех деяниях Кутузова лежало народное и по­тому истинно великое и непобедимое начало.

Образ Кутузова в романе “Война и мир” Л. Толсто­го – это образ великого патриота.

Получив пост глав­нокомандующего, Кутузов употребляет свою неограни­ченную власть не для удовлетворения каких-то своих эгоистических целей, а для бескорыстного служения родине и русскому народу.

И с этой точки зрения он на все времена остается примером для тех, кто, получая власть из рук народа, от имени этого же народа начина­ет решать свои личные, узко эгоистические интересы.

Глоссарий:

  • – образ кутузова война и мир
  • – сочинение на тему образ кутузова
  • – образ кутузова в романе война и мир
  • – сочинение на тему образ кутузова в романе война и мир
  • – все о кутузове

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-obraz-kutuzova-l-n-tolstoj-vojna-i-mir/

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» — Сочинение

Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Важной чертой стиля художественной прозы Л.Н. Толстого является прием контрастных сопоставлений. Ложь у писателя противопоставлена правде, прекрасное — безобразному.

Прин­цип антитезы лежит и в основе композиции романа-эпопеи «Война и мир».

Толстой здесь противопоставляет войну и мир, ложные и истинные жизненные ценности, Кутузова и Наполео­на, двух героев представляющих собой две полярные точки ро­мана.

Работая над романом, писатель изумлялся тому, что Наполе­он вызывал неизменный интерес и даже восхищение некоторых русских историков, в то время как Кутузов рассматривался ими как ординарная, ничем не выдающаяся личность.

«А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность ко­торого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа», — замечает писатель.

Толстой с присущей ему огромной проницательностью худож­ника правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые чер­ты характера великого полководца: его глубокие патриотичес­кие чувства, любовь к русскому народу и ненависть к врагу, чут­кое отношение к солдату.

Вопреки мнению официальной исто­риографии писатель показывает Кутузова во главе справедливой народной войны.

Кутузов изображен Толстым как опытный полководец, муд­рый, прямодушный и смелый человек, искренне радеющий за судьбу Отечества. При этом внешний облик его обычен, в опре­деленном смысле «приземлен».

Писатель подчеркивает в порт­рете характерные детали: «жирную шею», «пухлые старческие руки», «сутуловатую спину», «вытекший белый глаз». Однако ге­рой этот очень притягателен для читателей. Внешний облик его противопоставлен духовной силе и уму полководца.

«Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.

Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать против воли царя в представите­ли народной войны», — замечает Л.Н. Толстой.

В романе Кутузов вначале предстает перед нами в качестве командующего одной из армий в военной кампании 1805- 1807 годов. И уже здесь писатель обрисовывает характер героя. Кутузов любит Россию, заботится о солдатах, прост в обраще­нии с ними. Он стремится беречь армию, выступает против бес­смысленных военных операций.

Это искренний, прямодушный, мужественный человек. Пе­ред Аустерлицким сражением, услышав от государя требование немедленного выступления, Кутузов не побоялся намекнуть на любовь царя к показным смотрам и парадам. «Ведь мы не на Царицыном лугу», — заметил Михаил Илларионович.

Он пони­мал всю обреченность сражения под Аустерлицем. И сцена на военном совете при чтении диспозиции Вейротера (Кутузов дре­мал на этом военном совете) тоже имеет свое объяснение.

Кутузов был не согласен с этим планом, однако понимал, что план уже одобрен государем и сражения не избежать.

В тяжелую пору нападения на Россию наполеоновской ар­мии народ выбирает полководца «против воли царя в представи­тели народной войны».

И писатель так объясняет происходя­щее: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». И таким человеком становится Кутузов.

В этой войне раскрываются лучшие качества выдающегося полководца: патриотизм, мудрость, терпение, проницательность и прозор­ливость, близость к народу.

На Бородинском поле герой изображен в концентрации всех моральных и физических сил, как человек, который заботится, прежде всего, о сохранении боевого духа войска. Узнав о захвате в плен французского маршала, Кутузов передает эту весть в вой­ска. И наоборот, он старается, чтобы неблагоприятные известия не просочились в солдатскую массу.

Герой внимательно следит за всем происходящим, пребывая в твердой уверенности в побе­де над врагом.

«Долгим военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борю­щихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме­сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он сле­дил за этою силой и руководил ею, насколько это было в его власти», — пишет Толстой. Кутузов придает огромное значение Бородинской битве, так как именно эта битва становится нрав­ственной победой русских войск. Оценивая полководца, Анд­рей Болконский думает о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслу­шает, все запомнит и ничего вредного не позволит. Он понима­ет, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неиз­бежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и в виду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Изображение Наполеона и Кутузова у Толстого контрастно. Наполеон всегда рассчитывает на зрителей, он эффектен в своих речах и поступках, стремится предстать перед окружающими в образе великого завоевателя.

Кутузов же, напротив, далек от на­ших традиционных представлений о великом полководце. Он прост в общении, его поведение естественно. И писатель под­черкивает эту мысль, изображая его на военном совете в Филях, перед сдачей Москвы.

Русские генералы вместе с главнокоман­дующим собираются в простой крестьянской избе, и их видит крестьянская девочка Малаша. Кутузов здесь принимает реше­ние оставить Москву без сражения. Он сдает Москву Наполеону для того, чтобы спасти Россию.

Когда же он затем узнает, что Наполеон оставил Москву, то не может сдержать своих чувств и плачет от радости, понимая, что спасена Россия.

Стоит отметить, что в романе раскрываются взгляды Л.Н. Толстого на историю, на военное искусство.

Писатель ут­верждает, что «ход мировых событий предопределен свыше, за­висит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное».

Таким образом, Толстой отрица­ет роль личности полководца в этой войне, его военный гений. Кутузов в романе также недооценивает роль военной науки, при­давая значение лишь «духу войска».

Полководцу Кутузову противопоставлен в романе Наполеон Бонапарт. С самого начала писатель развенчивает Наполеона, выделяя в его внешности все мелкое и ничтожное: он «малень­кий человек», «с маленькими руками» и «неприятно-приторной улыбкой» на «опухшем и желтом лице».

Автор упорно подчерки­вает «телесность» Наполеона: «жирные плечи», «толстую спи­ну», «обросшую жирную грудь». Эта «телесность» особенно подчеркнута в сцене утреннего туалета.

Раздевая своего героя, писатель как бы снимает Наполеона с его пьедестала, приземля­ет его, подчеркивает его бездуховность.

Наполеон Толстого — это игрок, человек самовлюбленный, деспотичный, жаждущий славы, власти. «Если Кутузову свой­ственны простота и скромность, то Наполеон подобен актеру, играющему роль властелина мира.

Театрально-фальшиво пове­дение его в Тильзите во время награждения русского солдата Ла­зарева французским орденом Почетного легиона.

Не менее противоестественно держит себя Наполеон и перед Бородинс­ким сражением, когда… придворные преподносят ему портрет сына и он разыгрывает из себя любящего отца».

Накануне Бородинского сражения император произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». Однако «игра» здесь оборачивается поражением, кровью, страданиями людей. В день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения побе­дил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и вели­чие».

«Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, крас­ным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз… Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он ви­дел на поле сражения.

Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы».

«И никогда, однако, — пишет Толстой, — до конца жизни своей не мог пони­мать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого…».

Толстой окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе, перед вступлением в Москву. «Ожидая депута­цию из Москвы, Наполеон думает о том, в каком виде ему пред­стать перед русскими в столь величественную для него минуту. Как опытный актер, он мысленно разыграл всю сцену встречи с «боярами» и сочинил свою великодушию речь к ним.

Используя художественный прием «внутреннего» монолога героя, Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие иг­рока, его ничтожность, его позерство». «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… И странная и вели­чественная эта минута!».

«…Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица… Вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца». Вторая часть этого монолога резко контрастирует с первой.

«Ког­да Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча… «Москва пуста. Какое невероятное событие!» — говорил он сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского пред­местья».

И здесь Толстой замечает, что развязка театрального представления не удалась — «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях». Таким образом, Толстой обличает бо­напартизм как великое общественное зло, «противное челове­ческому разуму и всей человеческой природе».

Характерно то, что писатель стремился к объективной оцен­ке военного таланта Наполеона. Так, перед Аустерлицким сра­жением Бонапарт смог верно оценить военную обстановку: «его предположения оказались верными».

Но все же, по мнению Тол­стого, «в исторических событиях великие люди суть только яр­лыки, дающие наименование событию…» «Наполеон, — заме­чает писатель, — во все это время своей деятельности был подо­бен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внут­ри кареты, воображает, что он правит».

Таким образом, основной движущей силой истории, по мыс­ли Толстого, является народ. И истинно великие личности у писателя просты, естественны, являются носителями «народно­го чувства». Таким человеком в романе предстает Кутузов. И «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», поэтому Напо­леон предстает у Толстого воплощением крайнего индивидуа­лизма, агрессии, бездуховности.

Здесь искали:

  • образы кутузова и наполеона в романе война и мир
  • образ наполеона и кутузова в романе война и мир
  • образ кутузова и наполеона

Источник: https://sochineniye.ru/obrazy-kutuzova-i-napoleona-v-romane-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]