Охрана растений — сообщение доклад

Жизнь человека неразрывно связана с окружающей природой, без которой ему никак не обойтись. Мы уже говорили с тобой о том, что дает человеку природа и как важна она в нашей жизни. Из этой статьи ты узнаешь, как можно сохранить природу и для чего это обязательно надо делать.

«Мы научились летать по воздуху как птицы. Мы научились плавать под водой как рыбы. Нам еще осталось научиться жить на Земле как люди.»   Д. Даррелл

Содержание

Охрана природы

Охрана растений - сообщение докладОхрана природы — одна из основных наших обязанностей. Природа дарит нам все свое богатство (материальное и духовное). А мы в свою очередь должны его расходовать разумно и аккуратно, потому что оно не бесконечно. К сожалению, хозяйственная деятельность человека часто наносит значительный ущерб окружающей среде.

Чтобы строить и отапливать жилье, расширять сельскохозяйственные угодья и пастбища, производить бумагу и мебель вырубаются леса, которые очень важны для нашей Планеты, потому что именно они очищают воздух, насыщают его кислородом.
Транспорт и промышленные предприятия загрязняют воздух, почвы, воду.

Практически в каждой стране мира есть закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природные богатства, правильно их использовать, заботиться о том, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям.
Поэтому с самого раннего детства ты должен понимать важность охраны природы.

Спросишь, что ты, ребенок, сможешь сделать сейчас? Думаешь, что пока от тебя мало что зависит?
Поверь мне, ты и сейчас можешь внести свою посильную лепту в охрану окружающей среды.

Есть специальная система правил, выполняя которые мы сможем помочь природе, защитить ее от разрушительных последствий.

Итак, поговорим об экологической культуре.

Что такое экологическая культура

Охрана растений - сообщение доклад

Всю систему правил можно разделить на 4 большие раздела.

Культура поведения по отношению к животным и растениям
• Побольше общайся с животными (в зооуголках, зоопарках, помогай в приютах для животных, ухаживай за домашними питомцами).

• Внимательно изучай растения (сажай деревья, цветы, изучай полезные свойства растений, помогай взрослым на огороде, в саду).
• Научись любоваться растениями в природной среде,
а не сорванными или срубленными для личной прихоти.

• Учись наблюдать за животными и растениями в среде
их обитания и произрастания.

• Береги живую природу, сохраняй ее для следующих поколений.

Культура использования воды
• Экономно используй водопроводную воду в твоем доме.
• Учись находить повторное применение воде (например, водою из аквариума можно поливать цветы, огород).
• Собирай дождевую воду и используй ее на свои нужды.

• Старайся как можно меньше загрязнять воду продуктами бытовой химии (например, можно отказаться от применения моющих средств, которые содержат фтор).

Культура энергосбережения
• Экономь электроэнергию. Не забывай отключать свет в светлое время суток в подъезде, в квартире.
• Закрывай на ночь шторы, этим ты уменьшишь выход тепла из комнаты через окна.
• Экономно относись к горячей воде, ведь на ее подогрев расходуется электричество или другое топливо, используемое в котельной.

• Не оставляй зимой двери подъезда открытыми (происходит потеря тепла).

Правила поведения на природе
• Не ломай ветки деревьев и кустов, не топчи растения, не срывай соцветия.
• В лесу и поле ходи по тропинкам.

• Не разрушай муравейники, так как это дом для целого семейства насекомых.
• Относить с вниманием к жителям леса, не обижай их.
• Убирай за собой мусор. Не закапывай его в грунт и не бросай в водоемы.

• Не пользуйся браконьерским снаряжением.

• Не пользуйся моющими средствами на берегу водоема.

Вот видишь, сколько важных правил, следуя которым ты сможешь помочь Природе.
А теперь рассмотрим некоторые вопросы, связанные с охраной природы.

Вопросы и ответы по теме охрана окружающей среды

1- Что такое утилизация отходов

Запасы многих видов природного сырья практически истощены. Но в большинстве случаев отходы и мусор можно повторно перерабатывать и получать из них новую продукцию. Повторное использование отходов — это и есть утилизация.

Охрана растений - сообщение доклад

  • Перед переработкой отходов их необходимо рассортировать, так как разные виды отходов подлежат разной переработке.
  • На картинке слева показана установка для сортировки отходов:
  • 1- Изделия из пластмассы
    2- Изделия из стекла
    3- Изделия из бумаги
  • 4- Изделия из металла
  • Например, старые стеклянные изделия можно переработать, переплавив их, и из полученного стекла сделать новые бутылки и банки.
  • Алюминиевые консервные банки, металлолом, пластмассовые бутылки, макулатура, картонные коробки, старая одежда также могут послужить вторичным сырьем для изготовления новой продукции.

2- Почему появилась озоновая дыра

На высоте около 25 км в атмосфере располагается тонкий слой озона, который защищает Землю от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Фреоны разрушают озоновый слой.
Из-за их накопления в атмосфере озоновый слой над Антарктидой стал более тонким и получилась озоновая дыра.

Фреон использовался в холодильных установках, аэрозолях и в процессе глубокого замораживания полуфабрикатов, но сейчас его использование запрещено.

3- Зачем нужны заповедники

Разрушение природных ландшафтов и охота привели к тому, что многие виды диких животных оказались на грани исчезновения, а некоторые уже исчезли. Для сохранения редких видов и создаются специальные заповедники, где сохраняется необходимая природная среда для их жизни, а охота в таких местах запрещена.

4- Как очищают землю?

Вредные выбросы и отходы промышленных предприятий загрязняют атмосферу, воду и почву. Мусорные свалки, шахты и карьеры разрушают природные ландшафты и уничтожают растительность.

Территории, на которых были мусорные хранилища или промышленные предприятия подлежат обновлению. Для этого их очищают и покрывают толстым слоем свежего грунта.

На месте старых карьеров можно создать ставки и озера.

5- Что такое кислотные дожди?

Охрана растений - сообщение доклад

В атмосфере при их взаимодействии с водяным паром получатся кислоты, а со временем из туч выпадают кислотные дожди (2).

Ветер быстро перегоняет тучи, и поэтому кислотные дожди могут выпадать далеко от промышленной зоны. От таких дождей погибают деревья, снижается плодородие почвы, загрязняются водоемы, погибает рыба, разрушаются стены зданий…

Из моего рассказа вы узнали, как и зачем необходимо охранять природу. Надеюсь, это поможет вам понять всю важность охраны окружающей нас природы и бережного отношения к ней с раннего детства.

Источник: https://www.obovsemka.com/oxrana-prirody/

Охрана растительного мира

С каждым годом растительный мир, как и природа в целом, все больше страдает от деятельности людей. Ареалы растений, особенно лесные массивы, все время сокращаются, и территории используются для построения различных объектов (дома, предприятия).

Все это приводит к изменениям разных экосистем и к исчезновению многих видов деревьев, кустарников и травянистых растений. Из-за этого нарушается пищевая цепочка, что способствует миграции многих видов животных, а также к их исчезновению.

В дальнейшем последует изменение климата, ведь больше не будет активных факторов, поддерживающих состояние окружающей среды.

Охрана растений - сообщение доклад

Существует множество причин, по которым уничтожается растительность:

  • строительство новых населенных пунктов и расширение уже построенных городов;
  • возведение фабрик, заводов и других промышленных предприятий;
  • проложение дорог и трубопроводов;
  • проведение разных коммуникационных систем;
  • создание полей и пастбищ;
  • добыча полезных ископаемых;
  • создание водохранилищ и дамб.

Все эти объекты занимают миллионы гектар, а раннее эту площадь покрывали деревья и травы. Кроме того, климатические изменения также являются весомой причиной исчезновения флоры.

Поскольку люди активно используют природные ресурсы, весьма скоро они могут испортиться и исчерпаться. В том числе может погибнуть и растительный мир. Во избежание этого нужно охранять природу.

В этих целях создаются ботанические сады, национальные парки и заповедники. Территория этих объектов охраняется государством, вся флора и фауна здесь находится в первозданном виде.

Поскольку здесь природа не тронута, растения имеют возможность нормально расти и развиваться, увеличивая свои ареалы распространения.

Охрана растений - сообщение доклад

Одним из важнейших действий охраны растительного мира является создание Красной книги. Такой документ существует в каждом государстве. В нем указаны все виды растений, которые исчезают и власти каждой страны должны охранять эту флору, стараясь сохранить популяции.

Способов сохранить растительный мир на планете существует множество. Конечно, каждое государство должно охранять природу, но в первую очередь все зависит от самих людей.

Мы сами можем отказаться от уничтожения растений, научить наших детей любить природу, охранять каждое дерево и цветок от гибели.

Люди губят природу, поэтому всем нам предстоит исправлять эту ошибку, и лишь осознав это, нужно приложить все усилия и спасти растительный мир на планете.

Источник: https://ECOportal.info/oxrana-rastitelnogo-mira/

Влияние человека на растительный мир, охрана растений. Видеоурок. Биология 6 Класс

Человек разумный появился на земле около 200 тыс. лет назад.

Антропогенные факторы – факторы, которые по происхождению связаны с деятельностью человека.

Экология – наука об отношении организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Около 10 000 лет назад человек начал одомашнивание растений и животных. Так человек перешел от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В результате хозяйственной деятельность уменьшилось количество диких животных, площади лесов.

Уменьшение площади лесов привело к обмелению рек. Истощились почвы, стало больше оврагов, участились суховеи. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья.

Аральское море

Аральское море (см. Рис. 1) – бывшее соленое озеро на границе Казахстана и Узбекистана. Начиная с 60-х годов прошлого века, из питающих его рек производился забор воды для орошения полей. И уровень воды в море стал падать, оно распалось на 2 водоема.

Читайте также:  Анализ стихотворения тютчева вечер (как тихо веет над долиной…)

До обмеления Аральское море было 4-м по величине озером мира. На бывшем дне озера откладывались ядохимикаты с полей, которые с пылью разносятся на окружающие территории. И рост дикой растительности тормозится.

Согласно расчетам ученых, спасти Аральское море невозможно даже при полном отказе от забора воды.

Охрана растений - сообщение доклад

Рис. 1. Аральское море

Загрязнение воды, воздуха, почвы может вызывать нарушение и гибель природных сообществ. Поэтому в разных странах есть законы, регламентирующие использование природных богатств.

Но в середине XX века хозяйственная деятельность человека привела к очень серьезным последствиям.

Растения подвержены действию загрязнения окружающей среды. Загрязнение может быть химическим (выхлопные газы), физическим (нагрев воды от ТЭЦ, шум) и биологическим (ввоз борщевика Сосновского (см. Рис. 2) на территорию России, ввоз кроликов на территорию Австралии, что привело к значительному уменьшению кормовой базы).

Охрана растений - сообщение доклад

Рис. 2. Борщевик Сосновского (Источник)

Газы (выхлопные, промышленные) вызывают гибель растений: листья опадают, корни отмирают. И многие растения могут совсем исчезнуть. Для оздоровления окружающей среды на выхлопных трубах устанавливают фильтры, которые задерживают ядовитые вещества. Исчезновение растений губительно скажется на человеке.

  • В настоящее время во всех развитых странах принимают законы и проводят мероприятия по защите окружающей среды.
  • Охраняемые природные территории создаются для сохранения наиболее редких и ценных видов.
  • Заповедник – территория, где полностью запрещена любая хозяйственная деятельность.

Заказник – территория, где охраняется часть природного комплекса, которая обеспечивает выживание определенных видов растений и животных. Хозяйственная деятельность, которая не затрагивает эту часть комплекса, здесь может быть разрешена.

Национальный природный парк – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедника, сюда допускаются туристы. В ограниченных масштабах разрешена хозяйственная деятельность.

Ботанический сад – территория, на которой содержится коллекция живых редких растений.

Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

  1. Зеленая книга является государственным документом, в котором собраны сведения о современном состоянии редких, исчезающих и типичных природных растительных сообществ, нуждающихся в охране и имеющих важное значение как составная часть биологического разнообразия.
  2. Растения имеют разную чувствительность к условиям окружающей среды, наиболее чувствительны мхи, пихта, граб.
  3. Особенно чуткие виды называют видами-индикаторами, наблюдая за ними можно оценить состояние окружающей среды.
  4. Лихеноиндикация

Лихеноиндикация – метод определения состояния окружающей среды при помощи лишайников. Лишайники впитывают влагу всем телом, так же могут поступать и токсичные вещества.

Поэтому лишайники особо уязвимы к действию загрязнения воздуха. Первые сообщения о массовой гибели лишайников в окрестностях промышленных городов относятся ко второй половине XIX века.

Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.

Наиболее устойчивые растения следует использовать для озеленения и создания защитных лесополос. К загрязнениям атмосферного воздуха устойчивы тополь, лиственница. Они поглощают многие вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями.

Леса вокруг промышленных городов поглощают и обезвреживают вредные вещества.

Вымирание – естественный процесс

Животный и растительный мир древности сильно отличался от современного. Многие группы растений полностью вымерли. Вымирание – один из основных процессов эволюции. За жизнь планеты насчитывают 5 массовых вымираний видов. Последнее из них – вымирание динозавров.

В России работают общественные и государственные организации защитников окружающей среды.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.  Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 293, задания и вопросы 1, 4 (Источник).
  2. Какие существуют природоохранные территории? Охарактеризуйте их.
  3. Что такое антропогенное влияние?
  4. * Подумайте, как можно было бы улучшить экологическую ситуацию в вашем регионе. Что для этого уже сделано?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/6-klass/evolyutsiya-rasteniy/vliyanie-cheloveka-na-rastitelnyy-mir-ohrana-rasteniy

Охрана растений

Охрана растений или охранять растительные сообщества означает поддерживать в них естественные процессы, помогать восстановлению нарушенного равновесия, устранять нежелательные факторы и последствия неразумного вмешательства человека в жизнь экосистем (биогеоценозов).

Для каждого человека стало привычным, что красный цвет светофора предупреждает: «Остановись!» К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущим растением, чтобы полюбоваться им, а, как правило, стремятся сорвать его для букета.

Порой, любопытства ради, сорвут, повертят в руках и бросят красивое создание природы. Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нее разорением.

А ведь в последние 20-30 лет с лица Земли исчезало в год по одному животному и в день — по одному растению. Над природой в результате антиэкологической деятельности человека нависла угроза исчезновения многих видов, а это для биосферы — настоящая катастрофа.

Поэтому во всем мире для охраны отдельных видов растений и животных была создана Красная книга.

Красная книга — это государственный документ, содержащий обобщающие сведения о современном состоянии видов, которые находятся под угрозой исчезновения, а также способы их сохранения и научно обоснованного возрождения.

Из растений в Красную книгу 1996 г.

внесено свыше 400 видов цветковых, 7 видов голосеменных, 6 видов плаунообразных, 8 видов папоротников, 28 видов мохообразных, 17 видов водорослей, более 30 видов грибов и 27 видов лишайников.

Среди них знаменитая сосна пицундская, сосна лиловая, обыкновенный подснежник, пион крымский, рябчик большой, ковыль Лессинга, венерин башмачок, тюльпан Шренка и многие другие.

Наиболее серьезная мера сохранения растений — это охрана их местообитаний. Для этого создаются заповедники, заказники, природные (национальные) парки.

Основное отличие заказников от заповедников состоит в том, что по их территории охраняется не весь природный комплекс, как в заповедниках, а лишь та его часть, которая обеспечивает существование определенных видов. В странах СНГ разработана программа, предусматривающая создание широкой сети природоохранных объектов. В соответствии с ней создаются заповедные зоны, национальные парки, региональные ландшафтные парки и т. п.

Большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие учреждения. Ботанический сад — это сосредоточение коллекций живых растений — представителей местной, отечественной и иностранной флоры не только для изучения, но и для создания новых, более продуктивных растительных форм.

Важнейшим звеном в работе ботанических садов является акклиматизация растений, то есть содействие приспособлению их к новым условиям существования, к новым биогеоценозам. Ботанические сады обогащают местную флору новыми представителями растительного мира.

Это не только научно-исследовательские, но и просветительные учреждения, пропагандирующие передовые идеи и достижения науки ботаники.

В наше время, когда всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека, нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений, так как это большая потеря, прежде всего для человека.

С исчезновением вида растений человек лишается одной частицы земной жизни, которая была источником его здоровья, украшением ландшафта и доставляла ему эстетическое наслаждение.

Человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но не к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома.

Можно получить большое удовлетворением от общения с природой, не сорвав ни единого листка или цветка.

Запись опубликована в рубрике Биология с метками растения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: https://shkolo.ru/ohrana-rasteniy/

Охрана растительного мира

 
Введение

      Основу территориальной охраны  природы  в  России  составляет  система особо охраняемых природных 
территорий (ООПТ). Статус ООПТ в 
настоящее  время определяется   Федеральным   Законом   «Об   особо   охраняемых    природных 
территориях», принятым Государственной 
Думой 15  февраля  1995  г.

  Согласно 
Закону «Особо  охраняемые  природные  территории  —  участки  
земли,  водной поверхности и 
воздушного пространства над 
ними, где располагаются  природные 
комплексы  и  объекты,  которые   имеют   свое   природоохранное,   научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное 
значение,  которые изъяты решениями 
органов государственной власти 
полностью  или  частично  из хозяйственного использования, 
и для  которых  установлен  режим  специальной охраны».

     Россия унаследовала от СССР 
довольно сложную систему категорий 
ООПТ,которая формировалась эволюционно.

 
В Законе выделяются следующие 
категории: государственные природные 
заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные 
парки,государственные природные 
заказники,памятники природы, дендрологические 
парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные 
местности и курорты.

    Среди этих территорий лишь 
заповедники, национальные парки 
и заказники федерального значения 
имеют федеральный статус, (заказники 
могут быть и местными), остальные 
формы охраны территории обычно 
имеют местный статус и здесь 
не рассматриваются. Кроме того, Закон постулирует возможность 
создания и других категории 
ООПТ, что уже реализуется. Традиционно 
высшей формой охраны природных 
территорий в нашей стране 
являются заповедники.

  • Целью моего 
    реферата является: рассмотреть охрану и защиту растительного мира . Для 
    достижения цели определим следующие 
    задачи:
  • -рассмотреть 
    загрязнение окружающей среды,
  • — подробно 
    описать охрану и защиту  растительного 
    мира,
  • — охаректеризовать 
    нормирование качества окружающей 
    природной среды.

Главенствующее 
значение в природе и в жизни 
человека имеют леса. Россия богата лесом. Ни одна страна не имеет больших 
запасов древесины. Общая площадь 
лесов  России  составляет сегодня 
значительную часть всех лесов Земли.

Как объект природы — леса, в соответствии с лесным законодательством, — это 
крупные, большие древесные сообщества с соединенными кронами деревьев. Леса — важный экономический ресурс. Леса также выполняют климаторегулирующую 
роль, вырабатывают кислород, их называют «легкими планеты».

Небольшие 
группы деревьев, одиночные деревья, лесополосы к лесам не относятся, хотя также выполняют защитную роль (от ветровой и водной эрозии).

Иная растительность — древесно-кустарниковая, не отнесенная к лесам (например, плодовые растения, лечебные травы, водоросли, иная водная растительность, ягоды, грибы и другие дары леса, степные ковыли, кактусы, лесополосы) .

1. Значение растений и лес 
в жизни человека.

Читайте также:  Доклад на тему ядовитые растения сообщение 2 класс, 3 класс

Растения — источник пищевых продуктов и 
одежды. Они служат лекарственным 
и химическим сырьём, строительным материалом.

Наиболее 
ответственная роль в жизни человека отводится лесу. Он производит 60% биологически активного кислорода. Благодаря 
фотосинтезу, зелёные растения обогащают 
атмосферу кислородом и очищают 
воздух от излишков углекислого газа.

Вместе с другими экологическими системами лес поддерживает равновесия в содержании кислорода в атмосфере.

Одно дерево средней величины за 24 часа восстанавливает такое количество кислорода, которое необходимо для 
дыхания трёх человек в течение 
суток.

Лес улучшает климат приземного слоя воздуха, смягчает резкие колебания температуры, накапливает 
и хранит влагу, увеличивает её оборот в природе, задерживает ветер 
и защищает поля от губительных суховеев и пыльных бурь. Лес предотвращает 
разрушительные горные селевые потоки, которые являются страшным бедствием 
для человека; он предохраняет почву 
от смыва и размыва, образования 
оврагов.

За последние 100 лес площадь лесов на земле 
сократилась в двое. Каждую минуту в мире вырубается около 20 гектаров леса.

Погибают 
леса от пожаров. Сейчас причина 80% лесных пожаров — не затушенный окурок или 
непогашенный костёр. Недаром говорят: «Из одного дерева можно сделать 
миллион спичек, а одной спичкой — сжечь миллион деревьев».

Тропические леса — главные «легкие» нашей планеты. А темпы их уничтожения, которые 
уносят — 23 га в минуту, 5 мин. деревьев в сутки.

Джунгли покрывают около 8% земной поверхности, но содержат около 
половины всей живой древесины планеты. За последние сорок лет была сведена 
половина джунглей, сейчас уничтожается ежедневно 8 млн.га.

Общая площадь 
лесов на планете Земля составляет 4184 млн. га.

За время 
существования человека на Земле 
было вырублено 50% лесов, а в отдельных 
районах — до 90% (например, в Англии). Сведение лесов влечет за собой эрозию почв, планетарные изменения климата и качества атмосферы. Около 300 тыс. видов растений исчезли безвозвратно.

Для повышения 
продуктивности и жизнеспособность земных нахождений необходимо: уход, осушения болот, борьба с вредителями деревьев, научно обоснованные масштабы вырубок, лесовосстановительные работы, а 
в сухих степях лесомелиорация. Известно, что для образования слоя черноземной 
почвы в 1 см требуется 50-100 лет.

Из-за истощения почв в мире намечалась четкая тенденция к снижению валового сбора зерна. Ежедневно в результате различных процессов деградация и отчуждения безвозвратно теряются около 7 млн. га пашни, а это — база для 21 млн. человек, если исходить из существующей нормы — 0,3 га на 1 человека. По данным ООН, почвенные потери вследствие эрозии достигают 3 млрд.

тонн ежегодно, из которых 512 млн. тонн приходится на бывший СССР.

Деревья городских аллей, бульваров, скверов, садов и парков оздоровляют воздух. Городской воздух содержит повышенное количество углекислого газа. Один гектар древесных насаждений поглощает 
за один час 8 кг углекислого газа, т.е. сколько выделяют его при дыхании 200 человек.

Листья 
растений постоянно испаряют воздух, тем самым они освежают, охлаждают 
воздух и повышают его влажность 
на 20%. В жаркие дни деревья снижают 
температуру воздуха на 4 и даже на 8о.

В больших 
промышленных городах в воздухе 
носится много гари и пыли, засоряющих его и затеняющих яркость солнечного света. За год в среднем на километр оседает до 400 т. гари. И вот летом 
в городах всю эту оседающую 
из воздуха гарь и пыль задерживают 
листья деревьев.

Тёмно-серые от пыли они только после дождя заметно 
становятся ярко-зелёными. Поэтому 
в городах выживают деревья только с гладкими листьями, с которых 
легко смывается пыль. Деревья 
с шероховатой поверхностью листьев 
обычно гибнут.

Листья деревьев как 
бы фильтруют воздух, очищая его 
химический и физический состав.

Неотложной 
задачей является практическая организация 
охраны редких растений. Важную роль этом играет прежде всего деятельность ботаников 
и тех, кто связан с исчезновением 
растительных ресурсов. Они должны осуществлять контроль за состоянием редких видов и давать рекомендации по их охране и рациональному использованию.

Наиболее 
полной государственной формой охраны редких природных объектов является организация заповедников.

Важной 
задачей для сохранения природной 
флоры является так же разработка рекомендующей и практическое их выполнение при сборе ценного 
лекарственного и другого растительного 
сырья. Любая эксплуатация дикорастущих растений, прежде всего, должна строиться 
с учетом необходимости сохранения баз, их использованием в будущем.

Существенной 
мерой сохранения растительного 
генофонда является введение дикорастущих растений в культуре.

Многие ценные лекарственные формы размножают сейчас в питомниках и высевают для 
массовых сборов, ряд декоративных видов введён в ассортимент озеленения населенных пунктов.

Многие дикорастущие растения, имеющие кормовое значение, используются хозяйствами в искусственных 
травосмесях или содержаться 
в культуре в целях селекционной работы. Однако это относится только части растений, нуждающихся в 
сохранении.

Лесовоспитательные 
работы из года в год растут. Для 
выполнения их грандиозного объёма создано 
большое число лесных питомников, организованы семенные лесхоза, в которых 
заготавливается высококачественный посевной материал. Ведутся очень 
большие работы по защите лесов от вредителей и болезней, противопожарной 
охране и т.д.

 2. Охрана растительного мира.

Занимаясь лесоразведением и озеленением 
городов и населенных пунктов, надо знать растительный материал, условия 
произрастания и регионы, где 
он приспособлен расти.Древесные растения по характеру развития стебля делятся 
на деревья, кустарники и вьющиеся (лианы).Деревья 
имеют один хорошо выраженный ствол, достигают больших размеров и 
долговечны.

Кустарники 
образуют от корня несколько почти 
равноценных стволов, относительно небольших размеров и менее долговечны, чем деревья. Вьющиеся (лианы) с длинными, нуждающимися в опоре стеблями, снабженными 
приспособлениями для подъема и 
крепления к опоре.

  1. Охрана лесов 
    и всего растительного мира включает в себя защиту от пожаров, вредителей и болезней, от диких и домашних животных.
  2. Специально 
    создаются службы надзора, которые 
    наблюдают за появлением, развитием 
    и распространением вредителей, проводят меры борьбы с ними.
  3. Основные 
    пути борьбы:

. Лесохозяйственные 
методы. Проводятся профилактическая 
работа, как рубка, уход, удаление 
пораженных болезнями деревьев, очистка бурелома и порубочных 
остатков.

. Биологический 
метод. Используются враги вредителей 
– хищные и паразитические 
насекомые, грибки, бактерии, вирусы, звери и птицы.

. Химический 
метод борьбы с вредителями 
основан на использовании ядовитых 
для насекомых химических веществ.

. Механический 
метод основан на прямом истреблении 
насекомых, сбор и уничтожение 
насекомых на разных фазах 
их развития.

  • В РК 29 января 1993 года принят Кодекс об охране лесов 
    и рациональном использовании лесных ресурсов.
  • Кодекс 
    регулирует лесные отношения в области 
    рационального использования лесов, их охраны и защиты воспроизводства, повышения лесной продуктивности, имея в виду удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения 
    в древесине, другой лесной продукции, и в целях усиления водо- охранных, защитных, климаторегулирующих, санитарно 
    – гигиенических, оздоровительных 
    и других полезных природных свойств 
    лесов, а также укрепления законности в области лесных отношений.
  • Задачами 
    охраны и защиты растительного мира являются:
  • а) обеспечение 
    целостности разнообразия растительного 
    мира;
  • б) предупреждение незаконного использования объектов растительного мира;
  • в) обеспечение 
    выполнения требований законодательства об охране природы при эксплуатации мест произрастания объектов растительного 
    мира в хозяйственных целях;
  • г) обеспечение 
    неизменности водозащитных, почвозащитных, климаторегулирующих и рекреационных 
    свойств растительного покрова;
  • д) предупреждение незаконного ввоза и вывоза растений и органов их размножения;
  • е) защита объектов растительного мира от вредителей, болезней и природных катастроф.
  • ж) сохранение редких и находящихся на грани 
    исчезновения объектов растительного 
    мира
  • В целях защиты объектов растительного мира запрещается:
  • а) поджог;
  • б) нерегламентированное использование минеральных удобрений 
    и ядохимикатов;
  • в) незаконный ввоз в страну видов растений, их акклиматизация и использование 
    в селекционных целях;
  • г) самовольное 
    использование видоизмененных живых 
    организмов, полученных посредством 
    биологических технологий.
  • Основными мероприятиями по охране лесов являются:
  •     * лесохозяйственные мероприятия 
    по повышению биологической устойчивости 
    лесных биоценозов
  •     * восстановление лесных экосистем
  •     * борьба с вредителями леса, охрана 
    лесов от пожаров
  •     * организация и ведение мониторинга 
    за состоянием лесов
  •     * регулирование рекреационных нагрузок 
    на лесные экосистемы

Основной 
целью лесохозяйственных мероприятий 
является повышение биологической 
устойчивости лесных биоценозов, особенно в местах массового отдыха, а также 
в насаждениях находящихся в 
стадии угнетения. Предпочтение отдается технологиям и методам, близким 
к процессам естественного развития лесных систем.

  1. Объекты растительного мира используются:
  2. а) для сельскохозяйственных целей (селекция, выпас животных, сенокос, пчеловодство);
  3. б) для промысловых 
    целей (сбор и заготовка древесных, пищевых, лекарственных, технических 
    растений и их отдельных частей и 
    продуктов);
  4. в) в социальных, природоохранных и эстетических целях (рекреация, здравоохранение, озеленение, рекультивация, полезащита, почвозащита);
  5. г) в научно-исследовательских 
    и образовательных целях.
  6.                 3. Нормирование качества окружающей природной среды

Нормирование 
качества окружающей природной среды 
производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия 
на окружающую природную среду, гарантирующих 
экологическую безопасность населения 
и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование 
и воспроизводство природных 
ресурсов в условиях устойчивого 
развития хозяйственной деятельности. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также 
методы их определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в 
области охраны окружающей природной 
среды, санитарно-эпидемиологического 
надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с 
учетом международных стандартов. При 
нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ или 
иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию 
специально уполномоченных на то государственных 
органов Российской Федерации в 
области охраны окружающей природной 
среды, санитарно-эпидемиологического 
надзора.

Источник: https://www.turboreferat.ru/ecology/ohrana-rastitelnogo-mira/199584-999130-page1.html

Урок 67.Охрана растений

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока — комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • — осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты

Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Цели: формировать знания о растительных сообществах; дать представление о влиянии человека и окружающей среды на ра­стительные сообщества; обосновать роль различных природных сообществ в природе и жизни человека; дать представление о не­обходимости охраны растений и природных сообществ вообще.
  9. Оборудование и материалы: таблицы: «Растения Красной кни­ги», «Редкие и исчезающие виды растений», гербарии и изображе­ния редких и исчезающих видов растений, Красная книга.
  10. Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фито­ценоз, биогеоценоз, экосистема; устойчивость биогеоценозов; природные зоны: полупустыня, пустыня, степь, зона широколист­венных листопадных лесов, зона смешанных лесов, зона тайги, лесотундра, тундра; Красная книга, Зеленая книга; ботанический сад, охраняемые и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы; биосфер­ный заповедник, временный заказник, постоянный заказник.
  11. Ход урока
  12. Актуализация знаний
  13. Опишите растительное сообщество какого-либо леса по плану
  14. 1.Преобладающие породы деревьев:
  15. 2.Тип почвы:
  16. 3.Травяной покров
  17. представлен видами:
  18. 4.Увлажнение:
  19. 5.Растения, образующие верхний ярус:
  20. 6.Растения, образующие средний ярус:
  21. 7.Растения, образующие нижний ярус:
  22. 8.Виды сожительства организмов:
  23. Изучение нового материала
  24. Рассказа учителя
Читайте также:  Жаба - сообщение доклад (1, 2, 3, 7 класс окружающий мир)

При вмешательстве человека в природные сообщества из­мененные внешние условия способствуют вторжению новых видов растений (а также животных), тогда как коренные виды становятся малочисленными или исчезают вовсе. Вследствие этого постепенно уменьшается видовое разнообразие, а затем и разнооб­разие биоценозов. Сохранение видового разнообразия растений является неотъемлемой частью защиты окружающей природной среды.

Из-за воздействия человека (как прямого, так и косвенного) многие растения стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли. Достоверно известно, что с 1600 г. навсегда пропало около 400 видов высших растений, а под угрозой исчезновения находится около 19 000.

Такие виды растений заносят в Красную книгу — список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых организмов (растения, животные, грибы).

Здесь да­ется перечень видов с указаниями их прошлого и современного распространения, отмечаются особенности их восстановления, а также необходимые и уже принятые меры по охране исчезаю­щих видов.

РастенияКраснойкниги

Красная книга была издана в 1949 г. Международным сою­зом охраны природы и природных ресурсов. Существуют между­народный, национальный и местный варианты Красной книги. Они подразделяются на книги растений, животных и других си­стематических групп живых организмов.

В Красную книгу России (по данным на 1988 г.) включены 533 растения. Среди них мож­но выделить такие, как водяной орех, лотос, венерин башмачок настоящий, дуб зубчатый, самшит колхидский, сосна пицунд- ская, тисс ягодный, женьшень, падуб, плаун булавовидный и др.

  • Все эти растения нуждаются в строгой охране, их запрещено рвать или наносить им другой ущерб.
  • Но кроме Красной книги, существует также и Зеленая книга, где собраны данные не об отдельных видах, а о редких и исчезаю­щих типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране.
  • РедкиерастенияКузбасса

Редкие виды растений разводят в ботанических садах, а так­же других научных учреждениях. Эти искусственно разведенные растения служат резервом для дальнейшего восстановления их в природе.

Для сохранения всего природного комплекса и биологиче­ского разнообразия создаются охраняемые и особо охраняемые территории, на которых законодательно полностью запрещено или ограничено хозяйственное использование природного сооб­щества в целом или отдельных его компонентов. К охраняемым территориям относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

На прошлом уроке вам дано было задание найти в словаре зна­чения слов и дать определение понятий «заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы». (Учащиеся по оче­ реди зачитывают определения, выписанные в тетрадь, учитель вместе с классом выбирает наиболее удачные, при необходимости его корректирует или дополняет и просит ученика продиктовать классу.)

  1. ИмператорскиесадыРоссии
  2. Заповедник — участок территории или акватории, на котором в целях сохранения всего природного комплекса и биологическо­го разнообразия полностью запрещены все формы хозяйствен­ной деятельности и разрешены научные исследования, методы проведения которых не нарушают естественный ход природных процессов.

Как правило, заповедник является государственной орга­низацией федерального подчинения. В России первый заповед­ник — Аскания-Нова — был основан в 1898 г. в южноукраинской степи энтузиастом Ф.Э.

Фальц-Фейном и носит его имя с 1994 г. К 2000 г. в России насчитывалось 100 заповедников с общей пло­щадью 33 млн га, включая площадь акватории.

Это составляет около 1,9% площади страны (при норме не менее 5—10% терри­тории страны, без акватории).

ТОП 5 КРАСИВЕЙШИХЗАПОВЕДНИКОВРОССИИ

Выделяют биосферные заповедники — особо охраняемые тер­ритории, которые включены в международную сеть программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

Биосферные заповедники формируют по признаку достаточно полной представленности экосистем и ландшафтов, характерных для данного биогеогра- фического региона и отражающих традиционные связи челове­ка и природы.

Они должны иметь национальное или глобальное значение для сохранения биологического разнообразия, при этом быть доступными. В России биосферные заповедники создаются на базе традиционных, а не за счет организации новых.

  • По сравнению с настоящими строгими заповедниками био­сферные подчиняются не только центральным государственным, но и региональным и местным административным органам.
  • Заказник — участок территории, где постоянно или времен­но запрещается использование определенных видов природных ресурсов (отдельные виды или группы растений, животных, по­лезные ископаемые).
  • Выделяют временные заказники, организованные для под­держания или восстановления численности какого-либо вида в пределах конкретной территории, и постоянные заказники, ор­ганизованные для постоянной поддержки устойчивого состояния какого-либо компонента природного комплекса или вида расте­ний или животных.
  • Горнохадатинский заказник — это не просто охраняемая природная территория.
  • Национальный парк — обширная охраняемая территория, при­родные условия которой не подвергались существенным изме­

нениям под воздействием человека, на которой растительный покров и животный мир представляют интерес или обладают жи­вописностью. Территория национальных парков предназначена для сохранения биоразнообразия и общения человека с природой, а также просвещения, повышения культурного уровня, отдыха и специальных научных исследований.

Заповедники и национальные парки — особо охраняемые и особо оберегаемые

Первый национальный парк (Йеллоустонский национальный парк) был создан в США в 1872 г.

В России впервые два подоб­ных парка (Сочинский национальный парк и национальный парк Лосиный Остров) организовали через 111 лет после американ­ского — в 1983 г. К 2000 г.

на территории России насчитывалось 35 национальных парков, что составляет около 0,39% площади страны. Планировалось создание еще 30 национальных парков, с увеличением их площади до 17 млн, что составит около 1% тер­ритории России.

Памятник природы — уникальный или типичный, ценный в научном, культурно-познавательном или эстетическом отно­шении природный объект. Обычно памятники природы пред­ставляют собой небольшие по площади природные комплексы или отдельные объекты естественного или искусственного проис­хождения: рощи, озера, водопады, пруды, пещеры, живописные скалы, отдельные деревья и т. д.

ПамятникиприродыНовосибирскойоблати

Защита растений является частью сохранения окружающей природной среды. Сохранение понимается как система государ­ственных и общественных мер, направленных на гармоничное взаимодействие человеческого общества и природы.

Чтобы сберечь природу, необходимо разумно относиться к окружающему нас разнообразию живых организмов, нуждаю­щихся в бережном отношении и очень аккуратном использовании человеком.

В противном случае наши внуки не смогут подышать чистым воздухом соснового бора, выпить ключевой воды из род­ника, насладиться пением птиц и собрать в лесу грибов, не боясь, что они отравлены радиацией и тяжелыми металлами.

Человек не может безнаказанно вторгаться в природные процессы в тече­ние неограниченного времени. Все мы — и растения, и животные, и люди — живем на одной планете, и у нас есть возможность гар­монично сосуществовать.

  1. Закрепление знаний и умений
  2. Ответьте на вопросы.
  3. Что такое биоценоз?
  4. Что называют устойчивостью биоценоза и за счет чего она достигается?
  5. Что такое природная зона?
  6. Является ли природная зона биогеоценозом?
  7. Перечислите основные природные зоны, характерные для территории России.
  8. Какие территории называют охраняемыми и особо охра­няемыми?
  9. Что такое заповедник?
  10. Какая деятельность разрешена на территории заповедни­ков?
  11. Какие заповедники называют биосферными?
  12. Какой заповедник первым был организован на территории России?
  13. Что такое заказник?
  14. Для чего организуют постоянные и временные заказники?
  15. Что такое национальный парк?
  16. Какие национальные парки являются наиболее старыми в мире и на территории России?
  17. Каковы основные функции национальных парков?
  18. Какие объекты относят к охраняемым памятникам природы?
  19. Подведение итогов урока
  20. Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 60; учебник В.В. Пасечника § 59.)

Творческое задание. Какие редкие и исчезающие виды расте­ний встречаются в вашей местности? Нарисовать эти растения, подписать их. В каких природных сообществах они встречаются? Описать меры, которые принимаются для охраны редких и исче­зающих видов растений вашей местности, а также меры, которые, на ваш взгляд, могли бы быть приняты для их охраны.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Подумать, для каких целей человек вырубает лесные мас­сивы, что производит из срубленного леса, как использует осво­бодившиеся земли. Предложить один или несколько вариантов рационального использования лесных богатств. Как можно со­хранить те же площади лесов, продолжая использовать древесину в том же объеме, что и раньше? Подготовить доклад на эту тему.

Составить карту, на которую нанести все заповедники и на­циональные парки России. Подписать их названия. Информацию о заповедниках можно найти в специальной литературе по эколо­гии и природопользованию.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки https://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_67ohrana_rastenij_072338.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]