Жизнь и творчество владимира короленко

Жизнь и творчество Владимира КороленкоЖизнь и творчество Владимира Короленко

Биография Короленко заслуживает признания и уважения. Уроженец Украины попробовал себя во многих направлениях общественной жизни, публицистики и литературы. Был уважаем современниками за свою активную правозащитную деятельность и книги на революционную тематику. 

Жизнь и творчество Владимира Короленко

Во времена правления Императора Всероссийского Николая II Короленко часто подвергался репрессиям по причине критики политики государства. Школьникам фамилия Короленко известна по книге «В дурном обществе» и рассказу «Дети подземелья», которые он написал в ссылке в Сибири.

Родители и детство будущего писателя

Полное имя писателя и публициста – Короленко Владимир Галактионович. Родился в июле 1853 г. на Украине в Житомире. 

Жизнь и творчество Владимира Короленко

Отца Владимира звали Галактион Афанасьевич, он служил уездным судьей в родном городе, имел чин коллежского асессора. Галактион Короленко был человеком скупым на эмоции, серьезным, справедливым, человеком чести. Он сильно повлиял на становление мировоззрения и кругозор сына. 

Мать Эвелина Иосифовна по происхождению была полькой и в детстве научила сына родному языку.

В семье кроме Владимира было еще трое детей: брат по имени Илларион и две сестры – Маша и Эвелина, названная в честь матери. Еще одна младшая сестра Александра, умерла совсем малюткой.

Семья имела родственные связи с семьёй известного академика Владимира Ивановича Вернадского: бабушка Вернадского была сестрой дедушки Короленко.

Образование и воспитание

Первое образование Владимир Короленко получил в польском Рыхлинском пансионе. После учился в гимназии родного города, которую не смог окончить по причине перевода отца в город Ровно. Поэтому родители устроили сына в Ровенское реальное училище, во время обучения в котором умер отец Владимира.

Жизнь и творчество Владимира Короленко

Настали тяжелые времена в семье, однако юноше удалось поступить в Технологический институт в Петербург, но из-за голодного и тяжелого положения пришлось бросить учебу. Владимир решает поступать на учебу, где он смог бы получать стипендии и выбирает Московскую Земледельческую Академию. 

Через три года обучения был исключен и отправлен в ссылку в Удмуртию за участие в студенческих протестах и распространение листовок к призыву к революции.

Первый рассказ В. Г. Короленко

Начался творческий путь писателя в 1886 г., когда в печать вышла первая работа «Очерки и рассказы». Это был сборник повестей и рассказов о сибирском опыте. 

Жизнь и творчество Владимира Короленко

Почти сразу же Короленко выпускает «Павловские очерки». В нем он описывает тяжелые трудовые будни кустарей металлистов, которые ему пришлось наблюдать во время посещения села Павлова в Нижегородской губернии.

Задолго до этих работ, ещё в 1879 г., писатель выпустил рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”», однако он остался незамеченным в широких читательских кругах.

Отношение к революции и советской власти

Современники и нынешнее поколение считают интересным сам факт того, как относился Владимир Короленко к революции и утверждению в стране Советской власти. Ведь писатель был ярым противником, боровшимся и критикующим царскую власть. 

Жизнь и творчество Владимира Короленко

Короленко еще в юношеские годы агитировал за свержение монархии, за что подвергался репрессиям со стороны власти. Однако после революции 1917-го года и прихода к власти большевиков, осуждал их за зверские методы, которые те применяли к «неугодному» населению. 

Писатель, всегда отстаивавший гуманные ценности, права и свободы каждого человека страны, не смог принять новый «варварский» режим. О чем говорил открыто в «Письмах к Луначарскому» и «письмах из Полтавы» в 1920 — 1921 гг. Сам Луначарский, еще в 1917 г. на вопрос о том, кто смог бы стать самым лучшим президентом новой России, отвечал: Короленко.

Жизненная позиция Владимира Галактионовича неотъемлемо связана с отношением к событиям 1917-го года и последующих лет, происходивших в советской России. Писатель ждал перемен, но не был солидарен с политикой Советов. Осуждал методы, которыми осуществлялась власть: репрессии против родного народа и произвол, который большевики себе позволяли.

Основные темы творчества Короленко

В своем творчестве Владимир Галактионович всегда отражал проблемы обездоленных, несправедливо арестованных. 

Жизнь и творчество Владимира Короленко

Главные темы творчества писателя:

  • принцип гуманизма в обществе;
  • отстаивание прав и свобод граждан страны;
  • мужество;
  • борьба с несправедливостью и угнетением;
  • защита обездоленных;
  • стремление каждого индивида к лучшей жизни;
  • громко воспевает духовную стойкость личности.

Главный герой его произведений — это собирательный портрет из качеств обычного человека, преподнесение его как индивида и личности.

Некоторые из тем его произведений:

  1. В сборнике рассказов 1891 г. «В голодный год» разбирал и доносил до читателя проблему голода среди населения страны.

  2. В знаменитом «Мултанском деле» обвинял власть в ущемлении прав людей, несправедливых арестах.

  3. В «Сорочинской трагедии», написанной в 1906 г., привлек внимание к жестоким подавлениям восстаний народа, боровшегося за свои законные права.

Личная жизнь писателя

Владимир Короленко был женат единожды и на всю жизнь. Жену звали Евдокией, и она имела похожие политические взгляды, что и муж. 

Жизнь и творчество Владимира Короленко

До замужества, супруги были долго знакомы и находились в приятельских отношениях. Сестры и брат Евдокии Короленко, в девичестве Ивановской, так же, как и она, были революционерами-народниками. 

Преданная жена подарила писателю двух дочерей: Наталью и Софью. У супругов было еще двое детей, которые умерли в младенчестве.

Жизнь и творчество Владимира Короленко

Имел много влиятельных и уважаемых знакомых и друзей. Среди них были: нарком просвещения Луначарский, писатели Чехов, Бунин, Горький.

Последние годы жизни и смерть

Под конец жизни писатель осел на родине, в Полтаве. Там находилась семейная дача, где часто собиралась вся семья. Вел спокойную размеренную жизнь среди своих родных. 

В это время Короленко занимался написанием автобиографии под названием «История моего современника».

В 1921 г. в возрасте 68 лет Владимир Галактионович умер от пневмонии, так и не завершив автобиографическое сочинение.

Афоризмы и цитаты В. Г. Короленко

За годы жизни было сказано множество мыслей, которые быстро схватывались и становились афоризмами. 

Если нужно составить краткий конспект о жизни и творчестве русского писателя и журналиста, то включите туда самые известные из них:

  1. «В юности все мы пессимисты, так как хотим многого, но достигаем малого».

  2. «Власть, в основе которой ложная идея, обречена на погибель от собственного произвола».

  3. «Душа каждого человека – целый мир».

  4. «У каждой профессии есть свои выдающиеся личности».

  5. «Народ – это толпа, неразвитая политически, мнение толпы по-детски неустойчиво».

  6. «Сила революции в возвышенных стремлениях человечности, разума и свободы, а не в разнуздании животных инстинктов, вражды, произвола, насилия».

  7. «Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества».

  8. «Человек создан для счастья, как птица для полета».

Источник: https://nauka.club/biografii/korolenko.html

Биография Владимира Галактионовича Короленко

Жизнь и творчество Владимира Короленко

В первом рассказе Короленко «Эпизоды из жизни искателя» (1879 год) в известном мере отразились народные взгляды. Однако в двух последующих рассказах «Яшка» (1881 год) и «Ненастоящий город» (1881 год) наметился отдых писателя от народной иллюзии, чему способствовало непосредственное знакомство с народом в период ссылок. Уже для ранних рассказов и очерков Короленко характерно реалистичное изображение народной жизни, внимание к людям, непокаривщимся тяжёлой судьбе, полным неукротимого стремления добиться правды и свободы. Стойкость и мужество русской девушки — революционерки послужили темой рассказа «Чудное» (1880 год, заграничная публикация 1893 год, в России — 1905год). Протестует против социальной несправедливости якутский крестьянин, герой рассказа «Сон Макара» (1885 год). О способности русского человека совершить подвиг о силе его души говорится в очерке «Река играет» (1892 год). В творчестве Короленко раскрыто глубокая внутренняя красота людей из народа, поднимающихся на борьбу за своё освобождение. В центре повести » Музыкант» (1886 год) — душевная драмма слепого, который «увидел» мир через высокое искусство. Это душевное произведение, явившееся результатом слепого музыканта с людьми из народа, помогает преодолеть личное горе, из которого казалось, не было выхода. На эту мысль повести указал М. И. Калинин в своём выступлении 25 октября 1919 года на митинге, посвященном обороне Тулы от деникинских банд: «Величайший художник слова Короленко в своем слепом «Слепом музыканте» ясно показал, как проблематично, непрочно это отдельное человеческое счастье… Человек… может быть счастлив, если тогда, когда всеми нитями своей души, когда всем телом и всем сердцем спаян он со своим классом, и только тогда его жизнь будет полна и цельна».

В произведениях Короленко нашли отражение русской действительности, связанные с распадом патриархальных форм крестьянского быта и проникновением капитала в деревню. Значительным было его выступление с очерками о знаменитых кустарных промыслах села Павлова, близ Нижнего Новгорода («Павловские очерки», 1890 года).

Народники считали это село примером кустарного производства, якобы избежавшего влияния капитализма о свободных эксплуатации. Решительно отвергая эти лживые утверждения, Короленко нарисовал правдивую картину разорения кустарей, их полной зависимости от скупщиков капиталистов.

«Нет просто мужика, — писал Короленко в очерках «В голодный год», — есть бедняки и богачи, хозяева и работники». Короленко высказывал своё несогласие с беллетристикой позднего народничество, которая, по его выражению, рассматривала действительность «сквозь призму лжи».

Значительное место в творчестве Короленко занимает повесть «Без языка» (1895 год), где изображены злоключения украинского крестьянина, попавшего в Америку. Герой повести столкнулся с рабством, безработицей, преступной властью денег.

Доведённый до исступления, он восклицает: «Пусть гром разобьёт этот проклятый город и выбранного вами какого-то мэра. Пусть гром разобьёт и эту их медную свободу, там на острове…».

В годы, предшествовавшие революции 1905 года, Короленко продолжает цикл своих рассказов: «Государевы ямщики» (1901 год), «Мороз» (1901 год), «Марусина заимка» (1903 год), «Феодалы» (1901 год).

Здесь писатель-гуманист рисует тяжёлую жизнь людей подневольного труда, обличает пережитки феодально-крепостнических порядков, затрагивает тему бесчеловечности буржуазного строя. Несмотря на неопределённость своих политических идеалов, Короленко верил в победу народа.

К этому же времени относится рассказ «Нестрашное» (1903 год), Который по силе разоблачения буржуазной интеллигентности и по мастерству выполнения может быть отнесён к числу лучших произведений Короленко.

В 1900 году Короленко был избран почётным академиком. В 1902 году он, как и А. П. Чехов, отказался от этого звания в знак протеста против того, что М. Горький не был утверждён царским правительством в качестве почётного академика.

Публицистический талант Короленко с особой силой проявлялся в его очерках «В голодный год» (1892 — 1893 год), «Султанское жертвоприношение» (1895 — 1896 год), «Сорочинская трагедия» (1907 год), «Бытовое явление» (1910 год). В очерке, посвящённом т. н.

Султанскому делу, писатель-демократ выступил в защиту крестьян вотяков (удмуртов), обвинявшихся царской полицией в ритуальном убийстве. Короленко доказал, что этот процесс был затеян черносотенцами в целях разжигания национальной вражды.

Максим Горький писал по этому поводу: » «Султанское жертвоприношение» вотяков — процесс, не менее позорный, чем «дело Бейлиса», принял бы ещё более мрачный характер, если б В. Г. Короленко не вмешался в этот процесс и не заставил прессу обратить внимание на идиотское мракобесие самодержавной власти».

Читайте также:  Бобры - сообщение доклад

В годы реакции Короленко выступил с памфлетом «Бытовое явление», в котором обвинял царское правительство в «оргии казней» и полицейских издевательств над рабочими и крестьянами после революции 1905 — 1907 года.

Со 2-й половины 90-х годов принимал участие в издании либерально-народного журнала «Русского богатства» (его роль сводилась главным образом к редактированию отдела беллетристики). По письмам Короленко можно судить о его серьёзных расхождениях с редакции журнала, разделявший народнические, либерально-буржуазные взгляды. В то же время писатель не мог понять поделенного значения революционной борьбы рабочего класса, и это резко отличало его позицию от позиции пролетарского писателя Максима Горького.

К последнему периоду творчества Короленко относится крупнейшие его произведение «История моего современника», в котором легко рассмотреть художественное воплощение биографии автора, её важнейших этапов Короленко в тоже время знакомит читателя с развитием общественного движения 60-х — 70-х годов, с выдающимися историческими событиями того времени.

Последние главы эпопеи, освещающие деятельность народной интеллигенции, были написаны после великой октябрьской социалистической революции. Не поняв её подленного значения, писатель, однако, видел, что революция победила потому, что в ней участвовали самые широкие народные массы.

В «Истории моего современника» он сумел показать, сколь наивны были расчёты народников на героизм «избранных» при отсутствии поддержки со стороны трудовых масс.

Короленко выступал с литературно критичными статьями и мемуарными очерками. Наиболее значительные из них: «Памяти Белинского» (1898 год), «О Глебе Ивановиче Успенском» (1902 год), «А. П. Чехов» (1904 год), «Л. Н Толстой» (1908 год), большая работа о Н. В. Гоголе «Трагедия великого юмориста» (1909 год).

Реалистическое творчество Короленко всем своим содержанием противостояло упадочной буржуазной литературе предреволюционной эпохи. Оно отразило народный протест против буржуазно крепостнических порядков царской России, против национального неравенства и угнетения. В 1907 году В. И.

Ленин назвал Короленко «прогрессивным писателем». Демократический характер его творчества отмечало в 1913 году ленинская «Правда».

Указав на то, что Короленко «стоит в стороне от рабочего движения», «Правда» в то же время писала: «Мы чтим в нём и чуткого, будущего художника, и писателя-гражданина, писателя-демократа».

Высоко оценивая общественное и художественное значение творчества Короленко, ставя его как писателя в пример молодым литераторам, М. Горький писал: «Мне лично этот большой красивый писатель сказал о русском народе многое, что до него никто не мог сказать».

Короленко отличный мастер рассказов, очерка, повести. Пользуясь обширным жизненным материалом, развёртывая даже в небольшом произведении сложное действие он всегда остаётся в естественно складывающиеся композиции. Стремясь к более точному воспроизведению жизни, Короленко охотно вводил в свои рассказы и повести элементы публицистики.

На эту особенность нередко указывают подзаголовки из его рассказов: «Эскизы из дорожного альбома», «Из записок репортёра», «Из записной книжки путешественника» и т. д. Короленко выдающийся художник слова, его искусство высоко ценили Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Горький.

Короленко оказал значительное влияние на писателей вышедших из народной среды. «В ранние годы на меня сильно повлиял Короленко», — писал А.С. Сирофимович. Реалистический метод Короленко сыграл положительную роль в развитии украинской, белорусской, литовской, латышской, якутской прозы.

Произведения Короленко переведены на многие языки народов Советского Союза. В связи с 25-летием со дня его смерти исполнившимся в 1946 году, Совет Министров СССР постановил увековечить память выдающегося русского писателя целым рядом мероприятий.

Творчество Короленко, замечательное разносторонним богатством содержания, благородством замыслов, совершенством художественной формы, занимает видное место в истории русской классической литературы. 

Жизнь и творчество Владимира Короленко

Источник: https://my-chekhov.ru/biografii/korolenko.shtml

Биография Владимира Короленко кратко

Короленко является одним из самых недооценённых литературных деятелей своего времени. Он написал множество замечательных произведений, в которых затрагивал самые разнообразные темы, от помощи обездоленным, до свержения власти, что и делало его весьма отличным литератором, так как он знал цену человеческому ресурсу, и всегда создавал в произведениях такую тёплую и уютную атмосферу.

Родился данный замечательный писатель в 1853 году в Житомире в семье простого чиновника судебного ведомства. Родители уже с самого детства подмечали небывалую одарённость мальчика, и его немалый ум.

Все предвещали ему довольно оптимистичное будущее, в котором он становится очень достойным человеком. Повзрослев он отучивается в гимназии и уходит из неё с серебряной медалью, после чего поступает в Петербургский вуз, однако за неимением средств на обучение и проживание покидает его.

В январе 1873 года принимает решение переехать в Москву и поступить в ещё один университет, что у него с лёгкостью получается. Однако из-за его активно проявляемой ненависти к тогдашним порядкам в политической системы он изгоняется из учебного заведения и направляется в ссылку.

Далее жизнь Короленко проходит в постоянных скитаниях по ссылкам, тюрьмам, и местам не столь отдалённым.

Короленко начинает свои труды литератором примерно в 1878 году, после издания в газету своей статьи.

Постепенно работая в газете, литератор заслуживает одобрение окружающих его людей, и талант Короленко к написанию произведений замечают всё большее и большее количество людей, что впоследствии делает Короленко известным писателем.

В его произведениях люди отмечают достаточное близкие себе нотки гуманизма, безграничный альтруизм автора, его любовь ко всему живому, и его неутихающий молодой пыл.

В 1900 году Короленко мог удостоиться высокого звания в литературных кругах, однако он отказался от него, наряду с другими литераторами в знак протеста из-за отмены выборов Горького, в тех же кругах литераторов.

Вообще, Короленко довольно таки часто проводил подобного рода акты, которые сообщали власти о том, что он ей недоволен, что после сказалось на его личном деле, и на пропускаемости его книг и произведений. Так и прожил свою жизнь замечательный публицист Короленко.

Умер же он от страшной болезни – воспаления лёгких в 1921 году.

Биография 2

Короленко появился на свет 15 июля 1853 года в Житомире. Отец писателя был дворянского происхождения. Первоначальное образование он получил в пансионе В. Рыхлинского, которое являлось одним из лучших учебных заведений в городе писателя. Затем учился в гимназии. Вскоре семья переехала в Ровно и Владимир продолжил учиться уже там.

В 1870 году он заканчивает обучение. Однако, в 1868 году скончался отец Короленко, и их семья осталась без средств существования. Благодаря пенсии, выданной после кончины главы семейства и усиленным хлопотам матери, Владимир становится студентом технологического Петербургского института. Жизнь у него проходила тяжело.

Короленко вынужден был зарабатывать себе на пропитание и одновременно учиться.  В 1874 году он отправляется в столицу, чтобы продолжить учение в Петровской академии. В 1876 году Короленко исключен из данного учебного заведения и выслан с друзьями сначала в Вологодскую губернию, а затем возвращен в Кронштадт.

В 1877 году семья переехала в Петербург, где Короленко начал работать корректором. В 1879 году в журнале «Слово» была издана первая работа «Эпизоды из жизни искателя». Затем вновь подвергся аресту и выслан в Якутск.

Вернувшись из ссылки Короленко в 1885 году посвятил себя литературному творчеству, публикуя произведение «Сон Макара».

Поселившись в Нижнем Новгороде, Короленко продолжает заниматься изданием новых книг. Так появляются «Слепой музыкант», «Лес шумит». В 1887 году Короленко странствует по Волге. Все наблюдения были изложены в рассказах «Река играет» и «За иконой». Вскоре писатель отправляется в Саратов, где происходит знакомство с Чернышевским.

В 1900 году Короленко переехал жить в Полтаву, где всегда в его квартире по субботам и четвергам собирались знакомые. У Владимира Галактионовича было совсем немного свободного времени, чтобы творить. В 1904 году писателя утвердили редактором «Русского богатства».

  Работает с небольшими перерывами над «Историей моего современника», после чего в 1909 году издается 1-й том. К Короленко относились с почтением многие писатели. Несмотря на разногласия между Владимиром Галактионовичем и Буниным, отношения у них были теплые и дружественные. Куприн также относился к писателю с уважением.

В 1916 году он назвал имя Короленко в ряду великих писателей-классиков и первым среди писателей-современников.

Во времена гражданской войны писатель принимал близкое участие в работе Лиги спасения детей и в основанном советской властью Совете защиты детей, в который он вошел как представитель украинского Красного Креста. События 1918-1920 года были тяжелыми для Украины. Многочисленные репрессии тяжело отражались на здоровье Короленко.

Ему приходилось много хлопотать, чтобы спасти людей от погибели. Редакция «Русское богатство» прекратило свое существование. Произведения Короленко разошлись, а новые издания не выходили. Чувствуя приближение смерти, писатель дорабатывал 4-й том «Истории моего современника». Скончался Короленко 25 декабря 1921 года в Полтаве.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Детство и юность Лермонтова кратко
    1814 год прославился не только военными успехами России, но и рождением великого поэта М. Ю. Лермонтова. В семье отставного капитана Юрия родился сын, названный Михаилом
  • Карл Брюллов
    Брюллов родился в Петербурге в 1799 году и оставил мир неподалеку от города Лацио и Рима в коммуне Манциана в 1852 году. Он был третьим сыном в семье преподавателя Академии художеств
  • Роджер Бэкон
    Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.
  • Джордж Байрон
    Джордж Гордон Байрон – известный английский поэт, ставший символом романтизма. Родился он в Лондоне 22 января 1788 г. Его родители были аристократами
  • Высоцкий
    Владимир Высоцкий – поэт и актер СССР, автор песен и произведений прозы. Был удостоен Государственный премии СССР, правда уже после смерти.

Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/korolenko-vladimir

Владимир Короленко — Основные даты жизни и творчества В Г Короленко

Здесь можно скачать бесплатно «Владимир Короленко — Основные даты жизни и творчества В Г Короленко» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Основные даты жизни и творчества В Г Короленко» читать бесплатно онлайн.

Короленко Владимир Галактионович

Основные даты жизни и творчества В Г Короленко

Основные даты жизни и творчества В.Г.Короленко

1853, 15 (27) июля — родился в г. Житомире, в семье уездного судьи.

1866 — семья переезжает в г. Ровно.

1868 — смерть отца; семья — мать и пятеро детей — осталась без средств.

1871 — окончил ровенскую реальную гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт. Время отчаянной нужды и голода.

Читайте также:  Машенька - краткое содержание романа набокова

1873, январь — вышел из института, работает в «корректурном бюро».

1874 — становится студентом Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Увлечен идеями революционного народничества, участвует в тайных студенческих сходках.

1876 — за подачу написанного им коллективного протеста студентов исключен из академии, арестован и сослан в Вологодскую губ. под надзор полиции. По ходатайству матери получает разрешение отбыть ссылку в Кронштадте. Работает там чертежником в Минном офицерском классе.

1877, август — поступает в Горный институт в Петербурге; спустя восемь месяцев вынужден выйти из института, работает корректором, обучается сапожному делу, готовится к «хождению в народ».

1879, март — арестован по доносу разоблаченного им агента Третьего отделения, выслан в г. Глазов Вятской губ., затем в пос. Березовские Починки; через три месяца по ложному обвинению в попытке побега отправлен в Восточную Сибирь.

1879, июль — первый рассказ «Эпизоды из жизни «искателя» в петербургском журнале «Слово».

1880 — на пути в Сибирь почти полгода проводит в Вышневолоцкой политической тюрьме, где пишет рассказ «Чудная»; отправлен по этапу в Томск, оттуда возвращен в Пермь под надзор полиции. Работает сапожником, табельщиком в железнодорожных мастерских, письмоводителем в управлении железной дороги.

1881, август — за отказ принести присягу «на верность подданства» царю Александру III помещен в секретную одиночную камеру Тобольской военно-каторжной тюрьмы.

1881, декабрь — 1884, сентябрь — ссылка в слободу Амгу, в 275 верстах от Якутска. В ссылке занимается земледельческим и сапожным трудом, дает уроки, пишет рассказы.

1885 — получает разрешение поселиться в Нижнем Новгороде; в крупнейших журналах публикует рассказы, написанные в ссылке: «Сон Макара», «Соколинец», «Лес шумит», повесть «В дурном обществе».

1886 — женитьба на Авдотье Семеновне Ивановской; первая встреча с Л.Н.Толстым; «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды». «Слепой музыкант» (повесть при жизни автора выдержала 15 изданий). Первая книга «Очерков и рассказов».

1889 — дает первые литературные советы А.М.Горькому.

1890 — изучает жизнь и труд промышленных кустарей; «Павловские очерки».

1891 — рассказ «Река играет».

1892 — оказывает помощь голодающим в Лукояновском уезде Нижегородской губ.; книга «В голодный год».

1893 — едет в Америку на Всемирную выставку в Чикаго; вторая книга «Очерков и рассказов».

1895 — рассказ «Без языка» (2-я редакция — 1902).

1895-1896 — защищает в суде и в печати крестьян-удмуртов села Старый Мултан (ныне — с. Короленко), осужденных на каторгу по ложному обвинению; пишет статьи «Мултанское жертвоприношение». Суд закончился оправданием обвиняемых.

1896 — переезжает из Нижнего Новгорода в Петербург, редактирует журнал «Русское богатство», помогает начинающим писателям.

1899 — рассказ «Марусина заимка».

1900 — избран почетным академиком. Очерк «Мгновение». Переезжает в Полтаву. Завершает цикл сибирских рассказов («Государевы ямщики», «Мороз», «Феодалы», «Последний луч»); работает над повестью о Пугачеве (осталась неоконченной).

1901 — Очерк «Огоньки».

1902 — организует защиту участников аграрных волнений в Полтавской губ. «Академический инцидент»: вместе с А.П.Чеховым слагает с себя звание почетного академика в знак протеста против отмены царем выборов Горького в Академию наук.

1903 — третья книга «Очерков и рассказов»; рассказ «Не страшное»; очерк «Дом No 13» о погроме в Кишиневе.

1905, осень — начал писать автобиографическую книгу «История моего современника» (первый том вышел в 1909).

1905, декабрь — 1906, январь — выступает против кровавой расправы с крестьянами местечка Сорочинцы. Цикл очерков «Сорочинская трагедия» (1907).

1910 — 1917 — выступает против «дикой оргии» смертных казней после поражения первой русской революции; очерки «Бытовое явление» (1910), «Черты военного правосудия» (1910), «В успокоенной деревне» (1911). Неоднократно привлекается к суду как редактор журнала «Русское богатство» за публикации произведений противоправительственного содержания.

1917, март — брошюра «Падение царской власти».

1917 — 1921 — работает над 2, 3, 4-м томами «Истории моего современника».

В годы гражданской войны живет в Полтаве, переходящей из рук в руки; не раз рискует жизнью, выступает против петлюровских погромов, грабежей, зверств; ходатайствует за арестованных большевиков и красноармейцев.

Вместе с тем в некоторых выступлениях пытается уравнять противников, апеллирует к гуманности с обеих сторон, не находя оправдания и ответному революционному террору.

Организует сбор продовольствия для детей Москвы и Петрограда, основывает колонии для сирот и беспризорных, избирается почетным председателем Лиги спасения детей, Всеросийского комитета помощи голодающим.

1921, 25 декабря — смерть Короленко, наступившая от рецидива воспаления легких; в Полтаве объявлен траур. В телеграмме Президиума ВЦИК, подписанной М.И.Калининым, говорилось: «…

все сознательные рабочие и крестьяне с глубокой скорбью узнали о кончине благородного друга и защитника всех угнетенных Владимира Короленко.

Советская власть примет все меры к широчайшему распространению произведений покойного среди трудящихся республики».

Источник: https://www.libfox.ru/28793-vladimir-korolenko-osnovnye-daty-zhizni-i-tvorchestva-v-g-korolenko.html

Краткая биография В. Г. Короленко: самое главное и основное | Литерагуру

Вторая половина 19-ого века принесла нашей стране немало талантливейших литературных деятелей. Один из них – это журналист, прозаик и публицист Владимир Галактионович Короленко.

Рождение и детство

Владимир Короленко появился на свет в 1853 году в городе Житомир, Украина. Отец Владимира работал судьёй. Он имел довольно строгий, но неподкупный характер, что выделяло его среди других чиновников. Мать Владимира — уроженка Польши, и именно поэтому в ранние годы жизни польский язык стал родным для будущего писателя.

Семья была многодетная: Владимир жил вместе с двумя братьями и сёстрами. Всё детство он провёл на Украине, и воспоминаниями об этих годах он заполнил впоследствии многие свои сочинения.

Образование и юность

Владимир Короленко проходил обучение в польском пансионе и Житомирской гимназии. Когда его отец ушёл из жизни, оставив семью в трудном положении, сын получил образование в Ровенском реальном училище.

В дальнейшем ему пришлось покинуть Петербургский технологический институт, так как на обучение не хватало денег. Он продолжил учиться в Петровской земледельческой академии и Горном институте, из которых его последовательно исключили за революционные наклонности.

Отношение к революции

Уже с юношества Короленко разделял идею народничества. За смелую критику царского режима власть не жалела молодого человека, раз за разом отправляя его в новую ссылку.

Шесть лет в тяжёлых условиях не ослабили его, только закалили характер и послужили в дальнейшем хорошим материалом для рассказов.

Но Владимир Короленко критиковал и Октябрьскую революцию, которая, казалось бы, как раз отвечала интересам народнического движения. Как истинный гуманист, он не приветствовал массовые расправы над людьми.

Об этом он делился с Луначарким в «Письмах», написанных в 1920 году.

Творчество

В журнале «Слово» Владимир Короленко опубликовал своё первое произведение «Эпизод из жизни искателя». Но самое большое признание получили рассказы «В дурном обществе», «Сон Макара» и «Слепой музыкант». В основу этих сочинений Короленко заложил свои детские воспоминания о жизни на родине.

Помимо прозы, Владимир создал немало и публицистических работ, посвящённых остросоциальным проблемам его современности. Например, статья «Бытовое явление» о подавлении революции в 1905 году.

Личная жизнь: жена и дети

Короленко женился один раз, на своей старой знакомой Евдокии Ивановской, которая, как и он, была революционеркой-народницей. С ней он прожил до конца своих дней, и вместе они воспроизвели на свет двух дочерей – Наталью и Софию.

Уже при жизни Владимир завёл множество добрых знакомств среди известных литераторов, которые отзывались о нем как о добром, жизнерадостном, умном человеке, за которым можно пойти, куда угодно.

Смерть

Последние годы жизни Короленко провёл в Полтаве. Здесь у семьи была собственная дача, куда все её члены приезжали на лето.

На закате своей жизни писатель создавал объёмное автобиографическое сочинение «История моего современника». Он скончался от воспаления лёгких в 1921 году, не закончив четвертый том.

Ксения Афанасьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkaya-biografiya-v-g-korolenko-samoe-glavnoe-i-osnovnoe/

Творчество Владимира Галактионовича Короленко

  • Реферат
  • Творчество Владимира Галактионовича Короленко
  • ВВЕДЕНИЕ

Вся жизнь и 
творчество Короленко, по словам А.М.

Горького, были отданы борьбе за воплощение в 
жизнь «правды-справедливости», борьбе за освобождение народа от ига «стоглавого 
чудовища».

Этой цели посвящено и самое большое его произведение, – «История моего современника», – являющееся предметом исследования данной работы.

Как подлинный 
патриот своей родины, Короленко 
не замалчивал  черт косности и пассивности 
отсталых народных масс. Но он был полон веры в огромные творческие силы народа.

В годы реакции именно эта вера в народ, вера в возможность и закономерность его развития на путях борьбы к освобождению были той почвой, которая питала оптимистическую направленность его творчества.

Эта вера в народ получает наиболее полное воплощение в его фундаментальном произведении – в «Истории моего современника».

Первый том 
мемуаров Короленко вышел отдельным 
изданием в 1909 году, когда лучшие люди задыхались в удушливой атмосфере 
«тёмной, тупой и угрюмой реакции», когда всевозможные упаднические течения литературы достигли апогея.

На этом фоне «История моего современника» особенно выделялась, как произведение высокого реализма, утверждавшее в противовес апологетике «сверхчеловеков» и неизменных страстей в литературе декаданса идеи глубокой человечности и любви к простому народу.

В своей работе писатель стремился к возможно полной исторической правде. И он не пытался 
дать собственный портрет. Короленко 
хотел показать жизнь своего времени, показав его через свою автобиографию, что наверняка автору многочисленных мемуаров удалось осуществить, показав это достаточно подробно.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В.Г. КОРОЛЕНКО

Владимир Галактионович 
Короленко — выдающийся русский писатель.  Родился в 1853 году в городе  Житомире  в  семье  чиновника.  Учился  в  житомирской гимназии,  позднее  —  в  ровенской  реальной  гимназии.

  Большую   роль   в формировании мировоззрения Короленко сыграла демократическая литература  60-х годов, сочинения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. Е.  Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова,  Т.  Г.  Шевченко;  их  взгляды  оказали  огромное влияние  на  всё  его  творчество.

  В  1871  году   Короленко   поступил   в Петербургский  институт,  но  не  смог  учиться  из-за  отсутствия  средств.

Работал  корректором,  рисовальщиком  географических  карт.  В   1874   году поступил в Петровскую земледельческую и лесную  академию  в  Москве.  Будучи студентом, готовился  к  пропагандистской  деятельности  среди  крестьян.

  В марте 1876 года Короленко был исключён из академии,  а потом арестован за  то,  что  от  имени  большинства  студентов  выступил  с  протестом   против администрации, выполнявшей чисто полицейские функции.

С 1879  года  в  жизни Короленко  наступает  длительная  полоса  ссылок  (в  Вятскую  губернию,   в Восточную Сибирь, и др.). В августе 1881  года  он  был  выслан  в  Якутскую область, после демонстративного отказа подписать присягу Александру  III.

  В Европейскую Россию Короленко было разрешено вернуться осенью  1884  года.  С 1885 года он жил в Нижнем Новгороде, находясь под надзором полиции.

В 1886 году вышла 
его первая книга «Очерки и 
рассказы», в которую вошли сибирские 
новеллы писателя. В эти же годы Короленко публикует свои «Павловские 
очерки», явившиеся результатом неоднократных посещений села Павлова в Горбатовском уезде Нижегородской губернии. В произведении описывается тяжёлое положение кустарей-металлистов села, задавленных нищетой.

Читайте также:  Поединок - краткое содержание повести куприна

Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений — «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). В них Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества.

Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведённом на Украине, обогащённые наблюдениями, философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжёлые годы ссылок и репрессий.

По мнению писателя, полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

В 1890-е годы Короленко 
много путешествует. Он посещает различные 
края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной 
выставке в Чикаго (США). Результатом 
этой поездки стал философско-аллегорический рассказ «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

В первом рассказе Короленко „Эпизоды из жизни  искателя»  (1879  год)  в известном мере  отразились  народные  взгляды.  Однако  в  двух  последующих рассказах „Яшка» (1881 год)  и  „Ненастоящий  город»  (1881  год)  наметился отдых писателя от народной  иллюзии,  чему  способствовало  непосредственное знакомство с народом в период ссылок.

Уже для ранних  рассказов и очерков Короленко характерно реалистичное изображение  народной  жизни,  внимание  к людям,  непокаривщимся  тяжёлой  судьбе,  полным   неукротимого   стремления добиться  правды  и  свободы.

  Стойкость  и  мужество  русской   девушки   — революционерки послужили темой  рассказа  „Чудное»  (1880  год,  заграничная публикация 1893 год, в  России  —  1905год).  Протестует  против  социальной несправедливости якутский крестьянин,  герой  рассказа  „Сон  Макара»  (1885 год).

О способности русского человека  совершить  подвиг  о  силе  его  души говорится  в  очерке  „Река  играет»  (1892  год).  В  творчестве  Короленко раскрыто глубокая внутренняя  красота  людей  из  народа,  поднимающихся  на борьбу за своё освобождение. В центре  повести  „  Музыкант»  (1886  год)  — душевная драмма слепого, который „увидел» мир через высокое  искусство.

  Это душевное произведение, явившееся результатом слепого музыканта с  людьми  из народа, помогает преодолеть личное  горе,  из  которого  казалось,  не  было выхода. На эту мысль повести указал М. И.

Калинин  в  своём  выступлении  25 октября 1919 года на митинге, посвященном обороне Тулы от деникинских  банд: „Величайший художник слова Короленко в своем слепом «Слепом музыканте»  ясно показал, как проблематично, непрочно это отдельное человеческое  счастье… Человек… может быть счастлив, если тогда, когда всеми нитями  своей  души, когда всем телом и всем сердцем спаян он со своим классом,  и  только  тогда его жизнь будет полна и цельна».

  В произведениях  Короленко  нашли  отражение  русской  действительности, связанные   с   распадом   патриархальных   форм   крестьянского   быта проникновением капитала в  деревню.  Значительным  было  его  выступление  с очерками  о  знаменитых  кустарных  промыслах  села  Павлова,  близ  Нижнего Новгорода („Павловские очерки»,  1890  года).

  Народники  считали  это  село примером кустарного производства, якобы избежавшего  влияния  капитализма  о свободных  эксплуатации.  Решительно  отвергая   эти   лживые   утверждения, Короленко  нарисовал  правдивую  картину  разорения  кустарей,   их   полной зависимости  от  скупщиков  капиталистов.

  „Нет  просто  мужика,   —   писал Короленко в очерках „В голодный год», — есть бедняки  и  богачи,  хозяева  и работники». Короленко высказывал своё несогласие с  беллетристикой  позднего народничество, которая, по  его  выражению,  рассматривала  действительность „сквозь призму лжи».

Значительное  место  в  творчестве  Короленко  занимает повесть „Без языка»  (1895  год),  где  изображены  злоключения  украинского крестьянина, попавшего в  Америку.  Герой  повести  столкнулся  с  рабством, безработицей,  преступной  властью  денег.

  Доведённый  до  исступления,  он восклицает: „Пусть гром разобьёт этот  проклятый  город  и  выбранного  вами какого-то мэра. Пусть  гром  разобьёт  и  эту  их  медную  свободу,  там  на острове…».

В 1895—1900 годах 
Короленко живёт в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство». В этот период публикуются замечательные 
новеллы «Марусина заимка» (1899), «Мгновение» (1900).

В 1900 году писатель поселился в Полтаве, где и 
прожил до своей смерти.

В 1900 году Короленко наряду с Львом Толстым, Антоном Чеховым, Владимиром Соловьёвым, Петром Боборыкиным и Максимом Горьким был избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, но в 1902 году сложил с себя звание академика в знак протеста против исключения из рядов академиков Максима Горького.

 В годы, предшествовавшие революции 1905 года, Короленко продолжает  цикл своих  рассказов:  „Государевы  ямщики»  (1901  год),  „Мороз»  (1901  год), „Марусина заимка» (1903 год), „Феодалы» (1901 год).

Здесь  писатель-гуманист рисует  тяжёлую  жизнь  людей  подневольного   труда,   обличает   пережитки феодально-крепостнических   порядков,   затрагивает   тему   бесчеловечности буржуазного строя. Несмотря на неопределённость своих политических  идеалов, Короленко верил в победу  народа.

  К  этому  же  времени  относится  рассказ „Нестрашное»  (1903  год),   Который   по   силе   разоблачения   буржуазной интеллигентности и по мастерству  выполнения  может  быть  отнесён  к  числу лучших произведений Короленко.

В 1900 году Короленко 
был избран почётным академиком. В  1902  году  он, как и А. П. Чехов, отказался от этого звания в знак  протеста  против  того, что М. Горький не был утверждён царским правительством в качестве  почётного академика.

Популярность 
Короленко была огромна, и царское 
правительство было вынуждено считаться 
с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности.

Он разоблачал голод 1891—1892 годов (цикл эссе «В голодный год»), привлёк внимание к «Мултанскому делу», обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с украинскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия», 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года («Бытовое явление», 1910).

Публицистический 
талант  Короленко  с  особой  силой  проявлялся  в  его очерках „В голодный год» (1892 – 1893 год),  „Султанское  жертвоприношение» (1895 — 1896 год), „Сорочинская  трагедия»  (1907  год),  „Бытовое  явление» (1910 год). В очерке, посвящённом т. н.

Султанскому делу,  писатель-демократ выступил  в  защиту  крестьян  вотяков  (удмуртов),   обвинявшихся   царской полицией в ритуальном убийстве. Короленко  доказал,  что  этот  процесс  был затеян  черносотенцами  в  целях  разжигания  национальной  вражды.

   Максим Горький писал по этому поводу: „  „Султанское  жертвоприношение»  вотяков  — процесс, не менее позорный, чем „дело Бейлиса», принял бы ещё более  мрачный характер, если б В. Г.

Короленко не вмешался в этот процесс  и  не  заставил прессу обратить внимание на идиотское мракобесие  самодержавной  власти». 

Короленко, в отличие, например, от Толстого, был писателем, которому не свойственны резкие идеологические сдвиги. Поэтому его ранний рассказ «Чудная» можно соотнести с одним из последних его произведений — «Письмами к Луначарскому». Элементы революционного сектантства он отмечал и у народников, и у иных деятелей революции 1917 года.

В «Письмах к Луначарскому» он подчеркивал, что отсутствие гласности не может оправдываться никакими, даже революционными обстоятельствами, резко выступал против идеи классовой морали, против максимализма большевиков, с которыми он встречался, ожидающих наступления в самом ближайшем будущем коммунизма и потому не желающих считаться с реальностью.

Красота и сила духа отстаивающих свою идею героев Короленко парадоксально контрастирует с узостью и догматизмом их мышления.

Так, революционерка Морозова из рассказа «Чудная» похожа на боярыню Морозову из статьи «Две картины», смело идущую на муки, отстаивая двуперстное крестное знамение, тяжелые страдания перенесет несгибаемый Яков-стукальщик из рассказа «Яшка» за измышленный им совершенно фантастический «прав-закон», погубит себя «убивец» из одноименного рассказа, поверив в изуверскую теорию Безрукого, чуть не погибнет симпатичный Пурана из философской притчи «Необходимость», подчиняясь абсолютизированному им закону необходимости. «Ты знаешь немногое, а думаешь, что знаешь все…» — эти простые слова могли бы стать эпиграфом ко многим произведениям писателя. Но наиболее глубоко проблема «человек и идея» исследуется в итоговой книге писателя — «Истории моего современника».

Автобиографическая проза, к которой и ранее тяготел Короленко, оказалась именно тем жанром, в котором писателю удалось соединить интерес к малоисследованным областям человеческой психики, интуиции, подсознанию, с социологическим анализом личности и общества, изучению самих законов мышления.

В «Истории моего современника», над которой писатель работал с 1905 года и до последних дней жизни, Короленко показал, как со сменой усвоенной его героем системы представлений меняется и открывающаяся ему действительность, как идеологическая призма, через которую его герой смотрит на мир, определяет восприятие этого мира.

Готовя полное собрание своих сочинений в 1914 году, Короленко все свои произведения разделил на четыре большие группы: сибирские рассказы, южно-русские рассказы, аллегорические произведения, публицистика и воспоминания о писателях. И каждый том включал в себя произведения из всех четырех групп.

При всей странности такого состава томов (против которого, например, резко восстал К. Чуковский ') в этом была своя логика. Короленко считал, что его художественные произведения по-настоящему не могут быть осмыслены вне его публицистики, а воспоминания о писателях так же насыщены философским содержанием, как и его «аллегорические» произведения.

Действительно, способность к рефлексии — одно из определяющих качеств наиболее близких автору героев, будь то крестьянин или интеллигент. В публицистике, исследуя общественное сознание, Короленко формулирует понятие «социальной рефлексии».

В «страшных» по используемому материалу (дневники людей, приговоренных к смерти) очерках с контрастирующим их содержанию названием «Бытовое явление» (аналогично рассказ с трагической фабулой называется «Не страшное») писатель так раскрывает этот термин: «Борьба мнений, партийное самоопределение, партийные споры и сталкивающиеся внутри оппозиций программы — составляют в глазах всякого политически просвещенного правительства элемент социальной рефлексии, которая уже сама по себе ослабляет дикую страстность борьбы, обращая ее от непосредственных импульсов в сферу мысли, колебаний, сомнений, изучений».

Короленко был художником, мыслящим социально, и социологом, умеющим отвлекаться от излишне рационалистических, сухих схем. Как художник он был способен доверять своему непосредственному чувству, а социологическое мышление позволило ему избежать обычной пристрастности участника событий, выявляя их внутреннюю историческую закономерность.

Публицистические статьи Короленко нередко становились крупными явлениями общественной жизни и одновременно яркими вехами его биографии. Именно Короленко и Л. Толстой привлекли внимание всей читающей России к голоду 1891 —1892 годов и многим способствовали борьбе с ним.

Короленко спас целый народ (вотяков) от огульного и ложного обвинения в совершении убийства с ритуальной целью, опубликовав серию статей о Мултанском деле. В статьях «Несколько мыслей о национализме», Декларация В. С. Соловьева» он четко сформулировал разницу между патриотизмом и национализмом.

Он первым в русской печати выступил с правдивыми и яркими картинами того, как усмиряются крестьянские волнения.

На события 9 января 1905 года большой статьей удалось откликнуться только Короленко, прозорливо сказавшему, что события «кровавого воскресенья» — «первый крутой излом нашего горизонта, за которым, быть может, в загадочном тумане уже рисуются другие — и выше, и Человек редкой доброты и мягкости, Короленко с решительностью и непоколебимостью борца и гражданина отстаивал мысль, что в обществе должна быть такая нравственная «температура», которая способствовала бы «затвердезанию» добродетели.

Источник: https://www.referat911.ru/Istoricheskie-lichnosti/tvorchestvo-vladimira-galaktionovicha-korolenko/239660-2487990-place1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]