С. Есенину пришлось жить во времена общественных переворотов, которые оставили след в его душе и творчестве. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучают в 11 классе. Узнайте о нем больше, ознакомившись с кратким анализом «Русь советская» по плану.
Краткий анализ
История создания
– произведение было создано в 1924 г., когда поэт после долгой разлуки с отчим домом посетил с. Константиново.
Тема стихотворения
– общественные перемены и их влияние на людей.
Композиция
– По смыслу стихотворение можно разделить на части: рассказ возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа — октава (восьмистишье).
- Жанр
– поэма. - Стихотворный размер
– двух-, трех- и пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются. - Метафоры
— «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин».
- Эпитеты
– «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи».
- Сравнения
— «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя».
История создания
С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Его мужчина покинул, чтобы получить возможность серьезно заниматься словесным искусством.
История создания произведения связана с возвращением Есенина в родное село Константиново после 8-летней разлуки. Приехал он не сам, а с другом А. Сахаровым, которому и посвятил «Русь советскую», написанную в 1824 г.
Тема
Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине.
В первом стихе автор упоминает о пронесшемся урагане. Под стихийным бедствием он подразумевает переломные события начала ХХ века: революции, гражданскую войну. События, которым в литературе ХХ века посвящали целые поэмы, Есенин воспроизводит в двух строках.
Пережив их, лирический герой возвратился в « край осиротелый» . Мужчина с горечью осознает, что в родных местах не осталось знакомых людей. Даже старой мельнице становится не по себе от перемен. Несмотря на все это, себя герой с гордостью называет гражданином села, хоть оно будет знаменито лишь рождением « скандального пиита ».
Постепенно в стихотворении появляются описания «новой» деревни. Здесь теперь совсем другие поколения молодых людей, из уст которых слетают другие песни.
Сердце лирического героя сжимается, когда он наблюдает за разговорами людей под волостью. Речь людей корявая и «немытая». Они восхищаются подвигами красной армии.
Приезжий относится к услышанному негативно, о чем свидетельствует фраза: « клены морщатся ушами длинных веток ». Не в восторге он и от комсомольцев с их агитками.
Увиденное подсказывает главному герою, что он здесь чужой, не нужен. Мужчина принимает единственно правильное решение: смириться. Он готов отдать новому обществу все, кроме своей «лиры». Так в последних строфах появляется мотив поэтического творчества. Идеальный поэт, по мнению Есенина должен хранить свою лиру при себе и воспевать только мир.
Композиция
Композиция произведения замысловатая. Его можно разделить на смысловые части: рассказ о возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа — октава (восьмистишье).
Жанр
Жанр – поэма, так как в стихотворении можно выделить эпическую и лирическую составляющие. «Русь советская» написана разностопными (двух-, трех- и пятистопные) ямбическими строками. Автор использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку, некоторые строки не рифмуются.
Средства выразительности
Чтобы создать галерею образов советской эпохи, воспроизвести чувства и эмоции героя, раскрыть тему и реализовать идею С. Есенин использовал средства выразительности.
В тексте есть метафоры
— «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин»; эпитеты
— «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи»; сравнения
— «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя»; оксюморон
— «грустная радость».
Мы многое еще не сознаем,
Питомцы ленинской победы,
И песни новые
По-старому поем,
Как нас учили бабушки и деды.
Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Задрав штаны,
- Бежать за комсомолом.
- Я уходящих в грусти не виню,
Ну, где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню - Остались догнивать и осыпаться.
- И я, я сам —
Не молодой, не старый,
Для времени навозом обречен.
Не потому ль кабацкий звон гитары - Мне навевает сладкий сон?
- Гитара милая,
Звени, звени! - Советскую я власть виню,
И потому я на нее в обиде,
Что юность светлую мою - В борьбе других я не увидел.
Что видел я?
Я видел только бой
Да вместо песен
Слышал канонаду.
Не потому ли с желтой головой
Я по планете бегал до упаду?
Но все ж я счастлив.
В сонме бурь
Неповторимые я вынес впечатленья.
Вихрь нарядил мою судьбу
В золототканое цветенье.
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
- Скольжу и падаю другою.
- Но есть иные люди.
Те
Еще несчастней и забытей,
Они, как отрубь в решете, - Средь непонятных им событий.
- Я знаю их
И подсмотрел:
Глаза печальнее коровьих.
Средь человечьих мирных дел, - Как пруд, заплесневела кровь их.
Кто бросит камень в этот пруд?
Не троньте!
Будет запах смрада.
Они в самих себе умрут,
- Истлеют падью листопада.
- А есть другие люди,
Те, что верят,
Что тянут в будущее робкий взгляд.
Почесывая зад и перед, - Они о новой жизни говорят.
- Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит оголь:
«С Советской властью жить нам по нутрю… - Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»
- Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном
Картофеле и хлебе.
Чего же я ругаюсь по ночам - На неудачный горький жребий?
- Я тем завидую,
Кто жизнь провел в бою,
Кто защищал великую идею.
А я, сгубивший молодость свою, - Воспоминаний даже не имею.
Какой скандал!
Какой большой скандал!
Я очутился в узком промежутке.
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
- Что мне давалось ради шутки.
- Гитара милая,
Звени, звени!
Сыграй, цыганка, что-нибудь такое,
Чтоб я забыл отравленные дни, - Не знавшие ни ласки, ни покоя.
- Я знаю, грусть не утопить в вине,
Не вылечить души
Пустыней и отколом.
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны, - Бежать за комсомолом.
Анализ стихотворения «Русь уходящая» Есенина
С. Есенин испытывал к Октябрьской революции довольно-таки противоречивые чувства. Первое время он выражал бурный восторг, так как связывал революцию с наступлением новой счастливой эры. В целом ряде стихотворений поэт отрекался от своих прежних патриархальных идеалов.
Но от любви к родной Руси Есенин никогда бы не смог отречься. Он видел, что новое поколение беспощадно порывает со своими корнями. Происходит полное забвение пусть несовершенных, но все-таки культурных ценностей. Сам поэт уже не может найти своего места в новой жизни.
Свои мучительные размышления Есенин выразил в произведении «Русь уходящая» (1924 г.).
На первый взгляд Есенин выражает симпатию к социалистическим идеям («так хочется… бежать за комсомолом», «я тем завидую… кто защищал великую идею»). Но за этими фразами скрывается горькая ирония крестьянского поэта.
Одно из главных последствий революции для автора заключается в расколе общества на два непримиримых лагеря. Даже кровопролитная Гражданская война не сгладила этого противоречия. Раскол произошел не только между идейными врагами, но и между «стариками» и «юношами», то есть случился непоправимый обрыв преемственности поколений.
Сам Есенин признается, что не принадлежит ни к тем, ни к другим. Его, подобно многим, увлекла за собой всесокрушающая революционная волна, но она не прибила поэта к какому-нибудь берегу. Есенин стал свидетелем многих судьбоносных для страны событий, которые дали ему «неповторимые… впечатленья», но не убедили в безусловной правоте одной из сторон.
Поэт относится с неприязнью к сторонникам восстановления монархии, чьи «глаза печальнее коровьих». Они не осознают, что насильственный возврат прежнего строя принесет еще больше бед и страданий. С другой стороны, подавляющая масса крестьянства даже не понимает сути революционной перемены. «Почесывая зад и перед», они по-прежнему мечтают только о «ситце» и «гвоздях».
Есенин может понять только убежденных революционеров, которые добились своей главной цели. Поэт же «очутился в узком промежутке» и вынужден проводить жизнь в кабаках под звуки гитары. Желание «бежать за комсомолом» можно расценить как попытку вырваться из безвыходного положения. Но Есенин прекрасно понимал, что это невозможно. Ему остается лишь за вином оплакивать «Русь уходящую».
1924 годом датируется триптих С. Есенина «Русь советская, «Русь бесприютная», «Русь уходящая», развивающий мотив прощания с деревянной деревней, с избяной Россией.
Драматическая, но с оптимистической концовкой, элегия «Русь советская
». В ней повествуется о событиях, происходящих на просторах великой страны («Тут ураган прошел.
/ Нас мало уцелело» — начальная строфа произведения), утверждается любовь к Родине — России — несмотря ни на что. Стихотворение заканчивается в стиле В. Маяковского — плакатно, броско, как лозунг.
В концовке нет ни одного традиционного есенинского усложненного образа, стиль повествования — прозрачный, простой, точный в смысловом отношении:
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Однако вместе с этой общественно значимой ситуацией — «любить или не любить» ставшую советской Родину — в стихотворении показывается взаимоотношение поэта с родной, изменившейся деревней, «осоветившейся», свыкающейся с изменениями.
Поэт через восемь лет возвращается «в край осиротелый», где все оказывается не таким, как раньше: нет отчего дома, знакомых, некому «шляпой поклониться».
Самым ярким об разом-деталью, возникающим в сознании одинокого, отверженного «скандального поэта», настроенного не враждебно к новому, но глубоко обиженного, задетого за живое, становятся слова — «В своей стране я словно иностранец». «Иностранец» тем более расстроен, что его именно таким, чужим воспринимают в родном селе.
В последних строфах стихотворения автор признается в любви к Родине. Наряду с любовью к родной земле поэт ставит любовь к поэзии, раскрывает мотив рыцарской верности искусству: оказывается, его одиночество скрасит оставленная лира — символ творчества. Так, в стихотворении параллельно развиваются темы Родины и поэзии.
Уверенность в том, что жизнь прожита не зря, крепнет. Ободрившись и воскреснув душой, герой-автор берет более высокую ноту: элегический пафос вытесняется одическим. И третий мотив звучит в конце произведения — мотив веры в молодое поколение, его лучшее будущее: «Цветите, юные, и здоровейте телом! ».
Вторая часть триптиха — «Русь бесприютная
» — строится на сюжете о жизни отверженных обществом детей — беспризорников — и дополняет картину, показанную в «Руси советской». Поэт адресует стихи бесприютным детям — будущему страны, в которых, возможно, гибнут Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов, тем детям, что ночуют в случайно найденных обогреваемых местах.
В «Руси уходящей
» поэт продолжает раскрывать тему раскола общества, ведет речь о том, что и сам он пока еще «не вписался» в новую жизнь. Дважды повторяется в стихотворении рефрен «Знать, оттого так хочется и мне, / Задрав штаны, / Бежать за комсомолом». Впервые в этом стихотворении С. Есенин открыто заявил о своей послеоктябрьской раздвоенности афористическими строками: Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать.
Скольжу и падаю другою.
Анализ стихотворения Есенина «Русь уходящая»
С. А. Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому основная тема стихотворений поэта — это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая определила многие особенности его стихов о Родине. Чувство безграничной любви к России
звучит в почти каждом стихотворении поэта. Есенин пишет: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Есенин — поэт сложной судьбы. В стихотворении «Русь уходящая» он с горечью пишет:
Я человек не новый. Что скрыватьОстался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнатъ стальную рать, Скольжу и падаю другою.
В лирике поэта, посвященной теме Родины, отразились и его раздумья о судьбе родины после революции. Вернувшись в двадцатых годах на родину, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:
Вот так страна! Какого ж я рожна, Орал, что я с народом дpужeнМоя поэзия здесь больше нe нужнa, И сам я здесь ни капельки не нужcн.
Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца.
Есенин ушел из жизни в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали.
Недаром Горький писал: «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России».
Помогите с анализом стихотворений (любого) по плану: 1)Тема (о чём данное стихотворение) 2)Идея текста (с какой цеью написан?)
3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.
- 4)Синтаксис и пунктуация предложений
- 5)Звукопись
- 6)Рифма, ритм, размер
- Анализ стихотворения:1) В.Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
- Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,- Идет война народная,
- Священная война!
- Как два различных полюса, Во всем враждебны мы: За свет и мир мы боремся,
- Они — за царство тьмы.
- Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям,
- Мучителям людей!
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ: 1) Чем вызвано это стихотворение
2) Взгляды, убеждения 3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!! СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » АНЧАР » ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!
- В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой,
- Стоит — один во всей вселенной.
- Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей
- И корни ядом напоила.
- Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру
- Густой прозрачною смолою.
- К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит —
- И мчится прочь, уже тлетворный.
- И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит,
- Стекает дождь в песок горючий.
- Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек
- И к утру возвратился с ядом.
- Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу
- Струился хладными ручьями;
- Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног
- Непобедимого владыки.
- А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
повторения, и другое. В каком размере написано это стихотворение?
- Весенний вечер
- Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые,
- Рог золотой выплывает луны.
- Запад подернулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовой
- Песню любви затянул соловей.
- Слушает ласково песни глубокиеС запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекие
- И улыбается небу земля.
Анализ стихотворения,Поэт» по плану 1) История создания стихотворения 2) вид лирики 3) жанр лирики 4) тема стихотворения 5) идея стихотворения 6) сюжет л
Источник: https://mmkspo.ru/gryzha-pozvonochnika/analiz-stihotvoreniya-rus-uhodyashchaya-s-esenin/
Анализ стихотворения «Русь» Есенина
Сергей Есенин — Русь: Стих
1
Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.
Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.
Как совиные глазки за ветками, Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки.
Запугала нас сила нечистая, Что ни прорубь — везде колдуны. В злую заморозь в сумерки мглистые На березках висят галуны.
2
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.
3
Понакаркали черные вороны Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.
Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз.
По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ. Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.
4
Затомилась деревня невесточкой — Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой,— Не погибли ли в жарком бою?
В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.
Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут ро́дные грамотку, За ветловую сели тесьму.
Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей. И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.
5
Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.
Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.
Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды.
Разгадал я их думы несметные, Не спугнет их ни гром и ни тьма. За сохою под песни заветные Не причудится смерть и тюрьма.
- Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем.
- А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос,
- Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Анализ стихотворения «Русь» Есенина
Есенин редко упоминает в своем творчестве военную тему. Поэт был носителем крестьянского мировоззрения, согласно которому война – величайшее бедствие. Браться за оружие крестьянин мог только в самом крайнем случае. Есенин был далек от великодержавного патриотизма.
Он с презрением относился к тем, кто громче всех призывал к победоносной войне. Такие агитаторы не принимали участия в боевых действиях. Своими жизнями расплачивалось многомиллионное крестьянство, к которому поэт питал огромное уважение. Свои взгляды Есенин выразил в стихотворении «Русь (Потонула деревня в ухабинах…») (1914 г.).
Оно стало откликом поэта на начавшуюся Первую мировую войну и массовый призыв в армию.
Автор описывает необъятную крестьянскую Русь, наполненную волшебством и суевериями. Простой народ живет в таинственной и загадочной атмосфере. Крестьяне продолжают наивно верить в нечистую силу, которой приписывают все беды и несчастья.
Есенин понимает все ограниченность крестьянского мышления, но именно за эту простоту безгранично любит сельских жителей. В патриархальном образе жизни он видит сохранение вековых устоев, которые не подверглись разрушительному влиянию цивилизации. Автор с восторгом наблюдает за нехитрыми деревенскими развлечениями на фоне родной природы.
Разразившуюся войну поэт сравнивает с пророчеством «черных воронов». Известие сопровождается зловещими признаками в природе («грянул гром», «тучи… кутают лес»). Крестьяне никак не выражают своего недовольства или нежелания идти на войну. В их сознании это событие приравнивается к стихийному бедствию. Простые люди в глубине души понимают, что только они являются «опорой в годину невзгод».
Для высшего командования рядовые бойцы становятся пушечным мясом, которым никогда не оскудеет русская земля. Но каждого из них с надеждой ждут дома. На чтение редких писем собираются всей деревней. Есенин разделяет боль своего народа.
Он чувствует свое кровное родство с ним. Поэт убежден, что русскому народу всегда помогала искренняя вера в торжество справедливости. Простые солдаты чувствуют поддержку своих матерей и жен.
В своих воспоминаниях они обращаются к родным местам, и это позволяет им в условиях жестокой войны оставаться людьми.
Есенин не высказывает прямо антивоенных взглядов. Но в описании родной природы и горе оставшихся в деревнях женщин чувствуется глубокая неприязнь автора к войне.
Источник: https://multiurok.ru/blog/analiz-stikhotvoreniia-rus-esenina.html
Анализ стихотворения сергея есенина "русь уходящая"
У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили покинуть страну, считая, что смена власти полностью разрушила устои общества.
Впрочем, была еще и третья категория литераторов, которые настолько были увлечены желанием творить бессмертные произведения, что попросту не обратили внимания на то, что же происходит в стране. К таким поэтам, в частности, относился и Сергей Есенин, на которого революция не произвела ровным счетом никакого впечатления.
Однако Россия менялась буквально на глазах, и очень скоро поэт осознал, что в новом мире ему попросту нет места. Пытаясь быть вне политики и не желая создавать хвалебные оды социализму, Есенин очень скоро оказался на задворках литературы.
Его стихи, посвященные красоте русской природы и пронизанные любовью к родине, у нового поколения, выросшего на лозунгах и агитационных материалах, не вызывали никаких чувств. Поэтому в 1924 году поэт создает поэму «Русь уходящая», в которой пытается выплеснуть все то, что накипело у него на душе.
Именно из-за этого произведения впоследствии Есенин будет заклеймен, как буржуазный поэт, которому чужды идеи социализма.
Действительно, в отношении новой власти поэт скуп на комплименты, хотя и признается, что на фоне общего раскола в стране ему больше импонируют молодые люди, сумевшие легко и безоговорочно поверить в светлое будущее.
Поэтому Есенин отмечает: «Знать, оттого так хочется и мне, задрав штаны, бежать за комсомолом». При этом поэт оправдывает людей более старшего поколения, которые не в состоянии изменить свой образ жизни и мышления.
Они пытаются приспособиться к новым условиям, но при этом чувствуют себя несчастными, словно бы их лишили смысла существования, и их «глаза печальнее коровьих» отказываются видеть те перемены, которые происходят в обществе.
Сам же поэт, к этому времени разменявший четвертый десяток, к этому моменту находится на перепутье. Он хочет, но не может найти свое место в новом мире. Поэтому открыто обвиняет советскую власть за то, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел».
Есенин отдает себе отчет в том, что для простых людей, выходцев и села, политические перемены в стране не имеют особого значения. Крестьяне по-прежнему беспокоятся об урожае и надоях молока.
Но если раньше они работали на барина, то теперь вынуждены отбывать трудовую повинность в колхозах, а после тяжелого рабочего дня бежать домой, чтобы успеть подоить буренку да накормить птицу.
Для счастья им нужно совсем немного, поэтому, глядя на крестьян, поэт сам себе задает вопрос: «Чего же я ругаюсь по ночам на неудачный горький жребий?».
Вместе с тем, Есенина гнетет чувство вины за то, что он не сражался, как большинство, за идеалы советской власти, а писал стихи, весьма далекие от революционных событий. Поэтому автор с сожалением отмечает: «Ведь я мог дать не то, что дал, что мне давалось ради шутки».
Единственным утешением поэта является вино, благодаря которому он на время забывает о своих горестях. Но при этом поэт подчеркивает, что ему не вылечить душу таким древним способом, и, видимо, вряд ли удастся найти свое место в новом мире, который его не принимает.
В старый же мир Есенину, не понаслышке знакомому с барщиной, возвращаться совершенно не хочется. «Я очутился в узком промежутке», — резюмирует автор, понимая, что уже ничего не сможет изменить в своей жизни.
Более того, он не хочет этого делать, так как старая Русь уже уходит, а новая страна пугает поэта своим лже-патриотизмом.
Источник: https://allpoetry.ru/analiz/948/esenin-s-a
Анализ стихотворения Сергея Есенина "Русь советская"
Середина 20-х — время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков.
Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны — Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А.
Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год).
По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.
В первой части (1 — 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:
Что родина?
Ужели это сны?
Но «голос мысли» берет верх над сердцем, и лирический герой отвечает себе, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».
Вторая часть (10 — 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни.
И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного — признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне.
Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.
В третьей части (15 — 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Отдам всю душу октябрю и маю…
Поэт здесь показан истинным гражданином — цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… — и тем уже доволен…»
В четвертой части (19 — 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения — квинтэссенция смысла всего произведения.
Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию.
Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель — служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.
Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального — образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине».
Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом.
Внутренний мир лирического героя — основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.
«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» — это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др.
Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера).
Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)
и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»).
Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А.
Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.
С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные.
С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору.
Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/esenin/analiz_stikhotvorenija_sergeja_esenina_quot_rus_sovetskaja_quot/35-1-0-2421