Анализ стихотворения русь советская есенин

Элегия под названием «Русь советская» была написана Есениным в 1924 году, как и две остальные части триптиха – «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». Это стихотворение драматично, однако в его концовке читатель найдет оптимистические ноты.

В нем поэт рассказывает о тех событиях, которые происходили на просторах великой страны. Произведение завершается подобно стихотворениям Маяковского. В его краткой концовке нет ни одного образа, свойственного традиционному есенинскому творчеству.

В те времена было очень модным воспевать новый политический строй, идеализировать его. И Есенин не стал исключением.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Основные мотивы произведения

Подготавливая анализ стихотворения Есенина «Русь советская», необходимо отметить: это произведение выпадает из общего ряда написанных в этот период стихотворений Есенина.

Поэт признает, что новый политический строй необходим, однако при этом делает это как бы мимоходом. Для него данная необходимость не является первостепенной.

Основной мотив стихотворения – это одиночество лирического героя, его ненужность в новую эпоху.

Поэтический талант Есенина во многом питался его чувством любви к родному краю. В анализе стихотворения Есенина «Русь советская» можно упомянуть, что произведение отражает неумолимость хода времени, которое Есенин ощущал гораздо острее многих своих современников. В заглавии произведения поэт совместил разные понятия. Его «Голубая Русь» превратилась в «Русь советскую».

Заветное слово, которое означает родину поэта, употребляется теперь в горько-ироничном смысле. Таким образом, выразительность заглавия обеспечивается поэтом за счет применения оксюморона: предмету приписываются те свойства, которые несовместимы с ним.

Затем следует парадоксальное единство этих признаков с указанным предметом, что и вызывает ощущение иронии, особое понимание данного явления.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Первые строфы: тоскливое настроение

Произведение поэт начинает с приема метафоры «Тот ураган прошел…». Местоимение, употребленное поэтом, дается без дополнительного, конкретизирующего слова. Произведение начинается с описания одиночества лирического героя. Он «осиротел» в родном краю.

Особенно выразительным является сравнение мельницы с птицей, оставшейся с одним крылом. Еще больше значимость эпитета «единственный» подчеркнута с помощью обратного порядка слов. Вид мельницы наводит тоску, а образ птицы может ассоциироваться с народным образом птицы-вестника.

Это сравнение школьник может упомянуть, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская». В этой же строфе читатель может найти еще один несовместимый образ – «грустная радость». Эти слова имеют противоположное значение, однако создают смысловое единство.

Еще больше нагнетается тоскливое настроение в следующей строфе. Здесь с помощью ключевых слов образуется перекрестная рифма: «не знаком» — «дом», «забыли» — «пыли».

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская» показывает, что в первых трех строфах произведения можно отметить ряд слов, в которых присутствуют отделяемые приставки. Они несут значение законченности действия, и благодаря этому еще больше усиливается ощущение безысходности, охватившее лирического героя.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Противопоставление одиночества и «кипящей» жизни

В четвертой строфе покинутости поэта противопоставляется «кипящая» жизнь, которая полна суеты. Слово «сновать» в первую очередь вызывает ассоциации с понятием толпы или же безликой массы людей.

Ощущение одиночества усиливается еще больше с помощью отрицательной частицы «ни» и местоимения «некому».

Пятая строфа содержит в себе эмоциональное восклицание: «Что родина? Ужели это сны?» В данном случае стилистический вариант слова «неужели» Есенин применяет для передачи эмоционального отношения лирического героя к положению вещей.

Анализ стихотворения С. Есенина «Русь советская» показывает, что следующая строфа начинается с восклицания «И это я!». Здесь два раза появляется местоимение «я».

Впервые в этом месте появляется глагол будущего времени. Мир есенинского произведения меняется, теперь начинает понемногу звучать тема славы и памяти. Поэт совмещает просторечное слово «баба» с высоким «пиит».

И это еще больше усиливает напряжение, ощущение надлома.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Седьмая и восьмая строфы: голос разума, отрезвляющий лирического героя

Однако седьмая строфа начинается с «но» — этим думы лирического героя как бы обрываются. Школьник может сделать акцент на этом, проводя анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану. Трезвый разум заставляет его опомниться. Поэт понимает, что «тот вечерний несказанный свет», который горел в его родном доме когда-то, уже потух.

Вместо него «новый свет горит». В этой части произведения выстраивается некий синонимический ряд: «советская», «новый», «другой». Снова дает о себе знать голос разума, который напоминает поэту о том, что он стал «немного отцветать». Два раза повторяется эпитет «другие». Это местоимение становится прилагательным с очень емким значением.

Словом «другие» Есенин называет тех своих современников, которые сделали выбор в пользу революции, восторженно ее воспевали. Они утратили творческую самобытность, положив ее на алтарь служения новой идеологии. Диктатура заставила поэтов носить притворную маску преданности «великому» делу революции.

Но у Есенина маска эта не могла срастись с истинным лицом.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Десятая строфа: утрата соборности

На глазах у поэта погибает прежняя Русь. Раньше простой народ объединялся верой в Бога. Деревенский храм для поэта всегда был частичкой родного дома. Именно поэтому в произведении присутствует печальное сравнение: «У волости, как в церковь, собрались».

Поэт создает достаточно сложный образ с помощью приема метонимии. Ведь воскресенье является светлым христианским днем, и в русском народе была жива традиция собираться в воскресенье на церковную службу.

Но теперь все поменялось, и целью собрания теперь уже не является божественная литургия.

Своеобразно и лексическое наполнение этой строфы. Здесь можно встретить метафорический эпитет «корявый» в значении «неискусный», «некрасивый». А также «немытый», который является синонимом предыдущего эпитета. Есть также и просторечная форма «жись», помогающая читателю более ярко представить сцену деревенской жизни, в которую врываются события новой и во многом непонятной эпохи.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Одиннадцатая строфа: описания пейзажа

Здесь впервые встречается уже привычная для есенинского творчества лексика: «вечер», «закат», «ноги босые».

Ощущение времени теряется – сколько бы лет ни прошло, и какие бы эпохи ни сменяли друг друга, природа останется в своем прежнем спокойствии.

Оттого что в природе все гармонично, а людям этот мир недоступен, у лирического героя и появляется ощущение грусти. В этой строфе отдельно стоит отметить оригинальную рифму «позолотой» — «ворота».

«Отставание» лирического героя от эпохи

В двенадцатой строфе ироничный тон создается с помощью сочетания высокого слова «лик» и определения «сонный». Также употребляется поэтом и разговорная форма причастия «морщиня».

Слово «агитка» в словаре Ушакова обозначается с пометой «пренебрежительное». Этому понятию дается следующее определение: «Агиткой называется произведение искусства, в котором преобладает агитационный элемент.

Нередко это делается в ущерб художественности». Таким образом, в четырнадцатой строфе имеется два неологизма. Слово «комсомол» также является для Есенина необычным и новым.

Об этом также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Сергея Есенина «Русь советская».

Следующая строфа отличается неодобрительным возгласом лирического героя: «Какого ж я рожна…» Здесь же встречается и разговорный глагол «орать». Есенину кажется, что он отстает от нового времени. И горькое восклицание подчеркивает его согласие смириться с текущим положением вещей.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Русь советская»: заключительная часть произведения

Семнадцатая строфа начинается со слов «Приемлю все…». Поэт подчеркивает, что для него самой большой ценностью является поэтическое творчество. В предпоследней строфе Есенин использует прием антитезы, противопоставляя жизнь и смерть.

При этом на одном полюсе оказывается «Я» лирического героя, а на другом – «вы». С помощью союза «а» строфа оказывается разделенной на две части.

Впечатление еще больше усиливается с помощью риторических восклицаний девятнадцатой строфы: «Цветите, юные! И здоровейте телом!» Тон становится еще более патетическим.

Главной строфой произведения является заключительная – это необходимо отметить, завершая анализ стихотворения «Русь советская». Здесь обилие шипящих делает звучание строфы похожим на шепот.

Ведь речь идет об очень личных для поэта вещах – Родина для Есенина достойна того, чтобы воспевать ее, хотя и любовь к ней у поэта двойственна.

Вопреки большинству тех, кто придерживался концепции интернационализма, Есенин утверждает, что для него главной ценностью остается Родина.

Источник: https://www.syl.ru/article/367050/harakteristika-osobennosti-i-analiz-stihotvoreniya-esenina-rus-sovetskaya

«Русь советская»: музыкальность поэзии Есенина

Меню статьи:

Текст стихотворения

Тот ураган прошел. Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет. Я вновь вернулся в край осиротелый, В котором не был восемь лет. Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? Здесь даже мельница — бревенчатая птица С крылом единственным — стоит, глаза смежив. Я никому здесь не знаком, А те, что помнили, давно забыли.

И там, где был когда-то отчий дом, Теперь лежит зола да слой дорожной пыли. А жизнь кипит. Вокруг меня снуют И старые и молодые лица. Но некому мне шляпой поклониться, Ни в чьих глазах не нахожу приют. И в голове моей проходят роем думы: Что родина? Ужели это сны? Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны.

И это я! Я, гражданин села, Которое лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита. Но голос мысли сердцу говорит: «Опомнись! Чем же ты обижен? Ведь это только новый свет горит Другого поколения у хижин. Уже ты стал немного отцветать, Другие юноши поют другие песни. Они, пожалуй, будут интересней — Уж не село, а вся земля им мать».

Ах, родина! Какой я стал смешной. На щеки впалые летит сухой румянец. Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец. Вот вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми, немытыми речами Они свою обсуживают «жись». Уж вечер. Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. И ноги босые, как телки под ворота, Уткнули по канавам тополя.

Хромой красноармеец с ликом сонным, В воспоминаниях морщиня лоб, Рассказывает важно о Буденном, О том, как красные отбили Перекоп. «Уж мы его — и этак и раз-этак, — Буржуя энтого… которого… в Крыму…» И клены морщатся ушами длинных веток, И бабы охают в немую полутьму.

С горы идет крестьянский комсомол, И под гармонику, наяривая рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол. Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Ну что ж! Прости, родной приют. Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен.

Пускай меня сегодня не поют — Я пел тогда, когда был край мой болен. Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. Я не отдам ее в чужие руки, Ни матери, ни другу, ни жене. Лишь только мне она свои вверяла звуки И песни нежные лишь только пела мне.

Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев. Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Уникальность Сергея Есенина в русской литературе

Есенинская лирика отличается музыкальностью и мелодичностью. Напевность произведений русского поэта – причина превращения есенинских стихов в песни.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

«Русь советская» – один из таких примеров. Есенин (в некотором смысле) уникальный писатель, ведь из поэзий Блока или Маяковского люди не спешат делать песни. Произведения этих авторов не содержат того мелодичного потенциала, которым славится есенинское творчество.

Своеобразие творческой манеры Есенина отмечали еще современники литератора. Горький, например, называл своего коллегу «орга́ном», созданным природой, чтобы выразить неисчерпаемую «печаль полей», любовь ко всем живым существам, милосердие и сострадание.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Сам того не предполагая, Горький выразил основную драму жизни Есенина – тотальное расхождение со своим временем и несоответствие своей эпохе. Всю жизнь поэт разрывался конфликтом между «живым» и «железным». По мнению критиков, именно здесь кроется объяснение того факта, что официальная идеология расценивала есенинское творчество негативно.

Тема стихотворения Сергея Есенина “Не жалею, не зову, не плачу”– грустные размышления о быстротечности жизни и смиренное принятие своей судьбы, какой бы она ни была. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Власти видели в поэзии русского автора чуждые и враждебные веяния. Любопытно, что Есенин принимал революцию и разделял ее идеи, однако «чужая юность» для писателя оказалась неприемлемой.

История написания произведения

Сергей Александрович мучился ощущением собственной ненужности. Анализируемое произведение относится к периоду между 1924-м и 1925-м годами. В этот промежуток времени все поэзии, созданные рукой Есенина, несут на себе отпечаток драматичности и боли. В 1924-м году поэт путешествовал по заграничным далям. Долгожданное возвращение на родину тяжело сказалось на писателе.

Читайте также:  Характеристика и образ долохова в романе война и мир толстого сочинение

Итак, весной 1924-го поэт, а также близкий друг Есенина – Александр Сахаров, возвращаются в Россию. Писатель вновь посещает Константиново – свою родную деревню. Именно этот момент и отразился в есенинском произведении под названием «Русь советская».

Содержание и смыслы поэзии

В самом названии, которое выбирает писатель, – «Русь советская» – слышатся декларативные ноты. У читателей создается впечатление, что писатель, наконец, осмелился высказаться по ряду важных вопросов. Так, поэт отображает свое отношение к советской власти, к переменам в обществе, к нововведениям, к состоянию страны и новому политическому устройству.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Поначалу кажется, что поэт пишет в довольно позитивном ключе. Однако по мере углубления в текст, читатель замечает истинные смыслы произведения.

Автор (он же лирический герой) предстает несчастным, страдающим человеком, потерявшим прошлое. Былое ушло, но будущее не настало. Человек потерялся между двумя разными жизнями.

Настоящее для Есенина – неразрешимая загадка, которая мучает его и заставляет ощущать подвешенность в этом мире. Поэт дезориентирован, потерян.

Отзывы критиков

Литературные критики с самого начала отмечали значимость этого произведения для творческого наследия поэта.

Без «Руси советской» невозможно представить себе эволюцию Есенина как творческой личности.

По мнению Юрия Анненкова, художественная натура писателя, пытаясь понять настоящее, наткнулась на «грани эпохи», не выдержав напряжения.

В определенном смысле, эта поэзия – свидетельство слома «творческой пружины» русского писателя (по выражению Анненкова).

Сейчас мы бы сказали скорее о крахе мировоззрения, о необходимости пересмотреть жизненные ориентиры. Именно с этим столкнулся поэт в тот период своей жизни.

В стихотворении “Мне осталась одна забава” Сергей Есенин выносит на публику свою исповедь, кается, что верил в Бога, но сожалеет, что ныне утратил свою веру. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Следует согласиться с Анненковым, ведь Есенин не мог реализоваться творчески в столь негармоничном обществе, каковым тогда был советский социум.

В 1920-х годах российское общество источало дисгармоничность, разобщенность, разорванность с природным миром. Гармония уходит не только из общественной жизни, но и из есенинского творчества.

Это произведение, например, невозможно сравнить с ранними поэзиями автора (например, «Береза» или «В хате»).

Тематика произведения

Есенин мастерски раскрывает свое душевное состояние. Поэт, возвращаясь в родные края, ощущает себя чужим человеком.

Таким образом, писатель изображает с помощью литературы собственную, личную драму, ведь в родной деревне он надеялся обрести покой. Но прежние вещи, знакомые, привычные Есенину, исчезли навсегда.

Писатель не понимает, что происходит, не чувствует своей эпохи. Люди в селе отличаются от прежних жителей, изменились разговоры, песни, интересы общества.

Анализ стихотворения Русь советская Есенин

Таким образом, Есенин передает особенность послереволюционного времени. Автор обращается к последствиям революции.

Поэт тщательно и грамотно описывает изменения, которые произошли в обществе со времен Гражданской войны. Трансформации сказались и на самом поэте. Есенин с болью осознает, что его время прошло. Автор больше не чувствует своей важности, нужности, принадлежности к этому миру.

Теперь люди нуждаются не в стихах – красивых и мелодичных, а в «агитках Бедного Демьяна». Осознание этого факта толкает писателя на иронию. В некотором смысле Есенин жалеет, что когда-то выказывал дружеское расположение к народу.

О ключевой идее стиха

Есенинское произведение напоминает творчество Тургенева. Коллега Сергея Александровича поднимает схожие проблемы в «Отцах и детях». В этом контексте для нас важна личность Базарова – нигилиста, циника, отвергающего все ценности прошлого.

Но Базаров, как и Есенин, – трагичная фигура, ведь тоже ощущает свою ненужность, комичность. Тургеневский герой утверждает, что раскусил народ, но при этом остается в глазах людей шутом.

Таким образом, русский поэт, автор «Руси советской», столкнулся с типичной для интеллектуала ситуацией – непониманием общества.

Художественные особенности стиха

Автор выбирает логичные, подходящие художественные средства для выражения центральной идеи поэзии. Герой предстает иностранцем у себя дома, чужим среди своих. Собственное государство кажется писателю чужим и непонятным.

Эта особенность обуславливает тропы и фигуры, встречающиеся в есенинском творении, а именно: риторические вопросы и восклицания. Такие приемы передают внутренние рефлексии автора, выражают личную позицию Есенина.

Поэта переполняют эмоции разочарования, но Сергей Александрович тешит себя мыслью, что когда-то его творчество было полезным. Поэт уподобляет свои стихи лекарству, которые некогда лечили заболевшее общество.

Личная позиция автора

Есенин – не самый скромный поэт. Разочарование и растерянность не помешали поэту сказать, что деревня, которая его отвергает сегодня, завтра прославится лишь из-за его имени. Самого себя писатель называет «скандальным пиитом». Однако это скорее следует назвать бравадой. На самом деле подобные высказывания – это факт смирения поэта со своей судьбой.

Есенин отпускает боль, обиду, благословляя людей. Автор рассуждает о душе, признаваясь, что все еще верен революции и ее идеалам. Есенин может отречься от своей роли народного поэта, но не от своего творчества. Таким образом, в анализируемом произведении русский поэт признает, что вынужден принять настоящее положение дел.

Есенину не близки общественные перемены, но он принимает их, потому что другого выхода нет. Автор согласен быть певцом революции, но желает делать это по велению вдохновения – музы, а не партии. Писатель одновременно предчувствует кровавый октябрь, потому что пишет о грядущей «вражде племен». Но именно в это время Есенин снова вернет свою роль певца Руси.

Употребление старинного названия «Русь» свидетельствует о приверженности поэта прошлому.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/sergej-esenin/rus-sovetskaya.html

«Русь советская», анализ стихотворения Есенина. Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина

Анализ стихотворения С.А. Есенина

«Русь советская».

Середина 20-х – время подведения итогов революции, гражданской войны, восстановления народного хозяйства, усиления влияния вводимых порядков.

Со свержением царизма жизнь повсюду изменилась, установленное общественно-политическое устройство открыло ранее недоступные возможности гражданам новой страны – Советского Союза. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение, конечно же, и в поэзии С.А.

Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина», др. Одним из произведений, написанных в этот период, стала «Русь советская» (1924 год).

По жанру это небольшая поэма. Такое заключение можно сделать из того, что в произведении можно выделить эпическую основу и лирическую канву, а также систему образов, в центре которой представлен лирический герой, и 4 смысловые части. Сюжет произведения, его эпическая составляющая, следующий: возвратившись в родную деревню, известный поэт понимает, что он дома чужой.

В первой части (1 – 9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Возвратившись в родное село, он задается вопросом:

Что родина?

Вторая часть (10 – 14 строфы) воспринимается как констатация фактов новой жизни.

И рассказ красноармейца, и собрание у волости, и агитки Демьяна Бедного – признаки наступившего времени, к которым, несомненно, можно отнести и жителей села: красноармеец, комсомол, воскресные крестьяне.

Лирический герой видит это, деревня показана его глазами, но он часть другого мира, поэтому не принимает участия в действии.

  • В третьей части (15 – 19 строфы) выражается авторское отношение к революции через чувства и мысли лирического героя:
  • Приемлю все.
  • Как есть все принимаю.
  • Отдам всю душу октябрю и маю…
  • Поэт здесь показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением – приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… – и тем уже доволен…»

В четвертой части (19 – 21 строфы) подводится итог размышлений героя. Последние восемь строчек стихотворения – квинтэссенция смысла всего произведения.

Поэт решает воспевать как старую, былую Русь, так и новую, советскую Россию.

Он не следует общественному мнению: написанию злободневных стихотворений-агиток он предпочитает более высокую цель – служение Родине, воспевая ее в поэзии, тем самым проявляет себя как настоящий патриот.

Система образов «Руси советской» построена вокруг центрального – образа лирического героя. Его переживание, чувства, мироощущение близки к авторским. Единят их, однако, не только взгляды на жизнь, но и поэзия, которая «жива одной большой любовью, любовью к родине».

Лирический герой предстает перед нами сильной личностью, способным противостоять обстоятельствам, патриотом.

Внутренний мир лирического героя – основа лирической канвы произведения, которое очень эмоционально: вереницей проходят одиночество, тоска, сомнения, возмущение, самоирония, спокойствие, гнев, смирение, воодушевление, пафос.

«Русь советская» написана ямбом, богата изобразительно-выразительными средствами. «Неведомый предел», «жидкая позолота», «немая полутьма», «корявые, немытые речи» — это все яркие эпитеты, используемые автором в стихотворении. Не менее образны метафоры: «бревенчатая птица», «уши длинных веток», «пилигрим угрюмый» и др.

Также С.А. Есенин обращается и к оксюморону («грустная радость»), и к олицетворению («край мой болен»), и к антитезе (одиночество лирического героя противопоставляется шумного, веселого деревенского вечера).

Эмоциональность и душевное напряжение создается посредством риторических вопросов («Что родина?», «Кого позвать мне?»)

и риторических восклицаний («И это я!», «Вот так страна!»).

Отдельные фразы в начале «Руси советской», передающие состояние героя, в третьей и четвертой частях трансформируются во внутренний монолог, который заканчивается пафосным, патриотическим восьмистишием, содержащим основную мысль стихотворения. Таким образом, С.А.

Есенин вводит в ткань произведения размышления поэта не только для раскрытия образа героя, но и для выражения через его мысли собственной, авторской позиции, принятии изменений, произошедших в нашей стране после революции.

С.А. Есенин с «грустной радостью» встречает советскую Россию. С радостью, потому что новый мир открывает перед человеком совершенно иные возможности, ранее недоступные, неизведанные.

С грустью, потому что это означает прощание со старой жизнью, привычной, знакомой, имеющей свои недостатки и преимущества, светлые стороны, которой дороги автору.

Но он не стремится ее удержать и смело делает шаг в будущее.

С. Есенину пришлось жить во времена общественных переворотов, которые оставили след в его душе и творчестве. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучают в 11 классе. Узнайте о нем больше, ознакомившись с кратким анализом «Русь советская» по плану.

Краткий анализ

История создания
– произведение было создано в 1924 г., когда поэт после долгой разлуки с отчим домом посетил с. Константиново.

Тема стихотворения
– общественные перемены и их влияние на людей.

Композиция
– По смыслу стихотворение можно разделить на части: рассказ возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа — октава (восьмистишье).

  1. Жанр
    – поэма.
  2. Стихотворный размер
    – двух-, трех- и пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.
  3. Метафоры
    «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин».
  4. Эпитеты
    «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи».
  5. Сравнения
    «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя».

История создания

С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Его мужчина покинул, чтобы получить возможность серьезно заниматься словесным искусством.

История создания произведения связана с возвращением Есенина в родное село Константиново после 8-летней разлуки. Приехал он не сам, а с другом А. Сахаровым, которому и посвятил «Русь советскую», написанную в 1824 г.

Тема

Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине.

В первом стихе автор упоминает о пронесшемся урагане. Под стихийным бедствием он подразумевает переломные события начала ХХ века: революции, гражданскую войну. События, которым в литературе ХХ века посвящали целые поэмы, Есенин воспроизводит в двух строках.

Пережив их, лирический герой возвратился в « край осиротелый» . Мужчина с горечью осознает, что в родных местах не осталось знакомых людей. Даже старой мельнице становится не по себе от перемен. Несмотря на все это, себя герой с гордостью называет гражданином села, хоть оно будет знаменито лишь рождением « скандального пиита ».

Постепенно в стихотворении появляются описания «новой» деревни. Здесь теперь совсем другие поколения молодых людей, из уст которых слетают другие песни.

Сердце лирического героя сжимается, когда он наблюдает за разговорами людей под волостью. Речь людей корявая и «немытая». Они восхищаются подвигами красной армии.

Читайте также:  Умнее всех - краткое содержание сказки мамина-сибиряка

Приезжий относится к услышанному негативно, о чем свидетельствует фраза: « клены морщатся ушами длинных веток ». Не в восторге он и от комсомольцев с их агитками.

Увиденное подсказывает главному герою, что он здесь чужой, не нужен. Мужчина принимает единственно правильное решение: смириться. Он готов отдать новому обществу все, кроме своей «лиры». Так в последних строфах появляется мотив поэтического творчества. Идеальный поэт, по мнению Есенина должен хранить свою лиру при себе и воспевать только мир.

Композиция

Композиция произведения замысловатая. Его можно разделить на смысловые части: рассказ о возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа — октава (восьмистишье).

Жанр

Жанр – поэма, так как в стихотворении можно выделить эпическую и лирическую составляющие. «Русь советская» написана разностопными (двух-, трех- и пятистопные) ямбическими строками. Автор использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку, некоторые строки не рифмуются.

Средства выразительности

Чтобы создать галерею образов советской эпохи, воспроизвести чувства и эмоции героя, раскрыть тему и реализовать идею С. Есенин использовал средства выразительности.

В тексте есть метафоры
— «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин»; эпитеты
— «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи»; сравнения
— «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя»; оксюморон
— «грустная радость».

«Русь советская»

В самом названии произведения С.А. Есенина «Русь советская» содержится сопоставление новой советской эпохи с дореволюционной. Основным композиционным приемом в поэме становится антитеза.

Лирический герой возвращается в свой «край осиротелый» и видит лишь золу и пыль на месте отчего дома. Эта сцена символизирует те перемены, которые произошли в жизни родины.

В первых строфах герой ощущает одиночество («Ни в чьих глазах не нахожу приют…»). Провидческой при этом является шестая строфа, в которой поэт утверждает, что его село родное «лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита».

Высокопарно звучащее слово «пиит» сразу же ставит С.А. Есенина в один ряд с крупнейшими мастерами поэтического слова. Затем мысли об исключительности собственного таланта уступают место раздумьям о судьбе родины.

Революционные события изображаются в них уже дета-лизированно, а не одним абстрактным символом урагана, как в первой строфе. Это и рассказы о Буденном, и крымские события, и агитки Бедного Демьяна. Поэт далек от любования этими рассказами.

Неслучайно от них «И клены морщатся ушами длинных веток, И бабы охают в немую полутьму». Насилие противоестественно гуманистической природе человека. От жесткости революционных событий содрогнулся мир.

Лирический герой произведения вновь ощущает себя ненужным ни в личном, ни в творческом плане. Таким образом, агитки Демьяна Бедного, которые комсомольцы «наяривают рьяно», становятся поэтической альтернативой нежной есенинской лирике.

Далее автор рассуждает о поэзии, о своем понимании патриотизма. В заключительной строфе возникает образ шестой части земли с названьем кратким «Русь». Очевидно, для поэта все-таки прежний, воспринятый в детстве и ранней юности образ родины ближе современного (поэма написана в 1924 году). Соглашаясь принять все новое, он делает это не без усилий.

Двусмысленно звучат есенинские строки: «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам». Душа и лирика поэта неделимы. И это понятно. Строки «А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев», — пишет лирический герой. Эти строки свидетельствуют о начинающемся творческом кризисе автора.

Он ощущает себя поэтом старой эпохи, и древнее название нашего государства «Русь» лишний раз подчеркивает это.

«Русь советскую» следует рассматривать в русле других поэм С.А. Есенина «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». В них четче и рельефнее обрисован образ царящего в стране общественного раскола. Поэт яснее осознает себя человеком неновым («Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою» («Русь уходящая»)). И все-таки С.А.

Есенин больше, чем собственной судьбой, интересуется судьбой крестьянства после революции. В то же время он чувствует, что остался в переломную эпоху в стороне от великих событий («Я тем завидую, Кто жизнь провел в бою, Кто защищал великую идею. А я, сгубивший молодость свою, Воспоминаний даже не имею»).

Нельзя не отметить многочисленных противоречий в поэмах

С.А. Есенина 1924 года. Они проявляются и в стилистических контрастах: сочетании просторечной лексики («Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?») и возвышенной («пилигрим угрюмый», «Российский скандальный поэт»).

В поэме нередко возникает образ нищеты и разрухи (начиная с образа сожженного отчего дома, заканчивая пейзажем заката, который «обрызгал серые поля» и босые ноги- тополей). В «Руси бесприютной» поднимается проблема беспризорности. В «Руси уходящей» С.А. Есенин отмечает, что крестьянам «не хватает ситца и гвоздей».

В поэме «Русь советская» надежды поэта обращены к будущему, когда «пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть». Произведение С.А. Есенина наряду с другими воплотило сложность восприятия противоречивой эпохи двадцатых годов и ее переходный характер.

1924 годом датируется триптих С. Есенина «Русь советская, «Русь бесприютная», «Русь уходящая», развивающий мотив прощания с деревянной деревней, с избяной Россией.
Драматическая, но с оптимистической концовкой, элегия «Русь советская
». В ней повествуется о событиях, происходящих на просторах великой страны («Тут ураган прошел.

/ Нас мало уцелело» — начальная строфа произведения), утверждается любовь к Родине — России — несмотря ни на что. Стихотворение заканчивается в стиле В. Маяковского — плакатно, броско, как лозунг.

В концовке нет ни одного традиционного есенинского усложненного образа, стиль повествования — прозрачный, простой, точный в смысловом отношении:

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Однако вместе с этой общественно значимой ситуацией — «любить или не любить» ставшую советской Родину — в стихотворении показывается взаимоотношение поэта с родной, изменившейся деревней, «осоветившейся», свыкающейся с изменениями.

Поэт через восемь лет возвращается «в край осиротелый», где все оказывается не таким, как раньше: нет отчего дома, знакомых, некому «шляпой поклониться».

Самым ярким об разом-деталью, возникающим в сознании одинокого, отверженного «скандального поэта», настроенного не враждебно к новому, но глубоко обиженного, задетого за живое, становятся слова — «В своей стране я словно иностранец». «Иностранец» тем более расстроен, что его именно таким, чужим воспринимают в родном селе.

В последних строфах стихотворения автор признается в любви к Родине. Наряду с любовью к родной земле поэт ставит любовь к поэзии, раскрывает мотив рыцарской верности искусству: оказывается, его одиночество скрасит оставленная лира — символ творчества. Так, в стихотворении параллельно развиваются темы Родины и поэзии.

Уверенность в том, что жизнь прожита не зря, крепнет. Ободрившись и воскреснув душой, герой-автор берет более высокую ноту: элегический пафос вытесняется одическим. И третий мотив звучит в конце произведения — мотив веры в молодое поколение, его лучшее будущее: «Цветите, юные, и здоровейте телом! ».

Вторая часть триптиха — «Русь бесприютная
» — строится на сюжете о жизни отверженных обществом детей — беспризорников — и дополняет картину, показанную в «Руси советской». Поэт адресует стихи бесприютным детям — будущему страны, в которых, возможно, гибнут Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов, тем детям, что ночуют в случайно найденных обогреваемых местах.

В «Руси уходящей
» поэт продолжает раскрывать тему раскола общества, ведет речь о том, что и сам он пока еще «не вписался» в новую жизнь. Дважды повторяется в стихотворении рефрен «Знать, оттого так хочется и мне, / Задрав штаны, / Бежать за комсомолом». Впервые в этом стихотворении С. Есенин открыто заявил о своей послеоктябрьской раздвоенности афористическими строками:

Источник: https://vctn.ru/rus-sovetskaya-analiz-stihotvoreniya-esenina-analiz/

Краткий анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану

1.История создания

В 1924 году Сергей Есенин после долгого перерыва посещает родное село Константиново. Его глубоко поражают изменения, произошедшие в жизни деревни.

В 1922 году сгорел дом родителей, на средства поэта вместо него на пепелище был выстроен новый. Но не только утрата отчего дома огорчила Есенина. В кратчайший срок изменилось всё: уклад, ценности, сами люди.

Расставание со всем, что когда-то было дорого сердцу поэта, вызывает к жизни несколько стихотворений о возвращении на Родину, которые можно объединить в поэтический цикл.

Стихотворение «Русь советская» 1924 года считается одним из самых глубоких и завершённых с точки зрения художественного замысла произведений. В нём выразилась боль поэта, переживающего кризис новой России всем своим существом и всей своей судьбой.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистическом ключе.

Увлечение имажинизмом к 1924 году отошло в прошлое. В своей «Автобиографии» Есенин признался, что в формальном смысле «всё больше тяготеет к Пушкину». Рассудочность и ясность пушкинской лирики стали для поэта эталоном художественности.

3. Род

  • Стихотворение «Русь советская» сочетает черты лирики и эпоса.
  • Его неоднородная структура включает такие элементы эпоса, как сюжетные зарисовки (сцены сельской жизни), наличие завязки, развития действия и развязки, элементы диалога.
  • При этом сильно и лирическое начало: изложение истории от первого лица, исповедальность, восприятие происходящего через собственное «я», патетические внутренние монологи.

4. Жанр

Большинство исследователей есенинского творчества склонно считать данное произведение маленькой поэмой. Сам поэт давал такое определение ряду своих произведений. Это утверждение имеет под собой серьёзные основания: например, сочетание эпического сюжета и приёмов лирического выражения.

Впрочем, те, кто считают «Русь советскую» объёмным стихотворением тоже будут правы. Данное произведение выдержано в едином стилистическом ключе, посвящено единой теме, имеет целостную идею.

5. Проблематика

Есенин одним из первых писателей своей эпохи заговорил об изменениях, произошедших в стране после установления советской власти. Проблема столкновения старых и новых исторических формаций осмысливалась им с точки зрения духовного кризиса.

Поэт называет Русь «страной осиротелой». Он имеет в виду то, что народ лишился привычного круга ценностей, традиций, исторической памяти. Проблема необратимых последствий революции оказалась очень болезненной.

6. Тематика

Тема произведения озвучена в его названии, которое звучит как оксюморон (сочетание несочетаемого).

Русь – это историческое целое, канувшее в прошлое. Русь была православной, деревенской, патриархальной, монархической, для Есенина — святой. А советской она не была.

Появилось новое государство, ещё не осознавшее себя как целое, не скреплённое единой системой ценностей, многое утратившее и ещё ничего не создавшее. Это пугало поэта, делало его лишним. Он чувствовал себя «иностранцем» «в своей стране».

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что, несмотря на глубочайшие изменения, коснувшиеся русского народа, его государственности и национального сознания, поэта не покидает уверенность в надмирной сущности Руси, её избранничестве.

Она переживёт все катаклизмы и навсегда останется для него «шестой частью земли», которой отдал он своё сердце и песенный дар.

8. Пафос

Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.

Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.

Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.

Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.

9. Система образов

  1. Образы стихотворения тесно связаны с мотивами утраты родины, ущербности происходящего.
  2. «Мельница с крылом единственным» символизирует птицу, которая не может взлететь, — погибающую старую деревню, обескрыленную социальными переменами.

  3. «Зола и слой дорожной пыли» на том месте, где стоял отчий дом – тоже символ невозвратимой потери.

Не узнаёт лирический герой и жителей деревни: «Вокруг меня снуют // И старый, и молодые лица, // Но некому мне шляпой поклониться, // Ни в чьих глазах не нахожу приют».

Он давно не бывал в родных краях, стал совсем чужим, городским, а его стихи, известные всей России, здесь, наверное, ещё не читали.

Изменился родной язык. Он стал «корявым, немытым». Поэт специально употребляет просторечия, диалектизмы, искажает привычное звучание слов: «они свою обсуживают жись».

Читайте также:  Сочинение про день народного единства (4 июня)

Передавая речь «красноармейца с ликом сонным», автор использует ничего не значащие междометия: «Уж мы его и энтак и разэнтак, // Буржуя энтого, которого, в Крыму…» Это не речь, а какое-то животное бормотание, полная деградация. Даже «клёны морщатся», слыша такое.

Наконец, в конце стихотворения возникает образ лиры – атрибута поэтического ремесла. Автор признаётся, что не отдаст её никому.

Если в пушкинских строках из стихотворений «Вновь я посетил… », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» присутствует идея преемственности, то в произведении Есенина всё ограничивается текущим моментом.

«Цветите, юные, и здоровейте телом…» — в этом призыве слышится неверие в то, что душа юных может быть здоровой после всего, что произошло в стране. «А я пойду один», — заключает поэт. Он останется наедине со своей главной задачей – песней о «шестой части земли», заповедном и вечном русском пространстве.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и жители «нового села». Поэт называет их «окрестные сельчане».

Он противопоставляет себя им, чувствует себя иностранцем, признаётся, что «язык сограждан» стал ему «как чужой». Образ красноармейца, рассказывающего о Будёном, «наморща лоб», выглядит ущербно. Не вызывает приятных мыслей и молодёжь, которая под гармонику «поёт агитки Бедного Демьяна».

У поэта нет ничего общего с этими людьми. «И бабы охают в немую полутьму» — эта картина изображает вздох сожаления, словно вырывающийся из глубины народной души.

11. Лирический герой

Лирический герой одинок, потерян. Он не находит знакомых лиц, не знает, где отдохнуть душой. Всё увиденное заставляет его чувствовать себя чужестранцем в своей стране.

Из этого следует вывод о том, что времена молодости безвозвратно прошли для поэта, дальше он пойдёт один. До трагической гибели поэта в декабре 1925 года остаётся совсем немного, он уже предчувствует, что скоро пойдёт «к неведомым пределам», и эта мысль наполняет его смирением.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает возвращение поэта на Родину.

На месте отчего дома он застаёт пепелище, среди односельчан почти не встречает знакомых. Ураган революции перевернул всё вверх дном, и даже «грустная радость» остаться в живых уже не радует героя, ведь её поделиться не с кем.

Теперь сельчане собираются не у церкви, а у волости. Молодёжь распевает политические частушки.

Поэт потрясён и разочарован, это не тот народ, с которым он был прежде дружен. Чувство ненужности вызывает в сознании героя желание уйти, уступить дорогу более молодым, здоровым, не нуждающимся в его поэзии людям. Но сам для себя он решает, что всегда будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь».

13. Композиция

Композиция произведения линейная, трёхчастная.

  • Первые 4 четверостишия – вступление, завязка. В них рассказывается о том, как поэт вернулся на малую родину.
  • Вторая часть, открывающаяся строкой «Вот вижу я…», содержит развитие действия, описывает сельскую жизнь — развитие действия. Её завершает лирический выпад, напоминающий шквал эмоций: «Вот так страна!». Кульминация произведения: «Моя поэзия здесь больше не нужна…».
  • В третьей части произведения звучит личный вывод, сделанный поэтом: «У вас иная жизнь, // У вас иной напев…». Развязка – это уход от настоящего в область вечного, туда, где незыблемо и мощно восстаёт, как феникс из пепла, святая Русь.

14. Художественные особенности

Три части произведения (завязка, развитие действия, развязка) отличаются по стилистике, ритму, интонации.

Начало и конец маленькой поэмы произносятся спокойно, задумчиво. Основная часть произносится взволнованно, с внутренним раздражением. Смена интонации указывает на движение мысли автора, глубину его поиска.

Обилие олицетворений и других средств художественной выразительности всегда было характерно для творчества Есенина, но в данном тексте природа и человек вступают в конфликт: «клёны морщатся ушами длинных веток», слыша речи красноармейца; «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»; «…мельница, бревенчатая птица, // С крылом единственным стоит, глаза смежив…».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.

Временами встречаются строки с другим размером, напоминающие народный стих раешник. Его поэт использует, когда стремится достоверно передать речь односельчан.

В данном произведении 21 строфа. Строфы не равны по количеству строк и зависят от содержания. Имеются строки, записанные «лесенкой», реплики диалогов. Преобладает перекрёстная рифмовка: АБАБ, также имеются параллельные рифмы: ААББ.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «край осиротелый», «сухой румянец», «лира милая», «песни нежные»;
  • сравнения: «мельница – бревенчатая птица»; «в своей стране я словно иностранец», «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»;
  • метафоры: «ушами длинных веток»;
  • метонимия: «вокруг меня снуют и старые, и молодые лица»; «отдам всю душу октябрю и маю»;
  • олицетворения: «мельниц… стоит, глаза смежив», «клёны морщатся»;
  • гиперболы: «всем существом в поэте», «шестая часть земли».
  • градация: «ни матери, ни другу, ни жене…»

Аллитерации с большим количеством соноров, звонких и шипящих согласных передают какофонию нового мира.

Ассонансы («а», «о», «у») усиливают ощущение трагедии.

17. Значение произведения

Стихотворение «Русь советская» подводит итог размышлениям Есенина о новой России. «Последний поэт деревни» (так назвал себя автор) попрощался с «Русью уходящей» и со смирением встретил «Русь советскую», но это смирение далось ему ценой собственной жизни.

18. Актуальность

Произведение Есенина продолжает быть актуальным, ведь картины сельской жизни, описанные Есениным стали ещё более печальными. Россия деревенская в том виде, какой знал её юный Есенин, не вернётся никогда. Но любовь к Родине делает так, что в душе человека остаётся только самое дорогое – то, что не зависит ни от времени, ни от государственной власти.

Несмотря на все жизненные невзгоды, мы любим свою Россию, которая навсегда останется нашей Родиной.

19. Моё отношение

Стихотворение «Русь советская» поразило меня своей глубиной. Удивляет жизненная мудрость Сергея Есенина. Горько и больно читать строки этой маленькой поэмы, а её завершение трогает до мурашек.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас любить Россию, какой бы странной она порой ни казалась. Катаклизмы бесконечны, но мы любим Родину за то, что эта земля нас взрастила.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-rus-sovetskaya/

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Русь советская"

Середина 1920-х — время подведения итогов революции, гражданской войны, время коренных перемен в российском обществе. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение и в поэзии Есенина: «Русь уходящая», «Анна Снегина» и других. Одним из таких произведений стала «Русь Советская» (1924).

По жанру это небольшая поэма. Здесь можно выделить эпическую основу и лирическую кан­ву, систему образов, в центре которой — лирический герой, и четыре смысловые части. Сюжет произведения (эпическая основа) описывает возвращение лирического героя, известного поэта, в родную деревню, где он понимает, что стал чужим.

В первой части (1—9 строфы) «гражданин села» чувствует себя потерянным, ненужным, чужим на родине. Ураган революции разметал всех его былых друзей, оставив его одного. Он задается вопросом:

  • Что родина?
  • Ужели это сны?
  • Но в итоге лирический герой понимает, что для него, ненужного, неприкаянного, эта земля все равно остается родиной, хотя он «никому здесь незнаком».

Вторая часть (10-14 строфы) посвящена описанию «новой» жизни: рассказ красноармейца, собрание у волости, агитки Демьяна Бедного и т. д. При этом герой чувствует себя здесь чужим, он принадлежит другому миру, почти исчезнувшему. В третьей части (15-19 строфы) выражается авторское отношение к революции и тем переменам, которые она принесла:

Приемлю все.

Как есть все принимаю…

Отдам всю душу октябрю и маю…

Поэт здесь показан как истинный гражданин — счастье родины он ставит выше собственных чувств, проявляет смирение перед закономерным явлением — приходом нового времени, сменой поколений: «Чем сослужил… — и тем уже доволен…». Единственное, чем он не готов пожертво­вать — поэзия:

  1. Я не отдам ее в чужие руки, —
  2. Ни матери, ни другу, ни жене.
  3. Лишь только мне она свои вверяла звуки
  4. И песни нежные лишь только пела мне.
  5. Надо сказать, что такое восприятие поэзии как высшего и бесденного дара очень характерно для русской лирики и неоднократно звучало в стихотворениях о поэте и поэзии Пушкина, Лер­монтова и других.
  6. В четвертой части (19—21 строфы) подводится итог размышлений героя. Поэт решает воспевать как старую, ушедшую Русь, так и новую, советскую Россию:
  7. Но и тогда,
  8. Когда на всей планете,
  9. Пройдет вражда племен,
  10. Исчезнет ложь и грусть, —
  11. Я буду воспевать
  12. Всем существом в поэте
  13. Шестую часть земли
  14. С названьем кратким «Русь».

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/852-analiz-stihotvoreniya-sa-esenina-rus-sovetskaya.html

"Русь советская": анализ стихотворения Есенина

В маленькой поэме «Русь советская»» (1924) трагедия распада времен и разрыва поколений становится смысловым центром произведения и объяснением трагедии поэта. По своей тональности поэма как бы разделяется на три части — элегическую, эпическую и лирическую, несколько отличающиеся, кстати, и стихотворным размером.

  • Вначале, в «элегической» части, с приглушенной болью лирический герой, возвратившийся в свой «край осиротелый», признается:
  • Я никому здесь не знаком,
  • А те, что помнили, давно забыли.

И виноват в этом забвении «тот ураган», что пронесся над страной и унес многих из поколения поэта, кому он был знаком, близок и дорог. И даже не с кем «поделиться / Той грустной радостью, что я остался жив». И постепенно нарастает чувство горечи и возмущения односельчанами, деревенской родиной за то, что они видят в нем лишь «пилигрима угрюмого» и не признают великого российского поэта.

Но голос разума останавливает обиду сердца, обиду непризнания: изменилось время, пришло другое поколение, и дело в самом поэте, который перестал понимать своих односельчан. «В своей стране я словно иностранец».

  1. Далее, в «эпической части», возникают картины изменившейся жизни села: в воскресенье крестьяне собираются не у церкви, а у волостного правления «обсуживать» «жись», хромой красноармеец «непонятным» языком вещает бабам о Буденном и Перекопе, крестьянский комсомол под гармонику поет уже и не частушки, а «агитки Бедного Демьяна». Но сквозь это незнакомое просвечивает прежний лик родной стороны:
  2. Уж вечер. Жидкой позолотой
  3. Закат обрызгал серые поля.
  4. И ноги босые, как телки под ворота,
  5. Уткнули по канавам тополя.
  6. Или: «И клены морщатся ушами длинных веток».
  7. И последний эпизод — поют не его, крестьянина-односельчанина, песни, а «чужого» им по естеству пролетарского агитатора Демьяна Бедного (немало и лично навредившего Есенину) — взрывает лирического героя стихотворения, обнажая трагедию его поэтической души.
  8. Вот так страна!
  9. Какого ж я рожна
  10. Орал в стихах, что я с народом дружен?
  11. Моя поэзия здесь больше не нужна,
  12. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
  13. Короткий страстный всплеск сменяется грустно-элегической нотой: поэт успокаивает себя тем, что — пусть он сейчас не нужен — он был нужен и пел родному краю раньше, в самые трудные времена, «когда был край мой болен».

Заключительные четыре строфы — чисто лирические, проникнутые жизнеутверждающим пафосом приятия незнакомой жизни и убежденностью в бессмертности поэта и его искусства. Эти строфы наполнены пушкинским духом, они содержат осознанные параллели с пушкинскими стихами. Это эстетический манифест и поэтическое завещание-памятник.

Поэт находит в себе нравственные силы признать и благословить все перемены «родины милой»: «Приемлю все. / Как есть все принимаю»,— приветствовать молодое незнакомое племя-поколение: «Цветите юные! И здоровейте телом!» — признав их право на «иную жизнь» и «другой напев», даже презрев при этом собственную жизнь и судьбу:

  • А я пойду один к неведомым пределам,
  • Душой бунтующей навеки присмирев.
  • Единственное, чем он не поступается и что, вослед Пушкину, готов отстаивать до конца, — свобода творчества, независимость поэта, его право на собственную песню:
  • Готов идти по выбитым следам.
  • Отдам всю душу октябрю и маю,
  • Но только лиры милой не отдам.

И в последней строфе поэт утверждает свою верность — навсегда, на все времена — своей главной и единственной поэтической теме — родине, России.

Но последняя строфа — это и выход из трагизма сегодняшних дней поэта прозрением будущего — вечного бытия его поэзии и воспетой в его стихах Руси. Эти строки — прямая параллель со второй строфой пушкинского «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

» Неотрывность Есенина от родины, Руси в заключительном аккорде поэмы воплотилась в мысль, что бессмертие его как поэта — в бессмертии воспеваемой им Руси.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/esenin_s_a/rus_sovetskaja_analiz_stikhotvorenija_esenina/92-1-0-2446

Ссылка на основную публикацию