Меню статьи:
Образ помещика Манилова, по сравнению с большинством описанных Гоголем помещиков, создает наиболее выгодное и положительное впечатление, хотя найти негативные черты его не так уж и сложно, однако, по сравнению с отрицательными сторонами других помещиков, это выглядит наименьшим из зол.
Внешность и возраст Манилова
Точный возраст Манилова не указан в повести, однако известно, что он не был старым человеком. Знакомство читателя с Маниловым, вполне вероятно, припадает на период расцвета его сил. Волосы были его светлые, а глаза голубые. Манилов часто улыбался, порой в такой мере, что глаза его прятались и не были видны совсем. Еще он имел привычку щуриться.
Одежда его была традиционной и ничем не выделялась, как, собственно, и сам Манилов в контексте общества.
Характеристика личности
Манилов – приятный человек. Он не обладает таким вспыльчивым и неуравновешенным характером, как большинство помещиков, описанных Гоголем.
Его доброжелательность и добродушие располагают к себе и создают доверительные отношения. На первый взгляд, такое положение вещей кажется очень выгодным, но по сути, оно же играет с Маниловым злую шутку, превращая его в скучного человека.
Отсутствие задора и четкой позиции по тому или иному вопросу делает невозможным долгое общение с ним. Манилов был учтив и любезен. Обыкновенно, он курил трубку, отдавая дань своей привычке еще армейских годов.
Ведением хозяйства он совсем не занимался – ему было лень это делать.
Манилов часто в своих мечтах строил планы по восстановлению и развитию своего хозяйства и благоустройству дома, но эти планы всегда так и оставались грезами и никогда не выходили на плоскость реальной жизни. Виной тому была все та же лень помещика.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Ноздрева в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”
Манилова очень огорчает тот факт, что он не получил должного образования. Он не умеет складно говорить, но зато очень грамотно и аккуратно пишет – Чичиков удивился, увидев его записи – их не нужно было переписывать, так как было написано все четко, каллиграфично и без ошибок.
Семья Манилова
Если в других отношениях Манилов может давать маху, то в отношении семьи и его взаимоотношений с семьей он пример для подражания. Семья его состоит из жены и двух сыновей, в некой мере к этим людям можно присоединить и воспитателя. В повести Гоголь уделяет ему значительную роль, но, судя по всему, он у Манилова воспринимался как член семьи.
Жену Манилова звали Лиза, она была уже восемь лет замужней женщиной. Муж был очень добр к ней. В их отношениях преобладали нежность и любовь. Это не была игра на публику – они действительно испытывали нежные чувства друг к другу.
Лиза была красивой и хорошо воспитанной женщиной, но она абсолютно не занималась делами дома. На это не было объективной причины, кроме лени и ее личного нежелания вникать в суть дел. Домочадцы же, в частности муж, не считали это чем-то ужасным и спокойно относились к такому положению дел.
Старшего сына Манилова звали Фемистоклюс. Он был хорошим мальчиком 8-ми лет. По словам самого Манилова, мальчик отличался небывалой для его возраста смекалкой и умом. Имя младшего сына было не менее необычным – Алкид. Младшему сыну было шесть. Что касается младшего сына, то, глава семейства считает, что он уступает в развитии своему брату, но, в целом, отзыв о нем был также одобрительный.
Усадьба и деревня Манилова
У Манилова есть огромный потенциал, чтобы стать богатым и успешным. В его распоряжении пруд, лес, селение в 200 домов, однако лень помещика мешает ему полноценно развить свое хозяйство.
Правильнее сказать, что Манилов совсем не занимается ведением хозяйства. Основными делами руководит управляющий, Манилов же весьма удачно ретировался и живет размеренной жизнью.
Даже эпизодические вмешательства в ход процесса не вызывают у него интереса.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Чичикова в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”
Он, бесспорно, соглашается со своим управляющим насчет необходимости тех или иных работ или действий, но делает это настолько лениво и неопределенно, что порой сложно определить его истинное отношение к предмету обсуждения.
На территории усадьбы заметно выделяются несколько клумб расположенных на английский манер и беседка. Клумбы, как практически и все в имении Манилова находится в запустении – ни хозяин, ни хозяйка не уделяют им должного внимания.
Так как Манилов любит предаваться мечтам и размышлениям, то беседка становится важным элементом в его жизни. Он там может часто и долго находиться, предаваясь фантазиям и строя мысленные планы.
Отношение к крестьянам
Крестьяне Манилова никогда не страдают от нападок своего помещика, дело здесь состоит не только в спокойном нраве Манилова, но и в его лени. Он никогда не вникает в дела своих крестьян, потому как не испытывает интереса в этом вопросе.
На первый взгляд, такое отношение должно благоприятно влиять на отношения в проекции помещик–крепостные, но у этой медали есть и своя неприглядная сторона. Равнодушие Манилова проявляется в полном безразличии к жизни крепостных.
Он никоим образом не пытается улучшить их условия труда или жизни.
К слову, он даже не знает количество своих крепостных, так как не ведет им счет. Некоторые попытки вести учет были предприняты Маниловым – он считал крестьян мужского пола, но вскоре с этим произошла неразбериха и в итоге все было заброшено. Также Манилов не ведет счет своим «мертвым душам». Манилов дарит Чичикову свои мертвые души и даже берет на себя расходы по их оформлению.
Дом и кабинет Манилова
Все в поместье Манилова имеет двоякую позицию. Дом и, в частности, кабинет не стали исключением из правил. Здесь как нигде лучше прослеживается непостоянство помещика и членов его семьи.
В первую очередь это связанно с сопоставлением несопоставляемого. В доме Манилова можно увидеть неплохие вещи, так, например, диван у помещика был обтянут хорошей тканью, но, остальная мебель была в запустении и была оббита дешевой и уже порядком поношенной тканью.
В некоторых комнатах мебели и вовсе недоставало и они стояли пустые. Чичикова неприятно удивило, когда во время ужина на столе рядом стояли очень приличный светильник и совсем неприглядный на вид, похожий на инвалида его коллега.
Однако этот факт заметил только гость – остальные принимали это как должное.
Кабинет Манилова мало чем отличается от всего остального. На первый взгляд это была вполне милая комнатка, стены которой окрашены в серо-голубые тона, но, когда Чичиков стал внимательно рассматривать обстановку кабинета, то мог заметить, что все больше всего в кабинете Манилова было табаку.
Табак определенно был везде – кучкой на столе, он же щедро пересыпал все документы, которые были в кабинете. Также в кабинете Манилова лежала книга – закладка в ней находилась на самом начале – странице на четырнадцатой, но это вовсе не значило, что Манилов недавно взялся за ее чтение.
Эта книга в таком положении спокойно лежала уже второй год.
Таким образом, Гоголь в повести «Мертвые души» изобразил вполне приятного человека, помещика Манилова, который при всех его недостатках, заметно положительно выделяется на фоне всего общества. У него есть весь потенциал стать образцовым человеком во всех отношениях, но лень, которую помещик не в силах перебороть, становится этому серьезным препятствием.
Манилов как тип «живого мертвеца»
Общее мнение литературных критиков о «Мертвых душах» (причем, как критиков современных, так и тем, кто жил во времена Гоголя): существует огромная проблема понимания этого произведения.
С одной стороны, этот текст, безусловно, можно читать буквально: как такую себе детективную историю о России.
Но с другой стороны – это повествование-перевертыш, и, вчитавшись в текст внимательнее, читатель закономерно задает вопроса – а чьи души-то здесь мертвее – трупов или живых?
Белинский в свое время замечал: «Мертвые души» полюбятся не каждому читателю, и еще меньше людей поймет истинный смысл этого произведения: Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не сюжет. «Мертвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих…
И критик был абсолютно прав. Мы придерживаемся мнения, что «мертвыми душами» в этом сочинении писатель назвал именно живых людей, которым, тем не менее, удалось помертветь еще при жизни. Сомнительное достижение, однако!
Поэтому, если этот роман-поэму все же нельзя воспринимать классической сказкой, где герои живут, любят, женятся, умирают, возникает вопрос: а что же спрятал Гоголь под символическими типами выписанных персонажей? Вот еще один реальный факт: писатель собственноручно проиллюстрировал рукопись «Мертвых душ». И в этих рисунках большое внимание уделялось внешности героев.
Это свидетельствует о том, что Гоголь намеревался представить цельный образ общества Российской империи, уложив весь этот немыслимый масштаб в размеры романной «коробочки». Кстати, о Коробочке. И помещица, и интересующий нас Манилов – все эти такие типажи, которые мы, возможно, до сих встречаем на улице.
Давайте посмотрим на Манилова под микроскопом исследователя-литературоведа.
И какой же он этот Манилов… на самом деле?
Когда роман-поэма только-только вышел из печати, то попал в поле зрения не только отдельных читателей, но и критиков. Так, С. Шевыреву произведение очень понравилось, поэтому критик дал положительную оценку гоголевскому творению.
Этому же критику принадлежит и ремарка о Манилове: Мы догадываемся, что, кроме свойств, в них теперь видимых, должны быть еще другие, добрые черты так, например, Манилов, при всей своей пустой мечтательности, должен быть весьма добрым человеком, милостивым и добрым господином с своими людьми и честным в житейском отношении…
А вот Е. Смирнова показывает и вовсе любопытный взгляд на этот роман. По мнению критика, здесь спрятан мотив свойственного русской культуре богатырства. Однако и богатырство это тоже мертво. Почему? Давайте разберемся. Начиная с первых строк, этот мотив дает о себе знать.
Автор пишет о настоящем времени так, будто это период, «когда на Руси начинают уже выводиться богатыри». А в последней главе тоже есть тот же мотив (или даже лейтмотив?): «Здесь ли не быть богатырю…».
Эту тему считают положительным полюсом романа, которая, в каком-то смысле, уравновешивает отрицательный полюс произведения. Богатыри – это то живое начало, которое является теплым, созидательным, настоящим.
И этому началу противостоят «мертвые души»: Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Коробочки, Плюшкины… Каждый персонаж – это пример определенной омертвелости.
Например, наш Манилов – вроде бы и гостеприимный, и, возможно, менее неприятный, нежели другие герои, однако это мечтатель, оторванный от жизни, лишенный деятельности, созидательности. Манилов – это пустота. Гоголь намекает на то, что в Российской империи мир как бы распался на две части: мир истинный, живой, деятельный, и мир прозябания, мертвый, холодный, пустой мир. И, к сожалению, второй мир заслоняет и выживает первый.
Образ Манилова в критике
Но вернемся еще на несколько минут к Белинскому. Критику принадлежит глубокий анализ гоголевского романа-поэмы – «Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя “Мертвые души”». Приведем также цитаты, которые четко дают понять, почему Манилов – не просто очередной персонаж из литературы, а тип, имеющий всемирно-историческое значение:
Положим, что Байрон в сравнении с Гоголем – ничто, а Чичиков, Маниловы и Селифаны имеют более всемирно-историческое значение, чем титанические, колоссальные личности британского поэта…
…эпос Вальтера Скотта именно заключает в себе «содержание общей жизни», тогда как у Гоголя эта «общая жизнь» является только как намек, как задняя мысль, вызываемая совершенным отсутствием общечеловеческого в изображаемой им жизни какая общая жизнь в Чичиковых, Селифанах, Маниловых, Плюшкиных, Собакевичах и во всем честном компанcтве занимающем своею пошлостию внимание читателя в «Мертвых душах»?
Г.
Константин Аксаков опять доказывает, что в Манилове есть своя сторона жизни: да кто ж в этом сомневался, равно как и в том, что и в свинье, которая, роясь в навозе на дворе Коробочки, съела мимоходом цыпленка (стр.
88), есть своя сторона жизни? Она ест и пьет – стало быть, живет: так можно ли думать, что не живет Манилов, который не только ест и пьет, но еще и курит табак, и не только курит табак, но еще и фантазирует…
Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, – а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части…
Таким образом, Манилов предстает как своеобразный человек пустоты в литературы, отображающий людей пустоты в жизни. У героя ведь нет ничего: отсутствуют мысли, чувства, в конце концов, отсутствует сама жизнь.
Жизнь – это баланс созерцательности и действия, но у Манилова перевес происходит лишь в одну сторону – в сторону пустой созерцательности: это книги, которые никогда не напишутся и никогда не прочитаются, планы, которые никогда не осуществятся. Манилов – любитель помечтать. С одной стороны, это не грех, однако и мечты у героя полны глупости.
Можно сказать, что этот персонаж лишен формы: аморфный, невнятный, неопределенный. А главное: в Манилове не видать жизненной силы, той самой, которая придает любому существованию смысл.
Кстати, Манилова характеризует и сам автор.
Вот, что говорит Гоголь:
Конечно, можно заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев. Зачем, например, глупо и без толку готовиться на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?..
Манилов и его семья – это крупная сатира на принятые тогда нормы воспитания, которые делали из человека пустую подушку – но красивую, элегантную, украшающую диван усадьбы. Мы имеем в виду, что такие люди мало чем отличаются от мебели. Маниловы приятны и прекраснодушны, однако эти черты не оставляют следов.
Внешне Манилов богат, но духовно – убог, так как у героя нет устремлений, планов, нет прогресса в саморазвитии и самосовершенствовании.
Яркость декора и обстановки дома Манилова лишь еще больше подчеркивает безликую и серую натуру хозяина.
Мечты Манилова полностью оторвали героя от жизни, поэтому ныне «Маниловым» можно назвать человека – болтуна, мечтателя, скудоумного сладкого оратора, уходящего от ответственности и трудностей жизни в более удобную реальность.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-manilov.html
Сочинение Кто такие «маниловы»? Итоговое 11 класс
Кто такие «маниловы»? Какие главные черты их характеризуют? Попробуем разобраться.
Источником понятия фамилии «Манилов» стало известное произведение Николая Гоголя «Мертвые души». Часто называют слово «маниловщина». Так часто характеризуют людей, способных мечтать. Мечта – дело хорошее, когда есть и стремление к ней.
Повесть «Мертвые души» рассказывает о целой галерее образов помещиков. Один из помещиков, по фамилии Манилов – любитель мечтать. Об этом его характеризует дом Манилова, во дворе имеется беседка с названием «Храм уединенного размышления».
Манилов задумчив. Он постоянно погружен в свои мечты и размышления. Оторвать главного героя от иллюзий практически невозможно. Грезит главный герой о реализации планах.
Мечтает Манилов о многом, но никак не может приступить к осуществлению своих идей.
Таким образом, можно охарактеризовать «маниловых», как людей, утопающих в мечтах, но реализовывать свои мечты они так и не пытаются. Такие люди первоначально кажутся интересными в общении, но оказываются пустышками. Главный герой – слащавый, гостеприимный, но это всего лишь оболочка, под которой скрывается пресный человек. Писатель подчеркнул главную черту Манилова – пустой человек.
В литературных произведениях таких мечтателей много. Приведем еще один сравнительный пример «маниловщины».
Другой герой А. Гончарова «Обломов» типичный Манилов. Постоянно погружен в свои мечты и фантазии. Мечты затягивают его так далеко, что он больше не способен интересоваться реальной жизнью людей. Обломов – неинтересная личность, хотя и сложно назвать отрицательным героем. Обломов ленив. Для него главные цели – еда и кровать.
Обломов – еще один типичный представитель маниловщины.
Вывод, что «маниловы» — люди много мечтающие, но не способные реализовать свои мечты. У них отсутствует стремление к самореализации.
Созданный образ главного героя в произведении характеризует– «маниловщину», то есть склонность к созданию ложной мечты.
Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах» упрекнул людей в том, что они бездушны, забыли вечные ценности. Жива лишь внешняя оболочка у Манилова, а душа мертва. Какое общество, такие и люди!
В современном мире, люди мало изменились, многие живут без души, без смысла к жизни, таким образом слово «маниловщина» — предостережение и для нас. Стоит об этом задуматься.
Вариант 2
Мечта. Нам всем знакомо это понятие. Пожалуй, каждый из нас склонен к мечтательности : кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Но всё же я хочу остановиться на категории людей с избыточной мечтательностью.
И, конечно, любой начитанный человек тут вспомнит замечательную поэму Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Данная поэма является многоплановой, и автор просто не мог обойтись без такого персонажа, как Манилов.
Так, кто же он такой? В чем особенность такого типа людей — «Маниловых»?
На мой взгляд, «Маниловы» — это не простые мечтатели. Это такая категория людей, которые уж слишком много о чём-то мечтают, но все эти планы на жизнь, все эти заветные цели — они никогда не будут достигнуты.
Вы спросите: почему? Всё просто: такие люди, как Манилов, не способны достичь чего-либо, так как любая деятельность, любой труд им чужды. Мечты уносят их все дальше и дальше от существующей действительности, а они не готовы к осуществлению этих грёз.
Им чего-то не хватает, у них нет того, что им действительно нужно, чтобы то желание, ту заветную цель жизни воплотить в реальность. Чтобы доказать свою точку зрения, приведу аргументы из произведений писателей.
Так, в романе И.А.Гончарова «Обломов» Илья прячется от действительности . Он не покидает стены своего дома, но много думает, что выйдет и что-нибудь предпримет. Обломова часто окружают мошенники. Мечтательность Ильи заводит его в тупик.
Он живёт в иллюзиях и уже разучивается что-либо делать, остается без девушки и делает сына сиротой без наследства. Как видим, все мечтания героя не находят место в действительности.
«Маниловы» не способны что-либо изменить и добиваться нечто стоящего.
Теперь вспомним пьесу А.Н. Островского «Гроза». Тихон Кабанов, женившись на Катерине, мечтает о семейном уюте и гармонии. Разве он чем-то отличается от Манилова, который просто лежал и ничего не делал? Нет.
Ведь даже если Тихон что-то там делал, находился в движении, это совсем не то, что нужно. Фактически, он лишь убегал от реализации своей мечты. Когда он уходил из дома, он делал это один, без Катерины! А ведь это могло стать хорошим шагом сблизиться с женой и понять её.
Чтобы превратить мечту в реальность, нужен труд. А таким, как Тихон, всем этим » Маниловым» это не дано.
Таким образом, «Маниловы» — это мечтатели, грёзы которых не могут стать реальностью, ведь они ничего не делают для их воплощения. Нужно стараться, очень много трудиться.
И важно понимать одно важное, но очень простое правило: мечтать можно и нужно, но сами они не могут стать реальностью, надо действовать. И, казалось бы, ничего особенного, нужно только действовать, но мечта — странная штука.
Очень жаль, что всё же и в нашем веке эта проблема остаётся актуальной.
← Влияют ли детские мечты на выбор профессии?
← Какие мечты можно назвать «недостижимыми»?↑ 11 класс ЕГЭМожет ли кто-нибудь заменить родителей? →
Кого называют «сынами Отечества»? →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/11-klass-egeh/kto-takie-manilovy
Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя
Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин.
Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем, уже начинаешь задумываться, кто перед тобой стоит, а к завершению диалога, уже хочется поскорее с ним закончить разговор и уйти от него подальше, а иначе можно рядом, сильно заскучать. Манилов слишком много мечтает, и его мечты чаще всего несбыточны.
Мечта и реальность – это абсолютно разные для него вещи. Мужчина хочет, допустим, построить каменный мостик через озеро,
с торговыми точками, или же соорудить подземный переход, или же построить нереально высокий дом, с которого можно было бы увидеть столицу России. Конечно, здесь нет ничего реального.
Манилов ничем не занимается. Ему нравиться сидеть в своей приятной квартирке и о чем – то постоянно думать, или же расставлять в нужном порядке горки золы из выкуренных сигар.
С людьми Манилов очень вежлив и педантичен. При разговоре с Чичиковым, он все время перемешивает свой диалог красивыми словами и любезностями, но не может выразить ни одну нужную или полезную информацию.
Ко всем он относится хорошо и спокойно, в людях видит только лучшее. При диалоге с Чичиковым, он каждому чиновнику дает хорошую характеристику, они у Манилова все препочтеннейшие и прелюбезнейшие. Доброта, отзывчивость, благосклонность к людям – в целом все это хорошо, но у данного персонажа это все выглядит плохо, негативно, поскольку это все не относится критическим проявлением к людям.
Ему чуждо практические дела и хозяйственное производство: его особняк находится на юре, его обдувают все ветра, а озеро заросло травой, село очень бедное оно.
Хозяйственные дела шли без контрольно, поля никогда не посещал и не ведал, сколько мужчин у него померло.
Характеристика Манилова в поэме “Мертвые души”
Образы, с предельной точностью выписанные Николаем Васильевичем Гоголем в своей бессмертной поэме “Мертвые души”, почти все ушли в народ, а многие их имена стали нарицательными.
Встречаясь с жадиной, мы непременно заметим в его адрес: “Плюшкин какой!”.
Говоря о человеке, приятном во всех отношениях, но приятным чересчур, так, что тошно от этой его приятности делается, мы, конечно же, сразу вспоминаем помещика Манилова, с которым встречался главный герой произведения – Чичиков.
Так какой он, этот самый Манилов? Да, действительно, в первую минуту о нем только и подумаешь, какой он милый и приятный, а уже на третьей минуте, как говорит сам автор произведения, почувствуешь скуку смертную. Манилов – ни то, ни се.
Он не проявляет интереса ни к своему поместью, которое строит у него “на семи ветрах”, ни к хозяйству, ни к своим бедным крестьянам, которым и счета-то он точного не знает. Манилов предается иллюзорным мечтам, которым никогда не суждено сбыться.
Кажется, Манилов любит читать, но его книжка лежит с закладкой на одной и той же странице уже несколько лет. Обо всех своих знакомых помещик отзывается в превосходной степени.
Губернатор у него “прелюбезнейший”, вице-губернатор – “милый”, а полицмейстер – “очень приятный”.
С одной стороны, что же плохого в том, что Манилов говорит о людях исключительно хорошо, никого не критикует, но с другой – автор дает нам понять, что его слова не совсем искренни.
Он лукавит, а, возможно, и подсознательно такими лестными характеристиками хочет угодить людям, которые имеют немалый вес в губернии, а значит, могут быть ему в чем-то полезными.
Вот и приехавшего к нему Чичикова с предложением купить мертвые души он никак не может понять. А вместо этого продолжает мечтать. Например, о том, как славно бы они с Чичиковым жили на берегу какой-нибудь реки. Даже видавшему виды Чичикову, не очень щепетильному в выборе людей, и то противно общаться с таким типом, у которого внутри одни эфемерные иллюзии и душевная пустота.
И этакая приятность, которая надоедает буквально через несколько минут общения с Маниловым.
Точное, гениальное описание Гоголем героев своей поэмы “Мертвые души” позволяет представить каждого из них в ярчайших красках. И понять, кто и что из себя представляет. Разные по характеру, внешности, помещики, с которыми знакомится Чичиков, похожи в одном: это порочные люди, которые думают только о своей выгоде и корысти.
Образ Манилова в Мертвых душах Гоголя
Н. В. Гоголь написал поэму “Мертвые души” в 1842 году. В этой поэме он пытался описать всю Русь. Главный герой – аферист Чичиков.
Он приезжает в город НН и знакомится со знатью в городе, чтобы выкупить у них “мертвые души” крестьян. Самым первым из знати Н. В. Гоголь представляет нам помещика Манилова. От лица Чичикова автор начинает описывать нам первого героя.
Фамилия Манилов интересно обыгрывается Гоголем. Она изображает лень и мечтательность. Так кто же он, Манилов, и как его характеризует автор?
Манилов – очень сентиментальный, настоящий помещик, первый торговец мертвых душ. Когда Чичиков приезжает к нему, помещик проявляет весь свой характер.
Во-первых, безразличие Манилова подчеркивает тот момент, что его делами постоянно занимается пьяный приказчик. Во-вторых, общность суждений и полное безразличие к небольшим деталям – главные черты характера Манилова.
Он постоянно мечтает, но мечты его в основном, не соответствуют реальности. Например, он мечтал построить подземный тоннель и мост через его пруд, но в итоге не сделал ничего.
Сначала помещик нам кажется довольно приятным и умным, но потом читатель понимает, насколько скучно с данным человеком, так как он полностью не имеет своего мнения и может говорить только обычные и приятные фразы. Манилов считает, что он хорошо воспитан, образован и благороден. Но автор показал, что в его кабинете года два валяется книга с закладкой на одном и том же месте.
В разговоре с Чичиковым он показывает великодушие и любезность. Когда Манилов цепляется за каждую тему, раздумья его уносят в различные гениальные планы и мечты.
Манилову присущ странный восторг; также, по мнению Манилова, чиновники – это “препочтеннейшие люди”.
Данный герой не может думать о своей жизни и принимать собственные решения. Все в его жизни заменено словоблудием. Но все-таки Манилов это хороший семьянин, который искренне любит свою семью, и радостно приветствует любого гостья.
Я считаю, что Манилов – приятный и интеллигентный человек, но как личность – очень скучный. Мне кажется, несмотря на то, что он бездейственный, ленивый и неопрятный, его душу нельзя назвать мертвой. Он любит свою семью и гордится ею. Это значит, частица души еще осталась в нем, хотя где-то очень глубоко.
А Н. В. Гоголь показал нам человека ленивого и пустого, которого еще можно исправить. Автор показал нам насколько тошно быть ленивым и бездейственным. У человека пропадает цель в жизни, он просто отдается ненужным мечтаниям.
Поэтому никогда нельзя ограничиваться пустой болтовней, а стараться воплощать свои мечты в жизнь.
Гамаюнов Александр
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-i-xarakteristika-manilova-v-poeme-mertvye-dushi-gogolya/
Манилов и маниловщина:
Тема,
которую нам предложили, больше годится для диссертации, чем для маленького
ученического сочинения. Поэтому лучше всего высказать несколько мыслей по
поводу. Так что не будет никаких претензий на полное раскрытие темы, а скорее
раскрытие моих представлений об одном из героев поэмы — далеко не самом
безобразном, почему и стоит он первым в ряду последовательного расчеловечения.
1.
Что
мне нравится в Манилове?
Мне
в Манилове многое нравится. Вот, например, он женат уже давно, дети довольно
большие, а чета Маниловых сохранила юношеское ухаживание друг за другом. Гоголь
иронизирует, что во время их неожиданного поцелуя можно выкурить небольшую
сигарку. Ну и пусть себе курит, а мне нравится эта ласковость, а то посмотришь
на нынешних мужа с женой — прямо как две враждебные армии во время перемирия.
Гоголь
насмехается над именами Маниловых-младших. Конечно, они, как принято говорить,
не круглые, эти имена, зато они дорогого стоят.
Вот я читал, что в 1945 году
мальчишек называли Викторами, а девочек Викториями, то есть самыми дорогими
словами — Победитель и Победа.
А старшие Маниловы дали своим сынам имена
славных сынов Эллады в те годы, когда греки Ипсиланти сражались за свою свободу
против турецкого ига. Так кому сочувствовали в русских медвежьих углах, за чью
победу молились, чьи имена своим детям давали?!
Мне
нравится в Манилове эстетическое чувство: мебель в его доме изящная и обтянута
прекрасной материей, хороши подсвечники. Эта не слоноподобная мебель
Собакевичей и не рухлядь Плюшкина.
Мне
нравится его приветливость и страсть принимать приятных гостей, делать им
подарки, ну хотя бы зачем-то нужные гостям мертвые души.
И
даже мечты Манилова мне по душе: он хорошего хочет, не наживы, а «именин
сердца».
2.
Что
мне не нравится в Манилове?
Все то,
что в нем мне нравится.
И
прежде всего то, что его сочувствие погибавшим за родину Ипсиланти и Влади-
миреску дальше красивой позы так и не пошло. Ведь и в гостиной Собакевича были
портреты медведеобразных греческих генералов. Так сказать, поддержка без
опасности. Это там курились сожженные села, а здесь бьшо спокойно и тихо…
Юношеское
ухаживание друг за другом приводит к тому, что взрослые люди гоняются друг за
другом с воплями: «Раскрой, душечка, ротик, я положу тебе этот кусочек!» Есть
дети, которых не стоило бы так передоверять учителю, даже самому хорошему: это
ведь не его, а их дети.
И дом пора бы обиходить, а то какое-то кресло так и
стоит и рогоже, никто не озаботится купить недостающей обивочной ткани. И рядом
с изящным подсвечником какой-то кривой инвалид, закапанный свечным салом. Можно
бы и почистить. Короче, что хорошо в 16 лет, не годится в зрелом возрасте.
Нелепо выглядит.
Дом
построил барин на юру, а вокруг ни сада, ни роши. Вообще «безлюдяй» Манилов,
то есть не хозяин, не работник. Даже не надсмотрщик, потому что и свое имение
передоверил управляющему, в лучшем случае такому же «бсзлюдяю», но скорее всего
хитрому ворюге. А сам занят бессмысленным делом: табак кучками раскладывает.
Начал книгу читать, да на том все и закончилось.
Манилов
совершенно не задумывается над жизнью. Только спросил у Чичикова, не будет ли
сделка с мертвыми крестьянами противоречить законам Российской империи. Получив
отрицательный ответ, тут же успокоился. Впрочем, Чичиков сказал правду — все
было по закону, как нынешняя приватизация.
3. Что
такое маниловщина?
А
это то, что многим свойственно. Начерченный план, по которому ничего не
построено и не будет построено. Сентиментальные попытки остановить время и не
меняться самим.
Мечта, о которой заранее известно, что она никогда не
претворится в жизнь. Желание заменить жизнь и ее события чувствами по поводу
этих событий. Начатое дело, которое никогда не будет закончено.
Маниловщина —
это сад, которому никогда не цвести, я уж не говорю о плодах.
И
по большому счету маниловщина — это паразитический образ жизни, когда человек
получает от людей все, не отдавая ничего взамен.
Теперь,
завершая это сочинение, следует сказать, что маниловы еще долго не переведутся,
потому что стремление жить за чужой счет, проводя свою жизнь в бездельничании,
пережило в наших странах две революции, две мировые войны, гражданскую, выход в
космос и многое-многое другое и сейчас очень уютно устроилось при демократии.
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/manilov_i_manilovshhina/11-1-0-889
Описание поместья Манилова
Гоголь даёт описание поместья Манилова в начале второй главы, предварительно рассказав о том, как Чичиков блуждает в поисках Маниловки. Само название имения – Маниловка, которое автор чередует с Заманиловкой, намекает на то, что попав в гости к помещику, он будет разочарован, обманут.
Как оказалось, хозяин немного приукрасил рассказ о местоположении своего имения, оно находилось намного дальше, чем было сказано. На подъезде к деревне Чичиков замечает большой каменный дом, который расположен на возвышении, клумбы с сиренью на английский манер.
“Украшают” картину две бабы, которые бродят по воде и вылавливают сетью из господского пруда рыбу и раков, при этом ругаясь и сквернословя. Гостя удивляет то, что в деревне практически нет никакой растительности (ни деревца, ни кустика), а только деревянные избы.
До безумия гостеприимный хозяин встречает гостя прямо у крыльца со сладкой улыбкой и такими же речами.
Ещё до того момента, как Чичиков попал в дом к Манилову он замечает объект, который ярко характеризует натуру хозяина – это зелёная беседка с надписью “Храм уединённого размышления”.
“Храм” зарос, немного обветшал, но является гордостью хозяина, подчёркивая, как он думает, его тонкий душевный склад. Пруд – тоже деталь, характеризующая хозяина – он завёл его по веянию моды, в нём нет практической пользы.
Такие пруды, по замечанию автора, не редкость в имениях того времени. Всё, как у всех – это скрытый девиз Манилова.
Единственным отличием от общепринятого порядка у семейства Маниловых было то, что они утопая в мечтах и забавах, не умели оформить свой быт надлежащим образом. Необходимая мебель не была закуплена, рассуждения о том, что пора заказать её продолжались годами.
Мебель в гостиной была красива, но несколько кресел обтянутых рогожей, годами ждали, когда про них вспомнят и доделают начатую работу. Незаконченность была заметна во всём интерьере.
Обстановка говорила о том, что хозяева имеют очень хороший доход, но совершенно не приспособлены к жизни, не практичны, и, скорее всего, ленивы.
Красивые дорогие предметы в доме соседствовали с дешёвыми неприглядными (автор приводит в пример восхитительный “античный подсвечник” и “медный засаленный инвалид” – они оба украшали стол за трапезой, и это не смущало хозяев). Такой подход говорит не о высоком вкусе, а о том, что Маниловы слишком тонки и возвышенны, чтобы обращать внимание на бытовые мелочи.
Достаточно иронично описывает автор кабинет Манилова. Следует упомянуть тот факт, что помещик не занимался управлением имением (всё шло как-то само собой), не писал, не имел бумаг и документов. По сути, наличие кабинета – дань тому же девизу “всё как у всех”.
Как и всё в доме, интерьер кабинета был “не лишён приятности”. Стены были покрашены каким-то голубым цветом, напоминающим серенький, были четыре стула и кресло. Именно в него хозяин заставил присесть гостя.
Возможно, это единственный случай, когда помещику понадобился кабинет для рабочих моментов. В остальное время он просиживал там в раздумьях, практически непрерывно куря трубку.
Об этом говорило то, что табак был разложен по разным местам комнаты, а на окнах причудливым узором выложены горки пепла из курительной трубки. Это подчёркивало, что хозяин проводит здесь много времени в приятных размышлениях.
Описание усадьбы Манилова в “Мёртвых душах” раскрывает образ самого помещика и ярко характеризует жизненный уклад людей такого же сорта – пустых, бездеятельных, мечтательных и ленивых.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/opisanie-pomestya-manilova.html
Сочинение: Смысл названия поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь) | Литрекон
(335 слов) «Мертвые души» Н.В.Гоголя — непревзойденное социально-психологическое произведение русской литературы. Смысл названия поэмы многогранен: в нем воплощена не только доминанта сюжета (охота за неучтенными смертями), но и менее очевидные идейные пласты.
В названии присутствует совершенно четкий исторический посыл. Правительство для взимания налога с помещиков периодически проводило крестьянский учет.
Сформированную ведомость называли ревизскими сказками, их писали один раз в несколько лет, вследствие чего умершие крестьяне рассматривались как живые до следующей переписи.
Именно они стали целью главного героя и привели его в гости к помещикам. Смысл заглавия «Мертвые души» — обозначить сюжетные особенности книги.
Однако если бы Гоголь хотел придать единственное значение, то поэма называлась бы «ревизские души». Но такое наименование не раскрывает всей сути той проблемы, которую затрагивает автор. Герценовское высказывание заставило людей задуматься.
Он писал: «… Не ревизские – мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
Здесь мы можем увидеть, что слова нацелены не на крестьян, а на тех, кто управляет их жизнями, на чиновников и помещиков. Смысл носит метафоричный и образный характер.
Вещественно и материально такие, как Ноздревы, Маниловы и Собакевичи, живут спокойной и радостной жизнью: «медведь средней величины» Собакевич, «исторический человек» Ноздрев, который «…был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Но духовное бытие в значительной степени имеет мало общего с физическим. «Мертвые души» — мертвенность, застой, окаменелость, которую смогли допустить помещики, чиновники, растерявшие свое внутреннее богатство.
Мертвые ревизские души – это погибшие по определенным основаниям крестьяне, их ожившие образы, существование которых помещики принимают ниже человеческого.
А вот Маниловы, Коробочки, Плюшкины, чиновники и другие представители высшей знати – безупречный пример мертвых духом людей и демонстрация нравственного опустошенного строя людских отношений.
Это все стороны одного словосочетания Гоголя, высокохудожественно представленного в произведении.
Принцип данного сатирического изображения не позволяет нам увидеть образ хотя бы одного положительного персонажа.
По мере продвижения сюжета мы видим оскудение человеческого духовного мира персонажей: от Манилова до Плюшкина.
Гоголю было важно через свою поэму показать глупые желания дурных людей и серьезность социальных пороков и слабостей. Даже название помогло ему осуществить это намерение.
Рада Хибба
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/smysl-nazvaniya-poemy-mertvye-dushi-n-v-gogol/
Манилов персонаж поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души. Имя Манилов (от глагола манить, заманивать ) иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную. — презентация
1
2 Манилов персонаж поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души. Имя Манилов (от глагола манить, заманивать ) иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Манилов – сентиментальный помещик, первый продавец мертвых душ.
3 Характер героя не определен, не уловим. Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.
Слабоволие Манилова подчеркивает и то, что хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик. Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям свойства миросозерцания Манилова.
В своем бесплодном идеализме Манилов антипод материалиста, практика и русофила Собакевича.
4 Манилов — мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост. Помещик только занимался прожектерством: мечтал но эти прожекты не воплощаются в жизнь.
Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы. В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, — мертвая душа, не то, не сё.
Он настолько типичный, серый, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.
5 Внешность — в лице Манилова выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно….
Отрицательное качество: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару.
Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.
6 Образование — Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице. Он во всем проявляет прекраснодушие,живость манер и любезное щебетание в разговоре. Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.
Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: щи, но от чистого сердца, майский день, именины сердца ; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.
У Манилова чаще всего встречаются слова в речи: любезная, позвольте, да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак… Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи: Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать.
7 Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами. Манилов западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни.
Жена Манилова изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова Фемистоклюс и Алкид получают домашнее образование. Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы.
В сущности, это декорация, прикрывающая скудость.
8 Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской … Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца только одно бревно. Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы.
9 Манилов проводит время в беседке с надписью Храм уединенного размышления, где ему приходят в голову разные фантастические проекты, (например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост); в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют…
10 Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто.
Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда.
И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.
11 Презентацию подготовил Ученик 9В класса Остромогильский Аркадий Информация взята с сайта
Источник: https://www.myshared.ru/slide/975567/
Ответы на вторую часть по литературе
В 2018 году вторая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают одну из четырех тем и пишут сочинение. Объем – не менее 200 символов.
Ниже перед вами четыре варианта сочинений для ответа на задание 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 как пример ответа на задание части 2 ОГЭ по литературе в 2017 году.
Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите текст, по которому нам предстоит писать сочинение.
Сочинения к ОГЭ по литературе
Разбираем задание 2.1
Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Пример сочинения для задания 2.1
Поэма «Мертвые души», написанная в годы разгула николаевской реакции, поразила всю Россию. В «Мертвых душах» дана широкая социальная панорама первых десятилетий прошлого века.
Читая «Мертвые души», мы сначала смеемся. Однако смех скоро уступает место раздумьям, становится горько и больно за Россию.
Комическое в поэме лишь более ярко оттеняет общую трагическую картину русской действительности.
Центральное место в произведении отведено образам помещиков и чиновников.
Неприглядные портреты сменяются другими, еще более неприглядными, ужасающие картины быта провинциальной России следуют одна за другой.
Гоголь описывает в «Мертвых душах» не какие-то редко встречающиеся уголки России. Он показывает типичные картины самой обычной жизни помещиков, чиновников на обширных пространствах страны.
Мертвящее впечатление производят эти картины. Города в запустении, в них царствует произвол чиновников-взяточников и пошлая обывательщина. Между городами разбросаны нищие деревни, похожие издали на «кучи старых дворов».
Среди деревень стоят дворянские усадьбы, где паразитически живут и властвуют маниловы, коробочки, плюшкины, собакевичи и им подобные. Они давно утеряли человеческий облик и не живут, а коптят небо – ленивые, грубые, без мыслей и без чувств, страдающие разве что от обжорства плодами чужого труда.
Паразитизм, корыстолюбие, духовное убожество свойственны не только помещикам, но и другим слоям так называемого «образованного» общества.
В среде городских чиновников, показанной Гоголем в «Мертвых душах», процветает угодничество перед высшим по чину, взяточничество, мелкие обывательские интересы, сплетни.
Правители города не обременяют себя заботами о городском благоустройстве, но очень ревностно занимаются своим обогащением.
Тот же полицмейстер – неисправимый взяточник, который чувствует себя в лавках местных купцов полным хозяином.
С иронией отзывается Гоголь и об уровне образованности городских чиновников, подчеркивая, что некоторые из них совсем ничего не читают. Под стать мужской части городского общества были и дамы, основным занятием которых были виртуозные сплетни да мечтания о чинах и богатстве.
Образы крестьян и положение народа описаны скупо. Но и то немногое, что показывает Гоголь, говорит о пагубном влиянии крепостного права, делающего крестьян темными и забитыми.
Так по кирпичикам складывается ужасающая картина жизни помещичьей России.
Поэма Гоголя стала разоблачением не отдельных пороков и недостатков, а всего общественного строя – лживого, основанного на угнетении и бесчестности; пронзительным обвинением всего существующего жизненного уклада России в середине XIX века.
Разбираем задание 2.2
Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих лирических произведениях?
Пример сочинения для задания 2.2
Творческое сознание Ф.И. Тютчева формировалось в атмосфере любомудрия – движения мысли и творчества, которое зародилось в Московском университете, где учился поэт. Будучи профессиональным дипломатом и прирожденным психологом, в своих произведениях Тютчев нередко обращается к философским темам бытия.
Многие стихи поэта посвящены размышлениям о непознаваемости мира, о жизни и смерти, о роли человека во Вселенной, о судьбе.
Так, в стихотворении «День и ночь» (1839 г.) поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи. День – это иллюзия, лишь оболочка для истинного мира, который открывается ночью. Ночь – это символ хаоса, первородной стихии, откуда всё пришло и куда всё уйдет. Ее невозможно понять до конца, как и человеческую душу, но именно поэтому ночь, так пугая, одновременно и манит нас.
Еще одна философская категория – судьба, рок – нашла отражение в лирике Тютчева. Так, тема судьбы-рока развивается в стихотворении «Море и утёс» (1848 г.
), где противопоставление фатума и человека носит метафорический характер. Разыгравшееся море – это бунтарская природа человека, но стихия разбивается о неприступный утес – символ судьбы.
И волна успокаивается, усмиряется, как человек, уставший бросать судьбе вызов.
Значительное место в лирике Тютчева занимают произведения, посвященные единству природы и человека. Поэт проводит между человеком и окружающим миром параллель, но говорит, что людям необходимо учиться у природы противостоять невзгодам жизни, принимать все изменения смиренно и с радостью.
Тютчев часто использует в своих произведениях прием олицетворения, делая с его помощью природу живой, одухотворенной. Именно это мы видим в произведении «Есть в осени первоначальной» (1857 г.). Настроение стихотворения немного грустное, но умиротворенное. После летних трудов в природе наступил покой.
Еще далеко до зимних бурь, поэтому есть время насладиться отдыхом. Всё в природе спокойно проживает свою жизнь, одно время года сменяет другое. Увядающая красота окружающего мира не печалит, а лишь дает надежду на будущее возрождение.
Именно поэтому, по мнению Тютчева, природа должна стать идеалом для человека.
Таким образом, в лирике Ф.И. Тютчева нашли отражение философские идеи непознаваемости мира, давления судьбы над человеком, неразрывной связи природы и человека.
Мария Ким. 9 класс (2016 г.)
Разбираем задание 2.3
Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Пример сочинения для задания 2.3
Роман «Евгений Онегин», действительно, произведение многогранное, энциклопедичное. Так, затронув все стороны русской жизни, особенно точно и ярко А.С. Пушкин создал картину жизни русского человека, принадлежавшего высшему сословию.
Евгений Онегин – молодой человек восемнадцати лет, но в столь юном возрасте он уже пресыщен жизнью, устал от развлечений, которыми заполнен весь его день. Он родился и вырос в Петербурге, роскошная жизнь привела к тому, что Евгений с детства не привык ни в чем себе отказывать.
Вся его жизнь нацелена лишь на получение удовольствий: клубы и театры, званые обеды и ужины, балы, одежда по последней моде. Образование герой получил поверхностное, так как учил его гувернер-француз, сам не отличавшийся большими познаниями в науках. Но даже этого достаточно в обществе, где вращается Онегин.
Он читает Адама Смита, разбирается в политэкономии, но, к сожалению, нигде не может использовать свои знания:
- Отец понять его не мог,И земли отдавал в залог.
- Его не увлекает литература:
- Не мог он ямба от хорея,Как мы не бились, отличить.
- Искусство также не интересует: звезда балета того времени, знаменитая Евдокия Истомина, вызывает у Онегина зевоту.
Но, по мнению, автора, главный герой не виноват в том, что он так избалован. Онегин, перефразируя название романа М.Ю. Лермонтова, – «герой своего времени». Именно эпоха, по мнению Пушкина, сформировала Евгения.
Обратимся к истории и вспомним, что это было время после декабристского восстания, когда в стране, управляемой Николаем I, был введен ряд жестких мер, имевших целью пресечение любого вольнодумия. Именно николаевская эпоха вошла в историю как эпоха циркуляров, предписаний, строгой дисциплины и военной муштры.
Белинский пишет, что Онегин – добрый малый, каких немало среди людей, но одновременно он сильно отличается от окружающих своим умом и незаурядностью.
Как человеку незаурядному, мыслящему, ему трудно было где-либо приложить свои таланты, и, не поставленный в условия, когда необходимо работать, чтобы прокормить себя, он все свои силы направляет на получение жизненных удовольствий. Таким образом, Онегин, человек эгоистичный сам по себе, попав под влияние эпохи, становится заложником сложившейся социально-экономической ситуации, то есть «эгоистом поневоле».
Так, мы видим, что Евгений с целью как-то занять себя, избавиться от скуки пытается писать, читает произведения различных авторов, но… Не приученный к постоянному труду, бросает все дела, едва приступив к ним.
Казалось бы, герою представился прекрасный случай изменить свою жизнь – отъезд в деревню, но и там, начав прогрессивные изменения и заменив барщину оброком, за что крестьянин-раб «судьбу благословил», Онегин вскоре охладевает ко всему.
«Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется…» – так говорит о нем Белинский.
Разочаровавшись в жизни так рано, Онегин и другим людям приносит лишь несчастья и боль: из-за его малодушия и неспособности противостоять мнению света погибает Ленский. Татьяна Ларина, продолжая испытывать чувства к Евгению, выходит замуж за нелюбимого человека.
Но, вчитавшись внимательнее в пушкинские строки, умный читатель понимает: все, что он видит в начале романа, лишь внешняя сторона жизни героя, так как суета и пошлость общества не убили в нем чувства. Белинский, характеризуя Онегина, кроме определения «эгоист поневоле», дал ему и еще одно – «страдающий» эгоист.
И действительно, он тяжело переживает смерть Ленского, погибшего по его вине. Он сумел по достоинству оценить печальную и молчаливую Татьяну, разглядеть ее богатый внутренний мир, ее самобытность, искренность.
Хотя и достаточно жестко, но герой честно признается девушке, что не создан для брака и не хочет обманывать ее, так как не сможет сделать счастливой. Несколько лет спустя, вернувшись в Петербург и вновь повстречав Татьяну, Онегин влюбляется в нее.
Мы видим, каким искренним чувством горит его письмо-признание, как он страдает от отказа. Но и здесь герой во многом ведет себя эгоистично: его в первую очередь заботят собственные эмоции, а не то, как Татьяна, замужняя женщина, переживает сложившуюся ситуацию.
Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что Белинский, называя Онегина «эгоистом поневоле», имел в виду то, что он, безусловное порождение своего времени, будучи умным и незаурядным человеком, так и не смог найти свое жизненное призвание, ничего не совершил для мира. А «страдающим эгоистом» его делает неспособность отказаться от условностей общества, которое он презирает, и любовь, отвергнутая вначале и так мучившая героя в конце романа.
Разбираем задание 2.4
Изображение войны в лирике русских поэтов второй половины ХХ века. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося).
Пример сочинения для задания 2.4
Великая Отечественная война – событие, навсегда разделившее историю нашей страны на две части: до и после. Тема войны нашла отражение во всех видах творчества: и в кино, и в живописи, и в музыке, и, конечно же, в литературе. Особенно ярко «звучит» война в лирике советских поэтов.
В своем сочинении рассмотрим, как события Отечественной войны отобразились в произведениях Булата Окуджавы, для которого война стала одной из главных тем. Это и неудивительно, так как после девятого класса он добровольцем ушел на фронт. В понимании поэта война – это не только боль физическая, в первую очередь это боль от переживаний, разлук, потерь.
Вся «военная» поэзия Окуджавы проникнута гуманистическим пафосом – оставаться человеком даже в самые тяжелые времена.
«Вы наплюйте на сплетников, девочки,/ Мы сведем с ними счеты потом…» – так говорил он.Поэт навсегда останется в нашей памяти как автор стихов о «неофициальной войне». В лирике Окуджавы почти нет громких патриотических призывов, наоборот, в ней говорится о трудностях, о неудобствах военного быта:
Звенят комары.Звенят, звенят:Возле меня. Летят, летят –Крови моей хотят.
(«Первый день на передовой»).
А еще о вполне понятном страхе смерти… и о том, как бывает стыдно после такого страха:
Мне немного лет…гибнуть толку нет…я ночных дозоров не выстоял…я еще ни разу не выстрелил…И в сопревшую листву зарываюсьи просыпаюсь…Я, к стволу осины прислонившись, сижу,я в глаза товарищам гляжу-гляжу:а что, если кто-нибудь в том сне побывал?А что, если видели, как я воевал?
(«Первый день на передовой»).
В стихотворении «До свидания, мальчики» Окуджава находит очень точные образы, чтобы показать жизнь простых людей, их страдания, любовь, которая из-за тягот войны должна была прерваться. Так, образ белых платьиц, раздаренных младшим сестренкам, как нельзя лучше передает боль осознания, что счастье так и не состоялось:
Ах, война, что ж ты подлая сделала!Вместо свадеб – разлуки и дым.Наши девочки платьица белыеРаздарили сестренкам своим.
(«До свидания, мальчики»)
Не обходит стороной поэт и нелицеприятные стороны разлук. Так, в стихотворении «Песенка о солдатских сапогах» говорится об измене:
А где же наши женщины, дружок Они встречают нас и вводят в дом,Но в доме пахнет воровством.
(«Песенка о солдатских сапогах»)
Таким образом, мы видим, что Окуджава затрагивает все человеческие переживания.
Конечно, поэт показывает и трагические стороны войны. Смерть, неотъемлемый атрибут войны, в его стихах представлена зримо и ясно. Но даже когда звучат у поэта призывы быть стойкими и умереть, если надо, то и они лиричны, оттенены нежностью и надеждой на возвращение:
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими!Не жалейте ни пуль, ни гранатИ себя не щадите, и все-такиПостарайтесь вернуться назад.
- («До свидания, мальчики»)
- Но бывает и так, что надежды нет… Тогда поэт показывает, как смерти противостоит мужество простых солдат, описывая состояние которых, поэт находит такие точные образы и определения, что ты понимаешь: смерти нет, пока есть такие люди на земле:
- Здесь птицы не поют,Деревья не растут,И только мы к плечу плечоВрастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,Над нашей Родиною дым,И значит, нам нужна одна победа,Одна на всех – мы за ценой не постоим.Одна на всех – мы за ценой не постоим.
(«Нам нужна одна победа»)
В заключение хочется сказать, что Окуджава, увидевший войну, будучи еще совсем юным, до конца жизни переосмысливал сущность этой трагедии. Война для поэта – это причина «расчеловечивания» людей, поэтому, описывая в своих стихах ее быт, трудности, показывая изнанку войну, он призывал лишь к одному – оставаться человеком в самых бесчеловечных условиях.
Мария Ким. 9-й класс (2016 г.)
Вернуться к части 1
Источник: https://www.examen.ru/add/gia/gia-po-literature/otvetyi-na-chast-dva-oge-po-literature/