Батарея Тушина
Отряд Багратиона принимал участие в сражении вблизи деревни под названием Шенграбен, выступая против армии Мюрата.
Непосредственной целью этой битвы выступило обеспечение оперативного отступления русской армии, на которую наступали французские силы, значительно превосходящие по численности.
Действие происходило осенним утром 1805 года, Багратионом создана линия огня, посреди которой располагались пушки.
Командование артиллеристами осуществлялось капитаном Тушиным. Несколькими днями ранее он получил порицание от генерала за сушку обуви в непристойном питейном заведении.
После отданного приказа относительно отступления несколько раз Жерков отсылался к месту непосредственного расположения. Однако адъютанту не удалось достичь поставленной цели из-за страха смерти.
Далее в самом разгаре битвы все забыли про орудие с солдатами.
Тушин утратил связь со своим командованием, поэтому самостоятельно взялся вести бой, выбрав цель. В ходе массового отступления артиллеристы не оставили свои пушки, направив их на деревню Шенграбен. Этот ход привел в растерянность французов с расстроенными рядами. На некоторое время пришлось прибегнуть к отступлению, чтобы выиграть время и продумать сложившуюся ситуацию.
Состав русских солдат представлялся 4 орудиями, но вскоре одно из них разрушил снаряд противника. Однако оставшимися пушками артиллерия смогла сдержать наступление многочисленных французов.
Внешность капитана
- Портрет Тушина можно было узнать по курительной трубке и невысокому росту.
- Писатель прозвал силуэт героя комичной фигуркой с нелепой походкой, в которой не прослеживалось ничего военного.
- Но он любит капитана, находит его даже привлекательным, несмотря на характерную:
- неловкость;
- сутулость;
- крючковатость.
Отважный вояка худощав и с небольшими руками, в глазах же всегда просматривалась доброта. В голосе присутствовала угадываемая молодцеватость, но среди залпов орудий звучал достаточно слабо. Болконский также благосклонно относился к капитану, сравнивая его с философом.
Характеристика сражения
После отступления отряда, который прикрывал батарею, французы в неравном бою дважды атаковали, ошибочно полагая, что ведут бой с главной армией Багратиона. В ярком содержании произведения артиллеристы показали дерзкую и смелую защиту, картечный огонь заставил неприятеля отступать. Противник даже не подозревал, что такой бой ведется одиночными пушками.
Деревня загорелась и исчезла в клубах дыма, началась суета, кто-то пытался бороться с огнем. В сторону Тушина враг направил 10 орудий, намереваясь прорвать противостояние. Солдаты не успели порадоваться пожару в деревне, как в непосредственной близости начали разрываться снаряды. Ранение получил ящичный вожатый, убиты две лошади.
Капитан удивился тому, как его солдаты вошли в настоящий кураж, ощутив опасность поблизости. Все их действия оказались:
- организованными;
- дружными;
- слаженными.
Около двух десятков человек возле пушек погибли, но энтузиазм и храбрость вояк не иссякала, что сыграло большую роль в ходе боя. При опасном приближении французов Тушин командовал заряжать снаряды, что артиллерию даже радовало и бодрило.
Капитан постоянно просил денщика поджечь курительную трубку, подбадривал солдат, называя их ребятами и всякий раз помогая передвигать колеса, вывинчивать винты, находясь под огнем врага. Он всякий раз перебегал от одного орудия к другому, наводя прицелы на французов, давал приказы относительно раненых и убитых.
Крупные и габаритные по телосложению солдаты выглядели комично, подчиняясь низкорослому командиру, невинно заглядывали ему в глаза и безропотно выполняли все команды. Все это просматривалось в их взглядах.
Тушин ни на минуту не показывал страх от шедшего сражения, гоня прочь мысли о ранении или даже гибели, каков он был смел и отважен.
Залпы противника участились, все происходящее перед глазами солдат мелькало картинками и казалось уже не реальностью, а вымыслом.
Описание отступления
Тушин из «Войны и мира» растерянно всматривался в старшего офицера, который надрывающимся голосом давал приказы к отступлению уже не в первый раз. Главный герой не мог понять своей вины, солдаты же начали смеяться над всем происходящим. Спустя некоторое время прибыл Болконский с той целью, чтобы помочь батарее Тушина собраться к отступлению.
Капитан с Андреем оперативно подготовили 2 уцелевшие пушки к передвижению, и вся батарея активно выдвинулась в гору. Тушин душевно прощался с Болконским, выразив благодарность за предоставленную помощь теплыми словами.
Уже в пути был подобран раненый корнет Николай Ростов, он получил контузию и не мог самостоятельно передвигаться. Уже вечером Багратион выразил неудовольствие по поводу оставленных на месте боя разбитых пушек.
На все это капитан благоразумно промолчал, не высказавшись, что для перемещения такого груза просто не хватило солдат, также не было надлежащего прикрытия.
Он не стал под гнев командования подставлять других людей, какой же солдат так поступит.
Тушин вспоминается Львом Толстым в кратком фрагменте как любимый герой после громкого Фридланского боя, Шенграбенского сражения. Капитан получил ранение, после чего последовала ампутация части руки. Это его не сломило, и судя по анализу произведения, в глазах читателя он по-прежнему предстает улыбающимся и с курительной трубкой во рту.
Источник: https://nauka.club/literatura/kharakteristika-tushina.html
Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
Л.Н. Толстой в своем романе «Война и мир» описывает настоящих героев военного времени и одним из них является капитан Тушин. Он далеко не главный герой произведения, а вероятнее маленький человек, сила и отвага которого проявляется в бою.
Это простой, душевный, благородный человек, который замечательно относится к солдатам, но своих начальников боится и до сих пор не научился отдавать честь.
По внешнему виду не скажешь, что он военный человек, его внешность невзрачна, да и говорить красноречиво не способен. Ему присущи такие черты характера, как рассеянность и неорганизованность.
Тушин, как и остальные, боится смерти и не пытается этого скрывать. Хочет прожить жизнь с пользой и, в первую очередь, для своей страны.
Он никогда не ставил себя выше солдат, считая их равными себе, поэтому в его батарее царил дух доброты, доверия и взаимопомощи.
Тушин совсем не похож на героя, но в важных, ответственных моментах он храбро вступает в бой и ведет за собой солдат, они же, на его примере, проявляют мужество и готовы отдать жизнь за Родину. Без страха бросается на врага и сражается до конца. Мог раздавать команды, покуривая трубку.
Капитан никогда не думает о себе, о славе. Вся его деятельность направлена на благо народа. В бою он не думает о том, что может умереть, а видит себя в образе богатыря и смело ведет солдат к победе.
Его батарея лишается орудия и основной массы людей, но Тушин не теряет надежду. Солдаты не бегут с поля боя, а с отвагой продолжают сражаться. Они выполняют свой долг с небывалой веселостью, которая исходила от начальника.
Враги не могли поверить, что четыре пушки и несколько солдат, возглавляет которых невзрачный капитан, способны сжечь Шенграбен. Они одержали верх над противником.
Тушин не жаждал славы, поэтому не торопился докладывать о победе. Он просто исполнял свой долг. Чувство патриотизма настолько переполняло его, что он готов отдать свою жизнь за Родину.
Подвиг капитана оставался незамеченным, до тех пор, пока князь Андрей не встал на его защиту и рассказал всем о героизме ребят и спас Тушина от наказания за брошенные пушки на поле боя.
Если бы не этот подвиг, возможно, победа над французами не состоялась бы.
В нашей жизни настоящие герои остаются в стороне, а их славу забирают себе полководцы. Тушин настоящий русский герой. Благодаря таким смелым и самоотверженным людям, Россия одержала многочисленные победы над врагами.
Сочинение 2
Великое творение Льва Николаевича погружает читателя в тяжелейшие годы войны. В военных сражениях участвовали бойцы с разными характерами. Когда речь заходит о героях, люди представляют себе смелых воинов, которые не испытывают страха и робости. Образ Тушина опровергает эту теорию.
Главный герой очень отличается от других военнослужащих. Он робкий, неуклюжий мужчина низкого роста. О его возрасте ничего не упоминается, но выглядит он молодо. Однако, по годам он значительно старше. Герой имеет звания капитана, управляет артиллерией.
При знакомстве с героем у зрителя складывается впечатление, что перед ним слабый и робкий человек. Однако, позже автор показывает Тушина совсем с другой стороны. В начале произведения герой отличается добродушием, отзывчивостью и жалостливостью. Однажды в батарею пришёл солдат и стал требовать воды. Капитан приказал подчинённым немедленно принести питьё.
Капитан очень спокойный и уравновешенный человек. Для многих людей он кажется простым и бесполезным, но на самом деле в нём скрывается сильная личность, настоящий герой.
Тушин предан своему отечеству, когда дело коснулось его зоны ответственности, он показал себя с наилучшей стороны. Примечательно, что начальство отрицательно отреагировало на подвиг. Оно заметило только то, что пушки остались на поле боя.
Никто из вышестоящих не обратил внимание на победу в сражении, на спасённые жизни. Командование восприняло это как само собой разумеющееся.
Герой никогда не хвалился своими подвигами, его образ всегда оставался в тени. Однако, когда дело касалось его самого, герой демонстрировал лучшие качества. На поле боя он становился совершенно другим. Тушин был истинным патриотом и героем. Его подвиг оценил Андрей Болконский и заступился за товарища перед начальством. Если бы князь этого не сделал, то Тушина только пожурили и всё.
Тушин проявил свой героизм в Шенграбенском сражении. Русская батарея под командованием Тушина оказалась под серьёзным натиском французов. Капитан не ждёт распоряжений начальства, а самостоятельно принимает серьёзное решение.
Герой поджигает деревню, тем самым задерживая французов. Благодаря такому виражу, капитан спас многие жизни. Тушин бьётся до последнего. Сражение было настолько сильным, что про батарею героя совсем забыли.
Только в финале битвы командование вспоминает о батарее и даёт приказ об отступлении.
`
Популярные сочинения
Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/tolstoj/kapitan-tushin-v-proizvedenii-vojna-i-mir
Характеристика Капитана Тушина (Война и мир)
Лев Толстой преклонялся перед героизмом простого солдата, воспевал профессиональные воинские качества. Природу подвига можно изучить и описать только на примере конкретных людей, которые были прототипами героев, созданных писателем.
Образ и характеристика Тушина в романе «Война и мир» формировалась автором на основе биографических данных артиллериста Якова Судакова, награжденного орденом Святого Владимира.
Подвиг батареи Тушина
Под деревней Шенгребен состоялось сражение отряда Багратиона с регулярной армией Мюрата. Цель битвы – обеспечить отступление русской армии, по пятам которой двигались преобладающие численностью французские силы. Стояло прохладное осеннее утро 1805 года, Багратион выстроил линию огня, в центре поставил пушки.
Артиллеристами командовал капитан Тушин, который накануне получил от генерала устное порицание за то, что сушил обувь в питейном заведении. Когда генерал отдал приказание об отступлении, в место расположения батареи два раза посылали Жеркова. Страх гибели овладел душой и телом адъютанта, он не достиг цели, а потом о солдатах и орудиях забыли в пекле битвы.
Тушин, оказавшись без связи с командованием, сам выбирал цель и вел бой. Когда началось массовое отступление, артиллеристам даже в голову не пришла мысль бросить пушки. Огонь был направлен на деревню Шангребен. Французы всполошились, их ряды были расстроены, пришлось временно отступить назад, чтобы обдумать ситуацию.
Русская артиллерия состояла из четырех орудий, одно из которых скоро разрушил снаряд противника. Тремя пушками доблестные русские солдаты сдерживали натиск многочисленных сил врага. О них вспомнили только тогда, когда невольно образовалась скорбная тишина поражения, которую нарушали их одинокие орудийные залпы.
Внешность героического капитана
Тушин был маленького роста, всегда держал во рту трубку. Его силуэт Толстой называет фигуркой, отмечая, что в ней нет ничего военного, а, наоборот, нечто комическое, особенное угадывается в теле и походке. Писатель любит героя, называет его чрезвычайно привлекательным, не смотря на сутулость и неловкость.
Штабс-капитан имел маленькие руки, был худым, глаза выглядели умными и добрыми. Голос артиллериста отличался нарочитой молодцеватостью, иногда звучал тонко и слабо среди взрывов снарядов. Этот человек нравился князю Болконскому, он видел в нем философа.
Описание боя
Отряд, прикрывавший батарею, давно отступил. Французы два раза шли в атаку, думая, что имеют дело с главными силами Багратиона. Дерзко защищались артиллеристы. Неприятель отступал под натиском картечного огня, не предполагая, что перед ними одинокие четыре пушки.
Шенгребен горел, дым клубами подымался над деревней, рядом образовалась суета, кому-то пришлось тушить огонь. Против батареи Тушина враг выставил десять орудий, пытаясь наказать поджигателей, сдерживающих наступление. Пока артиллеристы, как дети, радовались пожару, французские снаряды разорвались рядом. Погибло две лошади, ящичного вожатого ранило.
Тушин наблюдал, как его бойцы, почувствовав близкую опасность, вошли в кураж, действовали дружно и организовано. Капитан насчитал уже семнадцать человек из прислуги орудий убитыми, но боевой дух оставшихся в живых не иссякал. Когда французы подходили близко, Тушин приказывал заряжать пушки картечью, всем становилось весело.
Капитан часто требовал к себе денщика, чтобы тот поджег трубку, называл солдат ребятами, в свободную минуту помогал вывинчивать винт или двигать колесо, вздрагивал от разрыва снарядов. Его бурная деятельность заключалась в том, чтобы бегать от пушки к пушке, помогать прицелиться, распоряжаться про убитых и раненых, менять лошадей.
Большие солдаты верили в своего маленького командира, по-детски внимательно смотрели ему в глаза. На их лицах отображалось то, что они там прочитали. А Тушину в день сражения не ведом был страх.
Мыслям о ранении или гибели не было времени, чтобы морочить светлую голову. Становилось жарко, с каждым залпом веселее.
Солдаты вошли в то состояние, когда происходящие вокруг события мелькают, как в бреду.
Отступление
Тушин, растерянно хлопал глазами, смотрел в лицо орущего старшего офицера, в третий раз приказывающего отступать. Капитан не понимал, в чем он провинился. Солдаты смеялись. Появился князь Болконский, наконец, присланный Багратионом, чтобы помочь батарее собраться.
Молча, со знанием дела, аккуратно и быстро, Андрей с капитаном надели две уцелевшие пушки на передки. Батарея двинулась в гору. Когда артиллерист прощался с Болконским, слезы стояли в его глазах. «Прощайте, голубчик!» Так тепло выразил свою благодарность Тушин.
По дороге подобрали раненого корнета, который с контузией не мог идти, это был Николай Ростов. Вечером Багратион вызвал Тушина к себе, негодовал, что оставили разбитые орудия. Капитан умолчал, что у батареи не было людей, потому что на месте не оказалось прикрытия. Опытный боец боялся подставить под гнев командования кого-то другого.
Лев Толстой в последний раз вспоминает любимого героя после Фридланского сражения. Тушин был ранен, ему ампутировали часть руки, но капитан продолжал держать во рту трубку и весело улыбался.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1402-harakteristika-tushina-voyna-i-mir.html
Сочинение: Тушин в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) | Литрекон
(348 слов) В истории всегда остаются имена полководцев, правителей, общественных деятелей. Их роль в социально-политических процессах часто называют решающей. По-иному смотрит на личность в истории Л.Н.
Толстой. В своём романе «Война и мир» он показывает важность «общей жизни нации» в истории, а также изображает смелых, честных, скромных представителей простого народа, подвиги которых остаются неизвестными.
Один из таких герое — капитан Тушин. Толстой изображает его как маленького, неловкого в движениях военного человека с «большими, умными и добрыми глазами».
Скромный по натуре, Тушин теряется перед начальством, поэтому ему приходится выслушивать насмешки сослуживцев и выговор от штаб-офицера за отсутствие сапог. Однако этот неуклюжий и комичный герой совершенно меняется на поле боя.
Тушин самоотверженно бросается в бой впереди Багратиона, уверенно отдаёт команды. Находясь в гуще сражения, батарея Тушина представляет наибольшую опасность для французов, которые полагали, что именно там сосредоточены основные силы русских.
Но неприятель и вообразить не мог, что стрельба ведётся четырьмя никем не защищёнными пушками. Отбиваясь от значительной части французских сил, на поле боя Тушин чувствует себя уверенно:
«…требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку… выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».
Герой чувствует себя по-житейски уютно на своей батарее, ласково называя старинную пушку «Матвевной». Вражеское войско он представлял муравьями, а себя «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».
Таким видит его князь Андрей в пылу сражения, будучи уверенным в том, что Тушина вознаградят по заслугам. Но на собрании генералов над капитаном батареи посмеиваются и отчитывают за оставленное орудие.
Тушин смотрел на Багратиона, «как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору», и никак не мог оправдаться. Тогда за него вступился князь Андрей, заявивший, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи, и геройской стойкости капитана Тушина».
Капитан был смущён и благодарен Болконскому. Князю Андрею же «было грустно и тяжело» видеть такую несправедливость.
С помощью этого эпизода Толстой показывает настоящий, не показной патриотизм Тушина. Этот герой вобрал народную простоту и мудрость, былинные мотивы и русскую реальность. Это собирательный образ народа, который играет важнейшую, по мысли писателя, роль в исторических событиях, но о котором так часто забывают.
Ксения Яблокова
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/tushin-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj/
Воссоздавая на страницах “Войны и мира” грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга, способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей.
Читать этот роман — как листать семейный альбом или гулять по галерее, на стенах которой развешаны портреты десятков и сотен людей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра — рассказ о капитане Тушине.
Портрет Тушина совсем не героический: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”, за что, собственно, он и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает нам Тушина глазами князя Андрея, который “еще раз взглянул на фигурку артиллериста.
В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами “забытая батарея”.
В начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: “Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой”. Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой, которую со всех сторон окружают, подчеркивает автор, огромные широкоплечие богатыри.
Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь, и, “выглядывая из-под маленькой ручки”, командует: “Еще две линии прибавь, как раз будет”. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами.
Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического. Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, “к которому он имел большое уважение”, заслуживают решительного “хорошо!” князя Багратиона.
Трудно помыслить награду выше этой. И вот уже французы думают, что здесь, в центре, сосредоточены основные силы союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться, что четыре пушечки без прикрытия и маленький капитан с трубочкой-носогрейкой сожгут Шенграбен.
“Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку… выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты”. Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность.
Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мир мифических представлений, установившийся в сознании Тушина. Неприятельские пушки — это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: “Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди”.
Видимо, и сам Тушин представляется себе таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики. Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане.
Вступаясь за него, Болконский на военном совете убеждает князя Багратиона, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”, чем заслуживает смущенную благодарность самого капитана: “Вот спасибо, выручил, голубчик”. В эпилоге романа Толстой обмолвился: “Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей”. Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонажам историческим и государственным. Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и задушевная простота мудрости. Несомненно, это один из самых ярких героев книги.
Капитан Тушин и его роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Подлинным героем романа “Война и мир” является русский народ. Защищая родную землю от наполеоновского нашествия, русские проявили исключительный героизм, мужество, стойкость и выдержку. Л. Н. Толстой глубоко верил в это и считал, что основная сила — это народная сила, источником которой был народный патриотизм. Народ в романе появляется всегда, когда речь идет о судьбе всей армии.
Толстой описал все этапы войны, начиная с того момента, когда народ начинает собирать силы, до той минуты, когда “дубина народной войны” обрушилась на голову врага. В каждом витке войны автор показывает новый этап развития народного сознания. Толстой показал, как зарождается чувство оскорбления, как зреет месть, как к концу войны ненависть сменяется на презрение и жалость.
Рассказать правду о войне очень сложно. Новаторство автора связано не только с тем, что он изобразил человека на войне, а главное, что он открыл героику войны, представив ее как будничное дело и одновременно испытание душевных качеств, сил человека.
И законно то, что носителями настоящего, подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей. Тушин — это простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. Его трудно отличить от солдат.
Тушин живет с солдатами одной жизнью, ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Во время сражений он не знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела.
На своей батарее Тушин преобразился до неузнаваемости: несмотря на свое худощавое телосложение, он напоминал богатыря. Капитан был поглощен боем, видел только свои орудия и неприятеля, составлял единое целое со всей батареей: пушками, людьми, лошадьми. Тушин называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится даже, что это он бросает ядра в неприятеля.
В этот момент все его счастье и горе, любовь и ненависть, радость и печаль неразрывно связаны с битвой, орудиями, дымом, товарищами и неприятелем.
Иногда даже создается впечатление, что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится на своей позиции под натиском неприятеля и без всякого прикрытия только благодаря железной воле и непоколебимой самоотверженности своего капитана.
Дух батареи, который воплощен в Тушине, заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не сознают своего собственного героизма. Именно эта изнуренная и чуть живая от постоянных атак врага батарея сыграла одну из ключевых ролей в сражении.
И что же получил капитан Тушин взамен погибших товарищей и разбитых орудий? Увы, лишь недовольство начальства стало наградой героям. Когда Тушин входит в штаб, мы по его неловкости и пренебрежению высоких чинов понимаем, что он здесь чужой, что группа генералов и адъютантов существует отдельно от того, что было на поле боя.
Подвиг его батареи не замечен; к награде будут представлены люди, чье геройство подтверждено адъютантами и офицерами, не бывшими в тот день под пулями. Но капитан не пытается оправдаться — иначе будет наказан командир его прикрытия. И только Андрей Болконский, выводивший орудия вместе с Тушиным, спасает воинскую честь батареи. Этот случай поразил князя Андрея.
Происходящее в армии было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся. Князь Андрей увидел карьеризм, измену союзников, мелочность, трусость, ложь — словом, все то, от чего он бежал на войну. И, конечно, особое значение в этом прозрении, соприкосновении с реальной жизнью имеет встреча с капитаном Тушиным.
Этот маленький и скромный офицер, поджегший Шенграбен, но вовсе не думающий, что он герой, а наоборот, боящийся начальства, произвел на князя огромное впечатление. От этого невзрачного капитана Андрей получает подлинный урок героизма. Болконский понял, что героический вид часто бывает обманчив. Его представление о жизненных ценностях, об истинном начинает изменяться. Мы запоминаем имена великих полководцев, а вот имя капитана, поджегшего Шенграбен, вряд ли кто вспомнит. Сколько тушиных, тимохиных лежит на полях битвы. Сотни, тысячи неизвестных героев покоятся на этих полях. История не называет их имена. Не во имя крестов, чинов, славы сражались и умирали русские солдаты, в минуты подвига меньше всего думали они о славе. В своем романе-эпопее Толстой доказал, что народ совершил подвиг, что народ — герой.
Характеристика образа капитана Тушина
ушин — штабс-капитан, герой Шенграбенского сражения, «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер с большими, умными и добрыми глазами. В этом человеке было что-то «невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Т. робеет при встречах с начальством, и всегда находится какая-то его вина.
Накануне сражения он говорит о страхе перед смертью и неизвестностью того, что ожидает после нее.
В бою Т. совершенно изменяется, представляя себя героем фантастической картины, богатырем, швыряющим в неприятеля ядрами, а неприятельские пушки представляются ему такими же попыхивающими курительными трубочками, как его соб-ственная. Батарея Т.
забыта в ходе боя, оставлена без прикрытия. Во время боя у Т. нет чувства страха и мыслей о смерти и ранении. Ему становится все веселее и веселее, солдаты слушают его, как дети, он же делает все, что может, и благодаря своей смекалке поджигает деревню Шенграбен.
Из очередной неприятности (оставленные на поле боя пушки) героя выручает Андрей Болконский, объявляющий Багратиону о том, что именно этому человеку отряд во многом обязан своим успехом.
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6429-obraz-kapitana-tushina-v-romane-vojna-i-mir
Образ Тушина в романе Толстого «Война и мир»
Создавая на страницах романа «Война и мир» потрясающие картины недавнего прошлого, Толстой хотел показать на какие подвиги для спасения родины готовы тысячи совершенно разных, а, иногда, и незнакомых людей.
Читая этот роман, понимаешь, насколько его герои одухотворённые и возвышенные люди. Лица простые и прекрасные, величавые и не совсем. Автор показывает портреты бытовые и парадные.
В романе есть удивительная и мастерски написанная миниатюра — о капитане Тушине.
Портрет капитана Тушина отнюдь не героический: «Худой, маленький и грязный офицер артиллеристских войск в одних чулках и без сапог», за что, практически, он и получает постоянно нагоняй от начальства.
Толстой показывает нам образ Тушина, так как его видит князь Андрей. В нём есть что-то особенное, абсолютно невоенное, несколько забавное, но очень привлекательное».
2-ой раз в романе капитан представлен читателям во время Шенграбенской схватки. Этот эпизод был назван литературоведами как «забытая батарея».
Князь Андрей в начале сражения характеризует капитана так: «Маленький Тушин, с трубочкой закушенной набок». Лицо его умное и доброе, но чуть- чуть бледное. Далее уже сам Толстой откровенно любуется сногсшибательной фигурой Тушина, которую окружают со всех сторон, как подчеркивает автор, широкоплечие и огромные богатыри.
Даже сам Багратион когда объезжает позиции своих войск, находится рядом.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Тушин, не видя генерала, вырывается вперед своей батареи, там где опаснее всего, и, «выглядывая из-под маленькой ручки», подаёт команды. Тушин перед своим начальством и старшими офицерами робеет. Его поведение и повадки напоминают сельских священников или земских медиков. В нем так много печального и так мало героического и громкого.
Но тактические решения, которые принимает Тушин с фельдфебелем Захарченко на военном совете заслуживают большого уважения князя Багратиона.
Французы ошибочно полагают, что именно здесь, в центре, сконцентрированы главные силы армии союзников. Они не могли себе представить, что абсолютно без всякого прикрытия четыре пушки, которыми командует маленький капитан Тушин, уничтожат Шенграбен.
Толстой обрисовывает реальную, героическую, народную и богатырскую действительность. Непосредственно отсюда это карнавальное отношение к смерти и врагам, а так же этот весёлый былинный жест. Толстой рисует с наслаждением особый мир сказочных представлений, которые установились в сознании Тушина. Пушки неприятеля Тушин видит, как трубки, которые курит большой невидимый курильщик.
По замыслу автора лишь князь Андрей способен увидеть и понять, то сильное и героическое, что присуще капитану. Болконский вступается за него на военном совете. Он убеждает Багратиона признать, что победой в этом сражении обязаны героическим действиям Тушина. Несомненно, образ Тушина является одним из самых ярких в этом романе.
Источник: https://sochinyalka.ru/2015/03/obraz-tushina-v-romane-tolstogo-voina-i-mir.html
Характеристика Капитана Тушина в романе Толстого «Война и мир»
Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей.
Читать этот роман — как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень.
Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра — новелла о капитане Тушине.
Портрет Тушина совсем негероический: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».
Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами «Забытая батарея».
При начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: «Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой». Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой.
Фигурку эту со всех сторон окружают, автор подчеркивает, огромные, широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь и, «выглядывая из-под маленькой ручки», командует.
«- Еще две линии прибавь, как раз будет, — закричал он тоненьким голоском».
Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального и так мало громкого и героического.
Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, «к которому он имел большое уважение», заслуживают решительного «Хорошо!» князя Багратиона. Труднее помыслить награду выше этой.
И вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной. армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен.
«Маленький человек, со слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку… выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».
Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина.
Неприятельские пушки — это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди».
Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе — таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.
Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выручил, голубчик».
В эпилоге романа Толстой меланхолически обмолвился: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей». Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонам историческим и государственным.
Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и душевная простота мудрости.
Несомненно, это один из самых ярких героев книги.
Характеристика Капитана Тушина в романе Толстого «Война и мир»
- Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Жанр романа Л. Н. Толстого «Война и…
- Человек в романе-эпопее Толстого «Война и мир» Еще в начале творческого пути в неоконченной рукописи «Кавказского романа» (переросшего в «Казаков») Толстой сделал помету: «Ужасно трудно описать характер…
- «Настоящая жизнь» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л. Н «Настоящая жизнь» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Настоящая жизнь»… Что же это такое, какую жизнь можно назвать…
- Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л. Н Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Неправда, что у человека нет души. Она есть, и…
- Наполеон в романе Льва Толстого «Война и Мир» Образ Наполеона возникает на страницах романа в разговорах и спорах о нем в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство из ее…
- Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль пейзажа Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение…
- Размышления Л. Толстого о роли личности в истории в романе «Война и мир» Сочинение по роману «Война и мир». Главная мысль Толстого о том, что историческое событие — это что-то такое, что складывается…
- Образ и характеристика Марьи Болконской в романе «Война и мир» Рядом с Наташей выступает другая героиня романа — Марья Болконская, внешне некрасивая девушка, но наделенная подлинной и глубокой духовностью. Несмотря…
- Народ и личность в романе Л. Толстого «Война и мир» Толстой в романе «Война и мир» открывает собственный взгляд на проблему личности, ее роль в истории и на саму историю….
- Изображение Отечественной войны 1812 в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Отечественная война 1812 года — справедливая национально-освободительная война. Чувство любви к родине, которое охватило все прослойки населения; простые русские люди,…
- История в романе-эпопее Толстого «Война и мир» Громадный массив действующих лиц «Войны и мира» ярок и разнообразен. Но сразу ощущается его деление на две большие группы. В…
- ТРИ ПОКОЛЕНИЯ БОЛКОНСКИХ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Четырехтомный роман-эпопея «Война и мир» был создан Толстым менее чем за шесть лет. Несмотря на то что такой грандиозный материал…
- Болконские, Ростовы и Курагины в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» — русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась…
- Непринятие войны в романе Толстого «Война и мир» Воспринимая войну как что-то не просто тяжелое и страшное, но и как действие противоестественное, спровоцированное наиболее низкими помыслами и желаниями,…
- Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы…
- «Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого «Война и мир») Народная стихия как величайшая историческая сила. В результате шестилетнего титанического труда Л. Толстой создал роман-эпопею «Война и мир». Работая над…
- «Мысль народная» в романе Льва Толстого «Война и мир» К идее написания величайшего произведения своей жизни — романа-эпопеи «Война и мир» Л. М. Толстой пришел не сразу, а от…
- Бородинская диспозиция в романе Толстого «Война и мир» Один из военных специалистов — современников Толстого, генерал М. Драгомиров, чрезвычайно высоко оценил военные сцены романа, в частности, за то,…
- Мысль «народная»; в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и…
- НАРОД В РОМАНЕ Л. Г. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Если довериться выражения, которое историю создают выдающиеся личности, то следует сказать, что все величественное в мире вершится именно ими. Это…
Источник: https://ege-russian.ru/xarakteristika-kapitana-tushina-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir/
Л.Толстой.Война и мир.Роль эпизода
Роль эпизода «Капитан Тушин в Шенграбенском сражении»
в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
«Война и мир» — роман эпопея, значит в его основу положены исторические события, важные для всего народа. Одним из этих исторических событий было Шенграбенское сражение, участником которого был простой русский человек, капитан Тушин.
Эпизод, в котором описывается его подвиг, имеет важное значение в романе. В нем находит отражение «мысль народная», кроме того, на этих страницах сходятся многие сюжетные линии героев.
Читатель впервые, узнав по-настоящему Тушина, начинает понимать, что такое истинное мужество.
Свое боевое крещение в Шенграбенском сражении проходят многие. Впервые выходит на поле боя князь Андрей, тщеславно мечтающий о своем «Тулоне», и юнкер Николай Ростов, и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от всех. Наоборот, с самого начала он в постоянном общении с кем-нибудь. Князь Андрей все время то слышит, то видит этого человека. Создается впечатление, что Тушиных много.
Вначале Толстой показывает Тушина до начала сражения. Автор делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде: он сидит в палатке маркитанта, сняв сапоги, в одних чулках, этот артиллерийский офицер, как звучит в авторской характеристике, «маленький, грязный и худой».
Накануне боя он рассуждает о смерти и единственный честно признается, что умереть страшно. Отличают его и большие, умные и добрые глаза. А князь Андрей заметил в его «фигурке», даже не фигуре, «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».
Но вот началось сражение: «земля как будто ахнула от страшного удара».
Поначалу капитан Тушин в бою выглядит негероически: этот «маленький человек, со слабыми неловкими движениями», «из-под маленькой ручки смотрел он на французов». Командовал он «тоненьким нерешительным голоском», а иногда и вовсе «пищал».
Тушину, как и Кутузову, жалко людей, он «морщился», «сердито кричал, когда видел раненых и убитых».
Незаметно Тушин из робкого капитана превращается в инициативного военного, который, поразмышляв, посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченком, решил, что «хорошо бы зажечь деревню», зажег, и именно это остановило французов.
- В нем пробуждается «детская радость» вытеснявшая «неприятное чувство страха», а «клочок земли, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом»,
- Он живет в своем «фантастическом мире», французские пушки представляются ему трубками, снаряды – мячиками, французы – муравьями; свою пушку он ласково называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».
- Тушин тотчас испуганно оглядывается, когда на него кричит штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать, Тушин не может без страха смотреть на начальника.
- Что же такое героизм и что такое мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной и робеющим перед начальством.
Тушин прошел осаду Севастополя и знал войну.
Он понимал, что на войне боятся все, но не все умеют победить в бою свой страх, даже Ростова, убежавшего при боевом крещении в кусты, нельзя назвать трусом, потому что он стыдится своего страха, хочет преодолеть его, ведь он был в том бою всего лишь «необстрелянным юнкером». Смел и бесстрашен Долохов, только он не герой, так как, отличившись, он тут же бежит доложить о своем «героизме», показывая рану и говоря: «Попомните, ваше превосходительство».
Научился скрывать свой страх и князь Андрей. Показывать его он считал ниже своего достоинства. Он чувствовал, как «нервическая дрожь пробежала по его спине», но он слишком горд, чтобы впасть в панику: «Я не могу бояться», — подумал он. Они оба, и Тушин, и князь Андрей, сумели победить свой страх. И Тушин, чувствуя это единство, растрогался до слез.
А оказавшись перед «грозным начальством», Тушин вновь оробел, он снова спотыкается при виде нахмуренного Багратиона, он теряет дар речи, он вызывает смех труса Жеркова.
А вот мужество князя Андрея одинаково и в бою , и в штабе, промолчать сейчас перед начальством – значит унизить свое человеческое достоинство, поэтому он справедливо скажет о Тушине: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героическому спокойствию капитана Тушина с его ротой».
Итак, данный эпизод подтверждает мысль Толстого о том, что только народ с присущим ему мужеством, чувством долга спасет Россию. «Скрытая теплота патриотизма» объединяет всех: Тушина и его солдат, надменного князя Андрея, позднее, в Бородинском сражении, это почувствует и Пьер Безухов.
Источник: https://infourok.ru/ltolstoyvoyna-i-mirrol-epizoda-298882.html
Две войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Гроза двенадцатого года
- Настала — кто тут нам помог:
- Остервенение народа,
- Барклай, зима иль русский Бог?
А. С. Пушкин
Одной из важнейших проблем, которые ставил в своем творчестве Л. Н. Толстой, было отношение к войне. Храбрый офицер, участник Крымской войны и обороны Севастополя, писатель много думал о роли войны в жизни человеческого общества.
Толстой не был пацифистом. Он различал войны справедливые и несправедливые, захватнические.
Мы убеждаемся в этом, когда размышляем о том, как показаны в «Войне и мире» две войны — кампания 1805—1807 годов и Отечественная война 1812 года.
Россия в 1805 году вступила в войну против наполеоновской Франции, так как царское правительство боялось распространения революционных идей и хотело помешать захватнической политике Наполеона.
Сам Толстой резко отрицательно относится к этой войне и такое свое отношение к бессмысленному уничтожению людей передает через переживания неопытного, наивного, искреннего Николая Ростова.
Вспомним утренний разговор Николая с немцем, хозяином дома, в котором Ростов живет, их дружелюбие, радость, вызванную прекрасным утром, и восклицание: «Да здравствует весь свет!»
К чему война, если русский и немец, военный и штатский, чувствуют одинаково, любят друг друга и весь мир?!
А вот во время перемирия переговариваются русский и французский солдаты. Они так весело смеются, что после этого нужно было бы бросить ружья и разойтись по домам, «но ружья остались заряжены… И так же, как прежде, остались друг против друга… снятые с передков пушки». В этих строках — горечь автора, который ненавидит войну.
Рассказ об этой бесславной, никому не нужной войне позволяет писателю, как в кино, дать ряд крупных планов; поделиться своими мыслями о поведении человека на войне, о подлинном и мнимом героизме на примере А. Болконского, Н. Ростова, Жеркова, капитана Тушина, Тимохина и других.
Мы узнаем о таланте и бесстрашии Кутузова — полководца и русского патриота, который, всеми способами удерживая армию от сражений, дает Шенграбенское, чтобы спасти солдат от гибели. Бессмысленность спланированного союзниками Аустерлицкого сражения приводит главнокомандующего в ярость.
Он даже осмеливается возразить царю, защищая своих солдат, но вызывает только высочайший гнев. Сражение было дано — и проиграно.
Толстой был уверен, что причины поражения — отсутствие единства в армии союзников, несогласованность действий, а главное то, что цели этой войны были непонятны и чужды солдатам.
Тема войны получает в «Войне и мире» принципиально новое решение при изображении событий 1812 года. Толстой убедительно доказывает необходимость справедливой, оборонительной войны, цели которой понятны и близки народу.
Мы наблюдаем, как рождается единство — общность народа, который понимает, что решается его судьба, судьба будущих поколений, а если проще, судьба детей и внуков. «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин) не позволяет бездействовать.
Люди разных классов, разных сословий объединяются для отпора врагу.
«Всем народом навалиться хотят!» — вот ключ к пониманию того, почему во время оставления Смоленска купец Ферапонтов сжигает свое добро; Ростовы, покидая Москву, отдают подводы раненым, лишаясь всего своего имущества; князь Андрей, забывая о своих несчастьях, уходит в действующую армию; Пьер отправляется на Бородинское поле, а затем остается в захваченной французами Москве, чтобы убить Наполеона.
Всенародное единство — вот что, по мнению Толстого, определило нравственную, а затем и военную победу России в 1812 году.
Изменились и принципы изображения войны Толстым. Если, рассказывая о военных событиях 1805—1807 годов, он раскрывает в основном психологию отдельного человека или групп людей, то при изображении Отечественной войны в центре внимания писателя народная масса, отдельный человек интересует его как частица этой массы. Материал с сайта //iEssay.ru
Перед нами развертываются широкие картины народной жизни на фронте и в тылу. Каждый из героев романа, пусть по-разному, вовлечен в эту жизнь, начинает чувствовать то, что чувствует народ, и относиться к происходящим событиям так, как к ним относится народ.
Для князя Андрея, например, очень важно, что так же, как он, думают о войне Тимохин и вся армия; ополченцы перед Бородинским сражением «белые рубахи надели», а Долохов приносит свои извинения Пьеру — это ведь тоже своеобразная «белая рубаха», очищение перед святым делом, а может, и перед смертью.
Бесстрашны и спокойны солдаты и офицеры батареи Раевского; величествен Кутузов, уверенный в том, что победа будет одержана, что Бородино станет началом гибели армии завоевателей.
Так все и случилось. «Дубина народной войны поднялась… и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Таким образом, изображая в «Войне и мире» военные события, Л. Н. Толстой подчеркивает резкое различие между характером войны с Наполеоном (1805—1807), цели которой были непонятны и чужды народу, и Отечественной войны 1812 года как народной войны, справедливой и необходимой для спасения России.
На этой странице материал по темам:
- отношение л н толстого к войне
- анализ оставления смоленска в романе война и мир
- толстой две войны
- справедливая и несправедливая война Толстой
- О ком эти строки по роману война и мир
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/sochineniya/vojna-i-mir/dve-vojny-v-romane-l.-n.-tolstogo-vojna-i-mir