Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) — знаменитый поэт, литературный критик и драматург. Автор огромного количества известных детских произведений. Фамилия «Маршак» является сокращением, на иврите означающим «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер».
Самуил Яковлевич сочинял свои первые произведения еще с ранних лет. Однако стихи для детей Маршак начал писать уже в зрелом возрасте, когда пришло осознание того, что лёгкая рифма его произведений без труда воспринималась даже малыми детьми.
Детские стихи и сказки популярнейшего советского поэта известны читателям с раннего возраста.
Его самостоятельные работы и переводы произведений, созданных иностранными писателями, стали литературной классикой, обогатив отечественную культуру.
Легкий слог и оригинальный ритм чувствуются в каждой строфе талантливого сочинителя. Благодаря понятным и хорошо зарифмованным словам малыши легко заучивают наизусть многочисленные авторские четверостишия.
Самуил Маршак широко известен своими сказочными произведениями. Пьесу «Двенадцать месяцев» знают все взрослые и дети нашей страны. Богатая фантазия поэта создала колоритнейшие образы братьев-волшебников, отвечающих за смену времен года. Одаренный сочинитель часто обращался к народному фольклору, закладывая его в основу собственных работ.
Произведения писателя помогут детям познакомиться с буквами алфавита и выучить азбуку. Благодаря переводам поэта они узнают, какие стихи читают мальчикам и девочкам, живущим в других странах.
Шалтай-Болтай, построивший дом Джек и Робин-Бобин являются классическими героями английских сказок. Не менее интересны будут юным любителям литературы персонажи, придуманные автором самостоятельно.
В их число входят люди, животные, различная техника и даже знаки препинания.
На протяжении многих лет первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся малыши, остаются стихи С.Я. Маршака. Его произведения с помощью жизненных примеров и историй, направляют и учат детей красоте окружающего мира.
Слушать и читать стихотворения советского автора будет интересно и увлекательно детям любого возраста, но особенно они понравятся любознательным малышам.
Стихотворение Вьюга
Самуил Маршак — Вьюга: Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей. Потрудись, кузнец-мороз, Скуй ты нам сегодня Ожерелье для берез К ночи новогодней!
Стихотворение Круглый год
Самуил Маршак — Круглый год: Январь Открываем календарь — Начинается январь. В январе, в январе Много снегу во дворе. Снег — на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом. Февраль…
Сказка в стихах Отчего кошку назвали кошкой?
Отчего кошку назвали кошкой? слушать онлайн: Сказка Самуила Яковлевича Маршака «Отчего кошку назвали кошкой?» в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Сказка «Отчего кошку назвали кошкой?» читать: Монгольская народная сказка У старика и старухи Был котёночек черноухий, Черноухий И…
Сказка в стихах Усатый-полосатый
Сказка в стихах Усатый-полосатый слушать online: Сказка Самуила Яковлевича Маршака «Усатый-полосатый» в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Сказка Усатый-полосатый читать: Жила-была девочка. Как ее звали? Кто звал, Тот и знал. А вы не знаете. Сколько ей было лет?…
Стихотворение Робин-Бобин
Самуил Маршак — Робин-Бобин слушать online: Стих Самуила Маршака «Робин-Бобин» в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Стихотворение Робин-Бобин читать: Робин-Бобин Кое-как Подкрепился Натощак: Съел телёнка утром рано, Двух овечек и барана, Съел корову целиком И прилавок с мясником,…
Источник: https://mamontenok-online.ru/stihi/stixi-samuila-marshaka/
Произведения Маршака для детей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)
Нет такого человека, которому было бы неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака. Произведения этого талантливого поэта и драматурга навсегда откладываются в памяти любого, кто хоть однажды их услышал. На его стихах росло не одно поколение. Благодаря простой рифме и лёгкому слову, его сказки, пьесы и стихи находят живой отклик у детей любого возраста.
Кстати! Узнайте больше, чем жил и о чем думал Самуил Маршак
Творчество Маршака – философия жизни
Его сказка – часто не выдумка, а быль, хитро переплетённая с вымыслом. Его поэзия – не просто пересказ о событиях и делах, а целая философия.
Они ненавязчиво рассказывают детям об окружающем мире, развивают фантазию и речь, чувства и разум, формируют нравственно-этические ценности.
Передача этических моделей поведения в них осуществляется не с помощью абстрактных понятий, а через поступки настоящих героев, людей или животных, поведение которых очень важно для ребёнка.
В начале 1920-х годов Маршак издаёт свой первый стихотворный сборник для самых маленьких читателей ⛄️. Заинтересованность в детях у поэта проснулась намного раньше того, как он стал сочинять для них.
Он часто встречался с детворой без всякого повода, при малейшей возможности посещал начальные классы петербургских школ, детские дома и приюты. Он придумывал и рассказывал ребятам невероятные небылицы и увлекательные истории, а также активно играл с ними. Видимо, благодаря этому он получил глубокое, всестороннее понимание детей, а его книги так легко завоёвывают сердца читателей.
Произведения С.Я. Маршака праздником входят в каждый дом для детей любого поколения, разгоняют грусть и тоску, вызывают улыбку ☺️ и смех.
Они знакомы нашим детям, нам самим, нашим мамам и папам и даже более старшему поколению.
Вероятно, потому, что они как-то по-особенному, «по-маршаковски» передают народные мотивы, насквозь пронизанные живой речью и знакомыми с младенчества сказочными историями.
Они соединяют различные жанры народного творчества: потешки, загадки, прибаутки, заклички, дразнилки, скороговорки.
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тётя кошка,
Нашу детку покачать.
«Теремок», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Кошкин дом» – все они построены на фольклоре разных стран и народов и передают мотивы добра, благодетели и радости жизни, иронически и юмористически разоблачая глупость и зло. Именно это и создаёт эффект воспитательности в его произведениях и наделяет их педагогической ценностью.
Счастливое детство и лесная книга
Дети нашего двора
Особая роль в творчестве Маршака отведена самим детям. Это яркие, реалистичные фигуры, в которых узнаётся мальчишка из соседнего двора или одноклассник. А может, ребёнок узнает в них и самого себя?
Подрастающие дети очень активны и любознательны («Мяч», «Усатый-полосатый»), с удовольствием помогают старшим («Круглый год», «Разноцветная книга») и, познавая мир, готовятся к взрослой жизни («Дети нашего двора», «Хороший день», «Великан»).
Объединяет все произведения Маршака тема счастливого детства. Она раскрывает основные трудности, с которыми сталкивается ребёнок на пути взросления: взаимоотношения между разными поколениями, проблемы
Детки в клетке
Ведущую роль в произведениях Маршака играют братья наши меньшие. Повествуя о животных, он подразумевает людей и учит малышей сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, учит любить животных, тем самым прививая любовь к людям.
Стихотворение «Детки в клетке» очень нравится детишкам дошкольного возраста. Произведение повествует о буднях Зоосада и их жителях: крокодиле, слоне, медведе, кенгуру, обезьяне, львах и многих других.
Показав себя народу,
Бегемот уходит в воду.
Спит сова, вцепившись в пень,
Спит олень, и спит тюлень.
В забавные четверостишия, вызывающие улыбку, иногда вкрадываются грустные и трогательные нотки. Ведь героев за решёткой посещают те же чувства, что и людей: досада, гнев, растерянность и печаль.
В «Сказке о глупом мышонке» мы снова видим животных, но узнаём в них людей – взрослых и ребёнка. ☀️ Произведение рассказывает о маме-мышке, которая безуспешно старалась убаюкать неугомонного малыша и пыталась подобрать ему няньку среди других животных. Но детёнышу не понравился никто, кроме тёти кошки.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Что было потом, всем известно, и мораль понятна.
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
А потом автор расскажет продолжение – «Сказку об умном мышонке», где описываются приключения глупого мышонка после того, как кошка похитила его. Он даже не подозревает, сколько опасностей его поджидает в лице диких зверей.
Проводится аналогия с подростком, который стремиться покинуть отчий дом и вырваться в большую жизнь.
Самостоятельная жизнь – это уже не игра.
Герою предстоит повзрослеть и совершать по-настоящему серьёзные поступки, а также сделать трудный выбор спастись или погибнуть.
С азбукой по жизни
У С.Я.Маршака есть четыре произведения в форме стихотворной азбуки. Пожалуй самое яркое из них –«Весёлое путешествие от А до Я». Его по праву можно назвать поэтической энциклопедией. В ней автор приглашает детей в путешествие по строчным буквам алфавита.
Занимательная поездка по страницам букваря поможет детям узнать и запомнить буквы, а также познать окружающий мир ⛈️, систематизированный по азбучному принципу и движущийся вместе с читателем сквозь географическое пространство. Вот маляры и плотники, а вот славный детский лагерь Артек, вот почта и зоопарк, а вот дети, сажающие лес. Благодаря весёлому содержанию и живому участию ребёнка, процесс обучения становится интереснее.
Маршак – это символ большого искусства для маленьких. Это символ детства многих поколений. Это символ неустанного творчества. Это символ несокрушимого патриотизма. Он – современник в любые времена, и он всегда живой.
Видео: Самуил Маршак. Человек с большой буквы
Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/proizvedenija-marshaka-dlja-detej.html
Жизнь и творчество Самуила Маршака
Кто не знает произведений Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто? И уж, конечно, нет такого уголка в нашей стране, где бы не знали нашего замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.
Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году в г. Воронеже. Детство его и первые школьные годы прошли в небольшом городке Острогожске Воронежской губернии, где отец будущего поэта работал техником на мыловаренном заводе.
Маленький Маршак очень рано пристрастился к чтению, а уже четырех лет стал сам сочинять стихи. В гимназии, где он впоследствии стал учиться, образованный учитель-латинист, сам влюблённый в литературу, обратил внимание на маленького способного гимназиста, познакомил его с русской и классической поэзией.
Маршаку исполнилось едва 11 лет, когда он уже сочинил несколько поэм и перевёл оду Горация.
А затем… счастливый случай. Тринадцатилетним мальчиком, попав из провинции в Петербург, Маршак встретился со знаменитым русским критиком и неутомимым поборником отечественного искусства Владимиром Васильевичем Стасовым, которому очень приглянулись литературные опыты и творчество маленького гимназиста, «полтора вершка от полу».
Маршак стал постоянно бывать у Стасова, целые дни сидел в Петербургской публичной библиотеке, где тогда работал знаменитый критик, жил у него на даче, и вскоре юному поэту было поручено сочинить шутливую приветственную оду во славу «четырёх русских богатырей», которые должны были навестить Стасова на даче. То были Репин, Шаляпин, Горький и Глазунов. Величание имело большой успех.
Алексей Максимович заинтересовался юным поэтом и, узнав, что у него плохое здоровье, пригласил его к себе в Ялту.
Некоторое время Маршак жил в Крыму, в семье Горького. Он лечился, занимался своим образованием, много читал. Но, когда в 1905 году семья Горького из-за полицейских преследований принуждена была покинуть Крым, мальчик снова попал в Петербург, за Невскую заставу, где в то время на заводе работал его отец.
Наступило тяжёлое время в жизни писателя. Горький должен был уехать за границу. Стасов скончался.
Пришлось молодому поэту зарабатывать себе на жизнь уроками, случайным сотрудничеством в юмористических журналах и в газетах. Всё свободное время Маршак проводил в залах Публичной библиотеки.
Он стремился стать по-настоящему образованным человеком. Но в глазах тогдашних властей он был, из-за связи с Горьким, не совсем «благонадёжным» в политическом отношении.
Двери в университет были для него закрыты. Договорившись с некоторыми петербургскими журналами, Маршак получил возможность уехать для обучения в Англию.
Как Маршак стал детским писателем
На родину Маршак вернулся в 1914 году, буквально за несколько недель до начала первой мировой войны. Он жил в Воронеже, кормясь случайной работой и переводами английских и шотландских баллад и классической лирики английских поэтов.
Тогда же судьба впервые свела Маршака с теми, кому он вскоре посвятил на долгие годы свой талант, свой труд, свою жизнь. Ему пришлось принять участие в работе по оказанию помощи беженцам из тех мест, где бушевала война.
Дети из разорённых, лишённых родного крова семей произвели особенно сильное впечатление на С. Я.
Маршака, хотя в то время он ещё не думал, что главным делом его ближайшего будущего будет создание литературы для детей.
Это началось уже после Великой Октябрьской социалистической революции, когда Маршак вместе с группой педагогов создал «детский городок» в Краснодаре. В этом «городке» кроме библиотеки, детского сада и всевозможных самодеятельных кружков был и детский театр.
Для сцены его надо было писать всевозможные интермедии, короткие пьески, сказки. Здесь Маршак и стал писать для детей. А уже в 1922 году в Краснодаре вышла из печати книга «Театр для детей», в которой были собраны пьесы, написанные Маршаком или им же в сотрудничестве с Е.
Васильевой.
После того как театр распался, Маршак в 1923 году вернулся в Ленинград. Здесь и начался уже подлинный расцвет его творчества, обращенного к детям.
Он работал в Ленинградском театре юного зрителя, переводил детские народные песенки Англии, среди которых был теперь уже знаменитый «Дом, который построил Джек». Он придумал книжку нового рода — книжку-картинку «Детки в клетке», завоевавшую с тех пор большую известность.
Тогда же он написал и свои первые оригинальные сказки в стихах для детей. Это были ласковая и смешная «Сказка о глупом мышонке» и наизусть заученный миллионами ребят «Пожар».
Вскоре началась и редакторская, организаторская деятельность С. Я. Маршака, сыгравшая такую огромную роль в развитии детской литературы СССР. Он стал неутомимо искать подходящих авторов для детского журнала «Новый Робинзон», душой которого стал сам.
Вокруг «Нового Робинзона» и С. Я. Маршака собирались талантливые, немало повидавшие в жизни и охотно готовые поделиться своим опытом с младшими читателями люди. Тут были и Б. Житков, и В. Бианки, и Б. Лавренёв, и Н. Тихонов, и В. Каверин, и К. Федин, и М. Ильин, и Е.
Шварц, и многие другие.
Вскоре Маршак стал руководителем детского отдела Госиздата в Ленинграде. И маленькие читатели получили такие превосходные книги, как «Горы и люди», «Рассказ о великом плане» М. Ильина, «Лесную газету» В.
Бианки, «Морские истории» Б. Житкова, «Пакет» и «Часы» Л. Пантелеева. В то время Ленинград был центром нашей детской литературы.
А вскоре и в Москве появился большой отряд новых детских писателей, имена которых теперь хорошо известны.
Зазвучали мужественный задушевный голос Аркадия Гайдара, весёлые и чёткие стихи Агнии Барто, стали выходить книги М. Пришвина, С. Григорьева, Н. Неверова и других.
Поддержанный в своих принципах А. М. Горьким, защитившим Маршака от нападок критиков, пытавшихся ополчиться против яркой увлекательности и радостной сказочной свежести маршаковских книжек, Самуил Яковлевич Маршак стал любимейшим детским поэтом.
Творчество Маршака – творчество для детей
Надо ли здесь перечислять все книжки С. Я. Маршака, его сказки, песни, загадки, пьесы, воспевающие добрую силу тружеников, веселую отвагу мастеров, пожарников, высмеивающие лентяев, трусов, жадных?! Обратитесь к любому из ребят, начиная с 4—5 лет и даже младше, и вам тотчас напомнят и об «Усатом Полосатом», и о вездесущей «Почте», и о знаменитом «Багаже», в котором так неожиданно за время короткого пути выросла собачонка, превратившись в огромного пса… И про то, «Откуда стол пришёл», и про «Разноцветную книгу», которая одинаково радует и слух и зрение ребят. И о «Кошкином доме», «Теремке», «Двенадцати месяцах» и других пьесах, которые не сходят со сцен наших детских театров. И об изобретательно построенном поэтическом путешествии «от А до Я» и о «Мистере Твистере».
Поэт высокой мысли, которую он умеет облечь в простые, доступные самому маленькому ребёнку стихи, человек обширной культуры, писатель широких горизонтов и блестящего мастерства, владеющий всеми красками, всеми изобразительными средствами, создающий стих лёгкий, полногласный, использующий все оттенки слова и в то же время чрезвычайно лаконичный, краткий в своём поэтическом языке, Самуил Яковлевич Маршак давно завоевал не только восторженную любовь уже нескольких молодых поколений, но и заслужил всеобщее признание как один из крупнейших поэтов нашей страны.
Все своё огромное умение, великолепный поэтический опыт, удивительное знание народного слова, способность в двух-трёх строках изложить мысль, изобразить картину, полную красок и действия, воссоздать чувтсво, вычеканить запоминающийся образ вкладывает Маршак в любое своё произведение для детей и взрослых.
Сатирические произведения
А в дни Великой Отечественной войны раскрылась перед читателем ещё одна сторона творчества Маршака. На всех фронтах читали его сатирические стихи, напечатанные в «Правде», меткие эпиграммы, которыми он как подлинный снайпер слова разил гитлеровцев.
То, что ещё недавно звучало в очаровательной ребячьей полупесенке, полусчиталке о мастере-ломастере («Раз, два—по полену.
Три, четыре – по колену»), зазвучало уже с иной интонацией в убийственно метких и скорострельных строках, плакатах, стихотворных листовках, антифашистских эпиграммах, например, в таких, направленных против палачей-гаулейтеров, которые удрали из фашистской Германии, избежав суда народов и теперь ищут для себя подходящую работу по прежней специальности:
Кули таскать? Рубить дрова?
За это платят скудно.
Притом дрова — не голова,
Рубить их очень трудно.
Лудить, паять, кроить, дубить
Труднее, чем дубасить.
Носить трудней, чем доносить,
И легче красть, чем красить.
Вот такими стихами, полными сокрушительной жгучей силы, построенными на остроумнейшей и находчивой игре слова, за которой всегда раскрывается у Маршака глубокое уважение к человеческому труду и яростное презрение к праздности и жестокости, участвовал поэт Маршак в великой борьбе советского народа за общее правое дело.
Маршак как переводчик. Стихи, сонеты Шекспира, баллады в переводе Маршака
Есть, наконец, ещё один большой раздел творчества С. Я. Маршака, в котором поэт показал себя несравненным мастером, художником классической силы, выдающимся деятелем самой передовой культуры. Имя Маршака, как поэта-переводчика, будет всегда занимать одно из самых почётных мест в истории и практике русского художественного перевода.
Маршак сделал достоянием миллионов советских читателей всю глубину, поэтическую прелесть и тончайшую лирическую мудрость сонетов Шекспира, впервые в русском языке обретших своё подлинное звучание.
Он сделал широкочитаемым и популярным у нас поэтом великого шотландца Бернса, познакомил наших читателей с Китсом, Вордсвортом.
Наконец, он подарил нашим детям блистательно переведённые им стихи итальянского поэта Джанни Родари, который благодаря этому ныне известен у нас даже значительно больше, чем у себя на родине, в Италии. Он переводил Петефи и Гейне, Тувима и Квитко.
В Англии и Шотландии его встречали как испытанного друга, немало сделавшего для сближения русской, шотландской и английской культур. С огромным успехом и вдохновением выполняет Маршак эту почётную роль поэтического «связиста» между веками и народами.
Несмотря на свои 70 лет и частенько посещающую поэта болезнь, он работает с неиссякаемым молодым напором. Когда ни придёшь к нему, он всегда в работе, всегда обложен рукописями, чужими и своими, всегда готов прочесть тебе совсем новые стихи, переводы, эпиграммы.
Беспрерывно звонит телефон — всем нужен Маршак, везде ждут его стихов, его статей, его слова, его совета, его участия. И он весь, рукава по локоть, в беспрерывном труде. Кажется, что жажда творчества его ненасытна.
Глядя на него, когда он сидит за столом, бурно дымя папиросой, ворочая пласты рукописей и вороша груды разноязыких книг, я всякий раз вспоминаю могучих мастеров Возрождения, которых, вероятно, обуревала такая же жажда деятельности…
Из журнала “Семья и школа”, 1963 год
Источник: https://mamotvet.ru/zhizn-i-tvorchestvo-samuila-marshaka/
С. Я. Маршак — стихи и сказки для детей. Произведения и биография
Краткая биография, жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака
Самуил Яковлевич Маршак
Русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. /1887—1964/
Нет такого человека, который не знал бы имени Самуила Маршака. Стихи этого талантливого поэта остаются в сознании навсегда, если единожды их услышать. Биография Маршака рассказывает, что этот удивительный человек родился в 1887 году. Случилось это 3 ноября в городе Воронеже. Самуил Яковлевич Маршак, помимо того, что писал замечательные стихи, еще и являлся литературным критиком, драматургом, переводчиком. Он стал лауреатом Сталинских и Ленинской премии.
Детство и юность Самуила Маршака
Биография Маршака повествует о том, что поэт был рожден в еврейской семье. Его отец трудился на заводе, который занимался производством мыла. Мать была простой домохозяйкой. Самуил учился в Острогожской гимназии, потом образование он получал в Петербургской и Ялтинской гимназиях.
Будущий поэт уже в юности был усердным и любознательным. Во время учебы в Петербурге Маршак массу времени проводил в залах публичной библиотеки. Этот человек, кроме образования на родине, получал его еще и за границей.
Сначала Маршак учился в политехническом техникуме Лондона, потом в университете того же города.
Творчество Самуила Яковлевича Маршака
Детские стихи Маршак начал писать уже в зрелом возрасте, когда пришло осознание того, что честность, открытость и легкая рифма находят живой отклик у детей.
Примечательно, что собственных книг у Самуила Маршака в детстве не было, по его словам ему недоставало веселых, небольших произведений, приходилось читать всё, что находилось в родительской взрослой библиотеке, у соседей и знакомых.
Стихи Маршака для детей настолько реалистично передают жизненные картинки, что эффект присутствия просто потрясающий. Биография Маршака сообщает о его знакомстве с Максимом Горьким. Произошло это в 1904 году. Великий русский писатель сразу же увидел и почувствовал, что Самуил Маршак талантлив, у него есть будущее в написании стихотворений.
Юный Маршак проживал на ялтинской даче Максима Горького два года. И первый сборник талантливого парня не заставил себя долго ждать. Он вышел в свет в 1907 году. Однако тематика стихотворений была еврейской направленности. Сборник именовался «Сиониды».
Биография Маршака сообщает, что с 1906 года он постоянно проживает в Петербурге, вплоть до 1911 года. Именно тогда поэт, будучи корреспондентом пары петербургских изданий, отправляется в путешествие на Ближний Восток. То неизгладимое впечатление, которое получил Самуил, заставило его создать лучшие произведения.
Проживал Маршак и в Англии, причем уже вместе с женой. Там он много времени уделял своему образованию, изучал народный фольклор. В Англии он и начал переводить на русский язык местные произведения. В Россию поэт вернулся в 1914 году, трудился корреспондентом в провинциальных городах и селах.
С 1920 года он начинает открывать детские культурные заведения, в том числе своими силами он создает детский театр (причем первый на то время в России). Для него он сам сочиняет пьесы. Для детей Самуил Маршак сделал немало. Каждый помнит его бессмертные «Сказка о глупом мышонке» или «Детки в клетке». Список шедевров очень длинный.
В Петрограде был организован журнал для малышей «Воробей». И снова постарался Самуил Маршак. Биография его сообщает, что огромную часть своей жизни поэт посвятил детской литературе. Во время войны деятельность Самуила Маршака продолжается. Этот удивительный человек жертвует немало на строительство детских садов и интернатов. Впрочем, создавал он не только детские произведения, но и серьезные фельетоны на злобу дня. Незадолго до кончины он издал автобиографическую повесть.
Личная жизнь Самуила Маршака
Биография Маршака сообщает, что женат он был с 1912 года на Софье Михайловне. Они воспитывали дочь Натанель, которая в возрасте одного года погибла при ужасном стечении обстоятельств – на нее опрокинулся горячий самовар. Младший сын пары прожил 21 год – он умер от туберкулеза.
А вот старший даже ненадолго пережил отца, он стал известным физиком. Внук поэта жив по сей день. Он работает врачом-наркологом и довольно известен в определенных кругах. Краткая биография Маршака сообщает, что покинул этот мир он в 1964 году. Поэт прожил достойную жизнь. —————————————————————- Самуил Маршак.
https://www.youtube.com/watch?v=jMoa3LvrCDA
Стихи и сказки для детей.Читаем бесплатно онлайн
Читать все стихи и сказки Маршака.Список произведений. Перейти в раздел «Стихи и басни»
Источник: https://skazkibasni.com/samuil-yakovlevich-marshak
Творчество С. Я. Маршака
Всем привет! С вами снова секция Оранжерея и её худрук Оксана Школьник. Напомним, что наша секция посвящена теме творчества для детей и работам наших самых юных авторов. И на этот раз мы посвятили свой блог одному из самых известных авторов для детей, имя которого достойно занимает место в сердцах миллионов детей и взрослых.
Стихи Самуила Яковлевича Маршака— это неотъемлемая часть нашей эпохи, неотъемлемая часть русской культуры. Творчество этого выдающегося автора, завоевавшее любовь читателей Советского периода и по сей день не оставляет равнодушным ни одного читателя.
Кому из нас не известна сказка о глупом мышонке? Или о Кошкином доме? Разве кто-то не знаком с героями сказки о двенадцати месяцах? Или кто-то ни разу не слышал о рассеянном чудаке, живущем на Бассейной улице? Разве кто-то из нас ни разу ни повторял в детстве присказку о Шалтае- болтае? Конечно же, эти герои из произведений Маршака известны абсолютно всем! И не только по книгам. Мы знакомы со многими героями Маршака по мультфильмам и художественным фильмам-сказкам. Кто из нас не знает эти замечательные строки?
- Дама сдавала в багаж:
- Диван,
- Чемодан,
- Саквояж,
- Картину,
- Корзину,
- Картонку
- И маленькую собачонку.
- Выдали даме на станции
- Четыре зелёных квитанции
- О том, что получен багаж:
- Диван,
- Чемодан,
- Саквояж,
- Картина,
- Корзина,
- Картонка
- И маленькая собачонка.
- Вещи везут на перрон.
- Кидают в открытый вагон.
- Готово. Уложен багаж:
- Диван,
- Чемодан,
- Саквояж,
- Картина,
- Корзина,
- Картонка
И маленькая собачонка…
- Или эти?
- Жираф
- Рвать цветы легко и просто
- Детям маленького роста,
- Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!..
- Разве кому-то из нас неизвестен рассказ о Неизвестном герое?
- Ищут пожарные,
- Ищет милиция,
- Ищут фотографы
- В нашей столице,
- Ищут давно,
- Но не могут найти
- Парня какого-то
Лет двадцати…
А так же каждому из нас самого детства хорошо известны многочисленные песни, загадки, театральные пьесы, неоднократно переиздававшиеся и переведенные на многие языки мира. А теперь немного о самом авторе.
МАРШАК, САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1887–1964), русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. Родился 22 октября (3 ноября) 1887 в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи. В 1902 вместе с семьей переехал в Петербург, где случай помог ему познакомиться с В.В.Стасовым, а через чего с Ф.И.Шаляпиным и М.
Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Хлопотами Стасова Маршак, сын еврея из черты оседлости, был определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е.П.Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства Горького и Шаляпина.
С 1907, вернувшись в Петербург, начал выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века – «Сатириконе». В 1912–1915 жил в Англии, слушал лекции на филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в 1915–1917 в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др. изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р.Бернса, У.Блейка, У.
Вордсворта, английские и шотландские народные баллады). Вернувшись в Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам – жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 в Екатеринодаре (Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и один из первых советских театров юного зрителя.
Для него Маршак и поэтесса Е.И.Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак) писали пьесы-сказки (совместный сб. Театр для детей, 1922).
В 1922 переехал в Петроград, где стал заведующим литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь маленьких читателей: Детки в клетке, Пожар, Сказка о глупом мышонке (все 1923), Цирк, Мороженое, Вчера и сегодня (все 1925), Багаж (1926), Пудель, Почта (обе 1927), Вот какой рассеянный (1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак (как и К.И.Чуковский и Д.И.Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки.
Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.
В 1924–1925 – редактор журнала «Новый Робинзон», в котором впервые стали печататься Б.С.Житков, М.Ильин (брат Маршака), В.В.Бианки, Е.Л.Шварц и др. будущие классики отечественной детской литературы.
В 1924–1934, возглавляя Детский отдел Госиздата, Маршак ввел в детскую литературу не менее ярких Л.Пантелеева, Г.Г.Белых, Хармса, А.И.Введенского и др.
Вполне заслуженно Горький еще в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».
В 1937 переехал в Москву, продолжая писать стихи для детей и переводить на русский язык английскую поэзию.
В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические («Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи, / Вы место / Без протеста / Уступите / Старухе.
/ Ежели вы / Вежливы / В душе, а не для виду, / В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду…»), и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей (Мастер-ломастер, Война с Днепром, Мистер Твистер, Рассказ о неизвестном герое и др.).
В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах (Юный Фриц, или Экзамен на аттестат «зверости»; по его мотивам – киносценарий Юный Фриц, или Сентиментальное воспитание, 1942–1943; одноим. к/ф Г.А.
Козинцева), во фронтовых листовках и агитационных плакатах (в т.ч. составлял подписи к рисункам Кукрыниксов, напр., «Днем фашист сказал крестьянам: / „Шапку с головы долой!» / Ночью отдал партизанам / Каску вместе с головой»).
В то же время в стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения (сборники Почта военная, 1944; Разноцветная книга, Быль-небылица, оба 1947; Круглый год, 1948; Тихая сказка 1956; Вакса-Клякса, Угомон, оба 1958; энциклопедия в стихах Веселое путешествие от А до Я, 1953, и др.). Особенно это ощутимо во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он начал интенсивно работать в эти годы, и в его переводах (кроме вышеназванных авторов, Дж.Г.Байрон, Д.Китс, Р.Киплинг, Р.Стивенсон, Р.Браунинг, Э.Лира, Г.Гейне, Дж.Родари и др., в т.ч. украинские, белорусские, армянские и др. иноязычные поэты).
- Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом».
- В 1961 вышел сборник статей «Воспитание словом» — итог большого творческого опыта писателя.
- В 1963 вышла «Избранная лирика» — последняя книга писателя.
С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.
Самуил Яковлевич Маршак — великий поэт, драматург, переводчик, создатель большой поэзии для маленьких, автор многочисленных рассказов и сказок для детей, обогативший русскую литературу своими бессмертными произведениями и лучшими переводами произведений иностранной литературы, навсегда останется в сердцах миллионов благодарных читателей.
И хотелось закончить наш сегодняшний блог строками одного из самых известных стихотворений автора, посвящённых знакам препинания…
У последней ТочкиНа последнейСтрочкеСобралась компанияЗнаков препинания.
Прибежал Чудак —
Восклицательный знак.Никогда он не молчит,Оглушительно кричит:- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.Задаёт он всем вопросы:- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.Живут они в диктовкеНа каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые:
— Мы — особы занятые.Не обходится без насНи диктовка, ни рассказ.
— Если нет над нами точки,
Запятая — знак пустой! -Отозвалась с той же строчкиТётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: — Нет, постой!Я важней, чем запятаяИли точка с запятой,
— Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.В оба глаза я гляжу.За порядком я слежу.
— Нет…- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-Если вам угодно знать,Я важней, чем прочие.Там, где нечего сказать,Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился: — То есть как?Восклицательный знакВозмутился: — То есть как!
— Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-Мной кончается рассказ.Значит, я важнее вас.
Спасибо всем, кто нашёл время ознакомиться с нашим блогом! Напомним, что на все ваши вопросы ответит худрук Оксана Школьник, либо Сергей Коколов. Команда нашей секции желает всем удачного дня!
23 мая 2015 в 13:13
Источник: https://litcult.ru/blog/18607
Путь Маршака: история о том, как благодаря поэту появилась современная детская литература
Самуил Яковлевич Маршак — один из поэтов, которому мы обязаны появлением в СССР (а соответственно и в России) качественной детской литературы. Он стоял у истоков Детского государственного издательства (Детгиза). Именно благодаря Маршаку мы знаем В. Бианки, Л. Пантелеева, Е.
Чарушина, Т. Богданович, Д. Хармса и других писателей, без которых не мыслим детство.
В 130-летие со дня рождения Маршака «Летидор» рассказывает, как Маршак пришёл в детскую литературу, почему до него книги для маленьких считались литературой второсортной и как поэту удалось это изменить.
Путь к профессии
Маршак с юношества был вхож в литературные круги Санкт-Петербурга. Ему покровительствовал знаменитый критик Владимир Стасов, который по признанию молодого гимназиста, стал для него «мостом чуть ли не в Пушкинскую эпоху», так как некогда был лично знаком с Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым и другими мастерами слова. В гостях у Стасова Маршак повстречался с Максимом Горьким, который позже пригласил гимназиста пожить в своём доме в Ялте.
- Несмотря на то, что Маршак собирался посвятить свою жизнь писательскому труду, он никогда не питал особых чувств к детскому направлению.
- Ему нравился русский фольклор, русская и зарубежная классика, которая в то время составляла золотой фонд детской библиотеки, но к современным детским авторам начинающий поэт имел большое предубеждение.
- Вот что он пишет в автобиографии: «Преобладали в предреволюционной детской литературе (особенно в журналах) слащавые и беспомощные стишки и сентиментальные повести, героями которых были, по выражению Горького, „отвратительно-прелестные мальчики“ и такие же девочки».
- Очевидно, что в детскую литературу поэта привело желание искоренить слащавых героев кустарных книг в дешёвых пёстрых обложках, убрать из них описание псевдожизни.
В 1923 году он организовал журнал «Новый Робинзон», с которого началась литература для юного читателя в таком виде, в котором мы знаем её сейчас. Но в 1923 году Маршаку было уже 36 лет, а детьми он стал интересоваться задолго до этого времени и вообще до того, как начал сочинять для них стихи.
Как поэт пришёл в детское направление
Маршак сам не раз отмечал, что всегда считал себя другом детей. После окончания гимназии он «безо всякой практической цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх».
Он проявил большую заботу к детям-беженцам, которых накануне Первой мировой войны свезли из прифронтовых областей в Воронеж, родной город писателя.
Маршак собирал для них обувь, одежду, тёплые одеяла.
При участии поэта в 1920-м году в Краснодаре открылся один из первых серьёзных театров для юного зрителя в России, который со временем превратился в «Детский городок» со своей школой, кружками, столярной и слесарной мастерскими. Маршак писал для театра пьесы и сам считал этот момент поворотным на своём пути к юному читателю.
Обращению к детскому направлению способствовала поездка Маршака в Лондон, где он два года учился на факультете искусств. Он много времени проводил в университетской библиотеке, где сделал первые переводы английского и шотландского фольклора, среди которых были стихи для детей.
Детская литература как самостоятельное и самодостаточное явление
Самуил Маршак был абсолютно уверен, что детская литература в том виде, в котором её знали в дореволюционной России, должна уйти. Впервые во всеуслышание он заявил об этом на Первом всесоюзном съезде писателей в 1934 году в своей речи «О большой литературе для маленьких».
Книги для детей не должны быть хуже «взрослых» произведений, искусство, созданное для детей не должно быть второсортным.
Эта мысль стала одной из главных в литературной, переводческой и критической деятельности поэта. Его выступление на съезде писателей шло вслед за Максимом Горьким. Такая очерёдность была спланирована намеренно, опять же для того, чтобы ещё раз подчеркнуть значимость нескольких идей о направлениях развития Детгиза, которые высказывал автор.
- Эти идеи по-настоящему мудрые, и их можно отнести не только к литературе, но и к восприятию взрослыми детей в целом.
- Маршак никогда не считал себя педагогом, но речь «О большой литературе для маленьких» свидетельствует о серьёзном и чутком отношении к ребёнку как к самостоятельной личности.
- Вот что нужно взять на заметку из речи писателя всем взрослым
- 1. «Дети живут, а не готовятся жить»
Для ребёнка не сгодятся заграничные повести, перекроенные на русский лад. Он хочет читать и видеть настоящую жизнь.
Кому интересно проглатывать истории про псевдогероев, которые невозможно прочувствовать? Идеалистическо-семейные повести, в которых нет конфликтов, сказки, в которых все герои будто под копирку списаны друг с друга, научно-популярные книги, где персонажи только задают вопросы, и не находят ни одного ответа…
Поэт выступал за то, чтобы давать детям правду:
«Я не думаю, что в детских книгах нельзя рассказывать о голоде и страшной голодной смерти».
Задача писателя (читайте «родителя») в том, чтобы выбрать верную и понятную форму для того, чтобы рассказать об этих серьёзных вещах. Но не говорить о них нельзя.
- «Эта реальная жизнь, в которой столько еще незнакомых людей и столько трудных, заманчивых дел, всегда привлекала и привлекает подростка, который заранее примеряет на себе судьбы самых разных героев, обязанности и задачи самых различных профессий».
- 2. «Детей нельзя кормить сухой дидактикой и нравоучительной литературой»
- Маршак считал, что «искусство решает в той или мной мере воспитательные задачи, если понимать их не в прикладном, а в самом широком смысле».
- Это значит, что мы можем направлять ребёнка в нужное нам русло, но делать это надо аккуратно, создавая для него такие условия, в которых ему будет интересно развиваться в заданном направлении.
- 3. «К читателю нельзя идти с одними внешними эффектами и выкрутасами, с литературным жеманством или бездушными готовыми схемами»
- Как в литературе ребёнок не поверит в реальность происходящего, описанного с помощью бесконечных шаблонов, так и в жизни он заподозрит подвох, если взрослый попытается воспитывать его, используя заготовки.
- Потому что в противном случае ребёнок не будет питать к этому человеку доверия.
- Или же он постепенно сам научится «заслонять содержание формой».
- Вместо заключения
Самуил Маршак уважал детей и восхищался их способностью фантазировать, мечтать. И, конечно, мечтал вместе с ними. Он верил в то, что дети способны понимать гораздо больше, чем думают взрослые, способны переживать гораздо сильнее, чем мы привыкли думать.
Он всегда отмечал, что писать книжки для таких читателей — «великая честь для наших литераторов».
МИА «Россия сегодня»
Источник: https://woman.rambler.ru/children/38325650-put-marshaka-istoriya-o-tom-kak-blagodarya-poetu-poyavilas-sovremennaya-detskaya-literatura/
Маршак Самуил Яковлевич
МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ — советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.
Родился в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи. В 1902 вместе с семьей переехал в Петербург, где случай помог ему познакомиться с В.В.Стасовым, а через чего с Ф.И.Шаляпиным и М.Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика.
Хлопотами Стасова Маршак, сын еврея из черты оседлости, был определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е.П.Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства Горького и Шаляпина. С 1907, вернувшись в Петербург, начал выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века – «Сатириконе».
В 1912–1915 жил в Англии, слушал лекции на филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в 1915–1917 в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др. изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р.Бернса, У.Блейка, У.Вордсворта, английские и шотландские народные баллады).
Вернувшись в Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам – жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 в Екатеринодаре (Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и один из первых советских театров юного зрителя.
Для него Маршак и поэтесса Е.И.Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак) писали пьесы-сказки (совместный сб. Театр для детей, 1922).
В 1922 переехал в Петроград, где стал заведующим литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь маленьких читателей: Детки в клетке, Пожар, Сказка о глупом мышонке (все 1923), Цирк, Мороженое, Вчера и сегодня (все 1925), Багаж (1926), Пудель, Почта (обе 1927), Вот какой рассеянный (1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак (как и К.И.Чуковский и Д.И.Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки.
Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.
В 1924–1925 – редактор журнала «Новый Робинзон», в котором впервые стали печататься Б.С.Житков, М.Ильин (брат Маршака), В.В.Бианки, Е.Л.Шварц и др. будущие классики отечественной детской литературы.
В 1924–1934, возглавляя Детский отдел Госиздата, Маршак ввел в детскую литературу не менее ярких Л.Пантелеева, Г.Г.Белых, Хармса, А.И.Введенского и др.
Вполне заслуженно Горький еще в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».
В 1937 переехал в Москву, продолжая писать стихи для детей и переводить на русский язык английскую поэзию.
В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические («Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи, / Вы место / Без протеста / Уступите / Старухе.
/ Ежели вы / Вежливы / В душе, а не для виду, / В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду…»), и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей (Мастер-ломастер, Война с Днепром, Мистер Твистер, Рассказ о неизвестном герое и др.).
В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах (Юный Фриц, или Экзамен на аттестат «зверости»; по его мотивам – киносценарий Юный Фриц, или Сентиментальное воспитание, 1942–1943; одноим. к/ф Г.А.Козинцева), во фронтовых листовках и агитационных плакатах (в т.ч. составлял подписи к рисункам Кукрыниксов, напр.
, «Днем фашист сказал крестьянам: / „Шапку с головы долой!» / Ночью отдал партизанам / Каску вместе с головой»).
В то же время в стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения (сборники Почта военная, 1944; Разноцветная книга, Быль-небылица, оба 1947; Круглый год, 1948; Тихая сказка 1956; Вакса-Клякса, Угомон, оба 1958; энциклопедия в стихах Веселое путешествие от А до Я, 1953, и др.). Особенно это ощутимо во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он начал интенсивно работать в эти годы, и в его переводах (кроме вышеназванных авторов, Дж.Г.Байрон, Д.Китс, Р.Киплинг, Р.Стивенсон, Р.Браунинг, Э.Лира, Г.Гейне, Дж.Родари и др., в т.ч. украинские, белорусские, армянские и др. иноязычные поэты).
Эпоху в отечественной словесности составили его переводы 154-х сонетов У.Шекспира (в числе которых знаменитый 66-й сонет: «Зову я смерть.
Мне видеть невтерпеж / Достоинство, что просит подаянья, / Над простотой глумящуюся ложь, / Ничтожество в роскошном одеянье…
/ И прямоту, что глупостью слывет, / И глупость в маске мудреца, пророка, / И вдохновения зажатый рот, / И праведность на службе у порока…»).
В 1962 вышла книга Избранной лирики Маршака (Ленинская премия, 1963), куда вошли, в числе прочего, «лирические эпиграммы», как их называл сам поэт, – афористичные четверостишия и двустишия, аккумулирующие в чеканных и мелодичных строфах глубокую, ироничную, жизнелюбивую мудрость их автора.
Шедевры многогранного творчества Маршака – и его лирические эпиграммы («Немало книжек выпущено мной, / Но все они умчались, точно птицы.
/ И я остался автором одной / Последней, недописанной страницы», 1964), и философские раздумья («Все те, кто дышит на земле, / При всем их самомнении – / Лишь отражения в стекле, / Ни более, ни менее…», 1964), и послания (Т.
Г – «Все лучшее ты отдавала даром, / Делилась счастьем и душевным жаром, / Нежданным кладом, что нашла сама, / Игрой живого, быстрого ума…», начало 1960-х годов), и элегии («Колышутся тихо цветы на могиле / От легкой воздушной струи. / И в каждом качанье негнущихся лилий / Я вижу движенья твои…
», 1958), и пейзажная лирика («В полутьме я увидел: стояла / За окном, где кружила метель, / Словно только что с зимнего бала, / В горностаи одетая ель…
», 1957), и раздумья о поэтическом творчестве («Бывало, полк стихов маршировал, / Шеренги шли размеренно и в ногу, / Рифмованные, звонкие слова / Литаврами звенели всю дорогу…»). Долговременную славу принесли Маршаку и его пьесы-сказки (до сих пор не покидающие ни театральных подмостков, ни радиомикрофона, ни теле- и киноэкрана (Кошкин дом, 1922; Двенадцать месяцев, 1943, 2-я ред. 1962; Горя бояться – счастья не видать, 1922, 1954; Умные вещи, 1940, 1964).
Важной стороной деятельности Маршака была его мемуаристика и литературная критика (автобиографическая повесть В начале жизни.
Страницы воспоминаний, 1960; сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний Воспитание словом, 1961), а также постоянное общение с коллегами по поэтическому цеху, в т.ч.
начинающими (с ними Маршак был не только доброжелателен, но и предельно откровенен, называя, по свидетельству очевидцев, дурные стихи «дурными поступками»).
Общепризнанный, читаемый и любимый классик отечественной литературы 20 в., Маршак был удостоен самых высоких наград (кроме Ленинской, Государственные премии 1942, 1946, 1949, 1951).
Свидетельством широты и мощи его таланта стал венок из вереска, присланный на его похороны из Шотландии, с родины Бернса, свежую и естественную лирику которого поэт сделал фактом русской литературы.
Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.
Умер Маршак в Москве 4 июля 1964.
Источник: https://www.litmir.me/a/?id=1576