Образ и характеристика князя багратиона в романе война и мир толстого сочинение

Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

Внешность Кутузова

Михаил Илларионович был в преклонных годах. Он сильно располнел, лицо было одутловатым, пухлым. Шрамы на лице, отсутствие одного глаза свидетельствовали о давних боях, в которых он принимал непосредственное участие. У него был крупный орлиный нос, мягкая, теплая улыбка, свидетельствовавшая о его душевной доброте.

Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.

Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

Талант полководца

Он был медлительным, отяжелевшим с годами человеком, но его мозг работал энергично, удерживая в поле зрения несколько моментов. И его мыслительная деятельность нередко отражалась на его лице, в выражении единственного глаза. Вот и солдат обратил внимание, что Кутузов своим единственным глазом все успел заметить.

Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

Кутузов предвидел поражение под Аустерлицем. Это раздражало его, он становился желчным «…казался изнуренным и раздражительным».

На военном совете, где рассматривалась диспозиция к атаке неприятельской позиции позади Кобельница и Сокольница, Кутузов откровенно спал. А когда закончилось чтение, и офицеры попытались обсудить прочитанное, Главнокомандующий проснулся и прекратил дискуссию словами:

Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

Несмотря на возраст, Кутузов сел на коня, чтобы самому вести четвертую колонну Милорадовича. В это утро он был раздражительным и желчным. Толстой показал это следующими словами:

  • Сердито сказал… генералу,
  • Желчно засмеялся,
  • смягчил злое и едкое выражение взгляда, желчно вскрикнул,

Понимая, что армию ждет поражение, он еще пытался уменьшить потери своих войск. Распорядился рассеять стрелков, оттягивал наступление.

Михаил Илларионович свободно владел французским и немецким языками, и с австрийским генералом изъяснялся на немецком. Он также свободно читал по-немецки, не требуя себе переводчика. На французском он мог изъясняться с противником. Хотя французским трудно было удивить кого либо в дворянской России.

Отношение к людям

Кутузов помнил лица солдат и офицеров по турецкой компании, и, делая смотр войскам, под Браунау, находил теплые слова каждому, кого знал, что характеризует его с хорошей стороны.

Когда Андрей Волконский попросил разрешения у Кутузова остаться в отряде князя Багратиона, Главнокомандующий отказал ему, ответив, что хорошие офицеры ему самому нужны. Михаил Илларионович прекрасно понимал, что творилось в душе князя Андрея, и потому сказал:

Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

А до этого, прощаясь с Багратионом, Кутузов благословил князя, стремясь своим благословением защитить того от беды. Кутузов жалел людей. У него душа одинаково болела и за простых солдат и дворян-офицеров. А с другой стороны, он понимал, что на войне жертвы неизбежны.

Михаил Илларионович был человек с хитрецой. Хитрости его научила многолетнее общение с власть предержащими. Правда, надо отдать ему должное, он хитрил не для себя.

Он и под Аустерлицем пытался избежать ненужных стычек с врагом, предложил Мюрату ни к чему не обязывающую капитуляцию. Мюрат был готов принять ее, но Наполеон, которому Мюрат доложил о предложении русских, раскусил хитрость Кутузова и запретил давать согласие. Он требовал битвы.

А вот еще один пример кутузовской хитрости и дальновидности.

Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

В общем, Лев Николаевич, изучив всю историю наполеоновских войн, в том числе Отечественной войны 1812 года, пришел к выводу, что

простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история

Источник: https://tvercult.ru/literatura/obraz-i-harakteristika-kutuzova-v-romane-voyna-i-mir

Князь Багратион в романе "Война и мир": образ и характеристика (обед в честь Багратиона)

Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение
Князь Багратион.
Художник М. Башилов

Князь Багратион в романе «Война и мир» Толстого является одним из второстепенных персонажей.

Князь Петр Иванович Багратион (1765 — 1812) — это знаменитый русский полководец, участник Бородинского сражения.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика князя Багратионв в романе «Война и мир»: описание внешности и характера, а также описание обеда в честь Багратиона.
Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»
Возраст князя Багратиона — 40 лет в начале романа (в 1805 г.):
«…еще не старый человек…»

Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение
Князь Багратион (актер Гиули Чохонелидзе).
Фильм «Война и мир» 1965 г.

Внешность князя Багратиона:
«…Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим…»
«…Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион…»

«на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что-нибудь там, за этим неподвижным лицом?» – спрашивал себя князь Андрей, глядя на него…»

«…выправил зацепившуюся за бурку шпагу…» «…Он отдал казаку поводья, снял и отдал бурку, расправил ноги и поправил на голове картуз…»
«…слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю…» «…Багратион оглянул свою свиту своими большими, ничего не выражающими, невыспавшимися глазами…»

Внешность и поведение Багратиона во время сражения:

«…Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность…» (Багратион в Шенграбенском сражении, том 1 часть 2 глава XVIII)

Внешность Багратиона на торжественном обеде в 1806 году:

«…В дверях передней Багратион, без шляпы и шпаги, которые он, по клубному обычаю, оставил у швейцара. Он был не в смушковом картузе, с нагайкой через плечо, как видел его Ростов в ночь накануне Аустерлицкого сражения, а в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с георгиевской звездой на левой стороне груди. Он, видимо, сейчас, перед обедом, подстриг волосы и бакенбарды, что невыгодно изменяло его физиономию. На лице его было что-то наивно-праздничное, дававшее, в соединении с его твердыми, мужественными чертами, даже несколько комическое выражение его лицу…» (том 2 часть 1 глава III)
Князь Багратион говорит с восточным акцентом (он по происхождению грузин):
«…Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда…»

Багратион — размеренный и медленный человек:

«…в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность…»

Он носит шпагу, которую ему подарил Суворов:

«…выправил зацепившуюся за бурку шпагу. Шпага была старинная, не такая, какие носились теперь. Князь Андрей вспомнил рассказ о том, как Суворов в Италии подарил свою шпагу Багратиону…»
«…воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова…»

  • Князь Багратион — простой человек «без связей». Он прошел путь от сержанта до генерала:
  • Багратион — скромный человек:
  • Он обладает тактом и умеет поддержать и вдохновить своих подчиненных:

«…Тому, что Багратион был выбран героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве и был чужой. В лице его отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова…»

«…Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене…»

«…Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию…»

Князь Багратион — герой австрийского похода 1805 года:

«…ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода, князя Багратиона…»

«…героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля…»

Он — один из лучших генералов, по мнению Наполеона и Андрея Болконского: «…лучшие генералы, которых я знал, – глупые или рассеянные люди. Лучший Багратион, – сам Наполеон признал это…»

Князь Багратион — глупый, но опытный генерал:

«…Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность…» (том 3 часть 1 глава VI)
«…насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово…»

Багратион предпочитает действовать, а не строить планы: 

«…были представители другой крайности. Люди этой партии были те, которые еще с Вильны требовали наступления в Польшу и свободы от всяких вперед составленных планов Эти были русские: Багратион, начинавший возвышаться Ермолов и другие Люди этой партии говорили, вспоминая Суворова, что надо не думать, не накалывать иголками карту, а драться, бить неприятеля, не впускать его в Россию и не давать унывать войску…»

Князь Багратион — открытый и прямой человек:

«…Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу…»
«…Он пишет Аракчееву: «Воля государя моего, я никак вместе с министром (Барклаем) не могу. Ради Бога, пошлите меня куда‑нибудь хотя полком командовать, а здесь быть не могу…»

Он — храбрый и решительный генерал:

«…Чего трусить и кого бояться?..» (Багратион о войне 1812 года)
«…Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…»

Князь Багратион получает смертельное ранение в Бородинском сражении:

«…привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой…»
«…Замещались места убитого Багратиона и обиженного, удалившегося Барклая…»
«…сказано было тоже о потерях русских, и в числе их названы Тучков, Багратион, Кутайсов…» 3 марта 1806 года московское дворянство организовывает обед в честь героя австрийского похода — князя Багратиона. На обеде присутствуют все сливки московского общества:«…3-го марта, во втором часу пополудни, двести пятьдесят человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода, князя Багратиона…» (том 2 часть 1 глава II)На обеде в свою честь наконец появляется сам Багратион:
«…В дверях передней показался Багратион, без шляпы и шпаги, которые он, по клубному обычаю, оставил у швейцара…» (том 2 часть 1 глава III)Князь Багратион смущается от всеобщего внимания и почтения:
«…Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене…» Все участники обеда хотят разглядеть Багратиона, как какого-то «редкого зверя»:
«…Старшины встретили его у первой двери, сказав ему несколько слов о радости видеть столь дорогого гостя, и, не дождавшись его ответа, как бы завладев им, окружили его и повели в гостиную. В дверях гостиной не было возможности пройти от столпившихся членов и гостей, давивших друг друга и через плечи друг друга старавшихся, как редкого зверя, рассмотреть Багратиона…» На обеде князю Багратиону преподносят стихи в его честь:
«…Граф Илья Андреич, проталкиваясь опять через толпу, вышел из гостиной и с другим старшиной через минуту явился, неся большое серебряное блюдо, которое он поднес князю Багратиону. На блюде лежали сочиненные и напечатанные в честь героя стихи Сам сочинитель взял стихи и стал читать. Князь Багратион склонил голову и слушал…»Во время обеда князя Багратиона усаживают на почетное, первое место:
«…На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: триста человек разместились в столовой…»Перед обедом старый граф Ростов представляет Багратиону своего сына — Николая Ростова. Багратион узнает Николая и неловко приветствует его:
«…Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном…»В ходе обеда старый граф Ростов произносит тосты. Первый тост пьют за царя Александра I:
«…Здоровье государя императора! – крикнул он Все встали с своих мест и закричали ура! И Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле…»Затем граф Ростов произносит второй тост — за героя князя Багратиона. После этого следует множество других тостов:
«…Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки, и провозгласил тост за здоровье нашего последней кампании героя князя Петра Ивановича Багратиона…» «…последовали новые и новые тосты…»Полный текст эпизода с обедом в честь Багратиона смотрите в томе 2 части 1 главах II-III. Это был цитатный образ и характеристика князя Багратионв в романе «Война и мир» Толстого: описание его внешности и характера, а также описание обеда в честь князя Багратиона.

Читайте также:  Замок - краткое содержание романа кафки

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/knjaz-bagration-vojna-i-mir-tolstoj-obraz-harakteristika.html

Образ и характер характеристика Багратиона по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Среди героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого можно выделить ряд реальных персонажей, которые подчеркивают реальность происходящих событий.

Одним из таких героев является Багратион – известный русский военачальник, князь, герой Отечественной войны 1812 года.

Представляя внешнюю характеристику героя, Толстой описывает Багратиона “невысоким, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухим, еще не старым человеком”.

В романе он руководит Шенграбенским сражением, именно Багратион был благословлен Кутузовым на спасение армии.

Задачей отряда военачальника была задержка французов для соединения русских войск. Кутузов говорит Багратиону: “Благословляю тебя на великий подвиг”. И герой выполняет свой долг.

Перед Шенграбенским сражением полководец изображается смертельно уставшим, “с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами”, “неподвижным лицом”, который совершенно равнодушен к происходящему вокруг него.

Однако как только началось сражение, его облик резко изменился: “Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед очевидно ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность”.

Герой не страшится опасности, он становится в один строй с офицерами и рядовыми солдатами. Уже одно присутствие Багратиона на поле боя помогает бойцам.

Герой любим и уважаем за свою отвагу и решительность. В момент наступления наиболее решительного этапа сражения Багратион не отдает никаких видимых приказаний, но сам спешивается и идет в бой, являясь предводителем всего войска. Своим личным примером воодушевляет он солдат под Шенграбеном и ведет их в атаку.

Автор желает подчеркнуть талант Багратиона-полководца, всегда знающего, чего он хочет, а также знающего, при помощи каких средств достигнуть цели. При всей кажущейся бездеятельности в сражении под Шенграбеном поведение военачальника является лишь тонким стратегическим ходом: он старается не препятствовать естественному течению событий.

Характер военачальника тверд и решителен, он честен и бескомпромиссен. Еще перед Аустерлицким сражением мы видим Багратиона как принципиального воина, который не хочет участвовать в военном совете, поскольку считает его бессмысленным.

Толстой, побывавший на войне и испытавший на себе ее тяготы, относился к ней как преступлению, которое “противно человеческому разуму и всей человеческой природе”. Автор считает, что настоящий героизм скромен и незаметен, он не выставляется напоказ, напротив, истинные герои в романе имеют подчеркнуто неуклюжие черты, отсутствие командного голоса. Они ведут себя как рядовые солдаты.

Таким изображается и Багратион. Однако благодаря используемым художественным деталям читателю ясна роль, выполняемая военачальником, чувствуется его героизм и бесстрашие, стремление любой ценой одержать победу. Так, мы видим проявление героизма Багратиона и во время Аустерлицкого сражения, при битве с неприятелем, явно вдвое превосходящим по силе русское войско.

Он же, проводя отступление, смог вывести с поля боя всю свою колонну нерасстроенной. Во время обеда в честь Багратиона, по словам автора, “давалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату…”. Но, отважный и решительный в бою, герой застенчив и робок в светском обществе.

На обеде в его честь полководец чувствует себя стесненно: “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”.

Багратион, по мнению Толстого, является идеалом “народного” полководца. Он умеет влиять на солдат и офицеров. Само его присутствие на военных позициях способствует поднятию их боевого духа.

Когда Багратиону приходится действовать, для него исчезает все личное. Давая характеристику этому герою, даже сложно применить такие слова, как сдержанность, храбрость, спокойствие, характеризующие героическое поведение.

Багратион – обычный человек, со своими человеческими слабостями, он не храбрится, он не спокоен, не сдержан, но и не напряжен. Он просто естественен, он выполняет свое дело, руководствуясь лишь чувством долга и чести.

Багратион не боится глядеть в лицо смерти, у него даже в мыслях нет страха, поэтому и отсутствует всякое колебание в действиях, ведь он делает все, что может, под влиянием течения событий и собственных человеческих чувств.

Образ Багратиона рисуется автором не с установкой на героизм, а с целью изобразить обычного человека, полководца, который честно и свято исполняет свой долг.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-bagrationa-po-romanu-epopee-vojna-i-mir-tolstoj-lev-n/

Как рисует лев толстой штабных офицеров в романе война и мир. Образ и характеристика князя багратиона в романе война и мир толстого сочинение

  • Школьникам
  • Детям
  • Окружающий мир
  • Времена года
  • Воспитателю
  • Учителю

«Дубина народной войны поднялась со всею
своею грозною и величественною силой…
поднималась, опускалась и гвоздила французов
до тех пор, пока не погибло все нашествие»

Л.Н.Толстой

Этот эпиграф является строкой из великого романа Льва Толстого «Война и мир».

Он, конечно, относится ко всему роману, а не к конкретному сражению, но выражает общую мысль писателя о народности Отечественной войны 1812 года. В истории этой войны мало кто слышал о сражении под Шенграбеном.

Приобрело общую известность Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Толстого. Именно здесь мы узнаем о настоящих человеческих подвигах и их героях.

Ход Шенграбенского сражения

Французская армия превосходила русскую по численности. Сто тысяч против тридцати пяти. Русская армия во главе с Кутузовым одержала небольшую победу под Кремсом и должна была двигаться в Цнайм, чтобы спастись. Союзникам Кутузов уже не доверял.

Австрийская армия, не дождавшись подкрепления русских войск, начала атаку на французов, но увидев их превосходство, капитулировала. Кутузову же пришлось отступать, потому, как неравность сил не предвещала ничего хорошего. Единственным спасением было – добраться до Цнайма раньше французов. Но дорога русских была длиннее и труднее.

Тогда Кутузов решает отправить авангард Багратиона наперерез врагу, что тот, как смог задержал противника. Багратион «должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию», пишет Толстой. И здесь случай спас русских.

Французский парламентер Мюрат, увидев отряд Багратиона, решил, что это вся русская армия, и предложил перемирие на три дня. Кутузов воспользовался этим «отдыхом». Конечно, Наполеон, сразу понял обман, но пока его посыльный ехал до армии, Кутузов уже успел добраться до Цнайма.

Когда авангард Багратиона пошел в отступление, маленькая батарея Тушина, стоявшая у деревни Шенграбен, была забыта и оставлена русскими.

Подвиг батареи Тушина

«Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять,..и он решил, что хорошо было бы зажечь деревню». Батарея Тушина взяла на себя смертельную опасность. Оказавшись в центре событий, они зажгли деревню, тем самым отвлекли французов.

Но после отступления, Багратион сел разбирать ошибки русской армии. Он отругал Тушина за то, что тот не пошел в отступление, а оставил орудие на поле. Тушин же даже не оправдывался: «Тушину…во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия».

Он был не виноват, так как отряд Жеркова даже не прикрыл его. За него заступился князь Андрей Болконский, который видел, как Тушин отстаивал свое орудие, как мог. Он не бросил пушки, они были разбиты, людей не было, рядом лошадь с перебитой ногой.

Болконский объяснил Багратиону, что именно батарея Тушина дала спасение русской армии. Тушин был тронут: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

Через описание Шенграбенского сражения в «Войне и мире» Толстой дает психологические портреты некоторых героев. Для Андрея Болконского, уверенного в том, что на войне все идет по плану, было открытием, что то, что начерчено на бумаге может совершенно не совпадать с реальным положением дел.

Самоотверженность невзрачного Тушина поразила его. Ведь от сражения Болконский ожидал чего-то другого, он ждал «своего Тулона». Но все оказалось страшнее, чем он думал. После объяснения с Багратионом, подлости Жеркова, подвига Тушина князю Андрею «…было грустно и тяжело.

Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

Истинный и ложный патриотизм

Рисуя характеры своих героев, Толстой дает нам понять, кто является настоящим патриотом России, а кто выслуживается в личных целях. В этом и заключается художественное значение Шенграбенского сражения в понимании некоторых образов романа. Эпизод с Тушиным показывает, как можно быть маленьким по чину и званию, но быть истинным человеком.

Тушин не думал, что случится с ним, он спасал отряд, тех, кто рядом, кто шел за ним, спасал ценой собственной жизни, не выбирая себе наград. В противовес ему стоят Долохов и Жерков. Нельзя сказать, что Долохов не проявил смелость. Он вместе с Тимохиным ринулся на французов, поставляя грудь под пули, но, схватив первого попавшегося француза, тут же воспользовался этим.

Прибежав к полковому командиру он просил обратить внимание на то, что он остановил роту и взял трофеи, и просил запомнить его. Разве здесь идет речь об истинном патриотизме? Долохову важно было, что его заметили, а потом наградили. Трусость Жеркова тоже относится к ложному чувству долга перед родиной.

Он мог помочь батарее Тушина, но так до нее и не доехал, вероятно, побоявшись встретиться с врагом лицом к лицу.

Выводы

Толстой придает большое значение Шенграбенскому сражению. Это первый шаг к нравственному становлению души Андрея Болконского.

В этом эпизоде очень ясно можно увидеть истинный и ложный патриотизм русских офицеров, командиров, солдат. Толстой кратко, небольшими фразами, отдельными действиями показывает нам истинность чувств героев.

Проведя анализ событий при Шенграбене, читатель видит, что каждый герой показал себя без прикрас, таким, какой он есть на самом деле.

Мое сочинение на тему «Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» раскрывает один из главных эпизодов романа. Вопрос настоящего патриотизма проходит через все произведение. И Толстой дает на него четкий ответ.

Тест по произведению

Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Юрченко А.Н. (под руководством Березниченко А.А.)
Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова
Таганрог, Россия
The image of P.I.Bagration in the novel of Leo Tolstoy «War and peace».
Yurchenko A.N. (under the guidance of Bereznichenko A.A.)
Taganrog aviation College named V.М.

Petliakov
Taganrog, Russia
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
ФИО: Юрченко Анна Николаевна
Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова, факультет «Производство летательных
аппаратов», 1 курс
Адрес: индекс – 346846,Ул.Октябрьская,д.114, с. Беглицкая Коса Ростовская область
E-mail: [email protected]
Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.

Читайте также:  Шимпанзе - сообщение доклад

Толстого «Война и мир»
Секция: филология в современном контексте
Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Многим героям и их прообразам посвящены на страницах романа
Л.Н.Толстого «Война и мир» прекрасные слова и нередко объективная
оценка их поступков и действий в период Отечественной войны 1812 года.

Среди сотен героев романа особое место занимают такие исторические
личности, как М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Д.И.Давыдов (прототип
образа Денисова), П.И.Багратион.
Особый интерес вызывает личность
Петра Ивановича Багратиона, который предстает перед нами в романе как
истинный герой Отечественной войны: «героем из героев был князь
Багратион…

»
Реальное историческое лицо – Петр Иванович Багратион происходил из
царственного грузинского рода, правившего Грузией около 10 веков. При
присоединении Грузии к Российской империи в 1801 и утверждении
«Общего Российского гербовника» в 1803 году ветвь Багратионов внесена в
роды российских княжеств.

Князь Багратион, не имея протекции, не получил,
как другие князья, генеральский чин к тридцати годам. Но собственными
заслугами и героическими поступками в различных военных акциях был
отмечен Потемкиным и Суворовым. Последний подарил молодому князю
шпагу за личное мужество. Багратион дослужился до звания генерала уже в
1809 году.

Предвидя наступление войск Наполеона на Россию, стал одним из
инициаторов заблаговременной подготовки к обороне родины и создания
партизанского движения.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим князя Багратиона, как
один из центральных образов, передающих толстовскую идею простого
героизма.

Настоящий герой, по Толстому, очень скромен и даже неуклюж в
обществе, но отчаян и бесстрашен в борьбе. Таким предстает Багратион по
замыслу писателя перед Шенграбенским сражением. Он очень устал, «с
полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами», равнодушен
к происходящему вокруг.

Но как только начался бой, сохраняя внешнее
спокойствие, князь преображается и как будто горит изнутри: « круглые,
твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели
вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях
оставалась прежняя медленность и размеренность».
Мысль Л.Н.

Толстого о поведении настоящего главнокомандующего,
ведущего войска к победе, дублируется на страницах романа. Это человек,
который не спорит с судьбой, но позволяет событиям развиваться по их
естественному течению.

Таким изображен Кутузов, который спит на совете в
Филях, таким нарисован Багратион, неторопливо соглашающийся с
действиями своих подчиненных и естественным ходом событий на поле боя
при Шенграбене.
Он воодушевляет солдат, сражается с ними наравне,
плечом к плечу, но одновременно следит за общим ходом сражения,
проявляя при этом мудрость истинного полководца. С. И.

Леушева,
проанализировав изображение исторической битвы в романе, точно
подметила, что «…искусство Багратиона и героизм русских войск…
обеспечили успех Шенграбенского сражения» (2).
Однако не все в Москве понимали истинное значение военных действий в
Австрии и возносили Багратиона в упрек «провалившему» дело Кутузову.

Поэтому, по замыслу автора, совершенно другим прорисован герой
Багратион на обеде в Английском клубе. Его неуклюжесть и растерянность в
свете должна контрастировать с его героизмом и отвагой в горниле военных
действий.

“Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по
паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по
вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”.
Создается впечатление, что «в новом узком мундире с русскими и
иностранными орденами и с Георгиевской звездою» князь выглядит
комично, он явно здесь чужой.

Подобным образом в романе изображены все
настоящие герои своей Родины — Кутузов, Денисов, Багратион. Они смешны
на фоне светского общества и отважно героичны в своей стихии – на поле
брани.
Главным мерилом человеческого достоинства Толстой определил
народную любовь. Этой любви и признания у Багратиона было достаточно.

Простые солдаты, которых он вдохновлял перед боем словами: «Я всегда с
вами, а вы — со мной!» — обожали князя, называли своим отцом. Они видели в
нем божественную искру, считали его связующим звеном между ратью и
Богом, так подсказывала им любовь и говорила его необычная фамилия.

Как все защитники отчизны, не мыслящие борьбы без победы,
исторический князь Багратион не смог пережить оставление Москвы. Он
отдал слишком много жизней своих солдат на Бородинском поле, готов был
положить свою, но не мог ни на секунду представить, что все это было зря.
Толстовский «лев русской армии» погиб на поле боя, как и полагается
художественному герою.
Многие историки правдиво отмечают нечеткость и историческую
недостоверность романа Л.Н.Толстого «Война и мир», считают, что на это
произведение нельзя опираться, как на действительный источник. Около 300
ошибок обнаружено И. Козловым на страницах романа (4). Однако, это
нисколько
не
умоляет
значимости
Отечественной войне 1812 года.
П.И.Багратиона
и
его
роли
в
Благодаря художественному образу в
романе о князе Багратионе – герое войны и бескорыстном, отважном
человеке узнал весь мир. Исторически достоверен тот факт, что Наполеон,
сам будучи гениальным полководцем и хорошо разбиравшись в людях,
отмечал: «Генералов хороших у России нет, кроме одного Багратиона»(3).
1.Л.Н.Толстой. Война и мир. В 2 книгах, М., АСТ, 2008.
2.С.И. Леушева. Роман Толстого «Война и мир», М., Учпедгиз, 1957, стр. 47.
3.Е.В. Тарле. Нашествие Наполеона на Россию, М., 1938, с.159
4. http://vn.ru/index.php?id=95021

Багратион

Характеристика литературного героя Это реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б. “невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек”.

В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением, которого Кутузов благословил на спасение армии. Просто присутствие Б. на поле сражения уже помогает бойцам. Его все любят и уважают за решительность и отвагу. Во время самого решительного момента сражения Б.

не отдает видимых приказаний, а спешивается и идет в бой впереди всего войска. Во время Аустерлицкого сражения Б. также проявил свой героизм. Он один отбивал неприятеля, который был явно вдвое сильнее, а потом, при отступлении, вывел с поля боя свою колонну нерасстроенной. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь Б.

, в его лице “отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату…”.

Другие сочинения:

  1. Кутузов Характеристика литературного героя Кутузов – главнокомандующий русской армией. Участник реальных исторических событий, описанных Толстым, и одновременно сюжета произведения. У него “пухлое, изуродованное раной лицо” с орлиным носом; он седой, полный, тяжело ступает. На страницах романа Кутузов впервые появляется в Read More ……
  2. Капитан Тушин Характеристика литературного героя Это штабс-капитан, герой Шенграбенского сражения. Т. – человек маленького роста с тоненьким голоском, в нем было что-то “невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Этот герой робеет перед начальством, чувствует себя виноватым, маленьким. Накануне сражения Т. Read More ……
  3. Тихон Щербатый Характеристика литературного героя Мужик, приставший к партизанскому отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Этот герой олицетворяет собой образ “дубины народной войны”, которая со Read More ……
  4. К “Войне и миру” Толстой шел трудно – впрочем, легких путей в его жизни не было. Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью – начальной частью автобиографической трилогии “Детство” (1852). “Севастопольские рассказы” (1855) упрочили успех. Молодого писателя, Read More ……
  5. Анатоль Курагин Характеристика литературного героя Он сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на “беспокойного дурака”, которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец. Он откровенно глуп, не Read More ……
  6. Патриотизм, по мнению Л. Н. Толстого, не громкие слова, не шумная деятельность и суетливость, а простое и естественное чувство “потребности жертвы и сострадания при сознании общего несчастия”. Это чувство – общее у Наташи и Пьера, оно владело Петей Ростовым, когда Read More ……
  7. Платон Каратаев Характеристика литературного героя Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. – воплощение “всего русского, доброго и круглого”, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. – добрый, мягкий, ласковый, добродушный Read More ……
  8. Писатель В. Г. Короленко рассказывал, что, когда он впервые читал “Войну и мир”, ему было страшно за Толстого. Ведь “его герой – целая страна, борющаяся с нашествием врага”. Художнику надо было изобразить движение сотен и тысяч людей. “И все это Read More ……

Багратион (Война и мир Толстой Л. Н.)

Источник: https://slovarslov.ru/kak-risuet-lev-tolstoi-shtabnyh-oficerov-v-romane-voina-i-mir-obraz.html

Характеристика героев романа "Война и мир" — Л.Н.Толстой

Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир». Сочинение по роману Толстого — Война и Мир. Пьер   Безухов по своему характеру,  по  складу — преимущественно натура эмоциональная. Характерные черты его — ум, склонный к «мечтательному философствованию», свободомыслие, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы.

Это не значит, что князь Андрей не способен испытывать глубокое чувство, а Пьер — слабый мыслитель; тот и другой — натуры сложные. Термины «интеллектуальный» и «эмоциональный» означают в данном случае преобладающие черты духовных сил этих незаурядных личностей. Пьер резко выделяется из среды лиц, находящихся в салоне Шерер, где мы впервые знакомимся с ним.

Это «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд у него «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». Главная его черта — искание «успокоения, согласия с самим собой».

Весь жизненный путь Пьера — непрестанные искания смысла жизни, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. В этом он похож на Андрея Болконского.

Путь Пьера, как и путь князя Андрея, это путь к народу. Ещё в период увлечения масонством он решает посвятить свои силы благоустройству крестьян. Он считает необходимым отпустить своих крепостных на свободу, думает об учреждении в своих сёлах больниц, приютов и школ. Правда, хитрый управляющий обманывает Пьера и создаёт только видимость проведённых реформ.

Но Пьер искренне уверен, что крестьянам его теперь живётся хорошо. Настоящее сближение его с простым народом начинается в плену, когда он знакомится с солдатами и Каратаевым. У Пьера зарождается стремление опроститься, слиться совершенно с народом.

Барская жизнь, светские салоны, роскошь томяги не удовлетворяют Пьера, Он болезненно чувствует свою оторванность от

Образы Наташи и княжны Мари в романе «Война и Мир». Но есть у Наташи и княжны Марьи и общие черты. Обе они патриотки. Наташа не задумываясь пожертвовала  богатствами московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья  бросает  имение на произвол судьбы при  приближении французов.

Когда родине грозит опасность, в ней просыпаются фамильные черты — гордость, мужество, твёрдость. Так было в Богучарове, когда компаньонка-француженка предложила ей остаться в имении и довериться милости французского генерала, милости врагов России, своей родины.

И «хотя для княжны Марьи было всё равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было, но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами». И ещё одна черта роднит Наташу и княжну Марью.

Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и Толстой, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье. Так решает Толстой вопрос о назначении женщины, ограничивая её интересы рамками семейной жизни.

Вспомним ещё эпизод встречи Николая Ростова с Соней, когда он, приехав в отпуск, не знает, как ему держать себя с любимой девушкой. «Он поцеловал её руку и назвал её вы — Соня, Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались».

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина зимний вечер 5, 6 класс

Любимые герои Толстого — люди со сложным душевным миром. В раскрытии таких характеров Толстой прибегает к разным приёмам: к прямой характеристике от автора, к автохарактеристике героя, к внутренним диалогам и размышлениям   и   т.   п.

Внутренние монологи и внутренние диалоги позволяют автору обнаружить такие сокровенные мысли и настроения героев, передать которые другим путём (например, при помощи прямой авторской характеристики) было бы трудно без нарушения законов художественного реализма. К таким монологам и диалогам Толстой прибегает очень часто.

Образцом «внутреннего монолога» с элементами диалога могут служить размышления раненого князя Андрея в главе XXXII третьего тома романа.

Вот ещё образец «внутреннего монолога»- размышления Наташи, детски-непосредственно рассуждающей о себе: «Что за прелесть эта Наташа!» — сказала она опять про себя словами какого-то третьего собирательного мужского лица.- Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только её в покое» (гл. XXIII второго тома).

Образ Андрея Болконского. Внешний мир с его вещами и явлениями тоже искусно используется Толстым для характеристики героев. Так, описывая настроения Наташи после неожиданного отъезда Андрея Болконского (перед сватовством), Толстой сообщает, что Наташа совсем успокоилась и «надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам весёлость».

Толстой — гениальный  пейзажист.  Он отметит и молодые «зелёные клейкие листья» берёзы, и зеленеющий где-то кустарник, и «сочную, тёмную зелень дуба», и лунный свет, ворвавшийся в комнату, и свежесть весенней ночи. Вспомним чудесно описанную охоту в Отрадном. И люди, и животные, и природа выступают здесь как показатели мощной силы жизни, её полнокровия.

Пейзаж выполняет в романе различные функции. Наиболее общей особенностью пейзажа Толстого является соответствие этого пейзажа настроению героя. Разочарование, мрачное настроение князя Андрея после разрыва с Наташей окрашивает в мрачные тона и окружающий пейзаж. «Он посмотрел на полосу берёз, с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть…

чтобы меня убили, завтра, чтобы меня не было… чтобы всё это было, а меня бы не было…» Его томят страшные предчувствия и мучительные мысли о смерти. И эти берёзы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров — всё это вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожающим.

А поэтичность натуры Наташи, наоборот, раскрывается на фоне весенней лунной ночи в Отрадном. В других случаях пейзаж непосредственно воздействует на человека, просветляя и умудряя его. Князь Андрей, раненный под Аустерлицем, смотрит на небо и думает: «Да! Всё пусто, всё обман, кроме этого бесконечного неба».

Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется князю Андрею олицетворением безнадёжности, в другом — символом радостной веры в счастье.

Наконец, Толстой использует пейзаж как средство характеристики реальной обстановки. Вспомним хотя бы сильный туман, расстилавшийся сплошным молочно-белым морем над окрестностями Аустерлица.

Благодаря этому туману, закрывавшему позиции французов, русские и австрийские войска были поставлены в худшее положение, так как не видели неприятеля и неожиданно столкнулись с ним лицом к лицу.

Наполеон же, стоявший на высоте, где было совершенно светло, мог безошибочно руководить войсками.

Образ Наполеона в романе «Война и Мир». Наполеон противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля.

Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ложками коротеньких ног».

Толстой показывает Наполеона как самовлюблённого и самонадеянного властителя Франции, упоённого успехом, ослеплённого славой, приписывающего своей личности движущую роль в ходе исторических событий.

Даже в маленьких сценах, в малейших жестах чувствуется, по мнению Толстого, безумная гордость Наполеона, его актёрство, самомнение человека, привыкшего верить, что каждое движение его руки рассыпает счастье или сеет горе среди тысяч людей. Раболепие окружающих вознесло его на такую высоту, что он действительно верил в свою способность изменять ход истории и влиять на судьбы народов.

В противоположность Кутузову, не придающему решающего значения своей личной воле, Наполеон выше всего ставит себя, свою личность, считает себя сверхчеловеком. «Только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Слово «я» — любимое слово Наполеона.

В Наполеоне подчёркнуты эгоизм, индивидуализм и рассудочность — черты, отсутствующие у Кутузова, народного полководца, думающего не о своей славе, а о славе и свободе отечества. Раскрывая идейное содержание романа, мы уже Толстого»» отмечали своеобразие в трактовке Толстым отдельных тем романа.

Так, мы уже говорили, что Толстой, идя вразрез с революционной крестьянской демократией, затушёвывает в романе остроту классовых противоречий между крестьянством и помещиками; раскрывая, например, беспокойные мысли Пьера Безухова о тяжёлом положении крепостных рабов, он в то же время рисует картины идиллических взаимоотношений помещиков и крестьян в имении и доме Ростовых.

Мы отмечали также черты идеализации в образе Каратаева, своеобразие трактовки роли личности в истории и т. п.

Чем объяснить эти особенности романа? Источник их нужно искать в мировоззрении Толстого, отражавшем противоречия его времени. Толстой был великий художник.

Роман его «Война и мир» — один из величайших шедевров мирового искусства, гениальное произведение, в котором широта эпического размаха сочеталась с изумительной глубиной проникновения в душевную жизнь людей.

Но Толстой жил в России в переходную эпоху, в эпоху ломки общественных и экономических устоев жизни, когда страна переходила от феодально-крепостнического строя к капиталистическим формам жизни, бурно протестуя, по словам Ленина, «против всякого классового господства», Толстой, помещик и аристократ, нашёл выход для себя в переходе на позиции патриархального крестьянства. Белинский в своих статьях о Толстом с замечательной глубиной вскрыл все противоречия, какие сказались в мировоззрении и творчестве Толстого в связи с переходом его на позиции патриархального крестьянства. Противоречия эти не могли не отразиться и в художественной структуре романа «Война и мир». Толстой, великий реалист и протестант, в конечном счёте одержал победу над Толстым, религиозным философом, и создал произведение, не имеющее себе равного в мировой литературе. Но читая роман, мы всё же не можем не почувствовать противоречий мировоззрения его автора.

Образ Кутузова в романе «Война и Мир». В романе Толстой высмеивает культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он правильно считает, что ход истории решает народная масса. Но оценка роли народной массы принимает у него религиозную окраску.

Он приходит к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше.Выразителем своих взглядов в романе Толстой делает полководца Кутузова.

Основу его взгляда составляет сознание, что творцом истории, исторических событий является народ, а не отдельные личности (герои) и что всякие рационалистически построенные теории, как бы хороши они ни казались,- ничто перед той силой, которой является настроение, дух массы.

«Долголетним военным опытом,- пишет о Кутузове Толстой,- он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти». Толстой приписал Кутузову и свой ошибочный фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешён. Андрей Болконский говорит о Кутузове: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли,- это неизбежный ход событий,- и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в  этих   событиях,   от   своей   личной   воли,   направленной   на другое…»

Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным созерцателем их. Это, конечно, было ошибкой Толстого. Она неизбежно должна была привести к противоречивой оценке Кутузова. Так оно и получилось.

В романе выступает полководец, чрезвычайно точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. При помощи хорошо обдуманного   плана   контрнаступлений   Кутузов   губит Наполеона и его армию.

Следовательно, в ряде существенных черт Кутузов в романе показан исторически верно: он обладает большим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием скрывающим громадное волевое напряжение. Так художник-реалист преодолевал философию фатализма.

Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им правильную оценку, подтверждающуюся впоследствии. Так,  правильно оценил значение Бородинского сражения, сказав, что это — победа. Как полководец, Кутузов стоит выше Наполеона.

Для ведения народной войны, какой была война 1812 г., и нужен был, говорит Толстой, такой полководец. С изгнанием французов миссия Кутузова была выполнена. Перенесение войны в Европу требовало другого главнокомандующего.

«Представителю русского народа после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать было больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

Изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства. Толстой нигде не впадает в схематизм. Кутузов — живое лицо.

Такое впечатление создаётся у нас прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова — его фигуру, походку и жесты, мимику, его глаз, то светящийся приятной ласковой улыбкой, то принимающий насмешливое выражение.

Толстой даёт нам его то в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, то рисует от себя, углубляясь в психологический анализ своего героя.

Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах и разговорах с близкими и приятными для него лицами, вроде Болконского, Денисова, Багратиона, его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородином. Речь Кутузова разнообразна по своему лексическому составу и синтаксическому строю.

Он прекрасно владеет великосветской речью, когда говорит или пишет царю, генералам и другим представителям аристократического общества. «Я говорю только одно, генерал,- говорит Кутузов с приятным изяществом выражений и интонаций, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово.

— Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена». Но он великолепно владеет и простым народным языком. «А вот что, братцы. Я знаю, трудно нам, да что же делать! Потерпите: не долго осталось… Выпроводим  гостей, отдохнём  тогда»,- говорил он солдатам, встретив их по дороге от Красного к Доброму. А в письме к старику Болконскому он обнаруживает архаические черты канцелярского стиля этой эпохи: «Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения   офицеров,   о   коих   список   мне подан через парламентёров, и он бы поименован был».

Источник: https://www.sites.google.com/site/lntolstojlntolstoitvorchestvo/romany-l-n-tolstogo/harakteristika-geroev-romana-vojna-i-mir

Ссылка на основную публикацию