Семьи в романе война и мир (болконские, ростовы и курагины)

Известна фраза Толстого: «Мне теперь так ясна моя мысль, — говорил Толстой Софье Андреевне в 1877 году, заканчивая работу над романом. — …Так в “Анне Карениной” я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 12-го года…»

Важно, что «Война и мир» не только не исключает мысли семейной, но во многом строится на этой мысли. Мысль народная и мысль семейная связаны с заглавием книги и ее смыслом. Семья – это единица общности, которая, разрастаясь, превращается в народ. Семья для Толстого олицетворяет отдельный мир и интересует его гораздо больше, чем какие угодно политические преобразования.

Вспомним начало третьей части второго тома.

Толстой рассказывает нам о том, как сближаются два повелителя мира – Наполеон и Александр; рассказывает о преобразованиях в Российской империи, а дальше пишет: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований».

Можно сделать вывод, что для Толстого то, что происходит в частной жизни человека, гораздо важнее того, что творится в политической сфере.

В «Войне и мире» три основные семьи: Курагины, Болконские и Ростовы. В каждой семье есть отец, сын или сыновья и есть дочь. Собственно, книгу можно прочесть как роман об отношениях семей. Важным фактом является отсутствие в семье Болконских матери, уже из-за этого семья в какой-то мере ущербна.

В семье Курагиных мать есть, но Толстой особого значения ей не придаёт, важными являются лишь два эпизода, когда он говорит о зависти княгини к дочери Элен. Курагины олицетворяют разлад, эгоизм и войну (рис. 1).

Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)

Рис. 1. Дети Курагиных

Неслучайно после происшествия с Наташей и Анатолем Пьер говорит Элен, что там, где она, там разврат и зло. Как и всегда, для Толстого важны семейные черты.

Так, на вечере у Анны Павловны Шерер Толстой описывает старшего сына Курагиных Ипполита: «Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо».

То, что семья Курагиных несет в себе разлад, ясно из эпизодов с Анатолем. Его поведение при сватовстве к княжне Марье Болконской и в случае с Наташей Ростовой говорит о том, он делает все что угодно ради своего удовольствия и выгоды, не считаясь с чужими чувствами.

Званый вечер, на котором решилась судьба Пьера, устроил князь Василий, который был уверен, что Пьер объяснится с Элен.

«Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило все и парило над всем их искусственным лепетом».

В этой фразе нет и намека на духовную близость между Пьером и Элен. «Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением. “Теперь уж поздно, все кончено; да и я люблю ее”, — подумал Пьер.

— Je vous aime!— сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».

Пьер с его требовательным нравственным чутьем понимает, что не любит Элен, что брак с ней – это не то, чего он хочет. И после дуэли с Долоховым он будет себя упрекать в том, что солгал, признаваясь ей в любви. Непросто так Пьер признается Элен на французском, так ему легче соврать.

Князь Николай Болконский и княжна Марья

Для Болконских имение в Лысых Горах имеет такое же значение, как Ясная Поляна для Толстого (рис. 2).

Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)

Рис. 2. В доме Болконских. Лысые Горы

Лысые Горы для этой семьи – их крепость, в которой Николай Андреевич Болконский является абсолютным владыкой. Он устроил в поместье свой собственный мир, живущие в нем следуют его правилам. Толстой намеренно подчеркивает в князе независимость и аристократизм.

Болконских отличает гипертрофированное ощущение собственного «я», они мнят себя центром вселенной. Например, князь Болконский, отпуская Андрея на войну, больше беспокоится не о том, чтобы сын остался в живых, а о том, чтобы вел себя достойно своей фамилии и не опорочил ее.

Гордость княжны Марьи проявляется, когда в 1812 году Бурьен предлагает ей покровительство французского генерала: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами».

Внешние аристократические черты, присущие всей семьи Болконских, связывают их еще более крепкими узами.

Об отношениях Марьи и ее отца Толстой пишет много и очень настойчиво: «Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его.

Разве мог бы он быть виноват перед нею и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть с ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость.

Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам тем, который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».

Еще одной очень яркой сценой, характеризующей отношения отца и дочери, является сцена перед смертью князя.

«Душенька… или дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил.

– Зачем не пришла?

“А я желала? желала его смерти!” – думала княжна Марья.

Он помолчал.

– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. И слезы текли из его глаз».

И даже в такие напряженные минуты княжна не может перестать заниматься самоанализом, признаваясь себе вновь, что желала смерти отца.

Книга заканчивается свадьбой княжны Марье и Николая Ростова (рис. 4).

Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)

Рис. 4. Николай Ростов и Марья Болконская в Воронеже

Тут не стоит забывать о Соне, эта героиня во многом напоминает нам Мармеладову из «Преступления и наказания». Прежде всего она готова на самопожертвование, что для Достоевского – высшая характеристика личности, а для Толстого – нет.

Непросто так в разговоре Наташа Ростова говорит княжне Марье, что Соня – пустоцвет, вспоминая строки из Евангелия. У Сони слишком мало своего, а тем, что есть, она готова пожертвовать.

И тут Толстой снова напоминает важную для себя истину: кто счастлив, тот и прав.

Когда Толстой пишет об отношениях княжны Марьи и Николая Ростова, он подчеркивает, что Николай во многом не понимает духовной высоты, на которой находится его жена. Он чувствует, что она выше него.

Когда княжна приходит к нему после ссоры, Николай говорит ей:

«– Ах, какая ты смешная! Не по хорошу мил, а по милу хорош. Это только Malvina и других любят за то, что они красивы; а жену разве я люблю? Я не люблю, а так, не знаю, как тебе сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу. Ну что, я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его…

– Нет, я не так, но я понимаю. Так ты на меня не сердишься?»

Следует отметить, что книга как начиналась образом сироты Пьера Безухова, так и заканчивается сном сироты Николеньки Болконского, у которого такой же лучистый взгляд, как у княжны Марьи и князя Андрея, и для которого отец – божество\

Пение Наташи

Пение Наташи встречается нам в романе дважды. И пение, и танец в толстовском изображении человека необычайно важны, поскольку в них есть ритм (рис. 5).

Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)

Рис. 5. Танец Наташи

Первый раз писатель описывает пение Наташи после эпизода с игрой в карты, когда Николай возвращается домой, проиграв значительную сумму денег.

«“И вот охота заставлять ее петь! Что она может петь? И ничего тут нет веселого”, — думал Николай.

Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь, — подумал он. — Уйти? но куда же? Все равно, пускай поют!

Соня с Наташей почувствовали, что с Николаем что-то происходит, но нарочно обманули себя, чтоб не портить веселье.

“И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. — И как ей не скучно и не совестно!” Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение.

Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.

“Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать”, — говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос.

В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.

“Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?” — подумал он.

И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: “Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два три… раз.

Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно — настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет… Взяла? Слава Богу”.

— И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. “Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!” — подумал он.

О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым…»

В Наташе есть врожденная полнота бытия, которая заставляет ее так трагически переносить разлуку с князем Андреем, говорить толстовскими фразами о земной жизни, верить, что люди не ниже ангелов. Автор подчеркивает, что девушка от природы наделена чувством народного духа.

Как и само пение, так и музыка имеет большое значение в произведениях Толстого. Так, писатель говорит в «Крейцеровой сонате»: «И вообще страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю.

Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что она делает? Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, — вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом.

Читайте также:  Сочинение почему человек должен быть добрым? итоговое

Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу»

Наташа в эпилоге

«Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила.

Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности.

В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно.

Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

В этой фразе Толстой отображает и свое отношение к женщине, к ее месту в жизни семьи. Также он касается современного вопроса эмансипации женщины, против которой был настроен и спорил в романе. «Война и мир» – однозначно произведение полемическое, но полемика в нем не самое главное. Главное – выражение собственного взгляда автора на мир, на человека, на смерть, на Бога, на семью.

Больше чем через двадцать лет после «Войны и мира» Толстой пишет послесловие к чеховской «Душечке» – рассказу о женщине, которая несколько раз вступала в брак и меняла свои воззрения в зависимости от мужа, но счастье обрела, лишь воспитывая чужого ребенка, которой становится смыслом ее жизни.

Начинает Толстой послесловие с библейского сюжета о пророке, которого подкупили и сказали проклясть израильтян. Пророк взошел на гору с этим намерением, но Бог помешал ему проклясть народ и, наоборот, заставил его благословить.

И тоже произошло с Чеховым, который хотел высмеять душечку, но вместо этого показал ее широкую душу и огромное сердце. У Оли есть любовь, и в данном случае совершенно неважно, по отношению к кому она испытывает это чувство, ведь любовь свята сама по себе.

Автор говорит нам о том, что без женщин-телеграфисток и секретарей мы обойдемся, но без женщин-матерей, которые умеют любить, нет. Женщина может делать все, чем занимается мужчина, но он не сможет выполнять ее работу.

Так, уже в эпилоге «Войны и мира» Толстой описывает счастье Наташи, которая нашла себя и обрела семью. Он описывает ее отношения с Пьером: «Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом» (рис. 6).

Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)

Рис. 6. Наташа Ростова и Пьер Безухов

Тема семейного счастья всегда интересовала писателя, он написал «Семейное счастье», «Анну Каренину», повесть «Дьявол».

«— Ты знаешь, о чем я думаю? — сказала она, — о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?

Пьер нисколько не удивлялся этому вопросу. Он понял ход мыслей жены.

— Платон Каратаев? — сказал он и задумался, видимо, искренно стараясь представить себе суждение Каратаева об этом предмете. — Он не понял бы, а впрочем, я думаю, что да.

— Нет, не одобрил бы, — сказал Пьер, подумав. — Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас».\

Список рекомендованной литературы

1) Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. Лебедев Ю.В.

2) Маартен М. Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого, 1850–1870-е гг. М.: МГУ, 2000. – С. 211.

3) Шкловский В.Б. Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир».

  • Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
  • 1) Интернет-сайт levtolstoy.ru (Источник)
  • 2) Интернет-сайт LiveJournal.com (Источник)
  • 3) Интернет-сайт school-city.by (Источник)
  • Домашнее задание

1) Написать развернутый ответ на тему «Семья в творчестве Л. Толстого».

2) Нарисуйте иллюстрацию, изображающую одну из семей (Курагины, Ростовы, Болконские).

3) Подумайте, как отношения в семьях героев повлияли на их браки (например, семья Наташи Ростовой и ее брак с Пьером).

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/l-n-tolstoy-2/mysl-semeynaya-v-romane-rostovy-bolkonskie-kuraginy?konspekt

Характеристика семей в романе "Война и мир": краткое описание в таблице (образы дворянских семей)

Семьи в романе Война и мир (Болконские, Ростовы и Курагины)
Именины у Ростовых.
Художник И. Архипов

Дворянские семьи в романе «Война и мир» играют ключевую роль в сюжете произведения.

В романе «Война и мир» Толстого участвует пять главных семей: Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие и Безуховы.

Также в романе упоминаются и другие, менее яркие семьи: Берги, Карагины, Долоховы и т.д.

Ниже представлена характеристика семей в романе «Война и мир» в таблице: краткое описание семей, список членов каждой семьи.
Смотрите: 
— Краткое содержание романа «Война и мир» 
— Все материалы по роману «Война и мир»

Характеристика семей в романе «Война и мир»
Семья Ростовых
  • ·   Граф Ростов (отец)
  • ·   Графиня Ростова (мать)
  • ·   Вера Ростова
  • ·   Николай Ростов
  • ·   Наташа Ростова
  • ·   Петя Ростов
  • ·   Соня
Семья графов Ростовых – самая положительная и счастливая семья в романе. Ростовы – это богатые московские дворяне. Ростовы — добрые, честные, отзывчивые, простые и гостеприимные люди (за исключением Веры). В семье Ростовых царит теплая и дружеская атмосфера. Помимо своих 4-х детей, Ростовы воспитывают приемную дочь Соню. Ростовы – непрактичные, доверчивые люди. Они не умеют вести дела, поэтому к концу романа разоряются. Подробнее о семье Ростовых >>
Семья Болконских
  1. ·   Николай Болконский (отец)
  2. ·   Андрей Болконский
  3. ·   Лиза Болконская
  4. ·   Марья Болконская
  5. ·   Николенька
  6. ·   Мадемуазель Бурьен
Болконские – богатая и знатная семья князей. Глава семьи, старик Болконский – строгий и жесткий человек, отставной генерал. Из-за него в семье царит тяжелая, напряженная атмосфера. Старик Болконский любит дочь Марью и сына Андрея, но очень строг и суров с ними. Тем не менее, Болконские – это достойные, уважаемые, честные люди.
Семья Курагиных
  • ·   Князь Василий Курагин (отец)
  • ·   Княгиня Курагина (мать)
  • ·   Элен Курагина
  • ·   Ипполит Курагин
  • ·   Анатоль Курагин
Семья Курагиных – одна из самых отрицательных семей в романе. Семья князей Курагиных – богатая и уважаемая. Но при этом Курагины — неглубокие, развращенные, корыстные и подлые люди. В семье Курагиных много «скелетов в шкафу». Например, мать Курагиных завидует своей дочери. Анатоль и его сестра Элен состоят в странных отношениях. А отец семейства, князь Василий, не любит своих детей и считает их обузой.
Подробнее о семье Курагиных >>
Семья Друбецких
·   Княгиня Анна Друбецкая (мать)·   Борис Друбецкой Семья Друбецких – обедневшая семья князей. Семейство Друбецких — это вдова-мать Анна Друбецкая и ее единственный сын Борис. Друбецкие очень дружны с Ростовыми и пользуются их добротой. Княгиня Друбецкая – хитрая, расчетливая женщина. Ради счастья сына она готова на все. Борис очень похож на мать. Он тоже расчетливый, хитрый, целеустремленный человек.  
Подробнее о семье Друбецких >>
Семья Безуховых
  1. ·   Граф Кирилл Безухов (отец)
  2. ·   Пьер Безухов
  3. ·   Элен Курагина
  4. ·   Наташа Ростова
Семья Безуховых – богатая и влиятельная семья. Глава семьи, старик Безухов – это знатный, богатый, но развратный человек. У него есть множество внебрачных детей. Любимый внебрачный сын графа – это Пьер Безухов. Пьер мало знает своего отца, но наследует от него миллионное состояние. В начале романа Пьер женится на Элен Курагиной. Затем, в конце романа, Пьер женится на Наташе Ростовой. Они создают «молодую семью» Безуховых, счастливую и крепкую.
Подробнее о семье Безуховых >>

Это была характеристика главных дворянских семей в романе «Война и мир» Толстого в таблице: краткое описание семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких, Безуховых и список членов семей.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/harakteristika-semej-vojna-i-mir-tablica-opisanie.html

Образы семей в романе "Война и мир" | Инфошкола

Замечательный  отец, генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский, вырастил отважного сына и прекрасную дочь – княжну Марью.

Княжна Марья жила в деревенской глуши, она любила своё одиночество  и никому не жаловалась на него, она понимала  боль отца, несправедливо отправленного в отставку императором Павлом.

Она была  глубоко верующим человеком и понимала: крест сверх меры Господь никогда не положит ни на чьи плечи. В трудную минуту эта девушка стала опорой овдовевшему  князю Андрею, матерью маленькому осиротевшему племяннику, другом Наташе, потерявшей любимого человека.

Толстой наделил эту героиню благородной душой, которая отражалась в ее лучистых, глубоких глазах.

За умение жертвовать собой, «не требуя наград» Господь  дарует ей счастье  быть любимой женщиной одного из  героев романа – Николая  Ростова. Она своей жертвенной любовью спасет близких от отчаяния, отдавая  себя без остатка  людям. Княжна Марья станет   матерью  четырёх детей, сумеет воспитать не только их, но и мужа. Не одно поколение  их рода будет подражать этой замечательной семье.

Семья Болконских жила по принципу: «Нет выше подвига, чем положить  живот свой за други своя…».  И для  детей были на первом месте, прежде всего, честь, совесть,  порядочность. Андрею Болконскому сам Кутузов скажет: « Я знаю: твоя дорога – это дорога чести». И не случайно и на поле битвы при Аустерлице,  и при Бородино князь Андрей совершит подвиг.

Удивительная семья Ростовых, она считалась самой хлебосольной семьей во всей Москве. По праздникам и в дни именин у них обедало по полгорода. Ростовы не  делили людей по рангам и чинам, они  всегда помогали нуждающимся. Евангельская заповедь «Возлюби ближнего своего…» – была правилом всех членов этой семьи.

Дети, да и сами  хозяева дружили с простыми людьми, никогда не обижали своих слуг, и те  платили Ростовым уважением и любовью. В этой семье царил  русский дух, поэтому все дети выросли добрыми, щедрыми и благородными людьми.

Во время войны  1812 года  эта семья  жертвует своим имуществом ради раненых солдат и офицеров. А пятнадцатилетний сын Ростовых Петя добровольцем  ушел на фронт воевать и погиб, сражаясь с французами. Николай, старший  сын, был храбрым и честным воином.

Нравственной опорой семьи   станет  Наташа, младшая дочь Ростовых. Это о ней  князь Андрей скажет: «Там, где она – там свет, там, где ее нет – там тьма!»

Образ другой семьи, князя Василия Курагина, где царил дух наживы, обмана, эгоизма, карьеризма…

Семья князя Василия Курагина жила по принципу выгоды и расчета. Учителями детей были только иностранцы. Сын князя Василия, Ипполит, не мог связать по-русски и двух слов, говорил только на французском языке и считался  придурковатым малым, однако  отец сумел   устроить его в дипломаты, нимало не смущаясь  непредсказуемостью и тупостью  Ипполита.

Второй сын  Курагина, Анатоль, стал причиной несчастья князя Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Развратный и беспутный  Анатоль расстроил их брак, решив похитить и обесчестить Наташу.

Очень точную характеристику  дал Пьер Безухов дочери князя Василия красавице Элен: «Там, где вы – там зло и разврат». Это она в течение всей семейной жизни она изменяла своему мужу. Это она стала причиной горя многих хороших людей. «Подлой, бессердечной породой назовет Толстой всю семью Курагиных». И, действительно, на деньгах, на выгоде и расчете  счастья ни себе, ни детям не построишь…

Источник: https://info-shkola.ru/obrazy-semej-v-romane-vojna-i-mir/

Урок 39. «мысль семейная» в романе. ростовы и болконские — Литература — 10 класс — Российская электронная школа

  • Литература
  • 10 класс
  • Урок № 39
  • «Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские
  • Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «Лысые горы». Сравнение семейного уклада Ростовых и Болконских;

2. Жизненные ценности семьи Курагиных (авторский «антиидеал»);

3. Суть «мысли семейной» в романе.

  1. Тезаурус
  2. Антитеза — противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов.
  3. Идеал авторский — авторское представление о том, каким должен быть человек и мир, его окружающий, оценка автором изображаемых событий и персонажей.
  4. Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка, или повествующая о поступке одного из героев.
Читайте также:  Волшебное кольцо - краткое содержание сказки шергина

Эпилог — завершающая часть произведения, в которой повествуется о том, как сложились судьбы героев после событий, рассказанных в основной части. Иногда в эпилоге затрагиваются и обсуждаются философские и нравственные аспекты изображаемого, освещается личность автора.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

Дополнительная литература:

1. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. СПб.: Глагол, 2000. — 271 с.

2. Иванова Е. В. Анализ произведений русской литературы XIX века. М.: Экзамен, 2017. — 222 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. // gramma.ru: Портал «Культура письменной речи». URL: http://gramma.ru/LIT/?id=1.104 (дата обращения: 17.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Мысль семейная» — важнейшая тема в «Войне и мире». Для Толстого это — основа основ. В романе мы видим Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких, Безуховых, есть упоминание о Бергах, Долоховых, Карагиных. Им всем присущи отличительные семейные черты. Ключевую роль в развитии сюжета играют Ростовы, Болконские и Курагины. Остановимся на их характеристике подробнее.

Первое знакомство читателя с семьёй Ростовых происходит в начале романа, когда автор показывает радушный приём по случаю именин двух Наталий — графини-матери и дочери. Неожиданно, посреди вечера, в гостиную врывается молодое поколение, привнося с собой радость и нарушая все светские приличия.

В хлебосольном доме по-семейному тепло. Графиня —жена и многодетная мать. Граф Ростов «как выше, так и ниже его стоявших людей», то есть, независимо от их положения в обществе, встречает одинаково радушно.

Так же, как и в салоне Шерер, там говорят о войне, но старшее поколение этот вопрос волнует потому, что сражаться идут их сыновья.

Конечно, для Ростовых характерно соблюдение светских условностей, ведь они дворяне, но за этим никогда не стоят расчёт и корысть. Их фамилия созвучна слову «простые»: они радушны и гостеприимны, естественны и откровенны, чутки и бескорыстны, умеют искренне любить.

Итак, семья Ростовых — это граф и графиня, их старший сын Николай и младший Петя, дочери Вера и Наташа. У них живёт и неродная девочка — Соня, но ей здесь уютно.

Описание именин контрастирует с картиной аскетичного быта Болконских в Лысых Горах. Располагая рядом эти эпизоды, Толстой хочет подчеркнуть, что в их жизни чувства уступают место разуму. 

Тип отношений в этой семье наиболее рельефно прорисовывается в сцене прощания старого князя с сыном Андреем перед отъездом на службу. Отец понимает, что, возможно, видит ребёнка в последний раз, но воли чувствам не даёт. Главное, о чём он напоминает: для Болконских честь превыше всего.

Строг Николай Андреевич и с дочерью Марьей: сам учит её математике, чтоб не была похожа «на глупых барышень», иногда прочитывает письма от её подруги Жюли, чтоб не писали вздора. Но он искренне хочет ей счастья.

Когда к девушке сватается красивый, но глупый и беспринципный Анатоль, старый князь даёт ей возможность самостоятельно принять решение и очень радуется её мудрому отказу.

С годами княжне Марье всё тяжелее сносить упрёки и колкости отца, у него очень тяжёлый характер. 

Однако в сцене ухода старого князя из жизни проявляется его истинное отношение к дочери. Во время Отечественной войны 1812 года, узнав, что французы уже под Смоленском, Николай Андреевич не выдерживает этого известия, своей беспомощности, чувства безысходности.

«Душенька», «голубушка», «все мысли о тебе» — вот те слова, которые старый князь обращает к девушке перед смертью.

Он не проявляет родительскую любовь так открыто, как Ростовы, но выражает её в неустанной заботе, чтобы дать Андрею и Марье хорошее образование, воспитать честными, достойными людьми.

Его дети строят блестящее будущее: князь Андрей — один из лучших представителей прогрессивного дворянства, отдавший жизнь за Россию. А княжна Марья в эпилоге изображена Толстым как прекрасная жена и мать. Её супруг, Николай Ростов, искренне любит её и гордится тем, что «она так умна и хороша».

Итак, характерные черты Болконских: аристократизм, гордость, острый ум, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних.

В письме своему другу Афанасию Фету от 27 июня 1867 года Толстой одобряет его определения двух видов ума: «ума ума» (Болконские) и «ума сердца» (Ростовы). 

Но у этих семей есть много общего: взаимная приязнь друг к другу, естественность в поведении, отличное знание родного языка как одна из примет искренней любви к Отечеству. Это сходство позволяет противопоставить их семье Курагиных. Это светский лев князь Василий и его дети — Элен, Анатоль и Ипполит.

Свою блистательную дочь князь привозит в салон Шерер, чтобы подыскать выгодную партию. Он жалуется Анне Павловне, что дети — «обуза его существования», и просит пристроить красавца сына Анатоля к невесте побогаче.

 Представители этой семьи ещё не раз на страницах романа покажут своё истинное лицо: вспомним отвратительную борьбу за мозаиковый портфель с завещанием умирающего графа Безухова (князь Василий в погоне за богатством готов на любое преступление); вспомним сцену сватовства Анатоля к Марье Болконской, когда самовлюблённый повеса оказывает недвусмысленные знаки внимания компаньонке Бурьен. Этот же Анатоль, будучи женатым на польке, решит ухаживать за юной Ростовой, чем расстроит её помолвку с Болконским. 

Элен выйдет замуж за Пьера, подло изменит, заберёт половину состояния и будет жить в свое удовольствие, оставшись в Москве тогда, когда всё население покинет город, ожидая французов.

«Подлая бессердечная порода» Курагиных — авторский антиидеал воспитания. Все главные черты характера формируются дома, хорошая семья — результат упорной работы над собой, и она же — залог долгой, счастливой жизни: это писатель убедительно показывает в своём романе.

К тихому семейному уюту Толстой приводит в эпилоге своих любимых героев — Наташу Ростову и Пьера Безухова, Марью Болконскую и Николая Ростова. В семье Марьи и Николая царят любовь и уважение, потому что они оба унаследовали лучшее от своих родителей и потому что «ум ума» и «ум сердца» прекрасно дополняют друг друга. 

Но очевидно, что идеальным для автора является союз Пьера и Наташи. Каждый из них прошёл долгий путь преодоления собственных ошибок и заблуждений и выстрадал право быть счастливым.

Пьер — интеллектуальный центр семьи (Толстой намекает на его работу в тайном декабристском обществе), Наташа — её духовная опора, она ни на секунду не прекращает своего самоотверженного труда на благо близких и воплощает толстовский идеал женщины. 

  • Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
  • Пример № 1.
  • Выбор элемента из выпадающего списка:
  • Выберите из списка литературоведческий термин, обозначающий заключительную часть произведения, в которой повествуется о том, как сложились судьбы героев романов, повестей, поэм после событий, рассказанных в основной части:
  • Развязка
  • Эпизод
  • Эпилог
  • Кульминация
  • Правильный ответ: Эпилог
  • Подсказка: Этот термин переводится с греческого как «послесловие».

Разбор задания: эпилог – заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа.

В романе Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика.

Во-первых, эпилог логически завершает сюжет произведения, во-вторых, содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей.

В «Войне и мире» Эпилог разделён на две смысловые части, поскольку не только завершает сюжетную часть романа, но и выражает философскую позицию автора – фактически самостоятельное произведение в рамках романа.

  1. Пример № 2.
  2. Ребус-соответствие:
  3. Соотнесите цитаты из романа с персонажами, к которым они относятся:
  4. Персонажи:
  5. Болконские
  6. Ростовы
  7. Курагины
  8. Цитаты:

«… То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чём больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым…».

«…деньги, сколько от них горя на свете!..»

«…Княгиня ничего не отвечала; её мучала зависть к счастию своей дочери…»

Ответ:

Болконские – «… То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чём больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым…».

Ростовы – «…деньги, сколько от них горя на свете!..».

Курагины – «…Княгиня ничего не отвечала; её мучала зависть к счастию своей дочери…».

  • Подсказка:
  • Болконские живут умом, Ростовы – сердцем, а Курагины – корыстными интересами.
  • Разбор задания:

По мысли Л. Н. Толстого, каждая из семей романа воплощает авторский идеал (Болконские, Ростовы) или антиидеал (Курагины).

Поскольку Ростовы представляются семьёй, которая «живёт сердцем», ими движут порывы, порой, безрассудство. Болконские, напротив, – воплощение рассудочности, собственные страсти они стараются обуздать рациональным началом.

Курагины – антиподы. Представители этой семьи символизируют отрицательные начала в человеке.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3594/conspect/

Семья в романе Война и Мир — Сочинение

Размышление о семейных ценностях (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Семья — это одна из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее.

Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия.

Материальные ценности семьи нарабатываются годами, а духовные, отражающие эмоциональный мир людей, связаны с их наследственностью, воспитанием, средой.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в центре повествова­ния три семьи — Курагины, Болконские, Ростовы.

В каждой семье тон задаёт глава семейства, и он передаёт своим детям не только свойства характера, но и свою нрав­ственную суть, жизненные заповеди, понятия о ценностях — те, в которых отражены стремления, наклонности, цели и старших, и младших членов семьи.

Семья Курагиных является одной из известных в высших кругах Петербурга. Князь Василий Курагин, человек неис­кренний и недалёкий, тем не менее сумел выстроить для сына и дочери самое выгодное положение: для Анатоля — успешную карьеру, для Элен — брак с одним из самых богатых в России людей.

Когда бездушный красавец Анатоль беседует со старым князем Болконским, он едва удерживается от смеха. Ему пред­ставляются «чудацкими» и сам князь, и слова старика о том, что ему, молодцу Курагину, надо служить «царю и отечеству».

Ока­зывается, полк, к которому «причислен» Анатоль, уже выступил, и Анатолю не быть «в деле», что ничуть не смущает светского повесу.

«При чём я числюсь, папа?» — цинично спрашивает он своего отца, и этим вызывает гнев и презрение старого Болкон­ского, генерал-аншефа в отставке, человека долга и чести.

Элен — жена умнейшего, однако крайне наивного и доброго Пьера Безухова. Когда умирает отец Пьера, то князь Василий, старший Курагин, строит бесчестный и подлый план, согласно которому незаконнорожденный сын графа Безухова мог бы не получить ни наследства, ни графского титула.

Однако интрига князя Василия не удалась, и он с его напором, цинизмом и хи­тростью почти силой соединяет брачными узами доброго Пьера и свою дочь Элен.

Пьера поражает то, что в глазах света Элен была очень умной, но только он один знал, насколько она была глупой, вульгарной и развратной.

И отец, и молодые Курагины — это хищники. Одна из их се­мейных ценностей — умение вторгнуться в чужую жизнь и сло­мать её в угоду своим эгоистическим интересам.

Материальные выгоды, способность казаться, но не быть — вот их приоритеты. Но срабатывает закон, согласно которому «…нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Жизнь мстит им страшно: на поле Бородина ампутируют ногу Анатолю (он всё-таки должен был «служить»); рано, в расцвете молодо­сти и красоты, умирает Элен Безухова.

Читайте также:  Сочинение на тему язык мой друг мой по пословице

Семья Болконских — из знатного, известнейшего в России рода, богатая и влиятельная. Старый Болконский, человек че­сти, одну из важнейших семейных ценностей видел в том, на­сколько его сын выполнит одну из главных заповедей — быть, а не казаться; соответствовать статусу семьи; не разменивать жизнь на безнравственные поступки и низменные цели.

И Андрей, человек сугубо военный, не задерживается в адъютантах «светлейшего», Кутузова, так как это «лакейская должность». Он на передовых рубежах, в центре сражений при Шенграбене, в событиях при Аустерлице, на поле Бородина. Бескомпромиссность и даже жёсткость характера делают князя Андрея человеком, крайне сложным для окружающих.

Он не прощает людям их слабостей, так как требователен к себе. Но постепенно, с годами, к Болконскому приходят мудрость и иные жизненные оценки. В первой войне с Наполеоном он, будучи известным человеком при штабе Кутузова, мог радушно встретить никому не известного Друбецкого, который искал покровительства влиятельных людей.

В то же время Андрей мог позволить себе небрежно и даже с презрением отнестись к просьбе боевого генерала, заслуженного человека.

В событиях 1812 г. молодой Болконский, много страдавший и много понявший в жизни, служит в действующей армии. Он, полковник, командир полка и мыслями, и образом действий вместе со своими подчинёнными.

Он принимает участие в бес­славном и кровопролитном сражении под Смоленском, идёт тяжёлой дорогой отступления и в битве при Бородине получает рану, ставшую смертельной. Следует отметить, что в начале кампании 1812 г.

Болконский «навеки потерял себя в придвор­ном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии».

Добрый дух семьи Болконских — княжна Марья, которая при её терпении и всепрощении сосредоточивает в себе идею любви и доброты.

Семья Ростовых — это любимые герои Л.Н. Толстого, которые воплощают в себе черты русского национального характера.

Старый граф Ростов с его расточительностью и щедростью, увлекающаяся Наташа с постоянной готовностью любить и быть любимой, Николай, который жертвует благополучием семьи, защищая честь Денисова и Сони, — все они совершают ошибки, которые дорого обходятся им самим и их близким.

Но они всегда верны «добру и правде», они честны, они жи­вут радостями и бедствиями своего народа. Для всей семьи это наивысшие ценности.

Юный Петя Ростов убит в первом же бою, не сделав ни еди­ного выстрела; на первый взгляд, гибель его нелепа и случайна. Но смысл этого факта в том, что юноша не щадит своей жизни во имя царя и отечества в самом высоком и героическом смысле этих слов.

Ростовы окончательно разоряются, оставив в захваченной врагами Москве своё имущество. Наташа со всей горячностью доказывает, что спасти несчастных раненых гораздо важнее, чем спасти материальные ценности семьи.

  • Старый граф гордится дочерью, порывом её прекрасной, светлой души.
  • На последних страницах романа Пьер, Николай, Наташа, Марья счастливы в состоявшихся, построенных ими семьях; они любят и любимы, они крепко стоят на земле и радуются жизни.
  • В заключение можно сказать, что высшие семейные цен­ности для любимых героев Толстого — чистота их помыслов, высокая нравственность, любовь к миру.

Здесь искали:

  • тема семьи в романе война и мир
  • Семья в романе война и мир
  • семьи в романе война и мир

Источник: https://sochineniye.ru/semya-v-romane-vojna-i-mir/

Изучаем вместе

  • Зерно прозревает в СЕМЬЕ,
    В СЕМЬЕ человек вырастает.
    И всё, что потом обретает,
  • Приходит к нему не извне.

Семья — это родство не только по крови.

В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого семья выполняет своё высокое истинное назначение. Становление личности человека во многом зависит от семьи, в которой он растет. Как говорил Сухомлинский, семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Однако в мире существует не только добро, но и в противовес ему зло. Есть семьи, связанные лишь фамилией.

Ее члены не имеют ничего общего между собой. А ведь интересно, кем станет человек, личность которого формировалась в атмосфере безразличия и отсутствии ласки? Три семьи – Болконские, Курагины и Ростовы – как бы являют собой то самое добро и зло. На их примере можно подробно рассмотреть все то семейно-человеческое, что только бывает на свете.

А собрав их воедино, получить идеал.

Представители старшего поколения совершенно не похожи между собой. Считающий пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум Болконский. Хлебосольные, простодушные, простые, доверчивые, щедрые Наталья и Илья Ростовы.

Очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимающий важный придворный пост Курагин. Между ними нет ничего общего, кроме того, что все они семейные люди.

У них совершенно разные увлечения и ценности, разный девиз, под которым они идут вместе со своей семьей (в том случае, если эта семья существует).

По-разному представляются отношения между старшим поколением и детьми. Изучив и сравнив это «качество», можно подтвердить или оспорить термин «семья», которым объединены эти люди.

Семья Ростовых наполнена доверчивостью, чистотой и естественностью. Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций, свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм, верность семейным отношениям.

Все это включает в себя, казалось бы, идеальная семья, главное в отношениях которой — любовь, жизнь по законам сердца. Однако и у такой семьи есть пороки, что-то, что не позволяет ей стать эталоном. Возможно, немного жесткости и строгости не помешало бы главе семейства.

Неумение держать хозяйство привело к разорению, а слепая любовь к детям действительно закрыла глаза на правду.

Семье Болконских чуждо проявление сентиментальности. Отец — непререкаемый авторитет, вызывающий благоговение со стороны окружающих. Он сам занимался с Марьей, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Отец любит своих детей, а они почитают и любят его.

Их связывают трепетные чувства друг к другу, желание заботиться и оберегать. Главное в семье — жизнь по законам ума. Быть может, недостаточное проявление чувств отдаляет эту семью от идеала.

Воспитанные в строгости, дети носят на себе маски, и лишь некая крохотная часть их излучает искренность и восторженность.

А можно ли назвать семьей Курагиных? Их история не несет в себе той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Болконских и Ростовых. Курагиных объединяет только родство, они даже не воспринимают друг друга, как близких людей. Дети для князя Василия лишь обуза. Он относится к ним безразлично, желая их сплавить побыстрее.

После слухов о связи Элен с Анатолем князь, заботясь о своим имени, отдалил от себя сына. «Семья» здесь — кровные узы. Каждый член семьи Курагиных привык к одиночеству и не чувствует потребности в поддержке близких. Отношения фальшивы, лицемерны. Этот союз – один большой минус. Семья сама по себе отрицательна. Как мне кажется, это и есть то самое «зло».

Пример семьи, которой просто не должно быть.

Семья для меня – это настоящий маленький культ. Семья – это дом, в котором хочется остаться навсегда, а ее основанием должны стать любящие друг друга люди. Качества двух семей – Ростовых и Болконских – я хотела бы воплотить в своей семье.

Искренность, забота, понимание, любовь, переживание за близкого, умение оценить ситуацию и не идеализировать своих детей, желание воспитать полноценную личность – вот то, что должна представлять собой настоящая семья.

Строгость и рассудительность Болконских, любовь и покой Ростовых – вот то, что способно сделать семью по-настоящему счастливой.

Понятие семьи в романе описывается со всех сторон.

Источник: https://steptostudy.ru/2015/04/sravnenie-semei-v-romane-voina-i-mir.html

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.

Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств.

В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства.

Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и заканчивая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявлений каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни.

И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов.

Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены Лизы, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у «божьих людей», и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья.

Антитезой семье Болконских является семья Курагиных: князь Василий, его трое детей: бездушная кукла Элен, «покойный дурак» Ипполит и «беспокойный дурак» Анатоль.

Князь Василий – расчетливый и холодный интриган, и честолюбец, претендующий на наследство Кирилла Безухова, не имея на то прямого права.

Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия Элен – типичная светская красавица, с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей «мраморной» красотой, т. е. красотой холодной, лишенной чувств и души, красотой статуи. Единственно, что занимает Элен, – это ее салон и светские приемы.

Внешняя красота Элен заменяет собой духовную. Элен, по мысли Толстого, пустоцвет, именно поэтому она умирает. Она высмеивает желание Пьера иметь детей: не хочет обременять себя лишними заботами и портить свою фигуру. Дети в ее понимании – обуза, мешающая жить.

Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что самое главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен.

Не выполнив своего предназначения женщины, Элен умирает.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба «дураки». Отцу удалось пристроиться на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и с целью его успокоить князь Василий хочет его женить на богатой наследнице Княжне Марье.

Брак этот не состоялся, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам: он с легкостью разрушает счастье Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Но судьба наказывает его: на войне Анатоль теряет ногу.

Конец жизни Толстой дает додумать читателям: либо Анатоль-инвалид одиноко доживает свою жизнь, никем не любимый, либо опускается до разврата, убитый горем, либо погибает от гангрены, что очень возможно, учитывая состояние тогдашней медицины.

Примечательно, что никто из Курагиных не оставляет после себя наследников. Старинный же род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который продолжит род. Здесь ясна идея Толстого: будущее за семьей Болконских. Такие же семьи, как семья Курагиных, не имеют будущего.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://lit.wikireading.ru/44566

Ссылка на основную публикацию