Анализ стихотворения в хате есенина

«ГДЕ ТЫ, ГДЕ ТЫ, ОТЧИЙ ДОМ?» ОБРАЗ ИЗБЫ / ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.

Аннотация. В статье рассматриваются образы избы /дома в лирике С.Есенина на различных этапах его творчества.

Первоначально изба (хата) в поэзии Есенина имеет конкретное значение и обозначает крестьянское жилище и главные атрибуты
крестьянской жизни. Так, в стихотворении «В хате» Есенин подробно останавливается на отдельных локусах избы (хаты). Но это не
статичные картины и зарисовки. Изба Есенина наделена своими запахами (чахнет рыхлыми драчёнами, квасом), звуками (шорох

тараканов, кудахтанье кур), в ней разворачивается своя жизнь. Всё это позволяет поэту представить избу объёмно и целостно.

Читатель словно сам находится в избе, видит её изнутри в реальном времени:

  • Пахнет рыхлыми драченами,
  • У порога в дежке квас,
  • Над печурками точеными
  • Тараканы лезут в паз.
  1. Вьется сажа над заслонкою,
  2. В печке нитки попелиц,
  3. А на лавке за солонкою —
  4. Шелуха сырых яиц.
  • Мать с ухватами не сладится,
  • Нагибается низко,
  • Старый кот к махотке крадется
  • На парное молоко.

Юный поэт сумел опоэтизировать прозу крестьянской жизни. Под его пером обыденные картины, которые приобретают высокое поэтическое содержание и, главное, передают поэзию тысячелетней крестьянской культуры.

  1. В мире Есенина эта поэтическая модель «избяного космоса» не получила достаточного развития, хотя в своём раннем творчестве он ещё неоднократно будет воспевать русскую избу или хату как главный символ крестьянской жизни, своей родины, «голубой Руси», как, например,
  2. в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная … ».
  3. В нём не только воссоздан образ крестьянского рая, но и сами избы (хаты) предстают в виде икон в окладах (ризах):

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа …
Не видать конца и края —

Только синь сосёт глаза.

Но уже примерно к 1917 году ключевой образ избы в лирике Есенина расширяется, перерастая в дом-избу, дом-семью, дом-Храм, дом-Россию. Происходит смена лексемы «изба» на лексему «дом». Если изба определяет хронотоп крестьянской жизни, то дом означает отцовский дом, семью, малую родину, Россию. Это и конкретный константиновский дом, и родная деревня, семейный и интимный мир человека:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.

Где ты, где ты, отчий дом?

Родной дом крепко держит человека на земле, помогает выстоять среди жизненных невзгод. О таком доме хорошо сказал Ф.Абрамов в романе с одноимённым названием: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет»

Есенинский образ Дома вбирает в себя и мифопоэтические представления русского народа, и сакральное, символическое значение дома, характерное для русской национальной литературной традиции. В современных исследованиях выделяется множество значений семантики дома, которые также свойственны и для лирики Есенина.

Дом — это и жильё, здание, место, где человека ждут, любят, где складываются
определённые отношения с другими людьми, где есть семья, определённый уклад жизни, связь поколений, где можно укрыться, уединиться, место, которое человек ощущает как собственное «я».

Но дом также и духовный дом, Храм, место, где начинается Родина.

Сквозным мотивом его лирики является мотив расставания и встречи с родным домом. Но при этом расставание с родимым домом для поэта одновременно и прощание с «голубой Русью». Этот «низкий дом с голубыми ставнями» — символ родины, он неотделим от природного мира. Поэтому грусть матери, от которой уезжает сын, передаётся самой природе:

  • Я покинул родимый дом,
    Голубую оставил Русь.
    В три звезды березняк над прудом
  • Теплит матери старой грусть.
  • Родимый дом всегда присутствует в сознании, в сердце поэта, и встречи с ним, реальные и воображаемые, поддерживают в самые трудные минуты жизни, воскрешают нежные чувства и воспоминания:
  • Эта улица мне знакома,
    И знаком этот низенький дом.
    Проводов голубая солома
  • Опрокинулась над окном.
  • Были годы тяжелых бедствий,
    Годы буйных, безумных сил.
    Вспомнил я деревенское детство,
  • Вспомнил я деревенскую синь.
  • Не искал я ни славы, ни покоя,
    Я с тщетой этой славы знаком.
    А сейчас, как глаза закрою,
  • Вижу только родительский дом.
  • Вижу сад в голубых накрапах,
    Тихо август прилег ко плетню.
    Держат липы в зеленых лапах
  • Птичий гомон и щебетню.
  • Есенинская тема покинутого и вновь обретённого дома, ухода и возвращения, включает в себя и мотив блудного сына, который
    особенно пронзительно звучит в лирике и лирическом эпосе 1920-х годов:

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,

Старый хозяин своей избы.

Образ дома в лирике Есенина связан с домом-Россией. Но в трагический период послереволюционной реальности рушится
традиционный крестьянский дом, его пытаются заменить «общепропетарским домом» (Платонов. «Котпован»).

Вымирает традиционная русская деревня, утрачивает свои духовные грибницы крестьянская культура, сгорел от пожара родительский дом.

На смену «голубой Руси» приходит «Русь советская», и в ней нет места её недавнему певцу:

  1. я никому здесь не знаком,
    А те, что помнили, давно забыли.
    И там, где был когда-то отчий дом,
    Теперь лежит зола да слой
  2. дорожной пыли.
  3. Творчество Есенина 1920-х годов всё проникнуто мотивом бесприютности, скитальчества, бездомности. Бездомности лирического героя в общероссийском доме, родной стране:

и в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим
угрюмый

Бог весть с какой далёкой стороны

Строительство в революционные и послереволюционные годы нового, советского дома обернулось всеобщим бездомьем и бесприютством.

В то время, когда пролетарские поэты воспевали «коммуной вздыбленную Русь», Есенин одним из первых в нашей литературе с болью в сердце пишет о Руси бесприютной, судьбе тысяч и тысяч советских Оливеров Твистов.

Нет будущего у страны, у которой дети беспризорные, оставлены на произвол судьбы:

  • Но есть на этой
    Горестной земле,
    Что всеми добрыми
  • И злыми позабыты.
  • Мальчишки лет семи-восьми
    Снуют средь штатов без призора,
    Бестелыми корявыми костьми
    Они нам знак
  • Тяжёлого укора.

В советские годы изба с её вековыми традициями уходит из русской поэзии. В последний раз пропоёт ей песню поэт в известном стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая … », хотя «золотая бревенчатая изба» здесь уже осталась вся в прошлом вместе с его «голубой Русью».

В последние годы жизни Есенина меняется система ключевых образов его художественного творчества.

Поэт проделывает сложный путь от крестьянского поэта к поэту всероссийского и мирового масштаба, от воспевания дома-избы — к дому в душе человека.

Дому, который предполагает самоценность индивидуального человеческого существования в самых разнообразных формах бытия, того, что художественно ёмко сформулировал его любимый поэт Пушкин: «Самостоянье человека — залог величия его».

Читайте также:  Аленький цветочек - краткое содержание сказки аксакова

Хулиганство Есенина и его «Москва кабацкая» — это не столько побег от бездушного мира, сколько вызов ему своим неподчинением, маргинальным поведением. К сожалению, некоторые исследователи любят смаковать факты биографии Есенина, связанные с его хулиганством.

Значительно «перегнули палку» в этом отношении и создатели телесериала «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли.
Да, Есенин — певец «золотой бревенчатой избы», «малинового поля», «голубой Руси». И таким его хотели видеть и видят многие его читатели и исследователи творчества.

Но Есенин несводим только к этой теме.

Его всерусскость и всемирность прежде всего в том, что он — выразитель души человека с её радостями и болями, перепадами настроения, грустью и печалью, верой и безверием, надеждой и отчаянием, того, что открывается нам в высокие, решающие моменты нашего бытия. К сожалению, долгое время такого поэта мы не знали и не понимали, а стихи о драме человека в «разворочённом бурей быте» считали «упадническими».

Природа живёт своей глубинной, цельной жизнью: она радуется, сияет в минуты восхода солнца, грустит и печалится в часы вечернего заката.

Лирический герой Есенина, кажется, отзывается на всё это, чувствует и переживает, но это всё чувства, вызванные созерцанием, они вторичны.

Его бессмертная душа испытывает неутолённую тоску оттого, что её пребывание на земле кратко, мгновенно, но она так сильно полюбила эту землю, что каждый день пребывания на ней воспринимается как ещё один день расставания с её нивами, полями, лугами и чащами:

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Но несмотря на усиливающийся трагизм восприятия бытия поэтом, «печаль его светла», в ней нет безысходности. Его лирический герой ищет и находит гармонию в самой жизни, мимолетных её радостях и разнообразных проявлениях.

В общности с людьми, с которыми довелось жить, бессмертной природе с её нетленной красотой.

А «низкий дом с голубыми ставнями», который всё чаще и чаще
появляется в стихах поэта его последних лет жизни, является уже не только отчим домом, символом Родины, но и спасительным домом-Храмом:

  1. Потому так и днями недавними
    Уж не юные веют года …
    Низкий дом с голубыми ставнями,
  2. Не забыть мне тебя никогда.

Источник: https://info-shkola.ru/obraz-izby-doma-v-tvorchestve-esenina/

Анализ стихотворения «В хате» Есенина С.А

Анализ стихотворения

«В хате» Есенина С.А

Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии».

Автор легко, ярко и образно описывает деревенский быт, просто рассказывает о предметах и окружающем мире, повседневной жизни крестьян.

Здесь читатели могут увидеть всё «изнутри», глазами лирического героя, который, безусловно, является не обычным зрителем, а участником происходящего, живёт этой жизнью.

Стихотворение было впервые издано в 1915-м году. Его опубликовали в журнале «Голос жизни», произведение не было озаглавлено. Длительное время стихотворение называли по первой строчке: «Пахнет рыхлыми драчёнами…», но потом оно получило заглавие «В хате».

Современники поэта отмечают, что именно данное произведение Сергей Есенин любил читать. В нём объединились яркие черты творчества автора: оригинальный слог, лёгкий и образный язык, тема деревни и трогательное отношение к животным, запоминающиеся детали и экспрессивные определения.

Сюжет, композиция, тема стихотворения

В стихотворении автор описывает деревенский быт, предметы в хате, обычную жизнь крестьян. Автор и лирический герой едины. Поэт говорит о матери в третьей строфе, просто отмечая, насколько тяжела была работа крестьянки.

Композиция стихотворения линейная, произведение носит описательный характер. Поэт рассказывает о быте в крестьянской хате, хотя и «за порог» тоже выходит: в четвёртой строфе описывается двор с петухами.

Всё стихотворение укладывается в пять небольших строф, но читатель узнаёт из него очень многое, может ярко представить себе в картинках деревенскую жизнь.

Сначала предстаёт образ деревенской нехитрой еды: рыхлых драчён, кваса. Здесь же мы видим точёные печурки и прячущихся в пазах тараканов. Они считались жильцами изб по праву и символизировали относительное благополучие. Известно, что в новую избу тараканов брали с собой, а не оставляли погибать.

Затем читатель может узнать, как готовится пища. Образы заслонки с сажей, печки, солонки на лавке со скорлупой яиц дают представление о быте. Всё это делается женскими руками. Читатели будто воочию могут увидеть мать лирического героя, которая не в силах сладить с ухватами и низко сгибается. У старого кота тоже своё дело. Он крадётся к парному молоку.

Во дворе квохчут куры, поют петухи. В углах избы прячутся кудлатые щенки. Каждый читатель с лёгкостью ощутит себя в обстановке деревенского быта, прочитав это яркое, наполненное многочисленными деталями и запоминающимися образами стихотворение.

Стихотворение имеет перекрёстную рифму: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Написано стихотворение хореем, но при этом на последний слог тоже часто падает ударение.

Художественные средства изобразительности

Стихотворение «В хате» привлекает множеством слов, которые уже во времена Есенина были известны далеко не всем. Это специфическая деревенская лексика.

Когда поэт читал это произведение, он пояснял многие слова, поскольку присутствующие даже не представляли себе их значение.

Драчёны, дёжка, печурка, ухваты, махотка, соха – все эти слова придают стихотворению особое обаяние, максимально приближают читателя к деревенскому быту.

Всё в этом стихотворении описано у Есенина очень ярко и образно, при этом основным принципом построения текста становится максимальная лаконичность. Здесь нет множества определений, сложных для восприятия символов. При этом читатель с лёгкостью сумеет всё представить в картинках.

Интересно, что происходящее передаётся в динамике, движении. Это придаёт стихотворению ещё большую реалистичность. Тараканы лезут, сажа вьётся, мать нагибается, кот крадётся, щенки заползают.

Мы можем даже услышать звуки: квохтанье кур, пение петухов, шум ухватов, шорохи и потрескивание. Сам автор называет всё это «пугливой шумотой».

Именно этот яркий образ-символ, включающий в себя окказионализм поэта «шумота», становится в произведении центральным.

Читая стихотворение Сергея Есенина «В хате», каждый сумеет окунуться в деревенский быт, представить себе неповторимую атмосферу крестьянской хаты. Произведение выдержано в едином стиле. Оно написано лёгким слогом, ярким и образным, характерным для поэта. Здесь всё просто, лаконично, доступно и в то же время своеобразно, а специфическая лексика позволяет нам читать о деревне на её языке.

Источник: https://libaid.ru/katalog/e/esenin-sergej/3430-analiz-stikhotvoreniya-v-khate-esenina-s-a

Диалектизмы в стихотворении С.А. Есенина «В хате»

Введение

Читайте также:  Алексей николаевич толстой. жизнь и творчество

Лирика Сергея Есенина представляет собой одно из наиболее интересных явлений русской литературы. Ещё с детства каждый из нас с наслаждением читал самобытные стихи этого поэта.

От произведений Есенина веет до боли родным, русским… Кто ещё смог так искренне и просто воспеть русскую природу, русский народ, русскую деревню с их неординарным, ярким мышлением, языком, бытом? Но для полного и глубокого осмысления творчества  поэта необходимо тщательно изучить язык его стихов, в частности, диалектизмы. Именно поэтому и необходимо провести анализ поэтической речи Сергея Есенина.  

Актуальность нашего исследования заключается в изучении проникновения диалектизмов в общелитературный язык (это явление довольно редкое, но случаи такого перехода встречаются и основываются на традициях и других факторах), чтобы наиболее полно прочувствовать мировоззрение поэта и специфику его поэтической речи.  

Предметом нашей работы является диалектная лексика, её употребление и разновидности, объектом – стихотворение С.А. Есенина «В хате».

  • Целью нашего исследования является анализ семантики диалектизмов лишь в одном стихотворении Есенина, их тематические группы, выявление ассоциаций, возникающих в контексте.
  • Как следствие из поставленной цели перед нами сразу же встают следующие задачи:
  • 1) дать определение и характеристику диалектизмов, разделить их на тематические группы и определить их семантические функции в произведении;
  • 2) описать и оценить своеобразие языка С. Есенина;

3) уделить особое внимание употреблению С. Есениным диалектной лексики в связи с раскрытием наиболее ярких образов.

  1. В нашем исследовании были использованы следующие методы работы:
  2. 1) описательный (описание диалектной системы языка; описание общих особенностей языка Есенина);
  3. 2) метод сплошной выборки (создание картотеки, содержащей необходимые лексические единицы);
  4. 3) сопоставительный (реализация семантики диалектизмов в языке жителей деревни и в поэтической речи Есенина).
  5. Практическое применение наша работа может найти на уроках, семинарах, факультативах занятиях по русскому языку и литературе.
  6. Диалектизмы и их виды

Лексика современного русского языка распадается на две основные группы: лексику общеупотребительную и лексику ограниченного употребления. К общеупотребительной лексике относятся слова, использование которых ничем не ограничено.

В неё входят слова из разных областей жизни современного общества: политической, экономической, культурной, бытовой и т.д.

В группе лексики ограниченного употребления выделяются, во-первых, слова, присущие тем или иным говорам, диалектам (так называемые диалектизмы); во-вторых, слова специальные – профессионально-терминологические, а также жаргонные (или арготические).

Говор, или диалект, – самая маленькая территориальная разновидность языка, на которой говорят жители одной деревни или нескольких близлежащих деревень.

Диалектные слова, которые используются в художественной литературе, называются диалектизмами. Термин “диалектизм” включает в себя не только то, что относится к особенностям словарного состава того или иного диалекта, или говора, но и то, что составляет его фонетическую, словообразовательную или грамматическую особенность. Исходя из этого, выделяют:

1. Лексические диалектизмы — слова, известные только носителям диалекта и за его пределами, не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов.

2. Этнографические диалектизмы — слова, называющие предметы, известные лишь в определенной местности.

3. Лексико-семантические диалектизмы — слова, обладающие в диалекте необычным значением.

4. Фонетические диалектизмы — слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление.

5. Словообразовательные диалектизмы — слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление.

6. Морфологические диалектизмы — не свойственные литературному языку формы словоизменения.

А.М. Горький называл Есенина своеобразно талантливым и законченно русским поэтом и писал о нём: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился и рос в селе Константинове, что на Рязанщине. С самого раннего детства он слышал образную народную разговорную речь. Мать Татьяна Федоровна пела ему старинные песни. Бабушки Наталья Евтеевна и Аграфена Панкратьевна рассказывали сказки.

Дед пересказывал Библию. Сережа Есенин запоминал услышанное и некоторые сказки переделывал на свой лад. Знание народного языка пригодилось ему, когда он стал поэтом. В своих стихотворениях он использовал много диалектных слов. Наиболее часто диалектизмы встречаются в ранних его произведениях.

Диалекты в творчестве С.Есенина — это причудливая смесь старослявянской книжной лексики, народного языка и говора рязанской деревни.

Во всех произведениях, посвященных деревне, а их в творчестве поэта довольно много, С. Есенин подчеркивает нерасторжимую связь крестьянской жизни с природой, любуется поэтичными картинами сельских пейзажей. Да и не только крестьянскую избу, но и монастырь, и старую церквушку поэт умело и органично вписывает в неповторимый по своей сказочной красоте ландшафт бескрайней родной земли.

Примечательно, что Есенин ценит не только эстетическую сторону деревенской жизни, но и внутреннюю целесообразность всего крестьянского уклада.

В своей работе мы анализировали стихотворение С.А. Есенина «В хате». В произведении встречается 18 диалектизмов(печурка, паз, ухват, заслонка, соха, хомуты, сени и другие).

Главное украшение любого домашнего очага — расторопная хозяйка. Именно благодаря ей в хате так хорошо и уютно. Невольно вспоминается русская пословица: «Не та хозяйка, что говорит, а та, что щи варит».

Использование диалектных слов в стихотворении придает произведению особый колорит: драчены — блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом,

дежка — кадка. Нашлось место в хате и домашним животным и птицам (котам, щенкам, курам).

В есенинской хате по-деревенски просто, но уютно, и чувствуется, что в ней живут трудолюбивые люди, привыкшие сами себе добывать хлеб.

Типология диалектизмов у С. Есенина.

Перед нами стояла задача найти в произведении С.А. Есенина диалектизмы, классифицировать их. Для этого мы воспользовались классификацией Розенталя Д.Э., Голуб И.Б. и Теленковой М.А.. Найденные нами областные слова разделили на четыре группы: лексические, этнографические, фонетические и морфологические диалектизмы.

 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ. В стихах Есенина можно обнаружить обилие областных слов лексического характера.

  • А в окне на сени скатые,
  • От пугливой шумоты,
  • Из углов щенки кудлатые
  • Заползают в хомуты
  • Из отрывка стихотворения «В хате» проанализируем диалектизм «кудлатые».
  • В словаре под ред. Филина имеется два омонима, в стихотворении используется первый:

Кудлатый. Курчавый.

В словаре Ожегова и Шведовой этот диалектизм дается с пометой «просторечный»:

Кудлатый. (прост) То же,  что лохматый.

В словаре Даля читаем:

Кудлатый – мохнатый, косматый, съ длинными и всклокоченными волосами.

2. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ. В произведениях Есенина встречаются и такие слова, которые характерны лишь для определённой местности.

  1. Пахнет рыхлыми драчёнами;
  2. У порога в дежке квас,
  3. Над печурками точёными
  4. Тараканы лезут в паз.
  5. Диалектизм «дежка» находим в трёх словарях.
  6. В словаре Ожегова и Шведовой даны варианты и помета «обл.»:

Дежа (дёжка) (обл.) То же, что квашня (деревянная кадка, кадушка для теста) (в 1-м значении).

Читайте также:  Анализ романа в списках не значился васильева

В словаре под ред. Филина даны четыре значения, здесь в первом; есть варианты:

Дежа (дежа). Деревянная кадка, в которой приготовляется тесто для хлеба; квашня.

В словаре Даля также есть варианты:

Дежа – квашня, заторникъ, кадка, въ которой квасятъ и месятъ тесто на хлебы.

3.   ФОНЕТИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ.

Диалектизм «квохчут» («В хате») в словаре Ожегова и Шведовой имеет стилистическую помету «областное»:

Квохтать. То же, что клохтать (о курах и самках некоторых других птиц: кудахтать, издавать короткие, повторяющиеся звуки).

В словаре под ред. Филина этот диалектизм имеет варианты:

Квохтать, квохтать и квахтать. То же, что квокать (в 1-м значении – издавать короткие громкие звуки, клохтать (о курах) (всего 6 значений).

В словаре Даля также даны варианты: Квохтать (квохтать) – о курах; особым криком проситься на яйца и тем же криком сзывать, водить цыплят.

4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ. Диалектизм «наклонилися» («У могилы») в литературном языке имеет постфикс –сь.  В словаре Ожегова и Шведовой читаем:

     Наклониться. Клонясь, сгибаясь, опуститься, направиться книзу.

  •      В словаре Даля представлен только невозвратный глагол: Наклонять (наклонить) – нагибать книзу, опускать верхним концом, отводить, за верх, от отвесного положения.
  • Мать с ухватами не сладится,
  • Нагибается низко,
  • Старый кот к махотке крадется На парное молоко.

Диалектизм «крадется» в литературном языке имеет форму 3-го лица ед.ч. – крадётся.

   В словаре Ожегова и Шведовой:  Красться. Проходить куда – н. тайком, незаметно.

   У Даля следующее толкование:    Красться – подкрадываться или идти украдкой, тайком, крадучись.

Анализируя примеры, мы понимаем, что диалектизмы, родная рязанская речь, органично влившаяся в общий поток поэтического слова Есенина, позволяют ему «петь по-свойски», самобытно, делают его поэзию «наилучшим выражением широких закатов за Окой и сумерек в сырых лугах, когда на них ложится не то туман, не то синеватый дымок с лесных гарей» (К.Г. Паустовский).

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства – всё это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать своё правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи.

Это единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел, потому что всё, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Это не тютчевская «вера», не лермонтовская «странная любовь», не страсть-ненависть Блока.

Это само «чувство родины».

Мы привели лишь малую часть примеров употребления диалектизмов в одном из произведений С.А. Есенина. Диалектные слова и формы используются поэтом естественно и легко. Они придают его поэтической речи выразительность, делают его образы запоминающимися и неповторимыми. Творческое наследие великого русского поэта является для нас неоценимым богатством русского языка.

  1. По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
  2. Знание диалектов необходимо, так как это часть нашего великого языка, это наша история.
  3. Диалектная лексика — это источник интересных открытий.
  4. Зная диалектную лексику, глубже понимаешь литературные произведения, в которых она используется.
  5. Заключение.

Творчество Сергея Александровича Есенина, яркое и содержательное, прочно вошло в нашу литературу и пользуется большим успехом у многочисленного читателя. Поэзия Есенина вобрала в себя лучшие художественные достижения фольклора, его нравственные искания.

В своей работе мы анализировали язык одного произведения поэта (стихотворение «В хате»). С.А. Есенин часто в своём творчестве употребляет диалектизмы, что помогает ему воссоздать перед читателем колорит деревенского быта.

Язык поэзии Есенина доставляет огромное эстетическое наслаждение. Он не только прост, народен, близок языку лучших русских поэтов – Пушкина и Некрасова, но изобразителен и красочно образен.

Огромна и его воспитательная роль.

Нельзя не согласиться с тем, что стихи Есенина о природе, о родной земле «пробуждают человечность, учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют ещё больше любить Родину».

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/dialektizmi_v_stihotvorenii_sa_esenina_v_hate_190147.html

Анализ стихотворения Есенина «В хате» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» – превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. Бухарова отмечала, что строки очаровывают в первую очередь непосредственностью. По ее мнению, Сергей Александрович нашел новые темы, слова, картины.

Диалектизмы, встречающиеся в тексте, ей показались более «точными, красочными и меткими», нежели «пошлые вычурные словообразования» Северянина, Маяковского и прочих подобных авторов. Венгеров писал, что Есенин сумел превратить в «золото поэзии» вещи самые простые.Как уже говорилось выше, в стихотворении представлен крестьянский быт.

Сергей Александрович рисует реалистичную картину, наполненную интересными подробностями. Поэт выступает в роли внимательного наблюдателя, который способен подметить и передать даже мельчайшие детали. Изба и двор – место гармоничного сосуществования людей и зверей. Сначала лирический герой обращает внимание читателей на едва ли не главного человека в крестьянском доме – хозяйку (мать).

Затем он переходит к важнейшему обитателю хаты, если говорить о домашних любимцах, – старому коту.Далее действие переносится во двор. Там тоже кипит жизнь – квохчут куры, «запевают обедню стройную петухи», «щенки кудлатые заползают в хомуты». По стихотворению видно, с какой любовью и нежностью относится Есенин к простому деревенскому люду.

В доме, изображенном в тексте, живут люди небогатые, но трудолюбивые, знающие истинную цену хлеба и умеющие на него заработать.Созданию деревенского колорита не в последнюю очередь способствует употребление диалектизмов. Чтобы узнать значение некоторых из них, современному читателю придется обратиться к словарю.

Например, дежка – это кадушка для теста, кваса; драчены – запеченные лепешки, делающиеся из картофеля или пшеничной каши; попелица – зола; махотка – горшок, в котором хранится квас или молоко.

К теме деревни Есенин обращался на протяжении всего творческого пути. Особенно интересно ее развитие в контексте восприятия поэтом Октябрьской революции. Сначала Сергей Александрович радовался приходу к власти большевиков.

Он искренне полагал, что свержение императора приведет к окончательному освобождению крестьян из-под гнета богачей. Спустя некоторое время Есенин осознал свою ошибку.

Индустриализацию, шагавшую по стране семимильным шагами, поэт так и не сумел принять.

 Сергей Есенин — В хате: СтихПахнет рыхлыми драченами;У порога в дежке квас,Над печурками точенымиТараканы лезут в паз.Вьется сажа над заслонкою,В печке нитки попелиц,А на лавке за солонкою —Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,Нагибается низко,Старый кот к махотке крадетсяНа парное молоко.Квохчут куры беспокойныеНад оглоблями сохи,На дворе обедню стройнуюЗапевают петухи.

А в окне на сени скатые,От пугливой шумоты,Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/5491-analiz-stikhotvoreniya-esenina-v-khate.html

Ссылка на основную публикацию