Мелкий бес — краткое содержание романа сологуба

Федор Сологуб.

Фотография ателье «А. Рентц и Ф. Шрадер». Санкт-Петербург, 1899 г. Музей ИРЛИ.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Роман «Мелкий бес» начат в 1892 году, окончен в 1902 году. Первый раз напечатан в журнале «Вопросы жизни» за 1905 год, №№ 6–11, но без последних глав. В полном виде роман появился первый раз в издании «Шиповника» в марте 1907 года.

В печатных отзывах и в устных, которые мне пришлось выслушать, я заметил два противоположные мнения.

Одни думают, что автор, будучи очень плохим человеком, пожелал дать свой портрет и изобразил себя во образе учителя Передонова.

Вследствие своей искренности автор не пожелал ничем себя оправдать и прикрасить и потому размазал свой лик самыми черными красками.

Совершил он это удивительное предприятие для того, чтобы взойти на некую Голгофу и там для чего-то пострадать. Получился роман интересный и безопасный.

Интересный потому, что из него видно, какие на свете бывают нехорошие люди. Безопасный потому, что читатель может сказать: «Это не про меня писано».

Другие, не столь жестокие к автору, думают, что изображенная в романе передоновщина — явление довольно распространенное.

Некоторые думают даже, что каждый из нас, внимательно в себя всмотревшись, найдет в себе несомненные черты Передонова.

Из этих двух мнений я отдаю предпочтение тому, которое для меня более приятно, а именно второму.

Я не был поставлен в необходимость сочинять и выдумывать из себя; все анекдотическое, бытовое и психологическое в моем романе основано на очень точных наблюдениях, и я имел для моего романа достаточно «натуры» вокруг себя.

И если работа над романом была столь продолжительна, то лишь для того, чтобы случайное возвести к необходимому, чтобы там, где царствовала рассыпающая анекдоты Айса, воцарилась строгая Ананке.

Правда, люди любят, чтобы их любили. Им нравится, чтоб изображались возвышенные и благородные стороны души. Даже и в злодеях им хочется видеть проблески блага, «искру Божию», как выражались в старину. Потому им не верится, когда перед ними стоит изображение верное, точное, мрачное, злое. Хочется сказать:

— Это он о себе.

Нет, мои милые современники, это о вас я писал мой роман о Мелком бесе и жуткой его Недотыкомке, об Ардалионе и Варваре Передоновых, Павле Володине, Дарье, Людмиле и Валерии Рутиловых, Александре Пыльникове и других. О вас.

Этот роман — зеркало, сделанное искусно. Я шлифовал его долго, работая над ним усердно.

Ровна поверхность моего зеркала, и чист его состав. Многократно измеренное и тщательно проверенное, оно не имеет никакой кривизны.

Уродливое и прекрасное отражаются в нем одинаково точно.

Январь 1908 года

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЯТОМУ ИЗДАНИЮ

Мне казалось когда-то, что карьера Передонова закончена и что уж не выйти ему из психиатрической лечебницы, куда его поместили после того, как он зарезал Володина.

Но в последнее время до меня стали доходить слухи о том, что умоповреждение Передонова оказалось временным и не помешало ему через некоторое время очутиться на свободе, — слухи, конечно, мало вероятные.

Я упоминаю о них только потому, что в наши дни и невероятное случается. Я даже прочитал в одной газете, что я собираюсь написать вторую часть «Мелкого беса».

Я слышал, будто бы Варваре удалось убедить кого-то, что Передонов имел основание поступить так, как он поступил, — что Володин не раз произносил возмутительные слова и обнаруживал возмутительные намерения, — и что перед своею смертью он сказал нечто неслыханно-дерзкое, что и повлекло роковую развязку. Этим рассказом Варвара, говорили мне, заинтересовала княгиню Волчанскую, и княгиня, которая раньше все забывала замолвить слово за Передонова, теперь будто бы приняла живое участие в его судьбе.

Что было с Передоновым по выходе его из лечебницы, об этом мои сведения неясны и противоречивы. Одни мне говорили, что Передонов поступил на службу в полицию, как ему и советовал Скучаев, и был советником губернского правления. Чем-то отличился в этой должности и делает хорошую карьеру.

От других же я слышал, что в полиции служил не Ардальон Борисович, а другой Передонов, родственник нашего. Самому же Ардальону Борисовичу на службу поступить не удалось или не захотелось; он занялся литературною критикою. В статьях его сказываются те черты, которые отличали его и раньше.

Этот слух кажется мне еще неправдоподобнее первого.

Впрочем, если мне удастся получить точные сведения о позднейшей деятельности Передонова, я расскажу об этом достаточно подробно.

(Август 1909 г.)

ДИАЛОГ (К СЕДЬМОМУ ИЗДАНИЮ)

— Душа моя, чем ты так смущена?

— Ненавистью, которая окружает имя автора «Мелкого беса». Многие, такие различные в остальном, сошлись в этом.

— Прими смиренно злость и брань.

— Но разве этот наш труд не достоин того, чтобы нас благодарили? Откуда же ненависть?

— Эта ненависть подобна испугу. Ты слишком громко будишь совесть, ты слишком откровенна.

— Но разве нет пользы в моей правдивости?

— Ты ждешь комплиментов! Но ведь здесь не Париж.

— О да, не Париж!

— Ты, душа моя, истинная парижанка, дитя европейской цивилизации. Ты пришла в нарядном платье и в легких сандалиях туда, где носят косоворотки и смазные сапоги. Не удивляйся же тому, что смазной сапог порою грубо наступит на твою нежную ногу. Его обладатель — честный малый.

— Но такой угрюмый! И такой неловкий!

Май 1913

(ПРЕДИСЛОВИЕ) К СЕДЬМОМУ ИЗДАНИЮ

Внимательные читатели моего романа «Дым и Пепел» (четвертая часть «Творимой Легенды»), конечно, уже знают, какою дорогою идет теперь Ардальон Борисович.

Май 1913 г.

Я сжечь ее хотел, колдунью злую…

I

После праздничной обедни прихожане расходились по домам. Иные останавливались в ограде, за белыми каменными стенами, под старыми липами и кленами, и разговаривали. Все принарядились по-праздничному, смотрели друг на друга приветливо, и казалось, что в этом городе живут мирно и дружно. И даже весело. Но все это только казалось.

Гимназический учитель Передонов, стоя в кругу своих приятелей, угрюмо посматривая на них маленькими, заплывшими глазами из-за очков в золотой оправе, говорил им:

Конец ознакомительного отрывка Мелкий бес - краткое содержание романа Сологуба Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью

Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/518607-fedor-sologub-melkiy-bes.html

Краткое содержание “Мелкого беса” Сологуба

Ардальон Борисыч Передонов – учитель словесности в гимназии небольшого провинци­ального городка. Он человек образованный (кандидат университета), важный. Быть настороженным и сердитым – обычное состояние для Ардальона Борисыча, он всегда себе на уме: ну а как же доверять мерзким завистникам вокруг, которые только и ждут случая подставить его, испортить карьеру.

Передонов метит в инспектора, и небезосно­вательно: он уверяет всех знакомых, что сама княгиня Волчанская из Петербурга пообещала ему протекцию. Но есть одно обязательное

условие: Передонов должен жениться на своей сожительнице (и троюродной сестре) Варваре Дмитриевне Малошиной – грубой, неряшливой, вульгарно раскрашенной женщине, – которая некогда служила у княгини портнихой. Кстати, от Варвары и узнал Ардальон Борисыч об обещании княгини.

Эта женщина одержима идеей венчания с Передоновым, а он, в свою очередь, – получением должности.

Чтобы укрепить и ускорить решение Передонова жениться на ней, Варвара задумывает небольшую аферу: с помощью приятельницы Грушиной она изготавливает поддельное письмо, в котором от лица княгини уверяет Ардальона Борисыча, что место ему обеспечено, и чем скорее он женится на Варваре, тем скорее станет инспектором. Передонов, получив письмо, торжествует. Дело за малым: по его словам, венчаться недолго.

“Будущий инспектор” важничает, рассказывает о письме в домах своих знакомых, но становится еще подозри­тельнее: он уверен, число завистников растет, и они готовы на все, лишь бы лишить его заветной мечты и занять его место.

Передонов предпринимает меры предосто­рожности: он прячет сочинения Писарева, чтоб его не приняли за радикала или (еще хуже) коммуниста, обходит всех крупных городских чиновников с целью предупредить о вражьей клевете, крупном заговоре против него.

Уже совсем войдя в роль инспектора, Передонов считает своей обязанностью лично посещать родителей своих воспитанников и докладывать им о плохой успеваемости и несносном поведении их отпрысков. Обычно Передонов обвиняет гимназистов не по делу, лишь с профилак­тической целью, и получает истинное удовольствие, если родители верят и при нем наказывают своих чад.

Тем временем Варвара остается неудовле­творенной из-за неизменившегося положения, она злится, ругается с прислугой, сплетничает с Грушиной. Однажды приятельница делится с ней интересной догадкой: Саша Пыльников, гимназист шестого класса, – это переодетая барышня. Якобы его тетке было выгоднее обучать дочь под видом своего племянника, а самого мальчика она оставила при себе.

Варвара, разумеется, делится такой любопытной новостью с сожителем. Передонов, ни на секунду не усомнившись в ее словах, отправляется на квартиру, где проживал(а) гимназист(ка), однако визит оказался безуспешным. Тогда Передонов стал высмеивать Сашу в гимназии, а потом сообщил свои подозрения директору.

Директор по фамилии Хрипач, конечно, в такие глупости не поверил, но все же, когда был предоставлен случай, отправил Сашу на осмотр к врачу, после чего окончательно убедился, что гимназиста оклеветали, и успокоился.

Но в маленьком городке слухи расползаются со страшной быстротой, и вот уже любопытная озорница Людмила Рутилова, одна из четырех сестриц Рутиловых (остальные – младшая Валерия, старшая Дарья и уже замужняя, остепенившаяся Лариса), идет в дом к своей знакомой Коковкиной, у которой проживал гимназист Пыльников, дабы посмотреть на девушку, наряженную юношей. Людмила понимает, что ошиблась, но ее интерес к Саше не пропадает. Она чистой любовью влюбляется в невинного, милого мальчика.

Они видятся очень часто, каждый раз весело проводят время вдвоем и сильно сближаются. Скоро все в городе обсуждают порочную связь молоденького гимназиста и девицы, над Пыльниковым издеваются товарищи и учитель Передонов – главный зачинщик. Саше обидно за себя и за Людмилочку: в его глазах все не так, как это представляют недобро­желатели.

Кажется, в целом городе нет никого, в чьем сознании живы еще такие понятия, как доброта, честь, вежливость, терпимость. Каждое событие завязано на каком-то пороке или несуразности. Люди замечают только недостатки других, игнорируя свои собственные, обсуждают и осуждают друг друга.

Самым ярким предста­вителем этого прогнившего общества является Передонов. В этом герое воплощены все негативные личностные черты, которыми только может обладать человек: грубость, невежество, ложь, лицемерие, лень, зависть, развратность, подлость. Но главной бедой Передонова становится его мнительность, она доводит его до безумия.

Слишком увлеченный разыгрыванием из себя важной персоны, Передонов постоянно откладывает свадьбу. Варвара решается на второе поддельное письмо, продумывает все до мелочей, даже подкупает почтальона, чтобы тот во избежание всяческих сомнений при Ардальоне Борисыче доставил письмо в конверте. Теперь Передонов уверен: инспекторское место в его руках.

Пришло время жениться на Варваре. После венчания самоуве­ренность Передонова растет в геометрической прогрессии. Она передается многим его знакомым: люди ждут, что вот-вот придет бумага, и Передонов получит новую должность.

Правда, в поведении Ардальона Борисыча проявляется некоторая странность: он вырезает глаза карточным дамам, королям и валетам, которые подглядывают за ним, или просит парикмахера остричь своего кота, чтобы обезопасить себя от вредоносного электри­ческого тока в его шерсти. Ни сам Передонов, ни его жена не придают особого значения этим странностям – лишь бы поскорее уехать на новое место! Но, разумеется, бумага не приходит, сумасшествие Передонова стремительно развивается.

Однажды Варвара, Грушина и одна их приятельница Преполо­венская собираются, чтобы выпить. Так вышло, что Варвара сболтнула про поддельные письма при посторонней. Та пообещала хранить тайну и по секрету рассказала обо всем Вершиной – главной местной сплетнице.

Весть об обмане Передонова разносится по всему городу. Но сам Ардальон Борисыч не замечает подшучиваний и намеков – настолько тверда его мысль о повышении. Он настолько странно себя ведет, что директор гимназии временно отстраняет его от занятий и приглашает губернского врача для освидетель­ствования психического расстройства своего сотрудника.

Ардальон Борисыч только рад отставке.

Актеры местного театра организуют маскарад, на который собираются почти все жители города. На наряды не скупятся – всем хочется победить в конкурсе на лучший маскарадный костюм. Кем только не наряжаются горожане в день торжества – и женщиной-колосом, и древним германцем, и дамой-медведем, и мужчиной-петухом. Грушина, которую любезно просят прикрыться, выступает в образе богини Дианы.

Сестры Рутиловы рядятся цыганкой, испанкой и турчанкой – вся их фантазия ушла на создание костюма для Саши Пыльникова.

По итогам конкурса, победителями становятся древний германец и гейша. Публика не радуется – только завидует. Сначала все набрасываются на германца и срывают с него маску: выясняется, что это актер Бенгальский. Все убеждены, что он, будучи одним из организаторов, выиграл нечестно.

Затем жертвой одичавшей толпы становится гейша. Чудом древнему германцу удается вырвать бедняжку из рук орущих и царапающихся обиженных, разъяренных женщин и мучимых любопытством мужчин. Будучи в безопасном месте, германец уговаривает гейшу раскрыться: ею оказывается Саша Пыльников. Шалость сестер Рутиловых удается, и сам Саша в восторге.

Бенгальский обещает не выдавать Сашу, и надолго сдерживает слово.

Читайте также:  Морские обитатели - сообщение доклад

На том же маскараде присутствует и Передонов. В своем помешательстве он перестал отличать иллюзии от реальности. В последнее время ему не давала покоя серая недотымка – существо, воплощающее бесовские силы. На маскараде она становится особенно докучливой и вынуждает Передонова поджечь занавес в одной из комнат.

Люди не пострадали, но здание сгорело. Преступление Передонова остается безнаказанным: никто не уличает его в поджоге.

Часто Ардальон Борисыч проходит мимо дома сплетницы Вершиной, которая всегда зазывает его в гости. Он нередко составлял ей компанию, вот и на этот раз не отказывается заглянуть. В своей притворной жалости к Передонову ехидная женщина высказывает напрямую, как ловко его одурачили.

Передонов окончательно сходит с ума.

Его мучительно устрашает все и вся: щели в дверях, игральные карты, собственный кот, жена и даже жалкий прихвостень Павлушка Володин – коллега Передонова, который всю жизнь безвольно терпел от него оскорбления.

Передонов за внешность и манеры Володина часто сравнивал его с бараном, и даже подозревал, что Павлушка оборотень и обращается иногда бараном, чтобы уличить Передонова в чем-нибудь, донести, устранить конкурента и самому стать инспектором.

На следующий вечер Передонов выпивает в компании Варвары и Володина. Алкоголь и пьяная беседа все больше раздражают его помутненный рассудок. Перебрав и осмелев, Володин с презрительным сожалением говорит приятелю: “Околпачили тебя, Ардаша”.

На это Передонов свирепо рычит: “Я тебя околпачу!”, набрасывается на него с ножом.

В городе поднимается паника, весть о жестоком убийстве распространяется мгновенно. Когда люди входят в дом, Передонов сидит понуро, безумными глазами смотрит на труп и бормочет что-то бессмысленное.

Реальной основой для характеров и событий романа явились дикие нравы уездного города Великие Луки, где Ф. Сологуб в период с 1885 по 1889 гг. работал учителем. Автор признавался, что он “значительно смягчил краски “Мелкого беса”; были факты, которым никто бы все равно не поверил, если бы их описать”.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-melkogo-besa-sologuba/

Мелкий бес — краткое содержание романа Сологуба

Преподаватель словесных наук в одной из гимназий по фамилии Передонов, является ключевым персонажем произведения Сологуба «Мелкий бес». Мужчина живет в небольшом городке и трепетно относится к своей профессии. Он так стремится подняться по карьерной лестнице, что впоследствии теряет разум.

Желание быть признанным и достичь высот в своей работе вынуждает Ардальона Борисыча тщательно контролировать все, что он произносит в разговоре с людьми. Преподаватель часто ходит сердитым и хмурым, считая, что именно такое выражение лица защитит его от завистников, которые в любой момент могут разрушить его планы.

Главное желание Передонова, занять должность инспектора. Он всех вокруг убеждает, что за него хлопочет сама княгиня Волчанская. Главным условием его продвижения по карьерной лестнице является женитьба на своей троюродной сестре по имени Варвара Дмитриевна Малошина. Некоторое время назад девушка работа портнихой в доме княгини.

Варвара Дмитриевна – это неряшливая и вульгарная женщина, предпочитает ярко краситься. Именно она, заинтересованная, в том, чтобы Ардальон Борисыч стал ее супругом, рассказала своему сожителю про обещание княгини Волчанской. Эти два человека безумны в своих идеях – один в скорейшем венчании, другой – в получении желаемой должности.

Для того, чтобы скорее женить на себе Передонова, Варвара Дмитриевна тайно, вместе со своей подругой Грушиной составляют поддельное письмо, будто бы написанное рукой княгини. Женщины передают его в руки Ардальона Борисыча и тот, прочитав его, восторжествовал. Остается только скорее повенчаться.

Полученное письмо делает Передонова еще более осторожным в общении со своими знакомыми. При каждой встрече в своем собеседнике он видит только врага, который ему завидует и хочет любыми путями помешать стать инспектором. Ардальон Борисыч становиться еще более мнительным и подозрительным.

Постепенно, уже совсем войдя в роль «инспектора» Передонов начинает лично ходить в дома своих учеников-гимназистов и рассказывать их родителям о плохом поведении и успеваемости. Ему нравиться, когда родителя верят преподавателю, а их чада получают наказание. Ардальон Борисыч оправдывает свое поведение тем, что рассказывает об этом не со зла, а в качестве профилактических мероприятий.

Между тем, Малошина, не дождавшись от своего жениха никаких сдвигов в приближении женитьбы, решается на одну авантюру. Она пускает слух о том, что в гимназии, переодевшись в мальчика, учиться девочка.

Узнав об этой курьезной ситуации, Передонов незамедлительно отправляется в дом к ребенку, чтобы убедиться в правдивости слухов. Одновременно он рассказывает об этой ситуации и директору учебного заведения.

Директор отправляет мальчика на медосмотр. Когда доктор объявил об ошибке и с ребенка были сняты все обвинения, слухи об этой ситуации быстро распространились по всему городу. Варвара Дмитриевна, воспользовавшись очередной ситуацией, вновь пишет поддельное письмо и отдает в руки преподавателя. Наконец, благодаря этому, ее мечта осуществилась.

Но женившись, Передонов стал совершать нелепые и необдуманные поступки. Окружающим начало казаться, что преподаватель стал потихоньку сходить с ума. Однажды, собравшись в кругу своих подруг, Варвара Дмитриевна проболталась о том, как ловко она обманула Ардальона Борисыча и дала ему в руки поддельное письмо.

Такая новость быстро разошлась по всему городу. Но мужчина никак не отреагировал на эти сплетни, он даже не видит, что окружающие уже в открытую над ним смеются. Засомневавшись в здравомыслии своего подчиненного, директор отстраняет Передонова от службы.

Ардальон Борисыч же, на удивление другим не расстроился, а наоборот, остался этой ситуацией доволен.

Последние же два случая, убедили окружающих в безумии Передонова. Первый инцидент по вине преподавателя произошел во время маскарада, организованного артистами местного театра. Ему почудилось, что перед ним не просто переодетые люди в маскарадные костюмы, а настоящие бесы. Передонов устраивает пожар. Никто так и не узнал, что мужчина стал виновником этой ситуации.

Последней каплей было убийство своего коллеги, которого Ардальон Борисыч пригласил к себе в гости. Вершинина рассказала Передонову правду о том, что письма, которые якобы приходили ему от княгини, на самом деле подделка.

Ардальон Борисыч разгневался, так как подумал, что это проделки завистливого Володина и убил мужчину. Когда же в его дом пришли полицейские, то они увидели обезумевшего мужчину, что то бормочущего себе под нос.

Передонов потерял рассудок.

Данное произведение учит тому, что добиваться поставленных целей нужно не обманом и ложью, которые впоследствии сыграют с человеком злую шутку.

Только труд и искренность по отношению к себе и к окружающим помогут добиться желаемых высот и осуществить самые сокровенные желания.

Нельзя в каждом человеке видеть злые помыслы, нужно уметь дружить, доверять и быть честным с самим собой и другими людьми.

Читательский дневник.

Источник: http://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/melkij-bes-sologuba

«Мелкий бес»

Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гимназии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания женщин. Ещё бы! Статский советник (пятый класс в табели о рангах!), мужчина в соку, в сущности, не женат… Ведь Варвара что… Варвару в случае чего можно и побоку.

Вот одно только — без неё, пожалуй, места инспектора не получишь. (Директор гимназии не жалует его, ученики и их родители считают грубым и несправедливым.) Княгиня Волчанская обещала Варваре похлопотать за Ардальона Борисовича, но условием поставила венчание: неудобно хлопотать за сожителя своей бывшей домашней портнихи.

Однако ж сперва место, а потом уж венчание. А то как раз обманут.

Варвару эти его настроения чрезвычайно обеспокоили, и она упросила вдову Грушину за деньги изготовить письмо, будто бы от княгини, с обещанием места, если они обвенчаются.

Передонов было обрадовался, но Вершина, пытавшаяся выдать за него бесприданницу Марту, сразу же осадила: а где конверт? Деловое письмо — и без конверта! Варвара с Грушиной тут же поправили дело вторым письмом, пересланным через петербургских знакомых.

И Вершина, и Рутилов, сватавший Передонову своих сестёр, и Преполовенская, рассчитывавшая пристроить за него племянницу, — все поняли, что их дело проиграно, Ардальон Борисович назначил день венчания. И без того мнительный, он теперь ещё больше боялся зависти и все ожидал доноса либо даже покушения на свою жизнь.

Подлила масла в огонь Преполовенская, намекая на то, что близкий приятель Ардальона Борисовича Павел Васильевич Володин бывает у Передонова ради Варвары Дмитриевны. Это, конечно, чушь. Варвара считает Володина дураком, да и получает преподаватель ремесла в городском училище вчетверо меньше учителя гимназии Передонова.

Ардальон же Борисович забеспокоился: обвенчается он с Варварой, поедут на инспекторское место, а в дороге отравят его и похоронят как Володина, а тот будет инспектором. Варвара все нож из рук не выпускает, да и вилка опасна. (И он спрятал приборы под кроватью. Едят же китайцы палочками.) Вот и баран, так похожий на Володина, тупо смотрит, наверное зло умышляет.

Главное же, донесут — и погиб. Наташа ведь, бывшая кухарка Передонова, от них прямо к жандарму поступила. Встретив жандармского подполковника, Ардальон Борисович попросил не верить тому, что скажет про него Наташа, она все врёт, и у неё любовник поляк.

Встреча навела на мысль посетить отцов города и уверить их в своей благонадёжности. Он посетил городского голову, прокурора, предводителя дворянства, председателя уездной земской управы и даже исправника.

И каждому говорил, что все, что о нем болтают, — вздор. Захотев как-то закурить на улице, он вдруг увидел городового и осведомился, можно ли здесь курить. Чтобы почти уже состоявшегося инспектора не подменили Володиным, он решил пометить себя.

На груди, на животе, на локтях поставил чернилами букву П.

Подозрителен сделался ему и кот. Сильное электричество в шерсти — вот в чем беда. И повёл зверя к парикмахеру — постричь.

Уже много раз являлась ему серая недотыкомка, каталась в ногах, издевалась над ним, дразнила: высунется и спрячется. А ещё того хуже — карты. Дамы, по две вместе, подмигивали; тузы, короли, валеты шептались, шушукались, дразнились.

После свадьбы Передоновых впервые посетили директор с женой, но было заметно, что они вращаются в разных кругах здешнего общества. Да и в гимназии не все гладко у Передонова. Он посещал родителей своих учеников и жаловался на их леность и дерзость. В нескольких случаях чада были секомы за эти вымышленные вины и жаловались директору.

Совсем дикой оказалась история с пятиклассником Сашей Пыльниковым. Грушина рассказала, будто этот мальчик на самом деле переодетая девочка: такой смазливенький и все краснеет, тихоня и гимназисты дразнят его девчонкой. И все это, чтобы Ардальона Борисовича подловить.

Передонов доложил директору о возможном скандале: в гимназии разврат начнётся. Директор счёл, что Передонов заходит слишком далеко. Все же осторожный Николай Власьевич в присутствии гимназического врача убедился, что Саша не девочка, но молва не затихала, и одна из сестёр Рутиловых, Людмила, заглянула в дом Коковкиной, где тётушка сняла для Саши комнату.

Людмила и Саша подружились нежною, но беспокойною дружбой. Людмила будила в нем преждевременные, ещё неясные стремления. Она приходила нарядная, надушённая, прыскала духами на своего Дафниса.

Невинные возбуждения составляли для Людмилы главную прелесть их встреч, Сёстрам она говорила: «Я вовсе не так его люблю, как вы думаете… Я его невинно люблю. Мне от него ничего не надо».

Она тормошила Сашу, сажала на колени, целовала и позволяла целовать свои запястья, плечи, ноги. Однажды полуупросила, полупринудила его обнажиться по пояс.

А ему говорила: «Люблю красоту… Мне бы в древних Афинах родиться… Я тело люблю, сильное, ловкое, голое… Милый кумир мой, отрок богоравный…»

Она стала наряжать его в свои наряды, а иногда в хитон афинянина или рыбака. Нежные её поцелуи пробуждали желание сделать ей что-то милое или больное, нежное или стыдное, чтобы она смеялась от радости или кричала от боли.

Тем временем Передонов уже всем твердил о развращённости Пыльникова. Горожане поглядывали на мальчика и Людмилу с поганым любопытством. Сам же будущий инспектор вёл себя все более странно.

Он сжёг подмигивающие и кривляющиеся ему в лицо карты, писал доносы на карточные фигуры, на недотыкомку, на барана, выдававшего себя за Володина. Но самым страшным оказалось происшедшее на маскараде.

Вечные шутницы и выдумщицы сестры Рутиловы нарядили Сашу гейшей и сделали это так искусно, что первый дамский приз достался именно ему (никто не узнал мальчика).

Толпа возбуждённых завистью и алкоголем гостей потребовала снять маску, а в ответ на отказ попыталась схватить гейшу, но спас актёр Бенгальский, на руках вынесший её из толпы. Пока травили гейшу, Передонов решил напустить огонь на невесть откуда взявшуюся недотыкомку. Он поднёс спичку к занавесу. Пожар заметили уже с улицы, так что дом сгорел, но люди спаслись. Последующие события уверили всех, что толки о Саше и девицах Рутиловых — бред.

Передонов начал понимать, что его обманули. Как-то вечером зашёл Володин, сели за стол. Больше пили, чем ели. Гость блеял, дурачился: «Околпачили тебя, Ардаша». Передонов выхватил нож и резанул Володина по горлу.

Когда вошли, чтобы взять убийцу, он сидел понуро и бормотал что-то бессмысленное.

Учитель гимназии Передонов Ардальон Борисович был очень подозрителен и придирчив. Он не женат, поэтому женщины обращали на него пристальное внимание.

Княгиня Волчанская пообещала Варе, его троюродной сестре, место инспектора для Передонова с условием, что тот на ней женится. Но учитель хочет сначала получить это место, а потом сыграть свадьбу. Чтобы его не обманули. Не устраивает его и телосложение Вари – хочет жирненькую.

Вершина сватает Передонову Марту, чей наряд привел учителя в восхищение. Но тот сразу подумал, что его ловят в сети женитьбы. Варя обеспокоена. Она просит вдову Грушину подделать письмо от княгини, чтобы развенчать сомнения Передонова насчет получения места инспектора.

Читайте также:  Жизнь и творчество софокла

Но сваха Вершина добавляет подозрительности, указывая на письмо без конверта. Странно это. Вдова Грушина написала второе письмо от отсутствующей княгини – Передонов успокоился, перестал смотреть на других невест. Теперь он переживает за свою жизнь: ждет покушения или доноса. Учитель прячет от Вари ножи и вилки под кровать.

Ему рассказывают, что к его невесте ходит Володин. Сравнивает его с бараном, видит какое-то сходство.

Передонов решает посетить с визитами отцов города, чтобы убедить тех в своей благонадежности. Он всех уверяет о вздорности слухов про него, которых не было на самом деле. Чтобы не перепутали его с Володиным, учитель написал на своем теле буквы П.

Подозрения Передонова упали на кота из-за электричества от шерсти. Он понес его стричься к парикмахеру. Карты подмигивали и шушукались – он их сжег. Какая-то недотыкомка валяется под ногами и дразнится, неожиданно появляется, а потом прячется.

На службе у Передонова не все хорошо. Он заподозрил, что мальчик Саша – это переодетая девочка. В присутствии врача произвели осмотр. Людмила нежно подружилась с Сашей. Она наряжала его в женские одежды, целует в щеки, садит на колени. Передонов твердил всем о распутстве и развратности такой дружбы.

На маскараде Саша в костюме гейши занял первый приз. Выпившие гости кинулись снимать маску с незнакомки, от обезумевшей толпы спас его актер – вынес на руках. Под ногами Передонова появился недотыкомка. Учитель поджог занавеску, за которой тот спрятался. Люди успели выбежать, но дом сгорел.

Слухи о Саше оказались неправдой.

Передонов посчитал себя обманутым. Вечером пришел в гости Володин. Они выпивали, закусывали мало. Гость превратился в барана, который дразнился и все время блеял. Передонов ножом перерезал барану горло. Вошедшие жандармы нашли умопомраченного учителя возле трупа Володина.

Источник: https://www.allsoch.ru/sologub/melkij_bes/

"Мелкий бес" (Сологуб): описание и анализ произведения из энциклопедии

«Мелкий бес» — роман Ф. Сологуба. Написан в период с 1892 по 1902 г. В 1905 г. печатался в журнале «Вопросы жизни»; — в марте 1907 г. вышел полным текстом в издательстве «Шиповник» (в 1908—1910 гг. переиздавался «Шиповником» еще пять раз).

Это первое эпическое произведение, созданное в русле символистского литературного направления.

Однако роман долгое время воспринимался как произведение реалистическое (едва ли не натуралистическое), чему способствовали по-видимому особенности его содержания.

Действие происходит в небольшом уездном городе конца XIX века. Главный герой романа «Мелкий бес» Сологуба — гимназический учитель Передонов. Он мечтает о повышении по службе — о получении инспекторского места. Передонов невежественен, ограничен.

В душе Передонов — насильник и палач: он ненавидит учеников, которых преследует и на которых доносит начальству и испытывает сладострастное наслаждение, если удается подвергнуть гимназистов физическим или нравственным мучениям.

Вместе с тем Передонов испытывает необъяснимый страх перед жизнью, страдает манией преследования (убежден, что его подозревают в либеральных идеях и следят за им). Чтобы ложные наветы не помешали карьере, он решает обойти всех чиновников города с уверениями о своей благонадежности.

Так возникает в романе «Мелкий бес» Сологуба широкая картина провинциальных нравов, представленная разнообразными социальными типами (директор и учителя гимназии, исправник, предводитель дворянства, прокурор, городской голова и другие).

Одновременно разворачивается интрига личной жизни Передонова. Сожительница Варвара, желающая прочно привязать его к себе, пишет от лица знакомой петербургской княгини письмо, в котором княгиня «обещает» Передонову должность инспектора — но при обязательном условии его женитьбы на Варваре.

Неотступная дума о великосветской покровительнице, которая обеспечит «выгодное место», приобретает в его сознании вид болезни: благодетельница мерещится ему даже в колоде карт (явный парафраз эпизодов «Пиковой дамы»). Постепенно Передоновым овладевают разнообразные мании: преследования, доноса и разоблачения, завистничества и любовного соперничества.

Сознание героя не выдерживает, и в момент острого помрачения рассудка он совершает страшное убийство.

По своему содержанию «Мелкий бес» Сологуба как будто включается в ряд произведений на традиционную тему о пошлости, одуряющей скуке и дикости провинциальной жизни, а главный герой воспринимается как типическая фигура русской классики — «маленький человек». Однако подробно разработанный пласт социально-исторической и бытовой жизни провинции на самом деле является только одним из уровней содержания произведения и далеко не самым существенным для писателя.

«Мелкий бес» принадлежит к числу первых произведений неомифологического сознания, явившегося реакцией на позитивизм предыдущего столетия. В начале нового века в культуре возникает острый интерес к архаической и классической мифологии.

Символисты активно используют в ткани художественных произведений мифологические сюжеты и мотивы, причем в такой роли выступает не только мифология в узком смысле, но исторические предания, историко-культурная реальность прошедших эпох, известные литературные произведения прошлого.

Таким образом, символистский текст пропитывается аллюзиями и начинает «читаться» не как отражение некой объективной реальности, но как сумма разнообразных «чужих языков», некогда возникших для описания этой реальности.

Традиционный вопрос о жизненных прототипах героев в символистском романе решается по-новому. Конечно, Сологуб, десять лет учительствовавший в глухой провинции, наблюдал в реальности людей и более причудливых, чем его фантастический Передонов; но не с них он «писал» героя «Мелкого беса».

Передонов — «цитатный» персонаж, он буквально составлен из явных или скрытых литературных аллюзий: подобно Евгению из «Медного всадника», он желает устроить свою «маленькую» жизнь, но — сходит с ума; скрытный и честолюбивый, подобно Германну из «Пиковой дамы», он бредит всесильной петербургской старухой-княгиней; как гоголевский Подколесин мучается вопросом: жениться — не жениться; как Чичиков, исполняя задуманный план, хочет заручиться поддержкой важных лиц города; как Поприщин из «Записок сумасшедшего» не может выдержать жестокого давления жизни: как Глумов из пьесы А.Н .Островского добивается правдами и неправдами «доходного места» и подобно другому Глумову из «Современной идиллии» Щедрина проделывает эволюцию от призрачного либерализма к вполне реальной подлости и реакционности; мнительный и подозрительный, он так же «путается» в страшной действительности, как Голядкин Ф.М. Достоевского или Беликов А.П. Чехова, соединяя в своей личности черты жалкой жертвы и отталкивающей звериной агрессивности. Перечень литературных прототипов Передонова далеко не полон, в нем угадываются черты и возможности чуть ли не всех ключевых героев русской классики. Такой способ построения персонажа (и текста в целом) должен, по мнению автора, будить в душе читателя обширные сцепления мыслей, чувств, настроений. Это значит, что изображаемый человек или явление становятся символическими образами, то есть потенциально содержат в себе множество возможных интерпретаций. На уровне социально-реалистическом Передонов воспринимается как свидетельство общественной реакции 1880—1890-х гг. (мотив доносительства героя). На уровне культурно-историческом Передонов замыкает галерею индивидуалистов-бунтарей. Противостояние отдельной личности — среде широко запечатлела русская литература XIX века: такое противостояние изображалось нередко в драматическом или даже героическом ореоле. Конфликт между индивидом и обществом, естественно, сохраняет свою силу и к концу века. Но все чаще литература занимается проблемой разложения индивидуалистического сознания.

Наконец, на символическом уровне повествования Передонов воспринимается знаком общей человеческой судьбы в мировом бытии, не зависимой от конкретного времени, особенностей той или иной эпохи. В Передонове показана обделенность человека вообще, поскольку для него в сущности закрыты пути к познанию жизни.

Про Передонова в романе говорится: «он и сам не сознавал, что тоже, как и все люди, стремится к истине… Он не мог найти для себя истины, и запутался, и погибал».

Жизнь отчуждает человека от себя, следствием чего является искажение самой человеческой природы, которая проникается ожесточением, злыми губительными инстинктами. «Он был слеп и жалок, как многие из нас», ибо «глухо заперты двери».

Именно в этом плане романного мира возможно сочувствие читателя к Передонову, возможно различение в его отталкивающей личности трагических черт. Передоновшина на этом уровне — общие свойства человеческой родовой судьбы.

Романный хронотоп «Мелкого беса» характеризуется неподвижностью времени и призрачностью пространства. В этом мире не происходит развития, не возникает картин прекрасного будущего, не происходит благодетельной победы добра.

Здесь господствует закон вечного повторения того, что уже было в русской истории и культуре и что возвращается вновь в измельчавшем и выродившемся виде.

«Стоило ли жить десятилетия, болезненно претерпевать всевозможные эволюции, — вопрошал один из первых критиков романа, — чтобы, начав Онегиными и Печориными, через фазы Чичиковых… и Обломовых спуститься до Передонова?..»

Художественное пространство моделирует восприятие постепенно впадающего в безумие героя. Правда, окружающие не замечают его болезни, в странностях его поведения видят лишь склонность к чудачествам. «Петрушку валяет», — так комментирует слова и действия Передонова Варвара.

Объективная действительность органично смыкается с болезненными видениями героя, не противореча, а лишь дополняя их.

Картина жизни дается Сологубом на стыке галлюцинаций, бреда, болезненных снов и зримых реалий жизни, которая в целом характеризуется миражностью, оборотничеством, демонической игрой скрытых сил.

Роман населен таинственными существами, среди них — кот, который, может быть, «жандармский офицер» и «подслушивает»; невиданная птица — Глаз; оживающая колода карт, гимназический учитель Володин, который вместе с тем «баран», предназначенный к жертвоприношению.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/melkij_bes_sologub_opisanie_i_analiz_proizvedenija_iz_ehnciklopedii/63-1-0-1349

Мелкий бес – Роман (1902)

Мелкий бес – Роман (1902)

Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гим­назии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания жен­щин. Еще бы! Статский советник (пятый класс в табели о рангах!), мужчина в соку, в сущности, не женат… Ведь Варвара что… Варвару в случае чего можно и побоку.

Вот одно только – без нее, пожалуй, места инспектора не получишь. (Директор гимназии не жалует его, ученики и их родители считают грубым и несправедливым.) Княгиня Волчанская обещала Варваре похлопотать за Ардальона Борисовича, но условием поставила венчание: неудобно хлопотать за сожителя своей бывшей домашней портнихи.

Однако ж сперва место, а потом уж венчание. А то как раз обманут.

Варвару эти его настроения чрезвычайно обеспокоили, и она упро­сила вдову Грушину за деньги изготовить письмо, будто бы от княги­ни, с обещанием места, если они обвенчаются.

Передонов было обрадовался, но Вершина, пытавшаяся выдать за него бесприданницу Марту, сразу же осадила: а где конверт? Деловое письмо – и без конверта! Варвара с Грушиной тут же поправили дело вторым письмом, пересланным через петербургских знакомых.

И Вершина, и Рутилов, сватавший Передонову своих сестер, и Преполовенская, рассчитывавшая пристроить за него племянницу, – все поняли, что их дело проиграно, Ардальон Борисович назначил день венчания. И без того мнительный, он теперь еще больше боялся за­висти и все ожидал доноса либо даже покушения на свою жизнь.

Подлила масла в огонь Преполовенская, намекая на то, что близкий приятель Ардальона Борисовича Павел Васильевич Володин бывает у Передонова ради Варвары Дмитриевны. Это, конечно, чушь. Варвара считает Володина дураком, да и получает преподаватель ремесла в го­родском училище вчетверо меньше учителя гимназии Передонова.

Ардальон же Борисович забеспокоился: обвенчается он с Варварой, поедут на инспекторское место, а в дороге отравят его и похоронят как Володина, а тот будет инспектором. Варвара все нож из рук не выпускает, да и вилка опасна. (И он спрятал приборы под кроватью. Едят же китайцы палочками.) Вот и баран, так похожий на Володи­на, тупо смотрит, наверное злоумышляет.

Главное же, донесут – и погиб. Наташа ведь, бывшая кухарка Передонова, от них прямо к жандарму поступила. Встретив жандармского подполковника, Арда­льон Борисович попросил не верить тому, что скажет про него Ната­ша, она все врет, и у нее любовник поляк.

Встреча навела на мысль посетить отцов города и уверить их в своей благонадежности. Он посетил городского голову, прокурора, предводителя дворянства, председателя уездной земской управы и даже исправника.

И каждому говорил, что все, что о нем болтают, – вздор. Захотев как-то закурить на улице, он вдруг увидел городового и осведомился, можно ли здесь курить. Чтобы почти уже состоявшегося инспектора не подменили Володиным, он решил пометить себя.

На груди, на животе, на локтях поставил чернилами букву П.

Подозрителен сделался ему и кот. Сильное электричество в шерс­ти – вот в чем беда. И повел зверя к парикмахеру – постричь.

Уже много раз являлась ему серая недотыкомка, каталась в ногах, издевалась над ним, дразнила: высунется и спрячется. А еще того хуже – карты. Дамы, по две вместе, подмигивали; тузы, короли, ва­леты шептались, шушукались, дразнились.

После свадьбы Передоновых впервые посетили директор с женой, но было заметно, что они вращаются в разных кругах здешнего обще­ства. Да и в гимназии не все гладко у Передонова. Он посещал роди­телей своих учеников и жаловался на их леность и дерзость. В нескольких случаях чада были секомы за эти вымышленные вины и жаловались директору.

Читайте также:  Поединок - краткое содержание повести куприна

Совсем дикой оказалась история с пятиклассником Сашей Пыльниковым. Грушина рассказала, будто этот мальчик на самом деле переодетая девочка: такой смазливенький и все краснеет, тихоня и гимназисты дразнят его девчонкой. И все это, чтобы Ардальона Бори­совича подловить.

Передонов доложил директору о возможном скандале: в гимназии разврат начнется. Директор счел, что Передонов заходит слишком да­леко. Все же осторожный Николай Власьевич в присутствии гимнази­ческого врача убедился, что Саша не девочка, но молва не затихала, и одна из сестер Рутиловых, Людмила, заглянула в дом Коковкиной, где тетушка сняла для Саши комнату.

Людмила и Саша подружились нежною, но беспокойною друж­бой. Людмила будила в нем преждевременные, еще неясные стремле­ния. Она приходила нарядная, надушенная, прыскала духами на своего Дафниса.

Невинные возбуждения составляли для Людмилы главную пре­лесть их встреч, Сестрам она говорила: «Я вовсе не так его люблю, как вы думаете… Я его невинно люблю. Мне от него ничего не надо».

Она тормошила Сашу, сажала на колени, целовала и позволяла цело­вать свои запястья, плечи, ноги. Однажды полуупросила, полуприну­дила его обнажиться по пояс. А ему говорила: «Люблю красоту… Мне бы в древних Афинах родиться…

Я тело люблю, сильное, ловкое, голое… Милый кумир мой, отрок богоравный…»

Она стала наряжать его в свои наряды, а иногда в хитон афиняни­на или рыбака. Нежные ее поцелуи пробуждали желание сделать ей что-то милое или больное, нежное или стыдное, чтобы она смеялась от радости или кричала от боли.

Тем временем Передонов уже всем твердил о развращенности Пыльникова. Горожане поглядывали на мальчика и Людмилу с пога­ным любопытством. Сам же будущий инспектор вел себя все более странно.

Он сжег подмигивающие и кривляющиеся ему в лицо карты, писал доносы на карточные фигуры, на недотыкомку, на бара­на, выдававшего себя за Володина. Но самым страшным оказалось происшедшее на маскараде.

Вечные шутницы и выдумщицы сестры Рутиловы нарядили Сашу гейшей и сделали это так искусно, что пер­вый дамский приз достался именно ему (никто не узнал мальчика).

Толпа возбужденных завистью и алкоголем гостей потребовала снять маску, а в ответ на отказ попыталась схватить гейшу, но спас актер Бенгальский, на руках вынесший ее из толпы. Пока травили гейшу, Передонов решил напустить огонь на невесть откуда взявшуюся недо­тыкомку. Он поднес спичку к занавесу. Пожар заметили уже с улицы, так что дом сгорел, но люди спаслись. Последующие события уверили всех, что толки о Саше и девицах Рутиловых – бред.

Передонов начал понимать, что его обманули. Как-то вечером зашел Володин, сели за стол. Больше пили, чем ели. Гость блеял, дура­чился: «Околпачили тебя, Ардаша». Передонов выхватил нож и реза­нул Володина по горлу.

Когда вошли, чтобы взять убийцу, он сидел понуро и бормотал что-то бессмысленное.

Следующая глава

Источник: https://info.wikireading.ru/30839

Фёдор Сологуб "Мелкий бес" (1902)

Рецензия на роман Фёдора Сологуба (1863-1927) «Мелкий бес» (1902)«Сборный город всей тёмной стороны»

Недотыкомку серуюХоть со мной умертви ты, ехидную,Чтоб она хоть в тоску панихиднуюНе ругалась над прахом моим.Фёдор Сологуб, 1899

«Мелкий бес» — весьма

печальное свидетельство о человеческой натуре.Виктор Ерофеев

«Сборный город» (Гоголь)

    «Все принарядились по-праздничному, смотрели друг на друга приветливо, и казалось, что в этом городе живут мирно и дружно. И даже весело. Но всё это только казалось».  Да, горожане очень весёлые.  Постоянно хохочут (ключевое слово), ходят друг к другу в гости, чтобы выпить водки и поиграть в карты на деньги, радостно обманывают ближнего, азартно сплетничают.       Мужчины, живущие в этом городе, «глупые, тупые, скучные» (ключевые слова). Например, Павел Васильевич Володин похож на барашка, смеётся, блеет, глаза тупые, «глупый молодой человек».     Девушки рвутся замуж (почти за первого встречного), искусно растлевают невинных красивых подростков (соблазнительно для читателей, особенно учительниц). Сюжетная линия Людмилочки и Саши Пыльникова – отдельный  своеобразный роман о технологии развращения (боюсь, устаревший в 21 веке). Замужние женщины или вдовы вынуждены сдерживать свои тайные порочные желания, поэтому ограничиваются алкоголем, подделкой писем, обнажёнкой на маскараде, поркой детей.      Сцена маскарада откровенно отвратительна: «И она бросилась на гейшу, пронзительно визжала и сжимала сухие кулачки. За нею и другие, — больше из ее кавалеров. Гейша отчаянно отбивалась. Началась дикая травля. Веер сломали, вырвали, бросили на пол, топтали. Толпа с гейшею в середине бешено металась по зале, сбивая с ног наблюдателей. Ни Рутиловы, ни старшины не могли пробиться к гейше».      Никто из жителей города почему-то не замечает, что Передонов сошёл с ума. Девицы вешаются ему на шею (метафорически), предлагают себя в супруги учителя словесности. Три сестры (в Москву! хе-хе) Рутиловы согласны с ним под венец в любой момент (надеюсь, не трио).      Удивительно, что в этом городе только один человек «с ума спрыгнул»! Или я ошибаюсь? Думаю, что в безымянном городе много работы для психиатров и психоаналитиков. Кстати, рассказчик (повествование от 3 лица) тоже местный житель.      Кажется, что город Сологуба вне времени и пространства, как в народной волшебной сказке. Вспомнила неожиданно размышления крупного литературоведа Юрия Манна о «Ревизоре» Гоголя: «Так возник город «Ревизора»,— по позднейшему опре­делению Гоголя, «сборный город всей тёмной стороны». Вдумаемся в значение того факта, что русская жизнь осмыслена в «Ревизоре» в образе города… Ибо сила «Реви­зора» не в том, насколько административно высок изобра­женный в нем город, а в том, что это особый город. Гого­лем была создана такая модель, которая в силу органиче­ского и тесного сочленения всех компонентов, всех частей вдруг ожила, оказалась способной к самодвижению». Город Сологуба, наверное, тоже можно назвать «сборным городом всей тёмной стороны».

Мой коллега

    Ардальон Борисыч Передонов. Гимназический учитель словесности. У него «обыкновенно равнодушно-сонное лицо», «маленькие, заплывшие глаза из-за очков в золотой оправе». Есть мечта – должность инспектора. Есть аллюзия на чеховского Беликова из «Человека в футляре». Есть сожительница – Варвара Дмитриевна, у которой мерзкое лицо и прекрасное тело. После уроков он пьёт, играет в карты, всегда проигрывая, ходит по домам учеников и жалуется на них родителям, требуя порки, посещает клуб, знакомых женщин. Ещё он издевается над  несчастным котом.  Пишет бредовые доносы на соседей, гимназистов, кота. Когда же учитель литературы читает книги, готовится к урокам? Наивный вопрос «наивного реалиста».      Передонов безумен по-настоящему. Мания преследования, Пыльников — переодетая девочка, недотыкомка… «Одно странное обстоятельство смутило его. Откуда-то прибежала маленькая тварь неопределенных очертаний — маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась и дрожала и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась — серая, безликая, юркая. Наконец, уж когда кончался молебен, Передонов догадался и зачурался шёпотом. Недотыкомка зашипела тихо-тихо, сжалась в малый комок и укатилась за дверь. Передонов вздохнул облегченно». Ещё в 1899 году Сологуб написал стихотворение об этой бредовой твари: Недотыкомка сераяВсё вокруг меня вьется да вертится,-То не Лихо ль со мною очертитсяВо единый погибельный круг?    Финал не становится неожиданным. Если второстепенного туповатого героя на протяжении всего текста рассказчик называет бараном, то нож в руке сумасшедшего воткнётся именно в него. «Передонов безумными глазами смотрел на труп, слушал шёпоты за дверью… Тупая тоска томила его. Мыслей не было. Наконец осмелились, вошли, — Передонов сидел понуро и бормотал что-то несвязное и бессмысленное».

Кладбище аллюзий, или Интерактивный роман

   «Мелкий бес» — это напряжённый диалог с традицией реализма» (Виктор Ерофеев). Весь роман пропитан литературными ассоциациями и аллюзиями, цитатами. Чехов, Лермонтов, Грибоедов, Крылов, Гоголь, Мицкевич, Достоевский, Надсон…— А вы читали «Человек в футляре» Чехова? — спросила она. — Не правда ли, как метко? Так как с этим вопросом она обратилась к Володину, то он приятно осклабился и спросил: — Это что же, статья или роман? — Рассказ, — объяснила Надежда Васильевна. — Господина Чехова, вы изволили сказать? — осведомился Володин. — Да, Чехова, — сказала Надежда Васильевна и усмехнулась. — Это где же помещено? — продолжал любопытствовать Володин. — В «Русской Мысли», — ответила барышня любезно. — В каком номере? — допрашивал Володин. — Не помню хорошенько, в каком-то летнем, — все так же любезно, но с некоторым удивлением ответила Надежда Васильевна.      Упоминаются даже педагоги, методисты, лингвисты 19 века.

Сильные позиции текста

   Название.  «Мелкий бес». Что вспоминаем? Бесов Достоевского, Пушкина, Лермонтова.  В городе Сологуба бесы другие: недотыкомка, Людмилочка (?),  Ардальон, всякая мелочовка. Всё равно страшные, лезущие из подсознания.    Эпиграф. «Я сжечь ее хотел, колдунью злую».  О какой колдунье говорится? Женщине, недотыкомке? Это первая строчка собственного стихотворения (1902) Сологуба: Я сжечь её хотел, колдунью злую.

Но у неё нашлись проклятые слова, —

Я увидал её опять живую, — Вся в пламени и в искрах голова. 

И говорит она: «Я не сгорела, —

Восстановил огонь мою красу. Огнём упитанное тело Я от костра к волше́бству унесу. 

Перебегая, гаснет пламя в складках

Моих магических одежд. Безумен ты! В моих загадках Ты не найдёшь своих надежд».     Сопоставим начало и конец. Первое предложение: «После праздничной обедни прихожане расходились по домам».

О, в таком бесовском месте «прихожане», «обедня»!     Последнее предложение: «Передонов сидел понуро и бормотал что-то несвязное и бессмысленное». Да, несвязность и бессмысленность не только в голове главного героя. В жизни горожан смысла нет.

Евгений Замятин о романе Сологуба (1924)

      «Но человек — человек только тогда, когда он в точности соответствует своему биологическому имени: когда он — homo erectus, {Человек прямоходящий (лат.).} когда он уже встал с четверенек и умеет смотреть вверх, в бесконечность. К тем, кто еще на четвереньках, кто еще роется пятачком в земле, к Санхо-Пансам — румяным, дебелым, удовлетворенным, конечным — к ним Сологуб немилосерден; их он казнит жизнью, они никогда у него не умирают, они не могут умереть. Посмотрите: на всем огромном протяжении «Мелкого беса» не умирает никто, там бессмертны. Всегда говорят о бессмертии великих людей, героев — это, конечно, ошибка: герой неразрывно связан с трагедией, со смертью; неистребимо-живуч, бессмертен — мещанин. И для него, бессмертного, у Сологуба уже не мизерикордия, а другое, немилосердное оружие: кнут…        Прочтите «Мелкого беса» — и вы увидите, что Передонов обречен бессмертию вечно бродить по свету, писать доносы и «всех значительных в городе лиц уверять в своей благонадежности».   За цветами нужно ухаживать, чтобы они росли; плесень растет всюду сама. Мещанин — как плесень. Одно мгновение казалось, что он дотла сожжен революцией, но вот он уже снова, ухмыляясь, вылезает из-под теплого еще пепла — трусливый, ограниченный, тупой, самоуверенный, всезнающий. Нужно, чтобы снова просвистел бич сатиры, нужен новый «Мелкий бес». И я хочу верить, что мы доживем до того часа, когда Сологуб покажет нам воплощенным нового — вернее все того же старого, вечного, только переодетого — Передонова…    Всей своей прозой Сологуб круто сворачивает с наезженных путей натурализма — бытового, языкового, психологического. И в стилистических исканиях новейшей русской прозы, в ее борьбе с традициями реализма, в ее попытках перекинуть какой-то мостик на Запад — во всем этом, если вглядеться внимательно, мы увидим тень Сологуба. С Сологуба начинается новая глава русской прозы…При всем своем европеизме Сологуб — от русских степей, по духу — он русский писатель куда больше, чем многие из его современников, чем, например, Бальмонт или Брюсов. Жестокое время сотрет многих, но Сологуб — в русской литературе останется».

Послесловие (для тех, кто не в нашем литклубе)

     На всякий случай. Я знаю о серебряном веке, модернизме, символизме, декадентстве, хронотопе, Андрее Белом, «Петербурге» и т.д.

Можно почитать

1.      Фёдор Сологуб «Мелкий бес»  http://az.lib.ru/s/sologub_f/text_0010.shtml2.      Ю.В. МАНН. КОМЕДИЯ ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР». «СБОРНЫЙ ГОРОД» http://sobolev.franklang.ru/index.php/pushkin-i-ego-vremya/129-mann-yu-o-gorode-revizora3.      Фёдор Сологуб «Недотыкомка серая» http://slova.org.ru/sologub/nedotykomkaseraja/4.      Фёдор Сологуб «Чёртовы качели» http://slova.org.ru/sologub/chertovi_kacheli/5.      Фёдор Сологуб «Я сжечь её хотел, колдунью злую» http://www.fsologub.ru/lib/poetry/poetry_374.html6.      Евгений Замятин «Белая любовь» http://az.lib.ru/z/zamjatin_e_i/text_1924_belaya_lubov.shtml

Источник: https://yasinskaya-svet.livejournal.com/46573.html

Ссылка на основную публикацию