Характеристика и образ долохова в романе война и мир толстого сочинение

Образная система «Войны и мира» исчисляется сотнями. Даже кажется, что она просто не поддается описанию.Характеристика и образ Долохова в романе Война и мир Толстого сочинение

  • Но все же это не так.
  • В романе можно выделить 5 основных групп персонажей.
  • Группа исторических образов в романе

Прежде всего, в эпопее действует группа исторических лиц, так как в произведении отражены реальные исторические события. Это император Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский, видный российский масон Баздеев.

Центром этой группы являются антагонистические образы Кутузова и Наполеона Толстой в романе выступает не только как историк, но и философ.

История творится людьми, ее течение стихийно скалывается из множества поступков, воль, интересов множества людей. Исторические личности же

«суть ярлыки, дающие наименование событию. Велик и истинно историчен тот государственный деятель, который смог прочувствовать ход истории и подчинить свои действия ему. Такой человек не думает о значении собственной личности, о своей роли, он просто исполняет свой долг.

Таков Кутузов. Не таков Наполеон, самолюбивый, эгоистичный, мелочный в своем стремлении к славе. Девиз Толстого:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»,

  1. — полностью определяет принципы построения образов исторических лиц.
  2. Группа образов русского дворянства
  3. Вторую группу персонажей представляет русское дворянство. Эта группа неоднородна, в ней выделяются два взаимопротивоположных лагеря:
  • высший свет — Петербург
  • московское и поместное дворянство.

Высший свет эгоистичен, лжив, пронизан стремлением к собственной выгоде, отрезан от народа и нации. В центре петербургского общества семья Курагиных — князь Василий, его дети — Ипполит, Анатоль, Элен. Толстой подчеркивает физическую красоту и душевную ущербность каждого члена этой семьи.

«Там, где вы, там ложь,»

— говорит Пьер Элен.

Символично, что Элен умирает от неожиданной болезни, Анатоль теряет ногу после Бородинского сражения. Так писатель как бы играет роль судьи над своими героями. Такова и семья Друбецких — матери и сына Бориса.

Борис в стремлении к богатству готов на все, он практически продает себя, женившись на Жюли Карагиной.

Чем стремительнее карьера Бориса, тем дальше он оказывается от семьи Ростовых, к которой он был близок в детстве.

Московское и поместное дворянство, представленное как центральными героями романа, так и второстепенными, характеризует:

  • высокое чувство патриотизма,
  • близость к народу,
  • умение подчинить собственные интересы интересам родины, высокое чувство красоты.

Таковы Ахросимова, дядюшка Ростовых, та московская барыня, которая покинула Москву со всею челядью, сознавая, что она не слуга Бонапарту. Эти персонажи появляются в романе только один раз, но именно они создают обобщенный образ лучших российских дворян.

  • Группа семей в романе «Война и мир»
  • В центре этой группы семьи Ростовых и Болконских, семьи Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николай и Марья).
  • Высокие нравственные качества, истинный патриотизм, идея служения отечеству, а не отдельным лицам, высокие требования к себе — вот, что отличает эти семьи.
  • Группа основных героев

Любимые герои Толстого, Андрей Болконский и Пьер Безухов, находятся в постоянной поиске истины, правды. Они совершают ошибки, теряют веру в жизнь, но каждый из них находит в себе силы искать истину дальше. Особую роль в романе в судьбе Пьера и Андрея играет образ Наташи Ростовой. Эта героиня в высшей степени наделена умением любить.

«Сущность ее жизни — любовь»,

— говорит Толстой.

В любой обстановке Ростова естественна, она прекрасна духовно, и эту ее духовность сознают все герои, кроме, пожалуй, Анатоля Курагина. Дворяне, лучшие представители этого сословия, по Толстому, всегда близки к народу, который во многом и является мерилом истины.

Так, для каждого из героев встреча с человеком из народа является в какой-то мере откровением. Впервые князь Андрей начинает задумываться о лживости своего стремления к славе, когда видит подвиг капитана Тушина в Шенграбенском сражении. Знание и понимание сущности жизни дает Пьеру общение с Платоном Каратаевым в плену.

  1. Группа народных образов «Войны и мира»
  2. Итак, еще одна группа образной системы романа — народ.
  3. Это:
  • и офицеры Тушин и Тимохин, которые составляют одно целое со своими солдатами, незаметные герои русских сражений,
  • и купец Ферапонтов, открывающий амбары при отступлении из Смоленска,
  • и солдаты батареи Раевского, с которыми судьба сводит Пьера в Бородинском сражении,
  • и ополченцы, которые перед сражением надели чистые рубахи, как перед смертью,
  • это и солдаты роты Тимохина, отказавшиеся пить водку перед Бородином («не такой день»),
  • и девочка Малаша, невольная свидетельница совета в Филях, называющая Кутузова дедушкой и интуитивно чувствующая настроение и позиции присутствующих и многие, многие другие.

Патриархальность жизни истинного русского дворянства состояла в чувстве единения и господ, и слуг, что и показывает Толстой.

Среди народных образов Толстой выделяет два, которые воплощают в себе русские народные типы — Тихона Щербатова и Платона Каратаева.

  • Тихон как самый нужный человек в отряде Денисова воплощает в себе силу, деятельный характер русского народа.
  • Платон Каратаев — тип философа, который принимает эту жизнь во всех ее проявления, соотносит себя с природой. Именно его мудрость помогает Пьеру пережить тяготы плена.
  • Наша презентация темы
  • Грандиозность замысла Толстого нашла свое выражение и в глобальной системе образов, которая помогает читателю понять и почувствовать жизнь людей далекой от нас эпохи.
  • Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/sochineniya-l-n-tolstoy-obraznaya-sistema-romana-voyna-i-mir

Сочинение Фёдор Долохов в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Фёдор Долохов причисляется ко второстепенным героям произведения. Несмотря на это образ героя невозможно не заметить. У него настолько неординарная личность, что читатель сразу поймёт, о ком идёт речь, когда упоминается его фамилия. Долохов отличается своей неординарностью, активностью и наглым характером.

Его невозможно не заметить. Знакомясь с Долоховым, читатель понимает, что от такого героя можно ожидать чего угодно. Фёдор эгоистичен, меняет маски, ради достижения поставленной цели пойдёт на всё. Долохов – лицемер, его духовность находится в состоянии упадка.

Он наплевательски относится к моральным и нравственным установкам.

Долохов легко причиняет боль, и доставляет неудобства другим. Однажды Фёдор остановился у Пьера. Друг принял его с радостью и распростёртыми объятиями. Однако, это не остановило героя.

Он поступил подло и сильно унизил друга. Пока Пьера не было дома, Фёдор изнасиловал Элен. Он был приверженцем грубой силы. Мало того, Курагина не подпускала к себе Пьера.

Когда тот узнал, что его благоверная изменяет ему с другом, в его душе что-то оборвалось.

Фёдор имел привлекательную внешность, пользовался вниманием противоположного пола, никогда не оставался незамеченным. Отличался хамством, дерзостью и наглостью.

Долохов был целеустремленным человеком, всегда добивался чего хотел. Никогда не стоял на месте. Герой отличался проницательностью, прекрасно видел реакцию окружающих на свои поступки.

Однако, у него не было жалости к другим или сожаления о своих поступках. Он часто поступал низко.

Герой не привык выражать своих чувств. Единственным проблеском был случай, когда Долохов увидел восхищение Пети Ростова и выразил ответное чувство. Несмотря на свои отрицательные качества, Долохов был отличным бойцом. Он умел сражаться с неприятелем, бился с ним уверенно и смело.

Однажды герой по-настоящему влюбился. Предметом его воздыхания стала Соня Ростова. Долохов привык, что ему всегда легко достаётся желаемое, но этот случай был исключением. Фёдор сделал предложение любимой, но она отказала. Герой был в бешенстве. Девушка была влюблена в Николая. Долохов, узнав причину её отказа жестоко отыгрался на своём сопернике.

Как известно, Фёдор матёрый картёжник. За своё умение герой получил прозвище «Мошенник». Это его нисколько не смущало, а напротив восхищало. Долохов обыграл Ростова в карты, после чего парень задолжал ему крупную сумму денег. Именно этот факт ввёл семью Ростовых в бедственное положение.

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/tolstoj/dolohov-v-romane-vojna-i-mir

Характеристика Долохова (Война и мир)

Лев Толстой критически относился карьеризму, разоблачая корысть, лживый патриотизм вельмож и офицеров. Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир» раскрывает проблематику лицемерия и духовной пустоты человека, который заботиться исключительно о своих интересах.

Внешний вид

Голубоглазый молодой человек с завитками светлых волос пользовался популярностью у женщин. Было в бездонной глубине глаз нечто холодное. Взгляд парня отличался цепкостью, умом, проницательностью. Герой знал, чего он хочет.

Человек среднего роста с военной выправкой, всегда стройный и подтянутый. В 1805 году он выглядит двадцатипятилетним юношей, когда с друзьями пускает в реку медведя.

Федор отличается от своих друзей тем, что не носит усов, хотя пехотные офицеры считают их достоинством мужчины тех времен. Толстой акцентирует внимание на ротовой зоне лица. Линия губ имела четкие тонкие смазливые изгибы, особенно интересно верхняя губа накладывалась на нижнюю: затейливым клинышком.

Из-за особенности природной форма рта создавалось впечатление, что Федор постоянно улыбается и находится в прекрасном расположении духа. Улыбка прекрасно сочеталась с хитрым выражением глаз. Обладая легко запоминающейся внешностью, офицер элитного полка тщательно следил за чистотой, опрятностью тела. Всегда носил белые рубашки, ходил аккуратно выбритым.

Личность и характер

Товарищи считают Долохова добрым, он душа компании, дружит с князем Анатолем Курагиным. Вместе офицеры кутят, соблазняют барышень, чем прославились в петербургском обществе. Харизма и военная выправка объясняют авторитет Федора в своих кругах:

«У нас теперь нет слова без Долохова; им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».

Многие товарищи обращаются к Федору заискивающе, ценят знакомство с ним. Картежная игра стала основой жизни героя. Лев Толстой пишет о нем, как о бретере. Это значит, что сорвиголова часто затевал дуэли, причем поводом для конфликта мог оказаться незначительный спор.

Заядлый картежник умеет играть во все популярные карточные игры. Его не смущает слава мошенника. Наоборот, он хвастается кличкой шулера, как личным достижением на основании того, что всегда остается победителем.

Разжалование в рядовые

Когда молодые люди упивались вином, их не мог остановить никто. В 1805 году компания во главе с Долоховым и князем Курагиным увлеклась кутежом, они шумели на улице так сильно, что жители вызвали полицию. Первым прибежал караульный, попытался унять буйный порыв ребят.

Не желая расставаться с цыганами, песнями и плясками, молодые люди схватили стража порядка, привязали его к спине дрессированного медведя и пустили животное плавать в реку. Не помня себя от алкоголя, компания весело хохотала, пока зверь барахтался в холодно воде, а на его спине громко кричал перепуганный караульный.

Власти не могли не отреагировать на вопиющий случай нарушения правопорядка детьми высокопоставленных чиновников. Многие были строго наказаны, а Долохова разжаловали в рядовые.

Шенграбенское сражение

Федор попал в роту скромного капитана Тимохина, склонного к алкоголю, но храброго командира. Стрелецкий полк, прикрывающий левое крыло Багратионовского отряда, не был поставлен по команде в ружье, когда французы их атаковали. Началась паника, многие побежали в разные стороны. Сквозь шум стрельбы не удавалось расслышать команду командиров.

Князь Болконский наблюдал с правого фланга, как наполеоновская армия захватывала левую сторону русской линии. Вдруг враги развернулись и помчали назад. Андрей не мог понять причину, пока не увидел, как на опушке леса ведет бой рота Тимохина, единственное формирование, сохранившее боевой ряд, давшее отпор.

Читайте также:  Образ и характеристика натальи савишны в повести детство толстого сочинение

Долохов бежал за своим отчаянным командиром, но ему удалось ловко первому схватить за воротник сдававшегося офицера, отнять у него шпагу. Потом Федор навязчиво доложил начальству о своем личном участии:

«Ваше превосходительство, вот два трофея, — сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. — Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. — Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. — Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!»

Автор на одной странице романа сопоставил бескорыстный истинный героизм капитана Тимохина, чтобы подчеркнуть ложность смелых действий Долохова, продиктованных потребительской мотивацией.

Дуэль с Безуховым

После войны в Австрии Федор обратился за помощью к старому другу Пьеру. Надо было возобновить звание, а денег не хватало даже на необходимое. Граф пустил ловеласа в свой дом, дал ему определенную сумму, за что дорого поплатился.

Долохов не знал чувства благодарности, подло соблазнил легкомысленную Элен Безухову. Пьеру было стыдно за поведение жены, а намеки окружающих причиняли ему боль. Шутки Долохова звучали, как издевательство.

Безухов вызвал квартиранта на дуэль, где неожиданно для самого себя попал в обидчика и ранил его. Трагизм эпизода заключается в том, что Пьер, как нормальный человек, мучается своим поступком. Дуэль меняет его решения, планы, всю его жизнь.

Долохов, наоборот, ведет себя хладнокровно, готов в любой момент лишить человека жизни. Просто так, из-за мелочных амбиций.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1419-harakteristika-dolohova-voyna-i-mir.html

Образ Долохова в романе “Война и мир”

В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования?

Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем Роман Л. Н. Толстого “Война и мир”. Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни.

Для кого-то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга, а для кого-то смысл жизни неясен, и сам жизненный путь сложен и извилист. Таким сложным, неоднозначным героем в романе является Долохов.

Этот образ вызывает у нас противоречивые чувства.

Мы видим Образ Долохова в начале романа в шумной гусарской компании, среди вина и карт, мы видим, как он на спор рискует своей жизнью. Он кажется нам жестоким человеком, он не жалеет ни себя, ни других. Он только пользуется другими людьми.

Так, он в своих целях использует дружбу с Анатолем Курагиным. “Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным.

Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова “. Долохов жестоко обошелся с Пьером. Можно сказать, что он завидовал богатству Пьера, его положению в обществе.

Долохов становится любовником Элен и даже не скрывает своих отношений с ней.

А затем он готов был убить Пьера на дуэли, хотя прекрасно знал, что Пьер никогда раньше не участвовал в поединках и никогда не держал в руках пистолет.

Для Образа Долохова, кажется, не существует таких понятий, как верность в любви и дружбе. Он живет только ради себя и презирает других людей. Привычка “управлять людьми” стала основной в натуре Образа Долохова.

Он управляет не только Анатолем, но и Николаем Ростовым, которого считал своим другом.

Долохов любит Соню и поэтому мстит Николаю за то, что она его любит. Долохов вовлекает неопытного Николая в карточную игру и обыгрывает его на очень крупную сумму. Но тот же Долохов, оказывается, может быть нежным, любящим сыном и братом.

Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре. Долохов, бесспорно, является храбрым офицером. Он был за дуэль разжалован в солдаты, но сумел отличиться в сражении и снова получить офицерский чин. После начала войны 1812 года Долохов принимает самое непосредственное участие в боевых действиях.

Мы видим, что он возглавил партизанский отряд и умело руководит им.

Можно сказать, что эта война во многом изменила отношение Долохова к жизни, заставила его по-новому посмотреть на себя и на окружающих его людей. Он постепенно преодолевает свою замкнутость и свой эгоизм.

И мы верим, что герой Толстого изменится к лучшему, в его душе возьмут все же верх добрые начала, которые помогут ему найти правильный путь в жизни.

Любовь и дружба, честь и благородство. Лев Толстой дает решение этих проблем не только через главные, но и через второстепенные образы романа, и одним из таких образов является в романе Образ Долохова, который мне кажется интересным.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-po-literature/obraz-doloxova-v-romane-vojna-i-mir.html

Семья Безуховых в романе “Война и мир” – характеристика — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Семья Безуховых в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого – одна из тех семей, которые образуются, пройдя трудный путь и обретя необходимый опыт и понимание жизни.

В начале повествования семьи Безуховых фактически нет. Есть старый граф, который находится при смерти и имеет многомиллионное состояние.

В светском обществе появляется его незаконнорожденный сын Пьер, котому суждено вскоре стать одним из самых богатых людей России.

Содержание

  • Граф Кирилл Безухов
  • Пьер Безухов
  • Пьер и Наташа Ростова

Граф Кирилл Безухов

О старом графе Безухове известно лишь то, что он не придерживался строгих моральных принципов. По слухам, он имеет много незаконнорожденных детей, и даже сам не знает точно их количества. Виной всему любвеобильный нрав графа в молодости. Он был красавцем, щёголем, и ценителем женского пола.

Граф обладает величественной фигурой. Автор описывает некоторые детали его внешности, которые позже будут выделяться и в образе любимого сына Пьера: большие руки, улыбка, взгляд. Граф не был близок с сыном, но всегда заботился о нём, о его воспитании и будущем.

Автор упоминает, что граф честный благородный человек, прямой и справедливый.

Пьер Безухов

Сыну искренне жаль умирающего отца, он сочувствует его немощности и болезни. Наследство, обрушившееся на молодого человека становится для юноши неожиданным сюрпризом и испытанием. Он не готов к тому, что станет центром внимания в обществе, не умеет управлять состоянием и 40 тысячами душ, которые достались ему.

Лицемерие общества проявляется именно в этот период: Пьера с удовольствием принимают во всех известных домах Петербурга, салонах, клубах. Большой, неуклюжий молодой человек благороден и простодушен, наивен и чист, как дитя. Ему приходится пройти испытание интригами, предательством, обманом, чтобы стать сильнее и научиться разбираться в людях.

Обстоятельства складываются так, что Пьер женится на Элен Курагиной, она разбивает представление героя о семье, любви и браке.

Измены жены, дуэль и расставание учат Пьера быть осторожнее, не доверять всем подряд и вынуждают героя на поиски своего предназначения. На пути молодого Безухова встают религиозные братства, ложные идеи, иллюзии счастья. Ему сложно определиться со своим призванием – слабоволие, неумение принимать решения, мягкий характер приносят персонажу много страданий и жизненных уроков.

После дуэли с Долоховым мир героя переворачивается, начинается новый жизненный этап. Пьер осознаёт, что погряз во лжи, перестал радоваться жизни, устал от непонимания устройства мира. Он уверен, что во всём есть некий скрытый смысл. Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену возвращает Пьера к жизни.

Он получает ответы на волновавшие его вопросы, с удовольствием делится историей своей жизни с простым мужиком. Каратаев не духовный учитель, он обыкновенный человек, который смотрит на жизнь просто. Эта простота покоряет сознание Безухова: жить, любить, растить детей, трудиться – в этом смысл человеческой жизни. Принимать всё, что дарует судьба и избегать излишества.

Оно часто мешает человеку быть счастливым, развращает, сбивает с пути.

Пьер и Наташа Ростова

Своё счастье герой обретает в семье. После плена он начинает ценить то, что раньше казалось естественным: уют, заботу, близких. Его чувства к Наташе Ростовой перерастают в крепкий союз двух замечательных людей.

Новая семья Безуховых – пример настоящего крепкого брака, в котором каждый поддерживает супруга, живёт его интересами, уважает и любит близких людей. Наташа – идеальная жена, она создаёт уют, поддерживает Пьера в его общественной деятельности, отдаёт себя материнству.

У пары четверо детей: один сын и три дочери. Автор любуется семьёй Безуховых, подчёркивая гармоничность отношений.

В нашей статье дана характеристика семьи Безуховых. Этот материал будет полезен при подготовке к урокам русской литературы, или сочинению по теме.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20443-semia-bezyhovyh-v-romane-voina-i-mir-harakteristika.html

Своеобразие стиля Толстого в романе "Война и мир"

«Войну и мир» не рас сравнивали с картиной, фреской или мозаикой. И это не просто метафоры. Роман Толстого напоминает монументальное полотно, которое создавалось небольшими мазками. Их роль в произведении выполняют художественные детали. Современные критики П. Вайль и А.

Генис отмечали: «Толстовская детальность нераздельно доминирует в романе, беря на себя ответственность за все: создает образы, направляет линии сюжета, составляет композицию, и на выходе, создает картину целостной авторской философии».

Мозаичность повествования, создаваемая обилием мелких деталей, сочетается у Толстого с использованием сложных синтаксических конструкций: предложений с несколькими придаточными, причем однотипными (некоторые критики считали это проявлением безвкусицы), периодов, в которых объединяются противоположные понятия и состояния героев. Синтаксис служит передаче «диалектики души» героев романа.

Любимые герои писателя изображаются в романе психологически углублено. Основными средствами изображения персонажей в романе стали внутренний монолог и психологический портрет. Речь каждого из героев в таких монологах предельно индивидуализирована.

Толстого иногда упрекали в том, что он модернизировал психологию своих персонажей, приписывая им мысли и чувства, которые могли возникнуть у людей в начале XIX века.

Например, когда князь Андрей, глядя на Сперанского, осознает невозможность точно передать мысли и чувства с помощью слов. Это, безусловно, более поздние умонастроения, почти тютчевская строка из «Silentium!»: «Мысль изреченная есть ложь».

И все же автор стремился передать атмосферу эпохи максимально точно, используя для этого масонские дневники Пьера, письма княжны Марьи, письма Николая Ростова к Соне и т. п.

Во внешности героев Толстой первое, на что обращает внимание так это на улыбку и глаза. Запоминаются усики маленькой княгини Лизы Болконской, холодные мраморные плечи и неизменная улыбка Элен, лучистые глаза княжны Марьи, большой рот и глаза Наташи Ростовой. Весьма характерно, что, когда герои живут фальшивыми мечтами, ненастоящей жизнью, они начинают щуриться, как это происходило с князем Андреем в начале романа или с ее Пьером в салоне его жены.

Писатель не дает своим героям исчерпывающую характеристику, их внешность меняется вместе с их внутренним миром. На каждом этапе духовных исканий любимые герои Толстого существенно преображаются внешне. Но каждый раз обращается внимание на одно и то же в их внешности: на глаза, походку, улыбку и т.п. Писатель и философ Д.

Читайте также:  Обломов - краткое содержание романа гончарова

Мережковский указывал на некоторую односторонность характеристики героев романе: «Изображая человеческую личность Л. Толстого напоминают те полу выпуклые тела людей на горельефах, как будто что-то одушевленное, вот-вот…

встанет перед нашими глазами, как идеальное изваяние, отчетливо видимое с каждой стороны и осязаемое; но это всего лишь обман: где окончательно не отделяться, не станут они из полукруглых совершенно круглыми…»

Толстой часто отмечает контраст между внешним видом и внутренним состоянием своих героев. Пьер на дуэли внешне спокоен, но пребывает в состоянии крайней растерянности. За веселым тоном Николая Ростова во время проигрыша Долохову скрывается отчаяние, а позже за развязностью в разговоре-признании с отцом прячется осознанное чувство вины, глубокое раскаяние.

Большую роль в характеристике героев играет пейзаж. Толстой избегает изображения городской природы: она кажется писателю такой же ненатуральной, как декорации в опере, которые видит Наташа. Поэтому Пьер едет по заснеженной Москве, размышляя о своем чувстве к Наташе, видит не городские улицы, а звездное небо с кометой.

Одним из художественных открытий Толстого принято считать сцены, где герои не слышат, что происходит, но верно чувствуют смысл эпизода.

Именно в таком ключе обрисован совет в Филях, где девочка Малаша угадывает правоту Кутузова. Точно так же Пьер на вечере у Бергов догадывается, что между Наташей и Андреем что-то происходит.

Именно так без слов князь Андрей угадал Наташу, пригласив ее на танец, на ее первом балу.

Толстовский психологизм распространяется только на близких автору героев. Как бы изнутри показан Кутузов, но не Наполеон или Курагины.

Раненный на дуэли Долохов может раскрыть свои переживания в словах, но его мир гораздо беднее, чем тот который открылся Пете Ростову в его последнюю ночь в партизанском отряде. Показательно, что чем больше автор доверяет своему герою, тем чаще вместо авторских характеристик используется внутренний монолог.

Герои, к которым писатель относится нейтрально (старый князь Болконский, родители Ростовы, Денисов, Балашов, Сперанский и др.), обрисованы через внешние поступки и портретные детали.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/svoeobrazie-stilya-tolstogo-v-romane-voyna-i-mir.html

Школьные сочинения

Р’РѕС‚ как РјС‹ РІРёРґРёРј его впервые — РїСЊСЏРЅРѕРіРѕ, РІ белой рубашке, РЅР° рассвете, РІ шумной компании Анатоля Курагина: «Долохов был человек среднего роста, курчавый Рё СЃ светлыми голубыми глазами… РћРЅ РЅРµ РЅРѕСЃРёР» СѓСЃРѕРІ, как Рё РІСЃРµ пехотные офицеры, Рё СЂРѕС‚ его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… Р’ середине верхняя РіСѓР±Р° энергически опускалась РЅР° крепкую нижнюю острым клином, Рё РІ углах образовывалось постоянно что-то РІСЂРѕРґРµ РґРІСѓС… улыбок… Рё РІСЃРµ вместе, Р° особенно РІ соединении СЃ твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было РЅРµ заметить этого лица». Эти светлые голубые глаза, этот твердый, наглый Рё умный взгляд РјС‹ СѓРІРёРґРёРј РјРЅРѕРіРѕ раз: РЅР° смотре РІ Браунау, Рё РІ Р±РѕСЋ РїРѕРґ Шенграбеном; РІРѕ время дуэли СЃ Пьером, Рё Сѓ карточного стола, Р·Р° которым Ростов проиграет Долохову СЃРѕСЂРѕРє три тысячи, Рё Сѓ РІРѕСЂРѕС‚ РґРѕРјР° РЅР° Старой Конюшенной, РєРѕРіРґР° сорвется попытка Анатоля увезти Наташу, Рё позже, РІ РІРѕР№РЅСѓ 1812 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° отряд Денисова Рё Долохова спасет РёР· французского плена Пьера, РЅРѕ РІ Р±РѕСЋ Р·Р° пленных погибнет мальчик, Петя Ростов, — тогда жестокий СЂРѕС‚ Долохова скривится, Рё РѕРЅ отдаст приказание: всех захваченных французов расстрелять.

Долохов -  самый непонятный, самый таинственный из всех героев «Войны и мира».

Мы восхищаемся его безрассудной храбростью, его внезапно и коротко прорывающейся нежностью; нас пугает его жестокость, нам хочется постичь этот загадочный характер.

Что же он такое на самом деле, Федор Долохов? Он «был небогатый человек, без всяких связей.

�, несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля».

Ему РЅРµ РЅР° что Рё РЅРµ РЅР° РєРѕРіРѕ рассчитывать — только РЅР° себя. Развлекались втроем: Долохов, Анатоль Рё Пьер — «достали РіРґРµ-то медведя, посадили СЃ СЃРѕР±РѕР№ РІ карету Рё повезли Рє актрисам. Прибежала полиция РёС… унимать. РћРЅРё поймали квартального Рё привязали его СЃРїРёРЅР° СЃ СЃРїРёРЅРѕР№ Рє медведю Рё пустили медведя РІ РњРѕР№РєСѓ; медведь плавает, Р° квартальный РЅР° нем…В» Чем же РІСЃРµ это кончилось?

Долохов был офицером — Рё потому его разжаловали РІ солдаты.

Пьер РЅРёРіРґРµ РЅРµ служил, его нельзя было разжаловать, РЅРѕ наказанье его постигло легкое, — РІРёРґРёРјРѕ, РёР· уважения Рє умирающему отцу. Анатоль был офицером — его РЅРµ разжаловали.

Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру. Еще один урок он получил на войне.

Встретив Жеркова, принадлежавшего раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным узнать его» в солдатской шинели.

Этого Долохов тоже РЅРµ забыл — Рё РєРѕРіРґР° Жерков, после разговора Кутузова СЃ разжалованным, радостно приветствовал Долохова, тот отвечал, подчеркнуто холодно.

Так на наших глазах складывается характер, формируется жестокий и эгоистический человек, одинокий, как волк. Первые же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом окне. Анатоль пытался удержать Пьера.

  • В«- Пускай, пускай, — сказал Долохов улыбаясь».

После этого прошел РіРѕРґ — очень нелегкий РіРѕРґ солдатчины, трудных РїРѕС…РѕРґРѕРІ Рё РЅРµ менее трудных смотров.

Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в бою.

Он чудом не погиб на льду австрийских прудов, приехал в Москву и поселился в доме Пьера.

Как раньше РѕРЅ РЅРµ жалел Пьера, так РЅРµ жалеет Рё теперь: живя РІ его РґРѕРјРµ, РѕРЅ завел роман СЃ его женой. РќРµ влюбился РІ нее, РЅРµ полюбил — это Р±С‹ хоть РІ какой-то степени его оправдывало.

Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины, он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за то, что Пьер богат и знатен.

РќР° обеде РІ честь Багратиона «Пьер сидел против Долохова Рё Николая Ростова. РћРЅ РјРЅРѕРіРѕ Рё жадно ел Рё РјРЅРѕРіРѕ РїРёР», как Рё всегда. РќРѕ… РѕРЅ, казалось, РЅРµ видел Рё РЅРµ слышал ничего… Рё думал Рѕ чем-то РѕРґРЅРѕРј, тяжелом Рё РЅРµ разрешенном.

Этот неразрешенный, мучивший его РІРѕРїСЂРѕСЃ были намеки княжны РІ РњРѕСЃРєРІРµ РЅР° близость Долохова Рє его жене Рё РІ нынешнее утро полученное РёРј анонимное РїРёСЃСЊРјРѕ… Р’СЃСЏРєРёР№ раз, как нечаянно взгляд его встречался СЃ прекрасными наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднималось РІ его душе, Рё РѕРЅ скорее отворачивался». Пьер знает: Долохов РЅРµ остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля. «Для него была Р±С‹ особенная прелесть РІ том, чтоб осрамить РјРѕРµ РёРјСЏ Рё посмеяться надо РјРЅРѕР№, именно потому, что СЏ… РїРѕРјРѕРі ему». Так думает Пьер РІ то время, как Долохов Рё Николай Ростов, насмешливо Рё неодобрительно поглядывая РЅР° него, РїСЊСЋС‚ Р·Р° хорошеньких женщин.

РћРЅ боится Долохова — могучий Пьер.

Приучив себя додумывать РІСЃРµ РґРѕ конца Рё быть откровенным СЃ самим СЃРѕР±РѕР№, РѕРЅ честно признается себе: «Ему ничего РЅРµ значит убить человека… РћРЅ должен думать, что Рё СЏ Р±РѕСЋСЃСЊ его. Р� действительно, СЏ Р±РѕСЋСЃСЊ его…В» РќРѕ РІ душе его, преодолевая страх, поднимается бешенство, Рё РєРѕРіРґР° Долохов СЃ «серьезным выражением, РЅРѕ СЃ улыбающимся РІ углах ртом, СЃ бокалом обратился Рє Пьеру», — это бешенство вскипает, ищет выхода.

  • «За Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ красивых женщин, Петруша, Рё РёС… любовников», — сказал Долохов.
  • Этого мало: РѕРЅ выхватил РёР· СЂСѓРє Пьера листок СЃ текстом кантаты — само РїРѕ себе это было Р±С‹ вполне возможно РїСЂРё РЅС… приятельских отношениях, РЅРѕ сейчас «что-то страшное Рё безобразное, мутившее его РІРѕ время обеда, поднялось Рё овладело» Пьером.
  • «Не смейте брать! — РєСЂРёРєРЅСѓР» РѕРЅВ».

Долохов знает, что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно». Оба секунданта понимают, что происходит убийство.

Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера.

Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед РЅРёРј Пьер — Р·Р° что РѕРЅ готов убить этого человека? Долохов промахнулся, стреляя РІ Пьера, которого РѕРЅ жестоко РѕСЃРєРѕСЂР±РёР».

РќРѕ через несколько недель РѕРЅ РЅРµ промахнется РІ РґСЂСѓРіРѕР№ дуэли — бескровной. Р–РёРІСЏ РІ семье Пьера, Долохов разрушил эту семью.

Р’РѕР№РґСЏ РІ РґРѕРј Николая Ростова, РѕРЅ попытался отнять Сѓ своего РґСЂСѓРіР° невесту. РЎРѕРЅСЏ отказала ему — Долохов РЅРµ таков, чтобы РЅРµ отомстить.

РћРЅ РЅРµ вызывает Николая РЅР° дуэль, РЅРѕ обыгрывает его РІ карты — сознательно, холодно Рё обдуманно: приглашает СЃРІРѕСЋ жертву запиской РІ гостиницу, несколько раз спрашивает: В«Р�ли ты боишься СЃРѕ РјРЅРѕР№ играть?В», предупреждает: «В РњРѕСЃРєРІРµ распущен слух, будто СЏ шулер, поэтому советую вам быть СЃРѕ РјРЅРѕР№ осторожнее», «и, выиграв РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋВ  СЃСѓРјРјСѓ,В  «ясно  улыбаясь  РёВ  глядя  РІВ  глаза   Николаю», замечает: «Ты знаешь РїРѕРіРѕРІРѕСЂРєСѓ: «Счастлив РІ любви, несчастлив РІ картах». РљСѓР·РёРЅР° твоя влюблена РІ тебя. РЇ знаю». РћРЅ РЅРµ позволит безнаказанно оскорбить себя, РЅРѕ разве Николай хотел его оскорбить? Наоборот — преклонялся перед РЅРёРј, обожал его — так РѕРЅ наказан Р·Р° СЃРІРѕРµ обожание.

Может быть, через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая. Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым.

Он страшный человек, Федор Долохов. В двадцать пять лет он хорошо знает людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не ценятся этими людьми.

Он привык не верить честности, уму и таланту. Он циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что знает: это простят. Не простят слабости.

А бесчеловечность вызовет уважение и страх.

Может быть, потому Долохов Рё называет мать ангелом, Рё преданно любит (ее, что РѕРЅР° РѕРґРЅР° хочет видеть РІ нем «высокую, небесную душу»? В РћРЅ правильно выбрал: РЎРѕРЅСЏ — именно та чистая Рё верная душа, которую РѕРЅ ищет. РќРѕ нет ему счастья: РѕРЅР° любит РґСЂСѓРіРѕРіРѕ. Решив отомстить Николаю, Долохов задумал выиграть Сѓ него СЃРѕСЂРѕРє три тысячи. «Число это было РёРј выбрано потому, что СЃРѕСЂРѕРє три составляло СЃСѓРјРјСѓ сложенных его РіРѕРґРѕРІ СЃВ  годами   РЎРѕРЅРёВ». Нам трудно себе представить, что этот жестокий, холодный человек способен РЅР° такую чувствительность — складывать СЃРІРѕРё РіРѕРґС‹ Рё РЎРѕРЅРёРЅС‹. РќРѕ РѕРЅ способен.

Страницы : 1 2

Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки — » Характеристика образа Долохова РІ романе «Война Рё РјРёСЂВ» . Это нужно, ведь РЅРµ потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-2312.htm

Мужские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

(на примере трех)

Расскажу о мужских образах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» на примере таких героев, как Николай Ростов, Анатоль Курагин и Федор Долохов, которые помогут раскрыть различные нравственные качества.

Читайте также:  Волки и овцы - краткое содержание пьесы островского

Николай Ростов

Николай Ростов – сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети. Это «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», «..во всем лице выражались стремительность и восторженность».

Отличием Николая от других названных выше героев служит наличие у него достоинства, чести, естественности, доброжелательности, радушия, открытости, искренности, то есть тех качеств, которые присущи всей семье Ростовых.

Однако, несмотря на достаточное количество положительных сторон, Николай не сумел и не захотел встать на путь жизненных исканий – это есть весомое отличие его от Андрея Болконского и Пьера Безухова. Нравственные муки не занимали героя, и любые идеи его не вдохновляли.

Он любил действовать, а не думать, отчего и стал считаться человеком плодотворным. Герой практически не изменялся на протяжении всего романа. Надо рассказать об изменениях Николая-военного.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин — сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Являлся другом Долохова, а в связи с этим жизнь для него – это также искание удовольствий и наслаждений. Герой имеет довольно высокую самооценку, являясь эгоистом и лицемером.

«Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».

Анатоль в романе нравственно не растет, он не знает жизненных преград, для него все дороги открыты. Это делает его отрицательным героем, что отталкивает читателя.

Надо сказать про историю с Наташей.

Федор Долохов

Федор Долохов – яркий герой. В нем можно увидеть такие черты, как смелость, дерзость, храбрость, способность совершать отчаянные поступки. Однако Наташа смогла увидеть в нем самое главное – неестественность. Отличительной чертой Долохова является его желание постоянно быть в центре внимания.

Испытание судьбы – главная цель жизни Долохова. Это практически всегда удается ему благодаря странным и непонятным развлечениям, из которых вполне ясно становится видно, что герой не боится смерти. С нравственной точки зрения, герой самолюбив и хладнокровен. Такие понятия, как любовь и дружба, для него не имеют ни малейшего значения.

Герой не способен на чувства. Однако такие сцены, как признание в любви к матери и предложение руки и сердца Соне, остаются непонятными, так как Долохов – отрицательный герой без наличия правды и простоты.

Федор предстает перед нами с двух разных сторон, показывает различные черты своей индивидуальности, что придает ему таинственность и загадочность, которые заинтересовывают читателей.

Чётче надо показать положительные и отрицательные черты Долохова, вспомнить военные сцены.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1741;

Источник: https://studopedia.net/7_5446_muzhskie-obrazi-v-romane-lntolstogo-voyna-i-mir.html

Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир" (сочинение)

Среди всех женских характеров, предстающих перед нами и романе Л.Н. Толстого «Война и мир», образ Наташи Ростовой раскрыт наиболее полно. На протяжении повествования читателям дана возможность проследить за трансформацией толстовской героини из тринадцатилетней девочки-подростка в зрелую женщину-мать.

Читая роман, невозможно не понять, что Толстой по-настоящему любит свою героиню. Любит как художник, воплотивший в её образе свои представления не только о женском идеале, но и о роли женщины в жизни конкретных людей и общества в целом.

В отличие от других персонажей, Наташа Ростова не появляется в романе, а, выражаясь словами автора, «влетает» в него« гадким утёнком, готовым превратиться в лебедя». Она олицетворяет собой саму жизнь, и с самых первых глав романа заражает своим жизнелюбием всех людей, с которыми так или иначе сводит её судьба.

В юной Наташе мы замечаем наивную и трогательную привязанность ко всем и ко всему, что её окружает. Именно это свойство делает некрасивую, как отмечает Толстой, девочку-девушку столь привлекательной и обаятельной в наших глазах.

Наташу отличает необыкновенная способность жадно и незаметно для других впитывать в себя из окружающей жизни всё самое хорошее. Вот мы видим её танцующей не на балу, а в помещичьем доме, в гостях у родственника.

Мы искренне любуемся Наташей, плывущей в русском танце, и разделяем неприкрытое восхищение автора: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух!».

На мой взгляд, в этом эпизоде Наташа Ростова неуловимо напоминает пушкинскую Татьяну, которая тоже была «русская душою». Вместе с тем, в сравнении с Татьяной Лариной Наташа Ростова кажется более живой, непосредственной.

Главное, что привлекает в Наташе окружающих, — это её удивительная способность источать вокруг себя любовь и умножать её стократно, радоваться чужому счастью и сопереживать беде, делиться с другими частицей собственной души и одновременно не оскудевать ею. Обогащая чужую душу, Наташа облагораживает собственную — в этом заключается идея Толстого о спасении и единении всех людей через мировую любовь.

Испытания, выпавшие на долю России и семьи Ростовых во время войны 1812 года, лишь укрепили характер Наташи и её веру в жизнь.

Ухаживая за умирающим князем Андреем, она до самого конца остаётся с ним всем своим сердцем и укрепляет его дух в момент, когда князь «пробуждается от жизни».

Та «высокая, чистая, красивая душа», которую разглядел в Наташе Пьер Безухов, раскрывается за лишениями и страданиями войны в полную силу.

Наделённая необыкновенной силой жизни, после гибели брата Наташа буквально вырывает из лап безумия и смерти свою мать, и при этом душевной щедрости в ней не убывает. Военные тяготы лишь увеличили силу её любви, в которой затем она открыла для себя истинный смысл жизни.

Женское счастье, которым наделил Толстой свою героиню в конце романа, есть плата за её любовь и силу жизни. «Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила» — в этой «сильной, красивой и плодовитой самке» заключены мысли самого автора о месте и благородной цели женщины в жизни.

«Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа» — читаем мы дальше. Любить и быть любимой — такова жизненная философия Наташи, отражающая взгляды самого автора на «женский вопрос».

И потому нет ничего странного и удивительного в том, что любимая героиня Толстого «мыслит не умом, а всем существом своим, то есть плотью».

Повзрослев душой, Наташа Ростова приобщилась к великой тайне жизни, в которой есть место каждому человеку, каждому живому существу, каждой песчинке и каждому камню. И она нашла в ней своё скромное и вместе с тем благородное предназначение. Не могла не найти.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/obraz_natashi_rostovoj_v_romane_vojna_i_mir_sochinenie/64-1-0-1807

Сочинение на тему “Искусство портрета в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Одной из форм типизации и индивидуализации для писателя была портретная характеристика.

Часто большую роль в портретной характеристике играет деталь; пусть на первый взгляд самая мелкая и незаметная, она имеет огромное значение, например, улыбка, которая помогает нам составить свое мнение о человеке.

Улыбку Элен Толстой называет улыбкой «вполне красивой женщины», «молодой, неизменной, самодовольной», а улыбку Наташи Ростовой — «детской, торжественной», «улыбкой радости и успокоения».

Глаза Долохова были «ясные, голубые, прекрасные и наглые» (какой подбор несоединимых, казалось бы, эпитетов), а у Пьера — «дружелюбные» (как тут не вспомнить расхожую фразу «глаза — зеркало души человеческой»).

Чтобы донести до читателя как можно точнее и четче свое представление о герое, Толстой использует прием сравнения и сопоставления. Так, например, красавца Анатоля Курагина он сравнивает со зверем.

Анатоль, по описанию автора, напоминает жадного хищника, подчиняющегося «звериному чувству». О Лизе Болконской Л.

Толстой пишет: «Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства».

После прочтения этих сравнений трудно сомневаться в том, как оценить описываемых героев, и в том, как оценивает их сам автор.

Большое значение в создании портретной характеристики имеет подбор оценочной лексики. При описании Адольфа Берга автор выражается так: «Он «свежий, розовый», всегда «безупречно вымыт», «безупречно застегнут», «причесан». Казалось бы, что плохого в аккуратности? Но именно подбор оценочной лексики для подчеркивания «сверхбезупречного» вызывает отрицательное отношение к персонажу.

Еще характернее пример с князем Василием. Толстой, давая его портрет, пишет о «надушенной, сияющей лысине». У Толстого всех героев можно разделить на любимых и нелюбимых. При этом отношение автора к ним чувствуется сразу через портретную характеристику.

Княжна Марья некрасива, у нее тяжелая походка, неуклюжая фигура. Но все это забывается, как только читаешь строчки о ее «прекрасных глазах», которые «со спокойствием и лучистостью смотрели с нежной любовью».

Вместе с автором, который явно восхищается своей героиней, начинаем любить ее и мы.

Или «маленький, грязный, худой» Тушин, но он «вопросительно глядел большими и бодрыми глазами», а лицо его озарялось «тихой улыбкой».

Л. Н. Толстой использует прием показа портретной характеристики в развитии. Особенно ярко это прослеживается на примере Наташи Ростовой. Вот ей тринадцать лет. Это «черноглазая с большим ртом, некрасивая, но живая», «тоненькая», «грациозная» девочка.

В пятнадцать лет в ней еще много детского: встречая брата, «держась за полу его венгерки», она «прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно.визжит».

В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского, Анатоль, знаток женской красоты, сразу оценил «достоинство ее рук, плеч и волос».

В ночь свидания ее с умирающим князем Андреем «худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

В двадцать лет Пьер не узнал ее сразу, это уже не девочка, а «дама в черном платье», она «действительно постарела», но сохранился ее «внимательный, ласково-любопытный взгляд», который помог Пьеру увидеть в ней прежнее «милое, доброе, славное существо». В двадцать два года она стала «сильной матерью», в которой «часто было видно одно лицо ее и тело, а души вовсе не видно».

Но в те редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, «она бывала еще более привлекательна, чем прежде». 9 лет из жизни героини — и какое внимательное, бережное отношение к изменению ее внешности!

Весь роман Толстого построен на антитезе. И даже портреты почти всех персонажей созданы в противопоставление друг другу. Например, Кутузов и Наполеон.

Оба они не отличаются особой внешней привлекательностью, но автор явно противопоставляет «огромное тело, с сутуловатой спиной», «тяжелой, большой, изуродованной головой» Кутузова и «круглый живот», жирные ляжки коротких ног «великого» Наполеона.

Таких параллелей в романе множество (Элен — Марья, Пьер — Анатоль, Андрей — Долохов и т. д ).

О мастерстве Толстого, о совершенстве, которого он достиг в искусстве создания портретной характеристики, писали и говорили многие известные личности. М. Шолохов сказал: «Толстой непостижим».

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-iskusstvo-portreta-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию