Аркадий Петрович Гайдар – детский советский писатель, он создал множество произведений. Среди них «Тимур и его команда», «РВС», «Чук и Гек», «Голубая чашка». Сочинил и записал Аркадий Гайдар «Горячий камень». Краткое содержание познакомит читателя с этим произведением, главными мыслями, отзывами.
Немного об авторе
На самом деле фамилия известного писателя Голиков, а Гайдар – это литературный псевдоним. Родился он 9 января 1904 года в Льгове Курской области, погиб в Великую Отечественную войну, 26 октября 1941 года.
По профессии Голиков был военным. Уже в неполные 18 лет он командовал полком, еще в 14 был принят в коммунистическую партию. В 1922-24 годах написал первую свою повесть, которая называется «В дни поражения и побед». С 1935 года начал работать в газете «Звезда» специальным корреспондентом.
По долгу службы ездил по города, селам, встречался с разными людьми, что помогало ему создавать свои произведения, в том числе и «Горячий камень». Отзыв В.И. Семенова, редактора детского журнала «Мурзилка», о чтении Аркадием Петровичем этого своего рассказа был весьма положительным. Он говорил, что тот как будто не читал ему, а просто рассказывал важный случай.
Многие отзывались восторженно об этом последнем произведении писателя.
Старик, хлебнувший немало горя
Начинается повествование знакомством читателя с одним из главных героев повествования — одиноким стариком. Он был сторожем – следил за сохранностью колхозного сада. Пожилой мужчина не местный, но он давно пришел в село откуда-то издалека, да так и остался здесь.
Люди, глядя на нового жителя, сразу поняли, что человек хлебнул немало горя. Об этом красноречиво говорил его шрам, проходящий от щеки через губы. Из-за него лицо даже улыбающегося человека казалось суровым и печальным.
Хромота, седые не по годам волосы также говорили о тяжелой судьбе человека. Таков старший герой, которого придумал А.П. Гайдар.
«Горячий камень» (краткое содержание этого произведения в том числе) переходит к рассказу о втором действующем лице – мальчике Ивашке Кудряшкине.
Иван проникает в колхозный сад
Юный сорванец решил тайно пробраться в колхозный сад, чтобы набрать там яблок. В те времена не было столько фруктов, сколько можно встретить сейчас на прилавках рынков, магазинов. Мало того, яблони, растущие на участках сельских жителей, облагались налогом. Денег у крестьян почти не было, поэтому, чтобы не платить налоги, очень многие срубали плодовые деревья.
Поэтому, с одной стороны, ребенка можно понять. Но проникновение в колхозный сад приравнивалось к преступлению, и такой поступок мог плачевно закончиться не только для Ивана, но и для его родителей.
Конечно, об этом не говорит в своем произведении Гайдар, «Горячий камень» (краткое содержание это подтверждает) учит высокой морали и тому, что чужое и общественное брать нельзя. К тому же Голиков А.П.
был убежденным коммунистом, с 14 лет состоял в партии, а в то время осуждение законов этого главенствующего органа страны привело бы к тюремному строку или высшей мере наказания.
Поэтому про обложение налогом плодовых деревьев в маленькой повести не рассказывается.
Так вот, мальчик проник в сад, чтобы наесться вдоволь яблок, но не рассчитал – он упал на куст колючего крыжовника и закричал от боли. На шум пришел сторож, который проявил чудеса благородства.
Он не повел мальчика в школу, чтобы там рассказать о его ужасном поступке, не стеганул крапивой. Старик молча посмотрел на плачущего ребенка, который порвал штаны, поцарапал руки.
Пожилой мужчина взял мальчишку за руку и, выведя того через калитку, отпустил его.
Как Ивашка попал на болото, неожиданная находка
Мальчику стало очень стыдно, поэтому он побрел, не разбирая дороги, попал в лес, вышел к болоту и заблудился. Иван увидел довольно большой камень и решил присесть на него, чтобы отдохнуть. Примостился на эту возвышенность мальчик — и тот час же вскочил. Ему показалось, что через двое штанов его ужалила пчела. Но никаких насекомых не было, мальчик понял, что жар исходил от камня.
Вот такой придумал сюжет Аркадий Петрович Гайдар. Горячий камень был не простым, а волшебным, в этом быстро убедился ребенок. Вскочив, он увидел, что на глыбе имеется надпись, но из-за засохшей глины было не прочитать ее, тогда он стал оббивать грязь снятым ботинком.
Ему удалось прочесть надпись. Она гласила, что тот, кто сможет отнести этот камень на гору и там разбить его, снова станет молодым. Ниже стояла печать.
Раздумья мальчугана
Ивашка понял, что для него эта большая вещь не представляет никакой ценности. Ведь ребенку и так было всего 8 лет, поэтому становиться моложе ему не хотелось. Тем более что тогда ему снова придется оставаться в первом классе на второй год, а он не хотел. Из этого отрывка становится ясно, что школьник плохо учился.
Но, несмотря на это, на то, что он мог залезть колхозный сад, Ваня все же был добрым мальчиком. Это можно понять, прочитав соответствующие места и сделав сюжетный анализ. «Горячий камень» Гайдар задумал как показательное и нравоучительное произведение.
Ведь доброта необходима в любые эпохи – в сороковые годы прошлого столетия или в наше время.
Автор высказывает мысль и о необходимости учиться. Это видно по следующему эпизоду. Кудряшкин подумал, что хорошо, если бы этот камень позволил ему, не уча уроков, сразу перескочить из первого класса в третий. Это было бы здорово, но такого не могут даже самые волшебные вещи.
Добро возвращается
Так, ничего не придумав, отправился Ваня в обратный путь. Когда он шел мимо сада, то увидел старика. Тот шел с трудом, часто останавливаясь и кашляя. Он нес известку и кисть, видимо, хотел белить деревья, но каждый шаг давался ему с трудом.
Видя это, ребенок подумал, что это человек добрый – он не хлестнул его за проступок крапивой, не выдал. Поэтому мальчик тоже решил сделать для него хорошее. Вот чему учит рассказ «Горячий камень» — что добро возвращается.
Расхрабрившись, он подошел к пожилому человеку и рассказал тому про волшебный камень.
Старик хоть и сурово, но поблагодарил ребенка и сказал, что пока не может отойти, ведь он на посту, а то за время отлучки кто-нибудь может придти и обчистить колхозный сад.
https://www.youtube.com/watch?v=ec_FmTcyoCA
Сторож сказал, чтобы мальчик шел к камню, вкатил тот на гору, а он потом придет с чем-то тяжелым и разобьет эту глыбу.
Гайдар «Горячий камень»
Краткое содержание переходит к значимому моменту. На следующие утро Ивашка взял из дома мешок и толстые рукавицы, чтобы не обжечься о камень, и отправился в путь. С трудом он выкатил из болота камень и лег на сухую траву, чтобы отдохнуть. В это время мальчик думал, как хорошо будет, когда придет дедушка, разобьет камень и сможет зажить счастливой жизнью. Ведь тот наверняка ничего хорошего не видел, тогда как Иван сам был счастлив за свою еще недолгую жизнь целых 3 раза. Как-то его на красивой машине подвез незнакомый мужчина, когда ученик опаздывал школу. В другой раз он поймал большую щуку прямо руками в канаве. И в третий – когда дядя Митрофан отвез его в город, где справляли 1 мая, во времена СССР – один из главных праздников.
Вот о таком простом мальчишеском счастье поведал писатель и военный А.П. Гайдар. Сказка «Горячий камень» продолжается тем, что Ивашка докатил камень до вершины горы и стал ждать старика.
Тот долго не приходил, он показался только перед закатом. Мальчик удивился, что в руках у того не было молотка, лома, которым он смог бы разбить глыбу.
Ценить то, что имеешь, не жаловаться на судьбу, жить по совести, вот чему учит рассказ «Горячий камень». Это ясно из дальнейшего повествования.
Счастливая жизнь старика
Пожилой человек быстро внес ясность. На вопрос ребенка о том, почему тот не принес ничего тяжелого, дед ответил, что он не хочет начинать сначала жизнь. Мальчик изумился, а взрослый товарищ продолжал. Погладив ребенка по голове, тот поведал, что не такой он горемычный, как это может показаться, на самом деле он самый счастливый. Старик рассказал о своей хромоте.
Было это давно. Его ударило по ноге бревно, но травма была получена, когда он с группой товарищей разбирал заборы, чтобы соорудить из них баррикады, которые помогали восстанию против царя.
Зубы ему выбили за то, что он вместе с соратниками пел революционные песни. Шрам остался от шашки, которой ему рассекли лицо во время борьбы с вражеской белой армией.
Вот такой интересный и поучительный рассказ написал А.П. Гайдар.
«Горячий камень» – читательское мнение о сказке
Мнения относительно этого произведения могут быть противоречивыми, но то, что рассказ учит состраданию, добру, не брать чужого – это бесспорно. Устами пожилого человека автор высказал свое пожелание, чтобы наша страна, пусть без него, но была бы такой же великой и могучей!
Старик не захотел начинать новую жизнь, так как эту свою он прожил честно и ясно. А камень так и остался лежать, мимо него проходили люди, но никто не воспользовался его волшебной силой. Значит, все были довольны той жизнью, которая у них была, и не хотели начинать ее заново.
Источник: https://autogear.ru/article/157/191/gaydar-goryachiy-kamen-kratkoe-soderjanie-analiz-i-otzyivyi/
Гайдар, Горячий камень: краткое содержание и главные герои
Аркадий Петрович Гайдар в протяжении многих лет был кумиром русских малышей. Произведения, написанные им, не оставляли флегмантичными никого.
Притча “Жаркий камень”, короткое содержание которой приведено ниже, является одним из таких шедевров. И сейчас творения писателя не позабыты, они увлекательны современным мальчишкам и девчонкам.
Как и 10-ки годов назад, произведения пробуждают эмоции в душах деток, вызывают много вопросов.
Притча “Жаркий камень”. История сотворения
Произведение было написано в апреле 1941 года. А в августе-сентябре, когда уже шла Величавая Российская война, его выпустили в журнальчике “Мурзилка”. С того времени притча не сходит с книжных полок детских библиотек. Сейчас произведение рекомендовано для исследования на уроках литературного чтения в исходных классах школы.
Аркадий Гайдар “Жаркий камень” называл и сказкой, и рассказом, он относился к произведению с определенной толикой драматичности. Но за хорошей усмешкой создателя в содержании творения поставлен очень принципиальный вопрос о том, как человеку требуется проживать свою жизнь. Ведь возвратиться вспять, чтоб поправить допущенные ошибки, никому не дано.
В произведении упомянуты действия, связанные с историей страны – это Величавая октябрьская социалистическая революция, штатская война, годы восстановления народного хозяйства. Гайдар, как и главный герой сказки, не был посторонним наблюдателем происходившего. Напротив, все действия оставили приметный след в судьбах создателя и старика.
Обеспеченный прозаический опыт позволил писателю предсказать пришествие грозных для страны времен – о их гласит главный герой произведения. История подтвердила, что опаски были не напрасны – наименее чем через два месяца после написания сказки фашисты развязали войну против нашей страны.
Авторское представление сказки
Рассказ “Жаркий камень”, как и все другие свои произведения, Аркадий Петрович Гайдар перед публикацией читал аудитории сам. Слушатели всегда давали высшую оценку его возможности доносить главную идею произведения.
Главный редактор журнальчика “Мурзилка” – это тот человек, кто в первый раз услышал сказку “Жаркий камень”. Вспоминая об этом событии, он гласит, что при чтении в голосе создателя не было ни пафоса, ни назидательности.
Складывалось воспоминание, что Гайдар сам был участником описываемых событий, потому он просто говорил историю.
При всем этом Аркадий Петрович точно знал, где необходимо сделать паузу и дать возможность слушателям вспомнить подобные ситуации из своей жизни либо же просто оценить поступки героев сказки “Жаркий камень”.
Короткое содержание произведения
В первой главе сказки читатели знакомятся с одним из ее основных героев – нахмуренным нелюдимым стариком. Все обитатели села знали, что он прожил нелегкую тревожную жизнь.
Хотя старик не достаточно говорил о для себя, люди знали, что он достоин почтения. Даже на склоне собственных лет мужик не оставался без дела, он старался быть полезным обществу.
И к работе охранником в колхозном саду относился со всей серьезностью.
Ивашка – это тоже персонаж сказки “Жаркий камень”. Короткое содержание произведения не позволяет полностью обрисовать отношения, которые сложились меж мальчуганом и стариком, хотя сюжет строится конкретно на этом.
Знакомство основных героев происходит при попытке мальчугана просочиться в колхозный сад, где он и был пойман охранником. Ивашка был уверен в том, что его ожидает грозное наказание, но старик отпустил мальчугана, не сказав ни одного слова.
Ивашка сгорал от стыда за совершенный проступок. Переживая, он забрел в лес и случаем оказался на болоте, где и нашел необыкновенный камень.
Он был жарким, а надпись на поверхности указывала на то, что находка была вправду магической.
Смысл слов, написанных на камне, заключался в том, что благодаря его силе можно было возвратить юность и начать жизнь поначалу. Для этого довольно было только разбить необычный камень.
Ивашка решил, что начинать жизнь поначалу ему совершенно не надо, потому что были моменты, которые он не желал бы забывать. Мальчишка считал себя полностью счастливым человеком. А вот нездоровой израненный старик мог бы пользоваться волшебством, чтоб поменять судьбу. С таким предложением и пришел Ивашка Кудряшкин к охраннику.
Старик сдержанно выслушал предложение мальчугана и попросил его вытянуть камень из болота на гору. Ивашка, выполняя просьбу, был горд тем, что благодаря ему старик станет счастливым человеком. Для этого ему не надо будет лезть в болото, чтоб разбить магический камень, довольно только подняться в гору.
Но совершенно внезапным для Ивашки оказалось продолжение истории – старик, придя к камню, отказался разбивать его и возвращать свою юность. Мальчишка выяснит что, жизнь, прожитая стариком, была полна счастливых моментов, ему не хотелось забывать то, через что пришлось пройти.
Рассказ Гайдара “Жаркий камень” имеет внезапную и заполненную глубочайшим смыслом концовку. Главные герои произведения договариваются о том, что они оставят камень на горе, на том месте, где он будет виден многим людям. А сделают они это для того, чтоб понаблюдать, что будет происходить с камнем. Прошло много лет, но магический предмет так и остался нетронутым.
Сам Аркадий Гайдар жаркий камень тоже лицезрел – побывал на известной горе, но разбить его не отважился. Человек должен прожить одну жизнь, сумев рассмотреть в ней фортуну, ошибки, счастливые моменты. Конкретно таковой подход к жизни создатель считает правильным, также пробует уверить в этом читателей.
Мысль произведения
Каждый человек в течение собственной жизни должен давать оценку своим поступкам, возникающим желаниям. В этом и заключается основная мысль сказки, которую написал Гайдар.
“Жаркий камень”, главные герои которого принадлежат к различным поколениям, – это произведение, где создатель доносит идея о том, что взор человека на свою жизнь почти во всем находится в зависимости от возраста и приобретенного опыта. Не каждый способен верно оценить все, что происходит с ним, но к этому нужно стремиться. Только так человек способен осознать, счастлив ли он по сути.
Главные персонажи
Продолжаем рассматривать то, как написал Гайдар “Жаркий камень”. Главные герои сказки – небольшой мальчишка Ивашка Кудряшкин и охранник колхозного сада. Они описаны очень близко к реальности. В притче “Жаркий камень”, короткое содержание которой дано выше, создатель целенаправленно вводит героев, принадлежащих различным поколениям.
Небольшим читателям оказывается близок и понятен образ Ивашки. А чтоб осознать нрав старика, детям приходится совместно с мальчуганом пройти все духовные и физические тесты, которые выпали на его долю.
В притче находится и образ создателя. Ему принадлежат слова, указывающие на главную идею всего произведения.
Сказочные атрибуты
Присутствие в сюжете магических предметов – одно из требований сказочного жанра. Наличие камня, способного возвратить юность и дать возможность человеку начать новейшую жизнь, позволяет причислить произведение “Жаркий камень” конкретно к сказкам.
И хотя ни один из героев не использовал этот символический предмет по прямому предназначению, его магическая сила все-же осязаема. Ведь каждый, кто оказывался рядом с камнем, начинал думать о смысле прожитых дней, делал пробы поменяться к наилучшему.
Черта старика
В самом начале произведения читатели лицезреют старика очами создателя. Он представлен как человек, повидавший много горя. Окружающие люди относятся к деду с состраданием. Детям он кажется нелюдимым и угрюмым, потому они побаиваются старика.
Последующие действия сказки демонстрируют, что охранник колхозного сада оказывается хорошим и жалостным человеком – он не наказывает Ивашку за суровый проступок.
В конце произведения мальчишка и читатели совместно с ним проникаются почтением к старику. Это происходит после того как он ведает историю собственной жизни, заполненную колоритными, а иногда и трагичными событиями.
Старик чувствует себя по-настоящему счастливым человеком, он гордится прожитой жизнью и не стремится что-либо поменять в ней.
Черта Ивашки
Хорошим и отзывчивым мальчуганом показал Ивашку Гайдар. “Жаркий камень” отзывы от малеханьких читателей получает самые экзальтированные благодаря конкретно этому виду. Персонаж очень близок каждому ребенку.
Мальчишка, как и все детки, способен на непродуманные поступки. Но читатели лицезреют, что он стремится поправить допущенные ошибки.
Вот тогда и появляются истинные духовные свойства Ивашки – доброта, отзывчивость, честность, способность соболезновать другим людям. Он достойно преодолел трудности, когда тащил камень из болота на гору.
Это гласит об упорстве мальчугана, умении доводить обещанное до конца.
Менторская роль сказки
После чтения произведения и его подробного анализа мы без усилий сможем ответить на вопрос о том, чему учит “Жаркий камень”.
Человек должен ценить каждый денек собственной жизни, не запамятывая о том, что не будет способности возвратиться вспять.
О совершенных ошибках необходимо держать в голове, и исправлять их как можно резвее. Только тогда человек узнает, что такое истинное счастье.
Источник: https://tipsboard.ru/gajdar-goryachij-kamen-kratkoe-soderzhanie-i-glavnye-geroi/
Гайдар, «Горячий камень»: краткое содержание и главные герои
Аркадий Петрович Гайдар на протяжении многих лет был кумиром советских детей. Произведения, написанные им, не оставляли равнодушными никого.
Сказка «Горячий камень», краткое содержание которой приведено ниже, является одним из таких шедевров. И сегодня творения писателя не забыты, они интересны современным мальчишкам и девчонкам.
Как и десятки лет назад, произведения пробуждают эмоции в душах детей, вызывают много вопросов.
Сказка «Горячий камень». История создания
Произведение было написано в апреле 1941 года. А в августе-сентябре, когда уже шла Великая Отечественная война, его опубликовали в журнале «Мурзилка». С тех пор сказка не сходит с книжных полок детских библиотек. Сегодня произведение рекомендовано для изучения на уроках литературного чтения в начальных классах школы.
Аркадий Гайдар «Горячий камень» называл и сказкой, и рассказом, он относился к произведению с определенной долей иронии. Но за доброй усмешкой автора в содержании творения поставлен очень важный вопрос о том, как человеку требуется проживать свою жизнь. Ведь вернуться назад, чтобы исправить допущенные ошибки, никому не дано.
В произведении упомянуты события, связанные с историей страны — это Великая октябрьская социалистическая революция, гражданская война, годы восстановления народного хозяйства. Гайдар, как и главный герой сказки, не был сторонним наблюдателем происходившего. Напротив, все события оставили заметный след в судьбах автора и старика.
Богатый житейский опыт позволил писателю предсказать наступление суровых для страны времен — о них говорит главный герой произведения. История подтвердила, что опасения были не напрасны — менее чем через два месяца после написания сказки фашисты развязали войну против нашей страны.
Авторское представление сказки
Рассказ «Горячий камень», как и все другие свои произведения, Аркадий Петрович Гайдар перед публикацией читал аудитории сам. Слушатели всегда давали высокую оценку его способности доносить главную идею произведения.
Главный редактор журнала «Мурзилка» — это тот человек, кто впервые услышал сказку «Горячий камень». Вспоминая об этом событии, он говорит, что при чтении в голосе автора не было ни пафоса, ни назидательности.
Складывалось впечатление, что Гайдар сам был участником описываемых событий, поэтому он просто рассказывал историю.
При этом Аркадий Петрович точно знал, где нужно сделать паузу и дать возможность слушателям вспомнить аналогичные ситуации из собственной жизни или же просто оценить поступки героев сказки «Горячий камень».
Краткое содержание произведения
В первой главе сказки читатели знакомятся с одним из ее главных героев — хмурым нелюдимым стариком. Все жители села знали, что он прожил нелегкую тревожную жизнь.
Хотя старик мало рассказывал о себе, люди знали, что он достоин уважения. Даже на склоне своих лет мужчина не оставался без дела, он старался быть полезным обществу.
И к работе сторожем в колхозном саду относился со всей серьезностью.
Ивашка — это тоже персонаж сказки «Горячий камень». Краткое содержание произведения не позволяет в полной мере описать взаимоотношения, которые сложились между мальчиком и стариком, хотя сюжет строится именно на этом.
Знакомство главных героев происходит при попытке мальчика проникнуть в колхозный сад, где он и был пойман сторожем. Ивашка был уверен в том, что его ждет суровое наказание, но старик отпустил мальчика, не сказав ни единого слова.
Ивашка сгорал от стыда за совершенный проступок. Переживая, он забрел в лес и случайно оказался на болоте, где и обнаружил необычный камень.
Он был горячим, а надпись на поверхности указывала на то, что находка была действительно волшебной.
Смысл слов, написанных на камне, заключался в том, что благодаря его силе можно было вернуть молодость и начать жизнь сначала. Для этого достаточно было лишь разбить необыкновенный камень.
Ивашка решил, что начинать жизнь сначала ему совсем не нужно, так как были моменты, которые он не хотел бы забывать. Мальчик считал себя вполне счастливым человеком. А вот больной израненный старик мог бы воспользоваться волшебством, чтобы изменить судьбу. С таким предложением и пришел Ивашка Кудряшкин к сторожу.
Старик сдержанно выслушал предложение мальчика и попросил его вытянуть камень из болота на гору. Ивашка, выполняя просьбу, был горд тем, что благодаря ему старик станет счастливым человеком. Для этого ему не нужно будет лезть в болото, чтобы разбить волшебный камень, достаточно лишь подняться в гору.
Но совсем неожиданным для Ивашки оказалось продолжение истории — старик, придя к камню, отказался разбивать его и возвращать свою молодость. Мальчик узнает что, жизнь, прожитая стариком, была полна счастливых моментов, ему не хотелось забывать то, через что пришлось пройти.
Рассказ Гайдара «Горячий камень» имеет неожиданную и наполненную глубоким смыслом концовку. Главные герои произведения договариваются о том, что они оставят камень на горе, на том месте, где он будет виден многим людям. А сделают они это для того, чтобы понаблюдать, что будет происходить с камнем. Прошло много лет, но волшебный предмет так и остался нетронутым.
Сам Аркадий Гайдар горячий камень тоже видел — побывал на знаменитой горе, но разбить его не решился. Человек должен прожить одну жизнь, сумев разглядеть в ней удачу, ошибки, счастливые моменты. Именно такой подход к жизни автор считает правильным, а также пытается убедить в этом читателей.
Идея произведения
Каждый человек в течение своей жизни должен давать оценку собственным поступкам, возникающим желаниям. В этом и заключается главная идея сказки, которую написал Гайдар.
«Горячий камень», главные герои которого принадлежат к разным поколениям, — это произведение, где автор доносит мысль о том, что взгляд человека на свою жизнь во многом зависит от возраста и полученного опыта. Не каждый способен правильно оценить все, что происходит с ним, но к этому необходимо стремиться. Только так человек способен понять, счастлив ли он на самом деле.
Основные персонажи
Продолжаем рассматривать то, как написал Гайдар «Горячий камень». Главные герои сказки — маленький мальчик Ивашка Кудряшкин и сторож колхозного сада. Они описаны очень реалистично. В сказке «Горячий камень», краткое содержание которой дано выше, автор преднамеренно вводит героев, принадлежащих разным поколениям.
Маленьким читателям оказывается близок и понятен образ Ивашки. А чтобы понять характер старика, детям приходится вместе с мальчиком пройти все душевные и физические испытания, которые выпали на его долю.
В сказке присутствует и образ автора. Ему принадлежат слова, указывающие на главную идею всего произведения.
Сказочные атрибуты
Присутствие в сюжете волшебных предметов — одно из требований сказочного жанра. Наличие камня, способного вернуть молодость и дать возможность человеку начать новую жизнь, позволяет причислить произведение «Горячий камень» именно к сказкам.
И хотя ни один из героев не использовал этот символический предмет по прямому назначению, его волшебная сила все-таки ощутима. Ведь каждый, кто оказывался рядом с камнем, начинал задумываться о смысле прожитых дней, делал попытки измениться к лучшему.
Характеристика старика
В самом начале произведения читатели видят старика глазами автора. Он представлен как человек, повидавший много горя. Окружающие люди относятся к деду с сочувствием. Детям он кажется нелюдимым и угрюмым, поэтому они побаиваются старика.
Дальнейшие события сказки показывают, что сторож колхозного сада оказывается добрым и жалостливым человеком — он не наказывает Ивашку за серьезный проступок.
В конце произведения мальчик и читатели вместе с ним проникаются уважением к старику. Это происходит после того как он рассказывает историю своей жизни, наполненную яркими, а порой и трагичными событиями.
Старик ощущает себя по-настоящему счастливым человеком, он гордится прожитой жизнью и не стремится что-либо менять в ней.
Характеристика Ивашки
Добрым и отзывчивым мальчиком показал Ивашку Гайдар. «Горячий камень» отзывы от маленьких читателей получает самые восторженные благодаря именно этому образу. Персонаж очень близок каждому ребенку.
Мальчик, как и все дети, способен на необдуманные поступки. Но читатели видят, что он стремится исправить допущенные ошибки.
Вот тогда-то и проявляются настоящие душевные качества Ивашки — доброта, отзывчивость, честность, способность сочувствовать другим людям.
Он достойно преодолел трудности, когда тащил камень из болота на гору. Это говорит об упорстве мальчика, умении доводить обещанное до конца.
Поучительная роль сказки
После прочтения произведения и его подробного анализа мы без труда сможем ответить на вопрос о том, чему учит «Горячий камень». Человек должен ценить каждый день своей жизни, не забывая о том, что не будет возможности вернуться назад. О совершенных ошибках нужно помнить, и исправлять их как можно быстрее. Только тогда человек познает, что такое настоящее счастье.
Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-razvlecheniya/gajdar-goryachij-kamen-kratkoe-soderzhanie-i-glavnie-geroi/
Краткое содержание рассказа «Горячий камень»
1001student.ru > Литература > Краткие содержания > Краткое содержание рассказа «Горячий камень»
Аркадий Петрович Гайдар в 1941 году создал произведение «Горячий камень». Краткое содержание дает понять читателям, в чем главная суть творения любимого детьми писателя.
На сегодняшний день очерки писателя пользуются популярностью, как и в советское время. Дети знакомятся с творчеством Гайдара на уроках русской литературы в начальных классах.
История создания
Произведение было написано перед самым началом войны. В сентябре 1941 года книга впервые была опубликована в журнале «Мурзилка».
Сам автор считал это творение как сказкой, так и рассказом, относился к нему с некой ироничностью.
Но за доброй ухмылкой автора в тексте имеются ответы на очень важные вопросы, например, как человек должен прожить свою жизнь достойно, ведь вернуться в прошлое и исправить свои ошибки невозможно.
В рассказе Гайдара «Горячий камень» упоминаются важные моменты, происходившие в стране. Писатель описывал события, которые оставили след в его судьбе. Мудрость, приходящая с годами, помогла автору предсказать непростые времена государства.
История подтвердила догадки великого писателя. Буквально через пару месяцев после написания рассказа, Германия развязала войну.
Перед тем как публиковать любое произведение, Аркадий Петрович читал его перед своей аудиторией. Его творчество практически никогда не подвергалось критике, и слушатели давали только высокую оценку тому, как умело он мог отражать главный замысел в своих строках.
Первым услышал это произведение главный редактор журнала, в котором позднее оно было опубликовано. Он говорил, что при чтении в голосе автора не было пафоса и заносчивости. Иногда складывалось такое впечатление, что он просто рассказывал историю из своей жизни. Ему показалось, что автор сам прожил жизнь этого старика.
Концовкой рассказа автор подчеркнул, что каждый человек должен прожить только одну жизнь, при этом сумев, разглядеть такие моменты как:
- Удачу.
- Собственные ошибки.
Но, помимо того, что человек может заметить и осознать свои пороки, он должен бороться с ними, чтобы наполнить жизнь яркими моментами.
Характеристика героев
В сказке имеются только 2 главных персонажа. Они очень разные и каждый по-своему заслуживает уважения и почтения. К действующим лицам рассказа относятся:
- Мальчик по имени Ивашка, способный совершать, как и многие дети, необдуманные поступки. Но автор показывает, что этот ребенок старается сделать все, чтобы исправить свои ошибки. Вот в этом и проявляются все главные качества маленького мальчика. Он был добрым, ласковым и честным. Ивашка с больши́м сочувствием относился к окружающим людям. Мальчишка преодолел трудность в тот момент, когда тащил камень. Это свидетельствует лишь о том, что он упорный и для достижения цели пойдет до конца.
- Сторож сада представлен автором как мудрый старик, который многое видел на своем жизненном пути. Для детей он кажется злым и угрюмым человеком, по этой причине они его боятся. Если читать «Горячий камень» полностью, можно увидеть, что сторож оказался довольно добрым и отзывчивым человеком. Он не наказал мальчика за совершенный проступок. В дальнейшем он рассказывает историю своей нелегкой жизни и это меняет отношение читателей к главному персонажу рассказа.
Старик пытался донести мальчику, что нужно ценить каждый момент в своей жизни и не допускать ошибок. Радоваться нужно каждому дню и это поможет понять, что такое настоящее счастье.
Пересказ сюжета
История начинается с описания угрюмого и одинокого старика. Он не был общительным человеком, но окружающие знали почему. Мужчина прошел тяжелую и тревожную жизнь.
Хоть он и не рассказывал никому о своей судьбе, люди понимали, что он достоин уважения.
Несмотря на свой преклонный возраст, старик пытался быть полезным обществу и со всей ответственностью относился к своей работе: он сторожил колхозный сад.
Однажды сторож поймал на охраняемой территории мальчика по имени Ивашка. Мальчик испугался и думал, что дед его строго накажет, но старик, напротив, отпустил его, не сказав ни слова.
Мальчику было стыдно за то, что он сделал. Расстроенный и огорченный, он забрел в лес, где и наткнулся на болото. Там лежал необычный камень с надписью. Булыжник был горячим, а надпись на нем гласила, что если его разбить, можно вернуться в молодость и прожить жизнь с самого начала.
Ивашка подумал, что ему нет надобности начинать свою жизнь сначала, так как считал себя счастливым человеком и ничего не хотел менять. А старик, который отпустил его без наказания, показался несчастным и, возможно, он хотел бы использовать такой шанс. С этим предложением он и пришел к сторожу.
Старик спокойно выслушал предложение мальчишки и попросил его снести камень из болота и затащить его на гору. Ивашка очень обрадовался и гордился тем, что сможет вернуть молодость угрюмому сторожу.
Когда мальчик притащил камень, его удивило, что сторож отказался его разбивать. Старик объяснил свое решение, ему не хотелось бы забывать некоторые моменты из жизни. Ведь были такие случаи, когда он был полон счастья.
В конце сторож и Ивашка договорились, что не будут трогать камень, а оставят его на горе, чтобы булыжник могли увидеть и другие люди. Кроме этого, они хотели понаблюдать за камнем и узнать, что с ним будет. Прошло много лет, а он так и остался неразбитым.
Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaza-goryachij-kamen.html
Краткое содержание Горячий камень Гайдара для читательского дневника
Год: 1941 Жанр: рассказ
Главные герои: Ивашка Кудряшкин, старый сторож
Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте. Там обнаружил волшебный камень с надписью, призывавшей разбить его и тем самым вернуть молодость.
Но Ивашка так и не решился воспользоваться им. Он перенес камень на гору в надежде, что несчастный старик, сжалившийся над ним, начнет новую жизнь. Однако вскоре был удивлен его отказом. Оказалось, что жизнь старика была счастливой и проживать ее сначала он не желал. Камнем этим так никто и не воспользовался.
Вывод: Рассказ А. Гайдара «Горячий камень» учит тому, чтобы мы помнили, как быстротечна наша жизнь. И пока мы растрачиваем силы на бесполезные дела, можем упустить шанс приумножить богатства нашей души путем совершения поистине добрых поступков, проявления сострадания, человечности.
Читать краткое содержание Гайдар Горячий камень
Давным давно, поселившись в одном из сел, жил одинокий, с виду нелюдимый старик. Не понаслышке люди, находящиеся рядом с ним, знали о нелегкой его судьбе: трудолюбивый старик был очень седым, а лицо пересекал шрам, который оставлял впечатление, что человек этот очень несчастный.
Поймал он однажды в своем саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, тщетно пытавшегося оборвать яблоню в его саду. Вместо того, чтобы со всей строгостью проучить воришку, он молча отпустил мальчика, пожалев его.
Не получив сурового наказания за свой поступок, сгорая от стыда, испуганный Ивашка отправился в лес, по пути в который набрел на болото. Там он нашел камень и с удивлением обнаружил, что камень этот волшебный.
Прочтенная на нем надпись — снести камень на гору, в результате чего вернется молодость, — не давала покоя Ивашке.
После долгих раздумий он так и не решился воспользоваться его волшебными свойствами. Ведь обычное детское желание перепрыгнуть в школе из первого класса в третий — несбыточная мечта, просто фантазия. А повторить еще раз череду неприятных событий первого класса, связанных с отставанием в учебе, он не желал.
Огорчившись, что не нашлось повода разбить камень самому, Ивашка, поравнявшись с садом, вдруг вновь повстречал того старика, который смилостивился над ним. Усталый, болезненный вид пожилого человека заставил мальчика обратить на него особое внимание.
Ведь человек, в чей сад залез Ивашка, кому мог нанести ущерб и доставить неприятности, не только не наказал его, но отпустил без укора и упрека.
Проявив благородство, мальчик решил отплатить за добро добром. Ведь судя по внешнему виду старика, перенес он в жизни немало бед. Об этом напоминает и шрам на лице, и хромота, и его угрюмый усталый вид.
Вернуть молодость и прожить жизнь заново так, как хочется — именно это он и предложил деду. Однако камень необходимо было перенести на гору и разбить его там.
С огромным трудом пришлось самому Ивашке сделать это.
Добрые мысли не покидали мальчика. Вспоминая свои жизненные ситуации, он по-детски наивно полагал, что это были действительно лучшие моменты в его жизни. Именно поэтому он желал поделиться счастьем с бедным пожилым человеком.
Но каково же было удивление Ивашки, когда придя на гору, встретив старика с пустыми руками, услышал от него отказ разбить камень. Признание себя самым счастливым на свете ошеломило мальчугана. Вспоминая свое прошлое, он с гордостью восстанавливал в памяти события прошлых лет: военные дни, победы и поражения, болезни и радостные минуты.
Оказалось, что счастье для этого старика заключалось в труде, в участии в великих боях за родную страну. А начать жизнь заново — значит стереть это прошлое, убрать из памяти нескончаемую череду грустных и радостных событий. Ведь благодаря им теперь он может с уверенностью сказать, что прожил жизнь честно и достойно, с пользой для других.
Камень, волшебством которого не воспользовались ни Кудряшкин Ивашка, ни старик, так и остался лежать на горе нетронутым. Никто не решился разбить его, помолодеть и без ошибок прожить свою жизнь с самого начала.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gajdar/goryachij-kamen
Гайдар А. “Горячий камень” Читательский дневник
- Гайдар А.
- Название: “Горячий камень”
- Жанр: рассказ
- Тема произведения: о людях
- Число страниц: 4
- Главные герои и их характеристика
Ивашка Кудряшкин. Мальчик 8 лет. Озорной, подвижный, проказливый. Обычный мальчик с добрым сердцем. Отзывчивый.
Старик. Сторож. Суровый, седой, в шрамах. Добрый и счастливый. Не желает начинать жизнь заново.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Ивашка нашел волшебный горячий камень, способный
вернуть молодость. Онхотел дать разбить
его старику, но тот отказался.
- Сюжет — краткое содержание
- Полез как-то Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился, упал, и поймал его сторож.
- Отпустил сторож Ивашку и ничего ему не сказал, а Ивашка нашел в болоте горячий камень, который мог вернуть молодость.
- Захотел отплатить Ивашка сторожу добром и рассказал ему про горячий камень.
- А сторож попросил Ивашку выкатить камень из болота, что Ивашка и сделал, хотя это было не легко.
- Но не стал старик разбивать камень, а рассказал Ивашке про свою долгую жизнь.
Никто не захотел разбивать камень. Так и лежит он на горе, ждет своего часа.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как старик рассказывал Ивашке о
своей жизни. О том, что была она трудной и тяжелой, но все равно счастливой. И
не захотел старик начинать жизнь заново, потому что, это значило потерять уже
прожитое.
План произведения для пересказа
- Суровый сторож.
- Пойманный Ивашка.
- Камень в болоте.
- Ивашка хочет подарить камень старику.
- Ивашка затаскивает камень в гору.
- Старик рассказывает про свою жизнь.
- Неразбитый камень на горе.
Главная мысль
Какой бы тяжелой не была человеческая жизнь, но в
ней всегда есть и счастливые минуты. А потому, никому не хочется начинать жизнь
с начала.
Чему учит эта книга
Рассказ учит доброте и умению прощать. Учит
ценить свою жизнь и прожитые годы. Учит стремится прожить жизнь так, чтобы
никогда о том не жалеть. Учит тому, что каждому дорого все то, что случилось в
жизни.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ и понравился мальчик
Ивашка. Он был озорным и шаловливым, но при этом, очень добрым и отзывчивым
мальчиком. Но еще больше мне понравился поступок старика, который не захотел
становиться молодым и гордился прожитой жизнью.
- Новые слова и выражения
- Мочальная кисть — вид кисти для побелки стен
известью. - Цигарка — скрученная из бумаги трубка.
- Пословицы к произведению
- Жизнь прожить — не поле перейти.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Жизнь нельзя прожить играючи.
- Мои года — мое богатство.
- Век долог — всем полон.
- Другие читательские дневники
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/gaydar-a-goryachiy-kamen-chitatels/
Рассказ Горячий камень
Этот рассказ Аркадий Гайдар написал еще до начала войны в 1941 году. Автор рассказывает о том, что нам суждено прожить только одну жизнь и сделать это нужно достойно. В рассказе подымаются важные, жизненные темы, читать о которых будет интересно детям среднего и старшего школьного возраста.
Рассказ Горячий камень скачать:
Рассказ Горячий камень читать
I
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.
Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.
II
Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.
Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.
Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.
Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.
III
От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.
Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.
Ясно, что камень был волшебный! — это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.
- И вот он прочел такую надпись:
- КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ
- И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,
- ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ
- И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА
- Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.
Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет — девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.
- Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий — это другое дело!
- Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.
- IV
- Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.
Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: «Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».
Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.
И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.
Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.
Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.
V
Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.
«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели».
На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку.
И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.
- «Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.
- Он встал и терпеливо потянул камень в гору.
- VI
- И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.
— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?
— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.
Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.
— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.
Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.
Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.
На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.
И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!
Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.
— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, — то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?
- — Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.
- VII
- С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.
И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.
Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!»
Однако постоял-постоял и вовремя одумался.
«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».
Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня и пошел прочь — своей дорогой.
Источник: https://aababy.ru/skazki/rasskazy/arkadiy-gaydar/rasskaz-goryachiy-kamen