Анализ стихотворения пушкина зимнее утро 6 класс

Зима в изображении А.С. Пушкина. (Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»).

Евлахова С.В., учитель русского языка и литературы ОГКОУ «Ивановская школа-интернат №2»

Оформление урока: портрет А.С. Пушкина, презентация к уроку «Экскурсия в Михайловское», выполненная учащимися; аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» в исполнении М. Козакова; музыкальный отрывок из произведения А. Вивальди «Времена года. Зима»; детские творческие работы на тему: «Зима. Зимние забавы».

  • Запись на доске
  • Цветопись
  • Звукопись
  • Антитеза
  • Ход урока

Наше путешествие в мир прекрасного начинается… Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года».

— Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? (Зиму).

— Почему? Объясните. Что вы услышали в музыке, что позволило решить, что это зима? Какие картины возникали в вашем воображении?

— Действительно, речь сегодня пойдёт о русской зиме. А. Вивальди был итальянцем, далёким от России, но посмотрите, как он смог передать характер суровой русской зимы.

— А как поэты средствами языка изображали зиму, послушаем сейчас. Звучит аудиозапись стихотворения «Зимнее утро» в исполнении М. Козакова.

— Ребята, кто узнал это стихотворение? Кто автор?

— Какова же тема сегодняшнего урока? (Зима в изображении А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро»). Для этого мы вспомним, как анализировать лирическое произведение.

— Что значит проанализировать произведение? (Понять, истолковать его).

— А это и будет целью сегодняшнего урока.

— Скажите, а умение вдумчиво прочитывать текст, понимать основную мысль где может пригодиться вам в жизни?

— Человек так устроен, что ему хочется быть в центре внимания, хочется, чтобы его окружали интересные люди. Какой человек интересен окружающим? (ответы учащихся)

— А наше путешествие в мир прекрасного продолжается. Магистр знаний Слава подготовил для вас экскурсию в зимнее Михайловское, родовое имение Пушкиных. Давайте туда и отправимся.

Презентация с ми

Гимнастика для глаз и физкультминутка

— Обращаемся к тексту стихотворения. Погружаемся в его художественный мир. Написано оно в 1829 году, уже после ссылки в Михайловское, но мы тем не менее ощущаем любовь поэта к этому уголку природы, хотя стихотворение не связано непосредственно с Михайловским.

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 класс

  1. Словарная работа
  2. Запись на доске
  3. Аврора — утренняя заря
  4. Вечор — вечером
  5. Янтарный – цвет янтаря жёлтый, солнечный
  6. Взоры – глаза
  7. Нега – блаженство, наслаждение
  8. Нынче – сегодня

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 класс

— Как в современном русском языке называются эти слова? (Устаревшие).

— В папке – предметной копилке есть таблица, которая поможет нам справиться с поставленной целью. Будьте внимательны, в конце урока вы заполните таблицу самостоятельно.

О чём это стихотворение? (Первое впечатление – о природе). К этому вопросу обязательно вернёмся в конце урока.

— Какие ключевые (главные) образы присутствуют в стихотворении? (Утро и вечер).

— С каким настроением описывается утро? (Радостным).

_ А вечер? (Грустным, печальным).

— Какие средства художественной выразительности относятся к описанию утра?

(Эпитеты день «чудесный», под небесами «голубыми», лес «прозрачный», блеск «янтарный», метафора снег лежит «великолепными коврами»).

— Какие средства художественной выразительности относятся к описанию вечера? (Олицетворение «вьюга злилась», «мгла носилась», эпитеты тучи «мрачные», на небе «мутном»).

Работа с новыми понятиями

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 класс

— Такая мрачная цветовая палитра относится только к описанию природы? (Нет, это ещё и состояние души человека). Такой приём в литературе называется психологический параллелизм.

— Мы видим, что картины утра и вечера противопоставлены друг другу. Как называется такой приём? (Антитеза).

— Цветопись. Что это? Смотрим в словарик

— Какова цветовая палитра утра? (Голубой, блестящий, зелёный, янтарный).

— Какого цвета бывает зима? А у Пушкина? (Разноцветная).

— Звукопись. Что это? Определение.

— Какие согласные преобладают в описании утра? 3-4 строфы. Звонкие? Глухие? Почему? (Звонко, радостно на душе).

— А в описании вечера? (И звонкие, и глухие, но глухих – больше). Это говорит о том, что в душе поэта перемешались разные чувства: печаль и радость. В жизни так бывает часто.

— А как вы поняли, кто эта красавица? Что о ней можно сказать? (Спящая).

— Что её может разбудить? (Утренняя заря).

Ты подобна звезде в моей жизни. Кто о ней так говорит? (Лирический герой, автор, здесь понятия одинаковы).

— Как автор относится к ней? (любит её восторженно и нежно).

Мгла носилась именно в её душе. Автор хочет вырвать её из этого состояния и показать, что мир прекрасен. Поэт дарит возлюбленной целый мир.

— Куда он её приглашает? (На природу, в поля, леса. Прогулка по лесу, близкий человек, любовь лечат душу).

— О чём же ещё это стихотворение? (О человеческих отношениях, о любви).

Самостоятельно заполняем таблицу, а затем сравниваем с образцом. Оцениваем себя.

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 класс

Рефлексия

— Понравился урок? Понравился – поднять звёздочку зелёного цвета, что-то понравилось, а что-то нет – жёлтого цвета, не понравился – красного цвета.

  • Домашнее задание: 1)доработать таблицу, кто не успел; 2)задание на выбор: либо кроссворд 4-5 слов по теме урока, либо сочинение о зиме, либо наизусть.
  • Дополнительный материал к уроку
  • Экскурсия в Михайловское
  • Слайд 1

«Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья» , — написал А.С. Пушкин в стихотворении «Деревня». Эти вдохновенные строки посвящены родовому имению поэта Михайловское. Находится оно в Псковской области, тогда – губернии. Впервые Пушкин приехал сюда сразу после окончания Лицея в 1817 году. А с 1824-1826 годы находился здесь в ссылке под надзором полиции.

Слайд 2

Перед нами имение Михайловское зимой. Действительно, смотришь и ощущаешь тишину и покой. Наверно, по этим дорожкам прогуливался великий поэт и придумывал сюжеты для своих произведений.

Слайд 3

Здесь мы видим дом Ганнибалов в имении Петровское. Имение принадлежало прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу. Прадед был родом африканский арап из Абиссинии (Африки). Мальчиком оказался в России, при дворе Петра 1, верно служил, за что и пожаловали ему дворянство и это имение.

Слайд 4

А здесь перед нами небольшой одноэтажный домик в селе Михайловское. Имение принадлежало матери поэта. Именно тут создано более 100 произведений А.С. Пушкина.

Слайд 5

Рядом – домик няни великого поэта , Арины Родионовны. Русская печь, деревянные лавки и стол, иконы в красном углу. Простой крестьянский быт.

Слайд 6

С 1817 по 1836 годы поэт часто бывал в Михайловском. Именно такой момент изобразил художник Кончаловский. За окном – стужа и снег, а в доме тепло и уютно. Пушкин изображён за работой. Лицо его напряжённо и сосредоточенно. Ещё мгновение – и приходят нужные строки.

Слайд 7

Полюбуемся пейзажем художника Мыльникова. Картина отличается ажурностью техники. Она создаёт настроение светлой грусти. Михайловское всегда привлекало художников 20 века.

Слайд 8

Святогорский монастырь в изображении художника Козмина. Монастырь стал последним пристанищем Пушкина. Похоронен поэт здесь, в родовой усыпальнице в 1837 году. Единственным близким человеком, сопровождавшим Пушкина в последний путь, был престарелый слуга Никита Козлов, крепостной Пушкиных.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Ключевые

  1. образы
  2. Первое
  3. впечатление
  4. Сопутствующие
  5. образы
  6. Художественные
  7. средства выраз.
  8. Цветопись
  9. Звукопись
  10. Итоговое
  11. истолкование
  12. Утро Вечер
  13. О природе
  14. Лирический герой, его возлюбленная
  15. День «чудесный», под небесами «голубыми», лес «прозрачный», блеском «янтарным», тучи «мрачные», на небе «мутном», «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами», «луна, как бледное пятно»
  16. Голубой, блестящий, зелёный, янтарный
  17. Утро – звонкие согласные, вечер – звонкие и глухие
  18. Не только о природе, но и о человеческих отношениях, о любви

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-as-pushkina-zimnee-utro-klass-2796789.html

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Полный текст «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

  • Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела —
  • А нынче… погляди в окно:
  • Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
  • И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки

  1. Кобылку бурую запречь?
  2. Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые,
  3. И берег, милый для меня.

Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро»

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы в стихах. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.

В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».

Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.

Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

  • Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:
  •  «…вьюга злилась,
  • На мутном небе мгла носилась;
  • Луна, как бледное пятно,
  • Сквозь тучи мрачные желтела,
  • И ты печальная сидела-
  • А нынче погляди в окно!»

Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.

Словом, “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня».

Этот эпитет, скорее всего, надо понимать, как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения.

Ведь всё стихотворение — это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Развернутый анализ

Вариант 1

А. С. Пушкин “Зимнее утро” написал всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург.

Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина.

Читайте также:  Двое в декабре - краткое содержание рассказа казакова

Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Центральная тема произведения заложена в названии. Широко известно, что любимым временем года для Пушкина была осень. Второе место по праву занимала зима.

Восторженная первая строка стихотворения (“Мороз и солнце; день чудесный!”) стала нарицательной и часто цитируемой. Пушкин вводит в произведение образ любимой женщины.

Через него раскрывается непосредственная связь настроения человека с природой.

Прекрасное зимнее утро побуждает лирического героя как можно раньше разбудить “красавицу”, чтобы она разделила его восторг перед открывшимся пейзажем.

В прошлый вечер бушевала вьюга, природа выглядела печально и зловеще (“мгла носилась”, “тучи мрачные”). Подруга лирического героя находилась в беспричинной тоске.

Первые лучи утреннего солнца разогнали мрак, принесли с собой ощущение радости и счастья.

В центральной части произведения незамысловатыми, но удивительно точными словами, Пушкин описывает великолепный пейзаж. Это описание подтверждает известное утверждение о том, что все гениальное — просто. “Затопленная печь” усиливает приятное ощущение от начала нового дня у лирического героя.

Ему в голову приходит блестящая идея, как разогнать неизбежную зимнюю скуку. Утренняя прогулка на санях с любимой — одно из самых веселых развлечений эпохи Пушкина.

Лирический герой предлагает “другу милому” “предаться бегу… коня” и понаблюдать, какие изменения произошли в природе по сравнению с жарким летом.

Композиция произведения последовательная. Оно представляет собой монолог автора, обращенный к своей спутнице. Лишь третья строфа выглядит лирическим отступлением, целиком посвященным описанию пейзажа.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Выразительные средства. Основным средством художественной выразительности в произведении являются многочисленные эпитеты, подчеркивающие красоту зимнего пейзажа: “чудесный”, “голубыми”, “прозрачный”. Резко контрастируют с ними эпитеты, применяемые поэтом в описании ненастного прошлого вечера: “мутном”, “бледное”, “мрачные”.

В целом, вторая строфа противопоставлена всему общему приподнятому настроению стихотворения. Для усиления этого контраста Пушкин использует олицетворения (“вьюга злилась”, “мгла носилась”) и сравнение (“как бледное пятно”).

Применяя обращения (“друг прелестный”, “красавица”, “друг милый”), Пушкин создает ощущения сопричастности у читателей. Первая строфа написана в шутливо-восторженном духе. Лирический герой обращается к подруге в возвышенном тоне: “открой сомкнуты негой взоры”.

Он приравнивает ее к божеству (Аврора — богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

Основная мысль произведения заключается в том, что причины хорошего или плохого настроения часто обусловлены состоянием природы. Какие бы неприятности и трудности не испытывал человек в жизни, прекрасная погода способна развеселить его дать возможность вновь почувствовать себя счастливым. Эта мысль имеет непосредственное отношение к жизни самого поэта.

В 1829 г. Пушкин находился в тяжелом душевном состоянии. На его предложение Н. Гончаровой был дан неопределенный ответ. После возвращения с Кавказа поэта вызывал на допрос А. Х. Бенкендорф. Для друзей и близких Пушкина жизнерадостное “Зимнее утро” стало приятной неожиданностью.

Вариант 2

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место.

Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства.

Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение.

Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась».

Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь.

И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений.

Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.

Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой, а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке.

Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией.

Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты.

Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость.

Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь.

Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

Анализ по строфам стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Пушкин — стихотворение зимнее утро было написано в 1829 году.

Композиция.

Начало стихотворения — радостное восклицание («Мороз и солнце; день чудес­ный!»). Затем лирический герой обращается к возлюбленной, называя ее «друг прелестный», «красавица». В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа.

Это вчерашний вечер, когда «вьюга злилась», и восхитительное солнечное утро. По контрасту со вчерашней бурей великоле­пие зимнего утра ощущается еще сильнее.

Очевидно, что прекрасным картинам природы созвучно и настроение лирического героя.

  1. Описание природы
  2. От любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. С помощью аллитерации он передает треск дров в печи:
  3. Трещит затопленная печь.
  4. Завершается стихотворение радостным призывом:
  5. Скользя по утреннему снегу,
  6. Друг милый, предадимся бегу
  7. И навестим поля пустые,
  8. Леса, недавно столь густые,
  9. И берег, милый для меня.

Точные и яркие образы солнечного зимнего утра соединены в стихотворении Пушкина с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека.

Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно.

Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искря­щийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.

Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым. близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 класс

Вам также может понравиться

Источник: https://litfest.ru/analiz/zimnee-utro.html

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 3, 6 класс

Данное стихотворение написано 3 ноября 1829г., когда поэт находился в селе Михайловском. В данном тексте, как ни в одном другом Пушкину удалось максимально ярко и точно изобразить всю прелесть русской зимы.  Стихотворение написано четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой.

За счёт обильного использования обращений у читателя создается ощущение сопричастности происходящим событиям. Существительные данного текста называют все увиденное лирическим героем, глаголы же призваны создать определенную динамику  описываемых событий.  Произведение создано в романтическом ключе в жанре пейзажной лирики.

 Структурно текст можно разделить на пять частей, состоящих из шестистиший.

В первой части мы  знакомимся с лирическим героем, который проснулся спозаранку и испытал восторг от красоты зимнего утра.

Морозный денек, потрескивают ветки, усыпанные снегом, медленные дымные столбы от печных труб тянутся в небо, и солнце, обливая все своим светом, преображает  каждую деталь в истинную драгоценность. Лирический герой жаждет разделить радостные чувства  со своей возлюбленной, которая пока спит.

   Вторая часть построена на антитезе с первой, ведь в ней напротив описана бушующая вечерняя стихия.  Все предметы размыты ( мутное небо, бледная луна- эпитеты), погода задает грустное настроение  девушки.

Русская деревня зимой действительно прекрасна и поэтична. Бесконечная даль небес, необъятные снежные просторы, метафорично сравниваемые автором с коврами, за счет своей пышности. Словно в сказке лес, елка, с пробивающимися из-под инея несколькими иголочками. И ослепительный блеск реки, скованной морозцем.

Но это только улица. Зима задает настроение и в помещении. За счет солнечного света, комнатка превращается в янтарный замок. В доме тепло, приятно потрескивают дрова, все это непременно навевает поэтические мысли. Но нет, лирический герой не может провести весь этот чудный день, сидя у печки, в четырех стенах.

Его душа полна чувств, которые требуют немедленного освобождения, поэтому он так жаждет  оказаться на улице, на свободе.  Даже конь, запряженный в сани, так же нетерпелив, резв, как и душевный порыв героя.

Он желает увидеть каждый кустик, рассмотреть каждую деталь, запомнить, как преобразились родные ему сердцу просторы.

Текст стихотворения не только показывает красоту русской природы в зимний период, но и  раскрывает глубину привязанности и восхищения человека, живущего в её пределах, встречающего каждое время года вместе с ней, постоянно подмечающего с великим восторгом каждое её изменение.

Анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина

«Зимнее утро» Пушкина – это стихотворение, описывающее красоту русской зимы. Оно все пронизано ярким солнечным светом и звучит как призыв обратить внимание на все это великолепие. Так же, это произведение пробуждает чувство бодрости, желание к действию.

Написано оно в легком побуждающем стиле. Восторженность и активность звучит в нем. Самая первая его строка, восклицание, сразу же настраивает читателя на оптимистичный лад, ведь наступивший новый день так чудесен!

Автор стихотворения обращается не напрямую к читателю, а к некой особе. Из слов, обращенных к ней, сразу ясно, что он испытывает к своей лирической героине теплые и нежные чувства. Он называет ее прелестным другом, красавицей. Эпитеты, употребленные по отношению к ней, призваны подчеркнуть всю прелесть собеседницы автора.

Во второй строфе поэт противопоставляет нынешнему ясному утру вечер накануне. Тогда свирепствовала вьюга, и героиня стихотворения была печальна. Но теперь все переменилось. Автор призывает женщину полюбоваться видом за окном, в надежде развеять ее недавнюю грусть.

А дальше идет описание того, что же так обрадовало автора и разбудило в нем такие радостные чувства. Пейзаж, и впрямь, великолепен. Голубое небо – ясно. Снег блестит на солнце. Блестит и река подо льдом. Комната, в которой находятся лирические герои, вся залита светом солнечных лучей. Янтарным светом, как пишет Александр Сергеевич.

После описания красот природных, автор плавно переходит к описанию внутреннего уюта помещения. Начинается оно с того самого света, который проник в комнату. А затем – подчеркивание комфорта, царящего там. Здесь автор выражает все это просто – весело трещит печь. Этого уже достаточно для того, чтобы представить всю внутреннюю обстановку. Но и печь горит не просто, а весело.

Читайте также:  Хронологическая таблица ахматовой (жизнь и творчество)

Пушкин выражает то, что в доме хорошо и уютно. Но проскальзывающее в каждой строке его приподнятое настроение не может в этот день удержать автора в четырех стенах. И, он предлагает своей подруге прокатиться в санях, полюбоваться всем этим великолепием не через окно, а в его владениях.

Это легкое и поднимающее настроение стихотворение заставляет взглянуть на привычный глазу пейзаж по-новому. Большое обилие эпитетов подчеркивает еще больше все прелести окружающего мира. И, еще звучит в его строках мысль о том, что человек очень тесно связан с природой: плохая погода – он грустит, а солнечная и ясная – наоборот.

Вариант №3

В знаменитом произведение «Зимнее утро» великий русский писатель Пушкин Александр Сергеевич очень красиво, грамотно, а главное правильно описывает русскую природу, её разнообразие, многогранность, неповторимость, своеобразие в каждой мелочи.

Начинается это произведение с некого разговора между писателем и девушкой, которая становится своеобразной музой, пробуждающей его к новому дню.

Кстати нужно отметить, что девушка является в этом произведении ярким и довольно таки активным действующим лицом. Проснувшись, утром она решает поехать прокатиться в санях по морозному утру.

Нужно отметить, что начало произведения очень радостное и умиротворенное.

Небольшая часть произведения уделена предшествующему вечеру, и буре которая разыгрывалась. Поэт находится в удивление от того, насколько быстро природа может изменяться и совершенствоваться.

Красочные прилагательные, которые Александр Сергеевич использует в данном стихотворении, помогают показать красоту морозного, зимнего утра. Благодаря им поэту удается описать красивый пейзаж, природу, каждую её мелочь, которая на взгляд поэта является очень важной.

От любования и описывания природы Александр Сергеевич переходит к описанию интерьера. Ему очень хотелось передать спокойную домашнюю обстановку, в которой он находился. Это для поэта было важно.

Так же нельзя не заметить, что в данном стихотворении присутствует тема любви, которая прослеживает практически в каждой строчке.

Все стихотворение пронизано радостными нотками, светлыми образами, ощущением счастья и умиротворения.

В целом данное стихотворение получилось весьма легким, практически воздушным, при этом очень насыщенным, полным и законченным. Александр Сергеевич полюбил это произведение с первых минут его создания. Ему хотелось, чтобы его так же полюбили и читатели, и нужно отметить, что у него это получилось. Каждый, кто прочтет это произведение, не сможет остаться равнодушным.

3, 6 класс по плану

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 класс

  • Анализ стихотворения Некрасова Где твое личико смуглое
    Некрасов написал различного жанра стихи, трагические и задорные, о страданиях и о надеждах. Его произведение «Где твое личико смуглое» относится к любовно-романтической поэзии, так как говорит о чувствах, расставании, одиночестве.
  • Анализ стихотворения Тютчева Чему молилась ты с любовью
    Любовные отношения между Тютчевым и Еленой Денисьевой были для поэта очень болезненными. Влюбившись в эту необычайно прекрасную и милую особу, Тютчев все же не смог предостеречь и обезопасить эту девушку от предначертанной
  • Анализ стихотворения Бунина В горах
    Стихотворение, датированное 1916 годом и написанное в форме сонета, относится к той группе стихотворений, в которых автор задумывается о природе и сущности поэзии как искусства, передавая свои мысли и переживания через
  • Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер
    В этом прекрасном и удивительно праздничном стихотворении, чувствуется, что его написал молодой человек, который полон творческих сил, которые помогут ему свернуть горы. Наш герой очень молод и талантлив, так как это стихотворение,
  • Анализ стихотворения Бальмонта Я люблю тебя
    Любовная лирика поэтов серебряного века характеризуется своей музыкальностью и многогранностью. Серебряный век подарил читателям музыкальных поэтов, ведь многие стихи, написанные в те времена, словно музыка. Ярким представителем

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/zimnee-utro-3-6-klass

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро 6 классА.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений. Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях. Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.

Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности.

Были переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей».

Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.

Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».

Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.

Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл.

Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя.

Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.

Композиционно стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк.

В первом шестистишии налицо яркая панорама зимнего пейзажа, типичные красоты среднерусской полосы. Лирический герой обращается к красавице, которая ещё не знает о прелести зимнего утра. Он очарован картиной утренней зари и спешит поделиться с красавицей своими впечатлениями.

Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.

Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.

Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском — привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка.

В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь».

Но окончательное стихотворное решение стало иным — «Кобылку бурую запречь», — что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.

Пятая строфа — самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?

Одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения — «Мороз и солнце…» — первая наблюдаемая антитеза.

«Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны. Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии.

Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра.

«Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором.

Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения.

  • Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:
  • — эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,
  • — метафоры — «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»
  • — сравнения — «луна, как бледное пятно».
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В шестистрочных строфах стихотворения автор применил особую схему рифмовки: первая строка рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Схема рифмовки выглядит следующим образом: аабввб. В этом стихотворении преобладающей является женская рифма. Это строки первая, вторая, четвертая, пятая. Третья и шестая строки – мужская рифма.

Стихотворение «Зимнее утро» мне понравилось звучностью и гармоничностью слога, богатством впечатлений, умением схватывать характерные детали. Лирический герой искренен, полон жизненных сил, он с радостью приветствует рождение нового дня и призывает к тому же свою любимую.

В этом стихотворении ощущаются движение, динамика, изменения, причём касаются они и природы, и человека. Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана.

Так и хочется, следуя призывам лирического героя, запрячь в санки бурую кобылку, и, предавшись бегу нетерпеливого коня, навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег. Пушкин зорко вглядывался во внешний мир и показывал его таким, каким он предстаёт в данный момент.

Стихотворение «Зимнее утро» написано «живыми» красками — чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/pushkin/analiz_zimnee_utro_pushkin/

Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" план-конспект урока литературы (6 класс) по теме

Урок литературы в 6 классе

По программе В.Я.Коровиной

Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»

Цели урока:

Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Оборудование: зимние пейзажи русских художников, портрет поэта, аудиозапись «Времена года. Зима» А.Вивальди, Толковый словарь.

Ход урока.

Этапы урокаВремя Ход урока Примечание
Организационный момент (3 мин) Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока. оформление записей в тетрадях.
Вступительное слово учителя(7 мин) Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь.Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Всего 5-6 предложений. Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце». А помогут вам в этом картины русских живописцев, которыми сегодня оформлен наш стенд, и музыка А.Вивальди «Времена года. Зима». Включается аудиозапись  (А.Вивальди «Времена года.Зима»)
Творческая работа и ее обсуждение(5 мин) Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро». чтение 2-3 работ
Выразительное чтение стихотворения учителем
Беседа по прочитанному
  • — Какие слова вам не понятны?
  • Нега – наслаждение (устар.)
  • Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
  • Вечор – вчера (диал.)
  • Нынче – сейчас (устар.)
  • Озарена – освещена (устар.)
  • Велеть – приказать (устар.)
  • Запречь – запрячь, запрягать (устар.)
  • Предадимся – отдадимся (устар.)
  • Проблемный вопрос:

— Что описывает поэт? Утро, лес, небо, снег… Запомним  ответ, а в конце урока попробуем ответить на этот вопрос еще раз. Посмотрим, изменится ли наше мнение.- С какой целью он использует контрастное описание природы? Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.- Найдите в тексте повтор. И ель… И речка…Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой.- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем:…Веселым трескомТрещит затопленная печь.- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией.  — Каковы особенности лексики стихотворения? Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении.- Выразительное чтение первой строфы учеником. Беседа по вопросам. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» — создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.- Прочитаем вторую строфу (читает выразительно ученик). Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой.- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.

  1. — Читаем выразительно третью строфу (читает ученик). Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости:
  2. И ты печальная сидела (пауза) –
  3. А нынче… (пауза) посмотри в окно…

Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно».  Найдем в тексте такое сравнение (Луна, как бледное пятно). Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит». Есть ли в тексте еще подобные конструкции? Да, «звездою севера явись».- Какими красками можно нарисовать природу, изображенную в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления.- Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни.

  • запись на доске и в тетрадях значений устаревших и диалектных слов, в ходе работы обращаемся к толковому словарю
  • Вопрос и ответ на него записаны на доске
  • определение записывается в тетради: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы
  • определение записывается в тетради: Аллитерация (лат.) – повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи
  • определение записывается в тетради: антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи
Выразительное чтение целого стихотворения несколькими учениками – каждый по строфе.
Итоги урока(3 мин) Вспомним наш проблемный вопрос:Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради). Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и  ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний. Ответ на проблемный вопрос записывается в тетради
Домашнее задание(2 мин) Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих:  попробовать свои силы в пейзажной лирике — сочинить свое стихотворение.
  1. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.
  2. Вступительное слово учителя: Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу и вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо.

    Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь.

Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам.

А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Всего 5-6 предложений.

Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце». А помогут вам в этом картины русских живописцев, которыми сегодня оформлен наш стенд, и музыка А.Вивальди «Времена года. Зима».

  1. Творческая работа и ее обсуждение (чтение 2-3 работ):

Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро».

  1. Выразительное чтение стихотворения учителем.
  2. Беседа по прочитанному:
  1. — Какие слова вам не понятны? (запись на доске и в тетрадях значений устаревших и диалектных слов, в ходе работы обращаемся к толковому словарю):
  2. Нега – наслаждение (устар.)
  3. Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
  4. Вечор – вчера (диал.)
  5. Нынче – сейчас (устар.)
  6. Озарена – освещена (устар.)
  7. Велеть – приказать (устар.)
  8. Запречь – запрячь, запрягать (устар.)
  9. Предадимся – отдадимся (устар.)
  10. — Что описывает поэт? Утро, лес, небо, снег…

— С какой целью он использует контрастное описание природы? Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.

— Найдите в тексте повтор. И ель… И речка…

Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой (определение записывается в тетради: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы).

— Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем:

…Веселым треском

Трещит затопленная печь.

— Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].

Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией (определение записывается в тетради: Аллитерация (лат.) – повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи).

— Каковы особенности лексики стихотворения? Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении.

— Выразительное чтение первой строфы учеником. Беседа по вопросам. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» — создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.

— Прочитаем вторую строфу (читает выразительно ученик). Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.

Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой (определение записывается в тетради: антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).

— Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.

  • — Читаем выразительно третью строфу (читает ученик). Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости:
  • И ты печальная сидела (пауза) –
  • А нынче… (пауза) посмотри в окно…

Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно».  Найдем в тексте такое сравнение (Луна, как бледное пятно). Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит». Есть ли в тексте еще подобные конструкции? Да, «звездою севера явись».

— Какими красками можно нарисовать природу, изображенную в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.

— Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления.

— Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни.

6. Выразительное чтение целого стихотворения учеником или несколькими учениками – каждый по строфе.

7.  Итоги урока: что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания (записывается в тетради).

Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради).

Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и  ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком.

Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит.

Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

8. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих – попробовать свои силы в пейзажной лирике, сочинить свое стихотворение.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/08/26/literatura-6-klass-analiz-stikhotvoreniya-aspushkina-zimnee

Ссылка на основную публикацию