Огромный вклад в развитие русской литературы в рамках существующих направлений внес Иван Тургенев. Анализ повести «Ася» наглядно демонстрирует уникальные черты портрета девушки.
Следует отметить, что автор открыл и новые направления отечественной культуры, раскрывая в своих работах уникальный характер женщины.
Для успешной сдачи ЕГЭ школьникам важно ближе познакомиться с этой работой писателя.
История написания
Иван Сергеевич в течение 4 месяцев, начиная с июля 1857 года, занимался созданием произведения «Ася». Каждая строчка давалась Тургеневу тяжело, ведь недуг одолевал его. Доподлинно неизвестно, кто стал прототипом главной героини. По одной из версий, мужчина описывал свою незаконнорожденную дочку.
Другое мнение — в образе Аси отразилась жизнь его сестры по линии отца. Иван Сергеевич хорошо понимал, что чувствует девушка-подросток, оказавшаяся в таком положении. Именно поэтому он показал в произведении собственные наблюдения, демонстрируя довольно сложный социальный конфликт, частично в котором также был виноват.
Когда автор закончил работу над повестью, ее сразу же опубликовали в журнале «Современник». История работы, рассказанная самим Тургеневым, выглядит следующим образом: однажды писатель, находясь в Германии, увидел в окне дома женщину в возрасте, а этажом выше юную девушку. Тогда мужчина и решил пофантазировать по поводу их судеб. Свои размышления он воплотил в повести.
Произведение «Ася» названо именем главной героини. Любовная история последней легла в основу повести. Формирование идеального образа женщины (тургеневской барышни) было приоритетной задачей автора.
Писатель утверждал, что оценить характер женщины можно только посредством чувств, переполняющих ее. Только так можно раскрыть таинственную и непостижимую сущность. Именно поэтому героиня переживает первую влюбленность и проходит это испытание с достоинством, присущим взрослой даме.
Перевоплощение наивного ребенка во взрослую женщину и демонстрирует автор.
В конце повести читатель прощается с юной Асей и знакомится с волевой женщиной Анной Гагиной, которая не готова к компромиссам: когда ее возлюбленный побоялся полностью отдаться высокому чувству, героиня, превозмогая душевную боль, простилась с ним. Однако в память о беспечном детстве автор назвал свою работу этим именем.
Идея и жанр
Изучая анализ произведения «Ася», читатель без всяких сомнений понимает, что это повесть, ведь рассказы не подразделяются на главы и имеют меньший объем. Автор также относил свою работу к этому жанровому направлению.
Классический вариант повести предполагает больше событий и героев, чем в рассказе. Помимо этого, предмет изображения — последовательность эпизодов, которые раскрывают причины и следствия.
Посредством этого читатели приходят к осознанию сути финала: персонажи знакомятся, затем между ними возникает взаимная симпатия, мужчина узнает о происхождении своей возлюбленной, последняя признается избраннику в своих чувствах, но тот боится принимать любовь всерьез.
В результате произведение заканчивается разрывом отношений. Автор сначала интригует, демонстрируя странное поведение девушки, а затем объясняет его историей появления Аси на свет.
Главный персонаж — молодой человек, ведущий повествование. Примечательно, что это история зрелого мужчины, который вспоминает о событиях своей молодости.
В повести человек по имени Н. Н. придается воспоминаниям истории, случившейся с ним в 25 лет. Экспозиция произведения — начало повествования героя, где он говорит о знакомстве с братом и сестрой по фамилии Гагины.
Место действия — небольшой город З. в Германии, расположенный вблизи реки Рейн. Автор подразумевает немецкий городок Зинциг, который он посетил в 1857 году.
Рассказчик изначально оговаривает, что все события происходили более 20 лет назад.
События повести Тургенева знакомы читателю по произведению «Евгений Онегин». Главная героиня — та же Татьяна, которая полюбила, но не получила взаимности от своего избранника. Однажды Н. Н. читал эту поэму Гагиным.
Однако Ася не похожа на Ларину. Девушка непостоянна: то ходит хмурая, то весь день смеется. Причина резких перепадов настроения заключается в непростой судьбе: она — незаконнорожденная дочь. Среди представителей высшего общества девушка чувствует себя чужой. Размышления о будущем тяготят Анну. В итоге она принимает решение рассказать возлюбленному о своих чувствах.
Н.Н. обещает брату героини все объяснить ей, а сам обвиняет Асю в том, что она поделилась с близким человеком своими переживаниями, выставив мужчину на посмешище. Девушка так и не услышала от него долгожданного признания.
Тематика «Аси»
Если говорить об основных темах произведения, то в первую очередь это — любовь. Автор написал множество работ об этом. Для Тургенева чувства — душевные терзания героев. Писатель считал, что лишь настоящий человек способен искренне любить. Но трагедия большинства в том, что не каждый может пережить это испытание, ведь для союза нужны двое.
Подобные аспекты прослеживаются при анализе «Аси» Тургенева: Н. Н. не сумел достойно перенести испытание любовью, а героиня хоть и справилась с чувствами, но не вынесла обиды и исчезла навсегда. В произведении затрагиваются и другие тематики:
- Лишний человек. Главный персонаж никак не может отыскать свое место в жизни. Его праздное существование за границей является тому подтверждением. Мужчина все время ищет неизвестно что, поэтому он не способен использовать свои умения в реальном деле. Несостоятельность героя также отражается в любви: он напуган признанием Аси, поэтому не понимает вовремя, насколько она дорога его сердцу.
- Ностальгия. Все произведение пронизано ностальгическими настроениями Н. Н., живущего воспоминаниями о молодости и влюбленности.
- Семейная тематика. Гагин воспитывает Анну, как родную сестру, понимая сложность положения девушки. Может быть, поэтому он решил путешествовать, чтобы отвлечь Асю от косых взглядов окружающих. Автор подчеркивает значимость семейных уз, а также превосходства последних над предрассудками. Писатель призывает сограждан заботиться о родственных связях.
Проблематика произведения
Иван Тургенев в повести «Ася» также рассматривает ряд проблем. Некоторые из них:
- Долг и чувства. Часто они противопоставляются друг другу. Анна до беспамятства любит Н. Н., однако после его упреков девушка понимает, что мужчина неуверен в любви к ней. Чувство собственного достоинства толкает героиню на отъезд по принципу «с глаз долой, из сердца вон», хотя душа ее разрывается, требуя дать любимому последний шанс.
- Трусость. Герой боится серьезных отношений, поэтому не произносит заветных слов, которые так ждала Ася.
- Внебрачные связи. В то время, когда жил и творил писатель, незаконнорожденный ребенок не считался чем-то сверхъестественным. Однако автор обратил внимание на то, насколько тяжело жить детям, чье появление на свет вне закона. По сути, они страдают от сплетен и обсуждений за родительские грехи.
- Переходный возраст. На момент повествования героине всего 17 лет, у нее еще не сформирован характер, поэтому поступки непредсказуемы и эксцентричны. В этой ситуации брату Аси сложно найти с ней общий язык, ведь у мужчины пока нет родительского опыта. Кроме того, сентиментальную натуру девушки так и не сумел понять возлюбленный. В этом и состоит трагедия их отношений.
Персонажи повести
Внимание читателя в первую очередь привлекают главные герои повести. Это обусловлено тем, что в них воплощен замысел писателя, они являются основными образами, на которых построено повествование. Краткая характеристика каждого персонажа:
- Ася (Анна) — диковатая, но в то же время очень тонкая натура, способная по-настоящему любить. Характер героини сильно изменился после встречи с Н. Н.: брат наблюдал у нее перепады настроения. Меняя образы, девушка неосознанно пыталась привлечь внимание возлюбленного. От переполнявшего душу чувства она даже заболела.
- Гагин — брат Аси, который всячески заботится о ней. Герой очень отзывчивый, милый и добрый. Он чтит семейные ценности, беспрекословно выполняет волю отца, принимает Анну, как родную. Ради спокойствия девушки он увозит ее как можно дальше от Н. Н. Это большой души человек, который без труда жертвует ради других собственными интересами.
- Н.Н. — повествователь, который спустя много лет после указанных событий берет в руки перо для облегчения собственной души. Мужчина не в состоянии забыть потерянную любовь. Это образованная, интеллигентная личность, для которой характерно непостоянство. Герой любит природу, хорошо разбирается в искусстве, однако у него не получается найти применение этим знанием. Любовь к Асе обнажила не лучшие качества его характера: любовь к себе, трусость и т. д.
Описание главных героев, указанное Тургеневым, позволяет глубже окунуться в реалии эпохи, которые стали основой повести «Ася». Второстепенные персонажи вскользь упоминаются повествователем. Среди них молодая вдова, отец Гагина, мама Анны, дворецкий Яков.
Благодаря глубине содержания, произведение «Ася» является жемчужиной в наследии величайшего отечественного писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Автор сумел отразить собственные переживания и философские размышления о человеческих судьбах, демонстрируя, как поступки могут изменить жизнь в лучшую или худшую сторону.
Источник: https://na5.club/literatura/sochineniya/kratkij-analiz-povesti-ivana-turgeneva-asya.html
Анализ повести Ивана Тургенева «Ася»
Иван Тургенев раскрыл миру уникальный тип русской девушки, названный позже «тургеневским». В чем же его особенность? Это незаурядные личности, сильные, умные, но одновременно ранимые и наивные. Ася из одноименной повести – яркий пример тургеневской барышни.
Кадр из фильма
Писатель работал над повестью «Ася» на протяжении нескольких месяцев и в конце 1857 года издал ее в журнале «Современник». Идея же для этой книги возникла, по словам автора, во время его пребывания в одном немецком городке.
Однажды его внимание привлекли две женщины (пожилая и молодая), которые выглядывали из окон своих квартир.
Видимо, было что-то необычное в их взглядах, потому что Тургенев задумался о том, какой могла быть их судьба и написать об этом книгу.
Неизвестно, кто являлся прямым прототипом главной героини повести, но есть несколько версий. У Тургенева была сестра, сводная по отцу. Ее мать была крестьянкой. Так же у самого писателя родилась незаконнорожденная дочь. Поэтому история происхождения Аси была для писателя не вымыслом, а хорошо знакомой историей.
Смысл названия повести
Тургенев называет свою повесть именем главной героини, используя уменьшительно-ласкательную форму. Потому что в начале книги Анна еще была наивным ребенком, и ее все называли просто Асей.
Почему автор в название выносит имя главной героини, ведь это история о любви двух людей? Возможно, потому что это не классическая история любви, как в «Ромео и Джульетте», а скорее рассказ о раскрытии личности взрослеющей женщины.
Ася, благодаря первой любви, раскрывает в себе ранее не ведомые ей чувства и силы. Она проходит непростой путь от Аси-ребенка к Анне-женщине.
Сюжет произведения
В экспозиции повести указано, что рассказчик – уже зрелый человек. Он вспоминает историю любви, которая произошла с ним еще в молодые годы. Главный герой скрывается под инициалами Н.Н. Он начинает рассказ с того, что в молодости путешествовал по свету и как-то остановился в одном немецком городке.
Завязка произведения: на студенческом мероприятии в европейском городе господин Н.Н. встречает двух русских людей – приветливого юношу Гагина и его спутницу – Асю. Они, как выяснится позже, брат и сестра по отцовской линии. Между рассказчиком и новыми знакомыми завязываются дружеские отношения.
Развитие действия – господин Н.Н. и Ася лучше узнают друг друга. Молодой мужчина поражен непосредственным поведением девушки. Она сильно отличается от светских барышень, с которыми тот привык общаться. Ася ведет себя иногда странно: то шалит, словно ребенок, то замыкается в себе и убегает. Причиной такого поведения была первая любовь.
Кульминация повести: признание Аси в любви господину Н.Н. Девушка, несмотря на юный возраст, полна решимости, ведь она уверена в своей любви. Однако господин Н.Н. слишком «благоразумен», чтобы поддаться чувству. Он колеблется, поэтому так и не говорит правильных слов Асе.
В развязке повести говорится о том, что господин Н.Н. осознает ошибку и бежит к Гагиным, но поздно – они уехали. Главный герой больше никогда их не видел.
Тема, идея повести «Ася»
Главная тема произведения – это история любви людей из разных миров. Господин Н.Н. – светский молодой человек, Ася – незаконнорожденная дочь помещика и простой крестьянки. Главному герою – 25 лет, Асе – только 17. Но не это стало основной преградой для любви, а нерешительность господина Н.Н.
Главная идея – показать, как любовь влияет на личность человека. Господин Н.Н. не прошел испытание любовью, а Ася повзрослела благодаря первым чувствам.
Источник: https://spadilo.ru/analiz-povesti-asya/
Анализ повести "Ася" Тургенева
Очень трогательную, лирическую и прекрасную с точки зрения литературного искусства повесть «Ася» написал в 1857 году Иван Тургенев.
Миллионы читателей были буквально покорены этим произведением — люди читали, перечитывали и зачитывались «Асей», ее перевели на множество зарубежных языков, а критики не скрывали своего восторга.
Тургенев написал притягательную и незатейливую историю любви, но как же красиво и незабываемо это получилось! Сейчас мы сделаем короткий анализ повести «Ася» Ивана Тургенева, а кроме того вы можете прочитать краткое содержание на нашем сайте. В этой же статье будет представлен сюжет «Аси» очень коротко.
История написания и прототипы
Повесть напечатали, когда Тургеневу было почти сорок лет. Известно, что автор был не только хорошо образован, но и обладал редким талантом.
Как-то раз Иван Тургенев отправился с целью путешествия в Германию, и мимолетно увидел такую картину: из двухэтажного домика в окна выглянули две женщины — одна была пожилой и чинной дамой, и смотрела она с первого этажа, а вторая была молодой девушкой, и выглядывала она сверху.
Писатель задумался — кто эти женщины, почему они живут в одном доме, что их свело вместе? Размышления об этой увиденной мельком картине побудили Тургенева к написанию лирической повести «Ася», анализ которой мы сейчас проводим.
Обсудим, кто мог стать прототипом главной героини. У Тургенева, как известно, была дочка Полина Брюэр, которая родилась незаконнорожденной. Она очень напоминает несмелую и чувственную главную героиню Асю.
В то же время, у писателя была родная сестра, поэтому вполне возможно, что и Варвару Житову Тургенева мог рассматривать в качестве прототипа Аси.
И та, и другая девушка не могли смириться со своим сомнительным положением в обществе, что беспокоило и саму Асю.
Сюжет повести «Ася» очень коротко
Лучше понять анализ повести «Ася» Тургенева поможет короткий пересказ сюжета. Повествование ведет от своего лица главный герой. Мы видим анонимного господина Н. Н.
, который путешествовал за границей и повстречал там своих соотечественников. Молодые люди завели знакомство и даже подружились. Итак, Н. Н. знакомится с Гагиными.
Это брат и его сводная сестра Ася, которые также отправились в поездку по Европе.
Гагин и Н. Н. нравятся друг другу, их многое сближает, поэтому они общаются, отдыхают вместе и развлекаются. В конце концов, Н. Н. влюбляется в Асю, а главная героиня испытывает ответные чувства.
Они объясняются в любви, но недопонимания в отношениях приводят к смешанным чувствам и неуклюжей беседе. Ася с Гагиным резко уезжают, оставив записку, в тот самый момент, когда Н. Н. решил просить ее руки. Он мечется в поисках Гагиных, ищет их всюду, но не находит.
А чувства, которые были у него к Асе, никогда в жизни больше не повторяются.
Обязательно прочитайте характеристику Гагина, и важно, что мы рассмотрели сюжет повести «Ася» очень коротко, потому что благодаря этому легче проводить анализ дальше.
Образ Аси
Ася представляется нам особенной и необычной девушкой. Она много читает, красиво рисует и близко к сердцу принимает происходящее. У нее обостренное чувство справедливости, но что касается характера — она переменчива и даже несколько сумасбродна. Порой ее тянет на безрассудные и отчаянные поступки, что видно из ее решения бросить отношения с Н. Н., в которого она сильно влюбилась.
Однако анализ повести «Ася» показывает, что душу девушки легко ранить, она очень впечатлительная, добрая и ласковая. Конечно, такая натура привлекла господина Н. Н., который стал много времени проводить со своими новыми друзьями. Он ищет причины ее поступков и порой недоумевает: осуждать ему Асю или любоваться ей.
Важные детали анализа повести «Ася»
Когда Ася начинает общаться с главным героем Н. Н., в ее душе пробуждаются невразумительные и неведомые ей ранее чувства. Девушка еще совсем юная и неопытная, и не знает, как ей справиться со своими эмоциями.
Она боиться этого состояния, этим объясняются ее странные и переменчивые поступки, которые трудно назвать обычными капризами. Она хочет вызвать симпатию у Н. Н.
, быт привлекательной и очаровательной в его глазах, а в конце концов открывается и ему, и Гагину.
Да, это детский и наивный поступок, но вот она — милая, добрая девушка Ася. К сожалению, ни Гагин, ни Н. Н. не оценивают откровенное и темпераментное поведение Аси.
Брату кажется она безрассудной, а главный герой размышляет о ее нраве, думая, что это безумство — жениться на девушке семнадцати лет с таким характером.
К тому же он узнал, что Ася незаконнорожденная, а ведь такая свадьба вызвала бы непонимание в светских кругах! Даже короткий анализ повести «Ася» показал, что это и погубило их отношения, а когда Н. Н. одумался, было уже поздно.
Конечно, нам есть о чем поразмышлять: мог ли Гагин вразумить сестру, которую он так любил, и чьи капризы всегда исполнял, и убедить ее не торопить события? А может быть, Гагину следовало более откровенно поговорить с Н. Н.
? Стоило ли Асе принимать такое скоропалительное решение и бросать отношения? Не было ли это жестоко по отношению к главному герою? А сам господин Н. Н.
— готов ли он был бороться за свою любовь, идти против светских правил, поставить чувства выше? Что ж, вопросов очень много, но может ли кто-то дать на них однозначные ответы? Вряд ли. Пусть каждый найдет для себя ответ сам…
Вы прочитали анализ повести «Ася» Тургенева, также в этой статье был представлен сюжет повести очень кратко, описание образа Ася и характеристика всех персонажей.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-asya-turgeneva
Тургенев И.С., "Ася", краткий анализ
Повесть «Ася» написана Тургеневым во второй половине 1857 года, в Германии, на берегу Рейна. Иначе говоря, произведение создавалось в том месте, где разворачивались действия произведения.
Повесть была создана в сложный для Тургенева период выхода из творческого и душевного кризиса.
Само произведение сразу после выхода получило многочисленные лестные отзывы со стороны критиков и широкой публики:
- И. И. Панаев назвал повесть «прелестью».
- Н. Некрасов отмечал, что повесть привела в восторг даже Чернышевского.
- сам же Некрасов видел в ней «чистое золото поэзии».
- Даже Д. Мережковский, который обвинял всю русскую литературу послепушкинского периода в том, что она с каждым шагом отдаляется от классических, «золотых» канонов, признал, что Тургенев в некоторой степени может считаться законным наследником пушкинской прозы.
Замечание 1
Иначе говоря, сразу после публикации повести критиками было много написано о ее грациозности, поэтичности, лиричности.
Сюжет повести
Повествование ведется от первого лица, от имени анонимного рассказчика, который вспоминает свою молодость. Однажды на берегу Рейна он услышал музыку и перебрался на другой берег. Здесь он познакомился с молодым человеком по имени Гагин и его сестрой Асей.
Постепенно между главным героем и Асей возникает привязанность. Гагин, зная о чувствах сестры, требует от героя жениться на Асе. Герой, не уверенный в своих чувствах отказывается. Отвергнутая Ася убегает.
В этот момент герой осознает, что действительно любит Асю, готов на ней жениться.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Больше герои не встречались. И на пороге смерти герой осознает, что на протяжении всей жизнь любил лишь Асю.
Особенности повествования
Как уже отмечалось, повествование ведется от первого лица, однако герой не просто рассказывает, не просто вспоминает события своей молодости. Он оценивает, судит участников истории и, прежде всего, себя самого, рассматривает свои поступки сквозь призму жизненного и духовного опыта.
Уже в начале произведения автор акцентирует внимание на том, что речь пойдет о далеком прошлом, возникает щемящая нота, которая настраивает реципиента на грустную волну, на ожидание печального финала. Сама история начинается со слов:
«Я путешествовал без всякой цели, без плана…»
Уже в начале произведения Тургенев акцентирует внимание читателя на том, что главный герой путешествует без определенной цели, находится в состоянии «свободного парения в пространстве». В этом состоянии свободного парения и влюбленности в некоторую коварную вдову герой входит в повесть. Завязка сюжета начинается с традиционного для русской литературы «вдруг»:
«Вдруг донеслись до меня звуки музыки…»
На это «вдруг» отреагировал герой также традиционно:
«Я отыскал перевозчика и отправился на другую сторону…»
Герой отправляется на другой берег Рейна и на встречу с собственной судьбой – знакомством с соотечественниками.
Портреты Гагиных, созданные Тургеневым, отражают симпатию, которой проникся главный герой при первой встрече.
Важно добавить, что портреты брата и сестры представлены в оценке главного героя, соответственно, через описание внешности Гагиных раскрывается образ главного героя, поскольку доброта, искренность, приветливость, как правило, притягивают лишь того, кто способен разглядеть и распознать эти качества в других.
Встречная симпатия Гагиных, их заинтересованность в продолжении общения, знакомства, исповедальная искренность героев – все это привлекает главного героя.
Более того, в результате особенностей вербализации Тургенев создает ярко выраженные позитивные образы: все герои повести представлены высокообразованными, интеллигентными, проникнутыми благороднейшим образом мыслей.
Казалось бы, как могут люди, столь похожие, столь благородные не остаться вместе.
Замечание 2
Однако в русской классической литературе, начиная с пушкинских времен, над героями тяготеет роковое «но». Тяготеет оно и над героями тургеневской повести.
Уже в первый вечер после знакомства с Асей в душе героя происходит слом, для него все преображается: и маленький уютный городок становится лишь частью необъятного пространства, и музыка кажется «слаще и нежнее», в его душе затеплились «беспредметные и бесконечные ожидания», он ощущает непонятное счастье:
«Но отчего я был счастлив?»
В процессе раскрытия образа Аси Тургенев подчеркивает ее «инаковость», ее отличия от других, особенности души ребенка, рожденного от барина и горничной. Асей любуется не только рассказчик, но и сам автор:
- Тургенев отображает, что спорное социальное положение Аси становится для нее серьезной проблемой, психологической драмой, которая вынуждает Гагина увезти ее из России.
- Ася тяжело переживает свое «ложное положение», она хочет быть не «хуже других барышень», стремится к невозможному.
- Узнав о своем происхождении Ася хотела:
«…заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею…»
Ася тяготится своей странностью, оправдывается перед главным героем.
Осознание собственной влюбленности, переживание первого сильного чувства делает Асю бледной, печальной, озабоченной. Сильное чувство толкает Асю на объяснение с главным героем, однако в ответ она слышит лишь упреки. Обрести счастье взаимной любви ей не суждено.
Причина несчастной любви молодых людей кроется преимущественно в характере главного героя. Несмотря на ощущение счастья, которое охватило его после первой встречи с Гагиными, он продолжает сомневаться в Асе, не способен полностью принять и понять ее. За что и расплачивается в конце своего жизненного пути.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Тургенева повествует о любви как главной ценности человеческой жизни, о чувстве, которое придает человеческой жизни смысл. Само повествование характеризуется определенным философским пессимизмом, тональностью, которая позволяет рассматривать произведение как один из лучших образцов русской литературы.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/turgenev_i_s_asya_kratkiy_analiz/
Анализ повести "Ася" Тургенева И.С
Повесть «Ася» была опубликована в 1858 году в журнале «Современник». Тургенев написал повесть осенью 1857 года, в то время, когда находился в Германии и жил в городе Зинциг. Этот факт нашёл отражение в тексте: «…
лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке 3., на левом берегу Рейна». Таким образом, в основу описания мыслей и чувств героя, создания портретов, пейзажа, бытовых деталей легли свежие впечатления, современные характеры и обстановка.
И хотя повесть представляет собой воспоминания героя-рассказчика, события в ней показаны и как отдалённые во времени, и как современные, происходящие сейчас.
Такой литературный приём позволяет, с одной стороны, непосредственно передать историю встречи героя и героини и с другой — посмотреть на неё с позиций другого времени, осмыслить.
Особенное значение имеет то, что основой сюжета «Аси» послужил факт биографии писателя: Тургенев переживал из-за судьбы своей внебрачной дочери Полины. Она в значительной степени явилась прототипом главной героини повести.
Однако личная история получила у писателя обобщение, то есть Ася, с одной стороны, образ индивидуальный, представляет конкретную личность, а с другой — образ типичный, представляющий девушку определённой судьбы и психологии.
Герой повести — молодой русский дворянин, без особой цели путешествующий по Европе. Он умён, образован, красив, богат и беззаботен. Его встреча с братом и сестрой Гагиными происходит в ту пору жизни героя, когда он ещё только выбирает дело, которым будет заниматься.
Однако герой ещё не знает себя: он должен совершить поступок, сделать важный выбор, чтобы проявилась его воля, характер. Поэтому встреча с Асей явилась испытанием жизненной силы героя, его душевной зрелости.
В этом отразилась общественная проблематика повести, поскольку герой повести — это герой времени, и его способность к решительному поступку особенно важна в эпоху перемен в России.
Повесть была с восторгом встречена читателями, критиками и писателями. Так, Н.А. Некрасов писал, что «Ася» — «чистое золото поэзии», критики отзывались о ней как о самом совершенном произведении Тургенева. Писатель и критик Н.Г.
Чернышевский посвятил повести статью «Русский человек на rendez-vous», в которой, отмечая художественные достоинства произведения, основное внимание уделил социальной характеристике личности героя.
Но, несмотря на разные трактовки, повесть «Ася» — прекрасная история об удивительной девушке и о любви.
Сюжет, любовный конфликт, авторская идея
Повесть «Ася» можно назвать историей любви, поскольку в ней последовательно отражены все этапы возникновения этого чувства. Эту историю рассказывает сам герой, постаревший на двадцать лет, но всё ещё глубоко переживающий свою встречу с самой романтичной и необыкновенной девушкой.
Для полного и тонкого описания любви Тургенев прибегает к художественному опыту Шекспира, Гёте, Пушкина. Например, в начале повести до встречи с Асей герой влюблён в молодую женщину и грустит из-за её непостоянства.
Вспомните, что в трагедии «Ромео и Джульетта» Ромео до встречи с Джульеттой тоже был влюблён, но, увидев её, мгновенно забывает о прежнем чувстве. Так и герой-рассказчик в «Асе» перестаёт думать о своей даме сердца, как только встречает Асю: «…
вдруг мне пришло, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице…» Тургенев, следуя за Шекспиром, показывает, как настоящее чувство вытесняет неглубокую влюблённость.
Развитие отношений между героями можно проследить по фразам, отмечающим этапы этих отношений. Так, в конце первого дня знакомства с Асей герой замечает: «Я чувствовал себя счастливым… Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чём не думал… Я был счастлив».
Уже на второй день мысли о девушке не дают ему заснуть: «…я снова думал об этой капризной девочке с натянутым смехом…» На третий вечер он сердится на Асю и начинает её ревновать, подозревая, что она не сестра Гагину: «Что за хамелеон эта девушка! — и, подумав немного, прибавил: — А всё-таки она ему не сестра».
Далее в повести описаны и обида на брата и сестру Гагиных, и уход от них на три дня, и возвращение, после которого всё разъяснилось и герой испытал прилив чувств и надежды: «…во мне зажглась жажда счастья». Это была кульминация отношений Аси и господина Н.
, за ней последовали сомнения, нерешительность героя, ошибка и, наконец, печальная развязка — расставание.
Повесть имеет кольцевую композицию: историю несостоявшейся любви обрамляет бесцельная, вялая жизнь героя-рассказчика. Он так говорит о себе до встречи с Асей: «…я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение…
» После потери Аси герой, казалось бы, поначалу недолго грустит, но затем признаётся: «…чувство, возбуждённое во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы».
Основное содержание повести — краткий миг жизни героя, яркое чувство, обещающее полную, насыщенную жизнь, промелькнувшая и безвольно утраченная героем возможность.
Таким образом, автор хочет донести до читателя мысль, что самое важное для человека — быть искренним и смелым. Человек черпает жизненную силу в любви к природе, к другому человеку.
Герой слишком поздно понял, что любовь — это жизнь и она существует сейчас и всегда: «Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье».
Образы главных героев
Главная героиня повести, чьим именем она и названа, — внебрачная дочь столбового дворянина-помещика и горничной-крестьянки.
Происхождение Аси — главная социальная характеристика её образа — повлияло на характер девушки, её поведение, внутренний мир, мечты, мысли, опасения, то есть на всё, что составляет личность. Однако нельзя сказать, что происхождение определило характер Аси.
Качества, лежащие в основе этого характера,— честность, доверчивость, способность любить, порывистость — лишь ярче проявляются на этом фоне. Именно поэтому Ася изображена сначала загадочной девушкой, а затем из рассказа Гагина мы узнаём её историю.
В первых главах повести герой, познакомившись с братом и сестрой Гагиными, недоумевает, видя, как изменчива Ася: то она марширует с длинной веткой на плече по дороге, то чинно шьёт, то шаловлива и весела, то задумчива и грустна.
Девушка словно бы не знает, кто и какова она, как будто хочет понять себя. Ей нужно своё место в мире, и она стремится полюбить и довериться человеку, которого выбрала.
Необычность натуры и судьбы Аси подчёркивается сравнением с героинями Гёте — Гретхен и Доротеей, с Татьяной из романа Пушкина «Евгений Онегин», с легендарной Лорелеей.
Выразителен портрет Аси: лёгкая, худенькая, но гибкая и ловкая, с загадочными светло-чёрными глазами, с чёрными кудрями, остриженная, как мальчик,— она полностью соответствует образу подвижной и беспокойной девушки, созданному автором.
Замечательны также слова Аси, выражающие суть её характера: «Лесть и трусость — самые дурные пороки». Эти слова отражают личный конфликт Аси, в основе которого ощущение неполноценности своей личности в окружающем её дворянском мире.
Такое положение приобретает особую остроту в меняющемся русском обществе 1850-х годов.
Старший брат Аси — добрый, умный, благородный человек. Это тип праздного русского барина, живущего без особой цели, без страсти.
Гагин — художник-любитель, он хорошо и тонко чувствует природу, красоту, но ему не хватает терпения, он не может трудиться, полностью отдаться живописи, и поэтому, как заметил рассказчик, ни одна из его картин не была окончена, а «рисунок показался небрежен и неверен».
Эта деталь характеризует Гагина и как человека, который всё начинает делать увлечённо, но затем быстро устаёт, и воля его ослабевает. Возможно, поэтому он и не может помочь страстной, обуреваемой сомнениями Асе.
Господин Н., герой-рассказчик повести,— человек, обладающий многими положительными качествами: он деликатен, доброжелателен, чуток. У него поэтичная натура, он очень наблюдателен, много рассуждает и даёт меткие оценки окружающим.
Ася полюбила его неслучайно, приняв за человека, который сможет понять и защитить её в жизни. Но в герое есть какая-то неопределённость, неуверенность, робость. Вот как Тургенев описывает непонятный испуг, овладевший героем в момент самого высокого подъема чувств — начала любви: «…
я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце… поднял глаза к небу — но и в небе не было покоя… и тревога росла во мне самом». И конечно, неуместны и необъяснимы его упреки Асе в момент их первого и последнего любовного свидания.
Автор в этой сцене показывает, как слабость и нерешительность разрушают доверие и любовь, обрекая человека на тоскливое существование.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/analiz_povesti_asja_turgeneva_i_s/41-1-0-2114
Смысл произведения Тургенева "Ася"
Повесть «Ася» была написана в Германии. На берегу реки Рейн происходили события, которые разворачивались в произведении. Этот период был для И.С. Тургенева сложным в творческом и духовном плане. Произведение сразу же после выхода получило много отзывов со стороны широкой публики и многочисленных критиков.
Смысл произведения «Ася» И. С. Тургенева
Смысл названия повести
Повесть можно назвать по-другому: история одной искренней,еще не созревшей любви. Этому чувству и посвящено произведение. Ася — девушка, которая создана для любви. Она умеет чувствовать, обладает богатым внутренним миром. Она и является олицетворением любви.
Сюжет произведения
Повествование ведет анонимный рассказчик от первого лица. Он вспоминает, как во время своей молодости на берегу Рейна ему довелось услышать музыку. Заинтересовавшись, он перебрался на другой берег реки. Там он увидел молодого человека с девушкой.
Так произошло его знакомство с Гагином и Асей, которая являлась сестрой молодому человеку. Между девушкой и главным героем со временем возникла привязанность. Гагин понимал, какие чувства испытывала его сестра к главному герою. Он потребовал от него решения жениться на Асе.
Но главный герой не до конца был уверен в своих чувствах. Ему нужно было время, чтобы определиться, поэтому он ответил отказом. Узнав об этом, отвергнутая девушка убежала. Именно в этот момент к главному герою пришло осознание, какие на самом деле чувства он испытывает к этой девушке.
Но было уже поздно, потому что им больше так и не довелось встретиться.
Особенности повести, её главная мысль
Мы можем наблюдать проблемы, которые присутствуют в произведении:
- Нравственный выбор. Герой в замешательстве. Он не может определиться, как поступить. Нужно ли возлагать на свои плечи ответственность за столь юную девушку? Главный герой был немного обижен, что она сама лишила его выбора. Ведь она рассказала о своих чувствах брату, который потребовал от главного героя конкретного решения. Таким образом, девушка взяла инициативу на себя, чем огорчила молодого человека.
- Чувства и долг. Ася влюбилась, но из-за своих колебаний пришла к выводу, что её возлюбленный не отвечает ей взаимностью. Она очень бы хотела дать второй шанс своему возлюбленному, ведь её горячее сердце бунтовало. Но долг чести оказался сильнее. Она была вынуждена навсегда уехать, чтобы больше не встречаться с главным героем.
- Трусость. Главный герой боялся сам себе признаться в чувствах. Ему проще было ответить отказом. Он испугался серьезных чувств. По этой причине не смог сказать тех заветных слов, которых от него так ждала Ася.
Наивные первые чувства влюбленности еще не знают горя и разочарований, они не сталкивались с жестокостью жизненных реалий. Детские, лишенные опыта чувства главной героини и выводы после столкновения с отказом — главная мысль повести. Девушка прошла первое испытание любовью. Её мечты и иллюзии разбились.
Смысл финала
Повествование происходит от первого лица, но главный герой не просто вспоминает события минувших дней. Он судит себя и остальных участников тех событий, оценивает поступки, смотрит на ту ситуацию сквозь собственный жизненный опыт духовных и жизненных ценностей.
Уже в самом конце главный герой перестает грустить. Он вдруг понимает: имея Асю в женах, он не смог бы быть счастливым. У него были другие женщины.
Но ни одна из них не смогла вызвать у него тех чувств, которые когда-то вызывала Ася. Жизнь главный герой доживал в одиночестве. Изредка он доставал тот самый цветок гераниума, который Ася ему бросила из окна когда-то.
Он целовал его и грустил, что так больше эту девушку и не встретил.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-turgeneva-asya/
Анализ поовести И.С. Тургенева «Ася»
Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена характеристика Тургенева как художника, данная Добролюбовым: «Тургенев…
рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их..
. И это увлечение заразительно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица».
С этими словами критика любопытно сопоставить признание самого Тургенева о его работе над «Асей»: «… Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…»
Писатель действительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого и перечувствованного. Замечательно в этом смысле одно место в конце четвертой главы, когда герой повести по пути домой внезапно останавливается, пораженный редким в Германии запахом конопли.
«Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле».
«Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?» — спрашивает он себя, и читатель ясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной, душевной любовью к родине, которой он посвятил всю свою жизнь.
Герою повести, господину Н.Н., Ася представляется сначала существом своенравным, со странными манерами, «капризной девочкой с натянутым смехом», ее поведение на прогулке он готов счесть неприличным. С легким осуждением он отмечает, что Ася «не походила на барышню».
Действительно, от «воспитанной барышни» Асю отличает многое: в ней нет ни умения лицемерно скрывать свои чувства, ни рассчитанного кокетства, ни чопорности и жеманства. Она покоряет своей живой непосредственностью, простотой и искренностью.
Вместе с тем она застенчива, пуглива, потому что жизнь ее сложилась необычно: переход из крестьянской избы в дом отца, где она не могла не чувствовать двусмысленности своего положения «незаконной» дочери, жизнь в пансионе, где остальные «барышни…
язвили ее и кололи как только могли», — все это объясняет неровность и порывистость ее поведения, то развязного и слепого, то сдержанно-замкнутого.
Рассказывая историю пробуждения в душе этой девушки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с большим мастерством художника-психолога раскрывает самобытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», — говорит о ней Ганин.
Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь.
«Если бы мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели»… — говорит Ася человеку, которого она полюбила.
Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своему искренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений и колебаний.
Когда Ганин прямо ставит перед ним вопрос: «Ведь вы не женитесь на ней?» — он трусливо избегает ясного ответа, потому что «неизбежность скорого, почти мгновенного решения» терзала его.
Даже наедине с самим собой он не хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девочки, но и «сомнительное» ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки.
В сцене последней встречи с Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным, нравственно дряблым, безвольным и трусливым. Автор раскрывает в конечном итоге несостоятельность господина Н.Н. в плане общественном.
Признавая, что «характер героя верен нашему обществу», Чернышевский в своей критической статье «Русский человек на рандеву» отмечает типичность жалкой фигуры господина Н.Н. с его нерешительностью и «мелочно-робким эгоизмом».
С большей резкостью и принципиальностью, чем это сделал автор повести, в эпилоге несколько смягчивший образ своего героя, Чернышевский выносит беспощадный приговор всей общественной группе, которую представляет герой повести.
Л.Н.Толстой говорил о творчестве И.С.Тургенева, что он употреблял талант не на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы ее выворачивать наружу. И в жизни, и в писаниях им двигала вера в добро — любовь и самоотвержение…
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/368-povest-is-turgeneva-asya.html
Ася — langue et littérature russes au lycée de pontonniers
Иван Сергеевич Тургенев обладал
способностью ясно видеть и глубоко анализировать социально-психологические противоречия личности.
Это качество Тургенева — художника и психолога — проявилось в повести “АСЯ”,
которая была напечатана в первом номере “Современника” за 1858 год.
В начале 1857 года в письме своему другу, литературному критику,
одному из первых читателей всех своих произведений П. В. Анненкову
И. С.
Тургенев писал: «Я переживаю – или, может быть, доживаю
нравственный и физический кризис, из которого выйду либо разбитый
вдребезги, либо… обновлённый!» В июне писатель приезжает в Зинциг на
Рейне (возле Бонна) лечиться от невралгии, совершает большую прогулку
по долине реки Ары. Во время этой поездки зародился замысел повести
«Ася».
Тургенев так рассказывал об этом: «Проезжаем мы мимо небольшой
развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа
смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой
девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение.
Я стал
думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом
домике, какие ее отношения к старухе, – и так тут же в лодке и сложилась
у меня вся фабула рассказа». Над повестью писатель работал в июле
1857 года сначала в Баден-Бадене, потом в Париже. «Странно было мне
приниматься за перо, – признавался он, – после годового
бездействия – сначала трудно было, потом пошло легче». Писалась
повесть «с особенным настроением, похожим на вдохновение».
Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини
Аси чем-то напоминает судьбу дочери Тургенева. Летом 1841 года в
Спасском-Лутовинове молодому Тургеневу приглянулась девушка-портниха,
работавшая по вольному найму у Варвары Петровны, матери Тургенева. Связь
молодых людей не укрылась от зоркого глаза Варвары Петровны. Швею
рассчитали, и она возвратилась в Москву.
В мае 1842 года у неё родилась
дочь Пелагея, которую Варвара Петровна отобрала, увезла в
Спасское-Лутовиново и отдала на воспитание в семью крепостного. Дворня
злорадно называла её «барыня», заставляла исполнять тяжелую работу по
дому. По приказанию Варвары Петровны девочку иногда на минуту одевали в
чистое платье и приводили в гостиную.
«Скажите, на кого эта девочка
похожа?» – с притворным недоумением спрашивала Тургенева и
отправляла её назад. Тургенев узнал о существовании дочери случайно.
Приехав в имение в 1850 году, он был потрясён сиротской судьбой девочки.
По совету Полины Виардо Тургенев увез дочь в Париж.
«Это маленькое
существо надо спасти, – писал он, – и я очень рассчитываю на
полную перемену жизни, которая ей предстоит…».
Окончив учение во французском пансионе, Полина (так ее теперь
звали), жила в Париже вместе с отцом до своего замужества. О семье
дочери Тургенев заботился до самой своей смерти, хотя духовной близости
между отцом и дочерью не возникло. Тургенева огорчало, что Полина «не
любит ни музыки, ни поэзии, ни природы».
«Художественного начала в
ней и следа нет , она … одарена характером, спокойствием,
здравым смыслом: она будет хорошая жена, добрая мать семейства,
превосходная хозяйка – романтическое, мечтательное всё ей чуждо, –
сетовал он в своих письмах. – Я её уважаю, а этого мало».
Героиню
своей повести «незаконнорожденную» Асю Тургенев наделил богатым душевным
миром, тонким чувством прекрасного в природе, искусстве, в человеческих
отношениях.
Повесть была напечатана в январском номере журнала «Современник» за
1858 год под заголовком «Ася. Рассказ Н.Н.». Тургенев с волнением ждал
отзывов. Анненков дал повести самую высокую оценку, прибавив: «И не я
один буду тронут и потрясён». Некрасов писал, что «Ася» – «чистое
золото поэзии». О повести с восторгом высказались многие писатели.
В
журнале «Современник» остро ставились общественно-политические вопросы.
Не случайно о характере главного героя повести «Ася», господина Н. Н., –
представителя либеральной дворянской интеллигенции – и в связи с этим
персонажем о роли дворянской интеллигенции в русской общественной жизни
вообще развернулись жаркие споры. В них приняли участие видные критики
того времени: Н. Г.
Чернышевский, П. В. Анненков, Д. И. Писарев.
(По книге
В. Афанасьева и П. Боголепова «Тропа к Тургеневу»)
Тургенев
говорил, что писал эту вещь “горячо, чуть не со слезами”.
“Ася”
— это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с
чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь
не осталась без ответа.
Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного
слова, он чего-то испугался, отступил.
Н.Г.Чернышевский
посвятил повести “Ася” большую статью, под названием “Русский человек на rendez-vous ”. Он указал на связь этой повести с прежними
произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов.
Сходство
между ними Чернышевский увидел в характере главного героя:
“…пока о деле нет
речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или
праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к
тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, — большая часть
героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке”.
“Таковы-то наши “лучшие люди…” — замечает Чернышевский, подчеркивая, что
главная черта таких “лучших людей” — это боязнь решительного дела, решительного
поступка во всем, а не только в любви, это неспособность идти до конца в своих
прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения
своих благородных надежд.
Н. Г. Чернышевский в своей статье осудил «лишних людей» и дворянский либерализм конца
пятидесятых годов девятнадцатого века. Он высказал мнение, что личное безволие и эгоизм тургеневского героя есть
выражение банкротства социального. Поведение героя социально типично. В
подтверждение своего тезиса Чернышевский провел аналогию с Печориным,
Бельтовым, Агариным (из «Саши» Некрасова).
Ася —
один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Ася дана
в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется
повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася
живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама
Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей
необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей
новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила
“необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе
свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не
был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение
подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как
следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.
Ее
избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может
достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н.
оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.
Некрасов после прочтения «Аси» написал Тургеневу: «…она прелесть как
хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без
натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло
что-то небывалое у нас по красоте и чистоте».
- Героиня повести — открытая,
самолюбивая, пылкая девушка, поражающая своей необычной
внешностью, непосредственностью и благородством.
Она кажется странной и неестественной именно
потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни
деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые,
она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Так, наблюдая за
толпой богомольцев, она замечает: “Вот бы пойти с ними”.
Она понимает жизнь
простых людей как подвиг: “Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг”. Ей
не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно
достигнуть этого.В Асе совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека.
Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы
помог ей совершить его.
- Она дочь крепостной крестьянки
и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя
в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе,
она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее
окружает.
- Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. В Асе можно увидеть много общего с Лизой из «Дворянского гнезда». Обе
девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям.
С начала XIX века в литературе и других видах искусства всё более
проявляется интерес к изображению внутреннего мира человека, жизни его
души. Одним из признанных художников-психологов является И. С. Тургенев.
П. В.
Анненков говорил о том, что Тургенев – психолог, но тайный,
исследование психологии у Тургенева «всегда скрыто в недрах
произведения и развивается вместе с ним, как красная нитка, пущенная в
ткань».
Сам Иван Сергеевич так характеризовал свой «психологический
метод»: «Психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз
скелет под живым и тёплым телом, которому он служил прочной, но
невидимой опорой»; «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен
знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые
явления». Для Тургенева главная и едва ли не единственная цель –
изображение именно внутренней жизни человека. Писатель помогает
проникать читателям в тайники души своих персонажей разными способами.
Показывая, например, Асю, он отбирает такие детали портрета,
поведения героини, обстановки, в которую её помещает, которые как бы
опредмечивают в себе определённые движения души девушки.
Психологический
анализ предстает здесь как внешнее выражение чувств, переживаний,
постепенного изменения состояния внутреннего мира полюбившей девушки – в
мимике, жестах, во всё новых нюансах портретных зарисовок героини,
внимании к интонациям её голоса.
Иначе раскрывается внутренний мир господина Н. Н. Повесть не
случайно была напечатана под названием «Ася. Рассказ Н. Н.»: писатель
выбирает исповедь рассказчика как форму повествования, а исповедь всегда
предполагает подробное освещение обстоятельств, главным образом,
внутренней жизни.
При посредстве рассказчика Тургенев проникает в
запутанные сплетения чувств и настроений персонажа, в самые потаённые
уголки его сознания. Внутренняя жизнь этого тургеневского героя
предстает как рефлексия1. Он упорно раздумывает над многими, порой
угнетающими его вопросами, вызывающими глубокие переживания.
При этом не
всё в своих переживаниях рассказчик может осмыслить, чтобы принять
правильное решение. Тургенев не исключает иррационального во внутреннем
мире, в развитии чувств человека, в частности господина Н. Н.
При этом
главным остается все-таки то, что только один герой может быть показан
изнутри в движении его чувств и мыслей – это сам рассказчик.
Но и в изображении внутреннего мира Ася, и внутреннего мира
господина Н. Н. сказываются особенности таланта, личности писателя:
свойственные ему элегизм2, поэтизация3 и взаимоотношений героев, и окружающей их
обстановки – пейзажей, романтичность4 художественного мира Тургенева.
(По книге С. Е. Шаталова
«Художественный мир И. С. Тургенева»)
На примерах из текста повести проиллюстрируйте особенности психологизма Тургенева в изображении внутреннего мира Аси и внутреннего мира господина Н. Н.
- 1. Рефлéксия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания
- 2. Элегизм – грусть, мечтательность
- 3. Поэтизáция – изящество, очаровательность
- 4. Романтичность – мечтательно-созерцательное настроение, идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека
Выполните задание
Источник: https://www.sites.google.com/site/langueetlitteraturerusses/pervyj-klass/russkij-roman/i-turgenev/asa