Финансист — краткое содержание романа драйзера

Приветствую всех книголюбов!

С большим уважением отношусь к творчеству американского писателя Теодора Драйзера. И в моем списке к прочтению давно уже значилась знаменитая «Трилогия Желаний», в которую вошли романы «Финансист», «Титан» и «Стоик».

На просторах сайта IRecommend имеется как три ветки на каждую книгу из трилогии соответственно, так и одна ветка на всю трилогию целиком. Я не буду объединять все три книги в один отзыв, т.к.

считаю это нецелесообразным, книги слишком большие, и уместить все свои мысли в одном отзыве будет крайне сложно.

Поэтому, в этом отзыве я расскажу о первой книге из трилогии, и постараюсь не затягивать с прочтением двух остальных, и написанием рецензий к ним.

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

«Финансист» — это первый роман из трилогии, опубликованный в 1912 году, повествует о начальном этапе финансовой деятельности Фрэнка Каупервуда.

Т. Драйзер воссоздает в своем романе финансовый мир Америки XIX века, и с исторической точностью рассказывает о становлении крупных городов США, таких как Филадельфия и Чикаго.

Следует отметить, что Драйзер часто брал за основу своих художественных произведений реально произошедшие события.

Так, например, в основу романа «Американская трагедия» легла история убийства в 1906 году Честером Джилеттом своей девушки Грейс Браун.

А в романе «Дженни Герхардт» основой для сюжета послужила история из жизни сестры писателя. В случае с циклом «Трилогия желаний» за основу была взята история жизни и финансовой деятельности американского миллионера Чарльза Йеркса.

Писатель основательно изучил биографию Йеркса для того, чтобы в своем романе детально и точно отобразить становление миллионера в лице Фрэнка Каупервуда.

♦ ЯЗЫК И СТИЛЬ ♦

Если вы знакомы с творчеством Драйзера, то наверняка знаете, как тщательно и скрупулезно он изображал в своих книгах происходящее, заостряя внимание на описании интерьера домов, внешности главных героев и их внутренних переживаниях. Но для пущей убедительности автор приводил и различные факты в виде писем, газетных статей, заседаний суда с речами обвинителей и адвокатов и т.д. В этом и есть своеобразие романов Драйзера – в исчерпывающем знании предмета и правдивости деталей.

«Финансист» не стал исключением, и содержит кроме вышеперечисленного еще и пояснения всех финансовых операций и спекуляций на бирже, с употреблением экономических терминов, таких как: паритет, альпари, котировка, конъюнктура, куртаж и др.

Не пугайтесь такому обилию незнакомых для вас слов, ваше незнание значений не скажется на основной сути книги. В противном случае, яндекс/гугл/опера и иже с ними вам в помощь.

Все незнакомые мне слова я просто «гуглила» в сети для себя, конечно, не факт, что я запомнила значение каждого, но любопытство утолила.

Вопреки такому чрезмерному обилию терминологии в тексте, эти детали не выглядят излишними и неуместными, как вы, возможно, сейчас подумали, наоборот добавляют в сюжет цельности и законченности, скажем так. Это придает некоторую авторитетность автору, который мало того, что разобрался в теме, так еще и умело смог донести всю суть происходящего.

Как я неоднократно уже писала, не люблю книги, в которых отсутствуют описания, авторские отступления, портретные характеристики, и прочие составляющие, коих я постоянно касаюсь в своих книжных отзывах.

Роман «Финансист» — это тот самый случай, когда всё в книге уместно, все подробности важные, нужные, вкусные, интересные. Без этих подробностей, сюжет книги покажется просто сухим пересказом жизни реально существовавшего некогда капиталиста.

Такой подход к повествованию связан, прежде всего, с тем, что Драйзер – писатель-реалист, и в своих романах он занимает позицию стороннего наблюдателя, которому важно передать не только историческую точность, но еще и погрузить своего читателя в атмосферу происходящего, заставить прочувствовать жизнь героев на себе.

Если вы не отдаете предпочтения книгам с подобным повествованием, то роман «Финансист», как и трилогия в целом – не для вас. Ну а те книголюбы, что привыкли наслаждаться чтением, вчитываться в текст, находить умные изречения и глубокие смыслы, оценят роман по достоинству.

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

♦ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ♦

Так как «Финансист» — это первый роман из цикла, то в нем Драйзер знакомит читателя с главным героем Фрэнком Каупервудом, тщательно выстраивая его образ, постепенно развивая и формируя его личность, словно собирая паззл из мелких кусочков. На протяжении первой книги мы можем наблюдать, как Фрэнк взрослеет, обзаводится семьей, и начинает свою финансовую деятельность в Филадельфии.

Писатель характеризует своего героя как талантливого и умелого дельца, настолько одаренного, что любые двери с легкостью открываются перед ним.

Это по-настоящему сильный, решительный, самоуверенный человек, который обладает волевым характером, и невероятным профессиональным чутьём.

Но, пожалуй, главная отличительная черта Фрэнка – дар убеждения, его способность подчинять и располагать к себе людей.

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Мне импонирует в характере Фрэнка его независимость от мнения окружающих, его не заботит, что о нем скажет общество. Если он чего-то желает, то он это получит, даже если это желание будет в ущерб остальным.

Это можно назвать эгоистичностью, но в случае с Фрэнком это хочется назвать амбициозностью и целеустремлённостью. Фрэнк стремится к исполнению собственных желаний, поэтому девизом его жизни является утверждение: «Мои желания прежде всего».

Звучит несколько эгоистично, но Фрэнк и на самом деле эгоист, его преследует неутолимая жажда к богатству, роскоши и безграничной власти. Он хочет всего и сразу, чтобы весь мир лежал у его ног.

Если открыть свое дело, то самое крупное, чтобы можно было поглотить все мелкие предприятия, если построить дом, то непременно самый роскошный, дабы отличаться от всех, если влюбить в себя женщину, то самую красивую и эффектную, такую, чтобы подходила ему по статусу и вызывала восхищенные взгляды у окружающих.

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Удивительно, что у Фрэнка сложились только коммерческие и деловые отношения. Драйзер не «позволяет» своему персонажу обзавестись закадычными друзьями. Что, в общем-то, логично и вполне объяснимо – «в бизнесе нет друзей, только партнеры».

К тому же, для такого сильного и независимого человека – дружба это непозволительная роскошь. Однако для него важна поддержка со стороны женщины, и, наверное, будет уместно применить к Фрэнку довольно избитую известную фразу: «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина».

Эйлин Батлер – та самая великая женщина, стоящая за своим мужчиной; ее всепоглощающая и безгранично преданная любовь мотивирует Фрэнка на реализацию своих целей и планов. Эйлин оказалась той женщиной, что поддерживала своего возлюбленного, как во время взлетов, так и во время падений.

Она не переставала верить, надеяться и любить, что меня в ней, с одной стороны, восхищает.

Именно поэтому Эйлин контрастирует на фоне Лилиан, которая слишком зажата.

Эйлин же не боится быть чувственной и решительной, она готова рисковать, жертвовать всем ради любви.

Жизнь в ней словно бьет ключом, в то время как Лилиан сосредоточена больше на себе и на том, что скажут окружающие. Неудивительно, какую женщину предпочтет себе Фрэнк.

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Но что касается характера Эйлин, то мне она на протяжении всего романа казалась избалованной девчонкой, которую с детства одаривали вниманием и выделяли среди всех остальных детей.

В наши дни ее бы назвали представительницей «золотой молодежи», или, говоря обыденным языком, – «мажором»; но неприязни все же ее образ у меня не вызвал.

Видимо сыграл роль тот самый контраст между ней и Лилиан.

* Цитата, представленная ниже, очень длинная, поэтому я разбила ее на три, дабы вместить весь текст *

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Несмотря на все те жизненные обстоятельства, что произошли с Фрэнком, к нему не испытываешь враждебности или отвращения. Наоборот, он восхищает даже в те моменты, когда, казалось бы, человек должен пасть духом.

Потому Фрэнка Каупервуда нельзя назвать истинно положительным героем, но и отъявленным злодеем или мошенником тоже. Но я больше, чем уверена, найдутся те, кто его осудят, мол, нечистым делом занимался наш Фрэнки.

Но дело совершенно не в морали как таковой (хотя, разумеется, она присутствует в романе, и игнорировать ее было бы глупо), на первый план выходит разоблачение того, КАК создавались капиталы США в XIX веке.

И история Фрэнк Каупервуд (прототипом которого стал Чарльз Йеркс) лишь доказывает, какими фальшивыми и лицемерными были нравственные устои буржуазного общества.

Сам писатель не высказывает в романе какого-либо оценочного суждения, предоставляя читателю самому определить для себя, кто же такой Фрэнк Каупервуд.

Если вы спросите мое мнение относительно Каупервуда, то я отвечу, что в некоторых эпизодах меня восхищало мужество и храбрость, выдержка и сила воли, стойкость духа и амбициозность молодого финансиста. Такой уникальный набор человеческих качеств редко встречается в жизни, а если и встречается, то не каждый в состоянии этим воспользоваться во благо себе. Фрэнк хотел «выбиться в люди», войти в светское общество, стать его частью, заполучить уважение среди «сильных властителей», для выходца из небогатой семьи это вполне очевидное желание. И Фрэнк, что немаловажно, этого добился, вопрос состоит в другом – какими путями он это сделал.

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

♦ КРИТИКА ♦

Драйзер в своих произведениях на примере одной личности показывал жизнь всего буржуазного общества. Немудрено, что свое время романы гениального писателя вызвали шквал эмоций и совсем недружелюбную критику.

Драйзер шокировал современников обличающей откровенностью своих взглядов на американское общество, среда которого сама «развращала» и развязывала руки алчным чиновникам и капиталистам.

Однако не только выбранную тематику осуждали современники Драйзера, но еще и его «неумелую» и примитивную манеру повествования, упрекая автора в необразованности и бесталанности.

На самом деле, автор, обладая природной наблюдательностью и уникальным аналитическим складом ума, умел не просто видеть реальную картину мира, но еще и поместить ее в рамки художественного замысла, отразив истинную действительность. Именно по этой причине творчество Драйзера представляет наибольший интерес для нашего времени, ведь его книги – это отражение целой эпохи.

♦ ОБ ИЗДАНИИ ♦

Заказывая книгу через ИМ «Читай-Город», я столкнулась с тем, что на сайте представлено крайне мало информации. Поэтому, подробно расписала основные характеристики издания, на случай, если вдруг и вы захотите заказать или купить ее себе в домашнюю библиотеку.

Читайте также:  Писатель вильгельм гауф. жизнь и творчество

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

  • Издательство: «Э», Москва.
  • Год издания: 2016.
  • Количество страниц: 704 с.

Перевод: М.Г. Волосова.

  1. Тип бумаги: тонкая газетная, гладкая, текст просвечивает, но не мешает чтению.
  2. Переплёт: твёрдый
  3. Оформление: золотое теснение.
  4. Шрифт: крупный, текст отпечатан ровно, нигде не смазан, читать удобно.
  5. Ссылка на книгу в ИМ «Читай-Город»

Обратите внимание, что цена выше той, что указана у меня, т.к. покупала книгу со скидкой в 10%.

Так же прикладываю фотографии страниц и самого текста.

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

Теодор Драйзер «Финансист» отзыв

♦ ВЫВОД ♦

Разумеется, если вы осилили мой отзыв до конца, то уже догадались, что не рекомендовать роман «Финансист» к прочтению было бы преступлением! Замечательный автор, реалистичный и правдивый сюжет,» вкусная» подача, глубокий смысл и передача исторической точности — вот так можно кратко охарактеризовать эту книгу.

Еще раз повторюсь, что роман написан очень подробно, и не всякому читателю это придется по вкусу, поэтому если вы предпочитаете книги легкие по содержанию и манере изложения, дважды подумайте, прежде чем браться за «Трилогию желаний», дабы потом не обвинять автора в занудности. Буду рада, если мой отзыв оказался для вас полезным, и вы открыли для себя нового писателя!

  • Спасибо за внимание к отзыву!
  • ДРУГИЕ МОИ КНИЖНЫЕ ОТЗЫВЫ

Эмма_Бовари_Отзывы

Источник: https://irecommend.ru/content/eshche-odin-roman-o-realnoi-deistvitelnosti-amerikanskogo-burzhuaznogo-obshchestva-serediny

Теодор Драйзер «Трилогия желания»

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

На мой взгляд, нет никакого смысла в том, чтобы разделять «Трилогию желания» на три отдельно взятые книги, ведь все они связаны не только лишь сюжетной линией, но и стилистическими и историческими особенностями.

Иными словами, перед нами полновесная история жизни человека, поделенная на три тома. Теодор Драйзер начал свое знаковое творение на заре Первой Мировой Войны, а закончил написание третьего тома — «Стоика» — в год окончания Второй Мировой.

Но как это ни странно, все три романа не посвящены войне.

Теодор Драйзер не стал изменять себе, и уже в первой книге «Финансист» четко прослеживается его стилистика, выбранная в дебютном романе «Сестра Керри». Можно ли сравнить его первую книгу и «Трилогию желания»? Определенно да.

Сюжет, язык, мотивы и поступки; все эти составляющие четко перекликаются между всех выше указанных произведений.

Впрочем, во всей этой истории есть одна занятная деталь: глобально говоря, Драйзер успел закончить третью часть трилогии — «Стоик» — буквально за несколько дней до собственной кончины, и хотя концовка содержит логичное завершение, редакторы, с согласия жены Драйзера, включили в издание черновые наработки финальных глав книги.

Конечно же, Драйзер не стал отступать и от своей любимой темы — деньги. Ничто не движет человеком так многозначительно, как материальное благо. В этом ли состоит мечта каждого американца? Отчасти да, и хотя мечта у каждого может разниться, у всех она сводится к одному — существованию в достатке.

Этим стремлением объединены все действующие персонажи в книгах Драйзера: от Керри и Герствуда в «Сестре Керри» и до Фрэнка Каупервуда и всех его многочисленных компаньонов и противников в книгах «Финансист», «Титан» и «Стоик».

Разница в количестве страниц между отдельной книгой и трилогией, впрочем, позволяет более детально описать всю подноготную дел и жизненных процессов протагониста, что явно не укладывалось у Драйзера в одном романе.

Поэтому, даже несмотря на отсутствие исторических связей, сюжетной линии и пересечения персонажей, «Сестру Керри» можно смело считать памяткой перед прочтением всей «Трилогии желания».

Общий сюжет

Итак, общее название сборника, в который вошли книги «Финансист», «Титан» и «Стоик», уже недвусмысленно намекают на то, что первостепенной ведущей силой и мотивацией в жизни главного персонажа являются его желания. В случае с Френком Каупервудом, основополагающей силой являются деньги.

В жизни Френка этому материальному благу отведено самое почетное место, с которым едва ли могут соревноваться иные ценности, будь это просвещение, семья или дружба.

Для него деньги заменяют потребность в товарищеских отношениях; ими он оплачивает любовь и благосклонность сильных мира сего; деньги для него — инструмент обеспечения вседозволенной жизни, основной целью которой является постоянное пополнение собственного «инструментария».

Разделение сборника на три тома условно сегментирует жизнь Каупервуда на три значимых этапа его жизни: «Финансист» повествует о первых шагах молодого Каупервуда на финансовом поприще в Филадельфии, о его первых успехах и поражениях, которые увенчались тюремным заключением.

Действия второй книги — «Титана» — переносятся в молодой город Чикаго, в котором Каупервуд создает газовые предприятия, а потом собственную транспортную империю.

Собственно, в этой части он становится настоящим титаном в финансовой деятельности, но истинным мерзавцем в плане моральном.

Роман «Стоик» посвящен лондонскому этапу жизни Каупервуда, в котором он стремиться поставить логическую финальную точку всем своим делам, а также добиться примирения с собственными любовными мытарствами, однако затяжная болезнь и последующая его кончина ставят лишь многоточие.

Финансист

Финансист - краткое содержание романа ДрайзераКупить бумажную  Купить электронную

Наверное, это самая совершенная и полная из представленных частей, как в сюжетно-мотивационном плане, так и по своей словестно-стилистической структуре.

По сути, Драйзеру ничего не надо было придумывать: прототипом Каупервуда стала действительно существовавшая ранее личность с довольно интересной биографией, писателю лишь осталось завернуть историю этого человека в приятную обложку слов, и успех был гарантирован.

Автор так и поступил, а у читателей появилась возможность с головой окунуться в Америку второй половины 19-го века, проследить за перипетиями политической и экономической жизни зарождающегося мирового гиганта, а также постичь основы финансовой и биржевой деятельности.

Иными словами, в книге представлены интересы из разных плоскостей, а потому мало кому она покажется скучной. Не менее искусстно писатель придерживается и хронологии событий, параллельно представляя эволюцию характера и практических навыков молодого дельца Френка Каупервуда.

Здесь он совершает первые шаги в предпринимательской деятельности, взрослеет, познает первую симпатию, а вскоре и первую настоящую любовь, добивается первых успехов; со временем набивает первые шишки на собственных ошибках, но в определенный момент теряет чувство реальности, а главное — сдержанности, после чего все его состояние, словно перышко, уносит ветер времени. Кульминационным моментом книги можно считать судебный процесс над Каупервудом и признание его виновным. Уже в этих эпизодах читатель осознает, что молодой делец не гнушается и «темных делишек» во благо собственной выгоды, а потому фигура финансиста едва ли претендует на статус девственно чистой и нетронутой корыстолюбием. Впрочем, отбывание короткого срока в заключение (при огромном содействии незаконной возлюбленной Эйлин) не образумил молодого человека, а скорее наоборот — обозлил его по отношению к обществу, которое, между прочим, вынесло вполне справедливый вердикт. Именно в этот момент в образе Каупервуда зарождается желание стать гигантом, финансовым магнатом, способным вершить судьбу других.

Титан

Финансист - краткое содержание романа ДрайзераКупить бумажную  Купить электронную

Полем для своей новой деятельности Каупервуд выбирает растущий город Чикаго. Именно длительному периоду жизни в этой части Америки и посвящена вторая часть трилогии, которая, откровенно говоря, скрасила все восторженные впечатления от первого произведения.

Уже в «Финансисте» становится понятным, что Каупервуд не из числа святош, но в книге «Титан» размах его жульнических, низких и предательских действий достигает апогея. Помимо этого в книге явно нарушена динамическая структура, кульминация напрочь отсутствует, равно как и четкая идейность.

В «Титане» нет подобного эпизоду с судом и заключением события, которое бы объяснило всю затею писателя, поэтому с эстетической и сюжетной точки зрения эту книгу можно назвать неудачной, естественно, на фоне успеха первого произведения.

Постоянные смены любовниц Каупервуда, регулярное вранье и лицемерие, постоянные метания из одного «лагеря» в другой, в конце концов подкуп политиков и кровожадное потворствование собственной алчности просто отвращают от образа главного персонажа. Если же задумка Драйзера состояла только в этом, низкий ему поклон, впрочем, я склоняюсь к иному варианту.

Результатом всей этой сомнительной деятельности Каупервуда стало создание многомиллионной империи, однако цена была заплачена очень высокая: разруха отношений с Эйлин, отсутствие семьи, друзей и надежной опоры, неприятие в обществе, война на всех фронтах с коллегами по деятельности, проигранные выборы, бесчисленное количество любовных увлечений. Оказывается, именно такую цену готов платить человек за свое богатство.

Стоик

Финансист - краткое содержание романа ДрайзераКупить бумажную  Купить электронную

Время не щадит даже самых великих людей, и вот уже Каупервуд стоит на пороге старости. Он хочет поставить жирную точку в своей финансовой деятельности — растянуть свои транспортные сети и на другом континенте, а в делах душевных окончательно сойтись с новой любовью — Беренис.

Но с самого начала все эти затеи даются ему очень тяжело, дела идут скомкано, ни на одном из фронтов не видно заметных улучшений: строительство метро в Лондоне требует огромных затрат и привлечения благодушно настроенных к этому специалистов; сожительство с молодой девушкой Беренис выглядит не менее проблемным в силу разницы в возрасте, положения в обществе и действующего брачного союза с Эйлин. Безвременная кончина дельца прервала все задуманное на пути к их свершению. Каупервуд многое не успел завершить, но с другой стороны, после себя он оставил огромным след как в истории, так и в судьбах множества людей.

Конечно же, всей этой историей Драйзер хотел подчеркнуть тщетность человеческих страданий, связанных с постоянным желанием наживы.

Богатство Каупервуда растаяло всего за несколько лет после его смерти, не менее жадные банкиры, юристы и поручители растащили все по своим углам, словно крысы — легкую добычу по норам.

Мне судьба Каупервуда отдаленно напоминает историю Джея Гетсби: жизнь Френка Каупервуда была таким же масштабным праздником, место на котором находилось многим заметным фигурам, но их манил отнюдь не блеск человеческого естества, а сияние зотолой монеты.

Источник: https://www.litblog.info/teodor-drayzer-trilogia-gelaniya/

Финансист Теодора Драйзера — как обзор финансовой системы США и экономических кризисов 1857 и 1871 годов

Роман «Финансист», являющийся первой частью «Трилогии Желания», вышел из печати в 1912 году. В этом произведении Драйзер приступает к осуществлению большого замысла — показать в реалистических образах американский капитализм второй половины XIX века.

Проницательным взглядом художника он уловил характерные черты, которыми отмечается начало империалистической эпохи.

На первом плане большого полотна, каким является «Трилогия желания», мы видим людей бизнеса, которые наживают целые состояния при помощи различных махинаций и цинично используют в своих целях государственный аппарат США.

Автор собрал большой материал, свидетельствующий о деятельности лидерах финансового и промышленного капитала в Америке, ознакомившись с получившими в свое время широкую огласку махинациями «трамвайного магната» Чарльза Йеркса, который действовал в Филадельфии, Чикаго, Нью-Йорке и Лондоне. Несомненно, что он послужил прообразом Каупервуду, являющимся главным действующим лицом в «Трилогии желания».

Читайте также:  Всем смертям назло - краткое содержание рассказа титова

Внимательно изучив экономическую и политическую историю США, автор показывает начало жизненного пути финансиста Каупервуда на — фоне важных событий американской истории в 50—60-х годах позапрошлого века.

Вопреки утверждениям реакционных американских историков, автор «Финансиста» рисует действительность буржуазной Америки второй половины XIX века не как эпоху «процветания», а как период, отмеченный экономическими кризисами и финансовыми потрясениями.

Финансист - краткое содержание романа Драйзера

В первом томе трилогии описаны разрушительные последствия кризисов 1857 и 1871 годов и биржевой паники 1873 года.

Такимм образом, апологетам американского империализма, утверждавшим, что США  развивались по «особому» пути, что для США не свойственны протииоречия европейских стран, Драйзер противопоставил реальные факты истории.

По этому поводу Ленин писал, что «… в капиталистических странах кризис явление старое, повторяющееся от времени до времени, как припадок хронической болезни»

Реалистично изображает автор деловые качества настоящего финансиста. В напряженный период войны Севера с Югом (1861—1865), «Фрэнк Каупервуд сражаться не собирался. Это казалось ему глупым … Ведь немало бедных, глуповатых, плохо обеспеченных людей, пусть они и лезут под пули .. ».

Финансист - краткое содержание романа ДрайзераАвтор подводит читателя к выводу, что условия американской демократии способствуют преуспеянию таких людей, как Каупервуд. Среди многочисленных примеров, подтверждающих это, можно указать хотя бы на предоставление Каупервуду для его махинаций крупных сумм из муниципальных фондов Филадельфии. И если на первых порах неудавшаяся афера привела Каупервуда на скамью подсудимых, то в романе очень убедительно показано, что это объясняется не строгостью существующих в США законов, а сговором других, более крупных, чем Каупервуд, личностей («отцов города»), пожелавших избавиться от опасного конкурента.Роман был встречен ожесточенными нападками буржуазной критики, обвинявшей автора в «чудовищном преувеличении». «Видеть выставленными на показ подобные вещи… отвратительно, это производит невыгодное впечатление», — откровенно заявил один из литературных обозревателей Уолл-стрита.Значение «Финансиста» настолько велико, что буржуазная критика, начала обливать Драйзера потоками клеветы сразу же после выхода романа в свет. Даже в 1948 году Джон Чемберлен из Fortune — широко известного делового журнала, писал о том, что американского бизнесмена «оклеветали» такие «безнравственные» сочинители, как Марк Твен и Теодор Драйзер.

Источник: https://maxanto.ru/news/tvorchestvo/finansist-teodora-drayzera-kak-obzor-finansovoy-sistemi-ssha-i-krizisov-1857-i-1871-godov/

Т. Драйзер роман «Финансист» — отзыв о книге

.Финансист - краткое содержание романа Драйзера

Почему я прочитал эту книгу

«Кто прочитал эту книгу,тот фактически получил заочное экономическое образование» (с) неизвестный

Именно эта цитата, приведенная сверху, сподвигла меня прочитать эту небезызвестную книгу. Но вынужден сделать вывод, что автор цитаты сам, видимо, никогда не получал высшего образования, тем более экономического. Однако, роман все таки, помимо художественной составляющей, имеет еще и образовательную, хоть и не соответствующую столь сильному заявлению неизвестного автора об этой книге.

Действие в романе происходит в США во второй половине XIX века и затрагивает «движуху», происходящую в финансовом мире, непонятном и закрытом от обычного обывателя, и описывает, как при помощи денег умные дяди делают еще бОльшие деньги.

Роберт Кийосаки в одной известной своей книге призывает читателей повышать свою финансовую грамотность,и роман Т.

Драйзера если и не дает вам экономического образования, то окунает вас в атмосферу биржи, инвестиций, маклеров, удачных сделок и, конечно же, финансового краха, который периодически случался в штатах.

Хочется заметить, что в романе описываются реально произошедшие в позапрошлом веке события, герои которых имеют своих реально существующих прототипов, и по-этому описанная атмосфера финансовой жизни Филадельфии не является плодом фантазии автора и показывает читателю реальные схемы «заколачивания» огромных состояний.

Так как действие происходит в позапрошлом веке, то в романе присутствует так же и историческая составляющая, знакомящая читателя с устройством американского общества тех времен, их бытом, моральными принципами и устоями.

  И один момент мне особенно понравился — отношение людей к общему школьному образованию. Юный герой Фрэнк Каупервуд хотел поскорее бросить школу и начать получать действительно необходимые для него опыт и знания, и при этом его родители были не против.

Ни о каких колледжах и институтах не было и речи.

Но главная идея автора заключается не в обучении читателя финансовой грамотности и не в повествовании исторической хроники…

Стоит ли вам читать эту книгу?

Если вы думаете, что роман перевернет вашу жизнь, и вы больше никогда не будете прежним, то это не так. Если вы думаете, что прочтение этой книги мотивирует вас резко вдруг стать богатым и при этом вы им вдруг, чудесным образом станете, потому что подглядите «фишки» финансистов, то — это не так.

Высшее экономическое образование вы, тем более, не получите. Но все же, как говорится в одной известной цитате: «Если вы откроете книгу, книга откроет вас», роман Т.

Драйзера «Финансист» оставит свой отпечаток и сформирует у вас кое какие годные мысли и задаст вам вектор направления, тем более, этот роман имеет продолжение в виде трилогии, и не исключено, что уже после прочтения всех трех книг автор перевернет ваше сознание и вас «торкнет».

Лично у меня возникло сильное желание прочитать вторую часть — «Титан», к тому же один мой знакомый сказал, что именно вторая часть содержит много полезных сведений относительно финансового мира и поспособствует повышению моей финансовой грамотности.

Так стоит ли читать книгу? — да, даже если вы не «любитель почитать», а как сейчас модно — стартапер или начинающий миллионер — аура и сила главного героя Фрэнка Каупервуда зарядит вас на успех и преподаст некоторые жизненные уроки.

Чему учит нас книга (но это не точно =D)

С первых страниц Драйзер преподносит читателю модель естественного отбора, описывая события, происходящие в аквариуме одной местной рыбной лавки, где постепенно изо дня в день хищный омар поедал беззащитную каракатицу демонстрируя свои навыки и превосходство перед ней.

Точно таким же образом главный герой Фрэнк Каупервуд расправлялся с конкурентами на бирже, «откусывая» себе неплохие куски барышей, а так же ловко манипулировал людьми — и точно таким же образом более сильные местные финансовые воротилы однажды расправились и с ним.

После блистательного взлета карьеры на Фрэнка Каупервуда обрушились несчастья, и финансовые акулы, вместо того чтобы помочь ему, решили «распотрошить» его состояние, и ежедневно судьба, как хищный омар в том аквариуме, наносила Фрэнку все новые и новые раны, пытаясь сломать этого сильного духом человека и в конце концов…

Видимо, главная идея автора и состоит в том, чтобы донести до наивного обывателя начала 20-го века (а опубликован роман в 1912 г.) идею о том, что человеческое общество подчиняется тем же законам природы, и сильные всегда наживаются на слабых, хитрые на доверчивых: «Омары пожирают
каракатиц и других тварей. Кто пожирает омаров? Разумеется, человек.

Да, конечно, вот она, разгадка. «Ну а кто пожирает человека? – тотчас же спросил он себя. – Неужели другие люди? Нет, дикие звери… Он не был уверен в том, что и люди живут один за счет другого, но они убивают друг друга, это он знал.

» И вот в эпилоге Драйзер снова заводит тему морских животных и описывает жизнь и предназначение черного морского окуня —  Mycteroperca: «…рыба эта заслуживает того, чтобы поговорить о ней в связи со всем, что было рассказано выше.

» — рыба, обладающая незаурядными способностями и силой, которой ее наделила природа, казалось бы с благими намерениями: «То хитрое явление, которое мы зовем
созидательной силой и наделяем духом праведности, по нашему представлению всегда устраивает жизнь в этом мире так, что в ней торжествуют честность и добродетель.

», но в итоге делает вывод: «С какой же целью наделила черного окуня этой особенностью всевластная и умная природа? …Или, может быть, при создании Mycteroperca были пущены в ход коварство, вероломство, лживость? Ведь ее можно принять за орудие обмана, за олицетворение лжи, за существо, которому назначено казаться не тем, что оно есть, изображать то, с чем оно не имеет ничего общего, добывать себе пропитание хитростью, против которой бессилен даже самый могучий враг. И такое предположение будет правильно.» И что же Драйзер хотел этим сказать? Что сильными мира сего зачастую движут не благие намерения, а жажда наживы и собственное благосостояние? Когда главный герой попал в беду и обратился к местным «тузам» в надежде, что они спасут его, он сильно просчитался…

Главный герой романа

Фрэнк Каупервуд — успешный, амбициозный молодой финансист, обладающий способностью вселять в людей доверие к нему, является прототипом реального финансиста Чарлза Тайзона Йеркса, родившегося в Пенсильвании в 1837 году. Главный жизненный принцип Каупервуда: «Мои желания превыше всего», который замечательно характеризует этого человека.

Именно в нем автор олицетворяет ту хищную рыбу, прекрасно приспособившуюся к условиям, ее окружающим.  Веря в свою звезду, чувствуя силу и превосходство, Фрэнк Каупервуд играет по крупному и распоряжается финансами, ему не принадлежащими.

Хоть автор и уверяет нас в его осторожности: «Его дальновидность, осторожность и точность очень нравились руководителям банкирских домов…», в один прекрасный момент случилось непоправимое, и этот карточный домик из «дутых денег», при помощи которого и наживался главный герой, начал стремительно рушиться, и беды одна за другой стали настигать такого успешного ранее человека..

События, следующие за этим, настолько захватывающие, а сюжет так динамично развивается, что хочется поделиться с вами своими эмоциями, но не буду здесь спойлерить, кто не читал — прочитайте.

Чему же должен научить нас Фрэнк Каупервуд? В любой даже самой безвыходной ситуации, когда все считают вас уже «конченным человеком», не стоит отчаиваться и опускать руки, как говорится в одной известной фразе: «Даже если вы оказались в пасти у льва, у вас все еще есть целых два выхода.»

Источник: https://artsybashev.ru/reviews/books/finansist-draizer-review/

“Финансист” краткое содержание романа Теодора Драйзера

Фрэнк Алджернон Каупервуд родился в Филадельфии в семье мелкого банковского служащего. Он был старшим ребенком и имел двух братьев – Эдварда и Джозефа и одну сестру – Анну-Аделаиду. С детства Фрэнк отличался сильным, независимым характером и мечтал стать финансистом.

Он пять лет наблюдал за работой отца и не одобрял его принципиальность и честность. Дядя Фрэнка – брат матери, богатый плантатор с Кубы по имени Сенека Дэвис был восхищен деловитостью своего племянника и обещал в будущем помочь ему встать на ноги.

На четырнадцатом году жизни Фрэнк принимает участие в аукционе, покупает за половину цены семь ящиков кастильского мыла, после чего перепродает их за полную стоимость знакомому лавочнику. С этого же возраста мальчик начинает ухаживать за знакомыми девочками. В семнадцать лет Фрэнк бросает школу.

Читайте также:  Анализ стихотворения державина снегирь

Дядя устраивает его счетоводом в фирму “Генри Уотермен и К”. Молодой человек быстро делает карьеру. На Рождество ему платят пятьсот долларов наградных. Через шесть месяцев Фрэнк переходит в банкирскую контору “Тай и К”.

Дела у его отца также идут хорошо. Семейство переезжает в новый, четырехэтажный дом.

Девятнадцатилетний Фрэнк увлекается двадцатичетырехлетней миссис Лилиан Сэмпл – женой владельца обувного магазина. Тай делает его своим компаньоном и за две тысячи долларов покупает место маклера на фондовой бирже. Через год мистер Сэмпл умирает от воспаления легких.

Еще через какое-то время в мир иной отходит Сенека Дэвис, оставив своему племяннику пятнадцать тысяч долларов.

Перед войной между Севером и Югом страна погружается в экономический кризис. Фрэнк понимает, что маклерство слишком ненадежно для формирования капитала и решает заняться собственным учетно-вексельным делом. Он делает предложение Лилиан.

Молодая вдова отвечает отказом, но Фрэнк поцелуями и настойчивостью добивается своего. Заработанные деньги новоявленный финансист вкладывает в акции конно-железнодорожных компаний.

Молодые живут в доме Лилиан, который Фрэнк обставляет по собственному вкусу. Первые пять лет герой наслаждается браком. Он с радостью возвращается по вечерам домой к жене и двоим детям – Фрэнку-младшему и Лилиан.

Во время войны Фрэнк пытается принять участие в реализации внутреннего займа Пенсильвании. В этом ему помогает подрядчик по прокладке канализационных труб и водопровода – богатый ирландец Эдвард Мэлия Батлер. Займ Фрэнку не достается, но зато ему дают хорошие отступные, и он получает известность в финансовом мире.

Фрэнк с отцом строят новые, шикарные особняки по соседству друг с другом. Начавшаяся война мало интересует молодого финансиста, так как не несет никакой практической пользы – ни ему лично, ни стране. Лилиан начинает дружить с миссис Батлер.

Ей не по душе блеск и суета новой жизни, но она обещает мужу “привыкнуть”.

Старшая дочь Батлеров – воспитывавшаяся в монастырской школе, золотоволосая восемнадцатилетняя Эйлин, нетерпеливая и тщеславная по натуре, привлекает Фрэнка своей живостью и жизнерадостностью.

В 1866 году новый городской казначей – Джордж Стинер по просьбе трех главных политических деятелей Филадельфии предлагает Фрэнку помочь с делом по выпуску нового городского займа для извлечения денег из старых обязательств.

Каупервуд начинает играть на бирже, придумывая хитроумные ходы для извлечения прибыли, но по-прежнему считает себя честным финансистом.

В это же время он задумывается о покупке акций конно-железнодорожной линии, проходящей между Семнадцатой и Девятнадцатой улицей.

Эйлин и Нора тяготятся своим старым, плохо обставленным домом. Они ругаются за обедом с отцом, который не желает ничего менять в их жизни. Лилиан и сестра Фрэнка Анна не любят Эйлин. В честь новоселья Каупервуды устраивают два приема – дневной и вечерний, для молодежи.

Влюбленная во Фрэнка Эйлин затмевает собой всех присутствующих девушек. Во время танца молодой Каупервуд, успевший за долгие годы брака разочароваться в жене, флиртует с девушкой и спрашивает, нравится ли он ей. Эйлин дает положительный ответ.

Как-то вечером Фрэнк застает девушку за игрой на рояле и целует ее в губы.

Первое время влюбленные встречаются за городом. Потом Фрэнк снимает дом на Десятой улице, где они с Эйлин становятся любовниками. Со временем Каупервуд начинает видеть в девушке единственную женщину, с которой он мог бы счастливо прожить остаток жизни.

Фрэнк предлагает Стинеру отказаться от компаньонов в деле приобретения контрольного пакета акций конно-железнодорожных компаний. На реализацию замысла у него уходит полтора года.

Летом 1871 года контора молодого тридцати четырехлетнего финансиста оценивается в два миллиона долларов, а ему самому принадлежит пятьсот тысяч.

Фрэнк строит планы по слиянию принадлежащей ему линии Семнадцатой и Девятнадцатой улицы с купленной для политических покровителей Стинера Северной Пенсильванской.

Первоначально видящий смысл жизни в богатстве и женской красоте Каупервуд начинает интересоваться искусством.

7 октября Чикаго охватывает пожар. Огонь полностью уничтожает торговый район города. После выходных на фондовой бирже начинается паника. Над Фрэнком нависает угроза банкротства.

Молодой Каупервуд вынужден искать помощи у Батлера, которому он рассказывает все о своем финансовом положении.

Ирландец в начале решает помочь ему, чтобы оградить от скандала Республиканскую партию, но окружающие выступают против этого: сын Батлера – Оуэн считает, что с Фрэнка надо сбить спесь и забрать себе принадлежащие ему акции, Генри Молленхауэр также не против обогатиться за счет Каупервуда, сенатор Симпсон не видит никакой пользы в подобного рода помощи.

Генри Молленхауэр запрещает Стинеру сотрудничать с Фрэнком. Терпящий крах финансист тщетно пытается спасти положение.

Батлер получает анонимное письмо, из которого узнает о связи Эйлин с Каупервудом. Он требует у Фрэнка свои сто тысяч долларов. Эйлин говорит отцу, что ее оклеветали, но последний понимает, что дочь лжет.

Стинер молит Молленхауэра о помощи. Вынужденный изыскивать средства из любых источников Фрэнк решает обналичить у городского казначея чек на шестьдесят тысяч долларов в счет покупки облигаций городского займа. Каупервуд знает, что рискует и поступает неправильно, так как не сможет сдать купленные бумаги в амортизационный фонд, но не видит другого выхода из сложившейся ситуации.

На следующее утро, 10 октября, Фрэнк по-прежнему тщетно ищет деньги. Лилиан получает анонимное письмо, из которого узнает об измене мужа. Во вторник вечером Каупервуд сдает дела под опеку своих кредиторов. Он просит у них отсрочку, но банкиры отвечают отказом.

Адвокат Фрэнка – Харпер Стеджер говорит, что Каупервуду может грозить тюрьма.

“Гражданская ассоциация помощи городскому самоуправлению” во главе с честным промышленником – владельцем железоделательного завода Скелтоном Уитом начинает расследование дела о хищениях из городской казны. Молленхауэр, Симпсон и Батлер готовятся к обороне. Они пишут подложные письма от имени мэра городскому казначею и от последнего к мэру.

Эйлин сообщает Фрэнку о том, что республиканцы собрались сделать его козлом отпущения.

26 октября Фрэнку выдвигают обвинение. Прокурором выступает ставленник Батлера – молодой ирландец Деннис Шеннон. Эйлин следит за делом Фрэнка по газетным заметкам.

Отец Каупервуда уходит из Третьего национального банка в отставку.

Батлер просит Молленхауров пригласить Эйлин с Норой в Европу. Девушка отказывается от поездки. Батлер обращается в нью-йоркское отделение детективного агентства Уильяма Пинкертона. Неделю сыщики следят за Эйлин и Фрэнком. Они устанавливают, что молодые люди встречаются в Частном доме для свиданий на Шестой улице.

Хозяйка заведения – миссис Дэвис, не желающая разборок с полицией, выдает влюбленных Батлеру. Ирландец надеется, что пристыженная Эйлин сдаться, но тщетно. Через несколько дней девушка высказывает отцу все, что она о нем думает, и говорит, что станет женой Фрэнка вопреки всему. Батлер настаивает на том, что Эйлин должна уехать из Филадельфии.

Каупервуд согласен с ним, но с уважением относится к решению Эйлин уйти из дома и поселиться вместе со своей бывшей одноклассницей – Мэри Келлиген и ее матерью Кэтрин.

Дело Фрэнка разбирается во Дворце Независимости под руководством старого приятеля Батлера – судьи Уилбера Пейдерсона. Пока идет процесс Эйлин на две недели уезжает из Филадельфии в гости к друзьям семьи. Двенадцать присяжных выбираются случайным образом из пятидесяти человек, чьи имена пишутся на бумажке и закладываются в барабан. Все они оказываются набранными из средних слоев буржуазии.

У обвинителя и защитника есть право на пятнадцать отводов без объяснения причин. В начале слово берет Деннис Шеннон, затем – Харпер Стеджер. Половина присяжных считает Фрэнка виновным, половина колеблется в принятии решения, чувствуя, что Каупервуд не прав, но не желая его за это наказывать.

В середине процесса происходит опрос свидетелей. Заканчивается суд речью защитника и обвинителя.

6 декабря присяжные признают Фрэнка виновным. При поименном опросе никто из них не отказывается от своего решения. На несколько дней Каупервуда помещают в Мойэменсингскую тюрьму, начальник которой – шериф Эдлей Джесперс за тридцать пять долларов в неделю размещает финансиста в комфортной комнате, мало похожей на тюремную камеру.

Адвокат Фрэнка подает апелляцию в Верховный суд штата.

Десятого декабря Эйлин уходит из дома. Батлер едет к освобожденному на время рассмотрения апелляции Каупервуду и просит его вернуть дочь. Фрэнк уговаривает Эйлин вернуться домой.

Молодой финансист пытается восстановить свое имя в деловых кругах. По городу начинают ползти слухи о его связи с Эйлин. Общественное мнение склоняется к тому, что Фрэнк – виноват.

Каупервуд нанимает мелкого маклера Стивена Уингейта в качестве подставного лица для игры на бирже.

Двое из пяти судей Верховного суда штата высказывают “особое мнение” по делу Фрэнка, но обвинительный приговор оставляют в силе. Стеджер подает апелляцию в Верховный суд США. Следящая за делами мужа по разговорам родных и газетным заметкам Лилиан приходит в отчаяние от разорения и осознания того, что Фрэнк ее больше не любит.

Стеджер договаривается с Джесперсом о нескольких днях свободы для Фрэнка. В субботу Каупервуд в последний раз встречается с Эйлин. Девушка обещает ждать его, сколько потребуется, и приходить на свидания в тюрьму.

В понедельник Фрэнк отправляется на вынесение приговора. В суде он присутствует при разборе дела негра Чарлза Аккермена, укравшего кусок водопроводной трубы, и двух пойманных ночью взломщиков. Перед вынесением приговора Каупервуду Стеджер произносит речь.

Судья Пейдерсон приговаривает Фрэнка к четырем годам и трем месяцем одиночного заключения в Восточной тюрьме, принудительным работам, штрафу в пять тысяч долларов и покрытию судебных издержек. Стинеру он дает срок в четыре года и девять месяцев.

Надзиратель Роджерс Кендал регистрирует Фрэнка под номером 3633. “Староста” из заключенных – Кьюби заставляет его вымыться в чугунной ванне, взвешивает и измеряет. Первые две недели Каупервуд проводит на втором этаже, в “пропускнике”. Затем начальник тюрьмы Майкл Десмас предоставляет Фрэнку постоянную камеру с двориком, разрешает посещения Уингейта и предлагает работу по плетению стульев.

В тюрьме финансист начинает терять присутствие духа. Шикарные особняки Каупервудов с обстановкой и вещами продают с молотка за бесценок. Надзиратель Уолтер Бонхег за деньги делает Фрэнку многочисленные поблажки. Эйлин навещает любимого в тюрьме.

Расчувствовавшийся Каупервуд впервые в жизни плачет.

Финансист просит жену дать ему развод. Лилиан отказывается. Братья Эйлин узнают о ее связи с Фрэнком.

Через полгода после заключения Каупервуда умирает Эдвард Батлер, через тринадцать месяцев, в марте 1873 года, Фрэнка досрочно отпускают на свободу по особому распоряжению губернатора.

18 сентября 1873 года терпит крах банкирский дом “Джей Кук и К”, занятый строительством Северной Тихоокеанской железной дороги. За несколько дней биржевой паники Фрэнк зарабатывает миллион и уезжает вместе с Эйлин на Запад. Лилиан соглашается на развод.

Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/finansist-kratkoe-soderzhanie-romana-teodora-drajzera.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]