Анализ стихотворения есенина лебедушка 4 класс

Работа великого русского поэта «Лебедушка» многим знакома с детства. Ее незамысловатый сюжет тревожит душу. Поступок главной героини вызывает чувство восторга и уважения.

Особой мелодичностью славится произведение Есенина «Лебедушка». Поэзия рассказывает о мире живой природы, его радостях и трагедиях.

Повествование начинается с того, что на землю упало утро. Небосвод стал багряным. Это взошло красное солнышко. Все, что попадается ему на пути, вспыхивает от яркого сияния. Каждая капля, деревяшка, цветочек нежится в его тепле. С хрупких трав еще не сошла роса. Земля радуется приходу нового дня. Шепчутся между собой камыши.

Далее автор знакомит нас с главной героиней стихотворения — белокрылой красавицей. Она, как звезда этого озера, вышла из темной пещеры. Сопровождают водную царицу ее птенцы.

Мир продолжает жить. Тысячи чудес происходят каждую секунду в лесу. Всю прелесть утра пытается передать С. Есенин. «Лебедушка» с первых строк влияет на эмоции читателя. Стихотворение создает мирную, спокойную атмосферу.

Идиллия природы

Синей лентой вьется речушка. От движения белокрылых по безупречной поверхности воды расходятся кольца. Мать ведет малюток к уютному месту. Там на берегу стелется шелковая трава. С особой нежностью автор описывает, как лебедь зовет детей.

Весь луг радуется солнцу. Птенцы пощипывают травку. Перед читателем предстает картина гармонии. Но поэт открывает перед нами мир жестокий и коварный.

Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Но не знала лебедь, что подвох ждал ее в небе.

Драма произведения

Молодой орел искал пищу на поляне. Его глаза заметили змею, которая безопасно грелась на солнце. Он уже готовился напасть, но жертва почувствовала хищника и скрылась. Тогда в поле зрения попала прелестная птица.

Темная туча падала на белокрылую семью. Мать увидела черную тень на синей воде. Она встрепенулась и нежный голос сорвался на крик. В объятия попрятались детки.

Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Горькая печаль окутывает читателя. Орел разрывает тело матери. Из ее глаз капали безысходные слезы.

Природа не изменилась. Все так же радуется светлому дню. Но в кустах тихонько сидят осиротевшие птенчики. Они ждут, когда любимая матушка позволит им выглянуть.

Бессмертный мотив

Мастерски развивает творческую фантазию Сергей Александрович Есенин. «Лебедушка» — работа, что заставляет по-новому открыть для себя мир автора. Особенно сердечным произведение стало потому, что его поэтическое слово очень близко к народным рассказам. Образ лебедя-матери является одним из наиболее чувственных в русском фольклоре.

Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Особые чувства у Есенина к героине. В его рифмах она не только птица, а одушевленный персонаж. Он не изменяет традициям, сложившимся за века, и подбирает самые нежные слова.

Поэзия для юношества

Цель каждого автора — донести свет до души его читателей. Важная идея просматривается через строки Есенина. Глубокое уважение и благодарность за поступок — вот как поэт относится к лебедушке. Именно такие переживания он мечтал вырастить у своей публики.

Судьба птицы открывает в маленьких читателях такие качества, как неравнодушие и милосердие. Стихотворение учит ценить ласку, которую безвозмездно дарит нам самый родной человек на свете — мама. Мастер слова максимально умело донес эту мысль.

Сюжет прост, описанный сотнями писателей до него, воспетый десятками народов. И все же именно рифмы Есенина касаются сердца юной аудитории. Ведь там четко отделено добро и зло, отлично развивается мысль, отсутствуют противоречивые компоненты.

И хотя прекрасная птица умирает в конце, любовь будет жить в детях. Такая тема не оставит равнодушными умы молодых людей.

Пристрастие автора

Талант, которым одарен этот поэт, — большая редкость. Его работа — шедевр в жанре пейзажа. Картины, которые он нарисовал словами, сильно влияют на психику человека. Но главное внимание к себе привлекает история птицы.

Как поэт относится к лебедушке, понятно с первых предложений, — он сразу сравнивает ее со звездой. В стихе она не просто белая, а белоснежная.

Также поэт называет ее доблестной, то есть дает прямую ссылку на отважный, смелый характер, который еще предстоит проявить.

Чем больше вчитываешься в стихотворение, тем более четким становится незаметная сначала значительная деталь. Фигура лебедя окутана невыразимой печалью. Автор пронзил ею каждую строку. Создается впечатление, что мать предчувствовала гибель. К концу произведения она остается символом чистоты и бескорыстия. Сергей Александрович вложил в эту работу частичку своего сердца.

Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Талант лирика в стихотворении

Любимым инструментом поэта является олицетворение. Каждый предмет он представляет как живое существо. Такую массу метафор можно увидеть только в сказках.

При чтении строк в воображении возникают яркие картинки из жизни леса. Как дети, так и взрослые развивают эмоциональное восприятие. Поэт пропагандирует любовь ко всему живому, уважение к природе. Лебедь становится символом самопожертвования. Главная героиня достойна уважения. Ее поступок вдохновляет на отдачу.

Стоит отметить и цветовую гамму, которую в произведении создал Сергей Александрович Есенин. Стихотворение «Лебедушка» очень живописное. Сцены природы гений подчеркивает настоящими тонами.

Здесь есть темный лес, багровые лучи, роса, что загорелась алым от небосвода, серебряное озеро, изумрудные кольца воды, зеленые побережья, золотое солнце.

Орел, представлен черным цветом и является воплощением зла, а белая лебедь – светлая любовь.

Вечный образ

Ведущей темой произведения является фигура матери. Особые чувства во все времена русские поэты испытывали к родителям. Не стал исключением и Сергей Есенин.

Рай, который описывает поэт, полон трагических неожиданностей. Лебедь внимательно наблюдает за, казалось бы, спокойной природой. Она хорошо понимает, что под душистой травой скрывается коварная змея, а из тихой рощи может прилететь коршун.

Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Главная героиня жертвует собой ради детей. На такой поступок способна только любящая мать. Когда она чувствует приближение опасности, первая и единственная ее задача — уберечь малышей. Сцена чрезвычайной верности становится завершающей нотой произведения. Из финала становится видно, как поэт относится к лебедушке. Она для него — воплощение бесконечной любви и нежности материнства.

Источник: https://autogear.ru/article/181961/proizvedenie-esenina-lebedushka-kak-poet-otnositsya-k-lebedushke/

Тема урока: С.Есенин «Лебёдушка». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: интегрированный урок. — начальные классы, уроки

Просмотрсодержимого документа

  • МОУ «Белобугорская СОШ»
  • Урок чтения в 4 классе
  • Разработала:
  • Учитель начальных классов Кошевая Светлана Анатольевна

Тема: С.А. Есенин «Лебедушка»

Цели:

  • Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка”.
  • Формировать представление о поэзии С.Есенина.
  • Учить видеть художественные особенности стихотворения, понимать “язык”, видеть особенности поэтического слова, близости к устному народному творчеству, фольклору.
  • Формировать навык выразительного чтения.
  • Воспитывать любовь к природе, всему живому.

Тип урока: комбинированный, с использованием новых информационных технологий.

Оборудование:

  • портрет С. Есенина,
  • фотографии с видом села Константинова, семьи поэта,
  • эпиграф,
  • музыкальная шкатулка,
  • презентация.

Ход урока

1. Орг. момент

Из глубокого колодца (руки “О”) Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой) Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх) Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) Новый день оно начнет (руки вниз широко).

2. Повторение литературных терминов.

Открывается музыкальная шкатулка. Дети вынимают листочки с литературными терминами и дают им определение.

Слайд 2Былина – жанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный.

  1. Летопись – это запись по годам исторических событий.
  2. Эпитет-это непростое определение, а такое, которое помогает ярче представить героя, события, предмет.
  3. Народные сказки жанр устного народного творчества, которые создавались народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста.
  4. Литературные сказки записываются и навсегда сохраняют имя автора.
  5. Пейзажная лирика – вид литературного произведения, в котором поэт воспевает картины природы.

3. Сообщение темы урока.

Слайд 3У: Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством С. Есенина — замечательного поэта, лирика- пейзажиста.

  • Какие стихи Есенина вы знаете? ( «Черемуха», «Береза»)
  • О чем стихи Есенина? ( О красоте родной природы, о душевном состоянии человека…)

4. Вступительное слово о поэте.

  • (Звучит музыка «Отговорила роща золотая»)
  • У: — Я прочитаю вам отрывки из его автобиографии:
  • Слайд4 ,,Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии.
  • Слайд 5 Отец мой Александр Никитич и мать Татьяна Фёдоровна…   
  • Слайд6 Вы видите фотографии сестер Есенина, его дочь Татьяна Сергеевна и внучка Наталья.

 Детство прошло среди полей и степей …   Рос под присмотром бабки и деда …    Стихи начал слогать рано, с 9 лет. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад.

Стихи начал писать, подражая частушкам… В 19 лет попал в Петербург… Зашел к Блоку, Блок свел меня с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое  впечатление.

Все лучшие журналы того времени (1915) стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга ,, Радуница,,

Слайд7 Ученик: Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств.

В этом мире живет, своей самостоятельной жизнью, каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются.

Все – деревья и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Читайте также:  Дикобраз - сообщение доклад

Слайд8У:  Есенин был признан известными поэтами и писателями того времени. М. Горький говорил: “С.

Есенин – не столько человек, сколько орган созданный природой для поэзии, любви ко всему живому в мире милосердия, которое заслужено человеком” Последние годы поэт жил в Москве.

В декабре 1925 года он уезжает из Москвы в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но этим намерениям не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэт оборвал свою жизнь.

  Сергей Есенин прожил очень мало – всего 30 лет, и лишь половина этого срока пришлась на творчество. Но и за это время он достиг многого, и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.

Слайд9Сегодня мы будем читать стихотворение “Лебедушка”, которое посвящено милосердию, в котором поэт отразил свою любовь к природе, животному миру.

Прежде чем читать это стихотворение, я хотела бы зажечь свечу в память вечно живой поэзии Есенина. (Зажигается свеча рядом с портретом поэта).

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи.

В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

4. Чтение стихотворения учителем.

Послушайте стихотворение «Лебедушка»

5. Беседа по первым впечатлениям.

— Какое настроение возникло у вас? Почему?

Что вы почувствовали? (чувство грусти, печали, сначала светлое, радостное, рождение нового дня, потом тревожное, трагическое, появление беды…)

6. Самостоятельное чтение учащимися.

7. Работа над языком стихотворения.

— Прочитайте 1, 2, 3 строфы.

Какие картины природы рисует поэт? Что бы вы нарисовали?

(Словесное рисование). Слайд10

У: Вывод: Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. Посмотрите, как прекрасно раннее утро!

— Прочитайте 4, 5-11 строфы.

Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?

Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Слайд10 (по челчку) Объясните значение словосочетаний: “гладь зеркальная”, “тихая заводь”, “молчаливый затон”, “трава шелковая”, “тихозвонные ручейки”, “росинки серебристые”, “цветы лазоревые”, “волны пряные”.

— Где вы встречались с такими эпитетами? (В сказках).

Вывод: Правильно. Есенинская поэзия очень близка к фольклору.

— Прочитайте 12, 13, 14 строфы

8. Выборочное чтение.

У: Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери – лебеди, которая внимательна к своим детям.

Слайд11 Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что знаете об орлах?

Очень крупные птицы с длинными широкими крыльями (размах до двух метров и больше), широким, слегка закругленным хвостом и мощным темным клювом.

Питаются живой добычей от саранчи до зайцев или падалью. Чаще всего ловят мелких животных, которых настигают в стремительном бреющем полете.

У большинства народов мира эти величественные птицы издавна служили символом силы, огня, солнца и бессмертия.

Слайд12 Прочитайте отрывок, где поэт описывает внешность орла.

— Прочитайте 22-27 строфы.

Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как себя вела? Как защищала детей?

Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический? Слайд13

Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей

9. Работа над цветописью и звукописью.

У: — Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Прочитайте отрывок, где встречается зеленый цвет. (5, 8, 28)

У: — Синий цвет – цвет родной Оки, неба, Родины. Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета. (1, 3)

У: — С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный. Где встречается белый цвет?

(Цвет лебеди белоснежный, чисто белый, близок к цвету снега).

Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

У: В поэзии Есенина несут определенный смысл звуки. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звук [р]. Это звонкий сонорный звук. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук [р].

10. Работа над выразительностью чтения.

У: Как я читала стихи?

(Нараспев).

Когда вы еще встречались с таким чтением? В каких жанрах, у кого из поэтов?

(В былинах).

У: — Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет. Послушайте песню на слова Есенина “Отговорила роща золотая” (Звукозапись). Слайд14

11. Физкультминутка.

  1. Мы осанку исправляем
  2.      Спинки дружно погибаем
  3.      Вправо, влево мы нагнулись,
  4.      До носочков дотянулись.
  5.      Плечи вверх, назад и вниз.
  6.      Улыбайся и садись.

У: А сейчас поработаем над выразительностью чтения. Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп.

Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу.  Читаем 1-11строфы спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие.

Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.

15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее и готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, общий для всего живого.

В своей автобиографии  Есенин писал, что переделывал бабушкины сказки с плохим концом на свой лад. Ребята, а почему у этой сказки-былины такой печальный конец? С какой целью автор написал это стихотворение?  (На доске написаны ответы, дети выбирают, какой из них наиболее подходящий и аргументируют, почему.)

  • Слайд15 Ответы:
  • Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебедушкой;
  • Чтобы привлечь внимание к красоте природы;
  • Чтобы вызвать взаимное сопереживание;
  • Чтобы передать свою грусть.
  • А в чем выразилась ваше сопереживание? ( Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебедушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит чего-то и лишаемся мы. Ведь мы все дети природы. Мы живем и находимся в природе.)
  • А что же мы? Что мы можем сделать? ( Не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму и по-человечески.)

12. Игра “Если бы я был волшебником».(Если позволяет время)

У: Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем, если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба детей?

13. Вывод по уроку.

У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)

У: Стихотворение написано кровью сердца. И эта открытость находит отклик в душе читателя. Сам Есенин говорил: “Быть поэтом – это значит…кровью чувств ласкать чужие души…”

Что дал вам этот урок? (Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)

Слайд 16 Какую главную мысль унесете вы с урока? (“Мы в ответе за все живое на нашей планете” А. де Сент-Экзюпери)

Я желаю вам доброты и сострадания к ближнему!

Мы много говорили о такой грациозной птице как лебедь, а ведь можно ее сделать и из бумаги. На уроке труда мы сделали с вами аппликацию, а вот каких лебедушек можно сделать оригами.

  1. Слайд 17
  2. 14. Д/З —  Найдите в тексте
  3.         1-ый ряд – сложные слова, которые состоят из 2слов,                                  содержат 2 корня;
  4.         2- ой ряд – устаревшие формы глаголов на – ся;
  5.         3 ряд – слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  6. Использованный материал:
  1. С.А.Есенин Избранные сочинения //Москва “Художественная литература” 1983.
  2. С.А.Есенин Собрание сочинений том 5 //Москва “Художественная литература”1968.
  3. А.А.Котлов “Есенин и Мордовия” //Саранск. Типография “Красный Октябрь
  • Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс
  • Легенда o Лебеде:
  • Символ целомудрия и грациозности, гордости и красоты, лебедь часто встречается в мифах и сказках.

Однажды Фаэтон, сын бога Гелиоса, взялся управлять солнечной колесницей своего отца, но не справился и чуть не испепелил землю огненным жаром. Опасаясь, что Фаэтон погубит землю, Зевс поразил его молнией.

Из сострадания Аполлон превратил юношу в лебедя, а его изображение поместил среди других звезд (созвездие Лебедь).

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина свободы сеятель пустынный 10 класс

Сам Аполлон часто летал из солнечной Эллады далеко на север в страну гипербореев в колеснице, в которую впряжены белые лебеди.

В другом мифе царица Спарты Леда сразила своей красотой самого Зевса, и однажды влюбленный владыка богов явился к ней в образе раненого лебедя. Леда приласкала лебедя, и вскоре она родила яйцо. Из яйца возникла прекрасная Елена, из-за которой впоследствии разгорелась Троянская война.

  1. У греков было поверье, что лебеди перед смертью взлетают к солнцу с последней «лебединой песней».
  2. Прекрасным образом русских сказок является Царевна Лебедь.
  3. Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс 

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/tema-uroka-s-esenin-lebedushka-tip-uroka-izuchenie-novogo-materiala-vid-uroka-integrirovannyy-urok-84473.html

Есенин С. "Лебедушка"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Лебедушка» и их характеристика

  1. Лебедушка. Отважная мать, закрывшая своих птенцов. Самоотверженная, любящая.
  2. Орел. Злой разбойник, хищник.
  3. Лебежатушки. Дети лебедушки. Маленькие, беззащитные.

План пересказа стихотворения «Лебедушка»

  1. Заря над лесом
  2. Лебедушка и лебежатушки
  3. На другой берег
  4. Игры в траве
  5. Змея и коршун
  6. Спасительные крылья
  7. Полет орла
  8. Орел и змея
  9. Тень от крыльев
  10. Смерть лебедушки
  11. Спасенные дети

Главная мысль стихотворения «Лебедушка»
Мать сама погибнет, но детей своих спасет.

  • Чему учит стихотворение «Лебедушка»
  • Отзыв на стихотворение «Лебедушка»
  • Анализ стихотворения «Лебедушка»
  • Средства художественной выразительности в стихотворении «Лебедушка»

Стихотворение учит любить своих родителей, и прежде всего любить маму. Учит помнить о том, сколько сил и трудов вложили родители в воспитание детей. Учит никогда не забывать о страданиях, которые пережили родители из-за детей.

Это очень грустно и трогательное стихотворение о материнской любви. Ее героиня — обычная лебедушка, которая не пожалела собственной жизни, чтобы спасти птенцов. Она закрыла птенцов собственным телом, и дала им возможность спастись. Мне очень жаль бедную птицу, и жаль ее осиротевших детей.

Стихотворение «Лебедушка» написано Сергеем Есениным в 1917 году.
По жанру оно близко к народной былине, песне.
Ее главная героиня — лебедушка, но мы понимаем, что поэт говорит о всех матерях, создав собирательный образ матери, жертвующей собой, ради спасения собственных детей. Поэт открыто симпатизирует лебедушке, о чем говорят многочисленные ласковые уменьшительные суффиксы. Появившегося орла поэт сравнивает с черной тучей, роком, который надвигается на мирно гуляющих лебедей. Избежать опасности лебедушка не может, но она может спасти деток, погибнув в когтях хищника.

Эпитеты: леса темного, красна зорюшка, ясной радугой, ярким пламенем, роса жемчужная, озером серебряным, белоснежная лебедушка, гладь зеркальная, сторону раздольную, трава шелковая, малых детушек, оком доблестным, туча черная, грозный взмах, крыла могучего, когти острые, ногами помертвелыми, слезы горькие.
Метафоры: сетки хвойные, покрывала златотканные, ватагой стройною, дробилась гладь, бросал молнии, взмах отогнал.
Сравнения: выплывала словно зоренька, росинки словно жемчуг, как гости чужедальние, как стрела кинуться, летели словно брызги.
Олицетворения: камыши шепталися, перешептывались лилии, цветы улыбались.

Пословицы к стихотворению «Лебедушка»

Куда мать, туда и дитя.
Материнская ласка конца не знает.
Кто матери не послушает, в беду попадет.
Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
Ради деток мать, готова себя продать. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Лебедушка»
Из-за темного леса поднималась заря и старые сосны загорались в ее лучах. Блестела вокруг роса и шептались камыши.
Из темных зарослей выплыла лебедушка, а следом ватага лебежатушек. Переплыли лебеди на другой берег, где росла шелковая трава. И стала звать лебедушка своих деток погулять по лугу, пощипать травку.
Вышли детки на берег и гуляли среди цветов и трав. А лебедушка осталась в дозоре. Увидит лебедушка коршуна или змею, созовет деток и спрячутся они под ее крыльями. А когда опасность минует, вновь гулять отправляются.
Но не знала лебедушка, что высоко летит орел. Увидел орел змею, но змея под кочку спряталась. Увидел орел лебедь белую и стал кольцами спускаться к земле.
Заметила лебедушка тень от его крыльев на воде, закричала деткам. Прибежали детки, спрятались под ее крылья. А орел впился в шею лебединую и оттолкнула деток лебедушка. Бросились детки в воду, а на глазах лебедушки слезы навернулись.
Раздирал орел тело белое, а детки хоронились под камышами.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Лебедушка»

Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Читать стихотворение «Лебедушка»

Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далекая
Лентой темной и широкою.
Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.
У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.
Как и стала звать лебедушка
Своих малых лебежатушек
Погулять на луг пестреющий,
Пощипать траву душистую.
Выходили лебежатушки
Теребить траву-муравушку,
И росинки серебристые,
Словно жемчуг, осыпалися.
А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
И, как гости чужедальние,
Улыбались дню веселому.
И гуляли детки малые
По раздолью по широкому,
А лебедка белоснежная,
Не спуская глаз, дозорила.
Пролетал ли коршун рощею,
Иль змея ползла равниною,
Гоготала лебедь белая,
Созывая малых детушек.
Хоронились лебежатушки
Под крыло ли материнское,
И когда гроза скрывалася,
Снова бегали-резвилися.
Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная —
Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.
Видел он у леса темного,
На пригорке у расщелины,
Как змея на солнце выползла
И свилась в колечко, грелася.
И хотел орел со злобою
Как стрела на землю кинуться,
Но змея его заметила
И под кочку притаилася.
Взмахом крыл своих под облаком
Он расправил когти острые
И, добычу поджидаючи,
Замер в воздухе распластанный.
Но глаза его орлиные
Разглядели степь далекую,
И у озера широкого
Он увидел лебедь белую.
Грозный взмах крыла могучего
Отогнал седое облако,
И орел, как точка черная,
Стал к земле спускаться кольцами.
В это время лебедь белая
Оглянула гладь зеркальную
И на небе отражавшемся
Увидала крылья длинные.
Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.
А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.
Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.
Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
А из глаз родимой матери
Покатились слезы горькие.
А орел когтями острыми
Раздирал ей тело нежное,
И летели перья белые,
Словно брызги, во все стороны.
Колыхалось тихо озеро,
Камыши, склонясь, шепталися,
А под кочками зелеными

Хоронились лебежатушки.

Источник: http://coolchtivo.blogspot.com/2020/02/blog-post3.html

План к стихотворению Есенина Лебедушка

а) Красота утренней зори. б) Лебедята на озере с мамой. в) Чудесный луг. г) Враги лебедушки и ее лебедят. д) Нападение на лебедушку орла;

е) Смерть матери и чудесное спасение ее лебедят.

Пересказ

Стихотворение начинается с описания поэтом утренней зори, великолепия природы, про ветки сосен, которые обретают в отблеске солнечных лучей оттенок золота.

Затем настает новый день, и автор знакомит своего читателя с главной героиней произведения — лебедушкой и ее замечательными лебедятами. Семейство прогуливается на фоне великолепной природы, которая раскрывается яркими красками.

Далее автор плавно проводит невидимую грань между красотой и покоем, описывает угрозы, с которыми может столкнуться это прекрасное семейство. Птицам постоянно необходимо быть осторожными, ведь опасность может исходить, как от коршуна, так и от змеи.

Коршун в поисках добычи пролетал над землей, его взор был уставлен на змею, но она мастерски скрылась, это помогло ей сохранить себе жизнь. Затем под взор хищника попала лебедушка с лебедятами, и он начинает стремительно к ним лететь. Мать прикрывает своих детей собой, принося себя в жертву хищнику. Лебедята чудом спасены и ждут свою маму, которая погибла, спасая их.

← Анализ поэмы Анна Снегина
← Мой любимый писатель Есенин↑ ЕсенинМое любимое стихотворение Есенина →
Природа в лирике Есенина →

Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

  • Интересные факты о Достоевском
    Факты из жизни Ф.М.Достоевского, несомненно, нашли отражение в его творчестве. Несмотря на все сложности в жизни, ФМ. Достоевский всегда чтил литературу и был верен ей. Постоянно находясь на грани, Ф.М.Достоевский всегда находил руку помощи.
  • Родители Пушкина Александра Сергеевича
    Отец Александра Сергеевича был военным человеком. Он получил французское образование. В отставку ушел майором. После службы начал карьеру статского советника.
  • Сочинение на тему Богатство природы
    Природа — это наше богатство. Еще с раннего детства нам говорили, что природу надо беречь. Относиться к ней бережно и заботливо. Это удивительный и прекрасный мир, который окружает человека.
  • Сочинение по картине Заросший пруд Поленова
    Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил
  • Рождественская сказка — анализ сказки Салтыкова-Щедрина
    Произведение является последним в авторском цикле сказок и представляет собой писательские размышления о моральной способности молодого поколения к восприятию реальной действительности.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/esenin/plan-k-stihotvoreniyu-esenina-lebedushka

Есенин "Лебедушка"

  • 5. закрепле ние
  • 5 мин
  • Усвоение нового способа действий
  • В своей автобиографии Есенин писал, что переделывал бабушкины сказки с плохим концом на свой лад.  
  • 1. Чтение учителем
  •  Послушайте стихотворение «Лебедушка» и подумайте, почему у этой сказки-былины такой печальный конец.
  •  — Как вы думаете, почему Есенин не придумал счастливый конец этой истории? 
  • — Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения?
Читайте также:  Москва и москвичи - краткое содержание книги гиляровского

-Почему я назвала это стихотворение былиной? Только ли потому, что  история могла произойти на самом деле? (Начало напевное, неторопливое, как в былине. Ритм напевный, как в былине, а рифмы нет.

Есть много устаревших слов). Приведите пример.

  1. — Прочитайте стихотворение про себя и разделите на части. 
  2. Но прежде давайте вспомним что такое:
  3. зачин,завязка, кульминация, развязка 
  4. поэтические средства 
  5. 2. Словарная работа
  6. Вам встретятся слова багровые, ватага, лазоревый, дозорила, доблестным. 
  7. 3. Чтение детьми
  8. 4. Работа над произведением

— Прочитайте зачин. На какой тон он настраивает?

Какие поэтические средства использованы?

— О чем повествует следующая часть?

-С какой интонацией ее надо читать? Почему?

— Прочитайте эпизод о «надвигающейся туче черной». Почему змее удалось спастись от гибели?

— Прочитайте кульминационный момент. Почему с лебедушкой произошла трагедия?

  • — Какие слова из последней строфы уже встречались?
  • Сопоставьте. 
  • Хоронились лебежатушки                     
  •   А под кочками зелеными
  • Под крыло ли материнское                      
  • Хоронились лебежатушки

— Последняя строфа замыкает композицию. Все осталось в природе, но нет лишь лебедушки. И материнское крыло заменено «кочками зелеными »

— Проследите по тексту, какое Есенин питает чувство к прекрасной птице. Привидите примеры. 

         — Как автор описал орла?          — Как Есенин оценивает происшедшее?

— Как нужно читать предпоследнюю строфу?

 Последнюю? Почему?

Рассмотрите иллюстрацию. Найдите строфы, которые подходят к ним.

  1. Словесный
  2. частично-поисковый
  3. Ф П
  4. Построить процесс открытия нового на основе собственного ощущения (восприятия). Создать условия для высказывания своего мнения
  5. Знакомятся с произведениями авторов
  6. Отвечают на вопросы учителя.
  7. Развитие коммуникативных навыков

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/esenin-lebedushka.html

С. Есенин. Стихотворение « Лебёдушка» Урок чтения в 4 классе Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 г. Ессентуки Колесникова Е.Я. — презентация

1 С. Есенин. Стихотворение « Лебёдушка» Урок чтения в 4 классе Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 г. Ессентуки Колесникова Е.Я.

2 Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве.

Родился в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве. Детство.

Юность

3

4 Вспоминает сестра Есенина: – В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг, такая ширь. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери.

Среди мальчишек, он всегда был коноводом, большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, песни. Хотелось и ему самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с похвальной грамотой.

Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга стихов. Вспоминает сестра Есенина: – В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село.

Раздольные красивые заливные луга. Вокруг, такая ширь. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек, он всегда был коноводом, большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе.

Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, песни. Хотелось и ему самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с похвальной грамотой.

Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга стихов.

5 СЛУЖБА В АРМИИ В первой половине 1916 г.

Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение санитаром в Царскосельский военно- санитарный поезд 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны,, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован происходит его встреча с царской семьей. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию.

6 СТИХИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином… В этот период ( ) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…».

Однажды утром не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал: «До свиданья, друг мой, до свиданья,….» На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином…

В этот период ( ) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…».

Однажды утром не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал: «До свиданья, друг мой, до свиданья,….»

7 ТРАГИЧЕСКИЙ ФИНАЛ Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново.

В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Сотрудники милиции сбились с ног, разыскивая поэта. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения и 23 декабря уезжает в Ленинград.

В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер» Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство

8 ПАМЯТЬ М. Горький говорил: С. Есенин – не столько человек, сколько орган созданный природой для поэзии, любви ко всему живому в мире милосердия, которое заслужено человеком М. Горький говорил: С. Есенин – не столько человек, сколько орган созданный природой для поэзии, любви ко всему живому в мире милосердия, которое заслужено человеком

9

10 Какие картины природы рисует поэт? Какие картины природы рисует поэт?

11 ВЫВОД : Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте.

Посмотрите, как прекрасно раннее утро! Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте.

Посмотрите, как прекрасно раннее утро!

12 Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь? С чем сравнивается лебедь?

13 Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.

14 И гуляли детки малые И гуляли детки малые По раздолью по широкому, По раздолью по широкому, А лебёдка белоснежная, А лебёдка белоснежная, Не спускала глаз, дозорила. Не спускала глаз, дозорила. Пролетал ли коршун рощею, Иль змея ползла равниною, Гоготала лебедь белая, Созывая малых детушек.

15 Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Прочитайте отрывок, где надвигается беда.

16 «Взмахом крыл своих под облаком «Взмахом крыл своих под облаком Он расправил когти острые Он расправил когти острые И, добычу поджидаючи, И, добычу поджидаючи, Замер в воздухе распластанный.

Замер в воздухе распластанный. Но глаза его орлиные Разглядели степь далёкую, И у озера широкого Он увидел лебедь белую.

Грозный взмах крыла могучего Отогнал седое облако, И орёл, как точка чёрная, Стал к земле спускаться кольцами.»

17 Что знаете об орлах? Что знаете об орлах?

18 Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как себя вела лебедь? Как себя вела лебедь? Как защищала детей? Как защищала детей?

19 Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический?

20 ВЫВОД: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/268857

Ссылка на основную публикацию