Вольный стрелок — краткое содержание оперы вебера

К.М. Вебер опера «Вольный стрелок»

Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера

Долгое время две крупнейшие европейские нации – немцы и австрийцы — не имели своего «лица» в опере.

Были попытки развить традиционную форму музыкального спектакля — зингшпиль, но даже при наличии беспрецедентной государственной поддержки и имени Моцарта на партитурах, национальному жанру не удалось преодолеть господство итальянской и французской оперы.

Все изменилось после рождения «Вольного стрелка» Карла Марии фон Вебера. Романтическая опера с уникальной музыкой, основанная на германском сюжете, показала путь, по которому пошли многие немецкие композиторы.

Краткое содержание оперы Вебера «Вольный стрелок» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица Голос Описание
Оттокар баритон князь
Куно бас княжеский лесничий
Агата сопрано дочь Куно
Анхен сопрано подруга Агаты
Каспар бас младшие егеря
Макс тенор
Килиан баритон зажиточный крестьянин
  • Краткое содержание оперы «Вольный стрелок»
  • Богемия, середина 17 века.
  • Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера

Дочь княжеского лесничего Агата собирается замуж за егеря Макса. Однако для того, чтобы Куно отдал ему руку дочери и свою должность в наследство, Максу необходимо успешно пройти испытание по меткой стрельбе. Стреляя по мишеням, Макс проигрывает местному крестьянину Килиану и становится посмешищем прямо накануне самого важного турнира своей жизни.

Утопив печаль в вине, Макс легко поддается на уговоры Каспара, который открывает ему тайну обладания волшебными пулями — они летят туда, куда их направляет стрелок, вопреки законам природы, даже если цель кажется абсолютно недоступной.

Каспар назначает Максу встречу ночью в Волчьем ущелье — там он сможет добыть такие пули для грядущего состязания. Одно утаивает Каспар – он давно продал душу Черному охотнику Самьелю.

Пришла пора окончания их договора и душа егеря должна будет отправиться в ад – если только не приведет кого-то себе взамен. Этой заменой и должен стать Макс.

Макс навещает Агату – девушка полна дурных предчувствий. Она умоляет его не ходить в Волчью долину, но Макс полон решимости отправиться туда.

Тем временем в долине Каспар видит Самьеля. Он просит у него 7 волшебных пуль для Макса. 6 из них тот пустит в свои цели, а седьмая по велению Самьеля полетит в сердце Агаты – девушка когда-то отвергла Каспара. После этого душа несчастного Макса будет навсегда отдана дьяволу.

Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера

Сделка заключена, и Каспар начинает ковать волшебные пули. Макса пытаются остановить призраки его матери и Агаты, вокруг начинается страшная буря… Но дело сделано – Макс получает семь пуль. Шесть из них он потратил на подготовку. На состязание у него остается последняя пуля.

Агата готовится к свадьбе, но вместо свадебного венка находит похоронный. Святой отшельник передал ей букет белых роз, из которых Анхен делает новый венок. Сон накануне свадьбы также обернулся кошмаром – девушка увидела себя белой голубкой, в которую стреляет Макс.

К ее ужасу, в момент состязания князь указывает ее жениху на такую же птицу и приказывает подстрелить ее. Агата бросается к нему с криком: «Не стреляй! Эта голубка – я!». Но поздно, седьмая волшебная пуля уже вылетела навстречу жертве. Одновременно двое падают на землю – Агата и Каспар. Девушка – в обморок, а егерь – насмерть.

Цветы, подаренные отшельником, оградили ее смерти, и Самьель забрал того, кто и должен был отправиться вместе с ним.

Макс признается в своем обмане князю, который сперва хочет изгнать бесчестного, но затем отдает решение в руки отшельника. Старец дает возможность милосердию победить правосудие: состязаниям по стрельбе пора положить конец, а Максу дать шанс на раскаяние и возможность через год вновь просить руки своей возлюбленной.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
50 мин. 45 мин. 40 мин.
  1. Фото
  2. Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера
  3. Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера
  4. Интересные факты
  • Вебер всегда писал увертюру в последнюю очередь, чтобы включить в нее мотивы ключевых сцен и персонажей.
  • Самиель – разговорная роль. У персонажа есть свой лейтмотив, но он единственный в опере не поет.
  • Вебер мастерски использовал инструменты, определив каждому свою роль. Звук рога является не только символом охоты, но и тоски, и надежды. Молитва Агаты сопровождается звуками виолончели, в то время как Макс характеризуется любимым инструментом композитора – кларнетом. Мелодические черты Анхен (предположительно, аллегорически являющейся музыкальным портретом невесты Вебера, певицы Каролины Бранд) исполнены на гобое (полонез) и скрипке (романс). Флейте отдана главная роль в финальной речи Отшельника, представляющей победу человеческой мудрости и божественной справедливости (отсылка к моцартовской «Волшебной флейте»).

Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера

  • Опера имеет счастливый конец, в то время как в народной легенде история заканчивалась наихудшим образом: невеста гибла от выстрела, ее жених сходил с ума.
  • «Вольный стрелок» исполняется 120 раз в сезон в постановках 19 театров мира и является самой популярной оперой Вебера.
  • После премьеры «Вольного стрелка» Бетховен был невероятно удивлен мощью и красотой этой музыки и сказал Веберу, что писать оперы – его предназначение. Вебер последовал совету знаменитого соотечественника, в последующие годы выпустив еще две работы – «Эврианту» для Вены и «Оберон» для Лондона. Через полтора месяца после премьеры последнего Вебер скончался от туберкулеза, не дожив до своего 40-летия.
  • Лучшие номера из оперы «Вольный стрелок»
  • «Was gleicht wohl auf Erden» — хор охотников (слушать)
  • «Kommt ein schlanker Bursch gegangen…» — ария (полонез) Анхен (слушать)
  • «Nein! Langer trag…» — ария Макса (слушать)
  • История создания и постановок
  • Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера

В истоках сюжета лежат народные немецкие легенды о Волшебном стрелке. Познакомившись с одной из них, 23-летний Карл Мария фон Вебер зажегся идеей оперы на эту благодатную для творца тему, в которой есть все – любовь, мистика и родные мелодии.

Идея вынашивалась несколько лет, пока в Дрездене, будучи руководителем музыкального театра, он не познакомился с драматургом Фридрихом Киндом. В 1817 году из-под пера Кинда вышло насыщенное событиями либретто, и Вебер смог приступить к созданию музыки.

Взяв за основу традиционный немецкий жанр зингшпиль, который к этому времени уже исчерпал себя, он создал первого в 19 веке полноправного конкурента итальянской и французской опере.

Время создания «Вольного стрелка» созвучно времени его действия. В 1813 году состоялась «Битва народов» под Лейпцигом, положив конец наполеоновскому господству в Австрии и Пруссии.

События оперы разворачиваются сразу после Тридцатилетней войны. Послевоенный период символизирует надежды людей на спокойную, счастливую жизнь.

Но это же время полно сомнений и тягостных переживаний о потерях и поисках своего предназначения в новом мире.

Все эти мотивы нашли свое место в «Вольном стрелке»: предательство Каспара, рефлексия Макса, мирная жизнь простых людей на своей земле среди родных лесов, в глубине которых, подчас, таится неизвестное.

Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера

Опера стала настоящим откровением со дня ее премьеры 18 июня 1821 года в Берлине. В первый же сезон «Вольного стрелка» поставило множество театров Германии и Австро-Венгрии: Вена, Лейпциг, Прага, Карлсруэ; а также Датская королевская опера. В 1824 стартовали сразу четыре постановки в Лондоне и в парижском театре Одеон.

В 1841 году за «Вольного стрелка» взялся сам Гектор Берлиоз. Он готовил постановку оперы для Гранд-Опера на французском языке. «Офранцуживанию» должен был способствовать также и новый балет, включенный в третий акт.

Музыку для него Берлиоз взял, разумеется, у Вебера, оркестровав его фортепианную пьесу «Приглашение к танцу». Объективно, это не пошло опере на пользу, и вставной номер выглядел чужеродно и нелепо. В 1823 году опера прозвучала в Санкт-Петербурге.

В 1901 вышла постановка в Мариинском театре с Иваном Ершовым в партии Макса.

«Вольный стрелок» на видео

  • Фильм «Невеста охотника», 2010. В главных партиях – М. Кёниг (Макс), Д. Банс (Агата), М. Волле (Каспар).
  • Постановка оперы Цюриха, 1999. В главных партиях – П. Сейфферт, И. Нильсен, М. Сальминен.
  • Постановка фестиваля в Людвигсбурге, 1988. В главных партиях – У. Хельман, Н. Джонсон, Т. Мор.
  • Постановка Гамбургской государственной оперы, 1968. В главных партиях – Э. Козуб, А. Саундерс, Г. Фрик.

После того как за дело принялись музыковеды, «Вольный стрелок» претерпел множество толкований.

Одни считали, что это опера про мистику, другие – что про силу природы, третьи видели в Вебере приемника оперы Французской революции, четвертые – мастера использования народной песни в духе Гайдна и Бетховена. Независимо от этих соображений, «Вольный стрелок» остается самой романтической оперой всего немецкоязычного репертуара.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

Карл Мария фон Вебер «Вольный стрелок»

Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/volnyj-strelok

Карл Мария фон Вебер. Опера «Вольный стрелок»

Вольный стрелок - краткое содержание оперы Вебера

Подходящий сюжет композитор нашел в «Книге привидений» Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна. В богемской деревне проводится традиционное состязание стрелков. По обычаю, победитель женится на первой красавице селения – в качестве таковой выбрали Агату, дочь лесничего. Влюбленный в нее охотник Макс в отчаянии: он всегда был таким метким – а сегодня не может поразить ни одну цель! Если он не исправит положение завтра, Агата достанется другому. Охотник Каспар предлагает ему помощь: нужно отправиться ночью в Волчью долину и там отлить волшебные пули, бьющие без промаха. Макс колеблется – это место слывет нечистым, а о самом Каспаре ходят слухи, что колдун – но как только Каспар показывает ему волшебные пули в действии, Макс соглашается. Между тем, Каспар решил помочь ему отнюдь не из сострадания: истекает срок его договора со злым духом Самиэлем, являющимся в Волчьей долине в образе черного охотника, и Каспару предстоит отправиться в Ад, если он не приведет вместо себя кого-то другого… Шесть пуль поразят цели, но последняя – седьмая – будет направлена в Агату. Убив возлюбленную, Макс умрет от горя – и попадет в лапы дьявола.

В последний день состязаний Агату терзают недобрые предчувствия. Открыв коробку со свадебным венком, она обнаруживает там венок погребальный. Подруга поспешно прикалывает к ее волосам розу, подаренную святым отшельником… Во время состязания Макс демонстрирует чудеса меткости, тратя одну волшебную полю за другой.

И вот князь указывает ему последнюю цель – белую голубку. Слишком поздно юноша замечает за кустом Агату… Новелла из «Книги привидений» заканчивалась трагически, но в опере финал изменен: подаренная отшельником роза отводит пулю, девушка невредима, а с дерева падает смертельно раненый Каспар.

Князь требует от Макса объяснений, и несчастный признается во всем.

Князь готов приговорить его к изгнанию, но за него заступается отшельник: Макс, несомненно, должен быть наказан, но не так сурово – достаточно отложить его свадьбу с Агатой на год, а подобные турниры вообще не следует проводить, нельзя ставит человеческое счастье в зависимость от удачи в стрельбе! Селяне ликуют, прославляя милосердие Бога.

Читайте также:  Две зимы и три лета - краткое содержание рассказа абрамова

Опера «Вольный стрелок» написана в жанре зингшпиля с присущим ему чередованием музыкальных номеров и разговорных диалогов. В музыкальных номерах звучат народно-жанровые интонации – и песенные, и танцевальные – придавая опере особую искренность, непосредственность чувств.

В музыке «Вольного стрелка» мы услышим и имитацию охотничьего рога, и лендлер, и народно-песенные интонации. В крестьянском марше композитор цитирует подлинную богемскую мелодию, а исполняют ее музыканты, находящиеся на сцене (два скрипача, виолончелист, кларнетист, валторнист и трубач).

На этом живописном фоне разворачивается драма, воплощающая вечный конфликт Добра и Зла.

Основной конфликт произведения очерчен уже в увертюре. В ее вступительном разделе сопоставляются романтическая тема леса и мрачный лейтмотив Самиэля. В дальнейшем развитии с темой Самиэля сталкиваются темы Макса и Агаты. В конце увертюры тема Агаты звучит торжественно, утверждая победу светлого начала.

Не только увертюра, но и опера в целом строится на контрастах.

Первому и третьему актам с преобладанием народно-жанрового начала противопоставляется мрачно-фантастическое второе действие, события которого разворачиваются в Волчьей долине (мелодической и гармонической ясности народных сцен противопоставляются жуткие уменьшенные гармонии).

Контрастность присуща и отдельным образам – особенно многоплановыми оказываются «портреты» Макса и Агаты, этой многоплановостью обусловлено сопоставление контрастных эпизодов в их развернутых ариях, выходящих за пределы форм, типичных для зингшпиля.

Сольные партии переплетаются с хором, который композитор делает живым участником действия: в первом акте с хором связывается и песня охотника Килиана, и терцет; из хора непосредственно «вытекает» марш – так возникает большая оперная сцена, в которой преодолевается замкнутость номеров. Примечательно, что самым известным номером оперы стал Хор охотников.

Премьера «Вольного стрелка», состоявшаяся в июне 1821 г., была воспринята современниками как завершение безраздельного доминирования итальянской оперы. Дорога для романтической оперы была проложена.

Все права защищены. Копирование запрещено

Источник: https://musicseasons.org/karl-mariya-fon-veber-opera-volnyj-strelok/

Вольный стрелок (Вебер)

Романтическая опера «Вольный стрелок» была  написана Карлом Марии фон Вебером. Первый показ был 18 июня 1821 года в Берлинском драматическом театре. Сценарий произведения основывался на популярную в Германии и Чехии историю о парне, который подписал договор с дьяволом.

Именно, когда Вебер узнал данную историю, у него появилось желание написать оперу. Случилось это в 1810 году. Но к написанию произведения Вебер приступил в 1817 году.

Ему нравилось то, что в произведении он мог не только отобразить традиционную немецкую жизнь, но и предоставить свободу своей романтической фантазии, изображая вымышленные образы и лесную природу. «Вольный стрелок» открывает новую страницу в истории культуры Германии.

Именно с возникновением данного произведения связано появление нового направления, а также художественных тенденций в немецком искусстве.

Произведение состоит из трех актов. В первом действии рассказывается о том, как в деревне произошел праздник стрелков, в котором победу одержал крестьянин Килиан. В то время, как егерь Макс, который считался великолепным стрелком, на состязании ни разу не попал в мишень. В результате между Максом и Килианом завязывается драка.

Тут появляется лесник Куно, который и прекращает спорт между юношами. На следующий день, Максу необходимо было сделать пробный выстрел при князе, поэтому он слишком волнуется. Друг Макса егерь Каспар предлагает выпить и выстрелить в орла. На удивление Макс попадает, хотя птицы была слишком далеко.

Каспар утверждает, что пуля имела магическую силу, но таких больше нет. Максу нравится идея о магических пулях, ведь они могут спасти его. Друзья договариваются встретиться в Волчьем ущелье в полночь. После ухода Макса, Каспар открывает свое настоящее лицо. Он отдал свою душу дьяволу взамен на магические пули.

Если же он сможет до полуночи отдать дьяволу другую душу, Каспар спасется.

Второе действие состоит из двух картин. В первой картине представлена комната в хижине лесничего Куно. Его дочь Агата шьет, при этом настроение ее печальное, оно чувствует что-то плохое. Ее подруга Анхен изо всех сил старается поднять девушке настроение и напоминает ей о скорой свадьбе.

После ухода подруги, Агата остается наедине со своими мыслями. Она мечтает о Максе и увидев его на горизонте – выбегает к нему навстречу. Макс сообщает о том, что он убил оленя и ему необходимо забрать его до полуночи. Как бы подруги не упрашивали его не идти туда, Макс не слушается.

Во второй картине вниманию зрителей предстает «Волчий овраг». Каспар в ожидании Макса подписывает договор с дьяволом, но вместо своей души предлагает душу Макса. На что дьявол говорит ему: «Он или ты». Тут на горе виднеется Макс. Юношей охватывают адские видения и оба юноши теряют сознание.

Третье действие состоит из трех картин. Первая картина начинается с молитвы Агаты. Она чувствует что-то недоброе и не может успокоиться. Приходят друзья Макса и поздравляют Агату со скорым замужеством, но вместо свадебного венка принесли могильный. Подруга Агаты старается поднять ей настроение, подшучивает, но это не помогает.

Во второй картине появляется Макс и Каспар, которые идут по лесу. Макс просит у Каспара еще одну волшебную пулю, но он стреляет в лису. В итоге у Макса остается только одна пуля.

Третья картина переносит нас на площадь, на которой состоится состязание по стрельбе. Граф Оттокар велит Максу попасть в белого голубя. Когда Макс целиться в птицу, появляется Агата, которая кричит юноше, чтоб он не стрелял. Макс, испугавшись неожиданного крика, случайно выстрелил в Каспара, который спрятался за деревом. И тут слышен злой смех дьявола.

Граф в не себя от злости и сообщает Максу, что выгонит его из государства. На помощь парня приходит благочестивый старец, который рассказывает графу о злых намерениях Каспара и просит предоставить Максу год на исправление, а такой конкурс больше не проводить. Граф соглашается и счастью Макса и Агаты больше ничто, и никто не мешает. Их свадьба произойдет через год.

В конце все благодарят небеса за счастливый конец.

Главным драматическим конфликтом произведения является схватка светлых и темных сил. Такой конфликт получает романтическое воплощение. Вебер хотел показать процесс внутренней жизни персонажа. Такое желание заставило композитора отойти от традиционных вокальных форм и создать новый тип произведения.

Данная опера сочетает в себе романтические картины и картины быта. Благодаря такому эффекту достигается ощущение реальности. Музыка передает обстановку происходящего, а также подчеркивает характеры всех героев.

Это величайшее творение покорило всех своим национальным колоритом и демократизмом. В постановках оперы принимали участие знаменитые певцы и певицы.

За границей оперу немного искажали, поэтому от оригинала она была далека.

Источник: http://orfey.club/opyeri/volniy-stryelok-vyebyer/

ClassicLive.org …мелодия — душа музыки..

Подробности Родительская категория: Опера, балет

  • Вольный стрелок (опера)
  • Либретто
  • Все страницы

Карл Мария Вебер

Либретто по старинным народным сказаниям написано Ф. Киндом. Первое представление состоялось 18 июня 1821 г. в Берлине.

Сюжет оперы «Вольный стрелок»

Действие происходит в Богемии (Чехии) после Тридцатилетней войны (1618—1648). Деревенская площадь полна народа. Крестьяне и охотники упражняются в стрельбе. Каспара народ сторонится – ходят слухи о его связи с дьяволом. Приветствуется победитель — крестьянина Килиан.

Макс, молодой охотник, еще совсем  недавно он был лучшим стрелком в деревне, но теперь его преследуют неудачи – и это не дает ему покоя. Сегодня тоже не его день. Крестьяне во главе с только что провозглашенным королем стрелков Килианом высмеивают неудачника.

Князь Оттокар назначил на завтрашний день решающее состязание, что приводит. Макса в ужас: если он и завтра не победит, то не сможет жениться на любимой им Агате, дочери лесничего Куно, которая, согласно старинному обычаю, должна стать женой только самого меткого стрелка.

Вечером на пустынной площади остается один Макс; его уже с нетерпением ожидает возлюбленная, которой он не в силах ничего сказать. Однако Макс сможет одержать победу, если послушается Каспара, который дает Максу ружье, заряженное волшебной пулей.

Каспар уговаривает юношу прийти в страшную Волчью долину, чтобы там отлить волшебные пули. Несмотря на все колебания, Макс все-таки решается на жто ради счастья с Агатой.

Агата же с нетерпением ждет возвращения жениха. Странная тревога овладевает сердцем девушки — она чувствует, что их любви угрожают какие-то таинственные силы. Открыв дверь на балкон, девушка слышит шаги Макса.

Он торопится уйти как можно скорее, говоря, будто подстрелил оленя и этой ночью должен пойти за ним в Волчью долину. Но ведь в Волчьей долине бродит «черный охотник», и тех, кто с ним встретится, ждет проклятие.

Не слушая уговоров Агаты и ее подруги, юноша уходит.

В царстве «черного охотника» Самьеля бьет полночь. Каспар вызывает Самьеля. Завтра истекает его срок договора с дьяволом — Каспара ждет ад, и только Самьель может отсрочить страшный час.

Скоро за волшебными пулями явится Макс – это и будет жертвой взамен, на которую Самьель соглашается. Макс все еще в колебаниях. Призрак матери пытается остановить его, но Самьель вызывает образ Агаты, которая ищет смерти в бурном водопаде.

Макс решительно спускается в долину. Каспар отливает заколдованные пули.

Тяжелые предчувствия омрачают подготовку к свадьбе Агаты. В ее снена превратилась в белую голубку, а Макс стрелял в нее. Агата раскрывает коробку с подвенечным нарядом и видит в ней погребальный убор.

На лесной поляне все восхищены меткостью Макса — сегодня ему на удивление везет. Впереди решающий выстрел. Он целится в сидящую на кусте белую голубку. Появляется Агата, но поздно — выстрел прогремел. Девушка невредиима, но с дерева падает смертельно раненный Каспар. Седьмаяпуля дьявола попала ему в сердце.

Самьель приходит за душой Каспара – и тот умирает с проклятием на устах. Макс признается во всеми изгоняется князем. Все мольбы за него оказываются напрасны. Появляется Покровитель Агаты, который отвел от нее пулю, призывая отменить несправедливый обычай. Макс же заслуживает снисхождения — ведь им руководила любовь.

Их свадьба Макса и Агаты состоится через год благодаря мудрому отшельнику.

Либретто оперы «Вольный стрелок»

Действие первое.

«Чем заряжено ружье?» — вопрошает Макс. «Заколдо­ванными пулями!» — отвечает Каспар. Юноша может полу­чить магические пули, отправившись нынче ночью вместе с Каспаром в Волчью долину.

Действие второе

Картина первая. Странное собы­тие произошло сегодня в доме Куно: ровно в семь часов со стены упал портрет прадеда Агаты и больно ударил девуш­ку. Агата взволнованна, дурное предзнаменование накануне ее свадьбы с Максом! Юная Анхен, подружка Агаты, уверя­ет невесту, что во всем виноват «глупый гвоздь». Прибив но­вый, она водворяет портрет прадеда на место.

Читайте также:  Анализ произведения тургенева ася (повести)

Слова Анхен не могут успокоить Агату. Вошедшему Максу девушка говорит о своих тяжелых предчувствиях, о случае с портретом. Узнав, что портрет упал в тот момент, когда он убил орла, Макс приходит в ужас. Неужто ему суждено погубить любимую? Он торопится уйти: его ждет Каспар. Агата чувствует: грозит беда,— и умоляет юношу остаться. Но Макс непреклонен. С болью в сердце покидает он дом Куно.

Картина вторая. Глубокое сумрачное ущелье, про­званное Волчьей долиной. Близится буря. Каспар ждет Макса возле разбитого грозой, засохшего дерева. Бьет полночь. Егерь зовет Самиэля. Из расселины скалы появляется вла­дыка долины

Каспар просит у него семь волшебных пуль — он даст их Максу. Шесть пуль попадут в цель, седьмая убьет Агату. Вместе с ней от горя умрет и Макс. Его душа будет принад­лежать Самиэлю. Договор заключен. Злой дух исчезает.

В ущелье спускается Макс. На одной из скал он видит призрака: свою мать. Она молит сына удалиться. Агата с рас­пущенными волосами, украшенными листьями, вот-вот бро­сится в водопад™ Вне себя от страха Макс просит Каспара поспешить. Егерь раздувает огонь с тлеющими углями…

Первая пуля готова™ К огню слетаются лесные птицы. Вторая пуля — ломая ветви, проносится черный вепрь. Тре­тья пуля — поднимается буря. Четвертая — адский грохот сотрясает скалы. Пятая пуля — дьявольская скачка духов Шестая пуля — землетрясение. Седьмая — молния, гром, валятся деревья, рушатся скалы. Теряя сознание, Макс па­дает на землю. *

Действие третье

. Картина первая. Раннее утро. Кня­жеская охота. Поощряемый похвалами Оттокара, Макс одну за другой тратит волшебные пули. Для предстоящих состяза­ний у него остается теперь только одна, седьмая пуля, Моло­дой охотник не знает, что волею сатаны она предназначена для сердца его любимой.

Картина вторая. Агата готовится к свадьбе, но задум­чив и грустен ее взор. Страшный сон приснился ей этой но­чью: белой голубкой летала она по кустам, потом явился орел, залитый черной кровью…

Подруги поздравляют невесту, дарят ей самые прекрас­ные цветы, желают счастья. Анхен хочет надеть на голову Агаты свадебный венок, раскрывает ларец и видит., венок погребальный. Быстро вкалывает она в волосы Агаты белую розу, подаренную невесте святым пустынником.

Картина третья. Опушка леса, палатки. Здесь от­дыхают после удачной охоты князь Оттокар, егери, гости. Веселье царит за столом.

Однако пора начинать состязание. Вот и цель — голуб­ка, что села на куст. Оттокар приказывает Максу стрелять. С криком: «Постой! Меня ты убиваешь» — вбегает Агата. Гремит выстрел. Как подкошенная, падает девушка на зем­лю. Но она жива и невредима: роза пустынника защитила ее от пули Самиэля.

Внезапно все замечают Каспара, неподвижно лежащего на земле Злодей пал жертвой собственного коварства — седь­мая пуля поразила его. Труп грешника сбрасывают в пропасть.

Князь ждет объяснения от Макса. Юноша рассказыва­ет о волшебных пулях. Он знает, что достоин самого сурового наказания. Оттокар приказывает немедленно изгнать прови­нившегося егеря из пределов своего княжества.

Юношу спасает пустыннйк. Мудрый старец советует князю отменить обычай стредьбы в цель: только любовь дол­жна соединять мужа и жену. Но Макс должен быть наказан: пусть Оттокар отложит его свадьбу на год. Присутствующие славят справедливое решение пустынника.

Стрельба в цель — любимое раз­влечение охотников Богемии. Меткий стрелок пользуется уважением крестьян, им восхищаются девушки, он — герой.

Княжеский егерь Макс — отличный стрелок, но сегодня ему не повезло: победитель в состязаниях — деревенский па­рень Килиан. Приветствуемый крестьянами, счастливчик об­ходит круг почета — деревенскую площадь.

Остановившись перед Максом, одиноко сидящим воз­ле трактира, Килиан предлагает сопернику снять перед ним шапку Крестьяне подсмеиваются над побежденным, их шут­ки и смех слышны по всей деревне.

Горячий, вспыльчивый Макс не выдерживает: выхватив охотничий нож, он бросается на Килиана. Еще мгновение — и обидчик был бы убит. Крестьяне разнимают ссорящихся. Добродушный Килиан готов извиниться за свои шутки, ведь они всего-навсего дань обычаю: над неловким стрелком мож­но и посмеяться.

На площади появляется начальник княжеских егерей Куно. Неудача Макса огорчила Куно: его дочь Агата любит юношу, а по традиции только победитель в стрельбе может стать преемником и зятем начальника егерей. Однако не все еще потеряно: назавтра ожидаются новые состязания, будет присутствовать князь Оттокар, и, надо надеяться, Макс обя­зательно победит!

Лишь один человек рад несчастью Макса — егерь кня­зя Каспар. Это по его просьбе злой дух Волчьей долины Са- миэль отнял у Макса победу.

Каспар давно уже пользуется услугами Самиэля, и теперь близится час расплаты — ему, продавшему душу дьяволу, уготовано место в аду.

Коварный план созревает в голове Каспара: заставив Макса обратить­ся за помощью к сатане, он отправит юношу вместо себя в преисподнюю.

Каспар угощает Макса вином. Но и старый, добрый напиток не может развеселить несчастного охотника. Вспо­миная любимую Агату, юноша ужасается: что если и на­завтра его ждет поражение!

Темнеет. Часы на площади бьют семь раз. Неожиданно Каспар замечает в небе орла. Схватив Макса за руку, он про­тягивает ему свое ружье: «Стреляй!» Орла почти не видно, но кто из охотников откажется от такого соблазна? Макс стре­ляет, и — о чудо! — огромная птица падает к его ногам

Юноше кажется, что меткий выстрел — награда за не­удачи сегодняшнего дня. Он не видит Самиэля, который в это мгновение стоит рядом с ним и беззвучно хохочет: еще один человек пойдет в ад!

Источник: https://www.classiclive.org/2011-05-02-08-08-59/161-2011-05-11-08-59-55.html?showall=1&limitstart=

Краткое содержание: Карл Мариа Вебер. Вольный стрелок

  • ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК1
  • Опера в трех актах
  • Либретто Ф. Кинда
  • Действующие лица:
  1. Оттокар, богемский князь
  2. Куно, лесничий
  3. Агата, его дочь
  4. Анхен, подруга Агаты
  • баритон
  • бас
  • сопрано
  • сопрано
  • бас
  • тенор
  • тенор
  • бас
  • без пения
Каспар Макс } охотники
  1. Килиан, богатый крестьянин
  2. Отшельник
  3. Самьель, «черный охотник»
  • Крестьяне, охотники, девушки, музыканты.
  • Действие происходит в Богемии (Чехии) вскоре после
    Тридцатилетней войны (1618—1648).
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная
в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом.
Заколдованные пули, полученные от «черного охотника», приносят юноше победу в
стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту.

Желание сочинить оперу возникло у Вебера в 1810 году,
когда он познакомился с этой колоритной легендой в «Книге страшных историй»
немецкого писателя-романтика А. Апеля. Легенда привлекла Вебера картинами
немецкого народного быта, поэзией лесной природы, фантастическими образами.

К
осуществлению своего намерения композитор смог приступить лишь в 1817 году.
Либретто оперы, написанное Ф. Киндом (1768—1843), отличается от своего
первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают
светлые силы.

С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу
дьяволу охотник Каспар.

Макс — жених Агаты — отмечен типично романтическими
чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские
силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты, светлый образ
которой обрисован Вебером с большой теплотой. Действие разворачивается на фоне
бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды.

Созданная в обстановке бурного
национально-освободительного подъема, опера «Вольный стрелок» отвечала чаяниям
передовой демократической аудитории. Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня
1821 года, прошла с исключительным успехом — опера приветствовалась не только
как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого
патриотического значения.

МУЗЫКА

«Вольный стрелок» — одно из лучших творений немецкого
национального романтического театра. Обратившись к жанру зингшпиля, Вебер
применил необычные для него широкие оперные формы, насытив их драматизмом,
богатством психологических оттенков.

Наряду с развернутыми музыкальными
портретами основных героев значительное место в опере занимают бытовые сцены,
тесно связанные с немецкой народной песенностью.

Ярко выразительны
фантастические эпизоды и музыкальные пейзажи, в которых проявилось
колористическое богатство оркестра Вебера.

Большая увертюра построена на музыкальных темах оперы.
Плавная мелодия валторн, претворяя поэзию старинных охотничьих легенд, рисует
романтически таинственную картину леса. Основной раздел увертюры посвящен обрисовке
противоборствующих сил. Заканчивается она ослепительно-торжественной кодой.

В первом акте на фоне жизнерадостных массовых сцен
возникают разнообразные музыкальные характеристики. Хоровая интродукция
передает картину крестьянского празднества, ее музыка имеет народный характер;
марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты; наивность и простота
выражения отличают незатейливый деревенский вальс.

Резкий контраст вносит ария
Макса «Горем скован, как цепями», полная смятения и тревоги. В застольной песне
Каспара «Что б мы были без вина» увлекают острый ритм, стремительность движения.
Его образ далее развивается в арии «Нет, нет, погибнуть должен он», где
угловатая мелодия сочетается с ритмами неистовой дьявольской пляски.

Второй акт делится на две резко противостоящие
картины. Грациозная ариетта беспечной Анхен «Юноша, если красивый» оттеняет
глубину чувств и душевную чистоту Агаты в ее арии-сцене «Усну ль я, не
дождавшись»; чередование выразительных речитативов и пленительных песенных
мелодий правдиво передает душевные движения девушки, заключительная же часть
арии полна блеска, света и радости.

Во второй картине драматическое напряжение растет.
Решающая роль здесь отведена оркестру. Необычно звучащие аккорды, мрачные,
глухие тембры, наводящие ужас завывания невидимого хора создают таинственную,
фантастическую картину. В центральном эпизоде — сцене литья волшебных пуль —
музыка с потрясающей наглядностью изображает дикий разгул дьявольских сил.

Третий акт состоит из двух картин. В первой
преобладают спокойно-идиллические настроения. Каватина Агаты «Толпами ходят в
небе тучи» овеяна поэтичной, светлой грустью. В мягкие нежные тона окрашен хор
подружек, чутко воссоздающий черты национальной песенности.

Вторая картина открывается темпераментным хором охотников,
в мелодии которого слышатся отзвуки охотничьих рогов; хор этот, близкий
немецким народным песням, получил мировую известность. Финал оперы представляет
собой развернутую ансамблевую сцену с хором, в конце которой с радостным
подъемом звучит музыкальная тема, уже знакомая по увертюре и заключительной
части арии Агаты из второго акта.

1 По-немецки «Фрейшюц». Опера известна также под названием «Волшебный стрелок».



Источник: http://vsekratko.ru/opera/012.html

Карл Мария фон Вебер (1786 – 1826)

В истории западноевропейской музыкальной культуры имя Вебера связано, прежде всего, с созданием романтической немецкой оперы.

Премьера его «Волшебного стрелка», состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года под руководством автора, стала событием исторического значения.

Она положила конец длительному господству иноземной, в первую очередь итальянской, оперной музыки на сценах немецких театров.

Детство Вебера прошло в атмосфере кочующего провинциального театра. Его мать была певицей, а отец скрипачом и руководителем небольшой театральной труппы.

Приобретенное еще в детстве прекрасное знание сцены впоследствии очень пригодилось Веберу, как оперному композитору.

Хотя постоянные разъезды мешали систематическому обучению музыке, уже в 11 лет он стал выдающимся виртуозом-пианистом своего времени.

Читайте также:  Какую мечту называют благородной - итоговое сочинение

С 18-летнего возраста начинается самостоятельная деятельность Вебера в качестве оперного дирижера. Более 10 лет он переезжает с места на место, не имея постоянного пристанища и испытывая огромные материальные трудности. Только в 1817 году он, наконец, поселился в Дрездене, взяв на себя руководство немецким музыкальным театром.

Дрезденский период стал вершиной его творческой деятельности, когда появились лучшие оперы композитора: «Волшебный стрелок», «Эврианта», «Оберон». Одновременно с «Волшебным стрелком» были созданы две знаменитые программные пьесы Вебера – фортепианное «Приглашение к танцу» и «Концертштюк» для фортепиано с оркестром.

Оба произведения демонстрируют характерный для композитора блестящий концертный стиль.

В поисках путей к созданию народно-национальной оперы Вебер обратился к новейшей немецкой литературе. Со многими немецкими писателями-романтиками композитор общался лично[1].

Опера «Волшебный стрелок»

«Волшебный стрелок» – самое популярное сочинение Вебера. Его берлинская премьера сопровождалась сенсационным успехом. Вскоре после нее опера обошла театры всего мира. Причин такого блистательного успеха несколько:

1-я, самая главная, это опора на традиции исконной немецкой культуры.

Картины немецкого народного быта с его обычаями, излюбленные мотивы немецких сказок, образ леса (столь же распространенный в немецком фольклоре, как и образ раздольной степи в русском народном творчестве, или образ моря в английском).

Музыка оперы наполнена мелодиями в духе крестьянских немецких песен и танцев, звуками охотничьего рога (самый яркий пример – темпераментный хор охотников из 3 д., получивший мировую известность). Всё это задевало самые сокровенные струны немецкой души, всё ассоциировалось с национальными идеалами.

«Для немцев…тут на каждом шагу свое, родное, и на сцене, и в музыке, столь же знакомое с детства, как нам, например, напев «Лучинушки» или «Камаринского»…» – писал А.Н. Серов.

2. Опера появилась в обстановке патриотического подъема, вызванного освобождением от наполеоновского деспотизма.

3. Важнейшей особенностью «Волшебного стрелка» является то, что Вебер совершенно по-новому подошел к обрисовке народной жизни. В отличие от опер XVIII века, персонажи из народа показаны не в комедийном, подчеркнуто бытовом плане, а глубоко поэтически.

Повседневные сцены народного быта (крестьянского праздника, охотничьего состязания) выписаны с удивительной любовью, искренностью. Не случайно лучшие хоровые номера – хор охотников, хор подружек невесты – стали народными.

Одни радикально изменили традиционный круг интонаций оперных арий и хоров.

Сюжет для своей оперы композитор нашел в новелле немецкого писателя Августа Апеля из «Книги о привидениях». Эту новеллу Вебер прочитал еще в 1810 году, но не сразу взялся за сочинение музыки. Либретто сочинил дрезденский актер и писатель И. Кинд, пользуясь указаниями композитора. Действие разворачивается в чешской деревне в XVII веке.

По жанру «Волшебный стрелок» – народно-сказочная опера с чертами зингшпиля[2]. Ее драматургия строится на переплетении трех линий, каждая из которых связана со своим кругом музыкально-выразительных средств:

  • фантастическая;
  • народно–жанровая, характеризующая образы охотничьего быта и лесной природы;
  • лирико-психологическая, раскрывающая образы главных героев – Макса и Агаты.

Фантастическая линия оперы – самая новаторская. Она оказала огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера. Ее кульминация – в финале II действия (в «Волчьем ущелье»).

Сцена в Волчьем ущелье имеет сквозное (свободное) строение, она состоит из ряда самостоятельных по материалу эпизодов.

В 1-м, вступительном, царит таинственная, зловещая атмосфера, звучит хор невидимых духов. Его жуткий, «инфернальный» (адский) характер создается предельно лаконичными выразительными средствами: это чередование двух звуков – « fis» и «a» в однообразном ритме, гармонизованных t и VII в тональности fis-moll.

2-й раздел – возбужденный диалог Каспара и Самьеля.

Самьель – лицо не поющее, он только говорит, причем исключительно в своем царстве – Волчьем ущелье, хотя на протяжении оперы довольно часто появляется на сцене (проходит, исчезает).

Его всегда сопровождает короткий и очень яркий лейтмотив – зловещее красочное пятно (аккорд и несколько отрывистых угасающих звуков в глухом звучании низких тембров. Это кларнеты в низком регистре, фаготы и литавры);

3-й эпизод (allegro) посвящен характеристике Каспара, с беспокойным нетерпением ожидающего Макса;

Музыка 4-го раздела характеризует появление Макса, его страх и душевную борьбу;

5-й, заключительный раздел – эпизод отливки пуль – кульминация всего финала. Она решена почти исключительно оркестровыми средствами.

Каждая живописная сценическая деталь (появление жутких призраков, гроза, «дикая охота», пламя, исторгающееся из земли) получает свою оригинальную музыкальную характеристику с помощью тембровых и гармонических красок.

Господствуют причудливые диссонансы, особенно уменьшенные септаккорды, тритоновые сочетания, хроматизмы, необычные тональные сопоставления. Тональный план строится по уменьшенному септаккорду: Fis – a – C – Es.

Вебер открывает новые изобразительные возможности инструментов, особенно духовых: staccato валторн, выдержанные низкие звуки кларнетов, непривычные тембровые сочетания. Новаторские открытия веберовской Волчьей долины оказали огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера.

Образам мрачной фантастики противопоставлены жизнерадостные народные сцены. Их музыка – несколько наивная, простодушная, искренняя – пронизана фольклорными элементами, характерными мелодическими оборотами бытовой песенности, а также ярмарочной музыки Тюрингии.

Народно-жанровая линия воплощена в массовых сценах 1-го и 3-го актов оперы. Это картина крестьянского праздника в хоровой интродукции, сцена состязания охотников. Марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты. Подчеркнутой незатейливостью отличается деревенский вальс.

Основной образ оперы – Макс, первый типично романтический герой в музыке. Он наделен чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит чистота любящей Агаты. Полное раскрытие образа Макса, как и Агаты, дано в сцене и арии I акта. Это большая ария-монолог, где раскрывается глубокий душевный конфликт.

Замечательная увертюра «Волшебного стрелка» написана в сонатной форме с медленным вступлением.

Она построена на музыкальных темах оперы (это зловещий лейтмотив Самьеля во вступлении, тема «адских сил» (главная и связующая партии сонатного Allеgro), темы Макса и Агаты (побочная партия).

Сталкивая темы «адских сил» с темами Макса и Агаты, композитор логически приводит развитие к торжественно ликующей теме Агаты, которая звучит как гимн счастью и любви.

[1] С Э.Т.А. Гофманом, Виландом, Тиком, Брентано, Арнимом, Жан Полем, В. Мюллером.

[2] Музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. Самьель – лицо не поющее. В духе зингшпиля трактован второстепенный образ жизнерадостной, резвой Анхен.

Источник: http://musike.ru/index.php?id=56

Краткое содержание Карл Мариа Вебер. Вольный стрелок

  • ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК1
  • Опера в трех актах
  • Либретто Ф. Кинда
  • Действующие лица:
  1. Оттокар, богемский князь
  2. Куно, лесничий
  3. Агата, его дочь
  4. Анхен, подруга Агаты
  • Баритон
  • Бас
  • Сопрано
  • Сопрано
  • Бас
  • Тенор
  • Тенор
  • Бас
  • Без пения
КаспарМакс } Охотники
  1. Килиан, богатый крестьянин
  2. Отшельник
  3. Самьель, «черный охотник»
  • Крестьяне, охотники, девушки, музыканты.
  • Действие
  • происходит в Богемии (Чехии) вскоре после Тридцатилетней войны (1618-1648).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от «черного охотника», приносят юноше победу в стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту.

Желание сочинить оперу возникло у Вебера в 1810 году, когда он познакомился с этой колоритной легендой в «Книге страшных историй» немецкого писателя-романтика А. Апеля. Легенда привлекла Вебера картинами немецкого народного быта, поэзией лесной природы, фантастическими образами.

К осуществлению своего намерения композитор смог приступить лишь в 1817 году. Либретто оперы, написанное Ф. Киндом (1768-1843), отличается от своего первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают светлые силы.

С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу дьяволу охотник Каспар.

Макс — жених Агаты — отмечен типично романтическими чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты, светлый образ которой обрисован Вебером с большой теплотой. Действие разворачивается на фоне бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды.

Созданная в обстановке бурного национально-освободительного подъема, опера «Вольный стрелок» отвечала чаяниям передовой демократической аудитории. Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года, прошла с исключительным успехом — опера приветствовалась не только как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого патриотического значения.

МУЗЫКА

«Вольный стрелок» — одно из лучших творений немецкого национального романтического театра. Обратившись к жанру зингшпиля, Вебер применил необычные для него широкие оперные формы, насытив их драматизмом, богатством психологических оттенков.

Наряду с развернутыми музыкальными портретами основных героев значительное место в опере занимают бытовые сцены, тесно связанные с немецкой народной песенностью.

Ярко выразительны фантастические эпизоды и музыкальные пейзажи, в которых проявилось колористическое богатство оркестра Вебера.

Большая увертюра построена на музыкальных темах оперы. Плавная мелодия валторн, претворяя поэзию старинных охотничьих легенд, рисует романтически таинственную картину леса. Основной раздел увертюры посвящен обрисовке противоборствующих сил. Заканчивается она ослепительно-торжественной кодой.

В первом акте на фоне жизнерадостных массовых сцен возникают разнообразные музыкальные характеристики. Хоровая интродукция передает картину крестьянского празднества, ее музыка имеет народный характер; марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты; наивность и простота выражения отличают незатейливый деревенский вальс.

Резкий контраст вносит ария Макса «Горем скован, как цепями», полная смятения и тревоги. В застольной песне Каспара «Что б мы были без вина» увлекают острый ритм, стремительность движения. Его образ далее развивается в арии «Нет, нет, погибнуть должен он», где угловатая мелодия сочетается с ритмами неистовой дьявольской пляски.

Второй акт делится на две резко противостоящие картины. Грациозная ариетта беспечной Анхен «Юноша, если красивый» оттеняет глубину чувств и душевную чистоту Агаты в ее арии-сцене «Усну ль я, не дождавшись»; чередование выразительных речитативов и пленительных песенных мелодий правдиво передает душевные движения девушки, заключительная же часть арии полна блеска, света и радости.

Во второй картине драматическое напряжение растет. Решающая роль здесь отведена оркестру. Необычно звучащие аккорды, мрачные, глухие тембры, наводящие ужас завывания невидимого хора создают таинственную, фантастическую картину. В центральном эпизоде — сцене литья волшебных пуль — музыка с потрясающей наглядностью изображает дикий разгул дьявольских сил.

Третий акт состоит из двух картин. В первой преобладают спокойно-идиллические настроения. Каватина Агаты «Толпами ходят в небе тучи» овеяна поэтичной, светлой грустью. В мягкие нежные тона окрашен хор подружек, чутко воссоздающий черты национальной песенности.

Вторая картина открывается темпераментным хором охотников, в мелодии которого слышатся отзвуки охотничьих рогов; хор этот, близкий немецким народным песням, получил мировую известность. Финал оперы представляет собой развернутую ансамблевую сцену с хором, в конце которой с радостным подъемом звучит музыкальная тема, уже знакомая по увертюре и заключительной части арии Агаты из второго акта.

1 По-немецки «Фрейшюц». Опера известна также под названием «Волшебный стрелок».

(No Ratings Yet) Краткое содержание Карл Мариа Вебер. Вольный стрелок

Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-karl-maria-veber-volnyj-strelok/

Ссылка на основную публикацию