Анализ стихотворения андрея белого русь

Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

События 1905 года оставили в творчестве и сердце Александра Блока тяжёлый след, ведь провал революции развеял идеалы и сделал поэта певцом образа Родины, отодвинув Женщину на задворки. Символизм начинает растворяться в дыме выстрелов по беззащитным людям, на фоне этого пишется стихотворение «Русь» (1906 год), где Россия представлена в образе спящего исполина.

Образы Руси от Блока

Впрочем, Русь имеет в глазах Блока много образов, в них переплетены древние традиции, которые иногда прекрасны, но часто не дают сделать уверенного шага вперёд.

Россия, по мнению автора, почует в тайне, никто не знает, что случится, когда она проснётся.

Поэт видит Русь в мутном взоре колдуна, что показывает поклонение древним традициям, и в ночных хороводах, и в утлом жилье, заметённом до крыши вьюгой.

Где буйно заметает вьюга До крыши — утлое жилье.

Анализ стихотворения сразу открывает, что Блок отмечает видимую нищету родной страны, но под лохмотьями хорошо видна душа Руси – она сохранилась, жива, но дремлет. Это главное, ведь рано или поздно сон закончится, а душа позволит двигаться вперёд на базе исконных ценностей.

И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.

Душа нагая, то есть, открытая. Это хорошо и плохо, ведь такая душа не способна на подлости, но легко открывается другим, чем и пользуются.

В России всегда отдавался приоритет внутреннему, духовному миру, поэтому утлые избы и разбитые дороги не так важны русскому человек, ему главнее внутренний мир.

Он с радостью идёт в непогоду со свечкой к пасхальному богослужению, но не всегда найдёт время починить плетень.

След революции в душе поэта

Особенности ментальности русского человека и не позволили, по мнению автора строк, довести в 1905 году дело революции до конца. Народ пошёл к царю с открытой душой и получил в ответ пули. Недостаток практичности и реализма помешал завершиться революции успешно, опять за свою открытость и доверие русский народ опять заплатил кровью.

Анализируя строки, хорошо видно, что через всё стихотворение Русь слышится тонкая досада от созерцания спящей Руси, которую бутит только внешняя беда, когда на землю приходит враг, но она не может открыть сонные глаза и поправить подушку (свершить революцию) у себя в доме. Досада на фоне любви к Родине, ведь настоящий патриот не может отвернуться от своей страны, даже если она спит.

И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты.

Но даже политая кровью душа России жива и не запятнала своей первозданной чистоты. Александр Блок видит себя одним из кусочков этой души, просто он раньше проснулся и больше увидел, теперь через стихи старается разбудить других и ведает им, что Русь прекрасна, но слишком долго спит, слишком верит колдунам.

Завершая анализ отметим, что размер стихотворения четырёхстопный ямб, строки легко читаются, воспринимаются и запоминаются, передавая сказочный образ спящей Руки, которую необходимо постоянно будить. Блок не рисует Россию идеальной, он передаёт своё видение Родины и верит, что силы добра в ней победят и в лике Руси появятся чёрточки просветления.

Текст стихотворения

Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна,

  • И в тайне — ты почиешь, Русь.
  • Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена,С болотами и журавлями,
  • И с мутным взором колдуна,
  • Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводы
  • Под заревом горящих сел.
  • Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях,И ведьмы тешатся с чертями
  • В дорожных снеговых столбах.
  • Где буйно заметает вьюгаДо крыши — утлое жилье,И девушка на злого друга
  • Под снегом точит лезвее.
  • Где все пути и все распутьяЖивой клюкой измождены,И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

  1. Так — я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,И в лоскутах ее лохмотий
  2. Души скрываю наготу.
  3. Тропу печальную, ночнуюЯ до погоста протоптал,И там, на кладбище ночуя,
  4. Подолгу песни распевал.
  5. И сам не понял, не измерил,Кому я песни посвятил,В какого бога страстно верил,
  6. Какую девушку любил.
  7. Живую душу укачала,Русь, на своих просторах, ты,И вот — она не запятнала
  8. Первоначальной чистоты.
  9. Дремлю — и за дремотой тайна,И в тайне почивает Русь,Она и в снах необычайна.
  10. Ее одежды не коснусь.

24 сентября 1906

Русь читает А Кутепов

Отлично передаёт загадочный образ Руси чтение стихотворения А Кутеповым. Немного монотонный голос чтеца только лучше передаёт дремоту родной страны, но между строк чуется великая сила и стремление к обновлению

Источник: https://stihirus24.ru/aleksandr-blok/344-rus.html

Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

  • Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма, для изображения родной страны использует не хвалебные оды, а описывает реалии современной действительности.
  • По композиционной структуре стихотворение Русь представляет собой словесную пляску, нестилизованную под народные песни, описывая лихую хмельную горечь загубленных жизней, земную реальность без вкрапления мистических начал, в которой изображает беспросветная нищета и ощущается мучительное чувство авторского разлада с нравственным ощущением поэтом собственной родины.   
  • Основой стихотворения является описание главной достопримечательности российской действительности в виде голодающего народа, живущего в невыносимых условиях, умирающего от отсутствия тепла и необходимых для жизни предметов.
  • Повествование в стихотворении, несмотря на его сложную восприимчивость, передает авторский идейный замысел, заключающийся в возможности разрешения кризисной ситуации, возникшей в душах русских людей, путем революционных изменений современного российского существования.

Отличительной особенностью произведения являются неожиданные чередования ударений, словесные коленца, а также сочетание медленного и ускоряющегося темпов стихотворных строк. При этом автор опирается на традиционную поэзию Державина Г.Р., используя в стихотворении форму столкновения стилистических структур в виде народных выражений и церковно-славянского лексического текста.

Важное значение в произведении имеет словесная расстановка, а также звуковая и ритмическая организация, придающие повествовательному содержанию трагическую окраску, а в качестве ключевого слова, являющегося смысловой нагрузкой финальных строк произведения, поэт выбирает образ смерти.

В качестве средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют многочисленные эпитеты («просторы голодных губерний»), повторения («косматый»), а также олицетворения («скорбные склоны»), усиливающие эффект эмоциональной правдивой окраски произведения. Кроме того, поэт использует в стихотворении включение риторического вопроса, тем самым подчеркивая пессимистическое настроение произведения.

Стихотворение пронизано авторской мятущейся в отчаянии душой и желанием наблюдать мощь и величие русской державы, имеющей в действительности мало позитивного, тем самым в позиции поэта прослеживаются упаднические нотки декадентства, выражающиеся в мрачноватом саркастическом юморе.

Анализ стихотворения Русь по плану

Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/andrej-belyj/stih-rus

Анализ стихотворения «Русь» (А. А. Блок) | Литрекон

Самый Зелёный · 02.05.2019

Как истинный поэт, Александр Александрович Блок всей душой был предан своей могучей родине, неповторимой России. Он хорошо знал все терзающие её судьбоносные противоречия и ясно понимал, какое непростое время ему суждено разделить с ней, но всегда оставался неизменно верен таинственной родной земле. 

История создания

Стихотворение «Русь» было создано в период революции, когда выступления рабочих и крестьян кончились жутким подавлением со стороны властей. Блок горячо сопереживал народу и размышлял о трагической судьбе России, обусловленной исторически.

Бунты и жестокость с обеих сторон баррикад показали поэту, что Россия, несмотря на все свои положительные качества, находится в первобытном и диком состоянии, потому что не может найти своего пути. Это настроение отражено в тексте: мотив дороги и распутицы становится доминирующим в стихотворении.

Блок чувствовал, что для революции страна все еще не созрела, поэтому Русь в его произведении «дремлет».

Жанр, направление, размер

Философское стихотворение «Русь» было написано в революционный 1906 год и является ярким примером патриотического направления в творчестве Александра Блока.

И хотя в нём отсутствует прямое описание происходящих на тот период времени трагических волнений в стране, в символичном междустрочии заключено задумчивое настроение поэта-романтика с горькими нотами тревоги за неизвестное будущее русского народа.

Читайте также:  Свинопас - краткое содержание сказки андерсена

Стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Рифма перекрестная.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две образные части, которые связывает между собой центральная фигура лирического героя. 

  1. Первая, более скрытая, часть – это описание природного и исторического облика Руси с обращением к традициям фольклора. 
  2. Вторая же часть является задушевным ночным разговором лирического героя с самим собой. 

Конец стихотворения почти вторит его началу, что говорит о том, что композиция также и кольцевая.

Образы и символы

  1. Образ Руси. В густо раскинувшихся лесных дебрях, в журчаще разлившихся речных водах, в покрытых мхом липких болотах – во всём вокруг скрывается покойное таинство русской земли.

    Древняя чаровница Русь прошла долгий путь от волшебных времён зловещих колдунов и тешащихся с разной нечистью на огненных шабашах ведьм до современной чудной России с богатейшими традициями и крепчайшими основами, унаследованными от многочисленных населяющих её и слившихся воедино народностей.

    При этом облик страны вовсе не идеализируется, она возвышенно-благородна одновременно с тем, что крайне бедна и облачена в нищенские ветхие лохмотья. 

  2. Во второй части произведения раскрывается образ лирического героя.

    Речь его схожа с искренней исповедью, в которой он предаётся размышлениям о собственном пройденном жизненном пути, оценивая всё уже случившееся с ним сквозь судьбу и характер своей необычайной родины.

    Главная загадка, ответ на которую он ищет на протяжении всего стихотворения, – как Россия может переживать столько многовековых сложностей и невзгод, и при этом не только сама оставаться чистой и нетронутой, но и постоянно спасать души своих людей от губительного порока, ужасающего тем, что от него нет никакого возврата? 

Темы и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения весьма интересны и незаурядны.

  • Основная тема — историческое развитие страны. Автор описывает тернистый путь Руси, ее парадоксальную и многогранную природу. Родина в его представлении — магическая, таинственная, но блаженная и нищая. Она прошла долгий путь и добилась феноменальных результатов, которыми стоит гордиться. 
  • Тема природы тоже затрагивается автором: краса Руси заключена в ее фауне и флоре. Она скупа на краски, но богата загадочным содержанием и прекрасным скромным одеянием.
  • Мотив дороги. Помимо темы богатства русской природы и исторического развития величественного государства, в стихотворных строках «Руси» заключены и более духовные жизненные вопросы, раскрытию которых служат конкретные образы. Очень ярко выделяется образы верного пути и опасных распутий. Лирический герой, в котором так легко распознать самого Александра Блока, вспоминает протоптанные по всей русской земле и проверенные клюкой паломников и простых странников тропинки, многие из которых действительно опасны. 
  • Подобно этим благочестивым и не знающим усталости искателям веры и правды, каждый живущий человек пытается прийти к выверенности своего пути и обрести своё истинное место на земле. Так поднимается тема смысла человеческого существования, места человека в необъятном мире. 
  • Тема родины. Примечателен и образ самой России, которую поэт наделяет утончёнными женскими чертами. Лирический герой боготворит родную землю и считает себя, равно как и весь русский народ, недостойным её, ведь она божественно непорочна и соединяет в себе материнскую любовь и всепрощение, сестринскую поддержку и понимание, нежность и теплоту дорогой, близкой и родной сердцу возлюбленной. 
  • Проблема войн и потрясений. Разумеется, такая большая страна не может не сталкиваться с серьёзными проблемами, заставляющими её испытывать болезненные душевные терзания. Спокойствие древней Руси, и современной России то и дело нарушается самими людьми, постоянно выясняющими свои взаимоотношения. Но даже раздираемая трагическими войнами и распрями, необычайная и сильная духом страна готова в любой момент поддержать своих людей, исцелить их израненные души и стать им надёжным подспорьем и укрытием от всех печалей. 

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Русь» заключается в том, что по-настоящему любить можно только свою родину, только от неё стоит ждать взаимности. В этом кроется и ответ на загадку, возникшую в мыслях бредущего в сладкой полудрёме через погост к кладбищу лирического героя: русская земля берёт свои нескончаемые силы в том, что отдаёт их своему многострадальному народу. 

Смысл авторской позиции заложен в том, что родина, разделяя с народом боль, исцеляет и свою душу. Даря необходимую поддержку, она крепнет и сама. Россия неразрывно связана с людьми и выражается в них. Хоть она и плутает в дебрях, ей все равно суждено пройти великий и многострадальный путь, который является праведным.

Средства выразительности

Средства художественной выразительности в «Руси» употребляются довольно часто, Александр Блок…

  • Играет в своём произведении с олицетворениями: «ты почиешь, Русь» – обращение к России как к живой девушке, «вихрь поёт преданья», «душа не запятнала чистоты». 
  • Дополняет повествование эпитетами: «мутным взором», «разноликие народы», «ночные хороводы», «горящих сёл», «снеговых столбах», «живую душу». 
  • Использует интересные метафоры: «опоясана реками», «дебрями окружена», «чаруют злаки», «зарево горящих сёл», «дорожных снеговых столбах», «живой клюкой». 
  • Употребляет также перифраз: «свистящий в голых прутьях», «в лоскутах её лохмотий» и инверсию: «твоей одежды не коснусь», «буйно заметает вьюга», «страны родимой нищету», «тропу я протоптал», «на кладбище ночуя».

Мария Гуцало

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/rus-blok/

Андрей Белый — Русь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Поля моей скудной земли Вон там преисполнены скорби. Холмами пространства вдали

Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок. Косматые в далях деревни. Туманов косматый поток.

  • Просторы голодных губерний.
  • Просторов простертая рать: В пространствах таятся пространства. Россия, куда мне бежать
  • От голода, мора и пьянства?
  • От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы. Покойников ждали и ждут
  • Пологие скорбные склоны.
  • Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни, В поля моей скудной земли,
  • В просторы голодных губерний.

Анализ стихотворения «Русь» Андрея Белого

Разочарованием в окружающей действительности проникнуто произведение Андрея Белого «Русь».

Стихотворение написано в 1908 году. Его автору в этот момент исполнилось 28 лет, он уже решительно выбрал литературу призванием своей жизни. Сближение с семьей А. Блока чуть не разрушило брак последнего. А. Белый отправляется в усадьбу Серебряный Колодезь, которую его родительница выставила на продажу.

По жанру – гражданская лирика, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Композиция кольцевая. Интонация почти некрасовская. В самом названии – намек, что описанное в стихотворение происходит веками. В первых строках особенно заметна отсылка к стихотворению Ф. Тютчева «Эти бедные селенья».

Символизм остался только в извивах формы, содержание же вполне в традиционном, народническом духе. Известно, что еще со времен первой революции поэт заинтересовался марксистским учением, его можно было встретить на митингах.

В 1917 году от обеих революций он ждал уничтожения стабильности, похожей, по его мнению, на стоячее болото, предчувствовал рождение эпохи новых титанов, появления духовной культуры, которая, наконец, могла бы удовлетворить его беспокойный ум.

Более того, он с головой окунется в кипучую деятельность деятелей пролетарского искусства, будет страдать, увидев себя вскоре отверженным ими. Поля видятся ему скорбными, он просит равнину вздыбиться холмами («изгорби», это еще и неологизм), чтобы подчеркнуть, сколь горек хлеб «голодных губерний».

Перекручиваются повторы слов («просторов простертая»), только во 2 строфе трижды употребляется эпитет «косматые». Сейчас поэту не до поэзии – он пытается сказать о том, что его растревожило. Действительно, эти годы были неурожайными – то из-за засухи, то из-за суровой зимы, отодвинувшей весну на более поздний срок. Впрочем, были губернии и с неплохим урожаем.

Такая картина, кстати, наблюдалась и в Европе в целом. Правительство принимало меры, впрочем, возможно, не всегда эффективные. «Куда мне бежать от голода, мора, пьянства?» Поэт исчисляет жертв голода миллионами. Смерть у него с прописной буквы, одушевлена. Рай на земле, вера в человека и его безраздельные силы, соблазн обещанного марксистами светлого будущего влечет А. Белого. Множество повторов, рефренов – подчеркивающих тоску автора, обессмысливающих все, происходящее в России. Инверсия: мрут (просторечие) миллионы.

В стихотворении «Русь» А. Белый подхватывает некрасовскую ноту в описании народной доли.

Читать стих поэта Андрей Белый — Русь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/andrej-belyj-rus/

«Русь» А. Белый

  • Поля моей скудной земли
    Вон там преисполнены скорби.
    Холмами пространства вдали
  • Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.

  1. Просторы голодных губерний.
  2. Просторов простертая рать:
    В пространствах таятся пространства.
    Россия, куда мне бежать
  3. От голода, мора и пьянства?
  4. От голода, холода тут
    И мерли, и мрут миллионы.
    Покойников ждали и ждут
  5. Пологие скорбные склоны.
  6. Там Смерть протрубила вдали
    В леса, города и деревни,
    В поля моей скудной земли,
  7. В просторы голодных губерний.

1908, Серебряный Колодезь.
Сборник «Пепел», цикл «Россия».

Анализ стихотворения Андрея Белого «Русь»

«Русь» – одно из наиболее мрачных стихотворений Андрея Белого. Оно входит в сборник «Пепел», раздел «Россия». Оно было написано в 1908 году в имении Серебряный Колодезь. Это произведение состоит из пяти четверостиший с простой перекрёстной рифмой. Стихотворный размер – амфибрахий.

Сам Андрей Белый является лирическим героем стихотворения. При чтении создаётся впечатление, что он бродит где-то вдали от человеческого жилья, созерцает пейзажи матушки-России. Однако это не восторженное любование картинами родной природы, а тоскливое лицезрение жалкого существования всего живого.

Вот, например, какими горькими эпитетами поэт наделяет страну, где он живёт: «скудная земля», «голодные губернии». В полях не золотятся пышные щедрые колосья, способные насытить всех нуждающихся.

Вместо этого просторы засеяны горем, или как пишет автор, «преисполнены скорби», потому что земля не родит достаточно хлеба, и пищи людям не хватает.

Окружающий мир видится поэту в мрачных красках. Используя анафору и повтор («косматый дымок», «косматые деревни», «косматый поток туманов»), автор показывает, как монотонен пейзаж. Андрей Белый нашёл очень подходящий эпитет.

Когда встречаешь в литературе слово «косматый», всегда представляешь низенького, давно не стриженого человечка в грязной изношенной одежде. Похожее впечатление производят и предметы: и дым, и туман, и человеческие жилища кажутся истерзанными, потрёпанными жизнью.

В этом смысле природные явления и творения человеческих рук демонстрируют удивительное родство в этой своей печальной неопрятности.

Поэт подмечает важное свойство своей родины – её необъятность. С помощью эффектной метафоры «в пространствах таятся пространства», которая напоминает о знаменитых матрёшках, он показывает, что нет конца русской земле.

Здесь также применена аллитерация (повторяются согласные «с», «т», «п», «р»: «просторы», «простёртая», «рать», «пространства»).

Но это звучит не гордо, а наоборот, удручённо, поскольку обширность территории вовсе не предполагает, что народ, живущий на ней, благоденствует.

И действительно, постоянным атрибутом жизни на Руси являлся голод. Это слово очень часто звучит в стихотворении. Автор усиливает драматизм строк, добавляя градации («от голода, мора и пьянства…»), аллитерации («и мерли, и мрут миллионы»), анафоры («В леса… В поля… В просторы…»). Заканчивает Андрей Белый произведение тем, с чего начал, ещё раз подчёркивая, как трудно живёт его родина.

Источник: https://pishi-stihi.ru/rus-belyj.html

Анализ стихотворения Андрея Белого “Веселье на Руси”

Поэт Андрей Белый является одним из ярких представителей русского символизма, творчество которого носит ярко выраженный народный характер. Стихи этого поэта очень тонко имитируют русскую речь, изобилуя словами разговорного жанра.

Таким образом, по признанию самого Андрея белого, он хотел донести свои произведения до простых людей, рассчитывая, что они будут им более понятны, если использовать не “высокий штиль”, а слова из повседневного обихода.

К таким произведениям относится и стихотворение “Веселье на Руси”, написанное

в 1906 году. Следует отметить, что события 1905 году поэт воспринял с воодушевлением, так как считал, что русское государство прогнило от основания до самой верхушки. Но при этом Белый открыто высказывал сомнения по поводу того, что простой мужик, далекий от политики, сможет построить новый мир, в котором будут царить равенство и братство.

Одной из причин, по которой подобная идиллия невозможна, поэт считал самый страшный народный порок – пьянство. Причем, он искренне недоумевал, почему распитие спиртных напитков у людей ассоциируется с праздником и неким душевным подъемом. Ведь “огненная влага” не щадит никого,

и после так называемых народных гуляний ее жертвой становятся все без исключения. “Дьякон, писарь, поп; дьячок повалили на лужок”, – отмечает поэт, подчеркивая тем самым, что пьянство на Руси процветает не только среди простого люда, но и среди духовенства – так называемой белой касты, которая должна бороться за спасение человеческих душ.

Однако когда на Руси идет веселье, о морали забывают и стар, и млад. Девиз гуляющих, по мнению поэта, весьма прост и примитивен в своей откровенности: “Наплевать да растоптать: веселиться, пить да жрать”.

При этом никто не испытывает раскаяния из-за пьяных гульбищ, драк, публичного сквернословия и массового психоза, которым подвержены люди, принимающие участия в народных гуляньях.

В этом стихотворении поэт очень ярко выводит образ духовного лица, которое после возлияний на публике пускается в пляс, “носом – в лужу, пяткой – в твердь”.

Автор подчеркивает, что с такими ставленниками божьими народу не остается ничего другого, как заливать свою тоску водкой и дожидаться окончания земного века, чтобы найти утешение в могиле. Именно поэтому белый заканчивает свое стихотворение на весьма пессимистичной ноте, утверждая: “Над страной моей родною встала Смерть”.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-andreya-belogo-vesele-na-rusi/

Анализ стихотворения Блока «Русь» | Литерагуру

Философская лирика Блока написана присущими символизму образами, которые значат не то, что кажется. Нельзя воспринимать их буквально, ведь от этого стихотворение потеряет смысловое богатство. Именно поэтому «Русь» необходимо перечитывать с годами: чем старше становится читатель, тем лучше он понимает суть произведения. Так же осознать прочитанное поможет анализ текста.

Основные темы

На протяжении своего творческого пути Блок искал ответы на все актуальные вопросы своего времени, поэтому не удивительно, что он часто размышлял о патриотизме. Общая тема стихотворения определяется уже самим названием «Русь». Это одно из первых непосредственных обращений Блока к теме России как самостоятельной.

Почему Русь? Если подбирать определения, то первое – «древняя». Блок как бы с космической высоты обозревает обширные пространства родины, жизнь народа, традиции, складывающиеся веками. С главным образом переплетаются темы природы, исторической памяти, нравственности, духовного роста, сакральной любви, непостижимого творческого процесса.

Все они связаны друг с другом и образуют единый смысловой пласт произведения.

Образ Родины  

Русь славилась богатейшей историей, сочетающей различные культуры, традиции, которые нашли приют в этой загадочной стране. Образ родины -загадочный, таинственный, его трудно уложить в определённые рамки, придать чёткую форму.

Лирический герой видит её как бы в полусне, в «дремоте», пытаясь разгадать «тайну». Сменяли друг друга столетия – менялся и облик России. В стихотворении разворачивается образ сказочной земли с колдунами, ворожеями, ведунами. С криками журавлей – символом верности, любви, памяти об ушедших в иное измерение.

Русь «опоясана» реками, густыми лесами, непролазными чащами, непроходимыми болотами.

Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.

Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.

Жанр и размер стихотворения

Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.

Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке.

Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине.

Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов.

Блок часто обращался к дольнику, то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» — трёхдольник.

Композиция

Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире.

Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением, то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше.

В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым.

Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна».

Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя.

Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.

Средства художественной выразительности

Блок – мастер живописного и музыкального начал в творчестве. Он создаёт «картины жизни», используя контрастные цвета для отображения разных настроений, чувств, условий жизни. Цвета белый, золотистый, голубой, лазурный (любимые!) — и чёрная, серая краска.

Цвет в слове может чувствоваться внутренне, ассоциативно: «ночь», «вихрь», «нищета», «вьюга», «лохмотья» — тёмная сторона жизни, мрачное мироощущение и восприятие окружающего.

Светлые чувства надежды на лучшую долю, уверенность в себе «звучат» в словах: «необычайный», «страстный», «хороводы», «песни».

Важное место принадлежит символике. «Путь», «распутье» у Блока – не только бездорожье, трудности перемещения «с клюкой», паломничество. Это символ выбора дороги, по которой пойдёт развитие страны. Дороги нелёгкой, часто пересекаемой распутьями. Это и символ выбора своей судьбы лирического героя, да и каждого человека.

Почему лирический герой «протоптал» «печальную» «ночную» тропу до кладбища? Символ «ночи» важен не только с точки зрения опосредованного синонима «тёмной» стороны жизни. Ночью время течёт по-особому, оно словно останавливается, пространство как бы расширяется, создавая человеку интимную обстановку для собственных раздумий «о судьбах … родины», не позволяя кривить душой перед прахом усопших.

Обращаясь к родине, Блок использует высокую торжественную лексику и устаревшую, с оттенком почтительности: «ты почиешь» (а не просто «спишь»), «чаруют» злаки на полях (то есть, «производят неотразимое впечатление»).

Для создания образов используются яркие метафоры: Русь «опоясана реками», «твоей одежды не коснусь». Перенос значения слов в данных примерах необычайно расширяет пространство, перед нами открывается вся страна. Или: «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Как можно точнее живописать непростую судьбу родины!

Немногочисленные тропы: эпитеты (взор «мутный», народы «разноликие», заметает «буйно»), олицетворение (вихрь «свистящий поёт»), перифраз («в лоскутах её лохмотий») – позволяют читателю приблизиться к пониманию заветных мыслей автора и сопереживать его чувствам.

Каждое стихотворение как песня имеет своё звучание. Поэт «пользуется» приёмом ассонанса для передачи «живой» картины: И девУшка на злОгО дрУга // ПОд снегОм тОчит лезвиЁ.

Главная идея

Каждый человек прекрасно понимает, что его судьба тесно переплетается с судьбой родины. Это самые крепкие и надёжные нити, позволяющие людям правильно строить свою жизнь.

Пусть судьба человека не всегда складывается гладко (да и вряд ли такое возможно!), но к судьбе родины относиться равнодушно невозможно: рвутся самые надёжные скрепы, пустеет душа, наступает крах. Родина безраздельно завладевает душой Блока, вытесняя из неё все горести и печали.

Какие бы испытания ни выпали на долю страны, Русь хранит свою нравственную чистоту и нежную душу. Это и есть те истоки, которые придают силы, позволяют сердцу сохранять нравственность, веру в будущее и приобрести уверенность в настоящем.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-bloka-rus/

Тема России в поэзии Андрея Белого

/ Сочинения / Белый А. / Разное / Тема России в поэзии Андрея Белого

  Скачать сочинение

    Плененный дух.     М. Цветаева
    Мне кажется, никто лучше М. Цветаевой не сказал о сущности этого художника слова. В очерке об А. Белом “Плененный дух” вырисовывается образ мятущейся души, горячо любящей людей, жизнь, свою родину.
    Тема родины всегда волновала поэта.

О его книге стихов “Пепел” критики говорили, что это явный поворот к Некрасову, к народничеству. Сам А. Белый всегда закавычивал слово “народничество” в связи со своим “поворотом к Некрасову”. Он делал это потому, что приходилось отвечать на критику тонко.

Он говорил:
    “Мне отказывали в праве писать о русском народе только потому, что я автор “декадентских симфоний”. Говорили о том, что мой поворот к Некрасову совершенно неожиданный… Мои “народнические” стихотворения появлялись уже в печати четыре года тому назад… В книге “Пепел” собраны и переработаны мои прежние стихотворения; не более.

А любить Россию свойственно русскому человеку; направление, литературная форма тут ни при чем”.
    Хочу отметить, что А. Белый одним из первых символистов сумел увидеть Россию и русский народ как земную реальность, а не какое-то мистическое начало, в котором многие художники просто запутались и потеряли нравственные ориентиры.

Но чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа.

В некоторых стихах сквозит даже чувство отчаяния:     Роковая страна, ледяная,     Проклятая железной судьбой —     Мать-Россия, о родина злая,
    Кто же так подшутил над тобой?
    Эти строки стихотворения “Родина” написаны еще в 1908 году. Поэт не находит ответа на роковой вопрос.

Далее рождаются у него стихи, по силе отрицания не имеющие аналогов в русской поэзии:
    Исчезни в пространство, исчезни,
    Россия, Россия моя!
    С этим сравнимы лишь известные стихи Г. Иванова, где рефреном проходит мысль: “Хорошо, что нет России”, но там больше утверждения отрицанием, нежели отказ от родины. А. Белый явно больнее Г.

Иванова был сжигаем мучительным чувством разлада с нравственным ощущением Родины.
    Несмотря на присущие А. Белому сомнения в том, что надо быть зависимым от своего рода и племени (он уже метил в космополиты, пытался осознавать себя человеком мира), именно в российской жизни он видел возможность для разрешения духовного кризиса всего человечества.

    А. Белый был не одинок в таком устремлении, но и все же… И когда в августе 1917 года, в преддверии революционных событий, его мечта начала осуществляться, он был готов и себя, и свое творчество принести в жертву Отчизне ради ее свободы:
    И ты, огневая стихия,     Безумствуй, сжигая меня,     Россия, Россия, Россия —     Мессия грядущего дня!

    Итак, при всей многогранности своего мироощущения А. Белый никогда с такой силой не увлекался более ни одним духовным образом. И его трагическая жизнь в эмиграции, его разногласия с литературой и политической средой не заслонили от него этот прекрасный образ России.

10215 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Белый А. / Разное / Тема России в поэзии Андрея Белого

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00055801184864081753/

Ссылка на основную публикацию