Кратко об авторе
Один из самых известных деятелей русской литературы XIX века А. С. Пушкин родился 26 мая [6 июня] 1799 года в Москве. Свой талант он, видимо, унаследовал от отца — поэта и острослова, а внешность — от знаменитого прадеда, африканца Абрама Петровича Ганнибала. Того самого мавра, который был воспитанником и слугой царя Петра I.
Современным школьникам Александр Сергеевич известен в первую очередь как поэт. Однако одной поэзией его вклад в русскую литературу не ограничивался. Он также был талантливым:
- прозаиком;
- драматургом;
- литературным критиком;
- публицистом.
Няни и бабушки, с которыми прошло практически всё детство поэта, вспоминают его как талантливого, но очень непоседливого мальчика. Он любил учиться, но если ему было что-то неинтересно, заставить его выучить урок было невозможно.
Детство и юность поэта пришлись на годы Отечественной войны (1812). Эти события во многом повлияли на его мировоззрение и отразились в творчестве. Лирическая тематика произведений, написанных в послевоенные годы (1813 — 1815), стала перемешиваться с философской. Юный Пушкин начал задумываться о бренности бытия и смысле жизни.
По мере взросления в произведениях Пушкина всё чаще стали прослеживаться политические нотки. Он разделял недовольство народа действующей властью. Поддерживал акции протеста и восстания, которые, несмотря на жёсткое подавление властями, так и не могли стихнуть окончательно.
За свою короткую, но насыщенную жизнь поэт написал много произведений, которые принесли ему известность. Умер он в 1837 от огнестрельного ранения, полученного на дуэли. Ему было всего 38 лет.
История создания
Стихотворение было написано в 1828 году и носило первоначальное название «Чернь». Это были непростые годы для поэта. Он был в опале у действующей власти. Долгое время находился в ссылке. Все его произведения проходили через жёсткую цензуру.
Пушкин боялся остаться неуслышанным и непонятым, а это для поэта равносильно смерти. Он понимал, что сила слова может быть куда эффективнее любого оружия. Понимал, что его боялись, но это ещё больше вводило его в депрессивное состояние.
Это заметно, даже если просто проанализировать «Поэт и толпа». Окончательное название произведение получило уже в 1836 году. Почему автор решил его поменять, доподлинно неизвестно. Возможно, для того, чтобы пройти цензуру и пустить его в публикацию.
Если попробовать охарактеризовать стихотворение одним словом, то в голову сразу приходит прилагательное «хмурый». Оно как нельзя точно подходит для описания внутреннего мира поэта в тот период.
Анализ стихотворения
Если описывать произведение сухим языком литературного разбора, то анализ «Поэт и толпа» Пушкина будет выглядеть следующим образом:
- Тема — значение и роль поэта в обществе.
- Композиция — четыре связанных между собой части в форме диалога.
- Жанр — лирика с элементами философии.
- Размер — четырёхстопный ямб. Чередующаяся рифмовка: парная, перекрёстная и кольцевая.
- Усиление — метафоры и эпитеты, олицетворения и сравнения.
Стихотворение написано в форме диалога. Однако использование различных приёмов и средств выразительности образов и действий делает произведение легко читаемым и понятным для восприятия даже юным ценителям творчества автора.
Жанр и композиция
Несмотря на то что стихотворение написано в форме диалога между героем (поэтом) и чернью (народом), философии и лирики в «Поэте и толпе» Пушкина тоже немало. Используя метафоры, эпитеты и сравнения, автор как бы хочет показать читателю ту пропасть непонимания, что присутствует между образованными и простыми людьми.
Главный герой (поэт) пытается донести до народа (черни) духовные ценности. Он искренне злится, что его не понимают и не ценят его творчество.
Однако он ведь и сам далёк от проблем простого народа, для которого главное в жизни — это материальные ценности.
Невозможность выстроить правильные взаимоотношения с людьми, для которых глиняный горшок для приготовления пищи ценнее античной статуи, раздражают героя.
Хотя всё произведение имеет чёткую и законченную мысль, условно всю композицию можно разделить на четыре части:
- Первая часть описывает общую картину. Поэта, который пытается выступать для непонимающей его толпы. Народу нравится песня, но он не видит в ней пользы, поэтому искренне не понимает, зачем нужно это выступление, о чём и спрашивает поэта.
- Во второй части герой упрекает чернь в непонимании и меркантильности. Говорит, что они неспособны понять истинную красоту вечного искусства. Им важно только то, что может принести материальную выгоду, поэтому они недостойны слушать духовную песнь.
- Третья часть — это ответ народа на высказывания главного героя. Чернь просит его использовать свой дар во благо. Люди просят научить, если такие уроки помогут избавиться им от пороков и стать лучше.
- В четвёртой, заключительной части автор как бы делает заключение о бессмысленности диалога. Невозможности обучения людей, которые изначально не имеют духовных ценностей. Он образно проводит неразделимую черту между двумя сословиями — людьми искусства и тёмной чернью.
Это произведение неслучайно включено в общеобразовательную школьную программу. Несмотря на сложность рифмовки, стихотворение легко читается и понятно даже подросткам. А сложные взаимоотношения между людьми разных социальных статусов всегда были и будут актуальной темой для написания различных философских работ и сочинений.
Тема и смысл
Тема «Поэта и толпы» проста и понятна — это конфликт между неравными сословиями людей. Однако смысл стихотворения можно понимать по-разному. Автор как бы даёт читателю выбор для симпатии.
Кому-то ближе по духу позиция народа (черни), которому не до духовных ценностей. Вся его жизнь — выживание. Трудно восхищаться античными статуями и вникать в смысл красивой песни поэта на пустой желудок. Поэт же сыт и ухожен. Он может себе позволить тратить время на размышления и философию об искусстве и красоте. Он просто не может понять, что у народа (черни) другие ценности в жизни.
Кто-то симпатизирует поэту и считает его мнение правильным. Нельзя жить только материальными ценностями. Такая позиция может привести только к деградации. Народ должен развиваться, учиться понимать красоту. Ведь, как известно, искусство вечно, в отличие от человеческой жизни.
Так или иначе, идея, которую Пушкин вложил в это произведение, полностью раскрыта. Он хотел показать непреодолимые разногласия между различными прослойками общества, и это у него получилось. Лирой пороки исправить невозможно.
Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/poet-i-tolpa.html
Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина
Значение поэта в обществе всегда глубоко волновало Александра Сергеевича Пушкина. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, которое будет полезным при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.
- Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и толпа.
- История создания – Стих написан в 1828 году.
- Тема стихотворения – Роль творца в истории своей страны.
- Композиция – Произведение имеет форму диалога и состоит из четырех условных частей.
- Жанр – Философская лирика.
- Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.
- Метафоры – «червь земли», «хладные скопцы».
- Эпитеты – «вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвященный».
- Олицетворения – «душа вкушает хладный сон».
- Сравнения – «душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна».
20-е годы 19 столетия стали настоящим испытанием для Александра Сергеевича. Он долгое время находился в ссылке, приобрел славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.
Невозможность вести полноценную жизнь и спокойно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение, и его провал он переживал крайне болезненно.
Александр Сергеевич все чаще стал задаваться вопросом о том, какова же истинная роль поэта в социуме. Он осознавал, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а вместе с тем – и весь мир.
Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», которое он написал в 1828 году. Изначально стих назывался «Чернь», однако он был переименован поэтом в 1836 году при подготовке второго издания.
Центральная тема произведения – роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэт обеспокоен полным отсутствием понимания между представителями двух противоположных лагерей: теми, кто «рожден для вдохновения» и теми, кто видит в искусстве только личную выгоду.
Поэт вдохновенно декламирует свое произведение, а толпа лишь удивленно переглядывается, не понимая, для чего он это делает. Лирический герой, чем прототипом является сам Пушкин, обвиняет чернь в том, что оно не в состоянии по достоинству оценить искусство, и ценит лишь материальные блага, которые насыщают тело, но не душу.
В ответ «чернь» настойчиво требует, чтобы поэт приносил пользу народу своим творчеством. Однако лирический герой уверен, что два лагеря – истинные ценители искусства и те, кто не видит в нем смысла – никогда не придут к обоюдному пониманию. Он всем сердцем презирает чернь, погрязшую в пороках, злобе и глупости, и не видит смысла в том, что тратить свои силы на их просвещение.
Также Пушкин открывает еще одну насущную проблему своего времени – желание большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а для получения материальной выгоды. Продажность собратьев по перу угнетает автора, поскольку написанные под заказ произведения зачастую имеют красивую форму без глубокого содержания. Обыватели же гораздо больше ценят внешний лоск, нежели наполненность поэзии.
Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в том, что творить, невзирая на все жизненные трудности и проблемы.
Произведение написано в виде диалога между непризнанным поэтом (лирический герой) и толпой («чернь»). Стихотворение условно можно разделить на четыре части.
В первой части показана непонимание и негативная реакция непросвещенной толпы на творчество поэта. Ей невдомек, для чего нужна поэзия, какова от нее реальная польза.
Во второй части поэт упрекает «чернь» в том, что он беспокоится лишь о собственной корысти.
В третьей части «чернь» наступает на поэта, требуя ощутимой пользы от его творчества, уроков, которые помогут избавиться от пороков.
В финальной части произведения лирический герой, прекрасно понимая, что все равно не сможет достучаться до сердец бездушной толпы, отказывает удовлетворить эти требования. Тем самым он проводит границу между людьми искусства и приземленной «чернью».
Ни одна из сторон не хочет прийти к компромиссу. Конфликт неразрешим, и продолжение диалога не представляется возможным.
Произведение написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.
В своем произведении Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности.
Среди них метафоры («червь земли», «хладные скопцы»), эпитеты («вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвященный»), олицетворения («душа вкушает хладный сон»), сравнения («душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна»).
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 22.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/poet-i-tolpa.html
Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа
Стихотворение было написано в 1828 году и носило название «Чернь», а впоследствии в 1836 — было изменено. Самым подходящим прилагательным, характеризующим это произведение, является «хмурое».
В этот период писатель переживает серьезные сложности своей жизни: разочарования после восстания декабристов, травля цензоров, нескладывающаяся личная жизнь, все это не могло, не отразится на его самоощущении и конечно, на творчестве.
Жанр
Стихотворение написано в форме диалога, между непросвещенным народом (чернью) и непризнанным гением (поэтом). По своему стилю оно напоминает философскую лирику. Когда мудрая и творческая личность пытается вразумить «темную», недалекую толпу.
Лишь прочитав эпилог уже можно сделать вывод, о чем пойдет речь… «Procul este, profani» (Прочь, неверные) то, что эта фраза написана на латыни наталкивает на мысль, что идея произведения была заимствована, в данном случае у Еврипида.
Но, если у античного философа люди и творец в конечном итоге все-таки приходят к консенсусу, то у Пушкина завершение и разрешение конфликта в принципе невозможно. Все дело в том, что большинство «представителей» народа 20 века, в России на самом деле были далеки от понимания всей глубины и сложности профессии, вот это и хотел подчеркнуть классик.
Именно исходя из нежелания услышать, и принять творчество поэта, возникает, буквально, невозможность достичь компромисса.
Основная мысль, тема, композиция
Тема: Миссия творца в истории, его роль в обществе и возможность влияния «на умы» людей.
Основная мысль: Непреодолимые разногласия между теми, кто относится к искусству потребительски и тем, кто понимает, что его предназначение просвещать, образовывать обывателей. Непримиримость двух диаметрально противоположных взглядов на жизнь. Народом, который стремится извлечь пользу из всего, в том числе из поэзии, и автором — «избранником небес».
Вначале герой еще пытается вразумить «чернь» осуждая за то, что они не могут оценить статую (задуманную, как образ Бога) и для них дороже «печной горшок», но после жестких реплик в ответ оставляет эти попытки.
Размер: Четырехстопный ямб.
Рифмовка стихотворения достаточно сложная. Происходит чередование мужской и женской рифмы, парной, кольцевой и перекрестной. В репликах народа преобладает парная рифмовка, исключение составляют последние четыре строчки (в них — перекрестная).
Образы и тропы
Уже во вступительной части сразу просматривается симпатия классика по отношению к главному герою. Он характеризует поэта такими эпитетами, как «божественный посланник», «лира вдохновенная». Народ же напротив изображен, как невежественная безликая масса: «тупой», «надменный».
Речь поэта очень эмоциональна. Она изобилует такими эпитетами (дерзкий, бессмысленный), метафорами (рабы безумные, червь земли), для описания народа и сравнениями (душе противны вы, как гробы).
На первый взгляд эти описания могут показаться жесткими и даже агрессивными, но прочитав все стихотворение становится понятно, что через героя говорит сам Пушкин, не пытаясь очернить народ, а всего лишь описывая реальное положение вещей.
9, 10 класс, кратко по плану. 1828 г.
- Анализ стихотворения Цветаевой Мне нравится, что Вы больны не мной
Марина Цветаева была неординарной, своенравной, несдержанной, необыкновенно влюбчивой поэтессой. Все события, происходящие в ее жизни она буквально принимала к своему любящему, горячему сердцу. Она была и необычной внешности. - Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал
В стихе речь идет о кинжале. Описывается он не как холодное оружие, а как дуг, как боевой товарищ впервые не кровью орошенный. Владелец кинжала с особым трепетом и бережливостью относился к нему. Его ковали для совершения мести, - Анализ стихотворения Тютчева В небе тают облака
Тютчев считается одним из самых известных и талантливых поэтов своего времени в России. Как и много других поэтом он уделяет много времени в своём творчестве для написания произведений касающихся красоты родной природы. - Анализ стихотворения Пушкина Ее глаза
Александр Сергеевич Пушкин в первую очередь относится к поэтам лирикам. В своих произведениях он всегда высвечивает только интересующие его темы, будь то дружба, творчество или чувство любви. Его лирические произведения раскрывают - Анализ стихотворения Есенина Пугачев
В данном элементе творчества писателя рассказывается история восстания при Екатерине Великой, недовольства казаков и того, что повториться через много лет, при большевистской революции.
Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/poet-i-tolpa
«Поэт и толпа», анализ стихотворения Пушкина
Стихотворение «Поэт и толпа» было написано в 1828 году. Первоначально оно называлось «Чернь» и было переименовано Пушкиным для второго издания в 1836 году.
Конец 20-х годов – тяжёлый для поэта период. Он угнетён последствиями декабрьского восстания, переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Поэт и толпа» написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением.
У произведения есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: «Прочь, непосвященные». Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида.
В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.
В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению.
Как и в драматическом произведении, в нём важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим. Сам по себе этот конфликт романтический. Ни одна из сторон не соглашается с другой (в отличие от стихотворения «Поэт и книгопродавец»).
В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически. Продолжение диалога невозможно.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – роль творца в истории, влияние его на обычных людей.
Основная мысль в непримиримости двух позиций: тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто «рождён для вдохновения».
Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя. Поэт поёт, а ничего не понимающие люди спрашивают друг у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать.
В первой реплике поэт обвиняет чернь в том, что она не ценит искусство (статую), хотя оно божественно (статуя – олицетворение бога), а ценит только то, что приносит пользу и насыщает тело, а не душу (печной горшок).
В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт приносил пользу, давая народу, обременённому разными пороками, уроки. Поэт, считающий, что у каждого свой путь, не хочет тратить усилия на то, чтобы изменить приземлённых людей.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка в стихотворении сложная. Беспорядочно чередуется перекрёстная, парная и кольцевая. Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме последних четырёх строчек вывода с перекрёстной рифмовкой.
Тропы и образы
Вступительная часть содержит положительные эпитеты, относящиеся к поэту (лира вдохновенная, рука рассеянная).
Народ характеризуют как будто отрицательные, но на самом деле объективные эпитеты (хладный, надменный, тупой, непосвященный, бессмысленно).
Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении «непонимающий», поэтому он холоден, то есть равнодушен к происходящему и надменен (отстранён).
Пушкин сразу показывает различие между отношением лирического героя и народа через глагол, передающий игру поэта, в высоком и низком стиле: бряцал (лирический герой) – бренчал (чернь).
В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая его с чародеем, его песню с ветром. Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна (песнь) – отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.
Речь поэта более хаотична и эмоциональна. В ней оскорбительные эпитеты (бессмысленный, дерзкий), метафоры (червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные), сравнения (душе противны вы, как гробы). Поэт подчёркивает у народа черты глупости и злобы.
Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет свои недостатки (малодушны, коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны). Ни разу чернь не оскорбляет поэта.
Она даёт его творчеству самую высокую оценку: звучно поёт, поражает ухо, ведёт к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник, божественный посланник, любит ближнего, даёт уроки. Это объективная оценка, совпадающая с мнением лирического героя.
Так же объективен ответ поэта: его лира не сможет исправить человеческие пороки. Поэт заканчивает реплику метафорой-выводом о собственной роли на земле. Это слова не только поэта, но и лирического героя, и автора.
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
- «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
- «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Метель», анализ повести Пушкина
- «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
- «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
- «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
- «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
- «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
- «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
- «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
- По произведению: «Поэт и толпа»
- По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/858-poet-i-tolpa-analiz
Краткий анализ стихотворения «Поэт и толпа» по плану
1. История создания
На черновике стихотворения «Поэт и толпа», (которое первоначально имело название «Чернь»), стоит дата создания – 15 мая 1829 года.
Впервые оно увидело свет в альманахе «Северные Цветы» в 1830 году.
По мнению некоторых литературоведов, этим произведением Пушкин пытался переосмыслить и понять взаимоотношения поэта с недружественным окружением.
Хотя он и заимствует у Еврипида (древнегреческого драматурга) сцену разговора поэта с толпой, в диалоге отражены личные настроения поэта, вызванные событиями собственной жизни.
Это довольно сложный период в жизни Пушкина. Он много и плодотворно работает, но недоброжелатели утверждают, что поэт «исписался». Друзей всё меньше, личная жизнь не складывается.
Давит поэта и постоянный контроль со стороны царской охранки. Он жаждет свободы, движения, изъявляет желание отправиться то в действующую армию, то за границу, но на все свои просьбы получает от Бенкендорфа отказ. И живой, жизнелюбивый поэт всё чаще впадает в отчаяние.
2. Литературное направление
По построению стихотворение «Поэт и толпа» относится к классицизму. Упоминания о лире, алтаре, статуе Аполлона говорит о том, что автор переносит действие в античную эпоху.
Но по отражению жизненных реалий произведение относится к литературному направлению реализм. Реальны чувства лирического героя, реален конфликт между двумя сторонами, которые так и не приходят к согласию.
3. Род
Произведение «Поэт и толпа» лирико-драматического рода.
Выражая чувства и переживания героя (лирика), оно представляет собой, в то же время, драму, поскольку и построено в виде диалога, и в нём присутствует неразрешённый конфликт между лирическим героем (Поэтом) и толпой.
4. Жанр
Стихотворение «Поэт и толпа» можно отнести к жанру философской лирики.
Диалог словно копирует спор античных философов. Его эмоциональная напряжённость подчёркивается энергичным слогом и восклицательными знаками.
5. Проблематика
Проблематика произведения – творческое осмысление взаимоотношений между теми, кто потребительски относится к искусству, ищет в нём «реальную пользу» и теми, кто имеет эстетическое чувство для восприятия красоты как самоценного явления, улучшающего и украшающего мир.
6. Тематика
Через разговор поэта с далёкими от поэзии людьми, Пушкин пытается понять роль творца в обществе. Какова миссия поэта? Может ли он влиять на умы людей, на общественную жизнь? Может ли он своим творчеством сделать их лучше?
Его жизненный опыт даёт ответ: нет. Слишком велика пропасть между практичным умом торговца и умом творческим.
- «Не оживит вас лиры глас!»
- Тем, для кого искусная статуя лишь дорогой мрамор, который можно взвесить и продать, трудно понять, что существует ценность иной категории – ценность произведения искусства.
- Потому он и отвечает толпе, которая призывает его посвятить свой дар исправлению пороков в обществе, что поэты рождаются…
- Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья, - Для звуков сладких и молитв.
Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-poet-i-tolpa-po-planu/
Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа 9
Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету “Поэт и толпа”. В 1828 году своей жизни Пушкин написал это произведение, которое стало вскоре очень важным. Были до этого мгновения, когда поэт задумывался частенько – какую же роль по-настоящему играет поэт в жизни людей?
Этот вопрос очень важен, и по-другому нельзя никак оценивать этот момент. Ведь те, кто пишет произведения, уже в какой-то степени подвергаются нападению со стороны общества. Это очень важно, так как
мысли писателей и поэтов влияют на мысли других людей.
Ведь поэты могут заставить волноваться и нервничать общество, или же наоборот – заставить их вздохнуть с облегчением, так как все – уже нормально, как в жизни, так и в быту.
Пушкин размышляет обо всех аспектах в этой области, ведь это очень важно понимать. Поэт думает, что роль поэта важна в жизни других людей, и не важно – каков их статус. Хот он также понимает, что толпа иногда может быть очень груба и невежественна, что порождает глупость и несправедливость.
Пушкин также, не хотя особенно обижать простых людей, все же, как бы показывает в произведении, что чернь и творческие личности – это совершенно разные люди, то есть они не совместимы, даже если быть очень лояльным. Эта грань четко выделена на протяжении всего произведения.
Поэт также показывает, для чего созданы поэты, почему и как они существуют.
Пушкин пишет, что мы, поэты и творческие люди, просто созданы для того, чтобы вдохновлять, чтобы писать прекрасные звуки слов, которые будут в свою очередь вдохновлять других людей.
Но он также отмечает, что остальные люди погрязли в заботах настолько сильно – что и не всегда замечают и уже тем более замечают простых людей.
9, 10 класс
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Пушкина Поэт и толпа 9« Характеристика героя Бобчинский, Ревизор, ГогольТема добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-pushkina-poet-i-tolpa-9/
Анализ стихотворения "Поэт и толпа" Пушкина
В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин выбирает условную форму представления поэтической идеи, предлагая ситуацию беседы некоего абстрактного поэта и собирательного образа — толпы.
Эту беседу правильнее назвать спором, отражающим диаметрально противоположные взгляды на назначение поэзии.
В продолжение разговора Поэт остаётся непреклонным в своем мнении, оно лишь укрепляется, толпа же уклончива и лукава, её доводы меняются, потому что для неё важна не истина, а достижение своей цели — заставить поэта служить себе, своим интересам.
- Позиция автора чётко очерчена, он следует за Поэтом, сначала сочувственно описывает его как бы со стороны, а в конце голос Поэта и взгляды автора соединяются в общем выводе:
- Мы рождены для вдохновенья,
- Для звуков сладких и молитв.
Толпу же автор называет по-разному, но во всех случаях наделяет её уничижительными прозваниями: «чернь», «чернь тупая», «бессмысленный народ». Дело в том, что слово «толпа», обозначающее массу людей, лишённых индивидуальности, какого-либо глубокого чувства или разума, было далеко не в чести у литераторов.
Пушкин уточняет это определение, чтобы за толпу не принимали простых людей, народ в широком смысле этого слова, поэтому предваряет стихотворение эпиграфом, взятым из поэмы древнеримского поэта Вергилия: «Procul este, profani».
Под непосвящёнными Пушкин понимает не простых, необразованных людей; непосвящённые — это те, кто не способен понять, что, помимо их мелких материальных нужд, существуют понятия высокие, явления возвышенные. Поэтому Пушкин всячески проясняет это, называя чернь словами «чернь тупая» и «бессмысленный народ».
Важно осознать, что чернью может быть, как показывает Пушкин, и человек из социальных низов, и знатный, даже внешне образованный человек, если не видит божественного отблеска в окружающем мире, или, пользуясь словами Жуковского, «присутствия Создателя в созданье».
Слова Поэта в стихотворении «Поэт и толпа» могут показаться излишне резкими, даже несправедливыми, но это не так — следует внимательно присмотреться и подумать, чем вызвана такая эмоциональная отповедь толпе. Например, Поэт с гневом говорит: Поденщик, раб нужды, забот!
Так что же, человек виноват в том, что он нуждается, должен каждый день добывать себе хлеб и жить в заботах? Нет, конечно, беда человека — не его вина, а ежедневный труд его обязанность и урок.
Пушкин словами Поэта порицает духовную бедность и ничтожество человека, живущего только ради практической пользы.
Именно с этой позиции следует читать стихотворение «Поэт и толпа», чтобы понять пафос и правоту Пушкина, утверждающего, что мы точно рождены
- Не для житейского волненья,
- Не для корысти, не для битв, —
- то есть не для пустой и мелкой суеты, не для подчинения своей жизни накоплению денег и уж верно не для войны.
Стихотворение Пушкина «Поэт и толпа», безусловно, возникло под влиянием жизненных обстоятельств, в ответ на требования некоторых критиков и издателей сделать свою поэзию сугубо моралистической, служащей практическим целям.
Пушкин же вовсе не отрицал огромную воспитательную силу поэзии, но был твёрд в главном для себя — поэзия не служанка, а мировая сущность, что уже выразил в «Пророке».
Поэтому мнение, распространённое раньше и возникающее иногда в наши дни, что Пушкин утверждал принцип «искусства для искусства», неверно.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/analiz_stikhotvorenija_poeht_i_tolpa_pushkina/53-1-0-1948
«Поэт и толпа» А. Пушкин
- Procul este, profani.*
- Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный - Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
- Какая польза нам от ней?»
- П о э т
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы всё — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
- Ты пищу в нем себе варишь.
- Ч е р н ь
Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
- А мы послушаем тебя.
- П о э т
Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Дата создания: 1828 г.
*Прочь, непосвященные (лат.)
Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»
Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному.
Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение.
В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл.
Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи.
Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т. е. не представляла какой-либо ценности.
Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение. Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».
Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие. Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно.
Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».
Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!».
При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего.
Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим.
Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».
При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения.
Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами.
Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.
Источник: https://pishi-stihi.ru/poet-i-tolpa-pushkin.html
Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин) | Литерагуру
Нет ни одного поэта, который бы не задумывался над проблемой предназначения творца, над его сущностью, его миссией на этой земле. Исключением не стал и Александр Сергеевич Пушкин.
В его творчестве значительное место отведено теме поэта и поэзии. «Пророк», «Эхо», «Памятник» — лишь малая часть из всего многообразия произведений, в которых отражалась данная тема.
В данной статье мы проанализируем стихотворение «Поэт», где автор также высказывался о роли человека искусства в жизни всего мира.
История создания
Стихотворение было написано в 1827 году, когда поэт прибывал в Михайловском, с которым А.С. Пушкин был связан всю свою зрелую жизнь: здесь он был в ссылке, здесь он творил.
В 1826 году заканчивается ссылка Александра Сергеевича в Михайловском, но уже в следующем году поэт сам приезжает сюда из Санкт-Петербурга, чтобы отдохнуть от светской суеты столицы и заняться свободным творчеством.
В этот период он пишет очень много, задумывает первое своё произведение в прозе «Арап Петра Великого».
В деревенской тиши муза поэта проснулась, воспарила, и стихотворение «Поэт» очень точно отражает такое фантастическое пробуждение поэта, когда он из загнанного обывателя превращается в Пророка.
Жанр, размер и направление
Жанр произведение «Поэт» — лирическое стихотворение. Произведение написано от лица автора, который повествует об особенностях таких необычных людей, как творцы. По мысли автора, выдающегося человека можно и не заметить в толпе, но до тех пор, пока его не коснётся рука Аполлона. Когда же он погружается в мир муз, он полностью преображается. Мир вокруг него меняется.
Стихотворение чётко можно поделить на две части: человек в мире реальном, мире обывательском до того, как его коснётся «божественный глагол»; и поэт в мире творчества, в царстве бога музыки и искусств. Значит, данное произведение можно отнести к романтической лирике. Одной из характерных черт романтизма является принцип двоемирия, что мы и наблюдаем в стихотворении «Поэт».
Размер произведения — четырёхстопный ямб, с помощью которого создаётся ровный, плавный ритм. Стихотворение начинает восприниматься, как притча.
Когда говоришь слово «притча», сразу в воображении рисуется седовласый старец, который размеренно и спокойно повествует о какой-нибудь красивой и мудрой истории. Так и здесь.
Александр Сергеевич создал атмосферу красивой легенды, которая своей плавностью гипнотизирует, погружает читателя вслед за лирическим героем в мир грёз и муз.
Главные герои и их характеристика
В центре стихотворения поэт, который предстаёт перед читателями в своих двух ипостасях. Сначала он жалок и ничтожен, он часть серой массы:
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Но стоит только «божественному глаголу» коснуться души поэта, он расцветает, он пробуждается от сна.
Теперь он не хочет и не может жить как прежде, он не готов мириться с обывательским существованием, ему чужды мелочные интересы, материальные заботы.
Если раньше он был таким же, он был слеп, то теперь он прозрел, он задыхается в мире корысти и лжи. Он бежит от этого суетного мира на волю, простор, свободу!
Темы и проблемы
- В своём стихотворении А.С. Пушкин затрагивает одну из важнейших тем для самого поэта, это тема творчества, преображения человека, которое стало возможно благодаря искусству.
Александр Сергеевич показывает, как одним движением, одним дуновением муза может изменить жизнь.
- Кроме того, поэт поднимает проблему «слепоты» общества. Ей посвящена первая часть произведения. Мир равнодушен, меркантилен, ничтожен.
Таким выступает человек со спящей душой, равнодушный человек. Поэт не может быть таким, он остро реагирует на всё происходящее вокруг, он видит порочность окружающих его людей и не может с этим мириться. И мир, что казался привычным, открывается в новом неприглядном свете.
Помимо всего, А.С. Пушкин повествует о специфике вдохновения: муза приходит и покидает поэта, она независима, она своевольна.
Смысл
В стихотворении, как уже было сказано, выделяются две части: жизнь «слепая» со спящей душой и удел человека прозревшего, который не заслоняется за бытовыми мелочами от бессмысленности прозябания, который готов прямо и смело смотреть в лицо всем невзгодам. Это идеал личности, его воспевает Пушкин.
Главная мысль произведения заключается даже не в том, что автор возвышает свое мастерство, а в том, что любой человек может и должен стремиться стать выше, чем повседневные и бытовые мелочи, которые зачастую замещают все духовные потребности.
Нужно не закрывать глаза, не примиряться со злом, а идти против него, чтобы и другие люди увидели, что надо менять ситуацию к лучшему.
Так, поэт призывает к неравнодушию. Поэт воспарил как орёл, как только смог услышать «божественный глагол». Главное — суметь открыть свою душу этому голосу, который раскроет мир перед тобой во всех его проявлениях.
Средства выразительности (тропы)
В стихотворении «Поэт» А.С. Пушкин использует такие средства выразительности, как метафоры («молчит его святая лира», «душа вкушает хладный сон»), которые создают поэтический образ чего-то устрашающего. Мы видим, что «святая лира» молчит.
Когда святые молчат, то начинают властвовать демоны. Душа не просто спит, а именно «вкушает», что создаёт впечатление мещанской сытости, праздного благополучия.
Она удовлетворена комфортом своего слепого существования, ей чужды стремления и мечты, сильные эмоции и чувства.
Интересны эпитеты, которые использует поэт («священная жертва», «суетный свет», «хладный сон», «божественный глагол»). Они подчёркивают главный принцип построения стихотворения. Произведение построено на антитезе: первая часть — суета и тьма, вторая — свет, озарение.
Также, автор использует в начале стихотворения инверсию («Пока не требует поэта/ К священной жертве Аполлон»), которая уже подсказывает читателю, что автор расскажет нам, что же происходит с поэтом в моменты вдохновения. Также она указывает на временность пребывания поэта в этом сонном, мёртвом состоянии, мы верим, что рано или поздно его душа проснётся.
Критика
Судьба А.С. Пушкина не была простой: он большую часть своей сознательной жизни провёл в ссылках. И в данном стихотворении «Поэт» Александр Сергеевич хотел выразить жажду свободы творчества, показать, что поэт сам себе не хозяин, он во власти творчества, муз, искусства.
К А.С. Пушкину относились по-разному: одни им восторгались, другие не принимали славы поэта в том масштабе, который ему приписывали первые. К примеру, его желчно критиковал Фаддей Булгарин, редактор правительственного журнала «Северная пчела».
Закончить хочется словами русского поэта и литературного критика Апполона Александровича Григорьева:
Явился «поэт», явилась великая творческая сила, равная по задаткам всему, что в мире являлась не только великого, но даже величайшего: Гомеру, Данту, Шекспиру, — явился Пушкин…
Екатерина Евсеева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-poet-a-s-pushkin/
Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Памятник» — презентация
1 Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Памятник»
2 Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет, Сердись, кричи, бранись, — а я — таки поэт. Из стихотворения «К другу стихотворцу» Поэт не человек, он только дух — Будь слеп он, как Гомер, Иль, как Бетховен, глух, — Всё видит, слышит, всем владеет… А. Ахматова
3 Дельвиг Антон Антонович (17 августа 1798 – 26 января 1831) Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт. Наперснику богов не страшны бури злые: Над ним их промысел высокий и святой… 1817 г. Божественная природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта.
4 Изыде сеятель сеяти семена своя. Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя Но потерял я только время, Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
Разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта «Свободы сеятель пустынный», 1823 г.
5 Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Марк Шагал.
Иеремия получает дар пророчества «ПОЭТ» Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы г. Божественная суть искусства, пророческого назначения поэта, особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии.
6 Procul este, profani.[1] Поэт по лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал. Он пел а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поёт? Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведёт? О чём бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит, Как своенравный чародей? Как ветер, песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?» Поэт Молчи, бессмысленный народ, Подёнщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес; Тебе бы пользы всё на вес Кумир ты ценишь Бельведерский. Ты пользы, пользы в нём не зришь. Но мрамор сей ведь бог!.. так что же? Печной горшок тебе дороже: Ты пищу в нём себе варишь.. Чернь Нет, если ты небес избранник, Свой дар, божественный посланник, Во благо нам употребляй: Сердца собратьев исправляй. Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны; Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы; Гнездятся клубом в нас пороки. Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя. Поэт Подите прочь какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! Душе противны вы, как гробы. Для вашей глупости и злобы Имели вы до сей поры Бичи, темницы, топоры; Довольно с вас, рабов безумных! Во градах ваших с улиц шумных Сметают сор, полезный труд! Но, позабыв своё служенье, Алтарь и жертвоприношенье, Жрецы ль у вас метлу берут? Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Цель поэзии – приобщать людей к духовной работе.
7 Н.А. Некрасов, Элегия» Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… М.Ю.
Лермонтов «Нет, я не Байрон, я другой» Поэт размышляет о своем месте среди людей, предсказывает свой творческий и жизненный путь: Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит, В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я или бог или никто!
8 В. Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии» Говоря о тяжелом труде поэта, Маяковский сравнивает поэзию с добычей редких металлов: «В грамм добыча, в год труды». Ради чего? Чтобы слова приводили «в движение тысячи лет миллионов сердца».
Долг наш – реветь медногорной сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипенье. Поэт всегда должник вселенной… М.И. Цветаева Поэт противопоставлен черни, толпе, как вечное, истинное контрастирует с бытовым, сиюминутным.
Лирическая героиня бросает вызов всем обывателям: Вы, идущие мимо меня К не моим и сомнительным чарам, – Если б знали вы, сколько огня, Сколько жизни, растраченной даром… …Сколько темной и грозной тоски В голове моей светловолосой… А.А.
Ахматова « К другу стихотворцу» Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет, Сердись, кричи, бранись, — а я — таки поэт.
9 Вывод Поэзия для Пушкина – служение гуманистическим идеалам.
— Поэзия –очень мудрое, трудное дело, оно непосильно не посвящённым в тайны поэтического искусства; — Поэт – это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек; — Содержанием поэзии должна быть жизнь во всём её многообразии; — Назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей», т.е. поэзия существует для избранных; она имеет высокое общественное, народное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.
Источник: https://myshared.ru/slide/705433/