Базаров перед лицом смерти — один из самых ярких образов, созданных Иваном Сергеевичем Тургеневым в его знаменитом произведении «Отцы и дети». Это произведение стало знаковым для поколения, выросшего в 60-е годы XIX столетия. Многие воспринимали этого героя как идеал, образец для подражания.
Роман Тургенева
Базаров перед лицом смерти предстает в самом конце этого романа. Его действия разворачиваются в 1859 году, в канун крестьянской реформы, навсегда отменившей крепостное право в России. Главные герои — Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.
Это молодые люди, которые приезжают погостить в поместье Марьино к отцу и дяде Аркадия. У Базарова складываются непростые и напряженные взаимоотношения со старшими Кирсановыми, в результате чего он вынужден от них съехать. Аркадий, увлеченный товарищем, отправляется за ним следом.
В губернском городе они оказываются в компании прогрессивной молодежи.
Позже на званом вечере у губернатора они встречают Одинцову — пожалуй, главного женского персонажа романа. Базаров и Кирсанов едут в ее имение под названием Никольское. Оба они увлечены этой женщиной. Базаров даже признается ей в любви, но этим только пугает Одинцову. Евгений вновь вынужден уехать.
На этот раз снова вместе с Аркадием он отправляется к своим родителям. Они чересчур любят своего сына. Базарову это вскоре откровенно надоедает, поэтому он возвращается в Марьино. Там у него появляется новое увлечение — девушку зовут Фенечка. Они целуются, и оказывается, что Фенечка — мать внебрачного сына отца Аркадия.
Все это приводит к дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия.
Между тем сам Аркадий в одиночку отправляется в Никольское и остается у Одинцовой. Правда, он увлекается не хозяйкой поместья, а ее сестрой — Катей. Базаров тоже приезжает в Никольское. Он объясняется с Одинцовой, извиняется за свои чувства.
Судьбы героев
Роман заканчивается тем, что Базаров, распрощавшись с другом, уезжает к своим родителям. Отцу он помогает в нелегком деле — лечении заболевших тифом. Во время операции он случайно порезался при вскрытии очередного умершего и заразился смертельной инфекцией.
Перед смертью он просит Одинцову повидаться с ним в последний раз. Судьба остальных персонажей складывается следующим образом: прогрессивный Павел Петрович уезжает за границу, Николай Петрович женится на Фенечке, а Аркадий Кирсанов — на ее сестре, Одинцовой Кате.
Проблемы романа
В романе Тургенева «Отцы и дети» оказывается в результате Базаров перед лицом любви и смерти. Решение автора завершить свое произведение смертью главного героя многое говорит о замысле, который был у создателя. У Тургенева Базаров в финале погибает.
Поэтому так важно разобраться, почему именно так обошелся с ним автор, почему описание этой гибели так важно для понимания смысла всего произведения. Ответить на эти вопросы помогает подробное изучение эпизода, посвященного смерти центрального персонажа.
Как оказывается Базаров перед лицом смерти? Краткое содержание развязки романа вы можете найти в этой статье.
Образ Евгений Базарова
Описывая главного героя своего произведения, автор отмечает, что Базаров был сыном лекаря. Когда он вырос, то решил продолжить дело своего отца. Автор сам характеризует его как умного и циничного человека. При этом где-то внутри, в глубине души он остается внимательным, чутким и добрым.
У Базарова специфическая жизненная позиция, которая в последующие годы получила большое количество приверженцев и сторонников. Евгений отрицает любые моральные ценности современного ему общества, а также нравственность и любые идеалы.
Более того, он не признает никакого искусства, не воспринимает любовь, которую воспевают многие поэты, так как считает ее чистой физиологией.
При этом он не признает в жизни никаких авторитетов, считая, что каждый человек должен ориентироваться только на себя, ни за кем не следуя.
Нигилизм
Базаров — сторонник нигилизма, но при этом он отличается от других молодых людей, придерживающихся подобной философии, например от Кукшина или Ситникова. Для них отрицание всего вокруг — не более чем маска, которая помогает скрыть собственную несостоятельность и черствую глубинную пошлость.
Базаров на них совсем непохож. Он нисколько не кривит душой, с присущей ему пылкостью отстаивая свои взгляды. Он считает, что главное, ради чего должен жить человек, — это труд, который приносит пользу всему обществу. При этом Евгений снисходительно относится к большинству окружающих, даже презирает многих из них, ставит ниже себя.
Встреча с Одинцовой
Эта жизненная философия Базарова, в незыблемости которой он был уверен, коренным образом изменилась после встречи с Одинцовой. Базаров впервые по-настоящему влюбляется, а после этого понимает, насколько его убеждения расходятся с жизненными истинами.
Крах идеалов
Главный персонаж романа Тургенева ощущает, что любовь — это не только физиология, но и настоящее, сильное чувство. Наступает прозрение, которое многое меняет в мировосприятии героя.
Рушатся все его убеждения, а вслед за ними и вся его жизнь теряет смысл. Тургенев мог бы написать о том, как этот человек со временем отказывается от своих идеалов, превращаясь в среднестатистического человека.
Вместо этого он ставит Базарова перед лицом смерти.
Стоит признать, что гибель героя происходит глупо и во многом случайно. Она становится следствием небольшого пореза, который был получен при вскрытии тела человека, умершего от тифа. Но при этом смерть совсем не была внезапной.
Зная, что болен, Базаров сумел оценить сделанное и осознать размеры того, что уже никогда не осуществит. Примечательно, как ведет себя Базаров перед лицом смерти. Он не выглядит испуганным или растерянным. Вместо этого Евгений силен, на удивление спокоен и стоек, практически невозмутим.
Читатель начинает в эти моменты испытывать к нему не жалость, а искреннее уважение.
Смерть Базарова
При этом автор не дает нам забыть, что Базаров — это все-таки обычный человек, которому свойственны разные слабости. Никто не воспринимает свою гибель безразлично, поэтому и Евгений откровенно переживает. Он постоянно думает о том, что мог бы еще совершить, о той силе, которая в нем есть, но так и осталась нерастраченной.
При этом до последнего ироничным и циничным остается Базаров перед лицом смерти. Цитата «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» это только подтверждает.
Здесь за иронией героя мы можем рассмотреть горькое сожаление об уходящих минутах. В последние минуты жизни он жаждет встречи с любимой женщиной, с которой не смог быть вместе.
Базаров перед лицом смерти просит, чтобы Одинцова приехала к нему. Та выполняет это желание.
На смертном одре главный герой смягчается к своим родителям, понимая, что в действительности они всегда занимали важное место в его жизни, сформировали его сущность и мировоззрение. Так, как выглядит Базаров перед лицом смерти, хотел бы, наверное, выглядеть каждый.
Он спокойно анализирует все сделанное за свою короткую, но плодотворную жизнь, которую посвятил науке, желая принести пользу своей стране. Смерть для главного героя оказывается не только прекращением физического существования, но и знаком того, что он в действительности не нужен России. Все его мечты что-то изменить оканчиваются фактически ничем.
Физической гибели главного героя предшествует гибель его взглядов. Вместе с Базаровым умирает и его гений, а также мощный характер и искренние убеждения.
Источник: https://www.syl.ru/article/354808/evgeniy-bazarov-pered-litsom-smerti—analiz-proizvedeniya-i-harakteristika
Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева Отцы и дети
Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» — роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.
Кто такой Базаров?
Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, нравственные ценности, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.
В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.
Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу.
Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает «труд на пользу общества». Его задача — «жить для великой цели обновления мира».
Отношение к окружающим
Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения.
Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках.
Привязанность, сочувствие, нежность – все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.
Любовь Базарова
Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой.
Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма.
Его прежняя жизнь разрушена.
Объяснение Базарова в любви – это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.
Смерть Базарова – случайность?
Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.
Отношение Базарова к смерти и к себе
Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.
Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.
Понимание истинных ценностей
Перед лицом смерти человеческие ценности меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.
Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.
Самое важное для него теперь – родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.
Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.
Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.
Источник: https://autogear.ru/article/179/251/analiz-epizoda-smerti-bazarova-v-romane-turgeneva-ottsyi-i-deti/
Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
«Фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, безусловно, удалась Тургеневу. Воплотив в разночинце Базарове образ «новых людей», его воплощением нигилизма, писатель приводит его к краху. Родившееся в герое чувство к Анне евне Одинцовой — насмешка над его идеями, а неумелое вскрытие трупа умершего от тифа крестьянина, приведшее и самого героя к смерти,— насмешка над научными изысканиями Базарова.Как же можно объяснить такое противоречие: Базаров — «любимое детище», но почему Тургенев так жесток к нему? Как писатель-реалист, Тургенев просто следует за действительностью. «Я чувствовал тогда, народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из выйдет, — я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю. Я в последнее». Итак, что же мы видим? Базаров столь отличен от других, его высказывания столь резки и ны, что он вызывает массу подражателей: весьма карикатурных, как Ситников, Кукшина, или заблуждающихся на свой счет, как Аркадий Кирсанов. Вызывает он и недоумение, и гнев, и раздражение, и интерес — как всегда вызывает эти чувства что-то новое и сильное. Но в романе, как и в современной Тургеневу жизни, Базаров одинок. Противостояние с Павлом Петровичем, дошедшее до не столь серьезно для самого Базарова, ему, пожалуй, даже скучно. Мимолетная игра с Фенеч тоже от скуки. Отрицая все и вся, Базаров выдает свою неприспособленность к жизни. Желание двинуться вперед, изменить ее, эту спокойную, размеренную, бесполезную жизнь «ОТЦОВ» только желанием. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу, но в романе Базаров один, и в этом его драма. Те же, чью жизнь он так хочет улучшить (мужики, например), считают его «чем-то вроде шута горохового», а «отцы» предпочитают покой.
Смерть Базарова явилась трагедией только для тех, кому он был по-настоящему дорог, дорог независимо от своих суждений, — для его родителей. Они были искренне привязаны к нему, любили той любовью, которая не зависит от внешних причин и внутренних разногласий.
В этой семье не было — споров между «отцами» и «детьми»: и отец, и мать признали превосходство сына над собой, это толь- ко укрепляло их гордость за него, их родительскую любовь. Для остальных героев романа смерть Базарова не прошла незамеченной, но вряд ли. серьезно повлияла на их жизни. Они нашли то, что искали: кто-то — супружеское счастье, кто-то — забвение вдали от родины, кто-то — покой.
Явилась ли смерть Базарова трагедией для науки, для передового общества? Вряд ли мы можем это утверждать. Да и для самого Базарова был ли такой конец трагедией? С одной стороны, он был молод, перед ним была целая жизнь. Но, с другой стороны, писатель не видел, какое место мог бы занять Базаров в этой жизни, и потому привел его к такому концу.
Внешняя причина смерти героя, как уже упоминалось, вскрытие трупа, вероятно, «для пользы науки». Никаким другим способом Тургенев убить Базарова не мог, иначе образ был бы разрушен.
Каковы же внутренние причины гибели «нового человека»? Любовная неудача? Для отрицающего «пустяки» — чувства — вряд ли это веская причина. Но надлом произошел.
Стать Жертвой того, что ты отрицаешь, — суровая игра судьбы… Базаров не бесчувствен, но женщина, которую он счел равной себе, умная, серьезная, сильная, не захотела разделить с ним его жизнь.
То презрение, с которым Базаров отнесся и к своему чувству, и в конечном итоге к самому себе, подорвало его веру в себя. Он ронял, что не так уж отличен от других…
Могло ли фактическое идейное одиночество стать причиной гибели Базарова? Но он уверен, что таких, как он, много. Вывод может быть один: Базаров— провозвестник будущего, а в настоящем он уже сделал все, что мог. Д. И.
Писарев утверждал, что Тургенев не хотел «унизить молодое поколение и доказать, что дети хуже родителей», и был «уверен в том, что непосредственное чувство читателей, не скованных обязательными отношениями к теории, оправдает Тургенева и увидит в его произведении не диссертацию на заданную тему, а верную, глубоко прочувствованную и без малейшей утайки нарисованную картину современной жизни».
Несомненно, фигура Базарова — героическая. Его основная идея, так упорно проводимая им в жизнь, — отрицание «как самое полезное в теперешнее время» занятие, к сожалению, особых плодов не принесла. П. А. Кропоткин писал: «…Базаров не удовлетворял нас.
Мы в то время нашли его слишком грубым, например, в отношениях к старикам-родителям, а в особенности, мы думали, что он слишком пренебрегал своими обязанностями, как гражданин. Молодежь не могла быть удовлетворена исключительно отрицательным ко всему отношением тургеневского героя».
Тургенев писал, что «хотел сделать из него (Базарова) лицо трагическое — тут было не до нежностей», а по законам истории, литературы и жизни трагический герой обязан умереть.
Болезнь и смерть Базарова ЗДЕСЬ
Источник: https://resoch.ru/analiz-epizoda-smerti-bazarova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/
Анализ эпизода Смерть Базарова по роману Отцы и дети
Читая роман Тургенева И.С. «Отцы и дети», мы с трепетом наблюдаем за человеком по имени Евгений Васильевич Базаров. Что же в нем особенного? На вид это простой уездный лекарь, который получил профессию, как наследство от отца. Он трудолюбивый, близкий с народом. Но, все таки, есть в нем нечто необычное.
Это его нигилизм. Базаров всегда выделялся из толпы тем, что все отрицал. Такие близкие для многих из нас вещи, как природа, любовь, религия, были чужды для него. Даже в самом себе он постоянно замечал, что чем дальше, тем меньше чувств он испытывал к семье и друзьям.
Но, ни в коем случае, нельзя его критиковать. Еще одной характерной чертой Базарова было упорство. Работая, он получал насаждение. Занимая должность лекаря, он постоянно был связан с людьми, что позволяло ему пользоваться всеобщим уважением. Его любили дети, работники, окружающие. Он казался им простым и понятным.
Так или иначе, роман подводит нас к ключевому моменту – смерти Базарова. По истории мы видим, что Евгений умирает от заражения крови. Но, на самом деле, все, что связано с этой трагедией, несет в себе более глубокий смысл.
Тургенев видит в своем герое обреченного человека. Здесь прослеживаются две главные причины: одиночество Базарова и внутренние переживания.
Особенностью последних дней героя было то, что он понемногу начинал осознавать все те вещи, которым так старательно противился. Он признается в любви возлюбленной, начинает по-новому относится к родителям. Базаров наконец-то понял, насколько важны родители в жизни и что они действительно заслуживают уважения и внимания от сына.
Этот человек имел необычайную силу воли. Он твердо смотрел смерти в глаза и не боялся. Евгений смог в полной мере оценить свою жизнь и сделать все выводы. В итоге, он самый простой человек, у которого своя жизнь и свои страхи.
Наверное, ему было сложно смирится с тем, что наука, в которую он свято верил, стала причиной его неизлечимой болезни. Медицина не смогла спасти его.
Мне нравится то, насколько это был пылкий человек. Его нельзя назвать слабым или ненужным. Он старался изо всех сил быть полезным. Но в конце своей жизни, он задумывается над тем, что так и не смог послужить своей Родине. Он укоряет себя за это. Но мы видим в нем героя, который мужественно, стойко, упорно достигает своей цели.
Базаров – это пример человека, которому не нужны ни поддержка, ни сострадание. Он один способен пройти любые преграды. Ему хорошо одному. Да он одинок, но этого не чувствует.
Когда мы слышим про людей, которые находятся на пороге смерти, то часто замечаем, что они начинаю просить помощи, молить Бога и людей спасти их.
Но наш герой не тешил себя глупыми надеждами, а стойко смотрел вперед. В нем нет страха, одно только сожаление. Наверное, так чувствует себя каждый.
На протяжении жизни у нас много планов, но в суете мы многое упускаем. И вот, в итоге, мы понимаем, что многое потеряли и не сделали.
Интересными автор показывает те моменты, где герой переживает новые чувства, которые ему раньше были неведомы. Он думает о лесах, о природе, даже о религии. Базаров понимает, как много он потерял и что ничего не вернуть. Здесь есть нечто большее. Как будто все то, что он отрицал, собралось проводить его в другой мир.
Еще один вопрос, который стоит перед нами – почему все-таки Тургенев убил героя. Главная причина, на мой взгляд, это состояние общества того времени. Люди были не готовы принять новые демократические реформы. Так что символ Героя просто не смог бы просуществовать дольше.
Для меня Евгений Васильевич Базаров – это человек, который неустанно придерживался своих принципов, чем заслуживает уважение и память.
Источник: https://www.litra5.ru/turgenev/sochinenie-analiz-jepizoda-smert-bazarova-po-romanu-otcy-i-deti/
Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева Отцы и дети методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Тема:
«Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Разработчик урока:
учитель русского языка и литературы
Ивлева Л.Е.
2012 г.
Тема:
«Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
“…И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..” И.С. Тургенев
Цели:
- Подведение учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
- Увидеть духовное богатство и силу духа Базарова.
- Прояснить особенности авторской позиции по отношению к главному герою.
- Путем художественного анализа прийти к выводу о роли эпизода в романе.
- Соотнести выводы учащихся с мнением критиков.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Автор мог оставить героя в живых, но не счел это жизненно важным. Почему?
2. Работа с текстом.
- (Проверка домашнего задания)
- Подбор фраз и текста, доказывающих одиночество Базарова, его обреченность в обществе.
- Первая группа.
- Базаров и братья Кирсановы ( разрыв по идеологическим соображениям).
- Глава 10, 6: – Вы все разрушаете “Да ведь надобно же и строить”.
– Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.
- – Я не понимаю, как можно не признавать принципов!
- – В теперешнее время полезнее всего отрицание.
- Вторая группа.
- Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).
- Глава 26: “видно, прав Базаров, любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, эгоизм…;
- Третья группа.
- Кукшина и Ситников – Базаров ( пошлость и ничтожество).
Глава 19: “мне нужны подобные слухи. Не богам же горшки обжигать!”
- Четвертая группа.
- Базаров и Аркадий (отрицание дружбы – мягкость Аркадия).
- Глава 26: “Мы прощаемся навсегда, и ты сам это знаешь чувствуешь, ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.”
- Пятая группа.
- Базаров и родители (люди разных поколений, разного развития).
- Глава 21:
“Уеду завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя.”“Скучно ему стало с нами. Один теперь как перст, один!”
– С кем же Базаров считает себя близким? В ком находит понимание, по его мнению (с народом).
– Так ли это на самом деле?
3. Чтение творческих работ – миниатюр “Базаров и народ”.
(Индивидуальное домашнее задание)
Базаров считает, что говорит на одном языке с народом, считает себя близким с ним. “Мой дед землю пахал”. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его.
Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже призирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.
– Так почему же Тургенев обрекает его на смерть?
(Он считает его обреченным. Две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.)
– Но Тургенев не просто констатирует смерть, он отводит эпизоду смерти особое значение. Какое? Мы будем об этом рассуждать после чтения текста.
4. Выразительное чтение эпизода.
5. Беседа. Анализ эпизода.
6. Какие качества Базарова проявились в эпизоде?
Глава 27:
- Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.
- Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
- Убежденный материалист. “Ведь и беспамятных причащают”, “не мешай мне” (отказ от исповеди). “А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?”
- Жалость к родителям. “Мать? Бедняга! Кого-то она кормила своим удивительным борщом?”. “Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему?”
- Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.
- Романтизм науки. К каким средствам художественной выразительности прибегает Тургенев, чтобы показать романтизм Базарова? Метафоры: червяк полураздавленный, гигант, умирающая лампада.Афористичность.Эпитеты: молодая, свежая, чистая, умирающая.Почему такая поэтичность в речи героя? Что можно сказать здесь о тургеневской позиции? Базаров – романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в жизни.
А жизнь взяла свое. Тургенев видит его, не реализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.
- Цитирование критиков о последнем эпизоде. (Индивидуальное домашнее задание) “Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева, я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное”.“Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг”.
Д.И. Писарёв
Вывод:
Почему же всё-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?
Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и “обречённую на гибель”.
Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров – “умница” и “герой”. Автор хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.
- Домашнее задание.
- Написать творческую работу.
- I вариант.
- Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Базаров вдруг повернулся на диване…”
- II вариант.
- Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери…”
- Анализ эпизода.
- Алгоритм работы на уроке.
- Роль эпизода смерти Базарова, анализ эпизода из романа.
- Тургенева “Отцы и дети”.
- Эпизод – слово греческое, имеет три толкования: “Случай”, “Вставка”, “Посторонний”. В толковом словаре выделяется два значения:
- Случай из жизни. Всего лишь эпизод.
- Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения. Таким образом, для анализа эпизода необходимо определить его границы. Определив тему, главную мысль и озаглавив, можно начинать анализ по плану:
- Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)?
- Сжатый пересказ. Назвать первые события (завязку), главное событие (кульминацию), последнее событие (развязку) происшедшего случая, если они не были выделены учениками при переходе сюжета.
- Далее смотрим, как построен эпизод. Эпизод – это цельный фрагмент текста, что предполагает наличие вступления (сообщение о мести и времени действия) и заключение (последствие). Определив основную часть границами завязки, поделить её на части (можно составить план). Выяснить в какой части находится кульминация.
- Зададим вопрос: Какие качества характера героя проявились в эпизоде?
- Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
- Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)?
- Авторская позиция. Как относится автор к герою, происходящему? Какими словами или выражениями характеризуется герой или происходящее? Какая оценка автора в них звучит?
- Особенности языка писателя. Можно обратить внимание на язык персонажей, язык автора или рассказчика (если он есть). Лексика, неологизмы, синтаксический строй, афористичность и другое.
- Какие художественные приёмы использует автор в этом эпизоде?
- Таким образом, выходим на проблематику эпизода, на его связь с художественным целым.
Главное внимание при работе с эпизодом следует уделять осмыслению его художественных особенностей, иными словами, предложить путь от художественных особенностей к проблематике, а не наоборот. Иными словами, при таком пути анализа ученик учит всё “вычитывать” из текста, а не иллюстрировать текстом непонятно откуда взятые (в лучшем случае со слов учителя или из учебника) положения.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/04/10/rol-epizoda-smerti-bazarova-v-romane-is-turgeneva-ottsy-i-deti
Анализ эпизода литературного произведения Смерть Базарова По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» — презентация
1 Анализ эпизода литературного произведения Смерть Базарова По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
2 План работы над анализом эпизода литературного произведения. 1.Установить границы эпизода 2.Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют. 3.Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. 4.Рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет. 5.
Проследить логику развития авторской мысли. 6.Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. 7.Показать роль эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами, роль в раскрытии авторского замысла 8.
Как общий идейный замысел всего произведения отражается в этом эпизоде.
3 О чем надо помнить!!! 1.Главная опасность- замена анализа пересказом 2.Анализ эпизода- это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. 3.Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значение для образа в целом. 4.В конце анализа обязательно должен быть синтез, т.е. обобщенный вывод из сказанного выше.
4 Идейный замысел романа «Отцы и дети» В апреле 1862 г. Тургенев писал поэту К.К. Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель».
И действительно, писатель осуществил этот замысел- наделил Базарова в конце романа мрачным пессимизмом, скептическим отношениям к мужикам и даже заставил его сказать фразу: «Я нужен России…Нет, видимо, не нужен».
В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великое спокойствие» «равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную».
5 Пишем сочинение… Установить границы эпизодаЭпизод смерти Евгения Базарова включен в предпоследнюю главу романа. Он является важным для раскрытия образа главного героя, так как перед нами появляется совершенно другой Базаров, человечный, слабый, возвышенный, любящий.
Сцена смерти Базарова- это финал романа. Базаров постепенно остается одиноким( отпадают первыми Кирсановы, затем Одинцова, Фенечка, Аркадий. Базаров едет в деревню к родителям, чтобы быть поближе к народу.
Но сцена разговора с мужиком отделяет его и от народа ( он осознает, что он для мужика вроде шута горохового)
6 Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют Базаров, находясь в деревне у родителей, начинает помогать отцу во врачебной практике, он осматривает больных, делает им перевязки.
Однажды Евгения не было дома три дня, он ездил в соседнюю деревню, откуда привозили тифозного мужика, на вскрытие, объяснив своё отсутствие тем, что давно не упражнялся в этом. При вскрытии Базаров порезался В тот же день Базарову становится плохо, оба ( и отец,и сын) понимают, что это тиф, что дни Евгения сочтены. Базаров просит отца съездить к Одинцовой и пригласить её к нему.
Одинцова приезжает в самый канун смерти Евгения с доктором немцем, который констатирует неминуемую смерть Базарова. Базаров признается в любви к Одинцовой и умирает.
7 Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. Умереть так, как умер Базаров- это все равно, что совершить подвиг: в момент смерти, да и ожидания смерти в нем проявились сила воли и мужество. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям.
Он становится всем ближе перед смертью. Настроение родителей Евгения, конечно, меняется: сначала отец испугался, узнав о порезе сына, но потом им овладевает чувство страха, убедившись, что Евгений точно болен тифом, «…так и рухнул на колени перед образами».
Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек- это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент.
Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: мы понимаем, что Базаров готов к смерти, он её не боится, он принимает её как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично»
8 Рассмотреть композиционные особенности эпизода, сюжет. Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам можешь от него заразиться.
А конец жизни Базарова? Это так умело сделано… Тебя охватывает чувство жалости, внутреннего противоречия: но почему он умер, почему у Базарова ничего не получилось, ведь в сущности он положительный герой, способный на многое в жизни? Все это возможно благодаря умелому построению (композиции) эпизода.
9 Композиция эпизода: Экспозиция: привоз больного тифом, без сознания, быстрая смерть в телеге по дороге домой. Завязка: три дня Евгения не было дома, он вскрывал умершего от тифа мужика.
Развитие действия: отец узнает, что Евгений порезал палец, Базарову становится плохо, кризис, непродолжительное улучшение состояния, приход врача, тиф, приезд Одинцовой Кульминация: прощальная встреча с Одинцовой, смерть Базарова Развязка: отпевание Базарова, стенание родителей.
10 Проследить логику развития авторской мысли. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и « обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.
Автор показывает как Базаров становится одиноким. Новые люди, коим является Базаров, выглядят одинокими по сравнению с основной массой огромного общества. Базаров- представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно.
У Базарова нет положительной программы: он только все отрицает. «А что дальше?». Это главная причина гибели Базарова в романе. Автор не смог наметить будущее. Вторая причина- внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком.
У Тургенева базаров побеждает, пока он – боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.
11 Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу.
Для четкого отражения хода мыслей главного героя Тургенев использует в тексте присоединительные конструкции: «…если даже что-нибудь вроде…заражения», «ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» Использование в речи Базарова вопросно-ответной формы («Кто плачет? Мать! Бедная!) – один из способов показать ход размышлений героя о смысле жизни, смерти, человеческой судьбе. Особенно хочется отметить тургеневские метафоры, автор предпочитал незамысловатые глагольные метафоры, естественно возникающие из непосредственных наблюдений над жизнью ( « вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а ещё топорщится»). Они придают речи Базарова некую непринужденность, простоту, помогают расположить к себе героя, поверить в то, что приближения смерти он не боится, это она (смерть) его должна бояться.
12 Вывод Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда- сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя не единственно возможную, роковую, трагическую- базаровскую- судьбу. Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце»Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка- муж с женою- родители Базарова»
13 Изобразительно-выразительные средства языка Анафора — расставляет акценты.Эпифора — расставляет акценты. Антитеза — противопоставление.
Оксюморон — в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа.
Градация — конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения Эллипсис — показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп. Умолчание — заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор.
Риторическое обращение — подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения. Риторический вопрос — подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа) Многосоюзие — придает речи торжественность, замедляет темп. Бессоюзие — делает речь более динамичной, взволнованной. Лексический повтор — выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.
Источник: https://www.myshared.ru/slide/834742
Смерть Базарова: один из важнейших эпизодов романа "Отцы и дети
Мы выбрали роман Тургенева «Отцы и дети», а в нем сцену смерти Базарова.
Для того, чтобы выполнить эту работу необходимо определить, что такое эпизод. Согласно толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, эпизод — «часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью». Сцена смерти Базарова полностью отвечает этому критерию. Сошлемся также на соответствующую статью литературного энциклопедического словаря, который трактует термин «эпизод» как «относительно самостоятельную единицу действия» произведения, «фиксирующую происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени».
Поскольку указанная статья делит действия в художественном произведении на «внешние» и «внутренние», то предлагаемый эпизод можно рассматривать как самостоятельную единицу внутреннего действия, когда «переменам подвержены более умонастроение героя», чем его поведение. В выбранном эпизоде получает развитие и завершение последний этап сюжетной линии, связанной с главным героем — болезнь и смерть Базарова. Временные рамки выбранного эпизода — три дня (последняя стадия болезни Базарова), место действия — комната Базарова в доме его отца. Таким образом, выбранный нами отрывок о смерти Базарова вполне подходит для работы по анализу эпизода.
Начинается этот эпизод со слов: «Доктор, тот самый уездный лекарь, у которого не нашлось адского камня, приехал и, осмотрев больного, посоветовал держаться методы выжидающей и тут же сказал несколько слов о возможности выздоровления», а заканчивается словами: «И довольно! — промолвил он и опустился на подушку. — Теперь… темнота…». Мы определили границы эпизода именно так, потому что ограниченный этими фразами текст полностью посвящен угасанию Базарова: от момента, когда им стало завладевать беспамятство до последнего слова, сказаного в сознании .
Мы выбрали несколько фраз, отражающих, на наш взгляд, глубокие переживания героя, его душевное состояние.
Базаров «внезапно схватил за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места.» Базаров осознает свое бессилие перед смертью, негодует, что в расцвете жизни и полный физической силы, он вынужден смириться перед неизбежностью и признать более могущественную силу, «отрицающую» его самого, — смерть.
«Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» Базаров все еще борется, пытается сопротивляться болезни.
«Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку…..» Базаров не случайно проявляет несвойственную ему нежность к матери: внутренне он уже осознал неизбежность смерти и перед лицом вечного расставания не хочет скрывать своих истинных чувств к матери — любви, уважения.
Когда отец предлагает ему причаститься, «…по лицу его сына, хотя он и продолжал лежать с закрытыми глазами, проползло что-то странное «. Это «странное», как видно из следуюших фраз, согласие на причастие. Он, отрицавший религию, настолько изменился внутренне, что готов принять религиозный обряд.
- «Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.»
- Последняя вспышка сознания обнажила силу его любви.
- Таким образом, мы видим, какие глубокие душевные переживания и изменения происходят с героем в последние мгновения его жизни.
В эпизоде центральной фигурой является сам главный герой, Евгений Базаров, и, хотя там присутствуют и другие действующие лица романа (родители Базарова, Одинцова), они являются лишь фоном для полного раскрытия характера Базарова.
В выбранном эпизоде главный герой раскрывается с новой, неожиданной стороны.
В ней он предстает фигурой трагической, о чем писал сам Тургенев: «Смерть Базарова (…) должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру».
Для того, чтобы понять смысл этой сцены, важно помнить, что собой представляет образ Базарова в романе. Это сильная, деятельная, целеустремленная натура, и на первый взгляд натура цельная. Смысл своей жизни он видит в разрушении старых устоев общества, в служении новому обществу.
Он отрицает все основные устои прежнего общества, как социальные, так и нравственно-философские, полагая именно отрицание своей основной задачей, считая, что в нем достаточно сил для ее осуществления. Но в эпизоде смерти герой осознает, что оказывается бессильным, отрицание — невозможным и бессмысленным: «Да, поди попробуй отрицать смерть.
Она тебя отрицает, и баста!» Он считал, что он — хозяин собственной жизни и судьбы, что он может строить грандиозные планы и стремиться к их осуществлению. Но вот он оказывается в ситуации, которая разом перечеркнула все его уверенность простым и неоспоримым фактом: он заболел и неизбежно умрет.
«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет….
» Мало того, что планам его не суждено осуществиться, главный принцип жизни — бессмыслица, так еще он понимает, насколько он одинок и, пожалуй, не нужен новому обществу, для которого он и хотел работать. «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь…».
Обнажается ощущаемый им внутренний раскол: где-то в глубине души у Базарова таится сомнение в полезности и целесообразности своей деятельности на благо общества. И сразу же на память приходят откровения Базарова, которыми он делится с Аркадием: «Я возненавидел этого последнего мужика. Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет (…)».
Именно к этой внутренней трагедии своего героя, раскрываемой в его предсмертных прозрениях, и подводил читателя Тургенев на протяжении всего романа. Страдания нигилиста и разрушителя обнажены в сцене его смерти. Не случайно эту черту характера Базарова заметил Ф.М. Достоевский, назвав героя Тургенева «тоскующий Базаров».
Согласно литературной энциклопедии, кульминация — «момент наивысшего напряжения действия в произведении, когда особенно ярко выявляются сюжетный конфликт, цели героев, их внутренние качества.
В произведении крупной формы, где переплетаются несколько сюжетных линий возможны две и более кульминации». Безусловно, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно выделить несколько кульминаций. Одна из них — сцена дуэли (сюжетная линия отношений Базарова с Павлом Петровичем).
Другая — сцена объяснения Базарова с Одинцовой (сюжетная линия любви Базарова к Одинцовой).
Однако, на наш взгляд, в романе все эти события, одно за другим, служат еще одной цели -все более ярко и разносторонне раскрыть характер главного героя Базарова. И мы считаем, что именно эпизод смерти главного героя полностью раскрывает его противоречивую натуру, являясь таким образом, кульминацией развития образа главного героя.
Работа выполнена учениками 10-1 класса Михаилом Игнатьевым и Игорем Хмелевым.
Источник: https://project-kniga52.blogspot.com/2013/12/blog-post_1008.html