Сон смешного человека — краткое содержание рассказа достоевского

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа ДостоевскогоРассказ Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» был создан, а затем опубликован в периодическом издании «Дневник писателя» в 1877 году. Достоевский определил жанр своего произведения как «фантастический рассказ». При жизни автора это произведение ни разу не перепечатывали.

Молодой человек, от лица которого ведётся повествование, принял решение покончить с собой. Он приготовил револьвер, собираясь застрелиться. Так и не решившись на роковой шаг, главный герой уснул. Необычный мир, увиденный им в сновидении, напоминал Землю.

Однако эта реальность была полностью лишена зла: здесь не воровали, не ненавидели, не ревновали, не испытывали зависти. Постепенно идеальный мир начинает меняться прямо на глазах молодого человека. Вскоре от добра и красоты ничего не остаётся. К главному герою приходит понимание – причиной происходящего стал он сам.

Проснувшись, молодой человек чувствует изменения внутри себя. Он больше не хочет умирать. Главный герой намерен жить дальше и менять мир вокруг себя любовью и добром.

Характеристика персонажа

О главном герое читателям становится известно от него самого. Он рассказывает, что его с детства считали странным, смешным и смеялись над ним.

Со временем смешной человек отдалился от общества настолько, что стал считать мир вокруг себя иллюзией, созданной специально для него.

Постепенно главный герой приходит к уверенности в том, что вселенная перестанет существовать, как только угаснет его сознание.

Эгоцентризм ожесточил и сделал равнодушным от природы доброго смешного человека. В тот день, когда он собирался покончить с собой, он встретил на улице девочку, нуждавшуюся в помощи. Она пыталась подойти к смешному человеку, но он грубо отогнал её от себя. Придя домой, главный герой искренне раскаялся в содеянном, что ещё больше омрачило и без того мрачное настроение.

Кризис медленно охватывал душу смешного человека. Он уже не первый день находился в угнетённом состоянии, когда неожиданно полученный «знак свыше» заставил его всерьёз задуматься о самоубийстве.

Главный герой увидел на небе звезду. Вероятно, ту же самую звезду в тот вечер увидела не одна сотня людей.

И только для смешного человека она стала «знаком», поданным ему для того, чтобы он оборвал свою жизнь.

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа ДостоевскогоСмешной человек проходит через внутренние мытарства и переживает острый душевный кризис. Войдя в контакт с бессознательной частью своей психики, он, наконец, постигает истину. Идеальный мир, представший в сновидении, превращается в ту мрачную реальность, от которой пытался скрыться главный герой. В этот момент к нему приходит знание о том, что в произошедшем виноват только он сам. Смешной человек настолько недоволен миров вокруг себя, что видит его хуже, чем он есть на самом деле.

Непростое детство главного героя, в котором он был вынужден терпеть незаслуженное унижение, заставило его думать о том, что общество состоит исключительно из злых и жестоких людей.

Смешной человек ни от кого не ожидает добра и сам отказывается от помощи ближним.

Увидев странный сон, главный герой ощущает единственный выход из кризиса: он сам не должен становиться носителем и передатчиком агрессии.

Главная идея

Мир не настолько идеален, чтобы ждать от него приятных сюрпризов, но и не настолько плох, чтобы стремиться уйти из него. Добро и зло сосуществуют в одном пространстве. Каждому человеку предстоит сделать выбор, приняв ту или иную сторону.

Анализ произведения

Несмотря на то, что «Сон смешного человека» представляет собой всего лишь небольшой рассказ, большинство литературоведов сходятся во мнении о том, что это произведение занимает одно из наиболее значимых мест в творчестве писателя.

Образ Утопии

Достоевский считает свой рассказ «фантастическим». Однако никакой фантастики в произведении читатель так и не находит. В рассказе описана вполне заурядная действительность, в которой пришлось жить и самому автору.

Каким бы необычным ни был сон, он не даёт право считать произведение фантастическим, поскольку странные сновидения могут присниться каждому.

На вопрос о том, почему Достоевский считает сюжет своего рассказа фантастическим, можно дать множество непохожих друг на друга ответов. Каждый критик ответит по-своему.

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа ДостоевскогоРоль снов в творчестве писателя

Писатель неоднократно уделял внимание снам в своём творчестве. Не стал исключением и «Сон смешного человека». Краткое содержание любого сновидения пересказать бывает довольно трудно. Происходящее во сне слишком нелогично для того, чтобы понять сюжет «фильма».

Сон главного героя можно назвать скорее утопическим, чем фантастическим. В своём сновидении смешной человек видит тот мир, в котором ему хотелось бы жить. В «фильме» представлены ожидания главного героя.

Ошибка смешного человека состоит в том, что он воспринимает окружающую реальность только с одной стороны. В фантазиях главного героя живёт утопический образ мира, в котором царит безграничная любовь между людьми.

Столкнувшись с одним из проявлений враждебности окружения, смешной человек словно убеждается: этот мир ужасен! Однако ни идеал главного героя, ни «горькая правда», с которой ему пришлось столкнуться, не могут охарактеризовать всю вселенную.

Символы в рассказе

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа ДостоевскогоЧитателю нетрудно увидеть в произведении Достоевского несколько символов. Прежде всего, это звезда, по непонятным причинам, ставшая для главного героя руководством к роковым действиям. Пятиконечную звезду можно сравнить с пентаграммой, которую нередко связывают с сатанизмом.

Девочка, встреченная главным героем, становится вторым важным символом рассказа. Маленькое беспомощное существо символизирует ребёнка внутри самого главного героя.

Несмотря на внешнее безразличие к жизни, окружающим и даже некоторую жестокость, смешной человек продолжает оставаться беззащитным и несчастным. По мнению самого главного героя, именно эта девочка и удержала его от рокового шага.

Смешного человека начинают мучить вопросы, связанные с незнакомым ребёнком, что и заставляет его отложить самоубийство.

Сон главного героя основан на мифе о том, что человечество в своём развитии прошло несколько эпох. Миф возник ещё в античные времена и не является вымыслом Достоевского. Согласно легенде, первой эпохой, через которую прошло человечество, был так называемый «золотой век».

Этот период сопоставим с библейским раем. Люди жили счастливо и ни о чём не заботились. «Золотой век» сменился «серебряным», который впоследствии сменился «медным». Последним настал «железный век», самая несчастная из всех эпох.

Мимолётные упоминания о «золотом веке» можно найти во многих романах Ф. М. Достоевского. Измученным тяжёлой жизнью людям в какой-то момент удаётся почувствовать что-то похожее на радость и любовь ко всем ближним.

В рассказе «Сон смешного человека» тема потерянного рая раскрыта наиболее подробно. Писатель создаёт картину идеального мира во всех подробностях.

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа ДостоевскогоЗаслуживает внимания еще одна повесть Федора Достоевского “Записки из Мертвого дома”, в которой автор развивает тему тюремной жизни и психологии каторжников.

Так же стоит прочитать повесть Достоевского “Записки из подполья”, написанные в форме писем и воспоминаний вымышленного героя, который недоволен своим местом в обществе и мирской несправедливостью.

Виновником деградации рая, согласно мнению Достоевского, становится сам человек. Идеальный мир был разрушен не стихийным бедствием, а действиями главного героя, научившего обитателей Утопии лгать и любить ложь.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/son-smeshnogo-cheloveka.html

Достоевский «Сон смешного человека» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

Герой этого рассказа Достоевского – несчастный человек, которого окружающие не принимали всерьёз, считали смешным. Более всех признавал себя смешным он сам. Проникшись от этого страшной тоской, он стал думать о самоубийстве и купил для этого револьвер.

Однажды в промозглый и грустный осенний вечер смешной человек шёл по улице. Случайно увидев одинокую звёздочку в просвете облаков, он вдруг затосковал так, что окончательно решил убить себя в эту же ночь. Но посреди пустой улицы его вдруг схватила за локоть с отчаянным криком: «Мамочка! Мамочка!» – девочка лет восьми, вся мокрая от дождя, в рваных башмаках.

Смешной человек понял, что мать её умирает где-то поблизости. Однако ожидая и собственную смерть «через какие-нибудь два часа», он полагал, что в таком положении его не должны трогать чужие несчастья. «Если и бесчеловечную подлость сделаю, то теперь могу, потому что через два часа все угаснет». Он затопал и закричал на бедного ребёнка.

Девочка в страхе метнулась на другую сторону улицу к показавшемуся там прохожему.

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа Достоевского

Иллюстрация к рассказу Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»

Смешной человек пришёл к себе, в съёмную комнату, на пятый этаж. Он сел у стола, вынул револьвер – и непременно застрелился бы, но снова вспомнил о девочке и поражался, что всё же сильно жалеет её и стыдится за свой поступок. Эта мысль заставила его задуматься. Размышления отдалили выстрел, а потом он незаметно заснул. Так девочка спасла ему жизнь.

Смешному человеку снилось, что он выстрелил себе в грудь из револьвера. Потом он увидел, как его несут в гробу и зарывают в могилу. Однако и там сознание его не угасало. В страхе и возмущении он воззвал к Богу – и вдруг могила разверзлась, и какое-то тёмное неизвестное существо понесло его высоко в небо.

Они неслись среди звёзд, пока вблизи не показалось светило, похожее на наше Солнце. Рядом находилась планета, почти как Земля. Смешной человек оказался один на поверхности планеты и увидел вокруг прекрасную природу, изумрудное море, роскошные растения.

Появились и люди этой счастливой земли, необычайно красивые, по-детски радостные. Лучась добротой, они старались поскорее согнать страдание с лица незнакомца.

Смешной человек вдруг понял: тут живут люди не согрешившие, в таком же раю, в каком были Адам и Ева до грехопадения.

Сон смешного человека. Мультфильм по рассказу Ф. М. Достоевского

Эти люди не знали наук и не стремились вдумываться ни во что, а лишь любовно смотрели друг на друга, на природу, на растения, на зверей, которые жили с ними мирно, не нападали на них и любили их, побежденные их же любовью.

«Они блуждали по своим прекрасным рощам и лесам, они пели свои прекрасные песни, они питались легкою пищею, плодами своих деревьев, медом лесов своих и молоком их любивших животных». Для пищи и для одежды своей они трудились лишь немного и слегка.

У них рождались дети, и была любовь, но без порывов буйного сладострастия. Старики их умирали тихо, как бы засыпая, благословляя прощавшихся с ними потомков, и сами напутствуемые их светлыми улыбками.

Они глядели на смешного человека милыми, проникнутыми любовью взглядами, и он чувствовал, как от этого и его сердце становилось столь же невинным и правдивым, как у них.

Но заметив в чужаке нечто незнакомое и странное для себя, они обратили на это внимание.

Стараясь сочувственно вникнуть в его душу, они стали невольно перенимать его настроения и страсти – и кончилось тем, что он развратил их всех! Всё начиналось невинно, с шутки, с кокетства, с любовной игры, но атом лжи проник в их сердца и понравился им.

Быстро родилось сладострастие, сладострастие породило ревность, ревность – жестокость. Очень скоро брызнула первая кровь. Люди стали разъединяться. Начались укоры, упреки. Они узнали стыд и возвели его в добродетель.

Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучения и говорили, что Истина достигается лишь мучением. Они провозгласили, что страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль. У них явилась наука.

«Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности… Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтоб сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину». Утратив всякую веру в бывшее счастье, назвав его сказкой, они до того захотели быть невинными и счастливыми вновь, что обоготворили это желание, настроили храмов и стали молиться своей же идее, веруя в то же время в её неосуществимость.

Смешной человек ходил между ними, ломая руки, и плакал над ними. Он в отчаянии обвинял, проклинал и презирал себя. Но они лишь смеялись надо ним и под конец сочли его юродивым. Скорбь стеснила ему сердце. Он думал, что умрёт, но тут… проснулся.

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа Достоевского

Ф. М. Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

Он сидел в том же кресле, перед ним лежал тот же револьвер, но он теперь оттолкнул его. Смешной человек поднял руки и заплакал; неизмеримый восторг пронизывал всё его существо. В ту же минуту он решил, что идёт проповедовать истину, ибо видел ее своими глазами, во всей её славе!

И с тех пор он проповедует. С тех пор он любит тех, которые надо ним смеются, больше всех остальных. Потому что он видел истину и теперь не верит, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Над верой его смеются.

Иногда он сбивается, но живой образ виденного во сне всегда остаётся с ним и всегда его поправляет и направляет.

Насмешники считают, что он видел галлюцинацию, однако смешной человек уверен: счастье людей может устроиться в один день, в один час! Главное – надо любить других как себя. Если только все захотят, то сейчас же все устроится.

Читайте также:  Витус беринг - сообщение доклад

А ту маленькую девочку он отыскал…

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3829-dostoevskij-son-smeshnogo-cheloveka-kratkoe-soderzhanie

Анализ произведения Сон смешного человека

«Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского чрезвычайно сложное произведение. По сюжету, на далекой планете, куда прибыл «смешной человек», моделируется история жизни на Земле. Как изображает Достоевский идеально счастливое состояние людей? Тут важны два момента:

1) никакого государственного устройства,

2) никакой техники и промышленности.

Рай ассоциируется с жизнью древних греков. Как-то в «Дневнике писателя» Достоевский обмолвился: «Золотой век еще весь впереди… а теперь — промышленность». То есть золотой век и промышленность как бы исключают друг друга.

Но вот вопрос: что означает эта ключевая фраза из рассказа «Я развратил их всех!»? И почему ни одним словом Достоевский не показывает, как именно удалось одному человеку развратить всех? Нет ли здесь некоторого иносказания? На помощь могут прийти высказывания старца Зосимы из шестой книги «Братьев Карамазовых». Зосима говорит, в частности, что каждый человек, помимо своих грехов, виноват и во всех грехах других людей. Не поэтому ли герой рассказа берет на себя вину за все грехи людей? В самом себе он видит то начало, которое губит и других людей, а значит, и все общество. В экспозиции рассказа, герой отталкивает несчастную девочку — этот холодный эгоизм и есть та болезнь, из-за которой болен мир. В себе ее надо найти и себя объявить виноватым за то, что мир еще не рай («Не ищи правду в других, коли ее в тебе нет»). Примерно таким представляется ход мысли Достоевского.

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа Достоевского

В конце рассказа на одной странице встречаются две взаимоисключающие мысли: «Но как устроить рай — я не знаю». А десятью строками ниже герой твердо уже заявляет, что знает выход из ситуации. И дальше прямо конкретный совет, как устроить: «Главное — люби других».

Так снимает Достоевский одной фразой столь важную для европейской утопии проблему государственного устройства, разделения функций и выдвигает на первое место нравственные ценности. Рассказ Достоевского, при всей своей сложности, вопль из глубины души. Душа эта не может смириться с тем, что люди страдают, что дети страдают, что не видно конца этим страданиям.

«Сон смешного человека» начинается и заканчивается словами героя: «Я знаю истину». В свете сказанного выше можно заключить, что слово «истина» употребляется здесь в значении «правда».

Возможно, вам также будет интересна статья:  451 градус по Фаренгейту описание

Какую же истину не столько даже понял, сколько, увидел, ощутил и пережил герой рассказа? Ту истину, что люди «могут быть прекрасны и счастливы», оставаясь людьми, а не ангелами.

Это прописная истина всех утопий, но в рассказе Достоевского она дается совершенно по-новому, как подлинное открытие и прозрение.

Напряжение создается тем, что герой увидел и пережил истину не наяву, а только во сне, да и заканчивая свой рассказ, как бы мимоходом бросает фразу: «Я все-таки буду проповедовать».

Это вопиющее противоречие может озадачить читателя и даже поставить в тупик. Давайте сопоставим его с тем местом, где дается главное прозрение «смешного человека»: он не верит, что зло является естественным состоянием человека». Как же примирить эти два места, две цитаты в рассказе? Именно «две цитаты», а не две точки зрения», «две концепции». Двух точек зрения здесь нет.

Обратим внимание на глаголы, характеризующие опыт рассказчика в первом и втором случае. Что раю не бывать — это он только «понимает» (область рассудка), а вот что зло не может быть нормальным состоянием людей — это он «увидел» своими глазами, в это он «не может» не верить, словом, это пережито всем его существом, а не только рассудком.

И поэтому рассказ заканчивается оптимистическим «И пойду! И пойду!».

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа Достоевского

Сам Достоевский остался верен обету своего героя и в последний раз выступил с проповедью братства и всеобщей гармонии за несколько месяцев до смерти в своей знаменитой пушкинской речи. Здесь писатель говорит, что назначение России — жить в гармонии.

Источник: https://factstore.ru/dostoevskiy_son_smeshnogo_cheloveka/

Анализ рассказа Сон смешного человека Достоевского

Рассказ повествует о сне человека, который готов был покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в весок. После всех приготовлений, обессиленный и разочарованный главный герой, засыпает. Ему в снится идеальный мир без лжи, коварства и предательства.

Это мир существует до того момента пока он сам там не появляется, и после этого все то добро что было там оно исчезает. И он понимает что является основной причиной происходящего.

После пробуждения отказывается покидать этот мир, а наоборот хочет его спасти, принося в общество добро, любовь и умиротворение.

Основной идеей произведения является показ современного мира в гармонии добра со злом, и ждать от него чего-то совсем не стоит. Нужно самому решать проблемы и работать над собой выбрав одну из сторон, добра или зла.

О главном герое можно сказать то что его еще с самого детства считали не таким как все. Над ним всегда смеялись его ровесники и не понимали его видения мира. По этой причине он уходил глубже в себя в свои мысли. И доводит тем самым себя до идеи самоубийства, считая это самым правильным решением в его жизни.

Но после того как он увидел этот чудесный сон, к нему приходит осознание того, что он сам является первичной причиной такого отношения к себе. Проводя анализ увиденного сна, он решает становиться таким как общество, строгим, жестким и черствым.

Сам Достоевский характеризует свой рассказ как фантастическим. Но назвать его таковым невозможно. В нем описаны стандартные ситуации того общества и современные тенденции эгоистичного мира, где каждый сам за себя и готов пойти по головам для собственной выгоды.

Сам сон представлен писателем как идеальный мир без изъянов, корысти и прочего плохого, что имеет место быть, но никак не фантастическим. Этот сон можно охарактеризовать как утопия, но ни как по-другому. Настоящий мир не нужно воспринимать только с одной стороны, плохой или злой.

Нужно анализировать ситуацию и действовать от нее.

В окончании анализа писатель хотел показать, что сам человек виновен в том, какой мир окружает его, как он воспринимает его, и насколько он силен к изменениям в этом мире. В современном мире нужно быть готовым к любым изменениям и не изменять своим убеждениям.

← Анализ романа Игрок
← Анализ повести Записки из подполья↑ ДостоевскийАнализ повести Кроткая →
Анализ романа Униженные и оскорблённые →

Сон смешного человека - краткое содержание рассказа Достоевского

  • План рассказа Птичка Толстого
    На свои именины Сережа получил много разных подарков, но особым оказался подарок дяди – сетка, чтобы птиц ловить. Мама мальчика была против, не хотела, чтобы Сережа таким занимался; спрашивала, зачем ему мучить птичек.
  • Главные герои произведения Возвращение Платонова
    Главными героями произведения «Возвращение» являются представители семьи Ивановых. В нем рассказывается о времени после войны, при котором судьбы людей были отягчены ужасающими последствиями.
  • Сатирическое изображение чиновников и градоначальников в комедии Ревизор Гоголя
    В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы
  • Сочинение Анализ сказки Утро Горького
    Часто ли мы присматриваемся к тому, что нас окружает? Обращаем ли внимание на прелести, что дарит нам природа? Над этими вопросами необходимо поразмышлять.
  • Портрет Печорина в главе Максим Максимыч (образ)
    Наиболее полно показан портрет Печорина в главе «Максим Максимыч» через восприятие рассказчика, который близок герою по многим качествам – возрасту, происхождению, отношению к жизни.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/analiz-rasskaza-son-smeshnogo-cheloveka

"Сон смешного человека": краткое содержание и анализ рассказа

Достоевский страдал частыми эпилептическими припадками.

Что давало силы этому человеку — страдающему от страхов и печали бытия? Для того чтобы узнать это, лучше всего обратиться к рассказу «Сон смешного человека».

Его герой, от имени которого ведется повествование, страдает от осознания того, что он с самого детства — человек «другой», не похожий на других, он уверен, что только его считают «смешным».

Горькое осознание того, что ты отличаешься от других, осознание своей отверженности, прочно внедрилось в сознание героя повествования.

Это самомучительное сознание подобно тому, как герой «Записок от подполья» осознавал то, что он живет в те минуты, когда он мучился от зубной боли.

В то же самое время герой рассказа испытывает новые ощущения — в конце концов ему становится безразлично: похож он на других людей или нет, ему все равно, что они о нем думают.

Внезапное исчезновение связей с миром, утеря интереса к действительности часто связаны с приступами вдруг нахлынувшей пустоты.

Человек часто впадает в такое безразличие после внезапного несчастья и сопутствующих ему страданий, но персонажи Достоевского способны к этому и без внешних потрясений.

В крайних случаях человек теряет саму потребность жить, он погружается в странное безразличие ко всему, ему становится все равно — жить или умереть.

Раскольникова («Преступление и наказание»), когда он стоит на мосту, вдруг настигает необъяснимый холод — да такой, что он ощущает, что между ним и всем остальным не существует ничего общего — это такой приступ пустоты и отчужденности, что заставляет его думать о самоубийстве. Самоубийца Кириллов («Бесы») также страдает от страшной опустошенности. Он теряет интерес и к окружающим его людям, и даже к еде. Все, что ему остается, — остро чувствовать: его жизнь — пустота.

Герой «Сна смешного человека» во многих отношениях напоминает Кириллова: чувство пустоты, бессонница, решение покончить жизнь выстрелом из пистолета. Если бы Кириллов остался жив, он мог бы написать «Сон смешного человека»…

«Сон смешного человека»: краткое содержание рассказа

Терзаемый чувством пустоты герой рассказа два месяца назад принял решение покончить с жизнью, теперь он ожидает подходящего случая.

Третьего ноября, дождливым вечером, он стоит на темной петербургской улице и смотрит на небо, тут его снова одолевает острый приступ полного безразличия, и он решает, что день смерти настал. Обдумывая детали, он направляется домой.

По дороге он видит промокшую под дождем восьмилетнюю девочку, с которой случилось что-то ужасное. «Она была отчего-то в ужасе и кричала отчаянно: “Маточка! Маточка!»… Она бежала и дергала меня… Я не пошел за ней, и напротив, у меня явилась мысль прогнать ее».

Возвратившись домой, он достает из стола ранее купленный револьвер и кладет его перед собой. Он думает, что час смерти настал. В эту минуту, однако, он вспоминает нечаянно встреченную на улице девочку, и ему становится жаль ее.

И если раньше ему казалось, что ничто не удерживает его в этом мире, то теперь он ощущает, что остался какой-то нерешенный вопрос, который не позволяет герою выстрелить в себя.

Он начинает размышлять и не может остановиться, мысли путаются и, незаметно для самого себя, он, оставаясь сидеть на стуле, засыпает, так и не притронувшись к револьверу.

Заснувший герой «Сна смешного человека» видит странный сон, которого не видел Свидригайлов. Он признается, что этот сон возвестил ему об истине, а девочка спасла его от смерти.

Что же это был за сон?

В этом сне он стреляет себе в сердце. Кругом — тьма, он ничего не видит и не может пошевелиться. Он понимает, что находится в гробу, в котором его хоронят. Гроб закапывают, страшно холодно. Он не знает, сколько прошло времени. Тут он почувствовал, что на его левый закрытый глаз упала холодная капля, потом другая. Вода сочится сквозь крышку гроба.

Герой рассказа не может пошевелиться, но мысль продолжает жить в нем. Он мертв и недвижим, но какое-то негодование овладевает им. Немыслимость и абсурдность ситуации усугубляет присутствие «некто», о котором размышляет герой. Этот «некто» обладает немыслимой силой, которая управляет бытием.

В «Сне смешного человека» действие развивается следующим образом. После пребывания в течение какого-то времени в ужасном состоянии мертвеца могила разверзается, невидимый «некто» извлекает героя из могилы, и вот он уже совершает полет в космосе. Его невидимый спутник — существо иное, чем непознанный «некто». Эго уже какое-то другое, «несмертельное» состояние.

Продолжая полет, герой понимает, что «есть и за гробом жизнь!» Он видит «другое солнце» и приближается к нему. Тут грудь его пронзает сладкая и прекрасная радость, он ощущает жизнь. Он думает: сколь ни греховна покинутая им старая земля, сколь ни ужасна и несчастлива тамошняя жизнь, но эта земля мила и дорога ему.

Герой осознает горести этой земли, а потому ему становятся близки и все существа, обитающие на ней.

Герой приземляется на «другой» земле. Тут он замечает, что рядом с ним уже нет его невидимого спутника, который занес его сюда. Эта «другая» земля — райское место, купающееся в лучах яркого света.

Читайте также:  Почему человек устает - доклад сообщение (4 класс окружающий мир)

На прежней земле это был бы «один из тех островов, которые составляют на нашей земле Греческий архипелаг». Да, это действительно рай, где чистое море, белый песок, свежая и сочная зелень, где поют бесчисленные птички и цветут благоухающие цветы.

Не ведающие ни малейшего зла тамошние люди, эти дети солнца, окружают героя и целуют его.

«Дети солнца» не знают науки, но они знают, как счастливо жить, между ними нет зависти и злобы, они окружают друг друга любовью, они образуют одну большую дружную семью, они владеют искусством общения с покойниками. Герой поражается наполненности их бытия.

Однако пребывание на этой райской земле «современного русского прогрессиста и гнусного петербуржца» не проходит бесследно, и рай перестает быть таковым. Из-за общения с пришельцем со «старой земли» среди «детей солнца», словно зараза, распространяется ложь, зависть и жестокость. Они начинают вести ученые споры.

И теперь, как и обитатели «старой земли», они узнают страдания и мучения. У героя сжимается сердце, ибо именно он оказался виновником этого падения нравов.

Тут «смешной человек» пробуждается от сна. «Было около шестого часу». На столе — заряженный револьвер. Герой инстинктивно отталкивает его от себя. «О, теперь жизни и жизни! Я поднял руки и воззвал к вечной истине; не воззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал все существо мое».

«Сон смешного человека»: анализ рассказа

В описании чувств, которые испытывает пробудившийся в гробу герой, видимо, сказалось влияние Эдгара По («Преждевременное погребение», «Месмерическое откровение»).

Так как на полях рукописи рассказа встречается имя этого писателя, его «присутствие» в «Сне смешного человека» не вызывает сомнений. Эпизод, когда невидимый некто влечет за собой героя в космос, восходит, вероятно, к Тургеневу («Призраки»).

Возможно, повлияло на Достоевского и описание Данте пути на небеса («Божественная комедия»).

Все это так, но Достоевский все-таки написал рассказ, далекий от подражательности. Главная тема «Сна смешного человека», которая больше всего волновала Достоевского (и к которой он постоянно обращался) — это личный опыт переживания драмы жизни и смерти.

Молодому Достоевскому было свойственно впадать во «летаргический сон».

Во время эпилептических припадков он терял сознание, его тело становилось холодным, как у мертвеца, и только через какое-то время к нему постепенно возвращалось сознание и жизненная теплота.

В своей жизни Достоевский не раз подвергался этому жестокому испытанию — умирать и возвращаться к жизни. Он боялся, что не сумеет очнуться после этого «летаргического сна». Он боялся быть погребенным заживо, как герой рассказа Эдгара По.

Припадок переносил писателя в «другие годы», о чем прямо свидетельствовал Достоевский в своих записях. «Смешной человек» с чьей-то помощью переносится со «старой» земли на другую землю — туда, где существует рай «примитивного» человека, который не осквернен ни цивилизацией, ни наукой. Его психологические ощущения имеют, вероятно, отношение к личному опыту самого писателя.

В «Сне смешного человека» Достоевский показывает, как возрождаются в человеке желания. В результате увиденного сна происходит переход от восприятия жизни как тяжкой и ненавистной к ощущению жизни радостной и желанной. В результате сердце героя смягчается, и он, который совсем недавно ненавидел жизнь и хотел убить себя, теперь молит о жизни, обретает способность желать и радоваться.

Когда Аркадий («Подросток») смотрит на красное закатное солнце, его душа преображается от отвращения к жизни к ее радостному восприятию, от недовольства и ненависти — к мягкости и доброте… Это преображение имеет ту же природу, что и в случае «смешного человека»: преодоление неприкаянности и непричастности.

Познание истины героем и его психологическое преображение достигается через сон. Для Достоевского не было ничего странного в том, что откровение истины является через сон. Явленная во сне любовь служила наилучшим доказательством истинности.

Познанная во сне истина имела для Достоевского не меньшую убедительность, чем истина, добытая с помощью научных методов.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, которое нельзя игнорировать, когда мы говорим о том, как «смешной человек» дошел до этой истины. Когда «дети солнца» теряют свой рай и деградируют, «смешной человек» не предается негодованию, его не постигает разочарование.

Не возникает у него и желания отправиться на поиски «новой земли». Ему становится грустно, но и только. И эта грусть вызывает в нем любовь и к потерянному раю, и сочувствие к его обитателям.

Так думал и чувствовал Достоевский: через печаль и страдание человек обретает способность любить.

В последней главе «Преступления и наказания» Раскольников, как и «смешной человек», видит сон: достойные люди во всем мире поражаются какой-то чумой и деградируют, они верят во всесилие науки, каждый настаивает на своей правоте, люди движутся к своей погибели.

И этот непонятный сон вызывает в памяти героя очень печальный и тяжелый отзвук. Эта печаль и жалость по поводу грядущей гибели хороших людей дает ему возможность плакать и смеяться вместе с другими людьми — способность, которой этой «мертворожденный» человек был ранее лишен.

Так происходит «воскрешение» Раскольникова.

Избавление «смешного человека» от пут пустоты происходит похожим образом. Достоевский полагал, что возрождение от жизни «мертвой» к жизни «живой», то есть обретение истинной радости, непременно требует печали и отчаянного ощущения потери, вызванных лицезрением разрушения и упадка.

Согласно Достоевскому, «истина» — это видение наполненного радостью рая. Это тот «золотой век», относительно которого Версилов («Подросток») говорит, что человек не сможет выжить без мечтаний.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/son_smeshnogo_cheloveka_kratkoe_soderzhanie_i_analiz_rasskaza/66-1-0-951

Федор Достоевский — Сон смешного человека

  • Федор Достоевский
  • СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Фантастический рассказ

Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Это было бы повышение в чине, если б я все еще не оставался для них таким же смешным, как и прежде.

Но теперь уж я не сержусь, теперь они все мне милы, и даже когда они смеются надо мной — и тогда чем-то даже особенно милы. Я бы сам смеялся с ними, — не то что над собой, а их любя, если б мне не было так грустно, на них глядя. Грустно потому, что они не знают истины, а я знаю истину.

Ох как тяжело одному знать истину! Но они этого не поймут. Нет, не поймут.

А прежде я тосковал очень оттого, что казался смешным. Не казался, а был. Я всегда был смешон, и знаю это, может быть, с самого моего рождения. Может быть, я уже семи лет знал, что я смешон. Потом я учился в школе, потом в университете и что же — чем больше я учился, тем больше я научался тому, что я смешон.

Так что для меня вся моя университетская наука как бы для того только и существовала под конец, чтобы доказывать и объяснять мне, по мере того как я в нее углублялся, что я смешон. Подобно как в науке, шло и в жизни. С каждым годом нарастало и укреплялось во мне то же самое сознание о моем смешном виде во всех отношениях. Надо мной смеялись все и всегда.

Но не знали они никто и не догадывались о том, что если был человек на земле, больше всех знавший про то, что я смешон, так это был сам я, и вот это-то было для меня всего обиднее, что они этого не знают, но тут я сам был виноват: я всегда был так горд, что ни за что и никогда не хотел никому в этом признаться.

Гордость эта росла во мне с годами, и если б случилось так, что я хоть перед кем бы то ни было позволил бы себе признаться, что я смешной, то, мне кажется, я тут же, в тот же вечер, раздробил бы себе голову из револьвера. О, как я страдал в моем отрочестве о том, что я не выдержу и вдруг как-нибудь признаюсь сам товарищам.

Но с тех пор как я стал молодым человеком, я хоть и узнавал с каждым годом все больше и больше о моем ужасном качестве, но почему-то стал немного спокойнее. Именно почему-то, потому что я и до сих пор не могу определить почему.

Может быть, потому что в душе моей нарастала страшная тоска по одному обстоятельству, которое было уже бесконечно выше всего меня: именно — это было постигшее меня одно убеждение в том, что на свете везде все равно. Я очень давно предчувствовал это, но полное убеждение явилось в последний год как-то вдруг.

Я вдруг почувствовал, что мне все равно было бы, существовал ли бы мир или если б нигде ничего не было. Я стал слышать и чувствовать всем существом моим, что ничего при мне не было. Сначала мне все казалось, что зато было многое прежде, но потом я догадался, что и прежде ничего тоже не было, а только почему-то казалось. Мало-помалу я убедился, что и никогда ничего не будет.

Тогда я вдруг перестал сердиться на людей и почти стал не примечать их. Право, это обнаруживалось даже в самых мелких пустяках: я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей. И не то чтоб от задумчивости: об чем мне было думать, я совсем перестал тогда думать: мне было все равно. И добро бы я разрешил вопросы; о, ни одного не разрешил, а сколько их было? Но мне стало все равно, и вопросы все удалились.

И вот, после того уж, я узнал истину. Истину я узнал в прошлом ноябре, и именно третьего ноября, и с того времени я каждое мгновение мое помню. Это было в мрачный, самый мрачный вечер, какой только может быть. Я возвращался тогда в одиннадцатом часу вечера домой, и именно, помню, я подумал, что уж не может быть более мрачного времени.

Даже в физическом отношении.

Дождь лил весь день, и это был самый холодный и мрачный дождь, какой-то даже грозный дождь, я это помню, с явной враждебностью к людям, а тут вдруг, в одиннадцатом часу, перестал, и началась страшная сырость, сырее и холоднее, чем когда дождь шел, и ото всего шел какой-то пар, от каждого камня на улице и из каждого переулка, если заглянуть в него в самую глубь, подальше, с улицы. Мне вдруг представилось, что если б потух везде газ, то стало бы отраднее, а с газом грустнее сердцу, потому что он все это освещает. Я в этот день почти не обедал и с раннего вечера просидел у одного инженера, а у него сидели еще двое приятелей. Я все молчал и, кажется, им надоел. Они говорили об чем-то вызывающем и вдруг даже разгорячились. Но им было все равно, я это видел, и они горячились только так. Я им вдруг и высказал это: «Господа, ведь вам, говорю, все равно». Они не обиделись, а все надо мной засмеялись. Это оттого, что я сказал без всякого упрека, и просто потому, что мне было все равно. Они и увидели, что мне все равно, и им стало весело.

Когда я на улице подумал про газ, то взглянул на небо. Небо было ужасно темное, но явно можно было различить разорванные облака, а между ними бездонные черные пятна. Вдруг я заметил в одном из этих пятен звездочку и стал пристально глядеть на нее.

Это потому, что эта звездочка дала мне мысль: я положил в эту ночь убить себя. У меня это было твердо положено еще два месяца назад, и как я ни беден, а купил прекрасный револьвер и в тот же день зарядил его.

Но прошло уже два месяца, а он все лежал в ящике; но мне было до того все равно, что захотелось наконец улучить минуту, когда будет не так все равно, для чего так — не знаю. И, таким образом, в эти два месяца я каждую ночь, возвращаясь домой, думал, что застрелюсь. Я все ждал минуты.

И вот теперь эта звездочка дала мне мысль, и я положил, что это будет непременно уже в эту ночь. А почему звездочка дала мысль — не знаю.

И вот, когда я смотрел на небо, меня вдруг схватила за локоть эта девочка. Улица уже была пуста, и никого почти не было. Вдали спал на дрожках извозчик. Девочка была лет восьми, в платочке и в одном платьишке, вся мокрая, но я запомнил особенно ее мокрые разорванные башмаки и теперь помню. Они мне особенно мелькнули в глаза.

Читайте также:  Альбрехт дюрер - доклад сообщение (по истории 7 класс)

Она вдруг стала дергать меня за локоть и звать. Она не плакала, но как-то отрывисто выкрикивала какие-то слова, которые не могла хорошо выговорить, потому что вся дрожала мелкой дрожью в ознобе.

Она была отчего-то в ужасе и кричала отчаянно: «Мамочка! Мамочка!» Я обернул было к ней лицо, но не сказал ни слова и продолжал идти, но она бежала и дергала меня, и в голосе ее прозвучал тот звук, который у очень испуганных детей означает отчаяние. Я знаю этот звук.

Хоть она и не договаривала слова, но я понял, что ее мать где-то помирает, или что-то там с ними случилось, и она выбежала позвать кого-то, найти что-то, чтоб помочь маме. Но я не пошел за ней, и, напротив, у меня явилась вдруг мысль прогнать ее. Я сначала ей сказал, чтоб она отыскала городового.

Но она вдруг сложила ручки и, всхлипывая, задыхаясь, все бежала сбоку и не покидала меня. Вот тогда-то я топнул на нее и крикнул. Она прокричала лишь: «Барин, барин!..» — но вдруг бросила меня и стремглав перебежала улицу: там показался тоже какой-то прохожий, и она, видно, бросилась от меня к нему.

Я поднялся в мой пятый этаж. Я живу от хозяев, и у нас номера. Комната у меня бедная и маленькая, а окно чердачное, полукруглое. У меня клеенчатый диван, стол, на котором книги, два стула и покойное кресло, старое-престарое, но зато вольтеровское. Я сел, зажег свечку и стал думать. Рядом, в другой комнате, за перегородкой, продолжался содом.

Он шел у них еще с третьего дня. Там жил отставной капитан, а у него были гости — человек шесть стрюцких, пили водку и играли в штос старыми картами. В прошлую ночь была драка, и я знаю, что двое из них долго таскали друг друга за волосы. Хозяйка хотела жаловаться, но она боится капитана ужасно.

Прочих жильцов у нас в номерах всего одна маленькая ростом и худенькая дама, из полковых, приезжая, с тремя маленькими и заболевшими уже у нас в номерах детьми. И она и дети боятся капитана до обмороку и всю ночь трясутся и крестятся, а с самым маленьким ребенком был от страху какой-то припадок.

Этот капитан, я наверно знаю, останавливает иной раз прохожих на Невском и просит на бедность. На службу его не принимают, но, странное дело (я ведь к тому и рассказываю это), капитан во весь месяц, с тех пор как живет у нас, не возбудил во мне никакой досады.

От знакомства я, конечно, уклонился с самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу, но сколько бы они ни кричали за своей перегородкой и сколько бы их там ни было, — мне всегда все равно. Я сижу всю ночь и, право, их не слышу, — до того о них забываю. Я ведь каждую ночь не сплю до самого рассвета и вот уже этак год.

Я просиживаю всю ночь у стола в креслах и ничего не делаю. Книги читаю я только днем. Сижу и даже не думаю, а так, какие-то мысли бродят, а я их пускаю на волю. Свечка сгорает в ночь вся. Я сел у стола тихо, вынул револьвер и положил перед собою.

Когда я его положил, то, помню, спросил себя: «Так ли?», и совершенно утвердительно ответил себе: «Так». То есть застрелюсь. Я знал, что уж в эту ночь застрелюсь наверно, но сколько еще просижу до тех пор за столом, — этого не знал. И уж конечно бы застрелился, если б не та девочка.

Источник: https://mybrary.ru/books/proza/prose-rus-classic/160772-fedor-dostoevskii-son-smeshnogo-cheloveka.html

«Рай» и
свобода:
прозрения Ф

В.Н.Катасонов

Загадки
«Сна смешного
человека»
Ф.М.Достоевского

(
Впервые
опубликовано
в книге
«Ф.М.Достоевский
– писатель,
мыслитель,
провидец».
Сборник
статей. М.,2012)

«Но
дважды два
четыре – все –
таки вещь
пренесносная.
Дважды два
четыре — ведь
это, по моему
мнению,
только
нахальство-с.
Дважды два
четыре
смотрит
фертом, стоит
поперек вашей
дороги руки в
боки и
плюется. Я
согласен, что
дважды два
четыре –
превосходная
вещь; но если
уже все
хвалить, то и
дважды два
пять –
премилая
иногда
вещица».

Ф.М.Достоевский
«Записки из
подполья», IX.

I.
ПРОБЛЕМА

1.     Главный
вопрос.
Небольшой
рассказ «Сон
смешного
человека» был
опубликован
Ф.М.Достоевским
в 1877 году в рамках
очередной
тетради
«Дневника
писателя».
Современная
ему критика
почти не
обратила
внимания на
этот рассказ,
однако, в
дальнейшем, в
особенности,
в начале XX века,
к рассказу не
раз
обращались
многие русские
мыслители.

В
чем же
притягательность
этого
рассказа, чем
он интересен
и по
сегодняшний
день, смеем
даже сказать:
что в нем
позволяет
причислить
его к лучшим
произведениям
философской
прозы

великого
писателя ?
Сюжет
рассказа
несложен.

Герой
рассказа,
«русский
прогрессист
и петербуржец»,
типичный
«человек из
подполья» Достоевского,
доведенный
до предела
бессмысленностью
своего
существования,
задумывает
совершить
самоубийство.
Но
неожиданно он
засыпает и
видит сон о
«золотом
веке» человечества,
о роде
человеческом,
не совершившим
грехопадения
и счастливо
живущем на Земле.

Любовь,
пронизывающая
все
отношения
этих людей
глубоко
трогает и
главного
героя, он буквально
«молится на
них». Однако,
его
испорченная
нравственная
природа
берет верх и
он «развращает»
всех этих
людей, всю
эту
цивилизацию. Появляются
ложь,
зависть, рабство,
сладострастие,
убийства,
ложные и
человеконенавистнические
теории и т.д.

Главный
герой
пытается
проповедывать
о прежней
жизни,
пытается
объяснить
всем, что это
он виновник
деградации
человеческого
рода, хочет
принести
себя в
жертву, но
его никто всерьез
не слушает.

Тут он
просыпается
и одушевленный
идеалом
золотого
века, виденным
им образом
жизни людей,
построенной
на любви,
во-первых,
изменяется
сам, а
во-вторых,
начинает
активную
проповедь в
пользу
старой истины,
«…которую
биллион раз
повторяли и
читали…»: люби
других, как
самого себя.
И тогда
вернется
золотой век !..

«Главное – люби
других как
себя, вот что
главное, и
это все,
больше ровно
ничего не
надо: тотчас
найдешь как
устроиться». Все
это
прекрасно, но
есть одно
затруднение
никак не
позволяющее
считать
рассказ еще
одним
образцом
банальной
утопической
литературы.

Главный вопрос,
который
встает перед
внимательным
читателем,
это: почему
главный
герой
развратил
всех людей
золотого
века ?
Произошло ли
это машинально,
просто, по
заразности
греха, или же
потому, что в
этом золотом
веке чего-то
не хватало, чего-то,
что по своей
ценности
перетягивает
даже всю их
счастливую и
лучащуюся
любовью
жизнь ?..

В
пользу
последнего
говорит
постоянно подчеркиваемое
героем
обстоятельство:
после
падения,
говорит
главный
герой, « я…
любил их,
может быть,
еще больше,
чем прежде,
когда на
лицах их еще
не было
страдания и
когда они
были невинны
и столь
прекрасны».
Какая же
ценность
может
возвышать
падший мир
над миром
счастья и
любви ? Какая
ценность
может быть в
страдании ?
Интересно то,
что
Достоевский
нигде в этом
рассказе не
дает прямых
ответов на
эти вопросы.
Более того,
его герой
идет проповедовать
не мир
страдания, а
именно тот
мир счастья, который
предвиделся
ему в его сне !
Именно тот
мир, который
он любил
меньше, и который
он развратил
!?.. Попытаемся
приблизиться
к разгадке, —
не скажу,
разгадать, —
этой загадки.

2.     Нигилизм.
Герой «Сна
смешного
человека»,
как мы уже сказали,
типичный для
Достоевского
человек из
подполья, а
это значит и идеолог,
для которого
задача
нахождения
смысла жизни
принципиальна.
Если обычный
человек может
как-то
имитировать
жизнь, то
герои —
идеологи у
Достоевского
не могут
позволить
себе
подобной
роскоши.

Они
идут до
конца: «Если
Бога нет, то
все дозволено!
Если нет
смысла в
жизни, то с
ней надо
кончать !» Вот
и герой «Сна» с
раннего
возраста
открывает
для себя ужасную
истину нигилизма:
«…это
постигшее
меня одно
убеждение в
том, что на
свете везде все
равно
».

Это всеравенство
значит,
прежде всего,
отсутствие
фундаментальных
ценностей в
жизни, и в
первую главу,
отсутствие
Сверхценности,
Святыни,
Бога.

Другими
словами, это
Ницшеанское
«Бог умер!»,
только
лишенное своего
громогласного
пафоса, и еще
более ужасное
в своей
обыденной
безысходности…
Поразительно
то, как не раз
показывает
Достоевский,
что эта
внутренняя
пустота,
внутреннее
отчаяние может
быть
совместимо с
внешней
активностью,
страстными
спорами и столкновениями.

Герой «Сна»
знает это по
себе, видит
это и в
других.
Именно
последнее позволяет
ему
снисходительно
относиться к насмешкам
над собою, и
воздерживаться
от участия в
спорах. Ему
все равно.

Но
он видит, что
и спорящим
также все
равно, они
только делают
вид, что это
для них очень
важно, а на
самом деле,
если они
трезво
посмотрят на
себя, как это
и сделал
однажды он
сам, они
вдруг увидят,
что им все
равно и, на
самом деле, не
о чем и спорить,
и нет причины
горячиться.
Он так и
говорит им
прямо:
«Господа, ведь
вам, говорю,
все равно».

В
ответ –
только смех…
Это
отсутствие
высот и низин
в жизни
поначалу
тяготило
героя, но постепенно
он привык. Он
понял, что не
только
сейчас все
равно, но и
раньше, в
прошлом, также
было все
равно. Также
и в будущем,
всегда все
будет равно.
И перед лицом
этого мертвящего
свинцового
равенства
жизнь теряет
все свои
краски,
теряет
яркость,
радость,
теряет смысл:
жить или не
жить
становится
одинаково
равно, и
мысль о
самоубийстве
естественно проскальзывает
в душу. Она
уже не
страшит, а
притягивает
к себе: все
что-то новое…,
хотя,
впрочем, и
это иллюзия,
ведь, все
равно.

3.     Наука
(рассудок) и корни
нигилизма.

Откуда
берется это всеравенство
? Каковы его
корни ? Ведь
есть же
детство, юность,
когда жизнь
кажется
таким
многообещающим
предприятием,
когда каждый
день несет новые
открытия и
новые
обещания.
Достоевский
последнего
десятилетия
своей жизни
глубоко
убежден, что
генезис нигилизма
тесно связан
с пафосом научной
истины
.

Наука второй
половины XIX
столетия
вдохновляется
успехами
математического
естествознания,
механики.
Методы
последней
стремятся
перенести и
на всю науку,
на
исследование
живого, и
человека, в
частности.
Господствует
материализм
Бюхнера и
Молешотта.
Человека
стремятся
понять просто
как часть
природы.

Согласно
материалистической
философии
вся духовная
составляющая
человека
должна быть
объяснена, в
лучшем
случае, в
духе
позитивизма. Человек
есть такое же
место игры
безличных
природных
сил, как река,
камень,
лягушка. Социальные
силы также
поддаются,
де,
позитивистскому
истолкованию.

Марксово определение
человека, как
совокупности
социальных
отношений,
подводит
черту: для
человеческой
экзистенции
просто не
остается
места в
культуре. Эту
антигуманную
сущность
новой
культуры
чуткие души
уловили уже в
начале XIX века.
Ж.-Ж.Руссо,
романтизм,
С.Киркегор
были
реакцией на
тот духовный
погром, который
несла новая
научная
цивилизация. В
России
Н.Н.

Страхов,
многолетний
близкий знакомый
Достоевского,
последовательно
развивал
критику узко
материалистического
или позитивистского
понимания
науки. «Мир
есть целое,
имеющее
центр
, — писал
Страхов, —
именно, он
есть сфера,
средоточие
которой
составляет
человек.
Человек есть
вершина
природы, узел
бытия».
Достоевский по
своему также
участвует в
этой традиции,
продолжает ее
критику.

Он
основывает
ее на том, что
само понимание
истины

потеряло
экзистенциальное
измерение. Истина
человека,
сведенная к
математической
формуле не может
никого
подвинуть на
самопожертвование
или подвиг.
Формальная
истина науки
обесценивала
все
человеческие
чувства и
эмоции,
любовь, мужество,
благоговение.

Если
последняя
истина мира только
движение
материальных
частиц в
пустом
пространстве,
если
последняя
правда о
человеке раскрывается
его
вскрытием на
анатомическом
столе, то
теряют смысл
все
нравственные
понятия – зло,
добро, грех,
преступление,
— все это
только человеческие,
«слишком
человеческие
имена», все это
только лишь
эпифеномены.

Достоевский
всем своим
творчеством,
как художественным,
так и
публицистическим
восставал
против
подобного
понимания. И
дело не в том,
что он не
признавал
достижений
науки.

К науке
нужно
относиться
трезво и
видеть, что
она
предприятие
развивающееся,
никогда не
говорящая
своего
последнего
слова.

Но
совершенно
недопустимо,
исходя из
последних теорий
естествознания,
— которые и
сами то еще
отнюдь не
всем научным
сообществом
приняты, —
пытаться
устранить
всю вековую гуманитарную
культуру
,
дающую смысл
человеческому
существованию,
гарантирующую
полноценную социальную
жизнь.

Еще
более опасна идеология
науки
, вера
в науку
,
которая
считает, что
все знание
человеческое
должно быть
представлено
в научной форме,
которая от
всего
требует
доказательств.
Эта научная
идеология
беспощадно
разрушает
все
традиционные
ценности, на
которых
веками
стояла человеческая
жизнь, и
прежде всего,
религию, веру
христианскую.

Источник: http://katasonov-vn.narod.ru/zagadki.html

Ссылка на основную публикацию