Вопрос № 132. Тема поэта и поэзии
“Поэт в России больше, чем поэт”, — гласит известное изречение. Возможно, именно этим обусловлено пристальное внимание к теме поэта и поэзии в русской литературе.
Поэт и толпа, поэт и правда, поэт и зло — размышления об этих проблемах стали традиционными в отечественной поэзии. Пророк, изгой, сеятель “разумного, доброго, вечного”, небожитель, слуга народа — таким представляли себе поэта великие лирики.
Свой вклад в развитие этой темы внесла и А. Ахматова.
Мысль о предназначении художника органично входит в творчество автора. Пожалуй, это во многом обусловлено биографическими факторами: Ахматова долгое время жила и получила образование в Царском Селе —
Где столько лир повешено на ветки,
Но и моей как будто место есть…
Всем своим творчеством на протяжении всей своей жизни Ахматовой приходилось опровергать мысль о том, “что быть поэтом женщине нелепость”.
И в самом деле, за три века русской поэзии в ней до смешного мало женских имен, и ни одно из них не сравнится по силе чувства и глубине мысли, по поэтическому таланту с А. Ахматовой. Право на звание поэта ей пришлось отстаивать в длительной борьбе.
Она не хочет быть просто женщиной, только женщиной, чье существование ограничено лишь любовными переживаниями, какими бы сильными они ни были в стих-и «Нет, царевич, я не та» (1915):
- Нет, царевич, я не та,
- Кем меня ты видеть хочешь,
- И давно мои уста
- Не целуют, а пророчат.
“Однажды поздним летом” героиня встречает свою Музу, и с тех пор они неразлучны, как сестры. Муза Ахматовой по-пушкински смугла и весела. Муза — это бессонница и голос совести, чье бремя вынуждена нести героиня всю жизнь; это мучительная лихорадка и обуза, но, к сожалению, являющаяся не слишком часто:
Как и жить мне с этой обузой, А еще называют Музой, Говорят: “Ты с ней на лугу…” Говорят: “Божественный лепет…” Жестче, чем лихорадка, оттреплет,
- И опять весь год ни гу-гу.
- Со временем эта обычно полная жизнетворящих сил, душевно-радостная и открытая Муза ахматовских стихов разительно меняется:
- Веселой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит…
(«Все отнято: и сила, и любовь…»)
Поэтесса явственно ощущала сдвиг и времени, и собственного мироощущения, но смысл самого движения, его внутренние силы и направление — все таилось в сфере неясных предчувствий. Художественное творчество ей казалось в этот период чуть ли не единственной незыблемой ценностью.
И печальная Муза моя,
Как слепую, водила меня…
Дар поэта — его богатство, Богом данное, но поэт обречен не копить его, а расточать. Задача поэта — неблагодарна, но благородна, она сродни Христовой. Подобно Христу, поэт идет по миру — один, — чтобы творить свое благое дело. И, подобно Христу, он обречен за это узнать “учеников злорадное глумленье и равнодушие толпы”.
Слава представляется героине неизбежным спутником таланта, “увядшим листом” у него под ногой или же назойливой гостьей, погремушкой, трещащей над ухом. Героине не страшно забвение:
Забудут? — вот чем удивили!
Меня забывали сто раз…
Власть искусства в представлении Ахматовой обычно исцеляюща, она способна вывести человека из круга обступивших его мелких интересов и страстей, подавленности и уныния на высокие солнечные склоны прекрасной и мудрой жизни. Об этом идёт речь в стих-и «Уединение»(1914).
- Так много камней брошено в меня, —
- Что ни один из них уже не страшен,
- И стройной башней стала западня.
Высокою среди высоких башен…
Образ искусства как некой высокой башни, поднимающей поэта над мирской суетой, и представление о священной его природе воплощают мотив избранничества. Уединение, воспетое поэтессой, — это уход не столько от жизни вообще, сколько от легкого и праздного существования.
Ахматова была далека от понимания социальной природы искусства, но выражала в своем творчестве мысль о существовании нравственных обязательств художника перед обществом. Об этом она говорит в стихотворении «Нам свежесть слов и чувства простоту…» (1915)
- Нам свежесть слов и чувства простоту
- Терять не то ль, что живописцу — зрение –
- Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?..
- Иди один и исцеляй слепых,
- Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
- Учеников злорадное глумленье
- И равнодушие толпы.
В стихотворении «Я так молилась: «Утоли…» разрабатывается тема поэта и поэзии. Ахматова продолжаеттрадиции русской классической поэзии, прежде всего пушкинской (вспомним стихотворение Пушкина «Пророк»).
- Я так молилась: «Утоли
- Глухую жажду песнопенья!»
- Но нет земному от земли
- И не было освобожденья.
- Как дым от жертвы, что не мог
- Взлететь к престолу Сил и Славы,
- А только стелется у ног,
- Молитвенно целуя травы, —
- Так я, Господь, простерта ниц:
- Коснется ли огонь небесный
- Моих сомкнувшихся ресниц
- И немоты моей чудесной?
- Широкое смысловое поле сборника, глубина и разнообразие ассоциаций придают импульс дальнейшему творчеству, эпическому освоению мира.
- Его тайны автор раскрывает в цикле, так и названном — “Тайны ремесла” (1936-1960).
- Тема поэтического цикла «Тайны ремесла» – тема творчества:
- секреты рождения стиха,
- поэт и читатель,
- определение автором значения собственной поэзии в русской литературе.
Так кто же он, поэт? Как рождаются стихи? Об этом А. Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла», уже само название которого говорит о совмещении возвышенного и земного в творческой судьбе художника слова.
Процесс рождения стиха, по мнению Ахматовой, обыкновенный, земной, природный. Задача поэта лишь тонко все подметить, всмотреться, вслушаться и записать. Жизнь (т. е.
ее реальные факты) и творчество находятся в постоянном соперничестве, сотворчестве: в реальные жизненные факты проникает поэзия, высекая из них искры прекрасного.
- Появление творческого вдохновения как творческого процесса оказывается предметом осмысления в стихотворении «Творчество» (1936) Процесс творчества предстает героине как некая истома, греза, видение, в котором постепенно проступают слова и рифмы,
- Бывает так: какая-то истома;
- В ушах не умолкает бой часов;
- Вдали раскат стихающего грома.
Источник: https://multiurok.ru/files/vopros-132-tema-poeta-i-poezii-v-lirike-a-a-akhmat.html
referat5vip.ru
Стихотворение было написано 11 июля 1959 в поселке Комарово. Относится к позднему этапу творчества поэтессы.
Тема стихотворения. В русской литературе теме поэта и поэзии уделялось большое внимание. Не обошла эту тему и А. Ахматова. Теме роли поэта посвящены многие ее произведения, включая и стихотворение «Поэт».
Сюжет. Жизнь поэта, на первый взгляд, проста и беспечна. Что-то, услышал, где-то подсмотрел, пропустил через свое мировосприятие и вот уже готов новый литературный опус. Это взгляд на поэзию со стороны простого обывателя. И, возможно, доля правды в этом есть. Ведь и сама Ахматова признается в том, что черпает свое вдохновение из «жизни лукавой» и «ночной тишины».
Художественные средства.
стихотворный размер, трехстопный амфибрахий (ударение на втором слоге), схема: По-/ду?-/ма-/ешь/, то?-/же/ ра-/бо?/та, — Бес-/пе?ч-/но-/е э?-/то/ жит-/ье?: Под-/слу?-/шать/ у/ му?-/зы-/ки/ что?-/то И/ вы?-/дать/ шу-/тя?/ за/ сво-/е?. _ _?_ /_ _?_ /_ _?_ _ _?_ /_ _?_ /_ _? _ _?_/ _ _?_/_ _?_ _ _?_ /_ _?_/_ _? рифма перекрестная (АбАб), чередуются женская (ударение на предпоследнем слоге) работа — что-то и мужская (ударение падает на последний слог) житье-свое рифмы. По точности созвучия рифма считается бедной (совпадение ударного гласного): … работа (А) … житье (б) … что-то (А) … свое (б) тропы и стилистические фигуры: олицетворение бедное сердце так стонет. вторая строфа строится на антитезах: веселое-стонет, бедное-блещущих. ирония, о несерьезности высказываний говорят слова что-то, чье-то, какие-то и, как итог: выдать шутя за свое. эпитеты беспечное это житье, веселое скерцо, бедное сердце, дымовая завеса, жизни лукавой, ночной тишины. Эпитеты беспечное, веселое, лукавой настраивают на позитивное восприятие.Стихотворение написано в легкой форме, читается на одном дыхании, нет нагромождений образов. Автор как будто обращается к каждому слушателю лично. Словами «подумаешь, тоже работа» он провоцирует оспорить или согласиться с этим утверждением. Главная задача поэта не просто слушать и слушать, а уметь «подслушать». И если у музыки это сделать легко, то лес он не так прост, в нем «сосны-молчальницы». А лучшее место для поэзии — «ночная тишина».
Лирический герой стихотворения. Русская литература, да и вся мировая литература, не может похвастаться большим количеством женских фамилий. В свое время А. Ахматовой пришлось долго отстаивать свое право считаться настоящим поэтом.
Стихотворение «Поэт» звучит как самоотчет автора перед слушателями. В нарочито ироничной форме лирический герой рассказывает нам о поэтическом таланте «подумаешь, тоже работа, — беспечное это житье». И тут же тонко подмечает, что только поэт способен «подслушать у музыки что-то…
, а после подслушать у леса, у сосен». Лирический герой делится с нами, где он черпает свое вдохновение «немного у жизни лукавой, и все — у ночной тишины». Стихотворение полностью обезличено. Этого удается достичь благодаря использованию местоимений и глаголов в неопределенной форме.
Если не знать, кто автор, то догадаться, от чьего лица оно написано, невозможно.
Литературное направление. Свою творческую биографию А. Ахматова начинала в тот период, когда символизм переживал кризис, и поэтому она примкнула к группе поэтов-акмеистов.
Новое направление в литературе пропагандировало отказ от перенасыщенности лирики символичностью. Они провозгласили начало новой литературы, в которой верховенствует реальность земного мира.
В поэзии Ахматовой все четко и лаконично.
Источник: https://referat5vip.ru/analiz-stikhotvoreniya/analiz-stikhotvorenij-akhmatovoj/7175-analiz-stikhotvoreniya-akhmatovoj-poet
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости» на Сёзнайке.ру
Отношения Ахматовой и Блока вызывают много споров и противоречий. В своих заметках Анна очень отрицательно отзывается о распространяющихся слухах по поводу ее романа с Блоком. Она подчеркивает, что это всего лишь «легенды».
Однако Ахматова очень ценила каждую свою встречу с поэтом, считала его великим поэтом и всячески добивалась его дружбы.
Одну такую встречу, она описывает в своем стихотворении «Я пришла к поэту в гости», чтобы подчеркнуть важность и значимость их отношений.
Блок и Ахматова писали в разных стилях: символизм и акмеизм, но бесспорно, Ахматова учила у него.
Эта встреча произошла в 1913 году, Ахматова приносит Блоку его стихи на подпись. Встреча была не запланированной и не долгой, подпись поэта формальной «Ахматовой-Блок». За всю жизнь они пересекались очень редко, разговаривали мало, но поэтесса следила за его творчеством и училась на его произведениях.
Шестнадцать строк Ахматовой разделены на четыре строфы, размер стиха – четырехстопный хорей, отсутствует рифма – это белый стих.
В стихотворении «Я пришла к поэту в гости» Ахматова пользуется четкими документальными отражениями действительности, все происходит перед нами как в кино или на картинке.
Часы показывают полдень – двенадцать (что перекликается с блоковской поэмой «Двенадцать»), воскресный день, мороз на улице, тихая просторная комната, где происходила встреча. На героиню глядит морозное малиновое солнце, как хозяин.
Она, таким образом, описывает самого Блока – светило современной поэзии, который сейчас просто хозяин комнаты, в молчании он смотрит на героиню своими необычно выразительными глазами. Она не находит подходящие слова, чтобы описать эти глаза, но запомнить их должен каждый. А сама героиня боится в них смотреть.
Возможно, она боится своих чувств, что он не сумеет ответить на них, боится, что во взгляде Блок прочтет ее мысли и не одобрит их. Или считает себя недостойной такого великого поэта, она смущенна перед ним. Главное для нее, что между ними состоялся разговор, настолько важный, что ему она посвящает это стихотворение.
Окончание, как и начало, это описание серого дома, в котором состоялась эта встреча. Нева, впадающая в море, как образ самой героини – реки, которая только начинает свой путь, стоит у самых ворот в мир поэзии, и волнующегося Моря – поэта, уже раскрытого и глубокого.
Каждое предложение в стихотворении резко обрывается, не имея осмысленного конца. Таким образом, передается внутреннее состояние героини, которая встречается со своим поэтом: она в смятении, смущенна и чувствует себя неуверенно перед его личностью.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/11009——l——r
Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла к поэту в гости»
В основе стихотворения Анны Ахматовой «Я пришла к поэту в гости», лежит событие, которое имело место в биографии поэтессы. В 1913 году состоялась ее встреча с Александром Блоком, которому она принесла для подписи свои стихи. Александр Александрович оставил лаконичный автограф: «Ахматовой — Блок».
Блок в те годы находился в расцвете своей творческой карьеры, и молодая поэтесса им искренне восхищалась. Благодаря этому, в 1914 году появилось на произведение «Я пришла к поэту в гости…».
В первой строфе которого, в повседневной и будничной манере, поэтесса сообщает: «Я пришла к поэту в гости…».
Волнение и радость по поводу встречи выражается путем преобладания таких безличных предложений как: «Воскресенье», «Ровно полдень».
С каждой последующей строкой, читателю открывается постепенное нарастание напряжения и ожидания. Для их отображения, Ахматовой используются образы и цвета: «лохматый сизый дым», «малиновое солнце».
Эти образы представляются нам особенно яркими и одушевленными. Они, как ничто иное, способствуют литературному отображению подернутого зимней дымкой Петербурга.
Многоточие, которое находится в конце шестой строки, говорит не только о незаконченности фразы, но и о переполняющих героиню чувствах, которые возникают у нее при появлении хозяина дома. Взгляд, которого, как «малиновое солнце» «Ясно смотрит на меня!».
Некоторая отчужденность и сдержанность Блока, отображается путем использования, по отношению к нему, прилагательного «молчаливый». Взгляд поэта видится читателю, как лучистый, глубокий и проницательный. Героиня даже опасается прямо смотреть в них: «Мне же лучше, осторожной, в них и вовсе не глядеть».
Читатели могут только строить догадки о том, что Ахматова сама старается скрыть свой взгляд, так как он много чего может рассказать поэту.
В разговоре явно присутствует внутреннее напряжение, которое она пытается смягчить интересной беседой. Читателям не раскрывается, о чем же разговаривали эти два творческих человека.
Мы только можем предположить, что они могли обсуждать: общих знакомых, погоду, поэзию и музыку – все то, что могло интересовать их обоих.
К окончанию стихотворения, внутреннее напряжение спадает, и поэтому Ахматова снова обращается к описанию таких повседневных деталей как серый и высокий дом на берегу Невы. При этом автор поэтически отображает вполне определенный дом, в котором жил Александр Блок. Для читателя становится ясным, благодаря чему, этот дом остался в сердце поэтессы, равно как и встреча, которая произошла в нем.
2 вариант
Анна Ахматова – одна из самых ярких звезд на поэтическом небосклоне России. Ее творчество пронизано любовью к Родине и гордостью за высокую национальную духовность русского народа. А. Ахматова всегда восхищалась гениальностью русских поэтов и писателей, в особенности такими мировыми величинами, как А.Пушкин и А.Блок. Поэтесса с большим трепетом относилась к их творчеству.
Стихотворение «Я пришла к поэту в гости», посвященное А. Блоку, А. Ахматова написала в 1914г. На то время первый сборник стихов юной поэтессы уже вышел в свет, однако А. Ахматова долго не решалась встретиться с любимым поэтом.
Благодаря использованию А. Ахматовой в своем стихотворении 4 катренов, которые написаны четырехстопным хореем, создается реалистическая картина, и в то же время читателю дается возможность прочувствовать все ощущения поэтессы.
Стихотворение демонстрирует две картины – образ хозяина дома и зимний воскресный полдень. Два образа – «малиновое солнце» и «хозяин молчаливый», соединенные в одной строфе, поневоле вызывают ассоциацию с понятием, что поэт – это то же солнце на поэтическом небосклоне России.
Фраза «глаза такие, что запомнить каждый должен» говорит о взгляде мудреца и пророка с чистой душой. И лирическая героиня выражает осторожность «в них и вовсе не глядеть», чтобы не раствориться целиком в поэте, не потерять себя.
Однако последняя строфа дает понять, что лирическая героиня после встречи со своим любимым поэтом открыла для себя некую тайну, которая позволяет обрести веру в себя и в свою мечту, воплощением которой поэт является.
Главная идея, пронесенная через все стихотворение – настоящий поэт запомнится каждому, а художественно-изобразительные приемы, использованные в стихотворении (небольшое количество эпитетов, аллитерация звуков, отсутствие метафор, неточная рифма, наличие в строфе незаконченных предложений), дают ощущение задушевной беседы с читателем.
о прочтении этого стихотворения читатель понимает, насколько достоверными и проникновенными являются наблюдения поэтессы. И многим читателям еще предстоит осознать стихи Анны Ахматовой и открыть для себя эту прекрасную русскую поэтессу.
(2 votes, average: 4.50
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-axmatovoj-ya-prishla-k-poetu-v-gosti.html
Александру Блоку
Подобный материал:
- Менжерес Александру Николаевичу. Менжерес А. Н. доклад, 385.08kb.
- Программа заседаний представлена на сайте нииэм им. Пастера и Вестника инфектологии, 87.27kb.
- 18 апреля в центре Еревана на улице Абовяна был открыт памятник известному армянскому, 3682.11kb.
- Вновом учебном году (20102011) вам предлагаются 10 вариантов текстов по блоку, 159.15kb.
- Урок започатковує вивчення блоку «Перебудова в СРСР та Україна» (4-й урок теми 4 Всесвітньої, 1254.61kb.
- Контрольная работа по блоку №1 «Смутное время», 102.33kb.
- Н. А. Чичёва Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия, 87.08kb.
- Тест «Война и мир» (том, 26.34kb.
- Самостоятельная работа по блоку «Эпоха Николая, 151.13kb.
- Иалистов ОАО «нк «Роснефть» в рамках пятой кустовой научно-технической конференции, 66.99kb.
АНАЛИЗ ДВУХ СТИХОТВОРЕНИЙ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Учитель русского языка и литературы
Дмитриева Альбина Николаевна
г. Старый Оскол Белгородской области МОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов»
Анализ стихотворений проводится с использованием информационных технологий. Учащиеся в компьютерном варианте заполняют заранее подготовленную таблицу анализа стихотворений, затем пишут сочинение. Использование таблицы помогает увидеть в стихотворении художественные особенности.
Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Т Стихотворение двупланово: описание места и времени с одной стороны – и самого поэта-хозяина – с другой. Описание погоды имеет явно символический смысл: «дымный полдень», «лохматый сизый дым» и «малиновое солнце».
Ахматова дает понять, что Блок – поэт с большой буквы, недаром дважды употребляется слово «Воскресенье».
ихо в комнате просторной, А за окнами мороз
- И малиновое солнце
- Над лохматым сизым дымом…
- Как хозяин молчаливый
- Ясно смотрит на меня!
- У него глаза такие,
- Что запомнить каждый должен;
- Но запомнится беседа,
- Дымный полдень, воскресенье
Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть. В доме сером и высоком У морских ворот Невы.
Анна Ахматова, 1914
Ключевые слова и образы
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Историческая основа | Поэтесса боготворила Блока, мечтала о встрече с ним. |
Лирический герой | Лирическая героиня восхищается поэтом, обращая внимание на две детали – глаза и беседа |
Жанр | Лирическое стихотворение |
Тема | Встреча с поэтом |
Идея | Его должны помнить все, «каждый» |
Форма | 4 катрена |
Лексика | Общеупотребительная лексика |
Аллитерация-ассонанс | С-з-ш-ж (шипящие создают ощущение шепота), л-м- мягкости. О – впечатление округлости, законченности. |
Интонация | Спокойно-приглушенная |
Рифма | Неточная, мужская и женская. Неточная рифма приближает стихотворение к разговорной речи, беседе. |
Размер | Четырехстопный хорей |
Особенность синтаксиса | Простые нераспространенные предложения, переход предложений из одной строфы в другую. Многоточие – незаконченность пейзажа. ! – восхищение. |
Инверсия | В доме сером и высоком, в комнате просторной |
Метонимия | Мне, осторожной, |
Дополнительно | Петербург, цветопись – малиновое, сизый. |
Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я пришла к поэту в гости.»
Имя Анны Ахматовой – одно из ярчайших звезд на небосклоне поэзии. Недаром ее называли русской Сафо. Ее творчество наполнено глубиной и крылатостью, светом и верой. Великая любовь к Родине и уверенность в ее предназначении позволили ей в бурные годы оставаться со своим народом.
Поэтесса всегда гордилась высокой национальной духовностью, культурой, гениальностью русских писателей и поэтов. Особую гордость вызывали в ее душе такие светочи мировой литературы, как А. Пушкин и А. Блок. Ахматова изучала их творчество, трепетно относилась к их поэтическим строкам. Она даже в мыслях не могла сравнивать свое творчество с наследием великих поэтов. А.
Пушкин был для нее недостижимым идеалом, образцом, а А. Блок — ее современник, он живет с ней в одном городе, дышит одним воздухом, и все же между ними непреодолимая грань – поэт и почитательница. Стихотворение «Я пришла к поэту в гости» написано в 1914 году, в годину страшных испытаний для России.
Прежде чем встретиться с поэтом, а тем более прийти в гости, юная поэтесса (в это время уже был опубликован первый сборник ее стихов «Вечер») долго не решалась переступить заветный порог. И вот свершилось. Первая строка «Я пришла к поэту в гости» сродни отчаянному прыжку в воду.
Сразу, используя прием антитезы, героиня разделяет свое собственное «Я» и ключевой образ «поэт», который, варьируясь от строфы к строфе, превращается в «молчаливого хозяина» с «такими глазами», что и описать их невозможно.
Стихотворение состоит из четырех катренов, написанных четырехстопным хореем, что позволяет с одной стороны создать реалистичность картины, а с другой — полутоном, полунамеком передать свои чувства и ощущения. Все стихотворение распадается на две картины: зимний воскресный полдень и образ хозяина дома. Первая строфа поражает своей конкретикой: «Ровно полдень.
Воскресенье». Также скупо описывается комната и пейзаж за окном: «комната просторная, а за окнами мороз».
Следующие строчки, в которых практически соединены все эпитеты, невольно заставляют отметить символический смысл: И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Вот едва уловим полутон: «лохматый сизый дым» (в конце появится эпитет «дымный полдень»), сквозь который пробивается «малиновое солнце». Цветопись стиха поражает своей точностью.
Действительно, сквозь морозную дымку солнце кажется малиновым, но следом звучит совершенно иная по смыслу строка, кстати, единственная восклицательная: Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! Два образа, соединенных в одной строфе, невольно ассоциируются с понятием: поэт – это ведь тоже солнце на небосклоне русской поэзии.
Почему малиновое? Да потому, что пока оно еще только пробивается сквозь сизый (серо-синий) дым, но оно обязательно станет ясным, именно ясным, а не ярким. Глагол «смотрит» влечет за собой ключевое слово «глаза» («…глаза такие, что запомнить каждый должен…»).
Лирическая героиня не может дать достоверного объяснения этому взгляду, этим глазам, поэтому использует слово «такие», но тут же утверждает, что их «запомнить каждый должен». Это взгляд пророка, взгляд мудреца, взгляд чистой души. И героиня спохватывается: Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть.
Почему? Что страшится увидеть в этом взгляде юная поэтесса? Какая правда откроется ей? Ахматова использует один-единственный эпитет, характеризующий ее героиню, «осторожная». И этим, пожалуй, можно объяснить все «почему». Лирическая героиня боится всецело раствориться в поэте, отдать ему свою жизнь и творчество, подчиниться его обаянию, потерять себя.
Ведь больше ни разу не появляется местоимение «Я». Но последняя строфа возвращает нас к реальности. Анна Ахматова утверждает, что «запомнится беседа», опять конкретизируя время «дымный полдень, воскресенье». Случайно ли в коротком стихотворении дважды появляется слово «воскресенье», как бы окольцовывая лирическое стихотворение? Конечно же, нет.
Уходя из гостей, героиня воскресает душой, открывает для себя что-то такое тайное, невыразимое, позволяющее поверить в себя. И теперь ей более дорог «дом серый и высокий у морских ворот Невы», потому что здесь она встретилась с кумиром, увидела в нем воплощение своей мечты. Вся структура лирического стихотворения и использование художественно-изобразительных средств подчинены главной идее – настоящего поэта должны помнить все («каждый»). Ограниченное использование эпитетов, отсутствие метафор, аллитерация звуков /с-з-ш-ж/, ассонанс /о/, неточная рифма, незаконченность предложений в строфе приближают произведение к задушевной беседе с читателем, поэтому именно слово «беседа» звучит последним аккордом. Заканчивая читать стихотворение «Я пришла к поэту в гости», поражаешься, как тонки и проникновенно достоверны наблюдения. Многим еще предстоит открыть для себя Анну Ахматову. Ведь ее стихи – «очень емкая, масштабная книга о двадцатом веке, его трагедиях и надеждах».
М
Пастернак подчеркивает ответственность поэта перед всем миром, перед всей вселенной, перед самим собой, перед своей совестью.
Этот сборник высоко оценила Марина Цветаева, она писала: «В этой книге несколько вечных стихов». Резкое противопоставление картины мира гению человека. Смена времени: ночь — утро – день.
Свечи горят всю ночь, как огонек человеческого гения
чались звезды. В море мылись мысы.
Слепла соль. И слезы высыхали.
Были темны спальни. Мчались мысли.
- И прислушивался сфинкс в Сахаре.
- Плыли свечи. И казалось, стынет
- Кровь колосса. Заплывали губы
- Голубой улыбкою пустыни.
- В час отлива ночь пошла на убыль.
- Море тронул ветерок с Марокко.
Шел самум. Храпел в снегах Архангельск.
- Плыли свечи. Черновик «Пророка»
- Просыхал, и брезжил день на Ганге.
- 1918 Б.Пастернак
- Олицетворение
- Метафоры
- Ключевые слова и образы
- Символ
Историческая основа | Четвертая книга стихов «Темы и вариации» была издана в 1923 г., куда вошло стихотворение, написанное в годы Гражданской войны. |
Лирический герой | Ответственность перед миром и самим собой, он – часть вселенной |
Жанр | Философская лирика |
Тема | Рождение нового дня |
Идея | Вечность мироздания, круговорот жизни |
Форма | Три катрена |
Лексика | Имена собственные, глаголы: мчались, мылись, слепла, высыхали, прислушивался, стынет, заплывали, пошла, тронул, шел, храпел, просыхал, брезжил. Синонимы: ветер -самум |
Тавтология | Плыли свечи; мчались звезды – мчались мысли |
Аллюзия | Стихотворение Пушкина «Пророк» |
Аллегория | Голубая улыбка пустыни — утро |
Антитеза | Храпел –брезжил; звезды –день, снег — пустыня |
Аллитерация-ассонанс | М-с-з Ы-у |
Интонация | Взволнованная, тревожно-трагическая |
Рифма | Женская, перекрестная, неточная |
Размер | Пятистопный хорей |
Особенность синтаксиса | Простые предложения, нераспространенные. Параллелизм. |
Инверсия | Глаголы на первом месте. |
Метонимия | Черновик «Пророка» просыхал. |
Дополнительно | Сахара, Архангельск, Ганг – образ мира. Пейзаж. Деталь: Сфинкс, колосс |
Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Мчались звезды.»
Имя Бориса Пастернака известно каждому культурному человеку. В его творчестве отразилась судьба страны, расцвел удивительным экзотическим цветком мир чувств, слово засияло всеми красками, как драгоценный камень, заиграло всеми гранями. А.Блок писал, что «стихотворения, это покрывало – натянутое на острие нескольких слов, а слова светятся, как звезды…» Это определение вполне можно отнести и к стихотворениям Б. Пастернака. Каждое слово его произведений светится, как звезда. Может быть, поэтому само слово «звезды» так часто встречается в его стихотворениях. Если представить себе поэтический небосклон, то, мне кажется, звезда Бориса Пастернака сияет на нем ярко и таинственно. Не потому ли, что сам поэт серьезно и глубоко занимался философией как наукой, даже готовился к защите докторской диссертации по философии в Германском университете, его произведениям наиболее свойственен философский жанр. Образцом может служить стихотворение «Мчались звезды. В море мылись мысы», написанное в 1918 году. Это стихотворение вошло в сборник «Темы и вариации», изданный в 1923 году. Сборник высоко оценила Марина Цветаева, она писала: «В этой книге несколько вечных стихов». И, конечно же, к таким «вечным» стихотворениям можно отнести и вышеуказанное. Стихотворение невелико по объему, всего три катрена, но оно сразу завораживает своей необычностью. За кажущейся простотой такой объем информации, философского обобщения, что искренне удивляешься, как ты сам не смог создать нечто подобное – ведь истина мироздания лежит на поверхности. Первая строфа рисует скромный и в то же время романтический пейзаж – ночь в пустыне, звезды, берег моря, таинственная тишина и безбрежность: Мчались звезды. В море мылись мысы. Слепла соль. И слезы высыхали. Были темны спальни. Мчались мысли. И прислушивался сфинкс в Сахаре. Почему звезды «мчались»? Не сияли, не светили, а мчались, то есть летели с огромной скоростью. Да ведь так мчится наша жизнь, недаром тут же используется повтор «мчались мысли». Жизнь быстротечна, а море, пустыня вечны и таинственны, как сфинкс. Образ сфинкса в Сахаре сразу напоминает о вечной загадке мироздания. Так возникает образ времени. Автор от строфы к строфе рассуждает о круговороте времени: вот «мчатся звезды и темны спальни», то есть над миром сгустилась ночь; а во второй строфе «ночь пошла на убыль», и удивительна грань перед рассветом, когда «в час отлива» уходят тени, касаясь «голубой улыбкою пустыни» одинокого колосса. В третьей строфе наступающий день уже властно заявляет о себе: «брезжил день на Ганге». Как огромен мир! Еще «храпит в снегах Архангельск», а день идет с востока. Что он несет миру, человечеству? Как удивительна метафора «Черновик «Пророка» просыхал»! Аллюзия, используемая Пастернаком (намек на произведение А.С. Пушкина «Пророк»), говорит о том, что этим утром родилось гениальное произведение, человечество обогатилось еще одним открытием. И понятно становится, почему автор использует тавтологию «Плыли свечи». Свеча – это символ человеческого гения, она освещает темный мрак невежества и тайны, она тоже маленькая звездочка на земле, несущая свет. Борис Пастернак практически не использует эпитетов, а строит все свое стихотворение на глагольной лексике (мчались, мылись, слепла, высыхали, прислушивался, стынет, заплывали, пошла, тронул, шел, храпел, просыхал, брезжил), что придает стихотворению взволнованную, тревожно-трагическую интонацию. Поскольку Пастернак входил в группу футуристов, он большое внимание уделял и форме стихотворения. Все стихотворение состоит из простых нераспространенных предложений, в которых автор использует прием инверсии (существительное стоит на втором месте). Это помогает как бы констатировать факты, а неточная рифма приближает стихотворение к задушевной беседе. Аллитерация звуков /м-с-з/ и ассонанс /ы-у/ помогают услышать шум самума в пустыне, шум ветра над огромным пространством от Архангельска до Сахары, ветер и песок занесут следы человеческие, и только в памяти сохранятся имена таких гениев, как Пушкин. Что же хочет поведать Борис Пастернак читателю? Сказать, что мир огромен и загадочен, что он вечен, что все возвращается на круги своя? Мне кажется, что Пастернак подчеркивает ответственность поэта перед всем миром, перед всей вселенной, перед самим собой, перед своей совестью. А каждый из людей, живущих на планете, разве не несет такой ответственности? Стихотворение «Мчались звезды. В море мылись мысы» заставляет задуматься о своем собственном предназначении. Поэтому стихотворения Бориса Пастернака ценны не только своим поэтическим совершенством, но и глубиной философской мысли, они стали своеобразным путеводителем по жизни, в них можно найти ответ на самые сложные вопросы мироздания.Используемая литература:
- А. Ахматова, «Лирика», Москва, Художественная литература, 1989 год
- Б.Л. Пастернак, «Избранное», Москва, просвещение, 1991 год
- Русская литература. ХХ век (Справочные материалы), Москва, Просвещение, 1995 год
Источник: https://geum.ru/next/art-171620.php
Анализ стихотворения «Творчество» Ахматовой
Стихотворение «Творчество» создано поэтессой в 1836 году. В нем она показывает созидательный поэтический процесс. У каждого поэта процесс создания стихотворения происходит своеобразно. У Ахматовой видна первоначальная хаотичность, запутанность, царящая в мыслях.
Все довольно неопределенно: в ушах не умолкает бой часов, вдали слышны раскаты грома, ей чудятся какие-то стоны и жалобы.
Но все таинственное и непонятное постепенно сужается до тех пор, пока не формируется основная идея, мысль, фундамент, на котором и будет основываться строительство нового произведения: «Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один все победивший звук».
Самый трудный этап уже позади. Дальше в дело вступают талант и мастерство, божий дар поэтессы. И вот строка заменяет строку, рифма нанизывается на рифму «И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне».
Часть стихотворения, в котором поэтесса находится еще в поиске, изображает суету и шум обыденной реальности. Но как только мысль найдена, осуществляется переход в мир самой поэтессы, в котором слышно даже как растет трава. В реальной жизни такого не услышишь. То есть поэтесса проводит грань между реальным миром и миром поэта, в котором он творит.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
В стихотворении, пусть и слабо, чувствуется влияние символизма. Характерные для символизма элементы мистицизма несут в себе «неузнанные и пленные голоса, жалобы и стоны, сужающийся тайный круг» из ее стихотворения. Но мистицизм, а в целом и символизм Ахматовой отличен от традиционного.
Мистицизм для символистов служил уходу от разочаровавшей их действительности в мир идеалов и грез, тогда как для Ахматовой он тесно связан с реальностью. Ведь время создания стихотворения было довольно тревожное. Многие инакомыслящие подверглись репрессиям. Многих из них поэтесса знала лично. Возможно, это их жалобы и стоны чудились ей.
Как и Пушкин, Ахматова считает, что для поэта нет низких и возвышенных тем. Все может стать предметом его воспевания, из всего может возникнуть стихотворение: «Когда б вы знали из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…».
Простая разговорная речь, характерная для данного стихотворения, одна из главных черт всего творчества Ахматовой вообще. Другой характерной особенностью творчества Ахматовой является использование неполных рифм, что проявило себя и в настоящем произведении: стоны-звонов, свежий-нежен.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/03/analiz-stihotvorenija-ahmatovoj-tvorchestvo.html