Анализ стихотворения жуковского невыразимое 9 класс сочинение

Существуют ли в мире вещи, правильно высказаться о которых не может даже мастер слова – поэт? Всему ли есть названия в человеческом языке? Именно на эти вопросы и отвечает В. Жуковский в своем произведении «Невыразимое».

Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

Особенности стихотворения, жанр

«Невыразимое» Жуковского относится к позднему периоду его творчества. И здесь читатель имеет возможность наблюдать не духовные искания юной души, преувеличивающей отрицательные стороны жизни, а вполне осознанный ход мысли зрелого человека. Написано произведение было в 1819 году.

«Невыразимое» Жуковского представляет собой одно из философских размышлений поэта-романтика об удивительном совершенстве природы, а также об ограниченности возможностей человеческого искусства. Жанр данного произведения, который обозначил сам поэт – «отрывок». В действительности стихотворение относится к элегии.

Однако определение поэта говорит не только о том, что авторская мысль в нем не была завершена, но и о наличии комплексных смысловых ассоциаций в произведении.

Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

Мысли поэта

«Невыразимое» Жуковского начинается с риторического вопроса:

Что наш язык земной перед дивною природой?

  • После этого лирический герой начинает разворачивать обозначенный вопрос перед своими читателями:
  • С какой небрежною и легкою свободой
  • Она рассыпала повсюду красоту
  • И разновидное с единством согласила!
  • Затем следует мысль о том, насколько художник оказывается ограничен в своем стремлении передать всю красоту природы. Это показано в отрывке из «Невыразимого» Жуковского:

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

  1. Святые таинства, лишь сердце знает вас.
  2. Не часто ли в величественный час
  3. Вечернего земли преображенья,
  4. Когда душа смятенная полна
  5. Пророчеством великого виденья
  6. И в беспредельное унесена,
  7. Спирается в груди болезненное чувство,
  8. Хотим прекрасное в полете удержать,
  9. Ненареченному хотим названье дать —
  10. И обессиленно безмолвствует искусство?

Вслед за этими словами раскрывается душа художника, являющаяся единственным хранилищем непосредственных впечатлений, живых переживаний. «Святые таинства, лишь сердце знает вас».

Художник при помощи своего таланта может только внешне обозначить то или иное явление, однако не способен передать внутренней его сути. Здесь сравнительно с ранним творчеством поэта возникают трагические ноты.

Феномен «двоемирия» в произведении

В данном произведении отражается понимание мира, присущее романтизму. Оно выражается посредством феномена «двоемирия»: окружающий мир остается недоступным для человеческого понимания.

За внешними явлениями природы, которые представляются вполне понятными, в действительности скрыта таинственная суть. Постижение ее и является смыслом поэтического искусства. Однако этот процесс требует серьезных душевных усилий, и не каждому человеку оказывается по силам.

Именно это понимание удивительного мира природы и лежит в основе философского стихотворения Жуковского «Невыразимое».

Лирический герой совершенно естественным образом приходит к выводу:

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит

То, что невозможно выразить при помощи слов, является в жизни более значимым, нежели высказывания о самом себе. Ведь именно это и питает душу поэта самыми светлыми чувствами, делая его жизнь светлее и счастливее. В некоторой степени Жуковский в своем произведении предвосхищает идею Тютчева:

Мысль изреченная есть ложь

Однако главное в стихотворении Жуковского – это главенствующее положение духовности в жизни человека, стремления осмыслить все то прекрасное, что приносит жизнь, бережно относиться к миру природы.

Средства художественной выразительности

В произведении «Невыразимое» Жуковского используются следующие средства художественной выразительности: во-первых, это риторические вопросы, инверсии, размышления вслух.

Также в стихотворении можно найти и эпитеты: «дивною природою», «блестящей красоты». Есть в произведении и метафора: «пламень облаков», «мысль крылата». Жуковский применяет также и оксюморон.

Например, «в мертвое живое передать».

Главный образ в «Невыразимом» Жуковского – это природа. Она показана во всей ее красоте, недоступности для человеческого познания. Это и образ воды, картины морских берегов, закат. Но также читатель встречается и с лирическим героем.

В стихотворении выражено сожаление о потерянном времени, о своей молодости.

Поэт старается донести до читателя те переживания, которые испытывает сам при виде одиноко стоящей сосны, слегка припорошенной снегом, или же шагая по лужам летним дождем.

Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

О чем сожалеет поэт

В своем стихотворении «Невыразимое» Жуковского поэт восхваляет природу, преклоняется перед ее бескрайней и величественной красотой. Пока еще не придумано таких слов, которые могли бы достойно писать таинственные и полные волшебства природные пейзажи. Поэт сокрушается по поводу того, что язык человека несовершенен, беден в эмоциональном отношении.

Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

Василий Андреевич убежден, что люди не способны усмотреть всю красоту природы. Все, что остается человеку – это довольствоваться некоей малой частью. Невозможно составить целостную картину мира из отдельных частей, которые не связаны друг с другом. Только творческий человек может увидеть немного больше, и данное знание позволяет ему слагать стихи.

Источник: https://www.syl.ru/article/384662/nevyirazimoe-jukovskogo-kratkiy-analiz-osnovnyie-idei-proizvedeniya

Анализ стихотворения "Невыразимое" Жуковского по плану: 1- Время и обстоятельства написания 2- Место произведения в творчестве

писателя 3- Литературный род 4- Жанр 5- Основная проблема 6- Тема 7- Основные образы 8- Идея 9- Художественные особенности

Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

  1. Жуковский написал стихотворение в августе 1819 года. Тогда его наставником был Александр II. Кроме того, автор занимался просветительством при дворе, т.е. искусно говорил. После заказного стихотворения «Подробный отчёт о луне», предназначенного для императрицы, автор проанализировал свой творческий метод. Ему захотелось создать что-то неотразимое. Жуковскому удалось это сделать.
  2. Мировоззрение поэта противопоставляется реальному и ирреальному, обыденному и таинственному. В 1819-1924 гг. Жуковский написал взрослые стихотворения с нотками романтизма.
  3. Стихотворение относится к литературному роду, такому как лирика.
  4. Автор написал «Невыразимое» в жанре элегии. Речь идет о фрагменте жизни, в котором поставлен знак бесконечности. В эпоху Романтизма к этому жанру был значительный интерес.
  5. Основная проблема элегии – переживания, грусть автора по поводу изобразительных способностей искусства.
  6. В «Неотразимом» Жуковский затрагивает 2 важнейшие темы:

а) взаимодействие человека и природы. Красота и гармоничность природы длится вечно. Человек постепенно постигает природу. Видя такие красоты, человек теряет дар речи;

б) Драматичность искусства. Автор убеждает, что живое слово перед красотой природы становится мёртвым.

  1. Мысли лирического героя рвутся наружу. Он ищет подходящую форму для выражения своих мыслей. Но формы нет, потому что она невыразима.

Герой переживает внутренний конфликт, т.е. «болезненное чувство». Можно восхищаться могуществом природы.

  1. Идея искусства. Если античность подражала природе, то возрождение стремилось к реальности изображаемого.

В элегии Жуковского слово молчит, оно не может засыпать комплиментами природу. Человек переживает. Его мысли скованны. Слово полно тайн мира, которую пытается разгадать герой.

  1. Стихотворение написано шести- и четырехстопным ямбом. Это придаёт элегии динамизма и заинтересованности в вопросах. В названии элегии кроется символизм. Эпитет тихий дотрагивается до тонких чувств героя. Прямое значение этого слова («негромкий») теряет свой смысл. Такие эмоциональные эпитеты, олицетворения и метафоры становятся существительными.

Знаешь ответ?

Как написать хороший ответ?

Будьте внимательны!

  • Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
  • Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 110 символов!

Источник: https://vashurok.ru/questions/analiz-stihotvoreniya-nevirazimoe-zhukovskogo-po-planu-1-vremya-i-obstoyatelstva-napisani

В.А. Жуковский «Невыразимое»: анализ стихотворения

Основоположником русского романтизма считают Жуковского. Он одним из первых начал работу над произведениями в данном направлении. В духе романтизма писатель создает и свое знаменитое стихотворение Невыразимое, чей анализ рассмотрим ниже.

Читайте также:  Сочинение на тему мой рабочий день

Невыразимое: краткий анализ

Познакомившись со стихотворением Невыразимое, мы замечаем философские рассуждения поэта, который пытается понять насколько точно можно передать словами красоту окружающей природы.

Устами лирического героя, поэт пытается ответить на вопрос, можно ли словом передать красоту природы, и предлагает порассуждать над данной темой читателю. Согласно мнению писателя, словами не всегда удастся выразить настоящую красоту, которая поражает своей многогранностью.

Жуковский удивляется насколько легко удается природе свободно и небрежно рассыпать красоту. Вот только людям не дано ее увидеть до конца, а тем более передать ее словами. Бывает, что кто-то из поэтических натур заприметит прекрасное, и тут же пытается выразить ее словами.

Но разве можно создание пересоздать? Первозданность природы может увидеть только сердце. Только душа человека открыта для того, чтобы впустить очарование окружающего мира, да только разум редко отзывается на душевные порывы.

Проблемы и невзгоды закрывают разум для красоты и тогда сердце молчит, а душа наполняется скорбью. Слова мертвы, и не способны передать всю прелесть природы. Разве невыразимое возможно выразить? Оказывается можно, но все необъятное и невыразимое, что теснится в едином вздохе, и ту красоту, может передать лишь молчание.

Идея и образы

Обращаясь к идее стихотворения Невыразимое, мы видим лишь одно желание поэта. Он хочет донести до читателя невозможность достойно описать волшебство природных пейзажей, ведь достойных слов еще не придумали. Поэт сообщает нам о несовершенстве человеческого языка, который очень беден в эмоциональном плане.

Да и обычные люди не способны узреть всю красоту, и лишь поэту дана возможность узреть чуть больше в минуты, когда душа полна пророческого виденья. Да и тогда сокровенные и переполняющие чувства невозможно выразить до самого донышка. И тогда становится понятно, насколько значимым может быть молчание. Только в молчаливом созерцании дано человеку в полном объеме насладиться природой.

И в этом заключается идея и главная мысль стихотворения Невыразимое.

Жанр и эпитеты

Если говорить о жанре, то сам писатель определяет его, как отрывок, указывая на неразрешенность извечных вопросов, хотя по сюжетной линии и композиции это вполне завершенное произведение.

В целом философское повествование является элегией, где Жуковский, раскрывая тему человека и природы, тему искусства, поэта и поэзии, рассказывает о своих переживаниях, эмоциях, и видении данной проблемы.

А чтобы точнее передать свои мысли и идею, писатель прибегает к таким художественным средствам, как эпитеты. К тому же мы видим здесь и риторические вопросы, и инверсию, и метафоры, и размышления вслух.

В стихотворении Невыразимое лирический герой противопоставляется природе. Мы видим смятение автора, замечаем его отчаяние оттого, что лирический герой не может подобрать подходящие выражения, чтобы изложить мысли. Он переполнен чувствами от увиденной красоты, но слов подобрать не может и поэтому лирический герой переживает внутренний конфликт.

Природа же в стихотворении предстает величественной и непревзойденной, способной вызвать восторг у каждого.

История создания

Свое знаменитое стихотворение Непознанное Жуковский написал в 1819 году. В это время он служит просветителем при дворе и является наставником Александра Второго.

Многие исследователи считают, что толчком к написанию элегии Невыразимое послужил приказ императрицы, которая потребовала от Жуковского подробный отчет о луне.

Этот отчет на заказ создавался без души и вдохновения, заставив поэта впоследствии рассуждать над творческим процессом в целом. Эти мысли и породили в себе идею написания элегии Невыразимое.

Источник: https://sochinyshka.ru/v-a-zhukovskij-nevyrazimoe-analiz-stixotvoreniya.html

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского В.А

История создания. Начиная с первой элегии Жуковского «Сельское кладбище» (1802) поэт обращается к совершенно новому для русской литературы направлению — романтизму.

В его последующих произведениях постепенно складываются основные черты лирики этого направления, в которых определяются ее основные темы, мотивы и образы, возникает новый поэтический язык и особая романтическая философия. Она связана с идеей двоемирия, состоящей в противопоставлении реальности и мечты, идеала; обыденного и чудесного, таинственного.

Итогом этих творческих исканий явились стихотворения зрелого периода, созданные в 1819-1824 гг. Они стали своеобразным манифестом русской романтической поэзии. Одним из наиболее значимых среди них явилось стихотворение «Невыразимое», написанное летом 1819 года.

Жанр и композиция. Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок.

Это указывает на неразре-шенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Тем не менее композиционно это произведение является вполне законченным. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения — .

развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте.

Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое — живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство — природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово — создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -— невыразимое («…Ненареченному хотим названье дать — и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «…И лишь молчание понятно говорит».

Тематика и проблематика. Стихотворение может быть отнесено гю своей тематике к пейзажной лирике, но никогда природа в стихах Жуковского не существует сама по себе. Как отмечал еще В.Г. Белинский, у Жуковского «романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца».

Пейзаж в данном стихотворении не только глубоко субъективен и лиричен, но несет важнейшую философскую нагрузку. Созерцая красоту природы, поэт пытается проникнуть в тайны мироздания: «.,.Сие присутствие Создателя в созданье» — вот то главное, что интересует лирического героя стихотворения.

Именно с этим связана основная проблема: возможно ли выразить словами ту тайну, ощущение которой смутно рождается при созерцании прекрасной природы:

Сии картины берегов  В пожаре пышного заката — Сии столь яркие черты — И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою, Сие столь смутное, волнующее нас…

Какой для них язык?

Так поэт выходит на основную тему стихотворения, которая связана с размышлениями о поэзии и поэтпе, его творчестве и взаимоотношении с мирозданием.

Идея и пафос. Известный литературовед Г.А.

Гуковский в книге «Пушкин и русские романтики» так определяет идею стихотворения «Невыразимое»: «Основная мысль стихотворения в том, что объективный мир природы не есть нечто подлинное, а что искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом»1. Действительно, Жуковский не только стал первооткрывателем лирического пейзажа в русской поэзии. Именно он начинает тему «невыразимости» с помощью слов той тайны мира, которую стремится разгадать поэт-романтик. Она получит дальнейшее развитие в русской литературе, и каждый поэт по-своему попытается решить эту проблему. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский так определяет задачу поэзии:

Хотим прекрасное в полете удержать,  Ненареченному хотим названье дать…

Поэт уверен, что красота природы может быть изображена с помощью слов; «И есть слова для их блестящей красоты». Но остается неразрешенным главный вопрос: «Невыразимое подвластно ль выраженью?,.» Поэт пытается найти подходящие слова, но это возможно лишь тогда, когда он находится в особом состоянии:

Читайте также:  Васильев борис львович

Когда душа сметенная полна  Пророчеством великого виденья  И в беспредельное унесена — Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать…

Лирический герой стихотворения утверждает: «Святые таинства, лишь сердце знает вас». Именно поэту-романтику иногда удается в порыве вдохновения, которое рождается от соприкосновения с прекрасной природой, приоткрыть таинственную завесу над невыразимым: «Едва-едва одну ее черту с усилием поймать удастся вдохновенью.,.» Вот почему пафос стихотворения возвышенный, романтический. Он соответствует той высокой миссии поэта, которая заявлена в этом стихотворении.

Художественное своеобразие. Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это язык символов, то есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного, Вот почему многие слова у него утрачивают свое прямое значение.

Так, например, эпитет тихий, связанный со словом небо («сей пламень облаков, по небу тихому летящих»), обозначает чувство лирического героя и утрачивает свое прямое значение — «негромкий».

Зачастую такого рода эмоциональные эпитеты становятся знаками эмоций и чувств, приобретая функцию существительных: «Хотим прекрасное в полете удержать, ненареченному хотим названье дать…».

Ту же функцию несут метафоры и олицетворениях «Сие дрожанье вод блестящих, сии картины берегов в пожаре пышного заката…». Именно потому развернутые сравнения часто производят неясное впечатление, их смысл затемнен:

Сей миновавшего привет (Как прилетевшее внезапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),.,.

Все эти средства художественной выразительности призваны создавать особое музыкальное звучание, как и использование анафоры (строчки, начинающиеся со слова сие, сии, сей, сея). Этому же способствует и несколько замедленный, певучий ритм, насыщенность вопросительными и восклицательными интонациями. Давно замечено, что поэтический язык Жуковского очень музыкален — ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала.

Значение произведения. Стихотворение «Невыразимое» — программное, оно стало одной из первых развернутых поэтических деклараций Жуковского, в которых определяется его поэтическое кредо.

Оно не только насыщено романтической образностью, но и выражает основные черты романтической философии поэта. Вместе с другими произведениями зрелого периода это стихотворение вводило в сознание русских читателей новые образы и символы, создавало язык русской романтической поэзии.

Именно в нем со всей отчетливостью была поставлена проблема «невыразимости», то есть поиска адекватного поэтического языка. «Невыразимое» Жуковского предваряет тютчевское «Silentium».

В русской поэзии этой теме посвятили свои стихотворения многие романтики XIX века, такие, как Лермонтов, Фет, каждый из которых предложил свое оригинальное ее видение, а в дальнейшем ее разрабатывали поэты-символисты серебряного века.

Источник: https://libaid.ru/katalog/zh/zhukovskij-vasilij/3500-analiz-stikhotvoreniya-nevyrazimoe-zhukovskogo-v-a

«Невыразимое» (В. Жуковский)

Василий Андреевич Жуковский один из основоположников совершенно нового направления в русской литературе — романтизма.

Его первые стихотворения воплощали в себе романтическую идею двоемирия — реального и воображаемого, действительности и мечты. В числе манифестов русского романтизма — стихотворение «Невыразимое».

Уже название этого произведения парадоксально: невозможно выразить невыразимое, но автора интересует именно оно.

  • Литературное направление: романтизм.
  • Литературный жанр: Автор охарактеризовал жанр как «отрывок» (в силу неразрешимости тех вечных вопросов, которые задаются в стихотворении); можно отнести к элегии.
  • Вид лирики: пейзажная; философская.

Тема

Лирический герой утверждает превосходство природы надо всем, что когда-либо создавал человек: природе легко даётся создать невероятную красоту, тогда как человек очень старается, но может отразить «едва-едва одну её черту».

Искусство (продукт человеческой деятельности) Жуковский характеризует как «мёртвое» в сравнении с живым — естественными шедеврами природы.

Автор говорит о том чувстве, когда хочется отразить подлинную красоту, но передать всю её глубину невозможно.

Описывая прекрасный пейзаж, Жуковский говорит, что слова для этих красот есть, но как отразить то, что духовно наполняет природу, делает её большим, чем возможно постичь? Стихотворение заканчивается строчкой «И лишь молчание понятно говорит».

Метрика

Размер: разностопный ямб. Рифма: перекрёстная.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «небрежною и лёгкою свободой», «дрожанье вод блестящих», «в пожаре пышного заката», «святая молодость».

Метафоры: «Она рассыпала повсюду красоту», «Легко их ловит мысль крылата».

Олицетворения: «И обессиленно безмолвствует искусство?».

Инверсия: «Вечернего земли преображенья».

Анафоры: «Сие дрожанье вод блестящих», «Сии картины берегов…».

Аллитерация: «л» — «легко их ловит мысль крылата».

Архаические слова: льзя, глас.

Риторические вопросы: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

Оксюморон: «И лишь молчание понятно говорит».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В романтизме мир представляется разделённым на две части, и эти части противопоставлены друг другу. Найдите в тексте стихотворения примеры такого противопоставления.

Ответ. Мёртвое — живое («Но льзяли в мёртвое живое передать?»); искусство — природа («Она рассыпала повсюду красоту / И разновидное с единством согласила! / Но где, какая кисть её изобразила?»); слово — реальность («Кто мог создание в словах пересоздать?»); называемое — невыразимое («…Ненаречённому хотим названье дать — и обессиленно безмолвствует искусство?»).

К какому литературному направлению можно отнести стихотворение «Невыразимое»?

Ответ. Стихотворение «Невыразимое» можно отнести к романтическому направлению. Мир природы противопоставлен образу главного героя. Человек бессилен выразить свои мысли и чувства: искусство по определению беспомощно перед лицом подлинной жизни.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquonevyrazimoeraquo_v_zhukovskij.html

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое»

Василий Жуковский по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Именно благодаря ему в русской литературе появилось это исконно европейское литературное направление, обладающее особым очарованием и простотой. В духе романтизма Жуковским создано множество произведений, одним из которых является элегия «Невыразимое», написанная летом 1819 года.

Ранее поэт уже неоднократно прибегал к жанру элегии, считая, что он наиболее точно подходит для выражения самых сокровенных мыслей.

Жуковский в своих литературных произведениях нередко предавался философским рассуждениям, с помощью которых пытался добраться до сути мироздания.

Но даже этот блистательный поэт, которому была оказана часть стать учителем и чтецом при императорском дворе, честно признавался, что порой не в силах подобрать нужные слова, чтобы рассказать о том, что именно он видит.

Подобное несовершенство русского языка – основной лейтмотив стихотворения «Невыразимое», в котором поэт задается вопросом: «Что наш язык земной пред дивною природой?». Автор не перестает удивляться, «с какой небрежною и легкою свободой она рассыпала повсюду красоту», но нет в мире таких слов, чтобы поведать об этом окружающим.

Более того, Жуковский убежден, что люди видят лишь небольшую часть той роскоши и красоты, которую дарит им окружающий мир.

Какие-то отдельные черты и образы, не позволяющие получить полную картину мироздания, все же заставляют особо поэтические натуры слагать стихи и восхвалять то немногое, что им удалось увидеть и постичь.

«Едва-едва одну ее черту с усилием поймать удастся вдохновенью», — отмечает поэт, сожалея о том, что сама природа не сумела наделить людей возможностью замечать то, насколько она прекрасна и совершенна в своей чистоте.

«Святые таинства, лишь сердце знает вас», — отмечает поэт, подчеркивая, что душа каждого человека распахнута настежь и готовя впустить в себя очарование полей и лесов, рек и озер. Но это совсем не означает, что разум готов откликнуться на душевные порывы и преобразить их в слова, достойные увиденного.

Читайте также:  Храбрый персей - краткое содержание сказки чуковского

Чаще и вовсе бывает наоборот, и человек, когда-то восхищавшийся, глядя на «пламень облаков, по небу тихому летящих», теперь проходит мимо этого прекрасного явления, даже не поднимая головы. У него свои проблемы и невзгоды, его сердце молчит, а разум занят решением насущных проблем. Поэтому душа наполняется скорбью и суетой, а не возвышенными чувствами, которые дарит каждому из нас окружающий мир, не требуя ничего взамен.

К сожалению, человек устроен таким образом, что начинает ценить то, что имел, лишь после того, как это теряет. Жуковский к таким невозвратным потерям относит собственную молодость, которая прошла не в суетливом Петербурге, а тихом сельском имении Тульской губернии, где родился и вырос поэт.

Именно так он открыл для себя удивительный мир родной природы, научился черпать в ней вдохновение и чувствовать ту красоту, которой так щедры луга и поля, зеленые рощи и заснеженные равнины.

Эти ощущения поэт смог не только запомнить и сохранить в своем сердце, но и пронести сквозь всю жизнь, улавливая «дуновенье от луга родины» даже среди городской суеты.

Но даже обладая столь чутким и открытым сердцем, а также огромным литературным даром, поэт все же признается, что не готов взять на себя миссию донести до людей все то, что он испытывает при виде одинокой березки или же теплого летнего дождя. «Все необъятное в единый вздох теснится, и лишь молчание понятно говорит», — убежден Жуковский, считая, что нет таких слов, которые бы позволили ему выразить чувства.

Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-v-a-zhukovskogo-nevyrazimoe.html

“Невыразимое” анализ стихотворения Жуковского

В 1819 году, летом, Василий Жуковский жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что “с трудом возвращается к своей поэзии”. Тем не менее именно в это время поэт за несколько дней создал в духе Романтизма прекрасную элегию под названием “Невыразимое”.

Жанр Элегии выбран не случайно. Грустное философское повествование легко легло на бумагу. Впервые он прочитал ее своему другу, Василию Перовскому.

Перовский был в восторге от нового стихотворения Жуковского. “Невыразимое” было напечатано через много лет после написания.

В год создания стихотворения “Невыразимое” Жуковский был как никогда растерян и одинок. Девушка Маша Протасова, которую он любил всем сердцем, вышла замуж за другого. Боль потери долго жила в Жуковском. Со временем она уступила место новым поэтическим откровениям поэта.

В стихотворении “Невыразимое” Жуковский ищет ответ на вопрос: “Можно ли словом передать всю красоту первозданной природы?” Точного ответа автор не дает. Он предлагает читателю вместе с ним поразмыслить над этой непростой философской задачей. Полностью выразить красоту окружающего мира через искусство, по мнению Жуковского, никому не дано.

Человек может лишь “едва-едва ее черту с усилием поймать”. В этом пессимистическом утверждении и заключается тема стихотворения. Жуковский в своих строчках учит людей всегда отличать естественное от искусственного. Он твердо говорит, что слова для “красоты блестящей” есть, но они так малы по сравнению с ее грандиозностью и неповторимостью!

В стихотворении автор также незримо поднимает проблему поэта и поэзии.

Невозможность повторить природу искусственно сложенными звуками, красками или словами очевидна для Жуковского. Убедить в этой очевидности он стремится и читателя.

Автор прокручивает перед ним изумительные и вместе с тем простые картины родной природы: облака, воды, берега, луга… Невыразимое находится в каждом кусочке мироздания.

Как трудно иногда понять и прочувствовать эту изящную естественную красоту.

Бессильна человеческая мысль перед чудом возникновения и жизни природы.

Сюжет и Композиция стихотворения переплетаются в нем разумными нитями.

Тонко и дальновидно Жуковский начинает свое произведение с риторического вопроса: “Что наш язык земной пред дивною природой?” Далее он отвечает на него по-философски мудро и по-лирически образно.

Вначале поэт восхищается только природой, только ей поет дифирамбы: “С какой небрежною и легкою свободой она рассыпала повсюду красоту…”.

Затем он высказывает сомнение в том, что можно ли “живое” передать в “мертвом”? В середине стихотворения Жуковский уже пишет о душе, о чувствах, ее переполняющих. Он не знает, как эти сокровенные чувства выразить до конца, до самого донышка.

Вот потому и болит неудовлетворенная душа от переизбытка чувств.

В конце элегии автор пишет о значимости молчания в жизни: “И лишь молчание понятно всем”. Молчаливое созерцание природы и духовное питание от ее красот – источник вдохновения, умиротворения и наслаждения.

В элегии “Невыразимое” необычный вид рифмовки: шесть первых строк рифмуются так: первая со второй, четвертая с пятой, третья с шестой. Такая рифмовка придает стихотворению дополнительную торжественность. Затем идет четверостишие с перекрестной рифмой, потом снова – шестистрочие с новой рифмовкой, опять – четыре строки…

Словесную образность в стихотворении создают тропы: Олицетворения , Эпитеты , Метафоры , Оксюморон .

Лирический герой в “Невыразимом” – натура страстная, неординарная, чувственная. Он не равнодушен ко всему, что его окружает. Он ответственен за то, что созидает, с чем делится с людьми.

Лирический герой стихотворения и поэт Жуковский – одно и то же лицо.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/nevyrazimoe-analiz-stixotvoreniya-zhukovskogo.html

Анализ стихотворения В.Жуковского «Невыразимое»

В.Жуковский является основоположником такого течения в литературе как романтизм. Ярким примером этого направления можно считать стихотворение «Невыразимое».

Используя философский подход, автор рассуждает о смысле бытия. Поэт создает необычные сочетания слов, аллегории, чтоб выразить свои впечатления от увиденного. Он сравнивает русский язык с природой, подчеркивая ее величие и необъятность.

Красоту окружающего мира сложно описать фразами, эти эмоции передать непросто. Поэт сетует на то, что люди способны распознать лишь часть природной красоты, для большинства окружающий мир так и остается безликим и простым. Возможно, поймать лишь одну черту из множества, это подобно вдохновенью.

В произведении отражается сожаленье невозможности природы открыться перед взором в полной мере.

Познать такую красоту может только душа, распахнуть свою любовь и вкусить полноту рек и бескрайность лесов.

Порывы внутреннего мира могут быть настолько сильны, что не каждый разум сможет изложить их на бумагу и запечатлеть для потомков. Поэт передает горечь недооцененных, казалось бы, простых вещей.

Спеша по повседневным делам человек уже не замечает красоту неба и облаков, для него это обыденность. Вот что является причиной печали в каждом, которая поселилась в душе.

К сожалению только потеряв можно действительно оценить утраченное. Автор с теплотой и любовью вспоминает детство в тихом селе, а не в суетливом Петербурге.

Именно в Тульской губернии и открылся простор, природная красота и истинная ценность окружающего мира для него.

Писатель смог оставить в своей душе все впечатления и чувствовать даже дуновение луга в большом городе. В. Жуковский оставляет всю радость от увиденной природы в своей душе, передать эту красоту он не может и говорит, что молчание ярче всех отразит всю красоту.

(3

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stihotvoreniya-v-zhukovskogo-nevyirazimoe/

Ссылка на основную публикацию