Листригоны — краткое содержание куприн

Листригоны - краткое содержание КупринЛистригоны - краткое содержание Куприн

Так каким же он был — Александр Куприн, знаменитый балаклавский листригон? Тот, чьи книги до сих пор мы читаем и перечитываем с интересом, и память о котором хранят балаклавские улочки и дворики?

Великий русский писатель Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии в семье небогатого чиновника, секретаря мирового судьи. Отец будущего писателя был разночинцем, мать происходила из дворян, из рода обедневших татарских князей Кулунчаковых. Когда А. И. Куприну не было еще и года, умер от холеры отец.

Семья осталась без всяких средств, и мать Куприна была вынуждена поселиться в Московском Вдовьем доме. Скорее всего, просто не имея возможности прокормить мальчика, мать определила шестилетнего Сашу в Московский Разумовский благотворительный сиротский пансион, где он имел возможность подготовиться в среднее военное учебное заведение.

В пансионе Куприн находился около четырех лет. С 1880 года он стал учиться во 2-й Московской военной гимназии, позже реорганизованной в кадетский корпус. С ранних лет Куприн воспитывался почти в «спартанских» условиях.

Военная дисциплина и суровые условия содержания в казенных заведениях были настоящим испытанием для нежного сердца этого впечатлительного и мечтательного мальчика. Впрочем, и вся последующая жизнь особо его не баловала.

Армия царской России была знакома Куприну не понаслышке. Он сам был офицером, потому ему блестяще удавались описания военной службы, нравов офицерской среды. В 1888 — 1890 гг. Куприн учился в Московском Александровском военном училище и выпустился оттуда в чине подпоручика.

В 1889 году Куприн опубликовал свое первое произведение в журнале «Русский сатирический листок». Это был сентиментально-романтический рассказ «Последний дебют». В основу сюжета легла небезызвестная в то время история о самоубийстве провинциальной актрисы Е. П. Кадминой.

За публикацию рассказа писатель был заключен на гауптвахту, потому что юнкера не имели права печатать свои произведения без особого разрешения начальства.

Офицерская карьера Куприна не прельщала. Претерпев немало мытарств на военной службе, в 1894 году Куприн выходит в отставку. И с этого времени начинает гражданскую жизнь. Перепробовав множество профессий, Куприн понимает, что дело всей его жизни — это именно литературная стезя. Несколько лет он работал в киевских изданиях — и корректором, и репортером. А. И.

Куприн приезжал в Крым каждое лето и осень, начиная с 1899 года. Что его сюда притягивало? Наверное, то, что именно здесь, в Крыму, собирались высшие, прогрессивные круги российской интеллигенции. В 1899 году Куприн познакомился в Ялте с Чеховым, Елпатьевским, Буниным, Горьким. Интеллигентность и редкий дар рассказчика Чехова очаровали Куприна.

С 1900 года у писателя началась наиболее плодотворная творческая деятельность — очень помогло знакомство в Ялте с А. П. Чеховым и другими известными писателями. В 1901 год Куприн переезжает в Петербург. Здесь некоторое время он заведует отделом беллетристики «Журнала для всех». В этом же году Куприн женится на Марии Карловне Давыдовой — издательнице журнала «Мир Божий».

В 1903 году в семье Куприных родилась дочь Лидия.

Куприн очень тяжело переживал смерть Антона Павловича, и написал воспоминания «Памяти Чехова» в уже полюбившейся ему Балаклаве, в октябре 1904 года. Балаклавским рыбакам, с которыми А. И. Куприн часто выходил в море, он посвятил очерки «Листригоны» (1907−1911).

Куприн активно печатается в петербургских журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Журнал для всех» и других. На свет выходят его рассказы, рецензии и критические статьи. В Крыму он работал над рассказами «На покое», «Трус», «Болото», «Корь», «На глухарей».

В этот период написаны рассказы «В цирке», «Болото», «Трус», «Конокрады», «Жидовка», «Белый пудель» и его лучшая, знаменитая повесть «Поединок», написанная в Балаклаве.

Балаклава… Черная жемчужина крымского побережья… Почему же жемчужина? Потому что такой уникальной бухточки, где даже в самый сильный шторм пологие волны лишь лениво набегают на край набережной, не найти на всем крымском побережье.

А почему именно черная? Потому, что такая же редкая и драгоценная, как хороший черный жемчуг. И еще потому, что множество тайн и преданий покрывают ее сквозь тьму веков. Можно вспомнить и воспетую Куприным легенду о груженном золотом «Черном Принце».

Наверное, есть на земле такие места, которые притягивают к себе эмоциональные, творческие, сильные и смелые личности.

Балаклава, край листригонов, воспетый Гомером: «…Прибыли мы к многовратому граду в стране листригонов Ламосу… В славную пристань вошли мы: ее образуют утесы, круто с обеих сторон подымаясь…» (10 песнь «Одиссеи», Гомер (ок. VIII в. до н.э.) Балаклава навсегда заворожила великого писателя Александра Куприна…

Великий писатель Александр Иванович Куприн (1870−1938), был по-настоящему влюблен в Балаклаву.

Отдавая должное ее пьянящей весенней прелести, ласковой осенней красоте, он умел распознать места, где пряталась тайна, он безошибочно узнавал людей, которые могли о ней поведать: «…Гляжу налево, туда, где узкое горло залива исчезает, сузившись между двумя горами. Там лежит длинная, пологая гора, увенчанная старыми развалинами.

Если приглядишься внимательно, то ясно увидишь всю ее, подобную сказочному гигантскому чудовищу, которое, припав грудью к заливу… жадно пьет и не может напиться… В уме моем быстро проносится стих Гомера об узкогорлой черноморской бухте, в которой Одиссей видел кровожадных листригонов…»

Свою серию лирических очерков «Листригоны» Куприн писал, словно заново переживая свою балаклавскую жизнь, не имея возможности туда вернуться. Почему же писателю это было запрещено? Ведь он даже купил когда-то участок земли на склоне горы, начал постройку дома. Но его мечте — создать свой творческий уголок в Балаклаве — так и не суждено было сбыться.

Летом и осенью 1905 г.

 Куприн живет сначала в Севастополе, потом в Ялте, а с августа — в Балаклаве: «…Чтобы отправляться в море с рыбаками не в качестве пассажира, желающего совершить морскую прогулку, а равного с ними в труде товарища, я вступил в рыболовецкую артель… Предварительно жюри, состоящее из старосты и нескольких выборных, испытало мою сноровку в работе и мускульную силу, а уже затем меня приняли», — рассказывал он Д. С. Мамину-Сибиряку.

В «Листригонах» отразились эпизоды дружеского общения писателя с черноморскими рыбаками. «Рыбаки и вообще все местное население его полюбили, — вспоминал балаклавский фельдшер Е. М. Аспиз. — О писательских его достоинствах они, конечно, очень мало знали.

Даже его закадычные друзья — Паратино и Констанди, которых он под их собственными фамилиями вывел в „Листригонах“, ничего не читали из написанного им. Некоторые даже путали его профессию, считали, что он писарь.

Ценили в нем яркого, веселого, щедрого человека, который всех понимает и с которым всем интересно».

По воспоминаниям жены писателя, Марии Карловны, «отцы города, рыбаки и почтенные владельцы домов и виноградников нашли, что для процветания Балаклавы было бы важно заполучить Куприна в постоянные жители.

Поэтому они обратились к нему с предложением приобрести участок земли, расположенной против Генуэзской башни в балке Кефало-Вриси. Цена назначена низкая, но, по правде сказать, земли там было чрезвычайно мало — только узкая полоска вдоль дороги, остальное же — голая скала.

Александр Иванович увлекся идеей посадить свой сад на бесплодном каменистом участке.

«Он завел переписку с садоводами Массандры относительно посадки декоративных и фруктовых деревьев, покупал саженцы у местных садоводов, составил план дома, дорожек, сада и сразу же договорился с артелью рабочих, которые начали взрывать скалу и ставить подпорные стенки для дома» (М. К. Куприна-Иорданская. «Годы молодости», 1966 год).

С начала октября в Севастополе устраивались благотворительные вечера, сборы от которых шли на нужды революционных организаций. На одном из таких вечеров А. И. Куприн выступал с чтением монолога Назанского (из повести «Поединок»).

Одна часть из собравшихся офицеров приветствовала, а другая осуждала свободолюбивые речи автора. Разгорался скандал. Внести успокоение в аудиторию удалось одному морскому офицеру, который убедил собравшихся прекратить споры и разойтись.

Присутствующий на вечере знакомый Александра Ивановича медик Е. М. Аспиз позже вспоминал: «Александр Иванович, проводив этого офицера, долго смотрел ему вслед, а потом обратился к нам со словами: «Какой-то удивительный, чудесный офицер».

А через месяц писатель стал свидетелем расправы над моряками восставшего крейсера «Очаков» и узнал в руководителе восстания того самого офицера — П. П. Шмидта.

В ноябре 1905 г. в Севастополе вспыхнуло вооруженное восстание, в котором приняли участие экипажи 14 боевых кораблей, рабочие порта, солдаты гарнизона. 14 ноября 1905 г. красный флаг взвился на крейсере «Очаков» и в командование соединением кораблей революционного флота вступил лейтенант П. П. Шмидт.

На крейсере «Очаков» взметнулся красный флаг, и по восставшему кораблю был открыт огонь. Куприн жил тогда в Балаклаве, но он не мог в эти трагические дни не быть на набережной Севастополя, чтобы все увидеть своими глазами.

И он описал эти события в очерке: «…Никогда, вероятно до самой смерти, не забуду я этой черной воды, и этого громадного пылающего здания, этого последнего слова техники, осужденного вместе с сотнями человеческих жизней на смерть…», «…Крейсер беззвучно горел, бросая кровавые пятна на черную воду. Больше криков уже не было, хотя мы еще видели людей на носу и на башне.

  Краткое содержание рассказов аркадия гайдара за 2 минуты

Тут в толпе многое узналось. О том, что в начале пожара предлагали „Очакову“ шлюпки, а что матросы отказались. О том, что по катеру с ранеными, отвалившему от „Очакова“, стреляли картечью. Что бросавшихся вплавь расстреливали пулеметами…»

Читайте также:  Какую мечту называют благородной - итоговое сочинение

Весь очерк «События в Севастополе» насыщен пережитым волнением и с трудом сдерживаемым гневом.

За этот очерк, опубликованный в петербургской газете «Наша жизнь», писатель Куприн по приказу вице-адмирала Чухнина был выдворен за пределы Севастополя с запретом впредь появляться в этих местах, и этот приказ соблюдался неукоснительно.

Когда в 1906 году Александр Николаевич попытался вновь поселиться в Балаклаве, полиция не только заставила писателя покинуть рыбацкий поселок, но и вынудила его покинуть пределы Крыма. Так и не пришлось Александру Куприну больше побывать в Балаклаве, которая заняла так много места в его душе и книгах.

  • Свободолюбивый дух Куприна проявлялся в этот период во всем.
  • Трещина, появившаяся в отношениях с женой, Марией Карловной, которая не смогла простить мужу его постоянные похождения вместе с рыбаками по прибрежным тавернам, постепенно росла и превратилась в неодолимую пропасть.

В 1907 году Куприн женится во второй раз. Его второй женой стала Е. М. Гейнрих, племянница Д.Н. Мамина-Сибиряка. В 1908 году в новом браке у Куприна родилась дочь Ксения.

После изгнания из Крыма в творчестве Куприна наступил некоторый спад. Он тяжело переживал случившееся. Но продолжал плодотворно трудиться. Несмотря на всю революционность своей натуры, октябрьскую революцию 1917 года Куприн не принял. Вместе с женой и дочерью он эмигрировал во Францию.

Материальное положение семьи было очень сложным. А еще, пожалуй, самое главное — Куприна мучила ностальгия по России. Будучи уже смертельно больным (у писателя был рак пищевода), Куприн обращается к советскому правительству с одной просьбой — разрешить ему вернуться на Родину. И это ему было разрешено.

В мае 1937 года Куприн с семьей возвращаются в Россию. В 1937 году в советских газетах печатаются интервью с писателем и его публицистический очерк «Москва родная». Но он никогда больше не побывал в Крыму, не увидел милую его сердцу Балаклаву. А. И. Куприн умер 25 августа 1938 года.

Похоронили писателя в Санкт-Петербурге, на Волковом кладбище.

Источник:

Александр Куприн – Листригоны

Листригоны - краткое содержание Куприн

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

Источник: https://marketvirkutske.ru/shkolnoe/kratkoe-soderzhanie-kuprin-listrigony-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html

Внеклассное чтение по литературе родного края. Рассказы Куприна А.И. "Листригоны"

Урок внеклассного чтения по литературе родного края

«Рассказы Куприна А.И. «Листригоны»»

МБОУ « Октябрьская школа-гимназия»

учителя Гайдаровой В.В.

  • Приглашение к уроку:
  • Откроем Куприна – увидим Крым,
  • Каким он есть,
  • будет
  • и был.
  • Цель урока: показать мастерство писателя в крымских рассказах, учить видеть и слышать искусство слова писателя, его любовь к сильным и волевым людям моря, которых он любил, и которыми восторгался.
  • Оборудование.

Эпиграф урока: «Человек и море – две судьбы у Бога, полные тревоги, радости, забот. Никогда не сможет тот, кто жил лишь морем, изменить внезапно жизни поворот».

  1. Слова писателя: «Кто знал однажды прихоти моря, его чудеса и радости, его гнев и сладкую ласку, тот уже пленник моря навеки».
  2. «… сердце мое тянестя к благословенному Крыму, к синему-синему Черному морю».
  3. «О, милые простые люди, мужественные сердца, наивные первобытные души, крепкие тела, обвеянные соленым морским ветром, мозолистые руки, зоркие глаза, которые столько раз глядели в лицо смерти, в самые ее зрачки».

Несколько видов фотографий видов Крыма с изображением моря, портрет писатяля, виды Балаклавской бухты, презентация о жизни А.И. Куприна в Балаклаве и его творчестве здесь (работа ученицы 8-го класса).

Слово учителя.

Всю жизнь сердце А.И. Куприна тянулось к «благословенному Крыму».

Впервые он посетил его, когда ему было 30 лет, это было в Ялте. Здесь он познакомился с Чеховым, Горьким, Буниным, Елпатьевским, Федоровым… Примерно 6 лет подряд он приезжает в Крым и каждый раз получает новый заряд для творчества. Сейчас мы с вами увидим презентацию ученицы нашего класса о пребывании и творчестве Бунина в Балаклаве.

(Презентация ученицы в течение 9 минут)

А.И. Куприн исколесил Крым вдоль и поперек, хорошо знал побережье «синего-синего» Черного моря. Он признавался, что видеть и слышать море он научился у нашего классика В.А. Жуковского.

  • (Предлагается послушать в исполнении ученицы выразительное чтение стихотворения Жуковского «Море»)
  • Эта элегия позволяет нам представить море, как стихию и картину передачи чувств человека, воспринимающего море в разные его моменты: покоя, тревоги и бури.
  • Предлагается ребятам подобрать к каждой букве слова «море» слова, которые ассоциируются с жизнью и чувствами человека:

Слово учителя.

Более глубже коснемся страниц рассказов «Листригоны».

Идет ряд вопросов, которые проверяют степень знакомства и чтение ребятами текста:

Кто такие «листригоны»? (смелые разбойники-пираты моря у древних греков, герои Гомера и др.)

Расскажите, как показана тишина моря? (зачитываются пейзажные картины, бухты моря, жизни мирных рыбаков, ожидание рыбаков их семьями)

Раскройте особенности главы «Макрель», покажите главного героя ее, Юру Паратино (его портрет, способности, знания рыбацкого дела – высокий профессионализм, роль слов: «соленый человек», «широкий герой»…).

Ребята обращают внимание на то, что вся Балаклава живет ожиданием приезда в гавань рыбаков, все трое суток не верят в то, что рыбаки могли погибнуть, в селении стоит глубокая тишина и напряжение, и каков же сильный восторг и единство всех выражено при встрече вдруг так неожиданно появившихся двух сейнеров. А на второй день в Балаклаве все пронизано запахом рыбы: она жарится, маринуется, коптится… Рыба как будто бы охватила все пространство. Счастливы все: есть достаток, счастливые хозяйки уверены в жизни, а объевшиеся коты лежат животами вверх на солнышке.

Идет анализ главы «Воровство». Учитель предлагает ряд вопросов.

Почему рыбаки вынуждены заниматься контрабандой (ловом запрещенной кефали)?

Почему дельфинов называют «морскими свиньями»? (обращается внимание на звукопись слов писателя «вздохи, фырканья, хрюканья дельфинов.

Найдите образность глаголов в передаче картин моря. (море горит, фосфорится, играет, пенится, переливается различными красками и вторит чувствам человека)

Рыба – улов «шлепается, трепещет, ударяется хвостом о дерево лодки».

Интересно показаны автором и отдельные герои. Назовите имена героев рассказа. (Ваня Андруцаки, Коля Констанди, Федор из Олеиза и другие)

Составляется сенкан к одному из образов:

  1. Ваня Андруцаки.

  2. Молодой отчаянные.

  3. Руководит, организовывает, командует.

  4. «С этого самого дня он стал неразлучным с морем, он стал его хозяином».

  5. Великан.

Анализ главы «Господня рыба».

  1. Суеверия рыбаков, приметы, связанные с выходом в море, пребыванием в нем и возвращением.

  2. Религиозные обряды у рыбаков.

  3. Присутствие и учеба автора у рыбаков.

  4. Многообразие цвета моря: черный, перламутровый, золотистый, розовый, белый, апельсиновый.

  5. Олицетворение в рассказе (рыбы и птицы говорят, человек их понимает по поведению и по крику).

  6. Легенда, связанная с «Господней рыбой».

Анализ рассказа «Бора». (анализируется неистовый ветер, рост шквала, бури, поведения рыбаков в бурю, бесстрашие их, встречи с опасностью и возвращение рыбаков, которые «широко» спускают заработок: кутят, угощают, заказывают музыкантов, позволяют себе тратить так трудно достающиеся средства жизни.

Анализ главы «Водолазы». (подчеркивается качества рыбаков, автор называет их «железными горными людьми», предлагается создать ассоциативный куст качеств.

Листригоны - краткое содержание Куприн

Автор неоднократно восторгается умением рыбаков выйти из трудных ситуаций и их желанием помочь друг другу бескорыстно. Он замечает: «В сердце у меня тихое умиление ими. С приятными слезами на глазах я мысленно твержу те слова, которые так часто замечаем мы у рыболовов на татуировках: «Боже, храни моряка».

Автора связывала большая дружба с рыбаком Колей Констанди, он учился у него искусству чинить сети, ловить рыбу, вязать морские узлы, бросать якорь, причаливать. Слышал от него много рассказов и легенд о моряках, водолазах – что и явилось основой появления произведений о столь дорогом для него море и людях, живущих у моря.

Проводится рефлексия урока.

Что нового вы узнали из урока, из биографии и творчества А.И. Куприна?

  1. Что вы открыли для себя?
  2. Чему можно поучиться у героев Куприна?
  3. Слово учителя.
  4. У Сергея Есенина есть такие строки:
  5. Каждый труд благослови, удача!
  6. Рыбаку – чтоб с рыбой невода,
  7. Пахарю, чтоб плуг его и кляча,
  8. Доставали хлеба на года.
  9. Поэтому я предлагаю каждому из вас получить символический «улов» — оценку вашей работы на уроке. (учитель раздает согласно ответам контуры рыбок-сувениров)
  10. Слово учителя.

Учитель благодарит учеников за работу на уроке и предлагает послушать притчу Светланы Копыловой «У моря», поднимающую вопросы экологии, сохранения моря чистым, полезным, лечебным.

Мальчик после шторма собирает морские звезды на берегу и кидает их снова в воду, тем самым продлевает их жизнь.

Ребенок своим поступком дает урок взрослому философу, который, что одному человеку нельзя помочь морю.

Источник: https://infourok.ru/vneklassnoe-chtenie-po-literature-rodnogo-kraya-rasskazi-kuprina-ai-listrigoni-2541683.html

Краткое содержание «Листригоны»

В октябре, после отъезда дачников, в Балаклаве становится свежо, уютно и по-домашнему деловито. На улицу выползает всё исконное греческое население города. Теперь весь интерес жителей сосредоточен на рыбе. В кофейнях собираются рыбаки и избирается атаман. В девять часов вечера город погружается в сон, и нигде в России нет такой тишины, как в Балаклаве.

Возле Балаклавы находится гора, похожая на сказочное чудовище. При взгляде на неё в уме проносится стих Гомера об узкогорлой черноморской бухте, в которой Одиссей видел кровожадных листригонов.

Макрель

Идёт осень, вода холодеет, и пока ловится только маленькая рыбка макрель. Среди рыбаков особым уважением пользуется Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмолённый грек лет сорока. Юра — самый смелый, самый ловкий и самый хитрый среди рыбаков. Ещё макрель только думает из Керчи идти, а уже Юра знает, где поставить завод.

Читайте также:  Анализ стихотворения о, как безумно за окном блока

Первый пришедший баркас продаёт рыбу по самой высокой цене. И первым приходит Юра. Пока он торгуется, остальные баркасы только входят в бухту, стараясь обогнать друг друга, так как цены на рыбу всё падают и падают.

После прибытия баркасов Юра заходит в кофейню и широким жестом угощает всех кофе. А вся Балаклава нестерпимо воняет рыбой.

Воровство

Вечером в кофейнях заняты все столики. Кто-то во что-то играет, кто-то скучает. Несколько рыбаков выходят из кофейни, так как бухта полна кефалью. Дельфины, или, как их называют тут, свиньи, загнали рыбу в бухту и носятся по заливу, пожирая её. Рыбаки расставили свои сети, хотя это преступление: в бухте разрешается ловить рыбу только на удочку.

Рыбаки возвращаются в кофейню и ловят на себе плутоватые взгляды: не они одни промышляют браконьерством.

Белуга

Зимой рыбаки ловят белугу. В огромных сапогах, непромокаемых плащах и кожаных штанах они выходят на баркасах в открытое море. Каждый атаман имеет свои тайные места. За длинный путь в открытое море помощник делает снасти. На другой день или через день рыбаки вытаскивают снасти и, если повезёт, привозят белугу.

Однажды молодой рыбак Ваня Андруцаки выходит в море в плохую погоду, чего рыбаки обычно не делают. Сначала попадается несколько белужонков, потом ловля идёт хуже, крючки пустые. Вдруг одна из пойманных рыб встрепенулась. Это хорошая примета у рыбаков — поджидает подругу.

Ваня тут же видит в своём перемёте огромную рыбину и сообщает об этом своей артели, хотя предупреждать события запрещает рыбацкий обычай. Рыба стремительно несётся вниз и увлекает за собой снасти. Рыбаки бросаются за ней, крючок перемёта вонзается Ване в ладонь, снасти путаются, лодка скачет по волнам, но Ваня доводит свою работу до конца.

Артель продаёт рыбу по хорошей цене, балаклавские рыбаки едут в Севастополь, гуляют там на славу, и за Ваней закрепляется слава настоящего солёного атамана.

Господня рыба

Другой солёный атаман Коля Костанди знает множество легенд. Однажды улов был плохой, но в нём была одна маленькая рыбка с двумя мелкими пятнами на боках, которая называлась господней. Если её на секунду вытащить из моря, то ей уже не жить.

Когда Иисус воскрес, и никто его не признал, он пришёл к матери, которая жарила рыбу. Мать сказала, что он должен сотворить чудо, тогда она уверует. Иисус взял рыбу двумя пальцами и рыба ожила. С тех пор на рыбе два пятна, след пальцев господних.

Также её ещё называют Зевесова рыба.

Бора

Когда дует бора, или норд-ост, яростный таинственный ветер, который валит деревья и телеграфные столбы, рыбаки в море не идут — можно пропасть без вести.

Один из рыбаков, Ваня Андруцаки, вышел, несмотря на бора, и вернулся обратно. Трое суток его баркас носился по морю. После трёх суток без сна, еды и питья, Ваня не мог вспомнить, что с ним было.

Никто в Балаклаве не спал, все ждали возвращения рыбаков.

Вернувшись, рыбаки пошли в кофейню, потребовали вино и под музыку плясали как сумасшедшие. Отоспавшись, они смотрели на свою поездку, как на прогулку в Севастополь.

Водолазы

В Балаклавскую бухту корабли не заходят, зато во время Севастопольской осады бухта вмещала в себя чуть ли не четверть союзной флотилии.

По легенде греков считается, что только благодаря стойкости греческого батальона столько времени продержался Севастополь. Однажды приехал сюда Николай I.

На его приветствие «Здорово, ребята!», балаклавский батальон не ответил, а удивлённому императору объяснили, что здесь нет ребят, одни капитаны. И до сих пор добрая треть балаклавских жителей носит фамилию Капитанаки.

Говорят, что здесь, ища спасения от бури, когда-то затонула английская эскадра с большим количеством золота на борту. И вдруг неожиданно в бухту зашёл огромный, старинной конструкции, необыкновенно грязный корабль «Генуя».

Всё мужское население Балаклавы собралось на пристани, гадая, кто это. Моряки оказались итальянцами. Пошли слухи, что они хотят поднять английские корабли.

В успех этого никто не верит, так как многие безуспешно пытались добыть затонувшее золото.

Среди итальянцев был водолаз Сальваторе Трама, рассказавший диковинные вещи. Как он спускался на дно Бискайского залива и встречался там с электрическим скатом, как видел мёртвых моряков, брошенных за борт корабля, и как с его родственником случились галлюцинации.

Итальянцы жили на судне и на берег сходили редко. С рыбаками у них были вежливые, холодные отношения. Правда, однажды рыбаки оказали итальянцам услугу — спасли их маленький катер, когда он в шторм вышел в море.

С помощью нового аппарата Трама погрузился в воду. Погружение прошло успешно, но вернувшись, задыхаясь, с черным от прилива крови лицом Трама сказал, что корабль сильно засосан дном, и поднять его невозможно.

Итальянцы собирались уже отплыть, но тут наступил день крещения господня. Они встретили аплодисментами того, кто вытащил из воды брошенный священником крест.

Бешеное вино

К концу сентября в Балаклаве поспевает виноград. Молодое вино не успевает осесть в бочках, как его разливают по бутылкам. Если на следующий после попойки день выпить стакан холодной воды, то вино начинает бурлить в желудке, поэтому его и называют «бешеное вино».

Выпив вина, рыбаки веселятся, танцуют и устраивают бои тарантулов. А вечером сидят в кофейнях и мысленно твердят те слова, которые так часто вытатуированы на их телах: «Боже, храни моряка».

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/listrigony/

Повтор в очерках а.и. куприна «листригоны»

Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:

ПОВТОР  В  ОЧЕРКАХ  А.И.  КУПРИНА  «ЛИСТРИГОНЫ»

Викторина  Татьяна  Валентиновна

канд.  филол.  наук,  доцент  Хакасского  государственного  университета  им.  Н.Ф  Катанова,  г.  Абакан

E-mail: 

THE  REPETITION  IN  THE  A.I.  KUPRINS  SKETCH  «LISTRIGONY»

Viktorina  Tatiana  Valentinovna

candidate  of  Philology,  senior  lecturer,  Khakassian  State  University.  N.F.  Katanov,  Abakan

АННОТАЦИЯ

В  статье  описываются  основные  типы  повторов,  использованные  автором  в  анализируемом  произведении,  рассматриваются  их  функции  в  соответствии  с  художественно-эстетическими  задачами.  Выявлены  доминирующие  повторы  и  их  роль  в  создании  эмоционального,  поэтического  восприятия  созданного  мира  художественной  действительности. 

ABSTRACT

The  article  describes  the  main  types  of  repetitions  in  A.I.  Kouprin’s  sketch  “Listrigony”  and  examines  its  functions.  The  author  analyses  dominant  repetitions  creating  emotional  and  poetic  perception  of  the  world  of  art  reality.

Ключевые  слова:  повтор;  текст;  лингвистический  анализ;  идиостиль.

Keywords:  repetition;  text;  linguistic  analysis;  idiostyle.

В  «Листригонах»  —  очерках  о  балаклавских  рыбаках  —  рассказывается  о  «трудной,  но  радостной  жизни  простого  человека  в  его  единстве  с  природой»  [3,  с.  70],  описываются  мужественные,  сильные  люди.  Любовь  к  человеку  проступает  ясным  подтекстом  на  протяжении  всего  произведения.

Как  писал  К.  Паустовский,  «Листригоны»  —  удивительная  по  простоте  и  прелести  поэма  русской  прозы.  Двумя  –  тремя  лаконичными  фразами  Куприн  дает  тонкое,  эмоциональное,  если  можно  так  выразиться,  представление  о  Балаклаве»  [5,  488].

  Поэтическое  описание  мужества,  бесстрашия  рыбаков,  их  отважную  борьбу  с  морской  стихией,  простую  жизнь  автор  изображает  с  помощью  различных  выразительных  языковых  средств,  среди  которых  немаловажное  значение  занимают  повторы.  Повторы  присутствуют  в  каждом  тексте  и  определяют  его  связность  и  целостность.

  Они  выполняют  в  тексте  разные  функции,  а  их  творческое  применение  предопределяется  художественно-эстетическими  задачами  и  пристрастиями  автора. 

Значительное  место  в  анализируемом  тексте  занимает  повтор  ключевого  слова,  как  правило,  вынесенного  в  название  очерка.

  Так,  например,  в  первом  очерке  тему  тишина,  заявленную  в  заглавии,  формируют  лексемы,  представляющие  точный  повтор  и  повтор  однокоренных  слов  с  наименьшим  изменением  семантики:  «…нигде  я  не  слушал  такой  глубокой,  полной,  совершенной  тишины,  как  в  Балаклаве.

Выходишь  на  балкон  —  и  весь  поглощаешься  мраком  и  молчанием.  Черное  небо,  черная  вода  в  заливе,  черные  горы.  Вода  так  густа,  так  тяжела  и  спокойна,  что  звезды  отражаются  в  ней,  не  рябясь  и  не  мигая.  Тишина  не  нарушается  ни  одним  звуком  человеческого  жилья.

  Изредка,  едва  расслышишь,  как  хлюпнет  маленькая  волна  о  камень  набережной.  И  этот  одинокий,  мелодичный  звук  еще  больше  углубляет,  еще  больше  настораживает  тишину.  Слышишь,  как  размеренными  толчками  шумит  кровь  у  тебя  в  ушах.  Скрипнула  лодка  на  своем  канате.  И  опять  тихо.

  Чувствуешь,  как  ночь  и  молчание  слились  в  черном  объятии».  Описание  тишины  поддержано  синонимическим  повтором,  точным  повтором  других  лексем,  в  том  числе  отрицательной  частицы  не,  подчеркивающей  отсутствие  движения.

  Ощущение  тишины  усиливается  присутствием  в  тексте  синонимичных  лексем  с  семантикой  предельной  меры  признака  полной,  совершенной. 

  Описание  в  тексте  нередко  дается  через  отрицание,  отсюда  активность  повторяющихся  отрицательных  приставок  и  отрицательных  частиц.  Ср.:  Конечно,  Юра  Паратино  —  не  германский  император,  не  знаменитый  бас,  не  модный  писатель,  не  исполнительница  цыганских  романсов. 

С  помощью  антонимического  повтора  актуализируется  контрастность  описываемого  пространства:  «Только  вода  в  заливе  остается  жутко  черной  и  неспокойно  плещется  в  этой  белой  тихой  раме». 

А.И.  Куприн  также  прибегает  к  употреблению  синонимического  повтора,  который  используется  для  формирования  дополнительной  образной  информации,  акцентирования  сходных  смыслов.

Читайте также:  Краткое содержание судьба человека шолохов

  Синонимический  повтор  может  быть  контактным,  например:  «до  самых  бортов  лодка  наполнена  белой,  серебряной  рыбой»,  так  и  дистантным:  «Ночь  так  темна,  что  мы  с  трудом  различаем  Христо,  который  уже  ждет  нас  в  лодке.

  Какое-то  фырканье,  хрюканье,  тяжелые  вздохи  слышатся  в  заливе.  Эти  звуки  производят  дельфины,  или  морские  свиньи,  как  их  называют  рыбаки.

  Многотысячную,  громадную  стаю  рыбы  загнали  в  узкую  бухту  и  теперь  носятся  по  заливу,  беспощадно  пожирая  ее  на  ходу»  —  и  через  абзац:  «Но  ночь  так  черна,  вздохи  и  хрюканье  дельфинов  так  возбуждают  страстное  охотничье  любопытство».

  В  данном  примере  и  контактный  градационный  повтор,  и  дистантный  служат  усилению  описываемого  признака.  Синонимический  повтор  осложнен  интенсификаторами  адвербиального  типа,  которые  также  усиливают  степень  признака,  и  поддержан  точным  повтором  и  повтором  синтаксических  структур.

Повторы  синтаксических  конструкций  одной  структуры  или  их  частей  весьма  активны  в  анализируемом  литературном  тексте  и,  как  и  в  предыдущем  примере,  часто  усилены  точным  повтором.  Ср.

,  например:  Никто  еще  не  мог  перепить  Юру,  и  никто  не  видел  его  пьяным.  Никто  не  сравнится  с  Юрой  удачливостью.

  В  данном  случае  используется  анафорический  повтор,  который  в  целом  характерен  для  анализируемого  текста. 

В  начале  6  очерка  «Бора»  мы  наблюдаем  перифрастический  повтор:  «О,  милые  простые  люди,  мужественные  сердца,  наивные  первобытные  души,  крепкие  тела,  овеянные  соленым  морским  ветром,  мозолистые  руки,  зоркие  глаза,  которые  столько  раз  глядели  в  лицо  смерти,  в  самые  ее  зрачки!»,  который  включается  в  текст  для  формирования  автором  «определенного  художественного,  поэтического  образа  при  его  эстетической  нацеленности»  [4,  с.  68].  В  основе  перифраз  лежит  метонимия  и  синекдоха.  Подобное  стилизованное  обращение  способствует  активизации  особого  читательского  восприятия.  Дальнейшее  анафорическое  повторение  в  нескольких  абзацах  числительного  три,  имеющего  особое  символическое  значение,  в  разных  грамматических  формах,  продолжает  стилизацию  сказочной  манеры  повествования  и  кроме  того  акцентирует  внимание  на  длительности  времени,  протяженность  которого  увеличивается  психологически  из-за  напряженного  ожидания.  Ср.  начало  нескольких  абзацев  в  очерке  «Бора»:  «третьи  сутки  дует  бора»,  «третьи  сутки  дует  бора»,  «три  раза  со  своей  артелью»,  «в  эти  дни»  (в  данном  случае  числительное  заменяется  указательным  местоимением),  «а  вернулся  он  домой  только  через  трое  суток»,  «трое  суток  без  сна»,  «в  эти  трое  суток».  Подобную  манеру  повествования  можно  объяснить  характером  главных  действующих  персонажей  этих  очерков,  мужественных,  сильных  людей,  в  целом,  положительных  героев,  как  и  в  сказках.

Дважды  в  произведении  повторяется  описание  Балаклавы  в  начале  первого  и  последнего  очерка.  Сравните:  1)  В  конце  октября  или  в  начале  ноября  Балаклава  —  этот  оригинальнейший  уголок  пестрой  русской  империи  —  начинает  жить  своеобразной  жизнью.

  Дни  еще  теплы  и  по-осеннему  ласковы.  Но  по  ночам  стоят  холода,  и  земля  гулко  звенит  под  ногами.  Последние  курортные  гости  потянулись  в  Севастополь  со  своими  узлами,  чемоданами,  корзинами,  баулами,  золотушными  детьми  и  декадентскими  девицами.

  Как  воспоминание  о  гостях,  остались  только  виноградные  ошкурки,  которые,  в  видах  своего  драгоценного  здоровья,  разбросали  больные  повсюду  —  на  набережной  и  по  узким  улицам  —  в  противном  изобилии,  да  еще  тот  бумажный  сор  в  виде  окурков,  клочков  писем  и  газет,  что  всегда  остается  после  дачников.

И  сразу  в  Балаклаве  становится  просторно,  свежо,  уютно  и  по-домашнему  деловито,  точно  в  комнатах  после  отъезда  нашумевших,  накуривших,  насоривших  непрошеных  гостей.

2)  В  Балаклаве  конец  сентября  просто  очарователен.

  Вода  в  заливе  похолодела;  дни  стоят  ясные,  тихие,  с  чудесной  свежестью  и  крепким  морским  запахом  по  утрам,  с  синим  безоблачным  небом,  уходящим  бог  знает  в  какую  высоту,  с  золотом  и  пурпуром  на  деревьях,  с  безмолвными  черными  ночами.  Курортные  гости  —  шумные,  больные,  эгоистичные,  праздные  и  вздорные  —  разъехались  кто  куда  —  на  север,  к  себе  по  домам.  Виноградный  сезон  окончился. 

Точный  и  синонимический  повтор,  которые  лежат  в  основе  этих  описаний  вначале  формируют  и  затем  активизируют  восприятие  читателями  этого  прелестного  уголка  Земли,  который  так  полюбил  А.И.  Куприн. 

Анализируемый  текст  насыщен  точными  повторами,  которые  способствуют  актуализации  необходимых  для  интерпретации  произведения  смыслов,  создают  определенную  «градацию  усиления  признака»  [4,  с.

  62],  например:  «черное  небо,  черная  вода  в  заливе,  черные  горы».  Они  используются  как  контактно,  так  и  дистантно.  В  то  же  время,  по  мнению  И.

  Голуб,  именно  точные  повторы  характерны  для  эмоционально  окрашенной  речи,  а  потому  «часто  встречаются  в  поэзии»  [1,  с.  24].

Таким  образом,  наблюдения  над  использованием  повторов  речевых  средств  позволяют  сделать  вывод  о  том,  что  наряду  с  разнообразными  функциями,  которые  они  выполняют  в  тексте,  повторы  в  данном  произведении  являются  одним  из  средств  создания  эмоционального,  поэтического  восприятия  описываемого  мира  художественной  действительности.

Список  литературы:

1.Голуб  И.Б.  Стилистика  русского  языка.  М.:  Айрис-пресс,  2002.  —  448  с.

2.Куприн  А.И.  Сочинения.  В  2-х  т.  М.:  Худож.  лит.,  1981.  Т.  2.  Романы;  Рассказы.  1981.  —  398  с. 

3.Лилин  К.  Александр  Иванович  Куприн.  Л:  Просвещение,  1975.  —  112  с.

4.Папина  А.Ф.    его  единицы  и  глобальные  категории:  Учебник  для  студентов-журналистов  и  филологов.  М.:  Едиториал  УРСС,  2002.  —  368  с.

5.Паустовский  К.  Поток  жизни  (Заметки  о  прозе  Куприна)//Собрание  сочинений.  В  9  т.  Т.  7.  Сказки;  Очерки;  Литературные  портреты.  М.:  Худож.  Лит.,  С.  470—492.

Источник: https://sibac.info/conf/philolog/xxvi/33567

Урок по книге очерков А.И. Куприна "Листригоны" в 10 классе

Урок

Тема: А.И. Куприн «Листригоны». Изображение жизни балаклавских рыбаков.

Цель: познакомить учащихся с личностью А. И. Куприна, с его Крымским периодом жизни; в ходе выразительного чтения отрывков из книги, пересказа отдельных глав дать целостное, эмоциональное восприятие текста; воспитывать любовь к родному краю, людям, его населяющим.

Оборудование: портрет А. И. Куприна, иллюстрации видов Севастополя, выставка книг, написанных А. И. Куприным в Крыму.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя может быть примерно таким.

Крым был светлой и неизменной любовью А. И. Куприна, нежной и пламенной страстью этого впечатлительного, чуткого, необыкновенно отзывчивого на все красивое и доброе большого художника.

Крым пленил, покорил его с первого взгляда, вызвав в душе радостно-поэтическое чувство.

«Кто знал однажды прихоти моря, его чудеса и радости, его гнев и сладкую ласку, тот уже пленник моря навеки». Это Куприн писал много лет спустя, уже в эмиграции. И писал он, несомненно, о самом себе.

Когда же писатель впервые увидел Крым, познал «прихоти моря» и стал его добровольным пленником?

  1. Сообщения учащихся о пребывании А. И .Куприна в Крыму, в которые включаются отрывки из воспоминаний писателя.

В сообщениях учащиеся говорят о том, что Куприн впервые посетил Крым весной 1990 года. Это была Ялта. С 1901 года до мая 1907 года жил то в Мисхоре, то в Ялте, то в тихой Балаклаве под Севастополем, которую «открыл» для себя в 1904 году. В Крыму Куприн испытывал состояние высокого творческого подъема, много работал, охотно писал.

Необходимо рассказать и о встречах Куприна с Л. Н. Толстым, с Н. Гариным-Михайловским, о создании им очерков-воспоминаний, которые являются ценнейшим вкладом в русскую мемуарную литературу.

  1. Рассказ учителя о жизни А. И. Куприна в Балаклаве, о его дружбе с балаклавскими рыбаками, об истории создания книги очерков «Листригоны».

Хотя очерки писались во время политической реакции (1907-1911гг), они поражают жизнерадостностью повествовательного тона и яркостью словесных красок, которыми Куприн поэтически-вдохновенно рисует морские пейзажи и на их фоне живописные, несколько романтизированные образы тружеников моря – рыбаков. «О, милые простые люди, мужественные сердца, наивные первобытные души!» — восклицает Куприн, обращаясь к своим героям, которых он любит всем сердцем.

О каждом из них в отдельности и обо всех вместе Куприн рассказывает в «Листригонах» доверительно, тепло, языком высокой поэзии.

  1. Вопросно-ответная беседа с учащимися по тексту книги с пересказом отдельных глав:

— прочитайте описание природы. Каким рисует писатель море? (часть1 «Тишина»)

— каким рисует Куприн Юру Паратина? (перескажите часть2 «Маркель»)

— что и как рассказывает Куприн о приготовлениях рыбаков к выходу в открытое море? (часть4 «Белуга»)

— что он рассказывает о Ване Андруцаки? Чем его привлекает этот паренек? (часть4 «Белуга»)

— почему Колю Констанди автор называет своим учителем? Чему учил его Коля Констанди? (часть5 «Господня рыба»)

— как в части 6 «Бора» автор рассказывает о дружеской отзывчивости, доброте, стыдливо скрываемой за молчаливой суровостью?

— прочитайте часть 8 «Бешеное вино»

  1. Заключительное слово учителя.

Сила любви и сердечной привязанности Куприна к балаклавским рыбакам была столь глубокой и устойчивой, что он часто вспоминал этих людей с чувством трепетной радости.

Своеобразным продолжением очеркового цикла «Листригоны» явился написанный в эмиграции очерк «Светлана» (1934 год). Печально окрашены звучащие в финале слова расставания с Крымом, с Балаклавой, с рыбаками: «…Прощай, прощай навсегда, моя милая Балаклава. Прощайте, дорогие друзья, балаклавские рыбаки…с которыми я разделял прелесть опасности и труды морской жизни.»

  • — понравился ли вам сегодняшний урок?
  • — что нового вы узнали о людях, живших в Балаклаве?
  • — о чем бы вы хотели поговорить на следующем уроке?

7. Домашнее задание: в зависимости от того, что предложат ребята.

Я предлагаю: Сергеев-Ценский, повесть «Маяк в тумане».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-po-knighie-ochierkov-a-i-kuprina-listrighony-v-10-klassie.html

Ссылка на основную публикацию