- Обратная связь
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
- Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
- Как определить диапазон голоса — ваш вокал
- Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
- Целительная привычка
- Как самому избавиться от обидчивости
- Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
- Тренинг уверенности в себе
- Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
- Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
- Как научиться брать на себя ответственность
- Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
- Световозвращающие элементы на детской одежде
- Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
- Как слышать голос Бога
- Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
- Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье.
С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины — носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.
Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа — Элен Курагину.
Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения.
Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она — настоящее…”.
Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”. Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их. Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой. В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, — самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов — так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное — когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа. Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны — статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу. Жюли— такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.
Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.
- Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд
- И дум высокое стремленье.
- Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье,
- Придет желанная пора:
- Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы
- Доходит мой свободный глас.
- Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа,
- И братья меч вам отдадут.
Источник: https://megapredmet.ru/2-8843.html
Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир Толстого (образ, описание и характеристика) сочинение
Война и мир – роман-эпопея, написанный русским писателем Львом Николаевичем Толстым, который затронул не только Отечественную войну 1812 года, но и вобрал в себя важные аспекты внутреннего уклада жизни России в то время.
На протяжении всего повествования нам встречаются множество людей со своей историей. Мы помним Андрея Болконского, Пьера Безухова и других людей, но есть персонаж, который заслуживает не меньшего внимания.
Речь пойдет о Мадемуазели Бурьен.
Мадемуазель Бурьен (полное имя – Амели Бурьен) – француженка по происхождению, является второстепенным персонажем, который сыграет значимую роль в жизни семейства Болконских, а именно ее лучшей подруги княжны Марьи. Глава семейства – Николай Болконский буквально подобрал ее на улице, приютил у себя дома и дал ей работу в качестве компаньонки для своей дочери.
В первый раз мы знакомимся с мамзель Бурьен в момент приезда Андрея Болконского (сына князя) со своей супругой в имение Болконских – Лысые горы. Первое впечатление Амели складывает о себе довольно приятное: она вместе со всеми смеется, плачет.
В тот момент она «казалась обезумевшею от восторга». Так же, к нашему вниманию располагает внешность героини: у нее очень приятный голос, сама она всегда улыбается – такие люди обычно оставляют только положительные впечатления у других людей.
Но со временем мадемуазель предстает перед нами в истинном, подлом свете.
В будущем, она уведет жениха у своей подруги – княжны Мари. Что же побудило ее на совершении данного поступка? Со слов самой героини «она давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство».
Та жизнь, которую вела «красивая молодая девушка» ей казалась довольно скучной. Она не желала всю жизнь служить Николаю Болконскому, выполнять его требования.
Ей хотелось обрести свое счастье, положение в обществе и наконец-то такой случай ей представился.
Неужели Амели так плоха, как она кажется? С одной стороны – это действительно подлый поступок, ведь она ясно понимала, что делает дурную вещь, но поддалась соблазну. Но, с другой стороны ей очень совестно перед княжной Марьей, да так, что та плачет перед ней, говоря, что она достойна порицания. Как бы то ни было, мадемуазель Бурьен покидает дом Болконских, вступив на сторону французов.
Что касается других персонажей данного произведения, то все по-разному воспринимали Амели. Так, например, Андрей Болконский невзлюбил ее, о чем и делится со своей сестрой. В свою очередь, княжна Мари защищает ее, говоря, что она милая и добрая. Еще один человек, который хорошо относился к ней – это Болконский старший, но не столько за характер, сколько за то добро, что он для нее сделал.
Итак, можно сделать неоднозначный вывод в отношении данного персонажа. Сначала Мадемуазель Бурьен предстает перед нами во всем белом, но затем мы начинаем потихоньку узнавать все ее грязные стороны. Можно сделать вывод, что нельзя судить о человеке только по внешности. Я думаю это именно то, что пытался нам донести автор через этого персонажа.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/mademuazel-buren-v-romane-vojna-i-mir
Сочинение Образ Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир Толстого
Толстой в своем произведении «Война и мир» знакомит читателя с массой ярких и красочных героев. Но стоит отдать должное и второстепенным персонажам, которые тоже сыграли здесь немаловажную роль и довершили целостность задумки. Одним из редко мелькающих, но весьма интригующих героев стала мадемуазель Бурьен.
Изначально, она казалась неприметной, тихой компаньонкой, которая всего-навсего переехала в Лысые горы с семьей князя Андрея. Молодая красивая француженка стала неотделимой частью семьи Болконских. Когда-то молодой князь нашел бедняжку на улице.
Мадемуазель была круглой сиротой и нуждалась в чьей-то поддержке, помощи. Андрей буквально вытащил девушку из нищеты и вывел ее в люди. Но как бы то ни было, героиня не испытывает даже малейшей благодарности к добродушному спасителю.
Восприняв это как должное, она не собиралась чем-либо отплачивать князю за помощь.
Бурьен обладала на редкость приятным голосом, с легким, едва заметным акцентом, который так отчаянно пленил молодых юношей. Картину дополняла ее красивая, утонченная фигура и беззаботный ребяческий характер. Девушка старалась использовать каждую минуту своей жизни на максимум, не упуская ни одного малейшего момента. Ее легкомысленный флирт и кокетство могли сразить любого парня наповал.
Отношение действующих героев к загадочной мадемуазель довольно сомнительное и противоречивое. Маленькая Княгиня очень обожала Бурьен , за то что она всегда умела молча выслушать собеседника. Княгиня очень часто делилась, со своей соседкой по комнате, эмоциональными суждениями о князе, на что получала только безграничное понимание с ее стороны.
Не имеющая четкого, устойчивого положения в обществе, Бурьен старалась всячески выбиться в люди. Ей хотелось отделиться от Болконских, заняв значимый социальный статус. Но попытки обыкновенной компаньонки всегда заканчивались грандиозным провалом. Тогда девушка благодаря своему хитрому мышлению стала пробиваться в люди за счет уже состоявшихся в жизни людей.
Очарованный красотой и острым умом девушки, князь Андрей подпустил мадемуазель к себе слишком близко. Но старшему Болконскому совсем не понравилась легкомысленность сына. Наученный жизнью он видел насквозь провинциалку, которая жаждала массовой славы и шикарной жизни.
Несмотря на все свои попытки стать важной для высшего общества, мадмуазель показалась многим жалкой и фальшивой особой.
Описание и характеристика
← Берг и Вера в романе Война и мир
← Маменька в повести Детство↑ Толстой ЛевАнализ романа Толстого Война и мир →
Внешность Пьера Безухова в романе Война и мир →
- Сочинение на тему Берегите природу 6, 8 класс
Природа – это мир планеты Земля, в создании которого человек не участвовал. Природа – это Вселенная, которая появилась независимо от желания и деятельности человека. Природа – это лес, море, цветы, горы, поле, птицы, животные, рыбы - Сочинение Примеры материнской любви из жизни
Любовь матери к своим детям была во все времена невероятно мощной движущей силой. Она приводила в восхищение многих поэтов, писателей, художников и давала им вдохновения для творения истинных произведений искусства. - Анализ произведения Тошнота Сартра
Сочинение Сартра «Тошнота» стало дебютным произведением писателя. Оно было законченно в 1938 году и в результате принесло Сартру мировую известность и присуждение Нобелевской премии, от которой он отказался. - Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6 класс
На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился перед огромным серым камнем, лежащим на распутье, с выбитой на нем надписью. - Анализ произведения Шолохова Пастух
Произведение повествует о годах вскоре после коллективизации. Автор показывает в нем столкновение двух начал: старого — происходящего из прежнего крестьянского мира и нового – стремящегося строить новый мир, воплощая в жизнь социалистические идеи.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/obraz-mademuazel-buren-v-romane-vojna-i-mir
Семья Болконских в романе “Война и мир”: характеристика и образ героев
Семья болконских:
Чтобы делать выводы о семье Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», нужно познакомиться с каждым ее членом отдельно, узнать его характер и привычки. Итак, начнем.
Князь Николай Болконский
Николай Андреевич Болконский – отец семейства Болконских, отставной генерал. Судя по описанию автора, это уже пожилой человек, хотя точный его возраст в романе не указан.
- На протяжении произведения герой производит неприятное впечатление, потому что он, хотя очень умный и богатый, но очень скупой, к тому же в поведении заметны некоторые странности.
Свою злобу Николай Андреевич нередко срывает на дочери Марье. Князь Болконский неприятен еще и потому, что свою своенравность характера, граничащую с безумием, подкрепляет неверием в Бога.
Жизненная позиция героя видна из этой цитаты: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум».
Но куда заведет ум, движимый злобою и ненавистью? Однако, хотя князь Болконский и кажется грубым, перед своей кончиной он осознает ошибки, допущенные по отношению к дочери, и просит у неё прощения.
Предлагаем ознакомиться с “Образом и характеристикой” Элен Курагиной в романе Льва Толстого “Война и мир”.
У героя романа двое детей: дочь Мария и сын Андрей, а также внук по имени Николенька. С их образами читатель познакомится в этой статье.
Андрей Болконский – сын князя Николая
В отличие от своего сурового отца, Андрей обладает положительными качествами, постепенно, на протяжении жизни, превращаясь в зрелого мужчину. Поначалу гордый и жесткий, он с годами становится мягче, сдержаннее. К тому же этот персонаж обладает не только силой воли, но и склонностью к самокритике.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-semya-bolkonskih.html
Читать
Толстой Лев Николаевич
Война и мир. Первый вариант романа [1]
От издателя
«1. В два раза короче и в пять раз интереснее.
2. Почти нет философических отступлений.
3. В сто раз легче читать: весь французский текст заменен русским в переводе самого Толстого.
4. Гораздо больше мира и меньше войны.
5. Хеппи-энд…».
- Эти слова я поместил семь лет назад на обложку предыдущего издания, указав в аннотации: «Первая полная редакция великого романа, созданная к концу 1866 года, до того как Толстой переделал его в 1867–1869 годах», — и что я использовал такие-то публикации.
- Думая, что все всё знают, я не объяснил, откуда взялась эта «первая редакция».
- Я оказался неправ, и в результате оголтелые и невежественные критики, выдающие себя за знатоков русской литературы, публично стали обвинять меня и в фальсификации («это Захаров сам всё сляпал»), и в надругательстве над Толстым («ведь вот же Лев Николаевич не напечатал этот первый вариант, а вы…»).
- Я по-прежнему не считаю необходимым подробно излагать в предисловиях всё то, что можно найти в специальной литературе, но в нескольких строках объясню.
Итак, Л.Н.Толстой писал этот роман с 1863 года и к концу 1866 года, поставив на 726-й странице слово «конец», повез его в Москву печатать. К этому времени он уже опубликовал две первые части романа («1805» и «Война») в журнале «Русский Вестник» и отдельной книгой, и заказал художнику М.С.Башилову иллюстрации для полного книжного издания.
Но издать книгу Толстой не смог. Катков уговаривал его продолжать печатать кусками в своем «Русском Вестнике», другие издатели, смущаясь объемом и «неактуальностью произведения», в лучшем случае предлагали автору печатать роман за свой счет. Художник Башилов работал очень неспешно, а переделывал — в соответствии с письменными указаниями Толстого, — еще медленнее.
Оставшаяся в Ясной Поляне жена Софья Андреевна настоятельно требовала, чтобы муж скорее возвращался: и дети плачут, и зима на носу, и с делами по хозяйству ей одной трудно справиться.
Ну и, наконец, в только что открывшейся тогда для публичного пользования Чертковской библиотеке Бартенев (будущий редактор «Войны и мира») показал Толстому много материалов, которые писатель захотел использовать в своей книге.
В результате Толстой, заявив, что «всё к лучшему» (это он обыграл первоначальное название своего романа — «Всё хорошо, что хорошо кончается»), уехал с рукописью домой в Ясную Поляну и работал над текстом еще два года; «Война и мир» была впервые издана целиком в шести томах в 1868–1869 годах. Причём без иллюстраций Башилова, который так и не завершил свою работу, неизлечимо заболел и умер в 1870 году в Тироле.
Вот, собственно, и вся история. Теперь два слова о происхождении самого текста. Вернувшись в конце 1866 года в Ясную Поляну, Толстой, естественно, не убирал на полку свою 726-страничную рукопись, чтоб начать всё с начала, с первой страницы. Он работал с той же рукописью — дописывал, вычёркивал, переставлял страницы, писал на обороте, добавлял новые листы…
Спустя пятьдесят лет в музее Толстого на Остоженке в Москве, где хранились все рукописи писателя, начала работать — и проработала там несколько десятилетий — Эвелина Ефимовна Зайденшнур: она расшифровывала и распечатывала эти рукописи для полного собрания сочинений Толстого.
Ей-то мы и обязаны возможностью прочитать первый вариант «Войны и мира», — она реконструировала первоначальную рукопись романа, сличая почерк Толстого, цвет чернил, бумагу и т. д., и в 1983 году он был опубликован в 94-м томе «Литературного наследства» издательства «Наука» АН СССР. Опубликован для специалистов в точном соответствии с рукописью, которая оставалась неотредактированной.
Так что мне, дипломированному филологу и редактору с 30-летним стажем, досталась только самая лёгкая и приятная работа — «причесать» этот текст, то есть сделать его приемлемым для широкого читателя: вычитать, исправить грамматические ошибки, уточнить нумерацию глав и т. п.
При этом я правил только то, что нельзя было не править (например, Пьер у меня пьёт в клубе «Шато Марго», а не «Алито Марго», как в «Лит. наследстве»), а всё, что можно было не править, — я и не правил. В конце концов, это Толстой, а не Захаров.
И самое последнее. Для второго издания (1873 год) Толстой сам перевёл на русский весь французский текст романа. Его я и использовал в этой книге.
От автора
- Я пишу до сих пор только о князьях, графах, министрах, сенаторах и их детях и боюсь, что и вперед не будет других лиц в моей истории.
- Может быть, это нехорошо и не нравится публике; может быть, для нее интереснее и поучительнее история мужиков, купцов, семинаристов, но, со всем моим желанием иметь как можно больше читателей, я не могу угодить такому вкусу, по многим причинам.
- Во-первых, потому, что памятники истории того времени, о котором я пишу, остались только в переписке и записках людей высшего круга грамотных; даже интересные и умные рассказы, которые мне удалось слышать, слышал я только от людей того же круга.
Во-вторых, потому, что жизнь купцов, кучеров, семинаристов, каторжников и мужиков для меня представляется однообразною и скучною, и все действия этих людей мне представляются вытекающими, большей частью, из одних и тех же пружин: зависти к более счастливым сословиям, корыстолюбия и материальных страстей. Ежели и не все действия этих людей вытекают из этих пружин, то действия их так застилаются этими побуждениями, что трудно их понимать и потому описывать.
В-третьих, потому, что жизнь этих людей (низших сословий) менее носит на себе отпечаток времени.
В-четвертых, потому, что жизнь этих людей некрасива.
В-пятых, потому, что я никогда не мог понять, что думает будочник, стоя у будки, что думает и чувствует лавочник, зазывая купить помочи и галстуки, что думает семинарист, когда его ведут в сотый раз сечь розгами, и т. п. Я так же не могу понять этого, как и не могу понять того, что думает корова, когда ее доят, и что думает лошадь, когда везет бочку.
В-шестых, потому, наконец (и это, я знаю, самая лучшая причина), что я сам принадлежу к высшему сословию, обществу и люблю его.
Я не мещанин, как с гордостью говорил Пушкин, и смело говорю, что я аристократ, и по рождению, и по привычкам, и по положению. Я аристократ потому, что вспоминать предков — отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно.
Я аристократ потому, что воспитан с детства в любви и уважении к изящному, выражающемуся не только в Гомере, Бахе и Рафаэле, но и всех мелочах жизни: в любви к чистым рукам, к красивому платью, изящному столу и экипажу.
Я аристократ потому, что был так счастлив, что ни я, ни отец мой, ни дед мой не знали нужды и борьбы между совестью и нуждою, не имели необходимости никому никогда ни завидовать, ни кланяться, не знали потребности образовываться для денег и для положения в свете и тому подобных испытаний, которым подвергаются люди в нужде.
Я вижу, что это большое счастье и благодарю за него Бога, но ежели счастье это не принадлежит всем, то из этого я не вижу причины отрекаться от него и не пользоваться им.
Я аристократ потому, что не могу верить в высокий ум, тонкий вкус и великую честность человека, который ковыряет в носу пальцем и у которого душа с Богом беседует.
Все это очень глупо, может быть, преступно, дерзко, но это так. И я вперед объявляю читателю, какой я человек и чего он может ждать от меня. Еще время закрыть книгу и обличить меня как идиота, ретрограда и Аскоченского, которому я, пользуясь этим случаем, спешу заявить давно чувствуемое мною искренное и глубокое нешуточное уважение*.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=203191&p=76
Женские образы романа война и мир
Сочинение по литературе. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время
активной общественной деятельности самых
различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни
общества, в семье.
С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины — носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.
Одним из наиболее ярких
женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и
характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности.
Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной
к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню
романа — Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами.
Многие эпизоды
романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к
жизни, найти правильные решения.
Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она — настоящее…”.
Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных
ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность
восхищаться собой, причем делает это
бессознательно и бескорыстно, как
в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.
Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи.
Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь.
Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе.
Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.
Наташа же совершает
ошибки и черпает из них необходимый
жизненный опыт. Она встречает
князя Андрея, их чувства можно
назвать внезапным единением
мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.
Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже.
Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов.
Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете.
Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.
В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена
ей княжна Марья Болконская. Главный
принцип, которому подчинена вся
ее жизнь, — самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней
с жаждой простого человеческого
счастья.
Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов —
так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость
характера, если это необходимо, что
обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма.
Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца.
И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”.
В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное — когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.
Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены
дамы высшего света, такие как
Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”.
Характернейшая примета Анны Павловны — статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”.
За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.
Жюли— такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев.
Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.
Итак, женщины, близкие
к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и
княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А
женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья
из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.
Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” — произведение, грандиозное
не только по монументальности описанных
в нем исторических событий, глубоко
исследованных автором и художественно
переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных.
В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем
писателем, он говорил: “Там, где говорят
и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно
и одновременно являются проводниками мыслей автора.
Женские характеры
передают идеи Толстого о сложности
человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.
С точки зрения системы
образов героев романа можно условно
разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих
и переживающих и — в противоположность
им — застывших, не эволюционирующих, а статичных.
В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.
“Живые” героини
в произведении — прежде всего
Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце
становятся близкими друзьями.
Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая
в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью
к людям и жаждой ответной любви.
Красоту в общепринятом смысле слова
ей заменяет подвижность черт, живость
глаз, грация, гибкость; чудесный голос
и умение танцевать очаровывают
многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”.
Безвылазная
жизнь в деревне делает ее диковатой
и молчаливой, общение с ней
— тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую
за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость
и грубость).
Однако в то же время
двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью
от связи с ним.
В силу своей
наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят
в его искренность. Из-за внешней
разницы отношения между героинями
сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.
В построении системы
образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника
не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в
ткани произведения возникают женские
образы, которые трудно определенно
отнести к “живым” или “мертвым”.
Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать — образец сердечности, любви и такта.
Она — близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости.
Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе.
Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы.
Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.
Источник: https://www.turboreferat.ru/literature/zhenskie-obrazy-romana-vojna-i/7843-42814-page1.html
Марья Болконская. Характеристика героини романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
БОЛКОНСКАЯ МАРЬЯ НИКОЛАЕВНА
Краткое содержание романа «Война и мир»
Болконская Марья Николаевна Персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», младшая сестра князя Андрея Болконского, живет с отцом, старым князем Николаем Андреевичем Болконским, в родовом имении Лысые Горы. Род Болконских богат и знатен, но старый князь давно не у дел. В прошлом блестящий екатерининский вельможа, гордый и независимый, он при новом царствовании безвыездно проживает в деревне. Характер отца, его нравственные принципы оказали огромное влияние на жизнь и воспитание княжны Марьи. «Есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и… есть только две добродетели: деятельность и ум», — говорил старый князь.
Княжна получила блестящее образование, много читает, любит музыку. Мать ее умерла рано, и воспитанием детей руководил отец.
Крутой по характеру, порой деспотичный, но мудрый, старик Болконский понимает, как сложна жизнь, как важно научить детей самостоятельно думать, принимать решения — не случайно он так настойчиво занимается с княжной Марьей математикой: «Нельзя, княжна, нельзя… — математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».
И она действительно непохожа на своих сверстниц.
Внешне непривлекательная, с тяжелой походкой («княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым»), она поражает благородством и красотой духовного мира. «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Запертая в деревне, лишенная всех удовольствий светской жизни, она искренне жалеет и утешает подругу детства Жюли Карагину в своем письме к ней: «Прощайте, милый и добрый друг. Да сохранит вас наш божественный Спаситель и его Пресвятая Матерь под своим святым и могущественным покровом». Письма подруг похожи лишь внешне.
Внутреннее содержание письма Жюли — легкомысленная болтовня и светские сплетни. В письме княжны Марьи — душевная чистота, спокойствие и ум.
В доме Болконских не принято откровенничать, открыто выражать свои чувства, но брат и сестра духовно близки, их соединяют воспоминания о счастливых днях детства, где было много света, тепла, доброты. «Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша».
Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства». В другом месте Толстой пишет, что «сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея».
Княжна Марья глубоко уважает и любит отца, она не принимает сочувствия брата по поводу его тяжелого характера, упрекает Андрея за «гордость мысли».
«Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я».
Добрая и чуткая, Марья видит, что брат несчастлив в женитьбе. Всей душой она старается понять и оправдать «маленькую княгиню», которая в первый же день приезда «после обеда плакала… и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа».
Но не жена («после слез она заснула»), а сестра приходит к князю Андрею в последние минуты перед его отъездом на войну, чтобы благословить его и быть рядом с ним.
«Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке мелкой работы. Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. — Пожалуйста, Andre, для меня…
Марья Болконская и Анатоль Курагин
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Богатая и знатная родом княжна Марья считалась в светских кругах одной из самых завидных невест. Князь Василий Курагин мечтает пристроить своего младшего сына Анатоля, «беспокойного дурака», и женить его на княжне.
Приезд Анатоля в Лысые Горы, его сватовство перевернули весь строй мыслей княжны Марьи. Оказалось, что в душе ее жила не только искренняя и глубокая любовь к Богу, а «главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная. Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя.
» В мечтах «ей представлялся муж, мужчина, сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо, переносящее ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир. Муж стоит и нежно смотрит на нее и на ребенка».
Добрая и благородная княжна, пораженная внешней красотой Анатоля, готова полюбить его, мечтает о счастье с ним. Но прозорливый, мудрый отец видит все.
Он «быстро окинул глазами всех, заметил и перемену платья маленькой княгини, и ленточку Бурьен, и уродливую прическу княжны Марьи, и улыбки Бурьен и Анатоля, и одиночество своей княжны в общем разговоре». На этот раз «судьба ее решилась и решилась счастливо». Намек отца на Бурьен («он тебя возьмет с приданым да кстати захватит мадемуазель Бурьен. Та будет женой, а ты…
») вскоре оправдался. Княжна Марья увидела, как Анатоль обнимал Бурьен в зимнем саду. Но в сердце ее нет ни обиды, ни ревности, она окончательно решила: «Мое призвание другое — быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования». В своих романтических мечтах она воображает: «Чего бы мне это ни стоило, я сделаю счастье бедной Amelie. Она так страстно его любит.
Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним… Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи!»
Заботы о племяннике, оставшемся без матери, об отце и брате становятся главными утешениями и радостями княжны Марьи. Она «перестала брать уже у отца свои математические уроки и только по утрам, сопутствуемая кормилицей, с маленьким князем Николаем (как звал его дед) входила в кабинет отца, когда он был дома большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику». Нежная любовь к брату помогает ей понять, как внутренне страдает и мучается князь Андрей после ранения при Аустерлице. Она прямо говорит Пьеру: «Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, но я вижу». В это время в глубине ее души жила тщательно скрываемая надежда, «доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди — юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь, на земле, наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастья». В воображении своем она уже видела себя шагающей вместе со странниками по святым местам «…в посконном рубище, под чужим именем…молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!». Но, вспомнив о «маленьком Коко», об отце, она «ослабевала в своем намерении, потихоньку плакала и чувствовала, что она грешница: любила отца и племянника больше, чем Бога».
Смерть Николая Андреевича Болконского
События войны 1812 года внезапно ворвались в жизнь княжны Марьи и полностью изменили ее. Военные действия быстро приближаются к Лысым Горам, но старый князь Болконский «не хотел» верить в надвигающуюся опасность. Затем, «как бы вдруг опомнившись от сна», он развивает самую активную деятельность, чтобы дать отпор французам.
Он собирает ополченцев, заботится о вооружении, пишет главнокомандующему, но силы его уже на исходе. С князем сделался удар, беспомощного, разбитого параличом его внесли в дом и уложили на тот самый диван, «которого он так боялся в последнее время».
«Прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности» — это выражение поразило княжну, она увидела в нем признаки приближающейся смерти. Дни и ночи проводит она у постели отца и думает только о нем.
Все герои Толстого совершают жизненные ошибки, мучаются, проходят через глубокие духовные страдания. Не избегает их и княжна.
«И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она ожидая чего-то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды.
То, что годами не приходило ей в голову — мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении». Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, она мучается и стыдится, но не может перебороть себя. Ведь «никогда ей так жалко не было, так страшно не было по- терять его. Она вспомнила всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней».
Княжна Марья умеет строго судить себя, смерть любимого отца она переживает в горьких душевных страданиях, с ощущением неисправимой потери.
Но жизненные уроки отца, его воспитание не прошли даром. Княжна Марья всегда помнит, что она — дочь князя Николая Андреевича Болконского и сестра князя Андрея.
Когда мадемуазель Бурьен завела разговор о том, что можно не уезжать из Богучарова, а остаться и искать защиты у французов, она приказала больше не пускать к себе француженку и отдала распоряжение о немедленном отъезде: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользоваться его благодеяниями!» — эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости».
Марья Болконская и Николай Ростов
Но выехать оказалось невозможным. Богучаровские крестьяне не дают княжне подвод и даже не хотят выпустить ее из имения. Неожиданный приезд Николая Ростова за сеном для лошадей полка спасает княжну Марью. Ростов появился в самый трудный для нее час и вошел в ее жизнь навсегда («И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда! …
И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении!» – думал он, слушая ее робкий рассказ»).
Трудно складывается их любовь. Николай чувствовал себя несвободным, потому что дал слово Соне, его смущали мысли о богатстве княжны и собственном разорении. Княжна Марья считает невозможным думать о личном счастье после смерти отца и брата.
Но все сомнения и решения, принятые обоими накануне, рушатся, когда они снова видят друг друга. «Полным достоинства и грации движением она с радостной улыбкой приподнялась, протянула ему свою тонкую, нежную руку и заговорила голосом, в котором в пер- вый раз звучали новые, женские грудные звуки.
Мадемуазель Бурьен, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Самая искусная кокетка, она сама не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было понравиться. … В первый раз вся та чистая, духовная внутренняя работа, которой она жила до сих пор, выступила наружу.
Вся ее внутренняя недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих лучистых глазах, тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица.
Ростов увидел все это так же ясно, как будто он знал всю ее жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам».
Они встретились еще раз, и тогда «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».
В эпилоге мы узнаем о новой жизни в имении Лысые Горы. Княжна Марья стала графиней Ростовой. Имение после войны заново отстроено, новый хозяин, граф Николай Ильич Ростов, ведет дела надежно и крепко.
Для Николая главное в жизни — дом, семья, хозяйственные заботы, но при этом он гордится своей женой, не переставая восхищаться ее «возвышенным нравственным миром», что «она со своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».
Графиня Марья счастлива, она любит мужа, воспитывает детей, ведет дневник, в котором записывает свои мысли о них.
Не всегда она внутренне согласна с мужем, потому что знает, «что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно. Она только взяла его руку и поцеловала Она смотрела на него и не то что думала о другом, а чувствовала о другом.
Она чувствовала покорную, нежную любовь к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его. Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна.
На лице ее выступило строгое выражение затаенного высокого страдания души, тяготеющейся телом. Николай посмотрел на нее.
«“Боже мой! что с нами будет, если она умрет, как это мне кажется, когда у нее такое лицо”, – подумал он…».
Автор анализа: А.А. Сизова
Анализ романа «Война и мир»
Предыдущая публикация
Следующая публикация
Источник: https://rustutors.ru/litgeroi/2095-marja-bolkonskaja-harakteristika-geroini-romana-ln-tolstogo-vojna-i-mir.html
Образ Марии Болконской в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Образ Марии Болконской. Одной из наиболее привлекательных, описанных с теплым чувством героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является Марья — сестра Андрея Болконского. Княжна получила отличное образование, но единственным развлечением в ее однообразной жизни были занятия математикой.
Ее воспитанием занимался только отец — неглупый, но нелюдимый и деспотичный человек. Сестра Андрея Болконского сильно отличалась от своих сверстниц. Она была умна, хорошо воспитанна, но совершенно некрасива.
Однако автор постоянно подчеркивает ее внутреннюю духовную красоту, которая отражалась в ее больших лучистых светлых глазах.
Толстой часто использует выражение «лучистые глаза», описывая Марью. Внешне непривлекательная, она с первых минут общения изумляет собеседника благородством и красотой духовного мира. Взгляд у княжны Марьи «любовный, теплый и кроткий ».
Самым близким человеком для Марьи был ее брат, князь Андрей, хотя в семье Болконских не принято проявлять чувства. Несмотря на строгость отца, княжна очень любит его. Она отрицает любое сочувствие своего брата по поводу ее жизни. Марья считает себя самым счастливым человеком и хочет, чтобы Андрей был так же счастлив, как она.
Богатая княжна была очень завидной невестой в обществе. Поэтому князь Василий Курагин пытается женить своего беспутного сына Анатоля на умнице Марье. Оказалось, что в душе этой девушки живет не только безграничная любовь к Богу, но и мечты о земной любви, муже и детях.
Добрая и мечтательная княжна надеялась на то, что она полюбит Анатоля, и в мечтах начала рисовать их совместное будущее. Но князь Василий сразу увидел, кто приглянулся его сыну.
Это была молодая и красивая служанка — мадемуазель Бурьен. Вскоре об этом узнала и Марья. В саду она увидела, как Ана- толь обнимает ее компаньону.
Она не была обижена этим, сказав, что хочет, чтобы Анатоль женился на «бедной Аmeliе».
Война 1812 г. стремительно ворвалась в Лысые Горы. После внезапной смерти отца Мария остается одна в ожидании прихода неприятеля.
В критической ситуации невольным спасителем княжны становится граф Николай Ростов, приехавший в имение за сеном для лошадей. Он помогает княжне, и довольно скоро между ними возникают особенные отношения.
На Николая производят сильное впечатление большие глаза Марьи, которые в минуты душевного напряжения озаряются прекрасным светом, преображая весь облик девушки.
В эпилоге рассказывается, что княжна Марья и Николай Ростов поженились. Дом в Лысых Горах отстроили заново, и Николай Ильич прекрасно ведет хозяйство. Он очень любит свою жену и восхищается ее богатым внутренним миром. Графиня Марья тоже занимается хозяйством, а также воспитывает детей и ведет дневник, в котором записывает свои мысли.
Марья далеко не всегда согласна с мужем. Она пытается объяснить ему, что нужно заниматься не только материальным обогащением, но и обогащать свой духовный мир. Марья видит, что Николай не всегда понимает эту истину, но ее любовь усиливается все больше, даже когда она осознает, что они с супругом совершенно разные.
На примере этой героини Толстой показывает нам, насколько важнее и ценнее физической привлекательности красота душевная. Человек, обладающий истинно прекрасной душой, всегда будет достоин любви и преклонения, в то время как внешняя красота с годами неизменно блекнет и исчезает.
Источник: https://prepodka.net/obraz-marii-bolkonskoj-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/