Образ и характеристика наполеона в романе толстого война и мир сочинение

Меню статьи:

Часто читатели романа Толстого «Война и мир» воспринимают исторические личности, отображенные в романе, в качестве документального изображения, забывая при этом, что произведение Толстого в первую очередь является литературной мистификацией, а значит изображение любых персонажей, в том числе и исторических, не лишено авторской, художественной выдумки или субъективного мнения.

Порой авторы специально идеализируют или обрисовывают с негативной стороны персонажа для того, чтобы воссоздать определенный настрой фрагмента текста или целого произведения. Образ Наполеона в романе Толстого имеет также свои особенности.

Внешность

Наполеон обладает непривлекательной внешностью – его тело выглядит слишком потолстевшим и некрасивым.

В романе Толстой подчеркивает, что в 1805 году император Франции не выглядел столь отвратительно – он был вполне стройный, а лицо и вовсе худощавое, однако в 1812 телосложение Наполеона выглядит не самым лучшим образом – у него появился живот, который сильно выпирал вперед, автор в романе его саркастично называет «сорокалетнее брюшко».

Руки его были маленькими, белыми и пухлыми. Лицо его также располнело, хотя при этом еще выглядело моложавым. Лицо его обозначили большие выразительные глаза и широкий лоб. Плечи его стали слишком полными, как и ноги – при его невысоком росте такие изменения казались ужасающими. Не скрывая своего отвращения по поводу внешнего вида императора, Толстой называет его «жирным».

Предлагаем ознакомиться с “образом княжны Марии Болконской в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Одежда Наполеона всегда отличается внешним видом – с одной стороны она довольно типична, для людей того времени, но не лишена шика: обыкновенно Наполеон одет в синюю шинель, белый камзол или синий мундир, белый жилет, белые лосины, ботфорты.

Голос у Наполеона резкий, он слишком четко выговаривает каждую букву в слове. Императорский шаг всегда быстрый и твердый.

Еще одним атрибутом роскоши является лошадь – это породистый арабский скакун.

Отношение русских к Наполеону

В романе Толстого можно проследить создаваемое впечатление Наполеоном на русскую аристократию до начала военных событий и после.

В начале большинство представителей высшего общества относятся с явным почтением и восхищением к Наполеону – они польщены его напористым характером и талантом в военной сфере.

Еще одним фактором, заставляющим многих относиться с уважением к императору, становится его стремление к интеллектуальному развитию – Наполеон не выглядит откровенным солдафоном, ничего не видящим дальше мундира, он всесторонне развитая личность.

После активизации военных действий со стороны Наполеона по отношению к Российской империи, восторженность русской аристократии по отношению к императору Франции заменяется раздражением и ненавистью.

Особенно ярко такой переход от восхищения до ненависти показан на примере образа Пьера Безухова – когда Пьер только вернулся из заграницы, восхищение Наполеоном его просто переполняло, но позже имя императора Франции только вызывает у Безухова горечь и злость.

Пьер даже решается убить своего «бывшего кумира», которого к тому времени уже считает откровенным душегубом и почти людоедом.

Похожий путь развития прошли множество аристократов – некогда восхищавшиеся Наполеоном как сильной личностью они испытали на себе губительное воздействие его разрушительной силы, и пришли к итогу, что человек, несущий столько страданий и смерти, априори не может быть примером для подражания.

Характеристика личности

Основная черта Наполеона – это самовлюбленность. Он считает себя на порядок выше других людей. Толстой не отрицает того, что Наполеон является талантливым полководцем, но при этом его путь в императорству выглядит как чистая случайность.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения “Крейцерова соната””, которое вышло из-под пера легендарного автора-классика Льва Толстого.

Исходя из того, что Наполеон считает себя лучше других людей, вытекает его отношение к другим людям. В основной массе пренебрежительное – он как человек, пробившийся из народных масс на верхушку аристократии, в частности государственного аппарата, считает людей, не совершивших подобное, не достойными его внимания. Сопутствующими качествами к этому набору являются эгоизм и эгоцентризм.

Образ и характеристика Наполеона в романе Толстого Война и мир сочинение

Толстой обрисовывает Наполеона как избалованного человека, любящего комфорт и изнеженного комфортом, но при этом обращает внимание читателей на то, что Наполеон неоднократно был на полях сражения, причем не всегда в роли почитаемого полководца.

В начале своей политической и военной карьеры Наполеону часто доводилось довольствоваться малым, поэтому беды солдат ему знакомы. Однако со временем Наполеон отдалился от своих солдат и погряз в роскоши и комфорте.

Ключевым к понятию личности Наполеона, по Толстому, становится еще и желание императора быть значимее всех – Наполеон не принимает никакого другого мнения, кроме своего. Император Франции думает, что он достиг значительных высот на военном поприще, и ему здесь нет равных.

В понятии Наполеона, война – его родная стихия, но при этом император не считает себя виноватым за разрушения, причиненные его войной. По мнению Наполеона, главы других государств сами виноваты в начале военных действий – они провоцировали императора Франции начинать войну.

Отношение к солдатам

В романе Толстого Наполеон показан как человек лишенный эмоциональности и эмпатии. В первую очередь это касается отношения к солдатам его армии. Император Франции принимает активное участие в жизни армии вне военных действий, он интересуется делами солдат и их проблемами, но делает это от скуки, а не потому, что он действительно переживает за своих солдат.

Образ и характеристика Наполеона в романе Толстого Война и мир сочинение

В разговоре с ними Наполеон всегда держится немного высокомерно, по мнению Толстого, неискренность Наполеона и его показная забота лежат на поверхности, а потому легко прочитываются солдатами.

Авторская позиция

В романе Толстого можно проследить не только отношение других персонажей к Наполеону, но и отношение самого автора к личности Наполеона. В целом отношение автора к личности императора Франции негативное.

Толстой придерживается мнения, что высокий чин Наполеона – это случайность. Особенности характера и интеллекта Наполеона не способствовали тому, чтобы он стал лицом нации с помощью кропотливого труда.

В понятии Толстого, Наполеон – это выскочка, большой обманщик, который неизвестно почему оказался во главе французской армии и государства.

Наполеоном руководит желание самоутвердиться. Он готов действовать самыми бесчестными способами, лишь бы добиться своей цели. А сама гениальность великого политического и военного деятеля – ложь и выдумки.

В деятельности Наполеона можно с легкостью отыскать множество нелогических поступков, а некоторые его победы выглядят откровенным стечением обстоятельств.

Сравнение с исторической личностью

Изображение в романе Толстым Наполеона построено таким образом, чтобы оно противопоставлялось Кутузову, а потому в большинстве случаев Наполеон преподносится как абсолютно негативный персонаж: он человек, не отличающийся хорошими качествами характера, плохо относится к своим солдатам, не держит себя в форме. Единственным его бесспорным плюсом является военный опыт и знание военного дела, да и то не всегда помогает победить в войне.

Исторический Наполеон во многих моментах схож с тем образом, который обрисовал Толстой – к 1812 году французское войско уже не один год пребывало в состоянии войны и было измучено таким длительным военным способом жизни.

Все больше и больше они начинают воспринимать войну как формальность – среди французской армии распространяется апатия и ощущение бессмысленности войны, что не могло не сказаться ни на отношении императора к солдатам, ни на отношении солдат к своему кумиру.

Реальный Наполеон был очень образованным человеком, Ему приписывают даже создание математической теоремы. В романе же Наполеон показан как выскочка, ведь он случайно оказался на месте значимого человека, лица всей нации.

В большинстве случаев о Наполеоне говорят как о талантливом политическом и военном деятеле, его физические и умственные способности часто ставят в пример. Однако во время анализа образа Наполеона в романе следует проводить четкую параллель между исторической личностью и литературным персонажем.

Оценивая человека в реальной жизни, мы осознаем, что невозможно обладать исключительно положительными или исключительно отрицательными качествами характера.

Литературный мир позволяет создать персонаж, который бы не придерживался такого критерия.

Естественно как историческая личность, Наполеон смог достичь значительных успехов для своей страны на политическом и военном поприще, даже несмотря на его неумение остановится вовремя, но обозначить его деятельность с коннотацией в одном полюсе («хорошо» или «плохо») невозможно.

Так же происходит с его качествами характера и поступками на поприще «Наполеон, как человек» – его поступки и дела не всегда были идеальны, однако они не выходят за рамки общечеловеческих.

Другими словами, его поступки являются довольно типичными для человека в определенных ситуациях, однако, когда речь идет о «великих людях», которые представляют собой героя определенной нации, личность которого обросла легендами и преднамеренной идеализацией, подобные проявления типичности разочаровывают.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/napoleon.html

Наполеон в романе "Война и мир": образ, характеристика, описание внешности и характера, портрет

Главная страницаЛев Толстой

Образ и характеристика Наполеона в романе Толстого Война и мир сочинение
Наполеон в Кремле.
Художник А. Николаев

Наполеон Бонапарт является одним из ярких персонажей романа «Война и мир» Льва Толстого.
Ниже представлен образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир»: описание внешности и характера героя, психологический портрет, отношение Толстого к Наполеону и т.д..

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

О внешности Наполеона Бонапарта автор сообщает следующее:
«…Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели…»
«…В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом…» (в 1805 году Наполеон еще не был таким полным, как в 1812 году)
«…в маленькой шляпе, с андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом чепраке…»
«…Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия…»
«…Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди…» (Наполеону в 1812 году около 40 лет)
«…Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами…»
«…глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона…»
«…вздрагивая своими толстыми плечами…»
«…подставляя свои жирные плечи…»
«…Наполеон, с своим сорокалетним брюшком, не чувствуя в себе уже прежней поворотливости и смелости…»

Рост Наполеона — маленький (1,68 м):

«…маленький человек в сером сюртуке встал…»
«…взглянул на маленького человека с белыми руками…»

Образ и характеристика Наполеона в романе Толстого Война и мир сочинение
Наполеон (актер Владислав Стржельчик).
Фильм «Война и мир» 1965 г.

«Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру…» У Наполеона красивые маленькие белые руки:
«…Бонапарте между тем стал снимать перчатку с белой маленькой руки…»
«…он снял перчатку с красивой белой руки…»
«…вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой…»
Голос Наполеона:
«…сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву.»

Походка Наполеона:

«…зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон…»
«…он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную…»
Наполеон Бонапарт — итальянец по происхождению:
«…С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности…»

Наполеон — самоуверенный и самодовольный человек:

«…На лице его было сиянье самодовольства и счастия…»
«…на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья…»
«…этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой…»

Наполеон — самовлюбленный человек:

«…с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи…»
Наполеон считает войну своим «ремеслом»:
«…и любовь и привычка французского императора к войне…»
«…Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками…» (Наполеон о себе и императоре Александре I)

  • Наполеон обращается с солдатами с притворной, показной воинственностью:
  • Наполеон заботится о солдатах, но делает это, скорее, от скуки (например, когда ему не спится):
  • Наполеон — целеустремленный человек:
  • Наполеон любит роскошь:
  • Наполеон — избалованный, изнеженный человек:
  • Наполеон привык к тому, что им все восхищаются:

  • Наполеон — эгоцентричный человек. Его ничего не интересует, кроме самого себя:
  • Наполеон не держит свое слово. Его «честному слову» нельзя верить:
  • Наполеон считает, что он всегда прав:
  • Наполеон не считает себя виновным в войнах, которые ведет:
  • Наполеон — храбрый полководец:
  • Наполеон — опытный полководец:
Читайте также:  Анализ стихотворения грезы фета

«…С которого года в службе? — спросил он  с той привычной аффектацией* грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами…»
(* с аффектацией — то есть притворно, неестественно)

«…Он поглядел на часы.  Было  еще только  четыре часа. Спать не хотелось, пунш был  допит, и  делать все-таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и  вышел из палатки. …проходя  мимо  высокого  гвардейца…, остановился против него.
— …Получили рис в полк?
— Получили, ваше величество.
 Наполеон кивнул головой и отошел от него…»

«…но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее…»
«…Все Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры…»

«…Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его…»

«…он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди…»
«…тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди…»
«…выхоленное тело императора…»

«…Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от
Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения…»
«…непрестанно оглушаемый восторженными криками, которые он, очевидно, переносил только потому, что нельзя было запретить им криками этими выражать свою любовь к нему…»
«…Видно было,что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли…»

«…Даю вам честное слово, – сказал Наполеон, забывая, что это его честное слово никак не могло иметь значения…»
«…Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их…»

«…Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это…»
«…Наполеон с своей уверенностью в том, что не то хорошо, что хорошо, а то хорошо, что ему пришло в голову, написал Кутузову слова, первые пришедшие ему в голову и не имеющие никакого смысла…»

«…Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней…»
«…Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я…»

«…Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья…»

«…Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употребленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска…»
Толстой считает Наполеона Бонапарта ограниченным человеком:
«…А сам Бонапарте! Я помню самодовольное и ограниченное его лицо на Аустерлицком поле…»
«…искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии…»

«…ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу…»

Толстой не считает Наполеона гениальным полководцем. Автор утверждает, что люди приписывают французскому полководцу гениальность, которой не было:
«…той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону…»
«…Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию…»

По мнению Толстого, Наполеон совершает поступки, которые нельзя назвать великими:

«…Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать…»
«…Это шулерство, вовсе не похожее на образ действий великого человека…» (виконт Мортемар)

Толстой называет Наполеона выскочкой и человеком без убеждений:

«…Выскочка, что ни говорите…» (Ипполит Курагин)
«…Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти…»
«…Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место…»

По словам Толстого, Наполеон ведет себя глупо после взятия Москвы:

«…ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия…»

Толстой считает Наполеона подлым человеком:

«…последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что‑то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок…»

«…и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров…»

Это был цитатный образ и характеристика Наполеона Бонапарта в романе «Война и мир» Толстого: описание внешности и характера героя, портрет в цитатах, отношение Толстого к Наполеону и пр.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/12/Napoleon-Bonapart-Vojna-i-mir-Tolstoj-obraz-harakteristika-vneshnost.html

Образ Наполеона в романе «Война и мир»

Исторические личности всегда представляли особый интерес в русской литературе. Некоторым посвящены отдельные произведения, другие являются ключевыми образами в сюжетах романов.

Таковым можно считать и образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого.

С именем французского императора Наполеона Бонапарте (Толстой писал именно Бонапарте, да и многие герои называли его только Буонопарте) мы встречаемся уже на первых страницах романа, а расстаемся лишь в эпилоге.

В гостиной Анны Шерер (фрейлины и приближенной императрицы) с большим интересом обсуждают политические действия Европы по отношению к России. Сама хозяйка салона говорит: «Пруссия уже объявила, что Бонапарте непобедим и что вся Европа ничего не может против него…».

Представители светского общества – князь Василий Курагин, приглашенный Анной Шерер эмигрант виконт Мортемар, аббат Морио, Пьер Безухов, Андрей Болконский, князь Ипполит Курагин и другие члены вечера не были едины в отношении к Наполеону. Кто-то его не понимал, кто-то им восхищался.

В «Войне и мире» Толстой Наполеона показал с разных сторон. Мы видим его как полководца-стратега, как императора, как человека.

В разговоре с отцом – старым князем Болконским, Андрей говорит: «…а Бонапарте все-таки великий полководец!». Он считал его «гением» и «не мог допустить позора для своего героя».

На вечере у Анны Павловны Шерер Андрей поддержал Пьера Безухова в суждениях о Наполеоне, но все же сохранил и собственное мнение о нем: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но…есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Но спустя время лежа на поле Аустерлица и глядя в голубое небо, Андрей услышал слова Наполеона о нем: «Вот прекрасная смерть».

Болконский понял: «…это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Во время осмотра пленных Андрей думал «о ничтожности величия». Разочарование в своем герое пришло не только к Болконскому, но и к Пьеру Безухову.

Только что появившийся в свете, молодой и наивный Пьер рьяно защищал Наполеона от нападок виконта: «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил её злоупотребления, удержав все хорошее, – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Пьер признавал за французским императором «величие души». Он не защищал убийств французского императора, но расчет его действий во благо империи, готовность взять на себя столь ответственное дело – поднять революцию – это казалось Безухову настоящим подвигом, силой великого человека. Но столкнувшись лицом к лицу со своим «кумиром», Пьер увидел всю ничтожность императора, жестокость и бесправие. Он лелеял мысль – убить Наполеона, но понял, что тот не стоит этого, так как не заслужил даже геройской смерти.

Этот юноша называл Наполеона преступником. Он считал, что все его действия неправомерны и по наивности души ненавидел Бонапарта «как мог».

Перспективный молодой офицер, протеже Василия Курагина высказывался о Наполеоне с уважением: «Я бы желал видеть великого человека!»

Представитель светского общества, заступник русской армии говорил о Бонапарте: «Наполеон поступает с Европой, как пират на завоеванном корабле».

Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть.

Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа.

Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика».

Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования.

А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?

Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе.

Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно.

В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором.

Читайте также:  Кролики и удавы - краткое содержание повести искандера

Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»

Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/obraz-napoleona-v-romane.html

Сочинение: Образ Наполеона в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) | Литрекон

(433 слова) Несмотря на то, что действие в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» происходит на фоне важнейших исторических событий девятнадцатого века, сами элементы реальной истории занимают отнюдь не центральное место в произведении.

Однако нельзя сказать, что такие исторические фигуры, как Наполеон Бонапарт, Александр Романов и Кутузов, служат лишь декорациями.

С помощью их образов, в частности с помощью образа французского императора, писателю удалось выразить свои взгляды на исторический процесс и роль человека в нём.

Впервые образ Наполеона Бонапарта появляется в самом начале романа, во время светского вечера в Петербурге. Князь Андрей Болконский и его друг Пьер говорят об этом полководце с нескрываемым восхищением, а сам Болконский и вовсе мечтает повторить пусть своего кумира, для чего и едет на войну в Австрию.

Однако Толстой наносит удар по светлому образу в голове горделивого князя. Когда тот, уже порядком насмотревшись на ужасы войны, лично встречается с самим Наполеоном, тот не вызывает у него и доли былого восхищения.

Образ великого правителя и полководца, окружённый сиянием славы, уступает место толстому, нескладному самодовольному человеку, по приказу которого льются реки человеческой крови.

Толстой показывает, как в людском сознании искажается реальная историческая персона, постепенно уступая место рафинированному кумиру, и что происходит, когда реальность сталкивается с мифом.

В дальнейшем образ Наполеона изменяется в ещё более худшую сторону. Мы снова видим императора уже в двенадцатом году. Перед нами предстаёт погрязший в роскоши самодовольный властолюбец, который не слышит никого, кроме себя.

Финальной точкой развития образа французского императора становится Бородинская битва. Мы видим Наполеона жалким и испуганным. Он теряет контроль над своей армией, его приказы не доходят до солдат или оказываются неактуальными и бесполезными.

Ему остаётся лишь надеяться на благоволение судьбы, что становится невыносимой пыткой для этого гордеца, привыкшего считать себя центром мироздания.

Понимая возможность поражения, Наполеон впадает в уныние, перед ним проносятся картины его амбициозных планов, в которых он предстаёт земным воплощением бога, которому суждено построить новый идеальный мир и самолично изгнать всё зло, чтобы купаться в лучах обожания.

Бонапартом Толстого движет не забота о своей стране, а жажда славы и величия, что, по мнению автора, недопустимо для настоящего правителя.

Более конкретную оценку Наполеону и его вкладу в историю человечества Толстой даёт в своих многочисленных авторских монологах. По мнению писателя, ход истории движется по воле народных масс, и никому не хватит сил взять под контроль эту непредсказуемую стихию. Наполеону просто повезло оказаться на гребне народной волны.

С помощью образа Бонапарта Толстой стремился уничтожить такое понятие, как «историческая личность». Показав Наполеона порочным и ничтожным человеком, писатель стремился отнять лавры творца истории у мифологизированных императоров и отдать их простому народу, без усилий и стремлений которого все великие планы сильных мира сего никогда бы не воплотились в жизнь.

Многомудрый Литрекон проследил эволюцию образа Наполеона, уместив ее в краткое сочинение-рассуждение. Если же Вам не понравился его труд, напишите, пожалуйста, почему?

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-napoleona-v-romane-vojna-i-mir/

Наполеон в романе Толстого Война и мир (образ и характеристика) — сочинение

Л.Н. Толстой написал произведение «Война и мир». События в романе происходят в девятнадцатом веке. В самом начале автор описывает довоенный период, затем началась первая мировая война. В конце произведения Л.Н. Толстой рассказывает о послевоенном периоде. Автор в своем романе осветил три периода жизни людей.

Наполеон постоянно вызывает разные эмоции у героев романа. В самом начале романа мы видим его важность. Это довольно видный и знаменитый человек того времени. Главные герои романа боготворят его и идеализируют.

Они считают Наполеона великим и могущественным политиком. Пьер Безухов вместе с Андреем Балконским стараются подражать ему. Они хотят быть настолько известными и популярными как Наполеон.

Они верят в то, что Бонапарт в состоянии переменить мир.

Чем дольше читатель погружается в чтение романа, тем хуже у него становится отношение к Наполеону. Он предстает перед всеми в образе злого и деспотичного политика. Все, что он делает, приводит к разрухе и смерти.

Читатели и главные герои романа воспринимают Наполеона как маленького и злого человека. Который ради удовлетворения своих желаний готов использовать абсолютно все методы. Он хочет править всем миром. Он предпочитает тиранию. Наполеон ужа давно пошёл против своей совести и здравого смысла. Л.Н. Толстой изобразил французского императора в виде одержимого властью человека.

Автор описывает Наполеона как гнусного и противного. У него отталкивающая внешность и мерзкие поступки. Он любит власть и внимание к своей персоне.

Герои произведения, которые восхищались и подражали Наполеону, впоследствии в корне поменяли свое мнение. Пьер Безухов проникается ненавистью к «маленькому» императору.

Теперь у него есть одно желание – убить Наполеона. Андрей Балконский раньше хотел быть похожим на Бонапарта, но вскоре категорически поменял свое мнение и стал испытывать равнодушие к французу.

Все герои разочаровались в Наполеоне.

Император очень плохо относился к людям. Ему была безразлична их судьба. Он хорошо умел манипулировать и управлять. Наполеон страдал манией величия. Внешность у него была довольно своеобразная. Маленький рост, большой живот и толстые ноги так его описал автор в своем произведении.

Л.Н. Толстой испытывает искреннюю неприязнь к Бонапарту. Поэтому он переносит свои эмоции на бумагу. В своем романе он попытался развенчать мифы о величии и значимости французского императора.

Сочинение 2

Личность французского императора является неоднозначной как в мире литераторов, так и среди историков. Его жизненные тайны пытались раскрыть многие ученые и деятели из различных сфер. Лев Николаевич в своем произведении провел объективный анализ личности завоевателя и показал ее с различных сторон, нельзя сказать, что автор относится к Наполеону предвзято или хочет его высмеять.

Внешность захватчика, которую изображает писатель читателю меняется из года в год. Так, например, перед битвой в Аустерлице в тысяча восемьсот пятом году Наполеон в произведении выглядит бодрым, энергичным и молодым человеком, на уме которого остаются ребяческие забавы и интересы.

Однако, уже в тысяча восемьсот двенадцатом году, он выглядит совершенно по-другому: живот у него свисает, шея становится пухлой и тяжело разворачивается, сам персонаж становится неуклюжим и неповоротливым.

При всем этом нужно отметить, что до последнего дня жизни он выглядел достойно и величественно, нося одежду, подобранную со вкусом, и пользовался дорогим и приятным одеколоном.

Против России этот французский лидер решил пойти на момент собственного сорокалетия. Двигался он не так резво, но все также сильно и уверенно держа шаг. Говорил он четко и звонко, особенно сильно делая акцент на ударении на последний слог.

Персонажи в произведении относятся к Наполеону по-разному, зачастую меняя и собственные мнения о нем, узнавая некие подробности его личности. Так, например, в начале рассказа, Андрей Болконский видел в нем большой потенциал и лидерские навыки.

Он думает о Наполеоне, как о благородном и сильном человеке, который ведет своих людей к мечте завоеваний. В те времена многие были наслышаны о том, что французский предводитель посещал госпитали и общался с зараженными чумой больными, всячески поддерживая их.

Однако, когда Андрей находился при смерти, он услышал речь своего французского кумира, который любовался картинами смерти и разрушений.

Именно в этот момент Болконский понимает, что он серьезно ошибался насчет Наполеона, и начинает считать его больным человеком, который получает наслаждения от картин войны и смерти.

Точно также меняет свое мнение насчет завоевателя и Безухов Пьер, который вначале поддерживает его идеи и замыслы, говоря о нем, как о справедливом и независимом правителе, который не учитывает собственные интересы. Но, когда он оказывается на разрушенных остатках Москвы, то полностью меняет свое мнение. Видя то, как Наполеон творит беззаконие и превышает свои полномочия, творя ужасные вещи, он считает его своим антигероем.

`

Популярные сочинения

  • Историческое сочинение Владимир Мономах
    После Святополка, умершего в 1113 году вече избрало нового правителя – Владимира Мономаха. Таким образом, великий князь правил в Киевской Руси в начале двенадцатого века, а именно, в 1113-1125 годах.
  • Мой любимый фильм — сочинение
    Я люблю смотреть фильмы, но только те, которые не давят на психику, где нет жестокости. Обычно смотрю фильмы из жанра фантастики или истории.
  • Сочинение-описание по картине Букет цветов, бабочка и птичка Толстого (2, 5, 7 класс)
    Федор Петрович Толстой, это известнейший отечественный мастер кисти, который потрясающе мог продемонстрировать свою любовь к естественной среде обитания, всему живущему и существующему на планете.

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/tolstoj/napoleon-v-romane-vojna-i-mir

Характеристика Наполеона (Война и мир)

Личность императора Франции будоражит умы историков и литераторов всех времен. Тайну злого гения, погубившего миллионы человеческих жизней, пытались раскрыть многие ученые и писатели.

Лев Толстой выступил объективным критиком, образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир» высветлена всесторонне, не предупреждено.

Как выглядит император Франции

Худое лицо Наполеона в 1805 году под Аустерлицем свидетельствовало о его напряженном графике, усталости, молодецком задоре. В 1812 году император Франции выглядит иначе: круглый живот указывает на увлечение жирной пищей. Из воротника синего мундира выглядывает пухлая шея, а выпуклости толстых ляжек хорошо прорисовываются через обтягивающую ткань белых лосин.

Военная натренированная осанка позволяла Бонапарту до последних дней выглядеть величественно. Он отличался маленьким ростом, коренастой фигурой и невольно выпяченным животом, постоянно носил ботфорты – жизнь проходила верхом на коне. Мужчина прославился ухоженным франтом с белыми красивыми руками, любил парфюм, его тело постоянно окутывал густой аромат одеколона.

Военную кампанию против России Наполеон затеял в сорокалетнем возрасте. Сноровка и движения стали менее проворными, чем в молодости, но шаг оставался твердым и быстрым. Голос императора звучал громко, он старался четко выговаривать каждую букву, особенно красиво договаривал последний слог в словах.

Как характеризуют Наполеона герои романа «Война и мир»

Хозяйка Петербургского салона Анна Шеррер повторяет слухи, распространенные из Пруссии о том, что Бонапарте непобедим, Европа не сможет остановить его армию. Идет только 1805 год, часть гостей, приглашенных на званый вечер, отзывается восхищенно о деятельности нового французского правительства, его амбициозного предводителя.

В начале романа Андрей Болконский считает военного деятеля перспективным. На упомянутом вечере молодой князь вспоминает благородные поступки полководца, вызывающие уважение: посещение госпиталей, общение с инфицированными чумой солдатами .

После Бородинской битвы, когда русскому офицеру пришлось умирать среди множества убитых солдат, он услышал над собой Наполеона. Тот говорил о картине смерти, развернувшейся перед глазами, восхищаясь, с восторгом, вдохновенно. Князь Андрей осознал, что слышит слова больного человека, одержимого чужими страданиями, подлого и приземленного нездоровыми инстинктами.

Аналогично разочаровался в образе французского военачальника Пьер Безухов. Молодой граф подчеркивал государственный профессионализм деятеля, сумевшего отделить злоупотребления революции, принявшего равенство граждан, как основу нового политического правления. Особенно старательно Пьер старался объяснить русской знати положительное значение свободы слова, зародившейся в юной Франции.

На пепелище Москвы Безухов поменял свое мнение на противоположное. Под театральным величием души Наполеона Пьер увидел масштаб беззакония, творимого единолично императором. Следствием действия человека, стоявшего у власти, стала нечеловеческая жестокость. Массовое бесправие было результатом алчности и ничтожности.

Читайте также:  Васильев борис львович

Николай Ростов в силу молодости и прямоты считал Наполеона преступником, а как эмоционально зрелый представитель молодежи ненавидел полководца вражеской армии всей силой юношеской души.

Государственный русский деятель граф Растопчин сравнивает деятельность злого гения с пиратскими традициями, имевшими место на захваченных ими судах.

Черты характера Наполеона

Будущий завоеватель Европы имел итальянские корни, мог, как большинство представителей этой нации самопроизвольно менять мимику лица. Но современники утверждали, что выражение самодовольства и счастья присутствовало на лице маленького человека часто, особенно в минуты сражений.

Автор многократно упоминает самовлюбленность, самообожание данного персонажа, эгоизм доходит до уровня безумия. Откровенная ложь срывается с его губ, подчеркнутая искренним выражением глаз. Война для него — благородное ремесло, он не замечает, что за этими словами стоит красная картина миллионов погубленных жизней, реки крови текут с полей сражения.

Массовое убийство народов превращается в привычку, страстную зависимость. Наполеон сам называет войну своим ремеслом. Военная карьера стала его жизненной целью еще с юности. Добравшись к власти, император ценит роскошь, организовывает пышный двор, требует почета. Его приказания выполняются беспрекословно, он сам, по словам Толстого, начал верить в правоту своих мыслей, как едино правильных.

Император находится в заблуждении, что его убеждения безошибочны, идеальные и совершенны в своей истинности. Толстой не отрицает, опыт ведения войны у Бонапарта значительный, но персонаж не является образованным человеком, а наоборот, является ограниченной личностью во многих отношениях.

Автор оставил читателю возможность самостоятельно сделать выводы относительно исторического полководца.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1339-harakteristika-napoleona-voyna-i-mir.html

Сочинение на тему: ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Перед тем как приступить к написанию романа «Война и мир», Л. Толстой изучил множество истори­ческих трудов российских и иностранных ученых, под­линных документов. Он говорил, что есть существен­ная разница между тем, как используют исторический материал ученый и художник. Л.

Толстой утверждал, что искусство может свободно проникать в самые отда­ленные эпохи и передавать главную сущность прошед­ших событий и людей, которые в них участвовали.

Он считал, что «история-наука» делает упор на частнос­тях и подробностях событий, ограничивается внешним описанием событий, а «история-искусство» охватывает и передает общий ход событий, одновременно прони­кая в глубину их внутреннего смысла и значения.

Мы всегда должны помнить эти замечания Л. Тол­стого при оценке образов исторических лиц и историче­ских событий, описанных в романе «Война и мир». И в первую очередь это касается образа Наполеона Бона­парта. Многие критики и даже великие писатели (на­пример, А. Чехов и Э. Хемингуэй) выражали свое несо­гласие с образом французского императора, созданным Л.

Толстым. Они считали, что великий русский писатель увлекся обличением захватчиков и недооценил полко­водческий гений Наполеона. Но вот известная немецкая писательница А. Зегерс говорила, что образ Наполеона из романа Л. Толстого «Война и мир» помог ей понять сущность идеологии гитлеризма, основанной на культе силы и прославлении сверхчеловека-завоевателя.

Спор о значении и роли Наполеона для истории Ев­ропы начинается буквально на первых страницах «Вой­ны и мира» и заканчивается только в эпилоге. В начале романа его ведут между собой гости салона мадам Ше­рер. Тон разговора задает хозяйка салона Анна Павлов­на Шерер.

Фрейлина двора и приближенная императри­цы Марии Федоровны, она как будто выражает при­дворную точку зрения на французского императора и его политику и «подсказывает» своим гостям, что мож­но, а чего не следует говорить о Наполеоне.

Так, уже в беседе с первым своим гостем, князем Василием Курагиным, мадам Шерер заявляет: «Нет, я вам вперед гово­рю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы еще позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста (право, я верю, что он Антихрист), — я вас больше не знаю, вы уж не мой друг…»

Постепенно в салон Шерер прибывают новые гости, и она подбрасывает им ту же тему — обсуждение Напо­леона.

Все они должны в полном согласии с мнением Ан­ны Павловны говорить, что Наполеон — Антихрист, вы­скочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского импера­тора.

Содействовать утверждению подобного взгляда на Наполеона призваны и специально приглашенные гос­ти — виконт Мортемар и аббат Морио. И все идет своим чередом, по заранее определенному сценарию.

Но лишь до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он говорит, что в случае с казнью герцо­га Энгиенского была государственная необходимость и что «Наполеон не побоялся принять на себя одного от­ветственность в этом поступке».

Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а большинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон — великий человек, сумевший подняться над революцией». Он «подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати».

Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчерки­вает их значение для прав человека, эманципации от предрассудков, равенства граждан.

Со всех сторон на Пьера посыпались упреки, обви­нения в якобизме. Все это привело Пьера в замеша­тельство и поставило в тупик. На помощь ему прихо­дит князь Андрей.

Он принимает сторону Пьера, пы­тается примирить стороны и как бы подводит итог салонному спору: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале…, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Так говорят и думают герои романа «Война и мир». Но для самого Л. Толстого в Наполеоне не было ничего привлекательного. Великий русский писатель считал французского императора и полководца человеком с помраченными умом и совестью. По мнению Л.

Толсто­го, это и явилось причиной того, что все поступки На­полеона «были слишком противоположны правде и до­бру». Поэтому и во многих сценах романа перед нами возникает не образ государственного деятеля, умею­щего читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер.

Так, например, в сцене приема русского посланника Наполеон «взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тот­час же стал смотреть мимо него». Л. Толстой говорит, что Наполеона «не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него.

Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в ми­ре, как ему казалось, зависело только от его воли».

Подобное поведение Наполеона и его манеру «смот­реть мимо» людей мы видим и в других сценах романа. Например, в эпизоде с польскими уланами: чтобы уго­дить французскому императору, они бросаются в реку Вилию, начинают тонуть, а Наполеон даже не смотрит в их сторону. Или описания его полного равнодушия к убитым, раненым и умирающим во время объезда Аустерлицкого поля после битвы.

С особенной силой и предельной откровенностью Л.

Толстой обличает Наполеона в эпизоде, когда фран­цузский император с самодовольным видом, находясь на Поклонной горе, любуется панорамой Москвы и думает: «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей ру­ки, и погибла эта древняя столица…» Он ждет боярскую депутацию с ключами от города, но в результате оказы­вается в жалком и смешном положении. Наполеон и по­мыслить не мог в ту минуту, что это есть конец и его по­литической, и его военной карьеры завоевателя.

В романе Л. Толстого «Война и мир» Наполеон раз­венчивается как завоеватель.

Великий русский писатель показывает неизбежность краха притязаний Наполеона на создание всемирной империи под его верховной влас­тью.

Тем самым он развенчивает культ любой сильной личности, культ «сверхчеловека». Эта тенденция пере­росла в болезнь, которая в 20 веке вызвала настоящую мировую эпидемию, мутируя в различные «измы».

На этой странице искали :

  • образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир сочинение
  • образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир
  • образ наполеона в романе война и мир
  • сочинение Образ Наполеона и тема бонапартизма в романе Война и Мир
  • образ наполеона и тема бонапартизма в романе

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-napoleona-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir.html

Сочинение на тему: Образ Наполеона в романе «Война и мир»

Автор бессмертной эпопеи «Война и мир» Лев Николаевич Толстой отнюдь не был воинственным человеком. Он истово спорил с теми, кто находил в боевых действиях «красоту ужаса». И, тем не менее, описывая в вышеупомянутом романе перипетии 1805 года с точки зрения пацифиста, происходившее в 1812 году писатель преподносит уже как истинный патриот, призывая к бою ради счастья Родины.

Образ императора Наполеона в романе – ярчайший пример воплощения толстовских принципов описания крупных исторических фигур. Образ далеко не на сто процентов соответствует тому, каков был реальный император Франции.

Лев Николаевич не старался до мельчайших подробностей зафиксировать достоверные исторические портреты знаменитых людей, для него такие образы были, прежде всего, носителями глобальной идеи (для каждого — своей).

Образ Наполеона в романе – своеобразная антитеза образу Михаила Кутузова. Кутузов является, безусловно, положительным героем того времени, тогда как Наполеон превращен в антигероя. Лев Толстой всеми возможными изобразительными приемами подчеркивает ограниченность и самодовольство французского завоевателя. Эти качества Наполеона проявляются буквально во всех его жестах и деяниях.

Портретная характеристика Наполеона призвана подчеркнуть его рафинированность, то, насколько французский император, как это ни странно, далек от народных корней и трудовых будней: у императора «потолстевшая» фигура, суетливая походка, «жирные ляжки», «толстые плечи», «белый пухлый живот». Этот самовлюбленный эгоист полагает, что его воле должна подчиниться вся планета. Люди, их жизнь, их мнение Наполеона не интересуют.

Поведение императора, его манера разговаривать также являются прекрасными примерами самовлюбленности, крайнего эгоизма императора. «Хорошо» для Бонапарта – не то, что действительно хорошо, а то, что пришло в голову ему, а не кому-то другому.

Каждую минуту, каждую секунду жизни Наполеон играет на публику, он просто не может быть самим собой. Этот позер свято уверен в том, что каждое его слово и действие невероятно ценны для истории.

Очень показателен в этом плане эпизод, когда Бонапарт на Бородинском поле любуется портретом сына: он смотрит на картину, ощущая, что «это есть история» и желая показать «отеческую нежность».

А получается бездарная игра посредственного актеришки…

В образе Наполеона Толстой яркими красками рисует судьбу человека, наделенного властью, но лишенного какой бы то ни было нравственности. Наполеон – человек глубоко несчастный, потому что он духовно и душевно слеп. Он не в состоянии увидеть прекрасное, доброе, познать истину.

Он не может осознать всей ужасности своих собственных деяний, которые, как пишет Толстой, «далеки от всего человеческого». Лев Николаевич считал, что познать добро и правду можно, только отказавшись принимать за чистую монету непомерно раздутое чувство собственной важности.

А на такой героический поступок не способен даже великий император…

Название произведения: Толстой Л.Н. — Война и Мир manager Дата опубликования сочинения: 18.04.2016

Источник: http://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-obraz-napoleona-v-romane-voyna-i-mir.html

Ссылка на основную публикацию