Анализ стихотворения дорогая сядем рядом есенин

Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, написанное С. А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину. Вам предлагается краткий анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая” по плану. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении данного произведения.

Анализ стихотворения Дорогая сядем рядом Есенин

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Спит ковыль. Равнина дорогая.

История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.

Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.

  • Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждет.
  • Жанр – лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные.
  • Стихотворный размер – написан хореем (двухсложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
  • Метафоры – “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.
  • Эпитеты – “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.
  • Олицетворения – “Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.
  • Антитеза – “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

В период написания и опубликования стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая” Есенин начал переосмысливать прошлую жизнь. Он размышляет о своей жизни, о судьбе страны, о прошлом и настоящем. Строительство нового государства, глобальные изменения в истории России не могут не находить отражение в сердце Есенина, горячо любящего свою страну и привязанного к ней.

Основная тема произведения – это большая неизменная привязанность и любовь Есенина к своей стране. Идея единения его с родиной, как и во многих других стихах, здесь стоит на первом месте.

В стихотворении в скрытом виде присутствует заметка об изменениях, которые активно происходят в стране: “И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы…”. Но лирический герой и сам Есенин слиты воедино – и тот, и другой не готовы менять своего отношения к родной земле из-за происходящих на ней событий, исторических изменений.

Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как поэт в начале и в конце говорит об одном и том же: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь” и “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!”. Есенин любит свою страну, несмотря ни на что.

Несмотря на отсутствие сюжета, поэт последователен в своем описании. Сначала он говорит о природе и о том, что никакие другие места не могут заменить для него России. Далее он указывает, что в стране многих живется тяжело.

Перед нами возникают различные образы: это и луна, и спящие деревья, и избы. Все это красочно и ярко “разукрашено” поэтом: растения тихо спят, шепчутся или плачут, льется таинственный свет.

По жанровой принадлежности стихотворение является лирическим стихотворением, которое можно считать и философским, так как оно поднимает важные проблемы – роли поэта, позиции гражданина, патриотизма.

Стих состоит из шести строф, написанных хореем. Используются одновременно несколько видов рифмы: точная (дорогая – другая, полынь – теплынь), неточная (участь – мучась, теснимый – любимой), мужская (тополя – поля, судьбы – избы) и женская (светом – поэтом, длинный – журавлиный). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны и красочны.

Среди них особого внимания заслуживают олицетворения: “спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”. Природа для поэта – живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.

Также он использует метафоры: “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, эпитеты: “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.

Интересно поэт включил в текст прием антитезы, уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.

Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но при этом твердой позиции, невозможности оставить Родину.

Поэт готов умереть, но не покинуть ее: “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!”.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 17.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/spit-kovyl-ravnina-dorogaya.html

Анализ стихотворения Есенина «Дорогая, сядем рядом» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

В жизни Сергея Есенина было очень много женина. Однако сам поэт признавался, что истинные чувства он испытывал только в ранней юности, когда влюбился в свою односельчанку. Этот роман оказался неудачным, и молодые люди очень скоро расстались. Более того, после отъезда Есенина в Москву его избранница вышла замуж и вскоре скончалась во время родов.

Трудно сказать, почему Есенин так и не смог больше никого полюбить по-настоящему.

Он никогда не затрагивал эту тему в своих произведениях, хотя испытывал глубокое разочарование после каждого очередного романа. Впрочем, также доподлинно известно, что практически до самой смерти он надеялся, что сможет встретить ту единственную, которая изменит его жизнь, наполнит ее смыслом и радостью.

Именно по этой причине он за несколько месяцев до смерти третий раз вступил в брак с юной Софьей Толстой, хотя еще совсем недавно клялся в любви актрисе Августе Миклашевской. Именно ей было посвящено стихотворение «Дорогая, сядем рядом», написанное в 1923 году.

Это произведения является одним из ярких образцов любовной лирики поэта, который мечтал о спокойных, размеренных и честных отношениях с женщиной. По-видимому, все это он нашел в своей избраннице, поэтому в стихотворении присутствует строчка о том, что «все явилось, как спасенье беспокойного повесы».

Действительно, поэт готов ухватиться за любую соломинку, которая бы смогла стать связующим звеном в его жизнь, превращенной в осколки. Ведь к моменту встречи с Миклашевской он уже смирился со своей участью, признаваясь: «В городской и горькой славе я хотел прожить пропащим».

Но надежда всегда умирает последней, поэтому автор вновь испытывает душевный подъем, хотя и понимает, что в его звери уже стучится золотая осень. Правда, понимание того, что юность ушла безвозвратно, уже не вызывает у Есенина панических настроений. «И мы, отжив тревоги, перейдем под эти кущи», – отмечает Есенин, намекая на то, что человеческий век скоротечен.

Читайте также:  Краткое содержание романа богач, бедняк ирвина шоу

Но близость смерти уже не пугает его так, как прежде, потому что в этот момент душа полна света и нежности, которую автор испытывает к своей избраннице.

Он еще не догадывается, что очень скоро Августа Миклашевская исчезнет из его жизни, оставив горечь разочарования.

Пока же Есенину кажется, что он встретил ту, которая способна сделать его по – настоящему счастливым вопреки интуиции, которая подсказывает, что подобное попросту невозможно.

 Сергей Есенин — Дорогая, сядем рядом: СтихДорогая, сядем рядом,Поглядим в глаза друг другу.Я хочу под кротким взглядомСлушать чувственную вьюгу.Это золото осеннее,Эта прядь волос белесых —Все явилось, как спасеньеБеспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,Где цветут луга и чащи.В городской и горькой славеЯ хотел прожить пропащим.Я хотел, чтоб сердце глушеВспоминало сад и лето,Где под музыку лягушекЯ растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень…Клен и липы в окна комнат,Ветки лапами забросив,Ищут тех, которых помнят.Их давно уж нет на свете.Месяц на простом погостеНа крестах лучами метит,Что и мы придем к ним в гости,Что и мы, отжив тревоги,Перейдем под эти кущи.

Все волнистые дорогиТолько радость льют живущим.Дорогая, сядь же рядом,Поглядим в глаза друг другу.Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/5504-analiz-stikhotvoreniya-esenina-dorogaya-syadem-ryadom.html

Анализ стихотворения Дорогая сядем рядом Есенин

Стихотворение было написано Есениным в 1923 г. Считается, что оно посвящено очередной возлюбленной поэта — актрисе А. Миклашевской.

Произведение относится к жанру любовной лирики. Наедине с любимой Есенин предается грустным воспоминаниям. Присутствие дорогого человека позволяет поэту не приходить в отчаяние от осознания проходящей жизни.

Есенин пытается найти спасение в очередном романе и признается в своей разгульной жизни. Он утверждает, что навсегда простился с родными местами ради «городской и горькой славы». Причем это было вполне осознанным действием, потому что Есенин сам хотел, чтобы «сердце глуше» предавалось воспоминаниям.

Но избавиться от прошлого не просто. И поэта захлестывает волна ностальгии в присутствии любимой. Образы родных мест навевают на Есенина мысли о бренности жизни.

Он знает, что рано или поздно придется стать гостями на «простом погосте».

Неизбежность и предчувствие смерти очень характерны для творчества Есенина в последний период жизни. В стихотворении поэт не пытается отодвинуть конец на неопределенный срок или как-то зацепиться за жизнь. Он говорит о неизбежной смерти со спокойной и тихой грустью.

Немалую роль в этом спокойном созерцании играет присутствие любимой.

Есенин счастлив в настоящую минуту, и «под кротким взглядом» дорогой женщины он готов размышлять о вечном покое.

Анализ стихотворения Дорогая сядем рядом Есенин

  1. Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Есенин С. А Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется…
  2. Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы» Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина «Стансы». В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ,…
  3. Анализ стихотворения Есенина Гой ты, Русь моя родная Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних…
  4. Сергей Александрович Есенин Творчество Сергея Сергей Александрович Есенин Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным…
  5. «Вот уж вечер…» анализ стихотворения Сергея Есенина Стихотворение состоит из 4 строф . Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая строфа ….
  6. «Письмо к сестре» анализ стихотворения Есенина, сочинение В стихотворении Сергея Есенина «Письмо к сестре» в полной мере раскрывается мир переживаний, эмоций и воспоминаний поэта. Он свободно говорит…
  7. «Заметался пожар голубой…» анализ стихотворения Сергея Есенина Сергей Есенин долго был вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан. Но сказывалась разница в возрасте, интересах, принадлежность к разным культурам,…
  8. С. Есенин — поэт на все времена В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей,…
  9. Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву — покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным…
  10. За что любил родину такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что для него родина — прежде всего поля, деревни, леса: словом, все то, что входит в плоть и…
  11. Сергей Александрович Есенин истинно русский поэт Сергей Александрович Есенин истинно русский поэт. Его родная стихия народная поэзия, русская деревня, рязанские дороги и косогоры, поля и леса….
  12. Чувство Родины основное в моем творчестве. (С. Есенин) Насколько устойчивой была у Есенина мечта об «Инонии», отражавшая патриархальные представления крестьянства, показывает его очерк «Ключи Марии» (1918), в котором…
  13. Во всей поэзии «серебряного века»: Сергей Александрович Есенин Такая Смелая и неожиданная метафоризация привычных и характерных реалий деревенского быта стала вскоре одним из любимейших поэтических приемов Сергея Александровича…
  14. Композиция, посвященная Сергею Есенину. Есенин, Маяковский, Маклашевская Маклашевская. С Маяковским я встречалась раза три, почти мельком. Но у меня осталось чувство, что он умеет внимательно и доброжелательно…
  15. «В хате» анализ стихотворения Сергея Есенина Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии». Автор…
  16. «Русь советская» анализ стихотворения Есенина Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько…
  17. Анализ стихотворения Разбуди меня завтра рано Есенина Сергей Есенин часто вспоминал о своей малой родине — селе Константиново. Живя в Москве в горькие моменты своей жизни он…
  18. Анализ стихотворения Есенина Пороша Почти у каждого русского поэта есть произведения, в которых читателю представлены пейзажные картины. Есенин не исключение. Его пейзажная лирика дает…
  19. «Я помню, любимая, помню…» анализ стихотворения Есенина Стихотворение Сергея Есенина «Я помню, любимая, помню…» начинается с характерной для поэта интонации светлой грусти. Именно такие интонации встречаются в…
  20. Анализ стихотворения С. А. Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье» Из всей русской лирики ХХ в. более ярко выделяется поэзия С. А. Есенина. Его произведения красочные, чистые, легкие и наивные….
Читайте также:  Анализ стихотворения синий туман. снеговое раздолье есенина

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-dorogaya-syadem-ryadom-esenin/

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Да! Теперь решено. Без возврата"

Сегодня мы проанализируем стихи великого русского поэта Сергея Есенина.

Да! Теперь — решено. Без возвратаЯ покинул родные края.Уж не будут листвою крылатойНадо мною звенеть тополя.Низкий дом без меня ссутулится,Старый пёс мой давно издох.На московских изогнутых улицахУмереть, знать, сулил мне Бог.Я люблю этот город вязевый,Пусть обрюзг он и пусть одрях.Золотая дремотная АзияОпочила на куполах.А когда ночью светит месяц,Когда светит… чёрт знает как!Я иду, головою свесясь,Переулком в знакомый кабак.Шум и гам в этом логове жутком,Но всю ночь напролёт, до зари,Я читаю стихи проституткамИ с бандитами жарю спирт.Сердце бьётся всё чаще и чаще,И уж я говорю невпопад:- Я такой же, как вы, пропащий,Мне теперь не уйти назад.Низкий дом без меня ссутулится,Старый пёс мой давно издох.На московских изогнутых улицахУмереть, знать, сулил мне Бог.

Стихотворение написано в 1922-ом году. В это время в России подходит к концу Гражданская война. Повсеместно идёт коллективизация. Голод и разруха повсюду кроме Москвы и Петрограда.

Поэт села находится в столице. Ведёт разгульный образ жизни и пишет достаточно противоречивые стихотворения. Среди них: «Всё живое особой метой», «Не ругайтесь. Такое дело!», «Я обманывать себя не стану», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», «Сыпь, гармоника. Скука… Скука.», «Пой же, пой. На проклятой гитаре».

Все они имеют мрачное, подавленное настроение человека, который потерялся в жизни. Есенин отчетливо видит, как меняется мир вокруг него, и понимает, что ему в нем нет места.

Он всё время порывается уехать на Родину, в село Константиново. Однако после посещения родной деревушки, автор понимает, что никому кроме родных он там и не нужен.

Крестьяне заняты коллективизацией и им нет дела до московского поэта.

Важно отметить, несмотря на то, что Есенин являлся «самым яростным попутчиком», советская власть была недовольна пьяными дебошами поэта, а также его неоднозначными выступлениями на сценах в кабаках, в которых поэт позволял себе критику режима, в связи с чем, он не раз попадал в застенки НКВД.

Этим стихотворением поэт заканчивает тему своего крестьянского происхождения и больше к ней не обращается.

Да! Теперь — решено. Без возврата Я покинул родные края. Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог.

В первых строфах он заявляет о своём решении покинуть родную деревню и осесть в Москве навсегда. В деревне ему больше нет места. Он не хочет прозябать в покосившейся хате, жить среди разорённого народа, который он так любит и горбатиться на поле не для себя, а за трудодни, это претит его свободолюбивой натуре.

Я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях. Золотая дремотная Азия Опочила на куполах.

Речь здесь идёт о Москве. Несмотря на то, что город «обрюзг и одрях», он дорог Есенину, хотя он скучает по временам своей юности, когда Москва была совсем другой. «Дремотная Азия«, «опочила» — метафоры сна.

Олицетворение московской натуры. Азиатский менталитет застыл в куполах церквей, звон которых уж не слышен по всей Москве, как когда-то.

Есенин описывает «азиатскую» Москву с ее традиционным набором: ленью, неспешностью, радушием.

А когда ночью светит месяц, Когда светит… чёрт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак.

В данном четверостишии месяц это аллегория поэта на самого себя. Месяц светит, но светит не пойми куда, не так как должен бы. Есенин идёт по переулками в знакомый кабак, короткой дорогой, и только его собрат Месяц сопровождает его.

Шум и гам в этом логове жутком, Но всю ночь напролёт, до зари, Я читаю стихи проституткам И с бандитами жарю спирт.Сердце бьётся всё чаще и чаще, И уж я говорю невпопад: — Я такой же, как вы, пропащий, Мне теперь не уйти назад.

В дымном, душном кабаке столпотворение, Есенин как всегда в центре внимания, все хотят быть причастными к знаменитости. Он читает стихи проституткам, единственным женщинам, кто может быть в таком месте и «жарит» спирт с местными завсегдатаями и своими извечными спутниками, бандитами.

Он чувствует своё единение с людьми у которых нет будущего, с теми кому «не уйти назад».

По сути, именно в этот период поэт осознает, что лишился своей Родины, которая теперь живет по другим законам и не нуждается в том, чтобы кто-то воспевал ее красоту вместо того, чтобы строить социалистическое общество.

Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог.

Литературный повтор возвращает нас к началу стихотворения, к его теме, к теме ухода из своего родного дома.

Последние строки стихотворения показывают упадническое настроение поэта в трудный период его жизни и оказываются пророческими.

Такие мистицизм и фатализм привычны для творчества Есенина после посещения Константиново. Через три года поэт покончит с собой в Москве, так и не вернувшись в родной дом.

Всем кому нравится данное стихотворение, советую послушать композицию коллектива Монгол Шуудан — Да! Теперь решено без возврата… https://www.youtube.com/watch?v=LX9rabkYtTw

Подробнее об этом этапе жизни поэта можно прочитать в его личной автобиографии.

Спасибо за внимание.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cad11e7084e0800aff64a26/5cad133e5fb7b000afd50cd8

Читать

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОЭМЫ

В. Базанов ПОЭЗИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Чем дальше мы уходим от суетной молвы, слишком взвинченных и во многом односторонних суждений о Есенине его друзей и недругов, тем полнее и ярче выступает перед нами огромное дарование поэта, его щедрый и трепетный талант. Время дорисовывает портрет Есенина, бросает новый отсвет на содержание его поэтического наследия.

Есенин (1895–1925) не оставил после себя подробных жизнеописаний, он просто сказал в заметке «О себе»: «Что касается остальных автобиографических сведений, — они в моих стихах». В стихах заключена жизнь поэта, его думы и переживания, радости и сомнения, весь Есенин.

  • Стихи мои,
  • Спокойно расскажите
  • Про жизнь мою.
Читайте также:  Писатель георгий скребицкий. жизнь и творчество

Сергей Есенин с гордостью называл себя «крестьянским сыном» и «гражданином села». Где бы он ни был, на какую бы вершину славы ни поднимался, он всегда видел крестьянскую Русь, жил ее надеждами. Даже работу над стихами сравнивал с трудом крестьянина-пахаря: «Стихи писать — как землю пахать… Семи потов мало».

Ученические стихи, написанные в Спас-Клепиковской школе, для поэта-мальчика слишком книжные, грустные, рефлективные.

Когда поэт пишет о себе, о собственных переживаниях, он подражает Лермонтову, Надсону; когда стихи обращаются непосредственно к бедствую щей деревне, в них слышатся отзвуки поэзии Кольцова, Некрасова, Никитина. Среди «дум» особенно сродни Некрасову стихи о «страдальце сохи с бороной».

…И послушайте песню про горе,

Что поет он, идя за сохой.

Но такие «крестьянские» стихи составляют редкое исключение. Даже не верится, что «Больные думы» (так называется ученическая тетрадь) написаны мальчиком, который вырос в деревенской зыбке.

Такой печальный и встревоженный взрослый среди сверстников… «Звуки печали», «Слезы», «Нет сил не петь и не рыдать…», «Скучные песни, грустные звуки…», «Слезы… опять эти горькие слезы…», «Душно мне в этих холодных степях…» — даже названия стихотворений создают впечатление безысходности, щемящей тоски.

  1. Думы печальные, думы глубокие,
  2. Горькие думы, думы тяжелые,
  3. Думы от счастия вечно далекие,
  4. Спутники жизни моей невеселые.

В 1912 году Есенин посвящает стихотворение «Поэт» «горячо любимому другу» Грише Панфилову. Поэт серьезно думает об общественном содержании своей поэзии, дает клятву бороться за «святую правду». «Я буду тверд» — как будто из «Гражданина» Рылеева.

Тогда же было написано несохранившееся стихотворение «Пророк». Прекрасным комментарием к этим юношеским стихотворениям являются письма Есенина к М. П. Бальзамовой, опубликованные в 1969 году в журнале «Москва».

В письмах многое продиктовано сугубо личными переживаниями, но в них и тот необычный, глубоко обеспокоенный, взбудораженный сомнениями Есенин, который не может примириться с общественными пороками и с окружающей действительностью. Поэт явно не в ладах с черствым, равнодушным обществом.

«И скучно, и грустно, и некому руку подать», — пишет он другу. Мятежная и скорбная поэзия Лермонтова обусловила содержание ученических, во многом подражательных стихов Есенина.

Позже Есенин осознал, что его родная стихия — народная поэзия, русская деревня, рязанские дороги и косогоры, поля и леса. В одном из ранних его стихотворений, опубликованных в 1914 году в журнале «Мирок», «белая бахрома» и «сонная тишина» говорят о душевном покое.

  • Белая береза
  • Под моим окном
  • Принакрылась снегом,
  • Точно серебром.

Патриархальный, замкнутый быт кажется поэту родным и близким.

Первый сборник стихотворений Есенина «Радуница» (1916) был назван в честь весеннего народного обряда, связанного с поминанием умерших. Все тридцать три стихотворения сборника сотканы из красок и звуков самой природы — лирика мягкая, безмятежная, в нее редко вторгается проза народного быта.

В ранних стихах крестьянская Россия, еще не потревоженная грозными событиями, утопает в мягкой тишине, в патриархальности. Поэт находится во власти своеобразного руссоизма, сентиментальных переживаний и религиозных настроений.

Правда, у Есенина свой бог, бог «за пазухой», свои верующие, не похожие на церковных старост и прихожан, кладущих поклоны перед алтарем. Народные легенды и духовные стихи были известны поэту с детства. С восьми лет бабка «таскала» его по монастырям.

«Микола», «Калики» и другие «духовные» стихотворения берут начало в живой народной старине, книжной и фольклорной.

«Религиозная» и пейзажная лирика как бы обрываются, чтобы затем слиться в одном потоке, вернуться в поэзию Есенина вместе с нахлынувшими вестями, с народными песнями и плачами военного времени. Еще слышатся залихватские, хмельные песни, но они омрачены надвигающимися грозными событиями («По селу тропинкой кривенькой…»).

Деревня поет и пляшет и тут же одевается в траур, оплакивает бравых парней, которые догуливают последние деньки. Среди записанных Есениным рязанских частушек есть и рекрутские:

  1. Погуляйте, ратнички,
  2. Вам последни празднички,
  3. Лошади запряжены,

Стихотворение «Русь», вошедшее во второе издание «Радуницы», — одно из самых драматических и самых социальных произведений Есенина 1914 года. В нем показан антинародный характер империалистической войны.

Русская деревня погружается в «сумерки мглистые»; зловещее карканье черных воронов (неизменная деталь рекрутских песен) вливается в оркестровку стиха.

  • Повестили под окнами сотские
  • Ополченцам идти на войну.
  • Загыгыкали бабы слободские,
  • Плач прорезал кругом тишину.

Жалкие, бедные деревенские избенки, седые матери, незатейливая домашняя утварь, орудия крестьянского труда, даже берестяные лапти — все согрето большой и светлой любовью поэта.

Нужно было вместе с «мирными пахарями» и плачущими матерями пережить и перечувствовать семейные утраты, испытать всю тяжесть невзгод, чтобы собрать в одну художественную композицию такое множество народных примет, обрядовых деталей, психологических подробностей, так верно изобразить русскую деревню в тяжелые годы империалистической войны.

Путь Есенина в большую поэзию не был прямым и легким.

В 1915 году поэт едет в Петербург. Прежде всего ему нужно было разобраться в сложной литературной среде, не сбиться с избранного пути, не стать жертвой нездоровой сенсации, выстоять, не оказаться в плену у декадентов. В литературных салонах не знали, чему больше удивляться, — то ли певучим стихам, то ли внешнему облику самого поэта.

Голубые глаза и крестьянское платье удивительно соответствовали самобытному миру его лирики. Символисты тогда уже сходили со сцены. Появление талантливого поэта из народа они хотели использовать для укрепления своих пошатнувшихся позиций. Попади Есенин под влияние Мережковского и Зинаиды Гиппиус, его буйному таланту пришел бы скоро конец.

К счастью, Есенин и сам понимал, что ему нечего делать в гостиных, где господствовали литературные снобы и сибариты.

Есенин облюбовал одного Блока, к нему пошел за советом. Блок увидел в Есенине крестьянского поэта-самородка. Но в то время поэт уже не был наивным молодым крестьянином, далеким от общественных интересов.

Есенин приехал в Петербург не прямо из рязанской деревни. Он два года (1912–1914) провел в Москве, работал в типографии Сытина, слушал лекции в университете Шанявского.

Дружба с рабочими типографии безусловно сказалась на мировоззрении Есенина, на его идейном развитии.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=148316&p=32

Ссылка на основную публикацию