Стихотворение, написанное в конце 1849 года, современники расценили в качестве предсказания событий Крымской войны. Позже исследователи говорили о богатейшем символическом контексте этого произведения, улавливая связь с концепцией возрождения и укрепления славянского мира.
Иносказательная картина того, как зарождается новый день, наполнена жизнерадостным настроением. Тишину нарушает пронзительный крик петуха, для описания которого автор использует три однородных обстоятельства образа действия, которые выражены наречиями.
Этот образ поддержан красивыми деталями: поблекший месяц уходит, его место занимает красочная заря, и лучи солнца окрашивают воду в ярко-красный цвет. Топоним, который включен в пейзажную зарисовку, говорит о ее символизме. Цель, будоражащая воображение, расположена за проливом, к востоку от позиции субъекта речи.
Грядущий день должен разбудить спящую Русь. Как раз к ней, могучей позитивной силе, обращены призывы, которые размещены в трех последних четверостишиях. На Русь возложена ответственная миссия — возродить православие. Сигналом к борьбе служит звон царьградского колокола. Он такой сильный и могущественный, что охватывает даже восточные земли и пробуждает православное воинство.
Интонации призыва определяют характер лексических средств, которые задействовал поэт. В числе семи глаголов в повелительном наклонении находится и анафора «вставай». Похожие функции возложены на разговорное выражение «не пора ли» и напутствие «с Богом».
В заключительном катрене возникает обобщенный образ Отечества, где Русь предстает как ратник, богатырь, к которому упорно взывает лирический герой. Интересен тот факт, что могучий воин защищен «доспехами веры». Герой преследует высокие цели, проявляет готовность биться за великое будущее православия — вот что означает метафора.
Произведение четко разделено на смысловые части. Сначала пейзаж, затем обращение к Родине, призывы к восстанию. Немаловажная роль отводится восклицательным предложениям. Формально стихотворение состоит из пяти четверостиший, имеющих относительную смысловую завершенность. Использована перекрестная рифма. Размер — четырехстопный ямб.
Идея избранности русской нации получает развитие в «Пророчестве», которое было написано через четыре месяца после «Рассвета». Могучая сила, которую выражает глас свыше, способствует перемене в образе российского императора: он превращается в защитника славянского народа.
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-fedora-tyutcheva-rassvet.html
Анализ стихотворения Тютчева Рассвет
- Введение
- Основная идея Взгляды.
- Вывод
Стихотворение Федора Ивановича под названием «Рассвет» было опубликовано в 1849 году. Оно яркое, наполненное положительными эмоциями, немного призывное.
Работа содержит 5 четверостиший:
В 1 говорится о том, что природа уже проснулась. Во 2 передается радость того, что настанет светлый день. В 3 происходит поднятие духа Руси.
- В 4 ощущается желание услышать христианами звон колоколов, а за ними зовы к мужеству.
- Итогом будет слава вселенскому православному дню.
- Бодрый стих, наставляющий на великие дела.
Творение мастера внушает его позитивное отношение к красотам рассвета, к православию, к звукам великого колокола, к своему народу и родному краю. Легко воспринимается читателем и оставляет приятный след в душе. Название стиха говорит о том, что будет передаваться в нем, в мыслях всплывают хорошие ассоциации.
Тютчев — дипломат и создатель более 400 стихотворений. Его основное направление: описание окружающих великолепных видов и лирика. Ознакомление с его творчеством вызывает множество чувств: ликование, меланхолию, обожание, гордость. Невероятные спады и падения, как и наша удивительная жизнь.
Автор пережил различные события, которые напрямую оказывали влияние на его стихотворения.
Это произведение проходят в 5 классе.
Анализ стихотворения Тютчева Рассвет
- Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он…
- Анализ стихотворения Умом Россию не понять Тютчева Стих Тютчева написано в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году — это один из самых процитируемых и выдающихся стихотворений, к тому…
- «Рассвет» анализ стихотворения Блока Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в…
- Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium Ниже приведено несколько вариантов анализа этого стихотворения, выберите который вам по душе. Стихотворение известно под именами Silentium, Силентиум, Молчание Анализ…
- Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3 Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика…
- Анализ лирического стихотворения И. Бунина «Рассвет» Как часто кажется нам, что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе…
- Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» и стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium» При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к…
- «Вечер» анализ стихотворения Тютчева Какие ассоциации вызывает у человека слово «вечер»? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то…
- «Я встретил вас» анализ стихотворения Тютчева Зрелая лирика Тютчева во многом была посвящена теме любви, отражая полную страстей и разочарований личную жизнь самого поэта. К позднему…
- Анализ стихотворения Тютчева День и ночь Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал…
- Анализ стихотворения Тютчева Эти бедные селенья С самого раннего подросткового возраста знаменитый и многими любимый поэт Тютчев Федор начал строить свою общественно-политическую карьеру, и в 19…
- «Есть в осени первоначальной…» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг…
- «Весенние воды» анализ стихотворения Тютчева Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна…
- «Природа — сфинкс» анализ стихотворения Тютчева Стихотворение «Природа — сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе…
- Анализ стихотворения Тютчева Фонтан Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать…
- Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» Стихи Тютчева о любви носят характер обобщенно психологический и тем самым отчасти философский. В. Гиппиус писал: «Тютчев поднимает любовную лирику…
- Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение «Весенняя гроза» в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт…
- «Весенняя гроза» анализ стихотворения Тютчева Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» — его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году…
- Сочинение Анализ стихотворения Тютчева Я встретил вас -4 Тютчев — очень прославленный русский поэт. Он жил в одно час со многими знаменитыми поэтами и писателями, и, на…
- Анализ стихотворения Тютчева Вечер Как известно, Тютчев обладал удивительным даром описывать природу и явления, происходящие в ней. Он настолько владел словом, что невольно становишься…
Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-rassvet/
Анализ творчества Тютчева (Тютчев Ф. И.)
Федор Иванович Тютчев — русский поэт и мыслитель. Его поэзию подразделяют на лирику пейзажную, любовную, политическую, но за этим стоит единый взгляд на мир — философский. «Таланту Тютчева доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни» — говорил Добролюбов.
Большое внимание в творчестве поэта уделяется теме природы, она служит материалом для постоянных размышлений о мире и месте человека в нем.
Тютчев считает, что человек и природа едины. Изменения в природе приводят к изменениям и в душе человека. Лирический герой поэта постоянно пребывает на грани двух миров: света и тьмы, дня и ночи.
Рассмотрим пейзажно-философскую лирику Тютчева на примере стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый». Данное произведение посвящено ночи, наводящей на человека размышления о вечных вопросах бытия.
В первой половине стихотворения приводится описание природы, а во второй – авторские размышления.
В первой строфе показана картина цветущего весеннего сада. Восторг лирического героя передается с помощью восклицательных предложений, также важную роль играют эпитеты.
- Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
- Объятый негой ночи голубой!
- Сквозь яблони, цветами убеленной,
- Как сладко светит месяц золотой!
Во второй строфе настроение стихотворения начинает меняться. Исчезают восклицательные знаки, появляется многоточие. В ночной тишине лирический герой слышит какие-то звуки. Неизведанность волнует его, он замечает таинственность происходящего.
- Таинственно, как в первый день созданья,
- В бездонном небе звездный сонм горит,
- Музыки дальной слышны восклицанья,
- Соседний ключ слышнее говорит…
В третьей строфе ночь противопоставлена дню. Все живое погружается в сон, но спокойствие лирического героя сменяется волнением. Настроение становится тревожным, потому что где-то далеко пробудился таинственный гул. Он говорит нам о том, что дневная упорядоченность сменилась ночным хаосом.
- На мир дневной спустилася завеса,
- Изнемогло движенье, труд уснул…
- Над спящим градом, как в вершинах леса,
- Проснулся чудный еженощный гул…
Четвертая строфа является заключительной. Лирический герой задается вечными вопросами, пытаясь найти на них ответы. Его душа стремится к неопознанному, желая найти его в ночном хаосе.
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
В своем стихотворении Тютчев показывает, что ночь открывает нам совсем другой мир – мир бестелесный, непознаваемый. В нем человек ощущает себя иначе, чем в дневном.
Подводя итоги, можно сказать, что в стихах Тютчева природа всегда изменчива, а в поздней лирике она наиболее приближена к человеку. Человек и природа у поэта неразрывно связаны, они – единое целое.
Источник: https://skupaem-auto.ru/electrical-engineering/analiz-tvorchestva-tyutcheva-tyutchev-f-i-tema-prirody-v-lirike-tyutcheva/
Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев) | Литрекон
Самый Зелёный · 01.04.2019
Для творчества Ф.И.Тютчева характерно одушевленное изображение природы, её «очеловечивание». К пейзажной лирике относится и стихотворение «Весенние воды».
В нём отражено особое видение мира, присущее автору, его ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
Разбор произведения от Многомудрого Литрекона познакомит вас с идейно-тематическими особенностями этого текста, которые помогут лучше понять замысел стихотворения.
История создания
Стихотворение было написано поэтом в 1830 году, однако опубликовано лишь в 1832г. в журнале «Телескоп». В момент создания произведения Тютчев находился за границей – в Германии.
Поэт часто тосковал по Родине, особенно по природе России. Первые весенние дни Тютчев встретил в другой стране, однако он нашел утешение в том, что весна в Германии напоминает весну в России.
Он с любовью описал предвосхищение приближающихся перемен в природе, всеобщее оживление.
Важно помнить, что творчество Тютчева было создано им для себя, ведь поэт занимался иным видом деятельности, далеким от литературы. Стихотворения он считал своим хобби и показывал только близким друзьям. Они-то и уговорили автора продемонстрировать свои старания публике. Поэтому каждая строчка из произведений Тютчева является интимным переживанием его души, которое чудом дошло до нас.
Жанр, направление, размер
- Лирике Ф.И.Тютчева свойственны черты романтизма. В произведении «Весенние воды» можно увидеть его черты: особое внимание к чувствам, переживаниям лирического героя, идеализация природы, мотив уединения.
- Лирическое стихотворение Ф.Тютчева относится к пейзажной лирике. В центре произведения – описание природы. Лирический герой несмотря на то, что «ещё в полях белеет снег» чувствует приближение весны в самых незначительных деталях – в «весенних водах». В воздухе веет теплом, всё намекает на возрождение уснувшей природы.
- Размер стихотворения «Весенние воды» — четырёхстопный ямб, рифма – перекрестная.
Композиция
Произведение Ф.И.Тютчева стоит из трех строф, каждая из которых включает четыре строки.
- В самой первой строфе окружающий мир произведения оживает: ручьи становятся «глашатаями» весны, они, словно люди, «бегут», «гласят во все концы».
- Во второй строфе ручьи даже произносят монолог, называя себя «гонцами» весны.
- В третьей строфе появляется новый одушевленный образ – хоровод тёплых майских дней. Они «толпятся» за ручьями, ожидая «час своего выхода».
Образы и символы
Лирический герой стихотворения – человек, тонко чувствующий любое изменение в природе, переживающий вместе с ней каждый важный момент. Он ощущает приближение теплых дней, обращает внимание на самые незначительные детали, сам оживает вместе с окружающим миром.
Поэт одушевляет образ весны в стихотворении: её «гонцы» доносят людям вести о скорых изменениях в природе. Ручьи «бегут», хоровод майских дней, «светлый, румяный», так же приближается к нам, будто одушевленный персонаж. Весна представляет собой символ возрождения души, пробуждения всех дремлющих в человеке сил.
Темы, настроение, проблемы
- Основная тема стихотворения – приближение весны. Поэту важно было показать, что лирический герой ощущает её наступление благодаря душевной чуткости, неравнодушию к окружающему миру. Весна ассоциируется с ренессансом человеческой души.
- В произведении подчеркивается неразрывная связь человека с природой. Вместе с окружающим миром пробуждается и сам человек – он чувствует прилив сил, счастье. Поэтому стихотворение проникнуто радостным настроением, ощущениями грядущих перемен. Даже сама мысль о скором уходе зимы заставляет лирического героя чувствовать себя пробудившимся от долгого «зимнего» сна. Он с нетерпением ожидает прихода весны. Тема природы в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренним миром самого человека, ведь климатические изменения означают перемены в настроении героя.
- В стихотворении «Весенние воды» читатель не увидит философских размышлений о жизни, времени, гражданского пафоса. Это произведение проникнуто тонкими чувствами, любовью к окружающему миру. Переживания, мысли героя из-за приближения весны – вся суть произведения.
Основная идея
Главная мысль стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» заключается в неразрывной связи природы и человека. У лирического героя сразу поднимается настроение после того, как он начинает чувствовать приближение теплых дней. Весна приносит в жизнь человека радость, вдохновение, любовь. Она не только преображает внешний мир, но и оживляет внутренний мир личности.
Размышления о природе приоткрывают завесу, отделяющую нас от других, не менее важных вопросов.
Так, родство человека и окружающего мира может указать на смысл самой жизни: раз люди являются частью природы, то они подчиняются ее закономерностям и живут в унисон с нею.
Значит, смысл бытия заключается в самом бытие, в сне и пробуждении, радости и грусти, эмоциях и мыслях. Каждым своим движением человек противостоит небытию и смерти, оживляя и обогащая вселенную каждым вздохом.
Средства выразительности
Ф.И.Тютчев использовал различные тропы в стихотворении «Весенние воды».
- Такой приём, как звукопись придает динамику произведению. Аллитерация на букву «б» в первой строфе создаёт ощущение подвижности, активности весенних ручьев, на букву «ш» — передаёт шум воды. Благодаря ассонансу во второй строфе на букву «о» мы слышим крик ручьев, их непрекращающийся говор.
- К одним из самых важных тропов пейзажной лирики можно отнести эпитеты. Они создают удивительные картины природы в стихотворениях, поражают своей уникальностью. Ф.И.Тютчев использовал следующие эпитеты: «сонный брег», «тихих, тёплых майских дней», «румяный, светлый хоровод».
- Также в стихотворении «Весенние воды» особое значение приобретает такой приём, как олицетворение. Образ весны оживает на страницах произведения: ручьи «гласят», майские дни «толпятся» хороводом.
- В стихотворении присутствуют и метафоры: «воды уж весной шумят», ручьи становятся «гонцами» весны.
Анастасия Сметановаа
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/vesennie-vody-tyutchev/
Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды 5 класс
1. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. Отрывок / И. С. Аксаков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 2–6. (Биографический портрет, обзор творчества Ф. И. Тютчева. Отрывок из работы И. С. Аксакова)
2. Анненкова Е. И. Два стихотворения. «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина / Е. И. Анненкова // Литература в школе. – 2001. – N 4. – С. 2–6.
(Сопоставительное осмысление двух стихотворений, появившихся в разные историко-литературные периоды XIX столетия, являющихся органичными для творчества обоих поэтов в целом, выявляющих существо их поэтического и философского миросозерцания)
3. Апалькова И. Г. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. «: V класс / И. Г. Апалькова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 42–43. (Изучение поэзии Ф. И. Тютчева в V классе на примере стихотворения «Есть в осени первоначальной. «)
4. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный. «: Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов (Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А. ).
5. Галкин А. Читая стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса» / А. Галкин // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 49. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»)
6. Гапоненко П. А. Во имя жертвенного самоотречения: Ф. И. Тютчев. «Сияет солнце, воды блещут. «/ П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 14–15. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут»)
7. Жителева Ж. И. «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева: V класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 39–41. (Урок-разбор стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»)
8. Калганова Т. А. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. V-VI классы / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 40–41. (Материал для подготовки уроков литературы по творчеству Ф. И. Тютчева. Об использовании образов из древнегреческой мифологии в лирико-философской поэзии. Опыт сравнения двух стихотворений: «Пан» М. Ю. Лермонтова и «Полдень» Ф. И. Тютчева)
9. Лебедев Ю. В. Гражданская лирика Тютчева / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 2–8. (Биографические сведения о Ф. И. Тютчеве с 1821 года. Литературный анализ стихов гражданского звучания и некоторых публицистических статей)
10. Новикова А. А. И. С. Тургенев и Ф. И. Тютчев / А. А. Новикова // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 2–7. (Пересечение судеб Ф. И. Тютчева и И. С. Тургенева, общее в их творчестве: философско-психологический подход к движениям человеческой души, лирический самоанализ, романтическая одухотворенность. Тема любви и тема природы в творчестве поэта и писателя)
11. Погорельцев В. Ф. Послушаем ритм тютчевского сердца / В. Ф. Погорельцев // Литература в школе. – 2006. – N 4. – С. 7–9. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое»), содержится полный текст. Сопоставление его со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Тема сердца в этих произведениях)
12. Попова Т. М. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» / Т. М. Попова // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 42–44. (Литературный анализ стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан»)
13. Скатов Н. Н. Федор Тютчев / Н. Н. Скатов // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 7–13. (Биографический очерк, анализ творчества Ф. И. Тютчева)
14. Соловей Т. Г. «Весна идет!»: анализируем стихотворение Ф. И. Тютчева / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 40–42. (Методические рекомендации к уроку литературы в 5 классе. Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна идет!»)
15. Соловецкая М. Г. Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою. » / М. Г. Соловецкая // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 38–40. (Методические рекомендации и система вопросов и ответов для урока литературы в 5 классе, посвященного изучению стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою. «)
(сочинения) Тютчев Ф.И
Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация.
С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский.
Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.
«Весенние воды» Ф. Тютчев
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
- Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы,
- Она нас выслала вперед!
- Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод
- Толпится весело за ней. »
Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»
Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы.
Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен года.
Эта тема была особенно близка автору, который остро чувствовал любые перемены погоды и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.
В творческом наследии поэта пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди многочисленных произведений, посвященных всевозможным природным явлениям особое место занимает стихотворение «Весенние воды», созданное в 1830 году. В этот период Тютчев находился за границей, однако отмечал, что весна в Европе почти такая же, как и в России.
И первым признаком ее приближения является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной в Германии, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Это можно определить по тому, как воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков.
Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой, которая впоследствии даст жизнь новым растениям. Пройдет совсем немного времени, и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки.
Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года.
«Весна идет, весна идет, мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!», — пишет Тютчев от первого лица, используя весьма распространенный прием отождествления природных явлений и неодушевленных объектов с живыми существами, наделяя вешние воды чувствами, мыслям и способностью говорить. Благодаря этому приему стихотворение «Вешние воды» приобретает особую образность. Создается впечатление, что словно бы сама природа говорит с человеком на доступном и понятном ему языке.
Однако сам автор не остается в стороне от этого удивительного диалога и помогает читателям в полной мере ощутить дуновение свежего ветра, которое уже прогрето первыми лучами весеннего солнца. Для Тютчева весна приобретет особую прелесть лишь в мае, когда «румяный, светлый хоровод» солнечных дней сменит унылый зимний пейзаж.
Поэт, обладавший отменной наблюдательностью, из года в год следил за тем, как красавица-весна вступает в свои права и был убежден, что победить суровую зиму окончательно и бесповоротно ей удастся лишь с приходом мая.
Поэтому стихотворение «Весенние воды» наполнено предвкушением радости и волнением, которое испытывает автор в ожидании теплых, солнечных дней.
И это волнение через строчки передается читателям, которые с таким же нетерпением и трепетом ожидают первых предвестников весны, которыми являются ручьи – сперва робкие и с трудом прокладывающие себе дорогу сквозь слежавшийся снег, а после смелые, настойчивые и открыто заявляющие о переменах не только в природе, но и в душах людей.
Федор Тютчев неоднократно упоминал о том, что его любимым временем года является зима, поэтому он всегда расставался с ней, испытывая некоторое сожаление. Но даже поэт не мог устоять перед красотой окружающего мира, который преображается весной, даря людям чувство обновления и чистоты.
Это ощущение поэт особенно ценил, считая, что весна является символом юности и новой жизни.
Она беспокойна и непоседлива по своей сути, и это беспокойство всегда вызывало у автора легкую грусть и осознание того, что его молодость осталась в прошлом, и ему остается лишь любоваться весной, которая спешит вступить в свои права.
Анализ стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» Проект по литературе. — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемwikikurgan.orbitel.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Анализ стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» Проект по литературе.» — Транскрипт:
1 Анализ стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» Проект по литературе
2 Ф. И. Тютчев Ф. И. Тютчев родился в семье помещика и получил домашнее образование. 22 года прожил за границей, работал дипломатом. Написал много стихотворений о русской природе. Ф. И. Тютчев родился в семье помещика и получил домашнее образование.
22 года прожил за границей, работал дипломатом. Написал много стихотворений о русской природе. В своих стихах Ф. Тютчев стремился понять природу, превратить ее в часть внутреннего мира. В своих стихах Ф.
Тютчев стремился понять природу, превратить ее в часть внутреннего мира.
3 Стихотворение «Весенние воды» Стихотворение относится к пейзажной лирике. Написано в 1830 году. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Написано в 1830 году. Тема: описание ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней. Тема: описание ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней.
4 В стихотворении две части. В стихотворении две части. Первая часть – это шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость Первая часть – это шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость Вторая часть – ожидание майских дней. Вторая часть – ожидание майских дней.
5 Изобразительно-выразительные средства Метафора Метафора Олицетворение Олицетворение Сравнение Сравнение Эпитет Эпитет
6 Приём олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь мира природы с жизнью человека. Приём олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь мира природы с жизнью человека.
7 Тютчев описывает самое начало весны. Земля еще покрыта снегом, но его радует, что «воды уж весной шумят». Тютчев описывает самое начало весны. Земля еще покрыта снегом, но его радует, что «воды уж весной шумят». Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней. Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней.
8 Проект подготовили учащиеся 6 «А» класса Спасибо за внимание
Источник: https://rus-poetry.ru/analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-vesenn-2/
Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» | Литерагуру
Поэт золотого века русской поэзии Фёдор Иванович Тютчев смотрел на природу через призму философии, мастерски перенося мистическую многогранность пейзажей в текстовую форму.
Стихотворение «Весенняя гроза» стало неким каноном изображения природных явлений.
В нём присутствует эта глубокая концептуальность, гармонично вплетённая в образы, порожденные, пожалуй, самым вдохновляющим временем года.
История создания
Данное лирическое произведение имеет интересную судьбу: появившись в чужом краю, но воспевая прелесть российской весны, оно возникло в сознании юного поэта-дипломата и переродилось через четверть века.
Фёдор Иванович написал «Весеннюю грозу», будучи в Германии на дипломатической службе в 1828 году.
На тот момент поэту было всего 25 лет, однако, будучи даже в другой стране, он так ярко и точно описал великолепие российской природы, будто видел всё это воочию.
Впервые произведение появилось в московском журнале «Галатея». Впрочем, самое удивительное, что Тютчев вновь обратился к данному стихотворению в 1854 году, через 26 лет, переписав начальное четверостишье и дополнив его вторым.
Жанр, направление и размер
«Весенняя гроза» – лирическое произведение, оно ёмко, мелодично и изящно, в нём сконцентрировалось обширная палитра настроений, здесь чувствуется и мощь, и лёгкость, и игривость. Такая динамичность непривычна для пейзажной лирики.
Интересно то, как увеличивается темп по ходу прочтения стихотворения, меняется интонация. Это достигается за счёт стихотворного размера – четырёхстопного ямба и перекрёстной рифмовки.
Смысл названия
На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.
После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.
Образы и символы
Данное стихотворение предстаёт перед читателем в виде чувств лирического героя, выражающего их в монологе, он сообщает нам о потаенных символах, заложенных в природе, а именно — в весенней грозе.
Это самый яркий и главенствующий образ произведения.
Интересно то, что автор превозносит и воспевает это явление, наделяя его не просто человеческими качествами, а некой божественной силой, что ясно проглядывается в заключительной строфе, где фигурируют герои из мифологии Древней Греции.
Торжество союза человека и природы – ключевой философский подтекст в данном произведении. Можно провести параллель в проявлении игривости, заложенной в природных явлениях, и человеческой молодости, юношеской поры, недаром причиной первой весенней грозы послужила неосторожность и легкомысленность богини юности Гебы, дочери Зевса – бога грома и молний.
Лирический герой общается с окружающим миром, посылающим ему весточки через раскаты грома, пение птиц, лучи света, шумные потоки ручьёв, прохладные капельки дождя.
Темы и настроение
Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.
Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».
Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.
Идея
В стихотворении Тютчева два параллельных мира, реальный и идеальный, сосуществуют рядышком и находят отголоски друг друга в проявлении своей энергии. Сплетение этих начал порождают новую стихию.
Здесь очевидна идея — запечатлеть живую картину, звучащую в унисон с внутренним «я», его желаниями, его мечтами, порывами, стремлениями и душевным состоянием. Весенняя буря – это отражение переживаний и надежд лирического героя.
Он ждет перемен и радуется их вестнику – грому, изменяющему все вокруг.
Автор показал, что нерушимая связь природы и человека рождает мировую гармонию.
Весенний пейзаж предстаёт перед нашими глазами как нечто мимолетное, меняющееся каждое мгновение, но при этом он застыл на века, чтобы потомки могли видеть ту первую и пленительную тютчевскую грозу, способную всколыхнуть потаённые чувства, оживить в памяти юность, беззаботность, радость. Стихотворение заставляет задуматься о месте человека в этом громадном, бушующем и неподвластном мире.
Средства художественной выразительности
Стихотворения изобилует литературными приемами и средствами выразительности, что предаёт ему особое звучание. Поэт использует аллитерацию, броское сочетание звуков «г» и «р», за счёт этого мы как будто можем услышать громовые раскаты, клокочущий гам.
Большую роль в восприятии произведения играют эпитеты, которые служат спусковым механизмом для фантазии, так, яркие вспышки сцен сменяют друг друга в сознании читателя: «весенний, первый гром», «раскаты молодые», «перлы дождевые», «поток проворный», «громокипящий кубок».
Кроме того, поэт использует метафору «солнце нити золотит». Отождествление человека и природы достигается с помощью олицетворения: «С горы бежит поток проворный», «И гам лесной и шум нагорный — / Все вторит весело громам».
Инверсия здесь усиливает эффект хаотичности явлений: «поток проворный», «гам лесной», «шум нагорный».
Каждый с ранних лет знаком с этим невероятным произведением – легким, весёлым и глубоким одновременно, пленяющим с первых строк. «Весенняя гроза» – жемчужина русской пейзажной лирики.
Любовь Богданова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-vesennyaya-groza/