Осип Эмильевич Мандельштам (рис. 1) родился в Варшаве 3 января 1891 года.
Рис. 1. О.Э. Мандельштам (Источник)
Его отец (рис. 2) был перчаточником (мастером выделки кож). В 1897 году он получил звание купца первой гильдии и возможность перевезти семью в Петербург.
Рис. 2. Эмиль Вениаминович Мандельштам, отец Осипа Мандельштама (Источник)
Мать Осипа Мандельштама (рис. 3) была из Вильно. Она была замечательной музыкантшей, преподавательницей музыки (правда, никогда не практиковавшей).
Рис. 3. Флора Осиповна Вербловская, мать Осипа Мандельштама (Источник)
Осип Мандельштам закончил знаменитое Тенишевское училище (рис. 4), но оставил о нём достаточно саркастичные воспоминания в автобиографическом произведении «Шум времени». Чаще можно услышать более восторженные отзывы об этом замечательном учебном заведении.
Рис. 4. Тенишевское училище (Источник)
По окончании училища прожил год в Париже, посещал лекции в Сорбонне (рис. 5).
Рис. 5. Сорбонна (Источник)
Потом какое-то время учился в Гейдельбергском университете (рис. 6).
Рис. 6. Гейдельбергский университет (Источник)
Далее он вернулся в Россию и поступил в Петербургский университет (рис. 7) на факультет романо-германской филологии.
Рис. 7. Санкт-Петербургский государственный университет (Источник)
Такая нервность, впечатлительность, стремление к постоянной перемене мест, такой поиск своего места в жизни и той среды, в которой он мог бы жить, будут сохраняться всю жизнь Осипа Эмильевича Мандельштама.
Исследователь его творчества, замечательный филолог Михаил Гаспаров (рис. 8), формулировал, что ранние поиски Мандельштама заключались в трёх вещах: революция, религия и словесность. На этом уроке мы поговорим о каждом из этих направлений.
Рис. 8. Михаил Леонович Гаспаров (Источник)
В 1906 году Осип Эмильевич сблизился с семьёй Синани. Это была семья народнических убеждений. С Борисом Синани Осип Эмильевич учился в Тенишевском училище.
Характеры членов этой семьи, их взаимоотношения между собой, их убеждения произвели на него такое сильное впечатление, что в 1907 году Мандельштам съездил даже на эсеровский съезд в Финляндию и предложил себя в члены боевой организации.
Вот что он пишет об этом времени в своём более позднем автобиографическом произведении «Шум времени»:
«Вообще революционная накипь времен моей молодости, невинная «периферия» вся кишела романами. Мальчики девятьсот пятого года шли в революцию с тем же чувством, с каким Николенька Ростов шел в гусары: то был вопрос влюбленности и чести.
И тем и другим казалось невозможным жить несогретыми славой своего века, и те, и другие считали невозможным дышать без доблести. «Война и мир» продолжалась, — только слава переехала.
Ведь не с семеновским же полковником Мином и не с свитскими же генералами в лакированных сапогах бутылками была слава! Слава была в ц.к., слава была в б.о., и подвиг начинался с пропагандистского искуса».
Ц. к. – центральный комитет.
Б. о. – боевая организация.
Эти аббревиатуры волновали молодых людей самой причастностью к тому, что история творилась на их глазах.
Первое стихотворение Мандельштама было опубликовано в 1907 году. Но по-настоящему много он начал писать в 1907–1909 гг. Начинается это в Париже, когда он очень много читает «проклятых» поэтов, совершенно потрясённый впечатлением, которое они на него производят.
В 1909 году (по возвращению в Петербург) он знакомится одновременно с Николем Гумилёвым, Вячеславом Ивановым, Иннокентием Анненским (рис. 9).
Рис. 9. Иннокентий Анненский (Источник)
Он пока ещё нигде не свой. Некая определённость появляется в 1911 году, когда он становится постоянным посетителем и участником гумилёвского «Цеха поэтов».
Первый сборник, который Мандельштам издаст, будет, как напишет позже Гумилёв, ещё на пути от символизма к акмеизму.
Важно, что Мандельштам не столько выбирает между символизмом и акмеизмом, а сколько выбирает себе язык и культуру. Уникальный случай, когда это – предмет сознательного выбора.
По рождению Мандельштам иудей и разночинец. В 1911 году он принимает лютеранство. Это происходит формально, потому что ему надо было обойти процентную норму, которая существовала тогда для лиц иудейского вероисповедания для поступления в высшее учебное заведение.
Процентная норма(ср. латинское numerusclausus, «ограниченное число») – законодательное ограничение приёма евреев в высшие и средние учебные заведения, действовавшее в России с 1887 по 1917 гг.
Но это был не только формальный выбор. Как позже скажет один из исследователей, Мандельштам выбирает актом личной воли русский язык и европейскую христианскую культуру. Это очень тонко почувствует Гумилёв (рис. 10) в рецензии на сборник «Камень»:
«Его вдохновителями были только русский язык… да его собственная видящая, слышащая, осязающая, вечно бессонная мысль».
Рис. 10. Николай Гумилёв (Источник)
Сам Мандельштам в «Шуме времени» напишет очень важные строки:
«Разночинцу не нужна память, ему достаточно рассказать о книгах, которые он прочёл, – и биография готова».
Первый сборник Мандельштама выходит в 1913 году. Он называется «Камень». Посмотрите на репринтное издание этого сборника (рис. 11).
Рис. 11. Репринтное издание сборника «Камень» (1913) (Источник)
Репринтное издание – издание, полностью воспроизводящее источник. Такими изданиями увлекались в России в начале перестройки, в начале 90-х гг. Эта книга тоже переиздана в 1991 году, но она полностью воспроизводит и структуру сборника, и обложку.
Сборник вышел в издательстве «АКМЭ» тиражом 600 экземпляров, деньги на издательство этого сборника дал его отец.
Уже этот сборник предъявил читающей публике сформировавшегося и очень серьезного, глубокого поэта.
Гумилёв об этом сборнике сказал, что отчасти в нём отражён путь Мандельштама от символизма к акмеизму. Это можно увидеть, сравнив два стихотворения в этом сборнике. Одно стихотворение называется «SILENTIUM» (так же называлось знаменитое стихотворение Тютчева).
- Рассмотрим, в чём Мандельштам опирается на Тютчева, а в чём он спорит с ним.
- SILENTIUM (1910 год)
- Она еще не родилась,
- Она и музыка и слово,
- И потому всего живого
- Ненарушаемая связь.
- Спокойно дышат моря груди,
- Но, как безумный, светел день,
- И пены бледная сирень
- В черно-лазоревом сосуде.
- Да обретут мои уста
- Первоначальную немоту,
- Как кристаллическую ноту,
- Что от рождения чиста!
- Останься пеной, Афродита,
- И слово в музыку вернись,
- И сердце сердца устыдись,
- С первоосновой жизни слито!
Вспомните, что писал Тютчев (рис. 12) в своём стихотворении «Silentium!»:
Рис. 12. Фёдор Иванович Тютчев (Источник)
«Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, —
- Питайся ими — и молчи».
- Обратите внимание на очень важный тезис «мысль изреченная есть ложь». Подобные мотивы есть и в манифесте раннего русского романтизма – стихотворении Жуковского «Невыносимая»:
- «Невыносимое подвластно ль выраженью?»
Это очень важная для романтиков мысль о том, что слово не способно выразить переживания, впечатления, мысль, которая содержится внутри поэта.
Оно беспомощно в установлении контакта между человеком, который думает и чувствует, и тем, кому он хочет об этом сказать. Слово не годится, оно неточно, оно не может выразить то, что чувствует человек.
Это очень важная для романтизма, совершенно не разрешимая, коллизия.
- Когда Мандельштам называет своё стихотворение «SILENTIUM», он отчётливо понимает, что каждый образованный читатель вспомнит стихотворение Тютчева с его фразой «мысль изреченная есть ложь», поэтому он разворачивает ситуацию совершенно другим образом:
- «Да обретут мои уста
- Первоначальную немоту,
- Как кристаллическую ноту,
- Что от рождения чиста!
- Останься пеной, Афродита,
- И слово в музыку вернись…»
Рассмотрим фразу «…словно в музыку вернись». Безусловно, исследователи отмечали в ней влияние французского символиста Поля Верлена (рис. 13).
Рис. 13. Поль Мари Верлен (Источник)
Но здесь было и очень важное для того времени ощущение, что слово не должно выражать мысль, что стихотворение не для того существует. Стихотворение должно быть сродни музыке – тому искусству, которое лежало в основе всех искусств. И именно музыка лежит в основе человеческой речи.
В данном случае немота не есть проклятье, немота – это некое целомудрие, то время, когда искусство ещё не существует и рождается на наших глазах. Слово не должно нести какую-то логическую мысль, оно должно оставаться с музыкой. Так оно будет ближе к тому самому первозданному искусству.
- Такими были излюбленные символистские мысли и идеи.
- Рассмотрим стихотворение 1912 года, которое напечатано в том же сборнике, но которое совершенно по-другому ставит вопрос:
- Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне, — и чем я виноват, Что слабых звёзд я осязаю млечность? И Батюшкова мне противна спесь: Который час, его спросили здесь,
- А он ответил любопытным: вечность!
Гумилёв позже рассказывал своим студийцам о том, что Мандельштам прочитал ему эти стихи, указывая на циферблат часов Царскосельского вокзала. По другой версии, это были часы в витрине часового магазина. Но не очень важно, какой именно циферблат показывал Мандельштам, а важно противопоставление, заложенное в первой строчке.
Для Гумилёва, который был первым интерпретатором этого стихотворения, это и было переходом от символизма к акмеизму: не некие далёкие поэтические звёзды (излюбленный символ и для романтиков и символистов), а некая прозаичная вещь.
Что может быть прозаичнее часов, которые просто показывают время в повседневной суетной жизни? И этот выбор «Нет, не луна, а светлый циферблат…» звучит практически как манифест.
«… и чем я виноват, Что слабых звёзд я осязаю млечность?»
Тут парадоксальным образом нет выбора между циферблатом, то есть между звёздами. Они все принадлежат тому миру, о котором говорит и свидетельствует поэзия. И нет противопоставления между красотой звёзд и красотой часов. Каждая вещь достойна своей поэтической эмоции.
«И Батюшкова мне противна спесь…»
Строчка эта не простая, потому что, с одной стороны, Мандельштам знал историю о Батюшкове (рис. 14), который в 1822 году попал в психиатрическую лечебницу. И дальше 33 года он провёл в разных лечебных учреждениях, его сознание было замутнено.
Рис. 14. К.Н. Батюшков. Портрет работы О. Кипренского (1815) (Источник)
В то время ходил анекдот, когда Батюшкову показали часы и спросили: «Который час?», он ответил: «Вечность». Эти воспоминания о Батюшкове были известны Мандельштаму.
Понятно, что Мандельштам не имеет в виду здесь этого несчастного, страдающего поэта Батюшкова, лишённого разума, который не понимает, о чём его спрашивают.
Здесь нет никакого высокомерия по отношению к этому персонажу, и более того, у Мандельштама будут позже невероятно сочувственные, яркие и светлые стихи, посвящённые Батюшкову. Здесь речь идёт именно о противопоставлении текущей современности с любимой романтиками и символистами абстрактной вечностью.
В этом стихотворении есть ощущение того, что обычные предметы и та жизнь, которой мы живём здесь и сейчас, – тоже поэтические предметы, а не только высокие звёзды, чью млечность герой стихотворения совершенно не отрицает и не отбрасывает из поэзии.
Коллеги по «Цеху поэтов» относятся к «млечным звёздам» гораздо более скептически. Например, Сергей Городецкий (рис. 15), один из основателей «Цеха поэтов» пишет:
- «Не хочу читать я в вечных,
- Непонятных мне письменах,
- Что во тьме и в лентах млечных
- Держит звёздный небосклон».
Рис. 15. Сергей Городецкий (Источник)
В этих строках мы видим противопоставление. Стоит запомнить, что такого противопоставления у Мандельштама нет.
Вместе с другими акмеистами в сезоне 1912–13 гг. Мандельштам много читает свои стихи. Это происходит в «Бродячей собаке», Тенишевском училище, в Обществе поэтов и на других площадках.
Современникам запоминается его совершенно особая манера чтения – музыкальная, высоким тоном. Он как будто поёт эти стихи.
Современниками очень по-разному воспринимается эта манера, потому что, с одной стороны, мы читаем в мемуарах, что люди просто хохотали, когда начинали слушать его, а с другой стороны, мы видим такие отклики:
«Тело – совсем хрупкая глиняная оболочка, существующая только для того, чтобы внутренний огонь был чем-то сдержан».
Из письма художницы Юлии Оболенской
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/11-klass/o-e-mandelshtam/o-e-mandelshtam-obzor-zhizni-i-tvorchestva?konspekt
Биография Осипа Мандельштама
Мандельштам Осип Эмильевич (1891─1938) — выдающийся русский и советский поэт, переводчик, прозаик, эссеист. Благодаря своей высокой лирике и попыткам переосмыслить мировую историю и культуру в едином контексте он стал одной из крупнейших величин русской поэзии XX века.
Его стихи пронизаны глубокими ассоциативными символам, идущими от античных традиций. Часто в творчестве поэта видны архитектурные образы, подчеркивающие стройность и четкость его словесных форм.
Широкому кругу читателей хорошо известны сборники стихов Мандельштама «Камень» и «Trisyia», а также собрание прозы «Шум времени».
Детство и юность
Осип Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве. Его отец Эмиль Вениаминович занимался кожевенным делом, затем превратился в успешного коммерсанта, став купцом первой гильдии.
Мать Флора Осиповна была родственницей историка отечественной литературы С. Венгерова и преподавала музыку.
Через год после рождения мальчика семья переехала в Павловск, а в 1897 году перебралась в Петербург.
Живя в столице Российской империи и имея стойкое желание родителей дать своим сыновьям хороший жизненный старт, Мандельштам получил прекрасное гуманитарное образование.
С 1899 года он учился в престижном Тенишевском коммерческом училище, директором которого и одновременно преподавателем литературы был поэт-символист В. Гиппиус.
Именно в годы пребывания в нем он увлекся театром, музыкой и, конечно, поэзией.
Благодаря педагогу в сознании будущего поэта происходит перелом. Увлеченный поначалу революционной стилистикой С. Надсона, Мандельштам открывает для себя творчество символистов. Наибольшее влияние на него оказали стихи Ф. Сологуба и В. Брюсова. Поэтому первые взрослые пробы пера в чем-то перекликаются с их произведениями.
По окончании училища в 1907 году Мандельштам уезжает в Париж для того, чтобы прослушать курс лекций на словесном факультете в Сорбонне. Во многом этой поездке способствовала семья, испугавшаяся революционных настроений сына.
Там он сумел проникнуться глубиной старофранцузского эпоса и увлекся творчеством знаменитых французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, Ф. Вийона. В 1910─1911 годах поэт проучился два семестра в Гейдельбергском университете в Берлине, постигая премудрости философии.
Также он некоторое время проживал в Швейцарии. В 1911 году он крестился в Выборгской методистской церкви.
В связи с ухудшением материального положения семьи, поэт прерывает обучение. После возвращения в Россию он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где проходил обучение на отделении романских языков.
В 1911 году Осип Эмильевич познакомился с Анной Ахматовой и Н. Гумилевым, с которыми у него сложится тесная дружба. Впервые он сблизился с людьми, о которых с уверенностью говорил слово «мы».
Позднее он признался великой поэтессе, что может вести воображаемую беседу только с двумя людьми — с ней и ее мужем Н. Гумилевым.
На поэтическом поприще
Во время обучения в Европе Мандельштам время от времени приезжал в Петербург, где у него завязались связи с местным литературным сообществом.
Он с удовольствием прослушал курс лекций в самой известной цитадели символизма — знаменитой «башне» теоретика символизма В. Иванова. В его квартире на последнем этаже собирался весь цвет русского искусства «Серебряного века» — А. Блок, А. Ахматова, Н. Бердяев, М.
Волошин и другие. Многие великие произведения именно здесь звучали впервые, к примеру, «Незнакомка» А. Блока.
Первые пять стихов Мандельштама были напечатаны в 1910 году в русском иллюстрированном журнале «Аполлон».
Эти стихотворения были во многом антисимволичны, в них «глубокий мир» противопоставлен пророческому пафосу.
Три года спустя увидел свет напечатанный в издательстве «Акмэ» первый стихотворный сборник поэта под названием «Камень». Он содержит произведения, написанные в период 1908 — 1911 годов.
В них прослеживается некий дух символизма, но уже без присущей его аутентичной формы потусторонности.
Теперь символические навыки должны были отображать трехмерные реалии, преломившиеся через некое архитектурное содержание, в которых он видит четкое наполнение и структуру. Отсюда совсем непоэтическое название сборника.
С появлением «Камня» Мандельштам тут же занял место в ряду крупнейших российских поэтов. В 1915 году издательство «Гиперборей» переиздало книгу, дополнив ее стихами последних двух лет.
Мандельштам вошел в созданную в 1912 году группу акмеистов, противопоставлявших себя символистам и отстаивающих материальность образов, выраженных с помощью точных слов. Кроме того, он был участником петербургского объединения «Цех поэтов», основанного О. Городецким и Н. Гумилевым.
Одной из главных целей, провозглашенных здесь, была попытка дистанцироваться от символизма. Правда, для Мандельштама пребывание в этих сообществах было больше продиктовано мотивами дружбы, нежели приверженностью идеям акмеизма.
Поэтому в этот период написаны наиболее оптимистичные стихи поэта, к примеру, «Казино», в котором есть такие строки:
- Я не поклонник радости предвзятой Подчас природа — серое пятно Мне, в опьянении легком, суждено
- Изведать краски жизни небогатой
С самых первых лет творчества Мандельштам ощущал себя частью мирового культурного пространства и в этом видел проявление собственной свободы. В этом воображаемом миру находилось место Пушкину и Данте, Овидию и Гете. В 1916 году поэт знакомится с М. Цветаевой, которое переросло в дружбу. Они даже посвятили друг другу несколько произведений.
Период «Tristia»
Стихи, написанные в самый разгар революционных событий и Гражданской войны, легли в основу нового сборника, который был назван «Tristia». В нем ядром поэтического мира Мандельштама стал античный стиль, превратившийся в авторскую речь, отражающую его сокровенные переживания. Собственно слово «triastia» встречается у Овидия и означает расставание.
Как и в «Камне», стихи здесь также цикличны, но еще более тесно связаны между собой. Мандельштам любил повторять слова в стихотворениях, наполняя их особым смыслом. В этот период прослеживается более сложное отношение автора к слову и образам, которые становятся иррациональнее.
Интересно, что сами сборники тоже имеют связь: «Камень» заканчивается, а «Tristia» начинается строками о Федре.
Столь выразительный уход в античную модель бытия, служащую своеобразным культурным кодом, стал результатом серьезных политических перемен и, прежде всего, прихода к власти большевиков.
Как и многие представители русской интеллигенции, Мандельштам поначалу не принял новую власть и даже написал стихотворение в поддержку свергнутого главы Временного правительства А. Керенского.
В нем есть такие многозначные строки:
Когда октябрьский нам готовил временщик Ярмо насилия и злобы
Новая революционная идея олицетворялась у него с разрушением порядка и установлением хаоса. И это приводило поэта к настоящему ужасу. Но идейный маятник противоречий, из которых было соткано мировоззрение и творчество Мандельштама, метнулся в сторону и вскоре он принял советскую власть, что нашло отражение в написании стихотворения «Сумерки свободы».
Мандельштам в 1920-е годы
Период относительно либерального НЭПа совпал с активной литературной работой Мандельштама. В 1923 году выходит в свет новый сборник «Вторая книга», а его стихи начинают издаваться за границей.
Поэт пишет серию статей, посвященных ключевым проблемам культуры, истории и гуманизма, — «О природе слова», «Пшеница человеческая» и другие.
В 1925 году издается автобиографический сборник «Шум времени», ставший своеобразной ораторией эпохи с глубоко личными воспоминаниями. Вместе с этим были выпущены несколько детских сборников.
В это время Осип Эмильевич активно занимается переводческой деятельностью, адаптируя на русский язык произведения Петрарки, О. Барбье, Ф. Верфеля и многих других зарубежных авторов. Во время гонений именно эта работа стала творческой отдушиной, где можно было выразить себя. Неслучайно многие критики отмечают, что стихи, переведенные поэтом, звучат порой лучше авторских.
В 1930 году Мандельштам побывал в Армении и был впечатлен увиденным. Эта вожделенная (так говорил сам поэт) страна уже давно манила его своей историей и культурой. В результате были написаны «Путешествие в Армению» и цикл стихов «Армения».
Конфликт с властью
В 1933 году Осип Эмильевич написал стихотворную инвективу, направленную против И. Сталина. Она начиналась со следующих строк:
Мы живем, под собою не чуя страны Наши речи за десять шагов не слышны
Несмотря на недоумение окружающих (по мнению Б. Пастернака, это было самоубийством), вызванное безрассудной смелостью автора, он говорил: «Стихи сейчас должны быть гражданскими».
Это произведение поэт читал многим друзьям, родственникам и знакомым, поэтому сейчас трудно определить, кто же донес. Но реакция советских властей была молниеносной. По распоряжению тогдашнего главы НКВД Г. Ягоды Мандельштам был арестован на собственной квартире в мае 1934 года.
Во время этой процедуры был произведен тотальный обыск — трудно назвать места, куда не заглянули проверяющие.
Правда, наиболее ценные рукописи хранились у родственников. Есть и другая версия возможной опалы. Незадолго до этих событий во время напряженного разговора поэт ударил по щеке А. Толстого и тот пообещал, что это просто так не оставит.
За великого поэта ходатайствовали Б. Пастернак и А. Ахматова, пытался помочь Осипу и видный партийный деятель Н. Бухарин, высоко ценивший его творчество.
Возможно, благодаря его протекции Мандельштама отправили сначала на Северный Урал в город Чердынь, а откуда перевели на трехлетнюю ссылку в Воронеж.
Здесь он работал в газете и на радио, оставив свою духовную исповедь в виде трех тетрадей стихов.
После освобождения ему запретят жить в столице, и поэт отправится в Калинин. Но он не прекратил писать стихи и вскоре вновь был арестован, получив 5 лет лагерей за якобы контрреволюционную деятельность. Нового поворота судьбы больной и ослабленный Осип Эмильевич уже не выдержал. Он умер 27 декабря 1938 года во Владивостоке в больничном бараке.
Личная жизнь
Источник: https://stories-of-success.ru/osipa-mandelshtama
Осип Мандельштам хронологическая таблица
- Осип Мандельштам хронологическая таблица жизни и творчества поэта, прозаика, переводчика и литературного критика изложена в этой статье.
- 1891, 15 (3) января — Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве в семье кожевенника
- 1897 — семья Осипа переезжает в Петербург
1900 – Осип поступил в одно из лучших учебных заведений Петербурга — Тенишевское коммерческое училище. Обучаясь в этом училище он начинает увлекаться стихами и пробует писать. В это же время Мандельштам проявляет политическую активность и симпатизирует эсерам
1907 – окончил училище. Родители отправляют его в Париж, подальше от Петербурга и политики, боясь, что сын попадет в передрягу. Пребывая в Париже Осип пишет стихи и прозу и заводит знакомство с Николаем Гумилевым
1907 – 1909 – обучался в Сорбонне и отправился в Германию
1909 – 1910 – обучается в Гейдельбергском университете на факультете философии и филологии. Время от времени он посещает Петербург и ходит на собрания литераторам, где знакомится с Анной Ахматовой. В своем творчестве решает делать уклон на символизм
1910, август – впервые публикуется в журнале «Аполлон». На его страницах появляется пять стихотворений поэта
1911 – Осип Мандельштам вошел в литературную группу, которую создал Гумилев — «Цех поэтов». Поступает в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Чтобы учиться в этом университете ему пришлось сменить веру (Осип был евреем) и принять православие. Он становится популярным
1913 – свет увидела первая книга Осипа под названием «Камень». Автор работает в новом для себя стиле – акмеизм. Его приглашают выступать со своими стихотворениями различные объединения
- 1914 – Мандельштам был избран главой «Цеха поэтов», так как Гумилев отъехал на фронт
- 1915 – происходит переиздание книги «Камень», так как она дополнилась новыми стихотворениями
- 1916 год – завязывается дружба с Мариной Цветаевой
- 1917 – после революции поэт получает должность мелкого чиновника в петроградском ведомстве, но через некоторое время уезжает в Москву
- 1919 – из-за голода в Москве поэт уезжает на юг. Живет в Киеве, Феодосии, Тифлисе
- 1919, 1 мая – будучи в Киеве Мандельштам знакомится Надеждой Хазиной, своей будущей супругой
- 1920 – возвращается в Петроград
- 1922 – женится на Надежде Хазиной
- 1923– выходит сборник «Вторая книга». Поет пишет исследовательские статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Пшеница человеческая»
- 1925 – издает автобиографическое прозаическое произведение под названием «Шум времени» и две книги для деток — «Два трамвая» и «Примус»
- 1926 – пишет третью детскую книгу «Шары»
- 1928 – издает последний сборник стихов «Стихотворения», который был опубликован при жизни. Также составляет сборник статей «О поэзии» и повесть «Египетская марка»
- 1930 – Осип с женой проживают в Армении
1931, январь – переезжает в Москву. Поэт получает от государства ежемесячную пенсию в размере 200 рублей «за заслуги перед русской литературой». Мандельштам начинает зарабатывать деньги переводом, так как он в совершенстве владел немецким, французским и английским языками
- 1933 – на честь поэта было организовано два литературных вечера в Ленинграде
- 1934, 13 мая – его арестовывают за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» и приговаривают к трем годам ссылки в Чердыни, которая была заменена Воронежем. Вслед за мужем в ссылку отправляется его жена Надежда
- 1934 – 1937 – Осип начинает работать в печатной прессе Воронежа и устраивается на радио
- 1937 – после ссылки поэту и его семье запрещается проживать в Ленинграде и в Москве. Они оседают в Калинине
- 1938,2 мая – Осипа повторно арестовывают и приговаривают к 5 годам лагерей за контрреволюционную деятельность
- 1938, 27 декабря – Осип Эмильевич Мандельштам умирает когда пребывал в больничном бараке лагеря под Владивостоком где отбывал ссылку
Источник: https://ktoikak.com/osip-mandelshtam-hronologicheskaya-tablitsa/
Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама
Жизнь и творчество О.Э.Мандельштама
ПЛАН.
- Первые творческие годы
- Мандельштам и акмеизм.
- Первая книга стихов.
- «Тристии» вторая книга.
- Тема любви у Осипа Мандельштама.
- Восприятие Мандельштамом революции и гражданской войны.
- Проза Мандельштама.
- Возвращение к стихам.
- Авторские вечера.
- Эпиграмма на Сталина.
- Реакция современников.
- Чудо.
- «Изолировать, но сохранить».
- «Но ведь он же мастер».
- Вымученная «ода Сталину».
- Перелом в душе поэта.
- Попытка оправдать вождя.
- Воронеж.
- Любимые поэты Мандельштама.
- Любовь к искусству.
- Тревожный январь.
- Конец благополучия.
- Полная изоляция.
- Второй арест Мандельштама.
- Гибель поэта.
В двадцатых числах октября 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам писал брату Александру и жене Надежде Яковлевне: «Дорогой Шура! Я нахожусь Владивосток, УСВИТЛ, 11 барак. Из Москвы из Бутырок этап 9 сентября, приехали 12 октября.
Здоровье очень слабое, истощён до крайности, исхудал, не узнаваем почти, но посылать деньги, вещи и продукты не знаю, есть ли смысл. Попробуйте всё-таки. Очень мёрзну без вещей…». Это, видимо, последние дошедшие до нас строки поэта. 27 декабря Осип Эмильевич Мандельштам умер в больничном в пересыльном лагере под Владивостоком. Ему было сорок семь лет.
Меньше чем полвека отмерила ему судьба, но тридцать лет жизни он безраздельно посвятил поэзии. Никогда и ни в чём он не изменял своему призванию, поэт предпочитал позицию живущего вместе с людьми, создающего насущно необходимое людям. Наградой ему были гонения, нищета, наконец, гибель.
Но оплаченные такой ценой стихи, в течение десятилетий не печатавшиеся, жестоко преследуемые остались жить и теперь входят в наше сознание, как высокие образцы достоинства, силы человеческого гения.
Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье коммерсанта, так и не сумевшего создать состояние. Но родным городом стал для Поэта Петербург: здесь он вырос, окончил одно из лучших в тогдашней России Тенишевское училище.
Здесь он пережил революцию 1905 года. Она воспринималась как «слава века» и дело доблести.
Первые два стихотворения Мандельштама, напечатанные в училищном журнале в 1907году по стилю добросовестно народнические, по духу пламенно революционные: «Синие пики обнимутся с вилами и обагрятся в крови…»
К поэзии его толкнули уроки символиста В.В.Гипплуса, который читал в училище русскую словесность. Затем Мандельштам учился на романо-германском отделении филологического факультета университета. Вскоре после этого он покинул город на Неве.
Мандельштам ещё будет возвращаться сюда, «в город знакомый до слёз, до прожилок, до детских припухших желез».
Встречи со «столицей северной», «Петрополем прозрачным», где «каналов узкие пеналы подо льдом ещё черней», будут частыми в стихах, порождённых и чувством причастности своей судьбы к судьбе родного города, и приклонением перед его красотой.
В 1910 году становится бесспорным «кризис символизма» исчерпанность политической системы. В1911 году молодые поэты из выучеников символизма, желая искать новые пути, образуют «Цех поэтов» организацию под председательством Н. Гумилёва и С. Городецкого. В1912 году внутри Цеха поэтов образуется ядро из шести человек, назвавших себя акмеистами. Это были Н. Гумилёв, С.
Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут. Более несхожих поэтов трудно было вообразить.
Группа просуществовала два года и с началом мировой войны распалась; но Ахматова и Мандельштам продолжали ощущать себя «акмеистами» до конца дней, и у историков литературы слово «акмеизм» всё чаще стало означать совокупность обоих творческих особенностей именно этих двух поэтов.
Акмеизм для Мандельштама «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия. Любите существование вещи больше самой вещи и своё бытие больше самих себя вот высшая заповедь акмеизма». И второе создание вечного искусства.
Осипу Эмильевичу было очень важно почувствовать себя в кругу единомышленников, хотя бы и очень узком. Он мелькал в Цехе поэтов на дискуссиях и выставках, в богемном подвале «Бродячая собака». Вскинутый хохол, торжественность, ребячливость, задор, бедность и постоянное житьё взаймы таким он запомнился современникам.
В 1913 году он печатает книжку стихов, в 1916 году она переиздаётся, расширенная вдвое. Из ранних стихов книгу вошла лишь малая часть не о «вечности, а о милом и ничтожном». Книга вышла под заглавием «Камень». Архитектурные стихи сердцевина мандельштамовского «Камня».
Именно там акмеический идеал высказан как формула:
- Но чем внимательней, твердыня Notre-Dame,
- Я изучал твои чудовищные рёбра,
- Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
- И я когда-нибудь прекрасное создам.
Последние стихотворения «Камня» писались уже в начале мировой войны. Как и все, Мандельштам встретил войну восторженно, как все, разочаровался через год.
- Революцию он принял безоговорочно, связывая с ней представления о начале новой эры эры утверждения социальной справедливости, подлинного обновления жизни.
- Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий
- Скрипучий поворот руля.
- Земля плывёт. Мужайтесь, мужики,
- Как плугом, океан деля.
- Мы будем помнить в житейской стуже,
- Что десяти небес нам стоила земля.
Зимой 1919 года открывается возможность поехать на менее голодный юг; он уезжает на полтора года. Первой поездке он посвятил потом очерки «Феодосия».
По существу именно тогда решался для него вопрос: эмигрировать или не эмигрировать. Эмигрировать он не стал.
А о тех, кто предпочёл эмиграцию, он писал в двусмысленном стихотворении «Где ночь бросает якоря…»: «Куда летите вы? Зачем от древа жизни вы отпали? Вам чужд и страшен Вифлеем, И яслей вы не увидали…»
Весной 1922 года Мандельштам возвращается с юга и поселяется в Москве. С ним молодая жена, Надежда Яковлевна. Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна были совершенно неразделимы. Она была вровень своему мужу по уму, образованности, огромной душевной силе.
Она, безусловно, являлась моральной опорой для Осипа Эмильевича. Тяжёлая трагическая его судьба стала и её судьбой. Этот крест она сама взяла на себя и несла его так, что, казалось, иначе и не могло быть.
«Осип любил Надю невероятно и неправдоподобно», говорила Анна Ахматова.
Осенью 1922 года в Берлине выходит маленькая книжка новых стихов «Тристии». (Мандельштам хотел назвать её «Новый камень».) В1923 году она переиздаётся в изменённом виде в Москве под заглавием «Вторая книга» (и с посвящением Наде Хазиной). Стихи «Тристий» резко непохожи на стихи «Камня». Это новая вторая поэтика Мандельштама.
В стихотворении «На розвальнях…» тема смерти вытеснила тему любви. В стихах о любимом голосе в телефоне («Твоё чудесное произношение…») являются неожиданные строки: «пусть говорят: любовь крылата, смерть окрылённее стократ».
Тема смерти пришла к Мандельштаму тоже из собственного душевного опыта: в 1916 году умерла его мать.
Просветляющий вывод лишь стихотворение «Сестры тяжесть и нежность…»: жизнь и смерть круговорот, роза рождается из земли и уходит в землю, а память о своём единичном существовании она оставляет в искусстве.
Но гораздо чаще и тревожнее пишет Мандельштам не о смерти человека, а о смерти государства. Эта поэтика была откликом на катастрофические события войны и революции. Три произведения подводят итог этому революционному периоду творчества Мандельштама три и ещё одно. Прологом служит маленькое стихотворение «Век»:
- Век мой, зверь мой, кто сумеет
- Заглянуть в твои зрачки
- И своею кровью склеит
- Двух столетий позвонки?
- Веку перебили спинной хребет, связь времён прервана, и это грозит гибелью не только старому веку, но и новорожденному.
Из современников Мандельштама, может быть, один только Андрей Платонов мог уже тогда столь же остро ощутить трагедию эпохи, когда котлован, что готовился под строительство величественного здания социализма, становился для многих работающих там могилой.
Среди поэтов Мандельштам был едва ли не единственным, кто так рано смог рассмотреть опасность, угрожающую человеку, которого без остатка подчиняет себе время.
«Мне на плечи кидается век-волкодав, Но чем же не волк я по крови своей…» Что же в эту эпоху происходит с человеком? Отделять свою судьбу от судьбы народа, страны, наконец, от судеб современников Осип Эмильевич не хотел. Он твердил об этом настойчиво и громко:
- Пора вам знать: я тоже современник,
- Я человек эпохи Москвошвея,
- Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
- Как я ступать и говорить умею!
- Попробуйте меня от века оторвать!
- Ручаюсь вам, себе свернёте шею!
В жизни Мандельштам не был ни борцом, ни бойцом. Ему ведомы были обычные человеческие чувства, и среди них чувство страха. Но, как подметил умный и ядовитый В.
Ходасевич, в поэте уживалась «заячья трусость с мужеством почти героическим». Что касается стихов, то в них обнаруживается лишь то свойство натуры поэта, что названо последним.
Поэт не был мужественным человеком в расхожем смысле слова, но упорно твердил:
Чур! Не просить, не жаловаться! Цыц!
Не хныкать!
Источник: https://studsell.com/view/44637/
Автор Осип Эмильевич Мандельштам
Осип Эмильевич Мандельштам — русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из величайших русских поэтов XX века.
Родился 3 января 1891г. в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург.
Здесь заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений — Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией, музыкой, театром (директор училища поэт-символист Вл. Гиппиус способствовал этому интересу).
В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, знакомится с Н. Гумилевым. Интерес к литературе, истории, философии приводит его в Гейдельбергский университет, где он слушает лекции в течение года. Наездами бывает в Петербурге, устанавливает свои первые связи с литературной средой: прослушивает курс лекций по стихосложению на «башне» у В. Иванова.
Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов, становится частым гостем В. Иванова, теоретика символизма, у которого собирались талантливые литераторы.
В 1911 Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, желая систематизировать свои знания.
К этому времени он прочно входит в литературную среду — он принадлежит к группе акмеистов (от греческого «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила), к организованному Н. Гумилевым «Цеху поэтов», в который входили А. Ахматова, С.
Городецкий, М. Кузмин и др. Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.
В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О. Мандельштама — «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. Много выступает с чтением своих стихов в различных литературных объединениях.
В предоктябрьские годы появляются новые знакомства: М. Цветаева, М. Волошин, в доме которого в Крыму Мандельштам бывал несколько раз.
В 1918 Мандельштам живет то в Москве, то в Петрограде, потом в Тифлисе, куда приехал ненадолго и потом приезжал снова и снова. Н. Чуковский написал: «…
у него никогда не было не только никакого имущества, но и постоянной оседлости — он вел бродячий образ жизни, …я понял самую разительную его черту — безбытность.
Это был человек, не создававший вокруг себя никакого быта и живущий вне всякого уклада».
1920-е были для него временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Вышли новые поэтические сборники — «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923), «Стихотворения» (1928). Он продолжал публиковать статьи о литературе — сборник «О поэзии» (1928).
Были изданы две книги прозы — повесть «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928). Вышли и несколько книжек для детей — «Два трамвая», «Примус» (1925), «Шары» (1926). Много времени Мандельштам отдает переводческой работе.
В совершенстве владея французским, немецким и английским языком, он брался (нередко в целях заработка) за переводы прозы современных зарубежных писателей. С особой тщательностью относился к стихотворным переводам, проявляя высокое мастерство.
В 1930-е, когда началась открытая травля поэта и печататься становилось все труднее, перевод оставался той отдушиной, где поэт мог сохранить себя. В эти годы он перевел десятки книг.
Осенью 1933 пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», за которое в мае 1934 был арестован.
Только защита Бухарина смягчила приговор — выслали в Чердынь-на-Каме, где пробыл две недели, заболел, попал в больницу. Был отправлен в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки возвращается в Москву, но здесь ему жить запрещают. Живет в Калинине.
Получив путевку в санаторий, уезжает с женой в Саматиху, где он был вновь арестован. Приговор — 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. В пересыльном лагере на Второй речке (теперь в черте Владивостока) 27 декабря 1938 О.
Мандельштам умер в больничном бараке в лагере.
В. Шкловский сказал о Мандельштаме: «Это был человек… странный… трудный… трогательный… и гениальный!»
Жена поэта Надежда Мандельштам и некоторые испытанные друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-е появилась возможность опубликовать. Сейчас изданы все произведения О. Мандельштама.
Источник: https://librebook.me/list/person/osip_emilevich_mandelshtam
10. Лирика О. Мандельштама — Билеты
Лирика О.
Мандельштама
«Камень» (1913) — первый
сборник. Состоял из 23 стихотворений. Но признание пришло после второго издания
«Камня» в 1916 году, в котором было уже
67 стихотворений.
О книге восторженно писали, отмечая «ювелирное мастерство», «безупречность
формы», «чеканность строк». Были,
правда, и упрёки в холодности,
преобладании мысли над чувством.
И действительно, «Камень» отличается особой
торжественностью, готической архитектурностью, идущей от увлечения античностью
и классицизмом.
Настроение сборника минорное. Рефрен большинства
стихотворений – слово «печаль»: «Я
печаль, как птицу серую, в сердце медленно несу». Есть и стихотворения
драматической, лермонтовской силы:
- Небо тусклое с отсветом странным —
- Мировая туманная боль
- О, позволь мне быть также туманным
- И тебя не любить мне позволь.
Во втором большом
сборнике «Tristia» (1922) большое место занимает тема Рима и Петербурга, с их дворцами и
площадями. Есть и тема любви.
Влюблённость – постоянное состояние души Мандельштама, но оно трактуется широко,
как влюблённость в жизнь.
В сборнике «Стихи 1921-1925 годов» и затем в
творчестве позднего Мандельштама исчезает
классическая ясность, появляются сложные
метафоры, которые делают стихи
трудными для восприятия. Появляются и образы-символы,
переходящие из одного стихотворения в другое.
Например, слово «век»: «век-зверь»,
«век-волкодав», «век-властелин». Другой пример – слово «ласточка» — символ
искусства, творчества, слова. И наконец, слово «солнце»: «черное солнце», «ночное
солнце». Этот образ-символ – нередкий гость в мировой литературе, особенно
религиозной, это предвестие гибели.
Неслучайно поэтику Мандельштама называют ассоциативной.
Основные темы:
Тема античности. Приведем
хрестоматийный пример:
Бессонница. Гомер. Тугие
паруса.
Я список кораблей прочел
до середины…
В античности он ищет опоры, чего-то очень простого и в то же время
важного в отношениях между людьми, вселяющего надежду на будущее.
Тема смерти. С первого сборника стала одной из доминирующих. Уже в самых ранних стихах
смерть – это единственная проверка
собственной реальности:
Когда б не смерть, так никогда бы
Мне не узнать, что я живу.
Тема любви. Доминирующей была и тема любви: к
жизни, к природе, к женщине.
Любовь к
женщине светла и целомудренна, а лирический герой Мандельштама – не
любовник, а скорее нежный брат, слегка влюбленный в сестру или в «туманную
монашку».
Кроме того, Мандельштам был одним из немногих поэтов, посвящавших стихи
женам. Даже стихотворение 1937 года, написанное перед гибелью, похоже на
послание влюбленного.
Тема Петербурга. Петербург – город, в
котором прошли детство и молодость поэта. А потому он легко оперирует всеми реалиями
петербургского зодчества («Адмиралтейство», «Дворцовая площадь»). Важно!
Перекличка образов Петербурга с образами античности.
Тема политики. Мандельштам одним из первых стал писать стихи на эту тему. Революция была
для него большим событием, слово «народ» фигурирует во многих стихах. Но для
него с первых дней обнажилась истинная сущность революции.
Пример тому – «Сумерки свободы», антигимн революции. В
нем поэт готов добровольно присоединиться к тем, кто пытается двинуть страну в
неведомом направлении: «Ну что ж, попробуем огромный, неуклюжий, скрипучий
поворот руля…
»
- И наконец, Мандельштам – единственный из поэтов,
написавший при жизни Сталина антисталинские стихи, за которые ему пришлось
заплатить жизнью: - Мы живем, под собою не
чуя страны, - Наши речи за десять
шагов не слышны…
Важно! Мандельштам не был
певцом социализма, но не был и антисоветчиком. Антисталинское стихотворение –
не означает антисоветское. Он просто оказался прозорливее многих, увидев
антигуманную сущность кремлевского властителя.
Источник: https://sites.google.com/site/anniepepel/home/10
О.Э. Мандельштам краткая биография, творчество и интересные факты
Страна наша всегда была богата на талантливых людей, среди которых и люди науки, и творческие люди.
Среди талантов, мы выделяем писателей, которые сделали огромный вклад как в развитие литературы, так и совершали колоссальную народную поддержку, поднимая актуальные вопросы или же погружая в мир чувственности и эмоций.
Изучая биографии писателей, мы начинаем лучше понимать их произведения, их жизнь и цели. Среди поэтов двадцатого века, сегодня остановимся на биографии Осипа Мандельштама, его творчестве, и интересных фактах из жизни поэта.
Биография и творчество Мандельштама
Осип Мандельштам был литературным критиком, переводчиком, но самое главное, это один из знаменитых поэтов 20 века, что оставил нам богатое литературное наследие. Его произведения затрагивают все струны человеческой души. Это поэт со сложной судьбой, чью жизнь мы рассмотрим, изучая факты из биографии и творчество Мандельштама кратко.
Родился поэт в Варшаве в еврейской семье купца в конце девятнадцатого века. Это произошло в 1891 году. В Варшаве семья Мандельштамов живет недолго и уже в 1887 году они в Петербурге, где Осип получает свое первое образование.
Окончив училище, он слушает лекции в Петербургском университете. Но занятия оказались непродолжительными, ведь Мандельштам едет во Францию, где поступает в престижное учебное заведение. Он учится в Сорбонне.
Уже в это время Осип стал проявлять интерес к литературе, посещая лекции Бедье и увлекаясь творчеством Верлена и Бодлера. Однако он не смог окончить Сорбоннский университет, по причине разорения его родителей.
Приходится ехать обратно в Петербург, где поступает в университет на историко-философский факультет. Но к учебе Осип уже не проявляет интереса, учится плохо и не заканчивает курс обучения.
Продолжая изучать биографию Мандельштама, перейдем к его творческой деятельности. Как уже говорилось, еще во Франции он стал пробовать писать, открыв для себя направление символизма. Он пишет, заводит знакомства среди таких же писателей символистов, где был и Гумилев. Познакомился с Ахматовой, Цветаевой и другими. Его стихи печатаются, делая поэта известным.
Первый сборник стихов Мандельштама вышел в 1913 году, а с 1914 года он уже активный участник литературного общества. Писатель сотрудничает с разными издательствами, газетами.
Поездка в 1919 году в Киев стала судьбоносной, ведь там он встретил будущую жену Хазину. Но свадьба произойдет в 1922 году, а пока впереди гражданская война и годы скитаний по странам, но все равно писатель остается верен России.
В годы революции и гражданской войны Мандельштам продолжает дарить читателям свои работы. Все эти стихотворения входят в сборник Tristia. В это же время вышли сборники Вторая книга, автобиографическая повесть Шум времени и повесть Египетская марка.
В 1928 году Мадельштам пишет последние книги в своей жизни. Это были работы под названием О поэзии и Стихотворения.
С 1933 году писатель в ссылке. Туда он был отравлен за эпиграмму в адрес Вождя. Сначала он был выслан в Воронеж, а затем на Дальний Восток. Тот период охарактеризован нищетой жизни поэта, но он все равно продолжает писать.
1938 год — это последний год в жизни поэта. Пребывая в пересыльном лагере в окрестностях Владивостока, писатель умирает от тифа.
Интересные факты биографии
В биографии Мандельштама имеется много интересных фактов. Например, его первой любовью была художница Зельманова-Чудовская, которой поэт так и не написал ни одной строчки по причине отсутствия вдохновения.
Поэт не был на фронте в годы Первой мировой, хоть и рвался на защиту страны. Помешало уйти на войну заболевание. У него была обнаружена сердечная астения.
Несмотря на то, что он учился в двух университетах, однако ни один их них не окончил.
Мандельштам был влюбчивым. Среди его избранниц была и Цветаева. Об этих отношениях говорили многие. Разрыв же с девушкой приводит к мысли о монастыре.
Встретив свою жену Хазину и женившись на ней, Осип встретил актрису Арбенину и сразу же влюбился в нее, потеряв покой. Но, оставаясь со своими душевными переживаниями, он оставался с Арбениной друзьями.
Жена прошла с мужем всю его жизнь, сопровождая в ссылках. Она была рядом и собирала все его работы. Благодаря этому многие стихотворения поэта не затерялись, а дошли до читателей.
- Осип не принял советскую власть из-за чего и скитался по ссылкам, жил в бедности, в постоянном ожидании расстрела.
- Могила Осипа Мадельштам неизвестна.
- На месте лагеря, где умер писатель, был установлен первый памятник поэту.
Источник: https://sochinyshka.ru/o-e-mandelshtam-kratkaya-biografiya-tvorchestvo-i-interesnye-fakty.html