Емеля охотник — краткое содержание мамина-сибиряка

Емеля охотник - краткое содержание Мамина-СибирякаГлавные герои рассказа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» — старый охотник по имени Емеля и его шестилетний внук Гришутка. Они жили в охотничьей деревушке, что находилась в северной части Уральских гор.

Однажды весной Гришутка простудился и заболел. Болел он долго и ничего ему не помогало. Положение ухудшалось еще и тем, что припасов в доме почти не осталось, дед не мог уйти на охоту и оставить больного внука одного.

Наступил уже июнь, а Гришутка продолжал болеть. Однажды он попросил деда добыть ему олененка, и Емеля стал собираться на охоту. Он три не кормил свою собаку, чтобы она лучше искала следы. Потом он ставил Гришутку под присмотром соседки и ушел на охоту, взяв с собой пса.

Долго ему не удавалось найти олениху с олененком, но Емеля-охотник был упорным человеком. На четвертый день поисков он наткнулся на следы оленихи и олененка. Через несколько часов он увидел и саму олениху.

Старый охотник понял, что олениха специально ему показывается, чтобы увести от олененка.

Несколько часов олениха отвлекала Емелю, перебегая с места на место, но в какой-то момент охотник все-таки обнаружил олененка.

Он уже приготовился стрелять, но потом вспомнил, как мать-олениха отвлекала его от детеныша, и не стал стрелять, а громко свистнул. Олененок и его мать убежали и скрылись в лесу.

А Емеля-охотник вернулся домой и рассказал внуку о том, как нашел олененка и как пожалел его. С охоты Емеля принес глухаря, из которого сварил внуку вкусную похлебку. Гришутка с удовольствием поел похлебку, а потом до самого сна спрашивал деда про олененка. Во сне Гришутка видел, как олененок весело гуляет с мамой по лесу. И Емеля-охотник тоже улыбался во сне.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» заключается в том, что надо уметь быть милосердным. Старый охотник Емеля выслеживал олениху с олененком, чтобы угодить больному внуку. Но когда наступил удобный момент для выстрела, охотник не стал стрелять в олененка, потому что пожалел его мать, которая несколько часов отвлекала охотника от своего детеныша.

Рассказ Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» учит быть добрым и не охотиться на животных без особой необходимости. Емеля-охотник не стал убивать олененка, хотя больной внук и просил его об этом. Вместо этого охотник добыл глухаря, из которого сварил мальчику вкусную похлебку, а потом рассказал ему, как от него убежал олененок.

В рассказе мне понравился Емеля-охотник, у которого оказалось доброе сердце. Он пожалел мать-олениху, которая несколько часов спасала жизнь своего детеныша, и не стал стрелять в олененка. Я желаю, чтобы Гришутка скорее выздоровел, и смог вновь наслаждаться природой и животным миром, который с ним совсем рядом.

Какие пословицы подходят к рассказу Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»?

Распутаешь след — будет дичь на обед.
Куда мать, туда и дитя.

Встретил с радостью, а проводил с жалостью.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_emelya_ohotnik/

Мамин-Сибиряк Дмитрий “Емеля-охотник” Читательский дневник

  • Мамин-Сибиряк Дмитрий
  • Название: “Емеля-охотник”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: животные
  • Число страниц: 10
  • Главные герои и их характеристика
  1. Емеля. Старый охотник. Опытный и добрый.
  2. Гриша, внук Емели. Маленький и больной мальчик.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Старый Емеля три дня бродит по лесу, чтобы поймать для
больного внука олененка. Но увидев, как мать-олениха защищает своего ребенка,
Емеля жалеет зверей и возвращается домой без олененка.

Сюжет — краткое содержание

  1. Мать Гриши погибла, защищая сына от волков, а
    отец умер еще три года назад.
  2. Сам Гриша заболел, и заботится о нем его старый
    дед Емеля, знаменитый охотник.
  3. Гриша просит деда поймать ему олененка, и старик
    отправляется в лес на охоту.
  4. Он долго выслеживает оленя, а когда наконец
    видит олениху с олененком, не стреляет.
  5. Емеля вспоминает, как мать Гриши точно также
    закрывала сына от волков, и свистом прогоняет оленей.
  6. Он возвращается домой, и Гриша радостно смеется,
    слушая рассказы старика о приключении в лесу.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как олениха смело пыталась отвести
старика-охотника от олененка. Даже Емеля удивлялся смелости оленихи, а потом не
смог выстрелить в олененка.

План произведения для пересказа

  1. Деревня Тычки
  2. Избушка у леса
  3. Просьба Гриши
  4. Лыско и олень
  5. Бесплодные поиски
  6. Храбрость оленихи
  7. Рассказ старика
  1. Главная мысль
  2. Любая мать не пожалеет собственной жизни, только бы спасти
    собственного ребенка.
  3. Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу, любить и беречь животных,
никогда не убивать животных напрасно. Учит жалости и состраданию, учит
самопожертвованию и самоотверженности.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ про доброго охотника,
который пощадил мать-олениху, потому что та защищала своего олененка совсем как
человек. Этот подвиг животного заставил Емелю изменить свое намерение и
пощадить животных.

  • Новые слова и выражения
  • Сажень – старинная мера длины.
  • Дремучий ельник – густой еловый лес.
  • Студеная вода – очень холодная.
  • Пословицы к произведению
  • Ради ребенка мать готова себя продать.
  • Материнская молитва со дна моря поднимает.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Кто матери не послушает – в беду попадет.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/mamin-sibiryak-dmitriy-emelya-okhotnik/

Емеля охотник краткое содержание для читательского дневника

26.08.2019

97 0

В лесной глуши, в деревне Тычки живет старый охотник Емеля с внуком Гришуткой (отец его умер от горячки, а мать защитила своим телом от стали волков) и собакой Лыском. Мальчик лежит простуженный уже 2-й месяц и просит деда добыть желтого теленка оленя. Емеля специально 3 дня не кормит Лыска и выходит на охоту.

После долгих поисков он находит матку с олененком и долго ходит за ней (олениха уводит охотника от малыша), но наконец видит теленка. Но старик не тронул звереныша, вспомнив, как Гришу спасла его мать. Дома Емеля рассказывает внуку о встрече с теленком и варит обед из глухаря. Во сне мальчик видит олененка.

Значения в других словарях

Мамин-сибиряк Д.н. — Приёмыш

Охотник приходит в гости к одинокому старому рыбаку, живущему на озере. Встречает его только собака Соболько; вскоре на лодке появился и рыбак Тарас, подгоняющий перед собой лебедя.

Гостю старик рассказал, что лебедь — сирота, его родителей убили ради забавы, теперь он живет со стариком и Собольком.

Дед очень любит птицу, но отказывается подрезать крылья «божьей твари», чтобы тот не улетел — мол, …

Мамин-сибирякд.н. — Вертел

В тесной убогой матерской работают огранщики драгоценных камней, в том числе вертел (вертит камень) Прошка.

Хозяин хитрый: обсчитывает клиентов, подсовывает «левые» камни, не улучшает условия работы, хоть и обещает сделать это «как только поправлюсь с делами».

Однажды в мастерскую на экскурсию зашла барыня с сыном, которому настолько понравилась работа Прошки, что загорелся идеей стать вертелом. Б…

Мамин-сибирякд.н. — Зимовье На Студёной

В зимовье на реке Студеной живет старик-охотник Елеска с псом Музгаркой.

Семья деда умерла от холеры, медведь покалечил самого Елеску, но знакомые купцы устроили калеку на зимовье, где он бил птицу, соболей, ловил рыбу — с того и жил.

Еду и общение зимой привозили обозы; старик жалел только, что не хватает хлеба и соли. Однажды он попросил молодого приказчика привезти ему петушка. Тот уважил дедуш…

Рассказ о глухой деревне, где на окраине живет старый Емеля с маленьким внуком. В рассказе показана, в основном, охота Емели на олененка. Старику Емеле, который и видит-то уже плохо, нужно принести олененка маленькому Гришутке.

То болеет очень уж сильно, а просит только одного – олененка. Кроме деда, у Гришутки никого нет. Мать его растерзали волки, когда она шла по краю деревни домой. Умирая, она закрывала телом своего маленького ребенка.

Отец Гришутки умер еще раньше и тяжелой работы – в горячке.

Емеля понимает, что должен найти олененка, убить его, хотя ещё не совсем сезон. Без отдыха, мучая голодом любимую собаку, чтоб лучше след брала, Емеля ищет оленя. Почти отчаявшись, находит.

Самка оленя «водит» охотника, жертвуя собой, подставляясь под пулю, пытается увести его от своего ребенка. Но Емеля ждёт, зная, что совсем своего ребенка она не сможет бросить.

И старик находит маленького оленя… но не стреляет, вспомнив о таком же жертвенном поведении своей дочки.

Вернувшись домой, он просто рассказывает внуку эту историю. И ребенок выздоравливает. Здесь показано, что можно совершить чудо, не жертвуя невинными. Чистое сердце, в данном случае ребенка, всё поймет, не станет требовать крови.

Картинка или рисунок Емеля-охотник

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лавренев Сорок первый 41
    Действие происходит в годы Гражданской войны. По незнакомой пустыне Туркестана, после боя с белыми, движется в сопровождении пары верблюдов отряд красноармейцев под командованием комиссара Евсюкова.
  • Краткое содержание Дюма Граф Монте Кристо
    Эдмон Дантес, заменивший капитана корабля Фараон, прибывает в порт города Марсель. Там его ждёт невеста Мерседес и пожилой отец.

Закажи решебник и скоро он будет на сайте

  • Положительные стороны участия в школьных олимпиадах Облегчение поступления в университет. Вы можете задать своему ребенку конечную цель всего учебного процесса, тем самым убедив его в необходимости хорошей учебы. Часто родители говорят своим детям, что если они будут плохо учиться, то не смогут приобрести хорошую профессию в будущем, и пойдут в дворники.
  • Особенности питания школьника Питание в школе должно быть хорошо организованным. Школьник должен быть обеспечен в столовой обедом и горячим завтраком. Интервал между первым и вторым приемом пищи не должен превышать четыре часа. Наиболее оптимальным вариантом должен быть завтрак ребенка дома, в школе же он съедает второй завтрак
  • Детская агрессия в школе и сложности в процессе обучения Между детской агрессией и трудностями в процессе обучения установлена определенная взаимосвязь. Каждый школьник хочет иметь в школе много друзей, иметь хорошую успеваемость и хорошие оценки. Когда это у ребенка не получается, он делает агрессивные поступки.
    Каждое поведение на что-то нацелено, имеет смысловую
  • Советы психологов родителям В любых олимпиадах и всевозможных конкурсах ребенок, прежде всего, самовыражается и самореализовывается. Родители обязательно должны поддерживать своего ребенка, если он увлечен интеллектуальными соревнованиями. Ребенку важно осознавать себя частью общества интеллектуалов, в котором царят сопернические настроения, и ребенок сравнивает свои достигнутые
  • Ребенок отказывается от приема пищи в столовой школы Разборчивому ребенку школьная еда может прийтись не по вкусу. Зачастую, это самая распространенная причина отказа школьника от еды. Все происходит от того, что меню в школе не учитывает вкусовые потребности каждого отдельного ребенка. В школе никто не будет исключать какой-либо продукт из питания отдельного ребенка дабы
  • Как родители относятся к школе Для того чтобы понять как родители относятся к школе, то важно для начала охарактеризовать современных родителей, возрастная категория которых весьма разнообразна. Не смотря на это большую часть из них составляют родители, которые относятся к поколению девяностых годов, которые отличаются тяжелым временем для всего населения.
  • Школьная форма Первые школьные сборы навсегда остаются в памяти каждого из нас. Родители начинают закупать всю необходимую канцелярию, начиная с августа. Главным школьным атрибутом является форма школьника. Наряд должен быть тщательно подобран, чтобы первоклассник чувствовал себя уверенно. Введение школьной формы обосновывается многими причинами.

Д. Н. Мамин-Сибиряк Емеля-охотник

В лесной глуши, в деревне Тычки живет старый охотник Емеля с внуком Гришуткой (отец его умер от горячки, а мать защитила своим телом от стали волков) и собакой Лыском. Мальчик лежит простуженный уже 2-й месяц и просит деда добыть желтого теленка оленя. Емеля специально 3 дня не кормит Лыска и выходит на охоту.

Читайте также:  Анализ стихотворения есенина письмо матери

После долгих поисков он находит матку с олененком и долго ходит за ней (олениха уводит охотника от малыша), но наконец видит теленка. Но старик не тронул звереныша, вспомнив, как Гришу спасла его мать. Дома Емеля рассказывает внуку о встрече с теленком и варит обед из глухаря. Во сне мальчик видит олененка.

  1. Морозко У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку “во чисто поле на трескун-мороз”….
  2. В основу поэмы легли карело-финские народные эпические песни (руны), которые в XVIII в. собрал и обработал Элиас Леннрот. Ильматар, дочь воздуха, жила в воздушных просторах….
  3. В основу поэмы легли карело-финские народные эпические песни, которые в XVIII в. собрал и обработал Элиас Леннрот. Руна 1 Ильматар, дочь воздуха, жила в воздушных…
  4. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но…
  5. Бежин луг Прекрасным июльским днем, одним из тех дней, когда погода установилась надолго, рассказчик охотился на тетеревов в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял довольно…
  6. Ч. Т. Айтматов Белый пароход Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей – дедова дочь и жена…
  7. Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей – дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика…
  8. Задали в школе однажды задание нарисовать героя любимой сказки. А на улице светило солнышко. Так и тянуло поиграть с ребятами в футбол. Сами собой пришли…
  9. М. М. Пришвин Жень-шень После окончания русско-японской войны я выбрал трехлинейку получше и отправился из Маньчжурии в Россию. Довольно скоро перешел русскую границу, перевалил какой-то…
  10. После окончания русско-японской войны я выбрал трехлинейку получше и отправился из Маньчжурии в Россию. Довольно скоро перешел русскую границу, перевалил какой-то хребет и на берегу…
  11. Цикл состоит из 25 рассказов, которые представляют собой зарисовки из жизни помещиков и мелкого дворянства первой половины XIX века. Хорь и Калиныч Поразительна разница между…
  12. ЧАСТЬ 1 1 “В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м…
  13. Двадцатый век принес человечеству множество проблем, и среди них – экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы,…
  14. С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию,…
  15. Повествование от имени главного героя I Умер отец. Мать полуголая возле него на полу. Приехала бабушка – “круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым…
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
  • Емеля-охотник
  • Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  • Емеля-охотник

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать дворов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозеленый хвойный лес.

Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других стоит к Тычкам горбатая Ручьевая гора, с седой мохнатой вершиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, серых облаках. С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков.

Один такой ручеек весело катится к Тычкам и зиму и лето всех поит студеной, чистой, как слеза, водой.

Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна — на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет улицы, а между избами колесит избитая тропа.

Да тычковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в нее едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда.

В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается тычковским охотникам дня по три ждать, когда вода спадет с них.

Все тычковские мужики — записные охотники. Летом и зимой они почти не выходят из лесу, благо до него рукой подать. Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют медведей, куниц, волков, лисиц; осенью белку; весной — диких коз; летом — всякую птицу. Одним словом, круглый год стоит тяжелая и часто опасная работа.

В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи.

Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках.

Перед каждой охотой Емеля дня три морит несчастного Лыска, чтобы он лучше искал дичь и выслеживал всякого зверя.

Дедко… а дедко!.. — с трудом спрашивал маленький Гришутка однажды вечером. — Теперь олени с телятами ходят?

С телятами, Гришук, — ответил Емеля, доплетая новые лапти.

Вот бы, дедко, теленочка добыть… А?

Погоди, добудем… Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и теленочка добуду, Гришук!

Мальчик ничего не ответил, а только тяжело вздохнул. Гришутке всего было лет шесть, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под теплой оленьей шкурой. Мальчик простудился еще весной, когда таял снег, и все не мог поправиться.

Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю. Поил какой-то травой, два раза носил в баню, — больному не делалось лучше. Мальчик почти ничего не ел. Пожует корочку черного хлеба, и только.

Оставалась от весны соленая козлятина; но Гришук и смотреть на нее не мог.

«Ишь чего захотел: теленочка… — думал старый Емеля, доковыривая свой лапоть. — Ужо надо добыть…»

Емеле было лет семьдесят: седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он еще бодро и кое-что добывал охотой.

Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью.

Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.

Пора старику и на покой, на теплую печку, да замениться некем, а тут вот еще Гришутка на руках очутился, о нем нужно позаботиться…

Отец Гришутки умер три года назад от горячки, мать заели волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из деревни в свою избушку. Ребенок спасся каким-то чудом.

Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив.

Старому деду пришлось выращивать внучка, а тут еще болезнь приключилась. Беда не приходит одна…

Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой.

Видно, Емеля на охоту собрался, — говорили в деревне бабы.

Это была правда. Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нем были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и теплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично защищала его лысую голову от зимнего холода и от летнего зноя.

Ну, Гришук, поправляйся без меня… — говорил Емеля внуку на прощанье. — За тобой приглядит старуха Маланья, пока я за теленком схожу.

  1. А принесешь теленка-то, дедко?
  2. Принесу, сказал.
  3. Желтенького?

Желтенького…

Ну, я буду тебя ждать… Смотри не промахнись, когда стрелять будешь…

Емеля давно собирался за оленями, да все жалел бросить внука одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик решился попытать счастья. Да и старая Маланья поглядит за мальчонком, — все же лучше, чем лежать одному в избушке.

В лесу Емеля был как дома. Да и как ему не знать этого леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьем да с собакой. Все тропы, все приметы все знал старик на сто верст кругом.

А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшие ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы.

Да, чудно и хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.

Тропинка, по которой он шел, змейкой взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости, и зеленым шатром раскидывалась рябина.

Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника, который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями. В одном месте, с половины горы, открывался широкий вид на далекие горы и на Тычки.

Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и крестьянские избы казались отсюда черными точками. Емеля, заслонив глаза от солнца, долго глядел на свою избушку и думал о внучке.

Источник: https://sherstinka.ru/povorot-karery/emelya-ohotnik-kratkoe-soderzhanie-dlya-chitatelskogo-dnevnika/

Емеля-охотник — Дмитрий Мамин-Сибиряк

I

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать дворов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, но у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечнозеленый хвойный лес.

Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые точно нарочно обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других стоит к Тычкам горбатая Ручьева гора, с седой мохнатой вершиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, серых облаках. С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков.

Один такой ручеек весело катится к Тычкам и зиму и лето всех поит студеной, чистой, как слеза, водой. Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна – на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет улицы, а между избами колесит избитая тропа.

Читайте также:  Анализ стихотворения поэт ахматовой

Да тычковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в нее едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда.

В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается тычковским охотникам дня по три ждать, когда вода спадет с них.

https://www.youtube.com/watch?v=6b_PW43rHMQ

Все тычковские мужики – записные охотники. Летом и зимой они почти не выходят из лесу, благо до него рукой подать. Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют медведей, куниц, волков, лисиц; осенью – белку; весной – диких коз; летом – всякую птицу. Одним словом, круглый год стоит тяжелая и часто опасная работа.

В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет Божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи.

Ни забора, ни ворот, ни сарая – ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско – одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. Перед каждой охотой Емеля дня три морит несчастного Лыска, чтобы он лучше искал дичь и выслеживал всякого зверя.

– Дедко… а дедко!.. – с трудом спрашивал маленький Гришутка однажды вечером. – Теперь олени с телятами ходят? – С телятами, Гришук, – ответил Емеля, доплетая новые лапти.

– Вот бы, дедко, теленочка добыть… А? – Погоди, добудем… Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и теленочка добуду, Гришук!

Мальчик ничего не ответил, а только тяжело вздохнул. Гришутке всего было лет шесть, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под теплой оленьей шкурой. Мальчик простудился еще весной, когда таял снег, и все не мог поправиться.

Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались больше, нос обострился. Емеля видел, как внучонок таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю. Поил какой-то травой, два раза носил в баню, – больному не делалось лучше. Мальчик почти ничего не ел. Пожует корочку черного хлеба, и только.

Оставалась от весны соленая козлятина, но Гришук и смотреть на нее не мог.

«Ишь чего захотел: теленочка… – думал старый Емеля, доковыривая свой лапоть. – Ужо надо добыть…» Емеле было лет семьдесят: седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он еще бодро и кое-что добывал охотой.

Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.

Пора старику и на покой, на теплую печку, да замениться некем, а тут вот еще Гришутка на руках очутился, о нем нужно позаботиться… Отец Гришутки умер три года назад от горячки, мать заели волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из деревни в свою избушку. Ребенок спасся каким-то чудом.

Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив.

Старому деду пришлось выращивать внучка, а тут еще болезнь приключилась. Беда не приходит одна…

II Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой. – Видно, Емеля на охоту собрался, – говорили в деревне бабы. Это была правда.

Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нем были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и теплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично защищала его лысую голову от зимнего холода и от летнего зноя.

– Ну, Гришук, поправляйся без меня… – говорил Емеля внуку на прощанье. – За тобой приглядит старуха Маланья, пока я за теленком схожу. – А принесешь теленка-то, дедко? – Принесу, сказал.

– Желтенького? – Желтенького… – Ну, я буду тебя ждать… Смотри не промахнись, когда стрелять будешь… Емеля давно собирался за оленями, да все жалел бросить внука одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик решился попытать счастья. Да и старая Маланья поглядит за мальчонком, – все же лучше, чем лежать одному в избушке. В лесу Емеля был как дома.

Да и как ему не знать этого леса, когда он целую жизнь бродил по нем с ружьем да с собакой. Все тропы, все приметы – все знал старик на сто верст кругом.

А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы. Да, чудно и хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.

Тропинка, по которой он шел, змейкой взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости, и зеленым шатром раскидывалась рябина. Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника, который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями.

В одном месте, с половины горы, открывался широкий вид на далекие горы и на Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и крестьянские избы казались отсюда черными точками. Емеля, заслонив глаза от солнца, долго глядел на свою избушку и думал о внучке.

– Ну, Лыско, ищи… – говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий ельник. Лыску не нужно было повторять приказание. Он отлично знал свое дело и, уткнув свою острую морду в землю, исчез в густой зеленой чаще. Только на время мелькнула его спина с желтыми пятнами. Охота началась.

Громадные ели поднимались высоко к небу своими острыми вершинами. Мохнатые ветви переплетались между собой, образуя над головой охотника непроницаемый темный свод, сквозь который только кое-где весело глянет солнечный луч и золотым пятном обожжет желтоватый мох или широкий лист папоротника. Трава в таком лесу не растет, и Емеля шел по мягкому желтоватому мху, как по ковру.

Несколько часов брел охотник по этому лесу. Лыско точно в воду канул. Только изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел. Емеля внимательно осматривал все кругом: нет ли где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на кочках. Начало темнеть. Старик почувствовал усталость.

Нужно было думать о ночлеге. «Вероятно, оленей распугали другие охотники», – думал Емеля. Но вот послышался слабый визг Лыска, и впереди затрещали ветви. Емеля прислонился к стволу ели и ждал. Это был олень. Настоящий десятирогий красавец олень, самое благородное из лесных животных.

Вон он приложил свои ветвистые рога к самой спине и внимательно слушает, обнюхивая воздух, чтобы в следующую минуту молнией пропасть в зеленой чаще. Старый Емеля завидел оленя, но он слишком далеко от него: не достать его пулей. Лыско лежит в чаще и не смеет дохнуть в ожидании выстрела; он слышит оленя, чувствует его запах… Вот грянул выстрел, и олень, как стрела, понесся вперед. Емеля промахнулся, а Лыско взвыл от забиравшего его голода. Бедная собака уже чувствовала запах жареной оленины, видела аппетитную кость, которую ей бросит хозяин, а вместо этого приходится ложиться спать с голодным брюхом. Очень скверная история… – Ну, пусть его погуляет, – рассуждал вслух Емеля, когда вечером сидел у огонька под густой столетней елью. – Нам надо теленочка добывать, Лыско… Слышишь?

Собака только жалобно виляла хвостом, положив острую морду между передними лапами. На ее долю сегодня едва выпала одна сухая корочка, которую Емеля бросил ей.

III Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и все напрасно: оленя с теленком не попадалось. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал, хотя и успел перехватить пару молодых зайчат. Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь.

Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленка, о котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носу. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз во сне взвизгивал и принимался глухо лаять.

Только на четвертый день, когда и охотник и собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с теленком. Это было в густой еловой заросли на скате горы. Прежде всего Лыско отыскал место, где ночевал олень, а потом разнюхал и запутанный след в траве.

«Матка с теленком, – думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. – Сегодня утром были здесь… Лыско, ищи, голубчик!..» День был знойный. Солнце палило нещадно. Собака обнюхивала кусты и траву с высунутым языком; Емеля едва таскал ноги. Но вот знакомый треск и шорох… Лыско упал на траву и не шевелился.

В ушах Емели стоят слова внучка: «Дедко, добудь теленка… И непременно чтобы был желтенький». Вон и матка… Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю. Кучка жужжавших насекомых кружилась над оленем и заставляла его вздрагивать. «Нет, ты меня не обманешь…» – думал Емеля, выползая из своей засады.

Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями. «Это матка меня от теленка отводит», – думал Емеля, подползая все ближе и ближе.

Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. Емеля снова подполз со своей винтовкой. Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

– Не уйдешь от теленка, – шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов. Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы.

Ведь все равно она не уйдет от него… Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. Лыско, как тень, ползал за хозяином и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом. Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня.

Читайте также:  Айсберги - сообщение доклад

Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше.

Охотник с замирающим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному… Еще одно мгновение – и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью.

Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, – маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии. – Ишь какой бегун… – говорил старик, задумчиво улыбаясь.

– Только его и видел: как стрела… Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то? Ну, ему, бегуну, еще надо подрасти… Ах ты, какой шустрый!.. Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна. На другой день Емеля подходил к своей избушке. – А… дедко, принес теленка? – встретил его Гриша, ждавший все время старика с нетерпением.

– Нет, Гришук… видел его… – Желтенький? – Желтенький сам, а мордочка черная. Стоит под кустиком и листочки пощипывает… Я прицелился… – И промахнулся? – Нет, Гришук: пожалел малого зверя… матку пожалел… Как свистну, а он, теленок-то, как стреканет в чащу, – только его и видел.

Убежал, пострел этакий… Старик долго рассказывал мальчику, как он искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Мальчик слушал и весело смеялся вместе с старым дедом. – А я тебе глухаря принес, Гришук, – прибавил Емеля, кончив рассказ. – Этого все равно волки бы съели. Глухарь был ощипан, а потом попал в горшок. Больной мальчик с удовольствием поел глухариной похлебки и, засыпая, несколько раз спрашивал старика: – Так он убежал, олененок-то? – Убежал, Гришук… – Желтенький? – Весь желтенький, только мордочка черная да копытца.

Мальчик так и уснул и всю ночь видел маленького желтенького олененка, который весело гулял по лесу со своей матерью; а старик спал на печке и тоже улыбался во сне.

Источник: https://www.family-port.ru/Dmitrii-Mamin-Sibirak-Emalja-ohotnik.html

Гуманное отношение человека к природе. Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Емеля – охотник», 1884. Образ охотника

Тема урока. Гуманное отношение человека к природе.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Емеля – охотник», 1884.

  • Образ охотника.
  • Цель урока: чтение и художественный анализ содержания текста.
  • Задачи урока:
  • Образовательная: научить анализировать содержание рассказа, композицию произведения, характеры и поступки героев; формировать умение выражать свои чувства, отношение к происходящему.
  • Развивающая: развивать речь обучающихся, мышление, умение обосновывать своё мнение и работать с текстом, умение видеть красоту слова.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, экологическую культуру, интерес к чтению, культуру речи.

Тип урока. Урок, обучающий читательской деятельности (чтение и художественный анализ содержания текста).

  1. Методы ведения урока: словесные; литературно – художественный анализ текста.
  2. Оборудование: тексты для индивидуального пользования, портрет писателя, иллюстрации к тексту и рисунки учащихся, выставка книг по теме, компьютер, проектор.
  3. Ход урока.
  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя. Ребята, вы прочитали рассказ, который написал великий мастер слова.

  • На экранепортрет писателя. Общие сведения о писателе:
  • Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк — известный русский писатель,
  • мастер слова, автор книг о людях и природе Сибири и Урала.

Педагог по образованию. Просветитель по сути, отец по душе, писатель по таланту, охранитель детских душ от зла и насилия; автор, умеющий затронуть детское сердце и возвысить ум, друг и защитник родной природы.

1852 – 1912

«Алёнушкины сказки», «Серая шейка», «Емеля – охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка», « Вертел»…

Писатель рассказывает нам о жизни людей, которые его окружали, о природе. Природа и люди – это неразделимо, это едино. Природа без человека обойдётся, а человек вне природы не проживёт.

Вы согласны со мной? А ваше мнение? (Ребята высказывают своё мнение). Учитель. Да, Д. Н. Мамин – Сибиряк, как отец, охраняет детские души от зла и насилия, ненавязчиво учит ребёнка быть другом и защитником родной природы.

Героев своих рассказов он не выдумал, а видел в жизни, общался с ними.

  1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока.

Учитель. — Посмотрите на доску. Вдумайтесь в слова: Природа и человек. Отношение человека к природе.

–Работая с текстом, мы должны раскрыть образ охотника, выяснить, что это за человек, как он живёт, где он живёт, с кем общается, что и кто его окружает, какая у него душа, чему он может нас научить.

— Мы сейчас будем читать, рассуждать, думать, слушать друг друга, учиться высказывать своё мнение.

4. Проверка домашнего задания ( срез).

  1. –С каким произведением познакомились?
  2. – Кто автор рассказа?
  3. – Назовите действующих лиц, героев рассказа.
  4. — Каким охотником был Емеля?

– За кого вы волновались, когда читали рассказ? Почему?

– Что вам запомнилось больше всего? Что произвело на вас впечатление?

  • Выборочное чтение текста. – Ребята, а сейчас нужно прочитать отрывок, который взволновал вашу душу. Покажите, как вы умеете красиво, правильно, выразительно читать. ( Читают несколько человек, техника чтения у всех детей в классе – не менее 100 слов в минуту). Задача: выяснить, на что обратили внимание учащиеся, что их взволновало.
  • Чтение в лицах (по ролям). Отрывок: разговор деда с внуком после возвращения старика с охоты (Емеля, Гришук, автор). Задача: выяснить, как с помощью интонации ребята покажут своё отношение к героям.
  • Слово учителя. – Молодцы! Общее впечатление от прочитанного рассказа вы высказали. Мы продолжаем работу.
  1. Работа с текстом. Решение цели и задач урока.

  1. На экранесписок произведений: Назовите автора (Д.Н.Мамин – Сибиряк): «Серая шейка»,«Богач и Ерёмка», « Приёмыш» , «Емеля – охотник»;

Н.А.Некрасов. «Дед Мазай и зайцы».

А.И.Куприн. «Слон».

И.С.Тургенев. «Воробей».

Г.Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». — Все эти произведения вам знакомы. — Какой вопрос, какая проблема рассматривается в этих произведениях?

Высказывания учащихся: герои хотят жить и должны жить. Учитель. Да, во все времена люди, собираясь вместе, говорят о жизни, придумывают законы, по которым надо жить. Следовательно, проблема нашего урока — это разговор о жизни, и никуда от этого не уйти. Давайте продолжим разговор, порассуждаем, послушаем друг друга, постараемся услышать.

-Как в рассказе «Емеля – охотник» решается эта проблема?

2) Беседа (блиц – опрос). — Объясните смысл названия рассказа Д. Н. Мамина – Сибиряка. — Кем были жители деревни? – Какие чувства возникли у вас при чтении? Как они менялись? (Красивая, богатая природа Сибири, ужасная бедность).

— Только ли Емеля жил плохо? – Почему Емеля не выполнил просьбу больного внука? Прав ли он? ( Он охотник, отличный стрелок, живёт всю жизнь среди охотников, он часто убивал животных).

— Почему Гришутка не обиделся на деда, а понял его поступок ? И ведь дед был уверен, что внук его поймёт.

— Почему, рассказывая о Емеле, о том, как он преследует оленя, автор вводит картины природы? (Красота и богатство окружающего мира, природа дают человеку всё, что ему надо; без неё он пропадёт. Природа воспитывает человека, учит людей брать у природы только необходимое.

— Ваше мнение о поведении оленихи – матери. — Что знаете о матери Гришутки?

— Какое желание возникло у вас при чтении? Хотели ли вы, чтобы Емеля нашёл и убил оленя?

3) Идея. Что хотел сказать автор, написав рассказ? Вывод. Главная мысль рассказа. Д. Н. Мамин – Сибиряк хотел сказать, что жизнь – самое дорогое и у человека, и у животного. Мать спасла Гришутку ценой своей жизни, теперь спасает и выхаживает его дед. Мать – олениха спасает своего детёныша. И человек, и животное – это дети природы. На доске — изображение ОЛЕНЁНКА, стих:

  • Оленёнок.
  • Среди кустов зелёных,
  • У речки серебристой,
  • Гуляет оленёнок – телёночек пятнистый.
  • Он ходит по опушке
  • В лесной своей сторонке,
  • И у него веснушки –

Совсем как у девчонки. П. Комаров.

  1. Чтобы произведение было интересное, автор думает, как построить свой рассказ, как изложить всё . Он продумывает композицию (построение).

Как вы озаглавили части рассказа? Цитатный план.

  • Первая часть. Ишь чего захотел: телёночка.
  • Вторая часть. Емеля собрался на охоту.
  • Третья часть. Пожалел малого зверя…матку (?) пожалел.

А теперь давайте разделим текст по другому принципу. Перед вами трудные литературные понятия, но их нужно знать, вы с ними уже работали. На экране: (повторяем знание терминов)

Композиция (построение рассказа).

  1. Экспозиция (это введение в рассказ; указание, где и когда происходит действие).

  2. Завязка (начало развития действия).

  3. Кульминация (самое напряжённое действие, заставляет переживать, волноваться).

  4. Развязка ( завершение всех действий в рассказе)

В результате – примерный ответ:

  • Экспозиция (это введение в рассказ; указание, где и когда происходит действие). События происходят в маленькой деревне Тычки. Она окружена лесами и непроходимыми болотами. Здесь живут охотники; наш герой Емеля с внуком.
  • Завязка (начало развития действия). Весной заболел внук, дед не мог ему помочь. Емеля – охотник решил добыть телёночка для Гришутки. Три дня старик плутал в лесу, пока не встретил олениху с оленёнком.
  • Кульминация (самое напряжённое действие, заставляет переживать, волноваться). Охотник долго гонял животное, понимая, что где – то рядом то, что ему нужно – телёночек. Старик прицелился в голову. Ещё мгновение — и оленёнок покатится по траве. Емеля увидел ещё раз лосиху, которая не уходила. Вспомнил мать Гришутки и не стал стрелять.
  • Развязка ( завершение всех действий в рассказе). Емеля вернулся домой и всё рассказал внуку, который понял старика. Мальчик был рад, что его дед добрый.

5. Творческие задания. Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами другого человека.

1) Представьте себя на месте Емели, Гришутки, оленихи. Как бы вы поступили?- Высказывания детей.

2) Работа по группам.

  • Придумать лекарство для Гришутки.
  • Ты художник. Какие картинки нарисовал бы?
  • Какие бы законы ты придумал? По этим законам должен жить человек в природе.
  1. — Каким человеком вырастет Гришутка?
  2. — Что вы узнали для себя нового?
  3. — А как бы вы закончили рассказ?

6. Обобщение. Какой герой вам больше всего понравился?

Какое слово главное в рассказе? (доброта)

Вывод. Мы сейчас поняли, что самое дорогое – это жизнь: у больших – большая, у маленьких – маленькая, но у каждого она одна.

На экране – радуга.

Такая разная, разноцветная, из тёмных и светлых полос; жизнь человека, животного, птицы, растения. Мы должны её беречь. Красота и богатство окружающего мира, природа дают человеку всё, что ему нужно. Без природы человек пропадёт. Она воспитывает человека: погубишь, потом ничего не получишь. Она учит брать только необходимое.

На экране. Любовь к живому сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится жизнь. Доброта и любовь спасут мир. Спасибо. Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюра. Я напишу письмо Емеле.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=71874

Ссылка на основную публикацию