- Викторина по творчеству Бальмонта К.Д
- Лист самооценивания Закрась нужный кружок
- Я умею читать выразительно стихи.
- Я стараюсь читать стихи так, как читает сосед или учитель.
- Я самостоятельно выполнил задание «Подбери рифму».
- Мне трудно читать стихи, так как я еще читаю по слогам.
- В задании «Подбери рифму» я подбирал рифмы с помощью соседа или учителя.
- Я смог ответить на все вопросы викторины.
- Я не успел сделать задание со всеми, так как мне трудно подбирать рифмы.
- Я отвечал на вопросы викторины с помощью соседа.
- Я выбрал другое задание.
- Аудиозапись для физкультминутки, Чайковский «Времена года. Декабрь»
- Шаблон для презентации
Константин Бальмонт (1867-1942) К.Д.Бальмонт (рис. В.Серова.1905) — презентация
9 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.
10 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.
11 Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок.) Низринуть – то же, что низвергнуть (сбросить сверху)
13 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
14 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
16 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
24 Главная идея стихотворения Передать восхищение красотой природы… Удивление, умиление, радость, любовь, любование, душевный трепет, изумление
27 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка
28 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка
29 Домашнее задание (на выбор) 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»
30 Рефлексия Закончите одно из предложениий: 1.Сегодня на уроке мне понравилось… 2. Мне не понравилось… 3. Мне бы хотелось… 3. Мне бы хотелось…
31 Продолжи составление кластера на предложенной основе. Зима Запахи Зимы Цвет Зимы Вкус Зимы Картины Зимы Звуки Зимы
Похожие презентации
Царственное слово Роль эпитета в поэзии. Секреты эпитета Эпитет — это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый.
Описание Основная цель описания – дать информацию о ком-либо или о чем- либо Основной вопрос – каков предмет? Предмет описания – это то, о чем говорится.
- Роль имен прилагательных в тексте Оксана Николаевна Постовалова, учитель русского языка и литературы МОУ «Пушкинская основная общеобразовательная.
- Цели урока: Научить интерпретировать текст с точки зрения содержания, образных средств, формы Научить работе над словом, составляя кластер методом двойного.
- Литературное чтение 2 класс Ассоциативный ряд Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, мороз, сосулька, снеговик, метель, вьюга, пурга.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 16 Г. БЕРЕЗНИКИ 2009 г. КОКАРЕВА В.А. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
МОУ «Начальная школа – детский сад 52» г. Петропавловск — Камчатский Учитель: Егорова Ирина Михайловна.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Урок 3. 2.Спиши слова, расставляя ударение. ДЕФИС ДРАЛАСЬ ДРЕВКО СОЗЫВ ОПТОВЫЙ СЛИВОВЫЙ БЕЗДАРЬ СТАТУЯ ИСКОСА ЖДАЛА 1. Дай.
Стихи о зиме Выполнила: ученица 1 «в» класса Горбылёва Валерия.
Kosmina Kosmina Внеклассное занятие для детей 1-6 классов с мастер-классом по изготовлению снежинки из листа.
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»
Сегодня трудно представить уроки литературы без поэзии К.Бальмонта, хотя долгое время его творчество обходили стороной.
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность Холодная высь, уходящие дали.
Поразительные стихи! В минуты какого разочарования или вдохновения написаны они! Как близки моему состоянию! Как они могут взволновать всех !Отчего «сердцу так грустно, и сердце не радо?» Что имел ввиду поэт? Откуда такая незащищенность. хрупкость? Природа в образе скорбящей матери или что-то иное?
Цели и задачи урока: Развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи, сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоты слова.
На уроке используем портрет Бальмонта, репродукции картин о зиме.На доске слова для словарной работы: лазурь, низринула, лелеять; эпиграф: «Я каждый миг исполнен откровенья,/ Всегда пою.»
Звучит веселая песня о зимушке-зиме. Ученица, которая начинает урок вместе с учителем. включает проигрыватель. Настроение приподнятое. Не случайно поэты. композиторы, художники так часто обращаются к этой теме в своих произведениях.
Вот перед нами замечательные репродукции картин, а сколько песен о зиме! Так, наверное у Пастернака родились строки:
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.
- Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.
- Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.
- Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака…
- Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.
Вот так просто, но очень красиво выразил талантливый поэт свое чувство в слове. Посмотрите действительно «тянутся цветы герани за оконный переплет». И нам тоже хочется протянуть руку и поймать ту ладонь ту снежинку, о которой написал другой поэт:
Светло- пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Наизусть стихотворение Бальмонта «Снежинка»
-Какой образ вы ярко видели, слушая стихотворение? Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку?
Вы правильно поняли, что снежинка белая, пушистая, красивая, блестящая. Эти слова называются эпитеты (Эпитеты- художественные определения.)
-Что значит художественное определение?(Яркое, меткое слово, помогающее лучше увидеть созданный поэтом образ.)
Повторяем, что эпитет- это троп, то есть слово, употребленное в переносном значение.
Углубляем понимание различных значений на основе примеров, написанных на доске (чудесный день,- субботний день, золотое сердце- золотое кольцо).
Возникает небольшая проблемная ситуация: для одних в словосочетание « снежинка белая» слово белая употреблено в прямом значение, так как это просто цвет, для других это больше чем цветовой эпитет.
-Ну, что ж поставим пока вопрос и внимательно вчитаемся в текст. Ведь бывают слова, которые в контексте произведений имеют совершенно новое значение.
Комплексный анализ стихотворения проводим по строфам.
Сначала думаем над тем, какое название дал поэт своему стихотворению и почему.
Сообщаю, что автор этого произведения – Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт объездил много стран. И все же когда испытывал тоску по родине: «Боже, до чего я соскучился по России. Все- таки нет ничего лучше мест тех, где вырос, думал, страдал, жил»,- писал он матери. Именно в России ему казалось все необычным, удивительным, сказочным. Многие стихи Бальмонта и написаны, как сказки.
Читаем первую строфу, называем эпитеты обозначающие цвет.
-Вас ничего не удивляет? ( Светло — пушистая – такого цвета не бывает, это признак не только цвета, но и качества).
-А что еще кажется интересным в этой строфе?( Снежинка смелая-так говорят о человеке.)
-Как называется такой прием в литературе?(Олицетворение.)
-Что значит слово «чистая»? А здесь только ли речь о том, что снежинка не грязная? (Нет. Чистая- значит светящаяся, сверкающая, светлая.) Вот сколько новых значений получило слово Бальмонта!
Чтения второй и третий строф:
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную- На землю проситься.
-К какой части речи относятся слова «проносится», «просится», «покинула», «низринула»? Что обозначают глаголы? Значит, чем отличается первая строфа от второй и третьей? Да, именно глаголы/действия помогаю понять, что начинается полет, движение. Кто может выполнять подобный действия?( Человек).
-Какое изобразительное средство, при котором не одушевленные предметы не делятся свойствами живых существ, использует автор?(Перед нами олицетворение.)
- Не менее интересны следующие строфы:
- Под ветром веющим. Дрожит, взметается На нем, лелеющем, Светло качается
- Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
- -Какие мысли кажутся вам странными?
- -Как понимаете выражение «Светло качается»?
- Читая седьмую строфу обращаемся к метафоре:
Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда хрустальная.
-О чем говорится в ней?
Читаем последнюю строфу отмечаем, что она похожа на первую: Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая! Какая белая!
-А теперь объясните значение слова «белая». Только ли цвет оно обозначает? Мы еще раз убедились, что в толковом словаре слова имеют одни значения, а поэтическом тексте они дополняются другими оттенками.
-Какова главная мысль стихотворения? Только ли чувство восхищения испытывает автор?-Удалось ли поэту передать полет снежинки от «лазури чудесной» к земле?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по стихотворению К.Бальмонта «Дрема»
Презентация создаёт зрительные образы стихотворения К.Бальмонта «Дрёма», посвящённое теме Родины.
При изучении стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» необходимо: способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения; объяснять выразительную сторону словесного искусства; вводи.
Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени..»
- Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ.
- Данный урок предполагает анализ лиричкского произведения в 5 класе.
- Данный урок предполагает анализ лиричкского произведения в 5 класе.
Урок литературы в 5 классе по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс-технологии (работа в группах)».
Цели урока:научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение и закрепле.
Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в.
«Снежинка» К.Д. Бальмонта: из опыта анализа текста
К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика.
Первые 10 лет жизни провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта.
- Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
- Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая,
- Какая смелая!
- Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную,
- На землю просится.
- Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нём, лелеющем,
- Светло качается.
- Его качелями Она утешена, С его метелями
- Крутится бешено.
- Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается
- Звезда кристальная.
- Летит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая,
- Какая белая!
- Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста:
Бурною – резкий, стремительный. Лазурную – цвет лазури, светло синий. Веющим – дуть, обдувать дуновением. Взметается – подниматься высоко кверху. Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то. Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае «звезда кристальная» – построенная в форме кристалла).
Данное произведение относится к роду – лирика, это пейзажная лирика. Главные образы в этом стихотворении – это образы природы.
Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм. сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным.
При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить – они чисты.
Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение.
Главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ.
Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром.
Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:
- Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем лелеющем,
- Светло качается.
- Его качелями Она утешена, С его метелями
- Крутится бешено.
Само стихотворение имеет неоднозначную эмоциональную окраску. проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню, ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой».
Цвета. используемые автором – светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ.
Название стихотворного произведения «Снежинка» наталкивает на мысль о том, что Бальмонт переживал в процессе написания прекрасное чувство. которое можно соотнести (сравнить) с чувством любви.
- Чтение и анализ стихотворения Бальмонта вдохновили меня написать собственные строки:
- Какие синонимы взяты… Просты и красивы слова, Ведь вроде снежинка – обычна,
- Но здесь и смела, и чиста.
- Прочитав у Бальмонта «Снежинку», Захотелось стихи написать, Как чудесная белая льдинка
- Пожелала на землю попасть….
- С душою сравнима, кристальна звезда, И ведь у Бальмонта бела и чиста…
- Такая душа есть не у каждого в мире, Ведь годы прошли – мы ее загрязнили. В младенчестве чистой считаем ее,
- Поэтому снежинкой ее назовем.
Для данного анализа пользовалась определениями из книг: 1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М: Рольф, 2000,
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.60 000слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд. испр. и доп. – М. ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательс тво «Мир и Образование»», 2008. – 976с.
Послушайте стихотворение Бальмонта Снежинка
Темы соседних сочинений
← Семицветик↑ БальмонтСны →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/balmonta/snezhinka
«Снежинка» К.Д. Бальмонта: из опыта анализа текста
Первые 10 лет жизни провел в
деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской
природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским
человеком и русским поэтом.
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903
году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта.
Каждый, кто прочтет стихотворение о
снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
- Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая,
- Какая смелая!
- Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную,
- На землю просится.
- Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нём, лелеющем,
- Светло качается.
- Его качелями Она утешена, С его метелями
- Крутится бешено.
- Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается
- Звезда кристальная.
- Летит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая,
- Какая белая!
Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут
вызвать затруднение при восприятии текста:
Бурною – резкий, стремительный.
Лазурную – цвет лазури, светло синий. Веющим – дуть, обдувать дуновением.
Взметается – подниматься высоко кверху.
Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по
окружности (в данном случае «звезда кристальная» – построенная в форме
кристалла).
Данное произведение относится к роду – лирика, это пейзажная лирика. Главные образы в этом стихотворении – это образы природы.
Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм, сравнивая
снежинку с чем-то чистым, прекрасным.
При прочтении стихотворения возникает ассоциация
снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще
не успели в своей жизни нагрешить – они чисты.
Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в
потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое
выразительное средство языка как олицетворение.
Главной героиней явилась
снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный
образ.
Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть
насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром.
Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с
ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:
- Под ветром веющим
Дрожит, взметается, На нем лелеющем, - Светло качается.
- Его качелями Она утешена, С его метелями
- Крутится бешено.
Само стихотворение имеет неоднозначную эмоциональную
окраску: проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню,
ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка
остается «пушистой», «смелой», «белой».
Цвета, используемые автором –
светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это
помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ.
-
Название стихотворного произведения «Снежинка» наталкивает на мысль о том, что
Бальмонт переживал в процессе написания прекрасное
чувство, которое можно соотнести (сравнить) с чувством любви. - Чтение и анализ стихотворения Бальмонта вдохновили меня написать собственные строки:
- Какие синонимы взяты… Просты и красивы слова, Ведь вроде снежинка – обычна, Но здесь и смела, и чиста. Прочитав у Бальмонта «Снежинку»,
Захотелось стихи написать,
Как чудесная белая льдинка - Пожелала на землю попасть….
- С душою сравнима, кристальна звезда,
И ведь у Бальмонта бела и чиста… - Такая душа есть не у каждого в мире,
Ведь годы прошли – мы ее загрязнили. В младенчестве чистой считаем ее, - Поэтому снежинкой ее назовем.
Для данного анализа пользовалась определениями из книг:
1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М: Рольф, 2000,
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.60 000слов и фразеологических
выражений/ С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд.,
испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и
Образование»», 2008. – 976с.
- 3. Урок из газеты «первое сентября»
- Ю.Зюзева
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Источник: https://o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/886.html
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА» | Социальная сеть работников образования
Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»
5 класс
Сегодня трудно представить уроки литературы без поэзии К.Бальмонта, хотя долгое время его творчество обходили стороной.
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность Холодная высь, уходящие дали.
Поразительные стихи! В минуты какого разочарования или вдохновения написаны они! Как близки моему состоянию! Как они могут взволновать всех !Отчего «сердцу так грустно, и сердце не радо?» Что имел ввиду поэт? Откуда такая незащищенность , хрупкость? Природа в образе скорбящей матери или что-то иное?
Цели и задачи урока: Развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи, сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоты слова.
На уроке используем портрет Бальмонта, репродукции картин о зиме.На доске слова для словарной работы: лазурь, низринула, лелеять; эпиграф: «Я каждый миг исполнен откровенья,/ Всегда пою.»
Звучит веселая песня о зимушке-зиме. Ученица, которая начинает урок вместе с учителем , включает проигрыватель. Настроение приподнятое. Не случайно поэты , композиторы, художники так часто обращаются к этой теме в своих произведениях.
Вот перед нами замечательные репродукции картин, а сколько песен о зиме! Так, наверное у Пастернака родились строки:
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.
- Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.
- Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.
- Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака…
- Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.
Вот так просто, но очень красиво выразил талантливый поэт свое чувство в слове. Посмотрите действительно «тянутся цветы герани за оконный переплет». И нам тоже хочется протянуть руку и поймать ту ладонь ту снежинку, о которой написал другой поэт:
Светло- пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Наизусть стихотворение Бальмонта «Снежинка»
-Какой образ вы ярко видели, слушая стихотворение? Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку?
Вы правильно поняли, что снежинка белая, пушистая, красивая, блестящая. Эти слова называются эпитеты (Эпитеты- художественные определения.)
-Что значит художественное определение?(Яркое, меткое слово, помогающее лучше увидеть созданный поэтом образ.)
Повторяем, что эпитет- это троп, то есть слово, употребленное в переносном значение.
Углубляем понимание различных значений на основе примеров, написанных на доске (чудесный день,- субботний день, золотое сердце- золотое кольцо).
Возникает небольшая проблемная ситуация: для одних в словосочетание « снежинка белая» слово белая употреблено в прямом значение, так как это просто цвет, для других это больше чем цветовой эпитет.
-Ну, что ж поставим пока вопрос и внимательно вчитаемся в текст. Ведь бывают слова, которые в контексте произведений имеют совершенно новое значение.
Комплексный анализ стихотворения проводим по строфам.
Сначала думаем над тем, какое название дал поэт своему стихотворению и почему.
Сообщаю, что автор этого произведения – Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт объездил много стран. И все же когда испытывал тоску по родине: «Боже, до чего я соскучился по России. Все- таки нет ничего лучше мест тех, где вырос, думал, страдал, жил»,- писал он матери. Именно в России ему казалось все необычным, удивительным, сказочным. Многие стихи Бальмонта и написаны, как сказки.
Читаем первую строфу, называем эпитеты обозначающие цвет.
-Вас ничего не удивляет? ( Светло — пушистая – такого цвета не бывает, это признак не только цвета, но и качества).
-А что еще кажется интересным в этой строфе?( Снежинка смелая-так говорят о человеке.)
-Как называется такой прием в литературе?(Олицетворение.)
-Что значит слово «чистая»? А здесь только ли речь о том, что снежинка не грязная? (Нет . Чистая- значит светящаяся, сверкающая, светлая.) Вот сколько новых значений получило слово Бальмонта!
Чтения второй и третий строф:
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную- На землю проситься.
-К какой части речи относятся слова «проносится», «просится», «покинула», «низринула»? Что обозначают глаголы? Значит, чем отличается первая строфа от второй и третьей? Да, именно глаголы/действия помогаю понять, что начинается полет, движение. Кто может выполнять подобный действия?( Человек).
-Какое изобразительное средство, при котором не одушевленные предметы не делятся свойствами живых существ, использует автор?(Перед нами олицетворение.)
- Не менее интересны следующие строфы:
- Под ветром веющим. Дрожит, взметается На нем, лелеющем, Светло качается
- Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
- -Какие мысли кажутся вам странными?
- -Как понимаете выражение «Светло качается»?
- Читая седьмую строфу обращаемся к метафоре:
Но вот кончается Дорога дальняя.
Земли касается Звезда хрустальная.
-О чем говорится в ней?
Читаем последнюю строфу отмечаем, что она похожа на первую: Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая! Какая белая!
-А теперь объясните значение слова «белая». Только ли цвет оно обозначает? Мы еще раз убедились, что в толковом словаре слова имеют одни значения, а поэтическом тексте они дополняются другими оттенками.
Обобщающая беседа:
-Какова главная мысль стихотворения? Только ли чувство восхищения испытывает автор?-Удалось ли поэту передать полет снежинки от «лазури чудесной» к земле?
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/22/analiz-stikhotvoreniya-k-balmonta-snezhinka
Константин Бальмонт (1867-1942) К.Д.Бальмонт (рис. В.Серова.1905) — презентация
1
2 Константин Бальмонт ( )
3 К.Д.Бальмонт (рис. В.Серова.1905)
4 К.Д.Бальмонт Анализ стихотворения «Снежинка»
5 Запиши свои первые впечатления Я вижу Я слышу Я чувствую
6 Художественно-выразительные средства инверсия эпитет сравнение метафора
7 Снежинка 1.Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
8 1.Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
9 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.
10 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.
11 Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок.) Низринуть – то же, что низвергнуть (сбросить сверху)
12 4. В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая.
13 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
14 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
15 Лелеять – нежить, холить, заботливо ухаживать
16 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
17 7.Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда хрустальная.
18 Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда хрустальная. метафора
19 8.Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая!
- 20 я снежинка
- 21 Композиция стихотворения Описание – 1 Повествование – 2,3,4,5,6,7 Описание — 8
- 22 Главная идея стихотворения Передать восхищение красотой природы…
- 23 Главная идея стихотворения Передать восхищение красотой природы…
- 24 Главная идея стихотворения Передать восхищение красотой природы… Удивление, умиление, радость, любовь, любование, душевный трепет, изумление
- 25 Лежит пушистая Снежинка смелая,
- 26 Смелая пушистая Снежинка лежит.
27 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка
28 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка
29 Домашнее задание (на выбор) 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»
30 Рефлексия Закончите одно из предложениий: 1.Сегодня на уроке мне понравилось… 2. Мне не понравилось… 3. Мне бы хотелось… 3. Мне бы хотелось…
31 Продолжи составление кластера на предложенной основе. Зима Запахи Зимы Цвет Зимы Вкус Зимы Картины Зимы Звуки Зимы
Источник: https://myshared.ru/slide/217853/
Глава II. Образ снежинки в стихотворениях русских поэтов
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа № 37
- «СНЕЖИНКА БЕЛАЯ…»ОБРАЗ СНЕЖИНКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПОЭТОВ»
- Работу выполнила:
- Ученица 4 Б класса.
- Руководитель проекта:
Фомина Е.Н.
- Сургут 2015
- Содержание
- Введение
- Глава I. Снежинки в природе
- Глава II. Образ снежинки в стихотворениях русских поэтов
- Заключение
- Введение.
Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют музыку композиторы. А все это потому, что природа зимой особенная: деревья в красивых зимних нарядах, белоснежным ковром покрыта земля, особое внимание привлекает завораживающая красота снежинок, среди которых нет ни одной похожей на другую.
Многие поэты и писатели восхищались красотой русской зимы, создавая свои лучшие произведения об этом прекрасном времени года. Выбирая и соединяя, организуя языковые единицы, записывая их в определенном порядке, художники слова создавали при этом словесное выражение своих мыслей и чувств.
Особенно привлекательным, понашему мнению, является красота, неповторимая индивидуальность, с которой авторы изображают главную«королеву» зимы — снежинку.
Радостно наблюдать обновление природы, не налюбуешься красотой первого снега. Снежинка творит чудо, преображая весь мир в удивительную, неповторимую красоту, очаровывая ею человека, вызывая положительные эмоции. Именно поэтому мы считаем нашу работу актуальной, т.к.
подобные эмоции не только поднимают настроение, но и дают прилив сил, улучшают здоровье, заставляя созерцать, сопереживать, ощущать красоту окружающего мира своей душой, воплощать в свои творения через цвет и краски – в живописи, через звуки – в музыке, через осмысленное художественное слово – в литературе.
- Тема нашего исследования: «Снежинка белая…» Образ снежинки в творчестве русских поэтов»
- Объект исследования: стихотворения русских поэтов о зиме, в которых встречается описание снежинок
- Предмет исследования: словесное выражение образа снежинки в этих стихотворениях.
- Цель исследования:выявить сходства и различия словесного выражения образа снежинки в творчестве русских поэтов.
- Задачи исследования:
- ü Изучить литературу по теме исследования;
- ü Отобрать стихотворения для анализа;
- ü Выявить и систематизировать средства, при помощи которых поэты создают образ снежинки
- Методы исследования:
- ü Изучение и анализ литературы по теме;
- ü Анализ стихотворения
- ü Метод сплошной выборки
- Гипотезаисследования: образ снежинки привлекает внимание многих поэтов своей красотой, поэтому для его описания авторы прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств.
Глава I. Снежинки в природе.
Среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых. В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная. Почему? Еще в 1611 году знаменитый астроном И.
Кеплер опубликовал сочинение “Новогодний подарок, или О шестиугольных снежинках”. Он задал вопрос: “Почему все снежинки шестиугольные?” И ответил на него так: “Вещь эта мне еще не открыта…” С той поры прошло без малого четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту загадку природы.
Самая красивая снежинка – шестилучевая звезда — впервые была зарисована в 1555 году.
Долгое время ученым трудно было сфотографировать снежинку под микроскопом. Первая удачная попытка состоялась в 1885 г. Она принадлежит американскому фермеру Уилсону Бентли, настолько увлеченному изучением этой темы, что даже прозванному «Снежинкой». За 46 лет неустанной практики У. Бентли создал коллекцию из 5 тыс.
уникальных снимков, причем среди них нет двух одинаковых! Он называл их «снежными драгоценностями», и действительно можно подумать, что снимки изображают бриллиантовые украшения, сделанные искуснейшим ювелиром.
К нему и на самом деле постоянно обращались ювелиры и художники из области прикладного искусства, пользуясь его альбомами как образцами для своих работ.
Самые крупные в мире снежинки были зафиксированы в 1944 г. 30 апреля в Москве. Они закрывали собой ладонь и походили на страусиные перья.
Японский ученый НакаяУкитиро называл снег «письмом с небес, написанным тайными иероглифами». Он первым создал классификацию снежинок. Именем Накая назван единственный в мире музей снежинок, расположенный на острове Хоккайдо.Музей создан прямо в пещерах. В залах представлены фотографии снежинок в самых разных формах.
Французский философ и математик Рене Декарт в 1635 году писал, что снежинки похожи на розочки, лилии и колесики с шестью зубцами, а в 1637 году он впервые опубликовал реалистичные зарисовки снежинок. На его эскизах можно увидеть даже двенадцати — и восемнадцатиконечные кристаллики, которые в природе встречаются очень редко.
В 90-е годы астроном Кеннет Либбрехт (KennethLibbrecht),профессор Калифорнийского технологического института начал свои исследования в области снега. В его лаборатории снежинки выращиваются искусственно. На данный момент существует целая команда людей, создающих дизайнерские эксклюзивные снежинки, в том числе на заказ.
Форма снежинок зависит от многих факторов. Каждая снежинка — это совокупность кристалликов льда, которые имеют форму игл, призм, пластинок или шестиугольников.Молекулы воды, как мы знаем, состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода и при кристаллизации она может образовывать только трех и шестигранные фигуры.
Вид снежинок зависит от содержания воды в том облаке, где она зародилась, температуры воздуха, высоты над уровнем моря.Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуется крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы.
Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Даже если и «родились» две одинаковые снежинки, им предстоит путь до земли со скоростью приблизительно 1 км.в час.
Они попадают в разные температурные условия и до земли долетают с совершенно разным узором, но обязательно шестиугольной формы.Но если снежинка — кристалл, то почему она белая, она же должна быть прозрачной?Это благодаря воздуху (95%), заключённому в ней! Свет отражается на поверхностях между кристаллами и в воздухом и рассеивается. Благодаря воздуху снежинки очень легкие.
Даже во время очень сильных снежных заносов люди или животные могут дышать под снегом в течение длительного времени.Кстати, с 22 января 2012 года в мире празднуется день снега!
Глава II. Образ снежинки в стихотворениях русских поэтов
Снег — явление завораживающее. А для поэзии снег одно из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир. Мы сами знаем: выпадает снег и земля преображается, и душа наполняется радостью, настроение делается приподнятым. Зима таит в себе и таинственные, опасные стороны — лютые бури, беспощадный мороз.
Есть в ней и радостные, веселые черты — белоснежный пейзаж, похорошевшая природа, радость и торжественность. Кроме того, зимой можно заниматься зимними видами спорта, зима — время народных гуляний. Вот почему о зиме написано столько замечательных стихотворений русскими поэтами. В описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства.
Для примера мы решили проанализировать всем известное стихотворение К.Д.Бальмонта «Снежинка», которое, пожалуй, является самым ярким стихотворением о снежинке. Автор делает ее главной героиней своего произведения, оживляет, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ.
Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм, сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным. При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить – они чисты.
Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение:
«…под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена. С его метелями
Крутится бешено…»
Автор восхищается снежинкой — крохотной частичкой русской зимы. Описывая снежинку, автор использует эпитеты «пушистая, смелая, чистая, белая, метафору — «звезда кристальная», антитезу — «не в высь лазурную, на землю просится’’.
Цвета, используемые автором – светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ.
Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ней есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром.
Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая: Само стихотворение имеет неоднозначнуюэмоциональную окраску: проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню, ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой».
Всего мы выбрали и проанализировали в общей сложности 58 стихотворений различных авторов, в этих произведениях, так или иначе, раскрывается образ снежинки.
Время написания этих стихотворений различно и охватывает период с 19 века по настоящее время.
Мы попытались провести классификацию всех стихотворений по тому, какие художественные тропы использовали авторы для создания неповторимого образа снежинки. Свои наблюдения мы занесли в таблицу, которую приводим ниже:
Поэты 21 века
Художественные приемы | Поэты 19 века | Поэты 20 века | Поэты 21 века |
Эпитеты | -«По деревьям серебристая Перекинулась фата — Белоснежная, пушистая, Кружевная красота!»Г.Галина | -«Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!» -« Средь хлопьев тающих Сохранно-белая» К.Бальмонт -« Лёгкая снежинка» Т.Шорыгина | -« Лёгкие, крылатые» И.Бурсов |
Олицетворения | -«Снежок порхает,кружится, На улице бело»Н.А.Некрасов | -«кружась легко и неумело снежинка села на стекло…» Твардовский А.Т. -«и горят снежинки в золотом огне» С.Есенин — «А снежинки кружатся — Все им нипочем! — В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом» С.Козлов — «Ткут снежинки покрывало И на землю стелют робко…»Л.Фадеева -« Всё праздничнее, всё светлей Снежинки, пролетая, блещут» А.Ахматова -«Снежинки вьются, кружатся У нашего окна, Как будто звезды искрами Рассыпались кругом. Несутся, серебристые, Заглядывают в дом» С.Баруздин | -«Там в белых одеждах снежинки Танцуя тихонько летят.» Е.Тарасова -« Летят и кружатся снежинки И в небе радостно танцуют. На солнышке горят искринки Волшебник добрый их рисует» Л.Шеховцова |
Метафоры | -« Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух»Н.А.Некрасов -« Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём»И.Никитин -« Мелькает, вьётся первый снег, Звездáми падая на брег» А.С.Пушкин | -«Этих снежинок смесь. Этого снега прах. Этих снежинок явь, призрачное крыло…»Р.Рождественский -« Земли касается Звезда кристальная» К.Бальмонт -« На стенах оледенелых Блещут хрустали» -« От ресниц нависнул в очи Серебристый пух» А.Фет -« А снежинок стая Всё в окно стучится И слезами, тая, По стеклу струится» С.Есенин -« Зимний вечер подставляет Белым звёздочкам ладонь»Т.Шорыгина | -«Робкой потревоженной пушинкой Падает над городом снежинка» А.Пришелец -« Это что за мотылёк? Словно белый лепесток На морозе он летает, У ежа на лапке тает» И.Гурина -« Падают снежинки — Золотые льдинки. Падают, кружатся, На землю ложатся» С.Борщева. -« Откуда столько белых мух Набилось к нам на двор? А может это птичий пух Летит через забор?» Л.Дьяконова -«Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь»М. Лесна-Раунио |
Сравнения | -«Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все долины и поля…» Спиридон Дрожжин -« В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок» И.Никитин | -«Летают, летают Белые мухи!.. И носятся слухи, Что белые мухи Не только летают, Но даже — не тают!» Б.Заходер — «Села мне на рукавицу Лёгкая снежинка И нахохлила, как птица, Ледяную спинку» Т.Шорыгина -«Как железо, скрежещет снег И, как скрипка, поет у ног. На деревьях иней, как мех. На заборах иней, как мох»В.Берестов -« И вот я снежинку- Пушистую льдинку — Поймал наконец-то рукой. Заплакала тихо Хрустальная льдинка…» Аркадий Мельников | -«Снежинки кружатся, на землю ложатся, Как тысячи белыхежат» Н.Ламака -«Легкие, крылатые, Как ночные бабочки, Кружатся, кружатся над столом у лампочки» И.Бурсов -« Снежинок белые иголки С тупой оплавлённостыо жал — Как будто молнии осколки, Утратившие белый жар» В.Казанцев |
Заключение
Итак, проведя исследование, мы пришли к выводу, что гипотеза, которую мы выдвигали в самом начале нашейработы, верна. Действительно, поэтов на протяжении исследуемого периода привлекает описание образа снежинки. Мы делаем вывод, что в XX веке в стихотворениях о зиме обращение к этому образу наиболее частотны, чем в XIX и XXI веках (почти 1/3 часть, около 30 стихотворений).
Многое в изображении снежинки связывает поэтов разных эпох. Это и эпитеты: « лёгкая, крылатая, пушистая, серебристая, кружевная» и т.д.; олицетворения:чаще всего в стихотворениях снежинку наделяют такими качествами: «она танцует, кружится, переливается, порхает, пролетает, горит, вьётся, сверкает» и т.д.
; метафора – это неназванное сравнение, чаще всего снежинку сравнивают с «белыми мухами», «хрустальными звездами», «пушинками», «хрусталями», «алмазами», «жемчугом», «золотыми льдинками». Встречаются единичные случаи сравнения снежинок с ежатами, мотыльками, бабочками, балеринками, осколками молнии, птицей.
Всё вышесказанное говорит о том, что образ снежинки привлекаетсвоей красотой, для его описания авторы прибегают к использованию множества различных красок и художественных средств. Мы также заметили, что в стихотворениях поэтов 21 века снежинка описывается более динамично, чаще употребляются различные глаголы, передающие динамику, стремительность.
Ключевым словом в нашей работе является слово“ Снежинка”. Огромно ее значение в жизни человека: обновление и очищение земли и состояния человека. Состояние природы зависит от явлений окружающего мира, а настроение человека – от состояния природы. Все взаимосвязано. Каждое соприкосновение с красотой делает нас духовно богаче, пробуждая в нас самые высокие, чистые чувства.
Но красота хрупка и беззащитна. Нам нужно научиться беречь ее и видеть во всем, что нас окружает. Вот для этого и существует…” такое чудо как нежная снежинка.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 706;
Источник: https://studopedia.net/1_35666_glava-II-obraz-snezhinki-v-stihotvoreniyah-russkih-poetov.html