Нежданно-негаданно — краткое содержание повести распутина

Нежданно-негаданно - краткое содержание повести Распутина

  • © Распутин В., 1973–1997
  • © Курбатов В., вступительная статья, 1998
  • © Бирюков Л., рисунки, 1998
  • © Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2008

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Правда памяти и память правды

Я читал эту повесть и эти рассказы в разные годы и в разные дни.

И дома, в Пскове, за привычным столом, и в Москве, в редакционной беготне, когда до выхода рассказа в журнале еще долго и хочется прочитать скорее, и в деревне, когда по странице нет-нет пробежит алый, меньше типографской точки паучок или заполошно прострочит гусеница, испуганная белизной, торопливо свесится с края страницы, ища опоры, как дети, слезая с лестницы, ищут пяткой следующей ступеньки, и облегченно вздохнет в траве. А «Прощание с Матёрой» и вовсе перечитывал не однажды в разных контекстах. И опять убеждался в старой-престарой и оттого уже почти неслышной истине, что книги живут как люди и в разный час как будто открываются на разных страницах, так что порой даже остановишься в растерянности – да как же я пропустил это тогда или почему не понял.

Это душа растет «не ровно» и не во все стороны одновременно, завися и от числа лет читателя, и от опыта, и от того, чем в этот час живет история.

А уж сегодня история так история! Не знаю, как в остальных странах, а у нас, по-моему, и самый беспечный, одним днем живущий человек, и легкодумный школьник чувствует, что кончается не только век и тысячелетие, но и сама привычная тысячелетняя Россия, переходя в совсем новое, неведомое качество.

Такие пороги всегда тревожны. Человек отчетливо чувствует закрывающуюся за прежней историей дверь, но, как тот же нащупывающий ступеньку ребенок, не знает, куда он шагнет после.

Концы слышны хорошо, а начала неразличимы. То, с чем мы прощаемся, понятно и близко. То, перед чем стоим, – пугающе и опасно.

Но идти надо, и потому хочется осмотреть оставшееся позади с особенной заботой, чтобы продержаться на самом прочном из прошлого хоть самое первое время, а там уж будет видно – авось история сама догадается, что она жива, пока памятлива и пока растет с естественностью дерева, без тимирязевских прививок европейских бананов к русской картошке.

Как ни одна нация близкие к природной полноте и наследованное™ жизни, мы вместе с тем, как ни одна же нация, податливы на всякую новость и легки в разрушении своих оснований. Это мучило русскую мысль, совершившую еще не всегда осознанные миром психологические открытия, сродные открытиям географическим.

Это волновало и великую русскую литературу последнего времени, ту ее ветвь, которую еще недавно называли «деревенской», хотя ее резоннее было бы назвать национальной в самом глубоком природном и генетическом смысле. Тут сама русская природа устами лучших своих детей высказывала себя с доверчивой искренностью и удивительной глубиной. Это была подлинно «родная речь», как, бывало, хорошо назывались школьные хрестоматии.

Малая часть написанного Валентином Распутиным, собранная в этой книге, – хорошее зеркало и его собственного творчества, и всех беспокойных проблем русского сознания конца века и тысячелетия во всей их подвижности и устойчивости, во всей противоречивости азартной новизны и самозащитной жизни.

I

Когда я говорил, что книги в разное время раскрываются на разных страницах, я прежде всего думал о «Прощании с Матёрой».

Повесть вышла впервые в осенних номерах «Нашего современника» 1976 года, посреди времени, когда уже были построены одни великие сибирские гидростанции и задумывались другие, когда рукотворные моря разливались по земле, а моря природные высыхали и мелели, вызывая грандиозные планы поворота рек для их наполнения.

Отчеты партии были торжественны, задор молодости, порывавшейся на великие стройки, еще достаточно искренен, а коммунизм, судя по уличным плакатам, неизбежен. Идея уже слабела, но тем энергичнее торопилась утвердить свою праведность.

Благо грандиозных проектов казалось так очевидно, что какие-то малые неизбежные издержки и утраты легко покрывались величием приобретения. И вдруг оказалось, что несомненное вовсе не несомненно и возможен взгляд и с «той стороны». То все идея «глядела» на человека, а тут человек поднял глаза – и оказалось, что в ответном этом взгляде не то что благодарности, но и понимания нет, что они с идеей смотрят в разные стороны.

Сколько их, русских деревень и малых городков, было затоплено Куйбышевским, Московским, Рыбинским, Братским, Красноярским и иными новодельными морями! Города мы еще вспоминали в печали, жалея Весьегонск и Мологу, оплакивая ушедшие под воду чудные памятники культуры. А деревни… Что деревни? Вон их у нас сколько – не убудет.

(Вот и в повести чиновник «из отдела затопления» говорит старухам, пытающимся остановить разорение кладбища, – «У нас семьдесят точек под затопление, и везде кладбища».

) И вот русский художник поглядел на одну из этих малых «точек», этих ничем не выделившихся деревень, как, бывало, русская литература глядела на «маленького человека», и открылось, что с каждой деревней уходит Родина и сиротеет каждое русское сердце, слыхом не слыхавшее об этой деревне.

Распутин горестно и бережно подробен в оглядывании каждого дня и чувства своих старых героинь, оставшихся в обреченной затоплению деревне, чтобы доглядеть огороды, да и просто дотянуть до последнего, потому что на новом месте, в новом поселке, куда перевозят деревню, несмотря на соблазн городских удобств, они уже жить не смогут.

Он не зря выбирает деревне имя Матёра, заставляя вспомнить, что так в Сибири зовется коренное срединное течение реки, так определяется первородная живая сила и все вместе имеет великим началом слово – мать. Он нигде этого символизма не подчеркивает, но сами-то мы не слепые.

И не зря выбирает в героини сильную характером старуху Дарью, из тех, на ком стоит всякая деревня, да и сама наша Родина, потому что именно они в самые тяжелые годы не дают пошатнуться ни Церкви, ни миру, храня течение реки жизни в устойчивом русле.

А на чем они стоят – это видно из долгих разговоров и Дарьиных раздумий, которые при внешней простоте своей вмещают все глубинные понятия нашей национальной мысли, так что возьмись этот круг проблем очерчивать русский философ, он скажет только сложнее и отвлеченнее, но навряд скажет больше.

Так хотелось бы выписать все подряд, но книга перед читателем, и нечего опережать и теснить мысль читателя своим комментарием. Но от чего-то все-таки не удержусь. Куда деть свою боль и свое понимание происходящего? «Ничем лучшим, – писал когда-то поэт и мыслитель Вяч.

Иванов, – не могут отдарять друг друга люди, чем уверяющим ясновидением своих хотя бы только предчувствий или начатков высшего духовного сознания»[1]. Какие уж сегодня претензии на «высшее сознание»! Не в них дело, а вот отдарить писателя и его Дарью хоть малой мерой своего понимания хочется.

Тянет отозваться на ее слово, договорить с нею там, на Матёре, где жизнь еще дотягивает нить памяти, а то и пожаловаться ей на то, что случилось с нашим сердцем уже в нынешнее время, после гибели Матёры, понять вместе с нею, что мы успели растратить после ее, увы, не услышанных нами в свое время вразумлений.

Ну и, таким образом, может быть, протянуть ее правду подальше, подержать ее на земле и, значит, еще побыть со всем лучшим, что было Россией и что держит ее существо на глубине до лучшего дня и сейчас.

«Нонче свет пополам переломился… И по нам переломился, по старикам… ни туды мы, ни сюды… Оно, может, по нам маленько и видать, какие в ранешное время были люди, дак ить никто назадь себя не смотрит. Все сломя голову вперед бегут…»

Добавим от себя только, что если кто назад и смотрит, то все же мимо человека, выцеливая кто экономические системы (тень Столыпина), кто способ правления (монархия), и всё через голову вот этих стариков и старух, не видя еще такой очевидной в них силы «ранешного человека».

А что сломя голову вперед бежим, она не раз скажет и пожалеет человека, что он так «жизнь раскипятил»: «Он думает, он хозяин над ей, а он давно-о-о уж не хозяин. Давно из рук ее упустил. Она над им верх взяла, она с его требует че хочет, погоном его погоняет.

Читайте также:  Писатель николай носов. жизнь и творчество

Он только успевай поворачивайся».

А это вот даже еще и не обдуманная нами сегодня как следует мысль: как мы стали невольниками цивилизации и чужого способа мысли. И так незаметно и скоро в этом беге пробежали мимо человека, что теперь и вернуть не знаем как. Твердим, твердим о нравственности, о духовности, о традиции, а сами все так же бегом вперед.

Всякая работа от этого кажется временной и годится только для того, чтобы что-то поскорее заработать, пока не прикрыли, вроде нечаянной халтуры на заводе и в деревне, а уж всего нагляднее в ларьках, мимолетных предпринимательствах, стремительно исчезающих банках и особенно в неуловимых, носимых ветром «челноках».

Дарья всего этого не видела и представить не могла. По нашим нынешним представлениям, ее мир еще стоял «на трех китах» и был недвижен, так что у него и имя было болотное – «застой».

А только она оказалась права, что безоглядный бег и беспамятство сулят распыление и духовную смерть.

Это уже подтвердил и сын ее Павел – не последний мужик в деревне, крепкий, хозяйственный, а вот не заметил, как тоже себя пробежал: «Нет, старею, видно… Старею, если не могу понять. Молодые вон понимают. Им и в голову не приходит сомневаться. Как делают – так и надо.

Все, что ни происходит, – к лучшему, к тому, чтобы жить было интересней и счастливей. Ну и живи: не оглядывайся, не задумывайся… Неужели и мое время вышло? Мать живет в одной уверенности, молодые в другой, а тут и уверенности никакой нету. Ни туда ни сюда, меж теми и другими…»

Он уже отстал от правды матери, от ее устойчивой силы, потерял живую связь с землей, хоть и держал ее разумом, слышал не вовсе истраченным слухом «обобществленного» человека, но и его несло со всеми без оглядки; коли «своим шагом мало кто ходит», то и он не своим пошел. Не зря он в конце мечется в тумане, ища Матёру, и не может сыскать, словно она от него за его беспамятство скрылась.

А уж что «знают молодые», мы услышим от Дарьиного внука Андрея: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть. Мне охота где молодые, как я сам, где все по-другому… по-новому. Вот я и хочу туда, где самое нужное! Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось, а там думают обо всех сразу».

Ведь вроде прав, прав! Я сам давно ли был бы рад, если бы мои сыновья вот так горели – где теперь одного такого горячего сыщешь, чтобы общее для него свое малое загораживало? А только великая и проницательная правда распутинской Дарьи посильнее и повернее этих благородно-общественных деклараций, которые скоро стали кончаться ложью и двоемыслием, а потом стремительным предательством, так что никто и оглянуться не успел, как вчерашние горячие комсомольцы Андреевых идеалов уже были в красных пиджаках владельцев офисов и бирж, бесстыдно расточающих нажитое отцами общественное добро. Причина же скорого этого превращения в том, что они, как Андрей, восстали против памяти, помешала она им, показалось, что ее многовато. Андрей-то еще по неразумию пытается прожить вне памяти, вне чужого опыта, который, как ему кажется, связывает его крылья, не дает раскрыться радости новой жизни. Другие, кто пришел потом, уже гнали память нарочно, потому что она обязывала к совести и ответственности, честности перед историей, национальной культурой и верой отцов. Память ограничивала средства, которыми можно было пользоваться, а значит, мешала добиваться своего любой ценой.

Вот что своим природным чутьем и своей подлинной земной культурой (а это именно высшая и единственно плодотворная культура) провидела старуха Дарья во внешне благом деле затопления своей деревни для пользы и желанного Андрею молодого развития жизни. У нее есть хорошие слова о том, что она, может, «мало видела, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-олго на его смотрела».

239 000 книг и 44 000 аудиокниг

Источник: https://MyBook.ru/author/valentin-grigorevich-rasputin/nezhdanno-negadanno-sbornik/read/

Читать онлайн "Нежданно-негаданно" автора Распутин Валентин Григорьевич — RuLit — Страница 1

Распутин Валентин

Нежданно-негаданно

Валентин Распутин

НЕЖДАННО-НЕГАДАННО

Расположились в скверике напротив дебаркадера.

Скверик уже не походил на скверик: на бойком месте земля была вытоптана до камня, с одного бока его поджимала стоянка для машин, выдвинутая из-под моста и огороженная высокой металлической сеткой, с другого — теснила расползшаяся, в ямах, дорога к Ангаре, с третьего — асфальтовая дорога вдоль Ангары.

Высокие тополя в скверике стояли редко, но раскидисто и тень давали. К ним и повел Сеня Поздняков свою группу, как только объявили, что «Метеор», на котором предстояло им ехать, подадут с опозданием на час. Группа была из своих, из своей деревни, и из соседей, из замараевских, возвращающихся из города.

Поровну по три человека оттуда и оттуда. Свои: Сеня, Правдея Федоровна, потерявшая свое имя Клавдея еще в старые времена за пристрастие к правде, когда, выступая на собраниях с разоблачительными речами против начальства, она повторяла: «Я правду люблю», — и Сенина соседка по деревенскому околотку бабка Наталья.

Замараевские: муж и жена Темниковы, он инженер в леспромхозе, она — бывший врач. Но это еще по старой сдаче инженер и врач. Теперешняя жизнь сдала карты заново и козырей поменяла. И кто из них сейчас кто, они и сами не знали. Леспромхоз то работал, то не работал, больницу ужали до фельдшерского пункта, и поговаривали, что закроют и фельдшерский.

Третья замараевская — молоденькая девчушка по имени Лена, сдававшая вступительные экзамены в один из новых университетов.

Сеня, как человек бывалый, рассмотрел неподалеку за разбитой дорогой торгующую пивом коммерцию и приволок от нее три картонные коробки. Их сплющили, разодрали и устроили под седево — чтоб не на землю. Вышло вполне культурно. Расселись и принялись за разговором поджидать, когда стянется назначенный час.

Вот наступили времена: раньше, как лето, каждая деревенская изба полна городских гостей. Ехали и воздухом подышать, и стариков повидать, а у кого руки не отсохли — и помочь старикам в их непрестанном битье-колотье по хозяйству.

Теперь в деревню не едут: для одних дорого, для других неинтересно. Одни спасаются участком подле дачки, который не отпускает к отцу-матери, другим позарез стал нужен и берег турецкий, и Африка вместе с Америкой.

Теперь и писем в деревню не пишут, а заказывают при случае: пусть мама приедет, пусть папа приедет — соскучились.

А что такое «соскучились» — понятно.

Вот и Сене Позднякову, по которому донельзя соскучились внуки, пришлось набивать снедью два мешка и отправляться как Магомету к горе. Правдея Федоровна прямо называла себя «савраской». Уже второй раз за лето впрягалась она и ехала.

Бабку Наталью на старости лет заставила сниматься с лежанки другая, как говорила она, «везея». Гостила зимой внучка и оставила золотые сережки. И два месяца уже: бабушка, отправь, бабушка, отправь. А с кем отправишь золотые сережки какого-то фасонистого издела? Пришлось снаряжаться самой.

А сын привез сегодня на пристань и посадки не дождался: некогда.

Зачем ездили замараевские, муж с женой, осталось еще не расспрошено. Впереди длинная дорога. И до дороги сидение в маете. Девчонка, Ленка, сказала, что экзамены в университет сдала, но учиться, наверно, не будет, не понравились ни университет, ни преподаватели, а в общежитии и селиться опасно, там одни кавказцы.

Солнце нагревалось и начинало дышать горячо. По мосту через Ангару дребезжали трамваи и ползла из машин с краю с шипом огромная, во весь мост, разноцветная гусеница, то вздымаясь горбом, то опуская уродливые сочленения. А по другой боковине моста навстречу ей двигалась, поддергивая длинное членистое тело, точно такая же гусеница. И дух с моста сбрасывался едкий, злой.

За Ангарой, вздымаясь в гору, продолжался город, сначала деревянный, низкий, закрытый зеленью, затем переходящий в коробчатые белые многоэтажки, нахальные и одновременно сиротски печальные. В одной из них, с шестью рядами разноцветных балконов по фасаду, и жили Сенины дочь с зятем и семилетним внуком. Сын жил по эту сторону Ангары далеко, за плотиной.

Только в Сенины наезды они и сходились, что-то у них меж собой не ладилось. Но ни одна, ни другая сторона, ни дочерняя, ни сыновья, сколько ни выспрашивал Сеня, не признавались, в чем дело, закатывая одинаково при расспросах глаза, будто Сеня тронулся.

Но не из тех был Сеня, кого можно оставить в неведеньи надолго, и на следующее гостеванье у него появилась надежда на сватью, на невесткину мать, которую собирались осенью окончательно забрать в город. Деревня деревню поймет.

Сеня видел однажды сватью, крупную старуху с больными ногами и пытливыми глазами; она без обиняков сразу же уставила их на Сеню с хитрым прищуром — будто Сеня когда-то до родства за нею приударял. Этого быть не могло. Сеня на всякий случай выспросил, где протекала ее жизнь. Не могло.

Читайте также:  Тюльпан - сообщение доклад (2, 3, 4 класс окружающий мир)

Но, выспрашивая, убедился он, что сватья, которую звали Руфина Сергеевна, не поверху глядит на мир и все, что надо, выглядит. «Как вот в деревню залетают такие имена?» — подивился Сеня, знакомясь со сватьей, подбирая руку, которую она как-то быстро выронила, но имя еще больше его убедило: мимо Руфины Сергеевны ни одна семейная соринка не пролетит, она во все вникнет.

По скверику неприкаянно бродили люди, томившиеся ожиданием, натыкались на Сенин табор и отходили, морщась от убитого и захламленного угла, обманывающего сверху зеленью.

У пивной за обнаженной земляной дорогой становилось веселей, оттуда доносились частый звон и бряк, возбужденные голоса.

Дебаркадер, хорошо видимый по сквозящему скверику, был совершенно безлюден, на деревянном помосте причала, с которого была перекинута на дебаркадер под ступенчатым спуском стремянка с поручнями, высилась гора из огромных полосатых баулов, известных всей России.

Девчонка отошла от табора и стояла неподалеку. Отошел и инженер, рассматривая за решетчатой оградой машины.

Правдея Федоровна достала из сумки яблоки, тугие, краснобокие, с глянцевым отливом, и принялась угощать. А чего не угощать на прошлогодние зубы, которые хорошо кусали только в воспоминаниях? Сеня и бабка Наталья отказались, яблоки даже с виду были неукусные.

Отказалась и фельдшерица и принялась рыться в старой черной сумке с испорченным ездовым замком, застрявшим посреди хода. Склонясь над сумкой, фельдшерица вытянула ногу.

Сеня смотрел на крепкую неодрябшую ногу с безобидным интересом: есть на ней чулок или нет? Чулки пошли под цвет кожи, не отличишь, а отличить зачем-то хотелось.

Ехали обратно, сумки были полупустые, с обвисшими боками. Что давалось в гостинцы или что покупалось, шло в легкую укладку. Только инженер вез большой и плоский фигурный предмет, замотанный в целлофан.

«Крыло для «жигуля»», — еще при встрече догадался Сеня, по привычке всем интересоваться, спросил, много ли отдано за крыло. Отдано было много, Сенина прикидка осталась далеко внизу. «Все в порядке, — решил он. Никакого торможения».

Он все угрюмей и терпеливей относился к загадке: если торможения нет и не предвидится, то куда же они взлетят?

Замараевская фельдшерица, елозя на Сениной картонке, вытянула из-под замка прозрачный пакет, а в пакете небольшой глиняный горшочек с землей и торчащим зеленым отростком. Бабы заинтересовались: что такое? Можно было и не спрашивать: комнатный цветок.

Но из каких-то особых, сказала фельдшерица, живучих настолько, что хоть забудь о нем на полгода. Она выговорила и название, уж больно чужое, так что никто не решился переспросить. И рассказала то, чего Сеня не знал. Оказывается, на комнатные цветы в их краю нашел мор.

Да, и на цветы тоже мор. Хиреют и мрут. Хоть заухаживайся, хоть глаз не спускай — никакого спасенья. Уж на что геранька терпеливый цветок, та самая геранька, без которой и солнышко не заглянет в окошко, а и на нее порча нашла.

Не дает уж красного цветенья, корешок слабый, слизистый.

— А и правда! — громко подтвердила Правдея Федоровна. — То-то я все смотрю: что за казня на них, что за казня?! Правда, хворают цветы. Так это отчего? Это ежели у всех, должна быть серьезная причина.

— А у меня вроде ниче, — сказала бабка Наталья.- И геранька цвет дает. Вроде не жалобится.

Источник: https://www.rulit.me/books/nezhdanno-negadanno-read-19067-1.html

Методическая разработка урока «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно») учебная дисциплина «Литература»

  • Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
  • «Колледж промышленности и автомобильного сервиса»
  • Методическая разработка урока
  • «Главное – делать людям добро…
  • (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно»)
  • учебная дисциплина «Литература»
  • общеобразовательный цикл
  • Разработчик:
  • преподаватель русского языка
  • и литературы
  • Орлова Вероника Васильевна
  • 2017 г.

Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению знаний по творчеству В. Распутина. Методическая разработка направлена на освещение проблем, поднятых в рассказе В.

Распутина «Нежданно-негаданно». До сих пор проблемы, поднятые в рассказе, волнуют как литературоведов, так и простых читателей.

  1. Методическая разработка содержит пояснительную записку, основную часть (краткий конспект урока), заключение, список использованной литературы, а также приложения.
  2. Содержание
  3. 1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для подготовки и проведения обобщающего урока по литературе по теме «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно»).

Изучение творчества Распутина В. в Разделе 2 «Русская литература ХХ века». Работа по данной теме готовит студентов к аналитическому изучению прозы второй половины ХХ века. Урок проводится в стандартной форме, что помогает студентам самостоятельно проанализировать поступки героев повести, сформировать собственную точку зрения и высказать ее.

Изучение темы «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно») включает следующие этапы: теоретическое изучение жизни и творчества В. Распутина (обзорно), чтение рассказа «Нежданно-негаданно» и его анализ.

Использование такой формы проведения занятия (урока-беседы) для обобщения данной темы дает возможность повысить интерес студентов к дисциплине, открыть для них практическую значимость данной темы, явную связь ее с современной действительностью; позволяет студентам на личном опыте убедиться в важности теоретических и практических знаний.

Любое изученное на уроках произведение – это конкретная жизненная ситуация, показанная автором с определенного угла зрения. Данный урок должен заставить каждого студента задуматься над причиной конфликта, поставленного автором в рассказе, и научить самостоятельно оценивать поступки героев произведения с нравственной точки зрения.

  • При подготовке к занятию студентам предварительно необходимо внимательно прочитать данное произведение, изучить поведение персонажей, обдумать причины данных поступков.
  • Кроме того, необходимо выбрать студентов для подготовки доклада и чтения стихотворения.
  • 2. Методическая разработка урока
  • 2.1 Паспорт урока
  • Открытый урок разработан и проведен преподавателем русского языка и литературы КОГПОАУ «Колледж промышленности и автомобильного сервиса» Орловой Вероникой Васильевной.
  • Дисциплина: литература, общеобразовательный цикл.
  • Тема дисциплины по рабочей программе: Тема 2.17 Проза второй половины XX века

Тема урока: «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно»).

  1. Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
  2. Вид урока: урок-беседа.
  3. Общедидактическая цель:создание содержательных и организационных условий для обобщения и закрепления знаний студентов по теме.
  4. Цели урока:
  5. Образовательные:
  1. Обобщение и закрепление знаний по содержанию рассказа «Нежданно-негаданно»

  2. Обобщение знаний основных фактов жизни и творчества В. Распутина.

Воспитательные:

  1. Воспитание способности оценивать поступки героев произведения с нравственной позиции.

  2. Воспитание чувства гражданской и нравственной ответственности.

Развивающие:

  1. Закрепление навыков анализа литературного произведения.

  2. Формирование навыков публичного выступления.

  • Группа: ТО-17, студенты 1 курса по программе подготовки специалистов среднего звена «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики», количество человек в группе 26, на «4 и 5» обучается 24 человек (86%).
  • Межпредметные связи: обществознание; культура речи; информатика; русский язык.
  • Обеспечение урока:
  • мультимедийный проектор, экран, ноутбук;
  • текст рассказа.
  • презентация к уроку (Приложение 2 на электронном носителе).
  1. Формы организации познавательной деятельности (включая подготовку к проведению урока): индивидуальная, парная, фронтальная.
  2. Методы обучения: по источнику приобретения знаний: словесные, наглядные, практические; по степени самостоятельности обучаемых – частично-поисковый.
  3. Структура урока
  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Актуализация.

  4. Обобщение и закрепление знаний.

  5. Рефлексия.

  6. Подведение итогов урока.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

Преподаватель: Тема занятия на сегодня: «Главное – делать людям добро… (урок-беседа по рассказу В. Распутина «Нежданно-негаданно»).

Эпиграфом к занятию служат слова нашего земляка Альберта Лиханова: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро; каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

Исходя из темы занятия и эпиграфа давайте обозначим цели занятия (1 слово в каждой строке написано на доске; задание –продолжить фразу в тетради):

  • Вспомнить (воспроизвести)………… (содержание рассказа В. Распутина «Нежданно-негаданно»;
  • Проанализировать ………… (тему рассказа, героев, проблематику);
  • Соотнести …………. (литературное произведение с реальной жизнью)
  • Выявить ………………(авторскую позицию)
  • Сформулировать ……(свое отношение к прочитанному)
Читайте также:  Песнь о нибелунгах - краткое содержание

Преподаватель: спасибо. Попробуем достичь с вами всех намеченных целей.

Кто же такой Валентин Распутин? Что мы знаем о нем и его творчестве?

  • Заслушаем доклад ________________
  • Выступление студента.
  • Преподаватель: Ребята, скажите, какое слово часто встречалось в докладе __________________?
  • Ответ: Доброта, добро, добролюбие
  • Преподаватель: Давайте применим прием создания синквейна. ПРИМЕР: ДОБРО
  • -2 прилаг/прич чуткий отзывчивый
  • -3 глаг/деепр сочувствовать доверять помогать
  • -фраза готовность оказать поддержку тем, кто в этом нуждается
  • -слово-итог/синоним гуманность
  • (пишут самостоятельно, обсуждаем, делаем записи на доске (обязательно подсказываем слово гуманность)
  • Преподаватель: Кого из персонажей рассказа «Нежданно-негаданно» можно назвать добрым (гуманным)?

Ответы: Сеню Позднякова и его жену Галю. Запишите их имена внизу нашего синквейна.

А теперь давайте вкратце вспомним события рассказа и проанализируем их.

Ответы: 1-2 человека из группы очень кратко передают суть рассказа.

Преподаватель: Давайте обратимся к образу главного героя – Сени Позднякова. Каков он?

Ответы: Сеня, как человек бывалый..

Преподаватель: Скажите, почему именно Сеню выбрала «тетя Люся»?

Ответы:

Преподаватель: Одобряете ли вы поступок героя (взять к себе Катю)? Почему?

Ответы:

Преподаватель: Что вы можете сказать о Гале? Как она отнеслась к поступку мужа?

Ответы:

Преподаватель: Что вы узнали о Кате? Ее жизнь до знакомства с Сеней и его женой. Как сложилась жизнь Кати в доме Поздняковых?

Ответы:

Преподаватель: Так прошло лето… Началась осень, прошёл месяц жизни Кати у новых людей. Девочка внешне оттаяла, подружилась с соседкой. Но светлое жаркое лето отошло. На дворе — осень, и в душе героев тоже наступает осень. Почему? Что чувствует Сеня и чего боится?

Ответы:

Сеня несколько раз расспрашивал Катю о её прежней жизни и понял главное, что она чего-то очень боится. Это что-то не даёт покоя Сене. –

“ Что она там видит? О чём думает? Куда улетают её желания? И с кем она – с ними или с кем-то другим?” — задавал в это время вопросы Сеня, смотря на неё “со стылым сердцем”. “Мы с ней по-простому, а она как стеклянная. Не разбить бы!” — беспокоилась Галя.

— Он ждёт беды и боится быть застигнутым врасплох. Торопит дни, чтобы быстрее пришла зима, когда заметёт все дороги, и этот кто-то не достанет у него Катю. Да и метеору осталось сделать всего несколько ходок.

-Но недолгими оказались детские радости Кати и радость приютивших её Сени и Гали.

Преподаватель: Как призошла встреча с этим кем-то, который приехал за Катей. Как ведёт себя Катя?

Ответы: Как всегда всё произошло неожиданно, внезапно. Болью захлестнуло Сеню. Растерялся он, но обмер, когда увидел Катю

— Когда за Катей приехали два мужика, она вмиг повзрослела: «перед ним стояла другая, до неузнаваемости изменившаяся девочка…».

Катя лучше Сени и Гали знает тех, кто её отыскал. Она додумала, как до неё добрались эти люди: разыскали тётю Люсю, пытали, пока она не сказала о местонахождении Кати. Поэтому она торопится уйти, спасая приютивших её людей от всего того, что могут сделать её хозяева. Она в этом опытнее, чем деревенские жители – люди «невинные и настоящей жизни, которая теперь взяла силу, не знают».

Преподаватель: Как вы оцениваете поступок Сени — отдать Катю? Как герои переживают такой финал?

Ответы: Они не просто переживают, они себе простить не могут, что подчинились злым людям. Зло оказалось сильнее добра. Такого не должно быть, поэтому нет прощения Сене и ничего его не спасёт. Даже время не вылечит от болезни, название которой отступление, трусость. Такое помнится всегда, и виноват в этом, он Сеня.

  1. Обобщение и закрепление знаний.

Преподаватель: Да. Изменения в жизни произошли неожиданно, внезапно. Сеня оказался не готовым к борьбе с трудностями, которые на него навалились.

На основе всего услышанного сегодня ответьте, пожалуйста, на 2 последних, но не менее важных вопроса:

1.Какие нравственные и социальные проблемы подняты в данном произведении?

Ответы:

  • беспризорные дети;
  • Сиротство;
  • Торговля детьми;
  • «Рабский» труд детей;
  • Проблема бессилия человека перед стремительно меняющимся обществом;
  • Власть денег и власть «силы».

2.Объясните смысл заглавия повести.

  1. Ответы: Да, произошло что-то непривычное, неожидаемое, непредполагаемое, из ряда вон выходящее.
  2. а)нежданно-негаданно на человечество обрушивается антигуманность, обрушивается на всех, не щадя ни старого, ни малого, ни здорового, ни больного;
  3. б) нежданно-негаданно взрослые люди с жестокостью используют детей в своих интересах;
  4. в) нежданно-негаданно жизнь опять испытывает людей на прочность, честность, добропорядочность;
  5. г) нежданно-негаданно «…недвижное, холодное лицо, затуманенное изнутри» просветлело, «глаза заискрились»;
  6. д) нежданно-негаданно девочку стремительно оторвали от Сени, не дав даже попрощаться.

ДЗ: Какое бы вы дали название этому произведению? Какой вы можете предложить финал? Может ли это произведение кому-либо помочь?

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Надеюсь, никого из вас рассказ не оставил равнодушным. Как вы думаете, достигли ли мы целей, поставленных нами в начале занятия?

За работу на уроке оценки получают:…

…. Молодцы! Спасибо за урок!

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-glavnoe-delat-lyudyam-dobro-urokbeseda-po-rasskazu-v-rasputina-nezhdannonegadanno-uchebnaya-disc-2356513.html

Результат запроса: Распутин нежданно негаданно краткое содержание — PDF Скачать Бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Результат запроса: Житков помощь идет краткое содержание Борис Степанович Житков: Дата рождения: 30 августа (11. * Житков Б.С. Помощь идет. (1982). СОДЕРЖАНИЕ: Борис Степанович Житков: Пудя. Краткое сообщение.

Подробнее

Результат запроса: Книга золя Эмиль Золя: Émile Zola: Эмиль Золя: Имя при рождении: фр. Émile Édouard Charles Antoine Zola. Дата рождения: Дамское счастье,. Легкая и в то же время поучительная книга. Книги

Подробнее

Результат запроса: Любовная лирика лермонтова краткое содержание Главная» Краткое содержание» Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА. Лермонтова. Философская и любовная лирика М. Ю. Лермонтова.. краткое содержание.

Подробнее

Результат запроса: Любовница дьявола книга Всё о книге Любовница дьявола — содержание, описание, сюжет книги, интересные факты на. Video embedded Сериал Любовница дьявола: Унесенные страстью показывает

Подробнее

Результат запроса: Елена миро книги купить Лена Миро Все книги в интернет-магазине Yakaboo. Тел (044) 225-05-05. Полное собрание книг Лена. Родилась Елена в Старом Осколе в 1981 году.. Скачать все книги

Подробнее

Результат запроса: Танька бунина краткое содержание Танька маленькая девочка спит на печке вместе с. Сохранить краткое содержание: Бунин Иван Алексеевич — Танька — краткое содержание произведения, рассказа,

Подробнее

Список экспонируемой литературы к выставке «Быть на Земле человеком» (к 80-летию со дня рождения В. Г. Распутина) 1. Распутин, В. Г. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 1 : Деньги для Марии. Последний срок.

Подробнее

Результат запроса: Знахарь журнал Подписка на журнал ЗНАХАРЬ. СОВЕТЫ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ, ДОСТАВКА ВО ВСЕ СТРАНЫ, подписка на. Приветствуем тебя на страницах сайта «Читальный зал Знахарь»! Если ты забрёл

Подробнее

Результат запроса: Невинные убийцы книга Размести ссылку новости Скачать Невинные убийцы на блоге, на форуме,. Книга Невинные: Скачать бесплатно, читать онлайн Невинные убийцы. К этой книге можно возвращаться.

Подробнее

Результат запроса: Краткое содержание две судьбы Сериал Две судьбы-4. Новая жизнь (2008) — содержание серий — российские фильмы и сериалы — Кино. Две судьбы Сюжет. Шестидесятые годы. Две деревенские подруги,

Подробнее

Результат запроса: Вокзал для двоих википедия Вокзал для двоих. Материал из. Википедия; Обсуждение:Вокзал для двоих Проект:Кино; В Википедии есть портал. Вокзал для двоих Википедия, Вокзал для двоих: Жанр:

Подробнее

Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова в каталоге лучших рефератов сети, всего более 300 000 работ. 7732776291082 Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова иивана Карамазова

Подробнее

2 класс» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. В приложении отражены все. Скачать множество книг и журналов различных жанров и направлений.. Канакина В.П. — Электронное приложение к учебнику «Русский

Подробнее

Результат запроса: М а осоргин пенсне краткое содержание Осоргин М. А. Сивцев. Пенсне Михаил Осоргин. Premium. this book is currently unavailable.. Между прочим, кончило это пенсне. В первой фразе рассказа

Подробнее

Результат запроса: Книгу евангелие от фомы Купить книгу «Евангелие от Фомы» автора В. Н. Нечипуренко и другие произведения в разделе. Евангелие от Фомы, на коптском языке в pdf-формате; Евангелие от Фомы,

Подробнее

Результат запроса: Книга история советского союза Название: История Советского Союза (в 2-х томах) Джузеппе Боффа Издательство. Боффа Дж. История Советского Союза: в 2-х тт. Т. 2. От Отечественной

Подробнее

Результат запроса: Сказки среди бела дня Виткович, В. С. Сказки среди бела дня : [сказочные повести] / Виктор Виткович, Григорий. Купить книгу «Сказки среди бела дня» автора Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/34652233-Rezultat-zaprosa-rasputin-nezhdanno-negadanno-kratkoe-soderzhanie.html

Ссылка на основную публикацию