Анализ стихотворения блока река раскинулась

Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » входит в цикл «На поле Кулико­вом» (1908), который открывает третий том. Тема России, и раньше звучавшая в лирике Блока, становится в этой книге одной из центральных. Поэт осознает, что он, будучи русским, не может решать мировые проблемы, не преломляя их через судьбу России. В цикле «На поле Куликовом» Блок, который чувствует приближение переломного момента в истории России, соотносит его с одним из самых значимых событий русской истории — Куликовской битвой.

Цикл состоит из пяти стихотворений: первое и второе изображают Россию и лирического героя накануне битвы; третье — ночь накануне битвы и явление божества; четвертое и пятое — отобра­жают мироощущение человека рубежа XIX—XX веков.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » открывает цикл. Тема стихотворения — осмыс­ление исторической судьбы России, которая пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Судьба современного поколе­ния представляется поэту как стремительное движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен.

В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа — скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России: «О, Русь моя! Жена моя!». Это не поэтическая вольность, а проявление высшей степе­ни единения лирического героя с Россией.

И наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь. »

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

/ Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво. »

Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво. »

Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» следует начать с того, что оно появилось на свет в начале 1908 года и вошло в цикл «На поле Куликовом», включенного в другой цикл, более обширный, ключевой для того периода творчества А. Блока: «Родина». Поэт в своих дневниках и разговорах с близкими ему людьми неоднократно подчеркивал, что это сейчас основная для него тема и ее он надеется придерживаться до конца жизни. А. Блок с этого момента и до завершения своего творческого пути пытался отражать мировые изменения через призму событий в России.

В год написания стихотворения уже в России в полной мере кипело предреволюционное напряжение, и А. Блок подчеркнул это в своем произведении, проведя ясные параллели с другим важнейшим событием истории – Куликовским побоищем. Анализ стихотворения «Река раскинулась.

Течёт, грустит лениво…» покажет, что, это произведение является первым в цикле «На поле Куликовом» по праву, так как оно несет в себе образ лирического персонажа, готовящегося к битве, полного драматических предчувствий, но готового идти в бой.

Именно такие настроения, по всей видимости, наполняли А. Блока незадолго до революции. Поэт и его лирический персонаж осмысляют историческую судьбу России, трагическую и безудержно движущуюся к собственной гибели. Однако сам А.

Блок намеревается остаться с ней до конца, каков бы этот конец не был, что явно видно из содержания стихотворения.

При этом А. Блок много говорит о будущем России, особо подчеркивая, что ее будущее должно быть обособлено от прочих стран, являться чисто русским, азиатском. Пути последующего развития России и дальнейшие изменения в ее сложной судьбе должен решать сам русский народ.

Это стихотворение А. Блока чрезвычайно насыщено ярчайшими символами, такими, например, как выведение образа России через степную кобылицу. Это свойственно не только самому творчеству поэта, но и вообще общей структуре символизма, к которому принадлежал А. Блок.

Примечательно, что символизм содержал в себе идею панмонголизма, которую поэт как раз отражает в своем стихотворении. Эта идея восходит в течении символизма еще к его основателю Владимиру Соловьеву, последователем которого А.

Блок был в начале своего творческого пути и пробыл таковым до самого конца.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bloka/reka-raskinulas

Река раскинулась. Течет, грустит лениво (На поле Куликовом) · Блок · анализ стихотворения

Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

Река раскинулась. Течет, грустит ленивоИ моет берега.Над скудной глиной желтого обрыва

№4 В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До болиНам ясен долгий путь!Наш путь — стрелой татарской древней воли

  • №8 Пронзил нам грудь.
  • Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —В твоей тоске, о, Русь!И даже мглы — ночной и зарубежной —
  • №12 Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострамиСтепную даль.В степном дыму блеснет святое знамя

№16 И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылица

№20 И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…Останови!Идут, идут испуганные тучи,

№24 Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!Плачь, сердце, плачь…Покоя нет! Степная кобылица

№28 Несется вскачь!

Reka raskinulas. Techet, grustit lenivoI moyet berega.Nad skudnoy glinoy zheltogo obryva

V stepi grustyat stoga.

O, Rus moya! Zhena moya! Do boliNam yasen dolgy put!Nash put — streloy tatarskoy drevney voli

  1. Pronzil nam grud.
  2. Nash put — stepnoy, nash put — v toske bezbrezhnoy —V tvoyey toske, o, Rus!I dazhe mgly — nochnoy i zarubezhnoy —
  3. Ya ne boyus.

Pust noch. Domchimsya. Ozarim kostramiStepnuyu dal.V stepnom dymu blesnet svyatoye znamya

I khanskoy sabli stal…

I vechny boy! Pokoy nam tolko snitsyaSkvoz krov i pyl…Letit, letit stepnaya kobylitsa

I mnet kovyl…

I net kontsa! Melkayut versty, kruchi…Ostanovi!Idut, idut ispugannye tuchi,

Zakat v krovi!

Zakat v krovi! Iz serdtsa krov struitsya!Plach, serdtse, plach…Pokoya net! Stepnaya kobylitsa

  • Nesetsya vskach!
  • Na pole Kulikovom
  1. Htrf hfcrbyekfcm/ Ntxtn, uhecnbn ktybdjB vjtn ,thtuf/Yfl crelyjq ukbyjq ;tknjuj j,hsdf
  2. D cntgb uhecnzn cnjuf/

J, Hecm vjz! ;tyf vjz! Lj ,jkbYfv zcty ljkubq genm!Yfi genm — cnhtkjq nfnfhcrjq lhtdytq djkb

  • Ghjypbk yfv uhelm/
  • Yfi genm — cntgyjq, yfi genm — d njcrt ,tp,ht;yjq —D ndjtq njcrt, j, Hecm!B lf;t vuks — yjxyjq b pfhe,t;yjq —
  • Z yt ,j/cm/
  • Gecnm yjxm/ Ljvxbvcz/ Jpfhbv rjcnhfvbCntgye/ lfkm/D cntgyjv lsve ,ktcytn cdznjt pyfvz
  • B [fycrjq cf,kb cnfkm///
  • B dtxysq ,jq! Gjrjq yfv njkmrj cybnczCrdjpm rhjdm b gskm///Ktnbn, ktnbn cntgyfz rj,skbwf
  • B vytn rjdskm///

B ytn rjywf! Vtkmrf/n dthcns, rhexb///Jcnfyjdb!Blen, blen bcgeufyyst nexb,

Pfrfn d rhjdb!

Pfrfn d rhjdb! Bp cthlwf rhjdm cnhebncz!Gkfxm, cthlwt, gkfxm///Gjrjz ytn! Cntgyfz rj,skbwf

  1. Ytctncz dcrfxm!
  2. Yf gjkt Rekbrjdjv

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

778
642
124
86
43
33
28
7
65,3 %
2,24
10,4 %

Размер: разностопный ямб

Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге

4 строки, четверостишие лениво-берега-обрыва-стога ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие боли-путь-воли-грудь ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие безбрежной-русь-зарубежной-боюсь ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие кострами-даль-знамя-сталь ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие снится-пыль-кобылица-ковыль ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие кручи-останови-тучи-крови ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие струится-плачь-кобылица-вскачь ABAB (перекрёстная)

Семантическое ядро

степной 5 4,03 %
кровь 4 3,23 %
путь 4 3,23 %
грустить 2 1,61 %
закат 2 1,61 %
кобылица 2 1,61 %
лететь 2 1,61 %
плакать 2 1,61 %
русь 2 1,61 %
сердце 2 1,61 %

Источник: https://yebanko.ru/analiz/blok/raskinulas

Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока "Река раскинулась. Течет, грустит лениво…"

В первом катрене произведения А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» читатель видит пейзаж, который вбирает в себя образы реки, берегов, обрыва, степи. Картина природы наполнена мрачными тонами.

Такую атмосферу помогают создать глагол «грустит» (дважды повторяется в катрене), эпитет «скудная», прилагательное «жёлтый», которое в контексте данного стихотворения приобретает оттенок серо-желтого цвета. Весь этот образный план сопрягается с ритмической организацией стихотворения, которая позволяет автору создать ощущение протяжности.

Часто повторяющийся звук [и] (долгий, закрытый), пиррихии, пятистопные и шестистопные строки, цезуры создают замедленную интонацию.

Во втором катрене появляется образ родины, широкой, безбрежной (создается благодаря ассонансу звука [о]).

Подчеркивается автором стремительность, которая возникает благодаря пунктуации в словах: «Наш путь – стрелой татарской древней воли» (тире придает тексту эмоциональной напряженности, способствует динамике действия).

Более того, интонация стихотворения получает развитие благодаря приему анжамбеман («До боли нам ясен долгий путь!»).

Третий катрен насыщен цезурами, которые выполняют акцентную функцию. Прослеживается аллитерация на шипящие [ч],[ш],[щ], которая есть в словах безбрежная, ночная, зарубежная (последние два эпитета создают образ тьмы).

В четвертом катрене отсутствуют пиррихии (ускоряется темп стихотворения), текст насыщен глаголами (озарим, домчимся), которые «всеми своими звуковыми и смысловым свойствами участвуют в создании движущейся словесной картины» (Е. Эткинд). Присутствует в последней строке «…и ханской сабли сталь…» аллитерация звука [с].

Его повторение является семантически важным, так как данный звук с точки зрения звукового символизма высокий, а значит, в данном случае передаёт силу света. Из этого следует, что в катрене появляется образ света, который противопоставляется автором предшествующему ему образу тьмы («И даже мглы – ночной и зарубежной»).

В пятом катрене происходит динамичное развитие действия (строки становятся короче, уменьшается в них количество слогов (11,4)). Русь предстает перед читателем в образе степной кобылицы.

Для создания её образа автор использует аллитерацию звуков [к], [л] в словах кровь, пыль, ковыль. Фонетическая близость данных существительных слову кобылица говорит и о их лексическом сближении.

Мотив движения вводится в текст за счет употребления автором слов «летит, летит».

В шестом катрене движение более медленное. Это подтверждается тем, что в четверостишие присутствуют пиррихии (вторая и третья строки), синтаксическая конструкция «идут, идут», глагол мелькают.

Последний катрен обладает эмоциональной напряженностью. Это проявляется в ритмическом, синтаксическом и образном планах.

В тексте практически отсутствуют пиррихии (встречается лишь в третьей строке); кроме того, катрен насыщен восклицательными предложениями, повторами: сердце, плачь, кровь – словами, которые выражают боль автора, страдания всего русского народа; а предыдущий абзац с последним будто связан выражением «закат в крови» (повторяющийся образ).

Последняя строка стихотворения «Несётся вскачь!» стремительна, именно в ней движение стихотворения, начинавшееся с «течёт лениво», достигает своего апогея.

Таким образом, значима ритмико-мелодическая организация стихотворения. Благодаря ей читатель понимает настроение произведения, его темп, развитие, улавливает эмоциональное состояние лирического героя (напряженность, испытываемую им боль и любовь к родине).

Звуковые приемы – аллитерация и ассонанс – играют важную роль в создании образов (образ Руси, света). Действительно ритмико-мелодическая структура произведения выражает его идейно-эстетическую концепцию.

Понимается замысел автора о том, что Россия – страна, предстающая в данном стихотворении то женой, то степной кобылицей, обладает великой историей, преодолевает все невзгоды на своем долгом пути.

Источник: https://infourok.ru/ritmikomelodicheskiy-analiz-stihotvoreniya-bloka-reka-raskinulas-techet-grustit-lenivo-1899981.html

“Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” анализ стихотворения Блока

Образ России в творчестве русского поэта-символиста Александра Александровича Блока сложен и многогранен. Сам он утверждал, что все его творчество – о России. На одном из творческих вечеров он произнес ставшие впоследствии знаменитыми слова о том, что этой теме он “сознательно и бесповоротно” посвящает жизнь, что именно в России – “жизнь или смерть, счастье или погибель”.

После поражения первой русской революции, в начавшиеся годы реакции, поэт-символист меняет прежнюю тематику творчества, создавая проникнутые верой в будущее своей Родины стихотворения “Россия”, “Русь”, “О, весна…”, циклы “Родина”, “На поле Куликовом”. Их проблематика и патриотическая настроенность определили новый этап в развитии поэтического таланта Александра Блока.

По мнению поэта, величие России заключается в ее исторических свершениях, которые еще не всеми и не до конца осознаны. И теперь прошлое страны взывает к будущему, преподнося уроки истории. Романтика этого призыва ярче всего звучит в цикле “На поле Куликовом”.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы иванов чехова

Образная символика весьма характерна: крики лебедей, орлиный клекот, бег коня. Тревожное ощущение ожидания исторических свершений автор вызывает у читателя не столько образным рядом, сколько самим ритмом стихов, зловещим пейзажем: “Закат в крови!”

Начиная свой творческий путь, молодой Александр Блок стремился к мистике, остро ощущая свою субъективность. Для него с юности были характерны поиски соединения личного, интимного с общим, вечным. Но в пору юности общее и вечное понимались только мистически.

В дальнейшем творчестве “общее” становится конкретным и социальным – это прежде всего родина, которая воспринимается Блоком напряженно-интимно, как личная лирическая тема.

В стихах цикла “На поле Куликовом” субъективность оборачивается чувством народной всеобщности. Начинающего поэта беспокоила проблема самоопределения. Замечательно начало первого стихотворения из цикла – “Река раскинулась”.

Это пролог ко всему циклу, поэтому и лирический герой испытывает состояние накануне битвы: он полон нетерпения, но его пугает неизвестность грядущих событий.

Неторопливый ритм стиха, повторяющееся упоминание грусти , взгляд, привычный к неяркой красоте Руси, к неброским среднерусским пейзажам, неожиданно прерывается строфами, звучащими призывом и клятвой:

О, Русь моя! Жена моя!

Понятия “родины” и “жены” слились для героя воедино. Социальное и личное, “гражданственное” и “лирическое” здесь неразрывны. Это новое качество поэзии Блока проявилось не случайно.

Оно рождено временем “между двух революций”, когда стала обостренно ясной связь жизни каждого отдельного человека с судьбой народа, страны.

Замечательно начало стихотворения:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.

Неторопливый ритм стихотворения, задаваемый короткими отрывистыми предложениями, повторяющимся дважды эпитетом “грустный”, как будто скользящий вдоль всего течения реки взгляд героя, отмечающего неяркий пейзаж, сменяется резкими, отрывистыми предложениями, наполненными обращениями и восклицательной интонацией. Эти две строфы напоминают призыв или даже клятву верности своей стране, на которую наступает мгла – “ночная и зарубежная”.

Поэты-символисты не считали Россию ни европейской, ни азиатской страной – они видели для нее особый путь развития.

Но в этом цикле, обращаясь к истории Куликовской битвы, ставшей освободительной для России XIV века, Блок доказывает, что это мнимая покорность, что вся история нашей страны доказывает: “И вечный бой! Покой нам только снится…” История неумолимо доказывает свое движение через кровь и горе.

Через эпизод реальной хроники поэт добивается обобщенного смысла: народная судьба неотделима от личной доли каждого, в том числе и самого поэта.

Ритм стихотворения ускоряется, имитируя бег степной кобылицы: “Мелькают версты, кручи…” Это излюбленный поэтический образ Блока – образ мчащегося коня. Бег степной кобылицы, которая мчится над ковыльными степями, над закатом, алеющим кровью, – вечен, как бесконечный путь русского народа, поэтому и “покоя нет!”, а “степная кобылица несется вскачь”.

Еще один образ, соединяющий личное и историческое, – стрела, пронзающая “нам грудь”. Путь стрелы – пусть осознания трагичности этих событий. Сравнивая родину с женой и обращаясь к ней с болью, Блок осознает предопределенность событий своего времени, хотя по-прежнему слышит “ханской сабли сталь”.

Полет татарской стрелы и стремительный бег кобылицы сопровождают все стихотворение “Река раскинулась. Течет, грустит лениво…” и весь цикл “На поле Куликовом”.

Во многих поэтических произведениях Александра Блока возникает образ замкнутого круга – самым ярким можно считать “Ночь. Улица…”. В стихотворениях из цикла “На поле Куликовом” и более поздних стихах о Родине эта закольцованность проявляется через повторение слова “опять”: “Опять…три стертых треплются шлеи”, лебеди за Непрявдой “опять кричат”.

Все это напоминает, по мысли поэта, что Куликовская битва продолжается и по сей день, что нет конца этому бесконечному бегу истории, что сердце каждого будет струиться кровью, а недостижимый покой будет “только сниться”.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/reka-raskinulas-techet-grustit-lenivo-analiz-stixotvoreniya-bloka.html

3 Анализ стихотворения «Река раскинулась.»

Стихотворение
«Река раскинулась. Течет, грустит
лениво…» входит в цикл «На поле
Кулико­вом» (1908), который открывает
третий том. Тема России, и раньше звучавшая
в лирике Блока, становится в этой книге
одной из центральных.

Поэт осознает,
что он, будучи русским, не может решать
мировые проблемы, не преломляя их через
судьбу России.

В цикле «На поле Куликовом»
Блок, который чувствует приближение
переломного момента в истории России,
соотносит его с одним из самых значимых
событий русской истории — Куликовской
битвой.

Цикл
состоит из пяти стихотворений: первое
и второе изображают Россию и лирического
героя накануне битвы; третье — ночь
накануне битвы и явление божества;
четвертое и пятое — отобра­жают
мироощущение человека рубежа XIX—XX
веков.

«Река
раскинулась. Течет, грустит лениво…»
открывает цикл. Тема стихотворения —
осмыс­ление исторической судьбы
России, которая пророчески описывается
автором как трагическая. Символом ее
становится стремительно мчащаяся
степная кобылица. Судьба современного
поколе­ния представляется поэту как
стремительное движение к гибели, вечный
бой здесь не радостен, а драматичен.

В
стихотворении несколько раз меняется
объект поэтической речи. Начинается
оно как описание типично русского
пейзажа — скудного и грустного. Затем
звучит прямое обращение к России: «О,
Русь моя! Жена моя!». Это не поэтическая
вольность, а проявление высшей степе­ни
единения лирического героя с Россией.

И наконец, в финале стихотворения
возникает новый объект обращения:
«Плачь, сердце, плачь…»

4 Поэма 12

-Состояние
самого поэта или кого-то из прохожих
описывается как «злоба», «грустная
злоба», «чёрная злоба, святая злоба».

-«Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока

«Сегодня
я – гений!» — так написал Александр
Александрович Блок, поэт-символист,
закончив работу над своим, пожалуй,
главным произведением – поэмой
«Двенадцать».

  Октябрьская революция
1917 года, которой посвящена поэма, стала
событием, разделившим жизнь всех людей
начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не
смог принять новую власть и ценности,
установленные ею, эмигрировали из России
навсегда.

Те же, кто остался, должны были
раз и навсегда определиться  со своим
отношением к тому, что произошло.
Символист Блок услышал «музыку революции»
и призвал всех современников последовать
его примеру.

«Двенадцать»
— эпическая поэма, отражающая картины
реальности и напоминающая больше
калейдоскоп. Сюжет довольно прост:
двенадцать красноармейцев, военный
патруль, поддерживают порядок в городе
во время комендантского часа. Но на
самом деле картины-главки, сменяющиеся,
как в детском калейдоскопе, складываются
в масштабную панораму постреволюционных
дней.

Начинается
поэма с символического образа ветра
– некоей стихии, которая сметает все
на своем пути, причем стихия эта
всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем
свете».

Несложно угадать в этом
очистительном вихре саму революцию,
ведь именно ветер разгоняет остатки
«старого мира»: «барыньку в каракуле»,
«расстригу-попа», старушку,
напоминающую курицу, и квинтэссенцию
всего старого мира – безродного пса,
который плетется, поджав хвост.

Новый
мир символизируют двенадцать красноармейцев
– «апостолы новой веры», как принято
их называть. Очень разношерстная
компания, надо сказать.

Из отдельных
деталей складывается пугающий образ:
«винтовок черные ремни», «в зубах
цигарка», «примят картуз», и как
будто  апофеоз всему – «на спину
б надо бубновый туз».

Эта деталь
говорит о многом: такой знак явственно
указывал на каторжанина, а на каторгу,
как известно, ссылали за тяжелые
преступления – убийство, грабеж, насилие.
Итак, апостолы новой веры имеют темное
прошлое, но светлое будущее.

Поэма
построена на контрасте: «черный
вечер» и «белый снег». Однако
ветер как будто стирает границу между
этими образами. При этом складывается
вполне символическая картина.

Именно
образы старого мира связаны со светом:
«Кругом огни, огни, огни…» А новый
мир не только с черными ремнями винтовок,
но и черной злобой, кипящей в их сердцах.

Эту злобу автор называет «святой»,
потому что она копилась столетиями,
пока господствовало крепостное право
– право одних людей измываться над
другими.

И
в то же время это «грустная злоба».
Такую оценку дает уже повествователь
– герой-интеллигент, понимающий весь
ужас положения, но не имеющий возможности
что-либо изменить.  Действительно,
остается только грустить и скорбеть.
Образ повествователя является
сквозным.

Это он видит ночной заснеженный
город, по которому идут двенадцать
человек. Это он увидел плакат об
Учредительном собрании, и буржуя, и
старушку-«курицу», и всех остальных
героев старого мира.

Это он чувствует
настроение освобожденного народа,
которому все теперь позволено, который
«был никем», но «станет всем»:

Запирайте
етажи, Нынче будут грабежи!
Отмыкайте
погреба –
Гуляет нынче голытьба!

На
фоне подобного настроения вполне
логичным выглядит убийство «толстоморденькой»
Катьки, которая «с юнкерьем гулять
ходила, с солдатьем теперь пошла».
Эта сцена – композиционный центр
поэмы.

Катька – звено, связующее старый
мир и новый в лице Петьки, одного из
двенадцати красноармейцев.  И теперь,
когда Петька из-за ревности к «буржую
Ваньке» самолично  убивает Катьку,
у него развязаны руки для дальнейших
преступлений.

Ведь «не такое нынче
время, чтобы нянчиться с тобой».

Есть
ли будущее у тех, кто «вдаль идет
державным шагом»? Для кого теперь
«свобода без креста», а значит,
никаких нравственных запретов больше
нет? Ведь идут они «без имени святого».
Но в финале поэмы неожиданно возникает
образ Иисуса Христа.

До сих пор никто
не может дать окончательной оценки
этому образу в поэме. Ведь для верующих
людей появление бога во главе убийц и
уголовников выглядит святотатством.
Но и расценить появление Христа как
попытку освятить революцию тоже
невозможно.

Что же остается?

Сам
Блок записал у себя в дневнике: «К
сожалению, Христос». Ведь другого пока
нет, а надо другого. Но пока  — «в
белом венчике из роз впереди Исус
Христос». Как символ веры, как мученик,
принявший на себя все грехи человечества,
которое никак не может добиться жизненной
справедливости.

Наверное,
от того, какую оценку дать этому символу,
и будет зависеть разгадка поэмы: что
это – благословение или проклятие
революции? Очевидно, что каждое последующее
поколение найдет свое объяснение. Но
до тех пор, пока эта поэма будет тревожить
умы и сердца людей, произведение будет
воистину гениальным.

4.1
Мотив бури важен не только в понимании
настроения людей, он позволяет
рассматривать христианскую тематику,
как сознательное искажение Библии.

Двенадцать человек – двенадцать
апостолов, среди них Андрюха и Петруха,
а кругом огни, как в преисподней, люди
же символизирующие последователей
Христа, больше похожи на каторжников,
к тому же они свободны от веры в Бога. А
впереди сквозь вьюгу идет «Исус Христос»,
держа в руках кровавый флаг.

Пурга,
по Пушкину
– свадьба ведьмы или
похороны домового, а Христос – сын
Божий, принявший мученическую смерть
за грехи человеческие, не может призывать
к насилию. По – видимому сам дьявол
ведет за собой апостолов.

Люди знают,
что где- то рядом находится лютый враг,
но они не видят беса, которому, пущенные
вслепую пули, не могут причинить никакого
вреда. А позади людей ковыляет пес –
земное обличье черта, в таком виде
Мефистофель являлся Фаусту у Гете.
Голодный пес следит за тем, чтобы апостолы
двигались в нужном направлении и не
вышли из царства мертвых. Таким образом
революцию и ее вершителей благословляет
вовсе не Бог, а сатана.

4.2
В поэме важна также символика имен.
Героиня «Двенадцати», Катька, появляется
на сцене во второй главе, чтобы погибнуть
в шестой вместе со святой Русью от рук
неверующих. Как ни странно, Блок дает
той, что пала так низко, что даже каторжники
презирают ее, такое светлое имя: Катерина
значит чистая.

Так же как Катерина из «Грозы» Островского
или Катюша Маслова из «Воскресения»
Толстого, Катька впадает в грех, но она
все- таки остается святой, как наша Русь,
ввергнутая в кровавое сражение между
прошлым и будущим.

4.3Еще
Катьку можно рассматривать как Коломбину,
тогда Петруха превращается в Пьеро, а
все происходящее в Петрограде начинает
напоминать кукольную комедию в
балаганчике. Тогда становятся понятными
неуклюжие движения игрушек, которых
дергают за ниточку невидимые руки.
Частушки в третьей главе и балаганный
стих в четвертой лишь усиливают это
впечатление.

А
патруль продолжает обход, и всюду ему
слышатся раскаты грома, предупреждающие
о приближении Грозы. И лишь один Петька
чувствует неладное, его печалит смерть
Катьки, пугает разыгравшаяся стихия.
Но товарищи его идут и идут вперед,
стремясь отделаться от старого мира.
Подходит время двенадцатой главы, она
самая сложная.

Ею заканчивается поэма,
но вопросы, поставленные автором,
остаются без ответа.

Кто эти двенадцать?
Куда они идут? И почему впереди всех
этот странный «Исус Христос» в белом
венце из роз и с красным флагом? Блок
позволяет читателям самим разобраться
в этом, а в заключительной части он
собирает вместе все самое важное и
помогает нам проникнуть взглядом сквозь
вьюгу и мглу, чтобы мы поняли Тайну.

4.4В
другой символической перспективе число
красногвардейцев совпадает с числом
пошедших за Христом его первых учеников,
апостолов. Да, они идут без «имени
святого», они собираются «пальнуть
пулей в святую Русь».

Однако раздувая
мировой пожар, они привычно просят
благословения: «Мировой пожар в крови
— / Господи, благослови!» (глава 3). И в
финале поэмы ( к чему мы еще вернемся)
появляется фигура, которая подтверждает
не разбойничьи, а апостольские ассоциации.

      Но финалу предшествует
трагическая любовная история, героями
которой оказываются уже не двенадцать,
а трое.

5.
первый
варик

Начало
стихотворения – это пушкинский Петербург,
прямая перекличка с «Медным всадником»
Пушкина, а обращение к Пушкинскому дому
– прямая отсылка к Пушкину. Звук
понятный и знакомый, Не пустой для
сердца звук. Почему не пустой? Потому
что Пушкин так много значит для Блока
и для Петербурга как города Пушкина и
Блока. Это – звоны ледохода На
торжественной реке. Ср.

у Пушкина
в «Медном всаднике» : Или победу
над врагом Россия снова торжествует, Когда, взломав свой синий лед, Нева
к морям его несет И, чуя вешни дни,
ликует. У Блока: Это – древний
сфинкс, глядящий Вслед медлительной
волне.. . Образ сфинкса для Блока –
символ Петербурга, стерегущий Неву. У
Пушкина в «Медном всаднике» сфинкса
нет, а сенат стерегут львы.

Там «как
живые, стоят два льва сторожевые» .
Именно с Сенатской площади Блок в
последний раз шлет поклон Пушкину, его
дому. Но зато у Блока прямая перекличка
с пушкинским памятником Петру – медным
всадником: Всадник бронзовый,
летящий На недвижном скакуне. Обращает
на себя внимание этот образ летящего
всадника на недвижном скакуне.

Вспомним,
как у Пушкина: И, обращен к нему
спиною, Простерши руку в вышине, Над
возмущенною Невою Стоит с простертою
рукою Гигант на бронзовом коне. И
далее: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На
высоте, уздой железной Россию поднял
на дыбы? Далее Блок, будучи коренным
петербуржцем, всецело во власти этого
города и его белых ночей, погружается
в настоящее.

Но настоящее обмануло его
надежды: Наши страстные печали Над
таинственной Невой, Как мы черный
день встречали Белой ночью огневой. А у Пушкина в «Медном всаднике»
белые ночи короткие, благостные, совсем
другие: Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю
без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская
игла..

. Как радужны были надежды
Блока, как по-пушкински неистова была
жажда счастья и свободы, воплотившаяся
в неукротимой и раздольной Неве: Что
за пламенные дали Открывала нам река! Но не эти дни мы звали, А грядущие
века! А надежды были обмануты. Пропуская дней гнетущих Кратковременный
обман, Прозревали дней грядущих Сине-розовый туман.

Что прозревали?
На что надеялись? На Пушкина, на воспетую
им свободу: Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в
непогоду, Помоги в немой борьбе! Как
установили пушкинисты, это у Блока
реминисценция раннего – 1818 года –
стихотворения Пушкина, обращенного к
Н. Я. Плюсковой, фрейлине императрицы.

Собственно, Пушкин пишет об императрице
Елизавете Алексеевне, но с течением
времени тайная свобода приобрела
расширительный смысл, и Блок имеет в
виду – через сто лет после этого
стихотворения – совсем другую свободу.

В этом стихотворении Блока все – от
Пушкина: Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли,
Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? В какие года? Года надежды, когда
он прозревал дней грядущих сине-розовый
туман. И постоянное обращение к Неве
как символу Петербурга и Пушкина в нем.

Нева у него – торжественная река,
медлительная волна, таинственная Нева
и, наконец: Что за пламенные дали Открывала нам река.. . Для Блока
имя Пушкинского дома – родной для сердца
звук. И этот родной звук – имя Пушкина
– сопровождает его в последнем пути, в
грядущем закате, который он уже ощущает: Вот зачем, в часы заката, Уходя в
ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему. Последний
прощальный поклон Блока Пушкину, его
дому. Потому что Пушкин – его всё, его
и Петербурга.

Источник: https://studfile.net/preview/3836705/page:2/

"На поле Куликовом". Александр Блок

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня хочу представить вам анализ стихотворения Александра Блока из цикла Куликовское поле. Стихотворение называется «На поле Куликовом».


                                                                           
                                   На поле Куликовом 

  • Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
  •                      И моет берега.
  • Над скудной глиной жёлтого обрыва
  •                      В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

  1.                      Нам ясен долгий путь!
  2. Наш путь — стрелой татарской древней воли
  3.                      Пронзил нам грудь.
  4. Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,
  5.                      В твоей тоске, о, Русь!
  6. И даже мглы — ночной и зарубежной —
  7.                      Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

                     Степную даль.

В степном дыму блеснёт святое знамя

                     И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

                     Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

                     И мнёт ковыль…

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи…

  •                      Останови!
  • Идут, идут испуганные тучи,
  •                      Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

                     Плач, сердце, плач…

  1. Покоя нет! Степная кобылица
  2.                     Несётся вскачь! 
  3.                                                                  
              
                                                       Анализ
  4.   Александр Блок — поэт — младосимволист.

  В названии стихотворения делается акцент на историзм. Благодаря синтаксическим особенностям стихотворения задаётся плавный, неторопливый темп повествования. А. Блок использует цветовую гамму с преобладанием жёлтого («жёлтого обрыва»), огненного («озарим кострами») и красного («закат в крови»). Помимо цветовой палитры произведение изобилует тропами.

  При помощи эпитетов («скудный»,»жёлтый») и олицетворений («река раскинулась», «грустит лениво»)
автор рисует пейзаж русской степи. Известно, что в творчестве Блока есть два образа России.

Современное понимание страны — «Россия, нищая Россия», историческое — «Русь». Следует отметить, что инверсия («О, Русь моя! Жена моя!») выражает личное глубокое отношение лирического героя к стране и её истории.

  В стихотворении А. Блока, думается, существуют знаковые понятия. Так, слово «путь»приобретает многозначность в контексте развития темы. Сначала «путь» олицетворяет историю. Этот смысл подчёркивается эпитетом «долгий». Затем «путь» приобретает значение будущего.

Также многозначностью в контексте обладает слово «стрела». Во — первых, «стрела» — деталь исторической образности. Во — вторых, образы «стрелы» и «кобылицы» ассоциативно создают образ татаро — монгольского нашествия.

Олицетворение («летит,
летит степная кобылица») рисует образ огромного войска,
который развивается в метафоре «испуганные тучи». Слово «кобылица» тоже является многозначным в стихотворении Блока. Сначала «кобылица» является образом татаро — монгольской армии.

А «степная кобылица несётся вскачь» — символ будущего.

  Считаю, что стихотворение проникнуто глубокой любовью и уважением к истории Руси.

На сегодня всё! Если есть какие-то замечания или пожелания, то обязательно отпишитесь. До встречи!

Источник: http://vsemislimira.blogspot.com/2011/04/blog-post_17.html

Анализ стихотворения Блока Река раскинулась сочинения и текст

  • Анализ стихов
  • Блок
  • Река раскинулась

Знаменитое и любимое многими стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. », великого русского поэта Блока Александра Александровича входит в целый цикл произведений «На поле Куликовом». Данный сборник вышел в 1908 году.

Надо отметить, что тема России очень часто встречается в различных произведениях данного поэта. Благодаря тому, что и в этом стихотворении поэт выбрал эту тему, оно стало одним из центральных произведений в данном сборнике произведений.

  • Этим стихотворением автор хотел показать то, что хоть большинство людей и осознают себя по-настоящему русскими людьми, они, к сожалению, не в силах решать основные проблемы своей страны.
  • Главной темой данного произведения является осознание исторической судьбы нашей страны, которая пророчески была названа автором трагической.
  • В год написания стихотворения в России уже вовсю начиналось предреволюционное настроение, которое и хотел отобразить автор в данном произведении.

Это произведение, благодаря своему довольно большому размеру сполна насыщено чрезвычайно яркими литературными приемами, такими как эпитеты, метафоры, олицетворение, красочные прилагательные. Все это помогло автору создать идеальное стихотворение, отражающее положение страны.

Данное стихотворение, является одним из немногих произведений, которые смогли впитать в себя всю философию, которой обладал поэт.

Литературные критики и специалисты утверждают, что данное произведение является прямым отражением своего автора. Александр Александрович в каждую строчку вложил частичку своей души, которая навсегда осталась между строчками произведения.

В заключении хочется сказать, что тема России пропитана чувствами патриотизма, любви к родине и переживания за её судьбу. Многие поэты просто не могли сдерживать чувств от происходящего, вследствие чего, рождались такие прекрасные произведения.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Река раскинулась

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни такие 6 класс
    Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны.
  • Анализ стихотворения Некрасова Гадающей невесте
    В творчестве Николая Алексеевича Некрасова огромное место занимала тема жизни и судьбы русской женщины. Не важно, была это крестьянка или дворянка, потому что женщины не имели никаких прав в обществе.
  • Анализ стихотворения Тютчева Природа сфинкс
    Мастер коротких стихотворений, Федор Иванович Тютчев, мог выразить в них философскую мысль. Служба дипломатом наложила отпечаток на четкую формулировку своих мыслей. Кроме того, отличное образование и умение наблюдать
  • Анализ стихотворения Фета Ель рукавом мне тропинку
    Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”.
  • Анализ стихотворения Гумилева Жираф 11 класс
    Совершенно не является секретом то, что есть особые поэты, произведения которых оказывают свое, неповторимое влияние на потомков. Их лирические произведения захватывают, остаются в сердце и помогают в принятии правильных решений
Читайте также:  Анализ стихотворения каменщик брюсова

Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока

Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока.

Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России.

Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).

Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой.

Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства.

В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.

В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег.

Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках.

Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».

Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна».

Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям.

Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.

В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.

В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи.

Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом.

Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»

Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом»

Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России.

Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным.

Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение «На поле Куликовом», в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение.

Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической.

Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться.

Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.

Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у Блока неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной.

Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей.

А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее.

Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом», обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. бе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: «Я не первый воин, не последний».

При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», — предрекает автор.

Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал.- Молись!», — отмечает поэт.

Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком, уже через 9 лет стала реальностью.

Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира.

Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/analiz-stihotvoreniya-bloka-reka-raskinulas.html

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (11 класс) по теме: Анализ стихотворения А.Блока | Социальная сеть работников образования

Краткий культурологический комментарий стихотворения А.А.Блока                  «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…»

       Стихотворение А.А.Блока « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…»  входит в цикл « На поле Куликовом». Цикл состоит из 5 стихотворений:      «Река раскинулась.

Течет, грустит лениво…», « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…» , « В ночь, когда Мамай залег с ордою…»,  «Опять с вековою тоскою…», «Опять над полем Куликовым…» Куликовская битва принадлежит, по убеждению  автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди.

Это стихотворение теснее прочих связано если не с реальными, то с легендарными приметами Куликовской битвы, и поэтому больше стилизовано под старину и  под фольклор. В основе его сюжета — легендарное гадание перед боем. Блок хочет сохранить дистанцию между историей и предметом стихотворения, чтобы  одновременно и напомнить о реальной битве, и отличить собственные картины от исторических.

События XIV века становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. В цикле «На поле Куликовом» мы видим противостояние двух миров, двух станов. Главный герой – ратник времен Куликовской битвы и одновременно современник поэта, стоящий на пороге «высоких и мятежных дней». Автор решает сложную художественную задачу: рассказать о прошлом, настоящем и будущем России.

Культурологическое пространство   многослойно. Каждый образ несет в себе богатейшие ассоциации, что обусловлено многозначностью слов и сложными связями с различными элементами культуры. Через все произведение проходит образ реки. В нашем отрывке это Непрядва. Непрядва  — символ разделения добра и зла, родины и врага.

Строка «Не вернуться, не взглянуть назад» относит нас к мифу об Орфее, возвращающемся из Аида, и Лотовой жене. Река становится рубежом, переход через который необратим. Образ реки ассоциируется с образом воды, «древним универсальным символом чистоты, плодородия и источником жизни.

Считалось, что чистая вода имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса)».

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей. В  образе лебедя — значения, восходящие к мифологическим представлениям: лебедь — олицетворение божества, чистоты, красоты. Во всей полноте образ птицы раскрывается в этом цикле .

Торжественно-тихое стихотворение « Мы сам-друг, над степью в полночь стали». За Непрядвой кричат лебеди. Под тихими зарницами в криках лебедей воин слышит Ее голос. В душе народа русский поэт прочитал Ее имя: имя Пречистой Заступницы – Богородицы.

В криках, плеске и трубах лебедей есть нечто пророческое: накануне Куликовской битвы они были приметами будущей победы.

Звуковой пласт создается с помощью сочетания «лебеди кричали». Лебединые крики становятся символом тоски, предупреждением, призывом к защите родины. Так с помощью разнообразных образов-символов автор создает уникальный образ России.

Благодаря многозначности большей части слов создается сложное лингвокультурологическое пространство. Обращение Блока к Куликовской битве опиралось на многовековые фольклорные и литературные источники и традиции, подготовившие его художественно-символическую интерпретацию.

В стихотворении полночь противостоит ранней обедне и светлой жене.

Первое стихотворение цикла было насквозь динамично и организовано мотивом движения в пространстве, то второе, напротив, статично (единственный раз мотив движения появляется в слове “путь”, но и путь здесь скорее “предстоящий, лежащий перед нами”, — не предполагающий движения, так сказать, “в кадре”). Зато статичные “картинки” поданы в постоянно изменяющейся временной перспективе, “подсвечиваются” то прошлым (“Над Непрядвой лебеди кричали…”), то будущим (“Долго будет родина больна…”). Это мотивировано и поддержано ситуацией гадания, предполагающей “встречу” времён.

Более прочная, чем в других стихотворениях цикла, опора на древнерусские источники нигде, однако, не оборачивается прямым цитированием или пересказом (самой точной цитатой оказывается цитата из «Гамлета»).

Искусно поддерживая у читателя ассоциации с произведениями Куликовского цикла, Блок тем не менее не даёт этим ассоциациям стать чересчур конкретными и оформленными: это бы разрушило его поэтический язык, предназначенный для разговора о вечном.

Символистская поэтика, по выражению современного автора, “ловила на слове то, для чего не выдумано языка”.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/13/analiz-stikhotvoreniya-abloka

Ссылка на основную публикацию