Жизнь и творчество ги де мопассана

Жизнь и творчество Ги де МопассанаГи де Мопассан (полное имя Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) — один из самых популярных и востребованных французских прозаиков XIX века. Его называли учеником Флобера и последователем Золя, но в действительности Мопассан был абсолютно самобытным писателем со своими эстетическими принципами и авторским подчерком. Всего за 11 лет литературной карьеры он написал 29 книг, в которые вошли его шедевральные романы, новеллы, рассказы и эссе.

Нормандия — дивный свободолюбивый край на северо-западе Франции. Здесь прошло детство Ги де Мопассана. И по материнской, и по отцовской линиям в его род был аристократичным. Предки Мопассана жили в богатых домах, владели землями и управляли людьми.

Однако уже дед Ги Жюль Мопассан просадил львиную долю состояния, продемонстрировав полное неумение вести хозяйственные дела. Его сын Гюстав де Мопассан женился на Лоре ле Пуатвен, представительнице старинного почтенного семейства.

Гюстав и Лора были знакомы с самого детства, потому Пуатвены радушно воспринимают «бесприданника». Чтобы прокормить семью, Гюстав идет на казенную службу в столице. 5 августа 1850 года в молодом семействе Мопассанов рождается первенец, мальчика называют Анри-Рене-Альбером-Ги де Мопассаном.

Через шесть лет появился на свет младший брат Ги — Эрве. К этому моменту отношения между супругами Мопассан вконец разладились.

Практичная рассудительная Лора не понимала взбалмошного энергичного Гюстава, который легкомысленно устраивал пирушки для своих друзей, покупал дорогие безделушки, играл в карты, словом, беззаветно транжирил. Лора забрала детей и поселилась с мальчиками на берегу моря в городке Этрета на наследной вилле Пуатвен.

Первый учитель Гюстав Флобер

Жизнь и творчество Ги де МопассанаТем временем маленький Ги рос, не зная горя. Ему бесконечно нравилась французская природа. Он мог часами бродить по зеленым лугам, придумывать истории или сочинять стихи. Уже тогда маленький Мопассан интуитивно знал, что будет писателем. Главным вдохновителем детской впечатлительной души стал добрый друг матери известный прозаик, автор культового романа «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер. Флобер часто навещает семейство Пуатвен и дает первые литературные уроки маленькому Ги.

В тринадцать юный Мопассан попадает в духовную семинарию городка Ивето. Свободолюбивая натура Ги всячески противится сухой догматичной системе обучения.

Уже тогда Мопассан честно признается, что скучная жизнь праведника не для него, он намерен пользоваться всеми удовольствиями, которые сулит жизнь. Вскоре Ги забирают из ненавистной семинарии и определяют в частный руанский лицей. Здесь царит куда более вольная атмосфера.

Мопассану позволяют писать стихи. В лицее он знакомится с еще одним литературным наставником, поэтом Луи Буйле.

По окончании лицея Ги едет в Канн и, к удивлению, поступает не на филологический, а на юридический факультет местного университета.

Однако Мопассану не суждено насладиться студенческой жизнью — с началом франко-прусской войны Ги оказывается в числе призывников.

Он участвует в военных походах, находится в осажденной столице, а, вернувшись после службы, застает свое семейство в крайне бедственном положении. О дальнейшей учебе и фривольном студенчестве не может быть и речи — Мопассан вынужден идти на службу.

Новелла «Пышка»: звездный час Мопассана

Жизнь и творчество Ги де МопассанаМолодой Ги устраивается в Морское министерство — место, о котором он впоследствии вспоминал с отвращением. Душная атмосфера мелкого чиновничества, интриганства, жалкого карьеризма и пошлости была крайне неприятна Мопассану. Коллеги также видели в нем чужака и не упускали возможности поиздеваться над романтичным юношей, что сочиняет стихи и водится с блаженной богемой — художниками, писателями, поэтами.

Не сойти с ума в ненавистном министерстве Ги помогали спорт (больше всего он любил греблю) и занятия литературой. Практически каждый день Мопассан писал, переписывал, правил и старательно складывал все созданное в стол. Единственный, кто читал произведения юноши, был Флобер.

Он высоко ценил талант своего молодого протеже, но публиковать произведения запрещал. Таким образом Флобер защищал Ги от разочарований первых неудач.

Пусть период ученичества пройдет без посторонних глаз, а когда Произведение будет написано, Флобер даст знак и откроет перед учеником двери в большую литературу.

Такой момент настал в 1880 году, когда тридцатилетний Мопассан написал новеллу «Пышка». «Я считаю «Пышку» шедевром! — восторженно писал Флобер — Да, молодой человек! Произведение принадлежит перу мастера. Этот маленький рассказ останется, будьте уверены!»

Литературное чутье не подвело мастера Флобера. «Пышка» вошла в литературный сборник на ряду с малой прозой Золя, Гюисманса, Алексиса и других знаменитых прозаиков, а затем была очень тепло встречена критиками и читателями. О Ги де Мопассане заговорили. Это было начало успеха.

11 лет писательства: романы, новеллы, экранизации

Жизнь и творчество Ги де МопассанаТеперь Мопассан может покинуть ненавистное министерство и, наконец, заняться тем, что ему нравится и что у него получается. Ги устраивается в газету «Голуа», где ведет хронику, и начинает усиленно писать. Теперь, когда Мопассану дали зеленый свет, остановить его невозможно. Так, всего за одиннадцать лет он публикует 29 книг, включающих романы, новеллы, рассказы.

На счету Ги де Мопассана 9 романов, из них 3 незаконченных («Огонь желания», «Чужая душа», «Ангелюс»). Дебютным произведением в крупном прозаическом жанре стала знаменитая «Жизнь», вышедшая в свет в 1883 году.

Автор трудился над романом на протяжении шести лет, тщательно оттачивая каждый эпизод. Работа над «Жизнью» начиналась под чутким присмотром учителя Гюстава Флобера.

Однако литературный наставник так и не увидел триумфа своего подопечного — Флобер скончался в 1880 году за три года до публикации.

Следующим громким событием в карьере Мопассана стал роман «Милый друг» (пожалуй, самое знаменитое произведение писателя). Он был издан в 1885 году. В 1887-м на книжных прилавках появился «Монт-Ориоль». В период с 1888 по 1890 годы один за другим были изданы романы «Пьер и Жан», «Сильна как смерть» и «Наше сердце».

Жизнь и творчество Ги де МопассанаБезбедное существование писателя

Произведения Ги де Мопассана пользовались огромной популярностью. Его проза была в моде, а потому издатели не жалели денег на щедрые гонорары. Мопассан был одним из богатейших литераторов своего времени. Его годовой доход достигал 60 тысяч франков в год.

Писателя читали не только в родной Франции, но и далеко за ее пределами. Русский читатель познакомился с Мопассаном благодаря Тургеневу, который был очень дружен с талантливым французом. А вот одним из первых отечественных переводчиков Ги стал сам Лев Николаевич Толстой.

Жизнь и творчество Ги де МопассанаВ свою очередь вдохновленные потомки неоднократно интерпретировали произведения кумира на экране. В 1934 году советский режиссер Михаил Ромм снял фильм по мотивам новеллы «Пышка». В 1989-м появился второй советский вариант «Пышки», срежиссированный творческим тандемом Евгения Гинзбурга и Рауфа Мамедова.

В 1983 году во Франции был впервые экранизирован роман «Милый друг». Проектом руководил Пьер Кардиналь. А в 2012 году Деклан Доннеллан сделал более свежий вариант «Милого друга». На главные роли были приглашены звезды мирового масштаба. Так, Жоржа Дюрую сыграл Роберт Паттинсон, Мадлену Форестье — Ума Турман, Вирждинию Вальтер — Кристин Скотт Томас, а Клотильду — Кристина Риччи.

Любовные похождения великого Ги

Ги де Мопассан не отличался внешней привлекательностью. Он был коренаст, краснощек, а его неопрятные старомодные туалеты явно проигрывали на фоне лощеных одежд парижских франтов. Однако проблем с женским полом Мопассан никогда не испытывал. Причем успехи на любовном фронте Ги совершал еще задолго до того, как стал богат и знаменит.

Обаятельный, остроумный, наглый, решительный, он оставлял далеко позади своих смазливых соперников. Дам Мопассан менял как перчатки. В его послужном списке были все сорта женщин от проституток до еще не успевших овдоветь баронесс. Барышням, которым Ги беззаветно разбивал сердца, он платил вечностью. Любовницы Мопассана вошли в плеяду самобытных женских образов его произведений.

Жизнь и творчество Ги де МопассанаБыло в этой безудержной любовной гонке и место романтике. Некоторое время Мопассан переписывался с украинкой Марией Башкирцевой.

На тот момент Мария жила во Франции, была востребованной художницей и автором знаменитого «Дневника». Из-за хронического ларингита она была глухо-немой. Письма 24-летней Марии пленили Мопассана. Однако закостенелый ловелас испугался нового искреннего чувства.

Так и не открывшись Марии, он по привычке был холоден и циничен. Вскоре Мария умерла. Ги приезжал на ее могилу, тяжело горевал и утверждал, что эта необычная женщина оказалась единственной Розой его жизни.

Скелеты в шкафу: проклятие рода Мопассанов

Посторонние знали Мопассана как сильного и крепкого мужчину, увлеченного спортсмена. Приближенным были известны тайны, о которых переживал великий Ги. Во-первых, еще в 20 лет Мопассан заразился сифилисом.

Тогда болезнь залечили, но спустя годы хворь вновь дала о себе знать и во многом спровоцировала значительное ухудшение здоровья писателя. Во-вторых, члены семьи Мопассанов страдали от наследственного психического расстройства.

Мать Ги до старости мучили нервические припадки, а причиной смерти младшего брата стало душевное расстройство.

Жизнь и творчество Ги де МопассанаТак же вы можете прочитать краткое содержание “Милого друга” Ги де Мопасана, в котором автор сумел создать идеальный образ эгоистичного человека, стремящегося к наживе.

Роман Ги де Мопассана “Жизнь” хорошо раскрывает проблему влюбленности, семейных ценностей, наивных мечтаний и неотвратимых последствий выбора второй половинки.

Мопассан с юности боялся повторить судьбу своих ближайших родственников, потому вел активный образ жизни. Как только осложнения, вызванные с сифилисом, сделали дальнейшие физические нагрузки невозможными, эмоциональное состояние Ги стало стремительно ухудшаться. Он по-прежнему был богат и востребован, но жизнь больше не приносила удовольствия.

Теперь Ги неоднократно говорит о смерти. В 1892 году он попытался зарезаться ножом на борту собственной яхты под названием «Милый друг».

Врачам удалось спасти жизнь писателя, однако его психическое состояние было безвозвратно подорвано. До следующего года Мопассан находился в клинике для душевнобольных.

Он скончался 6 июля 1893 года от паралича мозга. Могила великого писателя находится на парижском кладбище Монпарнас.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/gi-de-mopassan/uchenik-flobera.html

Ги де Мопассан: краткая биография, творчество и личная жизнь

При рождении в 1850 году француза нарекли Анри-Рене-Альбер-Ги. Дворянская семья Мопассан проживала в роскошной усадьбе Миромениль в пригороде города Дьепа.

Несмотря на внешний лоск, семейство было бедно, так как дед писателя давно разорился и обрек отца Гюстава де Мопассана на трудовые будни.

Отец служил на бирже в должности маклера, но при этом в жизни оставался верен своему эстетическому вкусу, продолжая почитать искусство и даже собственноручно рисуя акварелью. Отец Мопассана был франтом, и о нем шла слава как о прожигателе жизни.

Мать его была с детства знакома с отцом. Лора Ле Пуатвен, несмотря на серьезность и основательность, все же приняла в свое время предложение руки и сердца Гюстава и даже родила ему двух сыновей. Однако пара быстро распалась, сразу после рождения второго сына Лора покинула усадьбу и переехала с детьми на собственную виллу в городке Этрета.

Дети проводили время в праздности, много гуляли, бегали и резвились, с удовольствием рыбачили на побережье, общались с местными рыбаками и фермерами.

Но в возрасте 13 лет все резко изменилось, когда Ги отправили на обучение в духовную семинарию. Строгие правила и наставничество учителей оказались не по душе Мопассану, и он предпринимал попытки бегства, много шалил и был неугомонен. В итоге его исключили из семинарии с соответствующей формулировкой.

Мать отправила сына в другую школу – руанский лицей. И мальчик вдруг прижился. Он демонстрировал интерес и к точным наукам, и к искусству. Он влюбился в книги. Его истинным наставником и фактически учителем жизни стал писатель Гюстав Флобер. В дальнейшем он заложит благодатную почву для развития литературного таланта писателя.

Читайте также:  Бобры - сообщение доклад

После школы будущий литератор поехал в Париж, поступил в университет на специальностью юриста. Но в этот период началась война с Пруссией. Студент был призван в войска солдатом. Однако страсть к наукам у него осталась и переросла в любовь.

После завершения военных действий обучение Мопассан не продолжил, т.к. плата за высшее учебное заведение оказалась не по карману родителям. Зато был открыт путь в Морское министерство, где Анри-Рене-Альбер-Ги прослужил шесть полных лет за очень маленькую зарплату. В этот период его захватило увлечение литературой, она стала его целью и делала его счастливым.

Не бросая службу в министерстве, будущий великий писатель под покровительством Флобера начал творить. Писал много и с упоением, потом уничтожал написанное и снова приступал к произведению.

Наставник Флобер повторял ученику, чтобы стать великим, надо ежедневно посвящать себя «музе» — только это позволит отточить перо! Первые произведения действительно можно было уничтожать, так как «второй отец» Мопассана Флобер просто запретил ему печататься.

Благодаря покровительству известного писателя, Ги перевели из Морского министерства в Министерство образования.

Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Первая опубликованная новелла Мопассана назвалась «Рука трупа», она была выпущена в печатной прессе в 1875 г. Следом под тем же псевдонимом была опубликована поэма «На берегу».

Кстати, спустя несколько лет эта новелла привела автора на судебную скамью, так как переизданное и сменившее название произведение «Девка» надзорный комитет отнес к порнографическим зарисовкам.

Гюстав Флобер вновь заступился за ученика, составив разъяснительное письмо-рецензию на поэму.

Наделавший шума рассказ «Пышка» опубликован в 1880 г. в сборнике разных автор. Теперь произведения молодого автора соседствовали с повестями таких великих прозаиков, как Эмиль Золя, Жорис-Карл Гюисманс и др.

Рассказ произвел впечатление на литературное сообщество, настолько он был хорош своей ироничностью и яркими, детально прорисованными характерами. За признание и внезапно вспыхнувшую к Мопассану читательскую любовь в министерстве по месту службы ему дали полугодовалый отпуск.

За «Пышкой» последовало собрание поэтических произведений «Стихотворения».

Затем Ги решил уйти с чиновничьего поста и начать карьеру в газете.

В 80-х гг. наступил период активного творчества Мопассана. Он находил сюжеты своим произведениям, впечатляясь увиденным в путешествиях. Он побывал в Алжире и на Корсике, что вылилось в великолепные новеллы и романы. К примеру, традиции и бытовые особенности корсиканцев легли в основу книги Мопассана «Жизнь».

Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Литературоведы высоко ценят его лучшие романы:

  • «На воде»,
  • «Пьер и Жан»,
  • «Под солнцем»,

новеллы и повести:

  • «Завещание»,
  • «Ожерелье»,
  • «Лунный свет».

Апогеем творчества стал роман «Милый друг», он вознес Мопассана на небосвод звездных писателей-новеллистов Франции.

Читатели боготворили Мопассана, который научился зарабатывать, посвятив себя любимому делу. Ги де Мопассан разбогател. Его годовой доход составил 60 тыс. франков, и это позволило ему ни в чем себе не отказывать. Безусловно, он материально поддерживал и маму с братом. К концу жизни у него было довольно солидное состояние, множество домов, десятки яхт.

В чем секрет популярности писателя? По мнению Эмиля Золя, Ги блестяще играет на чувствах. Он очень доброжелательно ведет диалог с читателем, а юмор и сатира тонки и безобидны. Лев Толстой иначе трактовал феномен Мопассана: француз является истинным ценителем любви.

Писатель был довольно общителен и искренен в отношениях с близкими людьми, он водил дружбу с именитыми соратниками по литературному поприщу: Полем Алексисом, Иваном Тургеневым, Леоном Дьерксом и др.

Некоторые из литературных произведений Мопассана были экранизированы, причем первым оживил его труд советский кинематограф. Знаменитая «Пышка» с легкой руки отечественного режиссера Михаила Ромма вышла на экраны в 1934 году.

Затем была экранизация «Милого друга» в 1936 г. Это же произведение вновь экранизировали Пьер Кардиналь в 1983-ом.

А в 2012-ом в фильме «Милый друг» режиссера Деклана Доннеллана в главных ролях снялись известные актеры Голливуда Роберт Паттинсон и Ума Турман.

Довольно странные слухи ходили об отношениях писателя с Флобером. По одним из них Флобер и мать Мопассана Лаура имели тайную любовную связь, в результате которой появился сам Ги. По другой версии, старый писатель испытывал страсть к подрастающему гению литературного натурализма Мопассану. Но ни одна из сплетен так до сих пор и не подтверждена.

Ги был известным ловеласом и сердцеедом. Он любил всех женщин и не испытывал серьезных чувств ни к одной. Множество случайных связей, десятки романов, сотни похождений – все это становилось основой сюжетных линий его литературных произведений. Список любовниц Мопассана состоял из 300 женщин.

Литератор старался не раскрывать имена возлюбленных прессе, и на деле известны лишь имена некоторых дам, на время завладевших его сердцем: графиня Эммануэла Потоцкая, Мари Канн, Эрмина. Мопассан был настолько скрытным, что однажды предложил устроить дуэль с газетным писакой, напечатавшем сплетню о его новой возлюбленной.

В 1882-ом, за 11 лет до своей смерти, Мопассан вдруг объявил о своей женитьбе, однако этот брак по неизвестным причинам так и не стал реальностью.

В конце жизни все его любовные похождения привели к неизлечимой в те времена болезни – сифилису. Он отнесся к этому с оптимизмом, сообщая другу в письме: «У меня самый настоящий сифилис. Настоящий, а не жалкий насморк…Я теперь не боюсь его подцепить!».

Его лечили традиционным для 19 века «лекарствами» — цианистой ртутью и йодистым калием. Все это вылилось в сильные головные боли, общую слабость и вспышки неврозов. Врачи даже предположить не могли, что все это могло быть признаками сифилиса. Неврозы стали лечить постельным режимом и поездками на минеральные источники. Безрезультатно.

В это время его младший брат Эрве, заразившийся сифилисом еще в армии, совсем потерял разум и был помещен Мопассаном в психиатрическую больницу. К сожалению, эта же участь ждала и самого Ги. Но до этого он успел пристраститься к наркотикам – морфию и эфиру, которыми врачи также лечили его головные боли и неврозы. В психиатрической лечебнице меланхолия сменялась вспышками бреда и ярости.

Умер он в муках в возрасте 43 лет со словами «Тьма! О, тьма…».

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-957820-gi-de-mopassan-kratkaya-biografiya-tvorchestvo-i-lichnaya-zhizn

Ги де Мопассан: биография, интересные факты и видео

???? Приветствую новых и постоянных читателей, старшеклассников и студентов! В статье «Ги де Мопассан: биография, интересные факты и видео» — о жизни и творчестве крупнейшего французского новеллиста.

Мопассан: биография

Ги де Мопассан (1850-1893) – писатель родом из Нормандии, автор многочисленных литературных произведений, создатель неповторимых образов в литературе Франции.

По происхождению будущий писатель был дворянином и нормандским буржуа одновременно. Детские годы Ги (Анри Рене Альбер Ги де Мопассан) прошли в Нормандском замке Миромениль. Он родился в начале августа 1850 года в семье Гюстава и Лауры на территории Второй Французской республики.

Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Ги с матерью

Ги никогда не жаловался на здоровье, хотя по линии матери у родственников были заболевания психоневрологического характера. Его младший брат был помещен в психиатрический стационар, в стенах которого скончался. А мать всю жизнь мучилась от неврозов.

Обучаясь наукам сначала в семинарии, а затем в лицее Руана, мальчик пишет стихи под руководством школьного библиотекаря и поэта Луи Буйе. В 1870 г. Мопассан становится участником военного конфликта между Францией и Пруссией, пройдя дороги войны в качестве рядового.

Резко ухудшившееся финансовое положение его семьи стало причиной его переезда в Париж, чтобы устроиться на работу.

Гюстав Флобер

Спустя десять лет службы в морском министерстве, Мопассан не оставил своего увлечения книгами. Хотя любил изучать и другие науки, например, астрономию и естествознание, в которых активно практиковался. Гюстав Флобер, знакомый его матери, стал для Ги помощником и наставником.

Гюстав Флобер (1821-1880) французский прозаик-реалист

В 1880 г. выходит в печать его первое произведение «Пышка» с одобрения Г. Флобера, который критиковал ранние пробы пера Мопассана. В этом же году он написал «Стихотворения», куда вошли темы любви, желаний и романтических свиданий.

Талант юного писателя заметили в литературных кругах того времени. Его взяли на работу в газету «Голуа». Другого способа зарабатывать на жизнь на тот момент у писателя не было.

Произведения Мопассана

Через три года он пишет роман «Жизнь», в 1885 г. – «Милый друг». Всего им создано около двадцати томов рассказов, романов, новелл и стихов, разобранных в сборники.

Мопассан насыщает свои произведения смелыми образами, с яркой биографией. Его ставят в число первых литераторов, пишущих в жанре новеллы. Подражая Эмилю Золя в литературном жанре, Мопассан все же вносит свою лепту, не копируя своего кумира.

Золя нравятся эти работы, он оставляет о них восторженные рецензии. Его работы веселые, немного сатирические, но легкие для восприятия. Кто-то из критиков характеризует некоторые произведения Мопассана, как классику жанра.

Ранние работы («Могила», «Сожаление») раскрывают тему хрупкости всего идеального, невозможности вечного наслаждения безупречной красотой.

В среде российских литераторов творчество французского писателя встречено было при поддержке Ивана Тургенева, узнавшего об авторе от Гюстава Флобера. Характеристика трудов Мопассана есть у Л. Н. Толстого в его собрании сочинений.

Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Ги довольно много зарабатывал на своих публикациях. Известно, что его доход составлял около шестидесяти тысяч франков за год писательской деятельности. На его плечах была семья брата, которую он должен был содержать и помощь матери.

Хобби

Любимым времяпровождением Мопассана была гребля. Неспешное плавание по Сене давало отличную возможность в тишине обдумать сюжеты своих новых произведений. Здесь же он делает тонкие наблюдения за окружающим его пейзажем и поведением людей.

Ведь кроме интересных и ярких характеристик героев, не менее увлекательно читать описание местностей, где побывал автор.

Последние годы жизни

Но вскоре писатель серьезно заболевает. Сначала умственные нагрузки сказались на душевном самочувствии, затем физический недуг – причина свободного образа жизни — сифилитическая болезнь дает о себе знать.

Повышенная возбудимость, ипохондрия и почти постоянные депрессии на фоне успехов в литературе и на сцене наносят удар по карьере писателя. От душевного расстройства не спасает даже денежная премия за постановку комедии.

Зимой 1891 г. Мопассан, находясь на излечении в психиатрической клинике, делает попытку покончить с собой в приступе очередного нервного срыва.

Через два года деятельность головного мозга окончательно нарушается при прогрессирующем параличе. Мопассан ушел в мир иной в июле 1893 г. Ему было только сорок два года. По знаку зодиака Ги де Мопассан — Лев.

Его роман «Пьер и Жан» является посланием автора к молодым писателям о том, каким должен быть художественный стиль текста того времени. Работы Мопассана доступны в русском переводе. Читая произведения этого автора, получаешь истинное удовольствие от манеры изложения и содержания книг.

В этом видео дополнительные сведения по теме «Ги де Мопассан: биография и творчество»

Источник: https://damy-gospoda.ru/gi-de-mopassan-biografiya/

Ги де Мопассан — биография, информация, личная жизнь

Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Ги де Мопассан (фр. Guy de Maupassant), полное имя — Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан (фр. Henry-René-Albert-Guy de Maupassant). Родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль — умер 6 июля 1893 года в Пасси, Париж. Французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.

Читайте также:  Примеры любви из литературы для сочинения

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль около города Дьепа (департамент Сена Приморская).

Его отец — Гюстав де Мопассан, — принадлежавший к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, взял в жены Лауру ле Пуатвен. Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, приятельница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных.

Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлечённым поэзией и театральным искусством.

В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе — поэтом и смотрителем руанской библиотеки и, особенно, с Флобером, который стал наставником юноши.

Окончив лицей в 1869 году и посоветовавшись с матерью и Флобером, он отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы.

Пройдя Франко-прусскую войну простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Les soirées de Médan». Начинающий писатель поразил своей новеллой «Пышка» (фр. Boule de suif) литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии «Стихотворения»(«Des vers») (1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещённый там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете «Голуа»(«Gaulois»); чиновную службу писатель в это время оставил.

Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней.

В предисловии к роману «Pierre et Jean» Мопассан осуждает доктринёрский реализм и основным положением своей эстетики ставит искусство, ясно и убедительно воспроизводить перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по мнению Мопассана, не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения.

Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Жизнь» (Une vie)(1883), «Милый друг» (Bel Ami)(1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (Pierre et Jean) (1888), «Сильна как смерть» (Fort comme la mort)(1889) и «Наше сердце»(Nôtre coeur) (1890), равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (Au Soleil) (1884);«На воде» (Sur l’eau) (1888) и «Бродячая жизнь»(La vie errante) (1890). Эти произведения позволили Мопассану занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане.

По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью.

Жорж Леметр называет Мопассана писателем классическим.

В России Мопассан в литературной среде издавна пользуется добрым расположением, благодаря почину Тургенева; он узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Л. Н. Толстым.

Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относится и сам Толстой, посвятивший характеристике его произведений целую статью в XIII томе собрания своих сочинений.

По мнению Льва Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье писателя.

Кроме того, Мопассан заболел тяжелейшей болезнью — сифилисом. С 1884 года он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, в том числе и в «Орля» (Horla).

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des Deux Mondes», ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage».

В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.

В русском переводе сочинения Мопассана появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 году изданы и особым собранием (2-е изд. 1896). К XII тому приложена характеристика Мопассана, принадлежащая С. А.

Андреевскому, и статьи о Мопассане Леметра, Думика и Золя.

Мопассан всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от посторонних; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.

  • Интересные факты про Ги де Мопассана:
  • Ги де Мопассан часто обедал в ресторане на Эйфелевой башне: таким образом он прятался от «безобразного скелета» — поскольку это было единственное место в Париже, откуда её не было видно.
  • Говард Филлипс Лавкрафт в своем знаменитом эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» (1927) дал творчеству Мопассана чрезвычайно высокую оценку: «Ужасные истории могучего и циничного Ги де Мопассана, написанные, когда душевная болезнь уже начинала овладевать им, стоят особняком, будучи скорее болезненными плодами реалистического ума в патологическом состоянии, чем продуктами здорового воображения, естественно расположенного к фантазиям и восприятию нормальных иллюзий неведомого мира.

Тем не менее они представляют собой большой интерес,с великолепной силой предлагая нам необъятность безымянных ужасов и безостановочное преследование несчастного человека страшными грозными представителями внешней тьмы. Из этих рассказов «Орля» считается шедевром.

Речь идет о появлении во Франции невидимого существа, которое живет на воде и молоке, управляет чужим разумом и как будто представляет собой головной отряд орды внеземных организмов, явившихся на землю, чтобы покорить человечество, и это напряженное повествование не имеет равных в своем роде».

  1. Романы Ги де Мопассана:
  2. Жизнь (1883)
    Милый друг / Bel Ami (1885)
    Монт-Ориоль (1887)
    Пьер и Жан / Pierre et Jean (1888)
    Сильна как смерть / Fort comme la mort (1889)
    Наше сердце / Notre coeur (1890)
    Огонь желания (незаконченный)
    Чуждая душа (незаконченный)
  3. Ангелюс (незаконченный)
  4. Новеллы Ги де Мопассана:
  5. Пышка
    В деревне
    Заведение Телье / La Maison Tellier
    Буатель
    История служанки с фермы
    В семье/En famille
    Мадемуазель Фифи
    Госпожа Батист
    Марокка
    Кровать
    Сумасшедший?
    Слова любви
    Парижское приключение / Une aventure parisienne
    Опыт любви
    Две знаменитости
    Перед праздником
    Плакальщицы
    Прогулка верхом
    Хитрость
    Два друга
    Вор
    Нормандская шутка
    Менуэт
    Пьеро
    Орля
    Иветта
    Ожерелье
    Мать уродов
    Отец Симона
    Лунный свет
    Жюли Ромен
    Бесполезная красота
    Оранжерея
    Оливковая роща
    Утопленник
    Испытание
    Муха
    Маска
    Портрет
    Советы бабушки
    Дуэль
    Новогодний подарок
    Усталость
    Двадцать пять франков старшей сестры
    Дело о разводе
    Петух пропел
    Коко
    Сёстры Рондоли
    Господин Паран
    Туан
    Подруга Поля
  6. Наследство
  7. Сборники рассказов Ги де Мопассана:
  8. Сказки дня и ночи
    Орля
    Избранник г-жи Гюссон
  9. Лунный свет / Clair de lune
  10. Рассказы Ги де Мопассана:

Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом
Роза
Отец
Признание
Счастье
Старик
Трус
Пьяница
Вендетта / Une vendetta 1883
Рука
Нищий
Отцеубийца
Малыш
Скала чистиков
Тимбукту
Правдивая история
Прощай!
Воспоминание
Исповедь
На море
Хозяйка
Бочонок
Проклятый хлеб
Зонтик
Самоубийцы
Награждён!
Шали
Возвращение
Брошенный
Взгляды полковника
Мохаммед-бестия
Сторож
Зверь дяди Бельома
Продаётся
Крестины
Шпилька
Вальдшнепы
Сюрприз
Одиночество
У постели
Солдатик

Одиссея проститутки

Источник: https://stuki-druki.com/authors/Maupassant.php

Ги де Мопассан. Биография и обзор творчества

Ги де Мопассан. Биография и обзор творчества

Жизнь и творчество Ги де Мопассана

Ги де Мопассан (полное имя — Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) занимает очень важное место в истории не только французской, но и мировой литературы. Он является последним певцом французского реализма, закладывая, одновременно с этим, основные черты литературного стиля XX в.

Великий английский драматург Бернард Шоу как-то написал: «Жизнь Мопассана несравненно трагичнее, чем смерть шекспировской Джульетты». Б. Шоу имел в виду не раннюю смерть писателя (в возрасте 43 лет), а то, что он жил и творил в «эпоху безумия и позора», поэтому его талант не смог раскрыться полностью и он не смог до конца реализовать свои литературные способности.

Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс писал: «Будучи великим живописцем человеческого безобразия, Мопассан, одновременно с этим искренне сочувствовал униженным и страдающим людям, отстаивал их право на счастье. Это наделяет литературные творения писателя высшим отблеском человечности».

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 г. в Нормандии, в семье небогатого дворянина. Позже картины его родины постоянно будут появляться в произведениях писателя (серое неспокойное море, высокие штормовые волны, рыбацкие сети, воздух, пропитанный запахом рыбы и водорослей).

Закончив школу и колледж в Руане, в 1869 г. Мопассан поступает в Парижский университет на факультет права. Однако начавшаяся франко-прусская война прервала обучение, и его призвали в армию.

Все, что творилось с ним в период войны, оказало колоссальное влияние на его дальнейшее творчество, он видел многое — взятие Парижа, разгром французской армии, преступления и зверства захватчиков, героическое сопротивление французских войск — все это пробудило в писателе небывалый патриотизм и гордость за свой народ.

Одновременно с этим в его сознании навсегда поселилась ненависть к любой войне и страданиям — поэтому антивоенная тема станет главенствующей в его творчестве. После войны материальное положение его семьи и его самого оставляло желать лучшего, поэтому он не смог продолжить обучение в университете.

Чтобы прокормить себя и помогать своей семье, он вынужден поступить на службу в военно-морское министерство, а позже — в министерство образования.

И хотя административная работа и военная служба были для него просто каторгой, все же оставляли достаточно времени для писательства и к тому же давали бесценный материал для будущих литературных творений. В этот период он пишет очень много новелл, поэм и драм, пробуя себя в разных литературных жанрах.

Читайте также:  Главные герои произведения бежин луг тургенева

Конечно, первые произведения писателя носили больше подражательный характер, однако работа над ними научила его упорно трудиться, правильно и четко формулировать свои мысли, облекая их в литературные образы. Далее писатель знакомится с Г.

Флобером, который правит его рукописи, учит его мастерству писателя, ищет издателей для его книг и знакомит с известными авторами того времени. Именно так Мопассан познакомился с И. С. Тургеневым, творчество которого оказало большое влияние на писателя. В конце 70-х гг. Мопассан знакомится с Э. Золя и издает рассказ «Пышка», который мгновенно приносит ему популярность. С этого момента Мопассан начинает выпускать по 3-4 произведения в год. За этот период были написаны новеллы «Сестры Рондоли», «Иветта», «Туан», «Лунный свет», «Господин Паран» и многие др.

Теперь издатели, буквально дерутся за право печатать его произведения, к Мопассану приходит просто ошеломительный успех, его гонорары вйпие, чем у многих его современников, передовые печатные издания ежедневно публикуют положительные рецензии на его произведения, а коллеги завидуют ему. Однако Мопассан, в силу природной скромности, очень устает от такого повышенного внимания к своей персоне и отправляется в долгосрочное путешествие. Он посещает Корсику, Англию, Италию и другие страны.

Постепенно у писателя начинает развиваться хандра, он все чаще недоволен собой, чувствует внутреннюю пустоту.

В 1887 г. начинается финальный этап его творчества. Ситуация в стране в 80-е гг. только подпитывала пессимистические настроения писателя, в своем дневнике он назвал это время «благословенное время для подлецов и ничтожеств».

В его последних работах уже читаются мотивы страха человека перед смертью, одиночества и потерянности. Болезнь писателя постепенно прогрессирует, и в январе 1892 г.

его помещают в психиатрическую больницу в Париже, в которой он и скончался в июле 1893 г.

В своем дневнике Мопассан писал: «Это ведь я снова привил во Франции вкус к рассказу и новелле». И это — истинная правда, в его творчестве именно новеллы занимают особенное место. За свою творческую жизнь Мопассан написал примерно 300 новелл, которые позже объединил в 16 совершенно разноплановых сборников.

В первых новеллах автор больше изображает темные стороны человеческой жизни и сущности, превознося роль биологического начала человека («Подруга Поля», «В лоне семьи»).

В более поздних рассказах преобладает тема социальных конфликтов, в них видно мнение самого писателя о неразумном мире. Постепенно писатель приходит к созданию реалистических новелл, кульминацией чего является его новелла «Пышка», которая стала первой в цикле рассказов про франко-прусскую войну.

В этом рассказе Мопассан раскрыл всю правду о коррумпированности власти и героизме французского народа. Сюжет рассказа довольно прост. Из захваченного вражескими войсками город Руана уезжают три семейные пары, их попутчицей по дилижансу становится женщина легкого поведения, которую прозвали Пышкой.

По дороге из оккупированного города один из попутчиков домогается Пышки, и она вынуждена уступить, чтобы иметь возможность продолжить путь (от ее согласия или несогласия зависело, сможет ли дилижанс со всеми пассажирами следовать дальше), хотя думает о нем так: «великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону».

После этого Пышка плачет в углу продолжающего свой путь дилижанса, где рядом сидят «честные мерзавцы, которые сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку».

Современники увидели в этой новелле много патриотизма и хорошо прорисованную психологию героев.

В других новеллах, посвященных войне, таких как «Два друга», «Старуха Соваж», «Папаша Милон» и пр., автор показывает мужество и отвагу обычных, запуганных и дошедших до ручки людей. Например, старуха Соваж, охваченная жаждой мести за убитого единственного сына, сжигает свой собственный дом вместе с запертыми в нем четырьмя прусскими солдатами.

А после с гордостью и преисполненная чувством выполненного материнского долга, она принимает смерть. Вот так описывает Мопассан последние минуты жизни отчаявшейся женщины: «Старуху схватили, приставили к стене ее дома, не успевшего еще остыть. Потом двенадцать человек выстроились напротив нее на расстоянии двадцати метров.

Она не шевельнулась, она поняла, она ждала…»

Два друга из одноименного рассказа отправляются ловить рыбу и, захваченные пруссаками, отказываются сообщить пароль для входа в город, героически погибнув, но не предав свой народ.

Параллельно с огромным уважением перед патриотизмом французов, в новеллах Мопассана четко видна его ненависть к любым военным действиям. Один из героев рассказа «Пышка» — крестьянин —- говорит: «Разве не подлость убивать людей, будь они пруссаки, или англичане, или поляки, или французы?» Такая ярая ненависть по отношению к войне очень созвучна с произведениями начала XX в.

В цикле новелл о современной жизни автор все больше развивает идею о губительной власти денег, о лицемерии и бесчестии. Он показывает, как духовно мельчает человек.

Главным героем таких рассказов, как правило, оказывается не очень умный, трусливый и мелочный человек, весь смысл жизни которого — это приобретение богатства, положения или признания. Для того чтобы лучше прорисовать такого героя, Мопассан использует сатиру и иронию.

Ярким примером такого героя является господин Сакре-ман из рассказа «Награжден орденом». Этот человек по жизни занимается совершенно бесполезным делом — пишет смешные и глупые брошюры, надеясь когда-нибудь получить орден Почетного легиона (этот орден вручается лишь за выдающиеся военные или гражданские заслуги).

В конце рассказа он получает свою желанную награду, якобы за «особые заслуги». Однако на деле единственной его заслугой было то, что он не мешал своей жене встречаться с депутатом, который и вручил ему этот орден.

В новелле «Одиночество», автор выражает идею о том, что все люди одиноки в толпе, что счастье недостижимо: «Больше всего страдаем мы в жизни от вечного одиночества, и все наши поступки, все старания направлены на то, чтобы бежать от него… Что бы мы ни делали, как бы ни метались… мы всегда одиноки. Мы дальше друг от друга, чем звезды небесные…»

Убежища от мрачного реального мира низких и пошлых страстей Мопассан искал в первозданной красоте природы, в любви. Женщинам — прекрасным «божьим творениям» он посвящает массу новелл, стихов и романов. К таким произведениям относятся: «Сестры Рондоли», «Хозяйка», «Завещание», «Госпожа Парис» идр.

Наиболее значимым в этом цикле новелл стало произведение «Лунный свет». Герой новеллы грозный аббат Мар-тиньяк искренне ненавидит всех женщин, считая, что их главная цель в жизни — это совращение мужчин своими дьявольскими чарами.

В одну из лунных ночей он выходит в сад, держа в руке дубинку и намереваясь помешать свиданию своей племянницы и ее жениха.

Однако, увидев непередаваемую красоту природы, волшебный лунный свет, заливший ночной сад, он внезапно начинает думать: «Значит, господь позволил людям любить друг друга, если он окружает их любовь таким великолепием».

В 1883 г. Мопассан издает роман «Жизнь» — наверное это самое лучшее и самое личное творение автора. В нем он передал непростые отношения своих родителей, которые запечатлело его детское сознание, и собственный печальный опыт личных отношений. В центре повествования история человеческой жизни, которая полна несбывшихся надежд, иллюзий и жестоких разочарований.

«Жизнь»

Главная героиня романа Жанна — это юное, чистое создание, преисполненное надежд и мечтаний. Покинув отчий дом, она попадает в монастырь, а оттуда, еще более окрыленная, она выходит замуж за, как ей казалось, сильного, любящего и достойного человека.

Она всегда помнит уют отчего дома, любимых родителей и красивейшую природу нормандского побережья (где провел свое детство сам Мопассан). Однако мечты и иллюзии девушки очень скоро развеиваются. Ее муж оказывается циничным и самовлюбленным человеком, мало того, что он регулярно изменяет Жанне с госпожой Фурвиль и служанками, он еще и прибрал к рукам все ее состояние.

Героиня начинает думать, что «жизнь ее разбита, счастье кончено, надежд больше нет, и ей представилось страшное будущее, полное мучений, измен и горя». После, прознав об измене, граф Фурвиль сбрасывает неверную жену и ее любовника со скалы, а еще позже умирает мать Жанны. После ее смерти она узнает, что ее мама тоже всю жизнь изменяла мужу.

Окончательно разочаровавшись в этом мире, Жанна возлагает все надежды на своего сына. Однако и этим мечтам не суждено сбыться. Мальчик рос в атмосфере всеобщей любви и избалованности, поэтому стал эгоистичным и неприспособленным неудачником, который прогуливает все свое наследство и бросает мать ради очередной любовницы.

В конце романа, умирает отец Жанны, й она, чтобы раздать долги, пускает свое родовое поместье с молотка. Женщина остается в одиночестве со своими разрушенными надеждами и воспоминаниями о прошлом.

Несмотря на то, что автцр проявляет к своей героине сочувствие и сожаление, все же он не считает, что ее линия поведения правильна. В доказательство этого он противопоставляет ей ее служанку Розали — одну из любовниц ее покойного мужа.

Ее судьба также сложилась крайне нелегко, однако в нужный момент она смогла найти в себе мужество и силы и воспитала трудолюбивого и хорошего сына.

Розали приходит на помощь к своей хозяйке, начинает управлять поместьем, спасая ее от одиночества и нищеты.

В своем романе Мопассан использует выразительный литературный прием: он не просто детально прорисовывает пейзажи и картины природы, через их описание и через отношение героев к ним он пытается донести до читателей их глубокий внутренний мир, их чувства, мысли и переживания.

Вот чувства Жанны перед тем как выйти замуж, когда она преисполнена надежд: «Жанне казалось, что сердце ее ширится, наполняется шепотом, как эта ясная ночь. Какое-то сродство было между ней и этой живой поэзией, и в теплой белизне летнего вечера ей чудились неземные содрогания, трепет неуловимых надежд, что-то близкое к дуновению счастья. И она стала мечтать о любви».

А вот ее восприятие тех же картин после того, как она узнала об изменах мужа: «Неужели это тот же сад, та же трава, те же деревья, что были в мае? Куда девалась солнечная радость листвы, изумрудная поэзия лужайки? …Размытые осенними дождями, устланные плотным ковром опавших листьев, аллеи тянулись под продрогшими, почти оголенными тополями…

И тогда осенняя, сырая, суровая природа вокруг нее, скорбный листопад и серая пелена туч, уносимых ветром, погрузили ее в такую бездну тоски, что она поспешила вернуться домой, боясь разрыдаться».

А так Мопассан рисует нам мысли женщины, оставшейся одной, на пороге бедности: «Ей казалось, будто что-то переменилось на свете. Солнце стало, пожалуй, не таким уже жарким, как в дни ее юности, небо не таким уж синим, трава не такой уж зеленой; цветы тоже были не так ярки и ароматны, не дурманили так, как прежде».

Роман «Жизнь» по праву считается великим произведением своего времени. Русские писатели — современники Мопассана очень высоко оценили эту работу автора. И. С. Тургенев, который был его наставником, считал, что «роман прелесть — и чистоты чуть ли не шиллеровской», а Л. Н. Толстой считал, что «Жизнь» — это «самый лучший французский роман после «Отверженных» Гюго*.

Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-999

Ссылка на основную публикацию