Анализ стихотворения пушкина зимний вечер 5, 6 класс

1824-1826г- одни из самых тяжелых в жизни великого поэта. Едва вернувшись на Родину из южной ссылки, он узнает, что вновь в опале, и должен оставаться некоторое время в родовом поместье, которое находится в селе михайловском.

Но не это так обидело Пушкина, а то, что надсмотрщиком за ним в этой очередной ссылке станет собственный отец, отношения с которым были настолько натянуты, что тот жаждал поймать сына на малейшем проступке и тем самым посадить в тюрьму.

   Немного легче становится Пушкину, когда родители все же возвращаются в столицу и единственным человеком, оставшимся с ним,  становится Арина Родионовна.  Вскормившая его, она относилась к нему как к сыну, и всячески старалась поддержать и направить даже уже во взрослом возрасте.

Именно няня становится главной героине стихотворения «Зимний вечер», написанного в 1825году. Текст создан  четырёхстопным ямбом, с перекрестной рифмовкой.  Образ дома-«ветхой лачужки», столь популярный для поэзии девятнадцатого века у Пушкина наделен особым смыслом. Ведь именно  дом является надежной крепостью от всех житейских невзгод, встречающихся на его пути.

Условно произведение можно разделить на четыре части  (по количеству строф). В первой части нам очень правдоподобно изображается снежная буря, достичь чего удается за счёт обильного использования глаголов, а также ассонансов с «у», «и», «о».

  Во второй части мы видим «ветхую лачужку» — олицетворение покоя, комфорта лирического героя, и то, как она сражается с этой снежной стихией.

 Лирический герой находится в меланхоличном настроении, он стал от одиночества, возможно, поэтому в завывание ветра ему мерещатся вполне конкретные звуковые образы. Он обращается с вопросами к своей няне, словно жаждая это же спросить у самого себя, тем самым развеять печальные мысли.

   Однако его грусть длится не долго, ведь он не совсем одинок, рядом есть родная душа. Он предлагает ей выпить, развеселить тем самым истосковавшуюся по событиям душу, спеть ему песню  о некой  сказочной девице.

Стоит отметить, что общеизвестной является информация о том, что Пушкин любил слушать сказки и песни, которые рассказывала Арина Родионовна, они, как ничто другое отражали истинную душу русского крестьянского народа. Многие из  историй, услышанных когда-то от неё, легли в основу известных произведений великого поэта.

Кольцевая композиция стихотворения вновь возвращает нас в четвертой части к образу бури, но это уже не такая устрашающая стихия, какой она была в первых строках, здесь   крепость «ветхая лачужка» и её обитатели, за счёт своих воспоминаний, смогли побороть её.  Удивительно как  отчетливо представляется нам эта избушка, которая стойко переносит все ветра, дожди, снега, жару, и не смотря ни на что хранит самое главное- душевный покой, так необходимый не только поэту, но и обычному человеку.

Анализ стихотворения Зимний вечер Пушкина

Знаменитое произведение «Зимний вечер» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в момент его нахождения в ссылке в Михайловском. Нужно отметить, что в это время поэт был вынужден, находится в разлуке со своими близкими и родными людьми. Естественно Александр Сергеевич считал это не справедливым, но поменять что-то было не в его власти.

Большая часть дня поэта проходила за чтением, однако так же он уделял время написанию стихотворений. Нужно отметить, что как раз в это время у Александра Сергеевича появилось много удивительных и прекрасных произведений.

Данное произведение было написано в один из зимних суровых вечеров, когда Александр Сергеевич коротал время. Начинается данное произведение с описания снежной бури, которая разыгралась за окном. Нужно отметить, что природа очень ярко описана.

Поэт описывал зимний вечер и разыгравшуюся за окном непогоду используя различные литературные приемы, такие как метафоры, эпитеты, красочные прилагательные. Благодаря всему этому стихотворение получилось очень насыщенным, красивым и полным.

Нужно сказать, что в данном произведении так же присутствует тема любви. Причем любви не только к человеку, но и к природе, окружающей поэта. Несмотря на то, что в Михайловском он оказался не по своей воле, он восхищался этим местом и мечтал остаться там жить.

Стихотворение делится на четыре части, как раз по строфам. Всего в произведении 16 строк.

Нужно сказать, что в целом это довольно таки простое произведение, но очень насыщенное.

Несмотря на то, что поэт чувствует себя одиноко, он не один. Рядом с ним непрерывно находилась его няня. Именно она поддерживала Александра Сергеевича, помогая ему пережить сложившуюся ситуацию.

В заключении хочется сказать, что у данного поэта есть целый цикл произведение, посвященных зимней теме, каждое из которых по своей сути уникальное.

Если вы вдруг не разу не сталкивались с ними, обязательно прочитайте их, и вы поймете то, о чем все это время думал автор, что его беспокоило.

Кстати стоит отметить, что сразу вы можете и не понять основной смысл произведения, поэтому, не поняв в первый раз, перечитайте ещё раз и тогда вы сможете взглянуть на этот мир глазами Александра Сергеевича.

Вариант №3

Стихотворение «Зимний вечер» было написано А.С.Пушкиным в 1825 году. Это время было непростым в жизни писателя. Достигнув возврата из Южной ссылки, Пушкин оказался в новом «заключении» теперь уже поместье его родителей, в селе Михайловское.

  Взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина с отцом были весьма напряженными, так как Сергей Львович взял на себя контроль деятельности сына, лично проверял его переписку. Поэтому поэт часто гостил у друзей в соседних поместьях. После отъезда родителей Пушкин остался в имении один со своей няней Ариной Радионовной.

В беседах с ней он проводил одинокие зимние вечера.  Именно ей и посвящено стихотворение «Зимний вечер».

Стихотворение состоит из четырех частей. В первой поэт описывает зимнюю бурю.

Чтобы передать силу ее воздействия на природу и человека, он использует олицетворение (застучит, зашумит, завоет), эпитеты (вихри снежные, кровли обветшалой, путник запоздалый) и сравнения(бурю он сопоставляет с ребенком, странником и зверем).

Во второй и третей частях Пушкин обращается к своей няне, которая «приумолкла у окна». Чтобы хоть как-то прогнать грустные мысли, навеянные вьюгой, он предлагает ей «выпить с горя», чтобы «сердцу было веселей».

Нежное отношение Пушкина к Арине Родионовне прослеживается в обилии в стихотворении мягких согласных звуков «ч» и «ш». Они создают в произведении атмосферу спокойствия и теплоты. Последнее восьмистишие – это повторение четверостиший первой и третей частей. Такое кольцевое строение делает стихотворение более завершенным.

Вероятно, буря ассоциируется у поэта с силами, обрекающими его на ссылку. Стены его «веткой лачужки» достаточно непрочные, что подчеркивает сомнения Пушкина в том, что готовит ему завтрашний день. Но понятно точно одно, поэт не намерен покориться,  ни природе, ни внешним обстоятельствам жизни. «Выпьем» в заключительной части — это веселый вызов всем невзгодам и неудачам.

5, 6 класс по плану кратко

Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5, 6 класс

  • Анализ стихоторения Апухтина В полдень
    Поэтическая сила творчества А.Н. Апухтина заключается в его проницательности, искренности, любви к родному краю. Не является исключением и его сочинение «В полдень», которое демонстрирует тонкую связь внутреннего мира автора с внешним,
  • Анализ стихотворения Блока На железной дороге
    Душевное стихотворение Александра Блока «На железной дороге» соединяет в себе двоих литературных героев. С первых же строк чувствуется печаль и тоска по молодой женщине, которая посвятила свою жизнь ожиданию.
  • Анализ стихотворения Жуковского Певец
    Стихотворение «Певец» увенчано грустью. Герой умер во цвете лет, так и не вкусив прелестей жизни, не успел он и набраться опыта. А все оттого, что слишком рано разочаровался в бытии. Его лира играла печальные мотивы,
  • Анализ стихотворения Бунина Призраки
    Бунин пишет произведение «Призраки» после того как его жена и ребенок умирают. В 1905 году его жизнь принимает сложнейший поворот, после которого теряется смысл дальнейшего существования.
  • Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ Есенина
    Осенью 1924 года поэт Сергей Есенин побывал на Кавказе. Он планировал доехать на поезде до Персии, но вынужден был остановиться в Баку и Тифлисе. Восхищенный красотой и сказками Кавказа

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/zimnij-vecher-6-klass

Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5, 6 класс

Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из родных с ним была только его няня. Все свои дни он читал и работал.

Автор обращается к Арине Радионовне. В начале описывается зимняя вьюга, которая запирает героев в доме. Именно так чувствовал себя в ссылке поэт. Произведение делится на несколько частей. Первая часть состоит из описания движении вьюги.

Пушкин использует множество ярких образов. Он описывает вьюгу не только зрительно, но и применяя слуховые образы. Завывание зверя, плач ребёнка, стук путника, шорох крыши слышит автор.

Во второй и третьей части автор обращается к няне. Поэт грустит вместе с ней и ищет причины этой грусти. Внешний мир ветхой лачужки противопоставляется внутреннему. За окном бушует стихия, а в лачужке потрескивает тёплая печь.

Дом это место, где автор чувствует себя защищённым.

В четвёртой части мир ветхого дома оказывается сильнее мира вьюги. Поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения чтобы передать это. Стихотворение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой.

Анализ стихотворения Зимний вечер Пушкина

«Зимний вечер» — стихотворение, написанное Александром Пушкиным в 1825 году. Тот год был для него очень трудным. Это было время, когда после ссылки он мог находиться только в имении своего отца в селе Михайловском под его строжайшим надзором. Поэтому зиму он провел в одиночестве. Вместе с ним была его няня, которую звали Арина Родионовна.

В этом же году им и было написано это стихотворение. Опубликовали его только через пять лет в альманахе «Северные цветы».

 В стихотворении изображены: зимний вечер, на улице воет метель, в комнате тихо потрескивает затопленная печка, которые легко возникают в нашем воображении.

В первой части стихотворения говорится о буре. Для ее описания Пушкин использует множество эпитетов: она воет как зверь, плачет как маленькое дитя, «то как путник запоздалый вдруг в окошко застучит».

Мы легко представляем бурю, описанную в стихотворении: небо, покрытое мглой, буйный ветер, который крутит в поле вихри. И как будто слышим вой зверя (может быть, дикого волка), плач ребенка, шорох крыши из соломы, как стучит в окно путник.

Стихия «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Она символизирует душевные переживания поэта, враждебное отношение к нему окружающего мира.

Вторая часть посвящена Арине Родионовне – няне Пушкина. Он называет ее «моя старушка», «мой друг», и мы понимаем, как много значила для него няня. Пушкин будто ищет защиту от бури в этой хрупкой, но такой близкой ему женщине, единственном своем друге.

Пушкин спрашивает у няни: «Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?». Конечно, он мог бы задать этот вопрос и себе. Поэт предполагает, почему няне грустно: Возможно, она утомлена завыванием бури, или просто дремлет под жужжанье веретена.

А затем просит ее выпить с ним и спеть народную песню, тем самым показывая, что нет места грусти и унынию.

В этой же части описывается и «лачужка». Она в стихотворении «и печальна, и темна», но, к удивлению, мы представляем себе милый и уютный домик, в котором зажжена свеча. Наверное, потому, что няня и Пушкин – два друга, два задушевных собеседника.

Читайте также:  Случай из практики - краткое содержание рассказа чехова

Последнюю часть, после повторного описания бури, так похожей на его душевные переживания, поэт заканчивает строкой: «Сердцу будет веселей». Он как бы говорит, что, несмотря на все трудности, душевные переживания не должно быть места печали, нужно забыть то дурное, что происходит в его жизни.

5, 6 класс

Анализ стихотворения Зимний вечер по плану

Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5, 6 класс

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/zimnij-vecher-5-6-klass

Анализ стихотворения Пушкина "Зимний вечер" | Инфошкола

Стихотворение «Зимний вечер» написано в Михайловском, в ссылке. Опальный поэт находился в это время вдали от друзей, разделявших его мысли и чувства.

О каждом своём шаге он был обязан сообщать губернскому начальству. Дни поэта были заняты работой и чтением. Особенно трудно давалась долгая и суровая зима.

В занесённом снегом Михайловском была лишь одна  родная душа — няня Арина Родионовна.

Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5, 6 класс

зимний вечер

В один из таких зимних вечеров Пушкин и написал стихотворение, обращённое к ней. Начинается оно с очень яркого и образного описания снежной бури, которая словно бы отрезает поэта от всего внешнего мира.

Именно так Пушкин чувствовал себя под домашним арестом.

Легко представить себе картину, изображённую в стихотворении: поздний зимний вечер, на дворе воет метель, а в комнате потрескивает затопленная няней печка.

Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части (по строфам):

Первая часть целиком посвящена вьюге (или, как называет её автор, буре). Сколько разных оттенков использует для её описания поэт! Он не довольствуется обычными словами: «выла вьюга», — он нашёл яркие зрительные и слуховые образы.

Вот какие у него зрительные впечатления: небо  покрыто мглою, неистовый ветер крутит в поле снежные вихри.

Слух автора различает множество оттенков: то завывание дикого зверя (наверное, волка), то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко заблудившегося Путника.

Вся первая часть наполнена разнообразными движениями вьюги. Это достигнуто использованием многочисленных глаголов: буря «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко».

В этой части поэт использует звукоподражание: завывание метели имитируют часто встречающиеся звуки у, р: (буря, вихри, зверь).

Ударение в словах падает преимущественно на звуки а или о — это тоже прекрасно передаёт завывание вьюги.

Вторая и третья части стихотворения целиком обращены к няне, к «доброй подружке». Они вдвоём в занесённом снегом доме, их душевное состояние очень похоже.

Вопрос: «Что же ты, моя старушка, / Приумолкла у окна? » — лирический герой, наверное, мог бы обратить и к себе.

Поэт высказывает различные предположения, почему няне грустно:
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Мы видим противостояние мира внешнего и внутреннего — мира бушующей стихии и мира «ветхой
лачужки». Образ «ветхой лачужки» или «хижины» был традиционен для русской поэзии 19  — начала 20 века. В творчестве Пушкина образ дома необыкновенно значителен. Дом для поэта — это такое место, где лирический герой защищён от всех ударов судьбы и любых невзгод.

Внешний мир тёмен и холоден, в нём много дисгармонии: буря плачет и завывает, как зверь, наверное, пытаясь проникнуть в дом.

Может быть, буря — не только явление природы? Может быть, дерзкое и злобное кружение метели за окном — образ судьбы, обрекающей поэта на одиночество? Но не в характере Пушкина предаваться печали.

И хотя дом — всего лишь «ветхая лачужка»,
но есть средство выстоять и не пасть духом:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

В четвёртой части стихотворения домашний уют, душевное тепло оказываются сильнее разбушевавшейся вьюги, сильнее недоброй судьбы. Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Он употребляет эмоциональные эпитеты (добрая подружка; бедная юность), образные сравнения и метафоры-олицетворения (как зверь, она завоет; заплачет, «а» дитя … ).

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, восьмистишиями, рифма — перекрестная.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-zimnij-vecher/

Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Зимний вечер"

                                     История создания

Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5, 6 класс

Год написания произведения – 1825.

История создания знаменитого стихотворения связана с нелегким периодом в жизни Александра Сергеевича. В это время Пушкин как раз вернулся из Южной ссылки. Он был полон надежд и мечтал вновь окунуться в бурлящий, свободный, пусть и суетливый, мир. В этой жизни было все, чего ему так не хватало в ссылке: друзья, шумные споры, интересные встречи. Было искрометное движение самой жизни.

Каким же ударом для поэта была новость о том, что вместо блистательного Петербурга и динамичной Москвы, он должен безвыездно находиться в глухом селе Михайловском. Ему предстояло пройти и полную изоляцию от внешнего мира; и контроль его собственного отца за перепиской поэта; и состояние отчаяния.

После того, как родители Пушкина покинули имение, в заброшенном судьбой доме, остались два затворника – Александр Сергеевич и его преданная няня Арина Родионовна.

Насколько тяжело давалось Пушкину это вынужденное отшельничество, можно понять из строк стихотворения «Зимний вечер». Оно весьма точно передает бурю чувств в душе поэта.

Это произведение,  создание которого проходило на фоне обостренных ситуацией эмоций, породило целый ряд подобных стихотворений, посвященных противостоянию внешнему миру.

                                     Главная тема стихотворения

Основная тема стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» — это тема борьбы. На кого же направлена эта борьба?

В образе бушующей стихии подразумевается внешний мир, с его спонтанностью, яростью, давлением. И этому миру противостоит личность поэта — свободная, ищущая, несломленная.

И тем удивительнее, как в этом противостоянии, источником духовных сил является простая няня, с ее сказками, песнями и бесконечной народной мудростью.

Именно ее любовь и забота делают Александра Сергеевича сильнее и устойчивей перед напором жизненного шквала.

                                           Главная идея

Главная идея данного произведения заложена в основе сюжета. Уже в первой строке чувствуется накал эмоций: «Буря мглою небо кроет…».

Далее в стихотворении «Зимний вечер» звучит призыв поэта не покоряться судьбе, а продолжать борьбу с жизненной «бурей».

Всю свою жизнь Александр Сергеевич был верен этому принципу, оставаясь бунтарем со своим собственным мнением.

                             Художественные средства

  • В стихотворении «Зимний вечер» автор использует выразительные средства, чтобы передать образы, эмоции и пейзажные мотивы со всей полнотой, яркостью и силой.
  • Пушкин применяет в данном произведении всю эмоциональную красочность эпитетов: мрачные тучи, добрая подружка, бедная юность.
  • Оживить образы помогают используемые поэтом олицетворения: буря, то «как зверь завоет, то заплачет как дитя».

                           Размер стихотворения и рифма

Настроение поэта, как нельзя лучше, передает черехстопный хорей. В стихотворении «Зимний вечер» насчитывается четыре строфы.

Пушкин использовал перекрестную точную рифму, женскую — в первой и третьей строке и мужскую — во второй и четвертой.

Стихотворение получилось очень мелодичным и легко ложится на музыку.

                                                   Жанр

Жанр стихотворения «Зимний вечер» — это реалистическая пейзажная лирика. Хотя литературные критики находят в данном произведении и элементы классицизма и романтизма.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина показывает, что данное произведение является отражением жизненной позиции поэта. Его восприятие мира передано при помощи ярких образов и выразительных средств.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/zimnij-vecher-analiz-stihotvoreniya.html

Краткий анализ стихотворения «Зимний вечер» по плану

1. История создания

В 1825 году Александр Сергеевич Пушкин опять был отправлен императором в ссылку. На этот раз в Михайловское – родовое поместье по линии матери.

Здесь поэт сначала скучал, а затем привык и начал писать, создав много талантливых произведений.

В ссылке вместе с ним находилась няня Арина Родионовна. Многие исследователи считают, что именно тогда Александр Сергеевич, вдохновившись ее сказками, задумал написать авторские волшебные произведения для детей.

Стихотворение «Зимний вечер» родилось тут же, в Михайловском, и посвящено оно как раз любимой няне поэта.

Не исключено, что именно в один из таких вечеров, когда за окном выла вьюга, и шел снег, великому русскому писателю пришла идея написать невероятно теплое, пропитанное любовью и тихим домашним уютом, творение.

2. Литературное направление

Стихотворение сочетает в себе признаки романтизма и реализма.

3. Род

Произведение относится к пейзажной лирике.

4. Жанр

Жанр объединяет в себе послание (обращается к няне) и элегию (передается общее настроение грусти, некое ностальгическое состояние).

5. Проблематика

Стихотворение затрагивает проблему вынужденного одиночества, отчуждения от внешнего мира, замкнутости.

Подавленное, грустное состояние лирического героя передается посредством описания пейзажа – прием, характерный, в первую очередь, для романтических произведений и уже потом для реализма (психологический параллелизм).

6. Тематика

В стихотворении поэт затрагивает тему зимнего состояния природы, переплетая ее с настроением героев, с темой общения двух родных друг другу людей, темой поддержки и взаимопонимания.

7. Идея

Автор написал «Зимний вечер», чтобы показать, насколько для него важно нахождение рядом няни. Это своеобразная благодарность старушке за то, что она осталась рядом, поддержала в трудную минуту.

С другой стороны, Пушкин изливает собственные переживания, открывает душу человека, находящегося в заточении, вдали от общественной жизни.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения многогранен. Читатель ощущает грусть, печаль, тоску. Но потом становится чуть легче от теплого, родственного общения.

Вообще, стихотворение, несмотря на свои ностальгические нотки, очень уютное, доброе и красивое.

9. Система образов

«Зимний вечер» наполнен разными образами. Перед глазами читателя предстает образ злой вьюги, уподобляющейся то воющему зверю, то плачущему ребенку.

А вот мы видим старушку, приумолкшую у окна. В ярких, четких словах поэт изображает домик, в котором они находятся вместе с няней.

Стихотворение – галерея образов, мелькающих перед мысленным взором читателя.

10. Центральные персонажи

Вьюга становится значимым персонажем произведения. Именно с ее описания автор начинает «Зимний вечер».

Старушка-няня, к которой обращается лирический герой произведения, тоже является центральным действующим лицом. Она особенно дорога ему: в каждом слове чувствуется теплота, трепетное, нежное отношение воспитанника к человеку, практически заменившему ему мать.

11. Лирический герой

Лирический герой произведения обладает характерными чертами личности самого Пушкина. Это он обращается к сидящей у окна няне.

Читатель получает эмоции именно от автора произведения. Кажется, будто сам попадаешь в тот уютный вечер, когда за окном воет вьюга, а в небольшой комнатке тепло, хоть и печально, и темно.

В стихотворении автор проецирует собственный образ, который и становится лирическим героем.

12. Сюжет

Сюжет «Зимнего вечера» незамысловат: за окном воет вьюга, подражая разным голосам и звукам. Валит снег. Типичная картина неспокойного зимнего вечера.

Посреди разбушевавшейся стихии стоит маленький домик, в которой находятся лирический герой стихотворения и его няня – старушка. Она тихонько сидит у окошка.

Герой смотрит на дорогого человека и начинает вести незамысловатую беседу, спрашивая, что она делает. Он просит няню спеть песню, поговорить с ним.

13. Композиция

Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается.

  • Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах:
  • Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя.

Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения.

Выраженных композиционных точек (завязки, развязки и пр.) тут нет. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение.

14. Художественное своеобразие произведения

В создании произведения автор использовал интересный прием: психологический параллелизм.

Описывая бурю за окном, он так подчеркнул собственное угнетенное состояние. Все вокруг печально, как и в душе у лирического героя. Однако разговор со старушкой няней немного развеивает тоску, отвлекает от тяжелых мыслей.

Читайте также:  Житие ушакова - краткое содержание рассказа радищева

В этом кроется основной посыл стихотворения: какие бы бури не бушевали вокруг, важно, чтобы рядом находился близкий, понимающий человек, которому можно открыть сердце.

15. Размер, рифма и строфика

Текст состоит из четырех восьмистиший, причем первое и четвертое начинаются одними и теми же строчками, что только усиливает чувство тоски и печали, ведь настроение лирического героя не улучшается, хотя и становится немного легче.

Произведение написано четырехстопным хореем – размером, больше подходящим народным частушкам, чем элегиям. Почему Пушкин выбрал именно такую форму, неясно. Возможно, хорей подбадривал поэта, настраивал на оптимистичный лад.

Рифмовка перекрестного типа АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

  1. Помимо интереснейшего приема психологического параллелизма, великий поэт использовал разнообразные средства художественной выразительности.

  2. Здесь очень много сравнений и олицетворений: «как зверь завоет», «заплачет как дитя», «как путник запоздалый к нам в окошко постучит», «буря мглою небо кроет», «ветхая лачужка… печальна»).

  3. Встречаются эпитеты («добрая подружка», «вихри снежные», «ветхая лачужка»), метафоры («подружка бедной юности моей», «жужжанье своего веретена»).

  4. Кроме того, много раз используется прием единоначатия (анафора):
  5. То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя,
    То по кровле обветшалой
    Вдруг соломой зашумит,
    То, как путник запоздалый,
    К нам в окошко застучит.

    Или еще:
    Или бури завываньем
    Ты, мой друг, утомлена,
    Или дремлешь под жужжаньем

  6. Своего веретена?
  7. Присутствие анафор завораживает, полностью погружает в атмосферу происходящего, заставляет чувствовать эмоции, состояние автора.

Кроме уже перечисленных средств выразительности, поэт использует риторические вопросы, обращаясь к няне. Он не ждет ответов на них, просто ведет одностороннюю беседу.

17. Значение произведения

Произведение значимо для понимания внутреннего состояния Александра Сергеевича во время ссылки, для раскрытия мотивов его творчества соответствующего периода.

Кроме того, в нем явно ощущается, как поэт любил и уважал свою няню, как дороги ему были родные люди.

18. Актуальность

Любовь к близким, спасающая в тяжелых жизненных ситуациях, всегда будет актуальной и животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Зимний вечер», потому что оно, хоть и грустное, но очень нежное, теплое и красивое.

20. Чему учит

Произведение учит пониманию, бережному отношению к своим родным людям или друзьям, готовым поддержать даже в сложнейший жизненный период и разделить горькую долю.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-zimnij-vecher-po-planu/

Урок литературы в 5 классе по теме: Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"

Урок литературы в 5 классе.

Тема урока. А.С. Пушкин «Зимний вечер».

Цели:

1. Обучающие: учить выразительно читать стихотворение; формировать умение видеть и понимать предназначение средств художественной выразительности; учить наблюдать, сравнивать и анализировать.

2. Развивающие: развивать речь учащихся, воображение; способность воспринимать произведения различных видов искусств.

3. Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к слову, обогащать духовный мир ребёнка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

— За окном уже весна, а мы должны будем сегодня на уроке окунуться в морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо, потому что мы обратимся к стихотворению А.С. Пушкина, которое называется «Зимний вечер».

3. Подготовительная работа.

– Но прежде, чем говорить о произведении, поговорим об авторе.

— Что вы знаете из биографии А.С. Пушкина?

Просмотр видеоурока от проекта «Инфоурок». Русская литература 5 класс. А.С. Пушкин.

— Стихотворение А. С. Пушкина, которое мы будем читать написано в селе Михайловском, родовом имении (доме) поэта, где он находился в ссылке 2 года, не имея права выезжать (1824–1826 гг.).

– Что значит родовое имение? Подберите однокоренные слова? (род, родной, родители).

– Как иначе сказать – родовое имение? (Имение родителей.)

– А.С. Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. И часто вместе с ним была единственная близкая, любящая душа – няня поэта.

– Как звали няню поэта? (Арина Родионовна).

– С каким стихотворением, посвящённым няне поэта, мы уже познакомились? («Няне»).

– Как Пушкин называет свою няню в этом стихотворении? («Подруга дней моих суровых…»)

– Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня.

Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И. Чайковского. Послушайте музыку П. И. Чайковского «У камелька» из альбома «Времена года».

Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор няни и поэта.

Звучит музыка.

– Какой вечер нарисовала музыка? (Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу.)

– Как звучала мелодия? (Мелодия звучала задушевно и напевно, как русская народная песня.)

У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки, хотя за окном в это время бушует вьюга, метет метель, воет ветер.

Образ няни, разделявшей одиночество поэта, его чувства к ней раскрываются в стихотворении «Зимний вечер».

4. Знакомство со стихотворением.

Учитель выразительно читает стихотворение. Стр. 291

  • Выявление первичного восприятия стихотворения:
  • – Какие чувства испытывает поэт к своей няне?
  • – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

– О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме.)

– Какую картину вы представили?

5. Постановка учебной задачи.

– Сегодня мы с вами будем учиться не только читать это стихотворение выразительно, но и анализировать его.

– Что значит, прочитать выразительно? (Прочитать с нужной интонацией, попытаться передать те чувства, которые испытывал поэт, когда писал это стихотворение.)

— Кто готов прочитать, соблюдая все правила выразительности?

6. Анализ стихотворения.

– На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (на 2 части.)

–Какие это части? (Описание погоды и беседа с няней.)

  1. – Найдите эти части.
  2. (1 часть: «Буря мглою небо… застучит…»;
  3. 2 часть «Наша ветхая лачужка…».)
  4. – Прочитайте про себя первую часть.

– Какая была погода в тот зимний вечер? (Погода бушевала.)

— Что значит «бушевала»? (Проявляться с необычайной, разрушительной силой (о ветре, воде, огне, чувствах).

– Как описывает поэт бурю? С чем он ее сравнивает? (Как живое существо, сравнивает со зверем).

— Как называется такое средство художественной выразительности, когда поэт один предмет сравнивает с другим, похожим на него чем-то? (Сравнение)

– Найдите ещё сравнения в этой части? (Заплачет, как дитя; как путник запоздалый.)

– Почему поэт прибегает к таким сравнениям? Зачем они нужны. Какова их роль? (Сравнения помогают представить силу снежной бури, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передаёт душевное переживание поэта).

– Какое средство художественной выразительности использует поэт, чтобы буря «ожила»? (Олицетворение.)

— Что такое олицетворение? (это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы)

– Найдите олицетворения в 1 части? (Буря застучит, мглою небо кроет, буря заплачет).

– Что означает слово «кроет»? (Покрывает.)

— Что означает слово кровля? (Кровля — то, что покрывает дом, крыша.)

– Какая кровля? Что означает слово обветшалая? (Обветшалая — старая, разрушающаяся.)

– Какой вечер предстал перед нами? (Холодный, метельный.)

– Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.

– Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? (Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».)

– Ударения в словах падают на какие звуки? (о, а, у, е, и.)

– Что они изображают, на что похожи? (Завывание вьюги.)

  • — А теперь послушайте строки стихотворения и скажите, какие звуки мы слышим? (ш, с, з, ч)
  • (То по кровле обветШалой
  • Вдруг Соломой ЗаШумит,
  • То, как путник ЗапоЗдалый,
  • К нам в окоШко поСтуЧит.)

–Что позволяют услышать эти звуки? (Позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном).

– На какие слова падает логическое ударение? (На глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит.)

— Почему на глаголы? Что этим подчеркивает поэт? (Смена действия, события)

–Прочитайте выразительно первую часть. Попытайтесь передать состояние природы.

  1. Один-два ученика читают первую часть.
  2. – Получилось прочитать выразительно?
  3. – Что пытались передать?
  4. –Прочитайте про себя вторую часть стихотворения.

–Что означает слово лачужка? (Старенькая избушка, небольшая.)

– Если заменить слово лачужка однокоренным словом лачуга, изменится ли смысл? (Да. Лачужка маленькая, ей тяжело выдержать натиск бури.)

– Почему поэт называет домик няни печальной и тёмной лачужкой? (Домик няни, эта «ветхая лачужка», противостоит буре, но против стихии он ненадёжный защитник).

– Буря как бы проникла в дом, её завывание раздаётся внутри дома. И при этом «ветхая лачужка» не только бедна, но и темна. Тьма хозяйничает за стенами дома, но и в самом доме не светло. Таково и настроение: в «ветхой лачужке» невесело. Здесь живёт тёмная печаль. (от ссылки)

– Чему посвящена вторая часть? (Она обращена к няне.)

– Как Пушкин называет няню? (Добрая подружка, моя старушка.)– Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера.

  • – Найдите эти строки.
  • Что же ты, моя старушка,
  • Приумолкла у окна?
  • Или бури завываньем
  • Ты, мой друг, утомлена,
  • Или дремлешь под жужжаньем
  • Своего веретена?

– Что такое веретено? (Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.)

– Каким настроением пронизана эта часть стихотворения? (Она грустная, нежная печальная.)

– Поэт одинок в деревне, здесь нет друзей, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

  1. С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.
  2. – Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? (ветхое, печальное, темное)
  3. – Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
  4. – Какие слова помогают передать грустное настроение? (Мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе)

– Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль.

  • – Что просит он у няни?
  • Спой мне песню, как синица
  • Тихо за морем жила;
  • Спой мне песню, как девица
  • За водой поутру шла.
  • – Что напоминают эти строки ? (Русскую народную песню)
  • – Как вам кажется, для чего Пушкин употребил эти строки?

(Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой «по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню пела Арина Родионовна. Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря).

–Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? (Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно)

— Как надо читать 2 часть стихотворения, каким тоном? (Спокойным, напевным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

– Прочитайте вторую часть стихотворения выразительно.

– Сравните первую и вторую части стихотворения. Похожи ли они? (Нет. Вторая часть пронизана любовью, нежностью, лаской. Она задушевная и очень грустная.)

– Как заканчивается стихотворение? (Опять мы видим описание бури.)

– Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.

–Прочитайте выразительно всё стихотворение.

Читает один человек.

7. Обобщение.

– Кому посвящено стихотворение? (Няне.)

– Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет. Оно грустное.)

– Какой изображена зима в стихотворении? (Суровая, вьюжная.)

– Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (Печальное, грустное, тоскливое.)

–Да. Стихотворение «Зимний вечер» – самое грустное. Удалось ли нам передать настроение поэта при чтении стихотворения?

– Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? (Взволнованную, тревожную, кружащуюся… и в то же время грустную.)

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-teme-stihotvorenie-as-pushkina-zimniy-vecher-2274633.html

Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Цели:

  • Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;
  • Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;
  • Уметь анализировать лирическое произведение.

Задачи:

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
  • Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

«Зимний вечер» по методам А.П. Журавлева и Б. Ярхо.

Оборудования:мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал, видеоролик на стих А.С.Пушкина, романс О. Погудина, композитор М. Яковлев.

Форма урока:урок-исследование стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Ход урока

I. Организационный момент. (Класс разделен на2 группы)

— Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть стихотворения «Зимний вечер». (Читают 1-2 ученика)

Учитель ставит оценки за чтение стихов наизусть в журнал.

III. Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание: «Ребята, прослушайте пожалуйста видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихо­творения, какие чувства, ассоциации у вас возникли?)

IV. Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика. (Отвечают по группам: сначала первая группа, потом вторая).

Примерный ответ учеников: «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель — ни зги не видно. В ком­натушке тепло — потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног.

Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза.

Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислу­шивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».

V. Объяснение нового материала.

1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

Слово учителя.

— Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной ра­боты над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы.

Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ компози­ции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).

А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? (Стихотворение — лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).

Работа по группам.

Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?

(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время.

На­дежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попече­ние няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)

2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?

(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?

(Пушкин нежно об­ращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)

4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение — самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение дейст­вительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадо­стное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)

5 вопрос.Определить природу поэтического высказы­вания в этом стихотворении. (Показ конкретной карти­ны — описание зимнего вечера — можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своем настроении.)

6 вопрос.Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?

(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близ­ких и друзей.

Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).

7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?

(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)

8 вопрос. Что такое композиция? ( Влитературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, микротемы, их последовательность и система)

Что представляет собой композиция этого стихотворения?

(Можно выделить три части:В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней.

Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упомина­ется снежная буря и ветхая лачужка.

Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).

9 вопрос.Каким предстает перед нами лирический герой этого сти­хотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).

(Пушкин был очень жизнерадостным, общитель­ным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)

10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворе­ние? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» напи­сан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей).

11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?

А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?

(Эпитет — образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора — вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение — особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).

Найдемэпитеты.(«вихри снежные», «ветхая лачужка», «пут­ник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)

-Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной).

-Найдемсравнения. (Буря сравнивается то со зверем, то с ре­бенком, то со спутником).

  • — А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?
  • (Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).
  • Найдемолицетворения. (буря кроет,завоет,заплачет)
  • Для чего они нужны в стихотворении?(Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

— А теперь найдемметафоры: жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры? (Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)

2. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу А.П. Журавлева.

Слово учителя.

А теперь, ребята, я вас научу, как проводить анализ стихотворения другими методами. Вот, например, существует метод характеристики гласных звуков по их цвету. Автор этой методики — Журавлев. С помощью этого анализа мы сможем увидеть красоту произведения, его тайный смысл, научимся понимать и чувствовать настоящее произведение искусства.

— Записываем в тетрадь. Например, гласный а – обозначает красный цвет, е – темно-зеленый, и – голубой, о – желтый, у — черно-синий, ы – черный, ю – фиолетовый, я – розовый, э – бледно-зеленый.

  1. — Наша задача: посчитать, сколько раз встречается одно и то же гласное.
  2. (Чтобы сократить время, можно самому посчитать и показать классу, какие получились данные):
  3. О – 33
  4. Е – 30
  5. А – 28
  6. И – 15
  7. У – 14
  8. Ы – 4
  9. Я – 4
  10. Ю –2
  11. — В данном стихотворении 81 светлых и 18 темных гласных звуков.
  12. Это говорит о том, что стихотворение несет положительное настроение, оно наполнено добром, светлым смыслом, хотя есть и темные цвета, но это только из-за того, что автор тревожится, печалится и тоскует, а за окном еще и буря.

Преобладание звука «О» свидетельствует о том, что в стихотворении заложен глубокий смысл. Это подтверждается тем, что лирический герой, Пушкин, верит, надеется, что он сможет все преодолеть.

3. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу Б.Ярхо.

— Для этого мы должны с вамипосчитать количество существительных, глаголов, прилагательных, т.е., ребята, в этом методе вы должны проявить знания в нахождении частей речи, которые вы изучаете на уроках русского языка. Как видите, русская литература очень тесно взаимосвязана с русским языком.

  • Выписываем существительные: буря, мгла, небо, вихри, зверь, кровля, солома, путник, окошко, лачужка, старушка, окно, буря, жужжанье, веретено, подружка, юность, горе, кружка, сердце – всего 21 существительное;
  • глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит, приумолкла, дремлешь, выпьем, выпьем – всего 10 глаголов;
  • прилагательные: снежные, обветшалой, запоздалый, ветхая, печальна, темна, добрая, бедная, утомлена, веселей, – всего 10 прилагательных.
  • Вывод: Таким образом, все эти части речи, которые мы нашли, характеризуют:
  1. Внешний мир (в данном случае зимний вечер во время бури).

  2. Дом (здесь ветхую лачужку).

  3. Няню поэта Арину Родионовну.

Полученные данные показывают, что в стихотворении много существительных. Они…… Но глаголов по сравнению с ними в 10 раз меньше, действия есть, но не так уж много.

Ведь автор находится в ссылке, и он ничего не может сделать, он ждет… И к тому же большинство глаголов совершенного вида.

Это говорит о том, что действия непродолжительны, все обязательно закончится, придет время (в нашем стихотворении буря закончится, автор обязательно вернется из ссылки).

Прилагательных, как и глаголов 10, их наличие нам говорит о том, что в стихотворении есть описание, а именно описание бури, лачужки, старушки (няни).

Вывод: Таким образом, проанализировав стихотворение методом Ярхо, мы подтверждаем идею поэтического произведения: лирический герой, окруженный холодом, тоской, мечтает о светлом будущем, надеется и верит в него.

Итак, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя.

VI. Домашнее задание.

  1. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

  2. Проанализировать стихотворение по методам А.П. Журавлева, Б. Ярхо в тетрадь.

VI. Подведение итогов урока.

1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зим­ний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в пе­риод ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури — все это создает настроение томитель­ной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

2. Учитель подводит итоги работы групп.

VII. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/analiz-lirichieskogho-proizviedieniia-a-s-pushkina-zimnii-viechier

Ссылка на основную публикацию