Анализ рассказа живые мощи тургенева

Главная » Фундамент » Анализ рассказа «Живые мощи. «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева

Рассказ «Живые мощи», краткое содержание которого приведено в этой статье, входит в знаменитый тургеневский цикл «Записки охотника». Это сборник рассказов, который выходил в журнале «Современник» с 1847 по 1851 гг.

А в 1852 году автор выпустил его отдельным изданием. Интересно, что литературоведы до сих пор не могут договориться между собой о жанровой принадлежности «Записок».

Одни считают их сборником рассказов, а другие — собранием очерков.

Дождливая охота

Рассказ «Живые мощи», краткое содержание которого вы можете прочитать в этой статье, начинается с описания охоты в дождь. Автор отмечает, что такая погода для настоящего охотника — настоящее бедствие. В подобной ситуации оказался и рассказчик вместе с Ермолаем. Они отправились в Белевский уезд добывать тетеревов.

Когда погода стала совсем плохой, Ермолай предложил остановиться на хуторе Алексеева, который принадлежал матери главного героя. Интересно, что автор, от лица которого ведется повествование, о его существовании раньше даже не подозревал.

На хуторе оказывается полуразрушенный флигель. Он чистый, опрятный, но нежилой. Здесь рассказчик и ночует.

Первая красавица

Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

В рассказе Тургенева «Живые мощи» (краткое содержание поможет быстро вспомнить сюжет) на следующее утро герой просыпается на заре и отправляется в сильно заросший сад на хуторе. По дороге он обнаруживает пасеку, которая располагается неподалеку. К ней ведет узкая и нехоженая тропинка. Отправившись по ней, он видит рядом с ульями маленький сарайчик и заглядывает в приоткрытую дверь. Внутри пусто, только в углу, на маленьких подмостках, лежит неопределенная фигура.

Уже собираясь отправиться в обратный путь, герой слышит, как кто-то слабо и сипло окликает его по имени. Зовет Петром Петровичем и барином. Когда он приближается к фигуре, то поражается увиденным. На подмостках лежит человек, которого автор поначалу не может назвать никак иначе, как существом.

Он весь высохший, у него узкий нос, губ практически нельзя разглядеть, в темноте белеют только глаза и зубы, а из-под неаккуратного и древнего платка выбивается прядь жидких желтых волос. Из-под одеяла только и торчат две высохшие совсем маленькие ручки.

При этом лицо нельзя назвать безобразным, отмечает автор, оно скорее красивое, но поражает и пугает своей необычностью.

Далее автор рассказа «Живые мощи», читать краткое содержание которого вы можете прямо в этой статье, повествует, что в сарае лежит Лукерья. Когда-то она была первой красавицей во всей округе.

Прекрасно пела и плясала, а все мужики из окрестных сел и деревень были от нее без ума. Втайне вздыхал о ней и главный герой, когда ему было всего шестнадцать лет.

Но с ней случилась беда, которая свела на нет ее красоту и счастливую и беззаботную жизнь.

История Лукерьи

Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

Около шести-семи лет назад женщину, как говориться в рассказе Тургенева «Живые мощи», читать краткое содержание которого мы вам сейчас и предлагаем, отдали замуж за Василия Полякова.

Несчастье произошло однажды ночью, когда она вышла на крыльцо. Ей показалось, что она слышит голос своего супруга. Спросонья она не рассмотрела, куда ступает, промахнулась мимо ступеньки и упала с крыльца на землю.

Она сильно ударилась и с тех пор практически с каждым днем стала сохнуть и чахнуть. Ноги начали стремительно отказывать, и вскоре она совсем не смогла ходить. Обращались к докторам, но никто из них не смог ей помочь.

Когда Лукерье стало совсем худо, ее перевезли на этот заброшенный хутор. Василий Поляков недолго переживал по заболевшей жене и вскоре опять женился. На молодой и здоровой.

Наблюдая за миром

Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

Из рассказа «Живые мощи» (краткое содержание для читательского дневника можно составить и на основе этой статьи) мы узнаем, что Лукерья теперь все время проводит лежа. Летом — в сарайчике, а на зиму ее переносят в предбанник. Она практически ничего не ест из-за своей слабости и хвори. Все ее занятие заключается в наблюдении за окружающим миром.

За то время, которое она уже провела на этом хуторе, она научила себя ни о чем не думать и не вспоминать. Благодаря этому время проходит быстрее, кажется Лукерье. Она постоянно читает молитвы, какие пока помнит, а затем снова лежит, стараясь не впустить в свою голову ни одной мысли.

Диковинные сны

Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

Петр Петрович старается, как может, помочь Лукерье. Как видно из рассказа «Живые мощи», краткое содержание которого подробно описано в этой статье, читатели узнают, что он предлагает ей отправиться вместе в больницу, но та отказывается. Даже не смотря на то, что там ей обещан хороший и постоянный уход.

Когда глаза главного героя окончательно привыкают к темноте, ему удается досконально рассмотреть черты лица женщины. Но сколько он ни пытается, ему не удается разглядеть хотя бы проблески былой красоты.

При этом Лукерья жалуется, что в последнее время плохо спит. Часто она подолгу не может уснуть из-за сильных болей во всем теле. Но когда ей это, наконец, удается, она видит диковинные удивительные сны.

Однажды ей привиделось, что она сидит на обочине большой дороги в костюме богомолки или странницы. Мимо нее проходят толпы странников, среди которых ей бросается в глаза одна женщина, которая оказывается на голову выше всех остальных. У нее строгое лицо и заграничное платье.

Когда Лукерья спрашивает ее, кто она, та отвечает, что ее смерть.

Узнав это, Лукерья просит поскорее забрать ее с этого света, потому что жизнь ей уже не мила, в ней остались только горести и страдания. Смерть отвечает, что еще не время, она за ней придет только после Петровок (так в народе называется сенокос).

Лекарство от бессонницы

Но увидеть такие обнадеживающие сны ей удается не часто. Бывает, Лукерья не спит целые недели. Проезжавшая мимо барыня оставила ей как-то лекарство от бессонницы, но оно давно уже кончилось. Петр Петрович догадывается, что это был опиум и обещает достать еще.

В рассказе «Живые мощи», краткое содержание которого помогает лучше понять замысел автора, главный герой дивится терпению и мужеству этой обычной женщины. На это Лукерья возражает, что многие люди страдают намного больше, чем она. Оказывается, что она совсем молодая женщина, ей нет еще и 30.

На прощанье Петр Петрович спрашивает, нуждается ли она в чем-нибудь. Лукерья просит только одного, чтобы его мать уменьшила оброк для крестьян. Ей же самой ничего не надо.

От местных жителей рассказчик узнает, что Лукерью прозвали «живые мощи», она никому не доставляет беспокойства. А спустя несколько недель, сразу после Петровок, Лукерья умирает.

Иван Сергеевич Тургенев

Для охотника дождь — сущее бедствие. Такому бедствию подверглись мы с Ермолаем во время охоты на тетеревов в Белевском уезде. Наконец, Ермолай предложил пойти на хутор Алексеевка, принадлежавший моей матушке, о существовании которого я раньше не подозревал.

При хуторке оказался ветхий флигель, нежилой и чистый, в котором я и переночевал. На следующий день я проснулся рано и вышел в заросший сад. Неподалёку я заметил пасеку, к ней вела узкая тропинка. Подойдя к пасеке, я увидел рядом с ней плетёный сарайчик, и заглянул в полуоткрытую дверь.

В углу я заметил подмостки и маленькую фигуру на них.

Я уже пошёл прочь, как вдруг слабый, медленный и сиплый голос окликнул меня по имени: «Барин! Пётр Петрович!». Я приблизился и остолбенел. Передо мной лежало существо с высохшей, словно бронзовой головой.

Нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видно, только белеют зубы и глаза, да из-под платка выбиваются пряди жёлтых волос. Из-под одеяла виднеются две крошечные высохшие ручки.

Лицо было не безобразное, даже красивое, но страшное своей необычностью.

Оказалось, что это существо когда-то было Лукерьей, первой красавицей в нашей дворне, плясуньей и певуньей, по которой я — 16-летний мальчик — втайне вздыхал. Лукерья рассказала про свою беду. Лет 6 или 7 назад Лукерью помолвили с Василием Поляковым.

Как-то ночью она вышла на крыльцо, и ей почудился Васин голос. Спросонья она оступилась у пала с крыльца. С того дна начала Лукерья чахнуть и сохнуть, ноги отказали. Ни один врач не смог ей помочь. Под конец она совсем окостенела, и её перевезли на этот хутор.

А Василий Поляков потужил, да и женился на другой.

Летом Лукерья лежит в сарайчике, а зимой её переносят в предбанник. Она рассказала, что почти не ест, лежит, наблюдает за окружающим миром. Она приучила себя не думать и не вспоминать — так время быстрее проходит.

Прочтёт молитвы, какие знает, и опять лежит безо всякой думочки. Я предложил забрать её в больницу, где за ней будет хороший уход, но Лукерья отказалась.

Привыкнув к темноте, я ясно различал её черты, и даже смог отыскать на этом лице следы былой красоты.

Лукерья пожаловалась, что мало спит из-за боли во всём теле, но если уснёт, то сняться ей сны диковинные. Однажды приснилось Лукерье, будто сидит она на большой дороге в одежде странницы-богомолки. Проходит мимо неё толпа странников, а между ними — женщина, на голову выше других.

Платье на ней не русское и лицо строгое, Спросила Лукерья женщину, кто она, а женщина ответила, что она — её смерть. Стала просить Лукерья смерть забрать её с собой, и смерть ответила, что придёт за ней после петровок. Только, бывает, целая неделя пройдёт, а Лукерья не заснёт ни разу.

Как-то проезжая барыня оставила ей скляночку с лекарством против бессонницы, да только давно выпита та скляночка. Я догадался, что это был опиум, и обещал достать ей такую скляночку.

Я не мог не подивиться вслух её мужеству и терпению. Лукерья возразила, что многие люди страдали больше, чем она. Помолчав, я спросил, сколько ей лет. Оказалось, что Лукерье ещё не было 30-ти. Попрощавшись, я спросил, не надо ли ей чего. Лукерья попросила только, чтобы моя матушка уменьшила оброк для местных крестьян, а для себя — ничего.

В тот же день я узнал от хуторского десятского, что в деревне Лукерью прозвали «Живые Мощи», и нет от неё никакого беспокойства. Несколько недель спустя я узнал, что Лукерья умерла, как раз после петровок. Весь день перед смертью она слышала колокольный звон, который шёл с неба. Пересказала
Юлия Песковая

Настоящим бедствием для охотника является дождь. Мы с Ермолаем как раз под него и попали, когда были на охоте в Белевском уезде. Мы с ним пошли тогда на хутор Алексеевка.

Как оказалось, он принадлежал моей матушке. Там во флигеле мы и заночевали, пережидая дождь. Поутру я вышел в немного одичавший сад, прошел по узенькой тропинке к пасеке.

Рядом с ней был сарайчик, внутри которого я увидел подмостки и фигуру на них.

Уж было уходить собрался, но меня окликнул слабый, осипший голос по имени. Я присмотрелся и остолбенел. Передо мной была Лукерья, некогда первая красавица, по которой я шестнадцатилетним подростком вздыхал. А теперь она превратилась в существо с высохшей головой и крошечными ручками, у которого из-под платка выбивались желтые прядки волос.

Она рассказала, что, после помолвки с Василием Поляковым, она как-то вышла на его голос и оступилась с крыльца. У нее ноги отказали и вся она зачахла. Не смог никто помочь. А суженый немного потосковал и женился на сопернице. Так она и живет теперь, стараясь молиться, да ни о чем не думать, чтоб время быстрее пролетало. Я хотел было забрать ее в больницу, да она отказалась.

Глядя на нее в полумраке сарайчика, я даже смог узнать на этом лице отблеск былой красоты. Жаловалась она мне, что болит у нее все тело, поэтому почти не спит. Зато, если уснет, то приснится всегда ей что-нибудь диковинное, непонятное. Так, однажды привиделось ей, что она – странница-богомолка, сидящая на большой дороге.

В проходящей мимо нее толпе странников увидела женщину, которая была на голову повыше других людей. В русском платье, с лицом строгим подошла та к Лукерье. Спросила у странницы, кто она, а эта женщина отвечала, что она – смерть Лукерьина. Обещалась эта путница прийти за больной после петровок. Только неделями вот Лукерья не спит.

Читайте также:  Жизнь и творчество владимира маяковского

Барыня одна проезжая оставила ей баночку с лекарством, которое хорошо против бессонницы помогало, но уже опустела та скляночка.

Я сразу понял, что за лекарство барыня оставила, и пообещал привезти Лукерье еще опиума. Я поразился ее терпению да мужеству. Но она заговорила в ответ о том, что многие еще и большие страдания переносили со смирением. Прощаясь, спросил я, не нужно ли чего ей. Но женщина вновь заговорила о других, прося снизить оброк для крестьян.

Тем же днем десятский на хуторе рассказал мне, что Лукерью здесь давно называют «Живые мощи». А умерла она в аккурат после петровок. И весь день ей все слышался звон колоколов, который снисходил с небес.

Бакланова Екатерина ученица 9 Б класса. ГБОУСОШ N588 Санкт-Петербурга.

Рассказ «Живые мощи» (1873) занимает особое место в цикле «Записки охотника»: чем старше становился Тургенев, тем более глубоко постигал духовное содержание жизни человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по литературе:

И. С. Тургенев «Живые мощи»

  • Работу выполнила:
  • Ученицы 9Б класса ГБОУ СОШ 588
  • Баклановой Екатерины Дмитриевны
  • Учитель: Музылёва Светлана Павловна
  • 2012г
  • Санкт — Петербург Оглавление
  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Примечание

Вступление.

Рассказ «Живые мощи» (1873) занимает особое место в цикле «Записки охотника»: чем старше становился Тургенев, тем более глубоко постигал духовное содержание жизни человека.

В эпиграф Тургенев внёс две строчки из стихотворения Тютчева 1885 г.: «Край родной долготерпенья, // Край ты русского народа!», тем самым возводя «долготерпенье» в основное качество русского народа.

  1. Эти бедные селенья,
  2. Эта скудная природа –
  3. Край родной долготерпенья,
  4. Край ты русского народа!
  5. Не поймёт и не заметит
  6. Гордый взор иноплемённый,
  7. Что сквозит и тайно светит
  8. В наготе твоей смиренной.
  9. Удручённый ношей крестной,
  10. Всю тебя, земля родная,
  11. В рабском виде Царь Небесный
  12. Исходил, благословляя
    .

Мы можем предположить, что основные идейно-эмоциональные центры тютчевского стихотворения определили структуру тургеневского шедевра. «Долготерпенья» стало отправной точкой постижения автором духовной самобытности русского православного человека.

В год написания рассказа – год смерти Тютчева – Тургеневу было 55 лет; Тютчеву в год написания стихотворения – 52. Почти в одном возрасте, в пору зрелости, они создали свои произведения. Не забудем, что Тютчев и Тургенев принадлежали к одной христианской культуре, давшей миру высочайшие образцы художественного воплощения самых чистых и возвышенных состояний души человека.

  • Основная часть.
  • В названии рассказа — «Живые мощи» — соединяются два значения.
  • Первое – из сферы обыденного народного метафорического словоупотребления: «Живые мощи» — так называют больного, крайне истощенного, худого человека.

Второе – из сферы религиозной: мощи – «нетленное тело угодника Божия». Это значение раскрывается в содержании тургеневского произведения и соотносится с христианским понятием «святые мощи», с почитанием святых мощей, с верой в бессмертие души.

«Человек – это единство души и тела. Тело без души мертво, но и душа без тела не может считаться полноценной».

  1. Человек – живое существо, наделенное душой, радость его тела есть и радость его души.
  2. В начале рассказа устами Петра Петровича автор воспел жизнь, радость телесного здоровья и общения человека с природой.
  3. Пётр Петрович в Алексеевке просыпается «ранёхонько», бродит по саду.

Источник: https://sdstroy777.ru/analiz-rasskaza-zhivye-moshchi-zhivye-moshchi-analiz-rasskaza-turgeneva.html

Анализ произведения Тургенева «Живые мощи»

1001student.ru > Литература > Сочинения > Анализ произведения Тургенева «Живые мощи»

Очень много писателей создавали рассказы на тему тяжелой жизни простого русского народа. Одним из таких авторов являлся Тургенев. Анализ произведения «Живые мощи» по жанру относится к реалистическим рассказам. В него входят автобиографические моменты. Это творение вошло в прозаический сборник русских авторов «Складчина» с заголовком «Отрывок из „Записки охотника“».

Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

Сюжет рассказа

Идея рассказа заключается в страданиях девушки. Она стойко и терпеливо переносила самые тяжелые испытания. В произведении «Живые мощи» Тургенева главными героями являются двадцатилетняя девушка по имени Лукерья и барин. Она тяжело больна и прикована к кровати. Девушка лишена возможности радоваться жизни.

Смысл произведения — отношение Лукерьи к жизненным испытаниям, которые пришлись на ее долю. Несмотря на трудности, она воспринимает все спокойно и не жалуется на тяжелую жизнь.

Девушка не испытывала нужды в сочувствии окружающих. Анализ «Живые мощи» Тургенева имеет необычную схематичную структуру. Она заключается в рассказах главной героини про прошлую жизнь и про барина, которого она встретила.

Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

Эта девушка сильна духом и имеет большое сердце. Несмотря на свои несчастья, героиня желает счастья бывшему жениху Василию, который решился жениться на другой, когда понял, что Лукерья скоро умрет. Он связал свою жизнь с женщиной Аграфеной из соседнего села.

Анализ «Живые мощи» дает возможность понять особенности и характеристику жизненной философии девушки, обреченной на погибель. Она не обременяет своим положением других, напротив, пытается научить петь девочку, которая осталась сиротой.

Единственное, что расстраивало главную героиню — необходимость отрезать длинную косу. Кроме того, ее беспокоили большие налоги, которые должны были платить жители. Она хотела обратиться к барыне с просьбой, чтобы она понизила сумму выплат.

Автор представил Лукерью в виде святого мученика, который терпит физические страдания и даже не может спокойно спать.

В тексте присутствуют несколько литературных приемов:.

Каждая из этих форм придает красочности рассказу и помогает раскрыть образ главной героини. Смысловая нагрузка текста наполнена описанием снов Лукерьи. Такой стиль помогает отразить чистый и светлый характер девушки.

Описание героев

В рассказе всего 2 основных персонажа, на которых строится композиционная структура произведения «Живые мощи». Герои очень разные, но в то же время их образы переплетаются:

Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

  1. Лукерья — девушка, которая за несколько лет болезни превратилась из веселой и красивой певуньи в высохшую «мумию» с дрожащим голоском.
  2. Барин — человек, проникший жалостью к девушке. Он хочет увести ее в больницу, чтобы героиня не чувствовала себя одинокой.

Несмотря на то что переживает молодая женщина, у нее хватает духу сочувствовать другим людям, которым, как она считает, хуже, чем ей. К этой категории она относит тех, у кого нет крыши над головой, кто слеп, глух и не может говорить. Девушка испытывает чувство благодарности к людям, заботившимся о ней.

Рассказчика удивляет, что Лукерья в глубине души радуется своему положению. Она довольна, так как лишена возможности совершать грехи. Героиня часто молится и исповедуется.

Основа стиля

Автор очень поэтично описывает Лукерью в период болезни. То, что должно внушать ужас и сожаление выглядит божественно. Главная основа всего рассказа — описания снов героини. Писатель много внимания уделяет именно этой теме. Первый сон девушки оказался предупреждением. Призыв, который она услышала, стал причиной ее хвори.

Последнее сновидение также было пророческим. Сама смерть подсказала время ее кончины. Нужно полагать, что все ее сны были правдивы.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/analiz-proizvedeniya-turgeneva-zhivye-moshhi.html

«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева

Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника»».

Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошёл в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева.

Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи – калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Живые мощи» принадлежит к реалистическому направлению. В нём отразилась психология человека, переносящего страдания с терпением.

Проблематика

Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.

Основная проблема – долготерпение русского народа.

Сюжет и композиция

Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.

Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа – разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о её прошлом. Конец – повествование о её скорой смерти.

Герои

Лукерья – 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на её долю испытания. В её голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в её положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей.

К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов.

Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфёне из Глинного, доброй женщине.

Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждёт помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдёт? Сам себе человек помогай».

Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует её положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви (священник исповедует её). Лукерья также чувствует себя частью всей природы.

Положение Лукерьи делает её подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых. Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Её жизнь — полноценная жизнь христианской души.

Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.

Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжёт, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.

Лукерья чувствует свою пользу: она передаёт девочке-сиротке, которая ходит к ней, своё умение петь песни, а знает она их множество.

Единственное, о чём просит Лукерья – уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

Восхищения рассказчика её терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк (последних двух по именам не знает).

Барин-рассказчик

Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумёртвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти её в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для её же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».

Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.

Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.

Особенности стиля

Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма.

Её крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик.

Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.

Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни. Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины, сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает её в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.

  • «Живые мощи», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • По произведению: «Живые мощи»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/968-zhivie-moschi-analiz

Смысл рассказа "Живые мощи" Тургенева

  • Произведение по литературному направлению принадлежит к реализму и имеет автобиографическую основу, так как главные события развиваются на хуторе Алексеевка — в имении матери автора.
  • Рассказ вошел в альманах «Складчина», что выдавался в поддержку крестьян, терпевших голод в Самаре и всей округе.
  • Позже был издан в книге «Записки охотника».
Читайте также:  Гауф маленький мук - краткое содержание

Основная тема произведения — это сила мужества и терпения русского народа, который с большой стойкостью и неимоверным терпением переносит все беды и страдания, выпавшие на его долю. Это удачно раскрывает и эпиграф, взят из стихотворения Ф.И.Тютчева.

Смысл названия книги «Живые мощи»

Если углубиться в суть рассказа «Живые мощи», то можно понять, почему он имеет такое сакральное название. Ведь не случайно автор, рисуя образ главной героини Лукерьи, употребляет бронзовый, металлический, желтый цвета. Так выглядят лики святых. Людей-праведников, которые отказались от всех мирских соблазнов и полностью посвятили себя служению Богу и молитвам.

Лукерью местные жители хуторка называли не иначе, как «Живые Мощи», чувствуя в ней что-то неземное. Ведь не может простой смертный долгие годы нести тяжкое бремя неизлечимой болезни и не роптать на судьбу. Она же напротив — всему благодарна и всем довольна. И все время молится, желая искупить даже мысленные грехи, которые по мнению батюшки, не существуют.

Ее святость проявлялась еще при жизни. Во сне к ней явился сам Христос, назвал ее своей невестой и обещался забрать в рай небесный, где она будет ему петь свои прекрасные песни. И видение ей было: пришли родители и благодарят, что грехи их облегчает, а сама и вовсе их не имеет, так как освобождена от них за свои муки, страдания и сильную веру. А безгрешны — только святые.

Ей, как избранной и достойной чести Господа, извещают время смерти. Ее душу на небе встречают звоном колоколов, которые слышны только ей.

Смысл произведения «Живые мощи»

Тургенев на примере образа горничной Лукерьи, тяжело заболевшей и без нареканий несшей свой крест, показывает насколько может быть терпелив и вынослив простой русский люд. Живя под гнетом крепостного права, в бедности и горе, сохраняет любовь к ближнему и окружающей среде, прощает обидчиков и помогает слабым, душой и сердцем предан Богу.

Даже в неподвижном состоянии Лукерья не чувствует себя несчастной, ведь есть случаи и похуже. Так и русский мужик терпит, думая, что это еще можно вынести, некоторым еще тяжелее. Он еще не готов к решительным действиям, открытой борьбе за улучшения своего состояния.

Автор сознательно подводит к мысли: как Лукерья, что прошла все испытания и мучения, но веры не потеряла, так и человек должен верить в счастливое будущее.

В своем произведении он также убеждает нас в том, что основные качества характера человека — сила и мощь души. Они присущи главной героине. Она даже в другой мир уходила достойно и с радостью.

Смысл финала книги «Живые мощи»

Рассказ заканчивается смертью девушки. Вполне естественно, что такой печальный финал несомненно огорчил бы внимательного читателя, но не в этом случае.

Ведь для Лукерьи, постигшей Господнее таинство, смерть – это не только избавление от нечеловеческого мучения и боли. Это прежде всего переход в Небесное Царство, где ее ждет, как свою невесту Христос.

Она с нетерпением ждет своей кончины и уходит счастливая.

Лукерья знает, что скоро умрет, и очень рада встрече с барином Петром из ее прошлой здоровой и веселой жизни, но он не узнает в ней прежней красавицы.

Он искренне предлагает помощь бедняге, но девушка ничего не желает. Может только немного опиума, чтобы немного поспать.

Жалеет девушка только о своей утраченной длинной и пышной косе, что в данной ситуации выглядит совсем нелепо.

И только перед его уходом решается попросить, чтобы господин похлопотал перед матушкой об уменьшении подати местным крестьянам. Но он молчит, хотя о лекарстве повторяет, что пришлет.

По видимому, он даже не будет говорить с матерью об этом и вскоре забудет, какое дело богатым до нужд крепостных. Он никогда бы не узнал и о Лукерьи, если бы не дождь, который помешал охоте и не занес его в это глухое селение.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-zhivye-moshhi-turgeneva/

«Живые мощи» — анализ произведения И.С. Тургенева — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Рассказ Тургенева «Живые мощи» изначально был написан как самостоятельный труд. Но во время составления цикла «Записки охотника», автор решил включить его в сборник как заключение. В рассказе автор охарактеризовал русский образ страдания и покорности Божьей воли. Анализ этого произведения поможет разобраться в особенностях композиции и понять идею, вложенную автором в рассказ.

История написания

Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1774 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».

Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:

  • События разворачиваются в Алексеевке. Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
  • Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
  • Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать. Именно она и напомнила автору живые мощи.
  • Жанр и основная идея

    Основная тема — отношение человека к собственным страданиям и мукам других людей.

    Ключевая идея рассказа — показать долготерпение, характер и силу духа русского народа.

    Проводя анализ «Живые мощи» Тургенева, следует отметить, что произведение относится к реализму. Автор правдоподобно и без прикрас описал тщетность жизни Лукерьи и ее отношение к себе и окружающим.

    По жанру это рассказ, в котором отразилась психология человека, терпеливо переносящего свои физические страдания.

    Композиция рассказа

    Как эпиграф к произведению Иван Сергеевич взял цитату Тютчева, что русскому народу свойственно долготерпение.

    В «Живых мощах» присутствует рамка. В ней рассказывается, что барин на хутор попал случайно. Виной тому стал дождь, что помешал его планам охотиться. Основная часть же отводится на диалог c Лукерьей. В ней присутствует ретроспектива о ее прошлом. Заканчивается все кратким изложением о ее скорой кончине.

    Характеристика героев

    Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.

    Судьба Лукерьи

    Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.

    Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:

    • людей, у которых нет родного дома;
    • потерявших зрение;
    • неспособных говорить;
    • утративших слух;
    • не умеющих распознавать запахи.

    В то же время она искренне радуется за своего бывшего жениха. Василий Поляков любил ее, но нашел в себе силы жениться на доброй женщине по имени Аграфена.

    Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению.

    Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора.

    Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.

    Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии.

    Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает.

    Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.

    Все что ей остается, это молиться. Так ее жизнь походит на настоящую жизнь христианки.

    Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.

    Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.

    Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.

    Образ Барина

    О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.

    При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.

    И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.

    Когда они распрощались, рассказчик, прежде чем отправиться на охоту, говорил с хуторским десятским о Лукерье. Тот сообщил, что прозвали ее в деревне «Живые мощи», ведь хоть она и не умерла, но не слышно от нее ничего. Сама ничего не просит, но за все благодарна.

    Уникальность стиля

    В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.

    В ее образе присутствует неуловимое окостенение, окаменение, так что рядом застывает и рассказчик. Неподвижность их образов играет контрастом на фоне движения жизни вокруг.

    Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/96073-jivye-moshi-analiz-proizvedeniia-i-s-tyrgeneva.html

    Анализ рассказа "Живые мощи" | Инфошкола

    В этом рассказе Тургенев нарисовал прекрасный; чисто русский образ смиренного страдания и покорности воле Божьей.

    Автор рассказывает, как он однажды зашел в уединенную усадьбу и здесь в отдаленном сарае увидел больную женщину, которая неподвижно лежала на постели.

    в этой женщине автор узнал бывшую горничную Лукерью, которая раньше была красавицей и имела любимого жениха. Лукерья внезапно подверглась такой болезни, которая иссушила ее и навсегда при ковала к постели.

    Жених, конечно, оставил ее и женился на другой, а Лукерья с тех пор лежала несколько лет одна, заброшенная, без всякого ухода. Но она нисколько не жаловалась на свое тяжелое положение. Душа ее освободилась от всех страстей; у нее не было ни злобы, ни зависти, ни ревности; себе она ничего не желала, а только заботилась о других.

    На вопрос автора, не нужно ли ей чего, Лукерья ответила: «ничего мне не нужно, всем довольна, слава Богу … А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить: крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет .. Они бы за вас Богу помолились … А мне ничего не нужно, всем довольна».

    Когда автор удивился ее терпению, Лукерья смиренно ответила: «Эх, барин! Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял».

    Лукерья весьма религиозна, она постоянно читает молитвы, в которых не ропщет на Бога, а только благодарит Его за жизнь и «крест». Смерти она не боится и радостно просит ее взять к себе.

    За несколько дней до смерти она видела ее во сне …

    В лице героини рассказа «Живые мощи» Тургенев показал, до какого духовного просветления доходят лица из народа. Героиня рассказа — молодая девушка Лукерья, была красавицей, веселой и бойкой; она любила своего жениха и была им любима.

    Читайте также:  Спартанцы - сообщение доклад 5 класс история

    Однажды, оступившись, она падает вниз с крыльца и после этого начинается с ней какая то особенная болезнь: она сохнет, перестает владеть ногами и затем окончательно костенеет.

    Автор находит ее в плетенном сарайчике близ пасеки, где она проводит лето.

    Несмотря на перенесенные ею страдания и настоящее тяжелое положение, она и не думает падать духом — напротив, она кажется даже довольной своим положением, поет песни, любуется природой в ее разнообразных проявлениях — следит за тем, как липа или гречиха зацветают, как пчелы по пасеке летают, как ласточки гнезда вьют и т.д. Когда автор дивится ее терпению, она замечает, что ее терпение ничто в сравнении с терпением Иоанна Столпника или Жанны ДАрк, предание о которой она передает. Она глубоко религиозна, видит пророческие сны, Христа, иногда и свою собственную смерть; последней она совсем не боится, она ждет ее, как какой-то радости …

    Источник: https://info-shkola.ru/analiz-rasskaza-zhivye-moshhi/

    Методическая разработка урока литературы на тему "Акцентный анализ рассказа И.С. Тургенева "Живые мощи". 9 класс общеобразовательной школы"

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

    РАССКАЗ И.С. ТУРГЕНЕВА «ЖИВЫЕ МОЩИ».

    9 класс

    Тема урока: И.С. Тургенев о нас и для нас. Акцентный анализ рассказа «Живые мощи» из сборника «Записки охотника».

    Цель урока:

    Обучающая – знакомство обучающихся с произведением мастера слова, мало изучаемым в средней школе; расширение их представлений о творческой мастерской писателя

    • Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков аналитического и рефлексивного характера; умения «чувствовать» художественное слово; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.
    • Воспитательная – воспитание любви к русской литературе, чувства патриотизма, чувства милосердия, способности сопереживать, сострадать; умения работать в команде.
    • Тип урока: Урок формирования новых знаний.
    • Основной метод: эвристическая беседа с элементами проблемного поиска.
    • Основные приемы: акцентный анализ текста, работа в группах.

    Оборудование: Портрет И.С. Тургенева работы художника В. Прадеда (Рис. 2), текст рассказа «Живые мощи», репродукция картины Ф.А.

    Бруни «Моление о чаше», примерный план анализа прозаического текста рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

    Оформление доски: портрет писателя, эпиграф, тема урока, проблемный вопрос, словарь к теме, план анализа, репродукция картины Ф.А. Бруни.

    Эпиграф к теме урока:

    Да, удивительно умирают русские люди.

    И.С. Тургенев

    ХОД УРОКА:

    1. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока и целеполагание:

    Предметом нашего сегодняшнего разговора будет рассказ И.С. Тургенева из хорошо известного вам цикла «Записки охотника» «Живые мощи», а целью — разрешение проблемной ситуации, заключенной в вопросе: «Снимает ли христианская вера в жизнь в Небесном Царстве вопрос о тяжести телесных страданий здесь, на Земле?».

    1. Эвристическая беседа, в ходе которой анализируется текст по опорным вопросам:

      • Анализ поэтики названия.
      • Сравнительный анализ эпиграфов к рассказу и к уроку.
      • Анализ композиции.
      • Акцентная характеристика образа Лукерьи.
      • Образ автора- повествователя.
      • Сны Лукерьи в сюжете произведения.
      • Разрешение проблемной ситуации

    Учитель: Что мы можем сказать о названии рассказа «Живые мощи»?

    Обращаемся (подготовленный ученик) к понятию «мощи»: «Это нетленные останки святых, обладающие способностью творить чудеса». (В названии содержится определенное противоречие, заключенное в сочетании противоречивых понятий).

    Учитель: В названии используется стилистическая фигура, которая называется «оксюморон» (см. Приложение 1).

    Учитель: На что обращает наше внимание название? На тему, идею или главного героя?

    (Название рассказа заключает авторскую оценку главной героини рассказа).

    Учитель: Какой эпиграф предпослал автор рассказу? («Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!». Ф.И. Тютчев).

    Учитель: Что общего между эпиграфом к рассказу и эпиграфом к теме урока? (В обоих эпиграфах речь идет о русском крае и о чертах русского национального характера).

    Учитель: Не кроется ли здесь, на ваш взгляд, особая авторская точка зрения на поставленную нами проблему? (Русский край, по мнению писателя, — особый край, и населяют его особые люди, наделенные небывалой духовной силой).

    Учитель: Какова композиция рассказа? (Линейная с элементами ретроспекции) (см. Приложение 1).

    Учитель: Как мотивирует автор встречу рассказчика с Лукерьей? Вводится понятие «прием мотивировки» (см. Приложение 1). (Рассказчик – охотник, которого застала в лесу непогода, и он решил переждать ее на хуторке).

    Учитель: Чьими глазами мы смотрим на главную героиню? (Автора-повествователя – это и сам И.С. Тургенев, на что указывают отдельные биографические совпадения, и еще некто, близкий и понятный читателю).

    Учитель: Что связывало рассказчика и Лукерью в прошлом? (Она была крепостной девушкой его матушки, а он был по-юношески влюблен в нее).

    Учитель: Какое чувство было первым из испытанных рассказчиком при встрече с Лукерьей? (Изумление, настолько отличалась Лукерья из его воспоминаний с нынешней Лукерьей).

    Учитель: А какой помнит рассказчик Лукерью? (Красивой, веселой, талантливой девушкой, счастливо влюбленной: «…первая красавица,.. высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья!.. умница Лукерья,.. по которой я сам втайне вздыхал…»).

    Учитель: А чем изумлен рассказчик, когда героиня, в ответ на его расспросы, рассказывает свою историю? (Он изумлен тем, как героиня рассказывает о себе – «почти весело», не жалуясь на судьбу и на людей).

    Учитель: Каково движение мыслей, чувств, настроения рассказчика от первой встречи до момента прощания? (От удивления высшей степени – «изумления», даже испуга, ошеломления, растерянности, потрясения – через жалость и сострадание – «…моя бедная Лукерья!» — к сопереживанию – «Каменная неподвижность лежавшего передо мною живого несчастного, существа сообщилось и мне: я тоже словно оцепенел» — к желанию помочь, облегчить страдания несчастной обреченной девушки).

    Учитель: Каким оценочным эпитетом чаще всего Лукерья определяет людей, окружающих ее? («Добрый»: «…матушка ваша по доброте своей…», «А жену он нашел себе хорошую, добрую…», «А добрые люди здесь есть тоже …», «Барин…он добрый…»).

    Учитель: А какое отношения Лукерьи с природой? (Чувствует ее душой и сердцем, понимает, прислушивается ко всему живому вокруг: «…вижу прекрасно и все слышу, все… И запах я всякий чувствовать могу…). Эпизод: Вышла слушать соловья, когда с ней приключилась беда

    Учитель: Кто окружает Лукерью, «населяет» ее мир теперь, когда она не может жить полноценной жизнью? (Ее мир населяют не столько и не только люди, а цветы, растущие злаки, птицы, животные, звуки и запахи природы: : «крот роется», «гречиха, липа цветут», «пчелы жужжат», «голубь на крыше заворкует», «курица с цыплятами», «воробей», «бабочка», «ласточка», «заяц», «сверчок», «мышь». Она всех слышит, всем радуется).

    Учитель: Как относится героиня к своему несчастью? Как об этом говорит писатель? (С христианским смирением и покорностью: «…привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже бывает», «… многим хуже моего бывает», «Сама ничего не требует, а напротив – за все благодарна…», «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу…»).

    Учитель: Почему Лукерью не огорчает, что она знает «мало молитв»? («Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я Его просить могу?…Послал крест – значит меня он любит». Не задумывается над вопросом «А за что мне этот крест?».

    Учитель: Что означают слова Лукерьи «сам себе человек помогай»? (В человеке – вопросы и ответы, концы и начала его земной жизни и посмертной славы).

    Учитель: Почему звучат из уст героини слова: «…только думается мне: будь около меня люди – ничего бы этого не было и ничего бы я не чувствовала, окромя своего несчастья», «Только одна я — живая!» (Жалость людей заслоняла бы от нее внутренний, глубинный смысл ее жизни, ее подвижничества. Она тоже стала бы жалеть себя, оплакивать свою судьбу, и от этого стала бы по-настоящему несчастна).

    Учитель: Как вы поняли сны Лукерьи? Каким дополнительным светом они освещают ее одухотворенную и трагическую фигуру? (Пояснение категории «сна» в художественном произведении, не случайность появления сна или снов).

    Как сама героиня называет свои сны? («…хорошие сны», «…чудный сон»).

    Как бы мы их назвали? (Вещие, аллегорические. Актуализируем понятие «Аллегория»).

    4. Работа в группах: Пересказ и акцентный анализ аллегорических снов героини с помощью учителя.

    1-я группа, 1-й сон: Самой Лукерьей расшифрован лишь один образ – образ маленькой, но злой (но даже она для Лукерьи не «собака», а «собачка»!) – это ее страшная, злая болезнь.

    Поле, по которому ходит героиня, это ее жизнь и вообще жизнь («Жизнь прожить – не поле перейти»).

    Венок из васильков плетет Лукерья для своего земного жениха.

    Иисус – ее небесный жених («Видно, он меня любит!») . Обратить внимание на замечательный по своим мягким краскам образ Иисуса Христа.

    1. 2-я группа, 2-й сон: Искупление грехов людских невинной и смиренной душой.
    2. 3-я группа, 3-й сон.
    3. 3-я группа, 3-й сон: Лукерья искренне верит в то, что жизнь не только не заканчивается со смертью, а наоборот, начинается самый счастливый ее период – там не буде места ни боли, ни болезни, ни одиночеству.
    4. Знание праведно живущим человеком сроков своей земной жизни.

    Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем): Таким образом, сны дают нам ответ и на вопрос, почему Лукерья не боится смерти, а радуется встрече с ней? (Твердо знает, что смерти нет).

    Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.

    Образ главной героини представляется нам воплощением духовной красоты, смирения, покорности обстоятельствам, кротости, заботы о других, души тонкой, чуткой и деликатной.

    Учитель: Как сделанные нами выводы связаны с эпиграфами к теме урока и к рассказу, с названием произведения? (Главная героиня рассказа является, по мнению автора, носительницей коренных национальных черт русского народа. Более того, это женщина-подвижница, святая, по мнению автора).

    Таким образом, в конце рассказа происходит совмещение точек зрения, позиций реального автора, автора- повествователя и нас, читателей.

    Ответ на проблемный вопрос урока: Как мы ответим на проблемный вопрос урока на основе проведенного акцентного анализа литературного произведения «Снимает ли христианская вера в жизнь в Небесном Царстве вопрос о тяжести телесных страданий здесь, на Земле»? (Нет, не снимает. Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к небесному пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.).

    Демонстрация репродукции картины Ф.А. Бруни «Моление о чаше» (см. Рисунок 1).

    1. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных карт обратной связи», которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

    6. Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что показалось мне наиболее интересным в рассказе И.С. Тургенева «Живые мощи».

    Приложения к разработке урока по литературе

    Акцентный анализ рассказа И.С. Тургенева

    «Живые мощи» из цикла «Записки охотника».

    Приложение 1. Словарь к теме

    • Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения, муки ради достижения высокой цели.
    • Мощи – останки святых,обладающие, согласно церковному учению, способностью творить чудеса и выступающие объектом религиозного поклонения у православных и католиков.
    • Нетленный – вечный, неисчезающий, не превращающийся в тлен, прах.
    • Святые–покровители простых смертных, их заступники и «молитвенники»
    • Грех – нарушение установлений Бога, Его заповедей.
    • Видение – картина, увиденная в воображении, внутренним взором, или возникшая в мыслях.

    Икона (изображение, образ – в православии и католицизме изображение Бога, святого (святых). являющееся предметом религиозного поклонения.

    Акцентный анализ художественного текста – обращение в ходе анализа только к одной из проблем, которую поднимает автор в произведении

    Оксюморон – один из худ. тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.

    Прием ретроспекции – при линейном развитии сюжета обращение автора (экскурс в прошлое) к прошлому героя.

    Прием мотивировки – жизнеподобное (правдоподобное) объяснение поведения героя, тех или иных его поступков.

    Аллегория – конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль

    1. Приложение 2. «Индивидуальная карта обратной связи»
    2. Содержание
    3. Самооценка
    4. Оценка учителя
    5. Работал хорошо, материал урока
    6. понял тоже хорошо
    7. Работал хорошо, но некоторые вопросы остались непонятыми
    8. Работал неудовлетворительно, почти ничего не понял
    9. Условные знаки: — «хорошо»; — «удовлетворительно»;

    — «неудовлетворительно».

    Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-literaturi-na-temu-akcentniy-analiz-rasskaza-is-turgeneva-zhivie-moschi-klass-obscheobrazovateln-620316.html

    Ссылка на основную публикацию