Хованщина — краткое содержание оперы мусоргского

15 мая (ст. ст.) 1682 года стрельцы в Москве подняли бунт, получивший историческое название «Хованщина». Этому и другим событиям, связанным со стрелецким войском, посвящен открытый Российским военно-историческим обществом Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты».

Недовольство

Служилых людей, составлявших постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием, в Русском государстве XVI–XVIII веков называли стрельцами. Само войско было основано в середине – конце XVI века и формировалось из представителей свободного посадского и сельского люда.

Московские стрельцы несли службу по охране Кремля, караульную службу, а также участвовали в военных действиях.

Но в начале 1682 года среди 14-тысячного войска московских стрельцов стало зреть недовольство, поскольку командование все больше злоупотребляло властью, а денежное жалованье снизилось и задерживалось.

Хованщина - краткое содержание оперы Мусоргского

Кризис власти

27 апреля (7 мая) 1682 года скончался царь Федор Алексеевич. Сложившаяся ситуация привела к столкновению в борьбе за власть родственников первой и второй жен царя Алексея Михайловича – Милославских и Нарышкиных. Наследовать престол должен был следующий по старшинству сын царя Алексея от первого его брака – 16-летний Иоанн.

Однако Нарышкиным удалось провозгласить царем 10-летнего Петра. Кризис правительственной власти обострился.

Милославские воспользовались общим недовольством московских стрельцов (которые после смерти Федора III по-разному своевольничали) и пустили слух об убийстве царевича Иоанна, выдав стрельцам список «бояр-изменников», которому стрельцы поверили.

Хованщина - краткое содержание оперы Мусоргского

Восстание

15 мая 1682 года вооруженные стрельцы во главе с князем И. А. Хованским пришли к царскому дворцу в Кремле. Их почти удалось успокоить, представив Иоанна и Петра живыми и здоровыми, но в дело вмешался фактический глава Стрелецкого приказа князь М. Ю. Долгоруков, сторонник Нарышкиных.

Он стал ругать стрельцов, грозить расправами, за что на месте был убит. Следующие три дня стрельцы творили бессудные расправы над «боярами-изменниками» и стрелецкими командирами. Правительство утратило дееспособность.

По требованию стрельцов Земский собор утвердил первенство царя Иоанна при соправлении царя Петра и регентстве царевны Софьи (вместо царицы Натальи Нарышкиной).

Однако фактический контроль над Москвой у стрельцов сохранялся до середины августа, поскольку, с одной стороны, князь Хованский желал большей власти и для этого во всем потакал стрельцам, с другой – старообрядцы, до этого гонимые, почувствовали слабость правительства и начали вести пропаганду старых обрядов среди московских стрельцов.

В сложившейся обстановке царевна Софья сумела организовать начало сбора дворянского ополчения. Выступить против дворянского войска Хованский не решился, был схвачен царским отрядом и казнен. «Обезглавленные» московские стрельцы запросили у Софьи прощения. В результате восстания соправителем Петра I стал его старший брат Иоанн, но фактической правительницей при братьях была их сестра, царевна Софья Алексеевна.

Хованщина - краткое содержание оперы Мусоргского

Пожалуйста, оцените материал:

Просмотры: 8193

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-khovanshchina

Опера Мусоргского «Хованщина»

Хованщина - краткое содержание оперы Мусоргского

Народная музыкальная драма в пяти действиях; либретто Мусоргского.
Первая постановка: Петербург, 9 (21) февраля 1886 года.

Действующие лица:

князь Иван Хованский (бас), князь Андрей Хованский (тенор), князь Василий Голицын (тенор), боярин Шакловитый (баритон), старец Досифей (бас), Марфа (меццо- сопрано), подьячий (тенор), Эмма (сопрано), Варсонофьев (бас), Кузька (баритон), первый, второй и третий стрельцы (два баса и тенор), Стрешнев (тенор), Сусанна (сопрано), стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ, беглые московские люди, сторонники Хованских.

Действие происходит в 1682 году.

Действие первое

Москва. Красная площадь на рассвете. Слышится утренний благовест. У каменного столба спит стрелец Кузька, вокруг него товарищи.

Входит боярин Шакловитый и диктует подьячему анонимный донос, адресованный царям Ивану и Петру (оба они — в малолетнем возрасте и находятся под опекой сестры, царевны Софьи): князь Иван Хованский, глава стрельцов, разжигает мятеж и задумал при помощи раскольников посадить на трон своего сына Андрея.

Народ и стрельцы приветствуют Ивана Хованского («Белому лебедю путь просторен»). Князь обращается к народу: его долг — защищать малолетних царей от мятежных бояр. На сцене появляется Эмма, девушка из немецкой слободы, преследуемая Андреем (дуэт «Пустите, пустите, оставьте меня!»).

На помощь Эмме приходит Марфа, она упрекает князя за то, что он покинул ее, тот пытается ударить ее ножом, но она в свою очередь тоже заносит нож (терцет «Так, так, княже!»). Но не такой смертью Должен он умереть, пророчествует Марфа. Андрей презрительно называет ее бесноватой.

Иван Хованский, пораженный красотой Эммы, приказывает отвести девушку в свои палаты. Но Андрей готов лучше убить ее, чем уступить отцу. Досифей, глава раскольников, вовремя останавливает Андрея. Он призывает православных бороться за истинную веру (с хором «Боже, отжени»).

Действие второе

Кабинет князя Голицына. Поздний вечер. Голицын читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога. Входит Марфа под видом гадалки. Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета («Силы потайные»). Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский.

Князья спорят о политике, обвиняя друг друга (дуэт «А мы без докладу, князь: вот как»). Досифей прерывает их спор (терцет «Князья, смири ваш гнев»). В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь. Князья поражены, что войска царя находятся так близко.

Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать».

Действие третье

Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Марфа вспоминает свою несчастную любовь и предсказывает, что она и Андрей умрут вместе, в пламени («Исходила младешенька»), Досифей утешает ее (дуэт «Ах ты, моя касатка»).

Шакловитый оплакивает участь Руси («Спит стрелецкое гнездо»). Из слободы доносится шум драки. Внезапно вбегает подьячий: войска Петра побивают стрельцов. Кузька предлагает звать на помощь Ивана Хованского («Батя, батя, выйди к нам»).

Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора.

Действие четвертое

Палаты Ивана Хованского. Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями («Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка»). Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности. Князь возмущен.

Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору. Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь («Плывет, плывет лебедушка»).

Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей.

В Москве князя Голицына отправляют в ссылку. Досифей узнает от Марфы царский приговор: искоренить раскольников. Настало время мученичества. Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца («Видно, ты не чуял, княже»).

Хованский не верит ее словам и трубит в рог, созывая стрельцов. Но те шествуют на казнь. На площади в последнюю минуту боярин Стрешнев объявляет царский указ о помиловании. Марфа уводит Андрея в безопасное место.

Действие пятое

Сосновый бор. Скит. Лунная ночь. Досифей молится о братии («Здесь, на этом месте святом»). Мир победил, говорит он, и им остается сгореть в огне во имя святой веры. Раскольники идут в скит.

Доносятся звуки войсковых труб. Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его.

Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

ХОВАНЩИНА — народная музыкальная драма М. Мусоргского в 5 д. (6 к.), либретто композитора. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г.; Киев, Городской театр, силами антрепризы И. Сетова, 26 октября 1892 г.; Московская русская частная опера (Шаляпин — Досифей), 12 ноября 1897 г.

Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г., но умер, оставив незавершенными II д. и финал и инструментовав лишь немногие фрагменты. Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене.

События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть.

Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи.

Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла. Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой.

Как и в «Борисе Годунове», народу в «Хованщине» принадлежит огромная роль в развитии действия. Его драма находит выражение в хоровых сценах. То буйно-удалые, то полные неизбывной скорби хоры стрельцов и пришлых людей передают богатство народной духовной жизни.

Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного, самовластного Хованского; величественного, мудрого Досифея; порывистой, страстной, готовой на подвиг раскольницы Марфы; лукавого «европейца» Голицына; трусливого подьячего и др.

По рельефности характеристик и силе воздействия создание Мусоргского стоит вровень с «Утром стрелецкой казни» и «Боярыней Морозовой» Сурикова, с романами Толстого и Достоевского.

С большим трудом опера попала в театр: к цензурным трудностям, связанным с изображением реальных политических конфликтов, массовых движений, присоединилась дополнительная — невозможность изображения на сцене религиозных распрей.

Несмотря на все попытки Римского-Корсакова добиться включения «Хованщины» в репертуар Мариинского театра, она была отвергнута, а поставленная любителями, подверглась по требованию цензуры урезкам и переделкам, которые призваны были смягчить основной конфликт. Досифей, бывший князь Мышецкий, превратился в старца Василия Кореня, который выступает как враг всяких реформ и новшеств.

Были устранены наиболее взрывчатые эпизоды. Но и в таком виде «Хованщина» долго не могла попасть на профессиональную сцену. Отдельные постановки в частных антрепризах (Киев, 1892; Петербург, 1893) не изменили положения. На нее продолжали смотреть подозрительно, а театры опасались ее несценичности. Спектаклем, доказавшим гениальность оперы, была постановка 1897 г. с участием Шаляпина.

И только благодаря ему в 1911 г. «Хованщина» появилась на сцене Мариинского театра — в его режиссуре, под управлением А. Коутса (Шаляпин — Досифей, И. Ершов — Голицын, П. Андреев — Шакловитый, В. Шаронов — Хованский, Е. Збруева — Марфа). Спектакль стал поворотным в судьбе оперы. Партия Досифея принадлежит к числу крупнейших созданий Шаляпина.

В его интерпретации она выдвинулась на первое место. 17 декабря 1912 г. «Хованщина» была впервые представлена в московском Большом театре; партии Досифея и Марфы исполняли Ф. Шаляпин и Е. Збруева. В 1913 г. опера была исполнена в Париже, в Театре Елисейских Полей, в редакции Ф. Стравинского и М. Равеля (дирижер Э. Купер, режиссер А. Санин).

Вслед за этим началась всемирная слава этой народной драмы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира. Последовала череда постановок: в Барселоне (1923), Франкфурте-на-Майне (1924), Милане (1926), Дрездене (1927), Нью-Йорке (1931), Берлине (1958), Лондоне, Белграде и др.

«Хованщина» — одна из основ русского классического репертуара. Наиболее значительные спектакли: Москва, 1950 г., под управлением Н. Голованова; Ленинград, 1952 г., под управлением Б. Хайкина. Среди крупнейших исполнителей — Григорий и Александр Пироговы, М. Рейзен, А. Огнивцев, И. Петров, Н.

Читайте также:  Доклад про сову болотную (сообщение)

Обухова, С. Преображенская, М. Максакова, В. Давыдова, И. Архипова, Б. Штоколов, Е. Образцова, Е. Нестеренко. Новую редакцию партитуры осуществил Д. Шостакович (1959), она была положена в основу спектакля Театра им. Кирова в Ленинграде (премьера — 25 ноября 1960 г.).

За рубежом лучшим исполнителем партии Досифея был югославский певец М. Чангалович. Среди спектаклей последних лет: 1989 г. — Вена (под управлением К. Аббадо), (1994 г. — Гамбург (режиссер Г. Купфер), 1996 г. — Москва, Большой театр (дирижер М. Ростропович, режиссер Б. Покровский), 2002 г.

— там же (дирижер А. Ведерников, режиссер Ю. Александров).

В 1959 г. опера была экранизирована (режиссер В. Строева).

А. Гозенпуд

Источник: https://www.classic-music.ru/hovan.html

Хованщина

3 часа 30 минут (один антракт) ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СТАРШЕ 12 ЛЕТ Мировая премьера: 21 февраля 1886 года Музыкально-драматический кружок в Зале Кононова, Санкт-Петербург 

Премьера постановки: 18 февраля 2015 года

Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Оркестровка Дмитрия Шостаковича

Завершение оперы Владимира Кобекина Нотный материал предоставлен издательством «DSCH» Проект осуществлен при поддержке компании «ВР»

«А что, если Мусорянин да грянет по Руси-матушке! Ковырять чернозем не впервые стать, да ковырять не по удобренному, а в сырье хочется, не познакомиться с народом, а побрататься жаждется: страшно, а хорошо! Что тогда? Не ведомо мне, что ли, на что отзвук дать? Не чую, где сила кроется, где правда глаза застилает, да, пожалуй, и ноздри: чихнешь с досады! Черноземная сила проявится, когда до самого днища ковырнешь. Ковырнуть чернозем можно орудием состава ему постороннего. И ковырнули же в конце XVII-го Русь-матушку таким орудием, что и не распознала сразу, чем ковыряют, и, как чернозем, раздалась и дыхать стала. Вот и восприняла сердечная разных действительно и тайно статских советников, и не дали ей многострадальной опомниться и подумать: «куда прет?» Сказнили неведущих и смятенных: сила! А приказная изба все живет и сыск тот же, что и за приказом; только время не то: действительно и тайно статские мешают чернозему дыхать. Прошедшее в настоящем – вот моя задача. «Ушли вперед!» – врешь, там же! Бумага, книга ушла – мы там же. Пока народ не может проверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось, – там же!» М.П. Мусоргский Из письма к В.В. Стасову Июнь 1872 годa

Награды Хованщина - краткое содержание оперы Мусоргского Спектакль — лауреат Премии «Золотая Маска» 2016 года  в номинации «лучший спектакль в опере» СПЕКТАКЛЬ УДОСТОЕН ПРЕМИИ МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ЗА 2016 ГОД

  • ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • Утро после стрелецкого мятежа
  • Москва затихла после стрелецкого бунта, во время которого было пролито немало крови. 
  • Донос
  • Шакловитый диктует подьячему донос, в котором называет зачинщиками смуты отца и сына Хованских.
  • Списки на столбе

Подьячий читает пришлым людям выбитые на столбе имена убитых и сосланных в результате мятежа. «Большой идет!»

Появляется князь Иван Хованский, командующий стрельцами. Он ведет свои отряды в обход по Москве. Андрей и Эмма

Сын Ивана Хованского Андрей преследует приглянувшуюся ему жительницу Немецкой слободы Эмму. Девушку защищает Марфа – бывшая возлюбленная Андрея Хованского.

«Почто беснуетесь?.. «Возвращается Иван Хованский. Увидев красавицу-немку, он велит стрельцам отвести ее к себе. Андрей не хочет уступить девушку отцу. Готовую начаться схватку останавливает предводитель раскольников Досифей. Он призывает забыть распри и объединиться перед лицом надвигающейся беды.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ Гадание

Марфа, приглашенная к князю Голицыну, предсказывает всесильному фавориту царевны Софьи скорую опалу и ссылку. Напуганный Голицын отдает приказ утопить Марфу на Болоте. Заговор князей

К Голицыну приходит князь Иван Хованский. Следом появляется Досифей, в мирском прошлом князь Мышецкий. Каждый из князей претендует на власть, и они не в силах договориться о совместных действиях. Вернувшаяся Марфа рассказывает, что ее спасли петровские солдаты. Шакловитый приносит пугающую новость: юный царь Петр получил донос на Хованских.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

«Страшная пытка любовь моя…»

Раскольница Сусанна упрекает Марфу в том, что она уступает греховному искушению. Марфу защищает Досифей. «Спит стрелецкое гнездо…»

Пришедший в Стрелецкую слободу Шакловитый мечтает о сильной руке, которая спасет Русь от врагов. «Батя, батя, выди к нам…»

Просыпаются стрельцы. Подьячий приносит им весть о том, что войска Петра уже невдалеке.

Стрельцы зовут Ивана Хованского, чтобы выслушать его приказ. Но Хованский отказывается вести стрельцов на бой и приказывает разойтись по домам.

ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ Расправа

На душе у Ивана Хованского неспокойно, хотя он чувствует себя в безопасности в собственном доме. Хованский отмахивается от предостережения, которое передает ему клеврет князя Голицына, и падает жертвой подосланных Шакловитым убийц. Опального князя Голицына увозят в ссылку. Стрельцов, уже положивших головы на плахи, милует царь Петр.

ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ

Скит

Досифей призывает раскольников к мученической смерти. Собравшись вместе, они совершают самосожжение.

Источник: https://stanmus.ru/performance/98

«Хованщина»: досье. Действующие лица, организаторы и исполнители

Хованщина - краткое содержание оперы МусоргскогоВ. Суриков, «Утро стрелецкой казни», 1881 год

“О, вы не знаете этих старых дев, староверок! Прочитайте-ка Достоевского!”
А. П. Чехов, “Шведская спичка”

  • Часть 1
  • В прошлый раз я написал, что «Хованщина» — опера, содержание которой трудно пересказать, и даже обещал скромное вознаграждение тому, кто исхитрится это сделать.
  • Сам же я пытаться не буду и, рассказывая о музыке этой оперы, не стану придерживаться традиционного хронологического порядка событий, а лучше сосредоточусь на лицах, которые в ней действуют и взаимодействуют.
  • Для музыкальных иллюстраций я буду использовать фрагменты из записи, сделанной под управлением замечательного дирижёра Бориса Эммануиловича Хайкина.

Борис Эммануилович отличался феноменальной памятью и прямо-таки шерлокхолмсовской наблюдательностью, он нередко поражал своих знакомых перечислением мельчайших подробностей и обстоятельств, на которые никто, кроме него, и внимания не обратил. Трактовки Хайкина тоже всегда отличались перфекционистским вниманием к деталям, идеальной выверенностью и отточенностью.

Иногда их упрекают в излишней рассудочности, но «Хованщине» с её и без того бьющими через край страстями благородная сдержанность дирижёра идёт только на пользу.

Опера записана в 1974 г. в редакции Римского-Корсакова. И запись эта обладает массой достоинств.

Итак, о фигурантах уголовного дела, называемого оперой «Хованщина».

Стрельцы

Орки. Гоблины. Бандерлоги. Иначе говоря, «силовики». Под предлогом «наведения порядка» терроризируют всю Москву. Прекрасная иллюстрация того, как государство, опирающееся на силовые структуры, попадает в рабскую от них зависимость, из которой может вырваться только с помощью других, «ещё более силовых», структур.

Опера начинается изображением будней стрельцов. Один из них, Кузька, дрыхнет на своём посту, сквозь дремоту напевая одуряющую своей бессмысленностью быдлопесню «Подойду, подойду под Ивангород», а другие в это время обсуждают вчерашний рабочий день: кому «грудь раздвоили каменьем вострым», а кого «по членам разобрали».

Характер дикий. Многие женаты.

Князь Иван Хованский

Он же «большой», он же «батька», он же «батя». Начальник стрельцов. Слуга царю, отец солдатам — вечный типаж российского руководителя. Стрельцы без него — ничто, так же как и он без них. Имея в единовластном подчинении такую могучую силу, вздумал совершить государственный переворот: захватить власть в стране, номинально посадив царём своего сына Андрея.

Сноб, жлоб, самодур, популист. У князя Ивана два лейтмотива. Вот, послушайте-ка первый и главный:

Прислушайтесь повнимательнее, прокрутите ещё разок. Любое проведение мелодии неизбежно заканчивается одними и теми же тремя аккордами, уверенными и глупыми, как удары молотком. Непрошибаемый, дубинноголовый образ. Этот лейтмотив будет сопровождать князя на протяжении всей оперы. Под эту же мелодию стрельцов будут вести на казнь — так Мусоргский показывает нам, из-за кого они гибнут.

Второй лейтмотив Ивана Хованского можно услышать в оркестре во время первого же обращения князя к народу:

Классика жанра. Немножко отеческой фамильярности, пара слов о врагах России, которых надо «мочить», потом убеждение в «нашей» правоте — иными словами, индульгенция за все зверства и безобразия — и «электорат» твой.

Особая примета: к месту и не к месту вставляет присказку-паразит «спаси бог». Эти «спаси бог» — такой же экзамен для оперного артиста, как и знаменитые «тае — не тае» у толстовского Акима — для актёра драматического.

Характер вздорный. Не женат.

Ивана Хованского здесь поёт величайший бас второй половины XX в. Алексей Филиппович Кривченя. Если верить рассказам очевидцев, то аудио- и даже видеозаписи Кривчени, сколь бы хороши они ни были, передают лишь малую крупицу его невероятного сценического обаяния, его мощнейшей актёрской заразительности.

В партии Ивана Хованского (за которую сам Шаляпин, много и с удовольствием певший Досифея, опасался браться), Кривченя не знал себе равных. Пел её с одинаковым блеском в обеих редакциях: Римского-Корсакова и Шостаковича.

Даже после выхода на пенсию его регулярно приглашали исполнять эту роль как в Большом, так и на лучших мировых сценах. Записался в этой партии дважды: в 1950 г. (дирижёр В. В. Небольсин) и в 1974 г. — в год своей смерти. И хотя в первой из этих записей голоса у певца, естественно, «побольше», я всё же предпочитаю вторую.

Немирович-Данченко говорил, что режиссёр должен умереть в актёре. Здесь процесс «умирания» зашёл ещё глубже: актёр буквально умер в персонаже. Нет места ни для критики, ни даже для восхищения, ибо нет никакого Кривчени. Перед нами старик Хованский собственной персоной.

Марфа

Один из самых поэтичных женских образов мировой оперы. Раскольница, влюблённая, как кошка, в князя Андрея Хованского, который соблазнил её и, судя по многочисленным эротическим намёкам, доставил массу чувственных наслаждений, после чего бросил.

Происхождение Марфы неизвестно, но, судя по всему, это женщина знатная и, по тогдашним временам, образованная. Правая рука главы раскольников Досифея. Не чужда оккультизму.

Характер страстный. Не замужем.

Для любой певицы меццо-сопрано спеть Марфу — это и честь, и огромное испытание. Партия одна из самых сложных. Требует невероятной выносливости, «бесконечного» дыхания, одинаково свободного владения голосом во всех регистрах, а в придачу ещё и бурного темперамента. В общем, партия для самых-самых. Только самые-самые и берутся за неё, как правило.

Так, в этой записи Марфу поёт Ирина Архипова. Песня Марфы-раскольницы из третьего действия в её исполнении выложена в моей статье “Ангелы и демоны”, начало которой посвящено памяти великой певицы. Многие считают архиповское исполнение Марфы эталонным. Я бы тоже считал его эталонным, но считаю просто очень хорошим, потому что слышал принципиально иную трактовку Елены Образцовой.

К сожалению, мне никогда не встречалась запись с Образцовой на CD, только на виниле, иначе я непременно выложил бы отрывки оттуда, предоставляя читателям решать самим, какое из этих превосходных исполнений им более по душе.

Князь Василий Голицын

Фаворит царевны Софьи. Один из влиятельнейших людей в государстве. Противник как «русской старины», так и петровских реформ. Старается ориентироваться на Европу, однако ни в чём, кроме болтовни, это не выражается. Труслив, суеверен, мнителен. Тоже типичный представитель российской власти. Похож на министра из стихотворения А. К. Толстого «Сон Попова».

Характер слабый. Не женат.

В этой небольшой, но эффектной партии блистали лучшие советские тенора — от Никандра Ханаева до Зураба Соткилавы. В данной записи мы имеем идеального Голицына — Алексея Масленникова, чья взвинченность и нервозность пронизывают весь второй акт оперы, создавая атмосферу иррациональной тревоги.

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина поэт и толпа 9, 10 класс

Досифей

В миру князь Мышецкий. Глава раскольников. В опере — образ собирательный, созданный Мусоргским на основе изучения старообрядческой литературы. В личных бумагах композитор иногда называет этого персонажа Аввакумом.

Характер одержимый. Не женат.

Фигура трагическая, выписана с большой симпатией. На сцене изображается обычно этаким благообразным старцем, что не вполне верно, ибо начисто лишает образ комизма, который у Мусоргского тоже присутствует.

Самого лучшего, нетрафаретного, Досифея мне довелось увидеть в великолепном спектакле Большого театра, поставленном в 1995 г. Борисом Покровским по редакции Шостаковича. Пел замечательный бас Вячеслав Почапский, и его Досифей был необыкновенно убедителен: юркий, с мелкими, суетливыми движениями, насквозь поражённый вирусом религиозного фанатизма.

В предлагаемых вашему вниманию отрывках партию Досифея поёт Александр Огнивцев — один из лучших советских исполнителей этой партии. Огнивцев был внешне похож на Шаляпина и даже играл в связи с этим его роль в каком-то фильме, но, судя по воспоминаниям, сам был артистом несколько иного рода: скорее певцом, чем поющим актёром.

Его мощный, громогласный бас тоже мало походил по тембру на лёгкий и подвижный шаляпинский голос. Тем не менее, для этой партии (одной из коронных в репертуаре Шаляпина) Огнивцев нашёл свои, иные краски и даже, будучи ещё совсем молодым, успел получить за создание образа Досифея Сталинскую премию.

Боярин Шакловитый

Самый непонятный персонаж «Хованщины». Интриган и провокатор. В реальной истории помог царевне Софье подавить стрельцов в 1682 г. Но в опере, где, пусть и за сценой, уже вовсю действует молодой Пётр, роль Шакловитого и мотивация его поступков становятся туманными.

Характер загадочный. Не женат.

Шакловитый — единственный персонаж «Хованщины», удостоенный настоящей, полноценной арии. Эта ария заставляет многих задаваться вопросом: почему Мусоргский вложил такое проникновенное высказывание, полное любви к родине, в уста циничного политикана.

В советском фильме-опере «Хованщина» арию у Шакловитого вообще отобрали, передали безымянному «человеку из народа». На самом же деле никакой загадки здесь нет. Вот, послушайте внимательно арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо»:

Ария красивейшая, но не стоит идеализировать того, кто её поёт. Такой набор клише можно было бы вложить в уста практически любого россиянина. Недаром мелодия арии напоминает застольную народную песню, немного заунывную.

Посетовать на «злую долю» Руси, приплести врагов, внешних и внутренних, которые, по обыкновению, не дремлют, потом пожаловаться на тяжёлую отечественную историю (как будто история других стран — сплошной диснейленд), потом помолиться — куда ж без этого? — и попросить об «избраннике, той бы спас, вознёс злосчастную Русь страдалицу», о «сильной руке», в общем.

Для полной аутентичности следовало бы запить всё это рюмкой «Путинки» и плюхнуться мордой в салат. В том, что эту арию поёт именно Шакловитый, нет ну ничего невероятного. Подобные высказывания ещё никому не мешали писать доносы и убивать из-за угла. Даже напротив.

Виктор Нечипайло, которого вы только что слышали, на мой взгляд, верно почувствовал характер этой арии: исполняет её без какой-либо аффектации, однообразно, именно как народную песню, а не как что-то глубоко личное и наболевшее.

Сусанна

Старая раскольница. Святоша. Ханжа. Характер склочный. Не замужем.

Сцену с Сусанной предлагаю послушать. Во-первых, эта сцена сама по себе очень яркая. Во-вторых, Сусанну поёт замечательная певица Татьяна Тугаринова.

Артистка с такой чудесной русской фамилией, действительно, специализировалась на русском репертуаре, была незаменимой Ярославной и Февронией, а также, что несколько менее известно, умной и тонкой камерной певицей. В третьих, Архипова с Огнивцевым здесь тоже необычайно хороши:

Песня, которую Марфа пела у порога своего возлюбленного, показалась Сусанне фривольной, и та стала к ней придираться.

Марфа не осталсь в долгу и описаниями своих любовных восторгов (красивейшее ариозо «Если б ты понять могла») довела несчастную старуху до исступления.

Сусанна грозит судом и расправой, но появившийся Досифей прогоняет её. «Дщерь Велиала, изыди!» — восклицает он, и Сусанна убегает. Я бы тоже от такого убежал.

Подъячий

Он же «Строчило». «Маленький человек», пытающийся как-то выжить в этом страшном мире. Промышляет написанием доносов для неграмотного населения. Трусоват, себе на уме. Искренне ненавидит стрельцов, и потому помогает Шакловитому в борьбе против них.

Характер робкий. Не женат.

Князь Андрей Хованский

Сын Ивана Хованского. Папенькин сынок. Заложник политических амбиций своего отца. Сам политикой интересуется мало. Безответно влюблён в немецкую девушку Эмму.

Характер мягкий, но буйный. Не женат.

Эмма

Девушка из Немецкой слободы. Предполагают, что образ Мусоргским не дописан. Появляется только в одной сцене, но является навязчивой идеей Андрея на протяжении всей оперы.

Характер… трудно сказать. Нордический, наверное. Не замужем, но помолвлена.

Начало сцены с Эммой я предлагаю послушать. Оно интересно тем, что здесь автор нас знакомит одновременно с тремя персонажами: Эммой, Андреем и Марфой, которых выводит на сцену всем «треугольником». Молодой Хованский преследует Эмму, а за ним тенью крадётся Марфа.

Марфа встаёт между Андреем и Эммой, Андрей пытается её зарезать, но не тут-то было, она выхватывает из-под рясы нож и мастерски отражает удар.

Страсти-мордасти, в общем.

Итак, с «ингредиентами» оперы «Хованщина» я вас вкратце познакомил. В следующий раз мы на примере нескольких наиболее показательных отрывков посмотрим, что же за «варево» получилось у Мусоргского.

Продолжение. Часть 3

Антон Гопко, “Информационный бум”

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/articles/anton-gopko-khovanshina-2/

«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского

Либретто М.П. Мусоргского

Оркестровое вступление воссоздает в музыкальных красках рассвет на Москве-реке.

1 действие

Рассвет над Москвой. Восходящее солнце освещает Красную площадь, собор Василия Блаженного, Кремль и далекий вид на Замоскворечье конца 17 века.
Проходит стрелецкий дозор, обсуждающий «подвиги» стрельцов в схватках с неугодными им боярами. Появляется подьячий – «строчило». К нему подходит начальник сыскного приказа Шакловитый.

Под его диктовку подьячий пишет донос на князя Ивана Хованского и его сына Андрея: «замутить хотят на государстве» — захватить московский престол. Бросив подьячему кошелек с деньгами, Шакловитый берет донос и быстро уходит.
Собирается народ.

Стрельцы восторженно приветствуют появление своего начальника, «бати» — князя Ивана Хованского, полновластного хозяина Москвы. Окруженный стрельцами, Хованский отправляется на объезд города.
На площадь прибегает Эмма, девушка из Немецкой слободы, спасающаяся от преследований молодого князя – Андрея Хованского.

Андрей догоняет ее, обнимает, требует полюбить его. Эмма плачет, рвется из его объятий. Это видит раскольница Марфа, любовница князя Андрея. Она упрекает князя в измене и настаивает, чтобы он отпустил Эмму.
Возвращается князь Иван Хованский со стрельцами.

Ему приглянулась Эмма, он приказывает стрельцам схватить «лютерку» и отвести ее к нему, за «караул». Андрей выхватывает нож, чтобы убить Эмму, не отдать ее живой в руки отца и стрельцов. Рассерженный Иван Хованский хватается за саблю. Их останавливает Досифей, глава раскольников.

«Не время бесноваться! – восклицает он: — Братья, други, время за веру стать православную». Ей грозит гибель от царя Петра и его приверженцев. «Грядем на брань великую», — говорит Досифей и просит Хованского и стрельцов помочь раскольникам отстоять старую веру.

Досифей молится о победе над «антихристом». Под тяжелые, мрачные звуки колокола Досифей и раскольники медленно уходят на церковный собор.

2 действие
1 картина

Кабинет приближенного царевны Софьи князя Василия Голицына. Голицын читает любовное письмо, полученное им от государыни. Голицыну льстит любовь Софьи, но он боится связать свою судьбу с судьбой царевны. Как знать – кто победит в борьбе: Софья или Петр?
Приближенный князя Варсонофьев докладывает, что к Голицыну пришла «колдовка».

Входит Марфа. Над чашей с водой гадает она князю – предсказывает ему судьбу. Голицын с тревогой спрашивает: «Что сказалось?» — «Тебе угрожает опала и заточение в дальнем краю», — говорит Марфа. «Сгинь!» — восклицает Голицын и, когда Марфа уходит, велит Варсонофьеву догнать ее и утопить, «чтобы сплетни не вышло».

В кабинет входит приглашенный на тайное свидание князь Иван Хованский. Он обвиняет Голицына в неуважении к боярской чести, в унижении боярского достоинства. Голицын возражает, он лишь борется с боярской строптивостью. Спор становится все горячее. Князья готовы уже подраться, но входит третий участник совещания – Досифей – и останавливает их.

Досифей предлагает князьям, не мешкая, обсудить неотложный вопрос: как сохранить старую Русь от нововведений царя Петра, как уберечь старую веру и боярские права.
Разгорается спор, но князья не могут договориться: их интересует только, кто из них будет главенствовать. А мимо окон с пением проходят раскольники.

Досифей, указывая на них, говорит: «Вы, бояре, только на словах горазды, а вот кто делает…»
Вбегает Марфа и бросается в ноги Голицыну, рассказывая, как ее чуть не задушил его холоп; спасли ее «петровцы», солдаты царя Петра. «Петровцы?» — в страхе восклицают заговорщики. В дверях появляется Шакловитый.

Он сообщает, что поступил донос на князей Хованских, которые «на царство покусились», что царь Петр назвал заговор «Хованщиной» и велел сыскать его зачинщиков.
Хованский бросается к Шакловитому с поднятыми кулаками, но, встретив его решительный взгляд, отступает. Он поворачивается к Голицыну, ища поддержки у него, но, не найдя, опускается в кресло.

В это время мимо окон проходит отряд петровских войск. Заговорщики со страхом смотрят на эту нарождающуюся, но уже грозную для них силу.

В оркестре мощно звучит тема «Рассвета на Москве-реке».

2 картина

Стрелецкая слобода. Терем князя Хованского. На скамье у дома сидит Марфа. Грустно вспоминает она о своей любви, о счастливом прошлом с князем Андреем. Сейчас лишь одно представляется ей утешением: вместе с изменившим ей Андреем сгореть на раскольничьем костре. Входит Досифей. Ему поверяет Марфа свое отчаяние. «Гореть?..

Не время, не время, голубка», — отвечает старец, уводя Марфу от дома Хованских.
В мрачном раздумье проходит слободой Шакловитый. Он тверд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси: сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит претерпеть!..
Пьяной ватагой вваливается толпа стрельцов.

Вслед за ними вбегают стрельчихи, затевают брань с мужьями, но тщетно стараются развести их по домам.
Приходит подьячий. Притворяясь перепуганным, а в душе злорадствуя, он рассказывает стрельцам, что петровцы идут на них в наступление. Вызвав общее замешательство, подьячий скрывается.

Стрельцы взволнованы, они зовут из терема своего батю Ивана Хованского и требуют, чтобы он повел их в бой на Петра и его войско. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Он советует стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы.

В горе и страхе стрельцы и стрельчихи взывают к богу.

3 действие
1 картина

Князь Иван Хованский в своих хоромах. Сенные девушки стараются развлечь его песнями. Вбегает гонец от князя Голицына и передает Хованскому совет – поберечься. Хованский взбешен: кто посмеет тронуть его в родовой вотчине? Он велит схватить гонца и выпороть на конюшне.

Хованского гнетет тоска. Чтобы развлечься, князь требует к себе танцовщиц-персидок.
Приход Шакловитого прерывает пляску персидок. Шакловитый передает Хованскому приглашение царевны Софьи явиться на великий совет.

Хованский, польщенный приглашением, велит подать себе лучшие одежды и княжеский посох.

Под величальную песню сенных девушек князь идет к выходу. Но в дверях один из слуг Шакловитого бросается на него и убивает ударом ножа. Девушки в ужасе разбегаются. Шакловитый издевательски повторяет над телом Хованского слова величальной песни: «Белому лебедю слава».

Читайте также:  Доклад на тему спорт сообщение

2 картина

Красная площадь. Сегодня здесь царь Петр чинит расправу над стрельцами – над «хованщиной». Провозят в ссылку опального князя Голицына. Следствие установило его преступную связь с Хованским.
Задумчиво смотрит ему вслед Досифей. Появляется Марфа. На вопрос Досифея, что «решил совет великий против нас?», она говорит с грустью: «Не скрою, отче, горе грозит нам.

Велено петровцам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаления сгубить…» — «Приспело время, — отвечает Досифей, — в огне и пламени принять венец славы вечной».
Вбегает разгневанный Андрей Хованский. Он считает Марфу предательницей: чтобы отомстить ему за измену, она донесла на него и его отца.

Напрасно Марфа говорит, что она невинна, а их дело погибло, и Иван Хованский злодейски убит в своей вотчине. Князь Андрей грозит ей позвать стрельцов и схватить Марфу как колдовку. «Зови», — с усмешкой говорит Марфа. «Что ж, позову!» — восклицает Хованский и трубит в рог. Но вместо стрельцов из Кремля появляются петровские солдаты, ведущие стрельцов на казнь.

В ужасе Хованский бросается к Марфе, умоляет где-нибудь спрятать его.

Слабо теплятся в руках приговоренных стрельцов свечи, горько причитают их жены. Но в это время под звуки торжественного марша появляется гонец Петра и сообщает, что царь помиловал стрельцов.

«Играйте, трубы! – восклицает он. – Царь Петр в Кремль московский шествие чинить изволит!».

На площади появляется молодой царь Петр со своими приближенными, радостно встречаемый народом и благодарными стрельцами.

4 действие

Раскольничий скит в подмосковном сосновом бору. Здесь скрываются раскольники, бежавшие от преследования петровцев. Расколоучитель Досифей фанатической проповедью увлек за собой людей. Среди них Марфа, Андрей Хованский.
Сам Досифей полон глубокого раздумья.

Он убедился в тщетности всех своих замыслов отстоять в государстве старый жизненный уклад и старую веру. Он надеется, что гибель в огне спасет души всех раскольников, но все же его тревожат сомнения в их стойкости. Собрав всех беглецов, он призывает их постоять за веру, погибнуть, но не сдаться.

Раскольники расходятся. Перед часовней остается одна Марфа. Она готова к смерти, лишь в ней видит она утешение. К ней подходит Андрей Хованский. Полный страха, он ищет защиты у Марфы. Марфа утешает его, напоминая об их былой любви.
Слышатся трубы – то приближаются петровские войска.

Раскольники, предводительствуемые Досифеем, собираются в скит и поджигают себя.

Через лес, озаренные огнем пожарища, непреодолимой лавиной движутся петровские войска.

Источник: https://diafon.ru/hovanshina-soderzhanie/

Краткое содержание: Модест Петрович Мусоргский. Хованщина

ХОВАНЩИНА

Народная музыкальная драма в пяти актах (шести
картинах)

Либретто М. П. Мусоргского

Действующие лица:

  • Князь Иван Хованский, начальник стрельцов
  • Князь Андрей Хованский, его сын
  • Князь Василий Голицын
  • Досифей, глава раскольников
  • Боярин Шакловитый
  • Марфа, раскольница
  • Сусанна, старая раскольница
  • Подъячий
  • Эмма, девушка из немецкой слободы
  • Пастор
  • Варсонофьев, приближенный Голицына
  • Кузька, стрелец
  • 1-й стрелец
  • 2-й стрелец
  • 3-й стрелец
  • Стрешнев, боярин
  1. бас
  2. тенор
  3. тенор
  4. бас
  5. баритон
  6. меццо‑сопрано
  7. сопрано
  8. тенор
  9. сопрано
  10. баритон
  11. бас
  12. баритон
  13. бас
  14. бас
  15. тенор
  16. тенор
  • Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские
    рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ.
  • Место действия: Москва.
  • Время действия: 1682 год.
  • СЮЖЕТ

Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый —
ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов
князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси
старый порядок.

У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней
победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с
неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего
предводителя — Ивана Хованского.

Тут же и сын князя Андрей, который преследует
своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту
встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает
возвратившийся Иван Хованский.

Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов
скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит
Досифей, глава раскольников.

Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны
Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим.
Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын
в смятении.

Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить
гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники
Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и
боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей.

Он
призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает
взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном
спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра.

Но
еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре,
заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.

Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает
Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные
стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть
перепуганный подъячий.

Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы,
приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они
просят Хованского вести полки в бой.

Но, страшась Петра, князь призывает
стрельцов покориться и разойтись по домам.

Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в
своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает
гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с
приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать
себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник
Шакловитого поражает его кинжалом.

Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь
Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить
раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский.

Он не
верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк.
Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и
в страхе просит Марфу спасти его.

Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но
в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о
помиловании.

Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве
скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за
их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с
призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться.

Раскольники готовы
предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются
солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией
гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с
любимым.



Источник: https://vsekratko.ru/opera/081.html

Хованщина

Действие первое Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый – ставленник царевны Софьи – диктует подьячему донос Петру I на начальника стрельцов князя Ивана Хованского, задумавшего посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок.

Тем временем дозорные стрельцы похваляются недавней расправой над ненавистными боярами. В память об этих кровавых событиях на площади поставлен столб, где высечены имена казненных. У столба останавливаются пришлые люди. Они заставляют подьячего прочесть им надписи.

В горестное раздумье повергает их мысль о смуте, о стрелецком самовластье.

Под приветственные крики стрельцов появляется князь Иван Хованский. За ним – его сын Андрей Хованский, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. Посулами и угрозами пытается он добиться любви Эммы.

На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу.

Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.

Действие второе Кабинет князя Василия Голицына – фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим.

Пастор немецкой слободы приходит к нему с жалобой на самоуправство Хованских, но князь не желает слушать его. Через потайную дверь в покои князя проникает Марфа. Явившаяся под видом гадалки, Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении.

Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку, но Марфа успевает скрыться.

В доме Голицына собираются противники Петра I. Беседа Голицына и Хованского – скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси.

Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от солдат молодого царя Петра. С тревогой слышат заговорщики это имя.

Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел «сыскать».

Действие третье К дому Хованских в Замоскворечье пришла Марфа. Тяжело переживает она измену князя Андрея. Досифей, утешая, уводит ее с собой.

Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подьячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские войска. Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.

Действие четвертое Картина перваяСлуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности.

Хованский вспыхивает гневом – кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды.

Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого ударяет его кинжалом.

Картина втораяРасправа ожидает и других заговорщиков: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский.

Он не верит Марфе, сообщившей ему об убийстве его отца, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк.

Однако, увидев стрельцов, которых ведут на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его.

Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но посланный Петром боярин Стрешнев в последний момент объявляет указ о помиловании.

Действие пятое Поляна в глухом лесу. Ночь. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников.

Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя.

Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/khovansh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]