Анализ стихотворения толстого благовест 7 класс

Тип урока: урок изучения нового
материала, анализ лирического произведения.

Обучающая: привлечь внимание
учащихся к образной структуре стихотворения, к
многозначности ключевых слов текста, к
ритмической, звуковой организации стиха;

Развивающая: способствовать
развитию творческих способностей учащихся,
умению понимать и анализировать поэтический
текст;

Воспитательная: воспитывать
чувство любви к своему Отечеству, чуткость к
красоте и выразительности родной речи.

Ход урока

В 40-е годы 19го века А.К.Толстой
написал много прекрасных стихотворений,
посвященных Родине. Лирика его пронизана тоской
по прекрасному и бесконечному, что разлито во
всей природе («И ничего в природе нет, что бы
любовью не дышало…”, «В стране лучей, незримой
нашим взорам…”, «Звонче жаворонка пенье…”).

Родные места (имение Пустынька и Красный Рог)
давали богатый материал для его стихотворений.
Лесной зверек, перелетная птица становятся
героями его стихов. Любовью ко всему живому,
восхищением красотой окружающего мира дышат
поэтические строки А.К.Толстого. Сегодня мы
обратимся к одному из стихотворений этого цикла
– стихотворению «Благовест”.

Благо – это добро,
благая весть – хорошая, добрая, радостная весть.
Благую весть принес лирическому герою колокол.

  1. Слышали вы звучание колокола?

  2. Где и когда вы его слышали?

  3. Какие ассоциации вызывает у вас слово «колокол”?

Колокол как ударный инструмент
известен с глубокой древности. Ему приписывают
магические свойства, способность отгонять злых
духов, болезни и бедствия.

В христианстве он
возвещает о начале богослужения, сопровождает
крестный ход, является неотъемлемой частью
церковных обрядов.

Таким образом, колокол своего
рода посредник между небом и землей, он зовет нас
от земного к небесному и сам становится символом
небесного.

Учитель:

Давайте сейчас послушаем звучание
колокола. Вы услышите Большую звонницу
Успенского кафедрального собора города Ростова.
Звон носит название «Акимовский” и относится к
праздничным звонам.

Учитель: Какие чувства вызвал у вас
колокольный звон?

Понравился ли он вам?

  1. Какие картины вам представлялись при чтении стихотворения?
  2. Как можно было бы озаглавить каждую часть стихотворения?
  3. Какие чувства пробуждает колокольный звон в душе лирического героя?
  4. Как они изменяются от первой строфы к последней?

Давайте посмотрим, какими же синтаксическими,
морфологическими, фонетическими
средствами
пользуется автор, чтобы раскрыть душу
лирического героя, рассказать о его переживаниях
и радостях.

VIII. Наблюдения учащихся

1 группа учащихся:

Какими фонетическими средствами
пользуется автор?

– Что такое ассонанс и аллитерация?

В I строфе какие звуки преобладают?

Аллитерация звуков: [р], [л], [гл], [кл] –
«дубравы”, «блестит”, «пятиглавый”,
«колоколами” – передает звучание колокола.

Во II строфе – [зв] – «звон”,
«призывный” – звон.

Ассонансное повторение звуков [у], [ы] –
«призывный”-«уныло”, «гудит”-«дивно” –
вносит в ощущения заунывность.

В III строфе ассонансный повтор звука [о]
– «зовет”, «он”, «неодолимо”, «родимый” и
звука [и] – «тоскливый”, «родимый”,
«неодолимый” также вызывает особое настроение
тоски.

То же самое в IV строфе – [о] – тоска
(ассонанс), в V строфе – велика роль повторов [у],
[а], [л] – «каюсь”, «плачу”, «отрекаюсь”,
”дела”, «злого”. В VI, VII строфах звучание [р]
нарастает — «страна”, «странствуя”,
«пространство”. Почему? Звук [р] раскатистый,
бодрящий, активный.

В VII строфе слово «радость”
рифмуется со словом «благостный”, усиливая
значение этого слова, делая на нем особый акцент.

2 группа учащихся:

Какими средствами морфологии воспользовался
автор, чтобы показать пробуждение новых чувств в
душе героя?

– Найдите и выпишите существительные +
прилагательные:

(Звон призывный, край родимый,
благодатный, забытый, тоскою непонятной, мечтою
чудесной, звон благостный и др.)

– Какую роль играют прилагательные?

(Делают картину яркой, эмоциональной,
использование каких частей речи передают
движение чувств и состояний героя? (глаголов и
наречий). Что они обозначают?)

Анализ стихотворения Толстого Благовест 7 класс

Какими синтаксическими конструкциями
пользуется автор?

В I строфе – простое повествовательное
предложение, т.к. содержит информацию о храме с 5
колоколами. Знак в конце предложения – точка.

II строфа – это восторг, восхищение
гулом колоколов. Это повествовательное,
восклицательное предложение с восклицательным
знаком в конце.

III – VI строфы – одно бессоюзное
сложное предложение, распространенное. Внутри
четырех (!) строф нет ни одной точки (остановки).

Почему? Это предложение повествует о чувствах,
переживаниях лирического героя: о тоске, радости,
о полете его мечты. Этот поток настроения, смена
его происходит безостановочно, переходит одно в
другое.

Предложение заканчивается многоточием,
означающим недоговоренность, недосказанность.

Выводы.

– Колокольный звон оказывается
созвучным с душой лирического героя, побуждает
его к активным действиям: герой кается в своих
грехах, молится, дает обет никогда не делать в
жизни зла, жить во имя добра.

– Душа героя приподнимается над
обыденностью, рутинностью бытия и несет его,
словно на крыльях, через огромные пространства
на Родину, в край благодатный («Благо” – добро).

– Для того, чтобы передать все эти
прекрасные чувства лирического героя, автор
мастерски использует фонетические,
морфологические, синтаксические средства.

Внимательному и вдумчивому читателю
открывается прекрасный и волшебный мир Поэзии.

Сегодня на уроке мы учились постигать
секреты мастерства поэта, чтобы глубже понимать
смысл его стихов.

Стихи А.К.Толстого обращены к нам,
читателям, призывая быть добрее, милосерднее,
внимательнее к окружающим тебя людям.

Домашнее задание.

Самостоятельно проанализируйте
стихотворение А.К. Толстого «Замолкнул гром,
шуметь гроза устала…”

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/konspekt_uroka_literatury_quot_analiz_stikhotvorenie_a_k_tolstogo_quot_blagovest_quot_quot/6-1-0-3323

«Благовест» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – тема, эпитеты, рифма, средства выразительности — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Стихотворение “Благовест” отражает чувства поэта, который вспоминает детство и думает о Родине. Краткий анализ “Благовест” по плану, использованный на уроке литературы в 5 классе, поможет школьникам лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Благовест.
  • История создания – стихотворение написано Толстым в 1840 году, когда поэт вернулся в Россию после долгой дипломатической службы.
  • Тема – благовест (колокольный перезвон) и чувства, которые он рождает в душе православного человека.

Композиция – стихотворение Толстого состоит из двух частей.

Первая описывает храм и то, как звенят колокола, а втора рассказывает о переживаниях лирического героя в связи с этим.

  1. Жанр – лирическое стихотворение с религиозно–философскими элементами.
  2. Стихотворный размер – двухстопный ямб, напоминающий колокольный звон.
  3. Эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные”.
  4. Олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

История создания

Алексей Толстой много лет посвятил дипломатической службе, по долгу которой часто выезжал за границу. И вот в 1840 году, возвращаясь после особенно длительного отсутствия, он написал стихотворение “Благовест”.

История создания этого произведения тесно связана с глубокой религиозностью автора, который считал православие “генетической” религией русского человека. Его возвращение на Родину тесно связано именно с образом православного храма. При этом и сам образ, и особенно колокольный звон вызывают у человека желание поплакать и покаяться, таким образом очистившись от злых мыслей и грехов.

Напечатано стихотворение было много позже, чем написано – только в 1856 году. Представил его на суд читателей журнал “Русский вестник”.

Тема

Основной темой произведения являются чувства, которые православный человек испытывает, услышав перезвон колоколов. При этом и храм, и колокольный звон имеют явно символическое значение: они воспринимаются не столько разумом, сколько сердцем. И пятиглавые церкви, и родные сердцу звуки – все это связано у поэта с образом России, какой он всегда хранил в своей душе.

Толстой был очень верующим человеком и считал православную религию естественной для русского человека. По его мнению, именно она позволяет ему всегда помнить о Родине в любой стране, куда бы не забросила его судьба. А благовест как бы возвращает его домой.

Композиция

Этот стих состоит их двух частей. Первые две строфы – описание православного храма, вероятно, идущие из детских лет, которые Алексей Толстой провел на Черниговщине. Вторая часть – описание тех чувств, которые лирический герой испытывает, заслышав родные звуки благовеста. Он думает о том, как колокольный звон позволяет ему забыть обо всем злом и прикоснуться сердцем к небесной чистоте.

Читайте также:  Жизнь и творчество михаила булгакова

Структурно стихотворение вообще построено интересно, поскольку первая его часть не только представляет собой два законченных предложения, но и заканчивается восклицанием.

Вторая же – это одно развернутое предложение, то есть чувства лирического героя Толстой описывает как бы на одном дыхании – они возникают в его сердце с первым ударом колокола и он успевает ощутить целую их гамму до того, как прозвучит последний.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором явно присутствуют религиозные мотивы. Поздние исследователи причисляли его скорее к религиозной лирике.

Написано произведение двустопным ямбом, причем выбор этот не случаен: именно этот размер больше всего напоминает перезвон колоколов.

Использованная поэтом перекрестная рифма также играет художественную роль, приближая стихотворение к ритмике колокольного звона.

Средства выразительности

Для того, чтобы сделать основную мысль стихотворения более ясной, Толстой использует простые, но яркие средства выразительности, такие как эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные” – и олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

С их помощью он показывает, что Родину невозможно представить без православных храмов.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38361-blagovest-analiz-stihotvoreniia-tolstogo-po-plany-kratko-tema-epitety-rifma-sredstva-vyrazitelnosti.html

Анализ стихотворения "Благовест" Алексея Толстого

  • РОДИНЕ
  • Они глумятся над тобою,
  • Они, о родина, корят
  • Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

  1. Так сын, спокойный и нахальный, стыдится матери своей —
  2. Усталой, робкой и печальной
  3. Средь городских его друзей,
  4. Глядит с улыбкой состраданья
  5. На ту, кто сотни верст брела
  6. И для него, ко дню свиданья,
  7. Последний грошик берегла.
БЛАГОВЕСТ.    Среди дубравы  Блестит крестами  Храм пятиглавый  С колоколами.    Их звон призывный  Через могилы  Гудит так дивно  И так уныло!    К себе он тянет  Неодолимо,  Зовет и манит  Он в край родимый,    В край благодатный,  Забытый мною,-  И, непонятной  Томим тоскою,    Молюсь, и каюсь я,  И плачу снова,  И отрекаюсь я  От дела злого;    Далеко странствуя  Мечтой чудесною,  Через пространства я  Лечу небесные,    И сердце радостно  Дрожит и тает,  Пока звон благостный Не замирает…
  • ПИХОД ВЕСНЫ
  • Зелень нивы, рощи лепет,
  • В небе жаворонка трепет,
  • Теплый дождь, сверканье вод,-
  • Вас назвавши, что прибавить?
  • Чем иным тебя прославить,
  • Жизнь души, весны приход?
КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ! Край ты мой, родимый край!         Конский бег на воле,  В небе крик орлиных стай,         Волчий голос в поле!    Гой ты, родина моя!         Гой ты, бор дремучий!  Свист полночный соловья,        Ветер, степь да тучи!
  1. Замолкнул гром, шуметь гроза устала,
  2.    Светлеют  небеса,
  3. Меж черных туч приветно засияла
  4.    Лазури полоса;
  5. Еще дрожат цветы, полны водою
  6.    И пылью  золотой, —
  7. О, не топчи их с новою враждою
  8.    Презрительной  пятой!

Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями.                                А.К. Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения “Благовест”.

Идея: религиозное чувство.

                                                                                                                                                                     Тема: сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них — этот отклик, как и положено, у каждого свой, он  и неповторим.   В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест — это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок значения важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Темой стихотворения можно назвать религиозное чувство.

Главные образные картины: Благостный звон колокола пробуждает в авторе особые чувства: тоску, радость на сердце. Он зовёт, манит.                                                                                                                    Стихотворение состоит из ямбических метров. Двустопный ямб.

Рифма: перекрёстная. Слова рифмуются с помощью предпоследнего слога (женской рифмой).                    Деление стихотворения на части: стихотворение состоит из   семи строф.

Художественные особенности: двустопный ямб, в тексте много глаголов и деепричастий. Два ударения в стихе словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.

Язык: в 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение.

Произведение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты: край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный; и олицетворения: звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает; и метафоры: звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные. В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.

Чувства: лирический герой этого произведения, слушая звон колоколов, забывается, мечтает, звон церковных колоколов зовёт, пленит его. Он вспоминает родимый край.

При звоне колоколов возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость.  А.К.

Толстому колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой — общение с Богом и очищение души.

Значение: когда мы читаем это стихотворение, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.

      Для анализа я выбрала стихотворение «Благовест» Алексея Константиновича Толстого.   Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями.

   Стихотворение было написано 
в 40-ых годах девятнадцатого века. Автору приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения.

   Сначала идёт описание колокольного 
звона, затем состояния лирического 
героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению.

Чувства 
лирического героя нарастают 
к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в 
себя родные звуки, и душа откликается 
на них — этот отклик, как 
и положено, у каждого свой, он  неповторим.

  Благостный звон колокола пробуждает в герое различные чувства: тоску, радость на сердце, чувство очищения, причастности к высокому и святому, он вспоминает родимый край. В душе воцаряется покой, тихая радость.  Лирическому герою этого произведения колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой — общение с Богом и очищение души.

В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест — это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Исходя из этого, идеей стихотворения можно назвать религиозное чувство.

   Стихотворение состоит из семи строф. «Благовест» написан ямбом, причём не часто встречающимся размером ямба – двустопным. Рифма в стихотворении перекрёстная, а слова рифмуются с помощью предпоследнего слога, так называемой «женской рифмой».

Художественной особенностью этого произведения можно назвать наличие большого числа глаголов и деепричастий.

Это стихотворение очень важно читать с соблюдением всех знаков препинания, и что самое главное – с интонацией: два ударения в произведении словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.

    В 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение.

Стихотворение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты (край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный), и олицетворения (звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает), и метафоры (звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные). В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.

   Мне понравилось это стихотворение из-за его лёгкости, из-за того как оно передаёт состояние души человека.  Когда мы читаем его, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_09/analiz-stihotvoreniya-blagovest-alekseya-tolstogo/451352.2982364.page1.html

Анализ стихотворения А.К.Толстого "Благовест" (6-9 класс)

Урок литературы 6 — 9 класс. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1466 имени Надежды Рушевой Бимаева Ирина Александровна. Анализ стихотворения А.К.Толстого «Благовест».

Цель: через работу с лирическим текстом, морфологическими средствами выразительности речи (существительными, прилагательными, глаголами…), синтаксическими средствами выра- зительности речи выйти на загадки мастерства А.К.Толстого; углубить знания учащихся о звукописи (роли ассонанса в мелодике стихотворения); развивать умения анализа лирического текста, интерес к поэзии.

Читайте также:  Образ и характеристика андрея болконского в романе война и мир толстого

На изучение творчества Алексея Константиновича Толстого, одного из замечательнейших поэтов ХIХ века, лирику которого отличает тонкий психологизм и глубина повествования, в школе отводится недостаточное количество часов.

Поэтому данный урок можно провес-ти за счет урока русского языка, как урок развития речи — урок анализа текста художест-венного произведения. Стихотворения поэта ребятам нравятся, волнуют и завораживают. Анализ лирического текста поможет им разобраться, в чем заключается притягательность поэзии А.К.

Толстого, познакомиться с его произведениями поближе, вдуматься в строки стихотворений, слова, их необыкновенное звучание, заглянуть в тайны «мастерской», понять, чем лирика поэта так трогает нас.

Для работы выбираем стихотворение «Благовест», входящее в перечень обязательных произведений по литературе.

Ход урока.

«Благовест» — непривычное, красивое слово, само по себе уже загадочное. Для уточнения лексического значения обращаемся к словарю, из которого узнаем, что «благовест(благая весть) — церковный звон одним большим колоколом», [1] представляет долгие, спокойные удары перед началом службы. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему звону»[2] .

Стихотворение никого не оставляет равнодушным, завораживает и зачаровывает. Чем внимательнее вчитываешься и вслушиваешься в него, тем больше открываешь для себя красоту образов и звуков. Действительно, звуков. Удивительно, но за словами «Благовес-та», образами, которые рождают эти слова, слышится настоящий колокольный звон. Сти-хотворение хочется читать медленно, протяжно, даже петь.

Ставим перед собой задачи: В чем заключается секрет автора? Как ему удалось сделать так, что слова передают звуки? А именно, звучание колокола, которое слышится при чтении?

«Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами…»

Понаблюдаем за предметным рядом стихотворения: дубрава — храм — колокола. Автор описывает свой особый мир, уединенный от забот и суеты. Толстой был человеком верующим. В сложные минуты жизни он обращался к Богу, ища у него поддержки.

Зеленая молодая дубрава, белый, высокий храм, видный отовсюду, блеск крестов на пяти его куполах. Такой видится первая строфа.

Лирический герой сразу же попадает в обстановку гармонии природы и умиротворения, чему способствуют данные существительные.

Во 2 строфе предметный ряд не такой торжественный и радостный: звон — могилы.

«Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло!»

Автор использует эпитеты: «призывный», «дивно», «уныло». «Дивно» и «уныло» — это контекстные антонимы: «дивно» – прекрасно, чудно. «Уныло» — печально, грустно.

Если первая строфа легкая, красивая, светлая, то здесь, во второй, появляется какое-то беспокойство, тревога. «Дивно» — хорошо, «уныло» — тоскливо, плохо.

Могилы напоминают о том, что человек не вечен. И звон, может быть, не совсем радост-ный, а в какой-то степени даже печальный. У автора «гудит уныло», но удивительно-«див-но». Прекрасная печаль, чудная грусть.

В первом стихе второй строфы находим инверсию: «звон призывный». Призывный — зову-щий. Зовущий в храм? Или выше?

«К себе он тянет Неодолимо, Зовет и манит Он в край родимый…»

В 3 строфе только одно существительное, здесь автору важны глаголы: «тянет», «зовет», «манит». Кажется, что они близки по значению (в какой-то степени их можно было бы на-звать синонимами), но это не совсем так.

Тянуть — влечь, привлекать. Звать — просить прийти. Манить — подзывать, делая какие-либо знаки.

Глаголы усиливают действие, достаточно настойчиво добиваясь принятия какого-то реше-ния, по всей вероятности, важного для лирического героя, возможно, еще не совсем готового к этому. Наречие «неодолимо», являющееся эпитетом, способствует этому.

Существительное, хотя и одно, выполняет важную задачу, связывая третью и четвертую строфу, повторяясь в ней: «Край родимый» — «край благодатный». А.К. Толстой использует инверсию, которая, останавливая наше внимание на прилагательных «родимый» и «благодатный», помогает почувствовать любовь автора к родным местам.

  • «Благодатный» — несущий, дающий благо, добро, счастье, исполненный божественной бла-годати. Слово «благодать» — церковное, им обозначаются Дары Духа Святого, значит, бла-годатный — исполненный воли и силы, полученных свыше…
  • В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру.
  • Кажется, что лирический герой находится в гармонии с собой, с окружающим миром, но это не так.
  • «В край благодатный, Забытый мною, — И, непонятной Томим тоскою…»

«Забытый мною» — инверсия, помогающая понять, почему на душе у автора нет спокойст-вия. Родной край им забыт или далеко от него, и поэт, кажется, испытывает от этого стра-дание.

  1. А может быть, храм является для автора родным домом, и только в нем он чувствует себя защищенным?
  2. Читаем пятую строфу:
  3. «Молюсь, и каюсь я, И плачу снова, И отрекаюсь я От дела злого».

Возможно, лирический герой нарушил какую-то заповедь, совершил грех, и это мучитель-но для него. Нас убеждает в этом целый ряд глаголов: «томим тоскою», «молюсь», «ка-юсь», «плачу», «отрекаюсь». А повтор местоимения «я» говорит о том, что грех осознан, выстрадан именно им.

От «дела злого» — еще одна инверсия. Мы видим раскаяние героя и облегчение его души от этого.

«Далеко странствуя Мечтой чудесною, Через пространства я Лечу небесные».

В шестой строфе автор рассказывает о том, что он, странствуя в мечтах, летит через прост-ранства. «Мечта чудесная», «пространства небесные» — инверсия. И существительные, и прилагательные создают ощущение простора, свободы, полета.

«И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает». Там, далеко, ли-рический герой счастлив. Там ему радостно и хорошо.

Вместе с ним и мы испытываем чувство умиротворения, душевного спокойствия и счас-тья.

«Сердце дрожит и тает», но радость лирического героя недолговечна, она длится всего несколько мгновений и заканчивается, когда перестает звонить колокол: «пока звон бла-гостный не замирает». Мечта не вечна. Реальность происходящего, заботы возвращают лирического героя в суетный мир. Там, в небе, все спокойно, понятно, благостно. Здесь, на земле, человек мечется, ошибается, страдает.

Кажется, что колокол способен изменить душу человека в лучшую сторону, заставляя задуматься над смыслом жизни, потому, что обладает, как считает православная церковь, особенной чудесной силой, очищающей душу человека от страданий и искушений.

Немного о колокольном звоне. Русский колокольный звон уникален: в основе его лежат ритм, темп и тембр. По мнению В.Н.Ильина: «Мелодия в собственном смысле слова отступает на задний план или же совершенно исчезает» [3]. Отсюда главное достоинство колокола — его благозвучие.

«Звонящей молитвой» называл русские колокола американец Эдвард Вильямс, покоренный звучанием колокола [4]. «Серебряные голоса колоколов не стареют с годами. К их голосу прислушивается народ, каждое их слово, открытое, громкое слышно всем, каждая их речь понятна людям.

Неизменная народная любовь сопровождает всю их жизнь» [5].

Стихотворение завораживает образами, красотой слов, звучанием. Этому способствует и размер, которым оно написано. Двухстопный ямб помогает автору воспроизвести, а нам почувствовать, звон колокола, зовущего в храм.

Неудивительно, что ритм стихотворения напоминает колокольный звон. А фонетика по-могает понять переживания автора и услышать колокол в чередовании и повторении зву-ков. А.К.

Толстой обладает «душевным слухом» и «душевным зрением»: он видит «неви-димые формы» и слышит «неслышимые звуки».

Подтверждение этому мы находим в его стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!»:

  • Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
  • Много чудесных в нем есть сочетаний и слова, и света,
  • Но передаст их лишь тот,
  • Кто умеет и видеть, и слышать.
  • Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
  • Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

Говорим о звукописи. «Звукопись — фонетическое речевое средство, придающее произве-дению особую художественную выразительность. В его основе лежит повторение различ-ных фонетических сочетаний.

Это прием усиления изобразительных свойств текста. Он помогает сделать текст более экспрессивным, создать слуховые образы.

Читайте также:  Корова - сообщение доклад

Например, может передать шум дождя, топот копыт, раскаты грома» [6], у Толстого – звучание колокола.

«Обычно в стихотворении повторяются несколько звуков. И чем их больше, чем яснее они слышатся, тем музыкальнее, красивее текст. У А.К. Толстого текст «звучит», «поет» коло-колами» [7]. Нужно только прислушаться и последовать совету поэта:

  1. Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
  2. И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
  3. Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
  4. Стройные слов сочетанья в ясном сплетутся значеньи…
  5. Последуем совету мастера, понаблюдаем за гласными, чтоб «созидая потом, мимолетное помнить виденье».
  6. Обратимся к гласным в «Благовесте»:

Общее количество гласных (147), звуки а и и заметно преобладают (61 — а, 43- и. Вместе 104). Именно они, долгие и протяжные, помогают, как нам кажется, воспроизвести коло-кольный звон.

Находим в словаре значение ассонанса: «…повторение гласного, стоящего под ударени-ем, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот прием используют с целью сделать произведение более легким для восприятия на слух. А его звучание — более мело-дичным» [8] .

Таким образом, мы воспринимаем звучание колокола и словами, и звуками, слышим его музыку. А «музыка, — по словам И. С. Тургенева, — это разум, воплощенный в прекрасных звуках». [9] Разум ее автора, творца, Алексея Константиновича Толстого.

На первый взгляд все просто, но за этой кажущейся нам простотой — целый мир сложных человеческих чувств, переживаемых лирическим героем, своеобразный монолог, разговор с самим собой, поиски истины и желание разобраться в волнующих тебя вопросах. И по-нимаешь, что за всем этим — сам Алексей Константинович Толстой, человек с большой душой, чутким сердцем, со своими радостями и печалями. Читаешь его стихи и радуешь-ся, вместе с ним постигаешь мир, веришь в добро и красоту.

Без сомнения, автор — настоящий художник, волшебник слова, видящий его, чувствую-щий, передающий свое понимание мира нам, читателям.

Список литературы.

[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.6-е, стереотипное. Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1964.

[2] Толковый словарь русского языка: В 4 т. Под ред. Проф. Д.Н. Ушакова.- М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2007.

[3] Ильин В. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Путь. — 1931. — № 26. — С. 114-118.

[4] http://www.decorbells.ru/bell_zvon.htm

[5] Статья о религии и культуре. Голос колокола в судьбе народа и в музыке отечествен-ных композиторов. Л. В. Чернова и М. Е. Сорокина. Екатеринбург, 2012 год.

[6] Музыкальный энциклопедический словарь. Под ред. Г.В.Келдыша. – М.: Советская энциклопедия, 1990.  

[7] http://fb.ru/article/240393/chto-takoe-zvukopis-primeryi-zvukopis-v-literature

[8] Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.

[9] Толстой А. К. Собрание сочинений в 4 т. М.: Правда, 1980. 

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-aktolstogo-blagovest-klass-3489501.html

Анализ стихотворения Толстого “Благовест”

У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами те ощущения, которые испытывает человек, слыша его, предпринимались неоднократно.

Однако самая удачная из них по праву принадлежит Алексею Толстому, который в 1840 году написал свое знаменитое стихотворение “Благовест”.

Детство будущего поэта, писателя и драматурга прошло в родовом поместье его

матери на Черниговщине, и набожная бабка постоянно водила Алексея Толстого в храм. Поэтому одни из самых ярких его воспоминаний этого периода связаны с церковной службой и колокольным звоном. Спустя несколько десятилетий, перебравшись жить в Санкт-Петербург, поэт подолгу любовался храмами северной российской столицы, которые вызывали у Толстого целую гамму чувств, подчас весьма сложных и противоречивых.

Именно им посвящено стихотворение “Благовест”, в котором автор отмечает, что звон колоколов “звучит так дивно и так уныло”.

Он навевает на поэта воспоминания о далеко не самом счастливом детстве, прошедшем без отца, который ушел из семьи практически сразу же после рождения сына.

Слыша колокольный звон, поэт признается, что “непонятной томим тоскою”, которая требует выхода в виде слез и покаяния, отречения “от дела злого”.

Толстому действительно есть в чем каяться, так как его безупречная репутация придворного камер-юнкера запятнана связью с замужней женщиной, Софьей Миллер.

Именно об этом судачит весь Санкт-Петербург, упрекая молодого графа в том, что он проигнорировал внимание к своей персоне со стороны первых красавиц, отдав предпочтение невзрачной женщине, обладающей лишь одним достоинством – блестящим интеллектом.

Но на фоне раскаяния в душе поэта зарождаются и более глубокие чувства, которые дат ему силы противостоять светским сплетням и интригам.

Алексей Толстой отмечает: “Мечтой чудесною через пространства я лечу небесные”. В этот момент его мысли заняты женщиной, которая принадлежит другому, однако отказаться от нее поэт не в силах. Поэтому его покаяние при звуках колокольного звона сменяется надеждой, от которой “сердце радостно дрожит и тает”.

Правда, это длится всего несколько мгновений, пока “звон благостный не замирает”, даря чувство умиротворения, счастья и душевного спокойствия.

(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Толстого “Благовест”« Конспект для 7 класса на тему “Действия с многочленами”Характеристика города Калинова и его жителей (по “Грозе” Островского) »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-tolstogo-blagovest/

Анализ стихотворения Толстого «Благовест» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Обладая очень восприимчивой натурой, Роберт Рождественский весьма болезненно реагировал на критику. Особенно, когда чувствовал, что ее источник следует искать в личной неприязни тех, кто пытается учить его жизни. Возможно, по этой причине поэт старался ограничить круг своего общения лишь с близкими людьми, с которыми мог быть предельно откровенным.

Подробнее…

Анализ стихотворения Орлова «Его зарыли в шар земной»

Тема Великой Отечественной войны – одна из основных в русской литературе второй половины XX века. Это была поистине народная война, победа в которой оплачена миллионами жизней.

В стихотворении одного из участников Великой Отечественной войны, командира танкового взвода, С. Орлова «Его зарыли в шар земной. » возвеличивается подвиг бе­зымянного солдата «без званий и наград». Автор тем самым подчеркивает, что каждый участник этой войны достоин благодарной памяти.

Подробнее…

Анализ стихотворения Маяковского “Товарищу Нетте, пароходу и человеку”

Владимир Маяковский не любил стихов-посвящений, считая, что людей нужно помнить и ценить, ока они живы. Тем не менее, летом 1926 года он все же поступился своими принципами и создал произведение под названием “Товарищу Нетте, пароходу и человеку”.

С дипломатическим курьером Теодором Нетте Маяковский был знаком лично и даже однажды ехал с ним в одном купе, полночи беседуя о политике и литературе.

Подробнее…

Анализ стихотворения Есенина “Стансы”

Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина “Стансы”. В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии.

Он пишет:  Стишок писнутъ,   Пожалуй, всякий может –  О девушке, о звездах, о луне…  Но его мысли устремлены совсем в иную сторону.

Есенин восхваляет сделанное руками человеческими: нефтяные вышки, фонари. Он горд, что пишет об этом. Сергей Есенин видит прямое назначение поэта.

Подробнее…

Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»

«Не верь себе» – стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях.

Главный мотив – конфликтные отношения стихотворца и общества. К произведению «Не верь себе» предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье.

В процитированных строках Лермонтов намеренно делает изменение.

Подробнее…

Анализ стихотворения Мандельштама “Tristia”

“Tristia” (“Я изучил науку расставания…”. Это одно из центральных стихотворений второго поэтического сборника О. Мандельштама, названного также “Tristia” (1916-1920), в котором желто-черные краски олицетворяют катастрофические изменения эпохи.

Поэт расстается со старым миром, прежними об­разами, усиливается трагизм современного существования. “Tristia” в переводе означает – “скорбные элегии”, “скорбные песнопения”, так называлась книга ссыльного древнеримского поэта Овидия, которую любил перечитывать Мандельштам.

Подробнее…

Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/6440-analiz-stikhotvoreniya-tolstogo-blagovest.html

Ссылка на основную публикацию