В Афинах 427 года до н.э. увидел свет мальчик, которого в знатной семье нарекли Аристоклом. Его отцом был Аристон — потомок известного императора, матерью — Периктиона, имевшая родство с именитым государственным деятелем Солоном.
Юность гения
Благодаря знатности рода мальчик получил великолепное образование. Отличался трудолюбием и прилежностью. В школе за могучую грудь его прозвали Платоном, что означало «широкий».
Юноша увлекался сочинительством стихотворений и драматических пьес. Вместе с другими молодыми людьми заслушивался лекциями софистов.
Судьбоносная встреча
В 408 г. до н.э. произошла встреча с человеком, который перевернул жизнь Платона. По преданию, к Сократу впервые привел юношу его отец. Великий философ поведал ему вещий сон о белом лебеде. По его словам, это была весть о новом талантливом ученике.
Платон, пребывая в эйфории от встречи, сжег свои поэтические опыты. Он решил стать философом. Восемь лет он не покидал своего учителя. И только после смерти мудреца в 399 году до н.э. молодой человек распрощался с Афинами и поселился на острове Мегаре.
Там он продолжал учиться.
Пребывание в Египте
Философ оставил Грецию в 396 г. до н.э., когда спартанцы окончательно разгромили афинские войска. Взор его был обращен на Египет, поражавший путешественников своими инженерными конструкциями и величественной архитектурой. Египетские жрецы считались теми, кто хранит древние знания. Многие философы Древней Греции постигали ее здесь. Три года прожил в Гелиополисе и Платон.
От жрецов он услышал легенду об Атлантиде, пробудившей в нем страсть к странствиям. В Палестине, Вавилоне, Персии, Индии получил новые впечатления и знания. После тринадцати лет путешествий мудрец возвратился в Египет, одержимый желанием получить высшее духовное посвящение. Пройдя довольно тяжкие испытания, сорокадевятилетний философ получил от жреца храма Высшее Эзотерическое Учение.
Жизнь в Европе
Приблизительно в 378 году до н.э. Платон познакомился с итальянским правителем и философом-пифагорейцем Архитом. Он и навел его на мысль об «идеальном государстве». Так было положено начало этой великой идеи мудреца.
В 366 г. до н.э. он предложил царю Сицилии Дионисию реализовать эту идею и перестроить государственную систему. Закончилось это плачевно. Разгневанный правитель продал его в рабство. И кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба мудреца, если бы не Анницерид, друг и соратник Платона, выкупивший философа из рабства.
Открытие «Академии» и последние годы жизни
В 361 году до н.э. мудрец отправился в Афины. Там он открыл ставшую знаменитой на весь мир школу философскую и нарек ее «Академия» по названию сада Академус. Демосфен, Ликург, Аристотель – вот самые знаменитые ученики Платона, постигавшие великую мудрость о справедливом правлении.
Последние четырнадцать лет философ вел спокойную размеренную жизнь, осмысливая свою философскую систему. Ушел в мир иной в 347 году до н.э., будучи восьмидесятилетним стариком.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:
Источник: https://www.doklad-na-temu.ru/lyudi/platon.htm
Платон – философия, кратко, самое главное
Среди величайших мыслителей всех времен и народов этот античный философ по праву должен занимать одно из наивысших мест на пьедестале почета. Его научные труды легли в основу философской системы взглядов, которую позднее назвали идеалистической.
Платон ввел в философию представление об абсолютной идее, существующей независимо от времени и пространства, и противопоставил ее недолговечным, постоянно меняющим форму конкретным фактам окружающей нас действительности. Именно он впервые в истории научной мысли предложил диалектический метод как инструмент познания.
Биография
Имя Платона, по мнению многих исследователей, скорее было прозвищем, означавшим «крупный», «большой», «широкий». Вероятно, этот представитель обедневших греческих аристократов отличался впечатляющим телосложением. Большая часть его работ выполнена в форме диалогов, участниками которых были другие известные философы того времени, а иногда и вымышленные персонажи.
История жизни Платона была довольно бурной. Трагической тенью легла смерть его учителя, философа Сократа. Странствия в поисках идеального места для воплощения политических, философских и этических идей на практике приводили его в Египет, на Сицилию.
Неизменно он возвращался в родные Афины, в окрестности которых им была основана первая Академия – место, где происходило обучение молодых людей и осуществлялись научные дискуссии между их зрелыми наставниками.
Учение о душе
В соответствии с философией Платона, разум человека должен отторгнуть субъективные ощущения, чтобы вникнуть в суть предметов, которая присуща им изначально.
Любые объекты изучения, по мнению Платона, должны иметь начальную степень близости или родства и некоторую степень борьбы и противопоставления. Задача философа состоит в определении пропорционального соотношения между единством и противоположностью.
Перу Платона принадлежит мысль о том, что благо или совершенство является высшей целью любой деятельности, и прежде всего познания истины.
Платон противопоставлял телу, которое подвержено разложению и гибели, бессмертную человеческую душу. Признавая за личностью право на ошибки, ведущие к страданиям, он утверждал, что душа не погибнет даже от сильного зла, а может лишь претерпеть пагубные изменения.
В соответствии с логикой Платона, все смертное должно рано или поздно умереть, а бессмертное – сохраняться в вечности. Поэтому сам факт продолжения жизни на Земле свидетельствует в пользу бессмертия души.
Другое доказательство, свидетельствующее о бессмертии души по Платону – наличие общих для всех людей понятий: красота, справедливость и др. Философ полагал, что эти идеалы существуют вне времени и понятны каждому человеку с момента его рождения.
Теория познания и диалектика
Всё, что в мире можно изучить, Платон предлагал разделить на два рода объектов: познаваемые с помощью чувств и постигаемые логикой.
Чувства и ощущения помогают ориентироваться в вещественном, материальном мире, а рассудок и разум служат для постижения идей. Частности и подробности принадлежат чувственному миру, глобальное и общее подлежит логическому анализу.
Многие философы, вплоть до наших дней, провозглашали себя сторонниками и даже основоположниками диалектического метода в философии.
- Однако именно Платон впервые предложил этот универсальный способ всестороннего рассмотрения любой проблемы: рассмотреть аргументы и контраргументы, выяснить слабые места оппонентов в свободной дискуссии.
- Платоновское представление о дуализме всего, что существует, предполагало баланс между спорными точками зрения в целях нахождения компромисса.
Политика и этика
Политические взгляды Платона определялись его философией. Он размышлял о наилучшей модели государственного устройства для общества Древней Греции, но признавал ее неосуществимой в силу противоречий между идеалом и реальными требованиями жизни.
Для каждой группы людей, по Платону, изначально присущи добродетели в силу выбранной ими профессии: производство материальных благ (земледельцы, ремесленники), война с захватчиками (воины), регулирование взаимоотношений (мудрые законодатели). Идеальный баланс между этими классами гарантирует стабильность и процветание государства.
Проблемы этики и взаимоотношений между людьми для Платона – неотъемлемая часть философии. Нравственность и следование моральному долгу он провозглашал как идеалы, присущие природе человека.
Этот философ призывал к очищению от зла, от излишнего внимания к материальным ценностям, к освобождению от всего телесного и духовному возрождению. Беспорядок и хаос, связанные с материальной стороной бытия, он противопоставлял вечным и истинным законам мироздания.
Источник: https://finhelps.ru/platon-filosofiya-kratko-samoe-glavnoe/
Платон — краткая биография
Платон — выдающийся древнегреческий философ-идеалист; его учение представляет собой первую классическую форму объективного идеализма. Сегодня нельзя с точностью утверждать, когда он появился на свет, большинство исследователей называют даты 428 и 427 гг. до н. э.
Его родиной были Афины или Эгин; Платон был потомком семьи аристократов, которые принимали непосредственное участие в политической жизни полиса. Его образование было типичным для знати того времени.
Одним из первых наставников Платона был Кратил, софист, близкий по взглядам к Гераклиту.
Примерно в 408 г. до н. э. произошло знаменательное событие, определившее всю дальнейшую биографию Платона и его мировоззрение, — знакомство с Сократом.
Под его влиянием Платон перестал мечтать о карьере политика, и, как гласят предания, предал огню написанную им тетралогию в честь ближайших праздников.
Сократ стал для Платона наставником и «поселился» во всех его произведениях, которые в большинстве своем были написаны в виде диалога между персонажами, главным образом, историческими.
После того как в 399 г. Сократ умер, Платон в компании нескольких друзей уехал в Мегару, где принимал участие в Коринфской войне. Известно, что в 387 г. до н. э. он побывал в Южной Италии и Сицилии, общался с представителями школы Пифагора. Именно ради этой встречи и была совершена данная поездка. Были в его биографии посещение Кирины и Египта.
В 387 г. до н. э. состоялось возвращение Платона в Афины, где он становится основателем собственной школы — Платоновской Академии (по имени героя мифологии Академуса). В этот период жизни он несколько раз приезжал в Сиракузы (на Сицилию), где активно участвовал в местной политической жизни.
Так, там состоялось его знакомство с Дионом, который был приближенным Дионисия I старшего, правителя Сиракуз. Во второй раз на Сицилию Платон прибыл в 367 г. до н. э., после смерти правителя.
Его целью было повлиять на Дионисия-младшего, чтобы тот стал «иллюстрацией» его идеи идеального государства, которым бы управлял справедливый мудрый царь, «философ на троне». Будучи сначала принятым весьма гостеприимно, Платон вскоре оказался изгнанником. Последнее путешествие на Сицилию было предпринято в 361 г. до н. э. по просьбе того же Диона и пифагорейцев.
Однако увещевания философа не были услышаны, а его самого стали насильно удерживать на острове, и только помощь влиятельных лиц помогла благополучно вернуться на родину. Там он управлял своей школой вплоть до смерти в 347 или 348 г до н. э.
Считается, что все сочинения Платона дошли до наших дней — в виде издания, заслуга создания которого принадлежит пифагорейцу Трасиллу Александрийскому.
Оно состоит из 36 сочинений, которые, в свою очередь, поделены на 9 тетралогий, отражающих эволюционный путь философии. Его сочинения, знаменитые платоновские диалоги, принято разделять на 4 группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние.
Высшей идеей своего учения Платон видел идею блага. Им разрабатывалась диалектика, была намечена разветвленная схема главных ступеней человеческого бытия.
Широко известен, в частности, труд «Государство», где философ делится своим пониманием идеального социального устройства, представляющего собой иерархию правителя и мудрецов, чиновников и воинов и третьего сословия — ремесленников и крестьян.
Платоновские сочинения имеют немало литературных достоинств, в частности, четкую композицию, блестящий стиль, интересное, порой неожиданное содержание. У них нашлось немало подражателей, платоновские диалоги стали считаться образцом своего жанра и во многом повлияли на литературу и философию Европы.
Источник: https://www.wisdoms.one/biografiya_platon.html
Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)
Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон («широкоплечий») – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа.
Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии.
Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет.
Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.
Основные философские труды Платона
«Апология Сократа», «Менон», «Пир», «Федр», «Парменид», «Государство», «Законы».
Философия Платона
Основным вопросом досократовской философии была разработка натурфилософии, проблема поиска первоначала, попытка объяснить происхождение и существование мира.
Предшествующие философы понимали природу и космос как мир вещей видимых и чувственно воспринимаемых, но так и не смогли объяснить мир с помощью причин, в основе которых лежат только «стихии» или их свойства (вода, воздух, огонь, земля, горячее, холодное, разряжение и т.п.).
Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.
С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).
Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.
Теория идей
Мир идей Платона
Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями», или «эйдосами».
Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущность вещей.
Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».
Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного.
В диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка.
Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание».
Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос.
Можно сказать, что идея – сверхчувственная причина, образец, цель и прообраз всех вещей, источник их реальности в этом мире. Платон пишет: «…идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении им».
Таким образом, можно выделить основные признаки идей:
- вечность
- неизменность
- объективность
- безотносительность
- независимость от чувств
- независимость от условий пространства и времени
Структура идеального мира
Платон понимает мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи отличаются друг от друга степенью общности. Идеи нижнего яруса – в него входят идеи естественных, природных вещей, идеи физических явлений, идеи математических формул – подчинены более высоким идеям.
Высшими и более ценными идеями являются те, которые призваны объяснить человеческое бытие – идеи прекрасного, истины, справедливости. На вершине иерархии находится идея Блага, которая является условием всех остальных идей и необусловлена никакой другой; это цель, к которой стремятся все вещи и все живые существа.
Таким образом, идея Блага (в других источниках Платон её называет «Единым») свидетельствует о единстве мира и его целесообразности.
Мир идей и мир вещей
Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей.
Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия.
Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.
Каждая вещь, будучи причастна к миру идей, есть подобие идеи с её вечностью и неизменностью, а материи вещь «обязана» своей делимостью и обособленностью. Таким образом, мир чувственных вещей соединяет в себе две противопо-ложности и находится в области становления и развития.
Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем.
В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета.
Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.
Диалектика Платона
В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.
В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий» и «нисходящий» пути. «Восхождение» заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом.
В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим» путем.
Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…».
Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».
Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого.
В своем диалоге «Парменид» Платон вы-ступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой.
Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно, а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи.
Теория познания Платона
Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием.
По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает.
Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.
При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из того, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В диалоге «Государство» он разделяет знание на чувственное и интеллектуальное, каждое из которых, в свою очередь, делится на два вида.
Чувственное знание состоит из «веры» и «подобия». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих, а «подобие» – это некоторое представление вещей, мыслительное построение, основывающееся на «вере».
Знание такого рода не является истинным, и Платон называет его мнением, которое не есть ни знание, ни незнание и находится между ними обоими.
Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы.
В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее.
Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.
В диалоге «Менон» Платон развивает учение о припоминании, отвечая на вопрос о том, каким образом мы знаем то, что знаем, или как познавать то, чего не знаем, ибо мы должны иметь предварительное знание о том, что собираемся познавать.
Диалог между Сократом и необразованным рабом приводит к тому, что Сократ, задавая ему наводящие вопросы, открывает в рабе способность отвлечься от мира явлений и возвысится до абстрактных математических «идей».
Это означает, что душа познает всегда, так как она бессмертна, а, соприкоснувшись с чувственным миром, начинает припоминать уже известные ей сущности вещей.
Учение Платона об идеальном государстве
Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.
Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других.
Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом».
Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуж-даются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.
В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:
- 1. крестьяне, ремесленники, купцы
- 2. стражи
- 3. правители
Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:
1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.
2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.
3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью.
Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.
Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы.
«Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».
Итак, Платон:
- является основателем объективного идеализма
- впервые подчеркивает самоценность идеального
- создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность
- вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира
- рассматривает философскую проблему формирования понятий
- превращает диалектику в универсальный философский метод
- создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей
Источник: https://www.SoleCity.ru/philosophy/platon
Доклад: Платон
Платон(427-347гг. до н.э.) Платон родился в 427г. до н.э. в Афинах. Он- ученикСократа. После его смерти он уехал из Афин и около двенадцати лет провел впутешествиях. Возможно, что интерес к математике возник у него под влияниемзнакомства с Архитом Тарентским, с которым он встречался во время своегопребывания в Италии.
Вернувшись на родину, Платон основал научнуюшколу-Академию, которая была размещена на участке, специально купленном дляэтой цели Платоном в роще, носившей имя античного героя Академа. Это былапервая в истории человечества подлинно научная школа. Платон особенно большоевнимание уделял задачам на построение.
Предание говорит, что при входе в своюакадемию, которая размещалась в роскошном саду, Платон сделал надпись:«Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии».
Высокаяоценка математики определялась философскими установками Платона: он считал, чтозанятия математикой являются важным этапом на пути познания идеальных истин.
Онрекомендует включить четыре дисциплины- арифметику, геометрию, стереометрию итеоретическую астрономию в число предметов, подлежащих изучению«стражами», стоящими во главе идеального государства.
При этом онподчеркивает, что имеет в виду не практическую полезность этих наук, а ихважность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениямнад высшими философскими проблемами.
В саду «Академии», который былизлюбленным местом для диспутов философов и геометров, были впервые разработаныосновные начала, на которых должна строиться геометрия. Под сенью этой академиибыли сформулированы основные методы доказательств, из которых до нас дошли«аналитико-синтетический метод» и «способ приведения кнелепости».
В связи с решением задач на построение в платоновской школевыработалось понятие «о геометрическом месте точек», как онепрерывном ряде точек, удовлетворяющем определенному условию. Платон и егоученики считали построение геометрическим, если оно выполнялось при помощициркуля и линейки. Если же в процессе построения использовались другиечертежные инструменты то построение не считалось геометрическим. Академияпросуществовала до 329г. до н.э.- даты ее закрытия христианским императоромЮстинианом, который счел невозможным терпеть ее языческие идеи.
Достижения в математике
Решениезадачи об удвоении куба.
Задачаоб удвоении куба заключается в следующем: Требуется построить ребро куба,который по объему был бы в два раза больше данного куба. Трудности, связанные срешением задачи дали повод к возникновению легенды о ее происхождении. Одним изтех кто ее решал был Платон.
Платоновытела.
Платонрассматривал четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь) как совокупностьмельчайших невидимых частиц, имеющих формы правильных многогранников. Такчастицы огня есть тетраэдры, воздуха — октаэдры, воды- икосаэдры, земли — кубы.
Сначала Платон считал, что Бог определил додекаэдр для вселенной в целом.Однако позднее он вводит пятый элемент стихии — эфир, частицам которогопридается форма додекаэдра.
Поверхность каждого из многогранников представленав виде комбинации некоторого числа треугольников- либо неравнобедренных, суглами при гипотенузе и, либо равнобедренных, с углами.
Легенда.
Однаждына острове Делосе, что находится в Эгейском море, вспыхнула эпидемия чумы.Жители этого острова обратились к знаменитому дельфийскому оракулу, которыйслужил при храме Аполлона в Дельфах (Дельфы -общегреческий религиозный центр вФохиде, у подножия горы Парнас), за помощью и советом.
Чтобы прекратитьстрадания людей, ответил им оракул, надо снискать милость богов, а для этогонадо удвоить золотой жертвенник богу Аполлону (богу Солнца), имеющий формукуба. Жители Делоса поспешили скорей отлить из золота два таких жертвенника,какой был установлен в храме Аполлона, и поставили один сверх другого, думая,что проблема удвоения жертвенника ими решена.
Однако чума не прекращалась.Тогда они опять обратились к оракулу с недоумевающим вопросом: -Почему же непрекращается чума, ведь мы удвоили золотой жертвенник всесильному Аполлону? Наэто им оракул с огорчением ответил: -Нет, вы не решили поставленной задачи!Надо было удвоить жертвенник, не изменяя его кубической формы.
Не в состояниирешить эту задачу так, как требовал оракул, делосцы обратились за помощью кзнаменитому математику и философу Платону. Но он уклончиво ответил им: -Боги,вероятно, не довольны вами за то, что вы мало занимаетесь геометрией. Учителя,ученики, друзья. Аристотель был учеником Платона и много у него почерпнул, ноон развил совершенно иную концепцию изучения реального мира.
Руководя научнойдеятельностью внутри Академии, Платон находился в дружественных отношениях скрупнейшими математиками того времени- Феодором, Теэтетом, Архитом, Менехмом иЕвдоксом.
Области интересов
Астрономия.
Платонсчитал, что космос существовал не вечно. Основными компонентами при образованиикосмоса послужили огонь и земля. Между этими компонентами помещены еще двасредних члена- воздух и вода, причем воздух относится к воде, как огонь квоздуху, а вода к земле, как воде. То есть между четырьмя элементами существуетотношение пропорции.
В теле космоса Платон выделил два вращающихся круга,соответствующих плоскости экватора и плоскости эклиптики. Один из этих круговявляется внешним по отношении ко второму. Оба они вращаются в противоположныхнаправлениях, образуя друг с другом угол, подобно между стороной прямоугольникаи диагональю.
Внутренний круг расщепился на семь неравных кругов, по которымдвижутся Луна, Солнце и пять планет. Астрономия, утверждал Платон, не должназаниматься изучением движений наблюдаемых небесных тел.
Расположение светил нанебе и их видимые движения достойны всяческого восхищения и поистине прекрасны,но одни лишь наблюдения и объяснения движений далеко еще не составляют истиннойастрономии. Различные фигуры, которые глаз видит на небе, надлежит использоватьтолько как вспомогательные чертежи в поисках высших истин.
К астрономии мыдолжны подходить, как к геометрии, рассматривая ее как серию задач, лишьподсказываемых наблюдаемыми светилами. Применение астрономии в навигации, присоставлении календарей и вычислении времени для Платона интереса непредставляли.
Философия.
Платоникипроводили резкое различие между миром вещей и миром идей. Тела и отношения вматериальном мире несовершенны, преходящи и тленны, но существует другой,идеальный мир, в котором истины абсолютны и неизменны. Именно эти истинынадлежит рассматривать философу. О физическом же мире мы можем иметь толькомнения.
Видимый, чувственный мир не более чем смутная, расплывчатая реализация идеальногомира. Непреходящее знание может быть получено только относительно чистыхидеальных форм. Платон утверждал, что реальность и рациональность физическогомира могут быть постигнуты только с помощью математики идеального мира.
То, чтоидеальный мир устроен на математических началах, не вызывало сомнений. Плутархприводит знаменитое изречение Платона: «Бог всегда являетсягеометром». Платон говорит, что «знание, к которому стремятсягеометры, есть знание вечного, а не того, что тленно и преходяще».
Математическиезаконы платоники считали не только сущностью реальности, но и вечными инеизменными. Ему принадлежит ряд замечательных открытий, из которых выделяютследующие:
- 1)Способ находить стороны прямоугольного треугольника в рациональных числах.
- 2)Изобретение инструмента, при помощи которого механически решается вопрос онахождении двух среднепропорциональных отрезков прямых между двумя данными.
- 3)Пополнил теорию иррациональных величин.
- 4)Продвинул вперед стереометрию, которая раньше отставала от планиметрии.
- 5)Подведение под геометрию логического фундамента.
Платонкасался и астрономических вопросов. Он прямо и недвусмысленно утверждал тезис ошарообразности Земли.
Сочинения Платона
В1 в. до н.э. античные издатели Платона сгруппировали его произведения потетралогиям, т.е. по группам из четырех диалогов. Каждый диалог, независимо отобъема, считался особым произведением; как единое произведение рассматривалосьсобрание писем.
Всего получилось девять тетралогий, или тридцать шесть произведений.Все они дошли до нашего времени. Современная наука подвергла эту сокровищницутекстов тщательному критическому анализу.
Большая часть произведений из этогосписка, в том числе все наиболее важные диалоги, признаны принадлежащимиПлатону; шесть меньших диалогов: Феаг, Клитофонт, Минос, Алкивиад II, Гиппарх иСоперники (Любовники), а также два письма (I и XII) отвергаются каксомнительные.
Письма VI, VII и VIII признаны теперь за подлинные; относительнодиалогов Алкивиад I, Ион, Менексен, Гиппий больший и Послезаконие и прочихписем мнения расходятся.
ДиалогиПлатона были тщательно изучены с целью установления порядка их появления насвет. В этой области тоже получены конкретные результаты, основанные насообщениях Аристотеля, изменениях литературного стиля, степени живостидраматического действия.
Эти данные отчетливо указывают на два периодалитературной деятельности с разделяющим их значительным интервалом. Все диалогиделятся на ранние и поздние. Ранний период начинается, вероятно, со смертиСократа в 399 до н.э. и продолжается до основания Академии в 387 до н.э.
,поздний период охватывает время с отплытия Платона в Сиракузы в 367 до н.э. идо его смерти.
Ранниедиалоги. В них Сократ неизменно является главным действующим лицом, сюдавключены сцены и разговоры, в которых, вероятно, действительно участвовалСократ. Повсюду Платон пытается воспроизвести сократовский дух, хотя зачастуюон, несомненно, доводит до завершения мысли, лишь намеченные его старшимдругом.
В эту группу входит Гиппий меньший, в котором Сократ поднимает вопрос отом, какое зло хуже — совершаемое сознательно или невольно. Имеются и другиедиалоги на этические темы, не приводящие к определенным выводам.
В них Сократпытается найти определения тех добродетелей, которые значимы для всех людей (вХармиде — умеренность, в Лахете — мужество, в Лисиде — дружба), притом чтолюдские представления о них чрезвычайно смутны и расплывчаты.
Есть также ранниедиалоги, представляющие Сократа в более озорном настроении, однако и в нихскрывается серьезная цель.
Один из таких диалогов — Эвтидем, где Сократиронизирует над логическими потугами софистов, а затем неожиданно преподноситзнаменитый и наглядный урок сократического метода приобщения молодых людей кфилософии. В Кратиле Сократ критикует учение об условности имен и отстаивает ихсоответствие именуемым предметам: завершается диалог доводами противгераклитовского учения о текучести всего сущего.
ВЭвтифроне, Апологии, Критоне и Федоне изображены эпизоды, относящиеся кпоследнему периоду жизни Сократа. В Эвтифроне Сократ незадолго до судаобсуждает проблемы, касающиеся религии. В Апологии, Критоне и Федоне описанысуд над Сократом, его отказ бежать из тюрьмы и последний разговор о бессмертиидуши в день казни.
ВМеноне и Протагоре разбирается вопрос о том, можно ли научить добродетели.Предположительно они были написаны, когда Платон начал обдумывать планысоздания Академии.
Разговор с мальчиком-рабом в Меноне служит иллюстрациейвоззрения, что обучение — это не столько передача знания, сколько развитиечего-то такого, что уже присутствует в душе в скрытом виде. В Протагореописывается встреча мудрецов в доме богача Каллия. Здесь между Сократом иПротагором, одним из властителей дум 5 в. до н.э.
, происходит диспут о природедобродетели и о том, возможно ли ей научить. В Протагоре, как и в большинстверанних диалогов, Платон все еще ищет и сомневается, не предлагая окончательныхрешений.
Однаков Горгии Платон расстается с маской ставящего все под сомнение искателя истины.Этот диалог называли первой в Европе проповедью, и от более ранних сочиненийего отличают ясное изложение сократических принципов и страстная убежденность.
В споре с Горгием, великим преподавателем риторики, а также с учеником ГоргияПолом и в особенности с молодым политиком Калликлом Сократ уже неограничивается предположениями и сомнениями, но дает полновесные и ясныеответы.
Он предлагает анализ природы искусства и предостерегает от еговырождения в разновидность поиска наслаждений; говорит о жизни, которая была быдостойна человека, и об идеале государственного мужа. Здесь выявляетсяположительное содержание платоновской и сократовской этики.
Наиболееясную и полную формулировку эта этика получает в Государстве. Здесь философпытается дать анализ общественного строя, в котором смогла бы реализоватьсяприрода человека. Все реально существующие сообщества и государства являютсялишь частичными и жалкими приближениями к такому идеалу.
Государство выходит запределы того, что мы сочли бы сегодня чисто политическим трактатом.
Платон полагал,что невозможно создать серьезную политическую теорию, не положив в ее основаниеметафизику, и потому мы находим здесь не только описание человеческой жизни,какой ей следует быть согласно природе, но и теорию человеческой души икосмологию.
Наконец,к числу ранних диалогов принадлежат Пир и Федр, посвященные любви, илиустремленности человека ввысь. В Пире любовь рассматривается как космическаясила, направляющая все вещи к бытию и совершенству; в человеке она проявляетсякак желание бессмертия.
В красочном мифе, рассказанном в Федре, человекизображен в виде тяжелой колесницы (человеческое тело), влекомой двумя конями,из которых один легко сбивается с пути и непослушен (чувственность), а другойгоряч, но покорен (гневливость), управляет же ими возничий (ум), обозревающийвышние небесные сферы.
Великая сила любви изображается в виде пары крыльев,которые совместно с умом, величайшим человеческим даром, поднимают душу к этимнезримым областям, где она может погрузиться в блаженное созерцание.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/
Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/56566/
Педагогические идеи Платона — Доклад Платон
ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры»
- Доклад по дисциплине
- «Педагогика высшей школы»
- на тему:
- «Педагогические идеи Платона»
Работу выполнила: Бату-Цыренова И.Д.,
магистрант 1 года обучения, гр. 121М-18
Проверил(а): Дарханова Т.М.
Улан-Удэ
2019 г.
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.
Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах «Государство» и «Законы». Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона и подчинены общим задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.
В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.
Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и добродетели. В понятие «учение» он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она «будит душу пользоваться мышлением для истины».
Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.
Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.
Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, играючи», ибо «свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.
В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр.
При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах.
С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они получают специальную военно-физическую подготовку.
На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов.
Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.
Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.
Как видим, Платон заботился» прежде всего, о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.
Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.
Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.
Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей.
При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать «платонической любовью»).
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник: https://nashuch.ru/pedagogicheskie-idei-platona.html
Краткая биография Платона
Платон (Аристокл) (428-347 гг. до н.э.)
Происходил из рода аристократов. Ученик Сократа. Настоящее имя Платона — Аристокл. Когда отец привел его учиться к Сократу, великий мудрец рассказал, что накануне ночью видел во сне белого лебедя —знамение, что у него будет новый ученик, который в будущем станет одним из самых просвещенных мыслителей в мире.
Сократ всегда был для Платона непререкаемым авторитетом, а позже стал непременным участником всех его диалогов. После казни Сократа Платон, тяжело переживавший смерть учителя, уехал из Афин и отправился в долгое путешествие.
Он гостия в Кирене у философа Аристиппа, у математика-пифагорейца Феодора, а также побывал в Египте, Персии, Ассирии, Вавилоне. В 389 г. до н.э. он оказался при дворе правителя Сиракуз Дионисия I Старшего.
Сначала правитель приблизил к себе философа, но затем разгневался и продал в рабство. Выкупил Платона философ Аннекерид.
Около 387 г. до н.э. Платон основал философскую школу в Афинах. Она располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу — отсюда произошло и ее название: ученики школы и последователи Платона стали называться академиками. Всего Академия просуществовала 915 лет.
Согласно теории Платона, идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; все вещи представляют собой подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис —воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.
- Любовь к идее — побудительная причина духовного восхождения.
- Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.
- Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия.
- В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (Средние века), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).
Почти все произведения Платона дошли до нашего времени полностью. Это высокохудожественные диалоги, важнейшие из которых «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).
Широко известны его мифы о пещере, о колеснице и об андрогинах.
В мифе о пещере рассматривается картина человеческого познания мира.
В мифе о колеснице философ описывает свое представление о душе человека как о вознице, который управляет колесницей. При этом белый конь — благородные чувства, а черный олицетворяет собой низменные страсти.
Миф об андрогинах посвящен проблеме любви между мужчиной и женщиной. В нем говорится, что когда-то человек был единым существом с четырьмя руками, одной головой, двумя лицами.
Обладая одновременно мужскими и женскими качествами, андрогины столь быстро совершенствовались, что Зевс стал опасаться, что они скоро превзойдут самих олимпийских богов, и разделил их на две половины.
С тех пор мужчины и женщины бродят по свету в
поисках своих половинок.
Умер Платон в 347 г. до н.э. в день своего рождения во время пира.
Источник: https://citaty.su/biografiya-platona
«Платон» доклад
Сообщение о Платоне, античном мыслителе и ученике Сократе, кратко изложенное в этой статье.
В 427 году до нашей эры в Афинах появился на свет в знатной семье мальчик Аристокл. Его отец был потомком императора, а мать была в родстве с Солоном, известным государственным деятелем.
Благодаря высокому положению в обществе юноша получил прекрасное образование. Он отличался прилежностью и трудолюбием, за что в школе его назвали Платоном.
Это прозвище, означавшее «широкий», стало его спутником на всю жизнь.
В 408 году до нашей эры отец привел Платона к человеку, встреча с которым перевернула всю его жизнь. Этим человек был Сократ.
Он поведал юноше, что накануне ему приснился сон о белом лебеде, олицетворявшем его нового талантливого ученика. Платон настолько вдохновился идеями Сократа, что решил посвятить жизнь философии.
Целых 8 лет молодой человек не покидал учителя. В 399 году до нашей эры Сократ умер, и Платон уезжает с Афин на остров Мегар.
В 396 году до нашей эры философ решает оставить Грецию в связи с тем, что спартанцы разгромили полностью войска Афин. А он был противником Спарты и ее политической системы. Платон решил посетить Египет, который славился величественной архитектурой и инженерными конструкциями. Он захотел постичь древние знания египетских жрецов.
Поэтому целых 3 года философ прожил в Гелиополисе. От жречества Платон услышал легенды об Атлантиде и загорелся желанием постигать новые знания, странствуя по миру. Он посетил Вавилон, Палестину, Индию и Персию. Спустя 13 лет философ возвращается в Египет, чтобы получить духовное высшее посвящение.
В возрасте 49 лет мудрец прошел тяжелые испытания, и получил Высшее Эзотерическое Учение от египетских жрецов.
Открытие школы Платоном
В 378 году до нашей эры философ познакомился с философом-пифагорейцем и итальянским правителем Архитом. В разговоре с ним Платон загорелся идеей «идеального государства».
В 366 году до нашей эры мудрец предложил Дионисию, царю Сицилии, перестроить существующую государственную систему и создать идеальное государство. Но беседа закончилась плачевно – правитель продал Платона в рабство.
И никто не знает, как сложилась бы жизнь философа, если бы не его соратник и друг Анницерид, который выкупил Платона из рабства.
Он в 361 году до нашей эры приехал в Афины и открыл знаменитую школу философскую под названием «Академия». Его учениками были известные Ликург, Демосфен, Аристотель.
Последние 14 лет жизнь Платона была спокойной и размеренной. Он умер в 347 году до нашей эры в 80-летнем возрасте.
Интересные факты о Платоне:
- Очень любил путешествовать и успел побывать в Ассирии, Вавилоне, Персии, Финикии, Египте, Индии.
- Платон был олимпийским чемпионом: он 2 раза одержал победу в соревнованиях по панкратиону, античному единоборству, которое совмещает борьбу и удары.
- После открытия своей Академии Платон изобрел бyдильник, работающий на водяных часах. Вытекающая вода из верхней емкости сжимает воздух в нижней части с предохранителем. Когда на предохранитель действует определенное давление, то он откидывается и устремляет сжатый воздух в фигурку флейтиста. Проходящий через флейту воздух вызывает резкий звук и, таким образом, будит учеников на занятия.
- В юношеский период занимался сочинением драматических пьес и стихотворений.
- Философ умер на брачном пиру в день своего рождения.
Надеемся, что доклад про Платона помог Вам узнать много полезной информации об этом античном мыслителе. А свой рассказ о Платоне Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Источник: https://eb.brieffacts.org/platon-doklad_default.htm