Анализ стихотворения андрея белого на горах

Горы в брачных венцах.
Я в восторге, я молод.
У меня на горах

  • очистительный холод.
  • Вот ко мне на утес
    притащился горбун седовласый.
    Мне в подарок принес
  • из подземных теплиц ананасы.
  • Он в малиново-ярком плясал,
    прославляя лазурь.
    Бородою, взметал
  • вихрь метельно-серебряных бурь.
  • Голосил
    низким басом.
    В небеса
  • запустил ананасом.
  • И, дугу описав,
    озаряя окрестность,
    ананас ниспадал, просияв,
  • в неизвестность,
  • золотую росу
    излучая столбами червонца.
    Говорили внизу:
  • «Это — диск пламезарного солнца…»
  • Низвергались, звеня,
    омывали утесы
    золотые фонтаны огня —
    хрусталя
  • заалевшего росы.
  • Я в бокалы вина нацедил
    и, подкравшися боком,
    горбуна окатил
  • светопенным потоком.

1903 г., Москва.
Сборник «Золото в лазури», цикл «Образы».

Анализ стихотворения Андрея Белого «На горах»

У каждого поэта, наверное, есть знаменитые строки, по которым мы сразу узнаём стиль автора. У В. Я.

Брюсова это был моностих «О закрой свои бледные ноги», у Владимира Маяковского – «Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?». Об А. С.

Пушкине мы вспоминаем, когда слышим бессмертное «Я помню чудное мгновенье…». Для Андрея Белого такой визитной карточкой стала фраза «В небеса запустил ананасом» из произведения «На горах».

Это удивительное стихотворение датируют 1903 годом. Оно содержится в сборнике «Золото в лазури». Состоит произведение из восьми строф с перекрёстной рифмой (abab).

Размер можно определить как анапест, но стопы неравномерны – в одном четверостишии можно встретить строки по две и по три стопы. В произведении проявилась тенденция к поэтическому модернизму.

Когда поэт не находит подходящего образа, он не стесняясь изобретает новые слова («пламезарный», «светопенный»).

Поэт в стихотворении говорит от первого лица. Он повествует о необыкновенном приключении. Действие происходит в горах, куда лирический герой, по всей видимости, отправляется для оздоровления.

На это указывает эпитет «очистительный холод», которым автор наделяет окружающую обстановку.

Кажется также, что герой собирается освежить и мысли, для чего уединяется на пустынном утёсе, уподобляясь мудрому йогу или благочестивым отшельникам из мифологий разных народов.

Наверное, поэтому к герою с дарами приходит карлик. Внешность этого персонажа автор описывает с помощью эпитетов «горбун седовласый», «в малиново-ярком» (имеется в виду одеяние). Кроме того, у гостя есть пышная борода, которой он поднимает «вихрь метельно-серебряных бурь». Горбун преподносит свой дар и исполняет торжественный танец в честь неба.

Благодаря этим выражениям в воображении читателя рисуется существо почтенное и мудрое, но поэт тут же разбивает этот образ комичными словами «притащился», «голосил». Именно этот чудной гном швыряет ананас в ту стихию, которой только что молился.

Поэт усиливает абсурдность момента, используя одновременно ассонанс, аллитерацию («ананас ниспадал») и алогизм (в литературе слово «ниспадать» чаще употребляется в значении «свешиваться», «струиться»). Из благородного жреца персонаж превращается в какого-то сумасшедшего шута.

Наконец лирический герой усмиряет пыл кривляки, вылив на него вино.

Следует обратить внимание на этот фрагмент. Поэт оставляет нам подсказку, называя напиток «светопенным потоком». Это не что иное, как шампанское! Удивительно, что два образа – ананасы и шампанское – встретились в одном стихотворении за 12 лет до знаменитой «Увертюры» Игоря Северянина.

Поэт и дальше сталкивает строгие эффектные образы с комическими. Он рассказывает, как люди, стоящие у подножия горы, принимают падающий фрукт за светило.

При этом автор использует выразительные эпитеты: «золотая роса», «золотые фонтаны огня», «хрусталя заалевшего росы». В этих строках чувствуется намёк на обывателей, готовых восхищаться чем угодно, лишь бы это было ниспослано элитой.

Может статься, образ безумного карлика – это аллегория на людских кумиров, только кажущихся мудрыми.

Источник: https://pishi-stihi.ru/na-gorah-belyj.html

Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого

  • Министерство образования Московской области
  • НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
  • государственного образовательного учреждения
  • высшего образования
  • Московского государственного областного университета
  • Исследовательская работа на тему:
  • «Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева)»
  • Выполнила: студентка 4 курса
  • группы 4 «Е»
  • Специальность: Преподавание в начальных классах
  • Костенко  Мария
  • Руководитель: Малиновская Аделина Адольфовна
  • Ногинск 2018
  • Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
  1. Задачи изучения лирики в начальной школе.
  2. Мир живой природы в лирике А. Белого.
  3. Образы-символы в стихотворениях поэта.
  4. Особенности языка и стиля произведений А. Белого.

Цель исследования: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного мира поэзии А. Белого.

           В Федеральном  государственном образовательном стандарте  воспитание культуры  чувств  школьников рассматривается как особая задача, и поэтому значимость изучения лирики возрастает.

 Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. В ФГОС обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы.

В области предмета «Литературное чтение» выделено «умение осознанно воспринимать… содержание и специфику различных текстов», «владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов… с использованием элементарных литературоведческих понятий».

В программах начального общего образования определены основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе: расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии; формировать первичные представления о специфике лирических произведений; учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения; формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении; развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное.

      В программе Р.Н. и Е.В.

Бунеевых уже в первом классе  включаются элементы анализа: «Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении)».

Далее предусматриваются «развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, умения понимать образные выражения, умения представить картину, нарисованную автором, литературоведческая пропедевтика (3-й класс: сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте)».

      Главная задача учителя при изучении поэзии — добиться сопереживания с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, заложить основы  формирования читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики, воспитать эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, эстетическую реакцию на художественное слово.

       Одним из ярких представителей серебряного века является поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Незаслуженно забытый или обойдённый вниманием составителями программ для начальной школы, А.

Читайте также:  Тайга - сообщение доклад (4, 8 класс. окружающий мир. география)

Белый показал в своих стихотворениях мир живой, одухотворенной природы, мир многокрасочный, многозвучный. Многие произведения поэта отличаются глубиной мысли и совершенством художественной формы. Стихи А.

Белого необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, «идеально выражает символ», она идет от самого сердца поэта, помогает ему создать незабываемые образы.

     Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» вышел в свет в 1904 году. Стихотворение «Солнце» посвящено К. Бальмонту — автору книги «Будем как Солнце”.Солнцем сердце зажжено.

  1. Солнце — к вечному стремительность.
  2. Солнце — вечное окно
  3. в золотую ослепительность.
  4. Роза в золоте кудрей.
  5. Роза нежно колыхается.
  6. В розах золото лучей
  7. красным жаром разливается.
  8. В сердце бедном много зла
  9. сожжено и перемолото.
  10. Наши души — зеркала,
  11. Отражающие золото.       (1903)
  12.      Ключевые слова многократно повторяются, создавая образы-символы: Солнце – Золото – Вечность. Всё стихотворение представляет собой развёрнутую метафору, смысл которой раскрывается в строчках первой и заключительной строф:
  13. Солнцем сердце зажжено…
  14. …В сердце бедном много зла
  15. сожжено и перемолото.
  16. Наши души — зеркала,
  17. отражающие золото.

       Поэт не просто воспевает красоту родной природы. Реальный пейзаж средней полосы России преображается, обретая «вселенский» смысл. А.

Белый вспоминал о том, как создавались им стихотворения первого сборника: «Стоя посреди горбатых равнин и ища забвения, я часами изучал колориты полей; и о них слагал строчки; книгу же стихов назвал «Золото в лазури», «золото» — созревшие нивы, «лазурь» — воздух».

Описывая восходы и закаты, Белый воспевает «солнечное золото» — в симфониях красок, например, в стихотворении «В полях» (Солнца контур старинный…):

  • Солнца контур старинный,
  • золотой, огневой,
  • апельсинный и винный
  • над червонной рекой.
  •       Цепочка цветовых эпитетов, передающих все великолепие уходящего «на покой» солнца, продолжится повторяющимися эпитетами «золотые пространства, золотые поля» и столь же звенящим «озаренный», затем, после сниженного «чернопыльные» — как спуск в овраг – вновь «от всего золотого…» придёт к той же феерии красок, повторив три стиха первой строфы, но уже на излёте, перед исчезновением:
  • Солнца контур старинный,
  • золотой, огневой,
  • апельсинный и винный
  • убежал на покой.
  • Убежал в неизвестность.

    Удивительные, необычные метафоры расцвечивают  и оживляют картину предзакатного дня(«от  воздушного пьянства онемела земля; Солнца контур старинный…убежал на покой.Убежал в неизвестность.…Над полями легла, заливая окрестность, бледносиняя мгла…») и передают невесёлые размышления лирического героя(«Жизнь в безвременье мчится пересохшим ключом…»).

      Анафора – один из излюбленных видов повтора в поэзии А. Белого – передаёт музыку стиха, заставляя звучать нужную ноту  и выразить важную мысль.

Глаголы «спускаюсь, убегу, убежал, убежал,мчится» не только воспроизводят неостановимое движение живой природы, но и движение человеческой жизни, которая «в безвременье мчится пересохшим ключом».

Так произведение пейзажной лирики обретает философский смысл, подчёркнутый заключительными строчками:

«…все земное нам снится / утомительным сном».

      Перед нами не просто конкретный пейзаж (берег реки, поля, заходящее солнце), но огромные цветовые плоскости («золотые пространства»), земля и небо, солнце и воздух.  Обилие цветовых эпитетов, передающих оттенки красного (символ любви-страсти, искупительного страдания), превращает картину заката в символ грядущего обновления мира. Пейзаж создает «образ Вечности» как царства света, раскрывает огненосную Душу мира.Волшебник-Солнце преображает действительность, из игры цветов и оттенков рождаются образы мифологических великанов, кентавров, гномов. В. Маяковского поразило своей дерзостной, веселой фантастичностью стихотворение, рисующее восход солнца:На горахГоры в брачных венцах.Я в восторге и молод.У меня на горах

очистительный холод.

Вот ко мне на утеспритащился горбун седовласый.Мне в подарок принесиз подземных теплиц ананасы.Он в малиново-ярком плясал,прославляя лазурь.Бородою взметалвихрь метельно-серебряных бурь.Голосилнизким басом.В небеса запустилананасом.

И, дугу описав,озаряя окрестность,ананас ниспадал, просияв,в неизвестность,золотую росуизлучая столбами червонца.Говорили внизу:«Это — диск пламезарного солнца…»Низвергались, звеня,омывали утесызолотые фонтаны огня —хрусталя заалевшего росы.

Я в бокалы вина нацедили, подкравшися боком,горбуна окатил

светопенным потоком.        

1903Лирический герой этого стихотворения преисполнен энергии и силы, равен солнцу. Первая строфа – безглагольная – отражает возвышенное состояние души («Я в восторге и молод…очистительный холод»). Но вдруг во второй строфе появляется «горбун седовласый», и его действия передаются глаголами сниженной лексики («притащился», «плясал», «голосил», «запустил»). Исчезает вся торжественность зачина. Восторг и молодость передают яркие эпитеты цвета и света, звонкие звуковые детали (хохотал, звеня), авторские неологизмы («пламезарного солнца», «хрусталязаалевшего», «светопенным потоком»).

    Однако уже в последних разделах «Золота в лазури» появляются иные ноты — ирония, сомнение, разочарование в прежних мечтаниях. Поэт вступил в полосу мучительного душевного кризиса, имевшего и интимно-личные (сложные отношения с Л.Д.

Менделеевой и окончательный разрыв), и социальные (поражение первой русской революции) причины. В одном из писем А. Белого 1906 года снова встречается образ огня, но теперь смысл символа совсем иной: «События у нас закипают с быстротой. Вся России в огне. Этот огонь заливает все.

И тревоги души, и личные печали сливаются с горем народным в один красный ужас». 

Я забыл. Я бежал. Я на воле. / Бледным ливнем туманится даль.

Одинокое, бедное поле, / Сиротливо простертое вдаль…

В полях  (Я забыл. Я бежал…)

    Если «поля» в стихотворении 1904 года создавали «образ Вечности», царства света, то в этом стихотворении 1907 года на смену роскоши закатных красок приходит непогода, настроение определяют  эпитеты: бледный, бедное, тусклый, плачущий.

Читайте также:  Лиза калитина в романе дворянское гнездо тургенева сочинение

Сквозь туман и ливень видны приметы российских просторов: кусты, поникнувшие хижины, крапива, гречиха.

В стихотворении нет сказочных или мифологических образов; даже венок не терновый, а крапивный…Ощущение обречённости и в стихотворении «Осень»:

Мои пальцы из рук твоих выпали.  / Ты уходишь — нахмурила брови.

  1. Посмотри, как березки рассыпали  / Листья красные дождиком крови.
  2. Осень бледная, осень холодная,  / Распростертая в высях над нами.
  3. С горизонтов равнина бесплодная / Дышит в ясную твердь облаками.(«Осень»)

     Все уровни художественного произведения, по А.

Белому, находятся в отношениях соответствия: идея выражается не только в слове, образе, сюжете, но и в ритме, синтаксисе, звуковой организации: «Главное задание в написании — чтобы звук, краска, образ, сюжет, тенденция сюжета проницали друг друга до полной имманентности, чтобы звук и краска вскричали смыслом, чтобы тенденция была звучна и красочна». Для поэта значим звук как таковой, поэтому часто использует он такие приемы, как аллитерация и ассонанс. Белый особенно тщательно организует звуковой строй своих стихов. Среди многочисленных приемов он использует звуковые повторы:

…Неовлажненнаяземля. / Неперерывнаядорога. / Неперерывные поля.

  • …пыльный полудневный пламень…
  • Молочный, ломкий, молодой, / Дробим волною темнолонной…
  • …Недостигаемого бега / Недостигаемой волны

     Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» — великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, сравнений.

Благодаря этому перед глазами возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц. Солнце стоит высоко и «сверкает» строго – это «пыльный полудневный пламень». Земля неовлажнена, замерли в своей бескрайности дорога и «неперерывные» поля.

Но час этого томления недолог, и вскоре одна картина сменяется другой. Набегают облака («и облака сложились в высь»), и падают первые после долгого перерыва капли живительной небесной влаги.

Вырисовывается вертикальное пространство дождя, который упал небесной «глыбой голубой», — обрушивается, обрывается целый поток, шум которого похож на разговор («заговорив, оборвались»). И вот уже «Молочный, ломкий, молодой, / Дробим волною темнолонной, / Играет месяц над водой». 

При этом параллелизм и повторы усиливают ощущение природной силы дождя, воды.

      По словам М.А. Палкина, «удачно найденная  метафора  будит,  стимулирует воображение читателя в процессе художественного  восприятия,  заставляя  его вместе  с  поэтом  пройти  по  сложному  пути   ассоциаций   и   творческого синтеза …

у поэтов, которые ориентируются на правдивое воспроизведение  действительности  и   выражение   общезначимых   чувств   и переживаний и обращаются к широкому кругу читателей, метафора  выступает  не как самоцель, а лишь как средство усиления эмоционально-смыслового  звучания поэтического  слова».

  1.     Удивительный мир природы открывается в стихотворениях поэта – мир красочный, многоцветный, наполненный звуками, запахами, чувствами. Яркие эпитеты, необычные сравнения подчёркивают, что природа – живое, дышащее, мыслящее существо:
  2. …Вот плывут облачка, как барашки.
  3. Громче, громче весенняя весть.
  4. …Выполз кот и сидит у корытца,
  5. умывается бархатной лапкой.
  6. …В небе свет предвечерних огней.
  7. Чувства снова, как прежде, огнисты.
  8. Небеса всё синей и синей,
  9. Облачка, как барашки, волнисты.
  10. В синих далях блуждает мой взор…
  11. («Весна», 1903)
  12.       Повторы громче, громче весенняя весть…,небеса всё синей и синей… передают динамику, движение меняющейся, оживающей природы, воспринимаемой лирическим героем с любовью и нежностью: настойчиво повторяется сравнение  «Вот плывут облачка, как барашки…Облачка, как барашки, волнисты», в котором очень значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы имён существительных. Весеннее обновление, возрождение коснулось самого лирического героя, живущего в гармонии с природой:

В небе свет предвечерних огней. / Чувства снова, как прежде, огнисты.

Удивительное чувство сопричастности многоцветной и многозвучной жизни природы передаётся метафорами и метафорическими эпитетами:

Солнце, над  равниной кроясь,Зарумянится слегка.В крупных искрах блещет пояс

Молодого ямщика.

Будет вечер:

опояшетНебо яркий багрянец.Захохочет и запляшетТвой валдайский бубенецЛяжет скатерть огневаяЗагорится расписнаяЗолотистая дуга. («Тройка»)…Пусть грудой золотых каменьевВскипит железный мой камин:Средь пламенистых,  легких звеньев

Трескучий прядает рубин.

(«Зима»)

  • Поет облетающий лес   нам голосом старого барда.
  • У склона воздушных небес   протянута шкура гепарда…   («Поет облетающий лес…»)

    А. Белый — обладатель особого видения мира и действительности. Он живет и воспринимает мир в ином ракурсе — необычном, нестандартном, можно сказать, внеземном, космическом. Его внутреннее состояние, восприятие  привело к созданию особого языка, стиля. Творчество А.

Белого достаточно сложное для восприятия, как и его внутренний мир, но в то же время интересно и требует особого внимания и изучения.

Нет сомнения, что произведения Андрея Белого, изучаемые на уроках или на внеклассных мероприятиях, найдут эмоциональный облик в сердцах детей, будут способствовать формированию  гармонически развитой  личности.

Использованная литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

2.Белый А.: Проблемы творчества; Статьи; Воспоминания; Публикации. М., 1988.

3.Белый Андрей. На рубеже двух столетий. / Вступительная статья А. В. Лаврова. М., 1989.

4.Колобаева Л. Русский символизм. М., 2000.

5. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М. : Академия, 2004.  

6.Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студентов вузов /М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О.В.Сосновская- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

7.Палкин  М.А.  Лирика  как  искусство  стихотворного  слова.  –  Минск: Вышэйш.шк., 1986.

8. Слонь, О.В. Один из способов анализа лирического стихотворения в начальной школе / Начальная школа, № 3,2013.

 9. Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2002.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/12/06/hudozhestvennoe-svoeobrazie-stihotvoreniy-andreya-belogo

Анализ стихотворения Андрея Белого “В полях”

Ловелас и смутьян, покоритель женских сердец и дамский угодник, Андрей Белый в 1905 году влюбился в супругу Александра Блока, Любовь Менделееву. Как он сумел очаровать эту прагматичную и достаточно сдержанную особу, остается загадкой.

Читайте также:  Писатель николай носов. жизнь и творчество

Однако вскоре она покидает мужа и перебирается на квартиру к своему любовнику, считая, что так будет лучше для всех – и для нее, и для Андрея Белого, и для Блока, который делает вид, что ему совершенно все равно, как будут развиваться события в этом странном романе.

Однако очень скоро Любовь Менделеева понимает,

что совершила роковую ошибку. Тогда эта решительная женщина берет тайм-аут и в течение десяти месяцев живет одна, предпочитая не встречаться ни с мужем, ни с любовником. В конце концов, она объявляет о своем решении вернуться к Блоку, чем повергает Андрея Белого сперва в недоумение, а после в панику. Поэт не ожидает, что возлюбленная решится на подобный шаг, и пытается ее вернуть всеми доступными способами.

Однако ничего хорошего из этого не выходит, и в 1907 году, когда было создано стихотворение “В полях”, Андрей Белый переживает очень глубокую личную драму.

Ее отголоски можно легко уловить в этом странном и несколько пафосном стихотворении. В этот период Белому действительно не хочется жить, он ненавидит Петербург, который принес ему столько горя, и пытается найти уединение за городом, признаваясь: “Я забыл. Я бежал.

Я на воле”. Однако память поэта все еще хранит отголоски былой любви, которые причиняют ему нестерпимую боль. Он помнит: “Как терзали – я падал в крови”.

Это образное высказывание означает, что обида и разочарование все еще не отпускают поэта, и он не может до конца поверить в то, что остался один, и сам похож на “одинокое, белое поле, сиротливо простертое вдаль”.

Измученно душе поэта хочется покоя. Одиночество не пугает Белого, который хочет забыться и вычеркнуть из своей памяти этот быстротечный роман. Обращаясь к ветру, он просит: “Ты пролей на меня свою сонь”.

Однако поэт чувствует, что его чувства к Любови Менделеевой не в состоянии заглушить ни сельское уединение, ни пребывание за границей, куда он вскоре бежит от собственных воспоминаний, ни даже брак с Асей Тургеневой, печальный итог которого заранее предрешен.

До конца жизни Андрей Белый будет любить чужую жену, а после вдову, которая, как и пообещала во время последнего объяснения с поэтом, напрочь забудет о его существовании.

(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Андрея Белого “В полях”« Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-andreya-belogo-v-polyax/

"Пепел" (Андрей Белый): описание и анализ сборника стихов

«Пепел» — книга стихов Андрея Белого. Большая часть из них была создана поэтом в 1904-1908 годах, но А. Белый подчеркивал, что основные темы книги возникли у него раньше, в период 1904-1906 гг.

В семи разделах книги — 85 стихотворений. Впервые «Пепел» был опубликован в 1909 г. в Петербурге. В качестве эпиграфа к книге Белый использует стихотворение Н.А. Некрасова «Что ни год — уменьшаются силы…» (1861 г.).

Поэт никогда не считал, что тексты его стихотворений должны быть неизменны, раз и навсегда зафиксированы. Он постоянно создавал новые варианты стихов, безжалостно переделывая уже написанное. Его друзья шутили, что нужно создать «общество защиты творений А.

Белого от жестокого с ними обращения». Существует пять редакций книги «Пепел» (две изданных и три неизданных). Редакции 1909,1921,1923,1925 и 1929 гг. существенно отличаются друг от друга. Так, в издании 1925 г. был эпиграф из стихотворения А.А.

Блока «Осенняя воля», в редакции 1929 г. всего четыре раздела и 50 стихотворений.

«Пепел» считается вершиной творчества А. Белого. Безысходно-трагическая любовь к Л.Д.-Менделеевой, жене Блока, заставила поэта по-новому взглянуть на мир. Праздничное, диониссийское упоение красотой «Золота в лазури» сменяется попыткой осмыслить собственную судьбу и судьбу России.

Стихи, погруженные в мир лирических переживаний, Белый помещает в книгу «Урна», вышедшую тоже в 1909 году. В «Пепле» разочарования и сомнения автора переплетаются с мыслями о разоренной, обездоленной стране. «Собственно все стихотворения «Пепла» периода 1904—1908 гг.

— одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах земли русской; в этой поэме одинаково переплетаются темы реакции 1907 и 1908 гг. с темами разочарования автора в достижении прежних светлых путей», — писал А. Белый в предисловии к изданию книги в 1923 году.

Поэт делает попытку придать символистскому тексту новое истолкование, сочетая его с реалистическим произведением (стихотворением Некрасова, взятом в качестве эпиграфа), и тем самым помещая в контекст реалистической традиции.

Россия предстает в стихах как воплощение хаоса. Под мрачным, свинцовым небосводом «убогие стаи избенок», «убогие стаи людей». Осенний, тусклый пейзаж, унылый и безнадежный. Белый вводит в поэтику символизма непривычные для него образы. Подчеркнуто обыденные предметы воспринимаются не как натуралистические детали, а как символы безысходности, тупика, смерти.

Важной темой сборника «Пепел» Белого стала тема города. Он воспринимается как призрачное пространство, в котором совершается зловещий маскарад. Люди бездумно веселятся во время пира, напоминающего пир во время чумы, не слыша предупреждения: «вам погибнуть суждено». В разделе «Город» возникает образ красного домино с кинжалом в руке, сеющего повсюду страх и опустошение.

Этот образ появится потом у Белого в романе «Петербург». Образ поэта в «Пепле» — образ гонимого и осмеянного пророка. Его ожидает лишь «венок из колючей крапивы, приложенный к челу». Попытка осмыслить прошлое предполагает возможность увидеть будущее.

Белый так определял идею своего сборника: «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтобы найти их в ближнем».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/belyj_a/pepel_andrej_belyj_opisanie_i_analiz_sbornika_stikhov/21-1-0-1386

Ссылка на основную публикацию