Анализ стихотворения бунина собака (11 класс)

Cлайд 1

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) I часть Стихотворение в прозе «Собака» Ивана Сергеевича Тургенева. II часть Лирическое стихотворение И.А.Бунина «Собака»

Cлайд 2

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) Иван Сергеевич Тургенев. Иван Сергеевич Тургенев (28 октября [9 ноября] 1818, Орёл, Российская империя — 22 августа [3 сентября] 1883, Буживаль, Франция) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

Cлайд 3

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) В июне 1882 года в свет выходит цикл Тургенева «Стихотворения в прозе», написанный в последние годы. С этим связан и набор ключевых тем стихотворений: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. Поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В цикл «Стихотворения в прозе» входят такие стихотворения, как «Собака», «Дурак», «Воробей», «Роза», «Милостыня», «Два богача»,  «Последнее свидание», «Порог», «Щи», «Враг и друг», «Как хороши, как свежи были розы…». Эти стихотворения написаны от первого лица, с их помощью Тургенев доносит до читателей свои мысли, чувства и переживания. Хоть это и белый стих, т.е. не разделенный рифмой на строфы, здесь очень выразительна ритмика, подчиненная авторской интонации. Язык этих стихотворений чем-то напоминает язык лирического письма к близкому другу. Этот цикл отчасти продолжает «Записки охотника», в центре которых также находится трепетное отношение Тургенева к своей родине, к простым русским людям, к русской природе и культуре. Эта тема всегда была его любимой.

Cлайд 4

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) Стихотворение в прозе-… Стихотворение в прозе— литературная форма, которая характеризуется наличием лирического героя, малым объёмом, небольшим сюжетом, подчинённостью произведения выражению какой-то одной мысли, одного переживания, одного образа. Стихотворения в прозе писали И. С. Тургенев, И. А. Бунин, О. Уайльд, А. И. Солженицын и др.

Cлайд 5

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) Собака (февраль, 1878 г.) Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Cлайд 6

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения — рассказ автора о нем самом и его собаке. Стихотворение представляет собой философские, рассказ автора о нем самом и его собаке. Мотив произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть» , «жизнь» , «огонек» (в значении «жизнь») , «конец» . В стихотворении можно выделить следующие микротомы : погода («на дворе воет страшная, неистовая буря») , собака. Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств, использование тропов: — олицетворения: «воет страшная, неистовая буря» . Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая» . Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов» . Другое олицетворение — чувство «живет» . Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный» . Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит» , «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом» . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора) . Стихотворение в прозе «Собака».

Cлайд 7

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное» . Для усиления интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»

Cлайд 8

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) «И конец!» — подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» — восклицательный знак используется для усиления отрицания. Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?» . Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека. Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется» . В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

Cлайд 9

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье, посвященной стихотворениям в прозе, писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути…».

Cлайд 10

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс) И.А.Бунин стихотворение «Собака»

Cлайд 11

Ива н Алексе евич Бу нин (10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933) «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер». Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу. Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник. Русские люди испытали сладчайшее из чувств — благородное чувство национальной гордости.

Cлайд 12

Лирика И.А.Бунина Стоит отметить, что в своём раннем творчестве Бунин много внимания уделял описанием природы, своей маленькой родины. Его поэзия была обогащена бурными красками. При этом в его произведениях всегда прослеживалась лёгкая грусть и наблюдательность. Лирический герой произведений Бунина не имеет возраста. Он выше лет. Он наблюдает за окружающим миром, природой, её величием и красотой. У лирического героя произведений Бунина прослеживается стремление достичь гармонии с окружающим миром. Он хочет слиться с природой, стать с ней одним целым. В лирике Бунина постоянно затрагивается темы любви и смерти. Он считает, что любовь – это приземлённое чувство, единственное которое способно сделать человека счастливым. Увы, в лирике Бунина любовь слишком часто является недосягаемой, неразделённой. При этом смерть – это некий итог жизни человека. Неотъемлемая часть самой жизни. И в этом он прав. Лирика Бунина всегда искренна, правдива, честна. И в этом её огромное значение и заслуга.

Cлайд 13

Иван Бунин «Собака» Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей Ты смотришь золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме, На метлы гулких, дымных тополей. Вздыхая, ты свернулась потеплей У ног моих — и думаешь… Мы сами Томим себя — тоской иных полей, Иных пустынь… за пермскими горами. Ты вспоминаешь то, что чуждо мне: Седое небо, тундры, льды и чумы В твоей студеной дикой стороне. Но я всегда делю с тобою думы: Я человек: как бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен.

Cлайд 14

Анализ стихотворения «Собака» Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького. Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме».

Cлайд 15

В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску. Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом. «Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Cлайд 16

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине. Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Cлайд 17

Памятник И.А.Бунину в Воронеже Правительство Российской Федерации в 1990 г. приняло решение о сооружении памятника И. А. Бунину. Автором памятника стал скульптор Александр Бурганов, профессор Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Памятник был установлен 13 октября 1995 года в Воронеже в сквере, который получил название «Бунинский», в честь 125-лет со дня его рождения. Поэт изображён в час расставания с Россией. Он сидит на поваленном дереве, его поза символизирует тревогу и надежду. Рядом с ним на дереве лежит раскрытая книга. К ногам Бунина прижимается собака — символ навсегда уходящего дворянства, символизируя одиночество.

Cлайд 18

Источник: https://bigslide.ru/literatura/54069-sravnitelniy-analiz-stihotvoreniy-ia-bunina-i-is-t.html

Бунин собака история создания. Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)

  • «Собака» Иван Бунин
  • Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
    Ты смотришь золотистыми глазами
    На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
  • На метлы гулких, дымных тополей.
  1. Вздыхая, ты свернулась потеплей
    У ног моих — и думаешь… Мы сами
    Томим себя — тоской иных полей,
  2. Иных пустынь… за пермскими горами.
  3. Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
    Седое небо, тундры, льды и чумы
    В твоей студеной дикой стороне.

    Но я всегда делю с тобою думы:
    Я человек: как бог, я обречен

  4. Познать тоску всех стран и всех времен.

Анализ стихотворения Бунина «Собака»

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств.

Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной
. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года.

В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького.

Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску.

Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом.

«Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак
. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине.

Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы».

Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Иван Бунин «Собака» Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей Ты смотришь золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,

На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей У ног моих — и думаешь… Мы сами Томим себя — тоской иных полей,

Иных пустынь… за пермскими горами.

  • Ты вспоминаешь то, что чуждо мне: Седое небо, тундры, льды и чумы В твоей студеной дикой стороне. Но я всегда делю с тобою думы: Я человек: как бог, я обречен
  • Познать тоску всех стран и всех времен.
  • Дата написания: 1909 год

Анализ стихотворения Бунина «Собака»

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые
поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и
чувств.

Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено
душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной
. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака»,
написанное в августе 1909 года.

В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако
холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он
создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке
Максима Горького.

Однако Бунин преподносит свое рифмованное
повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом.
Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так
как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает
самую настоящую тоску.

Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает,
что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается
лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно
доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом.

«Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит
собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая
удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как
мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской
иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак
. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног,
страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать
свои последние дни на чужбине.

Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы».

Бунин
отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он
«обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от
собственных желаний.

Философское направление присутствует в произведения многих авторов и поэтов, и Бунин Иван Алексеевич не становится исключением. Наиболее заметно данное направление в его произведение «Собака». Нужно сразу же отметить, что оно было написано в самом пике его творческой деятельности, в 1909 году.

Это произведение посвящено любимой собаке Максима Горького, лайке. Написано данное произведение летом, в тот момент, когда Иван Алексеевич впервые увидел данное животное.

Стоит отметить, что картина, которая родилась в произведение не соответствовала тому, что видел автор за окном. В данном произведение идет некий диалог главного героя с собакой, причем в произведение поэт отмечает будто бы общается со своей собственной собакой.

Несмотря на то, что произведение небольшое по своему строению, оно довольно таки яркое и запоминающиеся. Для того, чтобы сделать его таковым Иван Алексеевич использовал такие литературные приемы, как метафору, эпитеты, олицетворение и красочные прилагательные.

Так же очень важно будет сказать, что поэт считал, что только в стихотворениях метафорического плана можно раскрыть всю полноту картины и показать основную мысль, которую автор как раз таки хотел донести до читателя.

Написанию данного произведения сопутствовало состояние души данного поэта, его настроение. В целом это получилось весьма необычное, простое, но в тоже время наделенное глубоким смыслом произведение. Читая его, каждый человек сможет задуматься над тем, что действительно важно и ценно в этом мире, и это пожалуй одна из главных задач, которую автор возлагал на данное произведение.

11 класс по плану

Картинка к стихотворению Собака

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 10 класс
    Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкин написал в 1820 г., в самом начале своей ссылки на юг. За свои вольные высказывания в адрес чиновников, написание эпиграмм юный секретарь Коллегии иностранных
  • Заболоцкий
    Знаменитый советский поэт 50-х годов Николай Заболоцкий появился в литературе как мастер поэтических произведений и стал самым читаемым автором до настоящего периода. Все его мечты начать поэтическую деятельность сбывались постепенно.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс
    «Листок, гонимый бурей» всегда символичен в русской поэзии. Вот и М. Ю. Лермонтов решил увековечить этот образ в своём стихотворении, написанном в 1841 году. Аллегорична вся описываемая поэтом ситуация, за природой кроется общество,
  • Анализ стихотворения Пушкина Воспоминание
    Создано это душевное стихотворение Александром Сергеевичем Пушкиным было в 1828 году, в эти годы он был уже достаточно известным поэтом. Большое количество произведений Пушкина написанных именно на этом отрезке творческой жизни,
  • Анализ стихотворения Блока О весна без конца и без краю
    Александр Александрович Блок — замечательный поэт, удивительный человек, с тонкой и чувствующей душой. Каждое его произведение пронизано эмоциями, чувствами, глубоким смыслом. Сегодня более подробно хочется поговорить о произведении

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)

Который первым в России был удостоен получить всемирно известную Нобелевскую премию. Его перу принадлежит огромное количество рассказов, повестей и стихотворений. Одним из чутких и проникновенных произведений Ивана Бунина является «Собака».

Комментарий к стихотворению

Анализ стихотворения Бунина «Собака» можно начать, оттолкнувшись от истории его создания. Оно было написано летом 1909 года, в августе. В то время автор всё лето находился в Ельце на даче. Лето — это время тепла, солнечных дней, время отдыха и веселья.

Но анализ стихотворения Бунина «Собака» показывает, что поэту в то время было вообще не до веселья или радости. Произведение пронизано мотивами грусти и тоски. В первой строфе стихотворения мы видим, что лирический герой обращается к кому-то, говоря ему: «Мечтай!». При этом описана окружающая обстановка: вьюга, снег, гул тополей, чувствуется холод.

Если вспомнить, что стихотворение было написано летом, сразу приходит мысль, что лирическому герою очень холодно и тоскливо, но с чем же связана его тоска? Далее мы видим собаку, которая свернулась у ног лирического героя. Он обращается к ней, говоря, что она о чём-то думает.

Но здесь возникает мысль, кому принадлежит эта тоска — собаке или всё-таки лирическому герою? Он тоскует по иным местам, по иным пустыням и лесам. Он говорит, что собака вспоминает то, что чуждо ему: седое небо, тундру, льды. И в финале он говорит, что делит свои мысли с собакой.

Получается, что с помощью описания образа собаки автор показывает свою тоску, скорбь и уныние, которые одолевают душу лирического героя. Анализ стихотворения Бунина «Собака» показывает, что лирический герой считает себя обречённым познать тоску всего мира.

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)

Основные художественные средства стихотворения

Основным средством выразительности стихотворения Бунина «Собака» является параллелизм. Через описание окружающей среды выражены чувства лирического героя, в природе холодно, ветер, вьюга, такие же несчастья одолевают и душу героя.

Ещё одним средством выразительности в «Собаке» Бунина является развёрнутая метафора: с помощью образа собаки передан образ человека, одинокого и тоскующего.

В стихотворении присутствуют и другие средства выразительности: олицетворение — в стихотворении происходит персонализация собаки, которая думает, мечтает, тоскует, которая понимает лирического героя и разговаривает с ним; обращение «Мечтай»; эпитеты «золотистые глаза», «вьюжный двор», «гулкие, дымные тополя», «седое небо», «студёная дикая сторона» — они рисуют картину, описанную в стихотворении, читатель видит чётко эту холодную зиму, которая поселилась в душе у лирического героя; сравнение — «как бог»; использование в финале гиперболы «тоска всех стран и всех времён» усиливает то, что чувствует лирический герой и показывает, что победить это он не может.

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)

Заключение: тема стихотворения

Анализ стихотворения Бунина «Собака» показывает, что использование большого количества средств художественной выразительности помогает сильнее раскрыть тему. Сделать ее более глубокой.

Темой «Собаки» Бунина являются тоска и одиночество. Лирический герой задыхается от одиночества и безысходности, ему даже не с кем поговорить, кроме собаки.

Идея стихотворения состоит в том, что человек обречён понять несчастье и тоску всего мира, поэтому ему сложно познать счастье.

Произведение имеет философскую направленность, свойственную всему творчеству поэта, и в качестве прототипа основного персонажа стихотворения использует сибирскую лайку, собаку, хозяином которой является его хороший друг Максим Горький.

Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя, при этом композиционная структура произведения представляется в виде простого монолога, обращенного к собаке, который сопровождается максимально естественными описаниями тоскливой погоды, вызывающей в душе поэтического рассказчика депрессивные настроения. Ярким подтверждением этому является изображение поэтом холодной вьюги, заснеженного двора и непогоды в летний августовский период, когда автор находится на снятой им даче в непогожий дождливый день, вынужденный не покидать пределы помещения.

Образ собаки в стихотворении представляется автором в качестве животного, не имеющем клички, с грустными желтыми глазами, переполненными тоскливым взглядом, связанным с воспоминаниями о его прошлой жизни.

Поэт применяет в произведении выразительный художественный прием аналогии, сравнивающий человеческую душу с душой пса, подтверждающий их одинаковое отношение к воспоминаниям о родных местах, по которым скучают и человек, и собака, а также подчеркивающий своеобразное сходство характерных черт человека и пса. При этом поэт утверждает, что существует преимущество человека перед собакой, поскольку возвращение к родным истокам является правом выбора людей, влияющим на их дальнейший жизненный путь, тогда как животные вынуждены быть там, где их хозяин, не выбирая свое предназначение.

Основная мысль стихотворения заключается в убеждении самого себя и окружающих о душевности любого божьего создания, умеющего испытывать любовь, страдания, волнения и признательность за хорошее отношение к нему.

Однако поэт демонстрирует отсутствие у животного способности понять душевное настроение человека и, соответственно, проявить какое-либо сочувствие, поскольку видит в человеке высшее земное создание, которое обречено на всемирную тоску, независящую от его собственного желания.

Вариант 2

Есть довольно известная цитата о том как человек становится животным (фигурально выражаясь, к примеру, при помощи определенного поведения или отношения к действительности) для того чтобы отринуть боль человеческого существования. Действительно, пребывание в человеческом теле – не самая легкая и приятная задача.

С одной стороны, конечно, такое положение дел является большой радостью и открывает целый спектр невообразимых возможностей, но с другой стороны обладание человеческим телом предполагает обладание большой ответственностью, ведь именно люди имеют осознание самих себя.

Конечно, вопрос является в некоторой степени дискуссионным, но как отправной пункт мы можем считать возможность именно человека обладать моральным выбором, пониманием собственной конечности и, главное, свободной (хотя бы в какой-то степени) волей. На самом деле этот перечень возможно продолжать и далее, есть много аспектов, которые накладывают на людей, так сказать, особое бремя бытия.

Именно поэтому, когда мы смотрим на животных, то видим принципиально иные создания. В животных нередко воплощается образ другого, иного существа, которое на фундаментальном уровне отличается от нас самих. За такими раздумьями, вероятно, проводил когда-то минуты и сам Бунин, который в стихотворении Собака описывает, то как он наблюдает за собственным псом.

Анализ стихотворения Собака по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание
    «Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.
  • Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс
    Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень — унылая пора — очей очарованье, пышное природы увяданье, которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема
  • Анализ стихотворения Пушкина Сожженное письмо и история его создания
    Одесса – город любви, надежд, вдохновения. Именно сюда А.С.Пушкин переезжает из Кишинева. Поэт устраивается в канцелярию, которой заведовал граф Михаил Воронцов. Отношения между графом и поэтом складываются хорошо
  • Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина
    Цикл стихов Персидские мотивы был подобен яркой вспышке, которая порой озаряет горящий факел прежде чем он полностью потухнет. Поездка Есенина на Кавказ и в Азию, начавшаяся в 1924 году принесла поэту немало положительных
  • Анализ стихотворения Дорогая сядем рядом Есенин
    Стихотворение было написано Есениным в 1923 г. Считается, что оно посвящено очередной возлюбленной поэта – актрисе А. Миклашевской.
    Произведение относится к жанру любовной лирики

Источник: https://bogemasamara.ru/bunin-sobaka-istoriya-sozdaniya-analiz-stihotvoreniya-bunina-sobaka-11/

271,Анализ стихотворения Бунина «Собака» (видео)

Главная / Разное /  

  • «Собака» Иван Бунин
  • Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей Ты смотришь золотистыми глазами На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
  • На метлы гулких, дымных тополей.
  1. Вздыхая, ты свернулась потеплей У ног моих — и думаешь… Мы сами Томим себя — тоской иных полей,
  2. Иных пустынь… за пермскими горами.
  3. Ты вспоминаешь то, что чуждо мне: Седое небо, тундры, льды и чумы В твоей студеной дикой стороне. Но я всегда делю с тобою думы: Я человек: как бог, я обречен
  4. Познать тоску всех стран и всех времен.

Полный текст стихотворения «Собака» И. А. Бунин

  • Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
  • Ты смотришь золотистыми глазами
  • На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
  • На метлы гулких, дымных тополей.
  • Вздыхая, ты свернулась потеплей
  • У ног моих — и думаешь… Мы сами
  • Томим себя — тоской иных полей,
  • Иных пустынь… за пермскими горами.
  • Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
  • Седое небо, тундры, льды и чумы
  • В твоей студеной дикой стороне.
  • Но я всегда делю с тобою думы:
  • Я человек: как бог, я обречен
  • Познать тоску всех стран и всех времен.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Собака»

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)

Картина, описываемая Иваном Буниным в стихе «Собака», не соответствует тому, что он наблюдал за окном в августе 1909 года. Домик в Ельце, жара, пылает красками окружающая природа, а в душе поэта – самая морозная зима: во дворе бушует метель, сильный снегопад стучится в окно и собирается на раме, глухо и протяжно шумят деревья.

Образ собаки – без клички, поэт отмечает изменения в ее облике: тускнеет взгляд. Пес созерцает зимний пейзаж и, продрогнув от холодных картин, в надежде согреться сворачивается клубочком у ног поэта. Следует отметить, что в действительности у Бунина не было четвероногого друга, а под описание попала сибирская лайка другого литератора – Максима Горького.

Автор наделяет животное человеческой способностью мыслить, «вспоминать»: о покинутых родных землях, где все и радостно, и печально одновременно. Собака скучает по серому небу, «льдам и чумам». Лирический герой – хозяин пса делится и своими мыслями. Глобальнее думы человека, печальнее – «тоска всех времен».

С образом мысли самого бога сравнивает он человеческую скорбь о судьбах мира. Бунин считает, что в отличие от животных, люди – высшие существа на земле, потому то и горестей на их долю выпадает уж куда больше.

При этом поэт признает, что неслучайно рождаются образы желанных далеких земель. Сам человек создает у себя подобное настроение: серое, подавленное, ностальгическое.

Моменты из прошлого, цепляясь друг за друга, разворачиваются во внезапно всколыхнувшейся памяти и зовут в другое время, обесценивая настоящее и будущее.

Читаются строки стихотворения «Собака», и будто из неоткуда наплывает призрачный туман, навевая философские размышления о человеческой печали. «Мечтай, мечтай», – говорит хозяин псу, давая волю собственным грезам прорваться сквозь молчание души и вылиться в поэтических строках.

Нет яркости в произведении, с помощью большого количества глухих согласных создается атмосфера меланхолии, душевного холода. И будто нет во вселенной такого солнца, способного согреть, растопить нахлынувшую зиму; как внезапный нежеланный гость, как заставляющая замирать смерть, пришла она и поселилась в летней хижине поэта.

Анализ стихотворения Бунина «Собака»

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств.

Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной. Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года.

В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать. Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького.

Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом. Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме». В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску.

Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств. Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом.

«Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу. И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине.

Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы».

Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Бунин

Собака

Картинка к стихотворению Собака

Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)

Это интересно: 272,Анализ стихотворения Бунина И, а, «поэт»

Слушать стихотворение аБунина Собака

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://school1208.ru/raznoe/271-analiz-stihotvoreniya-bunina-sobaka.html

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Собака»

В своих литературных произведениях нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин, как и любой классик своего времени, любил философствовать о жизни, предназначении человека и окружающем его мире. Лирику писатель очень любил, именно в ней он мог выразить свое настроение и отношение к происходящему.

И теперь, прежде чем приступить к теме «Бунин: анализ стихотворения «Собака», необходимо сразу отметить, что очень часто в своих произведениях Бунин использовал аллегорические образы, которые помогали ему точнее выражать мысли. Поведение животных, растений, сказочных или мифологических персонажей, каких-то неживых предметов в его стихах интерпретируются в переносном значении.

Полный текст стихотворения «Собака» И. А. Бунин

  • Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
  • Ты смотришь золотистыми глазами
  • На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме,
  • На метлы гулких, дымных тополей.
  • Вздыхая, ты свернулась потеплей
  • У ног моих — и думаешь… Мы сами
  • Томим себя — тоской иных полей,
  • Иных пустынь… за пермскими горами.
  • Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
  • Седое небо, тундры, льды и чумы
  • В твоей студеной дикой стороне.
  • Но я всегда делю с тобою думы:
  • Я человек: как бог, я обречен
  • Познать тоску всех стран и всех времен.

Краткий анализ стиха «Собака» И. А. Бунин

Вариант 1

Во многих творческих работах Ивана Алексеевича Бунина присутствуют философские размышления о человеке, его роли и месте в окружающем мире.

Сам автор считал, что именно в стихотворении можно целиком и полностью показать свои эмоции, высказать мысли, дать оценку происходящим событиям.

Одной из наиболее частых тем, которые поднимал Бунин в своих произведениях, была тема взаимоотношений человека и животного. Автор пытался донести до нас, что каждое живое существо имеет душу, может любить и ненавидеть, радоваться и грустить.

Одним из наиболее ярких произведений раскрывающих данную тему стало стихотворение «Собака», написанное в 1909 году.

Летом 1909 года Иван Алексеевич гостил в Ельце, где снял дачный домик, надеясь продуктивно поработать. То лето выдалось очень холодным, с частыми дождями. Бунин пребывал в тоскливом настроении. В один из дней автор решает написать стихотворение «Собака».

Это произведение Иван Алексеевич решил посвятить собаке своего друга Максима Горького. Но вчитываясь в строки стихотворения, кажется, что автор общается с собственной собакой. В глаза бросается тот факт, что повествование ведется совсем не в летний день.

«Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжный двор, на снег, прилипший к раме…»

Это и не удивительно, ведь лето выдалось холодным, и Бунин практически все время вынужден был провести в дачном домике, наблюдая, как капли дождя катятся по оконной раме, навивая на автора печаль и тоску.

Что характерно, Иван Алексеевич наделяет героя стихотворения аналогичным тоскливым настроением. Пес, находясь у ног хозяина, мечтает о седом небе, тундре, льдах и чумах.

Автор делает вывод о том, что он, как и этот пес, также мечтает совершенно о другом, его мысли находятся далеко от этой глубинки.

Проводя сравнение между человеком и животными, Бунин делает вывод о том, что человек все же выше животного, ведь может понять чувства другого, утешить, протянуть руку помощи.

С помощью слов человек может объяснить свои чувства и эмоции, в отличие от пса, который свернулся калачиком у ног хозяина, доживая свой век.

Человек является тем творением, которому уготовано «познать тоску всех стран и всех времен».

Вариант 2

Картина, описываемая Иваном Буниным в стихе «Собака», не соответствует тому, что он наблюдал за окном в августе 1909 года. Домик в Ельце, жара, пылает красками окружающая природа, а в душе поэта – самая морозная зима: во дворе бушует метель, сильный снегопад стучится в окно и собирается на раме, глухо и протяжно шумят деревья.

Образ собаки – без клички, поэт отмечает изменения в ее облике: тускнеет взгляд. Пес созерцает зимний пейзаж и, продрогнув от холодных картин, в надежде согреться сворачивается клубочком у ног поэта. Следует отметить, что в действительности у Бунина не было четвероногого друга, а под описание попала сибирская лайка другого литератора – Максима Горького.

Автор наделяет животное человеческой способностью мыслить, «вспоминать»: о покинутых родных землях, где все и радостно, и печально одновременно. Собака скучает по серому небу, «льдам и чумам». Лирический герой – хозяин пса делится и своими мыслями. Глобальнее думы человека, печальнее – «тоска всех времен».

С образом мысли самого бога сравнивает он человеческую скорбь о судьбах мира. Бунин считает, что в отличие от животных, люди – высшие существа на земле, потому то и горестей на их долю выпадает уж куда больше.

При этом поэт признает, что неслучайно рождаются образы желанных далеких земель. Сам человек создает у себя подобное настроение: серое, подавленное, ностальгическое.

Моменты из прошлого, цепляясь друг за друга, разворачиваются во внезапно всколыхнувшейся памяти и зовут в другое время, обесценивая настоящее и будущее.

Читаются строки стихотворения «Собака», и будто из неоткуда наплывает призрачный туман, навевая философские размышления об одиночестве и человеческой печали. «Мечтай, мечтай», – говорит хозяин псу, давая волю собственным грезам прорваться сквозь молчание души и вылиться в поэтических строках.

Нет яркости в произведении, с помощью большого количества глухих согласных создается атмосфера меланхолии, душевного холода. И будто нет во вселенной такого солнца, способного согреть, растопить нахлынувшую зиму; как внезапный нежеланный гость, как заставляющая замирать смерть, пришла она и поселилась в летней хижине поэта.

Вариант 3

Анализ стихотворения Бунина “Собака” можно начать, оттолкнувшись от истории его создания. Оно было написано летом 1909 года, в августе. В то время автор всё лето находился в Ельце на даче. Лето — это время тепла, солнечных дней, время отдыха и веселья.

Но анализ стихотворения Бунина “Собака” показывает, что поэту в то время было вообще не до веселья или радости. Произведение пронизано мотивами грусти и тоски. В первой строфе стихотворения мы видим, что лирический герой обращается к кому-то, говоря ему: “Мечтай!”.

При этом описана окружающая обстановка: вьюга, снег, гул тополей, чувствуется холод.

Если вспомнить, что стихотворение было написано летом, сразу приходит мысль, что лирическому герою очень холодно и тоскливо, но с чем же связана его тоска? Далее мы видим собаку, которая свернулась у ног лирического героя. Он обращается к ней, говоря, что она о чём-то думает. Но здесь возникает мысль, кому принадлежит эта тоска — собаке или всё-таки лирическому герою? Он тоскует по иным местам, по иным пустыням и лесам.

Он говорит, что собака вспоминает то, что чуждо ему: седое небо, тундру, льды. И в финале он говорит, что делит свои мысли с собакой. Получается, что с помощью описания образа собаки автор показывает свою тоску, скорбь и уныние, которые одолевают душу лирического героя. Анализ стихотворения Бунина “Собака” показывает, что лирический герой считает себя обречённым познать тоску всего мира.

Стихотворение «Собака» – анализ по плану

Вариант 1

Стих был написан в 1909 году, летом. В центре сюжета два одиноких живых существа – человек и собака, которые оказались рядом в тоскливый пасмурный день.

Теперь каждый думает о своем, у каждого прослеживается грусть воспоминаний и радость мечтаний. В этом весь Бунин.

Анализ стихотворения «Собака» наталкивает на то, что классик был уверен: именно в стихотворениях аллегорического или метафорического плана можно полностью раскрыть свои эмоции и дать оценку всему происходящему.

Состояние души

Этому творческому порыву предшествовало одно событие: Иван Алексеевич летом того года заехал погостить в любимый город детства и отрочества – Елец. Здесь он любил уединиться и спокойно заняться работой. Лето выдалось очень дождливым и холодным.

На Бунина это сильно действовало: напала легкая хандра. Он практически не выходил из дома и наблюдал за переменой погоды из своего окна, по раме которого стекали капли дождя.

И вот в один из таких дней именно собаке решил посвятить свое стихотворение Бунин.

Анализ стихотворения «Собака» говорит о том, что и своего лирического героя поэт наделяет грустным настроением, от которого приходят в голову всякие философские мысли. Собаке он дает возможность мечтать о тундре, льдах, в общем, о том месте, где собака чувствовала себя среди соплеменников свободной и счастливой. Автор ловит себя на мысли, что он тоже думает о чем-то далеком и незримом.

Если начинаешь анализировать первые четыре столбца этого прекрасного стихотворения, буквально сразу представляешь себя в укромном уголке, среди провинциальной природы, куда всегда хочется убежать от городской суеты. И все это делается для того, чтобы уединиться и побыть один на один со своими мыслями.

Это преднамеренное одиночество и способствует отличному лирическому настроению. В эти минуты, когда никого рядом нет, и можно заняться своим любимым делом – рисовать, читать книгу, писать стихи или музыку.

Такая сосредоточенность позволяет сконцентрировать свои творческие силы и в действительности создать что-то новое для души – личное и уникальное.

Невидимая связь

Немым свидетелем такого состояния души главного героя оказалась собака, которая лежала у него под ногой калачиком, поджавши хвост от непогоды. Она греется, и от этого автора становится немного легче на душе.

Он начинает с ней мысленный диалог и пытается проникнуть к ней в душу. Тем самым очеловечиваются ее мысли: вместе с поэтом сейчас животное грустит и мечтает о тех местах, где ему когда-то было привычно хорошо и вольно.

Герой задумывается над тем, как Бог, пришедший на землю, познал одиночество, тоску и печаль.

Так и каждый человек, какого бы достатка он ни достиг, в какой бы стране ни рос, в какое бы время ни жил, все равно пройдет через все это. В этом действительно проявился сам Иван Бунин.

«Собака» — одно из многочисленных его стихотворений, в котором он в очередной раз подчеркивает, что поэзия — это дар Божий, прикоснуться к которому и почувствовать его в полной мере, не каждому дано.

Он четко уяснил для себя: поэт может писать стихи не для всех, и нет ничего страшного в том, что понять их дано немногим.

Предчувствие

Самое главное — Бунин смутно предчувствовал лихие события, которые потрясут его любимую Россию и в буквальном смысле уничтожат ее. В самый разгар революции он покинет родные края и сначала уедет в Одессу в 1918 году, а через два года второй его родиной станет Франция, где его и похоронят на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

До 1955 года его литературные труды не печатались, но потом некоторые из них стали издаваться в СССР. Бунин стал писателем первой волны русской эмиграции. А некоторые острые его произведения были разрешены к печати только в годы перестройки времен Горбачева.

Вариант 1

Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных мыслей и чувств. Бунин нередко проводит параллель между людьми и животными, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что любое создание Божье наделено душой, которая умеет любить, страдать, волноваться и быть признательной.

Примером таких рассуждений может служить стихотворение «Собака», написанное в августе 1909 года. В это время Бунин находится в Ельце, где снимает на лето дачу, рассчитывая плодотворно поработать.

Однако холодное и дождливое лето наводит на поэта тоску. В один из вечеров он создает стихотворение «Собака», которое посвящено сибирской лайке Максима Горького.

Однако Бунин преподносит свое рифмованное повествование таким образом, будто бы ведет диалог с собственным псом.

Причем, вносить серьезные коррективы во время года, указывая «на вьюжный двор, на снег, прилипший к раме».

В этом нет ничего удивительного, так как Бунин, вынужденный безвылазно сидеть в дачном домике, испытывает самую настоящую тоску.

Этими же чувствами он наделяет безымянную собаку, обращаясь к ней со словами: «Мечтай, мечтай». Поэт доподлинно знает, что даже дворовой пес может испытывать всю гаму чувств.

Что же касается лайки Максима Горького, то в ее желтых глазах Бунину неоднократно доводилось видеть тоску, которую он приписывал воспоминаниям о прошлом.

«Седое небо, тундра, льды и чумы» — вот что, по мнению автора, тревожит собачью душу.

И Бунин тут же проводит аналогию с самим собой, делая удивительное открытие: он сам ничем не лучше этой собаки, так как мыслями находится далеко от российской глубинки и также томится «тоской иных полей, иных пустынь».

Находя общие черты между человеком и животным, Бунин все же ставит людей несколько выше, чем собак. Объясняет он это тем, что пес, свернувшийся калачиков возле его ног, страдает от того, что не может вернуться на север, и вынужден доживать свои последние дни на чужбине.

Однако собака не в состоянии понять, что в этот момент творится в душе человека, она не может проявить сочувствие. В то же время автор признается: «Я всегда делю с тобою думы». Бунин отмечает, что человек является высшим существом на земле, поэтому он «обречен познать тоску всех стран и всех времен» вне зависимости от собственных желаний.

Источник: https://litfest.ru/analiz/sobaka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]