Школьник — краткое содержание произведение некрасова

Тема стихотворения Некрасова «Школьник», анализ которого вы найдете ниже, — жизнь русской глубинки и вера в светлое будущее. Перед нами одна из настоящих жемчужин русской поэзии.

Яркий, живой язык, близкие поэту образы простого народа делают стихотворение особенным. Строчки легко запоминаются, перед нами при прочтении будто возникает картинка.

Стихотворение входит к обязательным для изучения в школьной программе. Изучают его ученики в шестом классе.

Предлагаем вам краткое содержание стихотворения, описание его тематики и анализ, а также откроем вам небольшой секрет: о ком же в поэзии говорит Некрасов, кто этот загадочный «архангельский мужик», ставший «разумным и великим».

Школьник - краткое содержание произведение Некрасова

О некрасове

Н. А. Некрасов – классик, писатель и публицист. Известен своими поэмами «Кому на Руси жить хорошо» и «Русские женщины».

Он же автор стихотворения о дедушке Мазае и зайцах.

Писатель старался писать наиболее простой и легкой речью, максимально приближенной к народному стилю. Диалектизмы и просторечные выражения придавали его слогу удивительную живость и искренность. Ярким примером служит речь стихотворения Некрасова «Школьник», анализ которого мы предоставим ниже.

Поэт вырос в семье помещика, который был грозой как для своих крепостных, так и для жены и детей. Постоянный террор и деспотизм отца оставили глубокие шрамы на сердце писателя, многие переживания он выплеснул в своих произведениях.

Будучи сыном помещика, он всем своим сердцем сочувствовал простому народу, принимая его беды и лишения.

В 16 лет юный поэт оказался совершенно без помощи и поддержки отца, но он, как и герой нашего произведения, не оплошал и добился своей цели.

Школьник - краткое содержание произведение Некрасова

О стихотворении

Произведение Некрасова «Школьник» – одно из самых известных его стихотворений. Написано оно удивительно легким звонким языком, о народе и для народа.

Главным героем становится простой сельский мальчишка-школьник. Он храбро идет еловым лесом, впереди его ждет достойное занятие – учеба. Автор в образе извозчика встречает его и предлагает подвезти.

На долгом пути герои разговаривают, и извозчик восхищается школьником, который стыдится порванной изношенной одежды, но гордится книжечкой в котомке.

Автор всячески подбадривает мальчика, говоря, что ждет его светлый путь, главное — не робеть, не лениться.

Школьник - краткое содержание произведение Некрасова

Краткое содержание

Стихотворение начинается окриком на свою лошадку извозчика. Он видит мальчика, худого, бедного, с грязными от длительной ходьбы ногами и «книжкой в котомке». Мальчик на предложение подвезти быстро забирается в убогую телегу, и герои едут дальше разговаривая.

После прочтения сразу становится ясно, кого подразумевал Некрасов в стихотворении «Школьник». Это собирательный образ всего народа, который беден и голоден, но стремится к знанию, не боится трудностей и тревог. Писатель испытывает гордость за своих сверстников, которые, сбивая в кровь ноги, стремятся стать кем-то.

Упоминается в стихотворении еще один персонаж: «архангельский мужик», который «по своей и Божьей воле стал разумен и велик». Эти строчки – о величайшем ученом, математике, физике, биологе и филологе Михаиле Ломоносове, который родился в маленькой деревушке, но стал академиком, профессором и преподавателем. Вот на такое будущее намекает автор, пророча его маленькому мальчику-школьнику.

Школьник - краткое содержание произведение Некрасова

Образы стихотворения Некрасова «Школьник». Анализ

Главный центральный образ произведения – бедный оборванный мальчишка-школьник, бредущий лесом, скорее всего, на учебу. Извозчик, посадивший мальчика на свою телегу, и сочувствует ему, и подбадривает ученика, что он на верном пути, знания — путь к выходу из нищенской жизни. При этом рассказчик сквозь грусть и жалость к бедному школьнику говорит о радости и вере в его внутреннюю силу.

Проблематика стихотворения Некрасова «Школьник» (анализ которого сейчас часто выполняют на уроках литературы современные ученики) – это и сопереживание, и страдание сердца поэта от безысходной, нищей жизни в деревнях, и одновременно гимн сильному, целеустремленному народу. Эти простые, искренние люди не грустят о своей горькой судьбе, а борются с невзгодами и тревогами, и даже в бедствии стремятся к знаниям, верят в светлое будущее.

Школьник - краткое содержание произведение Некрасова

Тема стихотворения «Школьник» Некрасова

Произведение поднимает несколько актуальных и сегодня тем. Это и трудное детство, лишенное многих радостей, и трагическая судьба русской глубинки, и детей родом оттуда. Но не только грусть в произведении. Со стороны мальчика светлые чувства читателей вызывает его характер, достойная борьба с трудностями и бедами.

Несмотря на непогоду и обветшалую одежду, он каждый день бредет к школе, и путь его может составлять не один километр. Тяжело представить на его месте современных учеников, приезжающих в школу на комфортных автобусах или машинах родителей.

К счастью, эти дети не вынуждены жертвовать своим здоровьем ради учебы, но вопрос немного о другом: а стали бы они делать это, если бы магическим образом вдруг оказались в дальней деревушке двести лет назад? Скорее всего, нет, учеба для них – надоевшее занятие.

Для героя стихотворения Некрасова же это благородная цель, ради которой холодный далекий пеший путь совершенно не кажется чем-то трудным. Он – плата за заветную «грамоту».

Н. А. Некрасов («Школьник» — одно из ярчайших произведений поэта) возносит хвалу целеустремленности будущего ученика.

В образе ямщика выступает сам автор и поддерживает мальчика, гордится знакомством с ним. Он рассказывает, что обязательно нужно хорошо учиться, ведь родители отдали все свои силы и сбережения, чтобы обеспечить будущее сыну. Светлая вера в то, что мальчик достойно себя поведет, справится – еще одна из тем произведения. Она придает стиху возвышенное, светлое настроение.

Выводы

Настоящие художники, поэты, писатели и творцы никогда не были оторванными от своего народа. К таким поэтам относился Н. А. Некрасов. «Школьник» – это гимн русскому народу и крестьянским детям, это преклонение перед светлой мечтой и надежда на светлое будущее.

Маленький школьник воплощает в себе образ всего народа – голодного и холодного, вкрай обнищалого, но не сдавшегося.

В пример ему случайный попутчик ставит великого ученого, славу и гордость русского народа – Михаила Васильевича Ломоносова. Такое же будущее автор желает и смелому, трудолюбивому мальчику. Но не только великого ученого вспоминает рассказчик, он верит во весь народ, которому под силу стать достойными сыновьями своей земли.

Источник: https://autogear.ru/article/231/376/kratkoe-soderjanie-tema-stihotvoreniya-nekrasova-shkolnik-analiz-stihotvoreniya/

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»

Школьник - краткое содержание произведение НекрасоваНекрасов – поэт, стихи которого отличаются силой и глубиной содержания. Он велик, как в смысле общественного значения своей лирики, так и в смысле энергии и силы поэтического вдохновения.

В 1856 году Н.А.Некрасов пишет жизнеутверждающее стихотворение «Школьник». 1856 год стал переломным в жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

В этом году Николай Алексеевич сумел справиться с тяжелой болезнью, и одновременно с этим улучшилось положение дел на литературном поприще – журнал «Современник», выпуском которого занимался поэт, становится популярным среди читателей. В этом же году появилось первое издание «Стихотворений Н.Некрасова». Этот сборник долго и тщательно готовился поэтом.

Воспользовавшись определенным снижением цензурного гнета, он включил в это сборник произведения, об издании которых еще совсем недавно невозможно было и думать. Книга имела колоссальный успех и была раскуплена в несколько дней.

В сборник вошло и стихотворение «Школьник», которое было написано летом 1856 года под Ораниенбаумом. Эти места неразрывно связаны с именем великого русского учёного М.В.Ломоносова, и этот факт нашел свое отражение в стихотворении «Школьник».

Читайте также:  Рике с хохолком - краткое содержание сказки перро

Впервые стихотворение было опубликовано в десятом номере журнала «Библиотека для чтения», еще до выхода сборника стихов Некрасова.

Основной темой стихотворения «Школьник» являются вопросы образования, об особенностях и возможностях которого и рассуждает лирический герой произведения.

Стихотворение «Школьник» включает в себя десять строф. Композиционно его можно разделить на три смысловые части.

В первой части, состоящей из вступительного четверостишия (первая строфа), автор описывает, как протекала поездка лирического героя.

Далее следует основная часть произведения (она включает в себя шесть с половиной строф), которая представляет собой монолог лирического героя. И в заключительной части лирический герой стихотворения обращается к «родной Руси».

В первом четверостишии стихотворения «Школьник» автор коротко, но выразительно описывает настроение лирического героя. Здесь и раздражение от медленно едущего коня: «Ну, пошел же, ради бога!» и недовольство однообразным пейзажем: «невеселая дорога». Заканчивается вступление тем, что проезжающий приглашает деревенского мальчика сесть в повозку, ибо им по пути.

Мальчик очень бедно одет, в его котомке лежит книга. Решив, что тот направляется в школу, лирический герой начинает рассуждать на тему образования. Причём образования не вельмож, а простых людей.

Он предполагает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями («издержал последний грош»), и подбадривает школьника, говоря ему «Не робей, не пропадешь!». В качестве примера успеха простых людей на поприще просвещения в стихотворении упоминается судьба М.В.

Ломоносова, о котором мальчик узнает на школьных занятиях: «Как архангельский мужик… Стал разумен и велик».

Речь лирического героя полна оптимизма, он предсказывает крестьянскому мальчику повторение судьбы Ломоносова: «Будешь в университете — Сон свершится наяву!». При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться.

Завершается стихотворение обращением лирического героя к родной стране, которую он считает способной порождать таланты из народной среды: «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!». Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

Проводя анализ стихотворения «Школьник», следует отметить, что автор использовал такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, который невольно ассоциируется с размеренным топотом конских копыт по дороге. Строфы представляют из себя четверостишия (катрены) с перекрестной схемой рифмовки, женская рифма в строках стихотворения перемежается с мужской.

Средства художественной выразительности, использованные Некрасовым в стихотворении «Школьник», разнообразны и многочисленны.

В первом четверостишии для описания настроения путника используется метафора «невеселая дорога». При описании облика деревенского школьника автор употребляет такие эпитеты, как «ноги босы», «грязно тело».

В последующих строфах встречаются эпитеты «последний грош», «добрая душа», «родная Русь».

В заключительных строках стихотворения автор использует такой прием, как противопоставление (антитеза).

Людей, стремящихся любой ценой получить образование, он противопоставляет людям недалеким, равнодушным ко всему.

Для первых он использует такие яркие эпитеты, как «добрые», «благородные», «сильные любящие душой», а вторых награждает презрительными эпитетами «тупые», «холодные», «напыщенные собой».

Нашлось место в стихотворении и аллегории. Говоря о перспективах поступления школьника в университет, автор использует выражение «сон свершится наяву», то есть произойдет нечто невероятное.

В стихотворении неоднократно используется и такая стилистическая фигура, как обращение, которое позволяет подчеркнуть волнение автора – «Ну, пошел же, ради бога!», «Не стыдися!», «Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!».

Главная мысль стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник» заключена в его последних пафосных строках, где автор говорит о способности Руси порождать талантливых людей, которые упорно продвигаются по трудной дороге знаний, в противовес людям, которых Некрасов называет «холодными, тупыми и напыщенными».

В стихотворении «Школьник» мне понравилось оптимистическое настроение автора, который обращается к молодому поколению с призывом к просвещению ради будущих великих свершений на благо России. Он верит в успех народных талантов, верит в то, что простые крестьянские дети смогут достичь значительных высот, как это удалось «архангельскому мужику» Михайле Ломоносову.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/nekrasov/analiz_shkolnik/

Краткое содержание «Школьник» Некрасов

Некрасов много путешествовал по стране и видел разные картины из жизни крестьян, которые навевали на писателя грусть. Писатель вопреки всему верил в силу духа народа, а значит верил и в то, что крестьяне станут хозяевами своей жизни.

Эта вера в лучшее видна и в стихотворении Н.А. Некрасова Школьник, что стало напутствием для людей, которые решили испытать судьбу и выбиться в люди.

Написал его поэт в 1856 году, а чтобы познакомиться с сюжетом, предлагаем работу Некрасова Школьник и его краткий пересказ.

Некрасов: Школьник

Стихотворение Школьник представлено в виде монолога, где лирический герой рассуждает о судьбе крестьянского мальчика, что отправился в город, дабы сесть за школьную парту.

Итак, извозчик на дороге встречает бедно одетого ребенка с босыми ногами. Он предлагает будущему школьнику сесть к нему в телегу. Мальчик робко соглашается, стыдясь за свой внешний вид. Но в его глазах читается и гордость. Ведь в сумке находится книга, которую отец купил на последние деньги.

Купил, чтобы сын смог пойти учиться и в последствии выбиться в люди. Это и восхитило извозчика, который увидел стремление мальчика изменить жизнь.

Он решил подбодрить ребенка и приводил в пример архангельского мужика, Ломоносова, что был также из глуши, но это не помешало ему стать великим математиком и ученым.

Извозчик говорит, что мир не без добрых людей и кто-то обязательно повезет его в столицу, где он сможет закончить после школы университет. А дальше открываются широкие возможности, где главное трудиться и за труд твой воздастся.

Далее Некрасов в стихотворении Школьник, признается в любви к своей стране, за ее таланты. Любит поэт свой край и за то, что из народа выходят славные люди, которые выделяются среди холодной и напыщенной толпы.

Познакомившись с работой Некрасова Школьник мы можем выделить двух героев. Центральным персонажем в стихотворении является школьник — крестьянский мальчик, который несмотря на бедность, имеет цель и к ней идет. Цель — получить знания и выбиться в люди.

Второй герой — извозчик. Это человек, который дарит мальчику надежду на светлое будущее. Он поддерживает его и дает верные наставления, утверждая, что знания — это путь, который поможет выбраться из нищеты.

Главная мысль

В основу сюжета писатель положил свои размышления о нелегкой судьбе крестьян и о том, что и среди них очень много талантов. Делясь своими мыслями Некрасов в стихотворении выводит и главную мысль, где призывает детей не стыдиться своего положения и вопреки всему не изменять своему стремлению учиться, утверждая всем известную истину: любой труд всегда вознаграждается.

Послушать стихотворение

Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-shkolnik-nekrasov.html

Краткое содержание: Школьник (Некрасов)

  • —   Ну, пошел же, ради бога!
  • Небо, ельник и песок —
  • Невеселая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Так проезжающий приглашает школьника подвезти его до школы, которая нередко находи­лась далеко от маленького села, в большой де­ревне. Затем автор дает описание того, кто устре­мился за знаниями.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Здесь и сам попутчик, видя книжку в котом­ке, убеждается, что мальчик идет за знаниями. Да и отец школьника, понимая важность уче­ния, последний грош истратил на сына. Старая же дьячиха четвертачок отдала мальчику. Его ей подала на чаек проезжая купчиха.

Читайте также:  Краткое содержание шарль перро золушка

Тут попутчик задается вопросом, что мальчик может быть из дворовых (при крепостном праве дворня — домашняя прислуга в помещичьем до­ме). Хозяева имели право отпускать своих дво­ровых людей. Поэтому попутчик словно утешает его, что он не пропадет, хотя теперь находится не при дворе хозяина.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый —

Не робей, не пропадешь!

Все трудности, преодолеваемые для того, что­бы попасть в школу и получить знания в скором времени окупятся. Ведь только там школьник сможет понять, что простой мужик может быть разумным и величественным благодаря своим знаниям и при помощи божьей воли.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.

Возможно, после окончания школы как-ни­будь доберется бывший школьник и до Москвы. А там будет прекрасная возможность сделать сон явью — учиться в университете.

  1. Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву,
  2. Будешь в университете —
  3. Сон свершится наяву!

А знания, полученные за годы в университете, откроют юноше дорогу в новый мир. Нужно толь­ко не лениться и постоянно трудиться. И только русский человек, по мнению попутчика, обладает такой уникальной способностью — постоянно трудиться. Этим герой и восхищается. Только родная Русь способна рождать таких людей.

  • Там уж поприще широко:
  • Знай работай да не трусь…
  • Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!
  • И значительное место среди одаренных людей отводится именно простому мужику, то есть че­ловеку из народа.

Окружающая богатая природа наделила его необычайными способностями. Край показал все свои красоты, а также беды, которые такой ученый человек, возможно, сможет облегчить. Родная Русь поселила в его сердце добро и бла­городство.

Поэтому люди из народа сильны не только телом, но и любящей душой. Своим таким вну­тренним содержанием они превосходят и даже порой не выдерживают сравнения с богатыми, но напыщенными и тупыми людьми.

  1. Не бездарна та природа,
  2. Не погиб еще тот край,
  3. Что выводит из народа Столько славных то и знай, —
  4. Столько добрых, благородных,
  5. Сильных любящей душой,
  6. Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Богатство приносит только холод и смирение. Но человек из народа, вооруженный знаниями, сможет изменить жизнь к лучшему. Такое впе­чатление возникает от всего стихотворения. Но чтобы появился такой человек, которому суждено жить не только среди народа, но и для народа, нужно получить те знания, к которым стремится маленький школьник, шагающий по нелегкой и длинной дороге знаний.

В стихотворении «Школьник» Николай Не­красов ярко показывает образ человека, кото­рый стремится к знаниям. И он стремится к ним не только ради собственной выгоды.

Подростку полученное образование не только даст возмож­ность узнать намного больше о том мире, в кото­ром он живет, но и попробовать в будущем пойти дальше. Например, поступить в университет.

Тяга к таким знаниям порождает в маленьком человеке большое упорство, которое он проявля­ет в стремлении к знаниям. Он идет, возможно, в другое село, где стоит школа. Его село очень маленькое, и поэтому там школы нет.

Окружающие понимают, что мир требует ум­ного человека, поэтому отец отдает последние деньги, только чтобы сын его учился. Поэтом подчеркивается, что мальчик из народа. И это говорит о его упорстве и большой тяге к знани­ям.

Он верит, что именно такой человек, кото­рый прошел через все тяготы и лишения кресть­янской жизни сможет помочь с помощью своих знаний тому народу, из которого он сам в свое вре­мя вышел. Он, прожив половину жизни среди обездоленных и поняв с помощью учебы, что воз­можна совершенно иная жизнь, сможет попы­таться исправить ее.

Тяга к знаниям и упорство становится яркой чертой характера подростка из народа, описанного в этом стихотворении Нико­лаем Некрасовым.

На этой странице искали :

  • некрасов школьник краткое содержание
  • сообщение о некрасове краткое содержание
  • некрасов школьник
  • школьник некрасов
  • краткое содержание некрасов школьник

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-shkolnik-nekrasov.html

Николай Некрасов — Школьник: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

— Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок — Невеселая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело?

  • Это многих славный путь.
  • Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идёшь… Знаю: батька на сынишку
  • Издержал последний грош.
  • Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха
  • Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый —

  1. Не робей, не пропадёшь!
  2. Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле
  3. Стал разумен и велик.
  4. Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете —
  5. Сон свершится наяву!
  6. Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко
  7. Я люблю, родная Русь!
  8. Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа
  9. Столько славных то и знай,-
  10. Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных
  11. И напыщенных собой!

Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя.

При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности.

Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).

Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор.

Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем.

Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.

https://www.youtube.com/watch?v=jgCm5rqGFjc

Некрасов вспоминает о непростой судьбе Ломоносова и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты.

Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении.

Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.

Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.

Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей.

Читайте также:  Зима тревоги нашей - краткое содержание романа стейнбека

Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение.

Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.

Читать стих поэта Николай Некрасов — Школьник на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/nikolaj-nekrasov-shkolnik/

Краткая биография Некрасова Н.А. — основные моменты жизни

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821г в городе Немиров, в семье военного офицера и дочери посессионера. Детство писателя, проходившее в обстановке чрезмерной жестокости, разгульного образа жизни отца и покорности матери, оказало сильное влияние на его дальнейшее творчество.

С 1832г Коля Некрасов учился в гимназии. В 1838г он поехал в Петербург, поступать на военную службу – таково было пожелание отца. Но немного погодя, он убедился в своей тяге к обучению в университете. Вступительные испытания оказались не по зубам талантливому абитуриенту – юному Николаю пришлось стать вольным слушателем факультета филологии.

Отец в наказание за непослушание лишил Некрасова всяческой финансовой поддержки. Чтобы заработать на проживание, Николай Алексеевич сочинял стихи для «Литературной газеты», под псевдонимом «Пепельский» писал пьесы для Александрийского театра, зарабатывал частным преподаванием.

В 1840г он выпустил первый сборник стихов «Мечты и звуки», с таинственными инициалами «Н.Н.». Мнения критиков о сборнике рознились, успехов у читателей он также не имел. Писатель скупил большинство экземпляров сам и сжег их.

Разочаровавшись в поэзии, Некрасов подался в прозу. Так появились на свет водевили «Феоктист Онуфриевич Боб», «Вот что значит влюбиться в актрису», а также повесть «Макар Осипович Случайный».

С середины 1840-х гг. Николай Алексеевич увлекся издательством. В 1846г вместе с Панаевым он арендовал журнал «Современник», в котором выступил издателем и автором многочисленных опубликованных произведений.

В это время он написал известные поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Благодаря издательской деятельности Некрасова были раскрыты такие таланты, как И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И.

Гончаров, М. Салтыков–Щедрин.

После 1848г началось сложное время для всех писателей из-за ужесточения цензуры. Для журнала наступил кризис. Тогда Некрасов в паре с гражданской женой Авдотьей Панаевой написал серию приключенческих романов, главами из которых заполнил страницы «Современника» — «Три страны света», «Мертвое озеро».

В 1850г пришли более легкие времена. Однако журнал раскололся на 2 идеологические части. В связи с этим Николай Алексеевич отделил сатирические и юмористические произведения в издание «Свисток». Январь 1859г был ознаменован первым его выпуском.

В 1863г Некрасов написал «Мороз, Красный нос», первую часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (дописано произведение будет только через 14 лет). В этом же году он познакомился с француженкой Селиной Лефрен, через год уехал с ней в Париж. После возвращения поэта в Россию отношения на расстоянии продолжались еще 5 лет.

В 1866г «Современник» закрыли.

Незадолго до этого события, 16 апреля, поэт, желая спасти свой журнал, выступил на приеме в Английском клубе с «Одой генералу Муравьеву», где восхвалял жестокого «Вешателя», нещадно подавлявшего восстания молодых революционеров. Все знакомые Николая Алексеевича осудили его за произнесенную речь. Это событие сильно ударило по его духовному и физическому здоровью.

Тут же Некрасов начал издавать журнал «Отечественные записки». Позже его творчество обогатилось поэмами «Русские женщины», «Дедушка», «Современники».

Последней музой деятеля стала выигранная им в карты девушка Зинаида (Фекла), бывшая содержанка купца. Умер Николай Алексеевич 8 января 1878г. Тысячи людей пришли проститься с прекрасным поэтом.

Список книг автора, изучаемых в школе

Источник: https://logoprav.ru/literatura/nekrasov

Краткое содержание стихотворений Некрасова

Лирика Н. А. Некрасова посвящена народу, проникнута мыслями о народе, его судьбе — настоящей и будущей. Народные произведения поэта начинаются со стихотворения «В дороге».

Образ дороги, связывающей прошлое, настоящее и будущее, объединяет многие его стихи и имеет несколько философский и условный смысл. Некрасов как поэт очень тонко и чутко реагирует на малейшие изменения, которые присутствуют в простой крестьянской жизни.

Поэта притягивает личность крестьянина с его простотой, бесхитростным мышлением. В каждом простом человеке Некрасов улавливает нечто индивидуальное и то неповторимое, что в совокупности составляет характер всего русского народа.

Стихотворения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Несжатая полоса», «Еду ли ночью по улице темной…» с глубоким драматизмом изображают жизнь простого человека.

Стихотворение «Тройка» напоминает песню, хранит в себе традиции крестьянского фольклора. Поэт рисует образ крестьянской девушки, которая мечтает о любви, он задается вопросами, о которых девушка пока еще не задумывается:

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг?..

И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?..

  • Но судьба ее решена — впереди незавидная и тяжелая доля крестьянки:
  • Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.
  • И схоронят в сырую могилу.
  • Как пройдешь ты тяжелый свой путь…

Судьбу русской женщины Некрасов с горечью описывает и в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…»:

  1. С детства судьба невзлюбила тебя:
  2. Беден и зол был отец твой угрюмый.
  3. Замуж пошла ты — другого любя.
  4. Муж тебе выпал недобрый на долю:
  5. С бешеным нравом, с тяжелой рукой;

Не покорилась — ушла ты. на волю.

Да не на радость сошлась и со мной.

Судьба крестьянской женщины глубоко волнует Некрасова, а Муза поэта — отражение этого женского образа. Муза печальна, она призвана, чтобы

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы лира?..

Тяжелая доля крестьянина особенно трагически описана Некрасовым в стихотворении «Несжатая полоса». Русский мужик сломлен непосильным трудом, и нет для него выхода.

Поэзии Некрасова свойственна покаянная лирика, в которой присутствует тема смерти, смысла жизни, нравственного идеала:

Умру я скоро… Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе…

В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов рассуждает о гражданственности и ее отношении к искусству. Гражданин призван обличать зло, занимать активную гражданскую позицию:

  • Идти в огонь за честь отчизны.
  • За убежденье, за любовь…
  • Иди и гибни безупречно.
  • Умрешь не даром: дело прочно,
  • Когда под ним струится кровь…

В то же время Некрасов заставляет нас задуматься о роли поэта и его предназначении. Образ гражданина положителен, быть гражданином — призвание любого человека:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Важна для Некрасова и тема предназначения поэта, и тема военного времени, и тема русской природы, и, конечно, тема Родины. Стихотворения Некрасова напоминают народные песни — они такие же грустные, протяжные и мелодичные. Голоса героев стихотворений и самого поэта перекликаются, Некрасов заставляет читателя проникнуться народным взглядом на жизнь.

Поэт поистине обогатил литературный язык, включив в него фольклорную лексику, придав интонацию песенных мотивов. Язык Некрасова необыкновенно поэтичен. Некрасов — поэт-гуманист, продолжатель лучших традиций отечественной классики.

Источник: https://sochynenie.ru/kratkoe-soderzhanie-stihotvorenij-nekrasova/

Ссылка на основную публикацию