Роман «Повелитель мух» Голдинг написал в 1954 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Повелителя мух» по главам. Аллегорическое произведение считается антиробинзонадой. Автор описывает, как обычные английские школьники, оказавшись на необитаемом острове, быстро отказываются от ценностей цивилизации и становятся кровожадными дикарями.
В книге затрагивается тема атомной войны, тема противостояния демократической и тоталитарной властей, прослеживаются религиозные христианские и карнавальные («масочные») мотивы. Пересказ подойдет для подготовки к уроку мировой литературы, для читательского дневника.
Основные персонажи романа
Главные герои:
- Ральф – светловолосый мальчик, 12-ти с лишним лет; первое время был избран главным на острове.
- Джек Меридью – «тощий, высокий» мальчик, с рыжими волосами; лидер церковного хора, а затем охотник и вождь дикарей.
Другие персонажи:
- Хрюша – толстый мальчик, страдающий от астмы, воспитывался тетей; прозвище Хрюша получил, потому что так его называли в школе.
- Саймон – «маленький, тощий мальчуган с острым личиком», один из певчих церковного хора.
- Близнецы Эрик и Сэм, Морис, Роджер, Роберт, Персиваль Уимз Медисон – мальчики, оказавшиеся на острове после крушения самолета.
- Офицер.
«Повелитель мух» в сокращении
Уильям Голдинг «Повелитель мух» краткое содержание для читательского дневника:
Большая группа мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет оказались на необитаемом острове. Они радуются неожиданной свободе. Наиболее разумные предлагают выбрать главного и установить правила поведения, чтобы их спасли.
И в результате этого группа делится на две части: кто-то за работу и законы (их меньше), кто-то за свободную жизнь, полную приключений. Во главе анархистов встает Джек, сильный, жестокий и агрессивный подросток. ОН запугивает ребят и полностью подчиняет своей власти.
Пока группа под предводительством Джека ведёт «дикарский» образ жизни, группа Ральфа по-прежнему пытается найти способ, как спастись. В своих поступках «дикари» в конце концов доходят и до убийства – сперва мальчика по имени Саймон, потом убивают и Хрюшу. Ведя охоту за Ральфом, они поджигают лес, и этот пожар замечают спасатели – они высаживаются на остров и спасают детей.
Когда на остров приплывает корабль, капитан поражен видом ребят и их поведением, ведь со стороны остров казался раем.
Вывод:
В экстремальных обстоятельствах раскрывается сущность людей. Они становятся или агрессивными и бессмысленно жестокими, или мобилизуют все свои лучшие качества и стараются найти разумный выход из положения. А порой страх является главной движущей силой поступков и действий людей.
Графический роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» был впервые опубликован в апреле 1719 года. Произведение дало начало развитию классического английского романа, сделало популярным псевдодокументальное направление художественной прозы. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Робинзона Крузо» по главам для читательского дневника.
Короткий пересказ «Повелитель мух»
Краткое содержание «Повелитель мух» Голдинг:
Во время войны проводится эвакуация детей. Во время эвакуации в результате авиакатастрофы группа детей оказывается на необитаемом острове. Мальчик Ральф знакомится с другим – толстым, носящим большие очки и страдающим астмой (чем он весьма гордится, потому что в школе он такой всего один) – мальчиком, которого все называют Хрюшей.
Тем не менее, Хрюша весьма сообразителен и обладает хорошей смекалкой. Вместе с Ральфом они находят морскую раковину, с помощью которой созывают детей со всего острова на собрание. Отовсюду начинают стягиваться дети. Из всех выделяется отряд хористов под руководством Джека Меридью. Джек – гордый и высокомерный мальчик, требующий называть себя по фамилии, как взрослого.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/povelitel-muh.html
“Повелитель мух” краткое содержание по главам романа Уильяма Голдинга
Остров. Из джунглей выбираются два мальчика: один – светловолосый, второй – толстый. Они обсуждают катастрофу. Толстый пытается понять, где взрослые, но светловолосый предполагает, что взрослых на острове нет.
Толстый рассказывает о себе: у него астма, с трех лет он носит очки, а в школе его дразнили Хрюшей.
Ральф находит площадку из розового гранита, а за ней – красивую песчаную бухту. Он плавает, Хрюша – не умеет. Отец Ральфа – капитан второго ранга; у Хрюши нет отца. Его вырастила тетка – владелица кондитерской. Ральф верит, что отец спасет их.
Хрюша сомневается: во время полета он слышал, как летчик говорил об атомной бомбе. Толстый мальчик считает, что все в мире погибли и спасать их некому.
Ральф находит в воде кремовую с розовыми вкраплениями раковину. Хрюша предлагает ему подуть в “рог” для того, чтобы устроить всеобщий сбор.
На зов Ральфа из джунглей выходит шестилетний Джонни, затем появляются остальные мальчишки, самого разного возраста и вида.
Предпоследними прибегают близнецы Эрик и Сэм, за ними из леса выходит стройный отряд хористов, одетых в черные шапочки с серебряными кокардами.
Возглавляющий хор Джек Меридью разочарован отсутствием взрослых.
Собравшиеся мальчики знакомятся. Главным выбирают Ральфа. Джек недоволен.
Ральф милостиво оставляет ему руководство хором. Джек решает, что на острове хористы будут охотниками.
Ральф, Джек и Саймон идут на разведку. Ральф извиняется перед Хрюшей за то, что выдал всем его прозвище. Мальчики поднимаются на вершину и убеждаются в том, что они находятся на острове.
Ральф счастлив. Он считает остров своим. На пути к лагерю дети натыкаются на поросенка.
Джек хочет убить его ножом, но не смеет.
Глава 2. Огонь на горе
Один из малышей спрашивает у старших, что они собираются делать со змеем-зверем. Ральф пытается убедить детей в том, что никакого зверя нет. Затем он успокаивает мальчиков, говоря, что рано или поздно их спасут.
По совету Ральфа дети разводят на горе костер, зажигая сухие ветки через Хрюшины очки. Пламя горит ярко, но быстро потухает. От искр костра загорается близлежащий лес.
Глава 3. Шалаши на берегу
Джек охотится один. Его хор купается. Ральф и Саймон также одни строят шалаши. Малыши и ребята постарше предпочитают отдыхать и есть фрукты. Все с удовольствием ходят на собрания, но не хотят работать.
Саймон находит себе пристанище среди лесной чащи.
Глава 4. Длинные волосы, раскрашенные лица
Мальчики начинают привыкать к жизни на острове. Малыш Персиваль два дня прячется в шалаше, после чего теряет интерес к играм и начинает плакать. Хор поддерживает костер, дающий столб дыма. Малыши строят песчаные замки у воды.
Они держатся обособленно от старших мальчиков.
Джек находит глину и рисует на своем лице кровожадную маску. Хрюша предлагает Ральфу сделать солнечные часы. Внезапно мальчики замечают на горизонте корабль и в ту же минуту понимают, что их дым еле виден.
Поднявшись на вершину, Ральф обнаруживает брошенный хористами костер.
Джек убивает первую свинью. Ральф зол на него. Хрюша поддерживает Ральфа и получает от Джека удар кулаком в живот.
Затем Джек разбивает очки Хрюши, в которых трескается одно стекло.
Джек с хористами разжигают огонь. Мальчики жарят свинью.
Глава 5. Зверь выходит из вод
Ральф устраивает собрание. Он предлагает поговорить серьезно. Мальчик требует, чтобы выработанные ранее правила неукоснительно соблюдались: дым поддерживался, в туалет ходили в строго отведенное место, мясо жарили только на горе, у основного костра. Затем Ральф в очередной раз пытается успокоить малышей, говоря о том, что на острове нет никакого зверя, за исключением поросят.
Хрюша пытается объяснить страх с научной точки зрения. Малыш Фил рассказывает, как ему снились “крученые на деревьях”, а потом он проснулся и увидел в лесу что-то большое и страшное. Саймон признается, что ночью в лес ходил он, но малыш Персиваль говорит, что зверь выходит из моря.
Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/povelitel-mux-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-romana-uilyama-goldinga.html
Смысл книги Повелитель мух — Уильям Голдинг
Перевернул литературный мир в XX веке, внес непоправимые изменения в умы читателей и предупредил будущие поколения о возможной трагедии личности и человеческого начала — кто сделал все это? Правильный ответ: будоражащий кровь аллегорический роман английского писателя У.Голдинга «Повелитель мух», ставший известным по всему миру.
Смысл названия книги Повелитель мух
Столь необычное название заранее подогревает интерес читателя на прочтение книги, с этим трудно спорить. Но в чем его смысл? Здесь нужно чуть усерднее покопаться. Своими корнями название романа уходит глубоко в историю.
Во все времена мухи считались олицетворением грязи, отравы и всякого рода заразы, болезни. В Библии же одно из представлений Дьявола так и называли — «Повелитель мух».
В отдельности, без прочтения самой книги, название лишь олицетворяет нечто злое и дьявольское, но после ознакомления с текстом многие связующие ниточки между сюжетом и названием сразу же выплывут наружу.
Сюжет книги
Небольшой роман повествует читателям о попытках группы мальчишек разного возраста выжить на необитаемом острове, на котором они оказались вследствие крушения самолета.
На глазах читателя буквально создается отдельная маленькая цивилизация со своими правилами, законами и устоями.
Поначалу дружные и объединенные одной общей целью — поскорее выбраться с проклятого острова — мальчишки начинают делиться на отдельные отряды и даже племена с собственной волей избранными вождями и предводителями.
Со временем ребята начинают в буквальном смысле забывать все ранее изученные в обществе людей морали, нормы и традиции, больше приучаются к новой обстановке, ссорятся, превращаются в своего рода охотников, становятся более агрессивными, резкими и, что самое главное, менее человечными. От убийств животных в целях пропитания и выживания дети постепенно переходят к убийству друг друга из личной неприязни, но с той же целью выжить.
Обстановку в произведении накаляют и ходящие вокруг слухи об ужаснейшем Звере, обитающем на этом острове.
Ближе к концу романа ребята уже забывают о своих первоначальных приоритетах и планах, окончательно привыкают к возникшему образу жизни и начинают воевать друг с другом.
Заканчивается книга встречей измученных и одичавших мальчиков с приплывшем к берегам злополучного острова офицером, который был в дальнейшем шокирован известиями о произошедших до его появления событиях.
Замысел талантливого У.Голдинга
Многогранность вопросов, которые затрагивает произведение, просто поражает: в этой, с первого взгляда, незамысловатой книге вы можете отыскать множество абсолютно разных тем, которые лишь определенными моментами соприкасаются и переплетаются в одну, четко просматриваемую задумку автора. У.Голдинг хотел показать читателям, а может даже и предупредить их в какой-то степени, что человек — существо изменчивое, а его природу, истинную природу, не изменят все эти современные удобства.
Можно ли назвать эту книгу представительницей ужасов? Конечно. Ну а драмой? Определенно.
Одним из основополагающих направлений этого произведения представляются взаимоотношения людей, которые так старательно показаны через «маленькое общество».
Группа мальчишек выбрана абсолютно не случайно: они олицетворяют собой уменьшенную версию целостного общества, но более невинную, дабы показать всю жестокость природы человека на примере детей.
Разве вы не согласны, что если бы главными героями книги выступала кучка взрослых, то чтение приобрело бы скучноватое направление, а изначальная задумка слегка бы утерялась? Малолетние персонажи вызывают в душах читателей сопереживание и чувствительность к их действиям, мотивируют попытки понять их. Грустно смотреть, как в самом начале дети искренне и с полной отдачей пытались построить новое цивилизационное общество, но под конец утонули в некоторой деградации собственных чувств и мыслей.
Главным лицом бесчеловечного отношения к окружающим событиям выступает Зверь, который так бесчувственно пугает бедных мальчишек на протяжении всей книги и держит их в непрекращающемся напряжении. «Зверь сидит в каждом из нас и только и ждет, когда вырваться наружу,» — такова основная идея потрясающего аллегорического романа.
Смысл финала книги «Повелитель мух»
Финал книги можно официально считать открытым, ведь У.Голдинг не оставил читателям определенного, четкого конца, а подарил простор нашим фантазиям.
Мы можем представить себе множество разнообразных концовок и вариаций продолжения.
Офицер, прибывший на помощь детям, олицетворяет те эмоции и чувства, которые должны были появиться у читателей: он был буквально обескуражен и напуган дикарями, которыми стали простые невинные дети.
Если читать концовку внимательно, можно заметить, что вводящий всех в ужас Зверь не упоминался, он вовсе исчез с острова. Теперь его место заняли одичавшие, потерявшие самих себя дети.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-knigi-povelitel-mux-uilyam-golding/
Антиробинзонада «Повелитель мух» У. Голдинга | Литерагуру
Английский писатель Уильям Голдинг написал 12 романов, но мировую известность ему принесла антиутопия «Повелитель мух» — литературный дебют автора. Голдинг взял за основу архетипический сюжет Дефо и создал антиробинзонаду, то есть показал постмодернистскую трактовку известного мифа о человеке на необитаемом острове.
Постмодернистская интерпретация мифа
В результате авиакатастрофы несколько английских школьников разных возрастов оказались в изоляции от цивилизованного мира. Таким образом, писатель смоделировал пограничную ситуацию, обеспечивая «чистоту опыта». Со временем дети (в основе своей) сбрасывают личину цивилизованности, раскрашивают лица, как дикари, и без раскаяния убивают своих товарищей, сжигая остров дотла.
Изначально школьники выбирают демократический способ правления, выдвигая кандидатуру главного (Ральфа) и сочиняя правила поведения, обязательные для всех. Для собраний они оборудуют специальную площадку, а для передачи слова используют рог. Дети строят незамысловатый быт, собирая фрукты, строя шалаши и разведывая местность.
Однако вскоре встает вопрос охоты, который может решить только один человек – Джек – олицетворение грубой силы и тоталитарной власти. Он один не боится убить животное, поэтому собирает группу охотников и отправляется в походы на дичь.
Пока Ральф (олицетворение демократической формы правления и человечного лидера), Хрюша (носитель цивилизации и олицетворение родителя), Саймон (образ Христа) и малыши строят шалаши, охотники убивают диких свиней для пропитания.
Постепенно Джек забирает власть в свои руки, предлагая «племени» дикую и веселую жизнь взамен занудного ожидания спасения, которое предлагает Ральф. Ответственность и дисциплину ребята сменяют на дикие пляски у костра и постоянную жажду крови. Их новым идолом становится свиная голова на копье – тот самый повелитель мух.
Этим жертвоприношением они задабривают зверя (мертвого парашютиста, который в темноте показался им чудовищем). Во время ночного пира у костра они принимают Саймона за зверя и убивают его. После первого неосознанного убийства племя начинает охоту на несогласных с новым режимом.
Второй жертвой становится Хрюша, которого убивают уже вполне осознанно. После принято решение затравить Ральфа, как дикого зверя. Мальчик спасается в лесу, тогда Джек и компания поджигают лес, чтобы выманить его. В момент, когда Ральф выбегает на открытое место, к берегу причаливает бригада спасателей.
Когда школьников в шутку спрашивают, есть ли жертвы, они отвечают: «Всего лишь двое» (если считать мальчика, пропавшего в самом начале, то трое). То есть, для них ценность человеческой жизни упала настолько, что двое убитых – это «всего лишь». Они привыкли к крови и больше ее не страшатся.
Очевидно, что антропопессимизм, свойственный постмодернистской литературе, проявил себя и у Голдинга.
Философская «начинка» постмодернизма в романе проявляется так: Оказываясь на острове, герои переживают экзистенциальное прозрение, высвобождая свою экзистенцию.
Иначе говоря, они показывают свою реальную сущность, которую сдерживает цивилизация. Они понимают, что больше не обязаны притворяться и подделываться под общепринятые нормы.
Только вот в большинстве из них верх берет темное начало, которое как раз таки надо сдерживать, чтобы оно не разрушило мир до основания.
Полемика с просветительской концепцией человека
Если у Дефо вера в Господа и трудолюбие обеспечили герою спокойную и даже комфортную жизнь на острове, то у Голдинга детей не спасли ни кажущаяся на первый взгляд невинность, ни безупречные манеры, привитые в английских частных школах.
Если учение Tabula rasa (теория просветителей) утверждало, что человек рождается чистым, как белый лист, и его личность зависит только от степени просвещения, то точка зрения Голдинга опровергает эту идею. Он изображает школьников, не испорченных жизнью и в то же время воспитанных и образованных.
Они еще не успели стать циничными и порочными взрослыми, которые посылают знаки в виде мертвых парашютистов. Однако с течением времени на острове становится ясно, что люди не рождаются чистыми. В каждом из них изначально заложен целый мир противоречивых страстей, в каждом из них был дикарь и цивилизованный человек.
В ком-то победил один, в ком-то — другой. Но от одного воспитания не зависели ни победа, ни поражение.
То, что изобразил Голдинг, реалистичнее.
Воинственный 20 век показал, что человека не учит история (Вторая мировая война началась через двадцать лет после Первой), не красит образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасает воспитание. Он с детства способен научиться убивать, если имеет к этому врожденную склонность. Когда он окажется на острове, его сущность вряд ли изменится к лучшему.
Смысл иносказания в романе «Повелитель мух»
Роман был задуман как иронический «комментарий» к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна. Сначала критики так его и восприняли и не проявили особого интереса. Но позже читатели декодировали «Повелителя мух»: оказалось, что он являл собою аллегорию первородного греха с рассуждениями о глубинной человеческой сути.
Ральф – воплощение рационального человеческого начала. Он символизирует демократического лидера – ответственного и милосердного.
Джек – воплощение дикой отрицательной энергии, темной стороны человека. Он жесткий и амбициозный лидер, но его прельщает только абсолютная власть, что зиждется на вражде. Его сразу же захватило тлетворное влияние Повелителя мух.
Повелитель мух – символ дьявола, которого в мировой культуре не раз ассоциировали с различными существами. Например, Мифистофель из «Фауста» Гете представляет себя, как повелителя мух.
Саймон – образ Христа. Он пытался донести до ребят истину, но никто его не понял. Именно ему Повелитель мух раскрывает свое истинное лицо и объясняет, что чудовища – это они сами. Когда он нес людям весть, что зверь – это просто мертвый парашютист, его убивают, причем, это убийство было ритуальным.
Джек объясняет племени, что это зверь, спустившийся с горы, в одном из своих обличий. То есть, мальчик пожертвовал собой, но мир так его и не понял. Интересно также, что Саймон ни с кем не враждовал и никого никогда не винил. Он всех любил, молчал и пытался в одиночку разведать тайну зверя.
В итоге он понял, почему у них ничего не получается — чудовищ в себе культивируют сами люди.
Роджер – мальчик, феноменальная жестокость которого проявилась только в финале. Он целенаправленно убивает Хрюшу днем у всех на глазах. Понятие о его опасном нраве дает имя – череп на пиратском флаге зовется «Веселым Роджером». На поверку оказалось, что он даже более жесток, чем Джек.
Хрюша – носитель цивилизации и источник родительской опеки. Он ратует за разумную организацию быта и комфортные условия. Он же постоянно призывает авторитет далеких взрослых на помощь. Он символизирует некое научное, теоретическое восприятие мира.
Близнецы – предатели. Их можно сравнить с апостолами, которые отказались от Христа.
Мертвый парашютист – как писал сам автор, это тот самый знак от взрослого мира, которого ждал Ральф. Это издевка автора над теми людьми, от которых дети ожидали помощи. Очевидно, автор хотел сказать, что взросление не искореняет, а усугубляет пороки человека. Войнушка детей на острове перерастет со временем в мировую войну, частичка которой попала на остров в виде мертвеца.
Крепость – символ воинственности. Сама идея укреплений в том, чтобы обороняться от врага, которого выдумал Джек, чтобы сплотить и запугать племя.
Открытая площадка для собраний – символ миролюбия и открытости. Им не от кого защищаться и прятаться, на площадке всех хорошо видно и слышно.
Рог – символ демократической власти и равенства всех собравшихся. Каждому дано право голоса.
Огонь – символ надобности спасения, то, что освещает детей и не дает сумеркам их запутать. Свет рассеивает темноту и гарантирует шанс спасения. Не поддерживать огонь — значит отказаться от цивилизации навсегда и стать дикарями.
Сумерки – именно в темноте был убит Саймон, во тьме мальчики обезумили и стали диким племенем.
Маски – раскрашенные лица снимали с их обладателей всякую ответственность. Они не были больше собой, вместо них появились дикари, которые не обязаны подчиняться никаким нормам. Маски развязали героям руки, и они начали убивать без боязни и стеснения.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/antirobinzonada-povelitel-muh-u-goldinga/
Повелитель мух — краткое содержание
Из-за ядерной катастрофы группу детей эвакуируют, но они попадают на необитаемый остров. Первыми находятся Ральф и толстый Хрюша.
Они отыскивают большую раковину и трубят в нее, клича всех остальных. Появляются мальчишки разных возрастов. Последним является Джек Меридью. Ральф призывает избрать главаря.
Помимо него, на это звание претендует Меридью. Но большинством голосов ребята выбирают Ральфа.
Небольшая группа, состоящая из Ральфа, Джека и Саймона, отправляется разведать, на самом ли деле они оказались на острове. Идя обратно на место стоянки, ребята видят застрявшего поросёнка. Джек уже было приготовился его зарезать, но неизвестно что его остановило.
Пока он был в замешательстве, животному удаётся освободиться и убежать. Меридью стыдно за свои колебания. Он пообещал, что потом обязательно убьет. Вернувшись к остальным, Ральф собирает всех и поясняет, что впредь им необходимо принимать решения самостоятельно. Мальчишки пока не боятся, что их могут не найти.
Они в предвкушении не скучной жизни в этом месте.
Неожиданно один из мальчиков рассказал, что ночью заметил змея. Джек дает обещание осмотреть остров. Ральф успокаивает всех, что их обязательно найдут, но для этого необходимо разжечь огонь и постоянно следить за ним. За это дело берется Джек.
Немного погодя обнаруживается, что большинство относятся к ситуации не всерьез. Охотники Джека, погрузившись в ловлю животных, совсем позабыли об огне. Из-за случившегося, между Джеком и Ральфом возникает первый конфликт.
Ральф старается всех угомонить. Пытается призвать соблюдать правила и не бояться. Джек, осознавая свою силу, восстает против выбранного главаря. Теперь ребята разделились на две части. Первая – это Хрюша, Ральф и Саймон, они представляют ум и правила. Вторая часть – все оставшиеся, они придерживаются беспорядку, нарушениям и уничтожению.
Со временем, Хрюша и Ральф осознают, что их становится все меньше. Мальчишки примкнули к Джеку.
Однажды Саймон наблюдал за тем, как ребята охотятся на зверя. Они сажали на кол голову свиньи. Облепленная мухами голова, служила в качестве приманки. Это и был Повелитель мух.
Немного погодя Джек и его ребята захватывают лагерь. Ральф пытается угомонить его, напоминая о гуманности. Но Джек отвечает ему первобытным танцем с дикими призывами. Вскоре появляется Саймон, он пытается поведать остальным, что на остове нет зверя. Но его самого принимают за животное и убивают.
Джек и его отряд размещаются на скале. Ральф в это же время пытается уберечь и поддержать огонь. Костер является единственным шансом на спасение. Но Джек пробирается к ним ночью и забирает очки Хрюши.
Ральф и несколько мальчишек идут к Джеку, чтобы возвратить украденное. Между двумя лагерями завязывается драка. Хрюшу убивают камнем, а Ральф получает серьезное ранение. В воздухе ощущается желание убивать и мстить.
Ральфу получается бежать. Он метается по острову, пока не натыкается на офицера. Тот ругает ребят за их дикий вид. Сообщение о гибели двух мальчиков потрясает его.
Источник: https://szhato.ru/golding/244-povelitel-muh.html