С романа «Здравствуй, грусть», краткое содержание которого представлено в этой статье, начался творческий путь французской писательницы Франсуазы Саган. Произведение издано было в 1954 году. Имело блестящий успех и у критиков, и у читателей.
Об авторе
Когда речь идет о творчестве Саган, вспоминается прежде всего «Здравствуй, грусть». Краткое содержание романа следует знать, но лучше, конечно, прочитать его полностью. Ведь это одно из известнейших произведений XX столетия. Прежде чем изложить краткое содержание «Здравствуй, грусть», стоит несколько слов сказать об авторе.
Франсуаза Саган родилась в 1935 году. В возрасте 19 лет она обрела известность не только во Франции, но и за ее пределами, именно благодаря произведению, которому посвящена сегодняшняя статья.
В основе сюжета романа «Здравствуй, грусть», краткое содержание которого изложено ниже, довольно простая история. Но это произведение шокировало общественность.
Писательница, несмотря на свой юный возраст, продемонстрировала тонкую наблюдательность, знание человеческой психологии.
Другие произведения Саган — «Потерянный профиль», «Любите ли вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде», «Нарисованная леди». Ее произведения были переведены на 30 языков.
Несмотря на огромные гонорары, Франсуаза Саган провела последние годы своей жизни в бедности. Писательница не любила экономить, к тому же, как и многие другие талантливые творческие личности, злоупотребляла алкоголем.
Французская писательница ушла из жизни в 2004 году.
План краткого содержания «Здравствуй, грусть»
Франсуаза Саган называла себя «прожигательницей жизни». Все что она делала, она делала интуитивно, по зову сердца. В возрасте 18 лет она провалила вступительные экзамены в Сорбонну, вместо этого написала роман «Здравствуй, грусть». Краткое содержание по главам можно изложить по следующему плану:
- Сесиль и Реймон.
- Анна.
- Знакомство с Сирилом.
- Спасение отца.
- Гибель Анны.
- Грусть.
Очень краткий пересказ «Здравствуй, грусть» Саган: легкомысленная девушка затеяла игру, приведшую к трагедии. Ниже рассказано о событиях, произошедших с героями романа, более подробно.
Произведение молодой писательницы когда-то встречено было шквалом критических статей. Резонанс в обществе вызвал, конечно, юный возраст автора. Но не только он. Что поразило критиков и читателей в книге Саган? Об этом расскажем после.
А сначала — краткое содержание «Здравствуй, грусть» Ф. Саган.
Сесиль и Реймон
Действие романа разворачивается в пятидесятые годы. Главная героиня – девушка по имени Сесиль. Она родилась в обеспеченной семье, училась в католическом пансионе. Мать Сесиль умерла.
Девушка после выхода из пансиона живет с отцом, человеком еще молодым, жизнерадостным, предпочитающим общества веселых, хотя и не очень образованных и умных людей. И Сесиль, и ее моложавый отец смотрят на жизнь чересчур легкомысленно.
Мужчина регулярно заводит любовниц, что отнюдь не смущает дочь. Напротив, девушку такая жизнь, полная развлечений и пустых разговоров, вполне устраивает.
Анна
Главные события происходят на Лазурном берегу. Главной героине исполняется 17 лет. Она вместе с отцом уезжает к морю. Вместе с ними едет легкомысленная молодая любовница Реймона Эльза. Все идет хорошо. Но вдруг Сесиль узнает о том, что отец ожидает Анну – подругу ее умершей матери. Девушка к ней относится неплохо, но новость ее совсем не радует.
Анна — женщина правильная, утонченная, очень серьезная. Когда-то именно она привила Сесиль хороший вкус, научила одеваться, вести себя в обществе. Однако Сесиль плохо представляет себе, как будет выглядеть общение Анны и Эльзы.
Ведь последняя – особа ограниченная, легкомысленная, беспрестанно щебечет, интересуется исключительно светскими новостями. Едва ли эти женщины найдут общий язык. К тому же Сесиль понимает, что с приездом Анны закончатся безмятежные, полные услады дни.
Девушка не ошибается в своих догадках.
Реймон и Эльза едут на вокзал встречать гостью. Но происходит неожиданное. Прождав там некоторое время, они возвращаются. Оказывается, Анна приехала на собственной машине.
Она располагается в одной из комнат. Первые дни в курортной жизни Сесиль ничего не меняется.
Кроме того, Анна, будучи женщиной умной и тактичной, спокойно выслушивает глупую болтовню Эльзы, чем заслуживает благодарность Реймона.
Знакомство с Сирилом
На пляже Сесиль однажды встречает молодого человека. Зовут его Сирил. Они вместе загорают, купаются, катаются на паруснике. Атмосфера в доме тем временем накаляется. Дело в том, что Реймон вдруг неожиданно заинтересовывается Анной.
Легкомысленная Эльза его, человека, который, казалось бы, не создан для серьезных отношений, начинает раздражать. В конце концов между Анной и Реймоном завязывается роман. Эльза уезжает.
Отец вскоре преподносит Сесиль новость: он собирается жениться на Анне.
Сесиль хорошо относится к Анне. Однако девушка понимает, что после женитьбы отца жизнь ее круто изменится. Нет сомнения, что эта женщина поставит крест на легкомысленном образе жизни, который они с отцом ведут.
Сесиль все чаще встречается с Сирилом. Девушка готова на физическую близость, хотя вовсе и не любит молодого человека. Однажды Анна застает свою будущую падчерицу в компании с Сирилом и понимает, что отношения этих молодых людей отнюдь не платонические.
Женщина просит его покинуть дом. Сесиль же убеждает в необходимости готовиться к предстоящему экзамену по философии. Все это немало удручает главную героиню.
И вдруг ей в голову приходит план, реализация которого избавит от жесткого контроля и вернет все на круги своя.
Спасение отца
Однажды за своими вещами в дом Реймона и Сесиль является Эльза. Тогда же главная героиня и посвящает ее в свой план. План этот заключается в том, чтобы вызвать у отца ревность.
Если Эльза будет много времени проводить у него на глазах с Сирилом, она заденет его мужское самолюбие. Реймон решится вернуть Эльзу, чего Анна не простит ему. Сесиль убеждает бывшую возлюбленную своего отца в том, что тот все еще любит ее.
Эльза, не склонная анализировать происходящее, легко верит, и идея «спасения» Реймона ей нравится.
Все идет как по нотам. План Сесиль оказывается удачным. Вызвать ревность у Реймона несложно, и Эльза легко справляется с этой задачей. Мужчина видит свою бывшую любовницу в компании молодого человека и решается вернуть ее.
Хотя бы на время, лишь для того, чтобы самоутвердиться. Сесиль начинает понимать, что она играет с огнем: измена Реймона станет для Анны тяжелым ударом. Но девушке сложно уже остановить механизм, который она запустила.
К тому же она слишком увлечена ролью режиссера в этой опасной игре.
Гибель Анны
Финал знаменитого романа Франсуазы Саган трагичен. Анна узнает об измене Реймана. В слезах она покидает дом. Сесиль пытается ее остановить, но та ничего не желает слушать. Анна садится в машину и уезжает.
Этот вечер отец с дочерью проводят вдвоем. Они понимают, что поступили с Анной плохо, и решают написать ей письмо. Но тут раздается телефонный звонок. Звонят из полиции: Анна разбилась на машине. Реймон и Сесиль едут к месту происшествия. По дороге девушка понимает, что Анна оказала им неоценимую услугу. Она дала возможность поверить в несчастный случай.
Грусть
Проходит год. Реймон и Сесиль, казалось бы, забыли о трагедии, произошедшей минувшим летом. Они все так же прожигают жизнь: живут в свое удовольствие, окруженные людьми светскими и пустыми. Но временами Сесиль становится очень грустно. Это странное чувство. Чувство, которое ранее Сесиль не было знакомо. Таково краткое содержание.
«Здравствуй, грусть» Саган писала, можно сказать, сердцем, ведь все чувства и мысли переносила на страницы своих произведений. Она поражала читателей невиданной смелостью, глубиной размышлений о жизни. Но что более всего в ее романе вызвало отклик у читателей?
Роман «Здравствуй, грусть» Франсуазы Саган: анализ
Роман, превративший в начале пятидесятых Саган в литературную звезду, повествует о переживаниях семнадцатилетней девочки. Для юных особ характерна наивность, идеализм. Но в произведении Саган ничего этого нет.
Немаловажным фактом является то, что Сесиль училась в католическом пансионе. В таких учебных заведениях условия были довольно строгие, если не сказать жесткие. Воспитанницы пансиона получали не только определенные знания, но и должное нравственное воспитание.
И вот одна из них, не смущаясь, рассказывает на страницах своей книги о мечтах о физической близости, о том, что общение с красивыми, хотя и глупыми людьми, приносит куда больше удовольствия, нежели с личностями глубокими, содержательными. В словах ее главной героини — шокирующая откровенность.
Нет в них ни капли лицемерия и показной добропорядочности — всего того, что присуще представителям мира, которому принадлежат герои романа.
Источник: https://autogear.ru/article/372/033/fransuaza-sagan-zdravstvuy-grust-kratkoe-soderjanie-analiz-i-harakteristika/
Путеводитель по романам Франсуазы Саган
Ее жизнь была такой же яркой, как и ее книги: Сен-Тропе, дорогие автомобили, наркотики, случайные связи, швыряние денег на ветер.
В 18 лет она издала роман «Здравствуй, грусть!» об ученице монастырского пансиона, ведущей праздный образ жизни, и стала одним из самых известных и состоятельных авторов Франции.
Многие сочли книги Саган аморальными и безнравственными, другие нашли в них отражение эпохи и полюбили юную писательницу за простоту языка и мастерство психологического портрета.
Ее проза — о любви, одиночестве, потерянности, праздности и сексуальной свободе. Предлагаем вам подробнее изучить главные мотивы творчества французского автора.
Любовь
Любовь — главный двигатель сюжета в романах Саган. Она часто бывает неразделенной, как в «Смутной улыбке», где юноша Бертран страдает по студентке Сорбонны Доминике, а та в свою очередь тоскует по его дяде.
Страстная любовь с первого взгляда связывает героев «Сигнала к капитуляции» Люсиль и Антуана — молодых людей, существовавших до их роковой встречи на попечение состоятельных партнеров.
А вот в романе «Здравствуй, грусть!» читатель наблюдает первую любовь: его герои Сесиль и Сирил встретились во время каникул на средиземноморском побережье.
И я поняла, что куда больше подхожу для того, чтобы целоваться на солнце с юношей, чем для того, чтобы защищать диссертацию.
«Здравствуй, грусть!»
Саган редко называет любовь. Она, скорее, опишет ветер на коже, случайное прикосновение во время танцев в парижском ресторане, разговоры о Прусте — ведь и в реальной жизни мы редко говорим о чувствах во всеуслышание. Если герои Саган и признаются в любви, то, скорее всего, они просто прячут страх одиночества, тоску, скуку или жажду мести.
Одиночество
«Одиночество и любовь» — так называется книга интервью с Франсуазой Саган. Пожалуй, это название в полной мере описывает настроение ее романов. Герои погружены в одиночество. Их не понимают любимые.
Им скучно на богемных вечеринках. Они не разговаривают с мужьями. Изменяют. Засыпают в пустой постели. Бегут из города, чтобы пережить боль. Осознают, что их жизнь пуста и никчемна, но ничего с этим не делают.
Ей были мерзки эти воскресные дни одиноких женщин: книга, которую читаешь в постели, всячески стараясь затянуть чтение, переполненные кинотеатры, возможно, коктейль или обед в чей-нибудь компании; а дома по возвращении — неубранная постель и такое ощущение, будто с утра не было прожито еще ни одной минуты.
«Любите ли вы Брамса?»
В «Смятой постели» женщина возвращается к бывшему любовнику спустя 5 лет — хоть до конца и не понимает, зачем ей это нужно. Героиня «Любите ли вы Брамса?» от одиночества сходится с юношей, который на 15 лет младше ее. В «Волшебных облаках» девушка скучает в браке, изменяет своему мужу, но не решается уйти от него. Саган бесстрастно описывает одиночество в его худших проявлениях.
Сексуальная свобода
За Франсуазой Саган ходила скандальная слава: она меняла мужей, любовников, а по некоторым слухам — и любовниц. Она жила подобно героям своих романов, предпочитая сиюминутные наслаждения и редко задерживаясь с кем-то надолго.
Знакомые советовали ей переменить обстановку, а она с грустью думала, что просто собирается сменить любовника: так оно менее хлопотливо, больше в парижском духе, весьма распространено.
«Любите ли вы Брамса?»
Герои Франсуазы редко задумываются о чувствах других. Они изменяют. Любят втроем, а то и вчетвером. Выбирают тех, кто значительно младше, и тех, кто значительно старше. Они могут переспать от скуки или за деньги. Им не чужда однополая любовь.
Пошло? Мерзко? Отнюдь. Безнравственность в романах Саган — чувственная, нежная, хрупкая. Ее язык предельно чист.
Деньги
Многие осуждали ее за то, что в своих произведениях она описывала исключительно жизнь богатых избалованных людей. «Да, я люблю деньги, которые для меня всегда были хорошим слугой и плохим хозяином. Они всегда присутствуют в моих книгах, в моей жизни и в моих беседах», — говорила писательница, сколотив огромное состояние в 18 лет на бестселлере «Здравствуй, грусть!».
Ее герои избалованы деньгами. Они скучают в дорогих ресторанах, на виллах и в казино. Они покупают любовь молодых и продают свое тело за деньги. Они готовы уйти от любимого человека к более состоятельному любовнику. Им так удобно. Немного скучно, но удобно.
У нее были денежные затруднения. Потом они уладились, и она сразу повеселела. Я очень люблю женщин, которые радуются деньгам. Мадемуазель Алис пожала плечами.
— Значит, вы всех подряд любите!
«Любите ли вы Брамса?»
В каждом своем романе Франсуаза стремилась описать пустоту буржуазного общества с его альфонсами, кокотками и богатыми вдовами, и ей это удавалось.
Гедонизм
Герои Саган живут сегодняшним днем. Они не хотят работать и учиться. Они предпочитают пьянствовать, танцевать, проводить каникулы в Каннах, заниматься любовью на смятой постели. Они не верят в Бога и знают, что им дана одна жизнь. А потому посвящают ее сиюминутным удовольствиям. Короче, гедонизм в чистом виде.
Жить, в конце концов, значило устраиваться как нибудь так, чтобы быть максимально довольным.
«Смутная улыбка»
В историях своих персонажей писательница воплотила настроение целой эпохи.
Франция
Саган описывает французское общество. Действие ее романов разворачивается в Париже, на Лазурном побережье, в Лимузене — бесконечные виноградники, горы, тихие улочки, шум моря, терпкое вино.
В «Смятой постели» давние любовники отправляются обедать в парижский пивной бар после ночи любви. Героиня «Слезинок в красном вине» тратит бешеную сумму в Летнем казино в Ницце.
А в романе «Прощай, печаль» персонаж болен раком; глядя на набережные у Парижского порта и загорающих под сентябрьским солнцем горожан у Сены, он едет к любовнице, чтобы сообщить о приближающейся смерти.
В четыре часа дня, когда вовсю светит солнце, они, спрятавшись в тени за стеклом террасы и чувствуя, как оно беснуется снаружи, заказали две порции крепкой выпивки и благодаря усталости, желанию и алкоголю ощутили себя героями Фицджеральда. Больше их никто не видел и не слышал, потому что в тот день Эдуар и Беатрис целый день были наверху блаженства.
«Смятая постель»
Саган воссоздает короткие зарисовки из жизни французов: они ужинают в уютных ресторанах Парижа, гуляют на Елисейских полях, а лето проводят у моря. Словно это и не книга, а легкая французская мелодрама со сменяющимися декорациями.
Смерть
Любовь в произведениях Саган часто приобретает трагические обороты. В романе «Немного солнца в холодной воде» героиня решает покончить с собой, узнав, что ее больше не любят.
«Здравствуй, грусть!» имеет похожий сюжет: юная Сесиль доводит до самоубийства подружку отца, спровоцировав его измену.
Неожиданный финал имеет «Прощай, грусть»: ее герой узнает, что болен раком, и прощается с жизнью, пока не узнает, что ему поставили ошибочный диагноз.
Она вдыхала такой родной запах Роже, запах табака и чувствовала, что она спасена. И что погибла.
«Любите ли вы Брамса?»
Даже в романах, где, на первый взгляд, отсутствует трагическая развязка, тень смерти накрывает героев. Отказ в любви для них зачастую сродни смерти. Как, впрочем, и согласие на любовь. Они бесконечно размышляют о смысле жизни, убегая от реальности. Мечтают о самоубийстве, измученные праздностью и бездельем. Занимаются саморазрушением, злоупотребляя наркотиками и алкоголем.
Произведения, которые можно почитать на русском (осторожно, спойлеры!)
- «Здравствуй, грусть!» (1954)
- Ученица монастырского пансиона Сесиль проводит летние каникулы на вилле отца на Лазурном побережье, крутит романы и мечтает избавиться от папиной подружки Анны.
- «Смутная улыбка» (1956)
- 20-летняя студентка юридического факультета Сорбонны влюбляется в дядю своего бойфренда и проводит с ним каникулы в Каннах.
- «Через месяц, через год» (1957)
- В богемной парижской тусовке завязывается любовный многоугольник между актрисой, писателем, режиссером, литературным критиком, молодым медиком.
- «Любите ли вы Брамса?» (1959)
- 49-летняя Поль стоит перед выбором: остаться с Роже, который изменяет ей уже много лет, или же уйти к 25-летнему красавцу Симону, потерявшему от нее голову.
- «Волшебные облака» (1961)
- Француженка Жозе замужем за ревнивым американцем Аланом; она изменяет супругу, но не решается уйти от него.
- «Сигнал к капитуляции» (1968)
- Люсиль живет на попечении у своего состоятельного любовника Шарля, но на одном из светских вечеров влюбляется в Антуана — бойфренда богатой дамы Дианы.
- «Ангел-хранитель» (1968)
- 45-летняя сценаристка Голливуда Дороти сбивает юношу Льюиса и забирает его к себе домой.
- «Немного солнца в холодной воде» (1969)
- Спасаясь от депрессии, журналист Жиль решает провести лето у сестры на юго-западе Франции; в Париж он возвращается с женой местного чиновника.
- «Синяки на душе» (1972)
- Элеонора и Себастьян — сестра и брат, которые ведут разгульный образ жизни за счет друзей и любовников; они по очереди спят с состоятельной женщиной за деньги.
- «Потерянный профиль» (1974)
- Беспечная Жозе уходит от наскучившего мужа к состоятельному покровителю Юлиусу, хоть и не способна ответить на его сильную любовь.
- «Смятая постель» (1977)
- Актриса Беатрис, привыкшая менять мужчин, встречает бывшего любовника, от которого ушла 5 лет назад, и решает снова закрутить с ним роман.
- «И переполнилась чаша» (1985)
- В разгар Второй мировой Жером приезжает со своей девушкой Алисой на виллу друга, чтобы та соблазнила его и убедила поддержать антифашистское движение.
- «Рыбья кровь» (1987)
- Престарелый режиссер русско-немецкого происхождения Костя фон Мекк снимает в оккупированной Франции фильм для Германии и спит с мальчиками и девочками.
- «Поводок» (1989)
- Музыкант Венсан женился на Лоранс по расчету, однако спустя 7 лет брака он внезапно становится богатым и задумывается о том, чтобы бросить супругу.
- «Окольные пути» (1991)
- Четверка аристократов в июне 1940 бежит из Парижа в Брюссель, но по дороге попадает под обстрел и вынуждена скрываться на близлежащей ферме.
- «Прощай, печаль» (1993)
- Матье узнает, что у него рак легких и жить ему остается недолго; он навещает любовниц и коллег, а позже приходит к жене, чтобы сообщить о скорой смерти.
- «В туманном зеркале» (1996)
- Журналист Франсуа решает переспать с 50-летней владелицей театра, чтобы добиться постановки пьесы, принадлежащей его возлюбленной Сибилле.
Источник: https://eksmo.ru/articles/putevoditel-po-romanam-fransuazy-sagan-ID14464378/
Роман Франсуазы Саган “Прощай, печаль!”
Матье Казавель узнаёт о том, что у него рак лёгких, и жить ему осталось не более полугода. Ужасная новость приводит Матье в замешательство. Выйдя из больницы, главный герой задумывается над тем, как ему прожить оставшиеся 6 месяцев.
Несмотря на то, что Матье женат на Элен, у него всегда были любовницы. У четы Казавель нет детей, в чём жена постоянно обвиняет мужа, полагая, что он имеет проблемы со здоровьем. Элен всегда настаивала на том, чтобы Матье прошёл обследование.
Однако предупредительный супруг отказывался, поскольку знал, что из них двоих бесплодной является только жена. У Матье есть внебрачная дочь. Девочка так похожа на месье Казавеля, что он даже не сомневается в своём отцовстве.
Если согласиться на обследование, Элен может узнать о своём бесплодии, что, по мнению супруга, непременно её унизит.
Матье очень жаль свою жену. Она всегда знала о том, что он – неверный муж, но продолжала с ним жить. Казавель не хочет расстраивать супругу своим подавленным видом и отправляется к Соне, одной из своих давних любовниц. Реакция женщина на известие о скорой смерти оказалась весьма неожиданной для Матье.
Соня плачет и во всём обвиняет себя. Она, якобы, приносит несчастья близким людям, и они умирают один за другим. Соня хочет устроить любовнику прощальный вечер. Главный герой покинул Соню в хорошем настроении. Он с удивлением отмечает, что никогда не любил эту женщину. Матье уверен, что слёзы любовницы – сплошное притворство.
В тот же день Казавель зашёл к себе на работу, где долго рассматривал сотрудников. Главного героя угнетает мысль о том, что жизнь без него не остановится. Коллеги, в отличие от него самого, будут работать и веселиться в свободное время.
Никто не вспомнит несчастного Казавеля, лежащего в гробу под землёй. Матье пытается поговорить о своих переживаниях с некоторыми знакомыми. Однако его слова не воспринимают всерьёз.
Не найдя понимания друзей, Казавель начинает говорить о своей смерти с незнакомыми людьми, но и от них не дожидается сочувственных слов.
Матье решил навестить ещё одну свою давнюю знакомую – Матильду. Эта женщина всегда привлекала главного героя своей экстравагантностью. Посетив Матильду, Казавель отправляется домой. Элен упрекает его в том, что он опоздал. Супруги должны были пойти в гости. Матье сообщает жене о своей скорой смерти, не уточняя сроки.
Элен хочет отказаться от всех увеселительных мероприятий и провести с мужем его последние дни. Матье уговаривает супругу не обращать на него внимания и жить обычной жизнью. Он хочет побыть один. Элен уверена, что неверный муж намерен посвятить остаток жизни посещению любовниц.
В это время Матье звонит доктор: произошла ошибка, месье Казавелю был поставлен неправильный диагноз.
Характеристика персонажей
Матье Казавель
Главный герой всегда жил инстинктами, редко задумываясь о нравственной стороне своих действий. Наличие жены никогда не мешало Матье иметь любовниц. Семья, как таковая, не была для него приоритетом. У Казавеля есть внебрачный ребёнок, к которому он совершенно равнодушен. Бесплодие Элен ему тоже безразлично.
Судьба Матье настолько счастлива и безмятежна, что никакие проблемы не мешали ему жить той жизнью, которая ему нравилась. Своё поведение главный герой не считает безнравственным. Он – мужчина, а для мужчины, по его мнению, подобный образ жизни вполне естественен.
Смертельная угроза заставила Матье «проснуться», но не раскаяться. Казавель не сожалеет ни об одном своём поступке и сокрушается только над тем, что скоро всему этому придёт конец.
Начав медленный путь к финалу, Матье представляет себе все те удовольствия, которые не сможет получить, и те, которые мог бы получить, но упустил свой шанс.
Например, ему жаль, что он не завёл собаку из-за упрёков Элен.
Последняя забота главного героя – как прожить оставшиеся 6 месяцев? Матье не может решить: отправиться ли ему в путешествие туда, где давно хотелось побывать, или совершить самоубийство в присутствии любовницы, сделав свой уход максимально эффектным.
Призрак смерти
Вторым по значимости персонажем в романе является смерть, не получившая характеристики напрямую. Тем не менее, рассмотреть этот персонаж тоже можно. Смерть предстаёт перед главным героем, меняя лица.
Это может быть осенний Париж, с которым так не хочется расставаться, или плачущая и утешающая Соня. Матье чувствует смерть в объятьях Матильды и слышит её в голосе своей жены.
Иногда смерть показывает ему самые ужасные из своих лиц, и тогда Казавель отчётливо представляет себя закопанным в землю, холодным и разлагающимся.
Смерть станет последней женщиной главного героя. Она причиняет боль и дарит наслаждения намного более острые, чем те, которые он может получить от своих любовниц.
Главная идея романа
Жизнь имеет смысл только тогда, когда человек знает, что однажды его не будет. Матье существовал как во сне. Даже запретные удовольствия превратились для него в рутину. Главному герою казалось, что так будет всегда. Почувствовав контраст, Матье понимает всю прелесть бытия и ценность каждого мгновения.
Анализ произведения
Броские, запоминающиеся названия – это то, чем отличалась от других писателей Франсуаза Саган. «Прощай, печаль» напоминает поклонникам первый роман французской писательницы – «Здравствуй, грусть!». Главная героиня этого произведения, молодая девушка по имени Сесиль, встала на путь саморазрушения, поддаваясь сиюминутным страстям и разрушая чужую жизнь. Сесиль не только не пытается остановить себя, но и испытывает удовольствие от того, что делает.
Главный герой романа «Прощай, печаль!» наоборот, получил возможность остановиться и осмыслить свою жизнь. Матье никогда не думал над тем, как он живёт, существовал неосознанно. Таким же неосознанным было его стремление к удовольствиям.
Перерождение главного героя происходит после звонка доктора, сообщившего месье Казавелю, что диагноз был ошибочным. Матье уже успел смириться с тем, что его не станет. Теперь ему придётся смириться с тем, что он будет жить дальше.
Радость главного героя выражается в виде агрессии, направленной на доктора.
Первым в новой жизни желанием главного героя становится необходимость побыть в одиночестве. Казавель хочет провести некоторое время с самым главным человеком в своей жизни, которого он чуть не потерял – с самим собой.
Матье мечтает снять номер в отеле и закрыться там от всего мира. Наконец-то он осознал, что всё, что раньше казалось ему необходимым для счастья, не имеет никакой ценности.
Женское тело всегда одинаково, вне зависимости от имени любовницы, а обилие подруг никогда не даст возможность пережить настоящую любовь.
Тема приближающейся смерти неоднократно затрагивалась в литературе конца ХХ века. Ярким примером может стать роман Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Приближающийся финал снимает с героев ответственности за свои действия.
Ощущение полной вседозволенности хочет испытать и умирающая после суицида Вероника, и далёкий от нравственности Матье Казавель. Смерть позволяет переступать запреты, заставляя чувствовать уходящую жизнь более полно и остро.
Таким образом она выступает союзницей бытия.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/fransuaza-sagan/proshhay-pechal.html
Сложность и противоречивость внутреннего мира героев повести Саган «Здравствуй, грусть»
Повесть уже ставшей знаменитой французской писательницы Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» покорила читателей своей непринужденной простотой и одновременно сильным подтекстом, который несет за собой незамысловатый сюжет ее произведения.
«Здравствуй, грусть» — это первая книга, написанная писательницей, когда ей было всего лишь девятнадцать лет. Сразу же после ее выхода Франсуаза Саган стала знаменитой не только на своей родине, но и во всем мире, и сейчас является одной из самых известных писательниц нашего века.
История повествует о том, что юная беззаботная девушка Сесиль отправляется на море вместе со своим отцом и его любовницей. Сесиль живет легкой и богатой жизнью, и ее очень привлекает такой образ существования.
Но безоблачное состояние Сесиль разрушается приездом старой знакомой ее покойной матери – Анны. Сесиль делает выводы, что Анна испытывает любовные чувства к отцу и ее это раздражает. Безрассудно и поверхностно Сесиль размышляет о Анне, ее образе жизни и характере.
Ведь в детстве она всегда думала, что эта женщина холодная и бесчувственная, что она живет в строгих нормах и в ее жизни много скучных правил. Постепенно она замечает, что отношения между отцом и Анной меняются, они становятся ближе друг к другу, и это ее раздражает.
Она желает не допустить этих отношений, потому что чувствует более высокий уровень отношений, которые станут серьезными и длительными. Сесиль раздражает то влияние, которое Анна оказывает на отца, она чувствует, что из-за этого ее беззаботная и счастливая жизнь закончится.
И тогда она принимает решение разлучить своего отца и его возлюбленную. Она использует довольно коварные методы, и умудряется вызвать у отца ощущение, что он уже вышел в тираж.
Сесиль уговаривает его бывшую любовницу и своего парня изобразить любовь, и делает так, чтобы до отца дошел слух, что Эльза искренне рада новому возлюбленному благодаря его молодости и задору. Это вводит отца в уныние, и Сесиль наносит окончательный удар – она подстраивает встречу Эльзы с отцом и делает так, чтобы Анна увидела их.
Но когда она наблюдает за реакцией Анны, у Сесиль даже возникает желание извиниться перед ней. Но к сожалению, ей это не удается – Анна уезжает. В конце концов, отец и дочь решают написать письмо, в котором приносят свои извинения. Но Анны уже нет, она погибла в автокатастрофе.
Сесиль продолжает своей безмятежное существование, но теперь ее преследует и другое чувство – это грусть. По причине своих необдуманных поступков и своей эгоистичности она вынуждена мучиться противоречиями, более сильными и оправданными, чем они были раньше.
Необходимость бережного отношения к чувствам других
- Необходимость задумываться о чувствах других появилась у нее, когда она увидела расстроенную и убитую горем Анну, но со временем она осознает, что к чувствам другим надо относиться бережно, ведь это может стоить им жизни
- Грусть этого романа заключена в том, что Сесиль могла бы быть по-настоящему счастливой, как и Анна, но эгоизм первой не позволяет ей даже осознать это.
- Из-за страха потерять комфортный для нее образ жизни, она ломает судьбу такому хорошем человеку, как Анне, своему отцу и себе, ведь теперь ее постоянными спутницами становится грусть и тоска.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Стихи о родине и тема отчизны: Тютчев, Блок, Евтушенко, Галич
Следующая тема: Довлатов «Наши»: герой и обстоятельства, человек и родина, судьбы людей
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/sagan-zdravstvui-grust
«Здравствуй, грусть»
1950-е. Франция. Главная героиня Сесиль родилась в зажиточной буржуазной семье, несколько лет находилась в католическом пансионате, где получала среднее образование. Ее мать умерла, и она живёт в Париже со своим отцом Реймоном.
Отец, сорокалетний вдовец, легко порхает по жизни, не скрывая от дочери своих связей с постоянно меняющимися любовницами.
Но таиться от Сесиль ему нет никакой необходимости: девушку все это вовсе не шокирует, а, напротив, привносит в ее собственную жизнь аромат приятных чувственных ощущений.
Летом Сесиль исполняется семнадцать лет, и отец с дочерью и со своей очередной молоденькой и легкомысленной любовницей Эльзой едут на Лазурный берег отдыхать. Но Реймон приглашает ещё и подругу покойной матери Сесиль, некую Анну Ларсен, его ровесницу, красивую, умную, элегантную женщину, которая обещает приехать попозже.
В день приезда Анны происходит маленькое недоразумение: Реймон и Эльза едут встречать ее на вокзал, но, прождав там какое-то время и никого не встретив, возвращаются домой, где их уже ждёт Анна. Оказалось, что она приехала не на поезде, а на своей машине. Анна располагается в одной из комнат дома, и курортная жизнь, теперь уже вчетвером, продолжается.
Сесиль знакомится на пляже с красивым студентом из предместья по имени Сирил и начинает с ним встречаться. Они вместе купаются, загорают, катаются на паруснике. Тем временем атмосфера в доме понемногу меняется. Между Анной и Эльзой начинается безмолвная конкуренция.
Жаркое солнце Средиземноморья не лучшим образом влияет на внешность Эльзы: ее кожа краснеет, шелушится, Анна, напротив, выглядит восхитительно: она загорела, стала ещё красивее, ещё стройнее. Эльза без умолку несёт всякую чепуху и в конце концов надоедает Реймону.
Анна при ее уме и воспитании могла бы легко поставить Эльзу на место, но не делает этого, а спокойно выслушивает ее глупые речи, никак на них не реагирует и одним этим вызывает у Реймона чувство благодарности. Вообще же отец Сесиль все чаще и все откровеннее посматривает на Анну.
Однажды вечером они всей компанией едут развлекаться в казино. В этот день и происходит окончательный разрыв между Реймоном и Эльзой. Реймон уезжает с Анной домой, оставляя дочь и Эльзу веселиться в казино. А на следующий день отец и Анна сообщают Сесиль, что они решили пожениться.
Сесиль изумлена: ее отец, постоянно меняющий любовниц, привыкший жить весело и шумно, вдруг решает жениться на спокойной, умной и уравновешенной женщине. Она начинает задумываться над этим, пытается представить, как сложится ее жизнь и жизнь отца, если тот женится на Анне.
Сесиль очень хорошо относится к Анне, но у неё не укладывается в голове, как это Анна вдруг станет членом их семьи. Тогда в Париже придётся менять весь образ их жизни, придётся отказываться от ставших необходимыми для неё и отца удовольствий.
Но пока солнце, море, ощущения летнего счастья оказываются сильнее тревоги и беспокойств. Она продолжает встречаться с Сирилом. Молодые люди довольно много времени проводят вместе, и у них возникает чувство более глубокое, чем просто дружба.
Сесиль готова к физической близости с молодым человеком, ее вполне устраивает счастье в данный момент.
Однажды Анна замечает их вместе, когда они лежат рядом на земле полуголые, и говорит Сирилу, чтобы тот больше не приходил к Сесиль, а девушку усаживает за учебники — ведь ей надо подготовиться к экзамену по философии на степень бакалавра, который она уже один раз провалила и должна сдавать его повторно осенью. Сесиль возмущается поведением Анны, в голове у неё возникают нехорошие мысли, она ругает себя за них, но не может от них избавиться, хотя и понимает, что Анна в принципе права и желает ей и ее отцу добра.
Однажды днём Сесиль встречает Эльзу, которая возвращается в дом, чтобы забрать свои вещи. Сесиль убеждает ее, что нужно спасать отца от Анны, что на самом деле Реймон любит только Эльзу, что во всем виновата опытная и хитрая Анна, которая поставила перед собой цель женить на себе отца и теперь держит его в своих руках.
Сесиль устраивает так, что Эльза поселяется на некоторое время у Сирила, затем она рассказывает им свой план по «спасению» отца. Он состоит в том, что Эльза и Сирил должны притвориться любовниками и почаще появляться на виду у Реймона.
Сесиль надеется, что у него возникнет раздражение из-за того, что Эльза так быстро утешилась с другим, появится желание доказать себе, что это он бросил Эльзу и что в любой момент он может заполучить ее обратно.
Дочь надеется, что отец, желая доказать себе, что он ещё привлекает молодых женщин, изменит Анне с Эльзой, а Анна не сможет с этим смириться и уйдёт от Реймона. План этот вполне удаётся. Все идёт как по нотам. Эльза и Сирил хорошо играют свои роли, удары попадают в цель. Реймон реагирует так, как и предполагала Сесиль.
Дочь довольна, что ее замысел осуществляется. Но в душе она понимает, что она не права, что так поступать с Анной нельзя. Ведь Анна любит ее отца, а главное, и отец полюбил ее и искренне готов поменять ради неё свой образ жизни. Но Сесиль уже не может ничего изменить, да и не хочет.
Ей интересно узнать, насколько хорошо она разбирается в людях, удаётся ли ей выявлять их слабые стороны и предсказывать их действия, в общем, насколько успешно она выступает в роли режиссёра. Между тем Сесиль уже не может сказать Эльзе и Сирилу, что она их обманула, что Реймон действительно разлюбил Эльзу.
Сесиль решает больше не участвовать в этой игре, но и не собирается что-либо раскрывать или объяснять взрослым. Она узнает от Эльзы, что та идёт на свидание с ее отцом, но теперь эта новость ее уже не радует. А немного позже Сесиль видит Анну, которая в отчаянии бежит к гаражу. Анна полна решимости сейчас же уехать, так как, застав Реймона с Эльзой, все понимает и принимает мгновенное и твёрдое решение. Сесиль кидается за ней, упрашивает Анну не уезжать, но та не желает ничего слышать.
Вечером Реймон с дочерью ужинают одни. Оба чувствуют, что необходимо вернуть Анну. Они пишут ей письмо, полное чистосердечных извинений, любви и раскаяния. В это время раздаётся телефонный звонок. Им сообщают, что Анна разбилась по дороге в Эстриль: машина упала с пятидесятиметровой высоты.
Убитые горем, они выезжают на место катастрофы. По дороге Сесиль в глубине души благодарит Анну, что та сделала им великолепный подарок — предоставила возможность поверить в несчастный случай, а не в самоубийство. На другой день, когда Сесиль с отцом возвращаются, они видят Сирила и Эльзу вместе.
В этот момент Сесиль понимает, что, по сути, она никогда не любила Сирила. После похорон Анны Сесиль с отцом целый месяц живут, как вдовец и сирота, обедают и ужинают вдвоём, никуда не выезжают. Постепенно они свыкаются с мыслью о том, что с Анной действительно произошёл несчастный случай.
И начинается прежняя жизнь, лёгкая, полная удовольствий и развлечений. Когда Сесиль встречается с отцом, они смеются, рассказывая друг Другу о своих любовных победах. Им кажется, что они вновь счастливы.
Но иногда на рассвете, когда юная Сесиль ещё лежит в постели и на улицах Парижа слышен только шум машин, у неё в памяти возникают воспоминания о прошедшем лете, и она вновь испытывает чувство, преследующее ее «вкрадчивой тоской». Это чувство грусти.
Франция середины двадцатого столетия. Сесиль, героиня повествования, родилась в буржуазной семье, которая имела весьма приличный достаток. Среднее образование девушка получила в католическом пансионате.
Проживает в Париже, в доме собственного отца, Реймона. Ему всего сорок и он постоянно меняет своих любовниц, не стесняясь дочери.
Впрочем, та не приходит от этого в негодование: ей нравится этакий оттенок чувственности в атмосфере их дома.
Летом семнадцатилетняя Сесиль, отец и Эльза, его очередная любовница, отдыхают на Лазурном берегу. Свою знакомую Анну Ларсен, элегантную даму, он тоже пригласил, но она будет позже.
Анна приехала на собственной машине, разместившись у них в доме. Курортная жизнь вчетвером в самом разгаре.
Пока Сесиль встречалась с новым знакомым Сирилом, купаясь и катаясь со студентом на паруснике, Анна и Эльза начали конкурировать.
Эльза теряет свою привлекательность из-за палящего солнца Средиземноморья, Анна же становится все красивее и стройнее. Реймону надоедает пустая болтовня Эльзы и он благодарен Анне, которая молча сносит нападки легкомысленной девушки.
В тот вечер, когда они были в казино, он окончательно порвал с Эльзой. На следующий день отец объявил, что женится на Анне. Сесиль невольно над задумалась, ведь это совершенно не в привычках отца: Анна — серьезная женщина. Девушка понимает, что веселая жизнь в Париже близится к завершению. Впрочем, ей пока не до этого: она счастлива, потому что влюбилась в Сирила и ее чувства взаимны.
Анна, заметив их полуобнаженными вместе, запрещает Сирилу общаться с Сесиль, а ту отправляет готовиться к экзамену на степень бакалавра философии. Девушка возмущена, к ней приходят дурные мысли, которые она пытается прогнать, ведь Анна хочет, как лучше.
Она решилась на интригу и однажды, встретив Эльзу, наговорила ей о том, что отец по-прежнему влюблен в девушку и во всем виновата Анна.
Сесиль поселила бывшую любовницу у Сирила и уговорила их вести себя так, чтобы отец стал ревновать Эльзу, захотев ее вернуть к себе. Все так и произошло.
Эльза и Сирил вдохновенно играют свои роли любовников, отец ведет себя именно так, как и предполагала дочь.
Хотя она и мучается сомнениями в том, насколько корректно она поступает с Анной, но ее уже увлекла игра и ей хочется убедиться в том, что она отлично разбирается в людях, манипулируя ими.
У Эльзы состоялось свидание с отцом, но Сесиль уже не хочет продолжения этой интриги.
Увидев, что Анна в страшном расстройстве бежит к гаражу, девушка пытается остановить ее, раскаиваясь в своих поступках, но та, все же, уезжает.
Вечером они с отцом пишут Анне письмо с извинениями и выражением раскаяния, но узнают о том, что женщина разбилась в машине, слетевшей с обрыва.
У них есть возможность поверить не в самоубийство отчаявшейся Анны, а в несчастный случай. Вернувшись в Париж, они, немного потосковав, возвращаются к прежней жизни.
И лишь иногда по утрам Эльзой овладевает легкая грусть при воспоминании о событиях прошедшего лета.
Источник: https://www.allsoch.ru/sagan/zdravstvuj_grust/
Краткое изложение романа Франсуазы Саган “Здравствуй, грусть”
Действие происходит в 50-е гг. во Франции. Главная героиня Сесиль родилась в зажиточной буржуазной семье, несколько лет находилась в католическом пансионате, где получада среднее образование. Ее мать умерла, и она живет в Париже со своим отцом Реймоном.
Отец, сорокалетний вдовец, легко порхает по жизни, не скрывая от дочери своих связей с постоянно меняющимися любовницами. Но таиться от Сесиль ему нет никакой необходимости: девушку все это вовсе не шокирует, а, напротив, привносит в ее собственную жизнь аромат приятных чувственных ощущений.
Летом Сесиль исполняется семнадцать лет, и отец с дочерью и со своей очередной молоденькой и легкомысленной любовницей Эльзой едут на Лазурный берег отдыхать.
Но Реймон приглашает еще и подругу покойной матери Сесиль, некую Анну Ларсен, его ровесницу, красивую, умную, элегантную женщину, которая обещает приехать попозже.
В день приезда Анны происходит маленькое недоразумение: Реймон и Эльза едут встречать ее на вокзал, но, прождав там какое-то время и никого не встретив, возвращаются домой, где их уже ждет Анна. Оказалось, что она приехала не на поезде, а на своей машине. Анна располагается в одной из комнат дома, и курортная жизнь, теперь уже вчетвером, продолжается.
Сесиль знакомится на пляже с красивым студентом из предместья по имени Сирил и начинает с ним встречаться. Они вместе купаются, загорают, катаются на паруснике. Тем временем атмосфера в доме понемногу меняется. Между Анной и Эльзой начинается безмолвная конкуренция.
Жаркое солнце Средиземноморья не лучшим образом влияет на внешность Эльзы: ее кожа краснеет, шелушится, Анна, напротив, выглядит восхитительно: она загорела, стала еще красивее, еще стройнее. Эльза без умолку несет всякую чепуху и в конце концов надоедает Реймону.
Анна при ее уме и воспитании могла бы легко поставить Эльзу на место, но не делает этого, а спокойно выслушивает ее глупые речи, никак на них не реагирует и одним этим вызывает у Реймона чувство благодарности. Вообще же отец Сесиль все чаще и все откровеннее посматривает на Анну. Однажды вечером они всей компанией едут развлекаться в казино.
В этот день и происходит окончательный разрыв между Реймоном и Эльзой. Реймон уезжает с Анной домой, оставляя дочь и Эльзу веселиться в казино. А на следующий день отец и Анна сообщают Сесиль, что они решили пожениться. Сесиль изумлена: ее отец, постоянно меняющий любовниц, привыкший жить весело и шумно, вдруг решает жениться на спокойной, умной и уравновешенной женщине.
Она начинает задумываться над этим, пытается представить, как сложится ее жизнь и жизнь отца, если тот женится на Анне. Сесиль очень хорошо относится к Анне, но у нее не укладывается в голове, как это Анна вдруг станет членом их семьи. Тогда в Париже придется менять весь образ их жизни, придется отказываться от ставших необходимыми для нее и отца удовольствий.
Но пока солнце, море, ощущения летнего счастья оказываются сильнее тревоги и беспокойств. Она продолжает встречаться с Сирилом. Молодые люди довольно много времени проводят вместе, и у них возникает чувство более глубокое, чем просто дружба.
Сесиль готова к физической близости с молодым человеком, ее вполне устраивает счастье в данный момент.
Однажды Анна замечает их вместе, когда они лежат рядом на земле полуголые, и говорит Сирилу, чтобы тот больше не приходил к Сесиль, а девушку усаживает за учебники – ведь ей надо подготовиться к экзамену по философии на степень бакалавра, который она уже один раз провалила и должна сдавать его повторно осенью. Сесиль возмущается поведением Анны, в голове у нее возникают нехорошие мысли, она ругает себя за них, но не может от них избавиться, хотя и понимает, что Анна в принципе права и желает ей и ее отцу добра.
Однажды днем Сесиль встречает Эльзу, которая возвращается в дом, чтобы забрать свои вещи. Сесиль убеждает ее, что нужно спасать отца от Анны, что на самом деле Реймон любит только Эльзу, что во всем виновата опытная и хитрая Анна, которая поставила перед собой цель женить на себе отца и теперь держит его в своих руках.
Сесиль устраивает так, что Эльза поселяется на некоторое время у Сирила, затем она рассказывает им свой план по “спасению” отца. Он состоит в том, что Эльза и Сирил должны притвориться любовниками и почаще появляться на виду у Реймона.
Сесиль надеется, что у него возникнет раздражение из-за того, что Эльза так быстро утешилась с другим, появится желание доказать себе, что это он бросил Эльзу и что в любой момент он может заполучить ее обратно.
Дочь надеется, что отец, желая доказать себе, что он еще привлекает молодых женщин, изменит Анне с Эльзой, а Анна не сможет с этим смириться и уйдет от Реймона, План этот вполне удается. Все идет как по нотам. Эльза и Сирил хорошо играют свои роли, удары попадают в цель. Реймон реагирует так, как и предполагала Сесиль.
Дочь довольна, что ее замысел осуществляется. Но в душе она понимает, что она не права, что так поступать с Анной нельзя. Ведь Анна любит ее отца, а главное, и отец полюбил ее и искренне готов поменять ради нее свой образ жизни. Но Сесиль уже не может ничего изменить, да и не хочет.
Ей интересно узнать, насколько хорошо она разбирается в людях, удается ли ей выявлять их слабые стороны и предсказывать их действия, в общем, насколько успешно она выступает в роли режиссера. Между тем Сесиль уже не может сказать Эльзе и Сирилу, что она их обманула, что Реймон действительно разлюбил Эльзу.
Сесиль решает больше не участвовать в этой игре, но и не собирается что-либо раскрывать или объяснять взрослым. Она узнает от Эльзы, что та идет на свидание с ее отцом, но теперь эта новость ее уже не радует. А немного позже Сесиль видит Анну, которая в отчаянии бежит к гаражу. Анна полна решимости сейчас же уехать, так как, застав Реймона с Эльзой, все понимает и принимает мгновенное и твердое решение. Сесиль кидается за ней, упрашивает Анну не уезжать, но та не желает ничего слышать.
Вечером Реймон с дочерью ужинают одни. Оба чувствуют, что необходимо вернуть Анну. Они пишут ей письмо, полное чистосердечных извинений, любви и раскаяния. В это время раздается телефонный звонок. Им сообщают, что Анна разбилась по дороге в Эстриль: машина упала с пятидесятиметровой высоты.
Убитые горем, они выезжают на место катастрофы. По дороге Сесиль в глубине души благодарит Анну, что та сделала им великолепный подарок – предоставила возможность поверить в несчастный случай, а не в самоубийство. На другой день, когда Сесиль с отцом возвращаются, они видят Сирила и Эльзу вместе.
В этот момент Сесиль понимает, что, по сути, она никогда не любила Сирила. После похорон Анны Сесиль с отцом целый месяц живут, как вдовец и сирота, обедают и ужинают вдвоем, никуда не выезжают. Постепенно они свыкаются с мыслью о том, что с Анной действительно произошел несчастный случай.
И начинается прежняя жизнь, легкая, полная удовольствий и развлечений. Когда Сесиль встречается с отцом, они смеются, рассказывая друг Другу о своих любовных победах. Им кажется, что они вновь счастливы.
Но иногда на рассвете, когда юная Сесиль еще лежит в постели и на улицах Парижа слышен только шум машин, у нее в памяти возникают воспоминания о прошедшем лете, и она вновь испытывает чувство, преследующее ее “вкрадчивой тоской”. Это чувство грусти.
Я. Е. Никитин
Источник: https://ukrtvir.com.ua/kratkoe-izlozhenie-romana-fransuazy-sagan-zdravstvuj-grust/