Анализ стихотворения одиночество бунина 11 класс

«Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России” (Б.Зайцев), «…один из последних лучей какого-то чудного русского дня” (Г.Адамович).

Таким представляют, так оценивают Ивана Бунина современники. Этот русский художник особняком стоял в литературе своей эпохи. «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам”, – писал Бунин Н.

Телешову (1900). И тут же: «Как ни кинь, всё тяжко одиночество…”

Одиночество… А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина. «Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта, датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его поэт летом того года: «Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу”.

И сразу же встаёт вопрос: почему столь «осеннее” стихотворение рождается летом? И вновь обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): «Душевного покоя у И.А. не было”; «Он стал чувствовать своё литературное одиночество”.

А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: «Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”.

Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.

Необходимо также посмотреть и на «литературное окружение” стихотворения «Одиночество». О чём стихи Бунина 1902–1903 годов?

И только ночью, когда бушует Осенний ветер, всё чуждо снова… И одинокое сердце тоскует: О, если бы близость сердца родного!

                («Как всё спокойно…», 1902)

…и веет на вершине Дыханьем смерти, холодом пустыни.

                («Кондор», 1902)

Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был мёртв в полночной тишине…

                («Проснулся я внезапно, без причины…», 1903)

А название стихотворения «Запустение» говорит само за себя:

Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге… Пора свести последние итоги. ………………………………………. Я изнемог, и мёртвый стук часов В молчании осенней долгой ночи

Мне самому внимать нет больше мочи!

Как видим, состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:

И сердце жаждет блеска дня и счастья.                    («Запустение»)

Несомненно, оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это исполненное глубокого трагизма лирическое произведение.

Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.

О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.

Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:

И ветер, и дождик, и мгла…

И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывность. Поражаюсь: как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и…, и…, и…) и точно выбранному размеру – амфибрахию.

Огромную роль играют здесь и ключевые слова «ветер”, «дождь”, «мгла”, создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется «холодной” метафорой «пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:

Здесь жизнь до весны умерла…

«Жизнь умерла” – какой оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: «до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке «до весны” «потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.

Далее изобразительное начало уступает место медитативному:

Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно.

Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно («темно”, «дует”). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает.

Таким образом, определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)

В последующих строках мы легко находим ответ:

Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что «она была” и «казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?

И опять возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.

А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)… Образ «сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

Сегодня идут без конца Те же тучи – гряда за грядой…

И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:

Твой след под дождём у крыльца Расплылся, налился водой.

Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот «тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в «серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:

Анализ стихотворения Одиночество Бунина 11 класс

Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи…

Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!”

«Сроднился”. А ведь это сильнее, чем «люблю”… «Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой.

Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону.

Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.

Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

И уж совсем, казалось бы, прозаичное:

Давайте подумаем: затоплю камин… Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю – заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме посреди пустынного океана.

Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и… воду…

А дом, усадьба – остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), и память о ней окажутся спасительными в юдоли земной?..

Лирическая ситуация стихотворения традиционна для поэзии Бунина: во-первых, время года и время дня (осень, вечер), во-вторых, герой наедине с миром Божиим (чаще, правда, это соотношение гармонично).

Именно в общении с природой (часто ночью, когда тихо, не слышно житейских звуков) лирический герой Бунина постигает Бога, переживая истинное счастье. (Здесь поэт близок Лермонтову: «Выхожу один я на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая нива…») Скорбные мотивы также не редкость в лирике Бунина. И скорбь эта неизбежная (экзистенциальная скорбь):

…Как эта скорбь и жажда – быть вселенной!..              (1916)

…я обречён Познать тоску всех стран и всех времён.

             (1909)

На лирическую ситуацию стихотворения «Одиночество» можно посмотреть и с другой стороны: прощание с любимой (правда, без самой любимой).

Как нам кажется, до такого глубокого трагизма подобная ситуация в лирике Бунина не доведена нигде.

Причина этого, вероятно, в состоянии самого поэта в 1903 году (об этом говорилось выше) – стечение обстоятельств, определённое распутье, которое ощущал поэт, переживавший личную драму.

Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался узелок этой столь волнующей автора темы (мысль о том, что земная любовь имеет предел).

Почему же современникам Бунина так понравилось именно это стихотворение? Может быть, потому, что это «песня последней встречи”. А может, современникам Бунина близким оказалось именно состояние души лирического героя – это ощущение перепутья (или распутья?), то смятение, возможно, неясное, которое испытывали многие в смутное предгрозовое время накануне страшных потрясений?

ВАРИАНТ 2

Каждое стихотворение,
независимо от того, кем является его создатель,
рисует в нашем воображении картину, которая
помогает нам понять настроение автора, его
душевное состояние.

Как известно, наше
настроение зависит от окружающей нас обстановки,
то есть от погоды, времени года, а главное — от
людей, которые любят или ненавидят нас, точнее —
от их отношения к нам.

Бывает, что на улице идёт
дождь, вы сидите дома и смотрите, как крупные,
свежие капли воды стекают по стеклу, становится
очень скучно, начинаете вспоминать грустные
моменты своей жизни, и уже ничего не хочется, а
появляется одно желание — куда-нибудь
спрятаться.

Но стоит кому-нибудь улыбнуться или
приласкать вас, как вся хмурая пелена спадает с
ваших глаз, и хочется опять жить да радоваться.
Когда мы читаем стихотворения, то они также
превращаются в одну из причин, которая влияет на
наше душевное состояние. Благодаря сочетанию
тридцати трёх букв автор передаёт нам свои
чувства, которые наполняли его в момент создания
своего шедевра, он заражает нас ими (чувствами).

После прочтения стихотворения «Одиночество»
мне стало тоскливо и чего-то неизвестного жаль,
создалось ощущение, что одинок не автор, а я.
Представляется поздняя осень, опустелые сады,
вокруг всё серо, и постоянно идут дожди, то есть
природа грустит вместе с нами.

Чувствуется
холодное дыхание осени, и на душе становится
совсем неуютно. Дополняет эту печальную картину
уход любимого человека, она оставила нашего
героя один на один с грустными мыслями и мрачными
днями. Эта женщина была настолько ему близка и
дорога, что «стала казаться женой”.

И когда он
был готов связать узами брака свою судьбу с её,
посвятить всего себя только ей, женщине, которая
была для него единственной и неповторимой, она
решила уйти.

Читайте также:  Декабристы - сообщение доклад

Он отпускает её, но на сердце у него
тяжело; понимая, что она будет несчастна с ним, он
перебарывает в себе желание сделать всё, чтобы
она осталась, и говорит с грустной нотой в голосе:

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны          Проживу и один — без жены…

Все его надежды возложены на весну, он надеется,
что в эту пору любви он возродится, как листья на
деревьях, как травка после долгой и суровой зимы.
Он оживёт, и в нём забурлит новая жизнь, как
весёлый, звонкий ручеёк, а пока на дворе осень.

И с
ней замирает всё вокруг, всё становится
малоподвижным, погибают прекрасные творения
лета, и только в наших воспоминаниях остаются
красочные цветы, сочные ягоды, яркое солнце, но
это уже в прошлом.

Так же и здесь, о любимой
остаются одни воспоминания, наш герой смотрит на
след, который оставила она, он ищет в нём
утешения, но и тот исчезает: «расплылся, налился
водой”.

Улетучивается всё, что напоминает о ней,
но светлые чувства всё ещё теплятся у него в
сердце и не дают забыть о прекрасных днях,
прожитых с любимой. От отчаяния он хочет
крикнуть:

Воротись, я сроднился с тобой!

Но, понимая, что стал для неё уже чужим
человеком, останавливается… И чтобы согреть
свою душу, он затапливает камин и решает завести
себе друга, который никогда не предаст и не
бросит его.

Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить…

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/bunin/analiz_stikhotvorenija_i_bunina_odinochestvo/66-1-0-2703

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество»

    На мой взгляд, Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших поэтов 20 века. Сегодня это общепризнанно, однако долгое время заслуженная известность Бунина-прозаика затмевала для читателей его поэзию. Но нужно заметить, что в таланте И.А.

Бунина, необыкновенно гармоничном, все уравновешено: проза этого писателя вспахана плугом поэта, его стихи зачастую предвосхищают проблематику и даже стилистику рассказов и повестей.    Любовь… Эта тема, к которой обращался не один поэт и писатель. И. А. Бунин – не исключение. Любовная лирика его невелика по количеству.

Но именно в ней разрабатываются многие вопросы, волновавшие писателя и позже, особенно проблема одиночества. Бунин считает, что даже любовь не спасает от одиночества, от этого «страшного недуга». Исчерпав «земные» возможности, оно ввергает героя в состояние спокойного отчаяния.

    Таким настроением сдержанного трагизма пронизано едва ли не самое известное стихотворение Бунина — «Одиночество». Оно было напечатано в девятой книге сборника «Знание» за 1904 с посвящением художнику и приятелю Бунина П.А. Нилусу. В 1910 году это стихотворение в исполнении автора было записано на пластинку:

    И ветер, и дождик, и мгла

    Над холодной пустыней воды.    Здесь жизнь до весны умерла,    До весны опустели сады,    Я на даче один. Мне темно    За мольбертом, и дует в окно.

    Заметим, что уже в начале стихотворения автор использует градацию, нагнетая тем самым тягостное впечатление, настраивая читателя на пронзительно-трагический лад.

    «Одиночество» начинается с описания тоскливой осенней природы: «и ветер, и дождик, и мгла…». Для создания минорного настроения Бунин использует яркую метафору: «над холодной пустыней воды», показывая отчужденность лирического героя, неприятие им окружающей реальности. Недаром герой чувствует, что «здесь жизнь до весны умерла», имея в виду жизнь природы, а вместе с ней и свою. Лирическому герою неуютно в этом мире. «Мне темно», — говорит он, но темно не из-за отсутствия света за окном, а от отсутствия «света» в жизни.    Осознание того, что он мог быть счастлив «вчера», а «Сегодня идут без конца Те же тучи – грядя за грядой…», гнетет лирического героя. Он с кажущейся легкостью говорит «прощай». Но это происходит не от безразличия, а от понимания неизбежности происходящего:

    Твой след под дождем у крыльца

    Расплылся, налился водой.    И мне больно глядеть одному    В предвечернюю серую мглу.

    Здесь поэт уже открыто говорит об одиночестве. По его мнению, любовь не вечна, а «для женщины прошлого нет». Любовь могла бы заполнить пустоту в душе лирического героя, но этому не суждено случиться. Она оставила лишь след в его душе, который «расплывется» под дождем и исчезнет. Лишь одиночество будет безраздельно царствовать в душе и жизни героя.

Боль от своего одиночества герой не может ни преодолеть, ни заглушить. Можно подумать, что судьба его обречена, а тоска одиночества безысходна. Но, возможно, это и не так.

Недаром лирический герой ждет весны: «Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены…» Может быть, в жизнь героя еще придет весна, и его сердце оживет, как каждый год оживает природа…

    Но пока желание счастья и осознание его невозможности выражены в нарочито спокойной концовке:

    Что ж! Камин затоплю, буду пить…

    Хорошо бы собаку купить.

    Этот лаконизм – достояние литературы уже нового, 20 века, когда смятенность чувств передается равнодушной, «посторонней», фразой. Такой фразой является и последняя строчка стихотворения. Обреченный на одиночество среди людей, непонятый, покинутый любимой женщиной, лирический герой, тем не менее, не выплескивает наружу своих эмоций.

О них мы догадываемся только по каким-то деталям или отдельным словам. «Затоплю камин» — герой пытается разогнать «мглу», «серую тьму», окутавшую его душу. «Буду пить» — извечный способ «утопить» свое горе в вине – признак отчаяния, справиться с которым суждено не каждому.

«Хорошо бы собаку купить», ведь верный пес никогда не бросит, в отличие от разлюбившей женщины, он будет со своим хозяином до конца жизни.

    Купить собаку – это значит уже как-то начать действовать, существовать, жить. На данном этапе лирический герой к этому не готов, поэтому автор и употребляет частицу «бы» — мы не всегда осуществляем то, что задумали. Но эта строка – надежда на то, что все измениться к лучшему.    Примечательно, что в «Одиночестве» очень мало художественно-изобразительных средств. Надо сказать, что именно в интимной лирике отчетливо видно отличие Бунина от других дворянских поэтов. Оно проявляется уже в образе лирического героя, далекого от прекраснодушия и восторженности, избегающего красивости, фразы, позы. Именно поэтому язык стихотворения прост и лаконичен, что не мешает Бунину передать настроение героя, выразить его душевное состояние, его чувства.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bunin-i-a/raznoe/1756-analiz-stikhotvoreniya-i-a-bunina-odinochestvo

Анализ стихотворения Бунина "Одиночество" (сочинение)

Тема любви — центральная в творчестве И.А. Бунина. Сколько рассказов посвятил ей писатель! Достаточно назвать цикл «Тёмные аллеи», поражающий нас разнообразием сюжетов и образов.

Своё отражение эта тема получила и в поэзии Бунина.

Свежесть и молодая сила чувств, восторг и отчаянье страсти, мысль о неизменности и вечности любви — вот основные мотивы, звучащие во многих его стихотворениях.

«Одиночество» — один из шедевров его лирики. Почерк Бунина-поэта отличается чеканностью (чёткость стиху придают мужские клаузулы) и сдержанной холодной манерой выражения. Здесь Бунин выступает наследником классических традиций.

Названием стихотворения задан его основной мотив: после разрыва с любимой лирический герой ощущает одиночество. На лексическом уровне это подчёркивается употреблением слов и предложений с соответствующим значением: «пустыней», «опустели», «я на даче один», «проживу и один», «больно глядеть одному».

Мотиву одиночества сопутствуют мотивы грусти, печали. Такое настроение навевают слова «умерла», «тоскливо», «больно», «разлюбила», «чужой».

Бесприютность, сиротливость героя после ухода любимой отражает пейзаж в стихотворении: «и ветер, и дождик, и мгла над холодной пустыней воды», «опустели сады», «вечер ненастного дня», «сегодня идут без конца те же тучи — гряда за грядой», «предвечернюю серую тьму».

Темноту и холод лирический герой ощущает и в природе, и в душе: «мне темно за мольбертом», «дует в окно». У него возникает желание физического и душевного тепла: «Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить… ». В стихотворении противопоставляются реальность и желание, мечта, надежда.

  • Настроение уныния, тоски, безысходности подчёркивает созвучие гласных [и], [у], [ы]:
  • И ветер, и дождик, и мгла
  • Над холодной пустыней воды.

До весны опустели сады…

Душевное волнение лирического героя Бунина передает отсутствие чёткого ритма: на протяжении стихотворения амфибрахий и анапест сменяют друг друга. В осенний бесприютный день герой хочет вернуть прошлое: «Воротись! Я сроднился с тобой!». Но его призыв остаётся без ответа.

Любовь ушла… Для выражения этой мысли автору достаточно единственной, но ёмкой по своей выразительности детали: «Твой след под дождём у крыльца расплылся, налился водой». Как дождь размывает следы, так и воспоминание о вчерашнем чувстве сотрётся временем.

Мы ничего не узнаём о причинах случившейся размолвки: произошедшее между героем и героиней опущено. Дана только развязка любовной истории: «Что ж, прощай! Как-нибудь до весны проживу и один… без жены..

.». Хотя в основу произведения положен грустный мотив, это стихотворение, на мой взгляд, нельзя назвать абсолютно пессимистичным: в нём выражены не только горечь одиночества и боль утраты, но и надежда.

Действительно, осень несёт с собой умирание природы, разлуку. «Что ж!» — в этом восклицании (оно повторяется в стихотворении два раза) звучит смирение, покорность судьбе. Но жизнь умерла лишь «до весны».

Чувство надежды передаётся лексическим повтором: «Здесь жизнь до весны умерла, до весны опустели сады», «Как-нибудь до весны проживу и один — без жены…». С весной, возрождением к герою придут новая любовь, новые встречи и мечты.

За страданием последует счастье.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/bunin_i_a/analiz_stikhotvorenija_bunina_odinochestvo_sochinenie/23-1-0-1813

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество»

На мой взгляд, Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших поэтов 20 века. Сегодня это общепризнанно, однако долгое время заслуженная известность Бунина-прозаика затмевала для читателей его поэзию.

Но нужно заметить, что в таланте И.А.

Бунина, необыкновенно гармоничном, все уравновешено: проза этого писателя вспахана плугом поэта, его стихи зачастую предвосхищают проблематику и даже стилистику рассказов и повестей.

    Любовь… Эта тема, к которой обращался не один поэт и писатель. И. А. Бунин – не исключение. Любовная лирика его невелика по количеству.

Но именно в ней разрабатываются многие вопросы, волновавшие писателя и позже, особенно проблема одиночества. Бунин считает, что даже любовь не спасает от одиночества, от этого «страшного недуга».

Исчерпав «земные» возможности, оно ввергает героя в состояние спокойного отчаяния.

    Таким настроением сдержанного трагизма пронизано едва ли не самое известное стихотворение Бунина — «Одиночество». Оно было напечатано в девятой книге сборника «Знание» за 1904 с посвящением художнику и приятелю Бунина П.А. Нилусу. В 1910 году это стихотворение в исполнении автора было записано на пластинку:

  •     И ветер, и дождик, и мгла
  •     Над холодной пустыней воды.
  •     Здесь жизнь до весны умерла,
  •     До весны опустели сады,
  •     Я на даче один. Мне темно
  •     За мольбертом, и дует в окно.
  •     Заметим, что уже в начале стихотворения автор использует градацию, нагнетая тем самым тягостное впечатление, настраивая читателя на пронзительно-трагический лад.
Читайте также:  Ярославль: золотое кольцо россии (сообщение доклад)

    «Одиночество» начинается с описания тоскливой осенней природы: «и ветер, и дождик, и мгла…».

Для создания минорного настроения Бунин использует яркую метафору: «над холодной пустыней воды», показывая отчужденность лирического героя, неприятие им окружающей реальности.

Недаром герой чувствует, что «здесь жизнь до весны умерла», имея в виду жизнь природы, а вместе с ней и свою. Лирическому герою неуютно в этом мире. «Мне темно», — говорит он, но темно не из-за отсутствия света за окном, а от отсутствия «света» в жизни.

    Осознание того, что он мог быть счастлив «вчера», а «Сегодня идут без конца Те же тучи – грядя за грядой…», гнетет лирического героя. Он с кажущейся легкостью говорит «прощай». Но это происходит не от безразличия, а от понимания неизбежности происходящего:

  1.     Твой след под дождем у крыльца
  2.     Расплылся, налился водой.
  3.     И мне больно глядеть одному
  4.     В предвечернюю серую мглу.

    Здесь поэт уже открыто говорит об одиночестве. По его мнению, любовь не вечна, а «для женщины прошлого нет». Любовь могла бы заполнить пустоту в душе лирического героя, но этому не суждено случиться. Она оставила лишь след в его душе, который «расплывется» под дождем и исчезнет. Лишь одиночество будет безраздельно царствовать в душе и жизни героя.

Боль от своего одиночества герой не может ни преодолеть, ни заглушить. Можно подумать, что судьба его обречена, а тоска одиночества безысходна. Но, возможно, это и не так.

Недаром лирический герой ждет весны: «Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены…» Может быть, в жизнь героя еще придет весна, и его сердце оживет, как каждый год оживает природа…

  •     Но пока желание счастья и осознание его невозможности выражены в нарочито спокойной концовке:
  •     Что ж! Камин затоплю, буду пить…
  •     Хорошо бы собаку купить.

    Этот лаконизм – достояние литературы уже нового, 20 века, когда смятенность чувств передается равнодушной, «посторонней», фразой. Такой фразой является и последняя строчка стихотворения. Обреченный на одиночество среди людей, непонятый, покинутый любимой женщиной, лирический герой, тем не менее, не выплескивает наружу своих эмоций.

О них мы догадываемся только по каким-то деталям или отдельным словам. «Затоплю камин» — герой пытается разогнать «мглу», «серую тьму», окутавшую его душу. «Буду пить» — извечный способ «утопить» свое горе в вине – признак отчаяния, справиться с которым суждено не каждому.

«Хорошо бы собаку купить», ведь верный пес никогда не бросит, в отличие от разлюбившей женщины, он будет со своим хозяином до конца жизни.

    Купить собаку – это значит уже как-то начать действовать, существовать, жить. На данном этапе лирический герой к этому не готов, поэтому автор и употребляет частицу «бы» — мы не всегда осуществляем то, что задумали. Но эта строка – надежда на то, что все измениться к лучшему.

    Примечательно, что в «Одиночестве» очень мало художественно-изобразительных средств. Надо сказать, что именно в интимной лирике отчетливо видно отличие Бунина от других дворянских поэтов.

Оно проявляется уже в образе лирического героя, далекого от прекраснодушия и восторженности, избегающего красивости, фразы, позы.

Именно поэтому язык стихотворения прост и лаконичен, что не мешает Бунину передать настроение героя, выразить его душевное состояние, его чувства.

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/analiz_stikhotvorenija_i_a_bunina_odinochestvo/2015-08-07-561

Анализ стихотворения Бунина «Одиночество»

Тема одиночества является одной из ключевых в творчестве русского поэта и писателя Ивана Бунина.

Это чувство испытывают многие персонажи его произведений, что объясняется душевным состоянием самого автора, который долгие годы оставался непризнанным гением как у себя на родине, так и за границей, где провел остаток своей жизни.

Однако стихотворение «Одиночество», созданное летом 1903 года, лишь отчасти является автобиографичным. Его Иван Бунин посвятил своему другу, одесскому художнику Петру Нилусу, которого именовал не иначе, как «поэтом живописи».

Это произведение было написано во время очередного заграничного путешествия Ивана Бунина – лето 1903 года он провел в пыльном и жарком Константинополе, вдали от друзей и близкий.

Несмотря на то, что этот период творчества для него был одним из самых плодотворных, в душе Иван Бунин, как и герой его стихотворения, страдал от одиночества.

Поэтому, посвящая данное произведение Петру Нилусу, автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными.

Стоит отметить, что перед поездкой в Константинополь Иван Бунин пережил глубокую душевную трагедию, расставшись со своей супругой, Анной Цакни.

Личная драма наложила глубокий отпечаток на его творчество, так как в этот период жизнь представлялась Бунину мрачной и бесцветной, а, главное, лишенной всякого смысла.

Поэтому неудивительно, что от стихотворения «Одиночество», написанного в разгар лета, веет осенним холодом и безысходностью, оно выдержано в серых тонах, а в качестве живописного фона использованы ветер, дождь и мгла.

Автор переносит сюжет этого произведения в промозглый осенний день, когда его герой остается на опустевшей даче, и ему «больно глядеть одному в предвечернюю серую мглу».

Безрадостный пейзаж за окном, холод и сырость – лишь антураж, который подчеркивает душевное смятение, тоску и опустошенность персонажа этого произведения. Постепенно, строчка за строчкой, автор рассказывает о личной трагедии своего героя, который расстается с любимой женщиной. Причина разрыва отношений весьма банальна – он попросту перестал быть интересен той, которую фактически считал своей женой. Однако иллюзии рассыпались в прах, и логическим завершением романа стало одиночество.

Впрочем, оно не пугает ни автора, ни его героя, которые уже давно смирились с подобным положением дел.

Поэтому не было предпринято ни одной попытки удержать возлюбленную, и не было сказано ни единого упрека в ее адрес.

Лишь грустная констатация свершившегося факта расставания, а также хрупкая надежда «как-нибудь дожить до весны», когда опустевший дачный поселок вновь наполнится голосами отдыхающих и проснется от зимней спячки.

Персонаж стихотворения «Одиночество» не намерен ускорять ход развития событий, он принимает свою судьбу с удивительной покорностью и некоторым безразличием. «Что ж! Камин затоплю, буду пить…», — таков ответ Бунина и героя его произведения миру и людям, столь жестоко поступившим с ними.

Поэтому финальная строфа стихотворения о том, что неплохо было бы в такой ситуации завести собаку, является завуалированным намеком на то, что уж животное вряд ли предаст своего хозяина. Люди же, особенно женщины, не только легко предают, но и моментально забывают о тех, кого когда-то любили, так как прошлого для них, по мнению Ивана Бунина, попросту не существует.

А окружающий мир соткан из сиюминутных желаний и ощущений, и в нем нет места настоящему и глубокому чувству.

Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-i-a-bunina-odinochestvo.html

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Одиночество» — Школьные сочинения по литературе

Особенность поэзии И. А. Бунина прежде всего в том, что он в своих стихах всегда остается художником. Это означает, что поэт стремился поэтически преобразовать отведенную ему судьбой жизнь. События этой жизни, попадая в стихи, приобретали строгие очертания поэтической формы, созвучной личности Бунина.

Стихотворение «Одиночество» (1903) только на первый взгляд кажется мелодраматической жанровой зарисовкой.

На самом деле это не просто лирические излияния какого-то абстрактного героя, не изображение сложных душевных переживаний современного человека, а способ раскрыть духовное самочувствие именно художника в широком смысле слова, стремление творческой личности сохранить себя в неблагоприятных обстоятельствах.

Герой стихотворения — человек искусства, мастер, не знающий мертвой точки покоя. Первоначально Бунин посвятил это стихотворение своему другу художнику П. Нилусу (отсюда упоминание о том, что герою «темно за мольбертом»).

  • Начинается стихотворение просто и почти монотонно. Мы словно слышим, как стучат по кровлям дождевые капли:
  • И ветер, и дождик, и мгла
  • Над холодной пустыней воды.
  • Здесь жизнь до весны умерла,
  • До весны опустели сады.
  • Герой стихотворения с болью и печалью думает о своем любовном романе, так неожиданно оборвавшемся:
  • Вчера ты была у меня,
  • Но тебе уж тоскливо со мной.
  • Под вечер ненастного дня
  • Ты мне стала казаться женой.
  • Он пытается разумом преодолеть свалившиеся на него душевное ненастье, опустошенность, безразличие к жизни:
  • Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
  • Проживу и один — без жены…

И в эту злую минуту он не спешит подстроиться под лад обыденной жизни, жить дальше как ни в чем не бывало. Он пока еще лелеет свою печаль, свою раненую душу. Поэтому для него так важны все трогательные бытовые детали, связанные с ушедшей женщиной:

  1. Твой след под дождем у крыльца
  2. Расплылся, налился водой.
  3. И мне больно глядеть одному
  4. В предвечернюю тьму.
  5. Его попытки вернуть любимую женщину бесплодны — герой сам это понимает:
  6. Мне крикнуть хотелось вослед:
  7. «Воротись, я сроднился с тобой!»
  8. Но для женщины прошлого нет:
  9. Разлюбила — и стал ей чужой.
  10. Тихая печаль героя смягчается самоиронией:
  11. Что ж! Камин затоплю, буду пить…
  12. Хорошо бы собаку купить.
  13. Поскольку желание человека иметь рядом с собой верную и преданную душу не сбылось: любимая женщина его покинула, то остается завести бессловесно преданного друга, который не оставит в трудную минуту.

Все стихотворение пронизано атмосферой осенней грусти. Мы словно видим низкие серые тучи, заколоченные мокрые дачи, откуда давно выехали жильцы, ощущаем, как дует из окна, за которым рано сгущаются сумерки. Конечно, мы сочувствуем герою «Одиночества ».

Но есть камин, а как известно, ровное гудение огня успокаивает душу. Поэтому хочется верить, что художник непременно справится с хандрой (особенно, если все-таки заведет собаку!). А когда все вокруг расцветет, воспрянет и он.

К тому же только художник может превратить личную драму в произведение искусства и тем избавиться от ее груза.

Хотя Бунин показывает героя, переживающего душевные муки, в стихах не чувствуется безысходности. Поэт находит поэтическую прелесть уже в самом изображении окружающей жизни, даже если действительность на первый взгляд обыденно скучна.

Он не просто описывает неяркий среднерусский пейзаж, но одухотворяет его, пропуская через призму собственного сознания. Поэтому стихотворение «Одиночество» покоряет нас строгой простотой формы, завораживает элегической тональностью.

Читайте также:  Игоша - краткое содержание рассказов одоевского

Еще сочинения автора:

  • Анализ стихотворения Ивана Бунина «Последний шмель»

Источник: https://moisoch.ru/bunin/analiz-stixotvoreniya-ivana-bunina-odinochestvo.html

Бунин был не только замечательным прозаиком, но и выдающимся поэтом. Он воспринял традиции классической русской поэзии, традиции Пушкина и Лермонтова, их стремление к простоте и ясности, их прозрачный стих, их тонкое чувство природы.

Немало стихотворений Бунин посвятил русской природе, которая часто вызывала в душе поэта радостные, светлые чувства.     Философская проблематика, часто взаимосвязанная с темой природы, нашла отражение в поэзии Бунина. Так, мысль о преемственности связи между прошлым и настоящим, тема смерти проходит сквозь многие его поэтические произведения.

    Конечно, Бунин, как великолепный художник, тонкий психолог, посвящал свои поэтические произведениям живым человеческим эмоциям: любви, радости, страданию.     Таково, например, стихотворение «Одиночество». По жанру это монолог-исповедь. Лирический герой обращается к любимой женщине, ушедшей от него. Но вместе с тем диалог с самим собой: ведь герой остался наедине со своими воспоминаниями.

    Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, задающего эмоциональный фон всему лирическому произведению:     И ветер, и дождик, и мгла     Над холодной пустыней воды.     Здесь жизнь до весны умерла,     До весны опустели сады.     Строфа построена по принципу градации. Каждая новая строка усиливает ощущение бесприютности.

Во второй строке метафора «пустыня воды» создаёт эффект бескрайности печали. Третья строка вводит тему смерти.

    Печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы, нашедшим отражение в стихотворении, ощущение опустошенности. Природа и человек слиты воедино, страдают по одной причине: природа по ушедшей весне, и человек, потерявший свою Весну – любимую, без которой в душе героя наступила осень.

    Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности.     Бунин вспоминал: «Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел… Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал».

    И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:

    И сердце жаждет блеска дня и счастья.     Это произведение об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни.     Собеседником, другом с детства у поэта была природа. И лирический герой его произведений внимателен к окружающему миру, тонко чувствует природу, сопереживает ей. То он в янтарном окружении «озябшего» сада, то в берёзовом лесу, «где распевают птицы», то в «сладостном бору», то «дремлет над Днепром у широкого плёса», но чаще всего — «среди степи, простора и небес».     Вчера ты была у меня…     Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что «она была» и «казалась женой». Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?

    А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)… Образ «сегодня» в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

    Сегодня идут без конца     Те же тучи – гряда за грядой…     И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:     Твой след под дождём у крыльца     Расплылся, налился водой.     Бунин не боится ввести в стихотворение бытовую деталь, которая нередко приобретает под его пером особую выразительность. В этом произведении ещё немало таких выразительных деталей. Например, по строчкам     Я на даче один. Мне темно     За мольбертом, и дует в окно     мы догадываемся, что герой живёт в уединении, он художник – натура творческая, ранимая, остро переживающая все неудачи, потрясения, особенно, если они касаются любви.     Но особенно впечатляет подчёркнуто бытовая, прозаическая концовка стихотворения, тонко передающая тоску покинутого художника:     Что ж! Камин затоплю, буду пить…     Хорошо бы собаку купить.

    Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался узелок этой столь волнующей автора темы.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/bunin-i-a/2896-analiz-stikhotvoreniya-i-a-bunina-odinochestvo

Основная мысль стихотворения Бунина «Одиночество» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Иван Алексеевич Бунин был известным русским писателем. Бунин неоднократно получал Пушкинскую премию, являлся Нобелевским лауреатом по литературе. В 1909 году был признан почетным академиком. Его жизнь была наполнена многими встречами и знакомствами. Он много путешествовал. Жил Бунин во Франции, но всегда хотел вернуться и хорошо относился к Советскому Союзу.

В стихотворении писатель описывает дождливую и тоскливую погоду. Осень всегда ассоциируется с печалью, грустью, и разочарованием. Так Бунин пишет, что он совсем один в дачном домике и на улице плохая погода. Иван Алексеевич пишет, что все так серо и печально, картина осеннего дворика нагоняет на него тоску. Поэт пишет, что лишь с приходом весны здесь будет красиво и радостно.

Во втором куплете стихотворения Бунин говорит, что его бросили. Погода за окном и жизненные обстоятельства переплелись. Не так давно любимая женщина ушла, и писатель пишет, что попытается дожить до весны. Ведь весной много народа съезжается на дачу и ему будет немного легче.

Смотря на крыльцо, герой еще помнит образ своей женщины, которая стала для него родной и незаменимой. Он понимает, что не может ничего исправить и ему от этого очень больно. Герой стихотворения переживает эту ситуацию в полном одиночестве, наблюдая на серую и дождливую погоду на улице.

Иван Алексеевич пишет, что очень хотел бы вернуть ее, женщину, которую считал своей женой. Бунин пишет, что для женщины не существует прошлого и если она ушла, то никогда не вернется.

Она его уже разлюбила и для нее он чужим стал. Она пошла по жизни, вперед оставив его позади. Писатель собирается зажечь камин погрузиться в свои мысли.

Бунин пишет, что будет пить, пытаясь заглушить всю горечь расставания с ней.

В последних строках он как бы дает себе указание завести собаку, ведь собака никогда не предаст и не оставит.

Стихотворение было написано в годы, когда Бунина изнутри сжирало одиночество. Он все свои мысли изложил в этом стихотворении. Бунин расстался со своей женой Анной Цакни.

Писатель очень переживал по этому поводу и не видел других красок своей жизни кроме как серой и черной. Каждую свою любовь он воспринимал как последнюю, поэтому его произведения про любовь грустные и печальные, но очень жизненные.

В Военные годы писатель не написал ни одного произведения. Лишь через год после его смерти произведения Бунина начинают печатать в Союзе.

Анализ стихотворения Одиночество Бунина

Стихотворение «Одиночество» великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина начинается с описания пейзажа. Именно пейзажу он посвятил первые строки, подробно описав все, что его окружает. Вообще стоит сказать, что пейзаж всегда занимал особое место в лирике Бунина.

Читая первые строки, перед читателями всплывает мрачная и довольно таки грустная картина. В самой первой строчке можно увидеть многосоюзие. Читая самые первые строки можно увидеть мир глазами поэта.

Этим произведением Иван Алексеевич показывает безнадежность и грусть этого мира. Но, однако несмотря на то, что поэт думает «жизнь прошла», у него есть надежда, надежда на то, что все еще измениться.

Несчастный лирический герой пытается изменить свою жизнь. Все переживания очень ярко показаны. Поэт использовал различные литературные приемы, для того, чтобы как раз таки показать переживания героя. Здесь можно найти метафору, эпитеты, красочные прилагательные и так далее.

В целом это очень сложное стихотворение, наполненное глубоким смыслом. Каждый читатель, который прочитает данное произведение, сможет ощутить все эмоции и чувства, которые испытывал автор в момент создания произведения.

Рифма использована перекрестная, она помогает сделать произведение мелодичным, не прерывистым и тяжелым.

По своему строению стихотворение довольно таки простое, так как если бы поэт сделал бы его сложным по строению, его было бы просто невозможно понять, и даже прочитать.

Написано данное стихотворение было в 1903 году. Основной темой данного произведения является тема одиночества, которая нужно сказать была очень близкой для Ивана Алексеевича. Данное чувство автор испытывал несколько раз в своей жизни, и оно просто угнетало его, убивая изнутри.

Прежде, чем анализировать стихотворение «Одиночество», необходимо учесть несколько фактов из биографии поэта, которые позволяют говорить о том, что автор испытывал в своей жизни (в том числе, и во время написания данного произведения) те же чувства, что и лирический герой.

В 1903 году после трудного для него расставания с Анной Цакни, И. А. Бунин отправляется в путешествие в Константинополь.

Там, вдали от близких и родных, переживая личную драму, он и пишет стихотворение «Одиночество», которое, безусловно, проникнуто искренними чувствами и эмоциями поэта.

Как известный поэт-пейзажист поэт, стоя у мольберта, умело рисует мазками слов ненастную погоду — дождь, гонимые ветром облака, мглу и ощутимую пустоту. Ассоциативно становится понятно, что за окном осень, а серые краски печального времени года находят прямой отклик в душе лирического героя, испытывающего давящее чувство одиночества.

Последующие строфы в произведении описывают трогательный роман с женщиной, ставшей для автора родным человеком. Однако эти отношения неожиданно прерываются потому, что она разлюбила его и ушла. Поэт не осуждает ее выбор, принимает сегодняшний день таким, какой он есть с какой-то покорностью и усталой тоской.

Получается, роман оканчивается для героя глубоким одиночеством: у него остались только воспоминания, некоторое сожаление о прошлом и надежда дожить до весны.

При этом, весна, скорее всего, является не просто указанием времени года, но и аллегорией нового этапа в жизни, возрождения, обновления… Тем самым смиренное желание лирического героя дождаться этой поры показывает читателю, что в сером мраке одиночества есть надежда на появление нового начала.

Кроме того, финальная строка «Хорошо бы собаку купить» намекает на то, что автор все же желает избавиться от тягостного одиночества, пусть даже с помощью домашнего животного.

Источник: https://express5top.ru/index.php/home/vse-sochineniya-na-otlichno-dlya-3-11-klassov/16177-osnovnaya-mysl-stikhotvoreniya-bunina-odinochestvo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]