Игоша — краткое содержание рассказов одоевского

Краткое содержание сказки Владимира Одоевского «Городок в табакерке» познакомит с читателя с главными героями и поведает об их приключениях. Владимир Федорович Одоевский считается основоположником детской литературы на русском языке. Для его творчества всегда были характерны новые идеи. «Городок в табакерке» был издан в 1833 году в составе сборника «Пестрые сказки».

Основные персонажи

Перед чтением краткого содержания о приключениях мальчика в городе, обнаруженном в табакерке, следует ознакомиться с основными персонажами сюжета:

  • Миша – очень доброжелательный и любознательный маленький мальчик;
  • Его отец – мудрый человек, серьезно относится к воспитанию сына;
  • Мальчики-колокольчики – жизнерадостные жители города;
  • Дядьки-молоточки – суровые обитатели табакерки;
  • Валик – надзиратель в городе;
  • Пружинка – принцесса, строгая и капризная.

Очень краткий пересказ

В начале рассказа папа показывает сыну небольшую табакерку. Она очень красива, изготовлена из панциря черепахи, но главное – эта вещица музыкальная. Мальчик рассмотрел на поверхности крышки маленькие дома, улочки, забавные башни. Изображенный город был красочен и заманчив. Мише отчаянно захотелось там оказаться.

Внезапно он стал стремительно уменьшаться и смог попасть в этот городок. Там его встретил маленький мальчик с небольшим колокольчиком на голове. Он познакомил Мишу с остальными веселыми мальчиками-колокольчиками. Его интересовало, почему их обижают дядьки-молоточки. Мальчик ему рассказал, что это требование злого Валика. А его заставляет работать мелкая пружинка – Принцесса этого города.

Далее Миша проснулся и сразу поведал родителям, что был в сказочном месте и познакомился со всеми жителями. Теперь он понимал принцип работы музыкальной шкатулки.

Краткое содержание рассказа

Краткий пересказ содержания следует начать с описания табакерки, которую показал отец Мише.

Она была изготовлена их панциря черепахи, а на ее крышке был изображен сказочный город с маленькими домиками, башенками и улочками с деревьями.

Изделие было музыкальным – стоило дотронуться до пружинки, раздавалась приятная мелодия. Облака и солнце на крышке двигались, озаряя сказочное небо своими лучами.

Внутри вещицы были видны колокольчики, молоточки и мальчик заинтересовался, как она работает. Папа предложил ему догадаться самому. Однако просил не прикасаться к пружине, потому что табакерка может сломаться. Миша очень крепко задумался. Чем больше он смотрел на табакерку, тем сильнее он желал попасть в этот маленький сказочный город, который манил уютом.

Игоша - краткое содержание рассказов ОдоевскогоМальчик-колокольчик повел гостя в город

Вдруг из одной дверцы выскочил мальчик с колокольчиком на голове. Он поманил Мишу рукой. Подойдя к дверце вслед за мальчиком, Миша обнаружил, что дверь ему по росту, и он прошел внутрь.

На небольших улочках он увидел много мальчиков-колокольчиков, которые весело приветствовали его. Свободно проходя под сводами из красивой бумаги, Миша заметил, что боялся не пройти, ведь они такие маленькие.

Но мальчик объяснил, что издалека предметы могут казаться маленькими.

А мальчики-колокольчики на самом деле имели разные размеры, оттого и звучали все по-разному.

Они жаловались, как трудно им живется, ведь дядьки-молоточки постоянно ходят по улицам и заставляют их звонить, дергая за веревки. Миша подошел к дядькам и очень вежливо поинтересовался, зачем они это делают.

На вопрос ему объяснили, что их заставляет господин Валик, который лежит целый день на диване и издает шуршащие звуки.

Миша увидел Валика – тот действительно лежал и переворачивался с боку на бок, тем самым заставляя стучать дядек своими молоточками по колокольчикам. Он ответил, что не знает, для чего он так делает.

Пройдя далее по улице, мальчик обратил внимание на красивый шатер. Внутри него сидела прекрасная принцесса Пружинка, которая постоянно толкала надзирателя Валика и при этом говорила «зиц-зиц».

Она смогла рассказать Мише, что если все они не будут работать, то музыка смолкнет.

Мальчик тут же проверил, правда ли это. Он осторожно тронул пальцем пружину. Все вдруг заскрежетало и остановилось, а музыка и правда смолкла. Миша сразу вспомнил – отец просил его ни в коем случае не прикасаться к пружинке. Подумав об этом, мальчик проснулся.

Миша сразу заметил улыбающиеся лица родителей. А отец спросил, что же сын видел во сне. Мальчик рассказал про сказочный сон. А заодно добавил, что теперь он знает, как устроена табакерка и за счет чего внутри нее звучит музыка.

Папа очень хвалил сына и объяснил ему, что со временем, изучив механику, он сможет глубже понять принцип действия многих предметов.

Основная мысль сказки

Сказка «Городок в табакерке», ее краткое содержание, позволяет понять, что автор большое значение придавал влиянию литературы на детей. Одоевский с помощью своего произведения хотел развить в детях лучшие качества. Он показывает самые лучшие черты характера маленького героя – любознательность, честность, сострадание.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/odoevskiy/gorodok-v-tabakerke.html

Книга Игоша — читать онлайн. Одоевский Владимир Федорович. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

(Алек. Степ. Хомякову)

Я сидел с нянюшкой в детской; на полу разостлан был ковер, на ковре игрушки, а между игрушками – я; вдруг дверь отворилась, а никто не взошел. Я посмотрел, подождал – все нет никого.

– Нянюшка! нянюшка! Кто дверь отворил?

– Безрукий, безногий дверь отворил, дитятко! Вот безрукий, безногий и запал мне на мысль.

  • – Что за безрукий, безногий такой, нянюшка?
  • – Ну, да так – известно, что, – отвечала нянюшка, безрукий, безногий.
  • Мало мне было нянюшкиных слов, и я, бывало, как дверь ли, окисли отворится – тотчас забегу посмотреть: не тут ли безрукий – и, как он ни увертлив, верно бы мне попался, если бы в то время батюшка не возвратился из города и не привез с собою новых игрушек, которые заставили меня на время позабыть о безруком.

Радость! веселье! прыгаю! любуюсь игрушками! А нянюшка ставит да ставит рядком их на столе, покрытом салфеткою, приговаривая: «Не ломай, не разбей, помаленьку играй, дитятко». Между тем зазвонили к обеду.

Я прибежал в столовую, когда батюшка рассказывал, отчего он так долго не возвращался. «Все постромки лопались, – говорил он, – а не постромки, так кучер то и дело что кнут свой теряет; а не то пристяжная ногу зашибет, беда, да и только! Хоть стань на дороге; уж в самом деле я подумал: не от Игоши ли?»

– От какого Игоши? – спросила его маменька.

– Да вот послушай, – на завражке я остановился лошадей покормить; прозяб я и вошел в избу погреться; в избе за столом сидят трое извозчиков, а на столе лежат четыре ложки; вот они хлеб ли режут, лишний ломоть к ложке положат; пирога ли попросят, лишний кусок отрушат.

– Кому это вы, верно, товарищу оставляете, добрые молодцы? – спросил я.

– Товарищу не товарищу, – отвечали они, – а такому молодцу, который обид не любит.

– Да кто же он такой? – спросил я.

– Да Игоша, барин. Что за Игоша, вот я их и ну допрашивать.

– А вот послушайте, барин, – отвечал мне один из них, – летом у земляка-то родился сынок, такой хворенький, Бог с ним, без ручек, без ножек, – в чем душа; не успели за попом сходить, как он и дух испустил; до обеда не дожил. Вот, делать нечего, поплакали, погоревали, да и предали младенца земле.

 – Только с той поры все у нас стало не попрежнему… впрочем, Игоша, барин, малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословенье подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то Игоша и пойдет кутить: то у попадьи квашню опрокинет или из горшка горох выбросает; а у нас или у лошадей подкову сломает, или у колокольчика язык вырвет – мало ли что бывает.

– И! да я вижу, Игоша-то проказник у вас, – сказал я, – отдайте-ка его мне, и если он хорошо мне послужит, то у меня ему славное житье будет; я ему, пожалуй, и харчевые назначу.

Между тем лошади отдохнули, я отогрелся, сел в сани, покатился: не отъехали версты – шлея соскочила, потом постромки оборвались, а наконец оглобля пополам – целых два часа понапрасну потеряли. В самом деле подумаешь, что Игоша ко мне привязался.

Так говорил батюшка; я не пропустил ни одного слова. В раздумье пошел я в свою комнату, сел на полу, но игрушки меня не занимали – у меня в голове все вертелся Игоша да Игоша.

Вот я смотрю – няня на ту минуту вышла – вдруг дверь отворилась; я по своему обыкновению хотел было вскочить, но невольно присел, когда увидел, что ко мне в комнату вошел, припрыгивая, маленький человечек в крестьянской рубашке, подстриженный в кружок; глаза у него горели, как угольки, и голова на шейке у него беспрестанно вертелась; с самого первого взгляда я заметил в нем что-то странное, посмотрел на него пристальнее и увидел, что у бедняжки не было ни рук, ни ног, а прыгал он всем туловищем. Как мне его жалко стало! Смотрю, маленький человечек – прямо к столу, где у меня стояли рядком игрушки, вцепился зубами в салфетку и потянул ее, как собачонка; посыпались мои игрушки: фарфоровая моська вдребезги, барабан у барабанщика выскочил, у колясочки слетели колеса – я взвыл и закричал благим матом: «Что за негодный мальчишка! зачем ты сронил мои игрушки, эдакой злыден! да что еще мне от нянюшки достанется! Говори, зачем ты сронил игрушки?»

  1. – А вот зачем, – отвечал он тоненьким голоском, затем, – прибавил он густым басом, – что твой батюшка всему дому валежки сшил, а мне, маленькому, – заговорил он снова тоненьким голоском, – ни одного не сшил, а теперь мне, маленькому, холодно, на дворе мороз, гололедица, пальцы костенеют.
  2. – Ах, жалкинький, – сказал я сначала, но потом, одумавшись, – да какие пальцы, негодный, да у тебя и рукто нет, на что тебе валежки?
  3. – А вот на что, – сказал он басом, – что ты вот видишь, твои игрушки в дребезгах, так ты и скажи батюшке: «Батюшка, батюшка, Игоша игрушки ломает, валежек просит, купи ему валежки», – а ты возьми да и брось их ко мне в окошко.

Игоша не успел окончить, как нянюшка вошла ко мне в комнату, Игоша не прост молодец, разом лыжи навострил, а нянюшка – на меня: «Ах ты, проказник, сударь! зачем изволил игрушки сронить? Нельзя тебя одного ни на минуту оставить. Вот ужо тебя маменька…»

– Нянюшка! Не я уронил игрушки, право, не я, это Игоша…

– Какой Игоша, сударь?.. еще изволишь выдумывать!

– Безрукий, безногий, нянюшка. На крик прибежал батюшка, я ему рассказал все, как было, он расхохотался.

– Изволь, дам тебе валежки, отдай их Игоше. Так я и сделал. Едва я остался один, как Игоша явился ко мне, только уже не в рубашке, а в полушубке.

– Добрый ты мальчик, – сказал он мне тоненьким голоском, – спасибо за валежки; посмотри-ка, я из них себе какой полушубок сшил, вишь, какой славный!

Источник: https://the-librarian.ru/bookread-358377

Игоша — Владимир Одоевский — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

В детстве самым страшным сказочным существом для меня был Игоша. Кто не настолько глубоко погружён в русский жутковатый фольклор, с Игошей не встречался и Старобинец не читал, того сама концепция подобного персонажа может и поразить (хотя, конечно, у Старобинец он почему-то больше был похож на змею).

Оригинальный Игоша — младенец без ручек и ножек, который умер сразу после рождения, но продолжает являться в мир живых в виде своеобразного полупризрака-полудомового. Если его подкармливать и делать подарки, то он он помогает по дому.

Если же Игошу игнорировать (что делать довольно несложно, ведь он невидим для взрослых), то он начинает всё ломать, терять, путать, а вина за его проступки ложится то на всех окружающих из посюстороннего мира, то просто на «дело-то житейское».

Возможно, существо без ручек и без ножек, которое прыгает всем туловищем и цепляет вещи зубами, много напроказить и не может, но при желании да наличии свободного времени…

Впрочем, я всё это не о том. Недавно я прочитала, как «Игоша» Одоевского разбирается на уроках литературы в некоторых учебных программах. Вот честно — что-то в этом неверное и ограничивающее.

Одоевский бежит впереди паровоза своего времени, и на пяти-шести страничках скупого текста умудряется развернуть едва ли не «Бойцовский клуб».

В том смысле, что читателю так до конца и не будет ясно, существовал ли Игоша в воображении маленького одинокого мальчика, который тихонечко сходит с ума от отсутствия нормальной ребяческой жизни, пытается привлечь к себе внимание и все свои шалости сваливает на тёмную половинку себя — Игошу.

Вариант вполне жизнеспособный, учитывая, что рассказами про Игошу его как раз пичкают нянечка с батюшкой. Но и тот вариант, что Игоша всё-таки провёл пару дней с главным героем страшной сказки вполне может быть, хоть он и полностью отметается учебниками литературы.

Я, честно, даже не знаю, какой вариант страшнее. Первый показывает, что безумие может таиться даже в маленьком шкете, потому что я категорически отказываюсь принимать версию, что психически здоровый ребёнок может сублимировать свою тёмную половинку в такое жуткое безного-безрукое существо.

Читайте также:  Сергей королев - доклад сообщение

Это версия близка к той, что и Карлсона приписывает к существам внутри воображения ребёнка. Но Карлсон был шалун добродушный и не лишённый определённой последовательности в своих действиях, Игоша же явно агрессивен и нелогичен. Второй же путь явления Игоши к мальчику, как потустороннего монстра/призрака — вообще кошмар.

Потому что тогда получается, что он может прицепиться к кому угодно безо всякой на той причины и бесконечно его подставлять и подставлять, а несчастная жертва будет страдать и огребать.

Если большинство негативных сущностей появляются по какой-то причине — мстят за что-то, прикованы к месту, предмету, появляются в определённое время или просто потому что человек сделал что-то не то, то гнусный Игоша сваливается на бошку вот просто из ниоткуда. Из текста можно бы сделать вывод, что батя мальчика сам виноват — вроде как он его позвал к себе, пусть и в шутку.

Но пристал-то Игоша не к нему, а к пацану. Да и мужики, у которых до этого был Игоша, а потом и следующий «носитель проклятия» вообще ни в чём не провинились, просто им не свезло. А это знание ужасное, особенно в детском возрасте.

Я в детстве точно знала, что если я в полночь посмотрюсь в зеркало, то ко мне прицепится чёрт, но в этом буду виновата я сама, потому что имела наглость посмотреть в зеркало. Ну или кто-то плюнет мне на тень, а от этого у меня начнётся простуда — тоже сомнительное поверье, но тут уж тебе не повезло по вполне определённой причине. А Игоша — накося выкуси — просто появился и гадит тебе ни за что ни про что. Нечестно. И как-то обречённо неизбежно, а потому особенно страшно.

Я считаю, что для времён Одоевского эта «двойная трактовка» — очень крутая вещь. Да и само описание потустороннего младенца ошеломляет, если подключить воображение (вдумайтесь, он ведь умер сразу после рождения, а значит если представить его в деталях, то… АААА!) Не знаю, стоит ли давать такие сказочки пятиклассникам в программе по литературе.

Конечно, сейчас сила воображения заметно приглушена, но не исключено, что может попасться особенно чуткий ребёнок, который будет после этого не спать и ждать, когда ему на голову без предупреждения свалится ужасное наказание, которого он не заслужил. Я бы про Игошу вообще хоррор сняла, будь у меня такая возможность.

Не всё же мёртвых маленьких девочек с длинными волосами в белых ночнушках показывать.

Источник: https://MyBook.ru/author/vladimir-odoevskij/igosha/

Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Игоша | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Владимир Федорович Одоевский 1803-1869 Андреянова И. Э.

Слайд 2

Игоша — мертворождённый младенец, или малютка, который умер до крещения. Игоша чрезвычайно привязан к дому, в котором он умер, или к месту, на котором его похоронили. А хоронили таких младенцев недалеко от дома, под полом или порогом. Игоша-домовой там живёт и даже растет, по прошествии определённого времени превращаясь в домового.

Всегда он присутствует в доме, особенно перед рассветом. Игоша очень большой проказник, поскольку по природе своей есть дух беспокойный, «неуспокоенный». Причина этого в том, что умер-то он скоропостижно, без крещения и без прощения.

Игоша часто не имеет ни рук, ни ног, то есть является неполноценным, не очень схожим с людьми, а больше принадлежащим миру потустороннего, нечеловеческого. Если в доме был игоша , старались поладить с ним. За столом отводили особое место и давали ему отдельную тарелку с едой. Клали ему ложку и хлебушек во время семейных застолий.

Зимой выбрасывали через окно на двор рукавицы и шапку. Но задобрить игошу-домового достаточно сложно. Если же вовсе забыть о нем, то обиженный домовой начнёт вредить жильцам: разбрасывать и прятать вещи, мешать в работе по дому. Андреянова И. Э.

Слайд 3

« Игоша » Андреянова И. Э.

Слайд 4

Андреянова И. Э.

Слайд 5

Андреянова И. Э.

Слайд 6

Андреянова И. Э.

Слайд 7

Андреянова И. Э.

Слайд 8

Андреянова И. Э.

Слайд 9

Андреянова И. Э.

Слайд 10

Андреянова И. Э.

Слайд 11

Андреянова И. Э.

Слайд 12

Андреянова И. Э.

Слайд 13

Андреянова И. Э.

Слайд 14

Андреянова И. Э.

Слайд 15

Вздрагивает огонек лампадки, В полутемной детской тихо, жутко, В кружевной и розовой кроватке Притаилась робкая малютка. Что там? Будто кашель домового? Там живет он, маленький и лысый… Горе! Из-за шкафа платяного Медленно выходит злая крыса.

В красноватом отблеске лампадки, Поводя колючими усами, Смотрит, есть ли девочка в кроватке, Девочка с огромными глазами. — Мама, мама! — Но у мамы гости, В кухне хохот няни Василисы, И горят от радости и злости, Словно уголечки , глазки крысы. Страшно ждать, но встать еще страшнее.

Где он, где он, ангел светлокрылый? — Милый ангел, приходи скорее, Защити от крысы и помилуй! Николай Гумилев Андреянова И. Э.

Слайд 16

Вопросы для обсуждения Кто повествует о событиях, описанных в рассказе? Верит ли отец в существование Игоши ? Почему? Приведи доказательства из текста.

Верит ли нянюшка в Игошу ? Приведите доказательства из текста. Почему именно мальчику явился Игоша ? Перечитайте последний абзац.

Кто же такой Игоша ? Это “игра воображения” или явление “другого мира”? Каково мнение рассказчика? А ваше? Андреянова И. Э.

Слайд 17

Кто же главный герой сказки? Мальчик. А фантастическое существо Игоша нужно автору для того, чтобы проникнуть во внутренний мир героя , показать противоречивость чувств мальчика, вот так, с помощью фантастики, автор создает характер . Андреянова И. Э.

Слайд 18

Психологизм – художественное изображение внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний, желаний. Андреянова И. Э.

Слайд 19

Гумилёв Н. С. Избранное. – Смоленск: Русич , 1999. Ожегов , Шведова 1999 – Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999 . Андреянова И. Э. Использованные источники

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/12/igosha

Средства выражения пространственного континуума в сказке В.Ф. Одоевского «Игоша»

Огородникова Л.А.

Анализ пространственно-временной организации текста – важнейший этап его филологического анализа. Выявить, какими средствами выражен пространственный континуум в сказке В.Ф. Одоевского «Игоша», — цель данной статьи.

Обращение к творчеству В.Ф. Одоевского не случайно. Литературное дарование писателя своеобразно. По словам литературоведа Е.А. Маймина, «историко-литературное значение его творчества, быть может, не до конца осознано и определено, но в целом оно неоспоримо» [Маймин].

Сказка В.Ф. Одоевского «Игоша» включена в школьную программу. Наши материалы могут оказать существенную помощь учителю-словеснику при работе над анализом текста данного произведения.

М.А. Турьян, исследователь творчества В.Ф.

Одоевского, отметил особенность поэтики сказки «Игоша»: «Сосуществование параллельных планов – фантастического и реального – воспроизведено здесь как неуловимое, легко переливающееся одно в другое чередование детской грёзы и действительной жизни, как состояние полусна-полуяви, когда факты сиюминутного бытия продолжают свою жизнь, своё развитие в иной, «ирреальной» ипостаси – и вновь возвращаются в действительность» [Турьян 1991: 23]. Три основные пространственные точки зрения (повествователя, мифического существа Игоши, точка зрения взрослых персонажей – батюшки и няни), которые выделяются в структуре повествования, соответствуют разным ракурсам в описании и изображении событий. Мифопоэтическое представление о пространстве возникает уже после заглавия. Игоша – существо в славянской мифологии. Уже в самом начале сказки формируется семантическая оппозиция: фантастическое – реальное. Пространство сказки представляет детская. Игрушки, ковёр, нянюшка — это особого рода номинации, локальные указатели [Чернухина 1984: 42]. Они не имеют пространственного значения, но относят изображаемое к определённому пространству, в частности к детской: «Я сидел с нянюшкой в детской; на полу разостлан был ковёр, на ковре игрушки» (здесь и в дальнейшем цитаты приводятся по факсимильному воспроизведению издания 1833 В.Ф. Одоевский «Сказки Иринея Модестовича Гомозейки» с учётом норм современной русской орфографии и пунктуации). Лексема игрушки – центральная в соответствующей тематической группе. Она объединяет слова с периферийной семой локальности, такие, как моська, барабан, барабанщик, колясочка. Реалии действительной жизни заполняют пространство мифического существа: «маленький человек прямо к столу, где у меня стояли рядком игрушки, вцепился зубами в салфетку и потянул её, как собачонка; посыпались мои игрушки: и фарфоровая моська вдребезги, барабан у барабанщика выскочил, у колясочки слетели колёса…» Мифопоэтическое пространство, столь существенное для В.Ф.Одоевского, воплотилось в таких значимых пространственных объектах, как дверь, окно (рама): «Вдруг дверь отворилась…»; «и я, бывало, как дверь, окно ли отворится – тотчас забегу посмотреть».; «рама выскочила, и Игоша с ботинкой на голове запрыгал у меня по комнате». Известно, что образ двери в древности интерпретировался как тот «горизонт», та «межа», которые смотрели в противоположные стороны света и мрака и образно выражали точку «предела» [Фрейденберг 1978: 563]. Окно как взгляд на мир также устойчивый образ, используемый в литературе.

Пространство сказки одновременно является и открытым, и замкнутым. В сказке, с одной стороны, упоминаются город, дорога, изба, конюшня, церковь. С другой – пространство ограничено детской комнатой с няней и игрушками.

Это пространство постепенно сужается для повествователя, меняется окружение ребёнка. Он оказывается в пустой комнате: «батюшка …посадил меня в пустую комнату, такую пустую, что в ней не было ни стола, ни стула, ни даже скамейки».

Пространство сужается ещё больше: «В слезах я побрёл к углу»; «батюшка увидит, я опять в угол».

При помощи повторяющихся лексических средств подчёркивается сосуществование параллельных планов повествования: «игрушки, а между игрушками я»; «..

и я очутюсь на ковре с игрушками посредине комнаты»; «и я снова очутился на ковре между игрушек»; «Смотрю, маленький человечек прямо к столу, где у меня стояли рядком игрушки… посыпались мои игрушки»; «зачем ты сронил мои игрушки, едакой злыдень!».

Герой-повествователь живёт одновременно в реальном и фантастическом пространстве. Предлог между с творительным падежом существительного и устаревшее его сочетание с родительным падежом означает «положение предмета, лица посредине, среди кого-чего-н.» [Ожегов, Шведова 1999: 348]. Юному созданию близок любой мир.

Его окружают предметы реального пространства, они же существуют с ним и в мире грёз.

Повтор слов с конкретно-предметным значением придаёт достоверность повествованию: «и Игоша стал повёртываться со стороны в сторону и опять к столу, на котором нянюшка поставила свой заветный чайник, очки, чашку без ручки, и два кусочка сахару…», «Игоша потянул за салфетку и полетели на пол и заветный нянюшкин чайник, и очки выскочили из очешника, и чашка без ручки расшиблась, и кусочек сахарца укатился…» Реально видимое пространство дополняется воображаемым.

Степень заполненности пространства важна для образной системы произведения. Как уже было сказано, пространство повествователя характеризуется заполненностью предметами его, детского, мира. Взрослым этот мир чужд. Там, где появляется Игоша, взрослых нет. Это подчёркивается специальными лексическими средствами: «Едва я остался один, как Игоша явился ко мне».

Важным средством выражения пространственного дейксиса в данном тексте являются конструкции предложно-падежных форм имени в сочетании с предлогом с пространственным значением: под бильярд, на столе, на ковре, на полу.

В тексте встречаются подобные конструкции со словами, включающими в свою семантику пространственную сему: на дворе, со двора, на дороге, на завражке, в комнату, посредине комнаты, в церкви, в столовую.

Пространство воплощается и с помощью наречий (там, тут, здесь), которые служат распространителями простых предложений: «Смотрю: там стоит Игоша…»; «…не тут ли безрукий…»; «Посмотрим… что здесь разобьёт Игоша!».

Ярким выражением пространственных точек зрения персонажей являются глагольные формы. Пространственная позиция повествователя и персонажей то динамическая, то статическая.

Конструкции с предикатами движения («няня на минутку вышла»; «Игоша не успел окончить, как нянюшка вошла ко мне в комнату; Игоша не прост молодец, разом лыжи навострил…») отражают перемещение в пространстве персонажей. «Вошла» — «лыжи навострил» контекстуальная антонимия, характеризующая отсутствие пространственной близости персонажей.

В соответствии с развитием действия меняется положение героя-повествователя. Глаголы движения и статики вместе с сочетающимися с ними предложно-падежными формами с локальным значением, наречиями со значением места создают пластичное представление пространства: «В слезах я побрёл к углу.

Смотрю: там стоит Игоша; только батюшка отвернётся, а он меня головой толк да толк в спину, и я очутюсь на ковре с игрушками посредине комнаты; батюшка увидит, я опять в угол; отворотится, а Игоша снова меня толкнёт». Глагол очутиться дважды повторяется в тексте. Он означает «неожиданно оказаться в каком-н. месте» [Ожегов, Шведова 1999: 487].

Читайте также:  Унесённые ветром - краткое содержание романа митчелл

Конструкции с данной лексемой воплощают «причудливое и свободное смешение необыкновенного и повседневного, бытового» [Маймин]. Для взрослых закрыт доступ к пространству мифического существа. Глагольная приставка от (отвернётся, отворотится) означает удаление, движение в сторону.

«Игоша для батюшки был невидим» — нейтральная глагольная форма «невидим» приобретает контекстуальную оценочность.

Глагольные лексемы являются единицами различных семантических полей, которые входят в категорию пространства.

Они составляют, к примеру, такие группировки, как «нахождение в пространстве» — сидеть, остановиться, остаться, стоять; «изменение положения» — вертеться, прыгать, повёртываться; «направление» (по нашим наблюдениям, эта группировка представлена в анализируемом тексте наибольшим количеством лексем) – посмотреть, прибежать, отъехать, пойти, являться, полететь, побрести, укатиться, оттолкнуть.

Таким образом, отмеченная исследователями двуплановость сказки В.Ф. Одоевского «Игоша» представлена в структуре произведения двумя типами пространства – реального и фантастического.

Реалии объективно существующего мира (их воплощением является конкретно-предметная лексика) накладываются на фабулу фольклорной былички. Сигналами мифологического плана текста является, помимо заглавия, указание на существование таких важных пространственных точек, как дверь, окно.

Пространственный мир грёз доступен лишь маленькому герою повествования. Ярким выражением пространственной точки зрения взрослых персонажей является глагольная лексика, отдельные единицы которой создают эстетический эффект невозможности проникновения в мир фантастики.

Средства выражения пространственного континуума в сказке В.Ф. Одоевского «Игоша» — слова разных частей речи с локальной семантикой, предлоги пространственного значения, слова с периферийными семами локальности.

Итак, категория пространства – важнейшая часть логической организации текста, его структуры. Мы обращались в основном к анализу таких фрагментов текста, в которых изображение пространства не совмещено с изображением времени. В перспективе остаётся исследование художественного времени сказки, которое неразрывно связано с художественным пространством.

Список литературы

Маймин – Маймин Е.А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи». — http://www.iqrate.com/friends/prog.cfm

Ожегов, Шведова 1999 – Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.

Турьян 1991 – Турьян М.А. Сказки Иринея Модестовича Гомозейки. Приложение к факсимильному изданию. М.: Книга, 1991.

Чернухина 1984 – Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж: Изд –во Воронежского университета, 1984.

Источник: http://www.neuch.ru/referat/83544.html

Игоша — сказка Владимира Фёдоровича Одоевского

  

—От какого Игоши? — спросила его маменька.

—Да вот послушай,- на завражке я остановился лошадей покормить; прозяб я и вошел в избу погреться; в избе за столом сидят трое извозчиков, а на столе лежат четыре ложки; вот они хлеб ли режут, лишний ломоть к ложке положат; пирога ли попросят, лишний кусок отрушат.

—Кому это вы, верно, товарищу оставляете, добрые молодцы? — спросил я.

—Товарищу не товарищу,- отвечали они,- а такому молодцу, который обид не любит.

—Да кто же он такой? — спросил я.

—Да Игоша, барин. Что за Игоша, вот я их и ну допрашивать.

—А вот послушайте, барин,- отвечал мне один из них, — летом у земляка-то родился сынок, такой хворенький, Бог с ним, без ручек, без ножек,- в чем душа; не успели за попом сходить, как он и дух испустил; до обеда не дожил. Вот, делать нечего, поплакали, погоревали, да и предали младенца земле.

— Только с той поры все у нас стало не по-прежнему… впрочем, Игоша, барин, малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословенье подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то Игоша и пойдет кутить: то у попадьи квашню опрокинет или из горшка горох выбросает; а у нас или у лошадей подкову сломает, или у колокольчика язык вырвет — мало ли что бывает.

—И! да я вижу, Игоша-то проказник у вас,- сказал я, — отдайте-ка его мне, и если он хорошо мне послужит, то у меня ему славное житье будет; я ему, пожалуй, и харчевые назначу.

Между тем лошади отдохнули, я отогрелся, сел в сани, покатился: не отъехали версты — шлея соскочила, потом постромки оборвались, а наконец оглобля пополам — целых два часа понапрасну потеряли. В самом деле, подумаешь, что Игоша ко мне привязался.

Так говорил батюшка; я не пропустил ни одного слова. В раздумье пошел я в свою комнату, сел на полу, но игрушки меня не занимали — у меня в голове все вертелся Игоша да Игоша.

Вот я смотрю — няня на ту минуту вышла — вдруг дверь отворилась; я по своему обыкновению хотел было вскочить, но невольно присел, когда увидел, что ко мне в комнату вошел, припрыгивая, маленький человечек в крестьянской рубашке, подстриженный в кружок; глаза у него горели, как угольки, и голова на шейке у него беспрестанно вертелась; с самого первого взгляда я заметил в нем что-то странное, посмотрел на него пристальнее и увидел, что у бедняжки не было ни рук, ни ног, а прыгал он всем туловищем. Как мне его жалко стало! Смотрю, маленький человечек — прямо к столу, где у меня стояли рядком игрушки, вцепился зубами в салфетку и потянул ее, как собачонка; посыпались мои игрушки: фарфоровая моська вдребезги, барабан у барабанщика выскочил, у колясочки слетели колеса — я взвыл и закричал благим матом: «Что за негодный мальчишка! зачем ты сронил мои игрушки, эдакой злыдень! да что еще мне от нянюшки достанется! Говори, зачем ты сронил игрушки?»

  • —А вот зачем,- отвечал он тоненьким голоском, затем, — прибавил он густым басом,- что твой батюшка всему дому валежки сшил, а мне, маленькому, заговорил он снова тоненьким голоском,- ни одного не сшил, а теперь мне, маленькому, холодно, на дворе мороз, гололедица, пальцы костенеют.
  • —Ах, жалкинький, — сказал я сначала, но потом, одумавшись,- да какие пальцы, негодный, да у тебя и рук-то нет, на что тебе валежки?
  • —А вот на что,- сказал он басом,- что ты вот видишь, твои игрушки в дребезгах, так ты и скажи батюшке: «Батюшка, батюшка, Игоша игрушки ломает, валежек просит, купи ему валежки»,- а ты возьми да и брось их ко мне в окошко.

Игоша не успел окончить, как нянюшка вошла ко мне в комнату, Игоша не прост молодец, разом лыжи навострил, а нянюшка — на меня: «Ах ты, проказник, сударь! зачем изволил игрушки сронить? Нельзя тебя одного ни на минуту оставить. Вот ужо тебя маменька…»

—Нянюшка! Не я уронил игрушки, право, не я, это Игоша…

—Какой Игоша, сударь?.. еще изволишь выдумывать!

—Безрукий, безногий, нянюшка. На крик прибежал батюшка, я ему рассказал все, как было, он расхохотался.

—Изволь, дам тебе валежки, отдай их Игоше. Так я и сделал. Едва я остался один, как Игоша явился ко мне, только уже не в рубашке, а в полушубке.

—Добрый ты мальчик,- сказал он мне тоненьким голоском,- спасибо за валежки; посмотри-ка, я из них себе какой полушубок сшил, вишь, какой славный!

И Игоша стал повертываться со стороны на сторону и опять к столу, на котором нянюшка поставила свой заветный чайник, очки, чашку без ручки и два кусочка сахара — и опять за салфетку, и опять ну тянуть.

—Игоша! Игоша! — закричал я,- погоди, не роняй — хорошо мне один раз прошло, а в другой не поверят; скажи лучше, что тебе надобно?

  1. —А вот что,- сказал он густым басом,- я твоему батюшке верой и правдой служу, не хуже других слуг ничего не делаю, а им всем батюшка к празднику сапоги пошил, а мне, маленькому,- прибавил он тоненьким голоском, — и сапожишков нет, на дворе днем мокро, ночью морозно, ноги ознобишь…- и с сими словами Игоша потянул за салфетку, и полетели на пол и заветный нянюшкин чайник, и очки выскочили из очешника, и чашка без ручки расшиблась, и кусочек сахарна укатился…
  2. Вошла нянюшка, опять меня журит: я на Игошу, она на меня.
  3. —Батюшка, безногий сапогов просит, — закричал я, когда вошел батюшка.
  4. —Нет, шалун,- сказал батюшка,- раз тебе прошло, в другой раз не пройдет; эдак ты у меня всю посуду перебьешь ; полно про Игошу-то толковать, становись-ка в угол.
  5. —Не бось, не бось, — шептал мне кто-то на ухо,- я уже тебя не выдам.

В слезах я побрел к углу. Смотрю: там стоит Игоша, только батюшка отвернется, а он меня головой толк да толк в спину, и я очутюсь на ковре с игрушками посредине комнаты; батюшка увидит, я опять в угол; отворотится, а Игоша снова меня толкнет.

Батюшка рассердился. «Так ты еще не слушаться? — сказал он, — сей час в угол и ни с места».

  • —Батюшка, это не я… это Игоша толкается.
  • —Что ты вздор мелешь, негодяй; стой тихо, а не то на целый день привяжу тебя к стул.
  • Рад бы я был стоять, но Игоша не давал мне покоя: то ущипнет меня, то оттолкнет, то сделает мне смешную рожу — я захохочу; Игоша для батюшки был невидим — и батюшка пуще рассердился.
  • —Постой,- сказал он, — увидим, как тебя Игоша будет отталкивать,- и с сими словами привязал мне руки к стулу.
  • А Игоша не дремлет: он ко мне — и ну зубами тянуть узлы; только батюшка отворотится, он петлю и вытянет; не прошло двух минут — и я снова очутился на ковре между игрушек, посредине комнаты.
  • Плохо бы мне было, если б тогда не наступил уже вечер; за непослушание меня уложили в постель ранее обыкновенного, накрыли одеялом и велели спать, обещая, что завтра, сверх того, меня запрут одного в пустую комнату.
  • Ночью, едва нянюшка загнула в свинец свои пукли, надела коленкоровый чепчик, белую канифасную кофту, пригладила виски свечным огарком, покурила ладаном и захрапела, я прыг с постели, схватил нянюшкины ботинки и махнул их за форточку, приговаривая вполголоса: «Вот тебе, Игоша».

—Спасибо! — отвечал мне со двора тоненький голосок.

Разумеется, что ботинок назавтра не нашли, и нянюшка не могла надивиться, куда они девались.

Между тем батюшка не забыл обещания и посадил меня в пустую комнату, такую пустую, что в ней не было ни стола, ни стула, ни даже скамейки.

—Посмотрим, — сказал батюшка,- что здесь разобьет Игоша! Нет, брат, я вижу, что ты не по летам вырос на шалости… пора за ученье. Теперь сиди здесь, а чрез час за азбуку,- и с этими словами батюшка запер двери.

Несколько минут я был в совершенной тишине и прислушивался к тому странному звуку, который слышится в ухе, когда совершенно тихо в пустой комнате. Мне приходил на мысль и Игоша.

Что-то он делает с нянюшкиными ботинками? Верно, скачет по гладкому снегу и взрывает хлопья.

Как вдруг форточка хлопнула, разбилась, зазвенела, и Игоша, с ботинкой на голове, запрыгал у меня по комнате. «Спасибо! Спасибо! — закричал он пискляво.- Вот какую я себе славную шапку сшил!»

—Ах, Игоша! не стыдно тебе? Я тебе и полушубок достал, и ботинки тебе выбросил из окошка,- а ты меня только в беды вводишь!

—Ах, ты неблагодарный,- закричал Игоша густым басом,- я ли тебе не служу, — прибавил он тоненьким голоском, я тебе и игрушки ломаю, и нянюшкины чайники бью, и в угол не пускаю, и веревки развязываю; а когда уже ничего не осталось, так рамы бью; да к тому ж служу тебе и батюшке из чести, обещанных харчевых не получаю, а ты еще на меня жалуешься.

Правда у нас говорится, что люди — самое неблагодарное творение! Прощай же, брат, если так, не поминай меня лихом.

К твоему батюшке приехал из города немец, доктор, который надоумил твоего батюшку тебя за азбуку посадить, да все меня к себе напрашивается, попробую ему послужить; я уж и так ему стеклянки перебил, а вот к вечеру после ужина и парик под бильярд закину — посмотрим, не будет ли он тебя благодарнее…

С сими словами исчез мой Игоша, и мне жаль его стало.

С тех пор Игоша мне более не являлся.

Мало-помалу ученье, служба, житейские происшествия отдалили от меня даже воспоминание о том полусонном состоянии моей младенческой души, где игра воображения так чудно сливалась с действительностью; этот психологический процесс сделался для меня недоступным; те условия, при которых он совершался, уничтожились рассудком; но иногда, в минуту пробуждения, когда душа возвращается из какого-то иного мира, в котором она жила и действовала по законам, нам здесь неизвестным, и еще не успела забыть о них, в эти минуты странное существо, являвшееся мне в младенчестве, возобновляется в моей памяти, и его явление кажется мне понятным и естественным.  

Читать другие сказки Одоевского. Содержание  

Читайте также:  Спартанцы - сообщение доклад 5 класс история

Источник: https://skazkibasni.com/igosha

Игоша

   (Алек. Степ. Хомякову)

   Я сидел с нянюшкой в детской; на полу разостлан был ковер, на ковре игрушки, а между игрушками – я; вдруг дверь отворилась, а никто не взошел. Я посмотрел, подождал – все нет никого.

   – Нянюшка! нянюшка! Кто дверь отворил?

   – Безрукий, безногий дверь отворил, дитятко! Вот безрукий, безногий и запал мне на мысль.

  •    – Что за безрукий, безногий такой, нянюшка?
  •    – Ну, да так – известно, что, – отвечала нянюшка, безрукий, безногий.
  •    Мало мне было нянюшкиных слов, и я, бывало, как дверь ли, окисли отворится – тотчас забегу посмотреть: не тут ли безрукий – и, как он ни увертлив, верно бы мне попался, если бы в то время батюшка не возвратился из города и не привез с собою новых игрушек, которые заставили меня на время позабыть о безруком.

   Радость! веселье! прыгаю! любуюсь игрушками! А нянюшка ставит да ставит рядком их на столе, покрытом салфеткою, приговаривая: «Не ломай, не разбей, помаленьку играй, дитятко». Между тем зазвонили к обеду.

   Я прибежал в столовую, когда батюшка рассказывал, отчего он так долго не возвращался. «Все постромки лопались, – говорил он, – а не постромки, так кучер то и дело что кнут свой теряет; а не то пристяжная ногу зашибет, беда, да и только! Хоть стань на дороге; уж в самом деле я подумал: не от Игоши ли?»

   – От какого Игоши? – спросила его маменька.

   – Да вот послушай, – на завражке я остановился лошадей покормить; прозяб я и вошел в избу погреться; в избе за столом сидят трое извозчиков, а на столе лежат четыре ложки; вот они хлеб ли режут, лишний ломоть к ложке положат; пирога ли попросят, лишний кусок отрушат.

   – Кому это вы, верно, товарищу оставляете, добрые молодцы? – спросил я.

   – Товарищу не товарищу, – отвечали они, – а такому молодцу, который обид не любит.

   – Да кто же он такой? – спросил я.

   – Да Игоша, барин. Что за Игоша, вот я их и ну допрашивать.

   – А вот послушайте, барин, – отвечал мне один из них, – летом у земляка-то родился сынок, такой хворенький, Бог с ним, без ручек, без ножек, – в чем душа; не успели за попом сходить, как он и дух испустил; до обеда не дожил. Вот, делать нечего, поплакали, погоревали, да и предали младенца земле.

 – Только с той поры все у нас стало не попрежнему… впрочем, Игоша, барин, малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословенье подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то Игоша и пойдет кутить: то у попадьи квашню опрокинет или из горшка горох выбросает; а у нас или у лошадей подкову сломает, или у колокольчика язык вырвет – мало ли что бывает.

   Конец ознакомительного фрагмента.

Источник: https://readanywhere.ru/odoevskij-vladimir-fedorovich/books/igosha/224756/Trial

В сказке в.ф.одоевского «игоша» — pdf free download

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Консультация для родителей «Сказки учат быть добрее» Цель: формирование представлений о развивающем и воспитывающем значении сказок в воспитании детей. Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании

Подробнее

Серия «Школьная программа по чтению» Борис Житков Про слона Рассказы о животных Ростов-на-Дону «Феникс» 2018 УДК 821.161.1-3-93 ББК 84 (2Рос=Рус)6 КТК 71 Ж74 Житков, Борис. Ж74 Про слона : рассказы о животных

Подробнее

Тема занятия: История возникновения оберегов и их виды. Цели занятия: 1. Обучающая: Дать первоначальные сведения об истории возникновения домашних оберегов и их видах; 2. Развивающая: Развивать творческие

Подробнее

Конспект занятия по охране здоровья и физическому развитию «Как устроено тело человека», 4 группа детей с ОВЗ 19.09.16 Тема: «Как устроено тело человека» Цель: Дать детям представление о строении и работе

Подробнее

Сочинение по тексту попова закружился в диком танце осени >>> Сочинение по тексту попова закружился в диком танце осени Сочинение по тексту попова закружился в диком танце осени Луна музей любви человека.

Подробнее

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа 59 «Перспектива» г. Липецка Мастер- класс для родителей «Сочинение авторской сказки (в жанре волшебной сказки)» Воспитатель: Аушева

Подробнее

Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» Никульшина Юлия 8-А класс. Островский Александр Николаевич Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Членкорреспондент

Подробнее

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа 1» «Кот Котофей» Мастер-класс Салимшина Светлана Альфеевна учитель

Подробнее

Урок в 4 классе Учитель Сергеева Татьяна Викторовна ТЕМА: А.С. ГРИН «АЛЫЕ ПАРУСА». Тип урока: Урок закрепления изученного материала Вид урока: комбинированный Технология: критического мышления и информационная

Подробнее

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для развития ТВОРЧЕСКОГО воображения у дошкольников 5 7 лет» 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки» Цель: развитие воображения и внимания. Предложить

Подробнее

ТЕМЫ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ С ПРАКТИКУМОМ 1. Роль малых форм устного народного творчества в нравственноэтическом воспитании младшего школьника 2. Роль русской народной сказки

Подробнее

Сказки «по размеру». Необходимо помнить, что сказка сказке рознь и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. В противном случае пользы от сказки не будет психика ребенка просто откажется

Подробнее

Как рождается сказка Автор(ы): Николаева Милана Станиславовна Школа: ГБОУ «Школа 2115» СП-2 Класс: 1 В Руководитель: Тарасова Надежда Степановна Я люблю читать сказки. У меня дома много разных книг со

Подробнее

Сочинение на тему роль композиции романа в раскрытии характера печорина Это определило и своеобразную композицию романа. Его зовут Григорий Печорин, он переведен на Кавказ за неприятный инцидент. Психологический

Подробнее

Творческий проект по литературе: «Гуманизм Н.А. Некрасова в стихотворении «Крестьянские дети». Выразительность речи в поэтическом произведении» Выполнил ученик: 5а класса Жигулин Иван Руководитель: Бандоля

Подробнее

25 янв 2013. На мой вкус, это один из самых подходящих жанров для семейного просмотра, просмотра с участием детей.. Хороший старый всеми любимый сериал.. Фантастические милые зверюшки, симпатичные герои

Подробнее

«Тоска по родине. Повесть. Сочинение М. Н. Загоскина» произведение известнейшего литературного критика Виссариона Белинского. В своих работах автор высказывает новаторские взгляды на цель и функции художественного

Подробнее

Выполнила: воспитатель МДОУ д/с 1 Коршунова Галина Сергеевна В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк

Подробнее

Фузулзянова Лилия Гусмановна, научный сотрудник, Институт Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ, г. Казань ВЗАИМОСВЯЗЬ СКАЗОЧНЫХ ТРАДИЦИЙ ТАТАРСКИХ И РУССКИХ НАРОДОВ Аннотация. Основное

Подробнее

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1 1.Русские учебники. История и современность. 2.К.Д.Ушинский в истории методики литературного чтения. 3.Роль малых фольклорных жанров в развитии навыков чтения

Подробнее

Пояснительная записка Картотека видов театров При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, мы учли: особенности эмоциональной личности ребенка, его индивидуальные

Подробнее

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. cказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными

Подробнее

Т. С. Санникова, студентка Югорский государственный университет, Россия, г. Ханты-Мансийск, Н. И. Санникова, научный руководитель, д. п. н., профессор, Югорский государственный университет, Россия, г.

Подробнее

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребѐнка к встрече с новой

Подробнее

История создания сказок второй болдинской осени Шевелёва Маргарита, ученица 9 класса филиала МБОУ «Возрожденская Озерской ОШ Руководитель: Сергеева Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Подробнее

Презентация «Сказкотерапия-один из методов здоровьесберегающей технологии» Подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад 112 Никифорова Е.Б. Сказкотерапия один из видов здоровьесберегающих ле технологий. Является

Подробнее

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 класс Даты Кол-во Тема урока Плановая Фактическая п/п часов дата дата 1 Шедевры русской литературы 1 06.09 2 Истоки и начало древнерусской литературы.

Подробнее

Технологическая карта урока литературного чтения. параметр описание 1 Учебный предмет, дата 26.10.13 Литературное чтение 2 Тема урока Обобщающий урок по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.

Подробнее

Повести белкина герои проблематика стиль сочинение 29, Переход к реализму: Повести Белкина. 52, Рр Классное сочинения по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего Проблематика повести. б) умение использовать

Подробнее

Словесное творчество в контексте детского развития Ключевые слова Словесное творчество, детское развитие, речевое развитие В настоящее время российской общество испытывает большую потребность в творческих

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 326 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» 660132, г. Красноярск, ул. Славы, 13 «А», т. 225-82-03 КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подробнее

Конспект урока по литературе 7 класс ( Изучение произведений А.М. Горького) Тема урока: Особенности построения повести А.М. Горького «Детство». Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения.

Подробнее

Для читателя Мой добрый, внимательный друг! Перед тобой новый учебник по литературному чтению для 4 класса. В отличие от первых учебных книг, почти все произведения здесь ты будешь читать самостоятельно.

Подробнее

1 2 М е тоди к а Современный 7 2015 детский сад И.Э. Лившиц И.А. Масленникова Л.А. Сорокина педагоги ГБОУ СОШ 480 (дошкольное отделение), г. Москвы. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

Подробнее

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 8» Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса Составитель: Михеева Л.Г. г.тихвин Программа по изобразительному искусству для основной

Подробнее

Консультация для родителей. Как научить ребёнка любить литературу (материал из опыта работы) Романова Юлия Валерьевна воспитатель МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 152» города Кирова romnikita.julia

Подробнее

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества Кафедра теории

Подробнее

Проект обучающегося 6 «В» класса Подшивалова Ивана Руководитель проекта: учитель литературы Шабардина Татьяна Ивановна Задачи: 1. Узнать значение своего имени 2. Описать образ Ивана — героя сказок 3. Определить

Подробнее

Актуальность программы Организация внеурочной деятельности школьников является сегодня важной государственной задачей. Внеурочная деятельность является мощным образовательным ресурсом, обеспечивающим условия

Подробнее

О. Г. ЧЕРНЫХ ПРАКТИКУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2011 УДК 372.882 ББК 74.202 Ч49 Ч49 Черных О.Г. Практикум по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2011. 160 с. (Мастерская учителя-словесника). ISBN

Подробнее

СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой работы по литературному чтению в конце 2-го года обучения Итоговая работа проводится образовательной организацией самостоятельно в апреле 219 г. 1. Назначение итоговой работы Проверочная

Подробнее

Приключения бабы яги или как летучая ступа богатырей бомбили >>> Приключения бабы яги или как летучая ступа богатырей бомбили Приключения бабы яги или как летучая ступа богатырей бомбили По мнению исследователей,

Подробнее

Приключения бабы яги или как летучая ступа богатырей бомбили >>> Приключения бабы яги или как летучая ступа богатырей бомбили Приключения бабы яги или как летучая ступа богатырей бомбили По мнению исследователей,

Подробнее

«Влияние игр на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления» Воспитатели: Козлова Е.В Марунич Н.М. В дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности ребенка Психическое развитие дошкольника

Подробнее

Какое место имеет русский язык в моей жизни сочинение Сочинение на английском языке на тему: Английский язык в моей жизни/ English in my life с переводом на русский язык. Декабрь 2, 2014 somik. Сочинения

Подробнее

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

Подробнее

Теплых И., Ли Нянь, Мэн Вэй Забайкальский государственный университет Чита, Россия Проблема хронотопа в современной литературе Америки и Китая В данной статье рассмотрены проблемы пространства и времени

Подробнее

Как читать и писать художественные произведения: теория литературы для всех / How to read and write fiction. Theory of literature for everyone. Клинг Олег Алексеевич, доктор филологических наук, профессор,

Подробнее

Мини сочинение что значит быть красивым человеком Как часто мы говорим: Какой красивый человек! чтобы быть гармоничной личностью, цельной натурой, а значит, и красивым (мини-сочинение). Очень часто мы

Подробнее

УДК 372.4 ББК 74.202.5 Б40 Тексты предназначены для чтения взрослыми детям. Б40 Безруких, М. М. Мир вокруг от А до Я : пособие для детей 4 5 лет. В 3 ч. Ч. 1 / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. М. : Дрофа,

Подробнее

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Золотая рыбка» с.печерск Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Как органы человека помогают

Подробнее

Иванова Елена Александровна учитель МБОУ «Сосновская СОШ» п. Сосновка, Кемеровская область РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ Аннотация: с самых давних времен не ослабевает

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/67591698-V-skazke-v-f-odoevskogo-igosha.html

Ссылка на основную публикацию